Этикет общения старшеклассников. Станция «Гостевой этикет»

Данное мероприятие посвящено проблеме человеческого взаимодействия и взаимопонимания, проблеме этикета. Тема «Этикет и мы» обширна и занимательна, в зависимости от формы подачи материала может заинтересовать самый разнообразный и по возрасту и по составу коллектив.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дьячинский филиал МБОУ Алгасовской СОШ

БРЕЙН-РИНГ

Аверина Надежда Петровна

Дьячи 2012

Аннотация

Данное мероприятие посвящено проблеме человеческого взаимодействия и взаимопонимания, проблеме этикета. Тема «Этикет и мы» обширна и занимательна, в зависимости от формы подачи материала может заинтересовать самый разнообразный и по возрасту и по составу коллектив.

Введение

Каждый день, приходя на остановку общественного транспорта, я ловлю себя на мысли: ещё лет 5 назад не было очереди, а точнее, живой стены, стоящей на бортике, чтобы первым войти в автобус или троллейбус; не было столько негатива по отношению друг к другу.

Идя по тротуару семьёй ловлю себя на мысли, что уступает дорогу навстречу идущему только моя семья, и даже при этом тебя все равно плечом зацепят.

Находясь в театре, музее, ловлю себя на мысли, что встречающиеся дети, подростки, постоянно что-то жуют: не за прекрасным, светлым и вечным они приходят сюда, а чтобы попасть в буфет.

Возвращаясь с работы домой, сплошь и рядом пары: девушка, парень и обязательно бутылка пива, не букетик цветов, не символический подарок, а бутылка пива.

А когда проходят уроки, я ловлю себя на мысли, что большинство учащихся только и думают о том, как бы побыстрее достать мобильник и наконец-то заняться своим любимым делом: обзвонить всех одноклассников; прослушать мелодии; запечатлеть на память какие-то физиономии с помощью цифровых фотокамер, встроенных в мобильник.

И самое ужасное, когда уйма отрицательных эмоций тебя постигнет за один день, тогда ты и задумываешься, а что ты – куратор, можешь изменить? Ещё больше ужасно, что осознаёшь «Один в поле не воин». Если нет поддержки, идущей из семьи – никто: ни куратор, ни преподаватели, ни администрация школ, лицеев и других заведений, никто не сможет полностью искоренить хамство и невежество.

Если у ребёнка родители – невежи, он будет ещё хуже!

Но так как мы сами выбираем себе профессию, то остаётся быть оптимистами и в миллионный раз себе говорить: «Всё равно, хоть маленькая частичка того, что я говорю, что я делаю, чему я учу, должно дойти до сознания каждого подопечного».

В связи с этим, я не устаю говорить своим учащимся о хороших манерах; своим поведением показывать их в ходу.

Но что приходиться выслушивать в ответ – это другой вопрос «Кто хорошие манеры соблюдает? Если только Вы, да и то, наверное, не всегда». «Зайдите в транспорт, у меня на ноге простояла бабка 30 минут, как ни просил её подвинуться»…

Всё перечислять не стану. Но горько то, что общество стало диким, безнравственным, бескультурным, а, значит, и дети таковы же.

И всё – таки, что бы внести посильную лепту в воспитание подрастающего поколения, я не устаю с ними беседовать на темы:

  1. «Что такое этикет»
  2. «Несложный этикет за столом»
  3. «В театре»
  4. «Приветствие»
  5. «Светское общение»

А разработка «Этикет и мы», обобщающая все предыдущие.

Основная часть

  1. Направление социально – педагогической (психологической) деятельности, по которому проводилось данная работа – это, конечно те же, воспитание нравственности (умение видеть и ценить прекрасное).
  1. При подготовке материалов использовала журналы «COSMOPOLITAN» 1997 – 2004 г.г, книгу «Этикет в вопросах и ответах» В.В. Кобзевой /Москва 2000 г./; журнал «ЕLLE - Декор» - 20004 г.
  1. Цель : усвоить и обобщить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.
  1. Форма: брейн – ринг.
  1. Подготовительная работа:
  1. группа разделилась на 6 команд по 5 человек; из них 4 команды – выступающих; 2 команды – организаторов
  2. каждая выступающая команда выбирает капитана, готовиться по данной теме 1 неделю; команды – организаторы готовят музыкальное оформление; декорации, звуковые сигналы
  3. вопросы записаны на отдельные карточки с чёткими формулировками правильных ответов
  4. выбирается жюри из преподавательского состава
  1. Правила игры:
  1. Игра идёт до 8 заданных вопросов каждой команде; в 1-м туре участвуют по две команды и во 2-м туре – следующие 2 команды
  2. Очередность команд в игре определяется жеребьёвкой (предварительной).
  3. На обсуждение даётся максимум – минута.
  4. Право ответа предоставляется команде, первой, подавшей звуковой сигнал в течение этой минуты.
  5. Из двух пар команд выбираются сильнейшие, которые и играют в финале.
  1. Накануне мероприятия проводим с ребятами тест: «На высоте ли ваши манеры? »
  1. Ваш гость случайно выливает себе на брюки вино. Вы…
  1. пытаетесь остроумной репликой подбодрить его
  2. кидаетесь к нему на помощь
  3. никак не реагируете
  1. Вы взяли у соседки кофемолку и нечаянно сломали её. Что вы будете делать?
  1. извинюсь перед ней;
  2. отдам ей деньги;
  3. куплю ей точно такую же;
  1. Концерт, на который вы пришли, оказался весьма скверным. Вы решили уйти с него. Когда это лучше сделать?
  1. сразу же;
  2. в антракте;
  3. по окончании любой песни
  1. Надо ли стучаться, входя в чей – либо служебный кабинет?
  1. да, мало ли что делает хозяин;
  2. нет, так как на рабочем месте о приватности речь не идёт;
  3. только в кабинет начальника;
  1. Вас пригласили на деловой ужин. Произнесён тост. До того, как опустошить бокал, надо…
  1. чокнуться с сидящим рядом;
  2. чокнуться со всеми;
  3. поднять бокал и обвести глазами присутствующих;
  1. Ваш собеседник чихнул несколько раз к ряду. Вы…
  1. промолчите;
  2. скажите ему 1 раз «Будь здоров»;
  3. будете желать ему здоровья после каждого «чиха»;
  1. Вы опоздали на рандеву минут на 15. Что будете делать?
  1. ничего;
  2. извинюсь;
  3. сошлюсь на веские причины.

Все ребята по итогам опроса попали в предел: от 15 до 29 баллов, что означает: «В плане этикета Вы относитесь к большинству людей, которые более – менее знают азы хорошего тона. Но порой Вы допускаете досадные ошибки в мелочах».

Для I тура предлагались следующие вопросы:

1. Может ли молодой человек вступить в беседу людей, старших по возрасту?

/может, если в беседу его вовлекут старшие/

1. Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти? /лучше воздержаться от подобного момента/

2. Следует ли деловому мужчине одеваться слишком модно? /нет. Это считается дурным вкусом, однако на шляпу, перчатки, ремень, часы, туфли следует обратить особое внимание: по ним зачастую судят об элегантности и даже порядочности мужчины /

3. Как подобрать носки к деловому и праздничном костюму? / носки подбираются в тон: их цвет должен соответствовать цвету костюма и обуви /

4. Нужен ли галстук в костюме мужчины?/ Да, непременно, галстук – важнейшая деталь в костюме мужчины. Это показатель вкуса и статуса владельца /

5. Какой должна быть длина галстука? /Длина галстука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он доставал пряжку ремня/

6. Если опоздали в театр, куда садиться? Нужно ли искать своё место?

/ нет, необходимо сесть на ближайшее свободное место /

7. Как мужчины и женщины супру-ги должны сидеть за столом?

/ не садятся рядом: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами /

8. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? / входит всегда первой дама /

2. Какого цвета предпочти-тельнее подобрать костюм деловому человеку?

/Темно – синий, темно – серый, костюм в светлую вертикальную полоску/

3. Каким должен быть тон разговора?

/разговаривать следует негромким, сдержанным, уважительным тоном/

4. Должен ли пиджак быть застёгнут на все пуговицы?

/нижняя пуговица на пиджаке не должна застёгиваться/

5. Какая допускается рубашка под пиджак?

/только с длинным рукавом, манжеты должны быть видны из-за рукавов на 1,5 – 32 см., плотно прилегать к руке./

6. Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идёт первым?

/ищет и ведёт до места - мужчина/

7. Должна ли вставать женщина, приветствуя мужчину?

/да, если это пожилой человек/

8. На улице кто должен здо-роваться первым: стоящий или проходящий?

/проходящий/

Для II тура предлагались следующие вопросы:

  1. Кто первым здоровается – мужчина или женщина?

/ первым следует здороваться мужчине/

2. При разговоре по телефону кто здоровается первым, позвонивший, или тот кому звонят? /позвонивший

1. Кто первым здоровается при входе в помещение? /первым здоровается всегда входящий/

2. Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? /позвонивший/

  1. При входе или выходе из общественного транспорта, кому отдаётся первенство? / выходит (садиться) первой дама. Выходит первым - мужчина/
  2. Как вести себя, если вам грустно, а вас пытаются развлечь, развеселить? /Изо всех сил нужно постараться скрыть своё психологическое состояние/
  3. Что является завершающим штрихом во внешнем виде женщины? /Умело подобранные духи/
  4. Можно ли обсуждать зарплату свою и других людей? / Это не принято/
  5. Можно у потреблять в беседе односложные вопросы и ответы (что; да; нет)? / односложных вопросов и ответов следует

Избегать/

  1. Должна ли женщина при рукопожатии снимать перчатки ? /нет, у женщины немаловажное преимущество – при рукопожатии им не нужно снимать перчатки/

3. Пара поднимается или спу-скается по лестнице. Кто идёт первым? /Вверх – мужчина; вниз - дама/

4. Как поступить, если Вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим? / Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику/

5. Каковы наиболее характерные места тела, на которые наноситься духи? /мочки ушей, ямки на шее, изгибы рук, запястья/

6. Можно ли обсуждать с собеседникам возраст присутствующих? /Этой темы лучше избегать, особенно когда речь идёт о женщинах и пожилых людях/

7. Можно ли во время беседы с кем - либо смотреть телевизор или листать журнал, рыться в сумке и т.д.? /Нельзя, это не вежливо/

8. Можно ли прерывать собеседника? /нет, нужно дать собеседнику высказаться /

Перед финальной игрой зачитываются результаты проведённого теста – контроля по вопросам, составленным куратором .

  1. Имеет ли для меня значение как одет преподаватель?
  2. Как должна одеваться женщина – преподаватель?
  3. Как должен одеваться мужчина – преподаватель?
  4. Должен ли преподаватель следить за своей причёской?
  5. Каким тоном преподаватель должен общаться с учащимися во время проведения занятия?
  6. Как преподаватель должен реагировать на бестактность, хамство учащегося?

Тест – контроль показал : оказывается из 22 опрашиваемых:

  1. для 15 человек не имеет никакого значения, как одет преподаватель, и только 7 человек обращают на это внимание
  2. уже 16 человек склонились к деловому костюму или одежде в классическом стиле; а 5 человек указали на опрятную и удобную одежду; 1 человек упомянул не слишком вызывающую одежду
  3. тот же самый результат получился и при ответах на вопрос «как должен одеваться мужчина - преподаватель». 17 человек – за деловой костюм, 5 человек – за удобную и опрятную одежду.
  4. Все без исключения учащиеся заметили, что преподаватель должен следить за своей причёской.
  5. На вопрос «каким тоном преподаватель должен общаться с учащимися во время проведения занятия? » 6 человек ответили, что спокойным и строгим; 5 человек – громким и внятным; 3 человека – в зависимости от поведения учащихся; 5 человек – отметили « нормальный » тон, хотя что они вкладывали в понятие « нормальный», мы не знаем; и наконец 1 человек отметил, что преподаватель должен общаться тоном внутреннего распорядка учебного заведения.
  6. На вопрос « Как преподаватель должен реагировать на бестактность, хамство учащегося? »: 6 человек ответили коротко и лаконично – «Рапорт» и следовательно доложить начальству; 5 человек посоветовали повысить голос и сделать замечание либо предупреждение (правда каких не указали); 2 человека предложили провести «5 – ти минутную» лекцию «как надо разговаривать со старшими», или просто разъяснительную беседу; 1 человек посоветовал поставить нарушителя «на место», правда как и на какое не указал; и, наконец, последний человек, давший чёткий ответ, предложил выгнать нарушителя.

Для финала предлагались следующие вопросы:

1.Как положено есть птицу и дичь?

/ вопреки существующему мнению их не едят руками, а с помощью ножа и вилки (но хозяева должны разрезать блюдо на удобные порционные кусочки) /

1. Что нужно сделать если Вы уронили нож или вилку ?

/ не суетиться а спокойно попросить заменить их/

  1. Вы пришли в гости с подарком и цветами, как их нужно преподносить? Как должен именинник поступить с подарком?

/- цветы держать в левой руке

Подарок вручают в развёрнутом виде или красивой упаковке

Хозяин обязательно должен раскрыть подарок /

2. В какой промежуток времени можно звонить по телефону в выходные и будние дни?

/ в будни: с 8.00 до 10.00

В выходные и праздники: с 9.00 до 11.00/

3. Как положить нож и вилку, если Вы не закончив есть решили сделать паузу?

/ нужно их положить крест накрест. Если закончили есть параллельно друг другу /

3. Что нужно сделать, если Вы обнаружили, что лакомый кусочек оказался слишком горячим?

/ Надо постараться проглотить его без особых гримас и запить холодной водой /

4. Стоит ли прислушиваться к критике и советам? Почему?

/ стоит, так как:

Нет бесполезной критики

Необходимо деловое восприятие критики вне зависимости от того, кто критикует и в какой форме./

4. Как лучше реагировать на комплимент?

/ скромно поблагодарить /

В заключении командирами команд проводиться сервировка стола

Заключение

Несмотря на то, что на первый взгляд идея была не нова, ни по названию, ни по форме, ребята поддержали её и провели все так, как и хотелось бы видеть.

Самое отрядное, что многие из тех, кто неправильно отвечал на вопросы, ещё раз после игры подошли и переспросили верные ответы на заданные вопросы. В связи с этим хочется верить, что в любой обстановке ребята всё – таки вспомнят о том, что хотели донести до их сознания их преподаватели и воспитатели, и я думаю применят свои знания на практике, в жизни.

Не очень приятно, но всё же, как обычно, возникают определённые трудности с техническим оснащением подобных мероприятий. Ведь вся техника у куратора; преподавателя должна быть на его рабочем месте (начиная от магнитофона, каких –то звуковых игрушек, заканчивая компьютером), тогда и работа облегчится и станет качественнее.

И всё же результаты проведённой работы оказались положительными: никто из учащихся не остался равнодушным, а это то, к чему мы стремимся.

Список используемой литературы

  1. Аджиева Е.М, Байкова Л.А. и другие « 50 сценариев классных часов » /М., Центр «Педагогический поиск», 2002 – 158 ст./
  1. Кобзева В.В « Этикет в вопросах и ответах», /М., ФФИР – ПРЕСС, 2000 – 288 ст. /
  1. Журнал « COSMOPOLITAN », декабрь 1997г – 93ст.

4. Журнал «ЕLLE - Декор», сентябрь - 20004 г.


Этикет в вопросах и ответах

Игра-викторина включает набор из 24 карточек с вопросами и вариантами ответов к ним. Варианты проведения:

1. Если вы хотите воспользоваться материалами игротеки для целей педагогической диагностики, то в этом случае необходимо без специальной подготовки предложить ребятам вытянуть карточку и выбрать ответ (игра проводится индивидуально либо по группам). На основе анализа полученных ответов осуществляется более точный отбор методических приемов работы по данной теме.

По прошествии некоторого времени диагностический эксперимент можно повторить, сравнив полученные результаты.

2. В этом варианте проведение игры-викторины представляет собой итоговый этап самостоятельной подготовки учащихся. Для этого следует подготовить предложенные ниже карточки (скопировав, увеличив, размножив, создав несколько комплектов) и реализовать одну из предложенных моделей:

Команды дают ответы на листочках;

Ответы дают отдельные игроки: капитаны команд или их представители;

Представители одной команды берут карточки из конверта для другой;

Комплекты карточек используют в рамках тематических часов: «Общение» или «Я + Ты», «На улице в общественном месте», «В театре, музее, кино», «Подарки» и др.

3. Руководитель игровой программы достает из колоды одну из карточек и вручает ее какому-либо участнику. Тот вслух читает вопрос, варианты ответов на него и выбирает из них тот, который считает правильным. Если ответ неверный, ведущий может привлечь всех присутствующих к поиску правильного ответа, может и сам наводящими вопросами конкретизировать ситуацию, чтобы подвести ребят к правильному ответу.

4. Игра на самопознание. Правильные ответы можно поместить на обороте карточек. В этом случае подросток сам может проверить, правильный ли вариант ответа он выбрал.

Ответы:

1 — А; 2 — А; 3 — А; 4 — Б; 5 — Б; 6 — Б; 7 — Б; 8 —В; 9 —Г; 10 —А; 11—А; 12 —Б; 13—А; 14 —Б; 15 —Б; 16 —В; 17 —А; 18 —А; 19 — В; 20 — Б; 21 — В; 22 — В; 23— Б; 24 - Б.

1. Как здороваются юноша и девушка?

A) Первой подает руку девушка. Б) Первым подает руку юноша.

B) Лучше ограничиться кивком головы.

Г) Лучше ограничиться словесным приветствием.

2. Обязательно ли благодарить, когда Вам уступают место в транспорте?

A) Обязательно.

Б) Не обязательно, но желательно.

B) Если Вы молоды — обязательно.

3. Всегда ли в процессе представления и знакомства юноша встает?

Б) Только знакомясь с девушкой.

B) По своему усмотрению.

4. Вы чихнули, а находящиеся рядом пожелали: «Будьте здоровы!». Как быть?

A) Сделать вид, что не расслышали.

Б) Поблагодарить

B) Извиниться.

5. Если, заходя с улицы в здание, Вы видите идущего вслед за Вами человека, нужно ли придержать для него дверь?

A) Не нужно; наоборот — поскорее закройте дверь, предоставив идущему сзади полную свободу действий.

Б) Если входящий следом за Вами недалеко, дверь нужно придержать.

B) Если идущий за Вами еще далеко, следует остановиться и подождать, пока он пройдет, чтобы открыть ему дверь — Ваша изысканная вежливость произведет неизгладимое впечатление.

6. В разговоре со скучным собеседником Вас одолела зевота. Что делать?

A) Скрывать зевоту не нужно: как иначе собеседник поймет, что нагоняет на Вас скуку?

Б) Постараться скрыть и подавить зевоту, осторожно массируя переносицу и крылья носа.

B) Зевота — не порок, главное, постараться при зевоте не открывать рот.

Г) Не надо мучиться — лучше открыто, но в мягкой форме сказать собеседнику, что он Вам наскучил.

7. Как познакомить своих друзей с Вашими родителями?

A) Представить родителей друзьям.

Б) Представить друзей родителям.

B) Как бы невзначай свести своих родителей и друзей и оставить их наедине — пускай познакомятся сами.

8. Как поступить, если Вы увидели знакомого или знакомую слишком поздно и не успели поздороваться или ответить на приветствие?

A) Догнать, извиниться и поздороваться.

Б) Сделать вид, что все в порядке.

B) При следующей встрече все объяснить и извиниться.

9. Возможна ли громкая беседа на улице?

A) Да, если Вы встретились с друзьями, которых давно не видели.

Б) Да, если Вы не привлекаете внимания других людей.

B) Да, если встреча произошла вблизи от трамвайных путей и шум трамваев заставляет разговаривать громко.

10. Как лучше реагировать на комплименты?

A) Скромно поблагодарить.

Б) Ни в коем случае не благодарить, комплименты благодарность не предполагают.

B) Скромнее: усомниться в комплименте и вежливо высказать свое сомнение собеседнику.

Г) Ответить комплиментом.

11. В каком порядке юноша и девушка садятся в транспорт?

A) Сначала, с помощью юноши, садится девушка, а потом — ее спутник.

Б) Сначала в транспорт входит юноша, как бы прокладывая дорогу девушке, а она — за ним.

B) Если в транспорте много народа, стараются протиснуться одновременно, держась за руки, а иначе в толпе можно и потерять друг друга.

12. Юноша предложил девушке помочь нести тяжелые вещи. Она с благодарностью отдала ему корзину с овощами и дамскую сумочку. Правильно ли она поступила?

A) Конечно, правильно. Почему же не воспользоваться предложенной помощью?

Б) Неправильно, дамскую сумочку нужно было оставить при себе.

B) Вдумчивая девушка может усмотреть в предлагаемых услугах юноши его притязания на нечто большее и ни за что ничего ему не отдаст. Независимость — прежде всего!

13. В каком порядке юноша и девушка садятся в автомобиль?

A) Юноша открывает дверцу и пропускает девушку, а затем садится сам.

Б) Юноша садится сам и помогает девушке войти в автомобиль.

B) Юноша и девушка садятся одновременно с противоположных сторон.

14. В каком порядке юноша и девушка выходят из автомобиля?

A) Юноша открывает дверцу и выпускает девушку, а затем выходит сам.

Б) Юноша выходит из машины и, подав руку, помогает выйти девушке.

B) Юноша и девушка выходят одновременно с противоположных сторон.

15. Следует ли во время беседы сознаться в своей некомпетентности в обсуждаемом вопросе?

A) Конечно, нет, нужно делать вид, что Вы в курсе дел и все понимаете: поддакивать, кивать головой и т. д.

Б) Лучше с достоинством промолчать.

B) Лучше признаться в своей неосведомленности — воспитанные люди Вас поймут.

16. Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?

A) И юноше, и девушке — обязательно.

Б) На усмотрение юноши и девушки.

B) Юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая или большая шляпа (шапка).

Г) Девушке — обязательно, юноше — только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать).

17. Если юноша сидит за рулем, должен ли он помочь девушке сесть в машину?

A) Да, он должен выйти, открыть дверцу и помочь девушке сесть.

Б) Достаточно изнутри открыть дверцу.

B) В ответственный момент, когда юноша готовится к поездке, девушка должна действовать самостоятельно.

18. Куда деть руки во время беседы?

A) Если в руках нет ничего (сумочки, папки и пр.), то они останутся свободно опущенными.

Б) Если в руках нет ничего (сумочки, папки и пр.), то можно взяться за плечо, локоть собеседника, пуговицу его пиджака и т. д.

B) Если руки некуда деть, то лучше скрестить их на груди.

19. Является ли книга универсальным подарком?

A) Да, книгу можно подарить в любом случае.

Б) Книгу можно подарить в большинстве случаев, кроме свадьбы, новоселья, важного семейного юбилея.

B) Является, если это новое, красиво оформленное издание.

20. Можно ли во время беседы потирать нос, лоб, почесывать шею, затылок и т. д.?

A) Можно, если это помогает сосредоточиться.

Б) Нельзя, даже если это помогает сосредоточ иться.

B) Можно, но только с помощью носового платка.

21. Следует ли делать дарственную надпись на книге?

B) Лучше написать дарственную открытку и вложить ее в книгу.

22. Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?

A) Нельзя.

Б) Нежелательно.

B) Можно — в знак одобрения декораций.

23. Какие подарки не следует дарить в связи с народными приметами?

A) Красные розы и утюги.

Б) Носовые платки и острые, режущие предметы.

B) Набор восковых свечей и сломанную подкову.

Г) Постельное белье и сантехнику.

24. Каковы по этикету сроки возврата денежного долга?

Беседа о речевом этикете «Как слово наше отзовется…»

Цели: привлечь внимание детей к речевой культуре; познакомить с правилами общения, которые позволят достичь успеха.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Ведущий 1. Речевой этикет - один из важнейших элементов человеческой культуры. Мы еще не знаем человека, но вот он заговорил, и буквально с первых фраз можно судить о его культуре. Или бескультурье.

Корней Иванович Чуковский, писатель, литературный критик, замечательный знаток русского языка, в книге «Живой как жизнь», посвященной русскому языку, приводит примеры варварского отношения к языку, «извращения речи» (по его выражению).

Какая-то дама с собачкой, одетая нарядно и со вкусом, хотела показать своим новым знакомым, какой у нее дрессированный пудель, и крикнула ему повелительно: «Ляжь!» Одного этого «ляжь» оказалось достаточно, чтобы для меня обозначился низкий уровень ее духовной культуры, и в моих глазах она сразу утратила обаяние изящества, миловидности.

Что, например, я мог думать о любящей матери, которая на великолепнейшей даче закричала дочери с балкона: «Не раздевай пальта!»

С глубокою тоскою узнал я о литературной беседе, которую вели в библиотеке три школьника, выбиравшие интересную книгу:

Возьми эту: ценная вещь. Там один так дает копоти!

Эту не бери! Лабуда! Пшено!

Вот это жутко мощная книжка!

С острой, пронзительной жалостью гляжу я на этих юнцов.

По мнению Чуковского, этот жаргон свидетельствует о духовном убожестве говорящего.

Ведущий 2. Этот язык, похожий на язык Эллочки-людоедки из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», распространен и в языковой среде современного молодого человека. Эта вульгарная, «людоедская» речь слишком уж заразительна, прилипчива, въедлива, и отвыкнуть от нее не так-то легко. А отвыкать надо!

Русский язык

Могуч и велик!

Из уважения к предкам

Не позволяйте

Калечить язык

Эллочкам-людоедкам!

К. Чуковский

Ведущий 1. Культура слова - это культура чувств, культура человеческих отношений. Истинно вежливый человек, по мнению французского писателя и философа Ж.-Ж. Руссо, всегда благожелателен к людям. А грубую, невежественную речь многие мыслители прошлого оценивали как отражение различных пороков развития личности.

А как чудовищно выглядят те из нас, которые засоряют свою речь нецензурными словами, т. е. сквернословят. Как больно слышать мат из милых девичьих уст. Еще древнегреческий ученый и философ Аристотель считал, что из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков. Обратите внимание, как тесно, по мнению великих мыслителей, переплетены грубая, вульгарная лексика и склонность к дурным поступкам.

Ведущий 2. Нецензурная речь оскорбляет слух, она унижает и того, кто слушает, и того, кто говорит. Я призываю вас, ребята, быть непримиримыми противниками мата. Выберите такую манеру поведения, когда при вас никто не осмелится произнести нецензурные слова.

Что с нами происходит? На мальчика, который не ругается матом, смотрят как на ненормального. У девочек - то же самое. Ругнуться последними словами в обществе парней у нас считается хорошим тоном. Что делать? Многие уже не могут объяснить свою мысль, не прибегая к бранным выражениям. Еще немного, и мы совсем разучимся нормально разговаривать.

Ведущий 1. Человек культурный — это обязательно человек, говорящий правильно и красиво. Это должно стать нормой Жизни каждого. Русский писатель Александр Иванович Куприн сказал: «Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение родного языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной Необходимостью». Это высказывание является актуальным и в наши дни.

Ведущий 2. Интонация разговора очень важна, ведь порой не только сами слова, но и тон, каким они произносятся, обижает оскорбляет окружающих. Предлагаем посмотреть сценки и обсудить умение героев общаться. Поможет в этом нам школьный психолог.

II. Театрализованная часть

Сценка 1

Прохожий 2.0, это совсем недалеко. Идите прямо, потом первая улица направо. Там на углу сквер, вы сразу увидите.

Прохожий 1. Спасибо большое.

Прохожий 2. Пожалуйста, не стоит благодарности.

Сценка 2

Прохожий 1. Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Горького?

Прохожий 2. Чего?

Прохожий 1. Простите, я спросил, как пройти на улицу Горького.

Прохожий 2. Первая направо.

Психолог. Резкий тон есть признак грубости и невоспитанности. Ничто не дает нам право быть невежливым в разговоре - ни плохое самочувствие, ни неприятности на работе, ни усталость, ни спешка. Достойный стиль разговора с любым человеком - спокойный, доброжелательный, тактичный.

Сценка 3

Юноша. Девушка, а можно с вами познакомиться?

Девушка. Хам!

Психолог. Когда к вам подходит парень и пытается сформулировать что-то, на его взгляд, очень остроумное, не кривите лицо и не оценивайте насмешливо его «бестолковость», лучше дайте ему скидку на волнение, улыбнитесь и помогите ему. Если вы решили отказать, делайте это красиво. Чем у девушки выше интеллект и лучше воспитание, тем тактичнее ее отказ. Как минимум это в ваших интересах, ведь грубый отказ провоцирует ответную грубость и привлекает внимание окружающих. А реакция окружающих однозначна - к ней пристают, значит, она того заслуживает. А если она еще и хамит, значит, она грубиянка и к общению не располагает. Отказывая, благодарите парня хотя бы глазами за то, что он вас отметил, за хорошие слова, которые он успел вам сказать. Если он прочитает это в ваших глазах и в вашей улыбке, вы расстанетесь друзьями и оба в хорошем настроении.

Милые девушки, не удивляйтесь попытке познакомиться с вами, хотя бы посмотрите: кто он? какой он? А вдруг это хороший человек?

А теперь посмотрите и оцените несколько ситуаций знакомства. Вы услышите только первые слова, которые помогут начать разговор. В ситуации знакомства будьте предельно вежливы, не допускайте никакой развязности и помните, что чувство юмора выручает в очень многих жизненных ситуациях.

Сценка 4

К девушке подходят молодые люди, и каждый начинает беседу.

Юноша 1. Добрый день! Всем известно, очень неприлично обращаться к человеку, не зная его имени. Давайте мы с вами познакомимся, и тогда разговаривать нам будет легче. Меня зовут Дима. А как зовут вас?

Юноша 2. Мне нужна ваша помощь. У моей сестры день рождения. Я хочу что-нибудь купить, а что не знаю. Посоветуйте!

Юноша 3. Добрый день. У меня к вам совершенно традиционный вопрос. Меня интересует: как бы вы отказали тому молодому человеку, который подошел бы к вам, улыбнулся и сказал: «Здравствуйте. Давайте познакомимся».

Ведущий 1. Предложите, пожалуйста, ваши варианты ситуации знакомства.

Ведущий 2. Еще одна ситуация, связанная с речевым этикетом, - разговор по телефону. Посмотрите в исполнении ваших товарищей инсценировку из рассказа Н. Носова «Телефон». Будьте внимательны, потому что после просмотра мы будем обсуждать Речевые ошибки действующих лиц.

Сценка 5

Мишка. Алло! Алло!

Колька. Алло!

Мишка. Слышно что-нибудь?

Колька. Слышно. А тебе хорошо слышно?

Колька. Хорошо. А тебе?

Мишка. И мне хорошо! Давай разговаривать.

Колька. Давай. А о чем разговаривать?

Мишка. Ну, о чем... О чем-нибудь... Хорошо, что есть телефон, правда?

Колька. Правда.

Мишка. Вот если бы не было, было бы плохо... Ну...

Колька. Что «ну»?

Мишка. Чего ты не разговариваешь?

Колька. А ты почему не разговариваешь?

Мишка. Да я не знаю, о чем разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь...

Ведущий 1. Как вы думаете, ребята, в чем заключалась главная ошибка Мишки и Кольки? (Это был разговор ни о чем)

Психолог. Есть ситуации, в которых пользоваться телефоном не рекомендуется. Следует при личной встрече, а не по телефону выражать соболезнования, поздравлять с семейными праздниками, благодарить за подарки, приглашать на свадьбу. Начиная телефонный разговор, назовите себя и не вопрошайте запросто: «Кто говорит?», «А кто у телефона?..» В ответ вы, скорее всего, услышите: «А кто вам нужен?» Для того, чтобы избежать этого нелепого разговора, нужно после того, как вы представитесь, сразу сказать, с кем и по какому вопросу вы хотите поговорить.

При пользовании домашним телефоном соседей старайтесь не злоупотреблять их добрым к вам отношением и отнеситесь с уважением к их времени. Тем более не следует давать своим знакомым номер телефона соседей как свой собственный. Добрососедские отношения могут быть омрачены одним- единственным неумным или неудачным звонком кого-либо из ваших приятелей.

А если по вашему телефону спрашивают то прачечную, то мясокомбинат, то неведомую бухгалтерию? Вам это может порядком надоесть, но все-таки неучтиво грубить, бросать трубку или проявлять «остроумие» с помощью фраз типа «Нет, это зоопарк». Лучше спокойно объяснить, что человек ошибся номером, ведь чаще всего в таких случаях виноваты не люди, а автомат.

Даже если вы очень разгневаны, не стоит по телефону кричать, угрожать, грубить. Любой разговор по телефону должен быть предельно вежливым.

Ведущий 1. Современные представления об умении общаться с людьми во многом основываются на рекомендациях современного американского специалиста в этой области Дейла Карнеги. Его система известна всему миру. Самая популярная книга Д. Карнеги называется «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Давайте познакомимся с 6 правилами, соблюдение которых позволяет понравиться людям.

Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

г. Моршанск Тамбовской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

НА ТЕМУ «ЭТИКЕТ И МЫ (ЭТИКЕТ ГОСТЕПРИИМСТВА)»

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Объяснить понятие гостевого этикета, рассмотретьправила этикета в различных случаях и ситуациях (вы находитесь в гостях, вы принимаете гостей);

Способствовать усвоению учащимися основных этических требований в поведении и общении с людьми;

Учить овладевать навыками культурного поведения в гостях, формировать умение вести себя правильноза столом;

Воспитыватькритичность и самокритичность,вежливость,тактичность, аккуратность, стремление к взаимопомощи и взаимовыручке.

Формы и виды деятельности: просмотр эпизода т/ф с последующим обсуждением; лекция с просмотром мультимедийных презентаций и видеосюжетов; анализ ситуаций по теме занятия; практическая работа; разгадывание кроссворда.

Необходимое оборудование: ТСО (компьютер, экран,мультимедийная презентация);ролик с эпизодом т/ф «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (реж. Л. Гайдай); видеосюжет «Сервировка стола»; накрытый скатертью стол, столовые приборы; раздаточный материал – кроссворд.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

    Организация, мотивация

Здравствуйте, уважаемые старшеклассники!

Сегодняшнее занятие мы начнём с просмотра эпизода из советского комедийного фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», снятого в 1965 г. режиссёром Леонидом Гайдаем.

Обсуждение поведения героя (ошибки его поведения).

Внимание, вопрос: о чём мы будем говорить сегодня?

- Об этикете.

Верно, мы продолжаем тему этикета. Что такое этикет? Каковы его задачи?

- Этикет способствует тому, чтобы люди чувствовали себя максимально комфортно рядом друг с другом.

- Этикет обязывает людей обладать хорошими манерами, благодаря которым люди способны , выражая уважительное отношение к окружающим.

Сегодня наш разговор - о подвиде общегражданского этикета - гостевой (застольный) этикет.

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на день рождения?

Как знакомиться? Как есть?

Как звонить? Как встать? Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет. ( А. Усачёв «Что такое этикет?»)

    Целеполагание

Сформулируйте цель занятия.

Ответы учащихся.

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Работа по теме. Актуализация знаний

Завтра у нас - гости! Ура!!! …А может, - нет?..

Все мы ходим в гости и иногда принимаем гостей. Для большинства это - не проблема: ну, пришли и пришли, – здравствуйте, гости дорогие, ведите себя, как дома, но не забывайте, что вы - в гостях…

На самом деле существует целый этикет гостеприимства, который стоит соблюдать, чтобы не показаться невежливым в лучшем случае, а то и - хамом. Этикет гостеприимства - это целая наука, которая состоит всего из одного основополагающего утверждения - Вы рады гостям. Если - нет, то лучше в гости никого не приглашать, потому что в этом случае вы будете считать каждую минуту пребывания гостей в вашем доме, и эти минуты будут длиться вечность.

Проявляется гостеприимство в том, как хозяева обращаются с гостями с момента их прихода и до того времени, когда они оставят дом. В какой-то степени, гостеприимство - это своеобразная черта характера, которая формируется с детства и зависит от семейного воспитания. Гостеприимный человек всегда искренне рад гостям. Он сумеет развлечь, заинтересовать и угостить их, даже если в доме нет ничего, приложит усилия, чтобы гости чувствовали себя желанными в его доме.

Гостеприимство - это состояние души. Поэтому для того, чтобы быть гостеприимным, недостаточно изучить набор советов. Их также можно довести до абсурда, например, такое правило, как упрашивание гостей попробовать что-либо превращается в навязчивую пытку. Случаи бывают разные: кто-то отказывается от вкусного торта из-за диеты, а кто-то - из-за диабета, но не хочет, чтобы о его болезни узнали все присутствующие. Тем более недопустимо навязывать алкогольные напитки. Это уже проявление не щедрости и гостеприимства, а элементарного бескультурья.

Когда речь не идёт о торжественном застолье, то в зависимости от цели визита, человеку, который пришёл в гости, предлагают поесть или выпить чашку кофе или чая. Если гость отказывается от угощения, следует выяснить, действительно ли человек голоден или делает это из вежливости. В любом случае приготовление чая не займёт много времени, и лучше поставить его на стол вместе с лёгкими закусками, бутербродами или сладостями, а не спрашивать, хочет гость угощаться или нет.

Правила гостеприимства существуют не только для хозяев дома, но и для самих гостей. В наше «телефонизированное» время не принято ходить в гости без предварительной договорённости. Это касается посещения даже ближайших родственников и друзей. Следует уважать их личную жизнь.

По правилам хорошего тона опаздывать в гости не следует, однако от неожиданностей в дороге не застрахован никто. Если случилось непредвиденное, и вы появились тогда, когда застолье уже началось, ни в коем случае не протягивайте руку для приветствия каждому гостю - поздоровайтесь со всеми кивком головы и садитесь к столу, не отнимая много внимания у присутствующих.

Рассмотрим несколько ситуаций, связанных с гостями:

    Просмотр мультимедийных презентаций и видеосюжетов «Этикет гостеприимства»

    Ситуация «Вы приглашены в гости»

Если вас приглашают в гости, долг хозяев - сообщить, идёт ли речь об обеде или лёгком ужине, и дать понять, как следует быть одетым, чтобы не нарушать общую гармонию вечера.

Прежде чем за вами захлопнется дверь, нелишне критически оглядеть себя. Да, выглядите вы неплохо, даже успели немного, насколько позволило вам время, отдохнуть и теперь предвкушаете удовольствие от встречи с друзьями.

Совершенно недопустимо опаздывать без серьёзной на то причины, особенно тогда, когда вы приглашены к определённому часу (ведь к этому времени хозяева спешат закончить все приготовления). Но не стоит приходить и раньше назначенного времени, вы можете поставить хозяев в затруднительное положение и помешать последним приготовлениям. Следует всегда рассчитывать время так, чтобы приехать точно в назначенное время. Если вы добираетесь не на машине или такси, а ваши друзья живут неблизко, - постарайтесь учесть капризы общественного транспорта.

    Ситуация «Нежданный гость»

Нежданные гости порой могут огорчить хозяев, вызвав лишь неприятное настроение и доставив лишние хлопоты. Несомненно, у хозяев нашлось бы достаточно доводов, чтобы отказать в приёме таким гостям. Но это не принято. И потом, каждый может оказаться в такой ситуации, когда рассчитывать приходится лишь на приют у своих друзей или знакомых. Пусть это будет подчас и не совсем приятно и доставит вам хлопоты, тем не менее, и о таком госте следует позаботиться.

У хорошей хозяйки всегда найдутся какие-то запасы, и она сможет быстро приготовить ужин и с милой улыбкой пригласить гостя к столу, даже в том случае, если он из вежливости будет просить не беспокоиться, уверяя, что уже ел.

Еще одна ваша обязанность - приготовить постель для гостя (постельное белье непременно должно быть свежим!).

Вы должны приложить максимум усилий, чтобы гость не почувствовал, насколько он обременил вас. Ваши заботы должны обернуться для него приятным времяпрепровождением в вашем доме. Он с удовольствием поговорит с вами, вкусно поест, выспится в чистой постели, утром позавтракает, поблагодарит вас и уедет.

Однако ему не мешало бы подумать о том, что он нарушил ваш привычный ритм жизни, лишил вас вечера в кругу семьи, доставил хлопоты и беспокойство. Поэтому подобные визиты, о которых заранее не было условлено, возможны лишь в крайних случаях.

Собираясь удивить неожиданным приходом своих друзей, купите цветы для хозяйки, можно также принести коробку пирожных, торт или конфеты, ветчину, сыр или печенье - в любом случае всё это облегчит хозяйке заботы с ужином.

Гость в будущем не должен забывать, что его святая обязанность - оказать ответное гостеприимство.

    Ситуация «Двое у двери»

Сегодня редко можно наблюдать картину, когда, стоя возле открытой двери, двое уговаривают друг друга: «Пожалуйста, проходите», - «Нет, пожалуйста, проходите Вы». Обычно, когда нас пропускают вперёд, мы проходим без излишних церемоний. И это правильно.

Но, всё же, и при данных обстоятельствах возникают сомнения.

Гость всегда входит первым. Ну, а если он не знает дороги или за дверью темно? - В таком случае хозяин входит первым, говоря: «Позвольте, я вас проведу» или: «Пожалуйста, за мной».

Точно так же следует поступить, если гость – девочка, девушка, женщина. В ситуации, если гость - мужчина, женщина идёт первой.

Если перед вами - двухстворчатые балансирующие двери: женщина, идущая впереди, берётся за ручку правого крыла и притягивает её к себе, стоящий за ней мужчина перехватывает ручку и придерживает дверь, женщина проходит, за ней - мужчина. Левое крыло двери следует оставить в распоряжении идущих навстречу.

    Ситуация «Как представлять людей друг другу?»

Основные правила таковы: со словами «Позвольте представить вам...», «Разрешите познакомить вас...», «Оля, знакомься...».

Мужчину представляют женщине. Младших по возрасту представляют старшим. Гостей, приходящих позже, - тем, кто пришёл раньше.

Если гости приходят один за другим, а вы не успеваете знакомить их друг с другом, эту обязанность может взять на себя ваш родственник или хороший друг.

Проводив гостя в комнату, всем, находящимся там, называют его имя, после чего этому гостю называют имена остальных. Если гостей немного, можно познакомить всех по отдельности. Знакомясь, мужчины встают. Женщины могут остаться сидеть, за исключением тех случаев, когда вошедший гость гораздо старше их или занимает высокое положение.

Мужчину обычно представляют женщине. Если нужно познакомить ровесников, лучше представить первым более близкого себе человека, например, свою сестру - своей знакомой.

Своих братьев, сестёр, других родственников представляют словами: «Моя сестра», «Мой двоюродный брат». Знакомство с матерью и отцом - исключение из этого правила: всех знакомых представляем родителям, а не наоборот.

Представляя человека, следует произносить его имя и фамилию внятно и отчётливо. Особенно хочется предостеречь от того, чтобы ее перепутать или сделать неточное ударение.

Людям, не уверенным в своей памяти в отношении чужих фамилий, целесообразно предложить: «Знакомьтесь, пожалуйста...» - и далее положиться на чужую инициативу. Такой способ представления вполне допустим.

Если к уже собравшемуся обществу присоединяется новый человек, громко произносите его фамилию; остальные, подавая ему руку, сами называют свою.

Среди ровесников - молодых людей и девушек - вполне допустимо при знакомстве называть только имена.

Но вот вас представили. Как вести себя дальше? Если лицо, знакомящее вас, уже произнесло вашу фамилию, то повторять её, подавая руку, не следует. Первым подаёт руку человек, которому представили другого, то есть женщина протягивает руку мужчине, старший - младшему.

Лицо, которое представили, терпеливо ждёт и готово протянуть руку, но не надо торопиться это сделать.

Когда представляют мужчину - он обязательно встаёт. Девушки до 18 лет, знакомясь со взрослыми, всегда встают.

Хозяйка дома встаёт всегда навстречу гостю независимо от его пола и возраста.

Если один из приглашённых приходит с опозданием, когда все уже сидят за столом, хозяину следует представить его всем сразу и усадить на свободное место. Опоздавший может потом сам познакомиться с ближайшими соседями по столу.

    Ситуация «О подарках»

Подарок выражает наше хорошее отношение к человеку.

В былые времена, когда отмечались именины, виновник торжества, никого не приглашая, неизменно заботился о праздничном столе и ждал визитов знакомых и друзей, которые знали об этом дне из календаря. Эта традиция сохранилась и сейчас, хотя на вечер по случаю дня рождения приходят только по приглашению. Подарок, конечно, вручается тому, кого пришли поздравить.

Самый популярный подарок - цветы. Они всегда радуют и всегда кстати, однако не всякий раз можно ограничиться только красивым букетом. Особенно, если в своё время вы получили от сегодняшнего именинника вместе с цветами ещё какой-либо подарок.

Как дарить цветы: завёрнутыми или нет? Старинные пособия правил хорошего тона давали в таком случае следующий совет: если, явившись на торжество, вы вручаете цветы в прихожей, можно передать их в упаковке, если же двери вам открывает кто-либо из членов семьи и вы с цветами входите в комнату, то снимите бумагу и преподнесите букет виновнику торжества без неё. Очевидно, подобный совет можно принять и сегодня. Кстати, вообще говорить об упаковке можно лишь тогда, когда она эстетична.

Не забудьте подать букет цветами вверх, а не наоборот. Цветы можно дарить и в горшочке.

Не стоит дарить друзьям или знакомым дорогие подарки. Они допустимы только среди близких родственников. В сравнительно недавние времена считалось проявлением особой сердечности подарить друзьям вещь собственного изготовления. В наши дни эта традиция теряет прежнюю популярность. Однако и сегодня каждому приятно получить в подарок красивые перчатки, искусно связанный шарф или безделушку, выточенную из дерева, - предметы, сделанные руками наших друзей.

Дарственные надписи на книгах делаются в тех случаях, если выбор книги имеет определённую цель, которая может подчеркнуть надпись. Надпись делается не на той странице, где повторено заглавие книги, а на левой - пустой: приятнее сохранить титульный лист чистым.

Лицо, принимающее подарок, должно тут же, в присутствии подарившего, его развернуть, похвалить и поблагодарить. Цветы поставить в вазу с водой.

6) Видеоситуация «Сервировка стола – элементарные понятия»

На завтраках, обедах, ужинах кладётся несколько ножей (справа от тарелки) и вилок (слева от нее). Пользоваться ими надо от краёв к центру (к тарелке), по очереди при смене блюд.

Перед тарелкой расположены десертные приборы или один прибор - обычно десертная или чайная ложка.

Безалкогольные напитки (минеральная вода или сок) подаются в бокалах в виде высоких стаканов.

    Ситуация «Правила поведения за столом»

    Правила поведения за столом - правильно и умело пользоваться предметами сервировки – это, в первую очередь, использовать их только по назначению.

    Прежде всего, нужно запомнить, что все приборы - ножи и ложки, расположенные справа от тарелки, берут и держат во время еды правой рукой, а все те, что расположены слева, - левой рукой.

    Не начинайте есть, пока все не соберутся за столом.

    Не придвигайтесь вплотную к столу, но и не сидите слишком далеко от него. Не откидывайтесь на спинку стула, не разваливайтесь на нём.

    Не затыкайте салфетку за воротник. Место салфетки - у вас на коленях. Не вытирайте салфеткой лицо. Ею надо лишь слегка промокать губы.

    Сидите прямо, не сгибайтесь над тарелкой.

    Не тянитесь через тарелку вашего соседа, чтобы достать что-то со стола. Попросите кого-нибудь передать то, что вам нужно.

    Не накалывайте хлеб на вилку. Хлеб надо брать руками.

    Не откусывайте от целого куска хлеба и не крошите его в суп. Хлеб отламывают небольшими кусочками и только потом отправляют в рот. Точно также не принято намазывать целый кусок маслом: мазать нужно отломанные кусочки.

    Не макайте хлеб в соус. В крайнем случае, придерживайте хлеб вилкой, но не лезьте в тарелку пальцами! В любом случае не вытирайте тарелку хлебом досуха.

    Если в солонке нет ложечки, соль надо брать кончиком чистого ножа.

    Не чавкайте. Жуйте с закрытым ртом.

    Сдерживайте отрыжку.

    Не разговаривайте с набитым ртом.

    Не заглатывайте пищу большими кусками. Во-первых, это отвратительно выглядит, а во-вторых, вредно для желудка.

    Не раздвигайте локти и не ставьте их на стол. Локти должны свисать со стола и быть прижаты к бокам.

    Не ешьте ложкой то, что можно есть вилкой.

    После того как покушаете, поблагодарите того, кто готовил.

    Анализ ситуаций

Учащимся предлагается рассмотреть различные ситуации, дать им характеристику и сделать вывод:

    Гости не сообщили о своем визите;

    Гости пришли на два часа раньше назначенного времени;

    Гости, которых вы пригласили на вечеринку, незнакомы друг с другом.

(Можно предложить другие ситуации.)

Учащиеся комментируют каждую ситуацию и делают общий вывод о том, как следует ходить в гости, а также как следует принимать гостей.

    Практическая работа « Этикет и мы»

А сейчас мы на практике закрепим полученные знания.

    Сервировка стола

Задание: За одну минуту нужно правильно расположить на столе столовые приборы (тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, стакан, салфетку, блюдце, кружку, чайную ложку). Прокомментировать расположение.

- Посуду ставят по прямой лини, отступив от края стола не менее 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева - вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой ставят слева рюмку, для крепких напитков, справа - фужер. Полотняные салфетки ставят, красочно оформив, или кладут на тарелку.

2) Правила поведения за столом

Задания:

    Продемонстрировать языком вилок и ножей, что вы закончили кушать.

- Нож и вилка крест-накрест - пауза в еде, параллельно - окончание трапезы.

    Продемонстрировать, как надо есть хлеб.

- Хлеб берут только рукой, а не вилкой, и кладут на специальную тарелочку или салфетку слева от себя. Хлеб отламывают небольшими кусочками, пальцами левой руки, при этом вилку кладут зубцами на край тарелки, а нож - в правой руке.

    Вы - в гостях… Гости – у вас…

Вопросы:

    Вы пришли в гости с подарком и цветами. Как их нужно преподносить? Как должен именинник (хозяин) поступить с подарком?

- Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник (хозяин) обязательно должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём.

    С какой стороны от гостя наливают напитки?

- С правой.

    Можно ли приходить в гости без предупреждения?

- Нет, нельзя.

    Когда не стоит ходить в гости?

- Нежелательно ходить в гости рано утром и поздно вечером (после восьми часов вечера).

    Вы приглашаете гостей за стол. Кто должен сесть первым?

- Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садится за стол первая.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Подведение итогов, анализ работы

Подведём итог занятия:

Что нового узнали?

Что было самым важным, интересным для вас?

Какие положительные (отрицательные) моменты можете отметить?

Какова была цель занятия? Что удалось достичь?

Довольны ли вы своей работой?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Итак, мы уяснили для себя, что манеры человека, умение соблюдать любые правила этикета во многом отражают его внутреннюю культуру, нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе, - за столом ли, на деловых ли переговорах, - имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создаёт хорошие, устойчивые взаимоотношения.

    Рефлексия. Кроссворд «Столовый этикет»

Воспитатель благодарит учащихся за работу. Предлагает разгадать кроссворд:

По горизонтали: 1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того, чтобы подавать её на стол, есть ряд предметов, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда) . 3. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы) . 4. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор). 5. Накрывая на стол, её кладут на закусочную тарелку или справа от неё. Бумажные - ставят в специальный стакан. (Салфетка).

По вертикали: 2. Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для неё - лён, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть).

Используемая литература:

    Басманова Э. Гостевой этикет, или Домашний приём на высшем уровне. – М.: Олимп, 2006;

    Жеребцова О. Сервировка стола. Практическое руководство. – М.: Ниола-Пресс, 2008;

    Инч А. 1000 правил сервировки и столового этикета. – М.: Астрель, 2008;

    Южин В.И. Энциклопедия этикета. – М.: Рипол Классик, 2005.

Электронные ресурсы:

Ежегодно миллионы мам приводят своих детей в школу. Первоклашкам достаточно сложно привыкать к совершенно новой для них жизни. Они боятся, как их примут одноклассники, понравятся ли они учителю.

В школе необходимо вести себя правильно. Существуют всевозможные правила, соблюдение которых обязательно. Только в этом случае учиться будет действительно комфортно.

Каждый школьник должен вести себя правильно. Необходимо соблюдать определенный этикет. Существует огромное количество важных правил. Можно выделить 10 основных:

1. Следует вовремя приходить в школу.

2. Необходимые вещи следует аккуратно складывать в ранец.

3. При входе в школу вытирают ноги. При входе в класс здороваются с учителем.

4. Для ответа нужно обязательно поднимать руку.

5. Разговаривать с друзьями и учителями следует вежливо.

6. Необходимо беречь все школьное имущество и ни в коем случае не портить его.

7. На перемене запрещено бегать и кричать.

8. Со всеми взрослыми следует здороваться.

9. Мальчик пропускает в дверях вперед девочку, а школьник - взрослого.

10. Весь мусор следует бросать в урну.

Как вести себя на уроках?

· Лучше всего приходить в школу заранее. До урока должно оставаться минимум 10 минут. Этого времени как раз хватит на то, чтобы оставить верхнюю одежду в гардеробе и прийти в класс. Важно приготовиться к уроку.

· Необходимо выполнять все домашние задания. В дневнике должно быть заполнено расписание.

· На время урока нужно забыть о существовании сотового телефона.

· Нельзя произносить неприличные слова и показывать некультурные жесты.

· Уходить с уроков можно лишь с разрешения врача или учителя.

· Если уроки пропущены по болезни, необходимо принести или справку.

· В начале урока обязательно приветствуют учителя. Для этого весь класс обязательно встает. Таким же образом приветствуют других взрослых.

· Во время урока нельзя мешать другим разговаривать.

· Если необходимо выйти, нужно обязательно поднять руку.

· На парте важна чистота и аккуратность. Лежать на ней должно лишь то, что понадобится на уроке. Все посторонние предметы убирают в ранец.

Как вести себя на перемене?

Долго сидеть и внимательно слушать учителя достаточно утомительно. Перемена необходима для отдыха. Но это не говорит о том, что нужно бегать и кричать. Это не просто неправильно, но и опасно. Обязательно необходимо соблюдать правила этикета для школьников, касающиеся верного поведения на переменах.

Если возникло желание побегать, лучше отправиться на спортплощадку. Перемена подходит для похода в библиотеку, в столовую, подготовке к другому уроку, звонка маме.

Если поведение на перемене спокойное, это говорит не только об уважении окружающих, но и себя самого. Необходимо постараться хорошо отдохнуть и набраться сил на следующий урок.

Что нельзя делать во время перемены?

Правила запрещают на переменах:

· Толкать других.

· Непристойно выражаться.

· Кидать в других любые предметы.

· Вступать в драки или быть их зачинщиком.

· Съезжать по перилам или же перегибаться через них. Это очень опасно. По ступенькам спускаются или поднимаются только с правой стороны.

· Сидеть на подоконниках.

С учителями и родителями обязательно здороваются.

Открывать и закрывать двери следует очень осторожно. Не стоит ими хлопать. Обязательно пропускают идущих впереди взрослых, а затем уже идут сами. Нельзя на лестнице никого толкать, так как это очень опасно.

Как вести себя в столовой?

В столовой обычно скапливается много народу. Перемена всего 15 минут, и за это время необходимо успеть поесть. Важно соблюдать правила этикета для школьников за столом:

· Не стоит стремиться попасть сюда первым. Необходимо приходить вместе с классом. Не нужно торопиться усесться за стол первым даже в том случае, если очень хочется есть.

· Стоит соблюдать очередь.

· Идти по столовой нужно аккуратно. При этом следует обязательно смотреть под ноги. Если же в руках у вас тарелка, нужно быть вдвойне внимательным.

· Перед едой обязательно моют руки.

· Необходимо очень осторожно пользоваться вилкой и ни в кое случае не размахивать ею.

· Есть суп и чай следует аккуратно, не проливая его на себя или на соседей.

· Сидеть за столом нужно прямо, не толкая при этом сидящих рядом. Локти на стол не ставят.

· Каждый после еды обязательно убирает за собой посуду.

Правила этикета для младших школьников

Особое внимание стоит уделить правильному поведению в начальной школе. Именно в этом возрасте закладываются все нормы. Если учащиеся не будут научены тому, как вести себя в определенных местах, то сделать это в более старшем возрасте будет намного сложнее.

Общественный транспорт

· Входят в любой транспорт аккуратно, никого при этом не толкая.

· Стоит уступать место пожилым людям и беременным женщинам.

· Нельзя громко разговаривать, так как это мешает другим.

· Не стоит пытаться разговаривать с незнакомыми людьми.

Кинотеатр

· Нельзя сорить.

· Запрещено шуметь.

· Не стоит вызывающе себя вести.

· Не следует громко комментировать фильм.

· Нельзя разговаривать во время сеанса по телефону.

Существуют определенные нормы поведения и в других общественных местах. Правила этикета для школьников 4 класса крайне важны, так как дети становятся старше и переходят в среднюю школу. К этому времени они должны быть уже воспитанными.

Правила этикета в картинках

Дети должны знать и соблюдать огромное количество всевозможных правил этикета. Обучение необходимо начинать с раннего возраста. Детям достаточно сложно запомнить все сразу.

Чтобы сделать правила этикета для школьников легкими для усвоения и сделать обучение максимально интересным, стоит использовать наглядность. Правила этикета для школьников в картинках позволят детям не только быстро их усвоить, но и наглядно представить то, как надо себя вести. Стоит также применять и картинки, на которых изображено неправильное поведение. Дети будут понимать, что такое поведение далеко от общепринятых норм. Наглядное обучение позволит усвоить материал быстро и просто.

Также стоит воспитывать детей на собственном примере. Это должны быть сами родители, а также учителя в школе. Обучение этикету в игровой форме наиболее эффективно. Это позволяет отлично усваивать правила этикета для школьников. Картинки помогают сделать это.

Ребенок должен приходить в школу с уже сформированными навыками этикета. Если в дошкольном возрасте ребенку не были привиты определенные нормы поведения, ему будет очень сложно в коллективе. Дурные манеры и грубость вызовут у окружающих лишь раздражение и непременное отторжение. Именно поэтому обучать детей этикету должны прежде всего именно родители.

Почему важны нормы поведения?

Дошкольники не всегда ведут себя правильно. Для них это простительно. Все давно знают, что если у родителей хорошее воспитание, то и ребенок постепенно усвоит все необходимые нормы поведения.

Но если школьники ведут себя неправильно в общественном месте, окружающие обычно возмущаются. Неприятно смотреть на неопрятно одетых, толкающихся и кричащих детей, не умеющих пользоваться столовыми приборами.

Усвоить правила этикета для школьников достаточно просто. Научиться вежливому общению совсем нетрудно. Опрятно одеваться может каждый.

Обычно родители требуют от детей, чтобы они прилично себя вели. Важным это оказывается тогда, когда дети оказываются одни в каком-то Правила этикета для школьников в школе важно неукоснительно соблюдать. Дети должны знать, как поступить в той или иной ситуации. Именно в этом и проявляется их взрослость.

Также не стоит забывать, что по поведению детей судят о родителях. Не стоит заставлять их краснеть. Нужно стараться быть вежливым и воспитанным. Именно для этого и следует изучать правила этикета для школьников.