История и современное состояние приморского края. Краткая история приморского края и его заселения

Территория Приморья вошла в состав России в середине 19 в. В 1856 г. здесь была образована Приморская область, в 1860 основан Владивосток. Советская власть в Приморье была установлена в ноябре 1917. В 1918 на территории края власть перешла в руки белогвардейцев под коммандованием адмирала Колчака, а во Владивостоке высадились войска США и Японии

Территория Приморья вошла в состав России в середине 19 в. В 1856 г. здесь была образована Приморская область, в 1860 основан Владивосток. Советская власть в Приморье была установлена в ноябре 1917. В 1918 на территории края власть перешла в руки белогвардейцев под коммандованием адмирала Колчака, а во Владивостоке высадились войска США и Японии. Весной 1920 Красная Армия подошла к границе Приморского края. Во избежание военного столкновения России с Японией здесь была создана Дальневосточная республика, находившаяся под контролем большевиков. В 1922 эта республика вошла в состав Советской России. В 1938 был образован Приморский край с центром во Владивостоке.

Район Владивостока был исследован Российскими мореплавателями в 50-х гг. 19 в. В 1860 на берегу глубоководной и закрытой от ветров бухты Золотой Рог командой Российского парусника "Маньчжур" был основан военный пост, получивший название "Владивосток". В 1871 во Владивосток была переведена из Николаевска-на-Амуре главная база Сибирской военной флотилии. Развитие судостроения и других отраслей промышленности сопровождалось укреплением Владивостока как административного центра. Постоянная пароходная линия связала Владивосток с Санкт-Петербургом и Одессой в 1879. В 1880 Владивосток (с полуостровом Муравьёв-Амурский) был выделен в особое "военное губернаторство" и признан городом. С 1888 центр Приморской области. В 1897 построена железная дорога Хабаровск - Владивосток, в 1903 открылось прямое железно-дорожное сообщение с Москвой по Великой Сибирской железнодорожной магистрали. В 80-90-х гг. 19 в. Владивосток постепенно превращался в место сосредоточения русской культуры на Дальнем Востоке. Владивосток был организационным центром экспедиций российских путешественников и учёных Н.М. Пржевальского, С.О. Макарова, В.К. Арсеньева, В.Л. Комарова (впоследствии президента Академии наук СССР) и др. В 1899 во Владивостоке открыт Восточный институт. После установления советской власти в 1917 в городе неоднократно менялись правительства, высаживались военные десанты японских, американских и английских войск. В 1920-22 Владивосток - центр Дальневосточной республики. С 1922 в составе РСФСР. С 1938 центр Приморского края.

История Приморского края насчитывает длительный период, приблизительно 30 тысяч лет. Это подтверждают древние находки археологов. В более поздних китайских летописях можно найти сведения о населении Приморского края. Согласно им, эта территория была довольно густо заселена. Древние люди занимались ловлей рыбы, собирательством, охотой, разводили свиней и собак. В период средневековья здесь были свои центры цивилизации - государства тунгусов Бохай, Чжурчженей.

Памятники доисторического периода

Самым ранним памятником доисторического периода истории Приморского края является пещера Географического общества, находящаяся в скале Екатерининского массива, которую историки относят ко времени раннего палеолита, ее возраст 32 тысячи лет. Расположена она в Партизанском районе недалеко от села Екатериновка.

Подтверждают древнюю историю Приморского края находки, сделанные археологами. К этому времени относятся и памятники Осиновской культуры, расположенные у деревни Осиновка Михайловского района, и Устиновской культуры, находящиеся недалеко от села Устиновка Кавалеровского района. Они были открыты в 1953 году.

К неолиту относятся памятники нескольких культур, таких как зайсановская, бойсманская, иманская, веткинская, руднинская. Они представлены находками гончарных и текстильных изделий. Наиболее значимые расположены в пещере Чертовы ворота, в могильниках на берегу Бойсмановской бухты. Представители зайсановской культуры, заселявшие южные районы Приморского края занимались земледелием.

Бронзовый век в истории Приморского края характеризуется появлением укрепленных поселений, что говорит о вооруженных конфликтах. Памятники маргаритовской культуры находятся в восточном районе края, в бухтах Моряк-рыболов, Ольга, Преображения, Евстафия.

Век железа

С наступлением железного века (800 лет до н.э.) возникают поселения. Их обитатели - представители янковской культуры. Это первые в истории Приморского края древние люди, которые занимались выращиванием сельскохозяйственных культур. Они сажали просо и ячмень, делали гончарные изделия и металлические орудия труда, занимались рыболовством, собирательством.

Практически в то же время на Западе Приморья проживали представители другой культуры - кроуновской. Это племена воцзюй.

Первые государства

Об этом периоде истории Приморского края кратко можно сказать следующее. В 500 годах нашей эры Приморье заселяют племена сумо моэх, которые образовывают первое в истории края государство. Оно в VIII веке стало называться Бохай, но существовало недолго (698-926 гг.). Этот период истории характеризуется тем, что начинается расслоение общества, и появляются сословия, органы власти, базирующиеся на легитимном насилии.

В экономике появляются качественно иные формы хозяйствования: распашное земледелие, зарождаются ремесла, такие как кузнечное, гончарное дело, ткачество. Происходит появление первых городов. В начале X века государство Бохай было уничтожено кочевыми монгольскими племенами киданями. Территория была разграблена и лежала в запустении.

В результате объединения хэйшуй моэх, которые с Х века носят название чжурчжени, образовалось новое государство Цзинь, или Золотая империя. Время существования - с 1115 до 1234 гг. Это государство проводило воинственную политику. В 1125 году победила Ляо - киданьскую империю, вела войны с китайской империей Сун, в результате чего ей удалось подчинить Северный Китай. Закат империи Цзинь наступил в XIII веке из-за монгольских нашествий. Сказать кратко: в истории Приморского края, время древних городов было закончено.

Восточные остатки империи, сохранившие независимость, образовали государство Восточное Ся, просуществовавшее до 1233 года. После третьего похода монголов оно прекратило свое существование. После четвертого нашествия монголов, которые принудительно забрали мужское население в войско, а остальных жителей переселили в долину реки Ляохе, сделав их рабами. Наличие других государств на территории Приморского края историки не обнаружили.

История освоения Приморского края русскими первопроходцами

Документально подтверждено, что появление русских в Приморском крае датируется 1655 годом. Это время освоения Сибири. Казаки шли дальше на Восток по огромной практически не заселенной территории пока не достигли побережья Тихого океана. Первый отряд, достигший северного Приморья, пришел под командованием О. Степанова. Постепенно продвижение русских на Восток становилось все более заметным. Сюда пробирались из центральной России беглые крестьяне, каторжане, авантюристы, раскольники, которые сыграли значительную роль в истории освоения Приморского края.

Препятствие составляли труднопроходимые земли. Но установление централизованной власти в Сибири явилось причиной движения русского населения на Восток. Приморский край интересовал не только русских исследователей, но и французов. В начале XVIII века, в 1787 году, в Приморье работали картографические экспедиции из Франции.

Восточное побережье было обследовано известным французским путешественником Жаном Лаперузом. Их исследования оставили значительный след в истории освоения и изучения Приморского края. Картами, составленными французами долгое время пользовались русские первопроходцы.

Чтобы закрепить за собой официально территорию Приморского края, российское правительство решается узаконить ее, образовав Приморскую область. В нее вошли приморские земли Восточной Сибири, включая Камчатку. Через год, в 1857 году, из состава Приморской области выделяется Амурская область.

Включение Приморья в состав России

Суверенная территория любого государства имеет границы. После того как Приморье было включено в состав России, граница с Китаем была юридически оформлена Айгуньским договором (1858) и подтверждена и расширена Пекинским (1860). Определенная договорами территория стала практически такой же, как в настоящее время. Хочется отметить, что китайцы считают договоры несправедливыми и уверены, что рано или поздно территория, включающая Владивосток, перейдет к ним.

Основание Владивостока

Главным центральным поселением стал город Николаевск, входящий в настоящее время в состав Хабаровского края. В этом районе базировался Тихоокеанский флот. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Муравьев-Амурский в 1859 г. осматривал на своем корабле прибрежную местность, чтобы выбрать удобную бухту для строительства порта. Он нашел ее - это защищенная бухта Золотой Рог. Ровно через год здесь был устроен военный пост, а впоследствии был построен город Владивосток. В этом году ему исполнится 158 лет.

Основание Уссурийска

Одним из крупных городов Дальнего Востока является город Уссурийск Приморского края. История его образования является одной из многих похожих историй других населенных пунктов Приморья. Первоначально поселение, основанное переселенцами, носило название Никольск в честь Николая Угодника. Оно было основано в 1866 г. переселенцами из Воронежской и Астраханской губерний.

Впоследствии сюда были переселены выходцы из Украины. Здесь базировался самый большой гарнизон. Через 30 лет со дня основания количество жителей было более 8 тысяч человек. Первоначально город носил название Никольск-Уссурийский, до 1957 г. он назывался Ворошилов. В настоящее время это Уссурийск.

Заселение Приморского края

Самую значимую роль в истории создания Приморского края сыграли казаки. Именно они создали первые станицы и военные посты в бухтах Японского моря. Перед ними правительство поставило две наиважнейшие задачи: обосноваться на новых землях, построить новые поселения и вести охрану на принадлежащей им территории.

Первопроходцами стали отряды вновь сформированного батальона казачьего войска Уссурийского округа Амурской области. Их летом 1889 г. в принудительном порядке подвергли переселению из других казачьих частей России. Согласно полученному приказу, определяли тех, кто должен был навсегда покинуть родину, бросая жребий. Поэтому казаки воспринимали переселение как ссылку. Это длилось долгих четыре года - с 1858 по 1862 гг.

Правительством Российской империи были разработаны и опубликованы специальные Правила, которые определяли порядок поселения граждан России и иностранцев в Приморской и Амурской областях, открытыми для заселения. История открытия Приморского края показывает, что переселение на Дальний Восток всколыхнуло всю Россию. Желающих оказалось много, но не совсем достаточно для огромной пустующей территории. С 1861 по 1917 гг. в Приморский край было переселено 269 тысяч человек. Сам процесс можно условно разделить на три этапа.

Три этапа заселения Приморского края

Первый этап включает в себя переселение казаков и военных, а также крестьян из центральных районов России и Украины. Люди отправлялись в путь семьями, а иногда целыми деревнями двигались на Восток пешком, на повозках, груженных годами нажитым скарбом.

Неэффективность этого способа заставило правительство организовать морской путь, по которому люди через несколько месяцев достигали места постоянного жительства. В 1882 г. был открыт регулярный рейс Одесса - Владивосток. Этим способом добирались в большей степени жители украинских губерний. Процент украинских переселенцев составил от 70 до 80% от общего количества. Историю сел Приморского края можно проследить по их названиям.

Окончание строительство Транссиба в 1901 году позволило сократить время в дороге до 18 дней. Этот путь работал до 1904 года. Начало русско-японской войны остановило переселение. Но впоследствии оно продолжалось вплоть до 1917 г.

Причины переселения

История образования Приморского края - это интересный материал для исследования. Сотни тысяч людей были сорваны с постоянного места проживания и двинулись на Восток. Кто-то шел по доброй воле. Казаки и военные переселялись в принудительном порядке. Причин, вызвавших заинтересованность правительства в этом вопросе, было несколько.

  • Первая, самая важная, это малое количество людей, проживавших на огромной территории. Плюс отсутствие населенных пунктов: городов, сел. Ведь именно с приходом переселенцев началась история развития Приморского края. Появились крупные и небольшие поселения. Распахивалась целинная земля, появлялись мастерские, начался промысловый лов рыбы, добыча полезных ископаемых, активизировалась торговля.
  • Вторая причина - это отмена крепостного права, вызвавшая появление тысяч безземельных крестьян, которые стали перебираться в города, где и без них положение становилось все более накаленным. Этому способствовало сложное экономическое положение, революционное настроение народа, плачевные результаты русско-японской войны.
  • Стратегическое значение выхода к Тихому океану. Укрепление позиций России на Тихоокеанском побережье было невозможно по причине малонаселенности территории, большой удаленности от заселенных и экономически развитых районов, отсутствие транспортных путей.

Количество переселенных составило 269 тысяч человек. Оно было бы более результативным, но этому помешали Первая мировая война и революция 1917 года.

Первые поселения

В 1859 году появились первые казачьи поселки Княжеский, Ильинский, Верхне-Михайловский и другие, ставшие впоследствии станицами. В 1861 году было построено село Фудин - первое в истории переселения. Список сел Приморского края пополнялся с каждым годом - деревня Воронежская, села Владимиро-Андреевское, Раздольное, Астраханка, Никольское, впоследствии ставшее городом Уссурийском.

В Южном Приморье, на реке Ханка, казаки создали 10 поселков. Постепенно люди обживались, происходило развитие сел. Примером может служить история Уссурийска Приморского края, ставшего одним из крупных городов на Дальнем Востоке.

На первичном этапе заселения люди занимались промыслами: заготовкой леса, ловлей рыбы, охотой, сбором ягод, грибов, женьшеня. Во Владивостоке появился китобойный промысел. История городов, поселений, сел в Приморском крае пополнилась рядом знаменательных событий. В начале XX века мир поразил кризис. В России это усугубилось политической нестабильностью. Не осталось это незамеченным в Приморье, так как отразилось на строительстве железных дорог, количестве переселенцев, сокращении инвестиций, субсидирования. Сократили объемы работ приморские предприятия.

Разразившаяся русско-японская война тяжелым бременем легла на плечи жителей Приморья. Нехватка продовольствия и товаров первой необходимости, дороговизна, моральное состояние после сокрушительного поражения в русско-японской войне, оторванность от основной территории России делало положение жителей Приморья удручающим. Улучшение наступило только к 1908 году. Но новая война, на этот раз Первая мировая, принесла новые разочарования и лишения.

Приморский край в 1917-1922 гг.

После прихода к власти большевиков был обнародован декрет о мире и заключено перемирие с Германией. Это совсем не устраивало страны Антанты, которые предприняли ответные меры - интервенцию против России. На Дальнем Востоке в 1918 году высаживаются англичане, которые будут хозяйничать там до 1922 года.

Отсутствие охраняемых границ, открыло путь иностранным мигрантам, которые свободно проходили на территорию России. Корейцы образовывали здесь свои поселения, китайцы так же заполонили приграничные территории, свободно проходя вглубь страны. Политическая жизнь региона продолжалась, 08.04.1920 года объявлено о создании Дальневосточной республики (ДВР), куда вошла и Приморская область.

В мае 1921 г. на юге Приморского края, в результате свержения Советской власти, образуется Приамурский земский край, который просуществовал до взятия армией ДВР города Владивостока в 1922 году. История районов Приморского края продолжалась, переживая все новые и новые события.

В состав РСФСР Дальневосточная республика вошла в 1922 году. Придя к власти, правительство большевиков столкнулось с той же проблемой, что и царское - малонаселенность края. Были отменены сословия, и это послужило тому, что в органах местного управления оказались десятки тысяч десятин земли Уссурийского казачьего войска, владельцы которых погибли или сбежали за границу.

С 1926 по 1928 гг. в Приморский край прибыли переселенцы из переживших голод поволжских городов, которых направили на освоение Ханкайской равнины. Именно они составили костяк при коллективизации. Другая часть переселенцев - это демобилизованные военные, оставшиеся после службы в Приморском крае. На то, что они оставались здесь, была своя причина.

Дело в том, что в 1932 году были введены паспорта. В то время их в СССР получали только горожане. Сельским жителям паспорта выдавали по решению сельских Советов, которые давали согласие в исключительных случаях. Формально жители сел были закреплены к определенному месту. Но военнослужащим паспорт выдавался по месту демобилизации. Поэтому многие принимали решение остаться в Приморье, чтобы получить документ сначала на год, затем на пять лет.

Большое количество молодых и здоровых парней создавало еще одну проблему - нехватку женского населения. И тогда жена майора Хетагурова обращается ко всем девушкам страны с призывом приехать на Дальний Восток. Пять тысяч молодых девушек откликнулись на него.

Районы Приморского края

Край был образован правительством СССР в 1938 году. Его административный центр - Владивосток. Интересна и история районов Приморского края. Освоение их зависело от климатических условий.Большинство из них находятся в умеренном муссонном поясе. Здесь проживает большая часть населения. Четыре района относятся к районам Крайнего Севера. В крае проживает 2 миллиона человек. В 1922 году общая численность населения составляла около 600 тысяч человек.

Развитие Дальнего Востока

В годы Великой Отечественной войны и сразу после нее жизнь в Приморском районе замерла. Но в 1950-1960 годах правительство СССР разработало ряд мероприятий по развитию Дальневосточного региона. Это были эффективные меры, которые позволили привлечь и закрепить там большое количество добровольцев, количество которых в три раза увеличило число проживающих в Приморье. Главной задачей было создание комфортных условий труда и проживания, что и удалось сделать.

В крае развивались оборонная, рыболовная, строительная промышленность. Правительство представляло ряд льгот. Люди поехали сюда на постоянное место жительства. В 90-е годы произошел коренной перелом. Льготы были отменены, оборонная промышленность практически прекратила свое существование. Закрывались заводы, промышленные предприятия. Это спровоцировало обратный отток людей, который не остановлен до настоящего времени.

История Приморского края насчитывает длительный период, приблизительно 30 тысяч лет. Это подтверждают древние находки археологов. В более поздних китайских летописях можно найти сведения о населении Приморского края. Согласно им, эта территория была довольно густо заселена. Древние люди занимались ловлей рыбы, собирательством, охотой, разводили свиней и собак. В период средневековья здесь были свои центры цивилизации - государства тунгусов Бохай, Чжурчженей.

Памятники доисторического периода

Самым ранним памятником доисторического периода истории Приморского края является пещера Географического общества, находящаяся в скале Екатерининского массива, которую историки относят ко времени раннего палеолита, ее возраст 32 тысячи лет. Расположена она в Партизанском районе недалеко от села Екатериновка.

Подтверждают древнюю историю Приморского края находки, сделанные археологами. К этому времени относятся и памятники Осиновской культуры, расположенные у деревни Осиновка Михайловского района, и Устиновской культуры, находящиеся недалеко от села Устиновка Кавалеровского района. Они были открыты в 1953 году.

К неолиту относятся памятники нескольких культур, таких как зайсановская, бойсманская, иманская, веткинская, руднинская. Они представлены находками гончарных и текстильных изделий. Наиболее значимые расположены в пещере Чертовы ворота, в могильниках на берегу Бойсмановской бухты. Представители зайсановской культуры, заселявшие южные районы Приморского края занимались земледелием.

Бронзовый век в истории Приморского края характеризуется появлением укрепленных поселений, что говорит о вооруженных конфликтах. Памятники маргаритовской культуры находятся в восточном районе края, в бухтах Моряк-рыболов, Ольга, Преображения, Евстафия.

Век железа

С наступлением железного века (800 лет до н.э.) возникают поселения. Их обитатели - представители янковской культуры. Это первые в истории Приморского края древние люди, которые занимались выращиванием сельскохозяйственных культур. Они сажали просо и ячмень, делали гончарные изделия и металлические орудия труда, занимались рыболовством, собирательством.

Практически в то же время на Западе Приморья проживали представители другой культуры - кроуновской. Это племена воцзюй.

Первые государства

Об этом периоде истории Приморского края кратко можно сказать следующее. В 500 годах нашей эры Приморье заселяют племена сумо моэх, которые образовывают первое в истории края государство. Оно в VIII веке стало называться Бохай, но существовало недолго (698-926 гг.). Этот период истории характеризуется тем, что начинается расслоение общества, и появляются сословия, органы власти, базирующиеся на легитимном насилии.

В экономике появляются качественно иные формы хозяйствования: распашное земледелие, зарождаются ремесла, такие как кузнечное, гончарное дело, ткачество. Происходит появление первых городов. В начале X века государство Бохай было уничтожено кочевыми монгольскими племенами киданями. Территория была разграблена и лежала в запустении.

В результате объединения хэйшуй моэх, которые с Х века носят название чжурчжени, образовалось новое государство Цзинь, или Золотая империя. Время существования - с 1115 до 1234 гг. Это государство проводило воинственную политику. В 1125 году победила Ляо - киданьскую империю, вела войны с китайской империей Сун, в результате чего ей удалось подчинить Северный Китай. Закат империи Цзинь наступил в XIII веке из-за монгольских нашествий. Сказать кратко: в истории Приморского края, время древних городов было закончено.

Восточные остатки империи, сохранившие независимость, образовали государство Восточное Ся, просуществовавшее до 1233 года. После третьего похода монголов оно прекратило свое существование. После четвертого нашествия монголов, которые принудительно забрали мужское население в войско, а остальных жителей переселили в долину реки Ляохе, сделав их рабами. Наличие других государств на территории Приморского края историки не обнаружили.

История освоения Приморского края русскими первопроходцами

Документально подтверждено, что появление русских в Приморском крае датируется 1655 годом. Это время освоения Сибири. Казаки шли дальше на Восток по огромной практически не заселенной территории пока не достигли побережья Тихого океана. Первый отряд, достигший северного Приморья, пришел под командованием О. Степанова. Постепенно продвижение русских на Восток становилось все более заметным. Сюда пробирались из центральной России беглые крестьяне, каторжане, авантюристы, раскольники, которые сыграли значительную роль в истории освоения Приморского края.

Препятствие составляли труднопроходимые земли. Но установление централизованной власти в Сибири явилось причиной движения русского населения на Восток. Приморский край интересовал не только русских исследователей, но и французов. В начале XVIII века, в 1787 году, в Приморье работали картографические экспедиции из Франции.

Восточное побережье было обследовано известным французским путешественником Жаном Лаперузом. Их исследования оставили значительный след в истории освоения и изучения Приморского края. Картами, составленными французами долгое время пользовались русские первопроходцы.

Чтобы закрепить за собой официально территорию Приморского края, российское правительство решается узаконить ее, образовав Приморскую область. В нее вошли приморские земли Восточной Сибири, включая Камчатку. Через год, в 1857 году, из состава Приморской области выделяется Амурская область.

Включение Приморья в состав России

Суверенная территория любого государства имеет границы. После того как Приморье было включено в состав России, граница с Китаем была юридически оформлена Айгуньским договором (1858) и подтверждена и расширена Пекинским (1860). Определенная договорами территория стала практически такой же, как в настоящее время. Хочется отметить, что китайцы считают договоры несправедливыми и уверены, что рано или поздно территория, включающая Владивосток, перейдет к ним.

Основание Владивостока

Главным центральным поселением стал город Николаевск, входящий в настоящее время в состав Хабаровского края. В этом районе базировался Тихоокеанский флот. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Муравьев-Амурский в 1859 г. осматривал на своем корабле прибрежную местность, чтобы выбрать удобную бухту для строительства порта. Он нашел ее - это защищенная бухта Золотой Рог. Ровно через год здесь был устроен военный пост, а впоследствии был построен город Владивосток. В этом году ему исполнится 158 лет.

Основание Уссурийска

Одним из крупных городов Дальнего Востока является город Уссурийск Приморского края. История его образования является одной из многих похожих историй других населенных пунктов Приморья. Первоначально поселение, основанное переселенцами, носило название Никольск в честь Николая Угодника. Оно было основано в 1866 г. переселенцами из Воронежской и Астраханской губерний.

Впоследствии сюда были переселены выходцы из Украины. Здесь базировался самый большой гарнизон. Через 30 лет со дня основания количество жителей было более 8 тысяч человек. Первоначально город носил название Никольск-Уссурийский, до 1957 г. он назывался Ворошилов. В настоящее время это Уссурийск.

Заселение Приморского края

Самую значимую роль в истории создания Приморского края сыграли казаки. Именно они создали первые станицы и военные посты в бухтах Японского моря. Перед ними правительство поставило две наиважнейшие задачи: обосноваться на новых землях, построить новые поселения и вести охрану на принадлежащей им территории.

Первопроходцами стали отряды вновь сформированного батальона казачьего войска Уссурийского округа Амурской области. Их летом 1889 г. в принудительном порядке подвергли переселению из других казачьих частей России. Согласно полученному приказу, определяли тех, кто должен был навсегда покинуть родину, бросая жребий. Поэтому казаки воспринимали переселение как ссылку. Это длилось долгих четыре года - с 1858 по 1862 гг.

Правительством Российской империи были разработаны и опубликованы специальные Правила, которые определяли порядок поселения граждан России и иностранцев в Приморской и Амурской областях, открытыми для заселения. История открытия Приморского края показывает, что переселение на Дальний Восток всколыхнуло всю Россию. Желающих оказалось много, но не совсем достаточно для огромной пустующей территории. С 1861 по 1917 гг. в Приморский край было переселено 269 тысяч человек. Сам процесс можно условно разделить на три этапа.

Три этапа заселения Приморского края

Первый этап включает в себя переселение казаков и военных, а также крестьян из центральных районов России и Украины. Люди отправлялись в путь семьями, а иногда целыми деревнями двигались на Восток пешком, на повозках, груженных годами нажитым скарбом.

Неэффективность этого способа заставило правительство организовать морской путь, по которому люди через несколько месяцев достигали места постоянного жительства. В 1882 г. был открыт регулярный рейс Одесса - Владивосток. Этим способом добирались в большей степени жители украинских губерний. Процент украинских переселенцев составил от 70 до 80% от общего количества. Историю сел Приморского края можно проследить по их названиям.

Окончание строительство Транссиба в 1901 году позволило сократить время в дороге до 18 дней. Этот путь работал до 1904 года. Начало русско-японской войны остановило переселение. Но впоследствии оно продолжалось вплоть до 1917 г.

Причины переселения

История образования Приморского края - это интересный материал для исследования. Сотни тысяч людей были сорваны с постоянного места проживания и двинулись на Восток. Кто-то шел по доброй воле. Казаки и военные переселялись в принудительном порядке. Причин, вызвавших заинтересованность правительства в этом вопросе, было несколько.

  • Первая, самая важная, это малое количество людей, проживавших на огромной территории. Плюс отсутствие населенных пунктов: городов, сел. Ведь именно с приходом переселенцев началась история развития Приморского края. Появились крупные и небольшие поселения. Распахивалась целинная земля, появлялись мастерские, начался промысловый лов рыбы, добыча полезных ископаемых, активизировалась торговля.
  • Вторая причина - это отмена крепостного права, вызвавшая появление тысяч безземельных крестьян, которые стали перебираться в города, где и без них положение становилось все более накаленным. Этому способствовало сложное экономическое положение, революционное настроение народа, плачевные результаты русско-японской войны.
  • Стратегическое значение выхода к Тихому океану. Укрепление позиций России на Тихоокеанском побережье было невозможно по причине малонаселенности территории, большой удаленности от заселенных и экономически развитых районов, отсутствие транспортных путей.

Количество переселенных составило 269 тысяч человек. Оно было бы более результативным, но этому помешали Первая мировая война и революция 1917 года.

Первые поселения

В 1859 году появились первые казачьи поселки Княжеский, Ильинский, Верхне-Михайловский и другие, ставшие впоследствии станицами. В 1861 году было построено село Фудин - первое в истории переселения. Список сел Приморского края пополнялся с каждым годом - деревня Воронежская, села Владимиро-Андреевское, Раздольное, Астраханка, Никольское, впоследствии ставшее городом Уссурийском.

В Южном Приморье, на реке Ханка, казаки создали 10 поселков. Постепенно люди обживались, происходило развитие сел. Примером может служить история Уссурийска Приморского края, ставшего одним из крупных городов на Дальнем Востоке.

На первичном этапе заселения люди занимались промыслами: заготовкой леса, ловлей рыбы, охотой, сбором ягод, грибов, женьшеня. Во Владивостоке появился китобойный промысел. История городов, поселений, сел в Приморском крае пополнилась рядом знаменательных событий. В начале XX века мир поразил кризис. В России это усугубилось политической нестабильностью. Не осталось это незамеченным в Приморье, так как отразилось на строительстве железных дорог, количестве переселенцев, сокращении инвестиций, субсидирования. Сократили объемы работ приморские предприятия.

Разразившаяся русско-японская война тяжелым бременем легла на плечи жителей Приморья. Нехватка продовольствия и товаров первой необходимости, дороговизна, моральное состояние после сокрушительного поражения в русско-японской войне, оторванность от основной территории России делало положение жителей Приморья удручающим. Улучшение наступило только к 1908 году. Но новая война, на этот раз Первая мировая, принесла новые разочарования и лишения.

Приморский край в 1917-1922 гг.

После прихода к власти большевиков был обнародован декрет о мире и заключено перемирие с Германией. Это совсем не устраивало страны Антанты, которые предприняли ответные меры - интервенцию против России. На Дальнем Востоке в 1918 году высаживаются англичане, которые будут хозяйничать там до 1922 года.

Отсутствие охраняемых границ, открыло путь иностранным мигрантам, которые свободно проходили на территорию России. Корейцы образовывали здесь свои поселения, китайцы так же заполонили приграничные территории, свободно проходя вглубь страны. Политическая жизнь региона продолжалась, 08.04.1920 года объявлено о создании Дальневосточной республики (ДВР), куда вошла и Приморская область.

В мае 1921 г. на юге Приморского края, в результате свержения Советской власти, образуется Приамурский земский край, который просуществовал до взятия армией ДВР города Владивостока в 1922 году. История районов Приморского края продолжалась, переживая все новые и новые события.

В состав РСФСР Дальневосточная республика вошла в 1922 году. Придя к власти, правительство большевиков столкнулось с той же проблемой, что и царское - малонаселенность края. Были отменены сословия, и это послужило тому, что в органах местного управления оказались десятки тысяч десятин земли Уссурийского казачьего войска, владельцы которых погибли или сбежали за границу.

С 1926 по 1928 гг. в Приморский край прибыли переселенцы из переживших голод поволжских городов, которых направили на освоение Ханкайской равнины. Именно они составили костяк при коллективизации. Другая часть переселенцев - это демобилизованные военные, оставшиеся после службы в Приморском крае. На то, что они оставались здесь, была своя причина.

Дело в том, что в 1932 году были введены паспорта. В то время их в СССР получали только горожане. Сельским жителям паспорта выдавали по решению сельских Советов, которые давали согласие в исключительных случаях. Формально жители сел были закреплены к определенному месту. Но военнослужащим паспорт выдавался по месту демобилизации. Поэтому многие принимали решение остаться в Приморье, чтобы получить документ сначала на год, затем на пять лет.

Большое количество молодых и здоровых парней создавало еще одну проблему - нехватку женского населения. И тогда жена майора Хетагурова обращается ко всем девушкам страны с призывом приехать на Дальний Восток. Пять тысяч молодых девушек откликнулись на него.

Районы Приморского края

Край был образован правительством СССР в 1938 году. Его административный центр - Владивосток. Интересна и история районов Приморского края. Освоение их зависело от климатических условий.Большинство из них находятся в умеренном муссонном поясе. Здесь проживает большая часть населения. Четыре района относятся к районам Крайнего Севера. В крае проживает 2 миллиона человек. В 1922 году общая численность населения составляла около 600 тысяч человек.

Развитие Дальнего Востока

В годы Великой Отечественной войны и сразу после нее жизнь в Приморском районе замерла. Но в 1950-1960 годах правительство СССР разработало ряд мероприятий по развитию Дальневосточного региона. Это были эффективные меры, которые позволили привлечь и закрепить там большое количество добровольцев, количество которых в три раза увеличило число проживающих в Приморье. Главной задачей было создание комфортных условий труда и проживания, что и удалось сделать.

В крае развивались оборонная, рыболовная, строительная промышленность. Правительство представляло ряд льгот. Люди поехали сюда на постоянное место жительства. В 90-е годы произошел коренной перелом. Льготы были отменены, оборонная промышленность практически прекратила свое существование. Закрывались заводы, промышленные предприятия. Это спровоцировало обратный отток людей, который не остановлен до настоящего времени.

Более 30000 лет назад человек впервые появился на территории Приморья, это были охотники на мамонтов. Гораздо позднее появились рыбаки и мореходы, они совершали дальние плавания; занимались ловлей тунца и других рыб, собирали моллюсков и растения, охотились на оленей и кабанов, разводили свиней и собак. По древним китайским источникам, побережье будущего Приморского края в старину было густо населено.

Многочисленные памятники, найденные здесь, служат подтверждением. Наиболее известны существовавшие на территории Приморья средневековое тунгусское государство-королевство Бохай (698-926 гг.) и Государства чжурчженей (1115-1234 гг.).

Целый ряд крупных и средних городов -- административных и ремесленных центров этих государств -- обнаружены и исследуются учеными, каждый год принося поразительные свидетельства высокого уровня экономики и культуры чжурчженей.

Монгольское нашествие разрушило древние цивилизации, опустошило и разорило Приморье, уцелевшее население ушло в тайгу, отгородилось от внешнего мира перевалами Сихотэ-Алиня и законсервировалось в своем развитии на столетия. Вплоть до появления здесь русских край оставался диким и забытым, словно нетронутым человеком.

Первые русские землепроходцы побывали в Приморье в середине XVII века. Это были промысловые и военные экспедиции. Поход по реке Уссури и ее притокам русских казаков во главе с Онуфрием Степановым состоялся в 1655 году. В это время закладывались первые посты, остроги, города Амурского и Уссурийского краев. К сожалению, закрепить за собой открытие земли в то время Россия не смогла, и по Нерчинскому договору, подписанному между Россией и Китаем в 1689 г., была вынуждена перевести русских из Приамурья в Забайкальск.

В начале XIX в. началось продвижение русских торговых людей, казаков, крестьян в районы Восточной Сибири и Дальнего Востока. Корабли российского флота обследуют восточное побережье Японского, Охотского и Берингового морей, проводят описание берегов, заливов, бухт и других географических объектов. Путешественники-первопроходцы исследуют земли, расположенные вдоль русла реки Амур.

Залив Петра Великого стал известен Европе только в 1852 году, благодаря французскому судну-китолову, случайно прозимовавшему в бухте Посьет. Этот же китолов годом раньше посетил бухту Золотой Рог и дал о ней первые сведения миру. Посещали в те годы бухту и англичане, именно они назвали Золотой Рог портом Мэй. Название это бухта сохраняла долгое время.

В 1856 г. была образована Приморская область с центром в Николаевске-на-Амуре. 15 ноября 1859 г. Н.Н. Муравьев - генерал-губернатор Восточной Сибири предписал военному губернатору Приморской области контр-адмиралу П.В. Казакевичу основать посты в гаванях Владивосток и Новгородской.

Заключение в 1858-1860 гг. Айгунского и Пекинского договоров между Россией и Китаем о взаимоотношениях между соседними государствами, о торговле и границе на Дальнем Востоке, определило Амуро-Уссурийский край как составную часть России и положило начало освоения южной части русского Дальнего Востока. Началось интенсивное заселение переселенцами из России правого берега р. Уссури, Приханкайской долины, морского побережья и других удобных для ведения сельского хозяйства мест «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет».

20 июня 1860 г. третья рота 4-го линейного батальона под начальством прапорщика Н.В. Комарова высадилась с транспорта «Маньчжур» в бухте Золотой Рог и основали пост Владивосток, как опорный морской пункт в южной части края. 7 июня 1880 г. Владивосток был возведен в степень города.

Первыми российскими колонистами края стали солдаты 3-го Сибирского батальона, расселявшиеся в постах Раздольное, Посьет, Турий Рог, Камень-Рыболов. Вслед за ними прибыли казаки, которые к 1862 г. основали 23 станицы с населением 5 тыс. человек. Казачество сыграло в освоении края огромную роль, т.к. наряду с хозяйственным освоением новых земель казаки охраняли государственную границу России. Правда, относились они к новым местам без особых симпатий, т.к. направлялись сюда с родных мест по жребию. При этом зажиточная часть казаков имела право откупиться от обязательного переселения или направить вместо себя кого-то другого. Прибывшие в глухие и необжитые места люди могли по праву считать себя ссыльными. Так же часть первопоселенцев состояла из штрафных солдат, каторжан.

В среднем в год сухопутным путем в Приморье прибывало по 230-240 человек (всего за все этапы переселения сухопутным путем прибыло около 11 тыс. человек). Это конечно не могло решить поставленной задачи по освоению новых российских земель. Поэтому сразу стал вопрос о возможности доставки поселенцев морским путем от Одессы до Владивостока. Первый рейс был осуществлен пароходом «Россия» в марте 1883 г. и занял 40 дней. В дальнейшем до 1903 г. осуществлялось по 2 рейса в год, доставляя до 2600 человек.

С 1903 г. открылось сквозное железнодорожное сообщение через Сибирь, по которому в «теплушках» за 14-18 суток переселенцы добирались во Владивосток. Этим путем в Приморье добрались около 199 тыс. человек.

Заселение Приморья происходило следующим образом. К месту будущего поселения из Владивостока сперва отправлялась группа ходоков - доверенные лица от группы переселенцев. Ходоки сами осматривали предложенное Переселенческим комитетом место под основание нового населенного пункта. После этого они возвращались во Владивосток, советовались со своими родными и принимали решение. После этого, вместе со скарбом и домашней скотиной они опять отправлялись в путь обживать свою новую судьбу.

Чрезвычайно разнообразен был национальный и религиозный состав первых жителей Приморья ввиду того, что переселение в край шло из различных уголков России, Украины, Молдавии, Прибалтики, Польши, Финляндии. В освоении новых земель активно принимали участие граждане соседствующих государств. В числе первых началась корейская иммиграция в Приморье, что было вызвано покровительством администрации области и тяжелым, бесправным положением корейских крестьян у себя на родине. Определенную часть переселенцев составили китайцы, создававшие в Приморье так называемые временные поселения «китайских отходников», общины.

Однако в 1917 г. с Октябрьской революцией переселение было остановлено. После установления Советской власти в Приморье неоднократно менялась власть, высаживались военные десанты японских, американских и английский войск.

приморье землепроходец монгольский промысловый

С осени 1918 в Приморье развернулось возглавля­емое большевиками партизанское движение . В конце января 1920 власть в Приморье формально перешла к Временному правительству Приморской областной земской управы во главе с эсером А.С. Медведевым. Фактичес­ки ситуацию в регионе контролировал Военный совет партизанской армии. В начале апреля 1920 Приморье покинули войска США, Англии, Франции. Японское правительство, заявив о своем нейтралитете, продолжало держать войска в регионе. 5 апреля 1920 японцы совершили нападения на казармы и учреждения в ряде городов. Были аресто­ваны и казнены члены Военного совета С.Г. Лазо , В.М. Сибирцев , А.Н. Луцкий. В декабре 1920 Владивостокская земская управа сложила свои полномочия в пользу Приморского областного управления Дальневосточной республики (ДВР). 26 мая 1921 во Владивостоке был совершен переворот. Власть в Приморье перешла к антибольшевистским силам (см. Временное Приамурское правительство, Правитель Приамурского земского края ). В конце ноября 1921 белогвардейские части начали наступление на Хабаровск и далее на запад. В тяжелых сражени­ях под Волочаевкой (см. Волочаевская операция ) и Спасском белогвардейцы потерпели поражение и были вынуждены оставить Владивосток. 25 октября 1922 в город, откуда накануне эвакуировались японские войска, вступила Народно-революционная армия ДВР . После этого приняло постановление о самороспуске и включении территории ДВР в состав РСФСР.

В начале ноября 1923 Приморскую область преобразовали в одноименную губернию . В 1926 в ходе районирования Дальнего Востока Приморскую губернию ликвидировали. В При­морье был образован Владивостокский округ Дальневосточного края . С 1923 началось восстановление народного хозяйства региона. В 1923-24 восстановлены угольные шахты Сучана , пущены в эксплуатацию законсервированные в войну цехи крупнейшего на Дальнем Востоке судоремонтного предприятия - Дальзавода. С 1924 начали разрабаты­ваться Артемовские угольные копи. Быстрыми темпами восстанавливалась рыбная промышленность. Существенно выросли объемы лесозаготовок и экспорта леса. Увеличились объемы производства сельскохозяйственной продукции. В 1920-е гг. в эко­номике Приморья заметную роль продолжал играть частный, прежде всего иностранный, капитал. В регионе работали крупные иностранные фирмы «Кунст и Альберс» , «Бринер и К°» и другие. Основные позиции в частной розничной торговле заняли китайцы . В ряде отраслей - рыбной, горнорудной, лесной, золотодобывающей - были созданы смешанные акционерные общества. Функционировали иностранные концессии, крупнейшей из которых являлась английская «Тетюхе Майнинг Корпорейшн» (1925-31), занимавшаяся разведкой, разработкой и переработкой серебро-свинцово-цинковых руд.

В 1930 в ходе очередной реформы административно-территориального деле­ния страны округа (в том числе и Владивостокский) были ликвидированы, а входящие в них районы перешли в непосредственное подчинение крайисполкому. Неспособ­ность краевого аппарата эффективно управлять обширным низовым звеном административной системы привела к необходимости фактического восстановления окружной системы. В 1932 наряду с другими внутрикраевыми областями в составе Дальневосточного края образуется Приморская область. В 1934 на части ее территории создана Уссурийская область. В 1938 Приморская и Уссурийская области вошли в ново­образованный Приморский край.

В 1930-е гг. в экономике Приморья произошли радикальные изменения. Частный и иностранный капитал был вытес­нен из промышленноcти и торговли, концессии свернуты. Основным производителем сельскохозяйственных продуктов стали колхозы. К середине 1935 в них вступило более 80 % крестьянских дворов Приморья. Форсированная коллективизация сопровождалась репрес­сиями против зажиточных крестьян (см. Раскулачивание , Спецпереселенцы ). Регион активно включился в процесс индустриализации . Возникали новые предприятия, переоборудовались действующие. Коренной реконструкции подвергся Дальзавод, который превратился в прочную базу судоремонта на Тихом океане. Бурное экономическое развитие потребовало обеспечения края новыми рабочими руками. Для этого государство организовало добровольное переселение на Дальний Восток рабочих и крестьянских семей из центральных районов России и демобилизованных красноармейцев. Для восполнения потребности в рабочей силе широко использовался труд заключенных. В 1937-38 проведена принудительная депортация из Приморья всех жителей корейской (в Казахстан и Среднюю Азию) и китайской (в основном в Китай) национальностей (всего около 200 тыс. человек).

Развитие событий в регионе в немалой степени опреде­лялось его пограничным положением. В 1920-е - начале 1930-х гг. на территории Приморья проникали отдельные белые формирова­ния. Существенным военным столкновением стал конфликт на КВЖД. Для его погашения и защиты российских интересов на Дальнем Востоке была создана Особая Краснознаменная Дальневосточная армия (ОКДВА). Во второй половине 1930-х гг. на дальневосточной границе обострилось советско-японское военное проти­востояние, вылившееся летом 1938 в вооруженный конфликт в районе озера Хасан.

В годы Великой Отечественной войны Приморский край не стал непосредственной ареной боевых действий, но на его жизнь влияло соседство мощной группировки японских войск. Тре­вожную обстановку в Приморье создавали многочисленные нарушения границы, обстрел пограничной территории, незаконное задержание и потопление советских судов. Летом и осенью 1941 вокруг городов и железнодорожных узлов края, расположенных в приграничной полосе, были возведены укрепления, противо­танковые рвы и созданы огневые точки; в населенных пунктах построены подземные сооружения, щели и другие укрытия. Из добровольцев-активистов были созданы спецотряды, которые помогали погранвойскам в охране границ. Инте­ресам фронта была подчинена работа всех предприятий. Жители Приморья собрали средства на строительство эскадри­льи боевых самолетов «Советское Приморье», танковых колонн «Рыбник Приморья», «Приморский комсомолец» и другую боевую технику. Военнослужащие, обученные на Дальнем Востоке, регулярно пополняли ряды действующей армии. За годы войны 159 приморцев удостоены звания Героя Советского Союза .

В период войны с Японией Приморье из глубокого тыла превратилось в прифронтовую зону. За первые 3 дня войны почти от 3 тыс. жителей Приморского края поступили заявле­ния с просьбой отправить на фронт. В санаториях Приморского края были развернуты госпитали для раненых. В десантных операциях на территории северной Кореи, Сахалина и Курильских островов участвовали суда Дальневосточного морского пароходства. За мужество и героизм, проявленные в боях с японскими империалистами, 54 военнослужащих, ро­дившихся или живших в Приморье, удостоены звания Героя Советского Союза.

После окончания войны Приморский край продолжает развивать­ся как крупный промышленно-аграрный район Дальнего Востока с сохранением преимущественно сырьевой специализации. Увеличилось производство сельскохозяйственной продукции. В 1970-80-е гг. положительную динамику развития отрасли обеспечивало сооружение животноводческих комплексов, птицефабрик, крупных пригородных овощеводческих хозяйств. Строились предприятия пищевой промышленности.

Осваивались новые месторождения угля и руд, стро­ились горно-обогатительные фабрики, электростанции. Рыб­ная промышленность пополнилась новыми судами. В 1980-е гг. недалеко от Находки начал работу Порт Восточный, единственный на Дальнем Востоке имеющий специализированные комплек­сы по переработке различных видов технологического груза. Форсированными темпами развивался военно-промышленный комплекс . Были созда­ны новые для края отрасли промышленности: химическая, электротехническая, приборостроительная, инструментальная, фарфоровая, мебельная. В созданном еще в 1932 сложились основные научные направления, отделы и лаборатории, из которых выросли самостоятельные институты: Геологический (1959), Биолого-почвенный (1961), Институт биологически активных веществ (1964). В 1970 на базе Дальневосточного филиала создан Дальневосточный научный центр (ДВНЦ) Академии Наук СССР, преобразованный в 1986 в Дальневосточное отделение (ДВО).

В 1990-е гг. в связи с радикальными политическими изменениями в стране возникла новая структура управления, в том числе на краевом уровне. Реформирование экономики Приморского края со­провождалось резким спадом производства, закрытием многих ведущих предприятий, снижением уровня жизни населе­ния, ростом социальной напряжения. Значительные сложности испы­тала бюджетная сфера, особенно предприятия, ориентированные на выполнение военных заказов. Объем валовой продукции промышленности края в 1998 составил 56 % от уровня 1991. В сельском хозяйстве наиболее пострадало животноводство. Поголовье крупного рогатого скота за 1990-2000 упало в 3,6 раза, свиней - в 6,3 раза. Мяса в 2000 произведено в 4,6 раза, молока - в 2,6 раза, яиц - в 3,8 раза меньше, чем в 1990. Со­кращение посевной площади за этот же период составило 34,7 %. В конце 1990-х гг. положение в экономике Приморского края стабилизировалось, а в начале ХХI в. наметились поло­жительные изменения.

В Приморском крае сконцентрирована значительная часть промышленного, научного и технологического потенциала Дальнего Востока России. Удельный вес промышленности в отраслевой структуре валового регионального продукта в 2003 составил 23,9 %, сельского хозяйства - 4,4, строительства - 5,6, транспорта - 16,2, связи - 3,0, торговли и коммерческой деятельности по ре­ализации товаров и услуг - 16,5 %. Численность экономиче­ски активного населения в 2004 - 1 090 тыс. человек (53,5 % от общей численности), в экономике занято 985,5 тыс. человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы 9,6 %. Структура промышленного производства в 2004: пищевая промышленность 33,3 %, электроэнергетика 25,2, машиностроение и ме­таллообработка 14,0, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно­бумажная 8,5, цветная металлургия 4,2, промышленность строительных материалов 4,2, топливная промышленность 2,9, химическая и нефтехимическая 2,0, легкая - 1,4 %.

Ведущая отрасль экономики края - пищевая промышленность. Рост производства в отрасли, наблюдающийся в начале ХХI в., связан с увеличением выпуска рыбной и мясо-молочной продукции. Оснлвная специализация предпри­ятий машиностроения - судостроение и судоремонт, приборостроение, авиастроение. Здесь сосредоточены высококвалифицированные трудовые ресурсы, высоким остается и производственный потенциал отрасли. Лесная промышленность и лесо­переработка - старейшая отрасль хозяйства Приморского края. Более 75 % заготавливаемого леса (клен, береза, кедр, сосна, ясень, лиственница, ель) уходит за рубеж, как правило, в необработанном или первично-обработанном виде.

В первые годы ХХI в. выросло производство электрообору­дования, электронного и оптического оборудования, обуви, резиновых и пластмассовых изделий. Прирост также достиг­нут в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности, металлургии, производстве готовых металлических изделий.

Ведущее место в сельском хозяйстве занимает растениеводство (63,4 % от общего объема производства), развернутое в основном в южных и юго-западных зонах, климатические условия в которых благоприятны для возделывания практически всех культур, включая теплолюбивые. Край является одним из крупнейших производителей сои, риса, гречихи. Посевная площадь в 2004 - 357,1 тыс. га. Структура посевной площади: технические культуры 36,1 %, зерновые и зернобобовые 27,3, кормовые 19,3, картофель и овоще-бахчевые 17,3 %. Ва­ловой сбор зерна 115,5 тыс. т, картофеля - 484,4 тыс. т, овощей - 173 тыс. т. В животноводстве приоритет отдается производству молока, мяса и яиц. Поголовье крупного рогатого скота 77 тыс., свиней - 40,8 тыс., овец и коз - 21,9 тыс. Производство мяса скота и птицы 22,5 тыс. т, молока - 116,8 тыс. т, яиц - 281,5 млн шт. Основные производите­ли зерновых - крупные и средние сельскохозяйственные предприятия, 84,9 %. Картофель и овощи выращиваются в основном в личных приусадебных хозяйствах (ЛПХ) населения - соответственно 93 и 78,6 %. В ЛПХ также производится большая часть молока - 73,9 %. В производстве мяса скота и птицы ЛПХ и сельскохозяйственные предприятия представлены примерно поровну - 50,8 и 47 % соответственно. Удельный вес фермерских хозяйств в производстве зерна - 6,4 %, овощей - 6,8, картофеля - 2,5, молока - 2,4, мяса - 2,2 %.

Ведущее значение в транспортной системе края имеет морской транспорт. В Приморье действуют 5 крупных портов и несколько портопунктов. Через порты Приморья и Транссиб действует уникальный контейнерный мост: АТР - страны Западной Европы. Эксплуатационная длина железных дорог 1 565 км. Автомобильный транспорт выполняет в основном внутрикраевые перевозки. Общая длина автодорог с твердым покрытием около 7 тыс. км. В последние годы развивается автодорожное сооб­щение с приграничными районами КНР. Большую роль играет авиационный транспорт, прежде всего в перевозках пассажи­ров. Международный аэропорт во Владивостоке.

В крае действует более 40 НИУ. Основу научного потенциала Приморья составляют 15 учреждений Дальневосточного отделения (ДВО) РАН . Главным центром академической науки является Владивосток. Здесь находятся Президиум отделения, 12 институтов, Ботанический сад-институт, база научно-исследовательского флота, центральная библиотека. Президиум ДВО РАН курирует работу Уссурийской астрофизической обсервато­рии («Служба солнца»), Горно-таежной станции им. В.Л. Комарова . Ведущие учреждения отраслевой науки: Тихоокеанский НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО), Дальневосточный гидрометеорологический институт (ДВНИГМИ), институт «Приморгражданпроект».

В сферу профессионального образования Приморья входят 53 начальных профессиональных учебных заведения, 35 средних профессиональных учебных учреждений. Приморский край располагает сетью учреждений народного образова­ния: функционируют 1 075 дошкольных учреждений, которые посещают около 108 тыс. детей, 689 муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе 8 лицеев и гимназий. Каждый год 6 тыс. учителей повышают квалификацию в Институте развития образования края. Подготовкой квалифицированных кадров для народного хозяйства занимаются 12 высших учебных заведений: Дальневосточный государственный технический университет, Дальневосточный государственный университет , Владивостокский государственный университет экономики и сервиса и др.

В системе здравоохранения Приморского края работают 3 НИИ РАМН, 2 научно-исследовательские лаборатории ДВО РАН и 8 учебно-медицинских заведений. В 1958 открыт Владивостокский государственный медицинский институт - многопрофильное высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку, усовершенст­вование и переподготовку врачебных кадров. В 2006 лечебно-профилактическую помощь в крае оказывали в 161 больнице и медико-санитарной части, имеющих около 30 тыс. коек, в 195 поликлиниках и амбулаториях, 30 специализированных диспансерах. В крае функционируют более 10 лечебно-диагностических центров. Широкое распространение получила система негосударственных медицинских учреждений, применяются нетрадиционные методы лечения и профилактики заболеваний. Оздоро­вительную работу проводят десятки санаториев, домов отдыха и профилакториев.

Развитие художественной культуры в Приморье проходило в соответствии с уровнем и темпом формирования всей провинциальной городской культуры. В отличие от других крупных дальневосточных городов статус Владивостока - крупнейшего порта на восточной окраине России - предопределил его быстрое вы­движение на позиции ведущего культурного центра. Театральная жизнь Приморья насчитывает уже полтора столетия. В начале ХХI в. в городе 4 театра, в том числе Приморский академический театр драмы им. М. Горького и Камерный театр (бывший ТЮЗ). В Приморье насчитывается около 100 музеев. Веду­щие музеи: Приморский объединенный краеведческий музей им. В.К. Арсеньева , Музей морского флота, Музей бое­вой славы Тихоокеанского пограничного округа, Уссурийский историко-краеведческий музей. К числу ведущих музыкальных коллективов Владивостока относятся симфонический оркестр, филармония, ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота и др. В городе работает несколько музыкальных учебных заведений - Дальневос­точный государственный институт искусств, музыкальное училище, 8 музыкальных школ. При клубах и домах культуры действуют коллективы художественной самодеятельности, музыкальные студии и кружки. В При­морье более 1,2 тыс. библиотек различных систем и ведомств, в том числе школьных, вузовских, средних учебных заведений, научных и технических, библиотечных организаций, учреждений. Крупнейшие из них: Примор­ская государственная публичная библиотека им. М. Горького, Приморская краевая библиотека для слепых, Центральная научная библиотека ДВО РАН, библиотека Приморского филиала Географические общества России, Центральная научная библиотека Дальневосточного государственного университета.

Лит.: Унтенберг П.Ф. Приморская область. 1856-1898 гг. СПб., 1900; Приморский край: Географический очерк. Владивосток, 1958; Окладников А.П. Далекое прошлое Приморья. Владивосток, 1959; Большаков И.И. Приморье сегодня и завтра. Владивосток, 1968; 50 лет советскому Приморью. Хроника событий. 1917-1967. Владивосток, 1968; Ломакин В.П. Приморье: вчера, сегодня, завтра. М., 1981; Наша народная власть. К 60-летию со дня ос­вобождения Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев. Владивосток, 1982; Алексеев А.И. Как начинался Владивосток. Владивосток, 1985; Приморье: Краеведческий сб. Владивосток, 1985; Александровская Л.В. Опыт первого морского переселения в Южно-Уссурийский край в 60-е гг. XIX в. Владивосток, 1990; Местные советы Приморья: страницы истории: Сб. документов. 1922-1985. Владивосток, 1990; Осипов Ю.Н. Владивостоку - 130 лет. Владивосток, 1990; Бакланов П.Я. География Приморского края. Владивосток, 1997; Приморский край: Краткая энциклопедия. Владивосток, 1997; Королева В.А. Хроника культурной жизни Владивостока. 1917-1922. Владивосток, 1998; Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации 2005. Стат. сб. М., 2006.