Качества мышления и структура интеллекта. Основные качества ума в психологии

Стремясь к развитию и воспитанию ума, надо принимать во внимание отдельные его качества. Наиболее важны из них следующие.

1. Критичность ума , т. е. уменье строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке.

Человек с некритическим умом склонен первое пришедшее ему в голову решение задачи рассматривать как окончательное.

Показателем же критичности yмa является уменье смотреть на свои предположения как на гипотезы, нуждающиеся в проверке, отбрасывать те из них, которые этой проверки не выдержали, отказываться от начатых действий, если обнаруживается, что они не соответствуют условиям и требованиям задачи. Критический ум - это дисциплинированный, «строгий» ум.

Люди с живым и богатым воображением должны особенно заботиться о воспитании в себе подлинной критичности ума. Богатое воображение в соединении со строгой и дисциплинированной мыслью составляет основу творческой деятельности. Воображение, не дисциплинируемое критическим умом, может сделать человека фантазёром, живущим несбыточными проектами и невыполнимыми планами.

2. Гибкость ума , под которой разумеется свобода мысли от предвзятых предположений и шаблонных способов решения, способность находить новые решения при изменении обстановки и условий задачи.

Гибкость ума выражается не только в свободе от сковывающего влияния трафаретных приёмов, но и в уменье разнообразить попытки решения, не повторять тех попыток, неправильность которых уже обнаружилась.

Многие люди плохо справляются с решением задач, главным образом, потому, что в поисках решения они снова и снова возвращаются к способу, который первым пришёл им на ум, хотя всякий раз убеждаются в том, что этот способ ни к чему не приводит.

Здесь обнаруживается своего рода «инертность» мысли: человек не умеет сдвинуть свою мысль с того пути, по которому она однажды пошла.

3. Широта мысли , выражающаяся в уменье охватить весь вопрос в целом, не теряя в то же время из виду всех существенных для дела частностей и деталей.

Успешность решения сложной задачи всегда зависит от того, насколько удаётся одновременно охватить мыслью все данные этой задачи, насколько удаётся, исходя из одной группы данных, не забывать в то же время о тех требованиях, условиях, ограничениях, которые вытекают из других данных. Значительная часть трудностей и ошибок, наблюдаемых при решении сложных математических задач, определяется именно неуменьем охватить сразу все данные задачи.

Широта мысли отличает крупных государственных и военных деятелей, так же как и больших учёных. Все лица, которым приходилось беседовать с товарищем Сталиным или наблюдать его работу, поражаются совершенно исключительной способностью его при разрешении сложнейших вопросов вникать в мельчайшие, но существенные для дела детали.

«Когда на совещаниях обсуждается какой-нибудь сложный вопрос, товарищ Сталин с исключительным вниманием выслушивает мнения рядовых работников, рассказывающих о мельчайших деталях своего дела. На эти детали и специфические особенности товарищ Сталин всегда обращает особенное внимание» (Герой Советского Союза Юмашев).

«Товарищ Сталин задавал такие сугубо специальные вопросы, касающиеся самолётостроения, что я частенько задумывался, чтобы опрометчивым ответом не «ввести в заблуждение»... Меня поразило... откуда человек, занятый делами государственной важности, знает тонкости авиамотостроения и лётного дела» (Герой Советского Союза Байдуков).

4. Быстрота мысли. Разные виды деятельности предъявляют различные требования к скорости решения умственных задач. Достаточно сравнить с этой стороны работу учёного и военачальника. Шестнадцать лет прошло между зарождением у Ньютона основной идеи закона всемирного тяготения и тем моментом, когда он сумел дать решающее доказательство этого закона.

Двадцать лет потратил Дарвин на подготовку к написанию «Происхождения видов». Совершенно другими сроками располагает военачальник для решения стоящих перед ним задач. «Одна минута решает исход баталии»,- говорил Суворов. «Я действую не часами, а минутами».

Бесспорно, что и для учёного быстрота мысли - качество очень ценное, но всё же в обычных условиях учёный располагает значительно большим временем, чем, например, лётчик. Вождение самолёта во многих случаях не допускает ни малейшего промедления, и поэтому медленно соображающий человек не может быть хорошим лётчиком.

Быстрота мысли является результатом высокого развития других качеств ума, и этим она отличается от торопливости мышления, которую на первый взгляд можно смешать с подлинной быстротой мысли, но которая по существу является свойством прямо противоположным.

Быстрота мысли зависит от способности сосредоточить в нужный момент все силы ума, проявить величайшую активность мышления; она зависит, далее, от широты мысли, позволяющей сразу видеть все стороны вопроса, и от гибкости ума, избавляющей от потери времени на повторные возвращения к неправильным способам решения; она предполагает, наконец, высокое развитие критической способности, дающее возможность быстро оценивать гипотезы и немедленно откидывать негодные.

В противоположность этому торопливость ума является следствием своеобразной лени мысли, заставляющей человека хвататься за любое решение, лишь бы прекратить тяжёлую мыслительную работу, и толкающей на то, чтобы следовать за непроверенными гипотезами и принимать решения, основанные лишь на части данных. Решительная борьба с торопливостью мышления - необходимое условие развития положительных качеств ума.

Сочетание исключительной быстроты мысли с мудрой неторопливостью при решении сложных вопросов отличало гениальный ум Ленина. Товарищ Сталин, подчёркивая у Ленина гениальную прозорливость, «способность быстро схватывать и разгадывать внутренний смысл надвигающихся событий», говорит о том, что он был мудр и нетороплив «при решении сложных вопросов, где нужна всесторонняя ориентация и всесторонний учёт всех плюсов и минусов».

***

Из советского школьного "Психология " под авторством Б. М. Теплова .

Быстрота ума - эта способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение. Быстрота ума зависит от знаний, степени развития мыслительных навыков, привычки думать, от подвижности нервных процессов.

Критичность ума - это умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять выдвигаемые положения и выводы.

Оригинальность мысли характеризуется необычностью, нестандарт-ностью находимых решений. Это своеобразие творческого мышления.

Самостоятельность - умение человека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помощи других людей.

Человек, который не обладает самостоятель­ным мышлением, ориентируется только на чужие знания, опыт, мнение, а при решении жизненных вопросов опирается на готовые формулы, шаблонные решения.

Глубина – умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. Это яркая потребность понять причины, умение пред­видеть дальнейшее развитие событий.

Широта ума – широкий кругозор челове­ка, активная познавательная деятельность, знания в самых различных областях науки и практики (истории, психологии, математики, литературы и др.).

Гибкость ума – умение быть свободным от шаблонных приемов и способов решения задач, умение быстро менять свои действия при изменении обстановки, быстро переключаться с одного способа решения, поведения на другой, находить быстрее новые пути решения.


Представления воображения. Понятия о воображении и его физиологическая основа. Значение воображения. Виды воображения: произвольное, непроизвольное, воссоздающее и творческое воображение.

Воображение – это создание образов таких предметов и явлений, которые никог­да не воспринимались человеком раньше.

Человек может представить себе то, что он никогда не воспринимал ранее, счем никогда в жизни не сталкивался, или то, что еще будет создано. Такого рода представления называют представлениями воображения .

Ихвиды:

1. П. того, что существует в действительности, но чего ранее человек не воспринимал (тундры, Парижа, планеты);

2. П. исторического прошлого (боярина, Петра I, крестьянского быта);

3. П. бу­дущего (модели одежды, строящегося дома);

4. П. того, чего никогда не было в действительности (сказочных образов).

Представления воображения опираются на представления памяти, подвергаясь глубокому изменению. Воображение - это создание того, что в опыте человека еще не существовало, с чем он в прошлом не встречался. Тем ни менее, все новое, созданное в воображении, всегда связано с реально существующим и строится на основе прошлых восприятий, сохраненных в памяти.


Так образы литературных героев имеют реальный прототип; технические приборы изобретаются на основе наблюдений за природой (птица - самолёт); и сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием реальных элементов (русалка, избушка на курьих ножках и др.).

Ф.О. воображения – про­цесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложив­шихся нервных связей в коре головного мозга.

Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Без воображения был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения был бы невозможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. Все школьные предметы не могут полноценно усваиваться без деятельности воображения. И учитель, проектируя личность ученика, представляет, предвидит результаты воспитательных воздействий.

Виды воображения

Непроизвольное (пассивное) воображение - это те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны.

Например, …

Сновидения . Представляют собой активность изолированных групп нервных клеток коры в условиях, когда вторая сигнальная система затормаживается. У спящего человека отсутствует критическое отношение к возникающим образам (сновидениям).

Галлюцинации. Возникают у психически нездоровых людей, под влиянием сильных переживаний – страха, тоски, навязчивых мыслей, на почве алкоголизма. Образы фантазии приобретают черты реальности.

Произвольное (активное) воображение – это преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной целью.

Например, …

Воссоздающее воображение - это представление новых для человека объектов в соответствии с их словесным описанием, по чертежу, схеме, картинке.

Учащиеся представляют себе материал, выраженный в словесной форме (моря, озера, горы, незнакомые растения, животных, исторические события, литературных героев).

Воссоздающее воображение опирается на имеющиеся знания. Если знания недостаточны, то, и представления могут быть искаженными. Поэтому учителю важно не только ясно и точно рассказывать материал, но и использовать наглядность.

Творческое воображение (активное) – самостоятельное создание новых, оригинальных образов в процессе творческой деятельности (произведений искусства, литературы, научные изобретения).

Источник творческой деятельности - общественная необходимость, потребность в новом продукте. Роющая рука стала прообразом лопаты; растопыренные пальцы - граблей; сжатая в кулак рука – молоток).

Творческое воображение, конечно, гораздо более сложная психическая деятельность, чем воссоздающее. Представить модель по чертежу гораздо проще, нежели сконструировать его.

Мечта – это особый вид воображение, связанный с созданием образов желаемого будущего.

Мечта может поддерживать и усиливать энергию человека, давать возможность заглянуть в буду­щее, помогать человеку доводить до конца уто­мительную работу, бороться с трудностями. Но мечта может быть пустой, бесплодной, необоснованной мечтательностью, не побуждающей к деятельности, а уводящей от действительности, расслабляющей человека.


Общее понятие об эмоциях и чувствах, их физиологическая основа. Значение эмоций и чувств. Особенности эмоций и чувств: положительные и отрицательные, стенические и астенические эмоции.

На все, что нас окружает, мы каким-то образом реагируем, выражая тем самым своё отношение к действительности.

Эмоции (от лат. emovere - потрясаю, волную) - простое, непосредственное переживание в данный момент; это неравнодушное отношение к событиям жизни.

Чувство - более сложное, постоянное эмоциональное отношение человека к чему-то или кому-то.

Т.о. чувства и эмоции – это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе.

В основе эмоций – удовлетворение или нет потребностей человека.

Эмоции и чувства полярны: радость -грусть, любовь - ненависть, удовольствие - страдание, страх - смелость, благодарность - неблагодарность и т.п. В этой связи их принято делить на

В психологии различают следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно действенное мышление генетически наиболее раннее. С этой стадии начинает развиваться мышление младенца. Наглядно-действенное мышление в своем высшем развитии присуще людям профессий, требующих практического анализа, думанья, относящегося к предметам и действию с ними в пространстве: конструкторам, механикам.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение мыслительной задачи происходит с помощью оперирования предметами, включая в себя действование и манипулирование с образами этого оперирования. Сравнение, анализ, обобщение в этом виде мышления осуществляется на основе предметно-практических процедур.

Наглядно-образное мышление – это мышление, которое опирается именно на образ как целостное представление о предмете или явлении и оперирует, прежде всего, образами. Наглядно-образное мышление свойственно, прежде всего, художникам, актерам, поэтам, людям искусства.

Роль наглядно-образного мышления состоит в том, что оно позволяет человеку красочно, ярко и разнообразно отражать жизнь. Важной особенностью наглядно-образного мышления является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

Словесно-логическое мышление – это вид мышления, который отличается опорой на понятия, т.е. на оформленные в словах значения предметов и явлений, которые не имеют прямого чувственного основания. Словесно-логическое мышление осуществляется на базе языка и использует логические конструкции (силлогизмы). Представляет собой наиболее поздний этап исторического развития мышления. Именно в словесно-логическом мышлении формируются различные виды обобщений.

Мышление людей подчиняется общим психологическим закономерностям и одновременно характеризуется индивидуальными отличиями, которые называются качествами ума, иными словами ум – это индивидуально-психологическая характеристика мышления конкретного человека.

Наиболее существенными качествами человеческого ума являются: самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта, последовательность и скорость.

Самостоятельность проявляется в умении человека увидеть проблему, поставить вопросы, сформулировать задачу и решить ее своими силами.

Критичность – свойство ума, сущность которого проявляется в способности человека объективно оценивать положительные и отрицательные аспекты тех или иных явлений, тщательно и бесстрастно проверять истинность решений.

Гибкость – это свойство ума, которое позволяет человеку быстро пересматривать свои решения и действия, а также стратегию решения задач, находить новые, нестандартные способы действий.

Глубина ума – это такое его свойство, которое позволяет человеку проникать в сущность происходящего, видеть проблему там, где другие ее не замечают, и находить решения, которые исчерпывают проблему, а также прогнозировать развитие событий.

Широта ума – это способность человека охватить, осмыслить разнообразные аспекты явлений и проблем, мыслить о многом, и не только в пределах одной области знаний. Широта ума обеспечивает интеллектуальную разносторонность человека, его эрудированность.

Последовательность ума – это способность человека строго придерживаться порядка мыслей, не подменять предмет мышления, рассматривать задачу в соответствии с определенным планом, не допуская противоречивости и сбоев в способах рассуждения.

Скорость ума – это быстрота мыслительных операций и принятия решений. Скорость ума не следует смешивать с поспешностью и суетливостью, свойственных необоснованным решениям. Скорость ума зависит от знаний, умения мыслить, гибкости и подвижности нервных процессов.

Все качества человеческого ума проявляются и формируются в деятельности. Развитие мышления бесконечно, как бесконечен процесс познания бесконечной Вселенной.

Речь как средство мышления. Функции речи. Виды речи: внешняя и внутренняя.

это психологический процесс формирования и передачи мысли средствами языка. Речь без усвоения языка невозможна.

Функции речи:

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков;

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них;

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз;

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения;

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Функция планирования – речь помогает человеку планировать свои действия.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Внешняя устная речь:

Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Спор - Широта ума или рабство иллюзий?

Широта ума или рабство иллюзий? Что затаил в себе я от себя, Где тайна главная сокрыта в глубине моей души Зачем копаю там, где исчезает всякий смысл Ища в себе себя, заранее подозревая Что все пред нами, и я есть все... SLIP. Спор математика и лирика. Математик заявляет, - Ты не подумал уважаемый, отчего так происходит, что все, что есть вокруг тебя создано математиками, а не лириками, физиками, а не гуманитариями? Как часто математики и физики любят рассуждать о том, что они умней любого лирика? С этого стоит начать эту статью. Сколь часто я слышал, как умные люди пытаются найти оправдание искусству, лирике, поэзии, вере и религии. Да математика и физика, бесспорно, творят вещи материальные, а духовные рассуждения что сотворили? А я скажу так: если представить наш мир как энергетическое поле, где есть величина заряда и некий носитель этого заряда. Заряд перетекает с одного носителя к другому (обмен информацией, для тех, кто не понял), соответственно величина этого заряда тоже может быть разной (по идее следует убрать и носителей заряда, раз мы говорим о поле, но так проще представить эту картину, проще абстрагировать). То есть это объяснение для математиков, которые могут вот так запросто представить весь мир как некое поле. Если величина этого заряда слишком большая, то носитель может быть уничтожен (т.е. лишен начального заряда, а значит и своей начальной информации, которую он носил в себе). Чтобы избежать этого следует зарядом, делится с другими носителями, таким образом, происходит движение частиц (носителей), таким образом, осуществляется вечный двигатель вселенной (пульсация). В обществе людей это проявляется примерно так: допустим человек перезаряжен и если он не найдет разрядки, то рано или поздно это может привести к нервному срыву. А нервный срыв приведет к разрушительным действиям (разрушение материи). Заряд в человеке копится так или иначе, это происходит попросту в результате колебания описанного мной ниже "поля", то есть постоянного движения заряда почти как от плюса к минусу, только здесь мы говорим не о самом заряде, а о его величине. В физиологии человека этот заряд можно определить как либидо, т.е. половое влечение. Еще Фрейд говорил о том, что наш инстинкт на самом деле не подразумевает полное как таковое стремление к комфорту (хотя многие биологи думают иначе, инстинкты, по их мнению, управляя живой материей, всегда ищут комфорта) он изначально так же подразумевает и саморазрушение. То есть в человеке заложена функция постоянного синтеза этой энергии (либидо), в то время как другая часть инстинкта заставляет материю снижать этот заряд, спасая ее, от разрушения - эрос. Прямой путь в физиологии животного снизить этот заряд, конечно же - половой акт, и борьба за выживание. Про человека можно сказать точно так же, но структура нашей психики сложней, нежели психика животного. Усложнение структуры подразумевает увеличение заряда, т.е. нам уже не хватает полового акта и простой борьбы за животное существование для того, чтобы сбросить этот заряд. Вот тут та и приходит на помощь искусство, религия и наука. Проще говоря, если поэт не сочиняет стихи, значит он, либо пьет, либо бьет, либо грабит либо находит другой путь реализации энергетического потенциала, что можно с натяжкой назвать сублимацией. Если человеческое общество изолировать от лириков и лиризма, то в результате мы имеем сильное социальное ослабление строя, что может привести к гибели общества. Хотя носитель энергии не может быть уничтожен, уничтожение означает лишь лишение его заряда энергии. Общество лишенное лиризма, конечно, не может умереть до конца, просто тут возникает два варианта его дальнейшего развития. Вариант первый - это упрощение, инволюция, когда общество развалившись приведет к деградации личности которая обязана будет упростится например до животного уровня и тем самым лишить себя высокого заряда. То есть произойдет обычное возвращение в животную, более примитивную жизнь. Вариант второй - общество находит иной путь реализации энергетического заряда, например - война, конфликт, религия, и пр. Тут конечно есть много путей и дорожек, рассматривать их я не буду. Лиризм держит цивилизацию, он помогает сбросить эту самую энергию, точно так же как математика или физика. По сути, я свел все процессы, происходящие в обществе и в жизни человека к простой математике, т.е. каждый процесс в обществе естественная закономерность и если спорить о пользе лиризма и математики, то получается, что мы просто рассуждаем о величине заряда. И весь этот спор заходит в тупик абсурда. Конечно, рассматривая нужность лириков в обществе, я зашел слишком далеко, но скажу честно, это теория "поля" хотя и применима к биологическим законам природы (она универсальна), но я отлично понимаю, ее ущербность и применил ее лишь для того, чтобы математики, а не лирики задумались об этом. Однако тут непременно встает вопрос, а почему тогда всем и не быть физиками и математиками, если суть заключается лишь в сбросе этой самой энергии? На самом деле действительно математик с точки зрения природы может стать лириком и наоборот. И те, и другие нужны в природе для соблюдения не кого энергетического баланса, поскольку поле это не отдельные элементы, это единый организм, борющийся за свое всеобщее выживание. Если в природе человека, в природе его общественной жизни понадобится по каким-то причинам сделать так, чтобы физиков стало меньше, а лириков больше, то она это непременно сделает. Т.е. произойдет переливание энергии из большего в меньшее, так соблюдается метаболизм поля. Нужны ли здесь доказательства, если нужны, то вот вам простой пример: Представим племя, каких не будь "Мамбо" в далекой Африке. Все они испокон веков жили не тужили, пока не произошло по каким-то причинам, ну например - искажение магнитного поля земли, в результате которого реки сменили свое изначальное русло. Что в таком случае делает природа, чтобы это племя смогло выжить? Она делает возможным появление на свет человека, который умеет искать воду под землей при помощи двух веточек. Такой человек может быть плохим охотником но благодаря ему племя имеет шанс выжить. Таким образом, в этом человеке большая часть энергии уходит на поиски этой самой воды, а малая часть уходит, например, на охоту, собственное выживание. Во всем племени долгое время энергия, которая должна была свободно реализовываться в отношении поиска воды, в результате ее отсутствия накапливалась в них. И вот с появлением этого человека, раз он ищет им воду, их энергия должна накормить его. Т.е. его сородичи должны о нем позаботится и таким образом накопившуюся энергию в них отдать этому человеку, у которого ее нет. Так происходит обмен этой самой энергии. Картина очень грубая и есть свои нюансы, которые следует продумывать. Мне просто лень их все описывать, но я думаю, стержневая мысль доступна и понятна. Этого необычного человека легко сравнить с лириком, который появился в нашем обществе лишь в ответ на нехватку, например простых эмоций (т.е. элементарный обмен энергией). Вывод здесь такой: лиризм это лишь выход "лишней" энергии придуманный самой эволюцией общества дабы оно могло быть и сохранить себя. Слово "лишней" здесь взято в скобки потому, что в природе нет ничего лишнего и это понятие здесь относительно. Теперь опять таки к вопросу о споре лириков и математиков. Вот некий господин заявляет, что в этом мире все сделала математика. Но я с таким же абсурдом могу заявить, что все сделала лирика (хотя и то и другое как я уже говорил это просто энергетический заряд)! Объясняю: Духовные и материальные ценности неразлучны, одно без другого не может существовать. Цивилизация основана на пустой и бесполезной для своего времени идее. Она основана на вере, а вера есть не что иное, как пустое духовное изыскание. Это сегодня мы можем говорить о том, что первая "человеко-обезьяна", которая вместо копья метнула меткое слова в своего врага (ссылаясь на З.Фрейда) сделал это правильно, так как основала цивилизацию. Но посудите сами, для своего времени это было не более чем глупая потеха обернувшиеся трагедией. Итак, давайте посмотрим с вами вот еще на что: Для древней "человеко-обезьяны" было правильно: 1) Заботится о пропитании. 2) Заботится о потомстве То есть это реальная закономерность. А теперь поговорим о ненужных вещах, о пустых духовных изысканиях. Неправильно было с точки зрения выживания личности: 1) Взять в руки палку и что-то начертить на земле. 2) Взять в руки палку и начать ей бить по сухому дереву, отстукивая ритм. Первые две правильные директивы есть физика и математика. Вторые неправильные директивы есть лирика и примитивная глупость. Но благодаря этой глупости и появилась цивилизация. Физика и математика взяла на себя роль исполнительную, а мысль, вера, лирика, искусство взяла на себя роль мысли, духа, т.е. пустого и казалось бы, не нужного растрата своих жизненных сил. Так для чего природа все таки придумывает лириков, для чего она заставляет людей размышлять о пустом, когда следует выживать, и в целях выживания творить вещи материальные? В конце концов, скажите математики и физики, вы великие материалисты этого мира, ведь материализм подразумевает, и мыль как некий материал, который можно потрогать. А раз так, лирики творят и изменяют материю так же как ивы. От себя добавлю: я лишь размышляю на эту тему, и ни чего не утверждаю, потому, что сам могу объяснить все процессы в обществе не только с помощью теории "поля", т.е. это не мое мнение. Когда я слышу все эти споры, кто все-таки умней и нужней обществу математики или лирики мне не остается ни чего другого, как только усмехаться в ответ. В природе все нужно и все есть. Ища в себе себя, заранее подозревая Что все пред нами, и я есть все... С уважением SLIP.