Евпатий коловрат кто он был на самом. Евпатий Коловрат: чем знаменит русский богатырь

Евпатий Коловрат был славным и могучим богатырём, который жил на земле русской. Евпатий был рождён в городе Рязань. Однако о нём в истории практически не сохранилось ни каких достоверных сведений, а те которые имеются, довольно часто оспариваются различными историками всего мира. Одни утверждают, что богатырь был на русской земле известным и мужественным воеводой, в свою очередь другие склонны верить в то, что Евпатий был Боярином. Попросту говоря, он был абсолютно простым человек, просто его мужественный поступок навсегда внёс его имя в истории Древней Руси. Теперь он стал эталоном для подражания всех подростков, которые увлекаются историческими событиями тех времён. Но что же именно такого героического он мог сделать?

В древних летописях Руси, монахи датировали его героический подвиг 1238 годом. В эти неспокойные годы мощь монголо-татарских захватчиков была обрушена на русские земли. Земли древней Руси прочувствовали на себе постоянные набеги различных кочевников из воинствующего племени. Все прекрасно понимали, что в скором времени татаро-монгольское войско, которое было огромного количество выдвинется с походом на земли Рязани. Когда правительство Рязани поняло, что они не имеют достаточного количества солдат, чтобы своими силами оборонять свой город от натиска кровожадных захватчиков, они решают послать Евпатия Коловрата с важной миссией. Миссия его заключалась в том, чтобы как можно быстрее привести из соседних городов подкрепление. Как только он прибыл на земли Чернигова, до него донеслись слухи о том, что монголо- татарские воины беспощадно разоряют его родные земли. Не оставаясь больше не минуты на чужих землях, Коловрат вместе со своей дружиной, численность которой была совершенно малой, поспешно выдвинулся в сторону Рязани. Но к великому сожалению он не успел подоспеть вовремя, и город его был уже полностью разорён и сожжён дотла. Когда перед его глазами всплыла картина того, что он увидел, он сильно разгневался и пустился в погоню за врагом, который уничтожил его родину. Евпатий настиг войско хана Батыя у земель Суздали. Там то он и дал бой врагу. Даже несмотря на незначительную численность отряда Евпатия, они смогли довольно сильно разгромить войско Батыя. Это произошло из-за того, что Евпатий напал внезапно, когда монголо-татары совершенно этого не ожидали. Батый сильно удивился такой внезапной атаке и просто был вынужден воспользоваться силами своего специально обученного отряда. Хан Батый требовал от своих полководцев того, чтобы они во что бы это не стало взять Евпатия живым. Однако Коловрат не был намерен сдаваться и бился с неприятелем до победного конца. Батый был вынужден послать переговорщика к самому Евпатию, чтобы узнать, чего именно они хотят. Евпатий ответил, что они хотят умереть. После этого разговора бой снова возобновился. Монголы были вынуждены прибегнуть к помощи катапульт, чтобы разбить строй Евпатия. В ходе этой битвы Евпатий Коловрат был повержен. Батый никогда прежде не видел такого мужественного предводителя, в результате чего он отдал тело Коловрата его дружине, чтобы они похоронили его со всеми почестями. А за доблестное сражение против своей армии, Батый отпустил дружину Евпатия и не причинил им никакого вреда.

Этим знаменитым подвигом Евпатий Коловрат навсегда останется вписан в историю древней Руси, как человек, который пожертвовал своей жизнью ради того, чтобы его земля жиля и процветала ещё долгие столетия. В истории русского фольклора также помнят Евпатия и народ слагает про него легенды, пишет стихи и сочиняет песни. Даже Сергей Есенин не смог обойти стороной столь знаменательный подвиг, что воспел о нём в одном из своих произведений. Во времена советского союза кинокомпания “Союзмультфильм” выпустили мультфильм, который назывался “Сказ о Евпатии Коловрате”. В 2007 году его именем назвали одну из главных улиц его родной Рязани.

42 6 14165

Я до сих пор сентиментален. Когда я вышел с премьеры фильма «Легенда о Коловрате», у меня на глазах появились шальные слезы, это правда. Не от умиления.

От горести за то, во что превращают исторические подвиги нашего русского народа, когда за их пересказ берутся лавочники от современного российского кинематографа.

Иван Шурховецкий снимал, а Джаник Файзиев продюссировал отличное кино. И это не про «Адмирал», картину напыщенную, красочную, но не правдивую.

Джаник может и умеет продавать отличное кино. А на те деньги, которые ему выделили на «Коловрата» он мог бы снять, конечно, не бессмертный шедевр, но хороший исторический фильм. Но Файзиев за десятки миллионов долларов снял футуристический индийский, болливудский блокбастер. Где один махараджа убивает одним ударом сразу сто врагов, а вместо боевых слонов в его картине появляется огромный бурый медведь, который серьезно решает расклад между русскими и монгольскими воинами в пользу русских.

Чтобы понимали те, кто не в теме. Евпатий Коловрат - это не герой языческого эпоса и не язычник из Переславля. Евпатий Коловрат - серьезный православный мужчина, рязанский воевода, боец и довольно свирепый, с большим опытом сражений.

Свой ключевой подвиг он совершил в 1238 году, когда с отрядом примерно в 1500-1700 русских воинов, он атаковал аръергард войска хана монголов Бату, взявших и разоривших до того его родную Рязань (Резань), и через две атаки был окружен монголами, не сдался, как и подобало русским упертым мужикам, бился до последнего, и по тогдашнему воинскому понятию, был, уже мертвым возвеличен Бату и с воинскими почестями передан русским, уцелевшим в сражении.

Почти весь отряд отважного воеводы был перебит, но традиция средневековья обязательно относила настоящих бойцов к почитанию современниками.

История Евпатия, возьмись за нее серьезный режиссер, могла бы получить сумасшедшее развитие.

В России уже сняты бесподобные по реконструкции событий тех времен фильмы - «Монгол» и «Орда», где даже пуговицы на одеждах русских и монголов сделаны в единичных экземплярах и из настоящей кости.

Джаник Файзиев и его братан Шурховецкий пошли другим путем. Для них события яростной и короткой драки Коловрата с монголами оказались репликой 300 спартанцев. Кстати, не самой лучшей. А потому приземистый и очень злой при жизни Бату (Батый) у Джаника - романтический гей в синем халатике и накрашенных ноготках на ухоженных ручках.

Я - русский патриот, но как можно так издеваться над завоевателями, взявшими полмира, именно благодаря «Яссе» Чингиз-хана, который все и всем просто и понятно обосновал, как и с помощью чего завоевывать народы - это по его мнению, точно не добиться с помощью молодых красивых мальчиков с крашенными глазами и лицами в окружении Бату, кстати, имевшего в реальности любимую жену.

Но Джанику этого мало, и он рисует всем монголам подведенные глаза.

Только зима, очень плохо и искусственно изображенная Файзиевым, не позволяет монголам раздеться догола, чтобы показать проколотые соски, как это показано в «300 спартанцев» у их лидера - персидского царя Ксеркса.

Нет, голые монголы тоже попадаются, когда бьют по барабанам в русские -20. Но ладно, давайте не о них.

Русские изображены духоподъемно. Говорю без иронии. Заказчик Файзиеву и его команде так возможно и сказал: «Русские должны быть крутыми пацанами».

Тут и Серебряков, конечно, включился, и многие герои нашего кинематографа. Но главное, что большинство актеров играли роль русских, по сути, смертников, от души.

Да, им помогал медведь, который в зимнюю спячку проснулся, зарвал всех поганых, а наших пожалел, точнее, нет - просто помог и дал себя погладить.

Да, нашим помог Генерал-Мороз. Поэтому, делегация Коловрата, выйдя из городских стен осажденной Рязани и через 500 метров достигнув лагеря Батыя, для переговоров, передравшись с монголами, уходила несколько дней, (вместо возвращения в Рязань), а ее не преследовали потому, что Батый приказал не догонять - «их и так убьет буран», где, в Рязани?!

И ничего, что монгольские воины тех времен преодолевали до 100 км одного перехода в день, причем в любую погоду.

Вы полагаете, я топлю за монголов? Нет. Но Файзиеву рекомендую прочитать великие книги советского писателя и профессора Яна «Батый» и «Чингизхан», чтобы хоть немного понимать суть эпохи.

Я обязан сказать несколько важных слов про духоподъемность фильма. Этот факт есть.

Русские в целом показаны храбрыми воинами, отражена роль православных пастырей, благословлявших ратников на бой и самих погибших в бою.

Фильм понравится многим людям, особенно тем, кто помнит «300 спартанцев», поколению гугл.

Если создатели искренне видели фильм таким, то у меня даже нет претензий. И все-таки.

  • Монголы не были геями, «Ясса» Чингиза карала это немедленной смертью.
  • У русских не каждую минуту борода и усы были в белой крошке.
  • Медведи спят зимой, а если и вылазят шатуны, то убивают одинаково и монголов, и русских.
  • Если лагерь русских воинов ночует зимой в чистом поле, то жена воеводы, даже ради показа красивого тела, не раздевается догола, чтобы обнять на подстилке из пожухлой травы любимого мужа - в то время русская женщина рожала по 10 детей, как бы она это сделала отморозив придатки, она же не хипстер?
  • В русской истории не было саней, на которых можно было, распустив парус, погнать по льду великих русских рек, спасаясь от монголов. Вы еще посмотрите, что это за парус, который развернули убегавшие от монголов дети-сироты - это даже в замедленном повторе сложная конструкция, кстати, куда делась лошадь, везшая до этого детей?

Фильм Джаника Файзиева - это красивая промокашка. Подвиг прекрасного русского воеводы Коловрата и так останется в истории, как и многие аналогичные подвиги средневековья.

Пресловутый «российский» кинематограф наносит нам, точнее так - людям, у которых еще есть мозги - удар за ударом, нацеленным на создание идиотического облика русской истории.

Только в этом году это «Викинг», это бездарная «Матильда». Это теперь и «Коловрат». На «28 панфиловцев собирают деньги всем миром, и собирают еле-еле 2 млн долларов. На «Викинг», «Матильду» и «Коловрат» выделяют по 30−40 млн баксов как с куста на каждый, и выдают болливудское, даже не голливудское унылище.

Ну, окей, ребята, вы заработали и молодцы, обращаюсь я к тем, кто все это режиссировал. Наше право, по сравнению с вами, бедняков и нищебродов, сделать так, чтобы за ваши «картины» нормальные люди не платили денег из своего кармана. Я свое дело в этом плане сделал.

Евпатий Коловрат – воевода, рязанский боярин, богатырь, герой народных сказаний о событиях тринадцатого века. Подвиг русского силача подробно описан в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Точная дата рождения Евпатия Коловрата неизвестна. Согласно данным некоторых источников, богатырь появился на свет около 1200 года. Эту дату принято считать годом рождения Евпатия.

В одном из источников упоминалось отчество боярина - Львович. Известно также, что в наиболее ранних сказаниях герой был назван Евпатием Неистовым. Родиной витязя считают село Фролово Шиловской волости. Евпатий – уроженец рязанской области, патриот, герой местного сопротивления времен татаро-монгольского нашествия.

Боярин при дворе

Коловрат был воеводой при дворе рязанского князя Юрия. Богатырь отличался огромной физической силой, был опытным воином, уважаемым командиром войска. На момент вторжения ордынцев витязю было около 35-37 лет. Князь Юрий понимал, что Рязань не выстоит против многотысячного войска, и отправил послов к князю Чернигова за помощью. Среди посланников был и Евпатий.


Поездка в Чернигов спасла Коловрата от гибели. Ожидая вестей от верных подданных, князь Юрий одарил хана подарками, чтобы усыпить его бдительность. Батый потребовал привести к нему первую красавицу княжества, которой была сноха рязанского правителя. В результате отказа молодой князь Фёдор был убит, его жена и сын погибли, а войско рязанского князя было истреблено в битве у реки Воронеж.

Князь Юрий принял смерть от врага на поле боя. Когда послы вернулись в Рязань, они нашли горы трупов и выжженную землю.

Подвиг русских богатырей

Когда Евпатий вернулся на родину, он узнал, что молодой князь Федор убит, его жена и наследник погибли, а народ рязанский был истреблен. Собрав из уцелевших мужчин небольшой полк, Коловрат отправился по следам ордынцев. Его миниатюрная армия насчитывала всего семнадцать сотен солдат.

Отряд Евпатия использовал тактические хитрости. Богатыри нападали из леса, ночью или под покровом тумана. Ордынцы начали верить, что сражаются с разгневанными духами. В армии хана началось брожение. Батый отправил на борьбу с неприятелем лучших воинов под предводительством своего шурина. Русские были отрезаны от пути к своему укрытию и окружены. Пленить предводителя рязанского сопротивления у ордынцев не получилось. Брат жены Батыя Хостоврул пал в бою, а русские воины не сдавались.


Евпатий Коловрат во главе воинства

Окончательную точку в сражении поставили машины для метания камней. Оружие, которое обычно использовали для осады городских стен, направили против отряда рязанских витязей. Почти все воины были забиты камнями. Живыми нашли только шестерых человек. Евпатий Коловрат погиб на поле боя.

Тело воеводы отдали выжившим воинам его отряда, чтобы они провели достойный обряд погребения. Предание гласит, что подобный жест Батыя был свидетельством его уважения к воинской доблести Коловрата.

Повесть о разорении Рязани Батыем

Данное древнерусское литературное произведение является наиболее полным источником сведений о Евпатии Коловрате. Сюжет повести рассказывает о нападении Батыя на Великое Княжество Рязанское в 1237 году. Самые древние сохранившиеся тексты этого произведения датируются шестнадцатым веком, до этого времени сказание передавалось в устной форме.

За триста лет история обросла подробностями и неточностями. Существует, как минимум, три варианта текста данной повести. Все они повествуют о том, с кем бился Евпатий Коловрат и как доблестно окончил свою жизнь.

Личная жизнь

Основным источником информации о судьбе рязанского боярина служит народное сказание. Личная жизнь воина в нем не описана. Возможно, у Евпатия была возлюбленная или жена, но фактов в пользу этой версии не сохранилось.

Память

Евпатий Коловрат стал героем русского фольклора наряду с такими богатырями, как Илья Муромец, Ратибор, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка. История подвигов витязя стала одним из свидетельств силы русского духа. В 1985 году на базе народных сказаний был создан мультипликационный фильм «Сказ о Евпатии Коловрате».

Богатырю установили три памятника на территории Рязанской области. Два монумента расположены поблизости от предположительного места рождения героя. Третий памятник был установлен в 2007 году на Почтовой площади в Рязани.

В 2014 году стало известно, что режиссер Рустам Мосафир начал снимать кинокартину «Евпатий Коловрат. Восхождение». Фильм планировалось сделать максимально приближенным к историческим событиям. Через год в интернете появились первые кадры ленты, но по неизвестной причине проект был заморожен.

В то время также появилась первая информация, что российская кинокомпания «Централ партнершип» планирует выпустить фильм «Легенда о Коловрате». Фото со съемок и трейлер появились в интернете осенью 2016 года. Премьеру картины назначили на май 2017 года.

Исторический боевик с элементами фэнтези вошел в список самых ожидаемых фильмов года. Сюжет ленты имеет косвенное отношение к историческим событиям времен нашествия Батыя. Создатели фильма решили представить зрителю фэнтезийный вариант истории тринадцатого века, сосредоточив внимание на персонажах и их чувствах

Евпатий Коловрат – личность скорее легендарная, чем историческая. О нём мало что известно историкам, немного сохранилось и текстов – письменных и устных, в которых этот рязанский князь бы упоминался.

Евпатий Коловрат фигурирует в народном рязанском сказании и в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем», написанной довольно поздно – только в XVI веке, через три столетия после предполагаемого подвига.

И хотя в этих памятниках, по сравнению с другими средневековыми текстами, фантастических деталей практически нет, описываемые события всё равно кажутся неправдоподобными.

Это и понятно – народные сказания отражают чувства и эмоции простых людей, впавших в отчаяние из-за какого-либо бедствия, поэтому почти всегда содержат иррациональный сюжет; а летописи, хроники и прочие средневековые исторические сочинения основывались на тех самых народных сказаниях, рационального научного метода древняя история ещё не знала.

Легендарность фигуры Евпатия подтверждается тем, что он упоминается вместе с рязанским князем Ингварем Ингваревичем, существование которого нынешними историками отвергается (он отождествляется с собственным отцом – Ингварем Игоревичем, также рязанским князем, умершим в 1235 году.

Рязанское княжество

В феодальной раздробленности Древней Руси и последующем нашествии Батыя Рязанское княжество играло особую роль. Оно было первой русской землёй, граничащей с владениями татаро-монголов; поэтому Рязань приняла на себя первый удар захватчиков.

Евпатий Коловрат с войском фото

В этом княжестве правили потомки черниговских князей, поэтому Рязань имела тесную связь с Черниговским княжеством. Кроме того, ранее Рязанское княжество находилось в составе Владимирского, близкие отношения с которым рязанцы продолжали сохранять и в период независимости.

Нападение

«Повесть о разорении Рязани Батыем» рассказывает, что когда татарский хан подошёл к Рязани и потребовал десятую часть богатства, князь был в нерешительности. С одной стороны, он одарил Батыя подарками и послал к нему сына Фёдора для переговоров, а с другой стороны – обратился за помощью во Владимир и Чернигов.

Хан остался неумолим; не получив желаемого, он убил Фёдора и ворвался в город, население которого полностью уничтожил. Но тексты «Повести» и народного сказания говорят, что некоторая часть рязанцев пряталась за пределами города, а некоторые отлучились в другие места по делам. Все они, конечно же, выжили и в будущем составили ополчение, вышедшее сражаться с Батыем.

Не было в городе и приближённого рязанского князя – боярина Евпатия Коловрата, который находился как раз в Чернигове. Получив известие о разорении родного города, он поспешил туда. Застав Рязань опустошённой, он собрал всех, кто остался в живых, и отправился в погоню за татарским войском. Захватчики, видимо, не ожидали такого выпада, поэтому уходили не спеша, радуясь своей победе.

Евпатий Коловрат со своим «малым войском», которое составляло, по некоторым данным, всего 1700 человек, напал на татарский арьергард на территории Суздальского княжества и весь его перебил. Текст повествует, что сражались воины князя столь свирепо и нещадно, что их мечи тупились, и тогда они отбирали мечи у татар и били врага ими. Батый впал в изумление от этого поступка.

Поняв, что рязанский воевода – человек непростой, он отправил ему навстречу Хостоврула, брата своей жены. Тот хвастливо пообещал хану, что приведёт Евпатия к нему живым. Однако вместо этого он погиб, сразившись с ним один на один: Евпатий рассёк его мечом пополам, прямо до седла. Хостоврул привёл с собой большой отряд, который воины Евпатия беспощадно перебили, несмотря на значительное превосходство врага в числе.

битва Евпатия Коловрата фото

Рассказ сообщает, что погубить Евпатия татары смогли только с помощью «пороков» - камнемётных орудий, которые обычно использовались для штурма крепостных стен. Батый был так поражён храбростью русских воинов, что решил отдать тело Евпатия русичам, чтобы они его с честью похоронили, и отпустил их с миром.

Датировка «Повести о разорении Рязани Батыем»

К датировке исторического памятника, сообщающего о подвиге Евпатия Коловрата, учёные пришли не сразу. Были те, кто считал, что она написана «по горячим следам», то есть в XIII веке. Другие выдвигали версии, относящие повесть к XIV и даже к XV веку. Установить точную дату написания произведения современным учёным помогли сопоставительный анализ его с другими произведениями древнерусской литературы и другие соображения.

Вот некоторые из них:

Текст имеет совпадения с другими воинскими повестями Древней Руси, насыщен шаблонами и штампами, характерными для литературных памятников XV – XVI веков;

Автор повести красочно описывает отвагу и гибель русских воинов, поэтично изображает сражение, однако забывает и путает имена фигурировавших в событии князей, воевод, бояр и церковных деятелей, путает их родственные связи, следовательно, он явно описывал «дела давно минувших дней»; Для автора повести важна назидательная, богословская составляющая рассказа, он предпринимает попытку философски осмыслить описанные события, всё это не могли сделать жители разорённой Рязани и близлежащих городов в XIII веке: испытывавшему бедствия русскому народу было не до философских размышлений.

Воспитательная направленность рассказа, в свою очередь, является объяснением того, почему автор повести не стремился подробно изучить и отразить исторические реалии; Назвать рязанское войско в 1700 человек «малой дружиной» мог лишь автор, живший в «послемонгольское» время, когда русские земли объединились и создали некое подобие постоянной армии. В условиях феодальной раздробленности XIII века отряд в 1700 человек – это огромная толпа, составляющая значительную часть населения среднего княжества.

XIII век был тяжёлым для русских земель. Народ оказался разделён между множеством княжеств, каждое из которых имело свою власть и интересы. Это приводило к разорительным междоусобным войнам, которые, в свою очередь, ослабили государство.

В этой суровой реальности появился на свет русский богатырь Евпатий Коловрат, родной землёй которого были окрестности Рязани. В дальнейшем ему предстоит совершить подвиг, который навсегда войдёт в историю и станет примером мужества и отваги, проявленных ради защиты своего народа.

Положение русских земель в начале XIII века

На момент рождения Евпатия Коловрата, когда-то единая страна оказалась раздроблена на множество княжеств, которые управлялись по родовому принципу. К этому привёл изъян в престолонаследии, заложенный ещё князем Святославом, разделившим Киевскую Русь между тремя сыновьями. Владимир Красное Солнышко, к сожалению, повторил ошибку отца и это привело к катастрофическим для государства последствиям.

Если сначала количество княжеств исчислялось единицами, то в XIII веке их было несколько десятков. Единоверцы, говорящие на одном языке, шли воевать друг с другом в условиях феодальной раздробленности. Это замедляло развитие русской цивилизации и ухудшало её обороноспособность перед внешним противником.

В 1223 году произошла битва на реке Калке — первая встреча русских князей с невиданным ранее противником — монголами. В результате объединённая армия русичей и половцев потерпела поражение перед натиском и была вынуждена обратиться в бегство.

Монголы сделали из этого определённые выводы и поняли, что земли Удельной Руси представляют собой идеальный объект для нападения и последующей оккупации. С этими мыслями кочевники отправились к себе в родные степи, чтобы начать формирование армии для похода на Русь.

В 1237 году хан Батый с огромным войском монголов вторгся на территорию Руси и первым объектом для нападения стало Рязанское княжество.

Подвиг Евпатия Коловрата

Как сообщает нам «Повесть о разорении Рязани Батыем», на момент вторжения богатырь находился в городе Чернигове с посольством. Перед ним стояла задача убедить черниговского князя оказать помощь в борьбе с захватчиками.

Внезапно до него дошли вести, что Рязань атакована отрядами монголов во главе с Батыем. Поражённый до глубины души этим фактом, Евпатий собрал силы малой дружины и отправился в Рязанское княжество.

Перед его глазами предстал опустошённый и разорённый монголами город, жители которого подверглись жестокой участи и приняли мучительную смерть. Выжившие после бойни смогли пополнить отряд Евпатия и в количестве 1700 человек они отправились в погоню за врагами.

В Суздальских землях богатырю с отрядом удалось застать врасплох и полностью истребить арьергард монголов. На бой с Евпатием Коловратом удивлённый неожиданным сопротивлением Батый отправил Хостоврула, при этом приказав взять богатыря живым.

Отряду пришлось столкнуться с большим количеством противников, а Евпатий смог отправить на тот свет Хостоврула. Изумлённый яростным сопротивлением русичей, Батый предложил переговоры и через посланника поинтересовался, чего хочет Евпатий. Тот дал следующий ответ: «Только умереть!».

Сломить отважное сопротивление русских удалось только с помощью камнемётных орудий, так как в ближнем бою войны были несокрушимы. Подвиг Евпатия вызвал восхищение даже со стороны Батыя, который оценил его смелость и искусство боя.

Оставшимся в живых рязанцам позволили с почестями доставить тело богатыря в родной город и похоронить в соответствии со всеми обрядами. Евпатий Львович был похоронен 11 января 1238 года в Рязанском соборе.

Подвиг оказался воспет в поэзии, литературе, музыке. Ему посвятили фильмы и мультфильмы, а также затронули в компьютерной игре «Золотая орда».

Усугубление кризиса в Руси

После победы над отрядом Евпатия Коловрата Батый продолжил свой первый поход на Русь, разорив Москву и Владимир. Далее хан планировал пойти на Новгород, но наступление зимы заставило его изменить решение и отправиться обратно в степи для укрепления сил.

В 1239 году начался второй поход Батыя. Несмотря на то, что у русских князей была «фора», они не смогли соединиться для борьбы с общим врагом и в результате были взяты Переяславль, Чернигов, Киев. Великая столица Руси пережила свой самый страшный упадок под властью монголов.

Итогом походов Батыя на Русь стала утрата независимости княжеств и их обложение данью. Князья становились вассалами Орды и были вынуждены получать ярлык на княжение.

О подвиге Евпатия Коловрата вспомнили во время борьбы за свободу:

  • в 1380 году, когда под знамёнами Дмитрия Донского русские войска объединились для борьбы с монголами;
  • в 1480 году, когда войска отправились к реке Угре, чтобы дать бой монголам, бой не состоялся, обе армии разошлись без сражения и Русь окончательно вернула себе независимость;
  • в 1613 году, когда на территории России хозяйствовали польские интервенты.

Богатырь Евпатий Коловрат навсегда останется в памяти русского народа.