Что является объектом изучения этносоциологии. Возможности применения методов смежных дисциплин в этносоциологическом исследовании

С самого начала предметная область этнической социологии была доста­точно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных от­ношений у народов с учетом социальной дифференциации; тен­денции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, фун­кционирующей в городе и деревне, в социальных группах; меж­культурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтни­ческие отношения.

Этносоциологию определили как пограничную научную дис­циплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Народы-этносы в их социальном многообразии были а центре ее изучения. Однако у этносоциологов есть особенности и в объек­те, и в предмете изучения.

В этносоциологических исследованияхобъект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании - это сегменты, части общества, чле­ны которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Этносоциология формировалась как специальная социологичес­кая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований. «Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов - изме­нения общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивности и глубины межнациональ­ных и социальных контактов, т.е. явлений, выходящих за рамки традиционных этнографических интересов. Это проблемы социологические, но без этнографического анализа, и внимания к этнической множествен­ности социальных явлений, они также не могут быть осмысле­ны».

Она отпочковалась от исторической социологии, ибо в поле ее изучения находятся современные народы, урбанизи­рованные, а историческая этносоциология изучает социальные изменения у народов в доиндустриальных обществах. Исторический подход, стремление рассматривать явления и процессы в исторической перспективе стали характер­ной чертой этносоциологических исследований. Некоторые науч­ные коллективы стремились проводить повторные (в ряде случаев

это были панельные) исследования, сохраняя основной блок воп­росов в опросных листах с тем, чтобы иметь возможность сравни­вать динамику изменений. В результате были созданы банки дан­ных исследований, проведенных по сопоставимым программам. Возникло даже некоторое разделение между социологами и этнографами. Первые использовали терминологию, утвердившуюся в исторической и политической литературе, на­зывали свой предмет социологией национальных отношений и изучали собственно характер межнациональных отношений и вли­яние их на политическую ситуацию в стране. Вторые использовали понятийный аппарат отечественной эт­нологической и мировой социологической литературы. Они име­новали свое направление этносоциологией, а социологию межэт­нических отношений рассматривали как одну из областей иссле­дования.

В представлении некоторых ученых, начавших работать в обла­сти этносоциологии уже после перестройки, этносоциологи изу­чали «главным образом социальную обусловленность традицион­ной культуры, освоение культурных ценностей в полинациональ­ной среде...», и только после середины 80-х годов стали фокусировать внимание на воздействии фактора этничности на частные социальные процессы (социальная мобильность, урбанизированность...) и общесоциальные - стабильность и динамику социальных систем и институтов.

Этносоциология - дисциплина, изучающая соци­альные процессы и явления в разных этнических средах и этничес­кие процессы в социальных группах.

Предмет этносоциологии - изучение социальных аспектов раз­вития и функционирования этнических групп, их идентичности, ин­тересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективно­го поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей лич­ности, включенной в эти группы, и социальной среды.

Область этносоциологического изучения чрезвычайно широка. Это - этнические особенности социальных изменений, в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в Рос­сийской Федерации и межгосударственная миграция на постсо­ветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных от­ношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; внутриэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерант­ность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и со­циально-психологические основы межэтнических конфликтов и т.д. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех со­циально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением мето­дики социологического исследования.

Этническая социология - часть со­циологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т.д.). Этносоциологическая теория - это теория сред­него уровня . В рамках ее или как сопредельные с нею разрабатыва­ются теории этнической стратификации, социальных параметров этнодемографии, этноязыковых процессов, межкультурных взаимодействий, этнической идентичности, межэтнических отноше­ний.

В современных социологических теориях особое внимание уде­ляется этнометодологии. Сам термин «этнометодология» был введен Г. Гарфинкелем (означает «методы людей»). Этнометодология ориентирована на исследование того, каким образом люди строят свою повседневную жизнь, поэтому одним из типов исследования стал так называемый разговор-ана­лиз.

Расширение тематики этносоциологии в связи с современны­ми потребностями общества углубляет и взаимодействие ее с со­циальной психологией, контакты с политологией и экономикой.

«Стыковая» с социальной психологией область изучения - этническая идентичность и межэтнические отношения - обозна­чилась еще в период становления этносоциологии. И именно с социальной психологией различие было наименее четким. Каза­лось, что вся этнопсихология есть общая зона для этих научных дисциплин. Несмотря на по­стоянное стремление социальной психологии рассматривать про­блемы в контексте общества, развитие этой дисциплины в рамках психологии накладывает свой отпечаток. Не случайно социально-психологическое направление исследований характерно и для пси­хологии, и для социологии. Подобно тому, как социальная психология развивается в лоне и психологии, и социологии, так и этнопсихология развивается в русле и этносоциологии, и соци­альной психологии. Взаимодействие личности и общества - это предмет этнопсихологичес­ких исследований, проводимых в русле психологии, а изучение через личность социально стратифицированной этнической общ­ности и макросоциальных ситуаций в целом - задача, решаемая в русле этносоциологии.

Что касается политологии и этносоциологии, то зоной общих интересов является поведение электората во время выборов в зависимости от его этнического состава. Это касается и этнополитичес­ких конфликтов.

Таким образом, этносоциология интегрирует в себе относя­щиеся к ее сфере знания и методы из социологии, этнологии, социальной психологии, культурной антропологии и, особенно в последнее время, из политологии, прежде всего социально-поли­тической психологии, из экономики.

Функции этнической социологии:

теоретико-познавательная . решение теоретико-познавательных задач, выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей. К теоретико-познавательной функции относится и формули­рование специальных теорий. Ведь, начиная исследование, уче­ные на стадии теоретической подготовки, как правило, отбирают общие теории, т.е. определяют методологию работы, и теории сред­него уровня, или специальные теории, ориентирующие на изуче­ние именно конкретного избранного предмета. На завершающем же этапе делаются выводы на базе данных, полученных в ходе исследования, и эти выводы либо подтверждают и развивают спе­циальные теории, либо формулируют новые.

практико-преобразовательная . С самого начала в качестве цели исследования ставится не только объяснение полу­ченных фактов, проверка гипотез, но и прогнозирование в буду­щем новых процессов и явлений, а также тенденций развития су­ществующих, поэтому нередко ученые выделяют в качестве само­стоятельной прогностическую функцию науки. Именно процесс объяснения и прогнозирования дает основание для последующей выработки практических рекомендаций (на этом основании неко­торые ученые считают возможным вычленить у науки так называ­емую практическую, или инженерную, функцию).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Предмет и методы этносоциологии

Этносоциология - это дисциплина, которая изучает социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

Этническая социология является пограничной наукой между социологией и этнологией. Объект этносоциологии - народ-этнос в социальном многообразии. Он изучается через личность, включённую в этническую группу. Этнические группы - части общества, члены которых осознают себя носителями общей культуры и обладают чувством солидарности. Предмет этносоциологии - изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включённой в эти группы, и социальной среды. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования. Этносоциологи в своих исследованиях используют комплексный подход, т.е. учитывают особенности не только макросреды, но и микросреды (конкретную этнокультурную обстановку в республиках). Это усложняет методологию этносоциологического исследования. Приходится соотносить методологические принципы, позволяющие изучать закономерности общественного развития, развития этнической группы и личности. Культурологический метод: поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения. Рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей (коллективный подход): в ходе этой деятельности возникают особые коммуникативные связи. Такой подход Смелзер назвал «коллективистским», он помогает понять, как люди, связанные представлениями об общем происхождении, образуют группу с целью защиты своих интересов. С помощью этого подхода анализируют соперничество, конкуренцию, конфликты. Подход, который выявляет взаимоотношения: помогает понять поведение людей в сферах, затрагивающих этнические стороны их бытия, взаимодействия людей - это роли. Роль - поведение людей, которого ожидают от них, когда они занимают определённую позицию в группе. Роли могут быть в семье, на работе, в неформальных образованиях и т.д. Психологический метод: объясняет поведение людей как личностей, т.е. не просто как индивидов, а людей, включённых в этническую группу в том смысле, что в их представлениях или поведении присутствует в той или иной мере этничность. Этническая идентичность, взгляды, мотивы поведения, социальные установки понимаются как результат взаимодействия личности и общества. С точки зрения психологического подхода этническая идентичность, взгляды, мотивы поведения, социальные установки понимаются как результат взаимодействия личности и общества, влияние среды, в том числе и этнической на личность в процессе ее социализации.

2. Структура, задачи, функции этносоциологии

Функции этносоциологии: 1) Теоретико-познавательная. Мобилизация необходимого объёма знаний как одна из непременных черт научного исследования предполагает привлечение исторических и этнокультурных знаний, выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей, формулирование специальных теорий. 2) Практико-преобразовательная. Объяснение полученных фактов, проверка гипотез, прогнозирование новых процессов и явлений, а также существующих тенденций развития. Можно выделить прогностическую функцию как самостоятельную. 3) Просветительская. В условиях конфликтов этносоциологи не раз участвовали в тренингах вместе с представителями прессы с целью выработки наиболее эффективных приёмов подачи материалов об этнических группах, участвующих в конфликтах. Место этносоциологии в системе научных знаний. Этносоциология, являясь одним из направлений социологии, её частью, тесно связана с экономикой, политологией, социальной психологией, историей, антропологией и другими общественными дисциплинами. Пересматриваются ведущие теории развития общества. К примеру, теорию модернизации критиковали за то, что модернизация несла не только технические блага, расширяла свободу выбора человека, но и сохраняла отсталость, не избавляла от нищеты; на её фоне росли отчуждённость и девиантное поведение. Социологи признали, что уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов нередко вносит дезорганизацию в социальную жизнь. Общая область изучения наблюдается и с социальной психологией (этническая идентичность и межэтнические отношения). Однако психологические исследования нацелены на изучение установок, ценностей, психологических процессов (общение), но этого не достаточно для объяснения жизни тех или иных этнических общностей. Важно учитывать социальные интересы, культурные традиции, политическую и экономическую ситуации. Говоря о связи с этносоциологии с политологией, можно отметить, что политические интересы существенно влияют на развитие межнациональных и этнополитических конфликтов. Общество должно знать, на какой тип политического и государственного устройства ориентированы социальные слои разных народов. В России остро стоит вопрос о доступе к власти людей разных национальностей. Эти и другие вопросы, связанные с этническими интересами и ориентациями в сфере политики, составляют область совместного изучения политологов и этносоциологов. В ходе экономической трансформации общества также потребовалось изучение этнонациональных факторов. Это связано с экономическим национализмом (люди разных национальностей пытаются получить права контроля за ресурсами), а также с готовностью представителей разных этносов к участию в разных формах собственности.

Область этносоциологии широка, включает: 1) этнические особенности социальных изменений (прежде всего в среде русских и титульных этносов республик, а также в диаспорах, в том числе тенденции в профессиональных ориентациях). 2) темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в РФ, межгосударственная миграция на постсоветском пространстве. 3) этническая специфика внутрисемейный отношений. 4) тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах. 5) межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в культурной дистанции. 6) этническое самосознание, авто и гетеро стереотипы, внутриэтническая солидарность. 7) этнические интересы и установки на межэтнической общине.

3. Основные понятия этносоциологии

АВТОНОМИЯ - в этнических отношениях понимается как право самостоятельного управления жизненно важными проблемами своего этноса в соответствии с существующей в данном государстве конституций. АВТОСТЕРЕОТИПЫ - устойчивые представления этноса о своих качествах. АККУЛЬТУРАЦИЯ - процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов. АССИМИЛЯЦИЯ - тип этнических процессов, представляющих собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность. Протекает как естественным путем, так и насильственным. ГЕНОЦИД - истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. ДИАСПОРА - пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны его происхождения. ИНТЕГРАЦИЯ - в межкультурном взаимодействии сохранение разными группами присущих им культурных индивидуальностей, но объединение их в одно общество на иных основаниях. КОРЕННОЙ ЭТНОС - аборигенный народ, ведущий племенной образ жизни. КСЕНОФОБИЯ - враждебное отношение к иностранцам и ко всему чужому - языку, образу жизни, стилю мышления и т.п. МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ - обмен между двумя или более этническими общностями, материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах. МЕНТАЛИТЕТ - привычки сознания и стереотипы поведения, которые самими людьми не осознаются, но лежат в основе их видения мира. Это глубинная и устойчивая структура любой культуры, включающая в себя коллективное сознание и бессознательное. НАРОД - субъект истории; совокупность классов и социальных групп общества; население государства, страны, характеризующийся единством генезиса, языка, религии и художественных традиций. НАРОДНОСТЬ - исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов. НАЦИОНАЛИЗМ - идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которых являются идеи национальной исключительности, обособленности, пренебрежения и недоверия к другим нациям и народностям. НАЦИЯ - исторический тип этноса, представляющий собой социально - экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе государственности, общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и самосознания. РАСА - исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью происхождения, выражающейся в общности наследственных, передаваемых потомству второстепенных внешних физических особенностей. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - причисление себя к группе людей определенной национальности. ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ - любая общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных социально-экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, сохраняющих на протяжении своего жизненного пути известную культурную специфику и осознание себя отдельной самостоятельной группой. ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ - форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в которой стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют и страдают по принципу этнических различий. ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП - упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей (этнический образ); схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса. ЭТНОЛОГИЯ - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. ЭТНОС - устойчивая совокупность людей, обладающих общими психофизиологическими признаками, общностью территории в момент возникновения и на ранних этапах этногенеза, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме).

4. Социо-исторические концепции этничности

Был сформулирован и разработан К. Гирц, Э. Стюард, П. Ван ден Берг, Бромлей. В концепциях этих ученых этничность интерпретировалась в качестве начальных х-к индивида, как врожденное свойство человека, т.е. представителя той или иной группы.

Для сторонников этого подхода принадлежность к той или этнической группе является данностью. «Примордиальные связи» ввел Шилдз. До этого использовалось понятие «кровно-родственные связи». Шилдз определял для интерпретации семейных отношений.

Гирц считал, что некоторая привязанность, связи проистекают из духовной близости, чем из социальных взаимодействий. Примордиализм рассматривает эту связь (этничность), как систему социально значимых признаков, которые человек получает или наследует при рождении. Считают, что этничность невозможно создать или разрушить искусственно.

Язык - одно из важнейших слагаемых этнической группы (этничности), потому что выступает изначальной характеристикой человека.

Понимание сущности понятия этничности в различных концепциях объясняется в различиях их происхождения.

Социобиологическое. П. Ван ден Берг и Гумилев. Они объясняют возникновение этничности с помощью эволюционных идей, как явление детерминированное генетически и геогр. данными. П. Ван ден Берг предлагал понимать этничность как следствие генетической принадлежности, предрасположенности человека к родственному отбору, получившему название непотизм.

Непотизм - это альтруистическое поведение которое уменьшает вклад отдельного индивида в генотип след. поколения, но одновременно увеличивает шансы передачи членов данного индивида непрямым путем (помогая родственникам выжить и передать гены, индивид способствует воспроизводству своего генофонда).

Непотизм предоставляет соотв. группам эволюционные преимущества и закрепляется на генетическом уровне.

Реципрокность - это взаимность, взаимодействие. Эта х-ка определяется как особая форма взаимоотношения и сотрудничества между отдаленными родственниками и индивидами, кот. не связаны отношениями кровного родства. В тех соц. условиях где непотисткое поведение оказывается невозможным или опасным, индивид может договориться с другими индивидами о скоординированности поведения, что позволит увеличить возможность передачи своих генов.

Этничность понимается как всеохватывающая форма естественного отбора и родственных связей, которая сохраняет свое значение и развитых обществах.

Эволюционно-историческое. Этничность стала рассматриваться как результат эволюционного развития, а не как генетически предрасположенность. Сторонники стали рассматривать этносы как социальные, а не как биологические сообщества. По их представлению этнос - общий термин, призванный характеризовать общность людей, кот выступают в истории и реальной жизни в своих конкретно-исторических формах. Формирование этноса явл длительным историческим процессом, опред роль в котором играет общность территории, языка, культуры. Ни один из этих факторов в отдельности не играет роль, только в совокупности. Т.о. этносы, примордиального х-ра имеет х-тер социального, а не только биологического сообществ, т.к. зависимы от исторических изменений. Помимо территории и языка существует потребность в культуре, кот х-ся традиционностью, устойчивостью, религ. Западные исследователи рассматривали этничность как часть социокультуры. Также появляется особенности специфики психологической - меняются вкусы, ценностные ориентации и т.д. Этносом становится только та группа людей, которая осознает себя особым их объединением и отличает себя от других аналогичных общностей. Осознание группового единства принято называть этнич самосознанием. Этническое самосознание выступает интегративным показателем этноса, который включает представление об общности территории происхождения и исторических судеб людей, составляющих этот этнос.

5. Расово-биологи ческие трактовки этноса и нации

С.М. Широкогоров: Основной классификацией этносов служит: 1. признаки антропологические (особенности строения тела; окраска; признаки, признаваемые самим этносом). 2. Этнографические (комплекс обычаев, общий уклад жизни). 3. лингвистические (язык этноса). Этнос - группа людей, говорящих на одном языке, объединённых верой в общее происхождение, обладающие определённым культурным комплексом, отличным от других групп населения. - это динамичный процесс, находится под влиянием 3-х составляющих: среда обитания (первичная), культура (вторичная среда), межэтническое окружение (третичная среда). - это биологическая и социокультурная единица. Популярное представление, что человеческие сообщества, особенно в их политико-государственных формах, всегда складывались прежде всего на этнической основе, не соответствует действительности. Как современное понятие нации, так и идея, согласно которой индивид может участвовать в гражданской и политической жизни лишь как элемент нации, принадлежит XIX веку. До того гораздо большую роль в государственном строительстве играли религиозные, династические, хозяйственные, военные и другие факторы. Дискуссия вокруг основных компонентов понятий нации и этноса приобрела явную идеологическую окраску в последние десятилетия XIX в., когда достижение и обеспечение единой национальной государственности во многих странах стало приоритетной политической целью. Именно тогда в определении нации на первый план были поставлены факторы биологические (расовое происхождение, родовое единство, этническая общность) и пространственные, связанные с единством территории проживания или расселения. В XX в. этот подход, как известно, достиг «злокачественной» стадии и воплотился как в различных вариантах фашистской идеологии, так и в иных, более «мягких» формах. Вплоть до середины XX столетия преобладало в основе своей «генетическое» понимание нации. Но нацизм отрезвил людей. Для военного и последующих поколений европейцев слова типа «национальный дух», «национальная идея» приобрели уже не романтическое, а зловещее звучание. Они стали ассоциироваться с лагерными вышками и газовыми камерами. К тому же серьезные этнографические и антропологические исследования показали, что такие считавшиеся незыблемыми индикаторы общности национальных «корней», как государственность, язык, культура, история, не очень-то работают ни в отдельности, ни в совокупности и для формулирования универсальных признаков определения национальности, во всяком случае, не годятся. Лишь один индикатор оказался универсальным - самоотнесение человека к той или иной национальности: «я - русский», «я - татарин», «я - француз». Проблема перешла в субъективную плоскость. Ю.В. Бромлей в своих последних работах отмечал большую трудность использования не только антропологических, политических и экономических, но даже отдельных культурных показателей в качестве этнодифференцирующих признаков и делал акцент на вопросах психики, самосознания этноса. Французский ученый Ж.Э. Ренан (1823-1892) считал, что нации существовали еще в начале Средних веков. справедливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает «на родство по крови», а нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемешивания» представителей разных рас. «Самые большие страны - Англия, Франция, Италия - это те, в которых кровь наиболее перемешана». Именно данное обстоятельство характеризует нации этих стран. Поистине нет нации, все представители которой относились бы только к одной расе. В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае, нации нельзя сводить исключительно к природным явлениям, как это делают некоторые ученые. Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что нация как «естественная общность» исходит из «физически обусловленной наследственности, посредством которой детям передаются свойства родителей». Однако главными отличительными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. «Общность происхождения без культурной общности всегда образует только расу и никогда не создает нации», - утверждал он. Обобщая, можно сказать, что нация - это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического слада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания.

6. Конструктивизм в этносоциологии

Конструктивизм. (Структурная теория этничности)

Представляет собой попытку объединить примордиолизм и инструментализм для рассмотрения феномена этничности.

Конструктивизм не отрицал этничности, присущей человеку, но рассматривает этничность через призму социального общества. В основе лежит теория рационального выбора, согласно которой человек в различных ситуациях руководствуется принципом рациональности и полезности. Этничность дополняется рациональными потребностями человека, при этом социальная сущность играет более важную роль, чем его этническая принадлежность. Люди обращаются к этничности тогда, когда соц. факторы не обеспечивает достижение нужной цели. Этнические границы направляют социальную жизнь людей. В качестве определения этничности Бард предложил этнические границы. Которые определяют сами люди (территория, культура, язык, свобода).

Этнические группы, их свойства возникают и воспроизводятся в результате специфики взаимодействия. Этнос - это общность людей, формирующаяся на основании культурной самоидентификации (самоопределение) по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях.

Признаком этнической общности является не общее происхождение, а представление или миф об общей судьбе исторической судьбе. Другим признаком является вера в то, что эта «наша культура», а не сам по себе новый культурный облик группы, который без такой веры ни о чем не говорит. Этничность процесс социального конструирования воображаемых общностей, основанной на вере в то, что они связаны естественными и природными связями, единым типом культуры и идеи, или мифом об общем происхождении или истории. Нация является конструктом государства.

7. И нструментализм в этносоциологии

Инстументализм. (теория ситуативной этничности)

Появ. в середине 70-х г. в западной социальной антропологии. Исследователи: Янг, Ротшильд. Оно было вызвано ростом этнополитических движений того времени и в результате сложилось убеждение, что этничность, которая соединяет в себе утилитарный интерес и высокую эмоциональность может быть незаменимым инструментом в области политических отношений. Этничность стала рассматриваться в качестве инструмента для борьбы за власть. Этничность - чувство солидарности группы людей, которые формируется при определенных ситуациях и обстоятельствах. В различного рода обстоятельствах этничность становится источником ресурсов. Инструментализм понимает этничность как своеобразную реакцию людей на практическую ситуацию, в кот. эта группа оказывается.

Инструментализм не представляет собой теоретически целостной модели объяснения этничности, прежде всего это познавательная ориентация, в которой главной идеей является утверждение что все случаи политической активности этнических групп, это результат преднамеренных усилий этнократических лидеров, в их постоянной борьбе за контроль над обществом. Эта концепция чаще опирается на социально психологические теории, в которых этничность трактуется как эффективное средство для преодоления отчуждения и восстановления этнического равновесия. Существенная черта - это опора на функционализм и прагматизм. Инструментализм ориентирован на выявление тех функций, которые выполняются общностью и этносов в окружающем их мире. Этническое сознание мобилизуется только в опасности.

Политический психолог Дж. Дэвис, развивая этот подход, писал о потребностях, которые побуждают людей к равенству, достоинству. Этническая группа способна поддержать людей в реализации таких потребностей, мобилизовывать на их осуществление. Этническую мобилизацию объясняют также потребностью в изменении социальной стратификации (стремлением подняться в высшие слои общества), в разделении рынка, для чего требуется участие во власти. Поэтому данное направление в объяснении этничности называют также гедонистическим (речь о нем будет идти при объяснении межэтнических конфликтов).

8. Психологизм в этносоциологии

К. Реннер выводил психологизм из того, что нация - культурная общность; союз одинаково мыслящих и одинаково говорящих личностей; решающее в понимание нации явл сознание индивида, как мыслящего, ролевого. Главное место в его теории занимает проблема национального интереса + стремление к государственности. В наши дни многие российские этнологи и психологи продолжают рассматривать этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества. для психолога важны не различия - действительно радикальные - между подходами к интерпретации этноса; не столь существенно, представляют ли этносы изначальную характеристику человечества или они созданы заинтересованными в этом идеологами. Для него более важно то общее, что есть во всех подходах - от отцов-основателей психологии народов М. Лацаруса и Г. Штейнталя до Л.Н. Гумилева - признание того, что этнос является для индивидов психологической общностью, а этническая идентичность представляет собой одну из (или даже единственную) его характеристику. С точки зрения социального психолога, не очень важно и то, на основе каких характеристик строится осознание этнической принадлежности. В качестве этнодифференцирующих, то есть отличающих данный этнос от всех других, могут выступать самые разные характеристики: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство. Список этот бесконечен, в нем может оказаться и форма носа, и способ запахивания халата, как у древних китайцев. Значение и роль признаков в восприятии членов этноса меняются в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от специфики этнического окружения. Этнодифференцирующие признаки почти всегда отражают некоторую объективную реальность, чаще всего элементы духов - ной культуры. Но отражение может быть более или менее адекватным, более или менее искаженным, даже ложным. Например, общность происхождения членов современных этносов - это красивый миф; с одной и той же территорией могут ассоциировать себя несколько народов. Многие элементы народно-бытовой культуры сохранились только в этнографических музеях. Этнический язык может быть утрачен большинством населения и восприниматься лишь как символ единства. с позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие. Рост этнической идентичности, затронувший население множества стран на всех континентах, вначале даже получил название этнического парадокса современности, так как сопутствует все нарастающей унификации духовной и материальной культуры. В настоящее время этническое возрождение рассматривается одной из основных черт развития человечества во второй половине ХХ века. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов до стремления создать или восстановить свою национальную государственность.

9. Начало этносоциологических ис следований в русской социологии

Этническая социология в том виде, как она представлена в последнем десятилетии XX в., начала развиваться в Российской Федерации в конце 60-х гг. с реанимации социологии после XX съезда КПСС. В отличие от сельской социологии или урбан. социологии этническая социология не могла опираться на значительное наследие 20-х гг. нашего столетия. Нельзя говорить о ней как о самостоятельном научном направлении вплоть до 60-х гг. Однако ее корни прослеживаются от середины XIX в. Именно тогда историко-социологическое направление исторической науки обратилось к объяснению развития народов. Многие ученые связывают этот этап с деятельностью С.М. Соловьева, эволюционистские взгляды которого были представлены в «Истории России с древнейших времен». В.О. Ключевский, ставший в Московском университете преемником С.М. Соловьева, писал, что «в «Истории России» на первом плане… изучение форм и отношений государственного и общественного быта России». Сам В.О. Ключевский отмечал сложность изучения общества в связи с тем, что оно «заметно пестреет»: «Вместе с социальным разделением увеличивается в нем и разнообразие культурных слоев, типов». Во второй половине XIX-начале XX вв. в Русском географическом обществе развернуло свою деятельность Отделение этнографии. Оно собирало материал по специально разработанной программе сначала о нерусских народах, затем и о жизни русского народа. Не случайно М.М. Ковалевский писал, что «вопросы генетической социологии, науки о происхождении общественных институтов имеют особый интерес для русских, ввиду чрезвычайно богатого этнографического материала, находящегося в их руках». Послереволюционная историография в 20-е гг. сохраняла широкий подход к исследованию народов и гуманистическую направленность предшествовавшего этапа. Уже тогда примечательной в изучении народов стала практическая направленность, что определялось задачей, как тогда говорили, «переустройства быта на социалистических началах». В 1925 г. факультет общественных наук МГУ был преобразован в этнологический факультет (существовал до 1930 г.). В курсах, которые читались на факультете, духовная и материальная культура рассматривались в контексте социальной жизни, такой, как понимали ее тогда ученые, хотя и не всеми такая расширительная трактовка принималась. В конце 20-х-начале 30-х гг. в этнологии, как и в других областях обществознания, шли бурные дискуссии на почве теоретических разногласий и утверждения марксистского подхода. В результате этнология превратилась в этнографию и обрела статус отрасли исторической науки. Изменения наметились в этнографии в 50-х гг., когда проявился интерес к странам, получившим независимость после Второй мировой войны, а во внутренней политике советское руководство хотело показать успехи в национальной сфере. К тому времени в республиках появились свои специалисты, росло национальное самосознание. Во второй половине 50-х гг. был принят ряд постановлений о расширении прав республик, часть которых не была реализована. Этнографические исследования стали охватывать современный быт народов СССР, других стран, но до 60-х гг. о соединении этнологии с социологическим подходом не могло идти речи, ибо на этнографию чаще всего смотрели как на науку о традиционной архаике. Ситуация изменилась после XX съезда КПСС. Реанимация социологии не могла обойти изменения, происходящие в жизни народов, межэтнические отношения, ведь Советский Союз был полиэтническим государством, в котором нерусские в 60-е гг. составляли 45% населения. Практически все республики были полиэтническими. Серьезные исследования социальных изменений в стране становились невозможны без учета этнического многообразия. Однако среди пионеров, возрождающих социологию, специалистов по национальным, этническим проблемам в начале 60-х гг. еще не было, хотя не только ощущалась потребность в них, но появилась и реальная возможность проведения таких исследований. Рождению нового направления в этнической социологии помогли субъективные обстоятельства. В середине 60-х гг. директором Института этнографии АН СССР (сейчас - Институт этнологии и антропологии РАН) стал Ю.В. Бромлей - ученый широкого кругозора, заинтересованный в том, чтобы институт авторитетными именами и работами приобрел союзное признание. Он знал, что в социальной и культурной антропологии происходят изменения, что изучение индустриальных обществ, социально значимых проблем современных народов, межэтнических, в том числе межличностных, взаимодействий уходит корнями в социологию. Социология, как тогда говорили, поглощает этнологию современности. Такой вариант развития для нашей науки тоже был возможным. Но это был период, когда развитие советской социологии осуществлялось усилиями ученых, пришедших из других областей знания, в частности историков, философов и др. Ю.В. Бромлей пригласил в институт таких известных социологов, как Ю.В. Арутюнян, И.С. Кон, О.И. Шкаратан. Ю.В. Арутюнян реанимировал сельскую социологию, О.И. Шкаратан - урбансоциологию, И.С. Кон работал в области социологии личности. Первоначальные специальные интересы, с которыми пришли эти и другие ученые в Институт этнографии АН СССР в Москве и Ленинграде, сыграли очень большую роль в формировании этносоциологии как научного направления, возникшего на стыке социологии и этнологии.

10. Национальный вопрос в работах П.А. Сорокина

При рассмотрении взглядов П.А. Сорокина по национальному вопросу особенно явственно обнаруживается радикальное изменение его теоретических позиций в конце жизни в сравнении с теми, какими они были в самом начале.

В 1917 году им была опубликована книга «Проблемы социального равенства», в которой есть раздел о национальной проблеме. Сорокин подвергает критическому рассмотрению ряд общепринятых определений нации и национальности. Начинает он свой критический обзор с расовой или биологической точки зрения на этническое начало. «Теория чистых рас оказалась мифом; их нет». Сорокин возражает против определения нации через единство языка: «Если бы язык был решающим признаком, то тех лиц, которые одинаково хорошо и с детства владеют несколькими языками, пришлось бы признать денационализированными» (приводит пример венгров). Он обращает в этой связи внимание на известные факты национальных различий при общности языка (англичане и американцы), равно как и неопределенность языка в сопоставлениями с говорами и наречиями. Вслед за этим идет опровержение религиозного или мировоззренческого обоснования единства нации, равно как и попыток определить таковую через единство культуры. Он выступает и против определений нации через национальные интересы. Рассмотрев ряд определений нации, П. Сорокин приходит к следующему выводу: «Ни одна из теорий не знает, что такое национальность. Национальности как единого социального элемента нет, как нет и специально национальной связи. То, что обозначается этим словом, есть просто результат нерасчлененности и неглубокого понимания дела». «Нет национальных проблем и национального неравенства, а есть общая проблема неравенства, выступающая в различных видах и производимая различным сочетанием общих социальных факторов, среди которых нельзя отыскать специально национального фактора, отличного от религиозных, экономических, интеллектуальных, правовых, бытовых, сословно-профессиональных, территориальных и т.п. факторов». Война не ведет к торжеству национализма: она приведет к укреплению интернационализма в форме создания международного суда и сверхгосударственной федерации Европы. «Пока национальный принцип не противоречит лозунгу социального равенства - мы от души приветствуем национальные движения (движения украинцев, евреев, поляков, латышей и т.д.). Но как только национальный принцип становится средством угнетения одной группой других групп, мы поворачиваемся к нему спиной».

В статье «Существенные характеристики русской нации в ХХ веке» он дает определение нации. «Нация является многосвязанной, многофункциональной, солидарной, организованной, полузакрытой социокультурной группой, по крайней мере, отчасти осознающей факт своего существования и единства. Эта группа состоит из индивидов, которые, во-первых, являются гражданами одного государства; во-вторых, имеют общий или похожий язык, в-третьих, занимают общую территорию, на которой живут они и жили их предки» (уклон в примордиалистскую теорию нации). «Наряду с империями и обширными общественными классами нации являются в настоящее время наиболее могущественными социальными системами, деятельность и политика которых вполне ощутимо определяют ход исторических процессов, жизнь и судьбы миллионов человеческих существ» В этой же публикации Сорокин рассматривает черты русской нации. При этом он полагает, что при рассмотрении этого вопроса надо брать те черты нации, которые видны не в индивидуальном общении, а видны в историческом процессе. Поэтому под русскими он имеет в виду три исторические общности: великороссов, белорусов и украинцев. Одна из главных черт русской нации, отличающая ее от наций западноевропейских и, тем более, от американцев США, состоит в длительности ее существования. Это свидетельство «огромной жизнеспособности этой нации, ее замечательного упорства, всеобщей готовности ее представителей идти на жертвы во имя выживания и самосохранения нации, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни». Он считает, что преимущество русских в том, что нация пережила самое большое многообразие политических режимов. Он полагает, что политика недискриминации и равенства расовых и этнических групп в России - одна из причин сравнительно мирного расширения границ русской нации и государства.

11. Народност ь и культурно-исторические типы

В социологии XIX века ведущее место занимали эволюционистские модели общества, трактовавшие социальное развитие в духе идей линейного прогресса. Это относилось и к российской социологии. В то же время именно в ее рамках появилась самая ранняя в истории социологии антиэволюционистская модель в форме теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, по существу предвосхитившая многие формы социологического и культурологического анализа XX века. Общество, по Данилевскому, не представляет собой особой целостности, а есть сумма национальных организмов, которые развиваются на основе морфологического принципа, т.е. в плоскости собственного существования, по собственным имманентным законам. Каждый общественный организм рассматривался Данилевским как целостность, устойчивая в изменяющейся среде.

Человечество, по его мнению, не представляет какой-то единой живой целостности, а скорее походит на стихию, которая в различных точках складывается в формы, в той или иной мере аналогичные организмам. Самые крупные из этих форм, имеющие четкие структуру и линию развития, представляют собой то, что Данилевский назвал культурно-историческим типом, внутри которого осуществляется общее историческое движение. По Данилевскому, культурно-исторический тип выступает как интеграция существенных признаков определенного социального организма. Соответственно культура есть объективация национального характера, т.е. психических особенностей этноса, задающих видение мира. При этом Данилевский стремился также дать социологическую интерпретацию понятия нации как субъекта социальной динамики: «Народности, национальности суть органы человечества, посредством которых заключающаяся в нем идея достигает, в пространстве и во времени, возможного разнообразия, возможной многосторонности осуществления…» Согласно Данилевскому, нация (племя)

характеризуется особенностями склада ума, чувств и воли, составляющими оригинальность нации и налагающими на нее печать особого типа общечеловеческого развития. Эти особенности выражаются в языке, мифологии и эпосе, в основных формах быта, т.е. в отношениях как к внешней природе, так и к себе подобным. Из особенностей народов вытекает многообразие культурно-исторических типов, степень развития которых определяется их «жизненной силой». НАРОДНОСТЬ - исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов. Ядром культурно-исторического типа является национальное начало, обладающее определённым запасом жизненной энергии и способностью к саморазвитию. Согласно классификации Данилевского, существовало 10 основных типов: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий,

римский, аравийский, германо-романский (европейский), а также американский и перуанский. Особое место занимал русский, точнее славянский, тип. Н.Я. Данилевский выделяет четыре периода в развитии культурно-исторического типа: 1) этнографический период, самый длительный, когда формируется запас сил будущей созидательной деятельности народа, складывается его национальный характер и, следовательно, особый тип его развития; 2) государственный период, носящий переходный характер, когда, в основном в силу внешнего влияния (например, агрессии), народ строит государство как условие независимого самобытного развития; 3) период собственно цивилизации, самый короткий, период плодоношения, когда накопленные народом силы обнаруживают себя в самых различных формах культурного творчества; это время растраты накопленного запаса, культура быстро иссякает и приходит к естественному концу; 4) период естественного конца культуры, имеющий две формы: апатия самодовольства - окостенение, одряхление культуры, когда завет старины считается вечным идеалом для будущего, апатия отчаяния - обнаружение неразрешимых противоречий, осознание ошибочности идеала, отклонения развития от прямого пути.

12. Национальный вопрос в кла ссово-детерминистской парадигме

Становление этнической общности ведет к резкому усилению интегративных процессов, консолидирующих представителей нескольких близких этносов в единый социальный организм. Однако реализация их осложняется множеством противоречий, что приводит в периоды политических и социально - экономических кризисов к своеобразной социальной инверсии: нация как бы сводится к своим этническим истокам. В результате чего мощные всплески архаики осложняют отношения между нациями и этносами, приводят к этнонациональным конфликтам, которые, в свою очередь приобретают политическую, социальную, культурную, экономическую окраску. Вследствие этого даже конфликты, возникающие в связи с территориальными претензиями соседних стран, с возникающими между ними экономическими, политическими и иными противоречиями, приобретают этнонациональный характер, принимают превращенную форму этнонациональных столкновений. В результате этого, как показывает опыт постсоветских государств, возникли противоречия между тенденциями формирования новых форм государственности и воспроизводства национального самосознания различных народов.

Практическая возможность повлиять на ход этнополитических процессов в советский период, соблюдая интересы всех представленных народностей, как правило, отсутствовала. Основной причиной явилось отсутствие на данном историческом этапе в СССР заинтересованности в изучении вопросов, связанных с теорией этнических общностей, наций и их существования, что обусловливалось господством в науке одной парадигмы - классово-детерминистской, в которой сочетались элементы экономического подхода К. Маркса и Ф. Энгельса и идеалистические концепции О. Бауэра. Следствием явилось неприменимость понятийно-категориального аппарата и теоретических положений науки перестроечного и постперестроечного периода, не допускавшей возможности противоречий в межнациональных отношениях при социализме.

В советском обществоведении в анализе сущности современных наций преобладало выделение этнического фактора. Но уже работы этнографов, в частности Ю.В. Бромлея о нации как этносоциальном организме и информационная теория этноса Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова начала 50-х гг., заложили теоретические подходы к исследованию социальной обусловленности феномена этничности, основные положения которых сводились к следующим:

Население мира состоит из сформировавшихся в период этногенеза объективно существующих базовых социальных группировок в форме этнических общностей, высшим типом которых являются нации;

Нации обладают набором обязательных характеристик, среди которых собственная территория, общность экономических связей, единый язык и отличительный социально - психологический менталитет (национальный характер);

Условием существования и развития наций является собственная государственность, на территории которой члены данной группы объявляются представителями «коренной нации», а остальные граждане - «некоренным населением».

В постсоветский период исследованию этнополитических процессов уделялось немало внимания, основным объектом исследования явился феномен национализма. Однако, во взглядах на проблематику национализма имеются принципиальные расхождения между зарубежными и отечественными исследователями. Бесспорно, в области национального вопроса в постсоветской и западной политической мысли сложилось неодинаковое понимание. Нет сомнения в том, что исследователям необходимо учитывать как достижения советской науки, так и богатый зарубежный опыт в этой области, принимая во внимание региональные особенности современного периода. Так, многие работы советских этнографов не переведены и поэтому неизвестны западной науке. Явно недооцененными остались содержащиеся в них идеи о многоуровневости этнических общностей или типах этнонациональных процессов.

В советской науке, занимавшейся сравнительными и теоретическими исследованиями наций и национальных процессов, состояние межнациональных отношений не являлось предметом научного анализа.

Под влиянием национальных движений на постсоветском пространстве, которые способствовали падению тоталитарного режима, у зарубежных и отечественных ученых и политиков вырос интерес к мировому опыту оценки этнического национализма и межэтнических конфликтов.

13. Теория эт носа в советской этносоциологии

Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами, стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований, зафиксированным в самосознании (этнониме). Основные положения отечественной этносоциологии: 1. Этнос представляет собой системную целостность, важнейшими компонентами которой являются язык, народное искусство, обычаи, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют этническую культуру, обладающую специфическим дня нее стилем. Следовательно, этнос - определенная культурная целостность. 2. Для возникновения этноса важнейшее значение имеет единство территории его расселения. Чтобы у группы людей появились специфические черты, сформировалась культурная общность, они должны систематически общаться. Общность территории - один из непременных признаков существования этноса в условиях его формирования. В дальнейшем единство территории может быть утрачено, и этнос может проживать в различных государствах, сохраняя при этом свои системные свойства, культурную целостность. 3. Этносу присуща антитеза «мы - они», поэтому этносом является группа людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей. Это осознание членами этноса группового единства называется этническим самосознанием, внешним выражением которого является этноним. Этническое самосознание и этноним - главные этнические маркеры. Не было и нет племени, народности, нации, у которой не было бы самосознания. Понятие «этнос» (от греческого слова etnos - рой, стадо, толпа, класс (порода) людей, племя, народ) и производные от него термины традиционно использовались в отечественной науке в качестве категорий анализа. Впервые как элемент теории оно рассматривалось в работах С.М. Широкогорова. Позднее разработкой этого понятия занимались С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, В.И. Козлов, Н.Н. Чебоксаров и др. Термин «этничность» в отечественной литературе советского времени использовался редко и чаще всего имел значение качества, которым обладают все представители того или иного конкретного этноса. Из этого исходили разработчики всех вариантов советской «теории этноса». Наиболее авторитетная ее версия была разработана директором Института этнографии АН СССР Ю.В. Бромлеем. Концепция состояла в следующем. С периода развитого первобытного общества существуют особые человеческие объединения - этносы. Это понятие Ю.В. Бромлей предложил трактовать в узком и широком смыслах.

В узком смысле этнос или этникос (от греческого слова - народный, языческий) был обозначен им как «исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)». При этом этническое самосознание понималось как «явление вторичное, производное от объективных факторов». Ю.В. Бромлей полагал, что эквивалентом узкого значения термина «этнос» в русском языке могло бы служить слово «национальность». Кроме собственно этноса (этникоса), Ю.В. Бромлеем декларировалось существование и других этнических общностей - метаэтносов и субэтносов. Одни понимались как надэтнические объединения, другие - как культурно-специфические внутренние подразделения этносов, выделяющиеся отдельными особенностями самосознания (например, донские казаки, негры в США и т.д.). Как предельная единица делимости этноса фигурировал отдельный человек - этнофор, носитель этнической культуры. По мнению Ю.В. Бромлея, этнос (этникос) и другие этнические общности - результат действия этнических процессов, которые он предложил делить на этноэволюционные и этнотрансформационные (этногенетические). К первым относятся внутриэтническая консолидация (сплочение субэтнических групп этноса, нивелирование диалектов и культурно-бытовых отличий, упрочение общего самосознания и т.д.) и межэтническая интеграция или единение (появление у нескольких сущностно различных этносов общих черт культуры и общего метаэтнического самосознания). Во вторую группу исследователь объединяет этногенетические парципацию (деление этноса на несколько новых, все из которых имеют не преемственные старому имена), сепарацию (превращение части этноса в новый в результате миграции или расчленения старого этноса двумя и более государствами), консолидацию (слияние близкородственных этнических общностей в одну более крупную), миксацию (слияние нескольких не связанных родством этносов в новый). Еще один этнический процесс - ассимиляцию Ю.В. Бромлей трактует двояко: для ассимилируемого этноса - это трансформация, для ассимилирующего - один из компонентов эволюции. На этнические процессы заметное влияние оказывают межэтнические отношения, их характер по Ю.В. Бромлею определяется целым рядом факторов: степенью языковой близости, религией, традиционно исповедуемой представителями контактирующих этносов, степенью сходства других элементов культуры; бытующими взаимными позитивными и негативными стереотипами, психологическими установками, ценностными ориентациями; уровнем социально-экономического и социально-политического развития и т.д. При более широком толковании термина «этнос» Ю.В. Бромлеем выделялись так называемые этносоциальные организмы (эсо) - отдельные, чаще всего наиболее крупные, части этноса, расположенные в пределах одного государственного (в том числе автономного) или потестарного (от латинского слова potestas - власть, могущество, возможность) образования. Соответственно, все этносоциальные организмы делились им на два основных типа: социально-потестарный, который присущ первобытности, и социально-политический (государственный), присущий классовым формациям.

Подобные документы

    Основные положения теоретических традиций в этносоциологии. Анализ смыслового содержания категорий: этнос, нация, этничность, их основные признаки и адекватное понимание. Феномен этнической идентичности: самосознание, ценности и ценностные ориентации.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2012

    Представления о народе. Понятия этнической идентификации в этносоциологии и этнодемографии. Структура этнического самосознания. Процессы развития глобализации и межэтнические. Показатели, характеризующие этническую идентификацию народов Дагестана.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2012

    Определение понятия "этнос" в теория ученых. Функции современной мировой прогрессивной этносоциологии. Этнические группы в составе классов, социальных слоев и институтов. Малые компоненты этнической структуры. Взаимодействие этносоциальных общностей.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2010

    Многозначность слова "народ" и его применение к классовому обществу. Формирование нации по признаку этнической принадлежности. Структура этноса и сущность этнических процессов. Проблема соотношения этноса и нации, этноса и геосоциального организма.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2010

    Предмет, метод, структура и функции социологии. Типы и признаки социального действия. Элементы социальной структуры, социальный статус и стратификация. Теория социальной мобильности П. Сорокина. Этносоциология и классификация социальных конфликтов.

    курс лекций , добавлен 09.10.2009

    Интегральная теория Э. Гидденса как синтез объективистской и субъективистской парадигм в социологии. Структуралистский конструктивизм П. Бурдье. Концепция габитуса и поля: сущность и содержание, структура и элементы. Капитал и его основные разновидности.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2014

    Понятие, объект, предмет социологии. Развитие социологии в России. Программа и этапы социологического исследования. Понятие и виды социальных институтов. Социальная стратификация и ее типы. Глобальные проблемы современности. Социальные общности и группы.

    шпаргалка , добавлен 23.09.2010

    Направления развития социологии, ее глобализация на современном этапе. Социальная структура и социальная стратификация. Типология и основные приемы социологических исследований. Анкетные опросы и интервью. Методы обработки социологической информации.

    курс лекций , добавлен 14.06.2009

    Предмет, объект, функции и методы социологии, виды и структура социологического знания. Объекты и сущность предмета экономической социологии. Социологическое понимание экономической сферы социальной жизни. Уровни и роль развития экономической социологии.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Социальная жизнь общества как предмет изучения социологической науки. Теоретическое и эмпирическое уровни познания, их цели и методы. Общие и специфические законы в социологии, способы их проявления. Функции социологии как самостоятельной отрасли знаний.

Подобно другим направлениям социологического знания, этносоциология выполняет теоретико-позновательную, прогностическую, практика-преобразовательную и просветительскую функции. Что касается первой – теоретико-познавательной – функции, то необходимо остановиться на следующих наиболее важных моментах развития этносоциологического знания.

Научное исследование предполагает изучение конкретного объекта с помощью мобилизации всего необходимого объема знаний. Объектом в этносоциологии являются, как уже отмечалось, народы, этнические группы в их социальной дифференциации, а также социальные группы с присущими им этническими особенностями (например, татары в Татарстане, татарские и русские рабочие в Татарстане, татарская и русская бизнес-элита в этой республике и т.д.).

Специфика объекта познания в любой науке неизбежно ставит перед исследователем вопрос о характере привлекаемых данных, с помощью которых можно получить наиболее полное и точное знание об изучаемом объекте. В этнической социологии, возможно, в силу первоначальных профессиональных ориентацией исследователей, с самого начала привлекались как факты открытого поведения групп, в том числе исторические события, в которых проявились действия этнической общности, так и факты, характеризующие сознание групп. Например, в Эстонии изучались и опубликованные работы в той или другой сфере знаний, авторы которых выражали общественные настроения, и участие в Балтийской цепи как акте общественного действия, направленного на демонстрацию национальных и политических интересов, а также проводились этносоциологические опросы с целью изучения этнического и политико-психологического сознания, ценностей, установок, ориентации.

Проблема объема, достоверности данных подробнее обсуждается в приложении о методике, здесь же подчеркнем важность для этносоциологии социально-исторических источников знания, в том числе запечатленных в культуре. В этом общество убедилось особенно в условиях развертывания межэтнических конфликтов. Современный индивидуальный и коллективный опыт далеко не все мог объяснить в поведении людей при эскалации конфликтов. Многие факторы, которые влияли на их поведение, были значительно удалены по времени (например, депортации 40-х годов или подавление восстаний чеченцев в 20-30-х годах).

Были и факторы, отдаленные в пространстве, например, политическая борьба в Центре, борьба за передел сфер влияния в экономике и т.д. Понимание причинно-следственных связей в этносоциологическом знании невозможно без учета как фактов прошлого, нашедших отражение в исторической памяти народов, так и этнокультурных особенностей восприятия людей. Приведем лишь один пример. Землетрясение в Армении повлекло за собой многие человеческие жертвы. Ситуацию усугублял Карабахский конфликт. В России началось движение помощи армянам, в котором выражались симпатии этому народу, в том числе поступали предложения принять на воспитание детей, оставшихся сиротами. В Армении же отдать детей, стариков из семьи считается, как и у многих других народов Кавказа, неблаговидным поступком. Не случайно такие предложения вместо чувства благодарности вызывали, как правило, чувство неприятия, а некоторые даже говорили: «Нас еще хотят оставить и без будущего».

Итак, мобилизация необходимого объема знаний как одна из непременных черт научного исследования в этносоциологии имеет ту специфику, что предполагает большее, чем во многих других направлениях социологии, привлечение исторических и этнокультурных данных. Но это одна сторона процесса реализации этносоциологией ее теоретико-познавательной функции.

Другой стороной научных исследований в этой отрасли социального знания служит решение теоретико-познавательных задач, и прежде всего выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей. Социология не столь строгая наука, как математика, поэтому приданию логической строгости в ней служит такой этап в исследованиях, как формулирование гипотез и последующая проверка их на стадии обобщения эмпирического материала.

К теоретико-познавательной функции относится и формулирование специальных теорий. Ведь, начиная исследование, ученые на стадии теоретической подготовки, как правило, отбирают общие теории, т.е. определяют методологию работы, и теории среднего уровня, или специальные теории, ориентирующие на изучение именно конкретного избранного предмета. На завершающем же этапе делаются выводы на базе данных, полученных в ходе исследования, и эти выводы либо подтверждают и развивают специальные теории, либо формулируют новые.

Следующую функцию социологических исследований в любой области называют практико-преобразовательной. С самого начала в качестве цели исследования ставится не только объяснение полученных фактов, проверка гипотез, но и прогнозирование в будущем новых процессов и явлений, а также тенденций развития существующих, поэтому нередко ученые выделяют в качестве самостоятельной прогностическую функцию науки. Именно процесс объяснения и прогнозирования дает основание для последующей выработки практических рекомендаций (на этом основании некоторые ученые считают возможным вычленить у науки так называемую практическую, или инженерную, функцию).

Практические рекомендации бывают разного уровня. Они могут касаться предвидения масштабных общественных процессов, а могут – конкретных изменений в обозримой перспективе. Так, на основе анализа материалов, собранных в ходе повторявшихся (1970- 1972, 1981-1982, 1989 гг.), сопоставимых (так называемых панельных) исследований проблем оптимизации развития наций в разных социальных и культурно-исторических условиях, этносоциологи Института этнографии в конце 80-х годов, когда национальные движения еще только начинались, предлагали использовать вариационный подход к разработке принципов государственного устройства, который мог бы помочь сохранить Советский Союз в новом варианте. Практически они предлагали то, что впоследствии сохранило Россию – асимметричность федерации, хотя и требующую совершенствования.

Это пример общественно-политического прогнозирования. Но были и локально-практические рекомендации. Например, после исследований этноязыковых процессов давались рекомендации по тому или иному региону о количестве необходимых школ на национальном и русском языках.

Прикладные исследования целиком ориентированы на разработку практических рекомендаций. Такого типа исследования проводились, например, этносоциологами в областях, где предполагалось восстанавливать республику немцев Поволжья. Они были призваны ответить на вопрос: «Как будет встречено местным населением образование такой республики?»

Прикладные исследования требуют немалого профессионального мастерства. Кроме того, существуют два непременных условия их проведения: гражданская ответственность и социальная чувствительность, чуткость ученых. Бесстрастные ученые встречаются редко. Ответственность заключается в определении своей социальной, общественной позиции. Стараться уйти от ангажированности – это лишь одна из линий поведения, к которой должен стремиться профессионал, ставя на первое место достоверность выводов и прогноза. Обычно такие усилия предпринимаются ради сохранения своей чести или по причине заинтересованности в аттестации как качественного прогнозиста. Второе условие – социальная чувствительность и чуткость – тоже крайне важно при работе в национальной среде. Социальная чувствительность – это умение выявить наиболее значимые проблемы в жизни общества и людей, изучить их для того, чтобы предупредить негативные последствия. В нашей национальной сфере таких проблем бездна. Очень часто именно здесь таятся упрощенные представления в массовом общественном мнении, чреватые губительными последствиями. В качестве примера можно привести приписывание причин негативных явлений в обществе и экономических трудностей злокозненным действиям лиц какой-то национальности. Подобными представлениями умело манипулируют политики. Люди, «переполненные» переживаниями поиска «врага», становятся опорой консервативных сил и практически действуют в ущерб своему народу. Вскрыть такого рода явления, информировать о них общественность и призваны ученые, чувствующие подобные угрозы.

Социальная чувствительность, чуткость должна быть присуща этносоциологу, проводящему исследование, и в том числе тогда, когда он формулирует вопросы, обращенные к респонденту, и делает выводы. Врачебный принцип «не навреди» здесь также необходим. Опросы не должны провоцировать межэтнический негативизм, агрессивный национализм. Равно как и правдивые выводы, даже самые горькие, должны быть выражены в форме, не задевающей национального достоинства групп, относительно которых они сделаны. Гуманистические принципы последовательно реализуются тогда, когда они пропитывают всю методологию и методы исследования.

С помощью этносоциологических исследований общество получает знания о реальном облике современных народов, их настроениях, ценностях, ориентациях. Материалы исследований передаются для публикации в школьных и вузовских учебниках, в прессу, на телевидение. Они помогают преодолевать предубеждения, нетерпимость в отношении этнических групп, вокруг которых сформировался «образ врага».

В условиях этнических конфликтов этносоциологи не раз участвовали в тренингах вместе с представителями прессы с целью выработки наиболее эффективных приемов подачи материалов об этических группах, участвующих в конфликтах. Всем этим этносоциология выполняет свои просветительские функции.

Примечание.

    Подробнее об этом см.: Лашук Л.П. Введение в историческую социологию. М., 1977. С. 28, 29.

    Ключевский В.О. Сергей Михайлович Соловьев//Соч. Т.7. М.,1959. С.134.

    Там же. С. 147.

    Ковалевский ММ. Социология. Т. 2. СПб., 1910. С. 1, 3.

    См.: Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., 1941. С. 279.

    Сорокин П.А. Духовный облик М.М. Ковалевского как мыслителя// Социологические исследования. 1989. № 3. С. 108.

    Лашук Л.П. Указ соч. С. 79.

    См.: Преображенский П.Ф. Курс этнологии. М.-Л., 1929.

    См.: Социально-культурный облик советских наций (по материалам социологического исследования). М., 1986. С. 15

    См.: Там же. С. 34-35.

    См.: Козлов В.И. Национальности СССР. М., 1982. С. 117, 121.

    См.: Социальное и национальное. Опыт этносоциологических исследований. По материалам Татарской АССР/Отв. ред. Ю.В. Арутюнян. М. 1972; Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 250;Брошей Ю.в, Шкаратан О.И.

    Социально-культурный облик советских наций. С. 4.

    Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996.

    См.: Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994. С. 14-15.

    См.: Дилигенский Г.К. Социально-политическая психология. М., 1994. С.8.

    Социальная психология. История, теория, эмпирические исследования. /Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1979. С. 47-50.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы, некоторые результаты исследования. М., 1984.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Брошей Ю.В., Шкаратан О. И. О соотношении предметных областей этнографии, истории и социологии//Советская этнография. 1979. № 4.

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.

Перепелкш Л.С., Соколовский С.В. Этносоциология. Новосибирск, 1995.

Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996. С. 70, 71.

Социология в России. М., 1996. Гл. 7.

Социальное и национальное. М., 1972.

Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. М., 1997.

Шихарев П.М. Социальная психология в странах Западной Европы. М., 1985.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. Новосибирск, 1967.

Место этносоциологии в системе научного знания.

Этносоциология - отрасль социологической науки, исследующая социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Иными словами, этносоциология изучает явления и события социальной жизни, связанные с проблемами этносов, влиянием особенностей этнической культуры и традиций на социальную жизнь, межэтническими взаимоотношениями и конфликтами.

Этносоциология является пограничной наукой между социологией и этнологией. Возникла достаточно поздно. В античности существовали художественные описания путешествий, но они не имели прикладной цели. Ситуация меняется во времена колонизации и Великих географических открытий, когда начали требоваться прикладные знания для завязывания торговых отношений. Имели место сочинения католических священников, чиновников.

К концу 18 века во Франции начинает складываться этнография, которая занимается описанием черт быта, поведения различных племён и народов, живущих вне Европы. В начале 20 века этнография начинает взаимодействовать с социологией.

Предмет и объект, структура и функции этносоциологии.

Объект этносоциологии - народ-этнос в социальном многообразии. Он изучается через личность, включённую в этническую группу. Этнические группы – части общества, члены которых осознают себя носителями общей культуры и обладают чувством солидарности. Предмет этносоциологии – изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включённой в эти группы, и социальной среды. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования. Функции этносоциологии: 1) Теоретико-познавательная. Мобилизация необходимого объёма знаний как одна из непременных черт научного исследования предполагает привлечение исторических и этнокультурных знаний, выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей, формулирование специальных теорий. 2) Практико-преобразовательная . Объяснение полученных фактов, проверка гипотез, прогнозирование новых процессов и явлений, а также существующих тенденций развития. Можно выделить прогностическую функцию как самостоятельную. 3) Просветительская . В условиях конфликтов этносоциологи не раз участвовали в тренингах вместе с представителями прессы с целью выработки наиболее эффективных приёмов подачи материалов об этнических группах, участвующих в конфликтах.

3. Этимология слова «этнос» и его синонимы.

«Этнос» - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих сходными, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, то есть осознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей, что выражается в названии этноса (этнониме). Синонимы: Общность - совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие. Нация - историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, этнических особенностей культуры и характера.Субэтнос - этническая группа, часть этноса, занимающая компактную территорию, обладающая диалектальной и культурно-бытовой спецификой. Племя - этническая и социальная общность людей, находящихся на первобытном уровне развития. Народ - достаточно многочисл. группа людей, отличающаяся общностью языка, культуры, территории, религии, истор. прошлого и др. Народность - историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма. Суперэтнос - метаэтническая общность (сообщество этносов , связанных между собой самосознанием этногенетической близости), возникающая обычно в границах полиэтниче­ского государства на базе культурно исторического единства (по исторической судьбе, доминирующей культуре, образу жизни, традициям и т. д.).

Этническая социология является пограничной наукой между социологией и этнологией. Возникла достаточно поздно. В античности существовали художественные описания путешествий, но они не имели прикладной цели. Ситуация меняется во времена колонизации и Великих географических открытий, когда начали требоваться прикладные знания для завязывания торговых отношений. Имели место сочинения католических священников, чиновников.

К концу 18 века во Франции начинает складываться этнография, которая занимается описанием черт быта, поведения различных племён и народов, живущих вне Европы.

В начале 20 века этнография начинает взаимодействовать с социологией. Тенишев старался изучить род так, как он есть (русское крестьянство): большая анкета рассылалась «экспертам» для оценки жизни крестьян.

С 1905 года «национальный вопрос» в России стал достаточно болезненным, но серьёзных исследований не проводилось.

1913г. – И. Сталин «Марксизм и национальный вопрос»,

1915г. – П. Сорокин «Национальность, национальный вопрос и социальное равенство».

После революции происходит всплеск интереса к населяющим Россию этническим группам. Многие не знали русского языка и вообще были неграмотными.

В 1925 году в МГУ создаётся факультет этнологии (закрыт в 1930г.).

В частичной переписи 1920г. Впервые фиксировалась национальность.

Изменения в этнографии наметились в 50-х годах. Создаётся Институт этнографии СССР (цель – пропаганда идеологии и изучение стран третьего мира). Социология пошла в рост: создаётся институт конкретных социологических исследований (разгром в 1972 г.).

Отличие этносоциологии от западных аналогов. Западных социологов никогда не интересовали этнические группы в своём развитии, их интересовала конкретная ситуация. Социология развития (внедрение западных институтов в страны третьего мира), социология межэтнических отношений (взаимодействие малых групп).

Этносоциология – специальная социологическая теория среднего уровня, изучающая социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах на основе эмпирических исследований.

Этносоциология изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В этих отношениях выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей или этносов.

Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.

Предметная область этнической социологии достаточно широкая. Это и социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учётом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение культур разных этнических общностей; этническое самосознание; межэтнические отношения и т. д.

Объект этносоциологии - народ-этнос в социальном многообразии. Он изучается через личность, включённую в этническую группу. Этнические группы – части общества, члены которых осознают себя носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Предмет этносоциологии – изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включённой в эти группы, и социальной среды. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.

Этносоциологи в своих исследованиях используют комплексный подход, т. е. учитывают особенности не только макросреды, но и микросреды (конкретную этнокультурную обстановку в республиках). Это усложняет методологию этносоциологического исследования. Приходится соотносить методологические принципы, позволяющие изучать закономерности общественного развития, развития этнической группы и личности.

Культурологический метод: поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения.

Рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей: в ходе этой деятельности возникают особые коммуникативные связи. Такой подход Смелзер назвал «коллективистским», он помогает понять, как люди, связанные представлениями об общем происхождении, образуют группу с целью защиты своих интересов. С помощью этого подхода анализируют соперничество, конкуренцию, конфликты.

Подход, который выявляет взаимоотношения: взаимодействия людей – это роли. Роль – поведение людей, которого ожидают от них, когда они занимают определённую позицию в группе. Роли могут быть в семье, на работе, в неформальных образованиях и т. д.

Психологический метод: объясняет поведение людей как личностей, т.е. не просто как индивидов, а людей, включённых в этническую группу в том смысле, что в их представлениях или поведении присутствует в той или иной мере этничность. Этническая идентичность, взгляды, мотивы поведения, социальные установки понимаются как результат взаимодействия личности и общества.

Функции этносоциологии:

1) Теоретико-познавательная. Мобилизация необходимого объёма знаний как одна из непременных черт научного исследования предполагает привлечение исторических и этнокультурных знаний, выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей, формулирование специальных теорий.

2) Практико-преобразовательная. Объяснение полученных фактов, проверка гипотез, прогнозирование новых процессов и явлений, а также существующих тенденций развития. Можно выделить прогностическую функцию как самостоятельную.

3) Просветительская. В условиях конфликтов этносоциологи не раз участвовали в тренингах вместе с представителями прессы с целью выработки наиболее эффективных приёмов подачи материалов об этнических группах, участвующих в конфликтах.

Место этносоциологии в системе научных знаний

Этносоциология, являясь одним из направлений социологии, её частью, тесно связана с экономикой, политологией, социальной психологией, историей, антропологией и другими общественными дисциплинами.

Пересматриваются ведущие теории развития общества. К примеру, теорию модернизации критиковали за то, что модернизация несла не только технические блага, расширяла свободу выбора человека, но и сохраняла отсталость, не избавляла от нищеты; на её фоне росли отчуждённость и девиантное поведение. Социологи признали, что уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов нередко вносит дезорганизацию в социальную жизнь.

Общая область изучения наблюдается и с социальной психологией (этническая идентичность и межэтнические отношения). Однако психологические исследования нацелены на изучение установок, ценностей, психологических процессов (общение), но этого не достаточно для объяснения жизни тех или иных этнических общностей. Важно учитывать социальные интересы, культурные традиции, политическую и экономическую ситуации.

Говоря о связи с этносоциологии с политологией, можно отметить, что политические интересы существенно влияют на развитие межнациональных и этнополитических конфликтов. Общество должно знать, на какой тип политического и государственного устройства ориентированы социальные слои разных народов. В России остро стоит вопрос о доступе к власти людей разных национальностей. Эти и другие вопросы, связанные с этническими интересами и ориентациями в сфере политики, составляют область совместного изучения политологов и этносоциологов.

В ходе экономической трансформации общества также потребовалось изучение этнонациональных факторов. Это связано с экономическим национализмом (люди разных национальностей пытаются получить права контроля за ресурсами), а также с готовностью представителей разных этносов к участию в разных формах собственности.

Дорогие друзья!

Наш сайт работает на чистом энтузиазме. Мы не требуем регистрации, денег за скачивание книг. Так было и так будет всегда. Но для размещения сайта в интернете требуются средства - хостинг, доменное имя и т.д.

Пожалуйста, не оставайтесь равнодушными - помогите нам поддерживать существование сайта. Любая помощь будет очень ценна. Спасибо!