Империя великих моголов. Империя великих моголов Создание Империи Великих Моголов

Реферат

ИНДИЯ В XIII V вв. ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIV в.

План:

1. Делийский Султанат во второй половине XIV в. и его временный распад

2. Возрождение Делийского Султаната

3. Государство Бахмани

4. Государство Виджаянагар

Список литературы

1. Делийский Султанат во второй половине XIV в. и его временный распад

Новому султану Фируз-шаху Туглаку (1351-1388) досталась разоренная страна. Хотя и его предшественник в конце концов стал понимать, что общины не в состоянии нести бремя государственного налогообложения в установленном им объеме, и несколько сократил подати, было ясно, что необходимы решительные и широкие меры для восстановления экономической основы государства - сельского хозяйства.

Фируз-шах существенно сократил налоги общинников и принял меры к восстановлению заброшенных посевных площадей. Очевидно, исчезновением многих деревень и вымиранием их населения было вызвано появление государственной аренды, когда земледельцы приглашались на льготных условиях и даже получали от казны ссуды. Фируз-шах был также первым известным нам североиндийским государем, который построил оросительные сооружения, имевшие общегосударственное значение, - два канала, давшие воду целой области к северу и северо-западу от Дели. В реконструированном виде эти ирригационные каналы действуют и в наши дни. Длина одного из этих каналов превышает 200 км. Результатом умеренного налогообложения явилось постепенное восстановление сельскохозяйственного производства и увеличение численности населения. Скрывавшиеся от налоговых сборщиков и карательных отрядов, выжившие несмотря на голод и эпидемии люди возвращались на пепелища, и старые общины возрождались на прежних местах со всеми своими порядками, под тем же названием.

Фируз-шах был озабочен также восстановлением и развитием городского ремесленного производства и торговли. В панегирическом сочинении «Победы Фируз-шаха» перечислено множество отмененных им податей и поборов с городского населения.

Такая экономическая политика создала Фируз-шаху славу благодетеля народа. Действительно, жизнь явно входила в нормальную колею. Что же касается заслуг султана как «отца подданных», то они заключаются прежде всего в том, что он подчинился необходимости, его политика поощрения хозяйственной деятельности населения была вынужденной.

В целом же Фируз-шах оставался типичным средневековым правителем, полностью разделявшим классовые взгляды и хищническую психологию той группы феодалов, которую он возглавлял. Более того, он был достойным преемником Мухаммада Туглака, жестоко расправляясь с народными волнениями и сектантскими движениями, возникшими, очевидно, еще в царствование Мухаммада. Как это всегда бывало в средневековом обществе, народное недовольство принимало форму не только прямых выступлений - восстаний, но разного рода отклонений от принятых господствующими слоями религиозных порядков - появлялись еретические и сектантские учения, дававшие идеологическое выражение недовольству, имевшему в основе социальный, классовый характер.

В отношении феодалов Фируз-шаху пришлось проводить политику послаблений по части их служебных обязанностей и признания тех прав, которые они себе присваивали явочным порядком. Так, он разрешил значительно уменьшить поступающие в казну отчисления с доходов икта. Клеймение коней больше не проводилось, что ясно указывает на сокращение иктадарами численности своих отрядов. Поскольку правительство все равно не могло обеспечить выполнение положенной военной службы владельцами икта, не было смысла вызывать их недовольство строгостями контроля. Государство признало за иктадарами право на юридический иммунитет их владений, а фактически они уже стали полными хозяевами в своих икта. Широко распространилось наследование икта. Термин инам приобрел новый смысл: так стали называть большие наследственные служебные владения, выросшие из крупных икта вследствие узурпации мукта прав частного феодального собственника, исполнение которым вассальных обязанностей перед государем практически не регламентировалось. Таким образом, верх явно взяла центробежная тенденция в эволюции форм феодальной собственности. Объединяющая феодалов роль государства сводится к минимуму.

Авторитет Фируз-шаха позволял сохранять хотя бы внешность стабильности государственного порядка, но после его смерти султанат стал быстро распадаться. Клики мусульманских феодалов выдвигали своих претендентов на делийский престол, претенденты дрались за наследство великих султанов, а государство стремительно сокращалось в размерах. Владения делийских султанов сократились до области Дели и части Восточного Пенджаба.

Как раз в момент наибольшей слабости Делийского султаната, теперь уже небольшого государства, раздираемого усобицами, в Индию вторглись через Афганистан войска Тимура. Знаменитый завоеватель создал огромную империю. Он, конечно, был прекрасно осведомлен об обстановке в Индии и воспользовался ею для легкого и сулящего богатую добычу грабежа. Все его расчеты блестяще оправдались. Правда, оказавшийся в это время на престоле султан отважно дал бой Тимуру, но он не мог противостоять этому искусному полководцу и его многочисленной опытной армии. Дели был разграблен; в отместку за сопротивление Тимур велел истребить все население города, а из отрезанных голов сложить башни. Подобные приказы он отдавал везде, где по пути следования армии встречал хоть малейшее сопротивление. По словам историка этого похода, сопровождавшего Тимура, «башни, сложенные из голов индийцев, достигали огромной высоты». Правда, Тимур сохранил жизнь тем, кто мог пригодиться победителям. В Самарканд было вывезено большое число индийских ремесленников, предназначенных своим искусством увеличить славу столицы «Железного хромца».

2. Возрождение Делийского Султаната

Разграбленные и сожженные территории, полный разлагающихся трупов Дели, начавшиеся эпидемии и голод - вот что оставил за собой Тимур, когда в начале 1399 г. ушел из Индии. Раздираемое внутренними смутами, Делийское государство временно распалось. Прошло более десятка лет, прежде чем вновь начался процесс консолидации, выдвинувший на политическую арену новую династию Сайидов (1414-1451). Возрожденный султанат объединял всего лишь область Дели и Восточный Пенджаб. Однако выгодность стратегического и экономического положения этой территории, удобство коммуникаций с внешним миром способствовали росту значения Делийского султаната. В частности, он оказывался посредником в торговых связях внутренних районов Индии со странами Среднего и Ближнего Востока через караванные пути. Немалое значение имела близость к соседним мусульманским странам еще и в том отношении, что господствующий политически военно-феодальный слой получал пополнение своих рядов за счет притока воинов, групп и целых племен переселенцев, желавших найти лучшую долю в Индии. Особенно усилился в этот период приток иммигрантов из Афганистана. Простым воинам находилась военная служба, их вожди соперничали со старыми мусульманскими поселенцами, которые были уроженцами Индии в течение многих уже поколений и стали индийцами по многим усвоенным ими чертам быта, вследствие браков на индианках, даже по языку (начал формироваться на основе новоиндийского языка хиндустани уснащенный персидско-арабской лексикой и грамматическими формами «язык орды» - военного лагеря, понятный как мусульманам, так и индусам, будущий язык урду). В середине XV в. власть в Дели захватил вождь обосновавшегося к северу от этого города афганского клана Лоди Бахлул. Его предки поселились в Индии в конце XIV в. Во владении Бахлула оказалась большая область между р. Сатледж и Дели и Лахор. Его войско, превышавшее 20 тыс. человек, состояло из афганцев, среди которых многие были его соплеменниками, и среднеазиатских тюрок. Такое крупное владение в пределах Делийского султаната в конце правления Сайидов не было чем-то исключительным. Существовал еще целый ряд подобных полусамостоятельных феодальных владений. Даже во внешних проявлениях обнаруживались претензии таких могущественных феодалов на царское достоинство, например, в торжественных случаях они выезжали на слонах, держали в своем войске боевых слонов, что при прежних делийских султанах считалось привилегией только верховного правителя.

Бахлул Лоди (1451-1489), стремясь создать социальную опору своей власти, приглашал на военную службу в Индию афганские племена, отдавая для их поселения, разумеется, населенные территории. Таким путем возникал новый надобщинный слой феодалов (подобный раджпутам), отличавшихся примитивным уровнем социального развития, господством родоплеменных порядков и соответствующей психологии. Вожди этих племен включались в ряды феодальной знати, получали дополнительно значительные служебные пожалования и нередко также становились крупными владетелями. Султан Бахлул Лоди сумел подчинить своей воле феодальную знать, завоевал государство Джаунпур и восстановил Делийский султанат в качестве самого обширного и сильного государства Северной Индии. Владения Лоди включали в конце XV в. Пенджаб и долину Ганга до границ Бенгалии.

Династия Лоди правила в Дели до 1526 г. К этому времени султанам не удалось повернуть дело так, чтобы, ограничив владельческие права феодалов, подавить их сепаратистские устремления. В своих попытках усилить центральную власть последний султан афганской династии Ибрахим Лоди установил строгий придворный этикет, призванный показать, что все вельможи являются лишь покорными слугами великого государя. Особенно его раздражали влиятельные феодалы-афганцы, занимавшие при предшествующих правителях привилегированное положение. Придворные унижения и репрессии против некоторых афганцев-военачальников вызвали глубокое недовольство как раз той части господствующего слоя, которая в наибольшей степени поддерживала султанов Лоди. Другие группы знати также не были склонны безропотно сдавать свои позиции. В последние годы правления этот султан был вынужден вести жестокую борьбу с феодалами. Ослабленное государство находилось на грани распада, когда было завоевано Бабуром, основавшим новую династию Великих Моголов (1526-1858).

3. Государство Бахмани

Возникшее в 1347 г. на Декане государство Бахмани было основано на господстве очень немногочисленной военно-феодальной прослойки мусульман над огромными массами лишь только что завоеванного населения, причем князья и более мелкие феодалы-индусы еще не утратили влияния и силы. Мусульманам приходилось с ними считаться, и они в немалом числе вошли в состав бахманидской аристократии хотя и оттеснялись постоянно мусульманской знатью. Эти феодалы сохраняли наследственные владения и выступали в случае нужды со своими военными отрядами на помощь бахманидскому султану, когда тот отправлялся в поход. Мусульманские военачальники держали владения на правах икта, но контроль государства за ними, по-видимому, не был слишком строгим. Во всяком случае, численность своих военных отрядов, состоявших из наемных воинов, феодалы стали определять по своему усмотрению. Возить коней на Декан было сложнее, чем в Северную Индию, и они стоили много дороже, поэтому в бахманидской армии большую роль играла пехота, активно использовались и боевые слоны. Некоторые мусульманские феодалы и индусские князья владели очень большими территориями и могли снаряжать настолько сильное войско, что решались восставать против султана. Для удобства управления государство было разделено на четыре военных наместничества - тарафы. Наместники - тарафдары имели большую самостоятельность, держали собственные армии и накапливали значительные богатства. Хотя история Бахманидского государства дает много примеров деспотизма и жестокости султанов, реальное их участие в делах управления было невелико, текущими государственными делами занимались обычно высшие должностные лица.

Особенностью политической обстановки в султанате было также острое соперничество двух группировок господствующего феодального слоя: потомков первых мусульманских захватчиков-суннитов и более поздних переселенцев на Декан, поступавших на службу к султанам Бахмани Эти «чужеземцы», принадлежавшие к шиитскому толку ислама особенно потеснили старых деканских феодалов в период длительного правления главного министра - «наместника государства» Махмуда Гавана. Прибыв в государство Бахмани в качестве купца из Ирана он в конце 50-х годов XV в. стал приближенным султана и быстро забрал все нити управления в свои руки. Он проявил себя не только как выдающийся государственный деятель, но и как способный полководец

Со времени образования государство Бахмани вело войны главным образом с возникшим в 1336 г. к югу от р. Кришны государством Виджаянагар. Эти войны были кровопролитны и разорительны, но по результатам - маловпечатляющими. Борьба шла в общем с переменным успехом за плодородное и богатое алмазными копями двуречье Кришны и Тунгабхадры - Райчур. Значительные военные успехи бахманидов были связаны с именем Махмуда Гавана. Ему удалось нанести жестокое поражение усилившемуся северному соседу - султанату в Мальве и тем самым расстроить враждебный союз Мальвы, Ориссы и Теленганы (Андхра). В итоге возглавленных им походов была присоединена большая часть Апдхры, и владения Бахманидов достигли Коромандельского берега Бенгальского залива в районе устьев рек Кришны и Годавари. Махмуд Гаван нанес также поражение государству Виджаянагар и захватил важный порт Гоа на Малабарском берегу, через который в Виджаянагар ввозили лошадей и шла оживленная торговля с Передним Востоком.

Чтобы уменьшить влияние наместников, Махмуд Гаван разделил страну на восемь наместничеств и отнял у них право назначения начальников крепостей - теперь это были его ставленники. Очень важным шагом на пути укрепления государства было упорядочение феодального владения икта. Махмуд Гаван стал требовать соблюдения определенного соотношения между размером владения и численностью военного отряда феодала. В связи с этим стали устраиваться регулярные смотры. Феодалы, выставившие отряды меньшей численности, чем положено, обязаны были соответствующую недостаче долю доходов отчислять государству. Новые порядки, конечно, не могли не вызвать недовольства феодалов, привыкших чувствовать себя хозяевами в своих владениях.

Могущество и величие Махмуда Гавана красочно описаны первым русским путешественником в Индию Афанасием Никитиным (1471- 1474). В частности, Афанасий Никитин рассказывает, что фактический правитель государства имел свой пышный двор, куда стекалась знать. Первый министр владел огромными богатствами, держал собственную армию. При нем государство Бахманидов достигло наивысшего расцвета. Однако конец его был трагичным. Несколько вельмож из враждебной Махмуду Гавану партии декани пошли на хитрость и обвинили его в государственной измене, представив султану подложное письмо с печатью Махмуда Гавана. Султан пришел в ярость и велел убить министра, что и было тотчас же исполнено. Это случилось в 1481 г. Султан, привыкший проводить все свое время в развлечениях в гареме и не способный ни к какой государственной деятельности, оказался в центре ожесточенной борьбы феодальных группировок и крупнейших сановников. Государство Бахмани начало распадаться. Наместники стали провозглашать себя независимыми султанами. В 1489-1490 гг. образовались самостоятельные султанаты в Биджапуре, Бераре и Ах-маднагаре, в 1512 г. стала независимой Голконда. Султаны из династии Бахмани, сидевшие в г. Бидаре, являвшемся в XV в. столицей их государства, фактически не играли никакой роли в управлении сохранявшейся частью их номинальных владений, и власть их ограничивалась дворцом и гаремом. В 1525 г. последний Бахманид бежал из Бидара. Там стала править новая династия. Этим формально завершилась история Бахманидского государства.

Афанасий Никитин рассказывает о поразившей его роскоши, окружавшей бахманидскую высшую знать, и страшной нищете простонародья. Он сочувственно рисует жизнь бедного люда и подчеркивает произвол и всевластие сановников. Его сочинение является самым подробным и ценным историческим источником по истории Бахманидского государства, дающим нам разнообразные сведения. В частности, мы узнаем, что на Декан ежегодно ввозилось около 20 тыс. коней. Сам Афанасий Никитин совершил выгодную торговую операцию, привезя на корабле из порта Ормуз (в Иране) первоклассного коня. Внешняя торговля имела для Бахманидского государства важное значение. Косвенным, но очень интересным подтверждением этого является то обстоятельство, что правители государства Махмуда Гавана путешественник называет «мелик-тучаром», т. е. «малик-ут-туджаром» (князем или главой купцов), а не величает его в соответствии с его главным титулом «наместника государства». Очевидно, титул «главы купцов» был почетным и не случайно сохранялся Махмудом Гаваном, вероятно, имевшим прямое отношение к торговым делам.

Бахманидское государство не было захолустной окраиной мусульманского мира. В основных чертах оно во многом напоминает Делийский султанат. Такое военно-техническое новшество, как огнестрельное оружие, появилось здесь даже раньше, чем на севере Индии. Это время было началом массового распространения ислама на Декане. По сравнению с Северной Индией здесь меньше заметно стремление к подавлению индусской культуры, проявлялась большая терпимость по отношению к индуизму.

От Бахманидского государства и деканских султанатов XVI в. (Биджапура, Берара, Ахмаднагара, Голконды, Бидара) сохранились архитектурные памятники - остатки средневековой индо-мусульманской культуры: крепостные сооружения, культовые и гражданские здания.

4. Государство Виджаянагар

Это государство возникло в результате мятежа поступивших на службу к Мухаммаду Туглаку и принявших ислам двух феодалов из Южной Индии братьев Букки и Харихары. Так в 1336 г. от империи Мухаммада Туглака отпал весь юг Индии за р. Кришной (годом раньше другой мусульманский наместник в Южном Тамилнаде создал недолговечный Мадурский султанат). Сложившаяся политическая обстановка позволила братьям укрепиться, построить мощную крепость Вид-жаянагар, ставшую столицей и давшую название созданному ими государству, и постепенно расширить свои владения. К концу XIV в. правители Виджаянагара подчинили почти весь юг Индии и вступили в борьбу с султанами Бахмани за пограничные земли, главным образом за Райчурское междуречье. Воевали виджаянагарские императоры и с Орисским государством за примыкающую к Бенгальскому заливу часть Андхры. Фактически независимой оставалась защищенная почти непроходимыми горами - Западными Гхатами - Керала. Столица империи превратилась в огромный, богатый и хорошо укрепленный город. Само ее расположение близ северного рубежа государства демонстрировало значение прилегающей территории, как во внутренней, так и во внешней политике империи.

При всем своем видимом могуществе Виджаянагар был довольно рыхлым образованием. Многие входившие в состав государства земли находились под властью вассальных князей. Князья обладали большой самостоятельностью и нередко даже воевали друг с другом, поднимали они и мятежи против центральной власти. Но большая часть территории находилась под управлением правительства Виджаянагара и была разделена на провинции, губернаторы которых осуществляли свою власть на местах и собирали налоги и подати, отчисления с доходов феодалов и дань с князей. В обязанности губернаторов входили военная защита территории и подавление мятежей вассалов. Права их были велики, но правительство старалось не оставлять губернаторов на одном месте долее двух-трех лет, чтобы они сами не могли укрепиться и использовать свою силу в сепаратистских целях.

Основной формой феодальных владений был амарам. Это было условное временное владение, напоминающее икта. Владелец амарама - амаранаяк - обязан был содержать военный отряд и являться по зову государя на службу в армию. Часть собираемых податей (около трети дохода) он должен был отчислять в пользу казны. Владение считалось пожизненным и ненаследственным, но фактически обычно переходило к сыну феодала, когда он обращался с просьбой передать отцовский амарам ему и приносил вассальную присягу. Существенным отличием от мусульманских порядков было то, что норму налогообложения определяли не государственные чиновники, а сам амаранаяк. Он обладал также административным и юридическим иммунитетами. Со временем эволюция этого вида феодального владения шла в сторону еще большего расширения феодальных вольностей. Наследование стало считаться правилом, а отчисления в казну резко уменьшились или не выплачивались вовсе. Амаранаяки все чаще стали уклоняться от своих военных обязанностей. Особенно распространенным стало содержание меньшего военного отряда, чем полагалось, особенно конницы, поскольку расходы на покупку лошадей были для феодалов наиболее чувствительной статьей расхода. В начале XVI в. большинство амаранаяков приводило на службу государю в два раза меньшие отряды конницы, чем были обязаны. Но такое нарушение вассальной службы или неуплата доли казны и прочие подобные нарушения, насколько известно, не карались конфискацией владения. Так бывало лишь в случае мятежа. Крупные амаранаяки, подобно мукта, часть своих владений отдавали на условиях военной службы своим собственным вассалам.

Часть территории государства, главным образом примыкающая к столице, составляла казенное владение, наподобие земель халисе в мусульманских султанатах. Налоги с деревень, расположенных на этих землях, шли на содержание армии, государственного аппарата. Государственные владения пополнялись за счет завоеваний, конфискаций у мятежных феодалов, из выморочных владений и т. д., они использовались как фонд для феодальных пожалований. Таким образом, категория государственных владений не была стабильной.

Довольно значительными были феодальные владения храмов и брахманов. Некоторые знаменитые храмы владели десятками деревень. Такие храмы обычно рассматривались как вассалы государя, более мелкие храмы считались вассалами или государя, или тех феодалов, во владениях которых были расположены, и часть доходов отдавали в пользу сеньоров. К этой категории феодальных владений относятся также религиозные пожалования отдельным брахманам или брахманским общинам. Отнять полученные храмами и брахманами в качестве религиозного дара владения считалось великим грехом.

Армия Виджаянагара состояла из наемного войска самого императора, военных отрядов амаранаяков и вассальных князей. Она включала три рода войска: пехоту, конницу и боевых слонов. Пешее войско было многочисленно, конница же уступала по численности и боевым качествам бахманидской армии. По некоторым данным, Виджаянагар ежегодно завозил около 13 тыс. коней, однако их не хватало, да и воины часто не обладали навыками конных бойцов. Поэтому виджаянагарские императоры нанимали крупные конные мусульманские отряды или приглашали на вассальную службу мусульманских феодалов. Напомним, что и в бахманидской армии выступали военные отряды вассальных индусских князей.

На казенных землях виджаянагарские государи стремились регламентировать сбор налога. С орошаемых, наиболее плодородных земель доля государства могла достигать, видимо, половины урожая, но в целом с учетом всех категорий земли норма податного обложения примерно соответствовала североиндийской (примерно 1/4, потом 1/3). В этот период широкое распространение получает исчисление налогов в деньгах, что свидетельствует о возраставшей роли денежного обращения. По-видимому, все-таки в большей части районов Южной Индии основной земельный налог брали обычно натурой, и исчисление в деньгах имело формальный характер. В целом за время существования государства Виджаянагар податное давление государства и феодалов на общины заметно усилилось. Так же как в Северной Индии, это сказывалось, прежде всего, на положении полноправных общинников-налогоплательщиков. Поэтому столкновения общин с царскими чиновниками и отдельными феодалами из-за чрезмерного обложения, происходили под руководством именно этого господствующего в общинах слоя, к которому присоединялись зависевшие от него касты. Однако такая конфронтация очень редко разрасталась в сколько-нибудь массовое восстание.

Общинные вожди, прежде всего руководители областных общин Южной Индии, во многих случаях выбивались в господствующий феодальный слой, поступая на службу государству или феодалу. Но в этот период заметно и другое явление: правители Виджаянагара стремятся подчинить общины, превратив их старост и писцов в своих чиновников, по возможности свести на нет общинное самоуправление, с тем чтобы ослабить сопротивление общин податному гнету. В этом же направлении действовали и отдельные феодалы.

Во второй половине XV в. происходит усиление феодалов и ослабление руководящей роли государства. В основе этого лежит подрыв могущества центральной власти из-за неисполнения амаранаяками феодальной службы, но эта естественная в феодальном обществе тенденция представителей господствующего слоя к укреплению собственной самостоятельности в ущерб центральной власти дополнялась в данном случае и субъективным фактором: императоры вырождавшейся династии все силы отдавали дворцовым развлечениям, отстранившись от государственных дел. Как раз в это время Махмуд Гаван, используя сложившуюся в Вирджаянагаре ситуацию, провел против него победоносные войны и отнял ряд важных областей.

Политическая неустойчивость, смена династий привели к дальнейшему ослаблению целостности империи, но при Кришнадеварайе (1509-1529) Виджаянагар вновь превратился в могучую державу. Талантливый полководец и твердый политик, Кришнадеварайя сумел подчинить своевольных феодалов и привлечь их на свою сторону перспективой богатой военной добычи, заставить амаранаяков выплатить ему недоимки по той доле доходов, которую они обязаны были отчислять в пользу казны. Кроме того, амаранаяки не содержали положенное количество войска. В счет погашения своей задолженности амаранаяки согласились передать правителю боевых слонов и коней. Кришнадеварайя подчинил отпавших вассальных князей, восстановил единство империи, отвоевал междуречье Кришны и Тунгабхадры (Райчур) у деканских султанов, над которыми одержал ряд блестящих побед, разгромил усилившееся к этому времени государство Ориссу.

Политика Виджаянагара в отношении деканских султанов заключалась в натравливании их друг на друга и недопущении их объединения или чрезмерного усиления кого-либо. И эта политика средствами дипломатии и с помощью военной силы успешно проводилась в жизнь. Но в 1565 г. деканские султаны неожиданно сумели сговориться и выступили в совместный поход против Виджаянагара. Огромные армии противников встретились на р. Кришне (это сражение называют также битвой при Таликоте). Армия Виджаянагара была разгромлена и почти полностью истреблена, столица захвачена без боя, полностью разграблена и разрушена.

Государство Виджаянагар после этой катастрофы существовало еще почти век, но потеряло прежнее политическое значение, и территория его постепенно сузилась до небольшой области. На месте распавшейся империи возникло много мелких государств, созданных бывшими князьями и губернаторами.


Список литературы

История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М.: Издательство Московского университета. 1987.

Делийский султанат-(XIII -- нач. XVI вв.)

Как уже отмечалось на территории Индостана за многотысячную историю не существовало сильной власти. Одни государства выделялись и стремились подчинить себе другие. Однако, исчерпав свой потенциал в войнах против соседей, она гибла и вновь распадалась.

Начиная с XI в. Индия становится ареной разорительных набегов тюркский завоевателей - мусульман. Поскольку в Индии была феодально раздробленной, индийские княжества не смогли противостоять этим нашествия. Значительные изменения в жизни Индии начались с XII века, когда ее северные области были покорены мусульманами. Они стремились подчинить Индия с VIII века, но их действия не увенчались успехом. Так постепенно на севере Индии утвердилось новое государство во главе с мусульманскими завоевателями, получившее в истории название - Делийский султанат Антонов К.А. История Индии (краткий очерк). /К.А. Антонов, Г.М. Бонгард - Левин, Г.Г. Котовский. М., «Мысль», 1973. Стр.175.. Правителем этого государства стал наместник султана Кутб-ад-дин Айбек. С конца XIII в. султанат довольно быстро увеличивал свою территорию и к началу XIV в. захватил почти весь полуостров Индостан. Возникновение Делийского султаната , оказало значительное влияние на всю историю Индии.

Делийский султанат был относительно централизованным государством. Эта централизация держалась на силе делийских правителей, которые поддерживали свою власть методами жестокого подавления народного сопротивления и мятежей отдельных феодалов

В период Делийского султаната одна династия сменяла другую. Рассмотрим особенности правления этих династий.

Династия Гулямов (1206--1290 гг.).

Как говорилось выше, первым правителем султаната был провозглашен один из тюркских рабов, начальник гвардии, полководец и наместник Севера Индии Кутб-уд-дин Айбек (1206--1210 гг.). Главной опорой для него было его войско.

Государственной религией в этот период становится ислам суннитского направления, официальным языком - персидский. Только христианам и иудеям, «людям Писания», разрешалось сохранять свою веру на условии признания себя подданными, выплачивающими харадж (поземельный налог) и джизью (подушный налог). Позднее, по мере распространения ислама и роста числа его последователей, разница в обложении поземельным налогом мусульман и не мусульман исчезла, и универсальным поземельным налогом становится харадж.

После смерти Айбека тюркская знать посадила на престол Шамс-уд-дина Ильтутмыша (1210-1236 гг.)

Многолетние войны Шамс-уд-дина привели к расширению пределов Султаната и к относительному усилению султанской власти. Слава Дели вышла далеко за пределы Индии. В 1229 г. султан Дели получил инвеституру (признание в качестве такового) от багдадского халифа Логинов А.Н. История стран Азии и Африки в Средние века Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. - 106с. .

Из-за постоянных угроз и нашествий монгольских завоевателей мусульманская знать объединилась вокруг делийского трона. Военная знать в этот период состояла в основном из среднеазиатских тюрок, сплотившихся в сильную организацию, называемую «Сорок» по числу ее основателей. Чиновники и духовные деятели были хорасанцами (т.е. таджиками и персами). Ислам суннитского направления стал государственной религией, индусы считались презренными, неверными («зим-ми»).

Первые два делийских султана избирались мусульманскими военачальниками, Ильтутмыш стремился сделать монархию наследственной и назначил преемником свою дочь Раззийю, которую считал «лучшим мужчиной», чем его сыновья, но она смогла править только 4 года. Начались раздоры между приближенными и военачальниками-гулямами; в государстве воцарилась анархия

В 1246 г. на трон был возведен младший сын Ильтутмыша, Насир-уд-дин. Однако вся власть была в руки его способного советника Гийяс-уд-дина Балбана. Заняв после смерти Насира престол (1265--1287 гг.), Балбан сумел отогнать монголов и построить на северо-западной границе цепь крепостей как опорных пунктов. Его правление прошло в борьбе за укрепление своей власти.

При Балбане в Делийском султанате были созданы сильный государственный аппарат и огромная постоянная армия из среднеазиатских, афганских и иранских наемников. Вся власти была в руках султана. Его ближайшим помощником являлся главный визирь, направлявший и контролировавший работу многочисленных ведомств. Основными ведомствами были налоговое и военное. Территория Делийского султаната разделялась на несколько областей. Для управления ими султан назначал наместников (вали) из высшей мусульманской знати, часто из членов своей семьи. Области, в свою очередь, делились на налоговые округа, во главе которых стояли начальники, также из мусульман.

После смерти престарелого султана между феодальными группировками снова начались распри. В этой борьбе одержали верх военачальники из тюркского племени хилджи. На престол вступил 70-летний Джалал-уд-дин Фируз (1290--1296 гг.).

Правление Хилджи

При первом представителе династии Хилджи в Индию опять вторглись монгольские войска. Джалал-ад-дин Фируз был мягким и милосердным султаном.

В 1296 г., убив своего тестя, правителем Дели становится Ала-ад-дин Хилджи (1296--1316 гг.). Жестокий и решительный Ала-ад-дин был способным военачальником и талантливым администратором.

Для пополнения казны султан забирал земли духовенства и богатых военачальников и обложил их налогом. Налог с индусов был повышен с 1/6 до 1/2 урожая. Им было запрещено носить оружие, богато одеваться, ездить верхом. Во избежание заговоров султан создал систему шпионажа и разослал повсюду своих шпионов. Запретил вельможам употреблять спиртные напитки и сам перестал пить. Но потом знатным людям разрешил пить, но только дома. Браки между знатными людьми были разрешены только с согласия султана.

Предметом специальной заботы Хилджи была армия. Он ввел денежную оплату иктадаров вместо существовавшей до этого раздачи наделов. Жалование воинам было повышено. Эти меры дали Ала-ад-дину возможность создать огромное боеспособное войско в 475 тыс. всадников и отразить набеги монголов. Затем султан организовал большой поход в Декан и в течение трех лет (1308--1311 гг.) завоевал его.

Под прямым контролем султана была только большая часть Северной Индии. Империя Ала-ад-дина не была централизованным государством. Всюду вспыхивали мятежи. И после смерти Хилджи началась борьба за трон.

Династия Туглак (1320 - 1414)

В 1320г один из самых известнейших военачальников Ала-ад-дина, Малик Гази свергает и убивает последнего султана династии Хилджи. Делийская знать провозглашает его султаном под именем Гийяс-уд-дина Туглака.

Новый султан провел ряд мероприятий, стремясь устранить недостатки, являвшиеся следствием реформ Ала-ад-дина. Земельный налог был снижен до 1/10 урожая, и на государственные средства была осуществлена постройка ирригационных каналов.

Подобно своим предшественникам, Гийяс-ад-дин проводил активную внешнюю политику. Он подчинил Восточную Бенгалию, а правителя Западной Бенгалии заставил признать себя вассалом Дели. Его сын по этому поводу устроил в Дели пышную встречу, но во время шествия слонов рухнул деревянный павильон, и Гийяс-уд-дин погиб под его обломками.

На престол взошел Мухамад-шах (1325--1351 гг.). Мухаммад Туглак был способным полководцем. Для своего времени Мухаммад Туглак был способным полководцем, хорошо образованным человеком. Но он был чудовищно жесток. Мухаммад носился с фантастическими планами покорения Персии и Китая и своими непродуманными действиями привел государство в хаотическое состояние.

Страну погубили его безумные планы и тяжелые налоги. Начался голод, а затем и восстания. За жестокость расправ султан получил прозвище Хуни, то есть Кровавый. В 1351 г. султан, преследуя мятежных эмиров, прибыл в Тхатту (Синд), где и умер от лихорадки. Тут же, в Синде, знать возвела на трон двоюродного брата покойного султана -- Фируза Туглака (1351-1388 гг.). государство индия средний век

Фирузу пришлось принять решительные меры для ликвидации пагубных последствий правления Мухаммада. Абвабы больше не взимались, земельный налог был уменьшен, для поднятия урожайности в Доабе были сооружены пять оросительных каналов, отменены высокие рыночные пошлины, военачальникам розданы «деревни, селения и города», издан приказ о запрещении пыток. Мусульманским военачальникам пришлось предоставить ряд привилегий, но это лишь поощрило их сепаратистские тенденции Антонов К.А. История Индии (краткий очерк). /К.А. Антонов, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. М., «Мысль», 1973. C 180.

сохранить целостность своего государства Фирузе так и не удалось. Отделившуюся еще при Мухаммаде Туглаке Бенгалию, присоединить вновь не удалось. Декан фактически откололся от империи, походы на Ориссу и Синд закончились провалом. Когда престарелый султан умирает, разгорается борьба между могущественными группировками феодалов, каждая из которых поддерживала своего ставленника на престол.

Окончательный удар распадающейся империи нанесло нашествие войск Тимура, правителя Самарканда (1398 г.). В Индии после его нашествия начались голод и болезни. Империя распалась.

Династия Сайидов и Лоди

В 1414 г. Хизр-хан Сайид, бывший правитель Мултана, присоединившийся к Тимуру и оставленный им в качестве наместника Мултана и Пенджаба, захватил Дели и взял власть в свои руки. 1414 год считается началом правления династии Сайидов.

Хизр-хан (1414--1421 гг.) и его родственники продержались у власти до 1451 г.. В стране продолжалась разруха, земельный налог взимали только с помощью войск, а казна пополнялась за счет военной добыча. Его сын и наследник Мубарак-шах (1421--1434 гг.) в последний год своего правления отказался подчиняться тимуридам и стал чеканить монеты со своим именам.

В 1451 г. престол захватывает пуштун Бахлул Лоди (1451--1489 гг.), способный военачальник. При нем султанат политически усилился и расширился.

Сын Бахлула Сикандар-шах (1489--1515 гг.) расширил границы государства на востоке - вплоть до границ Бенгалии, подавлял восстания, пытался афганскую власть сделать более послушной. Восстановил шпионаж. Возобновил проверки налоговой отчетности, казни за растраты и хищения. При его правление несколько оживилась экономика страны. Он основал Агру (1504г.), которая стала одной из столиц Индии.

Си-кандар проявил себя как ревностный, фанатичный мусульманин. Он яростно преследовал индусов, разрушая храмы, разбивая статуи и т. п.

Его сын Ибрахим (1517--1525 гг.) пытался продолжить политику своего отца по укреплению власти, но проявил при этом излишнюю прямолинейность. Самыми крупными военными мероприятиями Ибрахима были его походы против Джаунпура и Гвалиура, закончившиеся подчинением обоих княжеств. Однако его деспотическое правление и попытки сломить власть афганских военачальников приводили к мятежам. Феодальные распри и недовольство феодалов не прекращались. Тогда знать пригласила в Индию Кабула тимуриду Бабуру с просьбой избавить их от тирании султана. Бабур воспользовался этим приглашением. Он и сам стремился захватить богатые индийские земли. В 1526 г. Бабур разбил Ибрахима в битве при Панипате и занял Дели.

Начался новый период Индийской истории. Так зародилась Могольская империи, господство которой определило историю Индии на двести лет.

Следует отметить ряд государств, существовавших на территории Индии с середины XIV по середину XVI вв. некоторые из них сыграли немаловажную роль в истории Индии, чем Делийский султанат.

В то время как Делийская держава клонилась к упадку, в Декане возникли два государства. Одно на юге, названное по имени своей столицы Виджаянагар и находившееся под властью индусских правителей (1336 г.). И государство Бахмани. (1347 г.) в северной части Декана.

Политическая жизнь государства Бахманидов определялась войнами с Виджаянагаром и внутренними распрями между двумя группировками мусульманских феодалов -- декани (т. е. потомками мусульман, издавна живущих в Декане) и афаки (т. е. чужеземцами, недавно прибывшими из Персии и других стран).

Свирепый правитель Ахмад-шах Бахмани (1422--1435 гг.) беспощадно грабил земли Виджаянагара и вырезал индусское население. Столицу государства он перенес в Бидар. Феодальные распри и междоусобицы ослабляли государство, и в XVI в. империя Бахманидов распалась.

Из возникших на развалинах государства Бахманидов пяти княжеств (Биджапур, Голконда, Ахмаднагар, Бидар и Берар) самым крупным был Биджапур. История Декана этого периода заполнена войнами этих княжеств, как с Виджаянагаром, так и между собой. Хотя правители данных государств были ревностными мусульманами и беспощадно уничтожали на захваченных территориях индусское население, войны с Виджаянагаром определялись не религиозными, а политическими соображениями.

В 1565 г. все пять деканских государств заключили союз против Виджаянагара. В битве при Таликоте на реке Кришна Виджаянагар потерпел поражение.

Вторым крупным деканским султанатом была Голконда, занимавшая по существу территорию древнего государства Телинганы. Голконда была богатым государством

Богатым государством, где правила мусульманская династия, был также Гуджарат, расположенный на западе Индии и не входивший в число деканских государств. Гуджарат был одним из самых экономически развитых районов Индии.

В годы правления Делийского султаната начинается проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли Каликата на Малабарском побережье западной Индии. В результате последующих военных экспедиций - Кабрала (1500), Васко де Гама (1502), д"Альбукерки (1510-1511) - португальцы захватывают остров Гоа, ставший опорой их владений на Востоке. Монополия португальцев на морскую торговлю подорвала торговые связи Индии со странами Востока, изолировала глубинные районы страны и задержала их развитие. К этому же вели войны и уничтожение населения Малабара. Ослаблен был и Гуджарат. Лишь империя Виджаянагар оставалась в XIV-XVI вв. мощной и даже более централизованной, чем прежние государства юга. Ее главой считался махараджа, но вся полнота реальной власти принадлежала государственному совету, главному министру, которому непосредственно подчинялись наместники провинций. Государственные земли раздавались в условное военное пожалование - амарам. Значительная часть деревень находилась во владении брахманских коллективов - сабх. Крупные общины распались. Их владения сузились до земель одной деревни, а общинники все чаще стали превращаться в неполноправных арендаторов-издольщиков. В городах сбор пошлин власти начали отдавать на откуп феодалам, чем укрепили здесь их безраздельное господство.

Еще в начале VII в. арабы, вторгшись в Индию с севера, завоевали территорию Синда и утвердили там свою власть. Синд обособился, но это не повлияло на историю остальной Индии. Однако с начала XI в. Индия стала ареной разорительных набегов тюркских завоевателей-мусульман, совершавших походы под флагом священной войны с неверными. Переживавшие период феодальной раздробленности, индийские княжества не могли противостоять этим нашествиям, и постепенно на севере Индии утвердилось крупное государство во главе с мусульманскими завоевателями, получившее в истории название Делийского султаната. Возникновение этого государства, распространившего впоследствии свои завоевания на юге, оказало значительное влияние на всю историю Индии. Индия была втянута в сферу так называемого мусульманского мира.

Первое вторжение в Индию тюркских завоевателей произошло в 1001 г. Затем войско Махмуда (998-1030 гг.), правителя государства со столицей в Газни, находившейся в тогдашней области Хорасан, вторглось в Пенджаб. Выступивший против армий Махмуда раджа Джайпал потерпел поражение под Пешаваром и покончил самоубийством. С тех пор систематически вплоть до 1026 г. в зимнее время Махмуд совершал набеги на Индию, разбивая огромные, но плохо организованные индийские армии. Он разрушал храмы, грабил храмовые богатства, сокровища, накопленные владетелями княжеств за много поколений, собирал контрибуцию с населения и уходил обратно с караваном награбленной добычи. Махмуд совершал набеги на огромную территорию Северной Индии от Сомнатха (Катхиавар) на западе до Канауджа (на Ганге) на востоке. Однако он присоединил к своим владениям и непосредственно управлял лишь Пенджабом.

При преемниках Махмуда в период усобиц и угрозы со стороны сельджуков столица газневидов была перенесена в Лахор. В 70-е годы XII в. смутами воспользовались правители небольшого вассального княжества Гур, которые в 1173 г. завоевали Газни, а в 1186 г. - столицу своего бывшего сюзерена Лахор. Правитель Гура Мухаммед, овладев Пенджабом, стал продвигаться дальше, в глубь Индии. В 1191 г. в битве при Тараине он потерпел поражение от Притхвираджа, раджпутского правителя Дели и Аджмира, но да следующий год на том же поле Тараина Мухаммед разбил возглавляемую Притхвираджем армию раджпутских князей, открыв себе дорогу на Ганг. Вскоре он овладел всей Джамна-Гангской долиной, включая Бенгалию. После убийства Мухаммеда один из тюркских рабов, начальник его гвардии, полководец и наместник Севера Индии Кутб-уд-дин Айбак (1206-1211 гг.), объявил себя независимым султаном индийских владений туридов со столицей в Дели. Так возник Делийский султанат. После смерти Айбека (он упал с коня во время игры в поло) к власти пришел другой правитель, из гулямов (рабов-гвардейцев) - Шамс-уд-дин Ильтутмыш. Поскольку некоторые его преемники также выдвинулись из рабов-гвардейцев, эта династия известна под названием династии Гулямов.

Династия Гулямов

В период укрепления и расширения владений Ильтутмышем в Индии появились монгольские завоеватели, преследовавшие Джалал-уд-дина, сына покоренного ими хорезмшаха. К тому времени монголы завоевали уже всю Центральную Азию от Маньчжурии до Туркестана, беспощадно вырезая население. Одно имя Чингисхана наводило страх. Ильтутмыш отказал в помощи Джалал-уи-дину, и тот был разбит монголами в 1221 г. на берегах Инда. После этого монголы, разграбив Западный Пенджаб, Синд и Северный Гуджарат, ушли из Индии. Однако угроза новых монгольских нашествий длительное время висела над Индией и оплачивала мусульманскую знать вокруг делийского трона.

Именно во время правления Ильтутмыша оформилось господство мусульманских военачальников в Северной Индии. В память об Ильтутмыше и сейчас высится гигантский минарет Кутб-минар в Дели, строительство которого было начато при Кутб-уд-дине, а закончено при Ильтутмыше. Гробница Ильтутмыша находится рядом.

В этот период военная знать состояла главным образом из среднеазиатских тюрок, сплотившихся в сильную организацию, называемую «Сорок» по числу ее основателей. Чиновники и духовные деятели были хорасанцами (т. е. таджиками и персами). Ислам суннитского направления стал государственной религией, индусы считались презренными, неверными («зим-ми»). Государственным языком стал персидский. Форма правления была деспотической.

Хотя первые два делийских султана избирались мусульманскими военачальниками, Ильтутмыш стремился сделать монархию наследственной и назначил преемником свою дочь Раззийю, которую считал «лучшим мужчиной», чем его сыновья. Эта правительница была женщиной храброй и умной, но военачальники в силу своих мусульманских предрассудков считали постыдным подчиняться женщине. После четырех лет правления она была убита, и начался период смуты и дворцовых переворотов. В это время монголы неоднократно совершали набеги, я в 1241 г. ими был даже взят Лахор.

Наконец в 1246 г. на трон был возведен младший сын Ильтутмыша Насир-уд-дин. Однако власть фактически перешла в руки его способного советника Гийяс-уд-дина Балбана, который в 1265 г., после смерти Насира, занял престол (1265- 1287 гг.). Став султаном, Балбан сумел отогнать монголов и построить на северо-западной границе цепь крепостей как опорных пунктов. Его правление прошло в борьбе за укрепление своей власти. Он беспощадно подавлял восстания (например, волнения среди индусов Доаба), бросая пленных мятежников под ноги слонам или снимая с живых кожу. Ему удалось сломить могущество «Сорока» и жестоко подавить восстание мусульманских военачальников Бенгалии в 1280 г. Зачинщиков публично казнили, посадив на кол. После смерти престарелого султана снова начались распри между феодальными группировками. В последовавшей затем борьбе одержали верх военачальники из тюркского племени хилджи. На престол вступил 70-летний Джалал-уд-дин Фируз (1290-1296 гг.).

Правление Хилджи

При первом представителе династии Хилджи в Индию опять вторглись монгольские войска, но Джалал-уд-дину удалось частично разбить их, а частично от них откупиться.

Наиболее значительным событием в правление Джалал-уд-дина Фируза был организованный Ала-уд-дином, его зятем и племянником, набег на Декан. Разбив Рамачандра, правителя Девагири из династии Ядавов, и награбив сокровищ, Ала-уд-дин вернулся в Дели. Около столицы он предательски убил своего тестя и стал правителем Дели (1296-1316 гг.).

Жестокий и решительный Ала-уд-дин был способным военачальником и талантливым администратором. В ото время участились набеги монголов, и Ала-уд-дин все силы бросил на разгром врага. Жестокость его характера видна из того, что, опасаясь бунта, он в одну ночь приказал перебить все 15- 30 тыс. монголов, поселившихся около Дели при Джалал-уд-дине и составлявших его войско. Для пополнения казны Ала-уд-дин конфисковал или обложил налогом «обеленные» земли духовенства и богатых военачальников. Во избежание заговоров он запретил пиры и собрания, разослав всюду своих шпионов.

Стремясь сосредоточить в своих руках фонд земель, Ала-уд-дин решил ввести небольшую денежную оплату иктада-ров вместо существовавшей до этого раздачи наделов. При господстве в стране натурального хозяйства пришлось прибегнуть к чрезвычайным мерам, чтобы снизить в столице цены на продовольствие и обеспечить им своих плохо оплачиваемых воинов. Со всех казенных земель в Доабе было приказано брать налог только зерном, и купцы были насильственно обязаны свозить его в построенные в Дели огромные амбары. Цены на городских рынках в столице и Доабе были строго регламентированы; специальные чиновники следили за порядком и жестоко наказывали за обман или недовес. Налог с индусов был повышен с 1/6 до 1/2 урожая. Им было запрещено носить оружие, богато одеваться или ездить верхом; эти меры должны были удовлетворить наиболее ревностных мусульман. Зато воинам жалованье было повышено.

Эти суровые меры на первых порах дали султану возможность создать огромное боеспособное войско в 475 тыс. всадников и отразить набеги монголов. В последний раз при Ала-уд-дине монголы появились в 1306 г. и были им разбиты у реки Рави.

Однако Ала-уд-дину все же не хватало средств на содержание большого войска, и он решил пополнить казну путем ограбления новых областей и городов Декана. Посланный в поход военачальник Малик Кафур снова взял в 1307 г. Дева-гири, затем Варангал, столицу Какатьев (территория современной Телинганы), а в следующем походе, в 1311 г.,- столицу Хойсалов Дварасамудру и центр владений Пандьев - Мадуру. В последующие два-три года Малик Кафур совершал еще походы, достигнув южной оконечности Индии - мыса Коморин. Возвращаясь из набегов, армия Ала-уд-(дина привозила в Дели огромные богатства - золото, драгоценности, коней. Покоренные правители признавали себя вассалами Делийского султаната и должны были платить ежегодную дань.

Огромная империя Ала-уд-дина не была централизованным государством. В Гуджарате в последние годы жизни Ала-уд-дина его наместники поднимали мятежи. Раджпуты оставались непокоренными: памятники раджпутского эпоса рассказывают о постоянной борьбе с мусульманскими гарнизонами. Бенгалия была раздроблена и управлялась независимыми мусульманскими князьями. Хойсалы и Пандьи хотя и платили дань, но в остальном правили самостоятельно. На севере, за Индом, находились земли независимых племен.

Хотя султан щедро раздавал сокровища, награбленные в результате удачных завоеваний, его подозрительность, конфискации, преследование индусов вызвали широкое недовольство. Всюду вспыхивали мятежи. После смерти Ала-уд-дина (он умер от водянки в 1316 г.) началась борьба за трон, во время которой погиб Малик Кафур, пытавшийся захватить власть. Через несколько месяцев под именем Кудб-уд-дина Мубарак-шаха (1316-1320 гг.) короновался один из сыновей Ала-уд-дина. Он ликвидировал все экономические реформы своего отца, однако не отказался от завоевательной политики и посылал на Декан своего военачальника Хосроу-хана. Вернувшись с богатой добычей из Мадуры и Телинганы, Хосроу-хан убил Мубарак-шаха, стремясь стать султаном Дели. Вскоре, однако, и он был устранен другой группировкой тюркской знати. На трон вступил наместник Пенджаба полководец Малик Гази, короновавшийся под именем Гийяс-уд-дина Туглака (1320-1325 гг.) и основавший новую династию.

Правление Туглакидов

Новый султан провел ряд мероприятий, стремясь устранить недостатки, являвшиеся следствием реформ Ала-уд-дина. Земельный налог был снижен до 1/10 урожая, и на государственные средства была осуществлена постройка ирригационных каналов. Гийяс-уд-дин построил для себя в Дели целый город из розового гранита, обнес его мощными стенами с укреплениями и назвал Туглакабадом (ныне лежит в развалинах), а неподалеку воздвиг для себя мавзолей из красного и белого камня, похожий на крепость. Он стоял посреди искусственного озера, теперь совсем высохшего.

Подобно своим предшественникам, Гийяс-уд-дин проводил активную внешнюю политику. Для пополнения казны был предпринят новый завоевательный поход на Декан под началом сына султана, Джауна-хана, который занял столицу Какатьев Варангал и переименовал ее в Султанпур. Сам Гийяс-уд-дин подчинил Восточную Бенгалию, а правителя Западной Бенгалии заставил признать себя вассалом Дели (1324 г.). Джауна-хан по этому поводу устроил в Дели пышную встречу отца, но во время шествия слонов рухнул деревянный павильон, и Гийяс-уд-дин погиб под его обломками. По сведениям арабского путешественника Ибн-Баттуты, этот «несчастный случай» был подстроен Джауна-ханом, метившим на престол. Вскоре он и короновался под именем Мухаммада-шаха (1325- 1351гг.).

Мухаммад Туглак был способным полководцем, хорошо образованным человеком, однако, будучи притом жестоким самодуром, он своими непродуманными действиями привел государство в хаотическое состояние. Решив, что Дели слишком далеко расположен от южных границ его империи, он перенес свой двор в Девагири, переименованный им в Доулатабад. Вместе со двором были насильственно переселены и все обслуживавшие его лица. Через несколько лет Мухаммад-шах вернулся в Дели, но нарушенная хозяйственная жизнь в окрестностях столицы восстанавливалась с трудом.

Поскольку для охраны огромной империи нужно было содержать большую армию и разветвленный центральный и провинциальный аппарат, казна все время нуждалась в средствах.

Мухаммад-шах ввел дополнительные поборы (абваб) с земледельцев. Эти абвабы были столь велики, что крестьяне, разоряясь, бросали хозяйство и бежали в леса. Области оскудели, доходы перестали поступать в казну. К тому же наступила засуха. Тогда султан прибег к выпуску медных денег, которые должны были обращаться по стоимости прежних золотых и серебряных. Однако это привело в расстройство денежную систему и экономику страны. Купцы перестали огпускать товары за новые деньги. В конце концов султану пришлось скупить эту неполноценную монету за серебро и золото, что опустошило казну. Ужасной катастрофой закончился затеянный Мухаммадом Туглаком поход в Караджал - горный район в Гималаях. Правда, местного князя удалось принудить к уплате дани, но при возвращении стотысячная армия, страдавшая от голода, дождей и бездорожья, была почтя начисто уничтожена горцами.

Последние 15 лет правления Мухаммада прошли в бесплодных попытках подавить мятежи, вспыхивавшие го в одном, то в другом конце его огромной империи, и волнения в народе, нередко принимавшие форму ересей. За жестокость расправ Му-хаммад Туглак получил прозвище Хуни (Кровавый). В 1351 г. султан, преследуя мятежных эмиров, прибыл в Тхатту (Синд), где и умер от лихорадки. Тут же, в Синде, знать возвела на трон двоюродного брата покойного султана - Фируза Туглака (1351-1388 гг.).

Фирузу пришлось принять решительные меры для ликвидации пагубных последствий правления Мухаммада. Абвабы больше не взимались, земельный налог был уменьшен, для поднятия урожайности в Доабе были сооружены пять оросительных каналов, отменены высокие рыночные пошлины, военачальникам розданы «деревни, селения и города», издан приказ о запрещении пыток. Мусульманским военачальникам пришлось предоставить ряд привилегий, но это лишь поощрило их сепаратистские тенденции.

Вместе с тем Фируз жестоко подавлял всякие еретические движения, преследовал индусов и шиитов-мусульман. При походах на индусские княжества (особенно Катехр) Фируз обращал население в рабов, применяя труд их в своем царском хозяйстве. По примеру султана его военачальники тоже обзаводились рабами. Общее число их в стране, по словам историка Барани, было около 180 тыс.

Попытки Фируза сохранить целостность своего государства не были успешными. Бенгалию, отделившуюся еще при Мухаммаде Туглаке, не удалось вновь присоединить. Декан фактически откололся от империи, походы на Ориссу и Синд закончились провалом. Когда престарелый султан умер, разгорелась борьба между могущественными группировками феодалов, каждая из которых поддерживала своего ставленника на престол.

Окончательный удар распадающейся империи нанесло нашествие войск Тимура, правителя Самарканда (1398 г.). Тимур стремился устрашить индийцев своей жестокостью. Истребляя почти поголовно население, он строил башни из черепов побежденных. Опасаясь враждебных действий, Тимур приказал вырезать в окрестностях Дели 100 тыс. пленников, взятых им в разных местностях Северной Индии. Делийский султан бежал в Гуджарат. Вошедшие в Дели войска Тимура несколько дней грабили и убивали жителей. Нагруженный добычей, ведя за собой тысячи пленных, Тимур вернулся в Самарканд. В Индии после его нашествия начались голод и болезни. Империя распалась. Последний султан из Туглаков умер в 1413 г., не оставив наследников. В 1414 г. Хизр-хан Сайид, бывший правитель Мултана, присоединившийся к Тимуру и оставленный им в качестве наместника Мултана и Пенджаба, захватил Дели и взял власть в свои руки. 1414 год считается началом правления династии Сайидов.

Династия Сайидов

До конца своих дней Хизр-хан (1414-1421 гг.) правил номинально в качестве наместника тимуридов. В стране продолжалась разруха, земельный налог взимали только с помощью войск, а казна пополнялась за счет военной добыча при ежегодных походах в ближайшие княжества. Власть Хизр-хана простиралась лишь на Дели, Пенджаб и Доаб. Его сын и наследник Мубарак-шах (1421-1434 гг.) в последний год своего правления отказался подчиняться тимуридам и стал чеканить монеты со своим именам (признак независимости). Он предпринял несколько походов против феодальных владетелей Доаба и некоторых других близких к Дели областей; кроме того, воевал с правителем Мальвы, с гакхарами (за Пенджаб) и с тимуридским правителем Кабула. Мубарак был убит заговорщиками из придворной клики.

Султаном стал его племянник Мухаммад-шах (1434- 1445 гг.). Бахлол-хан из афганского племени лоди, наместник Лахора и Сирхинда, оказал ему помощь в борьбе с правителем Мальвы. В результате Бахлол-хан стал влиятельным лицом в государстве. Он пытался совершить переворот, но безуспешно. После смерти Мухаммад-шаха правителем стал последний представитель династии Сайидов Алам-шах (1445- 1451 гг.). В результате борьбы различных феодальных клик я их сепаратизма делийские султаны стали просто марионетками и правили только номинально. В то время ходила даже поговорка, что «власть шаха Алама (буквально - повелителя мира) - от Дели до Палама» (местечко под Дели, где сейчас находится делийский аэропорт).

Династия Лоди

Бахлол-хан вновь предпринял попытку переворота. На этот раз ему удалость устранить Аламыпаха и занять престол. Воцарившись, Бахлол (1451-1489 гг.) сделал своих соплемекников-яоди наиболее привилегированной верхушкой в государстве я включил в состав своей армии отряды афганских племен. Почти сорокалетнее правление Бахлола прошло в непрерывных войнах за расширение султаната. Самым опасным его противником было княжество Джаунпур, которое удалось разгромить в 1479 г. Ряд других небольших владетелей вынуждены были покориться.

Сын Бахлола - Сикандар-шах (1489-1515 гг.) стремился поставить наместников и вассальных князей под строгий контроль и создал для этого разветвленную сеть доносчиков. Си-кандар был ревностным суннитом, хотя его мать происходила из индусской семьи, и яростно преследовал индусов, разрушая храмы, разбивая статуи и т. п. В 1504 г. он основал свою резиденцию на берегу Джамны в небольшой крепости Агра, откуда ему было удобно начинать походы против князей Доаба.

Его сын Ибрахим (1517-1525 гг.) стремился возвеличить власть султана и обуздать феодалов. Он не отдавал предпочтения афганским военачальникам, заявляя, что у правителя не может быть родственников и соплеменников, а только подданные и слуги. Самыми крупными военными мероприятиями Ибрахима были его походы против Джаунпура и Гвалиура, закончившиеся подчинением обоих княжеств. Однако его дес потическое правление и попытки сломить власть афганских военачальников приводили к мятежам. Феодальные распри и недовольство феодалов не прекращались. Наконец некоторые из феодалов обратились к правителю Кабула тимуриду Бабуру с просьбой избавить их от тирании султана. Бабур не заставил себя упрашивать. Он и сам стремился захватить богатые индийские земли. В 1525 г. Бабур разбил Ибрахима в битве при Панипате, положив этим начало Могольской империи, господство которой определило историю Индии на двести лет.

(Монголами в Хорасане, афганских землях и в Северной Индии назывались не только монголы, но и князья-мусульмане, правившие на территориях, ранее завоёванных монголами, и с ними породнившиеся. Весь этот район Средней Азии и афганских земель назывался Монголистаном. Бабур пришёл в Индию оттуда, поэтому его и всех прибывших с ним называли монголами; европейцы же стали именовать правителя Великий Монгол. )

ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ, государство в средневековой Индии со столицей в Дели, возглавлявшееся мусульманскими династиями (1206-1526). Основан Кутб-ад-Дином Айбаком (правил в 1206-10), военачальником Мухаммеда Гури, который возглавлял тюркско-афганские войска, завоевавшие Северную Индию в конце 12 - начале 13 века.

Султаны делийского султаната принадлежали к тюркским династиям Гулямов (1206-90), Хилджи (1290-1320), Туглакидов (1320-1414), Сайидов (1414-51) и афганской династии Лоди (1451-1526). Правящая мусульманская верхушка составляла ничтожное меньшинство населения, остававшегося в массе индусами по религии, и удерживала власть благодаря тому, что действовала как сплочённая военная организация. Внутри правящего слоя существовали противоречия между суннитами и шиитами, тюрками и персоязычными, мусульманами, давно проживавшими в Индии и прибывавшими из стран Среднего Востока. Большая часть земель делийского султаната была роздана в кормления (икта) военачальникам при условии содержания ими на собираемые налоги воинских отрядов, поддержания порядка и перечисления части сумм в казну. Существовали также земли, находившиеся в частной собственности (ином) и освобождённые от выплаты налогов. Землевладельцы-общинники платили земельный налог. С части земель налог собирался непосредственно в казну (земли халиса). Источником пополнения казны была джизия - подушный налог, взимавшийся с немусульман.

Границы делийского султаната неоднократно менялись, его территория не имела регулярного административного деления. В 13 веке делийский султанат охватывал бассейны рек Инд и Ганг (часто за исключением Бенгалии). При Апа-ад-Дине Хилджи (правил в 1296-1316) делийский султанат включал почти всю Индию и сохранялся как общеиндийское государство в первые годы правления Мухаммеда Туглака (правил в 1325-51). В последующий период его территория вновь сузилась до долины Ганга и области Панджаб (Пенджаб). В 1389 году делийский султанат был разгромлен Тимуром и уже не смог вернуть себе былое могущество. Власть султанов династий Сайидов и Лоди распространялась лишь на Доаб (междуречье Ганга и Джамны), а иногда только на окрестности Дели. На развалинах делийского султаната возникли Бахманийский, Джаунпурский, Гуджаратский султанаты, Малва, княжества Раджпутаны. В 1526 году делийский султанат был завоёван Бабуром, основавшим династию Великих Моголов.

Включение (начиная с 13 века) делийского султаната в систему ближневосточных и средневосточных государств положило конец замкнутости Северной Индии (а до некоторой степени всей Индии), способствовало развитию её торговых и культурных связей с сопредельными государствами, появлению ряда новых производств, персоязычной индийской художественной и исторической литературы (тарихи, так называемой хроники), развитию религиозной мысли (мусульманского суфизма и индусских течений бхакти).

Лит.: Ашрафян К. З. Делийский султанат. К истории экономического строя и общественных отношений (XIII-XIV вв.). М., 1960; The history and culture of the Indian people. L., 1960. Vol. 6; Srivastava А. L. The Sultanate of Delhi (711-1526 А. D.). 4th ed. Jaipur, 1964; А comprehensive history of India. Delhi, 1970. Vol. 5; Алаев Л. Б. Средневековая Индия. СПб., 2003.

В конце XII в. Северная Индия вновь стала жертвой завоевателей.

В 1175 г. правитель Газни Шихаб-ад-дин Мухаммед Гури, представитель династии Гуридов, пришедшей к власти после свержения династии Газневидов, вторгся в Пенджаб, где укрывался последний представитель династии Махмуд Газневи.

Завоевав эту область, Мухаммед Гури двинулся дальше на восток. В 1192 г. он разбил под Таранном союзные войска индийских князей, выступивших ему навстречу во главе с князем Аджмира и Дели -Притхви Раджей (Раи Питорой) и стал господином всего Доаба (двуречья. Джамны и Ганга).

В 1199-1200 гг. были покорены Бихар и Бенгалия.

Завоёванные индийские земли были включены в состав государственных земель державы Гуридов, и Мухаммед Гури, как их верховный собственник, стал раздавать эти земли в условное феодальное держание (икта) своим (по преимуществу тюркским) военачальникам, поставив над ними в качестве наместника Кутб-ад-дина Айбека.

Успехи завоевателей, сумевших в течение 20 лет подчинить почти всю Северную Индию, объяснялись политической раздробленностью страны, обособленностью её народов, племён и каст и остротой социальных противоречий внутри индийского общества.

В 1206 г., возвращаясь из походов против восставших пенджабцев, Мухаммед Гури был убит.

Военачальники, которым он роздал в феодальное держание индийские земли, отказались признать нового правителя Газни своим господином и создали на территории Северной Индии собственное, независимое от Газни, государство, получившее название по имени своей столицы - Делийский султанат.

Правителем этого государства был провозглашён прежний наместник султана Кутб-ад-дин Айбек.

Власть Айбека и его ближайших преемников была, однако, в значительной мере номинальной. За 36 лет, последовавших после смерти Айбека (1210 г.), на делийском престоле сменилось шесть султанов.

Подоплёкой кровавых дворцовых переворотов было желание феодалов добиться от султанской власти новых земель, пожалований в привилегий.

Бесконечные усобицы между крупными мусульманскими феодалами, представлявшими господствующую верхушку в Делийском султанате, использовались покорёнными раджпутскими князьями для восстановления своей независимости.

Почти непрерывные войны внутри Делийского султаната, сопровождавшиеся грабежом в опустошением сотен и тысяч мирных селений, вынуждали общинников браться за оружие, звать на помощь вождей раджпутских кланов, платя им за это признанием их феодальной власти.

Многие вожди раджпутских кланов и их ответвлений, разгромленных захватчиками и отступивших в глубь территории между Пенджабом и Бенгалией, создавали здесь новые феодальные владения.

Феодальная анархия в Делийском султанате поставила под угрозу дальнейшую судьбу народов Индии, когда у её границ появились монгольские войска. Впервые монголы вступили на индийскую территорию в 1221 г., преследуя правителя Хорезма Джелал-ад-дина.

Монгольские отряды опустошили области Мультана, Лахора и Пешавара и ушли из Индии, взяв с собой, по свидетельству одной из индийских хроник, 10 тыс. пленных, которые по дороге были все" убиты из-за недостатка продовольствия.

В 1241 г. монгольские войска снова совершили налёт на Индию и захватили Лахор. С этого времени, монгольские ханы начали предпринимать одно вторжение за другим. В 1246 г. они овладели Мультаном и У чем.

Необходимость обороны своих владений вынудила феодалов объединиться вокруг делийского султана Насир ад-дина Махмуда (1246-1265), фактически же под руководством его главного везира Гийяс-ад-дпна Балбана.

Опираясь в основном на поддержку мелких и средних феодалов, Балбан сначала как везир, а затем, с 1265 по 1287 г., как государь сумел подорвать силу господствовавшей до этого тюркской феодальной клики.

Он отбирал в казну земли тех держателей икта, которые не хотели подчиняться султану.

Всё своё внимание Балбан направил на оборону государства от монгольских завоевателей.