Главный тамплиер. Тамплиеры, кто такие? История ордена, интересные факты

После Первого крестового похода (1096-1099) по освобождению Святой земли от владычества мусульман, в Восточном Средиземноморье было создано христианское государство, получившее название - Иерусалимское королевство . Появились также мелкие государственные образования - Триполи, Антиохия, Киликийское царство, Эдесское графство, Ассасины.

Эти христианские земли стали называть Латинским Востоком. Главным же городом, безусловно, считался Иерусалим. Ведь именно он был неразрывно связан с именем Иисуса Христа. Вполне естественно, что жители Европы стали регулярно совершать паломничества в святые места. Но дороги кишели разбойниками, грабителями, лихими людьми, которые нагло и бесстыже обирали пилигримов, а иногда и убивали. То есть путь на восток по зову сердца представлял собой смертельно опасное дело.

Создание ордена тамплиеров

Продолжалось всё это беззаконие без малого 20 лет. Но в 1118 году на пыльных палестинских дорогах появился небольшой отряд благородных рыцарей. Эти люди стали защищать паломников от бандитов. Делали они своё дело искренне и добросовестно. К разбойникам рыцари проявляли беспощадность, а верующим обеспечивали безопасный путь в Святую землю.

Возглавлял небольшой рыцарский отряд человек по имени Гуго де Пейн . Был он выходцем из старинного французского дворянского рода, который верой и правдой служил ещё Карлу Великому . В 15 лет Гуго посвятили в рыцари, и с этого времени юноша стал профессиональным воином. Молодой мужчина принимал участие в крестовом походе, освобождал Иерусалим, но за время военных действий никаких богатств не нажил.

В Европу Гуго де Пейн не вернулся, а остался в Палестине. Объединившись с такими же бессребрениками, стал защищать путников. Рыцари были настолько бедны, что у них даже не хватало средств купить себе достаточное количество лошадей. Частенько на одного коня садились два всадника. Продолжалось всё это около года, пока на боевой отряд, бескорыстно защищающий людей, не обратил внимания король Иерусалима Балдуин II.

Он благосклонно отнёсся к мужественным рыцарям, и те, под его патронажем, объединились в орден. Но присягнули они на верность не королю, а храму Гроба Господня. То есть стали рыцарями храма или храмовниками. По-французски это произносится как тамплиеры . Таким образом, в 1119 году возник орден тамплиеров, а его первым великим магистром стал Гуго де Пейн.

Деятельность ордена тамплиеров

Вначале об ордене мало кто знал, но постепенно его популярность стала расти. Благородные рыцари поехали в Европу и начали вербовать в орден людей благородного происхождения. Европейские короли с уважением отнеслись к рыцарям, которые, следуя лишь зову сердца, защищали людей, идущих к святым местам.

На тамплиеров посыпались милости. Выразились они в землях и замках. То есть бедные рыцари вмиг разбогатели, став обладателями обширных земель и недвижимости. Особенно щедрыми оказались французы. Ведь магистр храмовников был их соотечественником. В дальнейшем орден официально считался французским, хотя в нём состояли люди самых разнообразных национальностей.

В 1139 году уже при втором магистре Робере де Краоне римский папа издал документ (буллу), в котором освобождал рыцарей храма от всех налогов. Они могли беспрепятственно приезжать в любую христианскую страну, приобретать земли, недвижимость и заниматься финансовой деятельностью, направленной на укрепление своего сообщества. При этом благородные рыцари получили право отчитываться лишь перед главой католической церкви.

Тамплиеры защищали паломников, идущих в Святую Землю, от разбойников и мусульман

Таким образом, тамплиеры обрели полную независимость. Над ними были только Бог и папа. Главы государств и высокопоставленные святые отцы не имели права вмешиваться в дела ордена, а тем более указывать ему или контролировать финансовую деятельность.

Благородство и бескорыстие самые прекрасные человеческие качества. Но уже давно замечено, что деньги побуждают людей делать ещё деньги. Не избежали этой участи и рыцари храма. Будучи людьми образованными, защитники паломников начали всё больше и больше времени уделять финансовой деятельности. Сказала свою роль полная бесконтрольность и огромные права.

Храмовники стали давать деньги в долг, то есть превратились в ростовщиков. При этом давали займы всего под 10-15%, в то время как евреи и итальянцы всегда брали 40%. Но не надо забывать, что благородных рыцарей освободили от всех налогов, поэтому процентные ставки и были низкими.

Постепенно у новоиспечённых ростовщиков стали ходит в должниках и короли, и герцоги, и простолюдины. Орден протянул свои финансовые щупальца по всей Европе. Деньги рекой потекли в казну храмовников. Они начали богатеть уже не по дням, а по часам.

Помимо банковской деятельности тамплиеры занялись строительством храмов и замков. В общей сложности, за всё время своего существования, они построили 150 соборов и 76 замков. А это очень серьёзные доходы.

Рыцари храма занимались и дорожным строительством. В то время в Европе дороги находились в очень плохом состоянии. К тому же они все были частными. По чьей земле проходила дорога, тот и брал пошлину с путников. Ситуацию усугубляли разбойники, обитающие в глухих лесах. Они частенько нападали на беззащитных людей и убивали их.

Со временем тамплиеры превратились в могущественное тайное общество

В этом вопросе храмовники навели порядок. Они построили великолепные дороги, причём охраняемые и с постоялыми дворами. При этом таможенная плата с людей не бралась. То есть дороги были бесплатными и абсолютно безопасными.

Огромное значение рыцари храма придавали благотворительности. Каждый из них должен был 3 раза в неделю принимать у себя нуждающихся и бесплатно кормить их. Это было записано в уставе ордена и выполнялось неукоснительно.

Сам же орден имел жёсткую иерархическую структуру. Во главе стоял великий магистр, имевший неограниченную власть. Самих рыцарей, являвшихся полноправными членами ордена, насчитывалось порядка 2 тысяч человек. В сообщество входили также капелланы. Это священнослужители, исполнявшие дополнительно какие-то мирские обязанности. К членам могущественной организации также относились оруженосцы рыцарей и слуги. Все они были связаны обетом молчания. Никто из них не имел права рассказывать на стороне о внутренних делах тайного общества.

А то, что общество было именно тайным, не вызывает никакого сомнения. Жёсткая вертикаль власти, независимость, свои финансы и возможность распоряжаться ими по собственному усмотрению. Но нужно заметить, что рыцари храма не вмешивались в дела государств, где имели свои владения. В их рядах также не состояли особы, приближённые к королям. То есть храмовники никак не влияли на внутреннюю и внешнюю политику.

Печать ордена тамплиеров
На ней изображены два рыцаря на одной лошади

Главная штаб-квартира благородных рыцарей находилась в Иерусалиме вплоть до конца XIII века. В 1291 году Латинский Восток прекратил своё существование. Пало Иерусалимское королевство и другие мелкие государства. Мусульмане вернулись в эти земли после почти 200-летнего отсутствия.

Благородные рыцари вынуждены были покинуть Палестину. Они окончательно и бесповоротно обосновались в Испании, Франции, Германии и Англии. Таким образом, храмовники остались без своей главной базы, где всегда могли укрыться от всех неурядиц, проблем и бед. Очень скоро этим воспользовались враги тайного общества, богатство и могущество которого не давало им спокойно спать.

Уничтожение ордена тамплиеров

Главным врагом рыцарей храма стал французский король Филипп Красивый (1268-1314). Следует отметить, что эта политическая фигура сделала немало для укрепления королевской власти и Франции в целом. Филипп не был сторонником произвола, а старался все спорные вопросы решать в судебном порядке. Но так как судебная власть находилась под его полным контролем, то нетрудно было заранее предугадать, какое решение примет суд.

В случае с орденом тамплиеров, король также решил строго опираться на закон. Самодержцу очень хотелось завладеть богатствами ордена и пополнить государственную казну, но нужен был серьёзный и обоснованный повод. Таковой представился в августе 1307 года.

Королю доложили, что некий преступник, осуждённый на смертную казнь, просит аудиенции, так как обладает информацией государственной важности. Этот человек предстал перед венценосной особой и поведал жуткие вещи о деятельности благородных рыцарей.

Заключённый сидел в одной камере с приговорённым к смерти членом ордена рыцарей храма. Тот перед казнью облегчил свою душу, рассказав о тех делах, которые творились за крепкими крепостными стенами. Оказывается, тамплиеры, обладая огромными финансовыми возможностями, задумали установить в Европе свою власть. Им были должны очень влиятельные вельможи, поэтому переворот не представлялся сложным делом.

Кроме этого рыцари-монахи совращали мальчиков, плевали на крест и растлевали невинных крестьянских девушек. То есть вели себя не как истинные католики, а как служители Дьявола .

Вся эта информация была внимательно выслушана, задокументирована, и дала повод Филиппу Красивому обратиться к папе римскому. Однако достоверность показаний заключённого вызывает большие сомнения. В первую очередь непонятно, каким это образом член ордена оказался в королевской тюрьме, да ещё со смертным приговором. Храмовники не были подконтрольны королевской власти, и ни у кого не было права их арестовывать, а тем более судить.

Но почему-то римский папа Климент V не обратил внимания на эту существенную деталь. Он дал понять французскому королю, что не будет чинить ему никакие препятствия и, по сути, разрешил арест членов ордена.

После этого руки у самодержца оказались развязанными. Он отдал приказ на арест всех тамплиеров, живущих во Франции. Это мероприятие решили провести в один день и в строжайшем секрете. Ранним утром 13 октября (пятница) 1307 года по всей Франции были произведены аресты благородных рыцарей.

Их бросили в казематы, подвергли пыткам и истязаниям. Клещами и плетями из них вытягивали показания о государственном заговоре, служении Дьяволу, растлении малолетних и гомосексуализме. Люди не выдерживали мук, ломались и признавались в злодеяниях. Признал вину и великий магистр ордена Жак де Моле, но впоследствии отказался от своих показаний.

Всего во Франции были арестованы 543 рыцаря. Филипп Красивый призвал королей других европейских государств также арестовать храмовников, находящихся на их территориях. Но те не вняли увещеваниям французского владыки. Только в Англии рыцарей храма рассадили по монастырям. Шотландия, наоборот, дала им убежище. И многие тамплиеры укрылись в ней.

Казнь великого магистра и его соратника

Следственные мероприятия против членов ордена продолжались не один год. 16 октября 1311 года, то есть через 4 года после арестов, был созван Вьеннский собор. На нём представители церкви под руководством папы римского приняли решение о роспуске когда-то могущественного ордена. Всё его имущество отошло к другому ордену рыцарей-монахов - госпитальерам. В истории они больше известны как мальтийские рыцари.

Но большую часть финансов и недвижимости забрал Филипп Красивый в качестве компенсации за судебные издержки. Таким образом, король Франции достиг намеченной цели и получил то, что хотел.

После окончания собора начались судебные процессы над храмовниками. Рыцари в основной массе получили пожизненные сроки и закончили свои дни в темницах. Другие отделались длительными сроками заключения, но волю увидели единицы, да и то глубокими стариками.

Проклятие великого магистра

Великий магистр Жак де Моле и руководитель нормандских рыцарей Жоффруа де Шарнэ были приговорены к смертной казни через сожжение. 18 марта 1314 года их сожгли на костре. Уже объятый пламенем Жак де Моле воскликнул, обращаясь к папе римскому и королю Франции: «Мессиры, пройдёт меньше года, и я призову вас на Страшный Суд».

Проклятие великого магистра сбылось в точности. Римский папа Климент V умер 20 апреля 1314 года, то есть через месяц и 2 дна после казни великого магистра. На момент смерти главе католической церкви было 50 лет. По непонятной причине у него начались судороги и кровавый понос. Через несколько часов всё закончилось смертью.

Филипп Красивый умер 29 ноября 1314 года. На момент смерти королю Франции было 46 лет. Причиной трагического конца стало обширное кровоизлияние в мозг (инсульт). До этого король обладал крепким здоровьем и никогда ни на что не жаловался. По непонятным причинам умерли и 3 сына короля в течение 14 лет после его смерти. Они не оставили наследников и династия оборвалась.

Существует мнение, что тамплиеры обладали магическими способностями

Загадки ордена тамплиеров

Многие люди видят причину непонятных смертей именно в проклятии Жака де Моле. О тамплиерах всегда ходили слухи, что они обладали магическими познаниями. Высшим же магическим мастерством, несомненно, владел великий магистр, иначе он никогда не был бы избран на столь высокий пост.

Тамплиеры ассоциируются у многих исследователей с Туринской плащаницей и Чашей Грааля. Якобы именно они изначально владели этими величайшими церковными святынями. Такое вполне можно допустить, так как рыцари храма почти 200 лет прожили в Иерусалиме. За своё бескорыстие и преданность вере они пользовались огромным уважение у всех христиан.

Поэтому те люди, которые хранили у себя святые реликвии, передали их храмовникам со спокойной душой. Они знали, что благородные рыцари не используют бесценные сокровища христиан в качестве наживы, а будут почитать и беречь.

Развалины замка тамплиеров

Но с уничтожением ордена ситуация изменилась. Чаша Грааля , скорее всего, нашла пристанище в Шотландии, а Туринская плащаница непонятным образом объявилась во Франции. Сам же орден хотя и был официально упразднён, но его члены продолжали жить во многих странах Европы.

Совсем не исключено, что они тайно продолжали считать себя тамплиерами. Может быть и в наши дни храмовники образуют тайное общество. Такой сценарий событий вполне реален, так как у этих людей есть одно общее связующее звено - тайные знания по магии. Именно они и являются тем магнитом, который притягивает к себе подлинных рыцарей храма. Так что не будем ставить крест на этих людях, а лучше отдадим дань уважения их мужеству, целеустремлённости и преданности вере.

История рождения, расцвета и падения рыцарей Ордена тамплиеров, или «рыцарей-храмовников», является, пожалуй, одной из самых романтичных легенд мира, в котором мы живем.

Сколько бы ни прошло времени, сколько бы веков не покрыло седой пылью барельефы на могилах мучеников Ордена, сколько бы не было прочитано книг и сколько бы раз любители истории не произносили имя великого Жака де Молэ – все равно, по-прежнему, романтики и фантазеры, ученые и мистификаторы в разных странах все так же собирают рюкзаки, чтобы отправиться в поход за «золотом тамплиеров». Кто-то всерьез изучает карты рудников и приисков, обыскивает руины замков и расчерчивает пути тамплиеров в Европе, кто-то ищет свое «сокровище» на страницах бестселлеров, стремясь его обрести путем литературной славы.

И никому из нас – ни фантазерам, ни ученым, не дано узнать, «как это было» - на самом деле. Нам остаются лишь исторические хроники и воспоминания современников, документы Инквизиции и по сею пору иногда всплывающие письма и старинные свитки из личных архивов благородных семей Европы.

Кто-то придает истории тамплиеров религиозную окраску, кто-то светскую. Мы же попробуем для себя открыть правду – настолько, насколько это возможно сквозь гущу веков.

Франсуа Мариус Гранье. «Папа Гонорий II, предоставляющий официальное признание ордену тамплиеров».

«Рыцари храма»

Вскоре после удачного исхода Первого Крестового Похода и утверждения на земле Палестины Христианского Иерусалимского Королевства – первого военного государства, населенного, в основном, европейскими рыцарями, на Святую Землю хлынул поток паломников, привлеченных утопической идеей безопасной жизни среди христианских святынь. Орды народа, странствующие «по земле Иисуса», естественно, привлекали к себе не только внимание мусульман, разгневанных захватом исконно своих территорий и городов, но и их месть – страшную и бескомпромиссную. Местность, по которой проходили маршруты паломников, была наводнена грабителями и убийцами. Дорога к Священному городу стала смертельно опасной для пилигримов.

Европейские монархи были довольны исходом Крестового Похода – миссия выполнена, Святая Земля практически очищена. Оставшиеся мусульманские поселения они считали всего лишь досадной помехой на пути светлого христианского мира, и надеялись на то, что рыцари, которым были обещаны щедрые земельные наделы, постепенно эту помеху устранят. А тем временем, Иерусалимское королевство начало потихоньку пустеть – рыцари стремились домой, к своим семьям и родовым гнездам, и никакие награды не могли остановить большинство из них. Как же быть в таком случае с паломниками, ежедневно подвергающимся насилию, разграблению, убийствам?.. Они нуждались в охране.

Первый, в истории Ордена Тамплиеров, Великий Магистр - Гуго де Пейен Вот что пишет об этом в 1119 году епископ Вильгельм Тирский, некоторое время возглавлявший Церковь Иерусалимского Государства: «Некоторые знатные люди рыцарского происхождения, преданные Богу, религиозные и богобоязненные, заявили о своем желании провести всю жизнь в целомудрии, послушании и без имущества, предав себя господину Патриарху на служение по примеру регулярных каноников». Несколько рыцарей высокого происхождения, испросив благословения у Короля и Церкви, вызвались принять на себя заботы по охране паломников и всех христиан, которые в больших количествах передвигались по Святой Земле. Для этого, ими был основан духовно-рыцарский орден «Нищих Рыцарей», светская основа которого была уравнена и гармонизирована с основами церковными. То есть, братья-храмовники, вступая в орден, не принимали на себя монашеского сана, но духовно и физически, по сути, ими становились.

Возглавил Орден один из его основателей, знатный шампанский рыцарь Гуго де Пейен, ставший первым в истории Ордена Великим Магистром. И вот, перед королем и Патриархом Иерусалимским, Гуго и восемь его преданных командиров - Готфрид де Сен-Омер, Андре де Монбар, Гундомар, Годфрон, Рораль, Жоффруа Битоль, Нивар де Мондезир, и Аршамбо де Сен-Эньян принесли клятву защищать христиан, странствующих или нуждающихся в помощи, до последней капли крови, а так же принесли три монашеских обета.

Ради абсолютной исторической справедливости, автору статьи хотелось бы отметить, что, по сути, основание подобного ордена стало явлением Печать Ордена Тамплиеровабсолютно беспрецедентным, на многие века опережавшим свое время. В данном случае, это объединение рыцарей не было еще одним монашеским орденом, не было некой духовной организацией - в сущности, они организовывали первую из знакомых нам сегодня «неправительственных некоммерческих организаций», ради пропаганды идеи и сбора средств. Пропаганда идеи - необходимости существования подобного ордена – состояла в уже осуществляющейся успешной защите паломников, а сбор средств – а как же без этого?.. Ведь сами тамплиеры были необыкновенно бедны – вплоть до того, что на двух рыцарей приходилась одна лошадь. В последствие, когда влияние храмовников распространилось весьма обширно, они создали печать, в память о былых днях Ордена – печать эта изображает двух всадников на одном коне.

В течение долгих десяти лет храмовники вели совершенно нищенское существование, соблюдая устав ордена Святого Августина Блаженного, за неимением собственного. Так бы и продолжалось, если бы Король Иерусалимский Балдуин II «Прокаженный», в некоторой степени, оскорбленный лично таким бедственным положением дел подопечного ему ордена, не отправил бы Гуго де Пейена к Папе Гонорию II с требованием инициировать Второй Крестовый поход, мотивируя его необходимость наглостью мусульманских воинов, продолжавших совершать вылазки на территорию вновь образованного государства.

Балдуин вообще был весьма благосклонно настроен к ордену «бедных рыцарей» - он даже предоставил им, не имевшим никакого собственного имущества, церковь в своем дворце к югу от развалин Храма Соломонова, чтобы они могли там собираться на молитву. Именно этот факт послужил точкой отсчета формирования того ордена, который знаком нам по описаниям сегодня: «Храм» (фр.temple), дал людям повод называть рыцарей «те, что у Храма», «храмовники». Об официальном имени – «Нищие рыцари» никто и никогда больше не вспоминал.

Де Пейен, в сопровождении небольшого количества товарищей, объехал практически всю Европу, не только уговорив государей собрать войска для Крестового Похода, но и попутно взымая немногочисленные и неохотные пожертвования. Кульминацией этой поездки стало присутствие Гуго де Пейена и рыцарей-тамплиеров на Великом Церковном Соборе во французском городе Труа – и присутствие это было обусловлено личной просьбой Папы Римского.

Это было полезно, и Де Пейен, как глава Ордена, понимал всю важность выступления на Соборе – хорошее выступление могло обеспечить поддержку Церкви, а поддержка Церкви – поддержку глав разных стран. Де Пейен говорил долго и красноречиво, завораживая эту избалованную и зашоренную церковную аудиторию картинами прекрасного нового, христианского мира, который возьмет свой исток у трона Иерусалима. Отцы Собора, покоренные его выступлением, обратились к присутсвующему там же Бернарду Клервосскому, который не стал скрывать своих явных симпатий к тамплиерам, с просьбой написать для нового ордена Устав, которым все бы были довольны. Так же отцы Церкви так же оказали рыцарям великую честь, повелев носить всегда белые с черным одежды, украшенные красным крестом. Тогда же, был создан и прототип первого боевого знамени тамплиеров, названного Боссеан.
Аббат из Клерво, принадлежащий к ордену Цистерцианцев, привнес этот воинственный дух и в Устав Храмовников, впоследствии названный Латинским. Бернард писал: «Солдаты Христа ни в малейшей степени не боятся ни того, что совершают грех, убивая врагов, ни опасности, угрожающей их собственной жизни. Ведь убить кого-либо ради Христа или желать принять смерть ради Него не только совершенно свободно от греха, но и весьма похвально и достойно».

В 1139 году Папа Иннокентий II издает буллу, по которой тамплиерам, к тому времени, уже превратившимся в довольно многочисленный, небедный орден, давала им значительные привилегии, такие как учреждение должности капеллана, освобождение от уплаты десятины и разрешение строить часовни и иметь свои кладбища. Но самое главное – желая иметь собственных защитников, Папа подчинил Орден единственному лицу, себе, возложив на магистра и его капитул полную ответственность за политику и управление орденом. Это означало абсолютную свободу для тамплиеров. А абсолютная свобода приносит абсолютную власть.

Это событие открыло перед Нищими Рыцарями все пути мира и стало новой главой в их истории – главой невиданного расцвета.

Золотой век Ордена

Манашеская одежда Ордена ТамплиеровИзначально, вся братия Ордена, делилась, согласно Уставу, на две категории: «рыцари» - или «братья-шевалье», и «служители» - или «братья-сержанты». Сами эти звания говорят о том, что в первую категорию принимались только рыцари благородного происхождения, во вторую же мог поступить любой мужчина не благородного происхождения, без всякой надежды со временем стать «братом-шевалье». Великому Магистру, который не являлся выборной фигурой – каждый Магистр еще при жизни должен был выбрать своего преемника – обладал практически неограниченной властью управления Орденом, которая была дарована Папой. Изначально, тамплиеры были категорически против вступления в ряды братьев священников, но, тем не менее, спустя некоторое количество десятилетий, с момента его образования, в рядах храмовников появился даже некий особый класс братьев-монахов, что было весьма удобно и даже целесообразно: монахи не могли проливать крови, к тому же, отправляли службы в собственных церквях Ордена.

Поскольку к членству в Ордене не допускались женщины, женатых рыцарей в Орден так же принимали неохотно, ограничивая их в выборе цветов для одежды. Так, например, женатые рыцари были лишены права носить белые одежды, как символ физической чистоты и «безгреховности».

Семьи женатых тамплиеров, после вступления ее главы в Орден, ждала незавидная участь по линии наследования. В том случае, если женатый брат отходил в иной мир, все его имущество, согласно «Договору о вступлении», поступало в общее орденское владение, а жена должна была в короткий срок покинуть имение, чтобы не искушать своим видом рыцарей и послушников Ордена. Но поскольку тамплиеры были известными благотворителями, то вдова и близкие члены семьи усопшего, всегда получали полную финансовою поддержку от казначеев Ордена (как правило, светских, «наемных» фигур) до конца жизни.

Благодаря такой политике членства, в скором времени Орден тамплиеров уже обладал огромными владениями не только в Святой Земле, но и в странах Европы: Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, Италии, Австрии, Германии, Венгрии.

Справка: Средневековый замок Тампль (Tour du Temple) сохранился до нашего времени только на страницах исторических документов, на старинных картинах и гравюрах. Парижский «храм» рыцарского ордена был разрушен согласно указу Наполеона I в 1810 году.

Католический орден Бедных Рыцарей Христа в 1119 г. был основан на Святой земле Палестины. После захвата Иерусалима египтянами религиозные члены ордена покинули Палестину. К тому времени они обладали огромными богатствами и обширными землями в Европе. Значительная часть монахов-рыцарей происходила из французских дворянских родов.

В 1222 г. был построен парижский Тампль. Замок, окружённый глубоким рвом, считался неприступным. Внутри крепостных стен возвышались семь башен, стояла готическая церковь с двумя апсидами и стрельчатыми проёмами. Вдоль стен просторного клуатра находились казармы и конюшни.

Весной 1306 г. в Париж прибыл Великий Магистр тамплиеров – убелённый сединами Жак де Моле. Его сопровождали шестьдесят рыцарей Ордена. Процессия въехала в столицу на лошадях и мулах. Священники везли прах магистра-предшественника Моле – Гийома де Боже. Была перевезена в Париж и казна тамплиеров.

Резиденцией Магистра ордена стала Главная башня Тампля. В это мощное сооружение можно было добраться только по подъёмному мосту с крыши казармы. Мост приводился в движение сложными механизмами. В считанные мгновения он поднимался, опускались тяжёлые ворота, падали кованые решётки, и Главная башня становилась недосягаемой с земли. В башне жил Великий Магистр, подотчётный только Капитулу.

Капитул Ордена тамплиеров заседал в замковой церкви. Посреди главного коридора храма была установлена винтовая лестница, ведущая в крипту. Каменные плиты крипты скрывали усыпальницу Магистров; на одном из уровней тайного подземелья хранилась казна Ордена.

Так же, именно тамплиеров принято считать родоначальниками банковского дела – именно казначеям Ордена принадлежит идея обычных и «дорожных» чеков. Самое интересное состоит в том, что такая схема до сих пор является, можно сказать, «классикой» современного банкинга. Оцените ее красоту, простоту и практичность: наличие подобных чеков избавляло путешественников от необходимости перевозить золото и драгоценные камни с собой, ежеминутно опасаясь нападения разбойников и гибели. Вместо этого, обладатель ценностей мог явиться в любую «комтурию» Ордена и внести в ее казну все эти вещи, получив взамен чек, за подписью Главного Казначея (!!!) и отпечатком … собственного пальца(!!!), чтобы после этого со спокойной душой отправиться в путь с небольшим кусочком кожи. Так же, за операции с чеком, Орден брал небольшой налог – при обналичивании ценностей, указанных в чеке!.. Задумайтесь на одну минуту, не напоминает ли это Вам современные банковские операции?.. Если же обладатель чека мог исчерпать свой лимит, но нуждаться в деньгах, Орден выдавал ему таковые, в счет последующего погашения. Существовала и высокоразвитая система того, что сегодня мы бы назвали «бухгалтерским учетом»: два раза в год все чеки отсылались в главную комтурию Ордена, где их детально подсчитывали, подводили казенный баланс и архивировали. Не гнушались рыцари и ростовщичеством, или, если угодно, «банковским кредитованием» - любой обеспеченный человек мог получить ссуду под десять процентов, в то время как евреи-ростовщики или государственные кассы давали под сорок процентов.

Обладая настолько развитой банковской структурой, в скорости, тамплиеры стали необходимы и Двору. Так, например, в течение двадцати пяти лет, два казначея Ордена – Гаймар и де Милли – надзирали за казной французской монархии, исполняя при этом, по просьбе Филиппа II Августа, функции министра финансов, то есть, практически управляя страной. Когда на престол взошел Людовик IX Святой, Французская казна полностью была перенесена в Тампль, оставаясь там так же и при его преемнике.

Таким образом, «нищие рыцари» в сравнительно короткое время приобрели статус крупнейших финансистов Европы и Стран Востока. В числе их должников ходили абсолютно все слои населения – от простых горожан до августейших особ и отцов Церкви.
Благотворительность

Особенное место в списке дел Ордена занимают так же рационализаторская и благотворительная деятельность.

Поскольку тамплиеры были не только самым богатым из всех существующих орденов, но и самым привлекательным для новых братьев в плане возможностей, под его покровительством работало много выдающихся умов и талантов своего времени.

Тамплиеры, не скупясь, тратили огромные суммы на развитие наук и искусств, на меценатскую поддержку художников, музыкантов, поэтов. Но все же, солдаты остаются солдатами, и основной сферой интересов храмовников было развитие таких областей, как геодезия, картография, математика, физические науки, строительные науки, мореплавание. К тому времени, Орден уже давно располагал собственными, не подконтрольными власти королей верфями, портами, собственным современным и сверх-оснащенным флотом – довольно упомянуть, что на всех его кораблях были магнитные (!!!) компасы. «Морские тамплиеры» активно занимались коммерческими грузо - и пассажироперевозками, перевозя паломников из Европы в Иерусалимское Королевство. За это они получали щедрое вознаграждение и церковную поддержку.

Не менее активно, тамплиеры занимались и строительством дорог и церквей. Качество проезда в Средние века, можно было бы охарактеризовать, как «сплошной грабеж, помноженный на отсутствие дорог» - если Вы паломник, будьте уверены, что Вас ограбят не только разбойники, но и государственные сборщики налогов, имеющие пост у каждого моста, на каждой дороге. И тамплиеры, к неудовольствию властей, эту проблему решили – они занялись активным строительством прекрасных дорог и крепких мостов, которые охраняли их собственные отряды. С этим строительством связан так же и один «финансовый феномен», являющийся, по серкам Средник веков, и вовсе нонсенсом – за проезд рыцари не взимали налогов, ни одной монеты!.. Так же, менее чем за сто лет, Орденом по всей Европе были построены не менее 80 больших соборов и не менее 70 церквей, монахи же, населявшие эти церкви и соборы, полностью состояли на обеспечении тамплиеров.

Простой народ не просто был расположен к храмовникам – люди глубоко ценили благородство этих воинов. В самые тяжелые времена, когда случался голод и цены на меру пшеницы составляла гигантскую сумму в тридцать три су, тамплиеры кормили в одном только месте до тысячи человек, не считая ежедневных трапез для нуждающихся.

Моле, Жак де. Последний Великий магистр ордена

Начало конца

Сцена крестового похода рыцарей Ордена ТамплиеровИ все же, основным призванием тамплиеров, по-прежнему оставалось рыцарство, в особенности – войны с мусульманами, которые продолжались на Святой Земле. На эти войны и уходили основные средства и ресурсы Ордена. В этих войнах, храмовники преуспевали – известно, что тамплиеров и госпитальеров мусульманские воины боялись настолько, что султан Саллах ад Дин даже принес клятву «Очистить свою землю от этих поганых орденов».

Французский монарх Людовик VII, который возглавлял со своим войском Второй Крестовый поход, позже писал в своих заметках, что тамплиеры оказали ему огромную поддержку, и он даже не может представить, что бы ждало его войска, не будь с ними храмовников.

Однако не все европейские монархи были такого высокого мнения о надежности и преданности тамплиеров. Так, например, многие царственные персоны настаивали на том, что с сарацинами должен быть заключен мир, и вот, в 1228 году, Фридрих II Барбаросса этот договор заключил.

Тамплиеры были в ярости – согласно этому договору, сарацины обязывались передать Иерусалим христианам. Великий Магистр Ордена посчитал это огромной стратегической ошибкой – ведь Иерусалим находился практически в блокаже, окруженный мусульманскими территориями. Но Фридрих, который тамплиеров не любил – по многим причинам, и богатство Ордена была не последней из них – предпочел пойти на открытый конфликт, обвинив рыцарей в измене. Тамплиеры ответили ему угрозами, после которых Фридрих пришел в такой испуг, что в ближайшее же время свернул свои войска и покинул Святую Землю. Но отбытие Барбароссы не отменило заключенного договора, и ситуация из плохой прекратилась в бедственную.

Можно сказать, что Седьмой поход, под предводительством неопытного в тактических и политических вопросах короля Франции Людовика Святого, вбил последний гвоздь в крышку гроба христианского Королевства. Людовик, не имеющий опыта в восточном регламенте, со своей стороны расторг договор, который с трудом был заключен Великим Магистром Тамплиеров с султаном Дамаска – основного оплота сарацинов. Последствия этого необдуманного шага тут же стали весьма ощутимы – мусульманская армия, не удержимая ничем, одерживала одну победу за другой, и потери среди иерусалимских рыцарей были огромны. Христиане теряли город за городом, и даже были вынуждены с позором сдать Иерусалим – после длительной осады и жестокого боя.

Весной 1291 года сарацинский султан Килавун со своими войсками осадил город Агра, который являлся на тот момент последний оплот рыцарства в Палестине. По воспоминаниям современников, бой был воистину страшен, а численное превосходство – на стороне мусульман. Сарацины смели защиту и ворвались в город, учинив зверскую резню, в которой погиб Великий Магистр тамплиеров.

Оставшиеся в живых тамплиеры и госпитальеры скрылись в башне своей резиденции, где им удавалось некоторое время оказывать сопротивление врагу, но мусульмане, которые не могли их оттуда «достать», придумали способ решить все разом. Они начали одновременно подкапывать и разбирать башню, что и привело к ее обрушению. Она упала, погребя под собой и рыцарей, и сарацинов.

Все эти события в один момент закрыли эту главу истории христианского рыцарства, поставив точку в повести об Иерусалимском Королевстве.

Филипп IV Красивый (король Франции)

Падение ордена

С падением Святого Королевства, положение тамплиеров стал незавидным. Обладая все той же мощью – и численной, и финансовой, они потеряли главную цель, в которой и была заключена суть его существования: охрана и защита Иерусалима.

Европейские монахи и Церковь, для которых необходимость в Ордене более не была насущной, возлагали на них ответственность за падение христианского королевства – и это не смотря на то, что именно благодаря тамплиерам ему удалось просуществовать столь долго. Храмовников начали обвинять в ереси и предательстве, в том, что они собственноручно отдали Гроб Господень сарацинам и отреклись от Бога, и не смогли сохранить главную ценность христианского мира – землю, по которой ступали ноги Иисуса.

Особенно положение Ордена не устраивало французского монарха Филиппа IV Красивого, который правил страной, как абсолютный тиран и не намерен был терпеть чьего-то вмешательства в дела короны. К тому же, Филипп был обременен огромным количеством долгов Ордену. Вместе с этим, Филипп был умен, и прекрасно осознавал то, что тамплиеры – мощнейшая, богатая военная организация, не подотчетная никому, кроме Папы Римского.

Тогда Филипп решил действовать не силой, но хитростью. Он от своего имени написал прошение Великому Магистру Жаку де Мола, в котором просил принять его в почетные рыцари. Де Мола, считавшийся одним из мудрейших политиков и стратегов своего времени, это прошение отклонил, понимая, что Филипп стремится со временем занять пост Великого Магистра, чтобы сделать казну Ордена своей собственной.

Филипп был взбешен отказом, поклялся любым способом прекратить существование Ордена, раз уж ему не удается его завоевать. И такая возможность ему в скором времени представилась.

Последний Великий Магистр Ордена Тамплиеров Жак де Мола.

Бывший тамплиер, «брат-шевалье», изгнанный тамплиерами за убийство своего же брата, находясь в государственной тюрьме за другие преступления, в расчете на снисхождение, сознался в грехах против веры, которые якобы совершал, будучи в Ордене, вместе с другими братьями.

Король немедленно начал следствие против Ордена, оказывая как можно более агрессивное давление на Папу Римского с требованием отказать тамплиерам во всех привилегиях. Он издал самостоятельный указ, разосланный во все провинции с указанием «тамплиеров всех хватать, подвергать их аресту и отнимать их имущество в казну».

13 октября 1307 года, практически все члены Ордена, не успевшие укрыться или обремененные семьями, были застигнуты войсками Филиппа и подвергнуты арестам, имущество было конфисковано.

Согласно доступным сегодня протоколам допросов Инквизиции, тамплиеров обвиняли в отречении от Господа, оскорблении Креста, ереси, мужеложстве, поклонении некой «Бородатой Голове», являющейся одной из ипостасей демона Бафомета. Подвергнутые страшным пыткам, многие рыцари признались практически во всем, и вот, Папа издал буллу о том, что все европейские монархи должны начать аресты тамплиеров по всем странам, а так же изымать в пользу казны и Церкви имущество – и их собственное, и имущество Ордена, а так же земель. Эта булла положила начало судебным процессам в Германии, Италии, Англии, на Пиренейском полуострове и на Кипре, где находилась вторая по величине после парижской, резиденция Великого Магистра.
После длительного, всеевропейского следствия, пыток и унижений, в 1310 году возле монастыря святого Антония под Парижем, на костер взошли 54 рыцаря, которые нашли в себе силы отказаться от показаний, данных ими под пытками. Филипп Красивый праздновал победу – папской буллой от 5 апреля 1312 года, Орден Храма был официально упразднен и прекратил свое существование.

Приговор Великому Магистру Ордена, Жаку де Молэ, был вынесен лишь в 1314 году – Филипп хотел в полной мере насладиться унижением человека, некогда могущественного настолько, что мог смело игнорировать его пожелания. Перед судом, Великий Магистр, а так же приор Нормандии Жоффруа де Шарне, визитатор Франции Гуго де Пейро и приор Аквитании Годфруа де Гонвиль полностью признали обвинения и покаялись в совершенных злодеяниях, вследствие чего, церковный суд по инициативе Папы, заменил смертную казнь для них на тюремное заключение. Историки считают, что со стороны Магистра это был политический ход – суд над тамплиерами проходил публично. Выслушав приговор, де Молэ и де Шарнэ публично отреклись от предыдущих признаний, вырванных под пытками. Великий Магистр Жак де Молэ заявил, что предпочтет смерть заключению, унижающему его достоинство и гордость воина. В тот же вечер, костер поглотил и их.

И вот так, в кострах и пытках, унижении и клевете, закончилась уникальная история великого Ордена нищих рыцарей Христовых – элефанта, побежденного мышью. Так пал гигант, который не могли сломить войны и поражения, но сломила алчность.

Церковь Ордена Тамплиеров (Темпл), Лондон, Великобритания

Окутанный густым туманом легенд, а потому самый распиаренный рыцарско-монашеский католический орден. Просуществовал без малого два столетия с XII по XIV века. Был насильно упразднён, последний великий магистр Жак де Моле сожжён на костре 18 марта 1314 года. Всего у ордена было 23 великих магистра, все они имели французское происхождение. Орден был учреждён между первым и вторым крестовыми походами на территории Палестины для защиты паломников.

Сначала орден, вроде бы, назывался «Нищие рыцари». Но благодаря покровительству римских пап орден в итоге превратился в одну из самых богатых организаций в мире. Тамплиеры зарекомендовали себя как очень успешные финансисты, именно они изобрели чеки. Вскоре они стали крупнейшими кредиторами, что, вероятно, их и погубило. Историю ордена пересказывать не буду, можно погуглить. Само слово «тамплиеры» означает «храмовники». О каком храме речь? Об Иерусалимском, естественно.

Покончить с орденом решил французский король Филипп IV Красивый, который сам был должником тамплиеров. Он уговорил папу Климента V не защищать орден от обвинений. А обвинили тамплиеров в святотатстве, какое только смогли выдумать. На совсем пустом месте в поклонении идолам и пр. не обвинишь, так что по всей видимости тамплиеры были не самыми ревностными католиками. Весьма вероятно, что они не только воевали с сарацинами, но и налаживали с ними торговые и культурные контакты.

В любом случае, очень трудно найти документальные подтверждения тому, что когда-то пытались скрыть. Поэтому связь тамплиеров с гностицизмом, восточным мистицизмом ничем не подтверждается, но легенд существует множество. Масоны не раз восстанавливали орден тамплиеров, исходя из своих представлений о нём. Есть такой орден и сегодня и он тесно связан с масонством.

Тамплиеры - рыцарское братство, возникшее после первого крестового похода. После завоевания святой земли много паломников устремилось к святым местам. Защиту их от сарацин взяли на себя рыцари храмовники (тампль с фр. храм). Кроме защиты они содержали крепости для защиты дорог и участвовали в последующих крестовых походах. Для содержания ордена тамплиеры получали от королей и от знатных рыцарей пожертвования и наделы земли, кроме того им принадлежит заслуга создания предшественника современной банковской системы, любой человек мог положить золото или серебро в банк тамплиеров в Европе и подучить документ, предъявив который, получал ту же сумму на святой земле. Так, например, король Ричард Львиное Сердце занимал деньги на крестовый поход, но не смог расплатится и отдал в счет долга остров Родос. Главой ордена был великий магистр, а по областям власть держали капитулы. Орден состоял не только из рыцарей, были там и управляющие земельными наделами. Они следили за имуществом ордена и организовывали снабжение воюющих братьев. Тамплиеры принимали участие и в Реконкисте в Испании. Вступающий к тамплиерам приносил три обета (клятвы): бедности; целибата и послушания. Так же при вступлении все имущество передавалось ордену. Молодые братья сражались на святой земле, а те, кто в возрасте доживали свой век во владениях в Европе. Вспоминая пятницу 13 октября, мы вспоминаем арест тамплиеров во Франции, одна из причин почему это удалось, потому что там были в основном семидесятилетние старики, включая магистра Жака Де Моле. Кстати в Европе поступили по-разному с тамплиерами, испанский король приказал рыцарям присягнуть на верность королю, английский арестовал пару тамплиеров, но с ними обходились учтиво и содержание их было весьма мягким. В Священной Римской империи (Германии) имущество ордена отошло тевтонцам, а рыцари присоединились к различным орденам госпитальерам и тевтонцам.

Начну с ремарки: Тамплиеры, то есть «храмовники», существовали в Европе вплоть до середины 20 века, не исключено, что некоторые ответвления сохранились до сих пор. В России последних тамплиеров расстреляли в 30 е годы НКВД. И хотя, конечно, это не прямая преемственность, от тех европейских рыцарей, но это были люди, назвавшие себя «Тамплиерами» и для них было первостепенна непрерывность традиции.

Тамплиеры взяли своей целью восстановить Храм Соломона как храм обновленной мудрости, новой благодати, нового человека. Собственно, поэтому самоназвание ордена –храмовники.

Тамплиерское «движение» берет свое начало в переломный момент европейской(христианской) цивилизации, когда народ почувствовал взрыв религиозного энтузиазма и стремление пойти «воевать Гроб Господень».

Первый крестовый поход был под предводительством Готфрида, но его рыцари не отличались дисциплинированностью и подчинением, воюя сами за себя, являясь, по сути, обыкновенными разбойниками и бандитами, шедшими за добычей и воинской славой. Готфрид, будучи великим военачальником и самым смелым из рыцарей имел среди них, говоря по-современному, непререкаемый авторитет, но он же не вечен и каков станет следующий поход - было невозможно предугадать.

Тогда же на сцену с проповедями второго Крестового похода (это было необходимо, поскольку хоть Иерусалим, и был в руках христиан, но мусульмане усиливались (например, арабы договорились с турками, чего ранее никогда не бывало и нужно было действовать незамедлительно). выходит Бернар- великий проповедник, считавшейся уже при жизни святым.

Второй крестовый поход провозглашается после вручения орифламы (парадный стяг французских королей) Бернаром Людовику 7. В походе участвуют немецкий король Конрад и французский Людовик 7…И все бы хорошо, но Людовик взял с собой в поход Алиенору Аквитанскую. -свою супругу, та, в свою очередь, фрейлин… что и говорить, Второвой крестовый поход был проигран более того, это поражение подорвало саму идею крестовых походов среди населения. Бернара обвинили во всех поражениях, в том, что погиб цвет рыцарства, ведь это он, Бернар, призывал ко второму походу. Бернару один из рыцарей, даже объявил, что его(Бернара) Богородица и помощь ее все-чушь! А вот сарацинам их Магомет очень помогал, значит, Магомету есть дело до своей паствы, а нашему богу-нет! И ведь очевидно, потому что рыцарь сам видел, как все их бросили, но когда от воинов этого можно было ожидать, но ведь бойцов бросил и Бог!..

После того, как Бернар оклемался от подобных упреков, он задумался над тем, что что-то не так с этим рыцарством и разработал концепцию, рыцарей-монахов, ставших, впоследствии, Тамплиерами. То есть, первые тамплиеры учувствовали еще во втором крестовом походе, но у них не было идейной подоплёки, которую придал им Бернар.

Бернар разработал для тамплиеров устав, то есть легитимизовал; пересмотрел бывшие тогда стереотипы: считалось, что монах не может убивать, а Бернар сказал, что монах возьмет в руки оружие, тем самым пересмотрев лозунг «церковь воинствующая (Ecclesiae militantis)»; иными словами Бернар соединил две линии энтузиазма –монашеского и рыцарского. Можно сказать что он изобрел «новую породу» людей – рыцари-монахи и придал им новый импульс. Фактически с этого момента началась новая эпоха в Католической церкви, в Западной Европе вообще и в целом мире. Эти рыцари проливали кровь не для дам, не для наживы, а исключительно ради святого дела.

В тамплиеры пошел цвет французской аристократии, отказавшись от своей богатой жизни, утех и развлечений, они выбрали аскетическую и опасную жизнь монаха-война.

Успешность ранних крестовых походов характеризуется умением подчиняться, выполнять приказ и решать единую задачу, плюс энтузиазм, доблесть.

Тамплиерская иерархия:

Великий магистр

Командоры- глава крупного подразделения

Сержанты

На этом кончалось рыцарство и начиналась прислуга(оруженосцы, конюхи), которые тоже носили крест.

О пребывании тамплиеров в Константинополе, особых сведений не сохранилось, но, судя по следствиям: они очень усилились в военном деле, стали активно богатеть, в том числе у них появляются навыки и знания, которые рыцари не могли получить ни од кого, кроме ученой элиты евреев. По некоторым источникам тамплиерам открыли три главных секрета:

1 как пройти пустыню- кипятить воду (для людей того времени это был мировоззренческий переворот: народ был уверен, что все болезни вызываются бесами и надо отслужить молебен и погрузить крест в воду, а тут вскипятил воду- и люди перестали умирать от тифа и дизентерии и впервые услышали в свой адрес упрек в сделке с дьяволом)

2 как выхаживать раненных –это спирт, которого европейцы не знали, а изобрели его арабы из города Алькоголь и употребляли не во внутрь, а как бактерицидное средство. Спирт сделал выживаемость тамплиеров вразы выше, чем прочих рыцарей.

3 секрет богатства- чек-перевод денег в виртуальную плоскость.

Все произошедшие изменения, навлекли на тамплиеров помимо зависти и ненависти(а богатство всегда их вызывает), еще и опасения среди владык, например Филипп Красивый и его канцлер Гийом де Ногаре подумали, что так быть не должно: это государство в государстве и тамплиеры богаче папы, а денег недостает и против тамплиеров сплетается целый заговор Ногаре разработал целую полицейскую операцию всех тамплиеров взяли в одну ночь во Франции, в Италии, в Германии и Англии, уцелели испанские, португальские, некоторые итальянские еще рыцари бывшие вне зоны полицейской облавы.

Была взята штурмом крепость Тампль (Храм)-твердыня тамплиеров в Париже.

Тамплиеров жутко пытали, пытаясь узнать где деньги(старику, епископу Жаку де Моле –магистру ордена, сожгли ноги до колена). И тамплиеры признались во всем: что покланялись дьявол по имени Бафомет, что плевали на распятие, топтали иконы, ели младенцев, своих мертвецов и прочее. Не было вещей, которых бы они ни признали. Но на каждом суде отрекались от своих слов и их снова пытали.

Единственный вопрос, на который рыцари не ответили- где бабки? Они все говорили: деньги в капитуле, а там были только бумажки(чеки), а их за деньги не принимали, в поисках золота и драгоценностей.

Во Франции сожгли 450 тамплиеров, в Англии около 40 -не так много, но это была элита; орден был объявлен сатанинским и распущен, за приверженность-тюрьма или костер, все конфисковано. Ордена не стало.

Спасшиеся тамплиеры бежали на окраину Европы, и переосмыслили все, что с ними произошло, решив все переиначить сказав: «Мы воевали с мечем в руках, теперь будем строить с мастерком и молотком, мы отвоевывали храм внешний, будем созидать внутренний, строили в на Сионе, теперь в душе каждого брата.

П осле завоевания крестоносцами Иерусалима огромный поток паломников устремился на Святую землю. Девять бедных рыцарей добровольно взяли на себя обязанность охранять их. В 1119 году они основали свой орден, назвав его «Нищие рыцари». Но это не был ни монашеский орден, ни организация духовенства. Осуществляя защиту паломников, рыцари этого ордена занимались сбором пожертвований и пропагандой своих идей. В качестве поддержки ордену иерусалимский король уступил им здание церкви, расположенный вблизи Храма Соломона. Поскольку по-французски слово «храм» звучит как «тампль», то впоследствии рыцарей ордена стали называть «тамплиерами» или «храмовниками».

Число рыцарей ордена увеличивалось за счет приема новых членов. Идеологом нового ордена выступил Бернард Клевросский, под покровительством которого в 1128 году был утвержден устав тамплиеров. Именно он предложил белый цвет одежды для рыцарей ордена, на которую впоследствии стали нашивать красный крест, символизирующий крестовый поход за веру.

То, что орден был необычным, подтверждало их совмещение монашества с войной. Они прекрасно владели оружием и применяли его при сражении «за добро, ради Христа».

Тамплиеры делились на две категории — на рыцарей и служителей (они не смели право носить оружие). Управлял орденом великий магистр, имеющий неограниченную власть. Штаб-квартира великого магистра находилась в Иерусалиме. Избирался он конвентом (собранием ордена). Вторым по значению в ордене был великий сенешаль. За ним следовали великий маршал, командоры и региональные магистры.

Папа даровал ордену привилегии: независимость от судебных властей, возможность присваивать трофеи, разрешил строить тамплиерам свои церкви. В то время вокруг тамплиеров возникало много сплетен и домыслов, и, как утверждают историки, были значительно преувеличены роль, значение и богатство ордена.

Несмотря на то что тамплиеры были воинствующим орденом, они не превратились в убийц. Основной задачей их оставалось поддержание мира. По подобию ордена тамплиеров был создан Тевтонский орден.

До сих пор ходят упорные слухи о несметных богатствах ордена тамплиеров.

Рыцари собирали деньги, странствуя по европейским странам. Многие феодалы (среди них королева Португалии и король Франции, а также граф Шампани и другие) жертвовали для ордена деньги, недвижимость и земли. Даже более низкие классы общества не остаются в стороне от передачи пожертвований ордену. Получая в подарок замки или земли, тамплиеры создавали командорства (несколько членов ордена управляли собственностью). Таких командорств насчитывалось более 9 тысяч. Но поступавших финансовых средств все равно было недостаточно, чтобы содержать войска и замки на Святой земле.

Охрана паломников тоже приносила доход тамплиерам. Храмовники очень дальновидно создавали свои командорства на всех путях движения паломников в святую землю, которые одновременно являлись торговыми маршрутами. Эти командорства были достаточно укреплены, чтобы защитить рыцарей и паломников практически от любого нападения. Они располагались друг от друга на расстоянии одного дневного перехода, что позволяло не иметь больших воинских гарнизонов, но выполнять свои обязательства по охране путешествующих. Кроме защиты странствующих, тамплиеры предоставляли паломникам и торговым людям услуги по получению ссуд и хранению имущества, а также трастовому управлению имуществом на время путешествия паломника в святую землю. Так орден начал свою финансовую деятельность.

Тамплиеры, как финансисты, отличались порядочностью и неподкупностью. Благодаря своему привилегированному положению они использовали новые банковские и финансовые технологии. Командорства стали осуществлять полноценную банковскую деятельность: выдачу займов и гарантийных обязательств, а также осуществление денежных переводов и безналичных расчетов. Для своих финансовых документов тамплиеры использовали, сложнейшие по тем временам, шифры. Также используя цепь своих командорств, тамплиеры доставляли срочную корреспонденцию. Например, письмо из Иерусалима в Лондон было доставлено за 13 недель, что было рекордом скорости.

Резиденция великого магистра во Франции располагалась в Париже. Она занимала территорию более шести гектаров и была окружена мощной стеной с многочисленными окнами, через которые кассиры постоянно получали и передавали денежные средства, векселя, письма, расписки многочисленным клиентам.

Еще один источник доходов ордена тамплиеров — монопольное право на поставку анжуйского вина — и это приносило баснословную прибыль.

Ведя коммерческую деятельность, орден вступал не только в финансовые, но и в хозяйственные взаимоотношения с иными субъектами этих сфер деятельности. В архивах сохранились документы о судебных разбирательствах между орденом и властями.

Тамплиеры оказались крупнейшими игроками средневековья на рынке финансовых услуг. Их клиентами становились короли крупнейших стран и их семьи. Представители ордена тамплиеров назначались казначеями царствующих династий. Тамплиеры предоставляли свои услуги и по сбору налогов: это касается как прямых, так и чрезвычайных налогов для королей и папы.

Тамплиеры прилагали максимум усилий для получения прибыли — деятельность их можно сравнить с работой современной международной финансовой корпорации.

Но в то же время тамплиеры представляли собой очень грозную военную силу. Они вмешивались в политические события многих стран, активно участвовали в междоусобных конфликтах и столкновениях (например, между итальянскими городами-республиками).

До сих пор остается множество тайн после гибели ордена тамплиеров, уничтоженного Филиппом IV. Например, куда исчезли сокровища тамплиеров?

Все попытки отыскать сокровища тамплиеров в Европе не увенчались успехом. Существует версия, что перед тем, как прошли аресты тамплиеров по приказу французского короля, все сокровища ордена были тайно вывезены в порт Ла-Рошель и размещены на восемнадцати галерах, след которых потерялся. Но по свидетельствам историков в это время князь московский Юрий встретил иноземных странников, которые прибыли на 18 кораблях. Пилигримы привезли с собой большое количество золота, жемчуга и драгоценных камней и очень жаловались на притеснения от короля галлов и папы.

И именно с этого времени скромный маленький русский город Москва превращается в столицу великого княжества. Летописи содержат упоминание о том, что в 1325 году в Москву съехались рыцари из разных земель – возможно, это были уцелевшие от инквизиции тамплиеры.

Знак тамплиеров можно и сейчас увидеть на стене московского Свято-Данилова монастыря. На могильных плитах героев Куликовской битвы монахов Пересвета и Ослябли также располагаются знаки ордена Тампля. Возможно, русские богатыри были тамплиерами!

Есть еще одна версия. Орден храмовников являлся ветвью более могущественного Сионского ордена. И накануне уничтожения тамплиеров богатства были вывезены рыцарями Сиона. Скорее всего, сокровища были перемещены в Англию. Интересно, что именно в это время в распоряжении английского короля Эдуарда III оказываются большие финансовые ресурсы, которые принесли победу Англии в Столетней войне с Францией: на эти деньги были привлечены в войну на стороне Англии гасконское и бордосское рыцарства, подкуплены муниципальные власти французских городов, куплены услуги профессиональных военных наемников. Сионский орден отомстил за гибель тамплиеров. Во Францию после поражения в войне пришли разруха, голод, нескончаемые народные волнения, междоусобные конфликты, анархия. Золото тамплиеров погубило убийц рыцарей ордена храмовников.

По преданиям, тамплиеры были очень искусны в строительстве скрытых помещений и подземных сооружений. С особой тщательности устраивались хранилища сокровищ.

На территории многих стран находятся древние замки и сооружения, которые еще недостаточно обследованы. Возможно, нас всех ждет неожиданная и интереснейшая разгадка еще одного исторического секрета — тайны золота тамплиеров.

No related links found



Орден Тамплиеров. Тайна рыцарей Храма

В начале XII столетия во времена не продолжительной оккупации Святой Земли крестоносцами появились два ордена, одновременно монашеских и рыцарских. Первый основали орден рыцарей-госпитальеров Святого Иоанна (в последствии получивший название мальтийского ордена), который подчинялся напрямую Папе. Через какое-то время в Иерусалиме был создан орден рыцарей-тамплиеров, независимый как от предводителей крестовых походов, так и от очередного Папы.

Обе конгрегации рыцарей-монахов остались бы только еще одной из страниц летописи той смутной и напряженной эпохи, если бы не огромное богатство и могущество, которого смогли достичь тамплиеры. Орден Тамплиеров стал своего рода виртуальным государством за спиной разных европейских королевств, невидимой силой позади трона. Последующая судьба Ордена Храма, гонения со стороны Папы и Инквизиции, только увеличивает ореол легенды и тайны, который возник вокруг него из-за иногда предполагаемого, а порой несомненного участия тамплиеров во всех важнейших событиях мировой истории.

Кроме споров о судьбе «пропавшего флота» тамплиеров, о его участии в экспедициях Христофора Колумба или в войне за независимость США, которые ведутся все-таки в отношении конкретных исторических фактов, есть также ряд исследователей, говорящих о мистическом происхождении тамплиеров (начиная от братства финикийских мореплавателей до допотопного или даже внеземного происхождения) и приписывающих им таинственный хилиастический проект, который равно может оказаться как победой дьявольской империи зла, так и установлением самого мудрого и справедливого мирового порядка. В обоих случаях что бы его осуществить необходимо свержение власти Ватикана и разрушение Римской церкви.


Чтобы правильно оценивать факт создания и первые действия Ордена тамплиеров, надо обрисовать историческую обстановку, в которой разворачивались эти события, то есть европейские нашествия на Ближний Восток в XII столетии, известные под именем .

На соборе, состоявшемся в Клермон-Ферране в 1095 г., Папа Урбан II произнес пламенную речь, призвав европейских монархов и знать к своего рода святой войне, целью которой было освобождение христианских пленников, которых поработили мусульмане, и вернуть христианам Святой Гроб Господень. На самом деле эти благородные цели скрывали экспансионистские и экономические интересы Ватикана, а также европейских королей и сеньоров.

Первый крестовый поход, который возглавил союз феодалов, был единственным удачным. 1099 год — глава крестоносцев Готфрид Бульонский вошел в Иерусалим, завоевав обширные территории, которые были разделены на 4 части, названные «Латинскими государствами»: королевство Иерусалимское, с центром в Иерусалиме, княжество Антиохийское и графства Триполи (Ливан) и Эдесса (современная Турция).

Там, на вражеской территории, создали военно-религиозный орден, самый могущественный из всех и самый таинственный. Дело в том, что слабые и окруженные врагами христианские королевства не могли защитить тысячи пилигримов, шедших в Святую Землю по дорогам, наводненным разбойниками и бандитами. Это послужило причиной или, в крайнем случае, предлогом для создания ордена, который мог бы оказать путешественникам военную защиту и духовную поддержку.

Тамплиеры: исторические факты

Оставим на время герметические и эзотерические коннотации, окружающие тамплиеров, и рассмотрим конкретные факты, должным образом задокументированные и проверенные заслуживающими доверия учеными и исследователями.

Кто такие тамплиеры? В официальной истории сообщается, что в 1118 г. девять бедных французских рыцарей под началом Гуго де Пейна предстали перед Балдуином II, суверенном Иерусалимского латинского королевства, и предложили ему свои услуги. Их цель была, основание военно-религиозного ордена для охраны Святой Земли и защиты подвергающихся опасности пилигримов.

Король, как видно тронутый благородными намерениями крестоносцев-ветеранов, предложил им расположить казарму в древней постройке, прилегающей к мечети аль-Акса, воздвигнутой на месте разрушенного Храма Соломона. Местное население за суровый образ жизни и нищету группы оборванцев, называвших себя рыцарским орденом, окрестили их «нищенствующими рыцарями из Храма» (что по-французски произносится как «Тампль», отсюда название «тамплиеры»).

Мотивы, подтолкнувшие девять рыцарей к созданию ордена, остаются тайной, и немногим более известно о самих основателях. В хрониках сохранились имена 5-х из них, но в них не сообщается ничего об их происхождении или жизни, предшествующей вступлению в орден. Известно лишь, что все, или почти все они, были французами и ветеранами Первого крестового похода, и, вероятно, одним из них был нормандец по имени Сен-Клер.

В молодые годы этот рыцарь храбро сражался бок о бок с Готфридом Бульонским, и, как мы увидим ниже, его потомки сыграли одну из главных ролей в последующей истории Ордена Храма. После взятия Иерусалима большинство дворян, участвовавших в походе, возвратились в Европу, чтобы насладиться заслуженной славой и проверить состояние своих дел. В латинских королевствах остались лишь самые фанатичные крестоносцы и те, кому не хватало денег на обратную дорогу. Может быть, Гуго де Пейн и его товарищи соответствовали обоим условиям, потому как фанатизма им было не занимать, а их образ жизни граничил с нищетой.

Два рыцаря на одном коне

Первых тамплиеров - которые основали орден - было менее 10-ти человек, но еще меньше было у них лошадей. На улицах Иерусалима нередко можно было повстречать двух суровых рыцарей верхом на одном боевом коне. В первое время они отправлялись в дорогу, ели и сражались в паре. Этот забавный обычай породил в Иерусалиме немало сплетен, служил объектом насмешек со стороны солдат и других крестоносцев, в особенности принадлежавших к ордену госпитальеров Святого Иоанна, соперников тамплиеров. Почти два столетия спустя на процессах Инквизиции среди прочих преступлений орден Тамплиеров обвиняли в содомском грехе.

В скором времени после основания к отряду присоединился 10-й рыцарь, граф Гуго Шампанский, знатный и владетельный французский дворянин, принятый при дворе и в высших церковных кругах. Вероятно, при посредничестве этого влиятельного аристократа основатели ордена вступили в контакт с монахом и ученым Бернаром Клервоским, одним из самых противоречивых и таинственных персонажей христианской агиографии.

За шесть лет до того будущий Святой Бернар написал устав нового монашеского братства цистерцианцев, надеясь возродить строгость и духовность, утраченную клюнийским орденом, поддавшимся мирским соблазнам. Незадолго до создания ордена Тамплиеров Бернар имел тайную встречу с лидерами тамплиеров графом Шампанским и де Пейном, которые просили его совета по организации и деятельности ордена.

Аббат Клерво проявил большой интерес к начинанию монахов-солдат, определил основные положения устава ордена и пообещал им выхлопотать у Папы нужное разрешение на создание ордена. Именно Бернар предложил использовать характерное белое облачение, резко контрастировавшее с черными одеждами госпитальеров, и эмблему в виде алого восьмиконечного креста, который тамплиеры носили на плаще рядом с сердцем.

Устав тамплиеров, написанный при участии Святого Бернара, включал обычные обеты послушания, нищеты и целомудрия, которые рыцарям следовало неукоснительно исполнять. Также добавлялись обязанности подавать милостыню нищим, посещать мессу и есть мясо по меньшей мере трижды в неделю, чтобы сохранять чистоту духа и физическую силу, необходимые для выполнения их миссии.

Кроме этого, рыцарская клятва требовала оказывать помощь попавшим в беду собратьям по ордену, даже с риском для своей жизни, сражаться с тремя противниками одновременно и не отвечать на любые провокации со стороны другого христианского рыцаря, разве что тот трижды оскорбит храмовника. Неисполнение этих заповедей каралось тройным бичеванием. Не надо говорить, что число три обладало для храмовников огромным символическим значением.

Бернар Клервоский в результате исполнил свое обещание добившись того, чтобы новый орден освятил Папа. На консилиуме, который состоялся в Труа в 1128 г., в присутствии самого Бернара, Папа Гонорий II утвердил и со всей торжественностью объявил об образовании Ордена Рыцарей Христа и Храма Иерусалимского, первым великим магистром которого стал Гуго де Пейнс. Как Бернар, так и граф Шампанский остались в тени по известным только им самим причинам.

Эпоха наивысшего могущества тамплиеров

В последствии орден стал развиваться удивительными темпами. Стремительно росло как число рыцарей, так и движимое и недвижимое имущество тамплиеров. Чтобы вступить в орден и принести обет бедности, претендент должен был пожертвовать ордену замок и доходы со своих земель, которые расходовались на покупку оружия, щитов, боевых коней, доспехов и другого снаряжения. Кроме взносов новых рыцарей, состояние ордена приумножалось за счет щедрых пожертвований королей, князей, знати, богатых купцов и торговцев, имевших отношение к Приорату Сиона.

1146 год — мусульмане отвоевали латинское государство Эдессу, по причине чего был созван Второй крестовый поход, который, благодаря неумелому руководству молодого и бестолкового французского короля Людовика VII, с треском провалился. Мусульмане нанесли ответный выпад: в 1187 году под командованием выдающегося полководца, султана Саладина, они разгромили защитников Иерусалима и выставили крестоносцев за пределы Святой Земли.

Скептически настроенные в отношении Третьего крестового похода, который готовили и Филипп Август Французский, храмовники остались в стороне от этой кампании, получившей благословение папы Климента III, что еще в большей степени осложнило их взаимоотношения с Ватиканом.

Открыто не подчинившись приказу, они объехали Ближний Восток, вступая по пути в конфликты как с участниками внутренней междоусобной войны между мусульманскими вождями, так и с христианскими отрядами. В некоторых хрониках есть упоминания о регулярных кровопролитных сражениях с чудовищной исламской сектой убийц-ассассинов, а также жестокая битва с поддерживавшим Папу орденом госпитальеров Святого Иоанна, победу в которой одержали храмовники.

После непродолжительного пребывания на острове Кипр, тамплиеры перебрались в Европу и разместили главный штаб в Париже, создав крупные оперативные центры в Каталонии, Арагоне и на юге Франции - в колыбели катаров, трубадуров и династии Меровингов.

Когда тамплиеры имели уже необходимые для выполнения их миссии оружие и прочие ресурсы, появилась необходимость как-то использовать деньги и недвижимость, которые не переставали поступать в орден. Тогда они организовали своего рода «средневековый банк», который имел два направления деятельности: Первое — они одалживали значительные суммы королям и владетельные дворянам, чтобы те могли пережить трудные времена или же позволить себе дорогостоящую военную операцию.

Второе — пользуясь тем, что их замки и земли были разбросаны почти по всему известному европейцам миру, храмовники разработали систему кредитования путешественников и купцов, которые таким образом могли отправляться в продолжительные поездки, не возя с собой наличных денег. Чтобы проводить свои многочисленные коммерческие и торговые операции, тамплиеры обзавелись огромным флотом кораблей, оснащенных по последнему слову того времени, которые базировались во французском порту Лa-Рошель.

Религиозный орден или тайное общество?

Некоторые авторы считают, что познания аббата Клервоского не ограничивались теологическими и философскими науками тех времен, но что также он был довольно сведущ в тайнах герметической христологии. Больше того, многие уверяют, что Бернар был выдающимся членом Приората Сиона и одним из «Хранителей великой тайны», которые, согласно определенным эзотерическим учениям, хранят древние тайны и план достижения мирового господства.

Эти тайные сведения передаются из поколения в поколение через немногих посвященных, среди которых можно назвать египетского , Иисуса, царя Давида, Юлиана Отступника, и других исторических личностей, плывших против течения своей эпохи.

Те же самые авторы утверждают, что Бернар передал тамплиерской верхушке тайные сведения, которые он, как они считают, хранил, и избрал орден для осуществления плана, дошедшего из глубины столетий. В таком случае орден Тамплиеров был средневековым вариантом секты, насчитывающей тысячи лет, а не обычным военно-монашеским братством, миссия которого заключалась в том, чтобы охранять пилигримов, с чем и без них замечательно справлялись госпитальеры Святого Иоанна.

Одним из удивительных фактов, которыми изобилует история храмовников, являются их выдающиеся познания в архитектуре, повлиявшие на возникновение готического стиля в XII столетии. Общепризнанно, что тамплиерами была организована и профинансирована постройка многих соборов, самым знаменитым из которых является Шартрский собор. Этот храм возвели в 1194 г. на том месте, где ранее находились языческие святилища и школа друидов.

Сегодня доказано, что здесь сходятся какие-то подземные течения и тектонические трещины, отчего временами происходят странные колебания. Существует рациональное объяснение этого факта, состоящее в том, что в рядах ордена насчитывались ученые и специалисты в самых разных науках, которые могли обнаружить это исключительное явление. Согласно более эзотерическим интерпретациям, друиды и языческие жрецы тоже были «хранителями великой тайны» и передали своим наследникам координаты магической зоны, где возвышались алтари, находившиеся в контакте с высшими силами вселенной.

Тамплиерское происхождение Шартрского собора не вызывает сомнений, потому как на полу главного нефа по сей день возможно увидеть лабиринт, отмеченный символами храмовников, которые присутствуют также на некоторых деталях внутреннего убранства. В его конструкции использовались новаторские идеи и приемы, такие как многогранное основание, улучшенная форма стрельчатой арки или применение золотого сечения, появление которых официальная история датирует периодом эволюции раннего романского стиля, тогда как авторы, склонные к альтернативному описанию истории, возводят их к технике, использованной египетскими архитекторами Великой Пирамиды.

Эту технику, как считают некоторые из исследователей, сохранили и передали потомкам финикийские каменщики Тира, трудившиеся над этим монументальным и таинственным произведением искусства.

Травля и распад Ордена тамплиеров

Благодаря огромным ссудам, предоставленным европейским монархам, храмовники приобрели нешуточное влияние и получили право давать стратегические советы, а в определенных обстоятельствах навязывать свои решения актуальных политических, военных или торговых вопросов того или иного королевства.

Некоторые из королей уважали тамплиеров и прислушивались к их советам, как, к примеру, Стефан Английский, который разрешил им свободный въезд в Англию и Шотландию (что позволило ордену выжить в трудное время), или Альфонс, бездетный король Арагона, завещавший храмовникам все свое королевство.

Когда в 1133 г. этот король умер, храмовники отказались от щедрого наследства в обмен на денежную компенсацию, предложенную знатными арагонцами, возможно, чтобы не провоцировать мусульман, против которых покойный монарх провел почти 300 сражений.

Другие короли, более покорные папской воле, хотя также брали в долг у храмовников крупные суммы, или, может быть, именно потому, устраивали против них заговоры, в которые были замешаны и церковные власти, стремясь подорвать огромное могущество, которым обладали тамплиеры.

Самым большим рвением в этой связи отличался король Франции Филипп Красивый, очень много задолжавший храмовникам. Кроме этого, храмовники подчеркнуто демонстрировали свою власть, отменив действие французских законов на части территории его королевства, где возвышалась крепость и располагался штаб ордена. Филипп понимал, что не сможет победить орден самостоятельно, без влиятельной поддержки. Тогда он обратился за помощью к Папе Клименту V, который тоже был сыт храмовниками по горло, и они договорились действовать одновременно и внезапно.

Январской ночью 1307 г. наемники Филиппа Красивого арестовали всех членов ордена Тамплиеров, которых смогли захватить врасплох. На следующий день Ватикан приказал всем подчинявшимся ему епископам, аббатам, королям и князьям, чтобы они секвестрировали имущество тамплиеров и без колебаний арестовали всех рыцарей, находящихся в их владениях.

Папа Климент официально распустил орден Тамплиеров и отлучил от Церкви всех магистров и рядовых рыцарей, отдав их привилегии госпитальерам Святого Иоанна, которые в те времена представляли из себя своего рода личную армию понтифика. Исполняя этот декрет, Верховный Суд Инквизиции подверг преследованию, заключил в тюрьму и вынес приговор многим храмовникам, обвинив их в «ереси, клятвопреступлении, содомии и сатанизме».

Многие из них под пыткой признавались в самых абсурдных преступлениях или умерли во время мучений. Другие провели в застенках остаток жизни или были проданы в рабство, в то время как Ватикан, Франция и другие королевства и епархии присваивали замки, феоды и прочее имущество ордена. Но сколько паписты ни рыскали по всем уголкам Европы, они не смогли найти баснословное состояние, которым, по слухам, владели тамплиеры.

Последний Великий магистр Жак де Моле скрывался на протяжении 4-х лет, но затем был схвачен Инквизицией, подвергнут зверским пыткам и, в конце концов, сожжен на костре. С точки зрения его жестоких противников и простого народа, его смерть обозначала окончательное уничтожение ордена Тамплиеров.

Тем не менее не все храмовники были схвачены врагами и попали в лапы Инквизиции. Во Франции многие из них нашли защиту у союза каменщиков, с которым они укрепили связи во время строительства соборов, в Испании они вступили в другие военные или религиозные ордены, а в Германии присоединились к ганзейским рыцарям-тевтонам. Но удивительней всего было исчезновение из Лa-Рошели громадного флота тамплиеров, который испарился из порта в ту самую ночь, когда Филипп Красивый начал бесчестную облаву на рыцарей-тамплиеров.

Пропавший флот Лa-Рошели

Число и тип судов, которые составляли флот тамплиеров, доподлинно неизвестны, но все источники называют его «большим» и «могущественным». Также нет сведений, которые объясняли бы, как эти корабли могли так неожиданно исчезнуть в самый подходящий момент.

Более приемлемая версия состоит в том, что руководителей ордена предупредили об опасности шпионы при французском дворе или в Ватикане, и располагали несколькими часами или, может быть, парой дней, чтобы избежать опасности. Это объяснило бы, почему корабли были полностью подготовлены к отплытию и на них поднялись готовые к бегству тамплиеры. Согласно некоторым источникам, сам де Моле тоже взошел той ночью на корабль и был арестован через 4 года, когда возвращался для исполнения тайной миссии.

Разные авторы утверждают, что большой флот был разделен не менее чем на две флотилии, которые, покинув порт, поплыли в разных направлениях, чтобы сбить с толку своих преследователей. Часть судов направилась в Португалию, другая часть - в Шотландию, и, вероятно, третья эскадра вошла в Средиземное море, чтобы укрыться на Сицилии.

Португалия была идеальным местом, где корабли храмовников могли, быстро покинув открытое море, укрыться от наблюдения папских кораблей, потому как находилась относительно недалеко от Ла-Рошели. Кроме этого, королевская династия Португалии, в отличие от Франции и Испании, традиционно поддерживала хорошие отношения с орденом. Под покровительством короля Альфонса IV тамплиеры основали альтернативное братство, носившие имя Ордена Рыцарей Христа, первым Великим магистром которого был сам монарх. Впоследствии Великим магистром ушедшего в подполье Ордена Храма будет принц Энрике Мореплаватель.

Известно, что принц Энрике принимал самое активное участие в первых плаваниях к берегам и западным островам Африканского континента и в географических открытиях таких португальских мореходов, таких как Васку да Гама и Педру Алвареш Кабрал. Официальной целью этих экспедиций был поиск морского пути в Индию, потому как сухопутные караваны подвергались постоянным нападениям со стороны мусульман.

Однако очень вероятно, что Энрике, как Великий магистр подпольных храмовников, видел древние финикийские и арабские карты, на которых был обозначен огромный неизведанный континент, находящийся к западу от Азорских островов. Может быть, он хотел проверить в деле свои корабли и предоставить их капитанам возможность набраться опыта в дальних переходах вдоль берегов Африки, прежде чем отправить межокеанскую экспедицию на поиски потерянного материка. Мысль о подобном плавании пришла Колумбу после контакта с тамплиерами в Португалии и на Азорах.

Другие корабли из флота храмовников отправились в берегам Великобритании, стремясь достичь безопасных портов в Ирландии. Там они вступили в контакт с лидером движения за независимость Шотландии Робертом Брюсом, который вел войну против англичан и их сторонников. Брюс уже контролировал значительную часть территории Шотландии, и на ней не действовали ни папские буллы, ни власть Ватикана, поскольку сам Брюс был отлучен от Церкви за мятеж. Он великодушно принял тамплиеров, которые в свою очередь оказали ему поддержку в его кампании против Англии и ее местных союзников.

Эрнесто Фрерс