Функции соц конфликта. Л

Конфликт выполняет самые разнообразные социальные функции, как положительные, так и отрицательные. Суще­ствуют объективные и субъективные оценки последствий конфликта.

Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено также той социальной системой, в которой присутствует конфликт. В свободно структурированных группах и открытых обществах, где конфликт считается нормой и где существуют разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило способствует большой жизнеспособности, динамизму ивосприимчивости к прогрессу. В тоталитарном обществе социальный конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой

Вот некоторые позитивные функции конфликта, характерные для открытых социальных структур.

1. Конфликт вскрывает и разрешает возникающиевотношениях между людьми противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременна выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.

2. В открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение.

3. Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы и придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.

4. В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития.

5. Конфликт способствует получению информации об окружающей социальной среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований.

6. Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей.

7. Внутренние конфликты (в группе организаций, обществ) выполняют следующие функции:

Создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти);

Социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей;

Создание новых социальных норм и институтов и обновление существующих;

Адаптация и социализация индивидов и групп;

Группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;

Установление и поддержание относительно стабиль­ной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений,

Установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров.

8. Позитивные функции конфликта заключаются также в том, что он выявляет позиции, интересы и цели учас­тников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. В открытой социальной системе конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно выявляя возникающие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.

Конфликт несет в себе негативные функции:

Когда он ведет к беспорядку и нестабильности;

Когда общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;

Когда борьба ведется насильственными методами;

Когда следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;

Когда возникает угроза жизни и здоровью людей. К негативным можно отнести большинство эмоциональ­ных конфликтов, и в частности конфликты, возникающие вследствие социально-психологической несовместимости людей. Негативными считаются также конфликты, затруд­няющие принятие необходимых решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный конфликт.

Типы социальных конфликтов.

Внутриличностные конфликты

Решение внутриличностных конфликтов прежде всего зависит от самого человека, от способности и возможности жить в согласии (в гармонии) с самим собой и окружающей средой. Такие конфликты можно условно обозначить как конфликты «между тем, что есть и тем, что хотелось бы иметь». Другие варианты таких конфликтов: «между тем, чего вы хотите и тем чего не хотите», «между тем, кто вы есть и тем, кем хотели бы быть» и т. д. С оценочной точки зрения внутриличностные конфликты можно представить как борьбу двух позитивных или двух негативных тенденций или как борьбу позитивной и негативной тенденции в психике одного субъекта. Возможны варианты, когда тенденции содержат в себе и положительные, и отрицательные моменты одновременно (например, предложенное повышение в должности предполагает нежелательный переезд на новое место жительства).

Личность представляет собой устойчивую систему социально значимых черт, обусловленных существующей системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный кон­фликт, как и любой другой социальный конфликт, пред­полагает конфликтное взаимодействие двух и более сто­рон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, цен­ностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удов­летворение связано с целой системой определенных социальных отношений. Поэтому и внутриличностный кон­фликт является социальным конфликтом.

Любое действие человека представляет собой и вза­имодействие с Другим внутри него самого, и противодей­ствие Другому как участнику диалога. Но конфликт вы­зывают лишь равные по значимости взаимоисключающие тенденции, когда личность как бы раздваивается в принятии решения, когда выбор той или иной тенденции предполагает силовое давление Одного на Другого, т. е. противоборство и насилие.

Выделяют психологи­ческий конфликт, когда преграда для тех или иных действий кроется в нас самих. Это проблемы выбора из двух различных стремлений:

а) конфликт потребностей (самому хочется съесть и угостить надо);

б) конфликт между социальной нормой и потребнос­тью (любовь и норма);

в) конфликт социальных норм (дуэль и церковь). 7

Одним из видов внутриличностного конфликта являет­ся неосознанный внутренний конфликт. В основе его лежат любые не полностью разрешенные в прошлом конфликтные ситуации, о которых мы уже забыли. Но на бессознательном уровне мы продолжаем нести груз неразрешенных в прошлом проблем и непроизвольно вос­производим старые конфликтные ситуации, как бы пыта­ясь решить их вновь. Поводом для возобновления нео­сознанного внутреннего конфликта могут стать обстоятель­ства, схожие с прошлой неразрешенной ситуацией.

Соревновательность и соперничество пронизывают все сферы нашей жизни, и нередко превосходство для одного означает неудачу для другого. Потенциальное враждебное напряжение порождает страх. Источником страха может быть также перспектива неудачи и угроза потерять чувство самоуважения. Рыночные отношения предполагают агрессивно-конкурентное взаимодействие, а христи­анская мораль проповедует братскую любовь людей друг, к другу. Реклама стимулирует наши потребности, а ре­альная жизнь становиться препятствием на пути их удов­летворения. В таких условиях окружающая человека среда становится одним из основных источником внутриличностных конфликтов.

Нетрудно заметить, что в примерно одинаковых конф­ликтных ситуациях разные люди ведут себя далеко не одинаково. Социальная психология выделяет четыре наи­более распространенных типа поведения людей в конф­ликтных ситуациях: «Первый тип - агрессивное поведе­ние, способствующее развитию конфликта; второй - по­ведение, свидетельствующее о склонности к компромис­су; третий связан со склонностью к подчинению, т. е. к принятию решения противоположной стороны; четвертый тип обнаруживает склонность к уходу от конфликта». 8 В реальной жизни каждый из этих типов в чистом виде не встречается, но большинство людей, с определенны­ми оговорками, можно отнести к тому или иному типу конфликтного поведения.

Современное понимание конфликтов в социальных науках исходит из представления о позитивных функциях конфликта.

Это легко принимается, когда речь идет о теоретических рассуждениях социологов о процессах, происходящих в социальных системах. Но психолог имеет дело с живыми людьми и видит перед собой страдающего человека, тяжело переживающего жизненные сложности, что эмоционально бывает трудно совместить с рассуждениями о пользе конфликтов.

Однако и для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли.

Конфликт — источник развития . Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития . Чем значимее конфликт для участников ситуации, тем потенциально сильнее его влияние на их интеллектуальное развитие. Также общепризнанным можно считать тезис о противоречиях как источнике развития группы, включая и возможные конкурентные процессы. Так, Б. Ф. Ломов считает, что в совместной деятельности «соперничество (сотрудничество) играет роль своеобразного "катализатора" развития способностей». Аналогичную функцию стимулирования активности и развития конкуренция играет в группе.

Конфликт — сигнал к изменению . Из других позитивных функций конфликта наиболее очевидной является сигнальная функция . Обсуждая типы критических ситуаций, Ф. Е. Василюк подчеркивает позитивную роль, «нужность» внутренних конфликтов для жизни: «Они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений и дают шанс разрешить их до реального столкновения этих отношений, чреватого пагубными последствиями».

Аналогичную сигнальную функцию конфликты выполняют и в межличностных отношениях . Возьмем для примера взаимоотношения родителей с ребенком. Если родители воспринимают несогласие ребенка, его новые притязания и попытки их обсуждения с родителями исключительно как неповиновение, то они будут бороться с его непослушанием, настаивать на своем и тем самым скорее всего ухудшат, а может быть, и разрушат свои отношения с ребенком. Постепенно накапливающееся напряжение подобно пару, давление которого разрывает плотно закрытый котел.

Конструктивной реакцией будет восприятие происходящего не как неповиновения, но как сигнала о необходимости изменений . Возможно, здесь будет уместна аналогия с болью. Боль неприятна, но любой врач скажет, что она выполняет важную и полезную функцию. Боль есть сигнал о том, что в организме что-то не так. Игнорируя или заглушая боль успокоительными таблетками, мы остаемся с болезнью. Конфликт, подобно боли, выполняет сигнальную функцию, сообщая нам о том, что что-то не в порядке в наших отношениях или в нас самих. И если мы в ответ на этот сигнал пытаемся внести изменения в наше взаимодействие, мы приходим к новому состоянию адаптации в отношениях. Если мы на каждом этапе своих отношений достигаем нового уровня адаптации, это обеспечивает сохранение, «выживание» наших отношений.

Конфликт — возможность сближения . На психологическом материале могут быть найдены примеры, иллюстрирующие и другие позитивные функции конфликта, например «коммуникативно-информационную» и «связующую» (в терминологии Козера).

В качестве примера приведем рассказ одной молодой женщины. Она вышла замуж очень рано, ей не было еще и девятнадцати лет. Ее избранник был старше ее на несколько лет, и, хотя был тоже молод, ей казалось, что он мудрее и опытнее. Возможно, именно это привело к тому, что, несмотря на хорошие отношения с ним, она чувствовала в душе какую-то стесненность, ощущала разделявшую их дистанцию. После рождения ребенка их отношения стали ухудшаться и наконец подошли к той опасной черте, после которой, возможно, их ждало расставание. Однако произошел тот, часто неожиданный прорыв, на который всегда остается надежда. Они стали выяснять свои отношения и в ходе этого откровенного разговора поняли друг друга. Рассказав эту довольно банальную историю, женщина добавила в конце: «Я так рада тому, что этот конфликт тогда был между нами. Потому что с тех пор мы с мужем стали абсолютно близкими друг другу людьми. Я могу ему все-все сказать, что у меня на душе».

Этот новый уровень отношений между ними она связывает именно с происшедшим конфликтом. Момент прорыва , когда людям нечего терять, когда они пытаются прорваться друг к другу, может стать для них последней возможностью взаимопонимания. Недаром социологи чикагской школы говорили: «Конфликт — это возможность разговора начистоту».

Позитивные функции внутригрупповых конфликтов . Традиционная точка зрения не только социологов, но и психологов, работавших с группами, состояла в том, что конфликты являются негативным явлением для группы и задача состоит в их устранении. Тенденция к поиску социальной гармонии в группах берет свое начало еще от школы «человеческих отношений»: избегание конфликта, рассматриваемого как «социальная болезнь», и способствование «равновесию» или «состоянию сотрудничества». Однако благодаря конфликту оказывается возможным первичное установление единства или его восстановление, если оно было ранее нарушено. Конечно, не каждый тип конфликта будет способствовать укреплению группы, равно как и не во всех группах конфликт может реализовывать подобные функции. Наличие этих позитивных потенций конфликта определяется его типом, равно как и особенностями группы.

Каждая группа содержит потенциальные возможности конфликта в силу периодически возникающего соперничества между требованиями индивидов. Характер группы будет существенно влиять на особенности этих конфликтов, в частности на их функции. Так, Козер полагает, что чем группа теснее, тем конфликт интенсивнее . Если все же в такой сплоченной группе возникает конфликт, то протекать он будет с особенной интенсивностью в силу «накопленного» недовольства и полного личностного вовлечения, характерного для группы с тесными связями. Конфликт в группах этого типа будет угрожать самим их основам, а следовательно, носить разрушительный характер.

Существенное значение для внутригруппового конфликта будет иметь и характер отношений группы с внешней средой . Так, группы, находящиеся в состоянии более или менее постоянного противоборства с другими группами, будут иметь тенденцию к более полному личностному вовлечению своих членов в общую деятельность и к подавлению отклонений от группового единства и разногласий. Большая терпимость к внутригрупповым конфликтам будет характерна для групп, отношения которых с внешней средой более уравновешены.

Внутренний конфликт также служит средством выявления у членов группы противоречивых интересов и тем самым способствует возможности нового согласования, обеспечивая восстановление необходимого равновесия.

Конфликты часто обусловливают создание ассоциаций и коалиций внутри групп, благодаря чему обеспечивается взаимодействие между членами всего объединения, уменьшается изоляция, создается почва для реализации индивидуальной активности членов группы.

В целом, указав на позитивные возможности конфликта в гибких социальных структурах, Л. Козер называет его важнейшим стабилизирующим механизмом, механизмом приспособления норм к новым условиям.

Конфликт — это возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношений . Функция разрядки напряжения, «оздоровления» отношений, которую потенциально содержит в себе конфликт, может целенаправленно использоваться в педагогической практике. Например, А. С. Макаренко рассматривал конфликт как педагогическое средство влияния на отношения людей.

Интересно, что тот же прием усиления переживаний для инициирования благотворного кризиса Р. Мэй считает возможным использовать в психотерапевтической практике. Он пишет о том, как однажды получил чрезвычайно эмоциональное письмо от молодого человека, который просил его о помощи: «В ответном письме я поставил целью предельно обострить его переживания и вызвать кризис. Я написал, что он привык к своему положению избалованного ребенка, с которым всегда носились, а сейчас в его страданиях нет ничего, кроме жалости к самому себе и полного отсутствия мужества справиться с создавшимся положением. Я специально не оставил никакой лазейки для спасения престижа его "Я"». Мэй считает, судя по ответной реакции, что его цель была достигнута и привела к конструктивным шагам.

Подчеркивание потенциальных позитивных возможностей конфликта не должно заставить нас забыть о его вероятной деструктивной роли в жизни личности. Можно считать общепризнанным представление не только о позитивном значении эффективного разрешения и преодоления личностью возникающих внутриличностных кризисов, конфликтов, противоречий, но и о негативном, а то и разрушительном влиянии, которое может иметь для развития здоровой личности их непреодоление. Мы можем оценивать выход человека из конфликта или кризиса как продуктивный, если в результате он действительно «освобождается» от породившей его проблемы таким образом, что переживание делает его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.

Эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению. Точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлинная же проблема состоит в созидании нового смысла , в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире — обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия и т. д.

Напротив, те стратегии, которые, в сущности, являются психологически неэффективными, как бы их ни оценивал сам индивид, реально оказываются направленными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса и сопровождающих его эмоциональных состояний. Если вспомнить ранее использованную медицинскую аналогию, то можно сказать, что в первом случае человек, почувствовав боль, пытается выяснить ее причину и справиться с ней, вылечив болезнь, а во втором случае он просто принимает таблетки, пытаясь заглушить неприятные ощущения.

Общая практическая позиция может быть выражена уже приводившимися словами Р. Мэя: «...Нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные».

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Социология»

«Причины, функции и субъекты социальных конфликтов»

Работу выполнила

студентка группы

Проверил:

Введение………………………………………………………….3

1. Понятие социального конфликта…..…………………………...5

2. Причины социальных конфликтов……………………………..8

3. Структура социального конфликта……………………………10

4. Функции социальных конфликтов…………………………….14

Заключение……………………………………...………………18

Список использованной литературы…………………………..19

Введение

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем мы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо мы не смогли верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства нам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта. Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям.

Образование новых социальных групп, класса предпринимателей и собственников, растущее неравенство, становятся базой возникновения новых конфликтов. Формируется новое социальное противоречие в обществе между элитой, представляющей различные группы новых собственников и огромной массой народа, которого отстранили от собственности и от власти.

Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.

Конфликты формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все они относятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами.

Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

В рамках социологии даже сложилось специальное направление, которое ныне обозначается как “социология конфликта”. Изучение конфликтов означает в первую очередь ознакомление с весьма богатой и многообразной литературой по этой проблематике, усвоение теоретических и практических знаний, накопленных в рамках данного направления социологической мысли. Разумеется, и в других областях обществоведения накапливались знания о конфликтах. Речь идет о психологии, политической науке, истории, об экономических теориях, об этнологии. Но в первую очередь надо обратить внимание на социологию конфликта, в рамках которой разрабатываются, с одной стороны, общетеоретические проблемы конфликта, а с другой - практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода.

Основная цель настоящей работы – изучить социальный конфликт как социальное явление. В соответствии с поставленной целью в работе также решаются следующие конкретные задачи:

Выявить понятие социального конфликта;

Определить причины, субъекты и функции социальных конфликтов.

Таким образом, социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов. 1. Понятие социального конфликта Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт понимается как предельный случай обострения противоречий. Социальные психологи также подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.Одно из первых определений конфликта предложено видным американским исследователем L.Cozer, оказавшим значительное воздействие на формировании подхода к пониманию природы конфликта. Согласно L.Cozer, конфликт в собственном смысле слова есть «борьба, возникшая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперников».Позже K.Fink дал определение конфликта, которое обнаруживает теснейшую зависимость по позиции L.Cozer. “Социальный конфликт – пишет K.Fink – это любая социальная ситуация или процесс, в котором две или более единицы связаны по крайней мере одной формой психологического или интрактивного антагонизма”. Психологический антагонизм – это эмоциональная враждебность и сходные с ней явления. Интерактивный антагонизм – понимается как взаимодействие, строящееся по типу борьбы или вмешательства в дела противоборствующей стороны.Известный польский социолог Я.Щепаньский определяет конфликт – как столкновение, вызванное противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.Реальный конфликт представляет собой социально-психологический процесс. Социальные психологи предлагают определять конфликт как возникающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления, к достижению каких-либо целей (Гришина Н.В.). Или же, аналогично, столкновение личностей в виду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей (Ершов А.А.). Согласно К.Боулдингу, конфликт знаменует собой осознание и созревание противоречия и столкновения интересов.Конфликты следует отличать от других форм конфронтации в обществе, которые могут быть следствием:1. отсутствия согласия между участниками дискуссии,2. противоречия интересов,3. коллизии,4. соперничества,5. соревнования.Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение интересов различных социальных субъектов, происходящий публично. Часто конфликт имеет политическое измерение (так как социальный конфликт задевает управленческие системы) - социальный конфликт чреват политическим конфликтом. Накопление конфликтов в обществе называется кризисом. Политический конфликт связан с взаимоотклонением ответственности и власти.Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития".Немецкий философ и социолог Г. Зиммель, называя конфликт “спором”, считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации.Классик социологии Р. Дарендорф указывал в своих трудах на тесную связь конфликта с понятиями кризиса и противоречий. Кризис, по Р. Дарендорфу, - это результат патологических изменений в содержании и формах жизни населения, серьезных изменений механизма контроля в политике, экономике и культуре, взрыва массового недовольства граждан, радикального разрыва с традиционными нормами и ценностями. По мнению Р.Дарендорфа, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе; это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.Таким образом, под социальным конфликтом в современной социологии понимают любые виды борьбы между индивидами, цель которых - достижение либо сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также завоевание, нейтрализация или устранение действительного либо мнимого противника.

2. Причины социальных конфликтов

Совершенно очевиден тот факт, что без выяснения причин конфликтов мы с вами будем не в состоянии предпринять что-нибудь более или менее эффективное для их успешного разрешения и уж тем более для предупреждения.

Существует несколько групп причин конфликтов.

Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.

Субъективные причины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение. В споре, как и в ссоре, не бывает одного виноватого. Ссорятся всегда две стороны. Не надо снимать с себя чувство ответственности и выяснять, кто первый начал. Вы поддержали, следовательно, сами выбрали конфликт. Если вам будет нужно не спорить, например, с начальством, вы найдете множество способов, как избежать конфликта. Но если ваш «противник» равен вам или слабее, тут вы вряд ли уступите.

Разумеется, в одном конфликте объективные причины и субъективные четко разграничены. Грань провести довольно сложно. Одна и та же объективная предпосылка для одних людей конфликтогенна, для других - нет, поэтому и сами объективные причины во многом субъективны. С другой стороны, и субъективные причины во многом объективны, потому что агрессивность человека, как мы говорили на первом занятии, во многом формируется агрессивностью среды, в которой он формировался как личность.

И, тем не менее, условно выделяются объективные и субъективные причины конфликта.

К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие:

Естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности.

Слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем.

Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп. Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает, структура создается под задачи. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно.

Третья группа причин имеет социально-психологический характер. Одной из таких причин становятся возможные значительные потери информации и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.

3. Структура социального конфликта

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов. Применительно к конфликту такой подход неприемлем, так как наряду с тем, что он является системой, конфликт представляет собой процесс. Поэтому структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Структура социального конфликта может быть представлена следующим образом:

1) противоречие, которое выражено в проблеме и является объективной предпосылкой конфликта (источник конфликта);

2) люди как носители данного противоречия, представляющие различные социальные интересы (субъекты конфликта); Они могут выступать в конфликте как частные лица (семейный конфликт), как официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридические лица (представители учреждений и организаций).

3) объект конфликта (скрытые нужды). Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

4) предмет конфликта (открытые нужды). Ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон.

5) столкновение субъектов конфликта (процесс, активная фаза), в котором как бы происходит “противоречие в действии”. Столкновение также характеризуется эмоциональной окраской и психологическими установками субъектов. Поскольку конфликт представляет собой высшую (активную) стадию развития противоречия, то в случае отсутствия последней составляющей (столкновения) мы имеем дело с латентным, т. е. скрытым конфликтом, выявление которого наиболее сложно. Такой конфликт также можно назвать “недоразвитым” в силу его остановки своего развития на стадии противоречия.

Одна из важнейших проблем социологии состоит в уяснении вопроса о природе и основных участниках социального конфликта. Один из создателей современной конфликтологии, западногерманский социолог Р. Дарендорф, в основу социальных конфликтов положил именно политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет.Конфликт, по Дарендорфу, может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, где есть господствующие и подчиненные. Причинной конфликта, по мнению Р. Дарендорфа и его последователей, является стремление к доминированию. Обычно дается такое истолкование этому положению: человеческие существа от природы склонны формировать иерархии социального доминирования и бороться за приобретенные позиции в группе, общности и т.д. Иерархия социального доминирования, включая в себя определенную степень достижения социального доминирования, при определенных предпосылках могут привести к конфликту. Непосредственными причинами возникновения конфликтов могут послужить дефицит ресурсов, идеологические различия и т.д. Однако склонность к доминированию, социальные притязания людей не следует трактовать как их естественные, вечные инстинкты. Они формируются на основе сопоставления положения одних людей с положением других. Следовательно, социальный конфликт - это всегда следствие социального неравенства. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообщества людей. Поэтому в учении о конфликтах Р. Дарендорфа и его последователей значительное место отводится и проблемам собственности, обладания и распределения ресурсов. Однако центральный вопрос конфликта: кто и каким образом распоряжается ресурсами? Ответ же на этот вопрос вновь отсылает нас к вопросу о власти, которая, по Р. Дарендорфу, представляет собой совокупность социальных позиций, позволяющих одной группе распоряжаться результатами деятельности других групп людей. П.А.Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, прежде всего, потребностей в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе и т.д. Вместе с тем, он подчеркивал, что важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества. Именно в этой связи встает вопрос не только о равенстве и неравенстве в уровне благосостояния, но и сопоставлении жизненных шансов различных социальных групп. Итак, основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, партии, парламентские фракции, “группы давления” и т.д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальных интересов. В конечном счете, социальный конфликт обычно принимает форму не конфликта больших социальных групп (массы выходят на улицу лишь в редкие моменты наивысшего обострения ситуации), а конфликты политических, этнических и других лидеров, которые действуют на основе сформировавшихся в том или ином обществе механизмов. Вместе с тем, следует отметить, что социальный конфликт - это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых, но не индивидуальных интересов. Таким образом, субъектами конфликтов являются социальные группы, которые, по мнению Р.Дарендорфа можно разделить на три вида.1) Первичные группы - непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижении объективно или субъективно несовместимых целей. 2) Вторичные группы, которые стремятся быть незамешанными непосредственно в конфликт, но носят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обострения конфликта они могут стать первичной стороной. 3) Третьи силы, заинтересованные в разрешении конфликта. 4. Функции социальных конфликтов Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную. Но можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в них потенциальный прогресс. То есть, конфликты как неотъемлемый момент социального бытия могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную). Поэтому, как считают многие исследователи, задача состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы найти способ сделать его продуктивным.Л. Козер в своей классической работе “Функции социальных конфликтов” подчеркивал, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, в нем заложен большой позитивный потенциал. Л. Козер вычленяет основные функции конфликта, которые, по его мнению, благотворно сказываются на актуальном состоянии общества и способствуют его развитию: а) образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп; б) установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений; в) социализация и адаптация как индивидов, так и социальных групп; г) создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти; д) получение информации об окружающей среде (сигнализирует о тех или иных проблемах и недостатках) ; е) стимулирование нормотворчества и социального контроля; ж) способствование созданию новых социальных институтов. В общем плане возможность конфликта выполнять конструктивную роль связывается с тем, что конфликт предотвращает «застой» и «омертвение» индивидуальной или групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение вперед. Кроме того, поскольку основой возникновения всякого конфликта является отрицание предшествующих отношений между сторонами, способствуя созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет и адаптивную функцию. Положительные последствия конфликта для отдельного человека могут также состоять и в том, что посредством него будет изжита внутренняя напряженность.Позитивная функция конфликтов состоит в том, что они часто служат выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях.В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе.Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности.Тем не менее, конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. К негативным функциям социальных конфликтов следует отнести в первую очередь, сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между ними по мере уменьшения взаимодействия и общения. Частым явлением становится представление о другой стороне как о «враге», представление о своих целях - как о положительных, а о целях другой стороны – как об отрицательных.

Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции:

Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п.

Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем.

Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию.

Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений.

Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности.

При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему.

Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

Деструктивные функции:

Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников.

Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов.

Конфликт сопровождается стрессом.

Конфликт формирует негативный образ другого - "образ врага". Конфликт часто настолько меняет приоритеты, что ставит под угрозу истинные интересы сторон, препятствует осуществлению перемен и внедрению нового. Кроме того, прослеживается повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе, неудовлетворенность, плохое состояние духа (например, как результат, рост текучести кадров и снижение производительности труда), меньшая степень сотрудничества в будущем.

Заключение В отношениях между людьми неизбежно возникают трудности и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни.Широко распространены житейские соображения, что конфликты – это нечто неблагоприятное и опасное, что следует любой ценой их избегать и что хорошим отношениям между людьми свойственно полное отсутствие каких-либо конфликтов. В результате большой популярности подобных воззрений люди стараются скрывать свои конфликты от других и даже от самих себя. Такимобразом, часть конфликтов существует во внутреннем, скрытом плане.Нередко осуждение самого факта существования конфликтов и наивная вера в то, что можно прожить жизнь, ни разу ни с кем не конфликтуя, связаны с недостаточными разграничениями между самим конфликтом и способом его разрешения. А ведь существуют эффективные способы разрешения конфликтов, вызванных различиями во взглядах, установках, несовпадениях целей и поступков. Они укрепляют взаимоотношения и тем необычайно ценны. Совместное успешное разрешение противоречий может сблизить людей больше, чем многие годы проведенные во взаимном обмене любезностями. Однако, наряду с этим есть и такие способы разрешения конфликтов, которые отравляют жизнь и разрушают даже устойчивые многолетние связи.

Список использованной литературы:

1. Веренко И.С. Конфликтология / И.С.Веренко – М., 2002 г.

2. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное / А.В.Дмитриев - М, 2001 г.

3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г.Здравомыслов – М., 2004 г.

4. Кравченко А.И. Социология / А.И.Кравченко – М., 2005 г.

5. Лавриненко В. Н. Социология /В.Н.Лавриненко – М., 2004 г.

6. Соколов С.В. Социальная конфликтология. / С.В.Соколов – М., 2001 г.

План

1. Характеристика концепций социального конфликта.

2. Основные этапы анализа социального конфликта.

3. Общие причины социальных конфликтов. Типология конфликтов.

4. Функции социальных конфликтов.

1. Характеристика концепций социального конфликта

Характеризуя основные концепции социального конфликта, необходимо отметить, что сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта.

Так, американский социолог Л. Козер считает, что конфликт - это борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника. Известный отечественный конфликтолог А. Здравомыслов определяет конфликт как форму отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Ю. Запрудский видит в конфликте это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов; прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку особую форму исторического движения к новому социальному единству. А. Дмитриев убежден, что социальный конфликт представляет собой противостояние, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

В настоящее время существует два общих подхода к пониманию социального конфликта. Первый подход определяет конфликт как столкновение сторон, мнений, сил. Токование конфликта в данном случае широкое. С этой точки зрения конфликты возможны и в неживой природе. Второй подход к конфликту определяет его как столкновение противоположных позиций, целей, интересов, мнений оппонентов или субъектов взаимодействия. В данном случае субъектом взаимодействия может быть как отдельный человек, так и группы людей. Поскольку второй подход трактует конфликт как явление социальное, предполагает возникновение конфликтов только при наличии социального взаимодействия, его можно считать более актуальным.

Впервые на социальную природу конфликта указал выдающийся шотландский экономист и философ А. Смит в работе 1776 г. «Исследования о природе и причинах богатства народов». Он высказал мысль о том, что в основе конфликта лежит деление общества на классы, которое, по мнению А. Смита, является движущей силой развития общества.

Сегодня в теории социального конфликта существует множество взглядов и точек зрения. Можно выделить пять основных концепций природы конфликта: социально-биологическую, социально-психологическую, классовую, функционализма, диалектическую.

Социально-биологическая концепция исходит из убеждения, что конфликт присущ человеку, как и всем животным. Теория естественного отбора Ч. Дарвина была перенесена на человеческое сообщество, и был сделан вывод о естественной агрессивности человека. Такой взгляд получил название «социального дарвинизма», сторонники которого объясняли эволюцию общества биологическими законами естественного отбора.

Исходя из принципа борьбы за существование, свою социологическую концепцию конфликта разработал во второй половине XIX в. английский философ и социологГ. Спенсер. Он утверждал, что состояние противоборства универсально. Конфликт - это всеобщий закон. Противоборство обеспечивает равновесие как в обществе, так и в отношениях между обществом и природой. До тех пор пока не будет достигнуто полное равновесие между народами и расами, конфликты обязательны.

С позиций социального дарвинизма конфликт рассматривал так же американский социолог У. Самнер. Он утверждал, что в борьбе за существование гибнут слабые, худшие представители человечества. Лучшие люди - это победители, истинные творцы ценностей. Под такими победителями У. Самнер подразумевал, в первую очередь, преуспевающих американских промышленников и банкиров.

Сегодня идеи социального дарвинизма используются отдельными исследователями преимущественно при описании различных типов агрессивного поведения людей: сексуальной агрессии, агрессии грабителя, агрессии жертвы, агрессии родителей, ребенка и т.п.

Объяснение конфликта при помощи теории напряженности характеризует социально-психологическую концепцию . Основой данной концепции является убеждение в том, что современное общество является причиной состояния напряженности у большинства людей. Идет постоянное нарушение равновесия между отдельным индивидом и социальной средой. Это нарушение исходит из нестабильности отношений, обезличенности, перенаселенности и скученности. Результатом является состояние фрустрации - дезорганизации внутреннего состояния личности, которая может проявиться в реакции ухода в себя, реакции регрессии или реакции агрессии. Говоря о данной концепции, следует иметь в виду, что показатели напряжения весьма индивидуальны, и они не могут применяться для анализа коллективного проявления конфликтов.

В том, чтосоциальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой, убеждены сторонники классовой концепции . В изучении социального конфликта они отталкиваются от классовой теории марксизма. Так, К. Маркс считал, что причина конфликта заключается в разделении людей на классы, которые определяются положением в экономической системе. Между основными классами современного общества - буржуазией и пролетариатом - происходит постоянная вражда. Эти антагонистические конфликты ведут к революциям, которые, по мнению К. Маркса, являются локомотивами истории. Поэтому с точки зрения марксизма конфликт - это неизбежное столкновение. Для того чтобы ускорить развитие общества, данный конфликт необходимо правильно организовать.

Взгляды К. Маркса на природу социального конфликта развивали как его последователи Ф. Энгельс, В. Ульянов, Мао Цзэдун, так и представители неомарксизма - американский социолог Г. Маркузе, представители итальянской школы политической социологии, создатели теории элит В. Парето, Г. Моска, а также американский леворадикальный социолог Ч.Р. Миллс.

Следует отметить, что классовая концепция природы конфликта не может быть применима к анализу этнических конфликтов, конфликтов корпоративных, межличностных, внутриличностных конфликтов и др.

Концепция функционализма рассматривает конфликт как искажение или дисфункциональный процесс в общественных системах.

С точки зрения ведущего представителя этого направления американского социолога Т. Парсонса конфликт - это социальная аномалия, это бедствие. Основное внимание Т. Парсонс уделял преодолению конфликта, достижению стабильности общественной системы. Для этого необходим ряд предпосылок, а именно, нужно добиваться совпадения индивидуальных мотиваций с общественными установками, удовлетворения основных потребностей, как биологических, так и психологических, большей части общества. Кроме того, важна и эффективная деятельность органов социального контроля. Только в хорошо работающей отлаженной социальной системе возможен консенсус. В ней нет почвы для конфликтов.

К концепции функционализма следует отнести представителей школы «человеческих отношений». Так, один из основателей школы public relations Э. Мэйо считал необходимым главное внимание уделять совершенствованию производственных отношений: установлению мира в промышленности, демократическому стилю руководства, замене индивидуального вознаграждения групповым, экономического вознаграждения социально-психологическим, удовлетворенности трудом.

В настоящее время наиболее успешно развиваются диалектические концепции , которые объединяет убеждение в том, что конфликт функционален для социальных систем.

К числу таких концепций следует отнести, в первую очередь, теорию позитивно-функционального конфликта , разработанную Л. Козером. В работе «Функции социального конфликта» он доказывал, что чем больше в обществе независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства этого общества. Л. Козер был убежден: чем больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем труднее создать единый фронт, который разделит общество на два враждебных лагеря.

В книге немецко-британского социолога и общественного деятеляР. Дарендорфа «Современный социальный конфликт» изложена теория, получившая название «конфликтной модели общества» . Р. Дарендорф считал, что в каждом обществе присутствует определенная дезинтеграция. По его мнению, конфликт - это постоянное состояние любого социального организма. Любое общество в каждый момент подвергается изменениям. Поэтому любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт.

В рамках диалектической концепции была разработана теория, получившая название «общей теории конфликта» . Ее автор - американский социолог и экономист К. Боулдинг - в работе «Конфликт и защита. Общая теория» применил конфликт в анализе не только социальных явлений, но и явлений физических и биологических. По его мнению, природа, как живая, так и неживая, наполнена конфликтами. К. Боулдинг убежден, что конфликт неотделим от общественной жизни. Его основа находится в природе человека. Это стремление человека к постоянной вражде с себе подобными. Главным понятием конфликта у К. Боулдинга является конкуренция между людьми. В настоящем конфликте присутствуют осведомленность сторон, а также несовместимость их желаний. Все конфликты имеют общие образцы развития. Поскольку избежать конфликты невозможно, главная задача - преодолевать их или ограничивать.

В целом необходимо отметить, что в современной зарубежной конфлитологической литературе преобладает диалектическая концепция социального конфликта, а именно, теории Л. Козера, Р. Дарендорфа и К. Боулдинга. Их сторонники подчеркивают позитивную роль конфликта. Она видится в том, что конфликты могут усиливать мораль, обогащают взаимоотношения между людьми, конфликты делают жизнь более интересной, пробуждают любознательность, стимулируют развитие. Конфликты помогают прояснить проблему, они усиливают способность организации к изменениям, повышают качество принимаемых решений, способствуют производству новых созидательных идей и т.п.

2. Основные этапы анализа социального конфликта

Следует отметить, что конфликты не возникают на пустом месте. Их причины накапливаются, могут созревать иногда довольно продолжительное время. Поэтому период вызревания конфликта можно разделить на четыре стадии.

Первой стадией созревания конфликта является скрытая стадия. Она, как правило, связана с неравным положением групп индивидов в сферах «иметь» и «мочь». Люди постоянно стремятся к улучшению своего статуса, стремятся к превосходству. В этом заключена главная причина развития первой стадии. Степень второй стадии - напряженности - зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь или превосходство. Третья стадия антагонизма проявляется как следствие высокой напряженности. Четвертой стадией является стадия несовместимости. Это уже следствие высокой напряженности, собственно конфликт. Причем возникновение самого конфликта не исключает сохранения предыдущих стадий.

Для успешного разрешения конфликта его необходимо хорошо изучить. Первым этапом анализа можно считать развитие конфликта от момента его завязки до начала наблюдения за ним. Это время может быть значительным. На данном этапе анализа необходимо изучить несколько проблем.

Во-первых, необходимо выяснить предмет и объект конфликта. Под предметом конфликта следует понимать объективно существующую или воображаемую проблему, служащую причиной раздора между сторонами. Это может быть проблема власти, обладания какими-либо ценностями, проблема первенства или несовместимости. Нужно иметь в виду, что в сложных, больших конфликтах предмет конфликта может не иметь четких границ. Под объектом конфликта понимается материальная, социальная, политическая или духовная ценность, по поводу которой возникает противоборство сторон, стремящихся к обладанию или пользованию этой ценностью. Чтобы стать объектом конфликта, эта ценность должна находиться на пересечении интересов социальных субъектов, которые стремятся ее контролировать. Такой ценностью могут стать ресурс, власть, идея, норма, принцип и т.п.

Во-вторых, на первом этапе важен анализ состава участников конфликта .Для этого целесообразно выделить непосредственных участников конфликта и их союзников. Также необходимо определить и тех, кто косвенно заинтересован в поддержке участников конфликта.

Анализ состава участников конфликта предполагает выявление их ресурсов, сил, которыми обладают участник конфликта. Так, например, при анализе международного конфликта необходим подсчет материальных ресурсов (уровня производства, запасов полезных ископаемых), идеологических ресурсов (морально-политического единства нации); военных ресурсов (состава вооруженных сил, вооружений); политических ресурсов (типа государства, политического режима, его стабильности, качеств лидера); внешнеполитических ресурсов (расстановки сил во враждующих коалициях).

Кроме того, для анализа состава участников конфликта необходимо определитьуровень их притязаний. При этом цели сторон следует рассматривать с точки зрения возможностей их достижения какой-либо из конфликтующих сторон.

В-третьих, на первом этапе анализа конфликта следует определить его повод , т.е. выяснить конкретные события, приведшие к конфликту. Повод конфликта - это случай, обстоятельства или предлог, которые использовались с целью развязывания конфликта. Поводы конфликта могут быть самыми различными:принятие административного акта, ущемляющего права одной из групп; спланированные провокации; принятие таможенных ограничений и т.п.

В-четвертых, необходимо определить уровень напряженности или устойчивости в отношениях между сторонами в начальной точке конфликта. Например, этот уровень можно представить в виде степени удовлетворения различных социальных групп политикой правительства, уровня организованности социальных групп, возможности их давления на политику властей. Социальная напряженность - это индикатор конфликта, психологическое состояние значительных социальных групп, групповые эмоции.

На втором этапе анализа конфликта идет изучение его хода. Главное внимание здесь сосредотачивается на выявлении событий, которые привносят принципиально новое качество в развитие конфликта, продвигают его на новую ступень эскалации. Они накапливают какое-то качество для скачка или искусственно задерживают его продвижение. Например, такими событиями могут быть митинги, забастовки, решения неформальных органов и т.п. Особенно важным представляется определение перехода конфликта в кризис, т.е. в ситуацию внезапного обострения, которая требуетоперативных решений или вмешательства.

Третий этап анализа конфликта должен быть посвящен его прогнозированию. Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках осуществления этих состояний. Другими словами, на основе имеющихся данных необходимо сделать предсказание о развитии и исходе конфликта. Главная задача прогноза - получение ответа на вопрос: что будет, если будут иметь место определенные события.

В заключение отметим, что четвертым этапом анализа конфликта является его разрешение. Он представляет собой процесс решения проблемы. Цель процесса - разрешить конфликт в самой его сути, дойти до его реальных причин. Необходимо выяснить, распознать те потребности и ценности, о которых не удается договориться, добиться согласия.

3. Общие причины социальных конфликтов. Типология конфликтов

Главным условием успешного влияния на конфликты является знание причин их возникновения. Как указывают отечественные конфликтологи А. Анцупов и А. Шипилов, причины конфликтов носят объективно-субъективный характер. Они могут быть объединены в четыре группы: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные.

Объективными причинами возникновения конфликтов выступают: естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности; слабая разработанность и использование нормативных процедур разрешения социальных противоречий; недостаток или несправедливое распределение значимых для жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; образ жизни, связанный с материальной неустроенностью, радикальными переменами; стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий.

Основные организационно-управленческие причины конфликтов: структурно-организационные, функционально-организационные, личностно-функциональные и ситуативно-управленческие причины; неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях, когда одни - управляют, другие - подчиняются.

Типичными социально-психологическими причинами конфликтов являются: потери или искажения информации в ходе межличностной и межгрупповой коммуникации; разбалансирование ролевого взаимодействия людей; разный способ оценки результатов деятельности; различная оценка одних и тех же сложных событий; соревнование и конкуренция и др.

Среди основных личностных причин конфликтов следует выделить: субъективную оценку поведения партнера как недопустимого; неадекватный уровень притязаний; слабо развитую способность противостоять конфликтам, разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов; несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней и др.

Для успешного регулирования процесса протекания конфликтов важно знать их типологию. Важность типологии социальных конфликтов обусловлена потребностью регулирования процесса их протекания.

Возникновение конфликтов неразрывно связано с различными сторонами деятельности людей и организаций, что объясняет их достаточно большое разнообразие. Неоднозначность критериев, применяемых при описании и классификации множества конфликтов, дает повод для создания целого ряда типологий. В настоящее время в зависимости от применяемого критерия существуют самые разные классификации конфликтов.

В соответствии с организацией общества конфликты формируются на разных уровнях. Можно выделить конфликты на уровне индивидов и между ними; на уровне групп индивидов; на уровне крупных систем (подсистем); на уровне социально-классового деления общества; на уровне общества в целом; конфликты на глобальном (региональном) уровнях.

Следует упомянуть многовариантную типологию, предлагаемую социальной психологией, согласно которой можно классифицировать четыре типа конфликтов: внутриличностные, межличностные, между личностью и организацией, в которую она входит, между организациями или группами одного или различного статуса.

В зависимости от направленности конфликтного взаимодействия выделяются горизонтальные, вертикальные и смешанные конфликты. Горизонтальный конфликт возникает между людьми, не находящимися в подчинении друг у друга. Конфликт по вертикали развивается между людьми, находящимися в императивно координированных ассоциациях. В смешанном конфликте представлены и горизонтальные, и вертикальные связи между людьми.

Общепризнанным является разделение конфликтов на конструктивные и деструктивные. Существует некоторая норма, в рамках которой конфликт имеет конструктивное содержание. Выход за эти рамки приводит к патологическому перерождению конструктивного конфликта в деструктивный.

Особый интерес могут представлять авторские типологии конфликтов. Так, по мнению американского исследователя М. Дойча определяющую роль в конфликте играет адекватность его восприятия оппонентами. По этому признаку М. Дойч выделяет шесть типов конфликтов.

1. Подлинный конфликт - конфликт существует объективно и воспринимается адекватно.

2. Случайный конфликт, существование которого зависит от легко изменяемых обстоятельств. Но это не осознается оппонентами.

3. Смещенный конфликт - это «явный» конфликт, за которым скрывается некоторый другой латентный конфликт, находящийся в основе «явного». Реальная проблема, вызвавшая конфликт, завуалирована другими проблемами.

4. Неверно приписанный конфликт - это конфликт между неверно понятыми сторонами и как результат - по поводу ошибочно истолкованной проблемы. Реальная проблема существует, но ее инициатором является вовсе не то лицо, которое в этом обвиняется.

5. Латентный конфликт - это конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет явно, так как он по тем или иным причинам не осознан сторонами.

6. Ложный конфликт, объективная основа которого отсутствует и он существует только в силу ошибок восприятия.

Известность получила типология немецко-американского психолога, представителя гештальт-психологии, экспериментального исследования воли и аффекта К. Левина. Он выделил четыре типа конфликтных ситуаций в зависимости от воздействий, направляющих поведение субъекта.

1. Конфликт «стремление-стремление», при котором рассматриваются два объекта или цели, обладающие позитивной и примерно равной валентностью.

2. Конфликт «стремление-избегание», когда одно и то же одновременно притягивает и отталкивает.

3. Конфликт «избегание-избегание», когда приходится выбирать одно из двух в равной степени непривлекательных решений.

4. Конфликт «двойных стремлений-избеганий», или двойной амбивалентности, когда выбор осуществляется из двух объектов, каждый из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Исходя из учения о мотивации, К. Левин выделил три типа конфликтов:

    выбор между положительным и положительным;

    выбор между положительным и отрицательным;

    выбор между отрицательным и отрицательным.

Конфликтолог Г. Бисно выделил шесть типов конфликтов:

1) конфликты интересов, которые характеризуются действительным переплетением интересов или обязательств;

2) вынужденные конфликты - намеренно создаваемые конфликты для достижения иных, чем провозглашенные, целей;

3) ложно соотнесенные - это конфликты, запутанные несоответствием характеристик поведения участников, содержания и причин;

4) иллюзорные конфликты, которые основаны на неправильном восприятии или непонимании;

5) замещенные конфликты, где антагонизм направлен на личность или соображения, отличные от действительно обиженных участников или реальных тем;

6) экспрессивные конфликты, характеризующиеся желанием выразить враждебность, антагонизм.

Американский исследователь Дж. Хаймс предложил свою типологию социальных конфликтов, критерием которой стала широта вовлеченных масс и степень воздействия на общество. Во-первых, это частные конфликты, где государство или правительство не играют главных ролей: войны банд, межрелигиозные, межэтнические, межклановые, межплеменные, межрегиональные столкновения, конфликт между работником и управляющим. Во-вторых, это гражданское неповиновение: беспорядки (действия, направленные против правительства), тайный сговор, внутренняя война (восстание, бунт, гражданская война, революция) и т.д.

Кроме того, Дж. Хаймс выделил простые и сложные формы патологической конфликтности. Простые патологические формы конфликтности: бойкот, саботаж, травля (преследование), словесная и физическая агрессия. Сложные патологические формы конфликтности: протест, бунт, революция, война.

Согласно американскому ученому Р. Фишеру можно выделить три типа конфликта. Экономический конфликт строится на мотивах обладания ограниченными ресурсами, включая территорию. Конфликт ценностей формируется вокруг несовместимых предпочтений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с групповой культурной, религиозно-идеологической идентификацией. Силовой конфликт, который возникает, когда одна сторона стремится максимально усилить свое влияние на другую сторону с помощью силы.

Как мы видим, типология конфликтов сложна. Это связано с целым рядом обстоятельств. Во-первых, конфликты относятся к категории социальных явлений, границы которых явно не прослеживаются. Во-вторых, любой конфликт имеет множество сторон, аспектов и возможных граней, что не дает возможности создать единую классификацию и однозначно отличить один тип конфликта от другого. В-третьих, сущность конфликта зачастую невозможно определить даже по прошествии времени: латентность подлинных источников, причин и мотивов участников. Кроме того, к числу таких обстоятельств можно отнести и субъективность исследователя.

4. Функции социальных конфликтов

В целом все функции социальных конфликтов можно разбить на две группы: конструктивные (позитивные) и деструктивные (негативные). По отношению к участникам конфликта он может играть как положительную, так и отрицательную роль.

Говоря о первой группе функций , следует отметить следующее.

Конфликт устраняет полностью (или частично) противоречия, возникающие в силу несовершенства организации, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п. При разрешении конфликтов в большинстве случаев удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.

Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке.

Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциями, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис, т.е. выход накопившейся энергии, которая давила на человека длительное время.

Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.

Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение окружающих его людей. Независимо от результата конфликта это происходит чаще, чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели. Кроме того, нужно иметь в виду, что межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (инновационный конфликт). Он высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в организациях чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно. Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека. Он может выполнять функцию сплочения группы. Завершение конфликта часто сопровождается повышением дисциплины сотрудников, ускорением их реагирования на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки.

Что касается второй группы функций , целесообразно отметить явное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние его участников. После завершения конфликта настроение в целом ухудшается и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта. Конфликт сопровождается стрессом. При частых эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых и других заболеваний.

Конфликт формирует негативный образ другого, который легко восстанавливается в случае возникновения даже незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта. Поражение в конфликте отрицательно влияет на самооценку человека.

Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием. Согласно статистике большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликта. Если победа в конфликте одержана с помощью насилия, велика вероятность того, что впоследствии человек без достаточных оснований прибегнет в подобной ситуации к такому же способу решения проблемы.

Кроме того, конфликт оказывает воздействие не только на участвующие в нем стороны. Он влияет зачастую на макросреду и микросреду участников. Степень влияния конфликта на группу прямо пропорциональна степени связи сторон с окружением, в котором этот конфликт происходит. Она прямо пропорциональна рангу участников, интенсивности противоборства.

Конфликт всегда сопровождается временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе. Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются. Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности. Иногда ухудшается качество совместной деятельности во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того, кто, с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.

Итак, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду, что они имеют двойственный характер. Четкие критерии различий конструктивных и деструктивных конфликтов отсутствуют. Грань между ними теряет однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конфликта. Подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в отношениях конфликтующих сторон. Степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях. Он может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники: подстрекатели, пособники, организаторы.

Вопросы и задания

1. Какая концепция социального конфликта, на ваш взгляд, наиболее полно раскрывает его природу? Почему?

2. Что является предметом конфликта и его объектом? Приведите примеры.

3. Проведите анализ известных вам из истории социальных конфликтов.

4. Охарактеризуйте основные группы причин социальных конфликтов. Приведите примеры.

5. Приведите пример конфликта и охарактеризуйте его с точки зрения различных типологий социальных конфликтов.

6. Охарактеризуйте конструктивные и деструктивные функции социальных конфликтов на известных вам примерах.

Только зная сущность и функции конфликта, возможно правильное управление им и его позитивное решение. Об этом и пойдет речь в статье.

Определение понятия "конфликт"

Если задаться целью, то из современной психологической литературы можно почерпнуть более сотни определений этого термина с ощутимыми различиями в формулировании.

Из наиболее распространенных стоит упомянуть такие:

  1. Конфликт - это выражение субъективных или объективных разногласий, нашедших выражение в поединке сторон.
  2. Конфликт - это один из острейших способов решения существенных разладов, возникших во время взаимодействия его субъектов и сопряжен с отрицательными эмоциями.

Различие между противоречием и конфликтом

Кроме Юрия Рождественского, никто из специалистов не считает разногласие речевым актом. Знаменитый лингвист определяет три стадии развития схватки интересов, которые стали причиной проблемной ситуации. Он считает, что ими являются:

  • разница во мнениях;
  • разногласия в обсуждениях;
  • неприкрытая борьба в действиях, выраженная конфликтом.

Из этого следует, противоречие - это диалог, иными словами речевой акт, при котором стороны выражают разногласия. Конфликтом же стоит считать речевые акты субъектов, которые обращены на причинение вреда противнику.

Состав, структура конфликта

Для того, чтобы понятие и функции конфликта стали ясными, необходимо ознакомиться с четырьмя основными его составляющими: динамикой, структурой и управлением.

Структура названного понятия состоит из:

  • предмета спора или объекта;
  • субъекта (-ов), то есть конкретных индивидов, организаций, групп, учавствующих в нем;
  • масштаба (он может быть глобальным, региональным, локальным или же межличностным);
  • условий, в которых протекает конфликт;
  • тактики и стратегии сторон;
  • возможных исходов конфликта, результатов, последствий, а также осознания этого.

Настоящий конфликт - это комплексный развивающийся процесс, который следует по таким стадиям:

  1. Предметная ситуация. На этом этапе рождаются объективные причины для его начала.
  2. Конфликтное взаимодействие. Эта стадия представляет инцидент, либо же временное развитие затруднительной ситуации.
  3. Полное или частичное разрешение проблемной ситуации.

Следует также рассмотреть, какие функции выполняет конфликт, в зависимости от последствий для его участников:

  • конструктивную (напряжение, возникшее в ходе затруднительной ситуации, может быть использовано для решения определенных задач или целей);
  • диалектическую (нахождение причин конфликта);
  • деструктивную (устранение проблем затормаживает эмоциональный окрас взаимодействия).

Это основные функции конфликта, выражающиеся в его последствиях, но многие авторы выделяют еще несколько, в зависимости от своих взглядов.

Управление конфликтом

Конфликтом можно управлять - то есть преднамеренно воздействовать на путь развития проблемной ситуации. Существует два аспекта: внешний и внутренний. Первый заключается в том, что руководитель/лидер может выступить субъектом управления. Внутренний же означает контроль собственного поведения в конфликтном взаимодействии.

Трактовка функции конфликтов

Научная литература демонстрирует разное отношение к описываемому вопросу. Как явление отрицательного порядка, проблемная ситуация нуждается в разрешении, а по возможности лучше ее и вовсе избегать. Это мнение содержится в работах авторов административной школы. И группа специалистов, относящихся к школе "человеческих отношений" придерживаются аналогичной мысли. Ведь присутствие проблемных взаимодействий в организации означало неправильное управление и малоэффективную работу.

Сегодня существует мнение, что разногласия возникают, а в отдельных случаях желательны, даже в организациях с продуманным управлением. Позитивные функции конфликта состоят в обнаружении различных точек зрения, множества источников информации, а также вскрытии проблемных мест. Но отрицательные его проявления заключаются в возможном возникновении насилия, дезорганизации, замедлении темпов развития и др.

Следует сделать вывод, что функции конфликтов заключаются в развитии группы или личности, но и могут привести к отрицательному самоощущению, ухудшению работы в группе или организации. Правильное или безграмотное управление проблемной ситуацией решает ее роль для субъектов, деструктивные функции конфликта могут взять верх.

Классификации конфликтов

  • между культурами (типами культур);
  • между государственными формами;
  • между и внутри институций;
  • между ассоциациями.

Группы, втянутые в конфликт, могут разделятся на:

  • группы, основанные на общем положении;
  • этнические;
  • группы интересов;
  • между личностями.

Американский филосов Ральф Дарендорф определил одну из обширнейших его классификаций:

  • по масштабности;
  • по социальным последствиям;
  • по источникам возникновения;
  • по формам борьбы;
  • по отношению субъектов к конфликту;
  • по особенностям условий происхождения;
  • по использованной сторонами тактике.

А. В Дмитров классифицирует социальные конфликты по сферам: на политические, экономические, трудовые, образования, социального обеспечения и др.

  • интегративная;
  • инновационная;
  • активизации социальных связей;
  • преобразования отношений;
  • сигнализации об очагах социальной напряженности;
  • профилактическая;
  • информационная;
  • адаптивная;
  • социальных изменений.

Если стороны социального конфликта в состоянии его урегулировать, то это служит стимулом для прогрессивных изменений в обществе.

Функции социального конфликта служат для определения важности данной затруднительной ситуации. Относительно конкретного субъекта конфликты делятся на:

  • Внешние (межгрупповые, между субъектом и группой, межличностные);
  • Внутренние (личностные конфликты).

Психологи также разделяют взаимодействия подобного рода на мотивационные, ролевые, когнитивные и другие.

Курт Левин считал, что мотивационные конфликты стоит причислить к внутриличностным. Примерами подобных могут быть неудовлетворенность работой, недостаток веры в себя, стрессы и перегрузки на работе. Берковиц, Майерс и Дойч относили эту же категорию к групповым.

Ролевые конфликты, суть которых в проблеме выбора подходящего варианта среди нескольких, рассматриваются на межгрупповом, межличностном и внутриличностном уровне. Согласно работам Фреда Лютенса, внутриличностные конфликты следует разделять на: целевоые, ролевые и фрустрационные.

Межгрупповые и межличностные конфликты

Межгрупповые конфликты возникают при столкновении интересов определенных групп. Толчком для возникновения подобной ситуации может стать схватка за ресурсы или влияние в организации, состоящей из ряда групп с отличающимися интересами.

Наиболее часто встречаются межличностные конфликты. Большая часть их возникает из-за борьбы за материальные ценности, хотя внешне это выглядит, как дисбаланс во взглядах или мировоззрении. Иными словами, это коммуникационные конфликты.

По характеру такие ситуации делятся на:

  1. Объективные - реальные проблемы.
  2. Субъективные - оценка поступков или явлений.

А по последствиям они классифицируются как:

  1. Конструктивные - рациональные изменения.
  2. Деструктивные - разрушение.

Алгоритм действий при управлении конфликтом

Для достижения результата с помощью правильного управления конфликтами, менеджер обязан определить его вид, а также причины и функции конфликтов.

Затем он применяет лучший из возможных способов решения.

Для управления внутриличностным конфликтом целей менеджер должен сопоставить личные и организационные цели. Для конфликта ролей сперва стоит разобраться с типом ситуации. Существует ряд способов разрешения внутриличностных конфликтов:

  • компромисс;
  • сублимация;
  • уход;
  • вытеснение;
  • переориентация;
  • коррекция и др.

Межличностные конфликты могут возникнуть в любой сфере взаимоотношений. Управление ими следует анализировать во внутреннем и внешнем аспектах.

На всех стадиях управления названной ситуацией следует рассматривать симпатии и антипатии, причины и факторы. Известны два способа разрешения такого вида конфликта: педагогический и административный. В большинстве случаев конфликты, к примеру, между подчиненным и начальником, изливаются в уход или борьбу. Оба варианта не подходят для их эффективного решения.

Специалисты рассматривают еще ряд возможных вариантов, как может вести себя индивид. Одним из наиболее популярных считается двухмерная модель Томаса и Киллмена. Она основана на обращении субъектов конфликта к своим интересам и интересам оппозиции. При анализе интересов участники придерживаются одного из пяти видов поведения: уход, борьба, уступки, сотрудничество, компромисс.

Групповые конфликты

Групповые конфликты встречаются не менее часто, но имеют больший масштаб и силу последствий. Менеджер должен учитывать, что причины такого взаимодействия кроются в:

  1. Нарушении норм группы.
  2. Нарушении ролевых ожиданий.
  3. Неправильной внутренней установке личности.

После тщательного анализа ситуации по вышеописанным параметрам необходимо рассмотреть форму, в которой она проявляется.

Конфликт между личностью и группой может быть решен двумя путями:

  1. Личность, открывшая проблему, исправляет признанные ошибки.
  2. Личность покидает группу в следствие несоответствия ее интересов с интересами группы.

Конфликт между двумя группами описывается во многообразии форм и причин возникновения. Он может быть выражен в забастовке, митинге, переговорах или встречах. Подобными ситуациями между группами особо тщательно занимались американские психологии и социологи Арнольд, Гельдман, Дилтон, Роббинс и другие.

Конфликт "группа-группа" может быть решен в процессе переговоров или в заключении договора о сопоставлении позиций и интересов субъектов.

Итак, существуют конструктивные функции конфликта - это фиксация противоречий, их разрешение, снятие напряженности и стабилизация. Их преобладание зависит от правильного управления ситуацией. Только так можно улучшить настоящее положение дел.