Керченская операция 1941. Началась керченско-феодосийская десантная операция

6 апреля 2015 года Президент России Владимир Путин подписал указы о присвоении почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы» Феодосии, Гатчине, Грозному, Петрозаводску и Старой Руссе. Это почетное звание было установлено федеральным законом 9 мая 2006 года. Оно присваивается российским городам, на территории которых или в непосредственной близости от них в ходе ожесточенных сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм.

За какие заслуги почетное звание присвоено Феодосии? В ее военной истории были два ярчайших эпизода, имеющих непосредственное отношение к ратной летописи России. Первый ­ в 1771 году 27­-тысячная русская армия под командованием генерал-­аншефа Долгорукова-­Крымского в сражении при Кефе разбила 95-­тысячную турецкую армию и заняла город. Еще более известен героический Феодосийский десант в конце декабря 1941 года. Это была самая крупная десантная операция Великой Отечественной войны: в сложнейших условиях Черноморскому флоту удалось высадить в занятый врагом город целую общевойсковую армию. В силу различных объективных и субъективных причин тогда не удалось одержать большой победы, поэтому уникальный десант не был оценен по достоинству. Сегодня мы расскажем о нем подробно.

В декабре 1941 года войска группы армий «Центр» были не только остановлены под Москвой, но и покатились на запад под ударами свежих советских резервов. Также немцы потерпели поражение на юге страны, под Ростовом­на­Дону, и на севере, под Тихвином. Эти неудачи на Восточном фронте вызвали ярость Гитлера и всей нацистской верхушки. Немцам срочно требовался яркий, показательный успех, которым можно было бы символично увенчать уходящий 1941 год. И именно успеха любой ценой требовал фюрер от командующего 11­-й армии Э. фон Манштейна.

17 декабря фашисты начали решительный штурм Севастополя, поведя дело со свойственной вермахту образца 1941 года сноровкой и напористостью. Защитники города дрались отчаянно, но их силы таяли. Подвоз подкреплений и боеприпасов по морю транспортами и боевыми кораблями не успевал компенсировать убыль. Все шло к тому, что в первую неделю января 1942 года город падет.

Чтобы оттянуть силы врага от Севастополя, советским командованием было решено осуществить высадку морского десанта на Керченский полуостров, открыв тем самым в Крыму новый фронт. Ставка ВГК утвердила план операции, разработанный штабом Закавказского фронта, дополнив его предложением командования Черноморским флотом ­ кроме намеченных мест высадки в районе Керчи высадить десант также в Феодосийский порт.

Данная операция и вошла в историю как Керченско­-Феодосийская. Это одна из наиболее масштабных десантных операций, проведенных воюющими сторонами в ходе Второй мировой войны, и по ряду параметров крупнейшая десантная операция советского флота. К ее проведению привлекались львиная доля всех боеспособных сил Черноморского флота и Азовской флотилии, внушительный тоннаж транспортов, ряд частей морской пехоты, две общевойсковые армии (51-­я и 44-­я) и даже танки ­ в состав десантных отрядов вошли несколько танковых рот, укомплектованных легкими танками Т-­26 и плавающими танкетками Т-­38.

26-­27 декабря были высажены десантные отряды на несколько плацдармов к северу и югу от Керчи. Не все прошло гладко. Наши войска понесли ощутимые потери, а главное ­ были запечатаны на плацдармах отчаянно сопротивляющимся противником. Положение высаженных войск усугубилось в последующие 2 дня, когда сильный шторм и замерзание Азовского моря сорвали доставку подкреплений и снабжения на плацдармы. В итоге цель высаженных десантов ­ захват Керчи ­ в первые три дня достигнута не была.

Когда ситуация в районе Керчи стала критической, советские корабельные соединения с десантом на борту как раз подходили к Феодосии.

Кораблям эскадры были поставлены следующие задачи: высадить передовой отряд десанта в составе двух полков в Феодосийский порт, подавить артиллерийским огнем противодействие врага на участках высадки, поддерживать артиллерией действия десанта. Для решения этих задач было сформировано два отряда кораблей под общим командованием капитана 1 ранга Н.Е. Басистого. В отряд высадки и артиллерийской поддержки, которым командовал капитан 1 ранга B.А. Андреев, вошли крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым», эскадренные миноносцы «Незаможник», «Железняков» и «Шаумян», а также транспорт «Кубань».

Отряд высадочных средств под командованием капитан­лейтенанта А.И. Иванова был сформирован из тральщиков «Щит», «Взрыв» и 12 катеров­охотников типа МО-­4. На борту кораблей этих отрядов доставлялся первый эшелон десанта ­ 251-­й горнострелковый и 633-­й стрелковый полки численностью более 5 тыс. бойцов и командиров.

Итого первый (штурмовой) эшелон высадки состоял из 2 крейсеров, 3 эсминцев, 2 тральщиков и 12 катеров МО­4.

После высадки первого эшелона два отряда транспортов с силами охранения должны были доставить в Феодосию основные силы 44-­й армии ­ 263-­ю стрелковую и 63­ю горнострелковую дивизии. Также на транспортах доставлялась бронетехника: 20 легких плавающих танков Т­-38 и 14 танков Т-­26. Т­-38 шли на транспорте «Жан Жорес», Т-­26 ­ на транспорте «Калинин».

В целом планом операции предусматривалось высадить тремя эшелонами в Феодосии 23 тыс. бойцов 44-­й армии.

В первом эшелоне десанта для штурмовых действий был сформирован отряд морской пехоты численностью 600 человек. Его возглавил старший лейтенант А.Ф. Айдинов. Штурмовой отряд должны были высадить катера МО-­4. Вместе со штурмовым отрядом Айдинова в первом броске высаживались отряды разведчиков штаба флота и гидрографического отдела флота, а также корректировочные группы кораблей отряда высадки и артиллерийской поддержки.

В 3 ч. 48 мин. Н.Е. Басистый приказал начать артиллерийскую подготовку. Корабли открыли огонь по порту и артиллерийским батареям. Первый залп осветительными снарядами дали эсминцы, за ними открыли огонь крейсеры.

В 4 ч. 03 мин. отряду высадочных средств было передано приказание: «Катерам следовать в порт!» Высадка началась.

Первым в акваторию Феодосийского порта ворвался катер MО­-0131 (командир лейтенант И.Г. Черняк), вторым ­ MO-­013 (командир лейтенант Н.Н. Власов) с командиром отряда высадочных средств капитан­лейтенантом А.И. Ивановым на борту. Они высадили морпехов и корректировщиков на Защитный (Длинный) мол. Эту группу возглавил командир отряда малых охотников старший лейтенант В.И. Чупов. Морпехи стремительно захватили здание маяка на молу, а затем начали наступать вдоль мола к берегу. Находившиеся в составе этой группы гидрографы промерили глубины у мола для определения мест швартовки кораблей. После захвата маяка с него был передан на корабли сигнал «Вход свободен».

Получив сигнал, Н.Е. Басистый отдал приказ о прорыве в порт тральщиков и эсминцев.

После катеров в порт вошли эсминец «Шаумян» и тральщик «Щит». В 4 ч. 26 мин. «Шаумян» ошвартовался у Широкого мола и начал высадку десантников. Противник сразу сосредоточил огонь на неподвижном корабле. Высадка десантников заняла всего несколько минут, но дебаркация грузов, в основном боеприпасов, требовала значительно больше времени. В корабль попало несколько снарядов. Осколками было убито и ранено около 20 человек из экипажа. Только через 20 мин., закончив полностью выгрузку грузов, «Шаумян» вышел из порта.

В не менее сложных условиях высадили десант в порт эсминцы «Незаможник» и «Железняков».

В соответствии с планом «Красный Кавказ» должен был ошвартоваться левым бортом к внешней стороне Широкого мола, однако из­за сильного отжимного ветра выполнить этот маневр сразу не удалось. В 5 ч. 08 мин. в крейсер попали две мины. Их взрывом было убито несколько человек. В первой трубе начался пожар. Вражеский снаряд попал в фок­мачту и вызвал пожар в районе штурманской рубки. Аварийные партии начали тушение пожаров. В 5 ч. 23 мин. артиллерийский снаряд пробил броню и взорвался внутри боевого отделения второй башни.

Только в восьмом часу крейсер был ошвартован и начал высадку десантников.

Все это время «Красный Кавказ» вел огонь. Артиллерия крейсера ­ а это 180-­мм главный калибр, 100­-мм и 76-­мм универсальные пушки ­ подавила батареи противника, расположенные на высотах вокруг города, уничтожила несколько танков, рассеяла колонну автомобилей с пехотой, подходившую к городу.

В 8 ч. 15 мин. «Красный Кавказ» закончил высадку десанта, выгрузку техники и отошел от мола на внешний рейд, откуда продолжал вести огонь по данным корректировочных постов.

Крейсер «Красный Крым» стал на якорь на внешнем рейде в 3 каб от входа в порт и с 4 ч. 50 мин. начал высадку десанта, используя сначала корабельные плавсредства, а затем катера МО-­4 и тральщик «Щит». Крейсер закончил высадку десанта в 9 ч. 30 мин.

В 7.20 в захваченном порту ошвартовался транспорт «Кубань». С него были высажены 627 бойцов, выгружены 9 орудий, 6 минометов, 15 автомашин и порядка 112 тонн грузов ­ боеприпасы, продовольствие и т.д.

Уличные бои, начавшись около 5.00, продолжались весь день 29 декабря примерно до 18.00 (наступление темноты) и закончились овладением городом. Отдельные группы противника продолжали сопротивление и 30 декабря.

Успешная высадка войск 44­-й армии в Феодосии резко изменила обстановку на Керченском полуострове. Для всей группировки противника, находившейся в восточной части полуострова, создалась угроза окружения. Командование 11-­й немецкой армии вынуждено было принять решение о выводе своих войск с полуострова. 30 декабря противник оставил Керчь без боя. Немецко­фашистское командование было вынуждено срочно усилить свои войска на феодосийском направлении. В начале января северо-­западнее и западнее Феодосии кроме 46-­й пехотной дивизии уже действовали части 73-­й пехотной дивизии и румынского горнострелкового корпуса. Кроме того, на подходе к этому району находились 132-­я и 170­-я пехотные дивизии, переброшенные из­-под Севастополя, где героическими усилиями воинов Севастопольского оборонительного района было сорвано второе наступление немецко­-фашистских войск. К исходу 2 января советские войска вышли на рубеж Киет, Коктебель, где встретили организованное сопротивление врага. На этом операция по овладению Керченским полуостровом закончилась. Керченско­Феодосийская десантная операция завершилась захватом важного оперативного плацдарма в Крыму ­ освобождением Керченского полуострова, овладением важными опорными пунктами противника в Крыму ­ городами и морскими портами Керчь и Феодосия, войска продвинулись на запад на 100­-110 км.

В итоге операции упрочилось положение войск Севастопольского оборонительного района. Немецкое командование 1 января 1942 года было вынуждено прекратить свое второе наступление на Севастополь и перебросить оттуда часть сил в район Феодосии. Керченская группировка противника понесла большие потери. Эти результаты были достигнуты благодаря героическим действиям сухопутных войск и флота. Операция, проводившаяся как часть контрнаступления Красной армии, развернувшегося в декабре 1941 года, была самой крупной морской десантной операцией в ходе Великой Отечественной войны. Главное ее значение заключалось в том, что противник лишился возможности использовать Керченский полуостров как плацдарм для проникновения на Кавказ. Вместе с тем она отвлекла часть сил врага из­под Севастополя, облегчив его защитникам отражение второго вражеского штурма.

Когда фашисты пришли на крымскую землю, многие феодосийцы ушли в партизаны. За проявленное мужество во время Великой Отечественной войны и значительный трудовой вклад крымчан в восстановлении своего родного города Феодосия была награждена орденом Отечественной войны I степени.

События современного периода показали, что нынешнее поколение жителей города достойно хранит память своих земляков. 19 марта 2014 года Республика Крым и город Севастополь на правах новых субъектов вошли в состав России. Признанием героических заслуг защитников Феодосии стало присвоение ей почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы».

После успешного контрнаступления под Ростовом советское командование приняло решение к концу 1941 г. овладеть Керченским полуостровом и создать условия для освобождения всего Крыма. Командующий Закавказским фронтом генерал-лейтенант Д.Т Козлов в декабре направил в Ставку ВГК план, получившей название Керченско-Феодосийской десантной операции. Замыслом операции предусматривалась одновременная высадка морских десантов на всем побережье Керченского полуострова от Арабатской стрелки до Феодосии (ширина фронта высадки 250 км) с последующим окружением и уничтожением керченской группировки противника. В состав этой группировки входили: 46-я пехотная ди­визия 42-го армейского корпуса вермахта, румынские 8-я кавалерийская и 4-я горнострелковая бригады, и два танковых батальона. В ходе боев она была усилена немецкой 73-й пехотной дивизией, румынским горнострелковым корпусом и рядом отдельных частей.

К проведению Керченско-Феодосийской десантной операции привлекались войска Закавказского фронта: 44-я (генерал-майор А.Н. Первушин), 51-я (генерал-лейтенант В.Н. Львов) армии и ВВС фронта (генерал-майор авиации С.К. Горюнов). Высадка десантов возлагалась на Черноморский флот (вице-адмирал Ф.С. Октябрьский), Азовскую военную флотилию (контр-адмирал С.Г. Горшков) и Керченскую военно-морскую базу (контр-адмирал А.С. Фролов), имевших в обшей сложности более 250 кораблей и судов, в том числе 2 крейсера, 6 эсминцев, 52 сторожевых корабля и торпедных катера, 161 самолет.

Соотношение сил и средств к началу операции, за исключением бронетанковой техники, было на стороне советских войск (в живой силе - в 2,1, артиллерии и минометах - в 2,8 и в боевых самолетах - в 2,3 раза). Черноморский флот по-прежнему господствовал в Черном море.

Согласно замыслу операции главный удар в районе Феодосии наносила 44-я армия, и одновременно на керченском направлении наступала 51-я армия.

Однако к исходу дня 17 декабря немцы, имея численное преимущество в силах и используя элемент внезапности, заметно потеснили советские войска в районе Севастополя, где сложилась критическая ситуация. В этой связи Верховному Главнокомандованию пришлось ослабить готовящийся десант на Керченский полуостров и за счет его значительно усилить оборону Севастополя.

Из-за сложившейся обстановки были изменены сроки и порядок проведения Керченско-Феодосийской десантной операции. Теперь высадку войск планировалось проводить не одновременно, а последовательно: 51-й армии - 26 декабря. 44-й - на три дня позднее. К 25 декабря войска в основном завершили сосредоточение в районах погрузки: 51-я армия - в Темрюке, Кучугурах, Тамани; 44-я армия - в Анапе, Новороссийске, Туапсе. Сложность в переброске требуемого количества авиационных частей ВВС фронта к началу операции на передовые аэродромы лишила советскую сторону возможности сразу же захватить господство в воздухе.

Десантная операция началась утром 26 декабря. Переход десанта морем и высадка его на северо-восточном побережье Керченского полуострова проходили в чрезвычайно сложных штормовых условиях. Несмотря на отсутствие специальных средств для выгрузки тяжелой техники и высадки войск на необорудованный берег, часть десанта под сильным огнем противника к исходу суток сумела захватить небольшой плацдарм в районе мысов Зюк. Тархан, Хрони (около 2,5 тысячи человек, 3 танка, до 20 орудий и минометов) и в районе Камыш-Буруна (около 2,2 ты­сячи человек).

Из-за усилившегося шторма десантирование возобновилось только 28 декабря. Всего к исходу 30 декабря кораблям и судам Азовской военной флотилии и Керченской военно-морской базы на Керченский полуостров было высажено свыше 17 тысяч человек, 9 танков, более 280 орудий и минометов, доставлено 240 тонн боеприпасов. В ночь на 30 декабря для захвата аэродрома в районе населенного пункта Владиславовка выброшен воздушный десант.

Высадка десанта в районе Феодосии производилась с боевых кораблей Черно­морского флота, в том числе с крейсеров «Красный Крым» и «Красный Кавказ», и с транспортных судов.

В 3 часа утра 29 декабря отряд боевых кораблей Черноморского флота под командованием капитана 1 ранга Н.Е. Басистого скрытно подошел к Феодосии и с ходу под прикрытием огня корабельной артиллерии высадил прямо в порту штурмовые отряды морской пехоты. Вслед за ними к причалам порта подошли транспортные суда и другие корабли, доставившие в район высадки передовой отряд и часть сил первого эшелона 44-й армии. Вечером на морских транспортах прибыли его остальные войска. К исходу 29 декабря войска армии после ожесточенных уличных боев освободить Феодосию и развернули наступление на запад и северо-запад, а 236-я стрелковая дивизия - на северо-восток, к Ак-Монайскому перешейку.

Возглавлявший немецко-румынскую группировку на Керченском полуострове командир 42-го армейского корпуса генерал-лейтенант Г. Шпонек, опасаясь окружения, отдал приказ войскам спешно отступить на заранее подготовленный акмопайский оборонительный рубеж. В ночь на 30 декабря они скрытно оставили Керчь, куда вскоре вошли войска 51-й советской армии.

В результате недостаточно налаженной разведки со стороны руководства де­сантной операцией противник смог благополучно вывести основные силы из-под удара. Тем временем в течение 31 декабря корабли и суда Черноморского флота доставили в Феодосию остальные войска 44-й армии (23 тысячи человек, 34 танка, 133 орудия и миномета, 344 автомашины, свыше 1,5 тысячи лошадей, 1 тыс. тонн боеприпасов и др. грузы). В последующие два дня группировка советских войск на Керченском полуострове была усилена еще двумя стрелковыми дивизиями.

В связи с резким осложнением обстановки командование немецкой 11-й армии приступило к срочной переброске войск из-под Севастополя на керченское направление. К 1 января 1942 г., кроме отошедших с Керченского полуострова немецких и румынских войск, там уже действовали 76-я немецкая пехотная дивизия и румынский горнострелковый корпус. На помощь им из-под Севастополя выдвигались еще две немецкие пехотные дивизии. К исходу 2 января советские войска, продвинувшись в западном направлении на глубину до ПО км, вышли на рубеж Киет, Новая Покровка, Коктебель, где встретили упорное сопротивление противника и перешли к обороне.

В ходе проведения Керченско-Феодосийской десантной операции советские войска потеряли: 42 тысячи человек, в том числе безвозвратные потери - 32,5 тысячи человек. Кроме того, в ходе операции было потеряно 35 танков, 133 орудия и миномета, 39 самолетов. Военно-морской флот потерял один тральщик и несколько транспортных судов.

Таким образом, советскому командованию не удалось полностью окружить и уничтожить вражескую группировку на Керченском полуострове, которая, сумев выскользнуть из уготованного «мешка», закрепилась на хорошо укрепленном акмонайском оборонительном рубеже и преградила советским войскам путь в центральную часть Крыма.

В результате Керченско-Феодосийской десантной операции советские войска освободили Керченский полуостров, Керчь и Феодосию и заставили противника временно прекратить наступление на Севастополь. Развернутые на полуострове войска Крымского фронта предотвратили угрозу вторжения врага на Кавказ через Таманский полуостров и на несколько месяцев существенно облегчили положение осажденного врагом Севастополя.

Во все книги об истории Великой Отечественной войны вошли статьи о беспримерной Керченско-Феодосийской десантной операции, осуществлённой войсками Закавказского (в период боёв десантных сил — уже Кавказского) фронта, силами Черноморского флота и Азовской военной флотилии в период с 25 декабря 1941-го по 2 января 1942 года.


На захваченном плацдарме, а это весь Керченский полуостров, в дальнейшем были развёрнуты войска Крымского фронта. Оттянуты значительные силы противника от Севастополя, сорван немецкий план захвата Тамани и продвижения на Кавказ.


Много воинов остались лежать в братских могилах по всему Керченскому полуострову и феодосийскому предместью. Многие прошли эту суровую школу — восемь дивизий и две бригады общей численностью 62 тысячи человек, более 20 тысяч военных моряков. Сейчас участников десанта едва наберётся несколько сотен человек. На их воспоминаниях, а также рассказах очевидцев тех героических и трагических дней основаны эти записки. Я посетил многие населённые пункты, упоминаемые в сводках о десанте, положил букеты из степного кермека на могилы десантников.

Случайно пару лет назад мне попались неопубликованные рукописи известного в Кировском районе журналиста Сергея Ивановича Титова. Он собрал воспоминания участников ещё в конце 60-х, но опубликовать почему-то не смог. Поэтому пользуюсь материалами публициста, увы, покинувшего этот мир. Из рукописи: «Ночью 29 декабря, в 3.48, по приказу капитана I ранга Басистого крейсеры „Красный Кавказ“, „Красный Крым“, эсминцы „Шаумян“, „Незаможник“ и „Железняков“ открыли по Феодосии и станции Сарыголь десятиминутный артиллерийский огонь. С ними от Новороссийска шли транспорт „Кубань“ и 12 катеров. Погода была штормовая, 5-6 баллов, мороз. По пути подорвался на мине эсминец „Способный“, погибло около 200 человек и вся связь полка.


Немцы в Феодосии встречали рождественские праздники и не ждали десанта, тем более в такой шторм. И тут под прикрытием артогня прямо в порт прорвались катера-охотники под командованием капитан-лейтенанта Иванова и стали высаживать штурмовой отряд в 300 человек.


Отрядом командовали старший лейтенант Айдинов и политрук Пономарёв. За ним в порт вошли эсминцы. Крейсер „Красный Кавказ“ пришвартовался прямо к молу, а „Красный Крым“ стал на рейде и разгружался с помощью разных плавсредств под бешеным огнём опомнившихся немцев...


С рассветом потянул холодный северо-восточный ветер, началась метель. Но авиация немцев провела бомбёжку порта и штурмующих. Однако было поздно, высадившиеся группы закрепились. Корректировщик огня старшина I статьи Лукьян Бовт был уже на берегу, и очаги сопротивления фашистов быстро подавлялись с кораблей. У железнодорожного моста немцы сосредоточили два орудия, пулемёты. Но их стремительной атакой взял взвод лейтенанта Алякина, причём помог краснофлотцам мальчик Мишка. Он провёл взвод дворами санаториев в обход немецкой позиции. Увы, фамилии отважного паренька никто не запомнил... К полудню предпоследнего дня 1941 года вся Феодосия была освобождена, и наступление пошло в северо-восточном направлении. К исходу первого дня была захвачена и станция Сарыголь. Тут не обошлось без сильных потерь, убиты политруки Штаркман и Марченко, командир роты Полубояров, офицеры Вахлаков и Карлюк».


«44-я армия под командованием генерал-майора А. Н. Первушина высадилась вслед за штурмовыми группами и развила успех военных моряков. Но флот понёс потери: потоплены в порту во время разгрузки „Жан Жорес“, „Ташкент“, „Красногвардейск“, получили повреждения „Курск“, „Дмитров“. Однако корабли и транспорты доставили на плацдарм более 23 тысяч бойцов, более 330 орудий и миномётов, 34 танка, сотни автомашин, много других грузов».


Транспортное судно «Жан Жорес»


«Карагоз и Изюмовка были взяты легко, однако немецкий мотополк и румынская кавалерийская бригада выбили наших на высоты к северу. А 31 декабря потеплело...».

«15 января немцы начали общее наступление превосходящих сил. По всей линии выдвижения советских войск наносился страшный удар — с земли, с воздуха. А наши не закрепились, не смогли вгрызться в мёрзлую землю... И тут фашистские самолёты десятками, волна за волной... Попаданием бомбы в штаб 44-й армии командарм Первушин был ранен, убит член военного совета бригадный комиссар А. Т. Комиссаров, контужен начштаба С. Рождественский... Затяжной бой ночью 15 января и весь день 16... Немцы своими четырьмя дивизиями и румынской бригадой прорвали оборону нашей 236-й стрелковой дивизии и устремились к городу. 17 января пришлось оставить Феодосию и отойти на Ак-Монай».

«Всего в Керченско-Феодосийской десантной операции участвовало 42 тысячи человек, 2 тысячи лошадей. Пушки, танки, автомашины — сотнями перебрасывались. Десятки кораблей и судов осуществляли эти переброски...».

Такие вот записи, скорее всего по воспоминаниям очевидцев. Нет только упоминаний о времени после десанта, со 2 по 15 января. Но нельзя думать, что это был период затишья. Бои велись ожесточённые... Правда, уже на Ак-Монае...

Факты, о которых знают немногие

Керченско-Феодосийская десантная операция была первой и, наверное, крупнейшей в истории отечественной морской пехоты. Штурм Феодосии с моря изучается на спецкурсах американских «меринс» — морпехов. Это факты известные, но с операцией связано множество других, подчас забытых или доселе не опубликованных. Например, ветераны меня уведомили: стремительным штурмом с моря в Феодосии были захвачены полевая комендатура, гестапо и фельдсвязь. Изъято множество секретных документов, в том числе так называемая «Зелёная папка» Геринга. Бумаги из неё потом фигурировали на Нюрнбергском процессе и изобличали оккупантов и их режим. В них шла речь о работе гестапо, это были и положения о концлагерях.

Но ещё интереснее факты из жизни людей. Отдельно надо рассказать о командире штурмового отряда. Аркадий Фёдорович Айдинов родился в 1898 году в Армавире, по национальности — армянин. С 1920 года участвовал в гражданской войне, а после одним из первых освоил диковинную тогда профессию газосварщика. Работал в 1-м московском автопарке. Энтузиаст сварочного дела, Аркадий был талантливым наставником, вырастил целый коллектив газосварщиков. Вместе с учениками он собрал броневик! Активный осоавиахимовец Айдинов прошёл курсы комсостава.

А в сентябре 1939 года призван в Красную Армию, участвовал в освобождении Западной Украины и Белоруссии. Вступил в партию. В 1940 году назначен командиром роты отдельного инжбата Краснознамённого Балтийского флота. С мая 1941 служит в Николаеве, в зенитной артиллерии Черноморского флота. Здесь его и застала война. Был дважды ранен. После госпиталя отправлен в Новороссийск, где назначен командиром штурмового десантного отряда с правом набора личного состава. Айдинов набрал в отряд только добровольцев. Умелое командование штурмовым подразделением свело потери среди матросов к минимуму. После освобождения Феодосии Айдинов назначен комендантом города. Показал себя талантливым администратором. Но в январские дни наступления превосходящих сил противника был тяжело ранен. «Айдиновцы», так матросов отряда называли фронтовики, показали достойный командира героизм, прикрывая отход наших войск. Понеся большие потери, они воспользовались огнём наших крейсеров по наступающим танкам немцев, поднялись во весь рост, расстегнули бушлаты и бросились врукопашную... И шагнули в бессмертие... Но до сих пор нет ни памятника этим героям, именем освободителя не названа улица в Феодосии... Знаю, был у Аркадия Фёдоровича сын Геннадий. В начале войны ему исполнилось 11 лет, но жив ли потомок славного рода, выяснить не смог. Может, отзовётся?

А знает ли кто-то, что своё знаменитое стихотворение «Жди меня...» Константин Симонов впервые прочитал именно в освобождённой Феодосии? Это произошло в редакции «Бюллетеня» армейской газеты «На штурм!» в первые новогодние дни 1942 года. Именно тогда Симонов, спецкор «Красной Звезды», побывал тут, в замёрзшей, но снова советской Феодосии, и из-под его пера вышел не один очерк.

Хочется вспомнить военных корреспондентов, высадившихся вместе с десантом и организовавших выпуск упомянутого «Бюллетеня» — на третий день десанта. И выпускали его каждый день две недели тиражом 2000 экземпляров под непрерывными бомбёжками и обстрелами! Имена военкоров должны войти в историю журналистики: Владимир Сарапкин, Михаил Канискин, Сергей Кошелев, Борис Боровских, Андрей Фадеев. Помогали им полиграфисты из местных жителей М. Барсук, А. Пивко, В. Сычова, П. Морозов, А. Коржова-Дивицкая, Ф. Смык...

Примеров героизма в Феодосии и окрестностях много. Но один — знаковый. Представьте: почти непрерывная двухнедельная бомбардировка. Волны «Юнкерсов». Гул моторов. Грохот взрывов. Смерть и разрушения. В развалинах все здравницы, уничтожены все учебные заведения, театр. Порт и вокзал — сплошные дымящиеся руины. Разрушено 36 промышленных предприятий, две трети жилых домов... И тут — 35 смелых. Разведчики-краснофлотцы. Дерзкий ночной налёт на полевой аэродром недалеко от Старого Крыма. Грандиозный фейерверк из горючего, боеприпасов, обломков самолётов. Конечно, не все крылатые машины смерти были уничтожены, ведь из-под Севастополя немцы перебазировали почти всю авиацию. Но где увековечены имена тех героев?

Не может объяснить наш ум, ставший практичным, ни самоотверженных рейдов в тыл, ни гибельных рукопашных контратак. Под сомнение поставлена сама необходимость десанта, без поддержки авиации и со слабым снабжением. Действительно, ведь когда 16-17 января немцы бросили крупные танковые силы, нашим им было противопоставить нечего, кроме храбрости. Гибли моряки и солдаты под гусеницами. Но никто не засомневался, отходя на Ак-Монайские позиции, теряя однополчан в неравных боях.

В Керчи есть всем известная гора Митридат. О феодосийской горе с таким же названием знают не так много людей. Но на них взметнулись в небо обелиски.

В честь победы — тогдашней, зимней и огненной. В память погибших ради этой победы, в честь освобождения родной земли. И для нас, теперешних, забывающих...

Сергей Ткаченко, «

Посмотрело: 1 730

« … Примеры пошлого при всей своей поучительности, должны постоянно и критически перерабатываться для согласования их с условиями современности …» Александр Нилус. «Стрельба полевой артиллерии», Франция, 1910 год.

Керченско-Феодосийская десантная операция - это до сих пор, одна из самых закрытых операций советско-германского фронта Второй мировой войны. Все исследования на эту тему в бывшем «советском союзе» проводятся исключительно по советским источникам, и по советской хронологии, игнорируя то, обстоятельство, что «советский союз» во Второй мировой войне воевал не против некоего виртуального врага, а против Германии.

Я не буду рассматривать эту операцию по советским источникам принципиально. Советские «исторические» и архивные источники, требуют наличия «разрешений» и «согласований». Немецкие архивы Второй мировой войной - полностью открыты и доступны для любого исследователя. И любой исследователь может самостоятельно изучать и делать собственные выводы.

По большому счету наличия немецких карт той войны - вполне достаточно для того, чтобы сделать выводы. Опираясь на них, можно восстановить хронологию событий с точностью до дня. Второй источник - это воспоминания командующего 11-й армии Heeresgruppe «Süd» (Группы армий «Юг») ‒ Эриха фон Манштейна, которые также согласуются с информацией на картах.

Материал, связанный с Керченско-Феодосийской десантной и наступательной операцией, настолько обширный, что его полное рассмотрение можно условно подразделить на три части (при этом еще раз повторю, я совершенно не придерживаюсь той хронологии событий, которая установлена официальной неосоветской «историографией»):

  • - первая часть - ход самой десантной операции, обороны немцев и их контрнаступления по возвращению Феодосии, а также стабилизации фронта на керченском полуострове: 24-го декабря 1941 года - 17-го января 1942 года;
  • - вторая часть - участие местного населения (прежде всего, крымских татар) и их влияние на ход боевых действий, а также проведение операций против советских «партизан»: 24-е декабря 1941 года - 6-е мая 1942 года;
  • ‒ третья часть - превентивная немецкая наступательная операция Trappenjagd («Охота на дроф»): 7-е - 15-е мая 1942 года.

Керченско-Феодосиская операция с точки зрения немцев, их оборонительных действий - ярчайший пример ведения боевых действий в условиях войны 3-го поколения. С тех пор принципы ведения боевых действий не изменились. Существенно не изменилось и оружие, средства связи, а также технические средства разведки. Поэтому рассмотрение этой советской десантной операции, как оборонительной операции немцев, методов остановки советских «войск», а также последующего немецкого наступления - не потеряло актуальности по настоящее время.

Советская десантная операция, оборона немцев и их контрнаступление по возвращению Феодосии, а также меры по стабилизации фронта на керченском полуострове: 24-го декабря 1941 года - 17-го января 1942 года

1. Подходы советского командования к планированию операции.

Официальная советская «историография» сообщает, что советскому командованию было отпущено две недели на планирование десантной операции. Может быть, это и было так. Эту информацию нельзя проверить, так как советские источники закрыты.

Однако, можно заметить, что советское командование при расчете планирования численности высаживаемых войск исходило из количества 100% потерь (1-я случайность). Об этом говорит то обстоятельство, что во время высадки ни одного медицинского госпиталя или медико-санитарного батальона ни в Керчи, ни в Феодосии - не высаживалось. Это не «ошибка» планирования - это подход советского руководства, так как кроме медицинских учреждений в ходе планирования операции не учли средств ПВО (2-я случайность).

Средства ПВО не учитывались, как и не учитывались вообще и в принципе ответные действия немцев (3-я случайность). Не учитывалось влияние местности в районе Феодосии (4-я случайность). Планирование операции не учитывало вообще проверки разведывательной информации (5-я случайность).

А самое главное - отсутствовала подготовка персонала для проведения операции (6-я случайность). В расчет принималось только количество советских войск, то есть те рекомендации, которые были написаны В.К. Трианафилловым и Н.Е. Варфоломеевым. Итого, одномоментно образуются 6-ть случайностей, которые повлияли на ход проведения операции.

Официальная советская «историография» доказывает, что эти 6-ть выше указанных случайностей, являются следствиями «роковых ошибок» планирования. Понятие «роковые ошибки» и «героические действия» это основные термины, которыми она оперирует. По этой причине бессмыслено рассматривать ту или иную операцию Второй мировой войны через призму советской "историографии".

Война - это слишком серьезное мероприятие, чем банальные «роковые ошибки» и «героические действия», которое требует серьезной подготовки. Случайностей нет, и тем более их нет на войне. На войне есть только закономерности, связанные с подготовкой персонала ведущего военные действия. Отсутствие успеха в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции, а также всей крымской эпопеи РККА в 1942 году, связано не с «роковыми ошибками», а с отсутствием настоящей военной подготовки не только у рядовых, но и у в большей степени, у командного состава. По-другому объяснить факт отсутствия медицинских учреждений в ходе высадки десанта не возможно.

Еще один яркий момент, которого в упор не видит советская «историография». Якобы планирование операции начинается 7-го декабря 1941 года, после некоего заседания в «ставке ВГК». Однако, если посмотреть внимательно на немецкие карты декабря 1941 года, то можно обратить внимание на карту за 1-е декабря 1941 года (схема 1-я), на которой обозначена подготовка советского командования к проведению десантной операции, и которая проходила на глазах у немецкой разведки. Таким образом, (и скорее всего) датой «планирования» операции, является середина ноября 1941 года.

Итак, переходим к ходу проведения операции или ее началу - 24-е декабря 1941 года (для наглядности смотрим на схемы, которые являются частями немецких карт Heeresgruppe «Süd» за декабрь (по соответствующим датам) 1941 года).

Первая - не совсем удачная фаза операции: 24-е декабря - 26-е декабря 1941 года (схемы 2 и 3)

За это время всего в районе города Керчь было высажено - 7-мь десантов. Первая высадка - 24-го декабря, десант высаживается по обе стороны от города Керчь. К сожалению, мы не знаем численности этих десантов. Но наличие их количества равного четырем, говорит о том, что по численности это было, ни как не менее, стрелковой дивизии.

По немецкой карте не видно того, что высаживаемые советские части достигли тактического результата. Вторая высадка - 26-го декабря 1941 года. Десант высаживается туда же, куда до этого высаживался десант 24-го декабря. Как и предыдущая высадка, десант 26-го декабря успеха не имеет. Все три места высадки локализованы. Всего за два дня советская сторона высадила две стрелковые дивизии, что всего составляет 21 716 человек. Потери - 20 000 человек.


comments powered by HyperComments

На нашем и принимайте участие в обсуждении материалов сайта вместе с нами!

Керченско-Эльтигенская десантная операция

Анализ Керченско-Феодосийской десантной операции и тактических десантов, высаженных в первом периоде войны как на Черноморском, так и на других морских театрах, позволил пересмотреть предвоенную теорию, подготовить и издать в 1943 году. «Наставление по совместным действиям сухопутных войск с Военно-Морским Флотом и военными речными флотилиями», в котором обобщался положительный и отрицательный опыт высадки десантов в 1941–1942 годах. Это наставление легло в основу подготовки и проведения еще одного крупного крымского десанта – Керченско-Эльтигенского.

Керченско-Эльтигенская десантная операция проводилась войсками Северо-Кавказского фронта во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской флотилией с целью создания исходного плацдарма на Керченском полуострове для последующего развертывания боевых действий по освобождению Крыма совместно с войсками 4-го Украинского фронта, которые должны были наступать с севера от Сиваша и Перекопа.

Керченский полуостров обороняли войска 5-го армейского корпуса (командир – генерал К. Альмендингер) 17-й полевой армии в составе 98-й немецкой пехотной дивизии, 3-й горно-стрелковой и 6-й кавалерийской румынских дивизий и 10 отдельных частей. Всего в корпусе имелось до 85 тыс. человек, 175 орудий полевой и береговой артиллерии, танковая группа (40–50 танков). Побережье полуострова было укреплено долговременными и полевыми оборонительными сооружениями, прикрыто инженерными заграждениями. В глубине до Ак-Манайского перешейка поперек полуострова были оборудованы три оборонительных рубежа общей глубиной до 80 км. Рубежи эти представляли собой развитую, хорошо подготовленную в инженерном отношении сеть полевых оборонительных сооружений, соединенных многочисленными траншеями, ходами сообщения и оборудованных большим количеством противотанковых и противопехотных препятствий.

Керченский пролив был минирован, подходы к берегу пристреляны. Прикрытие от ударов с воздуха осуществляли 33 батареи зенитной артиллерии. Группировку наземных войск с воздуха осуществляла авиация 17-й армии, имевшая до 700 самолетов. Кроме позиционных сил, оборона противника включала маневренные силы флота в составе 37 торпедных катеров, 30 быстроходных десантных и артиллерийских барж, 6 тральщиков, 25 сторожевых катеров. В ходе операции эти силы пополнились 60 быстроходными десантными баржами из Севастополя. Следует иметь в виду, что ни до этой высадки, ни в последующем высаживаемые десанты не имели перед собой такой хорошо подготовленной противодесантной обороны противника.

Преодолеть с ходу такую оборону было невозможно. Нужно было готовить специальную десантную операцию. Для участия в операции привлекались войска 56-й и 18-й армий Северо-Кавказского фронта, силы Черноморского флота и Азовской военной флотилии. По плану 18-я армия (3-я десантная группа) должна была во взаимодействии с Черноморским флотом и под прикрытием его авиации высадить десант на одном участке и захватить плацдарм в районе порта Камыш-Бурун, поселок Эльтиген. Войска 56-й армии во взаимодействии с Азовской флотилией и под прикрытием авиации 4-й воздушной армии должны были высадить десант на двух участках – северо-восточнее и восточнее Керчи (1-я и 2-я десантные группы), овладеть районом Еникале (северо-восточный выступ полуострова), портом и городом Керчь. В дальнейшем обе армии должны были наступать в глубину полуострова по сходящимся направлениям, разгромить группировку противника и освободить весь Керченский полуостров.

Керченско-Эльтигенская десантная операция по своему пространственному размаху – ширина Керченского пролива колеблется в пределах от одного до сорока километров, пролив мелководный – имела много общего с действиями войск при форсировании крупной речной преграды. Однако навигационно-гидрографические и метеорологические условия резко отличали пролив от речной преграды, в силу чего его форсирование без взаимодействия с силами флота было практически невозможным. Не следовало забывать, что в условиях осенней непогоды использование переправочных средств инженерных войск было крайне затруднительно, да и имевшееся их количество было весьма ограниченным. Поэтому с привлечением сил флота преодоление пролива носило характер морской десантной операции. С той лишь разницей, что привлечь крупные боевые корабли Черноморского флота не представлялось возможным.

В операции могли принимать участие малые корабли и суда, торпедные и сторожевые катера, бронекатера, катера-тральщики и мелкие, имеющие небольшую осадку транспортные и рыболовецкие суда.

Высадка морского десанта

К тому же пролив был заминирован силами Черноморского флота и противником. В таких условиях плавание даже мелких судов было очень опасным.

Расстояние между пунктами посадки и высадки десанта, минная обстановка в Керченском проливе, гидрографические особенности района допускали высадку десантов только с малых высадочных средств и при надежном противоминном обеспечении. Подавить противодесантную оборону противника могли лишь авиация и тяжелая артиллерия, установленная на восточном берегу пролива, так как использование тяжелых артиллерийских кораблей исключалось.

Огневое обеспечение высадки поэтому возлагалось на артиллерию Северо-Кавказского фронта (612 орудий калибром от 203 до 76 мм и 90 реактивных установок), береговую артиллерию Потийской, Керченской, Туапсинской и Новороссийской баз (55 орудий калибра 152–76 мм), авиагруппы Черноморского флота (389 самолетов) и 4-й воздушной армии (около 600 самолетов).

Но была еще одна трудность в готовившейся операции. Северо-Кавказский фронт не имел подавляющего превосходства над противником. Чтобы использовать имеющееся преимущество, необходимо было выиграть бой за высадку и быстро наращивать силы на захваченных плацдармах. Следовательно, успех всей операции находился в прямой зависимости от тщательности организации взаимодействия сухопутных и морских сил. Так как имевшихся корабельных сил было явно недостаточно, необходимо было спланировать и осуществлять быструю оборачиваемость транспортных и высадочных средств.

Для достижения успеха боя за высадку соединениям 56-й и 18-й армий на время операции придавались части морской пехоты. Так, 11-му гвардейскому стрелковому корпусу, который должен был высадиться северо-восточнее Керчи, придавался 369-й отдельный батальон морской пехоты, 318-я Новороссийская стрелковая дивизия усиливалась 386-м отдельным батальоном морской пехоты, а 117-я гвардейская стрелковая дивизия – батальоном 255-й отдельной бригады морской пехоты. Приданные стрелковым соединениям батальоны морской пехоты применялись в качестве передовых отрядов десанта. На них, как всегда, возлагалась самая трудная задача – захват пунктов высадки.

Решение командования Северо-Кавказского фронта на высадку морских десантов и захвата плацдармов на крымском берегу сводилось к следующему: захватить два плацдарма на Керченском полуострове, переправить на них основные силы 56-й и 18-й армий и развернуть наступательную операцию.

Десант от 56-й армии в составе трех стрелковых дивизий со средствами усиления должен был быть высажен Азовской военной флотилией на двух участках северо-восточнее и восточнее Керчи и имел задачей захват плацдарма на участке Варзовка–Баксы–Опасная. Десант от 18-й армии (одна стрелковая дивизия со средствами усиления) должен был быть высажен силами Черноморского флота на одном участке южнее порта Камыш-Бурун (Эльтиген) и захватить плацдарм на участке Камыш-Бурун – мыс Такиль. Высаженные войска должны были, наступая по сходящимся направлениям, овладеть восточной частью Керченского полуострова с портами Керчь и Камыш-Бурун. Затем на плацдарм должны были переправиться главные силы фронта и начать наступательную операцию по освобождению Керченского полуострова.

Следует отметить, что в успехе планировавшейся десантной операции важная роль отводилась инженерному обеспечению. Было спланировано проведение целого ряда мероприятий: строительство и восстановление пристаней и причалов в пунктах посадки войск и на основных участках высадки, обеспечение десантных войск переправочными и погрузочно-разгрузочными средствами, подготовка для первых эшелонов десанта специальных саперных отрядов для снятия минных полей на участках высадки, подготовка специальных инженерных средств для преодоления группами первого броска передовых отрядов первого эшелона минных и проволочных заграждений и других препятствий на пути движения, подготовка команд

обслуживания паромов, понтонов и плотов. Были сооружены специальные подъемники, позволявшие поднимать кормовую часть катеров и мотоботов для ремонта рулей, гребных валов и винтов, наиболее часто выходивших из строя. Личный состав передовых отрядов был снабжен кошками, ножницами и другими средствами инженерного вооружения.

Предназначенные для высадки и переправе войска 56-й и 18-й армий в своем составе имели около 130 тыс. человек, 125 танков, более 2000 орудий и минометов, большое количество лошадей, автомашин и другой военной техники.

Расстояние между пунктами высадки и минная обстановка в проливе допускали высадку лишь с малых высадочных средств и при непременной тщательной очистке водного пространства от мин противника. Весь состав выделенных войск был разделен в 56-й армии на семь эшелонов (десантные первые два), в 18-й армии – на шесть (десантный только первый).

Мероприятия по предварительному ослаблению противодесантной обороны противника начали проводиться со второй половины октября. Крупнокалиберная артиллерия обеих армий и береговая артиллерия флота были сосредоточены на косах Чушка и Тузла, на западном берегу Таманского полуострова и стали систематически обстреливать артиллерийские батареи, огневые точки, скопления войск и суда противника. С 20 октября было начато подавление опорных пунктов противодесантной обороны противника. С 25 октября артиллерия начала пристрелку участков высадки десанта.

Авиация, начиная с 16 октября и вплоть до начала высадки, наносила удары по артиллерийским позициям и рубежам обороны противника.

Для предотвращения противодействия морских маневренных сил противника были организованы корабельные дозоры в северной и южной частях Керченского пролива и непосредственное охранение отрядов высадочных средств при переходе десанта через пролив.

Общее количество боевых кораблей, вспомогательных и других самоходных и несамоходных судов вместе с различными мелкими средствами высадки составило по Азовской флотилии 143 единицы (в том числе 37 боевых) и по Черноморскому флоту – 135 единиц (в том числе 82 боевые). Весь этот корабельный и судовой состав в соответствии с решением на операцию был разделен на три группы высадки. Общее руководство первой и второй группами было возложено на командующего Азовской военной флотилией контр-адмирала С. Г. Горшкова, командующим высадкой третьей группы был назначен командир Новороссийской военно-морской базой контр-адмирал Г. Н. Холостяков.

Первая попытка высадить десант 56-й армии на главном направлении была предпринята 31 октября – в первой половине дня 1 ноября. Неблагоприятные погодные условия сорвали выход кораблей, и в первой половине дня 1 ноября они возвратились в назначенные им порты. Но не все. В отрядах Азовской флотилии затонули бронекатер и три сейнера; сейнер, два бронекатера, десантный бот, полуглиссер были выброшены накатом на берег; два бронекатера и пароход получили серьезные повреждения. Потери десантных войск и команд кораблей составили 280 человек, было потеряно 6 полевых и противотанковых орудий. Командующий фронтом перенес время высадки десанта на 2 ноября.

Перед высадкой десанта 18-й армии в середине дня 31 октября была предпринята попытка провести высадку тремя торпедными катерами разведывательной группы в районе предстоящей высадки. Попытка успеха не имела и лишь насторожила противника в этом районе.

Посадка основного десанта началась только с наступлением темноты. Довольно сильный ветер (до 5 баллов) и значительное волнение (до 3 баллов), незначительное количество пристаней, путаница с очередностью подхода судов к пирсам нарушили план приема десантных войск и грузов. Это привело к затягиванию времени погрузки и срыву сроков ее завершения. Всего на высадочные средства было принято 5752 человека трех (1331, 1337, 1339-й) полков 318-й стрелковой дивизии (командир – полковник В. Ф. Гладков), 386-го отдельного батальона морской пехоты (командир – майор Н. А. Беляков) и батальона 255-й бригады морской пехоты (командир – майор С. Т. Григорьев). Было погружено 20 45-мм, 12 76-мм орудий и до 70 тонн боеприпасов и продовольствия.

Затянувшийся прием десантных войск, их вооружения и грузов внес изменения в план перехода кораблей и высадочных средств 3-й группы высадки. Движение отрядов к исходной линии развертывания (старта) происходило не одновременно. Вышедшие от пристани озера Соленое 1-й и 2-й отряды прошли ее около 3 часов 1 ноября. Почти в это же время прошли эту линию 5-й и 6-й отряды, вышедшие из Тамани. Только около 4 часов прошли линию развертывания 3, 4, и 7-й отряды из Кроткова.

С выходом большей части кораблей и десантных средств к линии развертывания в 4 часа 30 минут береговая и полевая артиллерия начали 15-минутную артиллерийскую подготовку. В ней приняли участие 69-й гвардейский пушечный артиллерийский полк, 128-й гвардейский истребительно-противотанковый полк и береговая артиллерия Керченской и Новороссийской военно-морских баз. Авиация флота периодически наносила бомбоштурмовые удары по объектам в обороне противника. Однако вражеские батареи и огневые точки были подавлены лишь частично.

Во время перехода десанта морем происходило отставание судов, потеря ими ориентировки, аварии. Отсутствие на большей части мелких высадочных судов, сейнеров, катеров-тральщиков радиосредств, недостаточный опыт старшин приводило к гибели некоторых из них и возвращению других обратно в пункты погрузки. Штаб высадки предпринять каких-либо мер не имел возможности, так как никаких групп резервных кораблей в его распоряжении не было.

Большая часть сторожевых катеров и катеров-тральщиков не смогла преодолеть песчаный нанос (бар) в районе высадки и приблизиться к берегу. Убедившись в невозможности подойти к берегу для высадки войск и выгрузки оружия, командиры и старшины этих судов прикрылись дымовыми завесами и вернулись в Тамань и Кротков. Около 2500 человек десанта оказались невысаженными. Ни один из отрядов высадочных средств не смог полностью высадить находившиеся на кораблях войска и технику.

Не были высажены ни командир 1-го эшелона десанта (командир 318-й стрелковой дивизии), ни его штаб, ни один из командиров стрелковых полков, ни командир 386-го батальона морской пехоты.

Количество фактически высаженных войск в различных источниках колеблется от 2900 до 2000 человек.

Высаженные подразделения, поддерживавшиеся огнем артиллерии и ударами авиации, 1 ноября завязали бои за расширение плацдарма. Особый героизм, мужество и высокое боевое мастерство проявил высаженный рано утром 1 ноября в районе Эльтигена 386-й отдельный батальон морской пехоты. Идя в авангарде десанта и увлекая за собой стрелковые подразделения, бойцы батальона наносили врагу тяжелые потери и, уничтожив огневые точки и блокировав многочисленные доты и дзоты, сумели прочно закрепиться на захваченном плацдарме.

Так как из-за сложных штормовых условий десант 56-й армии высадиться не смог, противник получил возможность сосредоточить все свои войска в этом районе на борьбе с десантом 18-й армии в районе Эльтигена. Во второй половине дня 1 ноября было проведено несколько ожесточенных атак пехоты и танков против высадившихся войск. Установленная с утра надежная связь высадившегося десанта с командиром десанта – командующим 18-й армией – позволила широко использовать возможности артиллерии и авиации для его поддержки. Было отражено несколько атак противника. Во второй половине дня командир дивизии, начальник штаба, командиры стрелковых полков и командир 386-го отдельного батальона морской пехоты сумели переправиться через пролив и организовали надежное управление войсками. И все же к концу дня размеры плацдарма несколько сузились.

Дальнейший ход борьбы десанта за плацдарм и решение поставленной 18-й армии задачи зависели от быстроты наращивания сил высаженного десанта.

Произведя ряд изменений в составе переправочных сил, командование армии и флота организовало ускоренную переброску на плацдарм войск, вооружения и грузов. В район Эльтигена за ночь на 2 ноября было перевезено три с лишним тысячи человек, несколько орудий и минометов, более 20 тонн боеприпасов и 2 тонны продовольствия. По существу, высадка 318-й стрелковой дивизии (1-го эшелона 18-й армии) к утру 2 ноября была завершена.

Высадка второго эшелона днем 2 ноября была невозможна из-за сильного артиллерийско-минометного огня противника. Артиллерийская группировка 18-й армии была ослаблена из-за переброски основных ее сил на главное (керченское) направление и уже не могла оказывать столь основательной поддержки десантным войскам армии. Было принято решение производить перевозки только в темное время суток. Высадившиеся войска в этот день отразили до 20 атак противника.

К 8 ноября 1943 года на Эльтигенском плацдарме находились управление, три стрелковых полка, шесть отдельных рот (всего 1947 человек), медико-санитарный батальон (105 человек) 318-й стрелковой дивизии; 335-й гвардейский Краснознаменный стрелковый полк 117-й гвардейской стрелковой дивизии (731 человек), противотанковый артиллерийский полк (158 человек); 386-й отдельный батальон морской пехоты (386 человек); штурмовой батальон 255-й отдельной бригады морской пехоты. С учетом того, что в составе 318-й стрелковой дивизии одним из стрелковых полков являлся бывший 137-й полк морской пехоты, до января 1943 года носивший это название, а 335-й гвардейский Краснознаменный стрелковый полк 117-й гвардейской стрелковой дивизии был сформирован в октябре 1943 года на базе 81-й стрелковой Краснознаменной морской бригады, можно сделать вывод, что большую часть сражавшихся на «Огненной земле» Эльтигена десантных войск составляли морские пехотинцы.

В силу ряда причин сражавшиеся здесь части десанта оказались в крайне тяжелых условиях. Главной из них была плотная блокада участка высадки силами противника. Превосходство быстроходных немецких десантных барж в вооружении перед советскими катерами позволило им осуществить блокаду плацдарма со стороны моря. Кроме того, проводившиеся в целях противодействия блокаде действия разнородных сил велись разрозненно и только эпизодически, не были увязаны между собой, не носили массированного характера и только дополняли друг друга. Так, обстрел быстроходных барж противника в порту Камыш-Бурун проводился всего два раза, авиация Черноморского флота нанесла по быстроходным баржам всего четыре массированных налета.

Все перечисленные действия к ликвидации блокады плацдарма высадки не привели. Каждая попытка подачи пополнения и питания десанту превращалась в весьма сложную операцию, требовавшую привлечения всех наличных сил боевых кораблей, береговой артиллерии и авиации для преодоления блокады и подавления артиллерийского огня противника.

Десантникам не хватало медикаментов, теплой одежды, продовольствия. В сутки десантники получали 100–200 г сухарей и полбанки консервов.

Сказывалась нехватка боеприпасов, приходилось беречь каждый снаряд, каждый патрон. Подвоз снабжения для десанта 18-й армии был плохо организован не только из-за противодействия противника, но также из-за недостатка судов и несогласованных действий тыловых служб при сосредоточении грузов, их погрузке и отправке.

Плохо была организована эвакуация раненых с плацдарма на Таманский полуостров. Санитарное обеспечение осложнялось многоэтапностью в эвакуации, отсутствием необходимого специально оборудованного санитарного морского и сухопутного транспорта. Санитарная служба оказалась не подготовленной к приему извлеченных из воды раненых и спасшихся бойцов десантных войск и команд с погибших судов.

Таким образом, десантные войска 18-й армии, высаженные на Эльтигенский плацдарм, должны были продолжать выполнение своей главной задачи – активными действиями на вспомогательном направлении обеспечивать развитие наступления десантных войск 56-й армии на главном направлении – без расчета на усиление и нормальное обеспечение.

К исходу 2 ноября, когда эльтигенская десантная группа уже вела тяжелые бои за расширение захваченного плацдарма, войска 56-й армии и корабли Азовской флотилии изготовились к высадке десанта на главном направлении.

Азовская военная флотилия получила пополнение новыми кораблями, и это позволило уменьшить число отрядов десантных судов с семи до пяти. Кроме того, были созданы четыре штурмовые группы бронекатеров для высадки первого броска десанта и артиллерийской поддержки высадки.

С 7 часов 2 ноября началась посадка личного состава и погрузка вооружения 1-й десантной группы десантных войск на корабли. К 13 часам посадка десанта на корабли была полностью закончена. Было принято 2480 человек и 12 орудий. В 14 часов отряды высадочных средств начали движение. Суда на переходе непрерывно прикрывали самолеты-истребители, штурмовая и бомбардировочная авиация наносила удары по объектам противодесантной обороны на Еникальском полуострове.

К 22 часам корабли развернулись на линии старта, и одновременно началась артиллерийская подготовка высадки. Обстрел пунктов высадки вели 420 орудий и два полка реактивной артиллерии 56-й армии, артиллерия, приданная на усиление из 18-й армии. Продолжала наносить удары авиация.

Под прикрытием артиллерийского огня и авиации отряды бронекатеров и высадочных средств устремились к побережью. Когда бронекатера штурмовых групп подошли к берегу, артиллерия перенесла огонь на 400 м в глубину обороны противника. 2 ноября в 22.28 катера начали высадку десантников первого броска. Штурмовые отряды высадились к 23 часам. С 22.45 началась высадка основных сил десанта, которая закончилась к 0.30 3 ноября. Всего было высажено 2274 человека и выгружено 9 орудий. Закончив высадку, корабли направились назад, погрузили оставшиеся войска 1-й десантной группы и в 5.00 3 ноября успешно высадили их на том же участке Глейки, Жуковка, завершив этим высадку первого эшелона войск 56-й армии (2-я гвардейская стрелковая дивизия, командир дивизии – генерал-майор А. П. Турчинский).

Посадка десанта передового отряда 2-й десантной группы из частей 55-й гвардейской стрелковой дивизии, проходившая под артиллерийским обстрелом противника, закончилась в 3.15. Было принято 1800 человек. Проверив развертывание кораблей на линии старта, командир 2-й группы высадки дал команду начать артиллерийскую подготовку. Около 200 орудий и полк реактивной артиллерии открыли огонь по противнику на рубеже Опасная–Рыбный промысел. Там же подавляла объекты и авиации.

Высадка первого броска десанта началась в 3.40 с переносом артиллерийского огня в глубину обороны противника. Высадив бойцов, корабли вернулись в районы погрузки, приняли оставшиеся войска 2-й десантной группы и благополучно произвели его высадку на Керченский полуостров.

В первую ночь высадки многие катера, несмотря на исключительно сильный огонь противника, совершили по 5–7 рейсов между косой Чушка и участками высадки. Некоторые катера перевезли за ночь до 600 человек и большое количество оружия, боеприпасов и других грузов. 3 ноября к 9.00 были перевезены два полка 55-й гвардейской стрелковой дивизии, основную часть 2-й гвардейской стрелковой дивизии и управления обеих дивизий.

Успешно преодолев сопротивление противника, десант 56-й армии к 8 часам начал продвижение в глубь обороны противника.

С окончанием высадки первого, а затем и второго эшелонов войск 56-й армии корабли приступили к переброске последующих эшелонов, одновременно эвакуируя раненых с плацдарма. К 16 часам 3 ноября было перевезено еще 4440 человек, 48 орудий и минометов и несколько тонн боеприпасов.

Получив пополнение, десантные войска к исходу 3 ноября вышли на рубеж 2 км северо-восточнее Баксы, выс. 98,9 (1 км вост. Джанкоя). Азовская флотилия, получив пополнение в кораблях, приступила к планомерной переброске оставшихся войск, вооружения и грузов. К исходу 4 декабря десант насчитывал более 9 тыс. человек и 68 орудий и минометов.

Попытки противника прорваться торпедными катерами и быстроходными баржами к району высадки со стороны Камыш-Буруна результатов не дали.

К 11 ноября десант 56-й армии насчитывал почти 29 тыс. человек, 289 орудий и минометов, 10 танков и продолжал успешно продвигаться к Керчи. К 16 часам десантные войска ворвались в восточную часть города к железнодорожной станции и вышли к церкви севернее Широкого мола порта Керчь. В районе Колонка была окружена небольшая группа войск противника.

Противник, в свою очередь, перебросил в район Керчи до 40 тыс. человек с артиллерией и танками. Опираясь на заранее подготовленную систему обороны, ему удалось приостановить наступление десантных войск 56-й армии, уступавших ему как по численности, так и по техническому оснащению.

Для переброски остальных сил 56-й армии переправа через Керченский пролив получила продуманную организацию. Из боевых кораблей были сформированы отряд прикрытия переправы и отряд траления. Для перевозки войск и грузов использовались корабли, суда и высадочные средства Азовской военной флотилии. При погрузке судов был учтен опыт высадок предыдущих десантов.

После ожесточенных боев 12–16 ноября войска 56-й армии перешли к обороне, намереваясь возобновить наступление и бои за Керчь после накопления необходимых сил и техники. В период этой вынужденной паузы в действиях войск штабы флота и фронта направили свою деятельность на обеспечение непрерывности работы переправы через пролив.

К 20 ноября переправа на Керченский полуостров всех сил и средств 56-й армии была завершена. В это же время директивой Ставки ВГК Северо-Кавказский фронт был преобразован в Отдельную Приморскую армию (ОПАРМ). Деятельность Азовской военной флотилии была переключена на перевозки через пролив грузов и личного состава для ОПАРМ. Обеспечение перевозок оказалось эффективным и устранило помехи со стороны противника. Высаженные войска были хорошо обеспечены продовольствием.

Следует отметить, что в это время тылы флота, Азовской флотилии, Керченской и Новороссийской баз работали слабее армейских тылов. В дни высадки, в период самой напряженной работы по перевозке десантных войск личный состав кораблей и высадочных средств слабо обеспечивался продовольствием, ассортимент продуктов состоял из ржаных сухарей и комбижира. Оперативная группа тыла Черноморского флота работала неудовлетворительно, хотя и располагала запасами необходимого продовольствия и других видов снабжения.

К 4 декабря 1943 года на судах Азовской военной флотилии было переправлено более 75 тыс. человек, более 2700 лошадей, более 1600 орудий и минометов, 58 установок РС, трактора, повозки, бронетранспортеры, кухни и более 4300 тонн продовольствия и других грузов.

В это время, когда десант 56-й армии, не преодолев сопротивления врага, перешел к обороне, противник с возрастающей силой возобновил атаки на эльтигенском направлении.

Положение эльтигенской десантной группы, оказавшейся вследствие блокады на голодном пайке и при ограниченном количестве боеприпасов (0,2–0,5 боекомплекта), стало весьма тяжелым. Численность ее к этому времени составляла 4000–4500 человек, количество орудий и минометов было незначительным. Танков не было вообще. Длительные, упорные бои увеличили число раненых и тем самым еще более осложнили положение десантной группы.

Снабжение эльтигенской группы по воздуху было крайне недостаточным, а доставка по морю в условиях действия превосходящих сил противника стала практически невыполнимой.

Положение эльтигенской группы выло еще более ослаблено переводом всей артиллерии 18-й армии на поддержку войск 56-й армии. Это приказание командующего Северо-Кавказским фронтом последовало еще 2 ноября 1942 года. Таким образом, артиллерия 18-й армии в поддержке своих десантных войск участия не принимала. Вся артиллерийская поддержка была возложена на 55 орудий береговой артиллерии флота.

Береговая артиллерия, несмотря на ее малочисленность, успешно решала в пределах своих возможностей поставленные перед ней задачи. Участвуя в отражении целого ряда контратак противника, береговая артиллерия провела почти 800 стрельб орудий 100-мм и 152-мм калибра. Огнем береговой артиллерии поражались пехота и танки противника, подавлялся огонь вражеской артиллерии, уничтожались другие объекты. В этот день, 2 декабря, эффективную поддержку десантникам оказывала авиация флота, которая произвела около 580 самолето-вылетов, нанося поражение войскам противника. Но этого было недостаточно.

Противник, сосредоточив против эльтигенской десантной группы 6-ю кавалерийскую румынскую дивизию и немецкий сводный полк, 3 декабря начал атаки, поддерживаемые огнем артиллерии и с большим количеством танков. Десантники отбивали эти атаки врага.

С утра 4 декабря после мощного артиллерийского обстрела, бомбардировочных и штурмовых ударов авиации противник начал свою генеральную атаку, направив танковый удар на левый фланг эльтигенской группы. Но и эта атака противника была отражена. Упорные бои продолжались до исхода 6 декабря, когда боеприпасы десантников подошли к концу и обороняться стало нечем. Противнику удалось прорвать фронт обороны и расчленить эльтигенскую группу. Положение стало критическим, и командующий операцией приказал эвакуировать войска 18-й армии с Эльтигенского плацдарма.

Но эвакуировать почти 4000 человек было не на чем. Кораблей было ограниченное количество, а имевшиеся в исправности катера в условиях пятибалльного ветра и трехбалльного волнения не могли подойти к берегу и забрать личный состав. Кроме того, противник организовал и морскую блокаду, используя быстроходные десантные баржи, преодолеть которую моряки не могли. Один лишь катер прорвался к берегу и доставил с плацдарма 29 человек.

В связи с невозможностью эвакуации командующий операцией приказал войскам эльтигенской группы прорваться из окружения и соединиться с войсками 56-й армии на Еникальском плацдарме. Получив этот приказ, полковник В. Ф. Гладков организовал проведение разведки. Разведка определила, что противник сосредоточил свои войска на юго-западном участке Эльтигенского плацдарма, готовя здесь решительный штурм плацдарма. Дополнительно высланная разведка определила, что труднопроходимый заболоченный участок между побережьем и озером Чурубашским противник прикрыл незначительными силами.

Высланная дополнительно на этот участок разведка нашла проходы через болото, и командир десантной группы решил прорываться на этом направлении. Перед началом прорыва все остающееся имущество и техника были приведены в негодность, документы сожжены или закопаны.

Бесшумно сняв охранение противника, прорывающиеся войска прошли через болото и вышли в районе Камыш-Бурун. На подходе к селению по передовой группе открыла огонь вражеская зенитная батарея. Заместитель командира 613-й отдельной роты старший лейтенант В. В. Белешко с группой бойцов забросал батарею гранатами.

Одна из групп десантников обошла Камыш-Бурун с запада и стремительным броском прорвалась под покровом ночи на южную окраину Керчи. Другие группы прошли через поселок. К 4.30 вырвавшиеся из кольца десантники сосредоточились у подножия горы Митридат. Неожиданно атаковав противника они к 7 часам 6 декабря захватили Митридатские высоты, южное предместье Керчи и Угольную пристань. Отдельные группы ворвались в город, прошли через расположение противника и соединились с частями Отдельной Приморской армии. Среди гарнизона возникла паника, так как прорыва десантников противник еще не обнаружил.

С рассветом командование противника, выяснив обстановку, сосредоточило против прорвавшихся к горе Митридат значительные силы и оттеснило десантников к берегу Керченской бухты.

Командующий Отдельной Приморской армии решил усилить группу полковника В. Ф. Гладкова. Отряд высадочных средств Азовской флотилии в ночь на 8 декабря высадил первую группу десантников из состава 83-й бригады морской пехоты, принял около 300 раненых и вернулся на базу в Опасной. В ночь на 9 декабря высадка пополнения для митридатской группы повторилась. Всего в помощь десанту Гладкова восточнее горы Митридат было высажено около тысячи морских пехотинцев 83-й отдельной бригады морской пехоты.

Обстановка на плацдарме резко изменилась в пользу противника, командование которого подтянуло значительные силы и повело одну атаку за другой, стремясь сбросить советских десантников в море. Полковник Гладков доложил командующему о невозможности удержания плацдарма. Было принято решение об эвакуации.

Для выполнения этой задачи был сформирован отряд кораблей эвакуации во главе с капитаном 3 ранга Ф. В. Тетюркиным. В ночь на 10 декабря отряд эвакуации под прикрытием огня артиллерии армии достиг берега Крыма и, приняв более 1000 человек, возвратился в Опасную. В ночь на 11 декабря эвакуация митридатской группы завершилась. Прикрывавшие отход морские пехотинцы 144-го батальона сооружали плоты, использовали другие подручные средства и на них уходили в море, где их из воды подбирали катера и мотоботы.

Таким образом, части 318-й стрелковой дивизии совместно с частями морской пехоты более месяца удерживали плацдарм в районе Эльтигена, что оказывало влияние на всю операцию войск Закавказского фронта. Однако разновременная высадка десантов 18-й армии в районе Эльтигена и 56-й армии в районе Керчи привела к тому, что противник получил возможность сначала изолировать десант 18-й армии, а затем сосредоточить усилия на противодействии наступлению 56-й армии.

Подводя итог Керченеско-Эльтигенской десантной операции, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на имевшиеся трудности и допущенные просчеты, в целом Черноморский флот и Азовская флотилия с поставленными перед ними задачами справились.

Однако следует отметить тот факт, что командующий операцией, назначая время высадки, не учел такого важного фактора, отрицательно повлиявшего на успех десанта в ходе боя за высадку, как неблагоприятные метеоусловия, хотя командование флота об этом ему и докладывало. Это привело к тому, что на Эльтигенский плацдарм была высажена всего одна стрелковая дивизия 18-й армии, причем не вся сразу. Этих сил не хватило, чтобы овладеть портом Камыш-Бурун, который противник эффективно использовал в качестве базы военно-морских сил, блокировавших десант с моря.

Надо заметить, что отсутствие в составе Черноморского флота и Азовской флотилии специальных

мореходных и хорошо вооруженных десантно-высадочных средств, способных доставлять и высаживать войска и боевую технику непосредственно на необорудованное побережье, резко снижало темпы высадки, в плохую погоду практически исключало ее.

Недостаточно четко было организовано оперативное взаимодействие между десантами 56-й и 18-й армий. Их командование и штабы не знали обстановки на операционных направлениях друг друга. Добиться согласованности действий обоих десантов штабу Северо-Кавказского фронта (Отдельной Приморской армии) фактически не удалось.

В итоге освободить Керчь от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году не удалось. Попытки прорвать оборону противника при поддержке новых тактических десантов, высаженных на северное побережье Керченского полуострова и в Керченский порт (соответственно 10 и 22 января 1944 года), также не дали существенных результатов. Им удалось лишь захватить восточную окраину Керчи.

Закрепившаяся на Керченско-Еникальском плацдарме Отдельная Приморская армия оттягивала на себя значительные силы крымской группировки противника с перекопского направления. В результате немецкому командованию не удалось предпринять наступательных действий против войск 4-го Украинского фронта. Более того, войска противника в Крыму оказались под угрозой ударов с трех направлений – с севера, с востока и с моря. Вопрос о целесообразности высадки новых морских десантов неоднократно обсуждался командованием Отдельной Приморской армии и флота и после начала наступления советских войск в Крыму. Однако, учитывая, что наступление войск 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии развивается успешно, Ставка Верховного главнокомандования пришла к выводу, что необходимость в таких десантах отпала.

Характерными чертами высаженных в период борьбы за Крым десантов являлись следующие:

1. Незначительные масштабы высаживаемых десантов. Из 24 крымских десантов 18 были тактического масштаба. Для тактических десантов был характерен небольшой состав (от роты до полка), отсутствие артиллерии и минометов, противотанковых средств, средств ПВО и неудовлетворительное тыловое обеспечение. По своему составу и вооружению большинство десантов не соответствовало объему поставленных задач, что приводило к их невыполнению.

2. Крайне ограниченное время или полное отсутствие его на подготовку, что обусловливалось, с одной стороны, условиями обстановки, а с другой – стремлением обеспечить скрытность и внезапность высадки.

3. Неудовлетворительная организация управления из-за ограниченного количества или отсутствия средств связи, прежде всего радиостанций, а также из-за слабой обученности личного состава. В силу указанных причин связь десанта с командованием операцией, как правило, терялась, а судьба десанта долгое время оставалась неизвестной.

4. Как правило, крайне слабая огневая обеспеченность десантов. Часто отсутствовали артиллерийская и авиационная подготовки высадки десанта и поддержки его действий на берегу.

5. Отсутствие десантных кораблей и десантных высадочных средств специальной постройки, оказавшее существенное влияние на успешность высадки большинства десантов и нередко ставившее их под угрозу срыва. Привлекаемые для проводки и высадки личного состава и выгрузки боевой техники корабли, катера различных типов, а также суда и плавсредства гражданского флота не могли обеспечить своевременность доставки десантов и высокие темпы их высадки (выгрузки) на необорудованное побережье, что приводило к неоправданно высоким потерям личного состава и потоплению самих судов.

Из книги Техника и вооружение 2011 09 автора

Парашютно-десантная техника "Универсала" Семен ФедосеевИспользованы фотографии из архивов ФГУПМКПК «Универсал» и ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Илюшина».Продолжение.Начало см. в «ТиВ» №8,10,11/2010 г., №2-4,6,8/2011 г.Использованы фотографии из архивов ФГУПМКПК «Универсал» и

Из книги Техника и вооружение 2011 12 автора Журнал «Техника и вооружение»

Парашютно-десантная техника «Универсала» Семен ФедосеевИспользованы фотографии из архивов ФГУП «МКПК «Универсал»*.Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала заместителю директора ФГУП «МКПК «Универсал» В. В. Жиляю, а также сотрудникам ФГУП «МКПК

Из книги Техника и вооружение 2012 02 автора Журнал «Техника и вооружение»

Парашютно-десантная техника «Универсала» Семен ФедосеевИспользованы фотографии из архивов ФГУП «МКПК «Универсал».Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала заместителю директора ФГУП «МКПК«Универсал» В. В. Жиляю, а также сотрудникам ФГУП «МКПК

Из книги Техника и вооружение 2012 03 автора Журнал «Техника и вооружение»

Парашютно-десантная техника «Универсала» Семен ФедосеевИспользованы фотографии из архивов ФГУП «МКПК «Универсал».Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала заместителю директора ФГУП «МКПК «Универсал» В. В. Жиляю, а также сотрудникам ФГУП «МКПК

Из книги Советские воздушно-десантные: Военно-исторический очерк автора Маргелов Василий Филиппович

1-я гвардейская воздушно–десантная дивизия Абуталипов АнуарАксенов Александр МихайловичБедренко Николай ВасильевичГромов Иван ИвановичДеженин Петр СергеевичИсхаков Зиновий ГенатулаевичКамоликов Дмитрий ТимофеевичКарачков Константин АлексеевичКунин Федор

Из книги Боевая подготовка спецназа автора Ардашев Алексей Николаевич

Из книги Битва за Крым 1941–1944 гг. [От разгрома до триумфа] автора Рунов Валентин Александрович

Керченско-Феодосийская десантная операция В то время, когда немцы вели решительный штурм Севастополя, силы защитников неудержимо таяли. Подвоз подкреплений и боеприпасов по морю транспортами и боевыми кораблями не успевал компенсировать убыль. Создалась угроза, что в

Из книги Боевая подготовка ВДВ [Универсальный солдат] автора Ардашев Алексей Николаевич

ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ ПОДГОТОВКА С неба об землю… и в бой. (Армейская шутка) «Прыжок не самоцель, а средство вступления в бой!» В.Ф. Маргелов Воздушно-десантная подготовка является одной из ведущих дисциплин боевой подготовки Воздушно-десантных войск и важной составляющей

Из книги Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». автора Цветков Игорь Федорович

6.4. В Керченско-Феодосиискои Операции Несмотря на помощь осажденному городу войсками, техникой и боеприпасами, положение Севастопольского оборонительного района оставалось тяжелым. Чтобы оттянуть часть сил врага от Севастополя, а затем нанести удар по немецким войскам,

Из книги С английским флотом в мировую войну автора Шульц Густав Константинович

Десантная практика. 6-го февраля наша эскадра устроила интересные призовые состязания для морской пехоты. Каждый корабль должен был выставить 35 человек в полном походном снаряжении (около 30 фунтов, не считая винтовку). От сборного пункта нужно было пройти 4,5 английских

Из книги Великие битвы. 100 сражений, изменивших ход истории автора Доманин Александр Анатольевич

Нормандская десантная операция (Операция «Оверлорд») 1944 год Победы Красной армии под Сталинградом и Курском коренным образом изменили стратегическую ситуацию во Второй мировой войне. Гитлер вынужден был теперь бросать все возможные силы на Восточный фронт. Советские

Из книги Трагедия верности. Воспоминания немецкого танкиста. 1943–1945 автора Тике Вильгельм

Глава 8. Десантная операция Красной армии под Мерекюла Советское командование в целях закрепления достигнутых успехов на участке Сиверцы – Рийги решило осуществить высадку десанта, который должен был соеди-ниться с расположенными под Сиверцами силами, чтобы затем

Из книги Крым: битва спецназов автора Колонтаев Константин Владимирович

Глава 3. Григорьевский десант – первая десантная операция морской пехоты Черноморского флота после начала Великой Отечественной войны Первой крупной наступательной десантной акцией советского флота после начала Великой Отечественной войны стала высадка Черноморским

Из книги Базовая подготовка спецназа [Экстремальное выживание] автора Ардашев Алексей Николаевич

Воздушно-десантная подготовка Парашютная подготовка – один из обязательных элементов, которым должен владеть спецназовец, будь он сухопутным или морским. Французский спецназ отрабатывает десантирование с помощью парашютаХотя СССР и не был первой страной,