Империи в период раннего средневековья. Средневековье в европе

§ 6. Европа в раннее Средневековье (V – X вв.)

Зарождение средневековой цивилизации. Европейскую средневековую историю можно разделить на два периода: раннее Средневековье (V – X вв.) – складывание новой цивилизации в результате взаимодействия античного наследия с традициями, которые привнесли варварские народы, объединённые христианской религией, и развитое Средневековье (XI – XV вв.) – время расцвета вассальных и сеньориальных отношений.

Кризис и распад античного общества начался задолго до 476 г. – принятой даты рубежа Античности и Средневековья. Для поздней Римской империи характерны явления, получившие развитие в Средние века: поселение части рабов на земельных держаниях, рост крупного землевладения и усиление политической власти виднейших землевладельцев, разложение полиса и начало упадка городов. В то же время гибель античной цивилизации не означала полной утраты созданного. Некоторые её черты унаследовало средневековое общество. Среди них – положения римского права, сохранявшиеся наряду с традиционными законами варваров. Несмотря на то что на закате античной эпохи и во время нашествия варваров жители покидали города, многие античные поселения продолжали существовать и в раннее Средневековье. Нередко на месте античных городов возникали новые.

Появившееся во времена Античности и унаследовавшее многие его культурные и религиозные традиции христианство стало фундаментом европейской средневековой цивилизации. Латынь долгое время являлась единственным языком письменности, что позволило сохранить многие научные и литературные достижения Античности. Она также стала официальным языком христианской церкви.

Вторжение варварских племён, большинство которых были германскими, привело к возникновению на обломках Западной Римской империи новых государств – варварских королевств.

Организация власти у германских племён до создания варварских королевств была догосударственной. Основными органами власти были народное собрание, совет старейшин и военные вожди (короли). После завоевания германцами территории Западной Римской империи и образования варварских королевств произошёл синтез племенных органов управления варварского общества (королевская власть, местные судебные собрания, военное ополчение всех свободных людей) и остатков римского государственного аппарата (судьи, сборщики налогов и др.), возглавлявшихся теперь королём варваров.

Основную массу германского населения составляли свободные общинники. Однако большинство населения завоёванных областей составляли их прежние романизированные жители. Сохранилось множество крупных и средних вилл (усадеб), где хозяйство велось прежними позднеантичными способами, продолжали существовать римские города и деревни. Их население составляли крупные и средние римские землевладельцы, духовенство, мелкие земельные собственники, купцы, ремесленники, колоны, рабы.

Варвары и романизированное население долгое время жили изолированно друг от друга. Даже законы у них были разные: местное население судилось по нормам римского права, а германцы подчинялись законам, основанным на нормах обычного права («варварские правды»). Постепенно происходило слияние завоевателей и побеждённых, формировались новые народы: итальянцы, французы, испанцы и т. д.

В V – VI вв. у варварских племён усилилась власть королей (ко?нунгов), которые из военных предводителей превратились в правителей государств. Конечно, государства германцев-варваров значительно отличались от государств Античности. Опорой королевской власти стала дружина. Правителям приходилось учитывать мнение дружинников и родоплеменной знати. Большую роль продолжало играть народное собрание, на котором избирались короли, решались вопросы войны и мира, раздела добычи и наказания виновных. Главную воинскую силу в варварских государствах наряду с королевской дружиной составляли племенные ополчения, формировавшиеся из свободных общинников.

Создание Франкской империи. Многие варварские королевства, созданные в V – VI вв. государства бургу?ндов, вандалов, свевов, остго?тов, – оказались непрочными. Самым сильным среди них было Франкское королевство.

В 486 г. франки, возглавляемые королём Хло?двигом (правил в 481 – 511) из династии Мерови?нгов, разбили войска последнего римского наместника и подчинили себе Северную Галлию. Возникшее Франкское государство достигло успехов благодаря не только военной силе, но и расчётливой политике правителей. Франки первыми среди варваров приняли христианство от папы римского, а не от проповедников-еретиков. Этим они значительно подняли авторитет государства в христианском мире и у населения завоёванной Галлии. Укреплению королевской власти способствовало и составление письменного сборника законов – «Сали?ческой правды», пришедшей на смену устному праву.

Во второй половине VI в. Франкское королевство было самым крупным варварским государством. Однако уже в VII в. оно вступило в полосу кризиса: участились междоусобицы, короли утратили реальную власть, а само королевство распалось на отдельные области.

С утверждением новой династии – Кароли?нгов Франкское государство испытало подъём. Видный представитель династии – майордо?м при «ленивых королях» (лат . «главный» + «дом»; управитель государства) Карл Марте?лл («Молот»; правил в 717 – 741) в 732 г. в битве у города Пуатье? сумел остановить продвижение арабов-мусульман в Западную Европу. Благодаря его энергичной политике влияние Каролингов укрепилось, а сын Карла Пипи?н Короткий (правил в 751 – 768) стал первым франкским королём из этой династии.

Крещение Хлодвига. Средневековая миниатюра

Франкские короли показали себя верными союзниками папы римского. После разгрома государства лангоба?рдов в Италии часть отнятой у них территории вокруг Рима была подарена Пипином папе, который создал здесь своё государство – Папскую область.

Наибольшего могущества Франкское государство достигло при Карле Великом (правил в 768 – 814), одном из самых уважаемых монархов средневековой Европы. Всю жизнь Карл провёл в войнах и снискал славу непобедимого полководца. Ему удалось значительно расширить границы государства, включив в него земли Италии, северо-востока Испании, подчинить непокорные племена саксов. Логичным итогом завоевательной политики Карла стало воссоздание империи – эта идея поддерживалась церковью, выступавшей за единство христианского мира. В 800 г. во время рождественской службы в соборе Святого Петра в Риме папа римский надел на голову Карла корону и объявил его императором римлян. Вскоре Византия, считавшая себя единственной законной наследницей Рима, была вынуждена признать нового императора.

Ж. В. Шнетц. Карл Великий среди приближённых

В результате успешных завоеваний под властью Карла Великого оказалась огромная территория, что, естественно, потребовало внесения изменений в систему государственного управления. Важную роль начал играть королевский двор с входившими в него верховным судьёй, начальником императорской канцелярии, казначеем, командующим королевской конницей и другими приближёнными. Управлять страной императору помогало также собрание знатных франков, с согласия которого Карл издавал указы.

Власть прежних племенных вождей – герцогов – была ограничена. Карл Великий разделил империю на 200 областей, во главе которых поставил должностных лиц – графов и маркграфов, вершивших суд, собиравших налоги, командовавших местным ополчением. В качестве вознаграждения за службу они получали от короля землю. Император контролировал их деятельность с помощью ревизоров – «королевских посланцев».

Создание Франкской империи стало завершающим этапом длительного периода синтеза римского, варварского и христианского начал раннесредневековой Европы.

Западная Европа в период политической раздробленности. Созданная Карлом Великим империя распалась при его внуках, заключивших после длительных усобиц в 843 г. в Верде?не соглашение о её разделе. Так возникли королевства, положившие начало существованию современных государств – Франции, Италии и Германии. К началу X в. в ходе дальнейшего распада крупных государств в Европе появилось до полутора десятков независимых государств. Началась эпоха политической раздробленности.

Складывание ленного землевладения началось ещё в VIII в., когда Карл Мартелл провёл военную реформу, в результате которой была создана тяжеловооружённая конница. Воины-рыцари получали участки земли – бенефи?ции (от лат . «благодеяние»), населённые крестьянами, в пожизненное владение на условиях несения военной службы. Доходы от этих земель давали возможность воину приобрести необходимое вооружение и содержать себя. После смерти рыцаря бенефиций возвращался прежнему собственнику.

Впоследствии поместье, полученное за военную службу, стало передаваться по наследству при условии продолжения его владельцем несения военной службы. Такое владение получило название фео?д (или лен ), а его владелец – сеньор (в исторической литературе именуется феодалом). Господин (сеньор или сюзерен) жаловал лен воину, получившему название вассал. Вассал обязан был принести сеньору клятву верности.

Термин «феодализм » происходит от слова «феод». Такой порядок характеризуется наличием феодального землевладения и системы вассалитета.

Сеньории (феоды), принадлежавшие герцогам и графам, нередко превышали личные земельные владения короля, а их вассалы – бароны и рыцари – получали лены и приносили присягу верности только своим сеньорам, но не королю. Некоторые сеньоры были значительно могущественнее королей.

Рыцари в битве. Средневековая миниатюра

Появлению в Западной Европе политической раздробленности способствовало господство натурального хозяйства. Местные сеньоры – владельцы укреплённых замков и частных армий – были практически полностью независимы и в хозяйственном отношении. К XI в. некогда свободные общинники перестали являться опорой королевской власти. Большинство мелких землевладельцев Западной Европы утратили хозяйственную самостоятельность, превратившись в зависимых крестьян, выполнявших повинности в пользу сеньоров (барщину, оброк и др.).

Сеньор, отдающий приказания своим крестьянам. Средневековая миниатюра

Развитие системы сеньориальных отношений привело к тому, что правители государств Западной Европы реально управляли только собственным владением – доме?ном . Крупные сеньоры обладали рядом важных политических прав в своих владениях: собирали налоги с подвластной территории, вершили суд, возглавляли ополчение, вели войны, издавали указы и даже чеканили монету.

Законодательные акты короля в сложившихся условиях либо не имели обязательной для всего государства силы, либо игнорировались местными властями. Королевские вооружённые силы составлялись из вассалов, служивших не более 40 дней в году; постоянное войско было малочисленным. Между сеньорами – владельцами ленов – часто вспыхивали междоусобицы, существенно ослаблявшие центральную власть монарха.

К концу XI в. сеньориальный порядок и вассальные отношения господствовали почти на всей территории Западной Европы. Во Франции и Италии переход к ним состоялся раньше, в Англии, Германии и других государствах – позже.

Сословное деление общества. Для периода Средних веков характерно особое устройство общества, которое делилось на три сословия: «молящихся», «воюющих» и «работающих». Считалось, что людей на сословия поделил сам Бог и наличие каждого из них необходимо для нормального существования всего общества.

«Молящимися» являлись христианские священнослужители, обязанности которых заключались в том, чтобы молиться о спасении человеческих душ и помогать людям искупить грехи. Они не платили податей, а сама же церковь содержалась за счёт десятины – десятой части доходов, которую выплачивало всё население страны.

Организация западной христианской церкви была строго иерархична. Во главе стоял папа римский, считавшийся наместником Иисуса Христа на земле. Он назначал кардиналов, собрание которых в случае смерти папы выбирало нового из своей среды. Кроме того, папа являлся ещё и светским владыкой, управлявшим Папской областью. Во главе крупных церковных округов стояли епископы и архиепископы, назначавшиеся папой. Им подчинялись приходские священники. Высшие церковные чины также были крупными землевладельцами. В знак светской власти епископы получали от светского сеньора посох и кольцо и приносили ему вассальную клятву.

«Воюющие» – король и рыцари – должны были бороться с противниками христианской веры, а также защищать «молящихся» и «работающих» от врагов.

Во многих странах Западной Европы в условиях отсутствия сильной центральной власти, усиления местных сеньоров и политической раздробленности сложилась система взаимоотношений в среде рыцарской аристократии. Её особенностью были чётко разграниченные права и обязанности сеньора и вассала.

Папа римский с приближёнными. Средневековый рисунок

Главной обязанностью вассалов считалась военная конная служба сеньору, который должен был оказывать им покровительство.

В Средние века существовала формула: «Нет человека без господина». Императоры и короли считали себя вассалами Господа Бога (иногда они приносили вассальную клятву папе римскому). Герцоги, графы, маркизы (маркграфы) – высшая титулованная аристократия – находились в прямой вассальной зависимости от королей. В свою очередь их вассалами были бароны, которые раздавали лены рыцарям – простым воинам. Простые (однощитные) рыцари вассалов не имели.

Принесение вассальной клятвы. Средневековая миниатюра

«Работающие» – крестьяне, а впоследствии и горожане – обязаны были кормить «молящихся» и «воюющих». Крестьянство было самым многочисленным сословием средневекового общества. Лично свободные крестьяне несли повинности только в пользу государства и церкви. Обязанности зависимых крестьян по отношению к сеньору регулировались законами и старинными обычаями. Обрабатываемая в хозяйстве сеньора земля делилась на барскую запашку и крестьянские наделы. За пользование землёй, лесными угодьями и пастбищами господина крестьяне выполняли в его пользу барщину и платили оброк.

В Средние века в Западной и отчасти в Центральной Европе продолжалось начавшееся в эпоху поздней Античности формирование западного варианта христианской цивилизации. Для Средних веков характерен новый тип деления общества на три сословия: «молящихся» (духовенство), «воюющих» (рыцарство) и «работающих» (крестьяне, горожане). Особенностью жизни западного средневекового общества стала система сеньориальных отношений. Другая особенность этого периода – полное господство церкви в сфере культуры, идеологии и науки.

Вопросы и задания

1. Каковы истоки и характерные черты средневековой цивилизации?

2. Проанализируйте отличия средневекового общества от античного.

3. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте проект на тему: «Почему идея воссоздания империи на Западе получила поддержку церкви?»

4. Чем империя Карла Великого отличалась от Западной Римской империи?

5. Классифицируйте основные черты сеньориальных отношений в Западной Европе.

7. Почему деление на три сословия оказалось очень устойчивым на протяжении всей эпохи Средневековья? Какие особенности средневекового общества отражало это деление?

8. В записках дьякона Флора Лионского говорится:

«Франкская нация блистала в глазах всего мира. Иностранные королевства – греки, варвары и сенат Ла?циума – посылали к ней посольства. Племя Ромула, сам Рим – мать королевства – были подчинены этой нации: там её глава, сильный поддержкой Христа, получил свою диадему как апостолический дар… Но теперь, придя в упадок, эта великая держава утратила сразу и свой блеск, и наименование империи; государство, недавно ещё единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором; вместо государя – маленькие правители, вместо государства – один только кусочек. Общее благо перестало существовать, всякий занимается своими собственными интересами: думают о чём угодно, одного только Бога забыли. Пастыри Божьи, привыкшие собираться, не могут больше при таком разделе государства устраивать свои синоды, нет больше собрания народного, нет законов, тщетно вздумало бы прибыть посольство туда, где нет двора. Что же сталось с соседними народами на Дунае, на Рейне, на Роне, на Луаре и на По? Все они, издревле объединённые узами согласия, в настоящее время, когда союз порван, будут раздираемы печальными раздорами… В то время как империя разрывается на клочья, люди веселятся и называют миром такой порядок вещей, который не обеспечивает ни одного из благ мира».

Как оценивал империю Карла Великого Флор Лионский? Какое впечатление на него произвёл её распад? К каким последствиям, по мнению средневекового священнослужителя, привёл раздел империи? Почему некоторые современники автора радовались этому событию?

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 6. Европа в раннее Средневековье (V – X вв.) Зарождение средневековой цивилизации. Европейскую средневековую историю можно разделить на два периода: раннее Средневековье (V – X вв.) – складывание новой цивилизации в результате взаимодействия античного наследия с

Из книги Рождение Европы автора Ле Гофф Жак

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Banniard, Michel, Gen?se culturelle de l’Europe, Ve-VIIIe si?cle, Paris, Seuil, 1989.Brown, Peter, L’Essor du christianisme occidental. Triomphe et diversit?, , Paris, Seuil, 1997 (пер. с англ.).Herrin, Judith, The Formation of Christendom, Princeton, Princeton University Press, 1987.Hillgarth J. N., ed., The Conversion of Western Europe, 350–750, Englewood Cliffs, Prentice Hall, 1969.Leguay, Jean-Pierre, L’Europe des ?tats

Из книги Италия. Враг поневоле автора Широкорад Александр Борисович

Глава 1 Италия в раннее средневековье После распада Римской империи полновластным правителем Италии в 493 г. становится остготский король Теодорих, а столицей остготского королевства становится город Равенна.Во времена правления остготов начинается возвышение римских

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ V-XI вв.

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

2. Раннее средневековье: тукю, уйгуры и кидани

Из книги История Швеции автора МЕЛИН и др. Ян

I. Раннее Средневековье (1060–1319) Период возведения государства (1060–1250) /44/ «Объединенные» шведские земли – зародыш государства Швеция – сначала представляли собой конгломерат областей, управляемых избранным королем как единственным связующим звеном. Влияние короля в

Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж Томас

Позднее Средневековье и раннее Новое время В период между XIV и XVI веками, когда Европа все еще вела борьбу против других мусульманских противников (в основном против Оттоманской империи), средневековые Крестовые походы приобрели полумифический статус. К определенным,

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Англия. История страны автора Дэниел Кристофер

Раннее средневековье, 450–595 годы История Англии после выхода из Римской империи выглядит весьма темной и запутанной. Некоторый свет проливают немногочисленные рукописные источники и еще более редкие археологические находки. Современные ученые делают попытки соединить

Из книги Испания от античности к Средневековью автора Циркин Юлий Беркович

Введение. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ИЛИ ПОЗДНЯЯ ДРЕВНОСТЬ? Во второй половине XIX в. Э. Фримен разделил всю историю, как ему казалось, мира, а в действительности только его европейско-средиземноморской части, на три большие эпохи: до Рима, Рим и после Рима{1}. И в этом делении была

Из книги Исторические судьбы крымских татар. автора Возгрин Валерий Евгеньевич

III. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ГУННЫ Во второй половине IV в. на Крым обрушивается один за другим ряд ударов полчищ, нахлынувших из степей Средней Азии. Это были гунны, центрально-азиатские тюркские племена, но с сильной примесью монголотунгусской крови. Поэтому даже чисто

Из книги Пре$тупный интернационал в центре Европы [Как NATO создают государства-бандиты] автора Пономарёва Елена Георгиевна

1.2. Раннее средневековье и период империй Косово и Метохия имеет древнюю историю. Многие народы оставили здесь свой след. В IV в. до н. э. территория современного Космета, населенная фракийско-иллирийскими племенами дарданов и фракийским племенем трибалов, входила в

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Раннее Средневековье (V-перв. пол. XI в.) Условия и предпосылки генезиса феодализма в Западной Европе Несмотря на то, что в процентном отношении германцы составляли меньшинство в покоренных провинциях (от 2 до 10 %), последствия завоевания и появления здесь нового

Из книги De Conspiratione / О Заговоре автора Фурсов А. И.

1.2. Раннее Средневековье и эпоха империй Территория современного Космета, населенная фракийско-иллирийскими племенами дарданов и фракийским племенем трибалов, в IV в. до н. э. входила в Иллирийское царство и граничила с Фракией. В 160-х годах до н. э. Иллирия была завоевана

автора

Часть первая ЕВРОПА В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Из книги История Европы. Том 2. Средневековая Европа. автора Чубарьян Александр Оганович

Глава VII СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Северо-Западный регион - это два субрегиона или историко-территориальные общности: Британия, объединяющая Англию, Шотландию, Ирландию, и Северная Европа - Скандинавские страны и Финляндия. Кроме расположенных на

Европа возникает в средние века, отсчет которых начинается с крушения Западной Римской империи и образования на её территории так называемых «варварских» королевств.

Выделяют три периода средневековья:

1. Раннее средневековье (V-XI вв.) — период становления европейской цивилизации как синтеза позднеантичного и варварского социальных укладов.

2. Классическое средневековье (XI-XV вв.) — период, когда Европа становится центром культуры и вырывается вперед по сравнению с Востоком по уровню и темпам социально-экономического и политического развития.

3. Позднее средневековье (XVI-XVII вв.) — период кризиса феодализма и становления буржуазного общества.

Период общественной благотворительности охватывает два периода средневековья — раннее и классическое.

Средневековый Запад родился на развалинах Древнего Рима , переживавшего уже со II в. острый внутриполитический кризис, чертами которого стали:

1. Разложение рабовладельческой общественной системы.

2. Кризис идеологии.

3. Отказ от новых военных походов с целью расширения территории государства и распад единой империи в 395 г. на Западную (с центром в Риме) и Восточную (с центром в Константинополе) Римские империи.

Последствием падения Западной Римской империи в 476 г. и нашествий варваров стало наступление так называемых «темных веков» (V-VII вв.):

· общий количественный и качественный регресс и в экономическом, и в политическом плане;

· забвение достижений римского классического права; упадок системы управления и власти;

· утрата навыков обработки камня в качестве строительного материала.

К VIII-IX вв. начинается процесс становления западноевропейской цивилизации с рождением нового феодального порядка:

· Установление отношений вассалитета среди господствующего классафеодалов. Формирование земельного феода (сеньории - у графов; вотчины - у рыцарей).

· Закрепощение крестьянства.

· Рост влияния и роли христианской церкви. С конца IV в. христианская церковь постепенно укрепляет свои позиции, превращаясь в «государство в государстве».

Основные функции церкви:

1) религиозная;

2) политическая (переговоры с варварами);

3) хозяйственная (распределение продовольствия и милостыни);

4) социальная (защита слабых и обездоленных);

5) военная (организация сопротивления варварским набегам);

6) культурно-просветительная (сохранение римского наследия, латинской грамотности, римского права и т.п.).

Именно церковь становится основным центром благотворительности и призрения в период раннего и. классического средневековья. Большую роль в жизни христианской церкви играли монашеские ордена — сообщества людей, добровольно обрекающих себя на безбрачие. и отречение от всех благ мира. Как особое учреждение христианское монашество появилось лишь в IV в.


Классическое средневековье (XI-XV вв.)

Характерной чертой данного периода стала так называемая аграрная революция и становление национальных европейских государств.

Прославление бедности стало основным для религиозных литературных памятников раннего средневековья.

Программа церкви в этом отношении фактически сводилась к требованию милостыни в пользу бедняков. О способах прекращения бедности и не помышляли, — подаяние должно было её увековечить, поскольку склоняло нищих к тому, чтобы оставаться в положении иждивенцев, кормящихся от крох, уделяемых зажиточными людьми.

Нищий выступал в виде средства к «самоочищению».

Учреждения, где оказывалась помощь:

· убежище для престарелых, госпиталь, странноприимный дом и богадельни для слабых и увечных.

· Первые монастырские больницы отличались крайне низким уровнем лечения и ухода за больными людьми: медицинская подготовка монахов была недостаточной, а лечение «постом и молитвой» редко достигало своей цели. В периоды эпидемий больницы, строившиеся в отсутствие санитарно-гигиенических знаний, при скученности больных превращались в рассадники заразных болезней.

· Объектом заботы католической церкви стали и бездомные. Открывается особый приют, называвшийся «Домом Господа», где работали как монахи, так и добровольцы из горожан.

Таким образом, в раннее средневековье церкви принадлежала социальная функция поддержания мира и равновесия в обществе, средствами от содержания неимущих при церквах до требования милостыни в пользу бедняков, потребность в искуплении грехов.

Экономика Средневекового Запада имела целью обеспечить людям средства к существованию, приобретя характер простого воспроизводства. Дальше этого она не шла.

Экономическая цель средневекового Запада — создавать необходимое, пропитание, причем в разряд необходимого включается и обязанность подавать милостыню неимущим. Равным образом крестьяне тяжко трудятся на полях, чтобы приобрести пишу, одежду и другие необходимые вещи, должны давать десятины и милостыни.

Создавалось; общество, составные части которого несли строго определенные функции:

Светская аристократия обязана была поддерживать достойный образ жизни, растрачивая свои излишки на дарения и милостыни;

Духовенство тратило часть своих богатств на роскошь, строительство и украшение храмов, на устройство пышных литургий, употребляя остаток на содержание неимущих бедняков;

Крестьянство было низведено до минимального жизненного уровня вследствие взимания части его продукта сеньорами в форме феодальной ренты и церковью в форме десятины, но также обязано творить милостыню в пользу нищих.

Средневековый Запад — это прежде всего универсум голода, его терзал страх голода и слишком часто сам голод.

Вплоть до XIII в. каждые 3-5 лет недород регулярно вызывал голод.

Причины голода:

1. Слабость средневековой техники и экономики.

2. Отсутствие либо утрата умений и навыков в течение длительного времени хранить продукты.

3. Бессилие государственной власти.

4. Множество таможенных барьеров - сборов и пошлин на путях перемещения товаров.

5. Неразвитость транспортной инфраструктуры.

Начиная с XI века крупные светские и особенно церковные сеньоры, государи, а также города создавали запасы и во время недорода или голода осуществляли экстраординарное распределение этих резервов или пытались даже импортировать продовольствие.

К открытой системе призрения можно отнести такие мероприятия, как раздача милостыни беднякам и кормление неимущих, закрытой системе — меры по предотвращению спекуляций хлебом, по улучшению севооборота.

Одной из неукоснительных забот церкви в неурожайные годы становилась обязанность кормить голодающих, одевать их и предоставлять временное прибежище. В каждом крупном аббатстве имелись службы раздачи милостыни и оказания гостеприимства, а также два специальных должностных лица, несших эти послушания.

Не оставались чуждыми к делам благотворительности и частные лица.

Средневековый мир — это мир, постоянно находящийся на грани голода, недоедающий и употребляющий скверную пищу. В этом корень эпидемий, вызываемых употреблением в пищу непригодных продуктов.

Младенческая и детская смертность не щадила даже королёвские семьи.

Среди наиболее распространенных болезней выделялись: туберкулёз , гангрена , чесотка , опухоли, экзема , рожистое воспаление. Болезни, вызванные авитаминозом , а также уродства и нервные болезни.

На смену горячечной болезни пришла не менее страшная эпидемия другой болезни - проказы (или лепры), причиной появления которой в Европе считается начавшееся в результате крестовых походов общение с очагами инфекции на Востоке. Проказа обрекала человека на медленную, мучительную, смерть посредством постепенного отмирания органов, обреченный человек умирал в течение нескольких лет. Следствием распространения проказы стало появление специальных изоляторов для больных — лепрозориев, организованных специально учрежденным католической церковью для призрения прокаженных орденом св. Лазаря (отсюда — лазареты). Всего в Западной Европе в XIII в. насчитывалось не менее 19 тыс. лепрозориев для больных проказой.

Наконец, III Латеранский собор 1179 г., разрешив строить на территории лепрозориев часовни и кладбища, предопределил тем самым их превращение в замкнутые миры, откуда больные могли выходить, лишь предварительно расчистив себе дорогу шумом трещоток, рогов или колокольчиков. Главой ордена св. Лазаря мог быть избран также только больной лепрой. Прокаженным запрещалось также посещать мельницы, пекарни, булочные, колодцы и источники (то есть места изготовления и продажи пиши и источники питьевой воды).

Средневековое общество нуждалось в этих людях: их подавляли, поскольку они представляли опасность, но одновременно не выпускали из поля зрения; даже в проявляемой заботе чувствовалось осознанное стремление мистически перенести на них все то зло, от которого общество тщетно пыталось избавиться. Лепрозории устраивались хотя и за пределами городской стены, но невдалеке от нее.

Отверженные средневекового общества легко становились жертвами в годы эпидемий и народных бедствий. Прокаженные преследовались по всей Франции, будучи подозреваемыми в отравлении колодцев и источников.

В число отверженных входили и убогие, калеки. Уродство являлось внешним знаком греховности, а те, кто был поражен физическими недугами, был проклят Богом, а следовательно, и людьми. Церковь могла временно принимать их в своих госпиталях и кормить в дни праздников, а в остальное время убогим оставалось только нищенствовать и бродяжничать. Не случайно слова «бедный», «больной», «бродячий» были синонимами. Сами госпитали чаще всего размешались у мостов, на перевалах, то есть в местах, где обязательно проходили эти скитальцы.

В середине XIV в. в Европу пришла еще более страшная эпидемическая болезнь, поставившая западный мир на грань жизни и смерти, — чума .

В условиях повторяющихся эпидемий, именно монастыри превращаются в центры раздачи милостыни. Раздачи милостыни производились в определенные дни, которые были хорошо известны в округе, поэтому нищие преодолевали немалые расстояния от одного города к другому. Не случайно в связи с этим отмечено появление профессиональных братств нищих.

Церковная благотворительность:

1) раздачи милостыни;

2) постоянная помощь нуждающимся через устройство монастырских госпиталей;

3) монастырские госпитали предоставляли ночлег бедствующим паломникам;

4) «благочестивые банки» оказывали помощь беднякам перед домогательствами ростовщиков;

5) религиозные братства содержали немощных бедняков;

6) приходские власти старались поддерживать нуждающихся.

В XV в. практика концентрации помощи при монастырях стала общераспространенной в большинстве европейских государств.

В то же время благотворительность играла здесь и негативную роль: обильная милостыня имела деморализующее влияние и возбуждала к безделью. Не случайно в связи с этим отмечаются первые попытки установить светский контроль за деятельностью госпиталей при соединении усилий с духовными властями. В конце XIV в. была создана специальная комиссия, включавшая в свой состав как духовных, так и светских лиц, целью которой стало изучение ситуации в городе, проведение переписи нищих и «недужных» бедняков и устройство для них помещений в госпиталях.

В то же время частые эпидемии, повлекшие за собою демографическую катастрофу, привели к постепенному изменению по отношению к нищим. Уже во второй половине XIII в. появляются сочинения с первыми нападками против здоровых нищих.

Отмечаются попытки регламентировать помощь нуждающимся. Вводятся периодические переписи местных нищих, непостоянные нищие («чужаки») должны были пребывать в городе не более трех дней. Они обязаны были платить те же налоги, что и остальные работающие.

Эпидемии чумы положили также начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии.

Изгнанные из общества люди пополняли число бродяг, становясь либо профессиональными нищими либо бандитами.

Средневековый мир был далек от тех чувств милосердия и сострадания к ближнему, какие проповедовались христианской церковью. Идеализация нищенства вовсе не предполагала человеколюбия, а отношение к неизлечимо больным людям граничило с чувствами страха и отвращения. Сам же западный мир находился на грани жизни и смерти, а прогресс европейской цивилизации во многом диктовался необходимостью выживания.

Позднее средневековье (XVI-XVII вв.)

Кризис феодализма и становление буржуазного общества. Становление государственной системы благотворительности .

В XIV-XVI вв. европейская цивилизация вступает в новый этап развития главными чертами которого становятся:

1) разрушение локальной замкнутости государств и установление межгосударственных отношении;

2) ослабление диктата традиций и возрастание активности отдельной личности;

3) торжество рационализма и секуляризация сознания.

Классическое средневековье. На XIV-XV вв. приходится эпоха Возрождения :

· гуманизация и индивидуализация общественного сознания;

· утверждение рыночных отношений;

· высокая социальная активность и размывание границ сословий;

· стремление понять и усовершенствовать принципы устройства.

С начала XVI в. внутри католичкой церкви произошла «реформация », породившая протестантизм .

В основу протестантизма легли такие идеи:

· освобождение сферы производства от религиозного давления;

· духовная санкция на прибыль как цель экономической деятельности человека;

· ненужность посредников между человеком и Богом;

· признание веры, а не строгого исполнения обрядов, средством к спасению души.

Протестантизм одержал победу в Англии, Дании, Швеции, Голландии, Швейцарии, толкнув эти страны на путь буржуазного развития, католицизм же укрепился в Испании, Италии, Польше, Чехии, в конечном итоге затормозив темпы экономического и политического развития этих стран.

Важнейшими результатами развития западноевропейских стран стали:

1. Создание абсолютных монархий.

2. Процесс первоначального накопления капитала и модернизации.

3. Складывание нового типа человека с новыми критериями ценностей:

В конце средних веков церковно-монастырская система благотворительности становится все менее регулируемой, появляются толпы профессиональных нищих. Положение ухудшили эпидемии бубонной чумы, обострившие социальные проблемы. Церковь уже не могла самостоятельно заниматься благотворительностью. Возникла потребность в создании новой системы призрения, законодательно регулируемой государством.

Позднее средневековье (XVI-XVII в.) Кризис общинного призрения в Европе и «охота на ведьм». XVI-XVII вв. стали периодом «охоты на ведьм».

Идеологической основой для охоты на ведьм стали установки, господствовавшие в период раннего и классического средневековья, о борьбе Бога и дьявола, святых и колдунов.

Многие судебные преследования ведьм начинались под давлением местного населения, которое требовало расправ над «виновниками» обрушивавшихся на него бедствий: падеж скота, неурожай, внезапные заморозки, смерть ребенка.

В качестве источников, инициировавших «охоту на ведьм», можно выделить следующие:

1) Неуверенность крестьянства в завтрашнем дне.

2) Страх перед смертью и загробными мучениями.

3) Трансформация образа Сатаны и его приспешников.

4) Реформа суда и уголовного законодательства.

Позднее средневековье XVI-XVII вв. Положение изгоев общества (венерические больные, безумцы и нищие).

На период классического средневековья пришелся размах эпидемий проказы, поразившей в XII-XIV вв. не менее 300-400 тыс. человек. Однако, начиная с XV в. лепрозории приходят в запустение; в XVI в.

К началу XVI в. лепрозории превратились в богатейших собственников. Королевская власть во Франции на протяжении всего ХVI в. пыталась взять под свой контроль те огромные богатства, какие представляли собою земельные владения и недвижимость лепрозориев, и заняться их перераспределением:

· «все средства, от сего разыскания полученные, на содержание впавших в нужду дворян и увечных солдат»;

· закупить пропитание для бедняков.

Проблема лепрозориев так и не была урегулирована во Франции вплоть до конца XVII в. В 1672 г. Людвиг XIV передал ордену св. Лазаря и кармелитам имущество всех духовно-рыцарских орденов и возложил на них управление всеми лепрозориями королевства.

Имущество лепрозориев перешло в ведение других больниц и благотворительных учреждений. В Париже имущество было передано Общему госпиталю; в Тулузе - госпиталю для неизлечимо больных.

Пустовали лепрозории и в Англии. Средства, принадлежавшие этим заведениям, были переданы на нужды бедняков.

Отступление проказы, только более медленное, наблюдалось и в Германии; точно так же менялись и функции лепрозориев.

Исчезновение лепры явилось не заслугой тогдашней медицины, это произошло по двум основным причинам:

· благодаря изоляции больных;

· вследствие прекращения контактов с восточными очагами инфекции после окончания крестовых походов.

Роль прокаженного возьмут на себя бедняки, бродяги, венерические больные, уголовные преступники и «повредившиеся в уме».

Проказа передала эстафету венерическим болезням, вспышка которых стала одним из негативных следствий эпохи Великих географических открытий.

Венериков изолируют от общества, но одновременно пытаются лечить.

Основными распространителями венерических болезней стали проститутки и мужчины, прибегавшие к их услугам.

Отношение к проституции было зачастую двойственным:

· христианская церковь, клеймя проституток позором, принимает их как необходимое зло: «Уничтожьте проституток и общество погрязнет в распутстве»;

· время от времени принимались меры по борьбе с проституцией: «…изгнать проституток из Парижа, разрушить все злачные места в столице...»

Опасность распространения венерических заболеваний привела в XVI в. к ужесточению мер по борьбе с уличной проституцией через организацию публичных домов (борделей). Последние располагались как правило вблизи или по ту сторону городских ворот (за пределами городской черты).

К началу XVII в, проблема венерических заболеваний отошла на второй план как благодаря изоляции больных, так и вследствие применявшихся методов их лечения и предупреждения. Главной проблемой вскоре становится еще более сложный феномен - безумие.

С одной стороны безумных изгоняли из городов: города при первом же случае изгоняли умалишенных за пределы своих стен; и они так и скитались по отдаленным деревням

Уже в XIII в. предпринимались первые попытки выделить различные категории сумасшедших: «неистовые» или «буйные», нуждавшиеся в уходе, а вернее — в заточении в специальных госпиталях; «меланхолики», чьи недуги также имели физическое происхождение, нуждавшиеся скорее в священнике, нежели во враче; «одержимые», которых от недуга мог освободить лишь «экзорцист» (специалист по изгнанию дьявола). В начале XIV в. в английском праве утвердился принцип, что «слабоумный или безумный не отвечает за преступление».

Умалишенных помещали в больницы, специально предназначенные для этой цели. В некоторых средневековых городах даже отмечено существование специальных отчислений на нужды умалишенных или дарения в их пользу.

Для «излечения» безумных использовались все те же известные «великие лекарства»: кровопускание, промывание желудка и рвотные средства. Лечебницы для буйно помешанных появились и в других городах Европы.

На протяжении ХVI-ХVII вв. претерпевает серьезные изменения и отношение к нищенству. В XV в. практика продажи индульгенций - документов об отпущении грехов.

В таких ycлoвияx нищий обретал в Европе новый облик, неведомый во времена раннего и классического средневековья. Возрождение лишило его мистического ореола праведности: Бедность утратила свой абсолютный смысл, а Милосердие — ту ценность, которую ему придавала помощь Бедности.

Бродяжничество и нищенство нарушало распределение социальных ролей, создавая зоны, свободные от полицейского надзора, порождая недовольство со стороны обывателей и угрожая общественному порядку.

В папском эдикте 1561 г. запрещалось просить милостыню на улицах под угрозой наказания, изгнания или отправки на галеры. Политика репрессий сочеталась с усилиями по реорганизации социальной помощи, направленной на поддержку больных и немощных. Все нищие, бродяги и лица без определенных занятий были собраны в одном месте и разделены на категории: больных направили в госпитали, тем, кто был признан трудоспособным, предоставлялась работа. Проявилось стремление изолировать нищих от общества посредством создания своеобразных зон бедности (по типу гетто районов обособленного проживания евреев).

Политика изоляции нищих разрешила создание под и эгидой Братства Святого Духа особого госпиталя, игравшего роль как убежища, так и работного дома для здоровых нищих.

При Иннокентии XII (1691-1700) было запрещено и просить милостыню, и подавать ее. Была проведена перепись и составлен список бедняков, нищие были препровождены под вооруженным конвоем в приют. Там они получали работу в зависимости от состояния здоровья: ткачество, шитье обуви и одежды или выделка кожи. Подобные приюты при преемниках Иннокентия были устроены для сирот и стариков. Однако реализация проектов постоянно сталкивалась с нехваткой средств и с административными трудностями.

Высокое (Классическое) Средневековье – от Х-ХI примерно до ХIV века.
Позднее Средневековье – ХIV-ХV века.

«Раннее Средневековье» -

Время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это вторжение варваров(от лат. Barba-борода), которые уже со II в. н.э. постоянно совершали набеги на Римскую империю и селились на землях её провинции. Эти вторжения закончились в 476 г. падением Рима и начался не менее существенный процесс формирования на территории бывшей Римской империи новых государств, создававшиеся теми же варварами: многочисленные франкские, германские, готские и пр. племена были не такими уж дикими. У них имелись зачатки государственности. Они владели ремёслами, включая металлургию и земледелие, были организованны по принципу военной демократии. Становясь новыми западноевропейцами, они, как правило, принимали христианство, которое уже было государственной религией Римской империи. Христианство постепенно вытеснило все языческие верования.
Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и пр. Образовалось Франкское государство, которое в момент своего расцвета занимало большую часть Европы. На Рождество 800 г. король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим папой как император всего европейского запада.

Средневековое Общество было аграрным. Основа экономики – сельское хозяйство, в котором было занято подавляющее большинство населения. Труд, как в сельском хозяйстве, так и в др. отраслях был ручным, поэтому низко эффективным. Подавляющая часть населения Зап.Европы на протяжении всего Средневековья жила вне города, т. к. падение Римской империи разрушило многие античные города, которые играли роль административных, торговых и культурных центров. Основным ядром жизни становится поместье феодала, способное защитить своих поселян от внешнего врага. Владение землёй создало чёткое деление населения на сословия и строгое соподчинение в соответствии с правами на землю.

Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений.


История красоты.


Трудно понять в точности какое место занимала женщина в семье и обществе в Раннем Средневековье – эпохе бесконечных разбойничьих войн, духовного оскудения, жестокости и охоты на ведьм. Без сомнения одно, она находилась в зависимом, подчинёном положении в том мужском, военном обществе, где существование постоянно находилось под угрозой. Христианство сделало очень мало для материального и морального статуса женщины; ведь на ней лежала основная вина за первородный грех. Из всех видов дьявольского искушения именно она была наихудшим воплощением зла. «Муж есть глава жены», - сказал апостол Павел и христианство верило его словам и учило по ним жить.


Средние века - не однозначное время, полное противоречий и загадок. Вместе м унижением и бесправием существовал культ «Прекрасной дамы», душераздирающие серенады под балконом, менестрели, трубадуры, состязания на турнирах, манускрип «Похвала женщинам» и любовная лирика, котороя дожила до наших дней и вызывает восхищение по прежднему.
Этот отрезок времени средневековой эпохи называют «тёмным периодом» или «ледниковым периодом» в истории европейской культуры. Сегодня, когда научные исследования собрали огромный исторический материал обо всём средневековом тысячелетии, к «эпохе тьмы» относят свего 200-ти первых лет Раннего Средневековья: от смерти Юстиниана до начало правления Карла Великого.

Запрет на косметику.

Косметические сосуды, зеркала и инструменты красоты, V-XV в.в.

Информации об использовании косметики в Средние века не очень много и она достаточно поверхностна. Источниками в основном являются иллюстрированные манускрипты,

ХЭЙ ЖАН, Предполагаемый портрет Мадлен Бургундской со святой Мадлен

«Только одна краска дарует щекам милость божью, угодный Господу румянец»,- так поучает Григорий Назианзин* против украшательства внешности.

литературные опусы поэтов с описанием красоты героини, археологические находки в погребальных курганах и т.д. Но вместе с тем хорошо известны инструменты, сосуды и косметические средства, которые хранились определённым способом, использовались определённым способом, что и даёт возможность весьма точно определить уровень развития медицины, гигиены и самоукрашательсва.
С принятием христианства «в моду» входят стыдливость и суровость, превозносимые в качестве главных добродетелей. Считалось, что применение снадобий по сохранению красоты и молодости, приводит к истинному богохультву, ибо искажает творение господа. Нечистоплотность возводилась в ранг добродетели, а запреты и проклятия, содержащиеся в наставлениях отцов церкви (III-Vвв.н.э.) способствовали тому, что уходили в прошлое привычки к омовению, притираниям и краскам. В обществе возникло предубеждение против процедур, связанных с гигиеной тела. Грех прародительницы Евы на протяжении длительного времени лежал тяжким бременем на женщинах, обрекая на суровый аскетизм. Заботы по наведению красоты были включены в список деяний, осуждаемых Церковью, которая стремилась наставлять людей даже в повседневных трудах и хлопотах.

Эстетический идеал красоты. Прекрасна как Мадонна.

Под глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы жизни, в период средневековья появляется новый эстетический идеал человека - аскета,

отрекшегося от радостей земной жизни. На фресках соборов изображаются непропорциональные бесплотные фигуры с выражением неистовых страданий на лице. Образ мадонны, богоматери, получивший широкое распространение в раннехристианском искусстве, определяет идеал красоты женщины Для Раннего Средневековья характерен идеал непорочности, святости. Очень бледная кожа, удлинённый овал лица, как на иконах, золотистые вьющиеся волосы, большие голубые глаза, маленький рот – ангельская внешность. Никаких пышных форм, никакой косметики, никакого открытого тела.
И вместе с тем существовал определённый эталон - высокий, выбритый лоб – обязательный атрибут красоты того времени. Дама подвергалась болезненной процедуре эпиляции: на волосы по краевой линии накладывалась едкая смесь из аурипигмента и негашёной извести. После того, как кожа была очищена, на лоб наносили составы, признанные воспрепятствовать росту волос: кровь летучих мышей или лягушек, сок цикуты, золу, предварительно вымоченную в уксусе.
Впечатления длинной, стройной шеи пытались достигнуть с помощь подбритого у основания затылка.

Волосы у красавицы должны быть непременно светлые, белокурые или рыжие. Их мыли смесью золы, яичных белков и мыла, затем заплетали в косы, подкладывая подушечки из конского волоса, после чего украшали золотыми нитями и жемчугом, а сверху накидывали прозрачные вуали, иногда увенчанные маленькими шапочками, отороченными дорогими мехами или расшитыми драгоценными камнями. Дамам рекомендовалось для обретения густой шевелюры натирать голову порошком, включающим истолчённые крылышки пчёл и шпанской мушки, орехи и пепел от сожжённых ежёвых иголок. Распущенными, волосы носили только только до савдьбы, потом их заплетали в косы. Позже, по требованию церкви, женщины стали их прятать под головной убор, который символизировал подчинённость жены мужу, ибо только законный супруг мог видеть её с непокрытой головой.


Западноевропейский костюм эпохи Раннего Средневековья.

На фронтисписе книги гравюра Иоста Аммана «Портной» из книги «Описание всех искусств, ремёсел, торговли… всего мира. XVIв. Германия.

Основными источниками формирования костюма в этот период были одежды варваров и христиан эпохи поздней Римской империи. Хотя племена и народы, заселившие Европу, были различны по своему этническому составу, их костюм имел ряд общих характерных особенностей. В первую очередь в его основе лежал крой и стремление к обозначению линий и форм тела в отличии от драпировок античных костюмов. Первоначальный костюм варваров был близок к древнеперсидскому. Именно он лёг в основу развития европейского костюма. «Обрюченный народ» - так отзывался Цицерон* о варварах. Однако этот «варварский» элемент знаменовал собой разделение одежды на мужскую и женскую. Уже в V- VI вв. в мужской одежде упоминаются короткие или длинные штаны разных цветов. Их дополняла короткая туника. Все эти элементы вошли затем в одежду последующих столетий и стали основой, как для среднеевропейского, так и для восточного костюма.


Каноны идеального строения тела были весьма расплывчаты в средние века. Людей тогда заботил вид только того, что было доступно взору. И всё же женщине предписывалось быть стройной, иметь тонкую талию, узкие бёдра, изящно изогнутый стан и круглый, выпуклый живот, который дополнял картину.

В первые века после падения Западной Римской Империи (476г.) одежда длительное время была однообразной и простой, ибо христианская церковь требовала полностью прикрывать тело, а натуральное хозяйство феодального общества удовлетворяло неприхотливые потребности жителей. Всё это приводит к замедлению развития культуры. Жестокие междоусобные войны сменяются временными затишьями, что очень важно для крестьян. Всё это порождает, характерный для средневековья, страх новизны, желание сохранить всё без перемен. В такой обстановке складывался быт и костюм.
Женская одежда в то время состояла из двух (в холодное время года - из нескольких) платьев – длинных и широких, с удлинёнными рукавами. Рукава нижнего платья были уже, прикрывали запястья. Широкий верхний рукав позволял хорошо видеть нижний. Поверх платья носили широкую четырёхугольную накидку, которую закрепляли брошью. Вырез горловины был таким широким, что платье надевалось через голову. Обычно платье имело спереди длинный разрез, который также закалывали брошью. Мужской костюм состоял из штанов разной длины – римляне называли их «брэ», довольно короткой рубахи-туники и небольшого плаща «сагума» из шерстяной ткани или меха. Обувь шили из кожи, типа «постол» или мягких башмаков. Одежда и мужская, и женская шилась из довольно грубых домотканых материй, шерстяных, льняных и полушерстяных на пеньковой основе. По всей видимости она была орнаментирована вышивкой, однако об этом имеются лишь отрывочные сведения. Под влиянием римского костюма у европейцев появились длинные туники и далматика, неизвестные варварам. Они стали знаком привилегированного положения. Их могли носить только знатные люди. Поэтому торжественное одеяние королей было обязательно длинным.

Украшения.

Эпоха переселения народов характеризуется как эпоха беспорядков и неразберихи, длящихся несколько столетий; эта эпоха не создала единого стиля ни в искусстве, ни в одежде. Скорее всего её можно характеризовать как «конфликт» нескольких стилевых течений, которые взаимно переплетались и влияли друг на друга. Дополнения к одежде этого периода сохранились только в виде мелких художественных изделий, которые служили украшением одежды, как гражданской, так и военной. Это, главным образом, драгоценности, свидетельствующие о том, что и в те времена понимали, что такое красивая одежда и украшения, любили ювелирные изделия и сложные орнаменты.



Фибулы, запонки, пряжки и драгоценности в виде кругов или стилизованных голов животных, безусловно, являются наиболее выразительным свидетельством культуры той эпохи. Они были прекрасно технически обработаны, т. к. являли собой продолжение позднеантичного искусства гравировки, гранения и обработки драгоценных камней. Эта эпоха обогатила ювелирное искусство новой техникой стеклянной инкрустации (эмаль) и использовала все виды ювелирной техники одновременно.



Наряду с этими роскошными драгоценностями, которые были найдены, в основном, в ломбардских гробницах, всю Европу в то время охватила мода и на более простые бронзовые украшения со сложно переплетенным орнаментом, которые можно рассматривать как продолжение культуры бронзового века. Эти мелкие предметы, вероятно, ежедневного пользования, являются как бы народным искусством эпохи переселения народов, и их можно считать посредником между античным искусством и искусством германцев, а также одним из источников европейского романского искусства.

Григорий Назианзин - один из Отцов и Учителей церкви сформировавших христианское мировоззрение.

Цицерон, Марк Тулий (Marcus Tullius Cicero) (106-43 до н.э.) - римский государственный деятель, сторонник идеалов Республики, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии.


На этом уроке вы познакомитесь с эпохой Средневековья: узнаете его характерные черты и периодизацию. Данный урок посвящен раннему Средневековью: антисанитария и эпидемия чумы, первые варварские королевства, становление Франкского королевства и его расцвет при Карле Великом - об этом и пойдет речь в данном уроке.

С другой стороны, существуют представления, что Средневековье было не таким уж темным периодом. Так, например, после Французской революции, которая проходила под знаменем «свобода, равенство и братство» историки стали говорить о том, что Средние века - это время господства государства, подчинения людей и время дисциплины.

В итоге мы можем видеть, что в эпохе Средних веков были свои плюсы, но в то же время и свои минусы.

Если говорить о делении эпохи Средних веков на периоды, то в современной исторической науке чаще всего встречается следующее деление:

Раннее Средневековье (конец V - середина XI вв.), в это время в Европе существуют ранние феодальные государства;

Высокое (развитое) Средневековье (XI - XV вв.);

Позднее Средневековье (XVI - первая половина XVII века).

Существует и другая точка зрения, согласно которой позднее Средневековье - это XV век, а XVI - начало XVII века - это уже период раннего Нового времени.

В данном уроке речь пойдет именно о раннем Средневековье (конец V - середина XI вв.).

Следует выделить черты раннего средневекового общества:

Во-первых, это теократия - форма государственного правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству или главе церкви. Именно в эпоху раннего Средневековья по всей Европе очень активно распространяется христианство.

Во-вторых, это военная демократия - термин, введенный в научный оборот Льюисом Морганом в труде «Древнее общество» для обозначения организации власти на стадии перехода от первобытно-общинного строя к государству.

Создание государств, как правило, было связано с крупномасштабными завоеваниями. Одной из главных предпосылок эпохи Средневековья была эпоха Великого переселения народов. Многие племена, покинув свои прежние места пребывания, пришли на территорию Римской империи и пытались создать государственность там, опираясь не только на свои собственные традиции, но и на римский аппарат, который они смогли таким образом унаследовать.

Институт военной демократии проявлялся, к примеру, в существовании народных собраний, или дружин , которые принимали активное участие в процессе принятия политических решений.

Если говорить об экономической ситуации , то характерной чертой раннего Средневековья являлось натуральное хозяйство - примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы и не возникает потребности в рынке. Даже денежной системы многие средневековые государства не имели. Чаще всего пользовались римскими монетами, которые сохраняли популярность среди людей, когда-то населявших территорию Римской империи.

Если говорить о социальном строе , то в раннее Средневековье в Европе распространяются различные формы феодальной или крепостной зависимости . В IV-V веке распространяется такое явление, как колонат. Колонами называли позднеримских рабов, которые уже не находились на положении домашних слуг, а получали небольшой надел земли и могли на нем вести собственное хозяйство, таким образом, они считались полузависимыми. Крепостническая зависимость в эпоху Средневековья - это зависимость поземельная. Крестьянин был обязан оплатить оброк (денежные выплаты) или выполнять какие-то работы (барщина). В Средние века в разных странах существуют разные формы крепостной зависимости, но уже в эпоху развитого Средневековья в большинстве случаев она прекращает свое существование. Во Франции, например, это произошло в начале XIV века. В некоторых странах Центральной и Восточной Европы, например в Германии, крепостное право дожило до XVIII - начала XIX века. Согласно английским историкам, в Англии крепостного права не было вообще, но различные формы поземельной зависимости там тоже имели место.

Еще одной особенностью эпохи раннего Средневековья является наличие очень небольшого числа городов. В XI-XII вв. города начали возникать в самых разных уголках европейского континента, а эпоха раннего Средневековья - это время практически сельское. Все это сказывалось на торговле, на крепостной зависимости и на политическом строе, который существовал в это время. Большими считались города, насчитывающие по несколько тысяч жителей. Таких городов было крайне немного.

Во время Великого переселения народов, когда Римская империя разделилась на Западную и Восточную части, практически все крупные города остались в Восточной части Римской империи - в Византии. В Западной части остались Рим, Равенна, Париж и Лондон, но их численность была невысока. Города не могли сыграть той великой роли, которую они играли в Византии, или в Западной Европе, но уже в эпоху развитого Средневековья.

Первые варварские феодальные государства появились сразу после того, как участники Великого переселения народов осели на тех территориях, которые смогли захватить у слабеющей Римской империи. Из государств, существовавших в раннем Средневековье, можно назвать Толедское королевство , которое занимало большую часть Испании и было образовано вестготами. Также известно Королевство остготов в Италии, а в Северной Африке свое королевство создали вандалы - Королевство вандалов . В Северной Галлии появилось государство - Бургундия (Королевство Бургундов). Все эти государства исчезли еще в эпоху Средних веков, некоторые из них просуществовали по 100-150 лет, но они сыграли свою роль в истории Европы. Именно на этих государствах проверялась модель политических, экономических и социальных отношений, которая существовала в Европе до конца эпохи Средних веков. В качестве примера можно привести Лангобардское королевство. Это государство просуществовало около 200 лет (с 568 по 770-е гг.) и занимало территории Северной Италии (рис. 2).

Рис. 2. Первые варварские королевства ()

Еще один фактор, сыгравший важную роль в истории эпохи Средневековья, - это формирование раннего законодательства . Те законодательные памятники, которые возникают в это время, получили название Варварские правды. На этих документах базировалась правовая система Средневековья и Нового времени.

Самое известное государство эпохи Средневековья - Франкское королевство . Это государство образовалось в 486 году . Его основателем считается вождь Хлодвиг I (рис. 3), который жил вместе со своими племенами на территории нынешней Северной Франции и Бельгии. Он находился у власти около четверти века. За это время ему удалось подчинить себе огромные территории. Франкское государство сумело не просто выстоять в тяжелых условиях, но и самому организовывать успешные захватнические экспедиции. Большую роль в процессе подъема этого государства сыграл тот факт, что был принят свод законов, известный как Салическая правда. Она должна была защищать интересы всех слоев населения: не только франков, но и всех остальных, к примеру жителей Римской империи, несмотря на то что это государство уже полвека не существовало.

Рис. 3. Хлодвиг I ()

По имени легендарного предка Хлодвига, Меровея , вся династия получила название Меровингов . Вожди-Меровинги достаточно быстро приобретают королевский статус. Этим они обязаны своим военным успехам. Помимо этого, священнические функции короля были очень важны. В VII веке короли Франкского государства постепенно теряют свои военные полномочия. Эти полномочия сосредотачиваются в руках вождей более низкого ранга, а всё управление государством переходит в руки майордомов - старших сановников дворца времен Меровингов. Фактически все рычаги власти из рук королей передавались майордомам.

Майордомов не устраивало то, что они обладали властью реальной, но при этом не обладали властью номинальной. В 687 году майордом Пипин Геристальский захватил власть в собственные руки. В 751 году его потомки уже приняли королевский титул. Таким образом, короля династии Меровингов низложили, лишили власти. К власти пришла другая династия, по имени своего основателя она получала название Пипиниды . У этой династии был очень яркий и известный представитель - Карл Великий . Поэтому в историю эта династия вошла под названием династия Каролингов . Им приходилось защищать свои интересы не только от королей, которые все еще продолжали претендовать на систему политического управления, но и от многочисленных набегов. В 732 году состоялось важное событие, сыгравшее важную роль в истории всей Европы. Один из арабских отрядов в 732 году был отправлен для завоевания государства франков. Сражение, состоявшееся между арабским отрядом и войсками Карла Мартелла (правителя Франкского государства, рис. 4) произошло около местечка Пуатье. Эта битва считается финальной точкой в истории арабских завоеваний Европы. После этого похода, оказавшегося неудачным, арабы отказались от идеи завоевывать европейские территории. Вплоть до 1492 года арабские государства сохраняются в Европе только на территории современных Испании и Португалии.

Рис. 4. Статуя Карла Мартелла ()

Преемник Карла Мартелла - Пипин III Короткий (741-768) (рис. 5) - распространил свое влияние не только на Южные территории Франции, но и на территорию Италии. Именно Пипин Короткий начал проводить активную деятельность по подчинению себе политики Папы Римского. Римские священники нуждались в поддержке со стороны мощных правителей северо-западной Европы. Поэтому в эпоху Пипина Короткого возникает идея создания единого государства, которое объединяло бы территорию Франции и нынешней Италии. Но реализовать эти идеи в то время было абсолютно невозможным. Пользуясь поддержкой Папы Римского, Пипин Короткий отстранил от власти реального короля Хильдерика III , он был последним представителем династии Меровингов. Хильдерик III был отправлен в монастырь, а его место в звании официального короля занял Пипин Короткий.

Рис. 5. Пипин Короткий ()

Сыном Пипина Короткого был знаменитейший Карл Великий (768-814) (рис. 6). Большую часть своей жизни он проводил различные военные операции. Он подчинил себе огромные территории: он осуществлял походы в Саксонию, Италию, Баварию. Именно при нем сформировалось единое государство, которое охватывало огромные территории в Европе. Он присоединил большие территории на окраинах своего государства, в частности, именно при нем были покорены Пиренеи и Восточная марка (современная Австрия).

Рис. 6. Карл Великий ()

Важнее, чем территориальные присоединения, оказалось то, что Карл Великий сумел создать первую европейскую средневековую империю (рис. 7). В 800 году он пришел в Рим и восстановил на престоле Папу Римского Льва III , а также добился от него своей коронации. В 800 году Карл Великий был коронован в Риме как император Римский (рис. 8).

Рис. 7. Империя Карла Великого ()

Рис. 8. Коронация Карла Великого в Риме ()

Возникает проблема преемственности: с одной стороны, Византия была правопреемницей Рима, византийские императоры считали себя римскими, а с другой стороны, возникает идея правопреемственности между Римом и другими христианскими государствами Средневековья. Карл Великий позиционировал себя как очередной Цезарь, как правопреемник многочисленных римских правителей.

Такая поддержка со стороны церкви Карлу Великому была абсолютно необходима. Теперь протестовать против его власти означало протестовать против божественного выбора, который сделал Папа Лев III и вся католическая церковь.

Эпоха Карла Великого - это время не только крупных завоеваний, государственных изменений, но и процесс серьезного культурного преобразования . В эпоху Карла Великого происходит первый подъем в культуре Средневековья. Этот подъем вошел в историю под названием Каролингское возрождение . Именно в это время во Франкском государстве создается первая средневековая энциклопедия. Этот труд, написанный Рабаном Мавром, называется «О природе вещей». Однако распространение этого текста было небольшим, за пределами королевского двора его мало кто читал. Следует отметить, что и при королевском дворе способны прочитать его были совсем немногие. Ведь время раннего Средневековья - это время тотальной неграмотности . Сам Карл Великий очень хотел научиться читать и писать, но сумел сделать это только на склоне лет. Если человек умел писать свое имя, это уже считалось невероятным. В то время грамотность в Европе была практически неизвестна.

В столице, в городе Ахене , который находится сегодня почти на границе Франции и Германии, Карл Великий построил роскошный дворец. Он до наших дней не дошел, на его месте находится городская площадь, но зато сохранились башня этого дворца и собор, который в рамках этого дворца был построен. По этим постройкам можно судить о том, насколько при Карле Великом заботились о развитии архитектуры .

Мощнейшая империя Карла Великого просуществовала сравнительно недолго. Сын Карла Великого, Людовик I Благочестивый (814-840) (рис. 9) разделил империю между своими сыновьями. Этот раздел империи был закреплен Верденским договором , который в 843 году з аключили трое сыновей Людовика Благочестивого: Лотарь I, Карл II Лысый и Людовик II Немецкий. Карл Лысый получил западные территории, которые стали основой современного французского государства, Людовик Немецкий унаследовал восточные территории (современное германское государство), средний участок получил старший сын Лотарь, он унаследовал и имперскую власть. Сегодня на карте существует Лотарингия , но этот маленький кусочек нельзя сравнить с тем огромным наделом, который унаследовал Лотарь I (рис. 10). Соперничество за поделенные земли шло на протяжении всей эпохи Средних веков.

Рис. 9. Людовик Благочестивый ()

Рис. 10. Верденский раздел 843 года ()

Список литературы

1. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. - 1-е изд. - М.: Дрофа, 2005.

2. Волобуев О.В. Пономарев М.В., Всеобщая история для 10 класса. - М.: Дрофа, 2012.

3. Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. - М.:Вентана-Граф, 2013.

4. Лебек С. Происхождение франков. V-IX века / Перевод В. Павлова. - М.: Скарабей, 1993.

5. Тьерри О. Рассказы о временах Меровингов. - СПб.: Иванов и Лещинский, 1994.

6. Хэгерманн Д. Карл Великий. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003.

Домашнее задание

1. Перечислите основные черты эпохи раннего Средневековья.

2. Назовите первые варварские государства. Как вы считаете, почему они распались?

3. Чем известен период правления Пипина Короткого?

4. Почему период правления Карла Великого считается расцветом Франкского королевства? Что важного в это время произошло?

5. Почему империя Карла Великого просуществовала сравнительно недолго?

Они запомнились различными событиями и изменениями. Далее рассмотрим подробнее особенности эпохи Средневековья.

Общие сведения

Эпоха Средневековья представляет собой достаточно продолжительный период. В его рамках происходило зарождение и последующее становление европейской цивилизации, ее трансформация - переход к Эпоха Средневековья берет свое начало от падения Западного Рима (476 г.), однако, как считают современные исследователи, более справедливо было бы продлить границу до начала 6 - конца 8 века, после вторжения лангобардов в Италию. Завершается эпоха Средневековья в середине 17 века. Принято традиционно считать окончанием периода Однако стоит отметить, что последние века отличались далеко не средневековым характером. Исследователи склонны отделять период с середины 16 - начала 17 столетия. Этим "самостоятельным" временным отрезком представлена эпоха раннего Средневековья. Тем не менее что эта, что предыдущая периодизация весьма условна.

Характеристика эпохи Средневековья

В данный период происходило формирование В это время начинается череда научных и географических открытий, появляются первые признаки современной демократии - парламентаризма. Отечественные исследователи, отказываясь от трактовки средневекового периода как эпохи "мракобесия" и "темных веков", стремятся осветить явления и события, которые превратили Европу в совершенно новую цивилизацию, максимально объективно. Они ставят перед собой несколько задач. Одной из них считается определение базовых социальных и экономических признаков этой феодальной цивилизации. Кроме того, исследователи пытаются наиболее полно представить христианский мир эпохи Средневековья.

Общественная структура

Это было время, в котором преобладал феодальный способ производства и аграрная стихия. В особенности это характерно для раннего периода. Общество было представлено в специфических формах:

  • Поместье. Здесь хозяин посредством труда зависимых людей удовлетворял большую часть собственных материальных потребностей.
  • Монастырь. От поместья он отличался тем, что периодически здесь встречались грамотные люди, умевшие писать книги и имевшие для этого время.
  • Королевский двор. Он переезжал с одного места на другое и организовывал управление и жизнь по примеру обыкновенного поместья.

Государственное устройство

Оно формировалось в два этапа. Для первого было характерно сосуществование римских и германских видоизмененных общественных институтов, а также политических структур в виде "варварских королевств". На 2-м этапе государство и представляют собой особую систему. В ходе социального расслоения и усиления влияния земельной аристократии между земельными собственниками - населением и сеньорами возникали отношения подчинения и господства. Эпоха Средневековья отличалась наличием сословно-корпоративной структуры, вытекавшей из необходимости в отдельных социальных группах. Важнейшая роль принадлежала институту государства. Он обеспечивал защиту населения от феодальной вольницы и внешней угрозы. Вместе с этим государство выступало одним из основных эксплуататоров народа, поскольку представляло интересы в первую очередь господствующих классов.

Второй период

После завершения периода раннего Средневековья отмечается существенное ускорение эволюции общества. Такая активность была обусловлена развитием денежных отношений и обменом товарного производства. Продолжает усиливаться значение города, первое время еще остававшегося в политическом и административном подчинении у сеньории - поместья, а в идеологическом - у монастыря. Впоследствии с его развитием связано становление политической правовой системы в Новом Времени. Этот процесс будет воспринят как результат создания городских коммун, отстаивавших вольности в борьбе с господствующим сеньором. Именно в то время начали складываться первые элементы демократического правосознания. Однако историки считают, что было бы не совсем верно искать истоки правовых представлений современности исключительно в городской среде. Большое значение имели и представители прочих сословий. К примеру, становление представлений о личностном достоинстве происходило в сословном феодальном сознании и носило изначально аристократический характер. Из этого можно сделать вывод о том, что демократические свободы развились из вольнолюбия высших сословий.

Роль церкви

Религиозная философия эпохи Средневековья имела всеобъемлющее значение. Церковь и вера полностью наполняли человеческую жизнь - от рождения до самой смерти. Религия претендовала на управление обществом, она выполняла достаточно много функций, впоследствии перешедших к государству. Церковь того периода была организована по строгим иерархическим канонам. Во главе находился папа - Римский Первосвященник. Он имел свое государство в Средней Италии. Во всех европейских странах в подчинении папы находились епископы и архиепископы. Все они были крупнейшими феодалами и обладали целыми княжествами. Это была верхушка феодального общества. Под влиянием религии находились различные сферы деятельности людей: наука, образование, культура эпохи Средневековья. В руках церкви была сосредоточена огромная власть. Сеньоры и короли, нуждавшиеся в ее помощи и поддержке, осыпали ее подарками, привилегиями, стремясь купить ее содействие и расположение. Вместе с этим эпохи Средневековья оказывала на людей успокаивающее действие. Церковь стремилась сгладить общественные конфликты, призывала к милосердию к обездоленным и угнетенным, к раздаче милостыни бедным и пресечению беззакония.

Влияние религии на развитие цивилизации

Церковью контролировался выпуск книг и образование. За счет влияния христианства к 9-му столетию в обществе сложилось принципиально новое отношение и понимание брака и семьи. В раннее Средневековье были достаточно распространены союзы между близкими родственниками, достаточно обычными были и многочисленные браки. Именно с этим всем вела борьбу церковь. Проблема брака, являвшегося одним из христианских таинств, стала практически основной темой большого количества теологических сочинений. Одним из принципиальных достижений церкви в тот исторический период считается формирование супружеской ячейки - нормальной формы жизни семьи, существующей по сегодняшний день.

Экономическое развитие

По мнению многих исследователей, технический прогресс также был связан с повсеместным распространением христианской доктрины. Следствием этого стало изменение отношения людей к природе. В частности, речь идет об отказе от табу и запретов, которые сдерживали развитие сельского хозяйства. Природа перестала являться источником страхов и объектом поклонения. Экономическая ситуация, технические усовершенствования и изобретения способствовали существенному повышению уровня жизни, достаточно устойчиво продержавшемуся в течение нескольких веков феодального периода. Средневековье, таким образом, стало необходимым и весьма закономерным этапом становления христианской цивилизации.

Формирование нового восприятия

В обществе человеческая личность стала выше цениться, чем в Античности. Это было главным образом связано с тем, что средневековая цивилизация, проникнувшись духом христианства, не стремилась выделять человека из окружающей среды из-за склонности к целостному восприятию мира. В связи с этим, будет неверно говорить о, якобы, препятствовавшей формированию индивидуальных черт церковной диктатуре над человеком, жившим в Средневековье. На западноевропейских территориях религия, как правило, выполняло консервативную и стабилизирующую задачу, обеспечивая для развития личности благоприятные условия. Невозможно представить духовные поиски человека того времени вне церкви. Именно познание окружающих условий и Бога, на которое вдохновляли церковные идеалы, рождало многообразную, красочную и живую культуру эпохи Средневековья. Церковь формировала школы и университеты, поощряла книгопечатание и разнообразные богословские диспуты.

В заключение

Весь строй общества эпохи Средневековья принято именовать феодализмом (по термину "феод" - пожалованию вассалу). И это несмотря на то, что этот термин не дает исчерпывающей характеристики социального устройства периода. К основным чертам того времени следует относить:


Важнейшим фактором культурной общности Европы стало Христианство. Именно в рассматриваемый период оно стало одной из мировых религий. Христианская церковь основывалась на античной цивилизации, не только отрицая прежние ценности, но и переосмысливая их. Религия, ее богатство и иерархия, централизация и миропонимание, мораль, право и этика, - все это сформировало единую идеологию феодализма. Именно христианство определяло в значительной мере отличие средневекового общества Европы от прочих социальных структур на иных континентах в то время.