Какая строфа вам понравилась. Строфа

Строфа

Строфа

СТРОФА - организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в С. является соединение их рифмой, к-рая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами С. Так парная рифмовка (aa bb cc и т. д.) дает кратчайшую из возможных строф - двустишие. Последнее при правильном чередовании женских и мужских рифм может быть превращено в четверостишие. Перекрестное (abab cdcd и т. д.) и опоясывающее (abba cddc и т. д.) сочетания рифм соответствуют двум основным видам четверостишия.
Соединение в различных комбинациях простейших видов С. между собою дает множество сложных С. Напр. сочетание двустишия с четверостишием составляет С. из шести стихов: ccabab или ababcc, или ccabba или abbacc. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т. д.
Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространенным, но далеко не единственным способом построения С. В белом (нерифмованном) стихе С. создается при помощи сочетания в определенном порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) - чаще всего женских с мужскими.
Значительное внимание как на Западе, так и в русской поэзии уделялось также сочетанию в С. рифмованных стихов с нерифмованными. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в С. укороченных и удлиненных стихов. С одной стороны, нередко вводится в ряд стихов равной длины один более длинный или чаще более короткий, к-рый дает даже в сложнейших строфических построениях исключительную четкость композиционных очертаний. С другой стороны, большое распространение получило правильное чередование в С. стихов неравной длины, чаще всего рифмованных.
Следует еще принять во внимание, что все намеченные принципы построения С. могут комбинироваться друг с другом, что множество С. допускает удвоение посредством прибавления С. с обратным («зеркальным») расположением элементов.
Особую роль в композиции С., гл. обр. песенного типа, могут играть повторы тех или иных композиционных единиц. Здесь следует отметить повторы в пределах одной С., напр. повторение первого стиха в последнем стихе той же С., к-рое создает отчетливое кольцеобразное построение. В песенных жанрах нередко встречается также самостоятельная С. (см. Рефрен), которая без изменений повторяется после каждой С. стихотворения и, в закономерном чередовании с последним, дает циклически возвращающуюся двучленную композицию.
Наконец, в жанрах песенной, гл. обр. народной, лирики конструкция С. при отсутствии всяких других внешних структурных признаков создается иногда лишь при помощи последовательно проведенного синтаксического параллелизма. Такое построение С. тем более примечательно, что, как правило, в «литературных» стиховых формах синтаксис более или менее независим от строфических рамок. Наряду с жанрами, в к-рых совпадение синтаксического периода со С. узаконено правилами (см. Стансы), в строфике повествовательных стихотворных форм нередко имеет место расхождение границ С. с синтаксическим членением (строфический enjambement).
При определении термина С. выше было подчеркнуто в качестве обязательного ее признака требование закономерной повторяемости. Однако возможны стиховые жанры, в к-рых повторение С. ограничивается более или менее ощутимой аналогией, к-рая в ряде случаев оказывается достаточно отчетливой для сохранения за подобной нестрогой С. ее композиционных функций.
Мировая поэзия накопила огромное количество твердых строфических форм. Так античная поэзия является богатейшим источником строфических форм, к-рые позднее неустанно разрабатывались в лирике европейских народов. Таковы: элегический дистих, алкеева или горациева строфа, асклепиадова строфа нескольких видов, сапфическая малая и большая и др. Большинство античных С. неоднократно воспроизводилось и в русском стихосложении, правда чаще неточно. Гораздо меньшую роль в этом смысле сыграла в русской поэзии восточная поэзия, из к-рой в сравнительно недавнее время были попытки заимствования нек-рых форм (газель, персидское четверостишие). Из богатого строфического наследия романских народов наиболее знакомы русскому читателю нек-рые «твердые формы», как терцина, триолет, секстина, октава, сонет, рондо и др.
Из числа С., прочно воспринятых в русском стихосложении, следует в первую очередь назвать александрийский стих, заимствованный у французов и сделавшийся в русской поэзии XVIII в. обязательной формой классической трагедии и героической поэмы. Он состоит из двустиший цезурованного шестистопного ямба с парными рифмами, попеременно то мужскими, то женскими. Другие типы двустиший употреблялись чаще всего в жанре «романса», а также в эпиграммах, надписях и т. п. (ср. «Черная шаль» Пушкина).
Трехстишия простейшего вида - с одной рифмой, проходящей через все три стиха - встречаются у нас редко. Гораздо более популярной, в связи с многочисленными переводами из «Божественной комедии» Данте, оказалась терцина.
Четверостишие - самая распространенная из всех строф. У большинства русских поэтов эта С. едва ли не преобладает численно над всеми другими строфами, вместе взятыми. Помимо четверостиший, построенных по основным схемам рифмовки, значительное распространение получило четверостишие с холостыми (нерифмованными) нечетными стихами и рифмами, скрепляющими четные стихи. Необходимо также отметить т. н. «балладную» С., ставшую популярной со времен Жуковского.
Пятистишие как самостоятельная С. встречается сравнительно редко.
Строфа из шести стихов, помимо секстины, имеет несколько излюбленных схем, представляющих различные комбинации трех рифм. Среди них - простейший вид шестистишия с парной рифмовкой (ср. «Три пальмы» Лермонтова) и шестистишие типа aabccb (ср. «Усы» Пушкина).
Семистишие, так же как и большинство других С., состоящих из нечетного числа стихов, чрезвычайно редко употребляется в русском стихосложении. Как на любопытный его образец можно указать на С. типа aabcccb, примененную Лермонтовым в «Бородине».
Восьмистишия встречаются в русской поэзии довольно часто. Обыкновенно они представляют собою ту или иную комбинацию двух четверостиший. К так наз. «твердым формам» итальянского происхождения принадлежат сицилиана и получившая большое распространение октава, к-рой написаны такие мировые произведения, как «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо, «Лузиады» Камоэнса, «Дон-Жуан» Байрона. У нас ее усердно пропагандировал С. Шевырев, а всеобщее признание ей доставил «Домик в Коломне» Пушкина.
Одной из вариаций октавы является так наз. «спенсерова» С., введенная английским поэтом Э. Спенсером (1553-1599). Она состоит из восьми стихов пятистопного и одного шестистопного ямба с тремя рифмами, расположенными по схеме ababbcbcc. Значительного распространения, так же как и другие формы девятистишия, спенсерова строфа не имела.
Из числа строф, состоящих из десяти стихов, заслуживает упоминания популярное в XVIII в. десятистишие классической оды. Оно писалось четырехстопным ямбом с рифмовкой по схеме ab ab ccd ccd (примеры см. в одах Ломоносова).
Строфы, превышающие десять стихов, встречаются в русском стихосложении сравнительно редко. Особое значение в русской поэзии получила С. из 14 стихов, примененная Пушкиным в «Евгении Онегине» и потому прозванная «онегинской» С.; она строится по схеме A b A b CC d d E ff E gg (прописными буквами обозначены женские рифмы)
Строфы большего объема, чем описанные выше, мало употребительны и, по большей части, не проводятся последовательно через все произведение. Поэтому их целесообразнее рассматривать вне принципов повторности, лежащих в основе С., как свободные структурные единицы, приближающиеся по своему значению к роли глав или песен в композиции больших стихотворных форм.Библиография:
Русская дана в кн:. Штокмар М. П., Библиография работ по стихосложению, (М.), 1933, и дополнение за 1933-1935 гг., «Литературный критик», 1936, кн. 8 и 9; Meyer R. M., Grundlagen des mittelhochdeutschen Strophenbaus, Strassburg, 1886; Schipper J., Englische Metrik..., T. 2 - Neuenglische Metrik, 2. Halfte - Strophenbau, Bonn, 1888; Naetebus G., Die nicht-lyrischen Strophenformen des Altfranzosischen, Lpz., 1891; Huegli E., Die romantischen Strophen in der Dichtung deutscher Romantiker, Zurich, 1900; Minor J., Neuhochdeutsche Metrik, 2. Aufl., Strassburg, 1902; Martinon Ph., Les strophes, P., 1913; Kossmann E. F., Die siebenzeilige Strophe in der deutschen Litteratur, Haag, 1923. См. также «Стихосложение» и статьи по отдельным видам С., упоминаемым в данной статье.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Строфа́

(греч. strophe – поворот), в европейской поэзии со времён Средневековья группа стихов, являющаяся единицей деления стихотворного текста, при графическом выражении приобретающая в этом тексте функцию абзаца и аналогичная по формальным признакам всем прочим группам стихов, из которых данный текст состоит. Её основные признаки: постоянное количество стихов (в противном случае называется строфоидом), графическая обособленность, смысловая законченность, а также интонационная и синтаксическая завершённость (нарушением двух последних признаков является междустрофный анжанбеман ). Второстепенные признаки строфы: постоянный порядок стихов определённой длины, постоянный порядок рифм или клаузул (стиховых окончаний). При историческом срастании нескольких формальных признаков с определённой темой она превращается в одну из твёрдых форм .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Строфа

СТРОФА - сочетание стихов в известном порядке. Этот порядок определяется известной системой рифм, связанной с большей или меньшей ритмической и грамматической законченностью того или иного стихосочетания. Последнее в целом есть, конечно, результат сложного творческого процесса. Определенное сочетание стихов диктуется поэту наравне с прочими элементами воплощения данного замысла характером именно этого замысла, а в конечном счете особенностью мировосприятия данного поэта. Что касается связи известного замысла с известной строфой, то можно привести в качестве примера обычную четырехстрочную строфу с обычной трехстрочной рифмовкой (первого стиха с третьим и второго с четвертым ) из Пушкинского: «Я помню чудное мгновенье». Несмотря на обычность строфы Пушкин сделал ее неузнаваемой, благодаря повторности рифмовки, вследствие чего одна строфа как бы сливается с другой, и получается единая строфа, построенная на 4-5 - рифмах, одной звучальностью и кружевной расположенностью которых отображается переход от музыки «чудного мгновенья », когда «явилась ты » через «томленье грусти безнадежной » к музыке нового «пробуждения », когда опять предстал «гений чистой красоты » и воскресли «и жизнь, и слезы, и любовь ». (Мы описали весь круг настроений и рифм). Касаясь вопроса о связи между общим мировоззрением поэта и известным характером стихосочетания, укажем хотя бы на строфику Тютчева: у Тютчева нет так называемых твердых строф (см. терцины, сонет и т. д.), и он часто не выдерживает выбранной им самим простой строфы. Это стоит в несомненной связи с постоянной борьбой в поэте ночного и дневного начала, из которых первое говорило ему, что «мысль изреченная есть ложь» и что если вообще нельзя выразить себя, то тем более нельзя открыться в клетке «твердой формы...»

Комбинации стихосочетаний представляются совершенно неисчерпаемыми, ибо строфы могут видоизменяться и в связи с расположением рифм (как указано выше), и в связи с количеством сочетаемых стихов (4, 5, 9 и т. д.), и в связи с тем, состоят ли строфы из стихов одного размера или из стихов разных размеров и т. д.

Существенное значение имеет также грамматический состав строфы, ибо, например, отдельные строфы лермонтовского: «Когда волнуется желтеющая нива», - строфы, представляющие части временного периода, имеют совершенно иное звучание и занимают иное место в ритмическом узоре стихотворения в целом, чем занимали бы подобным же образом построенные строфы, будь они совершенно самостоятельными предложениями. Чрезвычайно резко бросается это в глаза при строфическом enjambement (см. это слово), как бы разрушающем самостоятельность строфы, но вместе с тем придающем ей своеобразный оттенок (особенно, когда это enjambement подчеркнуто отсутствием его в других строфах).

Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Строфа" в других словарях:

    Строфант … Русское словесное ударение

    Ы; мн. строфы, дат. ам; ж. [греч. strophē кружение, поворот] Сочетание строк в стихе, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой. Стихотворение из двух строф. Онегинская с.… … Энциклопедический словарь

    - (греч. strophe, от strepho обращаюсь). 1) в древней лирической поэзии у греков означала часть оды, петой во время первого хора. 2) определенное число стихов, куплет гимна или оды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от греч. strophe букв. поворот), группа стихов, объединенных каким либо формальным признаком, повторяющимся периодически, напр. устойчивым чередованием различных метров (алкеева строфа, сапфическая строфа), различных клаузул и рифм… … Большой Энциклопедический словарь

    строфа - СТРОФА1, ы, мн строфы, род. строф, дат. строфам и строфам, ж Часть текста стихотворного произведения с повторяющейся организацией ритма и рифмы, содержательно объединяющая несколько строк. Стихотворение А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»… … Толковый словарь русских существительных

Строфа характерна только для стихотворного творчества. Она представляет собой метроритмические периоды в пределах одного стихотворения. Из строф состоит все стихотворение классического вида, однако, последнее время идет тенденция к отказу от строфы (это касается белых стихов без определенной строфизации и верлибров – свободных стихов). Строфы, однако, не следует путать с абзацами в прозе, ибо часто не хватает одной строфы для выражения определенного чувствования, так, некоторые строфы как бы переливаются одна в другую:

Я букет тот снесу на могилу осеннюю,
Где листва из-под снега в минуту весеннюю
Грустно смотрит на нас, как жестокий ответ [!]

За минуту разлуки желанную, странную,
За минуту сомненья неясно-туманную,
И за вечность безбрежную, полную грез. /“Я бегу за тобой от сетей...”/

Строфы бывают:
1. Простые:
а) двойные:

Помню музыку ту, что свела нас с тобой,
С той минуты я вдруг потерял свой покой. Я влюблен в твои ручки, и ножки, глаза,
Сих хрусталей краса, глубина – без конца… /“Помню музыку ту...”/

Я от ласковых признаний, я от нежных чувств отвык,
Стал мне близок крик желаний, страсти яростный язык,

Все слова, какие мучат воспаленные уста,
В час, когда бесстыдству учат – темнота и нагота! /“Первые встречи” В.Брюсов/

б) четвертные:

По холодному городу с поднятым воротом
Я брожу, грея руки в карманах пальто.
Предо мною мелькают то люди, то вороны,
То зажжется огнями витрина “Шато”

То и дело с прохожими, грязными, скорыми –
Я встречаюсь и враз убегаю от них.
Листья желтые, падая, пишут узорами
Переплеты надежд и моих новых книг.

Вдруг коснется меня человек обгоняющий,
Ветром спешки дорог пролетит свет авто,
И вдогонку дождями очищенно-ноющий
Взгляд летит мой за ним до мерцанья “Шато”. /“Шато”/

Нет сил сказать, нет сил услышать,
Невластно ухо, мертв язык.
Лишь время знает, чем утишить
Безумно вопиющий крик.

Срывай последние одежды
И грудью всей на грудь прильни, –
Порыв бессилен! нет надежды!
И в самой страсти мы одни!

Нет единенья, нет слиянья, –
Есть только смутная алчба,
Да согласованность желанья,
Да равнодушие раба. /“Одиночество” В.Брюсов/

2. Сложные. Они имеют структуру пятистрочннх стихов (квинтины):

Я пал в истоме злободневной
И тотчас провалился в сон.
Но чу! – все виды повседневной
Привычной жизни откровенной
Вдруг вырвались из сердца вон. /“Сон”/

шестистрочных (например, секстины):

Цветы истлели в должный миг,
В веках, давно пройденных, –
Но жив тот цвет, что раз возник,
В мирах соединенных.
И озаряет лунный лик
Безумных и влюбленных. /“Предание о луне” В.Брюсов/

Его уста, застывшие в улыбке,
Теперь навечно золотые рыбки
На берег дальний сказкой отнесут.
А что ж ОНА? Уже ль ОНА страдает,
Что раб, в нее влюбленный, умирает? –
Приспущенные веки все снесут!.. /“Каравелла”/

семистрочных (септины):

Рассказ окончен: Вы его прервали.
Своим молчаньем Вы меня призвали
Быть Вашим нйдругом под панцирем обид.
О!.. Как решились этим откровеньем
Обезоружить, вновь начав гоненья
Моей души от Вас? Вам радостен сей вид?<> Рассказ нарочно кончен, Вы его прервали… /“Эскиз на холсте”/

То в пустоту ненароком
Смотрит невидящим оком,
То озирается с криком,
То вдруг слезами зальется,
Что-то хватает в неистовстве диком,
Плачет и тут же смеется. /“Романтика” А.Мицкевич/

восьмистрочных (октавы и пр.):

Собранье зол его стихия;
Носясь меж темных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров;
Он любит пасмурные ночи,
Туманы, бледную луну,
Улыбки горькие и очи,
Безвестные слезам и сну. /“Мой демон” М.Лермонтов/

и др.

На основание строф употребляются различные виды метров, рифм и рифмования.

Следует помнить, что длина срифмованных строк должна быть либо равной, либо короче, но каждая строфа (если стих написан строфично) должна полностью совпадать по длине строк со всеми последующими строфами. Длина строк определяется количеством слогов (гласных). Если строфа четвертная, то приняты такие формы строф, когда рифмуемые строки с женской рифмой длиннее строк с мужской на один слог (о рифме см. выше):

Я понимал, что ночь – лишь точка (9)
В конце неписаных стихов.(8)
Я знал, что ночь – всего лишь почка (9)
На стебле высохших цветов. (8)

Я понимал…но я не верил. (9)
Да кто поверил бы в тот миг, (8)
Когда слова ломали двери, (9)
В душе рождая томный крик: (8)

“Мне хорошо с тобой, Оксана!” (9)
“А как с тобой мне хорошо! (8)
Я грешную желала рану, (9)
С тобой сливаяся в одно… (8) /“Летняя ночь”/

Но существуют и другие формы строгих строф, которые автор применяет в зависимости от того, что должно отобразить в стихе.

Очень часто автор создает свои собственные формы строф для передачи определенных оттенков чувства (но не для упрощения поиска рифмования!!!), так, например, двустрочные строфы хоть и подразумевают одинаковую длину срифмованных строк, но не обязывают к этому:

Грустный сумрак, грустный ветер, шелесты в дубах. (13)

Вспоминает вечер о далеких снах. (11)

Ветер шепчет, шепчет грустно чье-то имя мне. (13)

Звездам бесприютно в черной тишине. (11)/“Грустный вечер” В.Брюсов/

Татьяна то вздохнет, то охнет;
Письмо дрожит в ее руке;
Облатка розовая сохнет
На воспаленном языке.
К плечу головушкой склонилась,
Сорочка легкая спустилась
С ее прелестного плеча…
Но вот уж лунного луча
сиянье гаснет. Там долина
сквозь пар яснеет. Там поток
Засеребрился; там рожок
Пастуший будит селянина.
Вот утро: встали все давно,
Моей Татьяне все равно.

Она зари не замечает,
Сидит с поникшею главой
И на письмо не напирает
Своей печати нарезной.
Но, дверь тихонько отпирая,
Уж ей Филипьевна седая
Приносит на подносе чай.
“Пора, дитя мое, вставай:
Да ты, красавица, готова!
О пташка ранняя моя!
Вечор уж так боялась я!
Да, слава богу, ты здорова!
Тоски ночной и следу нет,

Рифмование зависит от метра стихов и вида строф. Основные типы строгого рифмования бывают такие:

1. Построчное , когда рифма подбирается к концам строк:

в четвертных строфах (четверостишьях) применяются такие виды рифмования:

а) кольцевое:

А я хотел тебя не полюбить, (1)
А лишь приманивая миражем в пустыне (2)
И огнями во зыбкой тине, (2)
Чтобы русалкою на дне душить (1) /“А я хотел тебя не полюбить…”/

б) последовательное: рифмуются первые две строки и вторые две(1–1–2–2).

Русалка плыла по реке голубой, (1)
Озаряема полной луной; (1)
И старалась она доплеснуть до луны (2)
Серебристую пену волны. (2) /“Русалка” М.Лермонтов/

в) сквозное неполное: рифмуются вторая и четвертая строки (1–2–3–2).

Мы не прятали ласку за простыни, (1)
Мы открыто дарили тела. (2)
Нас с тобой презирали по глупости. (3)
Или, может, то зависть была? (2) /“Мерный шелест травы”/

г) сквозное полное: рифмуются первая и третья строки, вторая и четвертая (1–2–1–2).

По беломраморным ступеням (1)
Царевна сходит в тихий сад – (2)
Понежить грудь огнем осенним, (1)
Сквозной листвой понежить взгляд. (2) /“Путник” В.Брюсов/

Различные строфы имеют огромное количество видов рифмования. Так, например, септины могут иметь такую структуру: 1–1–2–3–3–2–1, 1–2–1–2–1–2–1, 1–2–3–1–2–3–1 и т.д. Секстины классические могут иметь такие структуры: (при чем слова, выносимые в рифму, повторяются в следующих секстинах + то, что строф шесть!), 1–1–2–2–3–3 и т.д. Пример классической секстины:

Я безнадежность воспевал когда-то, (1)
Мечту любви я пел в последний раз. (2)
Опять душа мучительством объята, (1)
В душе опять свет радости погас. (2)
Что славить мне в предчувствии заката, (1)
В вечеровой, предвозвещенный час? (2)

Ложится тень в предвозвещенный час; (1)
Кровь льется по наклонам, где когда-то (2)
Лазурь сияла. В зареве заката (1)
Мятежная душа, как столько раз, (2)
Горит огнем, который не погас (1)
Под пеплом лет, и трепетом объята. (2) и т.д./“Секстина” В.Брюсов/

Для передачи настроения в стихах используют различные виды рифмования, одновременно с различными видами строф и видов рифм получается экстракт элементарного стиха, не лишенного красивости. Так, например, для передачи нежных чувств поэты часто пользуются ямбом и четвертными строфами:

Признания в любви – немые речи,
В них звуков нет, в них – запахи весны,
В них содрогаются невинны плечи,
Когда затмят собой все сказочные сны. / “Признания в любви...”/.

Для передачи особо лирических (мелодических) моментов обычно используют трехсложные метры, с переменной рифмой (подбирая ее и составляя в зависимости от логики чувства или внутренней мелодики):

Что борешься ты в море, каравелла? (А)
Иль обогнуть опасность не успела? (А)
Волна, волна, еще одна волна! (Б)
Сойди на дно от пагубного воя, (В)
Найди покой средь вечного покоя, (В)
Ты – прошлое, решила так она. (Б) /“Каравелла”/

Некоторые классические жары поэзии требуют строгой формы рифмо- и строфообразования. Сонет итальянский представляет собой стих со следующей структурой: АББА АББА ВГВ ГГВ, АББА АББА ВГВ ГВГ или АББА АББА ВВГ ВВГ с применением классических метров (чаще всего ямб).

Помимо этих видов рифмования существуют и авторские, которые изобретают сами авторы для передачи тонких чувств и наложения определенного впечатления, созданного автором в своей душе на читателя через мелодику своего стихотворения. Эти виды рифмования вместе с изобретенными автором формами строф пользуются популярностью, ведь они передают самобытность автора.

2. Порционный тип рифмования:

а) рифма подбирается к середине разных строк:

Где ты, мерное дыхань е, возбуждающее слух ?
Своим сладеньким лобзаньем стелишь сны в ночи, как пух ./“Где ты, мерное дыханье…”/

Вполне возможно сделать из этих двустиший четверостишья с полным сквозным рифмованием, однако такой тип рифмования необходим для передачи долготы определенного чувства. Кроме того, порционные рифмы часто можно спутать с повторами ассоциативными (см. ниже), но это уже право автора определять тип рифмования и стилистического приема.

б) рифма подбирается к словам одной строки:

Книги , крики скуки нашей...

Чет иль нечет , видеть нечем . /Примеры автора/

СТРОФА - группа стихов, повторяющаяся по признакам объема, системы рифмовки (клаузул) и размера (либо соотношения размеров). Именно повторяющаяся. Говорят и об “одиночных строфах”, которые часты в малых жанрах, эпиграммах, эпитафиях, посвящениях, мадригалах, альбомных записях. Ho это не строгое обозначение. “Граница между вольной рифмовкой и одиночной строфой условна; наибольшей длиной последних считают 8-10 строк”.

Окончания стиха, начиная с последнего ударения, именуются клаузулами. Они могут рифмоваться и не рифмоваться.

То или иное расположение рифм называется рифмовкой. Простейшая рифмовка - парная. Пара рифм может быть продлена на один или несколько стихов, как иногда делает Лермонтов в поэме “Мцыри” (она и кончается трехстишием); тогда рифмовку называют смежной. Четыре стиха можно объединить по схемам AAAA, ААББ (условно рифма обозначается буквой: при разных клаузулах а - мужская клаузула, А - женская, А ’ - дактилическая, А” - гипердактилическая), АБАБ (перекрестное четверостишие), АББА (охватное четверостишие). Четверостишие можно продлить, сделав его пятистишием (АБААБ) и т.д.

В романтической поэме господствовала вольная рифмовка: произвольно сочетались двустишия, различные четверостишия, пятистишия и т.д. Это астрофический стих. Он характерен также для басни и вообще вольного стиха. Для лирики он характерен меньше, но использовался и в ней, особенно в жанре дружеского послания. Так, послание Пушкина “К Чаадаеву” 1818 г. (“Любви, надежды, тихой славы...”) написано по схеме АбАбВггВВггВдЕ дЕжЗжЗж. Может возникнуть вопрос, действительно ли одну рифму составляют слова желанье - призыванье - упованья - свиданья. Если это одна рифма, то приблизительная по отношению к первой и ко второй паре. Пушкину в 1818 г. приблизительные рифмы в общем не свойственны. Однако если понимать стык призыванье - упованья не как рифму, получится нарушение правила чередования женских и мужских рифм (альтернанса), по которому два однородных окончания не ставились рядом, если не были зарифмованы. Скажем, после четверостишия АбАб должно было идти В, а не в. Правда, с начала XlX в. это правило иногда нарушалось, но редко. Гораздо чаще так бывало в XX в.

И все же рифмовка тяготеет не к астрофичности, а к более или менее строгой последовательности. В XVIII в. ‘‘большие жанры - эпос, трагедия, а также дидактическое послание, элегия, эклога и пр. - за небольшим исключением пользовались в системе классицизма “александрийским стихом” - 6-ст. ямбом с рифмовкой двустишиями. Четверостишия и тем более длинные строфы употребляются только в лирических жанрах”.

Если группы стихов повторяются не по всем трем указанным параметрам, перед нами нетождественные строфы. Так, в лермонтовском “Когда волнуется желтеющая нива...” четвертое, заключительное, четверостишие не перекрестное, как предыдущие, а охватное и включает один 4-стопный (последний) стих на фоне предыдущих 6- и 5-стопных (расположенных неупорядоченно: некоторая нетождественность была и там). “Еще сильней размывает строфу чередование строф с разным количеством стихов: 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д. Такие нетождественные строфы называются иногда строфоидами, т.е. строфоподобными; единство строфоида поддерживается преимущественно синтаксической завершенностью; это форма переходная к нестрофическому стиху...”. Ho трудно сказать, считать ли, например, стихотворение Пушкина “К морю” написанным строфоидами: в нем 12 четверостиший и три пятистишия (два AoAAo и одно аБаБа), а из четверостиший одно имеет охватную рифмовку вместо перекрестной. Границы между строфой и строфоидом, действительно, подвижны.

Обычно стиховеды включают в число определителей строфы синтаксическую и смысловую завершенность. На этом основании александрийскому стиху отказывается в праве именоваться строфой, а за двустишиями второй части “Эпилога” ахматовского “Реквиема”, обособленными лишь пробелами (даже не всегда синтаксически), такое право не оспаривается. Ho никто не отрицает факт “строфических переносов”, синтаксической незавершенности некоторых строф, в том числе и “онегинских”. Логично заключить: по формальным признакам и александрийский стих, и, допустим, элегический дистих являются строфами, а смежные рифмы “Мцыри" нетождественными строфами или строфоидами; функционально же и строфоиды, законченные и соотнесенные друг с другом, играют роль строф.

Уже четверостишия обнимают собой множество вариантов строф. Кроме четырех способов рифмовки они допускают разные клаузулы и холостые стихи, а главное - всевозможные размеры и их соотношения вразностопных, или смешанных, стихах. Разностопными в отличие от вольных называют те стихи, которые варьируют стопность одного метра, реже - разные метры в определенном порядке. Например, “Шепот, робкое дыханье...” Фета: четверостишия АбАб, регулярно чередующие 4- и 3-стопный хорей; “Ангел” Лермонтова: четверостишия, состоящие из двустиший аабб, в каждом из которых объединены стихи 4- и 3-стопного амфибрахия.

Строфы с четным количеством стихов распространены гораздо больше, чем строфы с нечетным их количеством. Можно сказать, что из пятистиший в русской поэзии употребительно главным образом одно - АбААб, как бы наращенное четверостишие, которым Пушкин написал “И.И. Пущину” (“Мой первый друг, мой друг бесценный!..”). Из семистиший известна строфа лермонтовского “Бородина” (ААбВВВб, стихи бб - 3-стопный ямб, остальные - 4-стопный), но только с этим стихотворением она и связывается. Это индивидуально-авторская строфа. Немало индивидуально-авторских строф изобрел Фет.

Безоговорочный лидер в строфике - четверостишие АбАб. В XX в., особенно в советское время, когда строфика крайне упростилась (исключения среди поэтов единичны: богаты строфами лишь песни

B.C. Высоцкого и стихотворения И.А. Бродского), по схеме АбАб написано подавляющее большинство поэтических произведений. Даже ближайшее к этой схеме четверостишие аБаБ далеко отстает от строфы-лидера, видимо, женский стих на конце выглядит недостаточно твердо завершающим строфу. Четверостишия, подчеркнуто обособленные, завершенные по смыслу, иногда называются стансами. Некоторые поэты, как Тютчев, любили объединять четверостишия в восьмистишия. Оригинальное восьмистишие применил Лермонтов в “Завещании”: схема абабввГГ, перекрестное четверостишие чередует 4- и 3-стопный ямб, потом идут двустишия 4- и 3-стопного ямба с мужскими и женскими окончаниями. Из прославленных в европейских литературах восьмистиший следует отметить октаву (АбАбАбВВ и гДгДгДее), Пушкин ее применил в шутливой поэме “Домик в Коломне” (1830), а потом в серьезной “Осени” (1833). Пример шестистишия - лермонтовское “Как часто, пестрою толпою окружен...”: схема ааБввБ, 6-стопный ямб в стихах аа и вв, 4-стопный - в стихах ББ. Перекрестное четверостишие и такое же шестистишие, но целиком 4-стопноямбические - это одическая строфа, популярнейшее десятистишие. Им (с вариациями) писали оды в XVIII в., но Пушкин в оде “Вольность” предпочел более простую строфу - восьмистишие аБаБвГГв, объединенные перекрестное и охватное четверостишия. А для “Евгения Онегина” он изобрел универсальную и гениальную в своей простоте 14-строчную строфу, объединявшую все основные способы рифмовки: четверостишия AC)AC), ВВгг, ДееД и заключительное, часто афористическое двустишие жж. Это уникальный пример строгой упорядоченности, стройности и разнообразия, синтез высшего искусства и естественности. Предпринимались попытки создания более длинных строф, но не самые удачные.

Кроме собственно строф существуют строфы цепные. Каждая строфа здесь не вполне самостоятельна, рифмовка перебрасывается в следующую. Например, лермонтовское “На севере диком стоит одиноко...” - это две взаимно связанных схемой АбВб АгВг строфы 4-стопного и 3-стопного амфибрахия. Уникальный венок строф - “Шаганэ ты моя, Шаганэ!..” Есенина. Первое пятистишие - это охватное четверостишие плюс буквально повторенный начальный стих. Второе пятистишие начинается второй строкой первой строфы, она же повторяется в конце пятистишия. Третье пятистишие начинается третьим стихом первой строфы, тоже повторяющимся в конце, и т.д. Так вся первая строфа оказалась повторенной в последующих четырех строфах.

До этого был известен лишь венок сонетов. Сонет - самая популярная и самая совершенная из твердых форм. Tвердая форма в отличие от строфы не предполагает циклического повторения всей группы стихов в рамках произведения. Это устойчивая, закрепленная традицией стиховая конструкция, охватывающая весь объем текста. Правильный сонет обязательно насчитывает 14 строк, но известны три его канонические разновидности. Итальянский сонет состоит из двух четверостиший (катренов) и двух цепных трехстиший (терцетов). Четверостишия зарифмованы перекрестно и оба на одну пару рифм: АБАБ АБАБ. В трехстишиях исключается парная рифмовка, возможны варианты BГB ГВГ(т.е. как бы полтора четверостишия на две рифмы, отличных от тех, которые были в катренах) и ВГД ВГД (созвучия через два нерифмующихся стиха, в каждом из терцетов зарифмованных между собой строк нет). Во французском сонете предпочитается охватная (“закрытая”) рифмовка катренов: АББА АББА. К ней полагается перекрестная, “открытая” рифмовка терцетов: ВВГДГД (в отличие от итальянского сонета терцеты не тождественны по конфигурации). Реже катрены были перекрестными, “открытыми” (АБАБ АБАБ), и к ним полагались “закрытые” терцеты (ВВГ ДДГ, т.е., по сути, двустишие с охватным четверостишием, но записывавшиеся в виде двух трехстиший). Наконец, простейший английский, или шекспировский (хотя появился он до Шекспира), сонет - это три перекрестных четверостишия на разные рифмы и заключительное двустишие: АБАБ ВГВГ ДЕДЕ ЖЖ. Французы соблюдали правило альтернанса, итальянцы - нет, у них рифма обычно женская. У англичан твердого правила на этот счет не было. В России в качестве канонических размеров сонета закрепились 6- и 5-стопный ямб по аналогии с традиционным французским силлабическим 12-13-сложником и итальянским 11-сложником.

Однако сонетов, полностью сохраняющих условия итальянской и французской моделей, - меньшинство. Имеются всевозможные модификации сонета (опрокинутый сонет, безголовый сонет, сонет с кодой и др.), но главное - и независимо от получивших свои названия модификаций поэты имеют обыкновение упражняться с разнообразными вариациями на сонетной основе, иногда создают свои собственные индивидуальные модели. В принципе канонические типы сонета дают огромные возможности для проявления творческого мастерства, но и неправильные сонеты совсем не обязательно неудачны. В 6-стопноямбическом сонете Пушкина “Поэту” (“Поэт! не дорожи любовию народной...”) один катрен перекрестный, другой охватный. “Приморский сонет” (1958) А.А. Ахматовой написан 4-стопным ямбом, а по рифмовке это “контаминированный”, т.е. сводный, французский сонет с “закрытыми” (охватными) катренами и “закрытыми” же терцетами.

Многие поэты Серебряного века и наши современники, изощряя свое мастерство, сочиняли венки сонетов - циклы из пятнадцати сонетов, в которых последняя строка каждого предыдущего сонета повторялась как первая строка каждого последующего. Последняя строка четырнадцатого встречается с первой строкой первого. Все первые строки объединяются в сонет-магистрал, который должен быть единым текстом.

Стихи часто объединяются в сочетания, которые повторяются в стихотворении некоторое количество раз. Сочетание стихов, представляющих ритмико - синтаксическое целое и объединенное общей рифмой называется СТРОФАМИ, т. е. строфа - это группа стихов с определённым расположением рифм. Основной признак строфы - повторяемость ее элементов: стоп, размеров, рифмовки, количества стихов и др.

Очень трудно уйти от былого,
Как когда-то мы были близки,
А сегодня увиделись снова -
И в глазах ни любви, ни тоски.
Г. Ужегов

ДВУСТИШИЕ - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - ДИСТИХ, в силлабической - ВИРШИ.

Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва

Что с тобой? - спросили дома,
Напугавшись пуще грома,

Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов

ТРЁХСТИШИЯ (терцет) - простая строфа из трёх стихов.

В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин

Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были

ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин

ПЯТИСТИШИЕ - квинтет.

А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев

ШЕСТИСТИШИЕ - секстина. Строфа из шести стихов.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин

СЕМИСТИШИЕ - сентима. Сложная строфа из семи стихов.

Да! Были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля...
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
М.Ю. Лермонтов

ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) - восьмистишная строка, в которой первый стих рифмуется с третьим и пятым, второй - с четвёртым и шестым, седьмой - с восьмым. Октава основана на тройном повторении (рефрене).

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя печальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С.Пушкин

Схема октавы: АБАБАБВВ.

ДЕВЯТИСТИШИЕ - нона. Сложная рифма, состоящая из девяти стихов.

Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал...
М.Ю.Лермонтов

ДЕСЯТИСТИШИЕ - децима. Часто встречается в произведениях М. Ломоносова, Державина. В настоящее время почти не применяется. Схема АБАБВВГДДГ. Разновидностью десятистишия является ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА, которой пишутся торжественные оды, поздравления.

ОНЕГИНСКАЯ РИФМА - форма строфы, в которой написан роман "Евгений Онегин" А. С. Пушкина. Строфа состоит из 14 строк
Четыре с перекрёстной рифмой, две пары со смежными рифмами, четыре с кольцевой и заключительные две строки снова смежная рифма. Начинает строфу всегда строка с женским окончанием, заканчивает - с мужским.

Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.

Схема АБАБВВГГДЕЕДЖЖ.

БАЛЛАДНАЯ строфа - строфа, в которой чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили...
В.Жуковский

СОНЕТ. Определённое количество стихов и расположение рифм характерно не только для строф, но и для некоторых видов стихов. Наиболее распространенным является СОНЕТ. Мировую известность получили сонеты Шекспира, Данте, Петрарки. Сонет - стихотворение состоящее из четырнадцати стихов, делящихся обычно на четыре строфы: два четверостишия и два трёхстишия. В четверостишиях применяется или кольцевая или перекрёстная рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Чередование рифмы в трёхстишиях различно.

Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин

Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.

ТЕРЦИНЫ - трёхстишные строфы с оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д.

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё - мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры -
Всё наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слёзы вдохновенья
При виде их рождались на глазах.
А.С.Пушкин

Терцинами написана "Божественная комедия" Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД...КЛКЛ.

ТРИОЛЕТ - встречается и в наше время. При этом виде рифмовки стихи А и В повторяются как рефрены.

Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад...
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери...
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)

Схема триолета: АБАААБАБ.

РОНДО - стихотворение, содержащее 15 строк с рифмовкой ААВВА, АВВС, ААВВАС (С- не рифмующийся рефрен, повторение строки).
Рондо, как стиль стихосложения, было популярно во французской поэзии 18-19 вв.
Из других (сейчас почти не применяющихся) видов строф стоит упомянуть следующие:

СИЦИЛИАНА - восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.
САПФИРИЧЕСКАЯ СТРОФА. Была изобретена в Древней Греции в 6-7 вв. до новой эры.

КОРОЛЕВСКАЯ СТРОФА - семистишие с системой рифмовки АББААВВ.

АСТРОФИЗМЫ - стихотворение, в котором нет деления на строфы, что даёт поэту больше композиционной свободы. Применяется и в настоящее время в детских стихах, баснях и в стихах, насыщенных разговорной речью.

Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский