История портфолио-технологии. Технология «Портфолио» как метод самоорганизации и саморазвития учащихся и педагогов

Технология портфолио (от латинских корней port – «хранилище» и folium – «лист») первоначально возникла в экономике и мире искусства. В экономике данным термином обозначаются источники, в которых рассредоточена собственность, в мире искусства – набор способов или средств, с помощью которых специалист может показать весь спектр направлений своей работы и свои достижения (например, у архитектора это может быть папка с набором фотографий готовых работ, макетов, инсталляций, планов и т.д.).

В сфере образования портфолио впервые стало применяться в Канаде и США в 80-е годы 20 века для отбора учителей университетов и колледжей при приеме на работу. Поскольку технология показала свою эффективность, сферу ее применения быстро расширили. В настоящее время во многих развитых странах портфолио используется преподавателями высших и средних учебных заведений для: (а) мониторинга и рефлексии уровня своего профессионализма, (б) определения направлений профессионального развития, (в) представления своих возможностей при приеме на работу и лицензировании; учащимися и студентами – (а) для оценки прогресса и успехов по различным предметам или сферам интересов, (б) как возможность продемонстрировать свои возможности и достижения при поступлении на учебу или приеме на работу.

Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование со стороны учителей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего профессионального уровня. Портфолио может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует.

Определения портфолио (по материалам американских исследований):

1. Коллекция работ обучающегося, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения в определенной области.

2. Антология работ обучающегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и самоанализ.

3. Форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов обучающегося.

4. Выставка учебных достижений обучающегося по данному предмету за данный период обучения.

5. Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемый педагогом и обучающимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.

Все приведенные определения различаются в зависимости от вида портфолио. Ниже перечислены виды портфолио, которые можно разделить на две группы – портфолио достижений, цель создания которых – показать итог, достигнутый результат в той или иной сфере, и портфолио процесса, которые направлены на фиксацию и последующий анализ процесса работы в той или иной области.

Таблица 20

Виды портфолио

Вид портфолио

Цель создания

Портфолио

документации

Создать набор документов , необходимых в работе

Портфолио

показательное

(презентационное)

Продемонстрировать другим процесс и достижения в своей деятельности по заранее выделенным разделам

Портфолио оценочное

Дать возможность себе или (чаще) другим оценить свою деятельность

Портфолио работ

(рабочее)

Показать разнообразие и уровень своей деятельности (например, дизайнеры, архитекторы, модели…)

Портфолио процесса

Показать процесс и динамику работы по достижению поставленных целей

Портфолио проблемное, тематическое

Показать процесс и результат (или динамику) работы по решению поставленных проблем или по конкретной теме

Функции портфолио:

    Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

    Целеполагания – поддерживает учебные цели.

    Мотивационная – поощряет результаты обучающихся, учителей и родителей.

    Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

Содержание портфолио будет зависеть от его вида и цели, для достижения которой оно создается. Четкого списка материалов (артефактов), необходимых для включения в портфолио, не существует. Каждый из людей, использующих данную технологию, самостоятельно отбирает способы показа своих работ и достижений. Если портфолио создается всеми учащимися, то педагогу совместно с ними необходимо определить и зафиксировать перечень материалов, обязательных для представления в портфолио для получения той или иной оценки. Например, к артефактам относятся: копии заданий, контракты, результаты оценки компетентности на разных уровнях и этапах учебы, выполненные тесты и вопросники, примеры регулярной работы обучающегося (рефлексивные дневники). Можно использовать электронные портфолио, разработанные по установленным критериям. При этом приветствуется любая инициатива, расширяющая данный список или предлагающая равноценную замену перечисленным материалам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Электронное портфолио как инновационное средство образования студентов. Исследование особенностей применения компьютерной техники в создании электронного портфолио. Использование электронного портфолио в зарубежных и российских высших учебных заведениях.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2014

    Роль оценивающей деятельности и деятельности по самооцениванию в истории педагогики и в современном педагогическом процессе. Портфолио как современный способ организации оценивания и самооценивания на уроках технологии; электронное портфолио учащихся.

    дипломная работа , добавлен 21.01.2016

    Портфолио как один из наиболее современных методов профессионального развития. Типы портфолио: документов, работ, отзывов и комплексное. Некоторые советы педагогам. Оценка эффективности педагогической деятельности. Культура организаторской деятельности.

    презентация , добавлен 11.01.2013

    Анализ профессиональной подготовки будущего специалиста-педагога. Проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов в педагогических ВУЗах. Особенности профессиональной направленности личности будущих специалистов-учителей "Технологии".

    дипломная работа , добавлен 17.03.2011

    Сущность и структурные компоненты понятия "портфолио", его структура и содержание, а также предъявляемые требования среди младших школьников. Его роль как средства достижения результатов освоения образовательной программы начального общего образования.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2015

    Характеристика рефлексивной деятельности учителя. Специфика современной системы образования. Понятие и роль портфолио учителя. Возможности построения портфолио учителя в структуре рефлексивной деятельности. Педагогическая компетентность и профессионализм.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Оценивание образовательных достижений школьников. Понятие оценивания в образовании. Подходы к оцениванию в разных системах образования. Возможности портфолио в оценивании достижений обучающихся и диагностики. Понятие и виды портфолио в образовании.

    Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С., Федотова Е. Е.
    Использование портфолио учащегося в предпрофильной
    подготовке и профильном обучении. – М.: , 2008. - 134 с.

    Проблеме оценивания качества обучения сегодня уделяется значительное внимание во всех странах мира. Технологии оценивания основываются, прежде всего, на концепциях и стратегиях образования, преобладающих в тех или иных образовательных системах.

    Одним из получивших значительное распространение в последние годы в западноевропейских странах и США методов является оценивание при помощи портфолио (portfolio assessment). В США данный метод относят к одному ряду с оцениванием на основе результатов и используют, прежде всего, в обучении, основанном на компетентностном подходе. По сути, портфолио является лишь частью, конкретным видом так называемого «аутентичного оценивания». Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированном образовании, и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни – повседневной или профессиональной. В обучении на основе компетентностного подхода аутентичное оценивание направлено на выявление уровней сформированности компетентностей. В профильном обучении учащихся общеобразовательных школ, как разновидности практико-ориентированного образования в зарубежных странах, аутентичное оценивание используется очень широко.

    Одной из наиболее часто применяемых разновидностей аутентичного оценивания в обучении, ориентированном на результат (практико-ориентированном обучении) служит метод портфолио (performance portfolio or portfolio assessment).

    Американские педагоги Arter и Spandel (1991) определяют портфолио как целеустремленное собрание работы учащихся работы, которая показывает учащемуся, или другим, его усилия или достижения в одной или более областях. Согласно Meisels и Steele (1991) портфолио позволяют детям участвовать в оценке их собственной работы; смотреть вслед индивидуальному прогрессу ребенка; и обеспечивать базис для полного оценивания качества индивидуальной детской работы. Широкое использование портфолио может стимулировать изменения в методах преподавания и политике образования по отношению к обучению, отношения политики образования к обучению, которое полнее раскрывает диапазон детских потребностей связанных с развитием.

    В самом общем виде портфолио – это целенаправленное собрание работ учащихся, которые показывают усилия учащегося, его развитие и достижения в одной или более областях учебного плана. Это собрание должно включать следующее:

    ü участие самих учащихся в разработке курса;

    ü критерии отбора;

    ü критерии оценки достоинств;

    ü свидетельство (очевидность) самовосприятия учащегося.

    Учителю рекомендуется представлять лучшие работы учащихся или лучшие попытки, а также отобранные учащимися образцы работ, связанных с оцениваемыми результатами, и документы, фиксирующие развитие. В качестве документов могут быть представлены наброски, рисунки, промежуточные расчеты и т. д.

    Для нас особенно важным является четко сформулированная рядом авторов позиция относительно того, что портфолио может быть формой аутентичного оценивания, но и не быть ею. Портфолио действительно становится аутентичным оцениванием, если он включает в себя демонстрацию выполнения аутентичных (приближенных к реальной ситуации) заданий.

    Перед зарубежной школой, как и перед российской, возникает вопрос, почему и зачем используется портфолио в практике обучения? В новой системе оценивания работы, связанной с контролем за развитием мастерства учащихся согласно учебному плану, портфолио могут:

    ü ускорить процесс оценки, показывая диапазон навыков и умений учащихся;

    ü поддерживать учебные цели;

    ü фиксировать изменения и рост за определенный период времени;

    ü поощрять результаты учащихся, преподавателей и родителей;

    ü обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году.

    Педагоги могут использовать портфолио для различных целей, в зависимости от конкретной ситуации и конкретного класса включая:

    ü поощрение самообучения;

    ü расширение возможностей обучения;

    ü расширить изучение процесса обучения;

    ü демонстрация развития по отношению к выявленным результатам;

    ü создание общего подхода для инструкций и оценки;

    ü обеспечение подхода, при котором учащиеся могут оценивать свое обучение;

    ü возможность одинаковой поддержки развития учащихся.

    К настоящему времени в зарубежной педагогической практике разработан целый ряд моделей портфолио. Как показал проведенный анализ, в их основе лежат общие принципы , характерные для аутентичного оценивания. Рассмотрим кратко основные их них.

    1. Изменение целеполагания обучения и оценивания, которые становятся ориентированными на достижение результата. Так, целью учебного процесса становится «обучить учащихся умению учиться, исследовать сложные проблемы, решение которых предполагает сотрудничество, личную ответственность и толерантное отношение к ситуации неопределенности. Учащиеся станут выпускниками школы лишь в том случае, если они продемонстрируют достаточный уровень сформированности компетентности в каждой из изучаемых областей».

    2. В соответствии с целевыми установками вторым необходимым условием для введения портфолио в учебный процесс становится создание особой учебной среды, которая позволяет учащимся конструировать собственное знание, развивать способности независимого мышления и действия, формировать особенности («привычки») мыследеятельностной и поведенческой сфер, которые позволят им стать компетентными и ответственными гражданами. Технология "портфолио" способствует реализации данных целевых установок, и будучи построенной на создании основы для высококачественной деятельности в любой из сфер, она особенно подходит для развития устойчивых черт мышления и трудовой деятельности.

    3. Проектная деятельность, как обязательная составляющая портфолио, предполагает компоненты исследования и планирования, от обучаемых требуются умения организовывать свое время, свои мысли; глубокое проникновение в процессы познания, критики и рефлексии относительно целого спектра тем и собственной деятельности; принятие и участие в установлении стандартов и требований к проекту; нахождение своего места в проекте.

    Рассмотрим типы портфолио, наиболее часто цитируемые в зарубежной педагогической литературе:

    1) Портфолио документации . Этот тип известен также как "рабочий" портфолио. Этот подход показывает развитие и рост в обучении учащихся, представленный работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода. Портфолио документации может включать все, начиная от зарождения идеи до ее воплощения и конечного результата. Подобный сбор документации имеет смысл, когда отобраны определенные пункты, сосредоточенные на специфических образовательных опытах или целях.

    2) Портфолио процесса. При сборе документов этого типа портфолио включают подходы ко всем аспектам или стадиям процесса обучения. Они особенно полезны при изучении документации полного процесса обучения учащихся. Портфолио показывает объединение учащимися определенных знаний или навыков, развитие этих навыков, позволяющих овладению основным мастерством. Дополнительно, портфолио процесса неизбежно позволяет учащимся рефлексировать процесс обучения, включая использование журналов, фиксирующих эти результаты.

    3) Портфолио показательный . Этот тип портфолио лучше всего использовать для суммирования мастерства учащихся, полученного по определенным пунктам учебного плана. Он должен включать лучшие работы учащихся, отобранные как самими учащимися, так и учителями. Только законченная работа должна быть включена. Кроме того, этот тип портфолио особенно совместим с аудиовизуальным развитием, включающим фотографии, видеозаписи , и электронные отчеты по завершенной работе учащихся. Показательный портфолио должен также включить письменный анализ и реакцию учащихся на законченный процесс, определяющий включенные работы. Хотя подходы к формированию и использованию портфолио могут варьироваться, существуют основные характеристики, в соответствии с которыми все показательные портфолио:

    ü ясно отражают спрогнозированные результаты ученика, указанные в обязательном учебном плане, которые учащиеся, как ожидается, достигнут;

    ü сосредотачиваются как на самом процессе обучения учащихся, так и на приобретении ключевых знаний, навыков, и отношений;

    4) Оценочный портфолио – это разнообразный процесс, характеризующийся следующими качествами:

    ü непрерывный и продолжающийся, обеспечивающий как формирующиеся (продолжающиеся) так и сформированные, т. е. достигшие высшей точки возможности контроля развития учащихся к достижению обязательных результатов;

    ü многомерный, то есть, отражающий широкий аспект возможностей изучения процесса обучения;

    ü обеспечивающий отражение, включая возможности учащихся рефлексировать собственный процесс мышления, делать самоанализ, поскольку они контролируют свое собственное понимание, вырабатывать свои собственные подходы к решению проблем и принятию решений, обеспечение усвоение умений и навыков.

    Примерная структура портфолио. Рассмотрим примерную структуру портфолио, который используется в профильном обучении на основе "метода Кейс-стади". В данном случае учащиеся старшей средней школы должны разработать портфолио, включающий четырнадцать основных направлений:

    1. План действий после окончания школы . Учащиеся проводят рефлексию, определяя краткосрочные и долгосрочные цели карьеры и жизни, анализируют связанные с ними вопросы заработка, жизненных условий и др. В конечном итоге они должны определить, зачем им нужен диплом об образовании. Фактическими документами, включенными в портфолио, могут стать результаты экзаменов, интервью, рекомендательные письма и другие индикаторы достижений обучаемых.

    2. Автобиография . Служит еще одной возможностью осуществить рефлексию своей жизни и определить планы на будущее. Предлагается проект на выбор учащегося, например, история семьи, особые взаимоотношения между людьми, ценности или верования в средствах массовой информации и др.

    3. Общественно-полезная добровольная деятельность в школе и коммуне, стажировки, практики . Начиная с 7 класса – это часть учебной деятельности учащегося, которые разрабатывают резюме о прошлом трудовом опыте, включая опыт занятости, параллельно с выполнением проекта, демонстрирующего, чему они научились из предшествующего опыта. Проекты включают в себя эссе, видеоматериалы, образцы работ, письма поддержки и другие демонстрационные примеры их достижений.

    4. Этические и социальные вопросы. Учащиеся должны продемонстрировать способности видеть многообразие перспектив, взвешивать и использовать доказательства, пояснять причины возникновения социальных и моральных проблем разнообразными способами – через проведение дебатов, написание редакторского обращения (колонки), обсуждения важных вопросов, поднимаемых в романе или фильме или через создание какого-либо другого проекта.

    5. Искусство и эстетика . Оцениваются творческое выражение и творческое восприятие. Учащиеся создают «спонтанное» представление или выставку по какому-либо направлению искусства, должны продемонстрировать знания и понимание эстетической области через изучение или критику художественной работы, личности артиста или художника, или области артистического выражения.

    6. Средства массовой информации . Учащиеся должны продемонстрировать понимание содержания деятельности различных средств массовой информации, их влияния на людей и образ мышления через проект или другие виды деятельности – написание эссе, презентацию газеты, телепередачи и др.

    7. Практические навыки . Учащиеся должны продемонстрировать трудовые навыки в ряде областей – заботы о здоровье, медицинской помощи, занятости, гражданственности, самостоятельной жизни, пользовании компьютерами и новыми технологиями , юридических прав (например, через использование водительских прав для участия в выборах, через выполнение практических заданий на компьютере и др.).

    8. География . Используется разработанный учителями тест и деятельностное оценивание, разработанное учащимися для оценивания знаний географии и умений использовать карты, глобус и другие средства.

    9. Иностранный язык и/или билингвальная подготовка . Учащиеся должны продемонстрировать компетентность работы на иностранном языке (говорящий, слушающий, читающий, пишущий). Кроме того, должны описать собственный опыт билингвального общения и уметь обсуждать социальные и культурные проблемы, связанные с важностью использования языков.

    10. Наука и технологии . Учащиеся должны продемонстрировать знания: предоставить отчет об изученном в курсе старшей средней школы, сдать разработанный преподавателями школы или стандартный тест штата на оценивание приобретенных компетентностей; продемонстрировать применение научных методов при выполнении заданий (проведение и описание эксперимента); продемонстрировать понимание, каким образом достижения науки используются в современном мире (провести исследование научного развития, включая анализ социальных затрат и прибылей, принять участие в дебатах и др.).

    11. Математика . Должны продемонстрировать базовые навыки, сдав тест штата на проверку компетентностей, и тест, разработанный учителями школы. Кроме того, они должны продемонстрировать высокий уровень мыследеятельностных навыков через разработку проекта, используя математические знания для решения политических, гражданских, потребительских задач (например, опрос общественного мнения; копирование архитектурных чертежей и др.).

    12. Литература . Учащиеся должны приготовить список изученных литературных текстов, из различных жанров, как основу для обсуждения с Комиссией по защите портфолио; а также разработать и представить эссе о литературных произведениях, в которых они демонстрируют коммуникативные и рефлексивные навыки, позволяющие анализировать идеи и мысли авторов.

    13. История . В дополнение к сдаче теста штата на оценивание компетентностей, и теста школы, учащиеся должны приготовить обзор областей истории, которые они изучали в средней школе и временную шкалу важнейших исторических событий и личностей. Должны провести историческое исследование с привлечением основных и дополнительных источников и составлением библиографии . Должны продемонстрировать «умственные привычки» через установление связей между событиями прошлого и будущего, оценивание исторических фактов и др. через участие в дискуссиях.

    14. Физическая подготовка. Учащиеся должны продемонстрировать и/или документально подтвердить свое участие в спортивных командах, индивидуальные достижения в спорте в течение последних четырех лет. Целью оценивания данной компетентности является формирование здорового образа жизни, развитие чувства независимости, взаимозависимости, личной ответственности, принадлежности к спортивному сообществу.

    Решения о том, какие пункты следует включать в портфолио должны основываться на целях портфолио. Без цели, портфолио - только папка с работой учащегося. Портфолио существует, чтобы придать смысл работе ребенка, возможность обсудить ее и придать ей большей смысл. Портфолио могут быть использованы для мотивации учащихся, осуществления обучения через рефлексию и самооценку, и использоваться при оценке размышлений учащихся и их письменных работ.

    Процедура разработки портфолио может состоять из трех основных стадий:

    Первая стадия. Организация и планирование - эта начальная стадия развития портфолио влечет за собой принятие решения со стороны учащихся и преподавателей. Исследуя обязательные вопросы в начале процесса обучения, учащиеся могут полностью понять цель портфолио и его статуса как средства контроля и оценки их собственного развития. Ключевые вопросы о преподавателе и учащемся должны включить:

    ü Как я выбираю время, материалы, и т. д. восприятие того, что я узнаю в этом классе?

    ü Как я организовываю и представляю мои результаты, материалы, и т. д., что у меня собрано?

    ü Как портфолио будут поддерживаться и храниться?

    Вторая стадия . Собрание - этот процесс представляет собой собрание значимых материалов, отражающих образовательный опыт учащихся и цели сбора материалов. Решения на этой стадии должны приниматься по отношению к содержанию портфолио, основанного на намерениях и целях, специально идентифицированных для этого. Выбор и сбор материалов должен быть основан на разнообразии факторов, которые могут включать специфический предмет и процесс обучения, или специальные проекты, темы, и/или объединяются. Все отобранные материалы, включенные в собрание должны ясно отразить критерии и стандарты, идентифицированные для оценивания

    Третья стадия . Осмысливание - везде, где возможно, должно быть свидетельство мыслительных реакций учащихся после процесса обучения и их контроля, понимания развития ключевых знаний и навыков. Эти размышления могут быть отображены в виде обучающих материалов, журналов, и других форм размышлений, проявляющихся после опытов, обдумывания процессов, в которых были задействованы учащиеся, и стиля мышления, который они проявляли в данных мероприятиях в течение всего периода времени. Помимо размышлений учащихся, портфолио также должен содержать и материалы, основанные на мнениях учителей и родителей.

    Варианты использования портфолио в профильном обучении.

    1) Сочетание групповой междисциплинарной проектной работы и разработки индивидуального портфолио. В этом случае учитываются данные и образцы работ учащихся; индивидуальные эссе, включающие самооценку своей деятельности по разработке портфолио; заключение о достижениях, представляющее собой набор эссе, в которых учащиеся демонстрируют, какие знания и навыки они получили в процессе подготовки портфолио; комплексное оценивание: самооценка, оценка ровесников и учителей, выставление отметок.

    2) Оформление паспорта или сертификаты карьеры . В конце 1990-х гг. сотрудниками Департамента штата Огайо и Центра профессионального образования и подготовки к занятости Университета штата Огайо был разработан «Паспорт профессиональной карьеры», который сегодня распространен во многих штатах. Данный паспорт в упорядоченной форме показывает, какие профессиональные и академические знания, умения и навыки учащиеся приобрели в процессе обучения, трудовой практики и внепрофессиональной деятельности. Особое внимание уделяется оцениванию ключевых компетентностей.

    Как правило, в паспорт включены следующие документы:

    ü письмо-обращение к потенциальному работодателю, составленное выпускником, в котором содержится самостоятельно разработанное резюме;

    ü письмо, подписанное первым руководителем школьного округа о подтверждении верности и полноты информации, включенной в паспорт;

    ü анкета выпускника, в которой содержатся сведения об этапах его образования, трудовой деятельности, общественной работы , полученных дипломах, сертификатах, наградах и поощрениях, дальнейших перспективах на обучение, а также другая информация, позволяющая работодателю получить более полную информацию о претенденте на рабочее место;

    ü профиль профессиональной компетентности;

    ü результаты рабочих ключей тестирования академических знаний, полученных выпускником за период обучения;

    ü сертификат об окончании средней школы, сертификат профессиональной компетентности;

    ü любая дополнительная информация, способствующая выгодно представить претендента на рабочее место в глазах работодателя, например, всевозможные дипломы, благодарности, грамоты, дополнительные сертификаты, рекомендательные письма и т. д.

    3) В ведение индивидуальных планов деятельности обучаемых и персональных портфолио , в соответствии с которыми все учащиеся Дании, начиная с 6-го класса, должны разрабатывать такие планы с помощью школьного психолога-консультанта. В настоящее время практика портфолио внедрена и в систему начального профессионального образования Дании. Портфолио документирует последовательность выполняемых образовательных шагов и результаты обучения, и включает в себя индивидуальный план обучения, положения о профессиональном обучении, разработанные колледжем, документы об экзаменах по профессиональному обучению, а также описание квалификаций и компетентностей, которыми учащийся овладел в течение процесса обучения в колледже и на предприятии. Кроме того, портфолио содержит приказы Министерства образования, типовые инструкции о производственном обучении, а также копию ученического контракта.

    Основные подходы к оцениванию портфолио. В зарубежной педагогике существует несколько подходов к оцениванию портфолио. Большая часть авторов соглашаются с тем, что процесс оценивания зависит, прежде всего, от того, с какой целью разрабатывался портфолио. Основными критериями оценивания считаются надежность, валидность и полезность портфолио .

    Зарубежной педагогической практикой установлено, что для оценивания портфолио необходимо использовать пять основных критериев: 1) цель; 2) степень организации портфолио; 3) его компоненты и характерные детали; 4) голос и его тональность у презентующего портфолио; 5) использование лексики и грамматики.

    Согласно еще одной точке зрения, необходимо использовать восемь критериев для оценки любого типа портфолио. К ним относят:

    ü необычная презентация идеи;

    Школьное путешествие - ученик 8 класса рассказывает взрослому о школе;

    Академическая компетентность - каждый из учащихся пишет 4 разных "воспоминания" по математике и языку, при этом должен быть достигнут ожидаемый уровень.

    Портфолио используются и как формы инструктирования, и как формы оценки. Хотя не существует строгих предписаний к содержанию портфолио, есть сборник "Возможности Портфолио", где описываются приблизительные и желательные формы. Учителя используют материалы портфолио творчески в классе. Как минимум 50% учащихся используют портфолио, где-то оно может быть использовано как форма выпускного экзамена. Многим учителям даже не приходится оценивать некоторые работы - учащиеся заканчивают их для того, чтобы показать свои знания. Около 60% учителей иностранного языка используют портфолио. Они находят, что данный вид оценки требует временных затрат, но позволяет оценить насколько продуктивно оно было использовано.

    Таким образом, "культура использования портфолио" позволяет поддерживать диалоговое общение учеников, которые берут на себя ответственность за демонстрацию того, что они знают и могут делать.

    При работе над данным параграфом использовались материалы Федотовой Е. Е.


    // Методист.-2005.-№4.-С.31-36

    Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Региональный опыт использования технологии портфолио в практике Российской школы
    // Методист.-2005.-№4.-С.31-36

    Краткое содержание: В статье представлен опыт использования технологии портфолио на примере моделей «Портфолио выпускника основной школы» Крапивинского района Кемеровской области, Калининградской области, Якутии. На примере трех вариантов работы с портфолио авторы статьи делают выводы о перспективах использования данной технологии в образовательных учреждениях. Кроме того, в статье обозначены основные проблемы, возникающие при работе с портфолио, представлено отношение к технологии участников эксперимента по введению профильного обучения.

    Ключевые слова: портфолио, профильное обучение, экспертный совет, технология, индивидуальные достижения, мониторинг.

    Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Региональный опыт использования технологии портфолио в практике Российской школы// Методист.-2005.-№4.-С.31-36.

    Мы продолжаем публикацию материалов по технологии портфолио, представляя и анализируя региональный опыт. Напомним, что основными задачами эксперимента по внедрению портфолио в предпрофильную подготовку и профильное обучение были:

    Проверка жизнеспособности и операциональность предложенных моделей портфолио (см. «Методист» № 3, 2005 г.);

    Выработка оптимальной структуры портфолио;

    Разработка критериальной базы оценки материалов портфолио;

    Определение механизмов его введения в массовую практику и возможности учёта при определении образовательного рейтинга ученика;

    Расширение сферы применения портфолио за рамками основной школы и др.

    В регионах, включенных в эксперимент по введению профильного обучения, уже разработаны документы, позволяющие наряду с государственной (итоговой) аттестацией выпускников определять рейтинг выпускника основной школы, поступающего на профильное обучение в старшей школе, с учетом портфолио:

    «Положение о комитете учета учебных достижений обучающихся» и «Положение о портфолио - индивидуальной накопительной оценке обучающихся» г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области;

    Модель «Портфолио выпускника основной школы» в Республике Саха (Якутия);

    «Положение о модели «Портфолио выпускника основной школы», «Положение об экспертном совете по портфолио», «О создании экспертного совета по портфолио» Балтийского городскогоокруга» Калининградской области и др.

    В качестве примера приведем модель «Портфолио выпускника основной школы» Крапивинского района Кемеровской области. Основная цель заключалась в объективном отражении работы ученика по курсам по выбору в рамках осуществления предпрофильной подготовки. Специалистами района определено содержание портфолио, разработаны критерии оценивания по блокам, подготовлены памятка составителю портфолио и памятка рецензенту, описаны способы представления (предъявления) портфолио, составлен комплект документов, входящих в портфолио ученика, критерии оценки представленных материалов портфолио.

    Цель создания: портфолио должен отражать работу ученика по избранному курсу предпрофильной подготовки. Содержание портфолио включает в себя следующие материалы:

    Титульная страница: название предпрофильного курса, имя ученика, период создания портфолио (дата начала и окончания), имя учителя;

    Собственно содержание портфолио ученика:

    Обоснование выбора курса, анализ собственных результатов по одному из курсов;

    Записи, доклады, рефераты, творческие, олимпиадные работы (важно включить работу, иллюстрирующую индивидуальность);

    Использование информационных технологий (пример использования информационных технологий в работе по проекту, по программному материалу);

    Если это групповой проект, то детальное описание группового проекта, в котором принимал участие;

    Любимая работа (этот раздел должен быть предварен отдельным листом с названием «Моя любимая работа», а также объяснением, почему именно этому виду работы отдается предпочтение), любимой работой может быть олимпиада и ее результаты, участие в конкурсе и победа в нем и т.д.

    «Портфолио ученика» включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и внеурочное время в течение двух лет (8-е и 9-е классы).

    Учет документов, входящих в портфолио, осуществляет классный руководитель. Ответственным лицом, курирующим работу с портфолио на уровне школы, является заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

    Учащийся презентует содержание своего портфолио на родительской или ученической конференции, общешкольном родительском или классном собрании, ученическом собрании, совете старшеклассников, чтобы продемонстрировать самостоятельность мышления, полученные знания, способность анализировать свои успехи, давать им собственную оценку.

    На презентацию ученик выходит с комментарием к собственному портфолио, который должен отражать собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ (сертифицированных и несертифицированных). Он должен представлять полную картину предпрофильной подготовки по избранному курсу, а также иметь необходимые рецензии. В качестве рецензента выступает педа гог или независимый консультант с педагогическим образованием.

    Комментарий дается в письменной форме (в форме письма или вступления с кратким изложением своих мыслей). Оценку вступления осуществляет Экспертный Совет в соответствии с критериями по пятибалльной системе.

    Состав портфолио ученика и ранжирование сертификатов индивидуальных учебных достижений определяется следующим образом:

    I компонент - блок А - олимпиады:

    областной уровень: победитель - 5 баллов,

    призер - 4 балла;

    районный уровень: победитель - 4 балла, призер - 3 балла;

    школьный уровень: победитель - 3 балла, призер - 2 балла.

    II компонент - блок В - иные сертификаты:

    областной уровень: мероприятия и конкурсы,

    проводимые учреждениями ДО; культурно-образовательными фондами; вузами;

    районный уровень: мероприятия и конкурсы, проводимые МОС, школами и межшкольными научными обществами;

    школьный уровень: мероприятия и конкурсы, проводимые ОУ. Система оценки та же.

    III компонент - блок С - несертифицированные личные достижения: особо значимые самостоятельные или творческие работы. Оценка: от одного до пяти баллов.

    Итоговая оценка портфолио определяется суммой баллов по всем компонентам блока А, В, С.

    Итоговым документом по портфолио ученика является зачетная книжка, которая заверяется школьной печатью и подписью заместителя директора по УВР и выдается выпускнику основной школы.

    Результат портфолио включается в суммарный образовательный рейтинг ученика, и зачисление в профильные классы на III ступени ведется по рейтингу.

    Несколько иная модель «Портфолио выпускника основной школы» разработана в Калининградской области, где представлены свои подходы к работе с портфолио в рамках введения предпрофильной подготовки, который назван «муниципальным портфолио». В нем решено применить накопительную систему баллов, включить как успеваемость, так и творческие и иные достижения школьника. В Муниципальной образовательной сети договорились о том, что структура портфолио будет состоять из трех частей:

    1. Вступительный информационный лист, разъясняющий назначение портфолио и порядок учета достижений учащегося.

    2.Лист успеваемости.

    3.Лист учета достижений.

    1. Вступительный информационный лист

    Портфолио - это... (дается определение данного документа).

    Он служит для... (речь не только о приеме по конкурсу, но и о том, зачем портфолио нужен самому ученику: поможет в самоопределении).

    Как выставляются баллы в лист успеваемости - средние баллы по... (для профилей). В каждой четверти (по итогам четвертных оценок) вычисляется средний балл по всем предметам и средний балл по профильным предметам (двум). Все баллы суммируются, а также добавляется оценка за экзамен.

    Как оценивается участие в мероприятиях - две таблицы: 1) в конкурсах, олимпиадах, 2) курсах по выбору (элективных). Все баллы суммируются.

    Участие в мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях, слетах, общественной работе и т.д.)

    Изучение курсов по выбору

    2. Лист успеваемости

    3. Лист участия в мероприятиях

    Собственные подходы к использованию портфолио обозначились в Якутии, где портфолио рассматривается как средство отражения творческой, проектной, исследовательской деятельности, стимул для посещения различного рода учебных лагерей, конкурсов и т.п. С помощью сбора портфолио возможно повышение учебной мотивации для определенной группы учащихся, которые будут заинтересованы в накоплении достижений, так как это добавляет спортивный интерес. Введение портфолио способствует формированию более ответственного отношения родителей и учеников за дальнейший выбор.

    В ряде школ с 5-го класса каждый ученик получает «Книжку достижений ученика», в которую классные руководители ежегодно записывают все достижения ученика, то есть ведется своеобразный портфолио. Итоговым документом принимается документ единого образца для района (муниципалитета) «Книжка достижений» по примеру зачетной книжки, где фиксируются результаты участия в олимпиадах, конкурсах и прочее.

    Книжка находится на руках у ученика, так как это 1 добавляет больше ответственности, осуществляется дополнительная мотивация к накоплению достижений. Кроме книжки, формируется пакет (портфель), куда складываются грамоты, сертификаты, творческие работы и т.д. для подкрепления записей книжки, такая мера также придает больше ценности победам и наградам. Оптимальным для накопления портфолио разработчики Якутии считают срок всей основной школы с 5-го по 9-й классы, так как за период только 8 и 9 класса некоторым детям будет весьма проблематично набрать портфолио. За курс основной школы будет время для обдумывания и набора тех баллов, которые будут возможны при посещении курсов, летних лагерей и т.д., которые будут давать дополнительный шанс набрать портфолио.

    Использование портфолио при наборе в профильные классы в Якутии:

    1. При отсутствии конкурса в профильные классы или в условиях малокомплектной сельской школе портфолио служит материалом, позволяющим более обоснованно предложить направление (профиль) обучения в зависимости от характера представленных материалов.

    2. Конкурсный отбор в профильные классы. В этом случае портфолио играет существенную роль, так как позволяет определить предметы, входящие в профиль, в изучении которых учащиеся достигли определенных результатов, а также выявить интерес учащихся к этим предметам через изучение портфолио ученика.

    Взаимодействие учителей, родителей и учащихся в формировании портфолио. В данном вопросе учитель должен как можно полнее и конкретнее информировать ученика и его родителей о портфолио и возможных путях накопления достижений. Педагог рассказывает о проводимых конкурсах, олимпиадах, фестивалях и т.п. Родитель контролирует заполнение «Книжки достижений», помогает ученику участвовать в конкурсах, стимулирует его участие в олимпиадах по тем предметам, которые будут необходимы как профильные, а также координирует свою деятельность с учителем, чтобы ученик как можно правильнее сделал выбор профиля. Ученик может постоянно консультироваться с родителем и учителем по вопросам выбора пути накопления портфолио.

    Таким образом, мы привели лишь три варианта работы с технологией портфолио. Как видно из материалов, они несколько отличаются друг от друга. Но это и нужно было получить на стадии эксперимента, чтобы появилась возможность сравнивать различные модели портфолио.

    По итогам первого года эксперимента наша рабочая группа провела мониторинг использования портфолио. В мониторинге приняли участие более 1100 человек (259 педагогических работников, 857 учащихся) из 12 муниципальных образований. Среди педагогов были представлены специалисты практически по всем школьным предметам, в анкетировании приняли участие школьные психологи, представители администрации.

    На основании проведенного анализа материалов мониторинга можно сделать вывод о том, что портфолио является рабочим инструментом (документом) при оценивании индивидуальных учебных достижений и комплектовании профильных классов (207 из 259 педагогов учитывают его при комплектовании 10 классов). Портфолио преимущественно используется как составляющая суммарного рейтинга в 74% случаев. В 23% случаев портфолио рассматривается как дополнительная информация.

    Основной рабочей моделью в экспериментальных территориях стал портфолио документов. 65% опрошенных отдают предпочтение портфолио документов, портфолио работ используют 17%, смешанный или комплексный - 15%. Можно сделать вывод о том, что наименее востребованным является портфолио отзывов.

    Предпочтение при оценивании материалов портфолио отдается балльной форме, ее используют 73% респондентов, сочетание количественной и качественной - 20%, только качественную оценку используют 5% респондентов.

    Результаты мониторинга показали, что разброс оценивании отдельных компонентов и различных моделей (разделов) портфолио в целом чрезвычайно велик. Участники эксперимента использовали шкалы от 0 до 2; от 1 до 16 и даже от 0 до 52 баллов. Однако наиболее часто употребляемой можно считать 10-балльную шкалу.

    Полученные результаты позволяют сделать вывод о целесообразности регламентации системы оценивания материалов портфолио и разработки понятной и чёткой критериальной базы оценивания для всех участников образовательного процесса.

    Очевидно, необходимо закрепить балльную оценку за разделом «портфолио документов», стандартизировать разброс баллов, жестко ограничив шкалу (как вариант от 0 до 10 балов или от 0 до 20 баллов). Учитывая, что 30% опрошенных в том или ином виде используют портфолио работ, его предлагаем оценивать как количественно, так и качественно, не переводя в баллы. В качестве критериальной основы можно использовать опыт оценки проектной деятельности и творческих работ, проходящих экспертизу на соответствующих конкурсах, а также опыт зарубежных стран по форме оценивания в виде портфолио. Портфолио отзывов, как наименее формализованный, оцениванию не подлежит. Его целесообразно рассматривать как дополнительную информацию об ученике, имеющую рекомендательный характер. Основная задача этого раздела - формировать у школьников способность к рефлексии, планированию и самостоятельной постановке учебных целей.

    Данные мониторинга позволяют оценить то, в какой степени педагоги и ученики понимают задачи и возможности портфолио и поддерживают его введение. По результатам опроса педагогических работников введение портфолио положительно влияет на организацию учебного процесса, так как:

    Он позволяет расширять научно-исследовательскую деятельность - 45% ответов,

    Способствует развитию в школе проектных форм работы - 38%,

    Расширяет учебную активность учащихся вне школы - 67%,

    Только 2,5% респондентов отмечают, что с введением портфолио изменений не происходит.

    Педагоги считают, что портфолио необходим школьникам для:

    Повышения степени самостоятельности -26% ответов,

    Совершения обоснованного выбора профиля -26% ответов,

    Расширения учебной активности - 24%,

    Адекватной оценки своих достижений - 23%.

    По мнению школьников, портфолио в основном необходим для представления своих индивидуальных достижений - 51%, оценки своих возможностей - 25%, помогает выбрать профиль в соответствии со своими интересами и склонностями - 13%, затруднились ответить 11%.

    Основными проблемами, возникающими при работе с портфолио, педагоги считают следующие: информационные - 31% ответивших, финансовые - 30%; существенными проблемами педагоги также считают отсутствие понимания задач профильного обучения со стороны школьников -21% и родителей - 14% ответивших. О возникновении кадровых и координационных проблем сообщают 18% и 13% респондентов соответственно.

    С точки зрения педагогов, основные затруднения учащихся в работе с портфолио связаны с их недостаточной организованностью и самостоятельностью - 51% ответов, недостаточной информированностью о целях и формах работы с портфолио - 23%, с отсутствием нужных документов - 17%. О дефиците времени у учеников говорит только 1% опрошенных педагогов.

    Школьники считают основной проблемой именно нехватку времени для работы с портфолио -30% ответивших, 23% школьников говорят, что им не хватает помощи взрослых, 15% указывают на отсутствие необходимых документов и материалов и 15% видят причину затруднений в собственной несобранности и неорганизованности.

    Большинство школьников считает, что они достаточно информированы о целях портфолио и способах работы с ним - 71% ответивших.

    Отношение к введению портфолио не однозначное, участники эксперимента разделились во мнении на две группы: 52% поддерживают введение портфолио, 48% к введению портфолио относятся отрицательно.

    Сходным образом разделились мнения школьников в оценке влияния портфолио на их учебную активность и выбор дальнейшего пути получения образования: 29% отмечают положительное влияние портфолио на учебную активность (не отвечая, какое именно), 31% влияние портфолио отрицают. Половина опрошенных ответила, что портфолио не повлиял на их образовательный выбор, и только 25% считают, что повлиял, но не указывает, как именно. Значительная часть учащихся -15% - затрудняется с ответом.

    При анализе полученных данных очевидным становится характерное противоречие между пониманием целей портфолио, осознанием целесообразности его введения и готовностью и умением реализовать эти цели в собственной учебной деятельности. Возможно, сделать портфолио более значимым и полезным для школы и учеников педагогическим инструментом поможет расширение зоны его действия за рамки предпрофильной подготовки 9-х классов.

    О необходимости работы с портфолио за рамками предпрофильной подготовки говорят 62% опрошенных педагогов. 34% респондентов считают целесообразной работу с портфолио в 10-11-х классах, 28% в 5-7-х классах. В ряде регионов уже имеется подобный опыт.

    Важно отметить, что участники эксперимента предлагают ввести стандарт портфолио и просят конкретизировать то, как будет использоваться в дальнейшем информация об индивидуальных достижениях школьника - где и когда будет учтён портфолио. Очевидно, что ответ на этот вопрос весьма существенно влияет на отношение к портфолио и признание его значимости как педагогами, так и учащимися и их родителями.

    Полученные результаты позволяют сделать вывод о целесообразности сохранения трех разделов портфеля индивидуальных достижений, регламентации системы оценивания материалов портфолио и разработки понятной и чёткой критериальной базы оценивания. В связи с этим необходимо закрепить балльную оценку за разделом «портфолио документов», стандартизировать разброс баллов, жестко ограничив шкалу (как вариант от 0 до 10 или от 0 до 20 баллов). Раздел портфолио работ предлагаем оценивать как количественно, так и качественно, не переводя в баллы. В качестве итогового документа может быть рассмотрена «Ведомость» или «Зачетная книжка». Оптимальным для накопления портфолио разработчики считают срок всей основной школы с 5-го по 9-й классы.

    Мы ограничимся в данной статье изложенным материалом, приглашая всех читателей к откровенному разговору о перспективах и проблемах использования технологии портфолио в общеобразовательных учреждениях. Тем более что она уже активно используется не только в экспериментальных регионах, но и во многих других субъектах Российской Федерации.

    В следующих статьях мы предлагаем изложить зарубежный опыт использования портфолио, а также его различные модели, которые используются не только в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения, но и в воспитательной работе.

    Мы намерены ответить на вопросы, которые возникают как у педагогов, так и у методистов по поводу портфолио, обсудить его перспективы при поступлении в высшие учебные заведения и т.д. Одним словом, мы приглашаем всех к обсуждению этой новой для российской педагогической практики технологии накопления и оценивания личных достижений школьников. Пишите нам по адресу редакции. С уважением, авторы, члены рабочей группы по введению профильного обучения.

    Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах XX века в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах XX века о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в школе, за короткий срок заметно возросло. Появилось большое число и российских публикаций, в том числе размещенных в Интернете.

    Проблеме оценивания качества обучения сегодня уделяется значительное внимание во всех странах мира. Технологии оценивания основаны, прежде всего, на концепциях и стратегиях образования, преобладающих в тех или иных образовательных системах.

    В США метод оценивания с помощью портфолио ставят в один ряд с оцениванием на основе результатов и используют, прежде всего, в обучении, основанном на компетентностном подходе.

    В зарубежных странах условием, обеспечивающим эффективность портфолио, является организованный и системный характер работы с ним. В Англии работа с портфолио курируется национальным Министерством образования и занятости. Модель портфолио для предметов по выбору (профессионально-ориентированных) централизованно рассылается по школам каждый год и является руководством для оценивающих Советов, присуждающих профессиональную квалификацию. В российских учебных заведениях (за исключением немногих) создание портфолио студента не практикуется. Хотя это должно стать неотъемлемой частью нашей деятельности.

    В зарубежной педагогической практике разработан целый ряд моделей портфолио. В их основе лежат общие принципы, характерные для аутентичного оценивания. Рассмотрим кратко основные их них.

    • - Изменение целеполагания обучения и оценивания, ориентированных на достижение результата. Так, целью учебного процесса становится обучение студентов умению учиться, исследовать сложные проблемы, решение которых предполагает сотрудничество, личную ответственность, толерантное отношение к ситуации определённости. Студенты станут выпускниками колледжа лишь в том случае, если они продемонстрируют достаточный уровень сформированности компетентности в каждой из изучаемых областей.
    • - В соответствии с целевыми установками вторым необходимым условием для введения портфолио в учебный процесс становится создание особой учебной среды, которая позволяет студентам конструировать собственное знание, развивать способности независимого мышления действия, формировать особенности, привычки мыследеятельностной и поведенческой сфер, которые позволят им стать компетентными и ответственными гражданами. Портфолио-технология позволяет реализовать целевые установки.
    • - Проектная деятельность, как обязательная составляющая портфолио, предполагает исследования и планирование, от обучаемых требуются умения организовывать своё время и мысли; глубокое проникновение в процессы познания, критика и рефлексия относительно целого спектра тем и собственной деятельности; участие в установлении стандартов и требований к проекту; нахождение своего места в проекте.

    Рассмотрим типы портфолио, которые используются в зарубежном образовании (см. Таблица 1).

    Таблица 1. Типы портфолио, используемые в зарубежном образовании

    Тип портфолио

    Характеристика

    1) Портфолио документации

    Этот тип известен также как «рабочий» портфолио: показывает развитие и рост в обучении учащихся, представлен работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода. Портфолио документации может включать все материалы, начиная от зарождения идеи до её воплощения и конечного результата

    2) Портфолио процесса

    При сборе документов этого типа портфолио особенно полезны при изучении документации полного процесса обучения учащихся. Портфолио показывает, как развивались навыки

    3) Портфолио показательный

    Этот тип портфолио лучше всего использовать для суммирования мастерства учащихся, полученного по определённым пунктам учебного плана. Он должен включать лучшие работы, отобранные как самими учащимися, так и педагогами. Включаются только законченные работы. Этот тип портфолио совместим с аудиовизуальным, включающим фотографии, видеозаписи, электронные отчёты. Показательный портфолио должен также включать письменный анализ

    4) Оценочный портфолио

    Непрерывный и продолжающийся; многомерный тип, т.е. отражает широкий спектр возможностей изучения процесса обучения

    В зарубежных странах в большинстве случаев различные модели портфолио (как и другие формы аутентичного оценивания) разрабатываются и апробируются в рамках объединений пилотных учебных заведений при координации профессиональных ассоциаций и научно-исследовательских коллективов. Вместе с тем, несмотря на подобную «инициативу снизу», исходящую от педагогов и учебных заведений прогрессивной ориентации, финансирование на разработку таких технологий, как правило, производится из средств федерального бюджета.

    Основными критериями качества портфолио в зарубежной школе являются:

    • - развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность);
    • - сформированность умения решать задачи;
    • - сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т.п.);
    • - развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать свою мысль, грамотность в оформлении решения задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.);
    • - сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и другое).

    Все эти критерии в той или иной мере способствуют формированию умений осознавать свои собственные образовательные цели, помогают в процессе постоянного использования портфолио закреплять их, видя реальные результаты использования.

    В России в начале нынешнего десятилетия в практику вошла модель портфолио, разработанная в рамках проекта по профильному обучению. В 2004 году в целях реализации этого постановления и в рамках выполнения государственного контракта группа ученых и специалистов Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, преподавателей высших и общеобразовательных учебных заведений подготовила рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной и полной средней школы. Поскольку портфолио стало новым явлением в школьной жизни, был запущен эксперимент по внедрению портфолио в школе. Этот эксперимент стал частью программы профильного обучения. В эксперименте предлагалось использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации. Модель позволяет проводить как качественное, так и количественное оценивание, объединяя два наиболее распространенных в зарубежном опыте принципа: критериального оценивания письменных работ и ранжирование документов и сертификатов. Оценивание портфолио учащихся основной школы, согласно разработанной модели и соответствующим рекомендациям по ее использованию, проводится либо школой, либо муниципальной комиссией. Портфолио рассматривается как компонент образовательного рейтинга выпускника основной школы наряду с результатами государственных экзаменов и учитывается при формировании 10-х классов.

    В отечественном образовании заметно лишь обращение к опыту использования портфолио в общеобразовательной школе. В ряде периодических изданий и методических разработок можно найти описание различных видов и типов портфолио учащихся (см. Таблица 2).

    Таблица 2. Виды портфолио учащихся, применяемых в отечественном образовании: их преимущества и ограничения

    Виды портфолио

    Преимущества

    Ограничения

    Портфолио документов - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений

    Возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио

    Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

    Портфолио работ - собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Оформляется в виде творческой папки ученика с приложениями его работ в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей

    Предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированных на выбранный профиль обучения и др. Даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки

    Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей

    Портфолио отзывов - включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника к своей конкретной деятельности и её результатам

    Возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления

    Сложность формализации и учёта собранной информации.

    Представляется в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее

    В настоящее время в отечественном образовании диапазон портфолио постоянно расширяется: портфолио начинает использоваться на всех уровнях образования - от начальной до высшей школы.

    Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий - электронное портфолио и ориентированных на новые образовательные цели - паспорт компетенций / квалификаций.

    Несмотря на это, при использовании портфолио российские студенты могут встретиться с проблемами, связанными с различными аспектами, как техническими, так и социально-психологическими. Для их грамотного и педагогически обоснованного решения целесообразно обратиться к опыту прежних лет и новым наработкам современных образовательных учреждений. Российская школа богата своей историей и активно включилась в инновационную деятельность. Изучение теории и ознакомление с реальной практикой использования портфолио в качестве инструмента осознания обучаемым собственных целей образования помогут избежать возможных рисков и неопределенностей.

    В результате анализа работ зарубежных и отечественных исследователей нами было синтезировано определение понятия «портфолио». Портфолио - это аутентичная, индивидуализированная, ориентированная на системную рефлексию собственной деятельности и основанная на компетентностном подходе технология обучения.

    Обобщение зарубежного и отечественного опыта исследуемой проблемы показало, что портфолио-технология находится в теснейшей связи с основными образовательными направлениями и ориентирами, такими как ключевые умения и компетенции, так как часто оценивается с точки зрения полноты демонстрации основных учебных умений (способности к самоорганизации, самообучению, самооценке, наличие коммуникативных и мыслительных навыков) и содержит свидетельства того, что студенты обладают теми или иными знаниями, умениями и компетенциями.