Классный час про день космонавтики. Классный час: «На пользу всему человечеству»

С давних времен мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Они давно пытались покорить небо.

Знаете ли вы легенду о Дедале и его сыне Икаре? Икар со своим отцом жил на острове, который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убежать ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения - небо. Но как? Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление - крылья. Он собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к спине и взлетели в небо. Перед полетом Дедал предупредил сына о том, что нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым скреплены крылья. Перья разлетятся, и он погибнет. Но Икар был настолько заворожен зрелищем, которое открылось перед его взору сверху, что он забыл о наставлениях отца и поднялся слишком высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты упал в море.

С тех пор прошло несколько тысяч лет, на нашей Земле выросло много поколений умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля - шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.

Следующей попыткой подняться в небо, было изготовление воздушного шара с корзиной для пассажиров. В корзину ставили жаровню с горячими углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был большим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер.

Потом был создан дирижабль, а затем самолет. Потом был создан дирижабль, а затем самолет. И люди стали летать в воздухе. Но таинственный и не покоренный космический мир манил их к себе своей неизвестностью.

И вот наконец-то, 3 ноября 1957 года в черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над нашей планетой собака Лайка.

За Лайкой полетели другие собаки. 20 августа 1960 года в космос летали собаки Белка и Стрелка, а вместе с ними - 40 мышей, 2 крысы, различные мухи, растения и микроорганизмы, это были первые животные, которые благополучно вернулись из космического полета. После суточного полета, они были возвращены на Землю в катапультируемой капсуле и стали мировыми знаменитостями.

12 апреля 1961 года героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым полетел в Космос, его полет в космическом пространстве продлился 108 минут. (фильм «Запуск Востока»)

Сегодня мы тоже отправляемся покорять Вселенную.

Дети делятся на команды с помощью учителя, тянут жребий с названием команды.

1 команда «Комета» .

2 команда «Спутник».

3 команда «Метеор».

А на чем мы полетим? Полетим мы на ракетах. Эти ракеты вы должны собрать сами. Перед вами геометрические фигуры, из которых вы должны собрать ракету.

Задание 1. «Юные конструкторы»

Ну, все ракеты готовы. Отправляемся?

Внимание! Внимание! Внимание! Мы с вами находимся на стартовой площадке космодрома. Через несколько секунд начнется наше космическое путешествие.

К полету все готовы?

Самочувствие хорошее?

Хорошее!

Настроение бодрое?

Пристегнуть ремни!

Есть пристегнуть ремни!

На старт!

Все кладут руки на колени

Запустить двигатели!

Все хлопают себя по коленям и громко произносят: “Р-р-р-р!”

Включить контакты!

Все поднимают руки вверх над головой, в виде ракеты, и громко считаем:

Пять, четыре, три, два, один - пуск!

Звучит космическая музыка, меняются слайды с видами космоса.

Пока мы с вами летели в невесомости, рассыпались слова.

Задание 2. «Собери слова».

Вам ребята нужно будет собрать слова и затем записать их, кто быстрее.

ска бита луно тер ор фандр спут рит метео ход кра тик

Скафандр, луноход, орбита, спутник, метеорит, кратер.

Ребята, а кто знает, для чего нужен скафандр?

18 марта 1965 года космонавт Алексей Архипович Леонов на корабле «Восход 2», совершил первый в истории выход в открытое космическое пространство. В открытом космосе Леонов провел 12 минут 9 секунд (фильм «В скафандре над планетой»).

Задание 3. «Космические ребусы».

Сейчас каждая команда получит конверт с ребусами. За определенное время вы должны их разгадать.

«Комета»: Названия Планет.


Земля, Нептун.

«Спутник»: Названия знаков Зодиака.


Стрелец, рыбы.

«Созвездие»: Названия Планет и знаков Зодиака.


Марс, Рак.

3 февраля 1966 году произошло первое в мире прилунение беспилотной советской станции «Луна - 9». С помощью этой станции на Землю были переданы первые панорамные снимки Луны.

21 июля 1969 года произошла первая высадка человека на Луну, им стал американский космонавт Нейл Армстронг. На корабле «Апполон - 11» он доставил на Землю первые пробы лунной поверхности (фильм «На Луне»).

Ребята, представьте, что и вы высадились на Луне и встретили какое-то лунное животное или растение. Ваша задача - нарисовать и рассказать о нем.

Задание 5. «Портрет на память».

Дети получают листы бумаги и карандаши, выполняют задание и представляют свои работы.

Ребята, пришельцам очень понравились портреты, которые вы им нарисовали. Они вам приготовили космические загадки.

Задание 6. «Космические загадки».

«Комета».

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на … (Ракете).

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в … (Телескоп).

Знает все наперечет

Звезды в небе … (Звездочет).

Медведь на глыбе ледяной,

Подружка в небе над волной.

Она - созвездье, он живой

В блестящей шубе меховой.

Он дружит с ветром и водой,

Она - с Полярною звездой.

Никак не могут встретиться

Медведь с Большой … (Медведицей).

«Метеор».

Объект есть во Вселенной

Коварный, не простой,

Он звезды пожирает

Как бутерброд с икрой.

Опасно не заметная

И глазом не видна,

Такая темно-темная ….(Черная дыра).

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт …. (Гагарин).

Сегодня люди знают, что наша планета не единственная в космическом пространстве. Существует целая Солнечная система. Что такое Солнечная система. В центре Солнечной системы светит самая горячая звезда Солнце, а вокруг него на разном расстоянии вращаются восемь главных планет (фильм «Солнечная система»).

Задание 7. «Тайны Солнечной системы».

Сейчас мы с вами в центре Солнечной системы. Солнечная система - это семья, в которой живет и наша планета Земля. Ваша задача подписать все объекты Солнечной системы.

Задание 8. « Космический кроссворд»

1. На ней можно полететь в космос. (Ракета)

2. Модель земли. (Глобус)

3. Красная планета. (Марс)

4. Явление, когда луна закрывает солнце. (Затмение)

5. В народе его называют «падающей звездой». (Астероид)

6. Естественный спутник Земли. (Луна)

7. Первый космонавт. (Гагарин)

8. Скопление звезд в группы. (Созвездие)

До сегодняшнего дня много космонавтов разных стран побывали в космосе. Не только космонавты нашей страны, но и американцы, японцы, китайцы, французы. Раньше в космос летали только очень подготовленные и образованные космонавты. А сегодня, в космос может любой гражданин, заплатив за пролет достаточное количество денег.

Из всех профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего - человеческий подвиг.

Космонавтом хочешь стать -

Должен много-много знать!

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд.

Подведение итогов, награждение победителей.

Весна богата на замечательные праздники, но один из них особенно дорог сердцу россиян. Это День космонавтики, празднующийся уже более пятидесяти лет. Традиционно в школах проводятся классные часы, приуроченные к этому дню. В зависимости от возраста учащихся выбирается форма проведения, и формулируются определенные задачи.

Основные цели и задачи классного часа

Выбирая цель проведения классного часа необходимо ориентироваться на возраст учеников, педагогическую обоснованность проведения мероприятия и желаемый результат. Если речь идет о классном часе для начальной школы (3-5 класс), цель может звучать так: создание условий для обогащения знаний учащихся об истории праздника «День космонавтики».

В таком случае эту цель будут реализовывать следующие задачи :

  • Познакомить учеников с историей возникновения праздника.
  • Развить познавательную активность учеников, побудить дальнейший интерес к изучению события.
  • Воспитать патриотические чувства.

Для учеников старших классов сообразно выбирать более локальные цели, например, имеющие краеведческую направленность.

Историческая справка

Классный час на тему «День космонавтики» должен содержать обязательный блок исторических событий. Главное, о чем должны узнать дети — это событие, произошедшее 12 апреля 1961 года. Первый человек полетел в космос. Это был гражданин нашей Родины — Юрий Алексеевич Гагарин. Свой полет длительностью 108 минут он совершил на космическом корабле «Восток -1».

Спустя год, 9 апреля 1962 года по предложению Германа Титова, второго российского космонавта, праздник День космонавтики был утвержден Президиумом Верховного Совета СССР.

Кстати, Герман Титов был вторым советским человеком, покорившим космос, и до сих пор остается самым молодым космонавтом, побывавшим на земной орбите.

На 2014 год в космосе побывало 558 человек, 56 из них женщины. Первой женщиной в космосе также была наша соотечественница Валентина Терешкова. Свой полет она совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6».

Классный час о космонавтике — возможность привить школьникам чувство патриотизма и гордости за свой народ. Ведь и первыми людьми, вышедшими в открытый космос, стали наши соотечественники. Алексей Леонов сделал это 18 марта 1965 года. Светлана Савицкая совершила свой подвиг 25 июля 1984 года.

Со старшеклассниками необходимо обсудить всю тяжесть и опасность этой профессии. Поскольку за все время полетов в космос погибло 22 космонавта, 5 из которых были гражданами нашей страны. Героизм и доблесть этих людей вызывает уважение и восхищение, а задачей педагога будет привить эти чувства ученикам.

Наполнение классного часа и оформление кабинета

Чтобы мероприятие не стало скучным перечислением фактов, необходимо наполнить его развлекательно-познавательным компонентом.

Педагогу нужно подобрать подходящий по теме космонавтики эпиграф и вынести его на доску. Сюда замечательно подойдут высказывания К.Э. Циолковского, основоположника теоретической космонавтики.

  • «Невозможное сегодня станет возможным завтра».
  • «Все наши знания, прошлое, настоящее и будущее ничто по сравнению с тем, что мы никогда не будем знать».
  • «Не может быть, чтобы не было где-нибудь материи, времени и пространства. Они бесконечны, непрерывны и, вечны. Так же не может быть, чтобы не было где-нибудь жизни. Она тоже вечна, непрерывна и вездесуща…»

Можно использовать знаменитую фразу, произнесенную Ю.А. Гагариным после приземления.

Разработка внеклассного мероприятия — трудоемкая задача, поэтому можно бесплатно скачать уже готовую работу с сайта и заниматься непосредственно подготовкой классного часа.

Книги о космосе

В кабинете стоит сделать небольшую книжную выставку из книг как художественных, так и научных. Энциклопедии и атласы открыть на ярких и запоминающихся страницах. Можно использовать такие книги:

  • Галина Железняк «Космонавтика. Открытие Вселенной».
  • Марк Гарлик «Иллюстрированный атлас Вселенной».
  • Планеты: навигатор для юных и смелых.

Предложить ученикам ознакомиться с художественной литературой про космонавтику и приключения в космосе. Например:

  • К. Булычев «Приключения Алисы»;
  • А. Иванова, В. Мерзленко «Необыкновенные приключения Пети в космосе» и др.

Будет уместным повесить в классе портреты первых космонавтов, звездную карту, изображения космических кораблей.

Все мероприятие лучше проводить на фоне музыки, легкой и ненавязчивой. В то время, когда ученики проговаривают материал, громкость стоит убавлять.

Нелишним будет использование коротких фрагментов из документальных фильмов ВВС про космонавтику, показать хроники первого полета Ю.А. Гагарина.

Выбор формы классного часа про День космонавтики во многом зависит от возрастной категории учащихся. Проще всего скомбинировать в одну несколько форм, тогда мероприятие получится насыщенным и точно останется в памяти учеников.

Для классного часа начальной школы гармоничнее использовать форму лекции, совмещенную с состязательной формой. Провести небольшую викторину о космосе, задать загадки по теме космонавтики.

Возможные темы классных часов, приуроченных ко Дню космонавтики

Для 1 — 5 классов начальной школы лучше выбирать простые и понятные темы. Например:

  • «Вперед, к звездам!»
  • «Что такое космонавтика?»
  • «Кто он, первый космонавт?»
  • «Путь в космос»

Для учеников старшей школы подойдут такие темы:

  • «Подготовка человека к полету в космос»
  • «Тайны звездного неба»
  • «Героическая профессия — космонавт»
  • «Перспектива дальнейшего освоения космоса»

При создании презентации ко Дню космонавтики необходимо выполнить несколько условий:

  • краткость;
  • информативность;
  • познавательность;
  • грамотность;
  • наличие визуализированного ряда.

Для создания презентаций можно использовать . Это значительно упростит подготовку учителя к классному часу.

Для успешного завершения классного часа надо провести рефлексию. Это может быть выражено в форме таблицы, которую заполняют ученики, в форме опроса, в форме тайного голосования и пр. После обработки результатов станет понятно, правильно ли были поставлены первоначальные цели и на сколько процентов реализованы задачи классного часа ко Дню космонавтики.

Сегодняшний классный час посвящён Дню космонавтики.

Это событие, произошедшее 12 апреля 1961 года, потрясло мир и сделало известным всем странам и всем народам имя удивительного человека – Юрия Алексеевича Гагарина. (Слайд 1)

С давних времен звездное небо притягивало внимание людей, оно всегда манило своей красотой и недосягаемостью. Хотелось заглянуть в высь и узнать, как устроено небо, как далеко до звезд. И чего только не придумывали отважные смельчаки и изобретатели! (Слайд 2)

В древних преданиях остались воспоминания о том, как люди мастерили себе крылья, привязывали их к рукам и прыгали с высоких построек, надеясь удержаться в воздухе. Из Греции пришла к нам легенда о юноше по имени Икар. Благодаря крыльям, которые ему смастерил отец, Икар смог улететь из плена и подняться до самого Солнца. Многие писатели–фантасты мечтали о межзвездных путешествиях, они описывали их в своих произведениях. (Слайд 3)

12 апреля 1961 года началась эра полета человека в космос. Это была победа нашей страны, первого государства в мире, покорившего космическое пространство. (Слайд 4)

– Но кто же стоял у истоков космических полетов?

Теоретические основы разработал Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) – русский учёный-теоретик и исследователь, основоположник современной космонавтики, педагог, писатель. Он с детства увлекался астрономией, физикой, механикой, у него проявлялась склонность к изобретательству. В возрасте девяти лет Костя, катаясь зимой на санках, простудился и заболел. В результате осложнения после болезни он потерял слух и не смог учиться в школе. Ему пришлось получать знания самостоятельно. Он успешно сдал экзамены и получил звание учителя уездных училищ. Всю свою жизнь К.Э. Циолковский посвятил теоретическим основам космических полетов. (Слайд 5)

Главным конструктором был назначен выдающийся ученый Сергей Павлович Королев (1907–1966). Еще учась в школе, он в “Обществе друзей воздушного флота” строил планеры. В дальнейшем, учась в Московском Высшем техническом училище, он познакомился с трудами К.Э. Циолковского и решил заняться конструированием ракет. С.П. Королев является основоположником практической космонавтики. (Слайд 6)

Однако построение таких сложных машин, как космические корабли было невозможно без точных математических расчетов, без математических моделей, без применения компьютеров. Все это было делом Мстислава Всеволодовича Келдыша. Под его руководством были созданы первые искусственные спутники земли и космические корабли. (Слайд 7)

4 октября 1957 года на орбиту вышел первый в мире искусственный спутник Земли. Этот спутник создали и запустили в нашей стране. Весил он около 83 килограммов.

– Зачем же нужны спутники?

(Спутники осуществляют связь, навигацию, телевидение, разведку и контроль природных ресурсов, наблюдение за погодой и другими природными явлениями, используются в военных целях.) (Слайд 8)

Наши ученые пытались найти ответ на вопрос о том, может ли живое существо побывать в космосе и вернуться на Землю?

19 августа 1960 года с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Собакам специальными приборами подавался воздух, питание, за их состоянием наблюдали на Земле ученые. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, вернулись на Землю! И это произошло в нашей стране! Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Теперь путь в космос был открыт и для человека! (Слайд 9)

Первым из них был Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968). Он родился в городе Гжатске Смоленской области (теперь этот город называется Гагарин). Юрий окончил ремесленное училище, работал на заводе в литейном цехе. С детства мальчик мечтал летать, поэтому он поступил в военное авиационное училище и блестяще закончил его. Летал на сверхзвуковых самолетах, оберегая северные рубежи нашей Родины. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. Он редко злился, не любил ссор, а наоборот, шуткой и смехом всех мирил. В 1960 году Юрий Гагарин начал готовится к полету в космос в Центре подготовки космонавтов. Работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил. В отряде космонавтов все дружили, помогали друг другу, но каждый мечтал полететь в космос первым. (Слайд 10)

“Кто полетит первым? (По: “У доброй славы большие крылья” – М., 2007)

“В маленьком отряде космонавтов все проходили одинаковую подготовку. Кто полетит первым, было еще не известно, но в глубине души каждый надеялся, что именно он.

Однажды Королев сказал:

– Я думаю, что лететь первому будет страшно. У нас нет полной уверенности, что все пройдет благополучно. Дело это добровольное, еще не поздно отказаться.

Космонавты переглянулись и подтвердили, что готовы лететь.

– Ну, – сказал Королев с облегчением, – тогда с завтрашнего дня будете проходить дополнительные медицинские обследования.

И действительно, какое-то время они безропотно глотали таблетки, подставляли руку под шприц, вдыхали и выдыхали по команде – в общем, вели себя терпеливо и послушно.

В один из таких дней, ничем решительно не отличавшийся от прежних, их снова позвали к Королеву.

Космонавты встали в ряд. Главный конструктор был озабочен.

– Как вы себя чувствуете? – спросил он у первого. – Готовы к полету?

Тот ответил:

– Самочувствие отличное. Лететь готов.

По лицу Королева скользнуло легкое облачко. Брови чуть сдвинулись.

– Вы уверены, что вполне здоровы? – отрывисто спросил он у второго.

– Так точно. Чувствую себя хорошо. Готов выполнить любое задание.

Ответ еще больше не понравился Королеву. Космонавты были в полном недоумении. Чем он недоволен?

Когда очередь дошла до Гагарина, Главный конструктор уже не скрывал усмешки.

– У вас, разумеется, тоже все в полном порядке? – сказал он.

– И вы тоже готовы лететь?

Гагарин замешкался. В нем происходила короткая внутренняя борьба. Он смотрел прямо в глаза Королеву.

– К сожалению, – с усилием сказал он, – у меня сейчас очень болит голова. Но я готов выполнить любое задание, – поспешно добавил он.

Королев с облегчением рассмеялся.

– У вас у всех болят головы! – воскликнул он. – Просто раскалываются на части! Вам дали такие порошки. Я знаю, что вы все герои, но мне нужно сейчас не ваше геройство. Я хочу знать, от кого могу получить самые точные сведения.

О том, что Гагарин полетит первым, узнали гораздо позже.

На космодроме Байконур об этом объявил генерал Каманин.

“В конце дня я решил не томить космонавтов и объявить им решение комиссии, – записал Каманин в своем дневнике 9 апреля 1961 г. – я пригласил к себе Юрия Гагарина и Германа Титова и сказал как можно более ровным голосом: “Комиссия решила: летит Гагарин. Запасным готовить Титова”. Не скрою, Гагарин сразу расцвел своей улыбкой. По лицу Титова пробежала тень досады, но это только на какое-то короткое мгновение. Герман крепко пожал руку Юрию, а тот не преминул подбодрить товарища:

“Скоро, Герман, и твой старт!” (Слайд 11, 12)

5 часов 30 минут. Евгений Анатольевич Карпов вошел в спальню и потряс Гагарина за плечо:

– Юра, пора вставать…

Тот вскочил. Поднялся и Герман Титов, напевая шутливую песенку. Доктор удовлетворенно покачал головой – космонавты были бодры.

После физзарядки – завтрак. Космонавты с удовольствием отведали мясного пюре, потом черносмородинового джема и кофе. Выдавливая очередную тубу, Юрий не удержался от шутки:

– Такая пища хороша только для невесомости – на земле с нее можно протянуть ноги…

6 часов 00 минут. Началось заседание Государственной комиссии. Оно было очень коротким: “все готово”.

Облачать в скафандр начали первым Германа Титова. Гагарина – вторым, чтобы меньше париться.

Когда Юрий был одет, работники космодрома попросили у него автографы. Юрий удивился – первый раз в жизни к нему обращались с такой просьбой.

Через несколько минут специальный автобус голубого цвета уже мчался к стартовой площадке.

6 часов 50 минут. Гагарин вышел из автобуса. После доклада о готовности председателю Государственной комиссии Юрий сделал заявление для печати и радио.

Находясь на железной площадке перед входом в кабину, Гагарин приветственно поднял обе руки – прощание с теми, кто оставался на Земле. Потом скрылся в кабине. Внизу, заворожено задрав головы кверху, стояли и Главный конструктор, и Юрины друзья – все те, кто провожал его в полет.

8 часов 10 минут. Объявлена 50-минутная готовность. Была устранена единственная неисправность. Она обнаружилась при закрытии люка № 1. Его быстро открыли и все поправили.

8 часов 30 минут. 30-минутная готовность. Титову объявлено, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения.

8 часов 50 минут. Объявлена десятиминутная готовность. Гермошлем закрыт.

9 часов 6 минут. Королев: Минутная готовность, как вы слышите?

Гагарин: Вас понял – минутная готовность. Занял исходное положение.

9 часов 7 минут. Гагарин (кричит): Поехали!.. (Слайд 13)

9 часов 9 минут. Отделение первой ступени. Гагарин должен услышать, как отделилась эта ступень, и почувствовать, что вибрация резко уменьшилась. Ускорение возрастает, так же как и перегрузки. На пункте наблюдения ждут доклада Гагарина…

В динамиках молчание.

– “Кедр”, как чувствуете себя?

– “Кедр”, отвечайте.

Все внимание на динамики.

– “Кедр”! На связь! Я “двадцатый”. – И в другой микрофон:

– Связь! Быстро!

“Двадцатый” – Королев.

По-прежнему – молчание.

Мысли приходят невеселые. Внезапная разгерметизация? Обморок от растущих перегрузок?

– Сброс головного обтекателя… Вижу Землю… Красота-то какая!.. (Слайд 14)

Только в эту минуту многие из присутствующих осознали: человек в космосе! Всех охватила радость, веселье. Отступили волнения из-за непредвиденного молчания. Как потом выяснилось, всего на несколько секунд произошел сбой в линии связи. Но эти секунды стоили седых волос Королеву.

9 часов 22 минуты. Радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах. Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка. Ночной дежурный, приняв ее, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Вейзнеру

– Главному научному советнику президента Кеннеди.

Заспанный доктор Вейзнер взглянул на часы. Было 1 час 30 минут по вашингтонскому времени. С момента старта “Востока” прошло 23 минуты. Предстоял доклад президенту – русские опередили американцев.

9 часов 57 минут. Юрий Гагарин передал, что пролетает над Америкой.

10 часов 13 минут. Телетайпы закончили передачу первого сообщения ТАСС.

10 часов 25 минут. Включилась тормозная двигательная установка, и корабль пошел на спуск.

Посадка – самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров…

10 часов 55 минут. Обгоревший железный шар стукнулся о вспаханную почву – поле колхоза “Ленинский путь”, юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловка. Неподалеку на парашюте опустился Юрий Гагарин.

Юрий Алексеевич Гагарин проложил дорогу в космос. Вслед за ним в космосе побывали Герман Степанович Титов, Андриян Николаевич Николаев, Павел Романович Попович, Валерий Федорович Быковский. (Слайд 15)

Но проходит совсем немного времени, и космос штурмует женщина.

В июне 1963 года Валентина Владимировна Терешкова совершила космический полет на корабле “Восток-6”, проведя в космосе 71 час. В честь ее подвига именем Терешковой назван кратер на Луне и малая планета. Сейчас В.В. Терешкова занимается общественной деятельностью, депутат Областной Думы Ярославской области. (Слайд 16)

Вместе с Ю.А. Гагариным служил его друг Леонов Александр Архипович, летчик-инженер-космонавт. В 1965 году на корабле “Восход-2” он совершил космический полет. Благодаря специальному скафандру с автономной системой жизнеобеспечения Леонов вышел в космическое пространство, удалился от корабля на расстояние пять метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. Он провел в открытом космосе 12 минут. Леонов был первым человеком Земли, оказавшимся в открытом космосе. (Слайд 17)

Как называется костюм космонавта? Что вы знаете о нем?

Атмосфера, которая обволакивает Землю, смягчает изменения температуры, а в космосе, находясь на солнце, можно испытывать жару, как в печи, находясь в тени – мороз, как в холодильнике, там нет воздуха. Специальный защитный костюм – скафандр надежно защищает тело космонавта от перепадов температуры, от излучений световых, рентгеновских, космических лучей. В скафандре циркулирует жидкость, которая помогает поддерживать постоянную температуру. Скафандр оснащен многими карманами, каждый из которых имеет свое значение, он должен быть удобным для работы.

– Что входит в комплект снаряжения?

В комплект входят: оболочка, шлем, перчатки, ботинки. Вес скафандра около 50 килограммов. (Слайд 18)

Все продукты находятся в вакуумной упаковке или консервной банке, хлебцы – каждый “на один укус”, чтобы не было крошек, которые тут же разлетятся по помещению, а пить можно только через трубочку.

Спят космонавты в специальных спальных мешках, пристегнутых к кровати.

Умываются космонавты с помощью гигиенических салфеток. Вода в невесомости ведет себя необычно: то соберется в каплю величиною с кулак, то растечется ровным слоем по встреченному на пути предмету. Но раз в месяц космонавты устраивают “баню”. Полиэтиленовый мешок плотно застегивается “молнией”, сверху поступает вода и подается теплый воздух. Вода, увлекаемая воздушным потоком, омывает тело космонавта, а затем попадает в водосборники. При мытье пользуются губкой и мылом. Чтобы мыло и вода не попадали в глаза, надевают очки, а дышат через шланг. Похоже на аквалангиста под водой. (Слайд 19)

Выход человека в открытый космос имел огромное значение: он открыл путь большому направлению в разработке космических аппаратов и космических исследований. Исследования проводили в космосе не только люди, им помогали космические аппараты.

Среди многих достижений в области космоса нашей стране принадлежит еще и первое прилунение. Вскоре после запуска первого спутника земли С.П. Королев задумался о покорении Луны. И эта мечта осуществилась в1959 году, станция “Луна-2” впервые в мире достигла поверхности Луны, доставив вымпел с гербом страны. Последующие станции сфотографировали невидимую от Земли поверхность Луны, сделали панорамные снимки, доставили на Землю образцы грунта. (Слайд 20)

После полета Ю.А. Гагарина прошло почти 50 лет. К стартам космических кораблей люди стали относиться как к чему-то привычному и обыденному. Но первый полет, длившийся 108 минут, стал мощным прорывом в освоении космоса.

Дорога в космос начиналась с мечты, эта мечта исполнилась для всего человечества. И первой в мире в освоении космоса была наша страна! (Слайд 21)

Кроссворд (Слайд 22):

По горизонтали

2. Самоходный аппарат для изучения лунной поверхности.
5. Пространство вокруг планет.
7. Как называется наша планета?
8. Первый космический корабль с человеком на борту.
10. Спутник Земли.
11. Первый космонавт планеты.

По вертикали

1. Под его руководством созданы ракеты, космические корабли.
3. Человек, который испытывает космическую технику.
4. Космонавт, который первый вышел в открытый космос.
6. Как называется одежда космонавта?
9. Какие животные побывали в космосе?

По горизонтали. 2. Луноход. 5. Космос. 7. Земля. 8. “Восток-1”. 10. Луна. 11. Гагарин.

По вертикали. 1. Королев. 3. Космонавт. 4. Леонов. 6. Скафандр. 9. Собаки.

Чтобы классный час на День космонавтики прошел интересно, ярко и познавательно, следует заранее подготовить подходящий сценарий и учесть возрастную категорию предполагаемых участников. Для ребят из начальной школы (1, 2, 3, 4 классы) отлично подойдет не очень долгий полуигровой вариант с простыми викторинами и поощрением за правильные ответы на вопросы. Для 5, 6, 7 и 8 классов уместным окажется письменный опрос на время, в котором мальчишки и девчонки продемонстрируют знания, полученные о космосе в школе. В 9-11 классах стоит включить в программу зрелищную презентацию, посвященную самым важным событиям в космической отрасли, а кроме того, дать ребятам возможность подискутировать друг с другом и высказать собственное мнение по теме мероприятия.

Классный час на День космонавтики для 1, 2, 3, 4 классов – как провести мероприятие в начальной школе

Планируя сценарий классного часа по случаю дня космонавтики в начальной школе следует помнить, что возраст детей 1,2, 3 и 4 классов еще не позволяет им запомнить большое количество цифр, дат и прочей сугубо профильной информации. Учитывая этот момент, лучше построить мероприятие в более активном игровом стиле и добавить в программу не только рассказ о важных фактах и вехах космической жизни России, но и простые викторины или конкурсы на проверку знаний о Солнечной системе, знаменитых космонавтах и значимых событиях, связанных с освоением звездных далей. Таким образом удастся систематизировать и расширить представление 7-10 летних учеников о космическом пространстве и астронавтах, в доступной форме познакомить ребят с небесными телами, планетами, спутниками и звездами, а также воспитать в школьниках уважение к истории страны и привить чувство гордости за свое сильное, современное и целеустремленное государство, всегда стремящееся стоять у истоков освоения космических глубин.

Викторина для классного часа в честь Дня космонавтики в 1-4 классе

«Элементарный космос» — вопросы этой викторины построены на самых основных понятиях, связанных с темой. В зависимости от возрастной категории детей их можно корректировать, например, в 1-2 классе задавать только самые простые и дополнять их визуальным материалом (картинками или слайдами), а для 3-4 классов добавлять чуть более сложные и предлагать ученикам отвечать широко и развернуто. Допустимо во время классного часа устроить состязание и, разделив учеников на команды, предложить им общими силами отвечать на вопросы. В конце наиболее успешных нужно обязательно поощрить грамотой «Знаток космоса» и небольшим тематическим сувениром. Это станет своеобразным стимулом для ребят расширить свои знания о космосе и более серьезно заняться изучением такой интереснейшей и познавательной науки, как астрономия.

  1. Что такое космос? (Космос — это греческое слово, которое обозначает упорядоченность и взаимосвязь Вселенной. В космосе существует множество планет, спутников, звезд, систем и галактик).
  2. Кто такой космонавт? (Космонавт – это человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полете).
  3. Как называется костюм космонавта? (Скафандр)
  4. С помощью какого прибора в древности люди изучали звездное небо? (Телескоп)
  5. Как называется искусственное сооружение, где можно увидеть небесную сферу со звездами, планетами и спутниками, а также солнечные и лунные затмения? (Планетарий).
  6. Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце).
  7. Сколько планет в нашей Солнечной системе? Перечислите. (Их 8: Меркурий, Венера, Марс, Земля, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун)
  8. Какая планета находится ближе всего к Солнцу? (Меркурий)
  9. Назовите планеты-гиганты. (Юпитер. Сатурн, Уран, Нептун)
  10. До 2006 года эта планета считалась 9-ой планетой Солнечной системы, но в августе 2006 года Ассамблея Международного астрономического союза исключила ее из класса планет и перевела в класс планет-карликов. Как она называется? (Плутон)
  11. Когда произошел первый успешный полет человека в космос? (12 апреля 1961 года)
  12. Кто стал первым космонавтом Земли? (Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли)
  13. Какую знаменитую фразу произнес Ю.А.Гагарин перед полетом? («Поехали!»)
  14. Сколько минут длился полет Ю. Гагарина? (108 минут)
  15. Назовите первых женщин-космонавтов. (Валентина Терешкова и Светлана Савицкая)
  16. Назовите состояние космонавта, которое он испытывает во время выхода космического корабля на орбиту. (Невесомость)
  17. Что означает фраза «выход в открытый космос»? (Выход космонавта за пределы своего корабля для работы в космическом пространстве).
  18. Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (А. Леонов)
  19. Что такое астрономия? (Наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем).

Как спланировать классный час ко Дню космонавтики в 5, 6, 7, 8 классе

Ученики 5, 6, 7 и 8 классов уже имеют определенные знания о космосе и даже изучают в рамках школьной программы основы астрономии. Для них можно спланировать классный час, как некую демонстрацию приобретенных знаний, причем, от обычного урока мероприятие будет отличать то, что ответы на вопросы придется давать письменно и за определенное время. В конце все дети получат не традиционные оценки, а баллы, по сумме которых и определится победитель – то есть, лучший ученик – знаток всего, так или иначе связанного с темой космоса.

Вводное слово скажет учитель астрономии или классный руководитель. Либо можно разделить эту речь пополам и дать слово обоим педагогам. Им будет приятно еще раз обратиться к ученикам и произнести несколько фраз по такой интересной теме. Однако, следует предупредить наставников, чтобы их выступления были емкими и краткими, так как мероприятие имеет четкие временные ограничения.

После вступительного слова уместно перейти к письменной викторине-опросу. Для этого ребятам нужно раздать предварительно заготовленные бланки, в которых будут отмечены специальные графы для вариантов ответа. Этот материал несложно сделать собственными руками в любом графическом редакторе или в программе для составления таблиц, а потом распечатать в школе на черно-белом принтере. В шапке листа должно быть место, где ученики напишут свои имя и фамилию, чтобы потом было удобней и проще подводить итоги.


  • Первый человек увидевший Землю из космоса? (Юрий Гагарин)
  • Первый человек, вышедший в открытый космос? (Алексей Леонов)
  • Первая женщина в космосе? (Валентина Терешкова)
  • Самый молодой космонавт в истории и первый человек, совершивший длительный космический полёт (более суток)? (Герман Титов)
  • Как звали первых собак, благополучно вернувшихся на Землю после орбитального полёта? (Белка и Стрелка)
  • Первая женщина в мире, совершившая выход в открытый космос? (Светлана Савицкая)

Когда печатная форма будет заполнена, ребята сдадут ее учителю, а в преддверии объявления победителей, послушают еще несколько познавательных фактов о космосе. Их может озвучить классный руководитель, пока учитель астрономии займется проверкой ответов. В финале классного часа всех участников викторины награждают поощрительными грамотами, а набравшим наивысшее количество баллов вручают импровизированные дипломы и маленькие тематические сувениры.

Интересный и познавательный классный час, посвященный Дню космонавтики в 9, 10, 11 классах – мероприятие с презентацией

Для проведения классного часа в честь Дня космонавтики в 9, 10 и 11 классах потребуется интересный и грамотный сценарий, широко и полно охватывающий тему. Не стоит ограничиваться элементарной историей космонавтики. Ребята 14-16 лет, скорее всего, уже знакомы с основными фактами и повторять их со всеми подробностями в очередной раз нет никакого смысла. Достаточно упомянуть о них вскользь, либо добавить к вступительной речи, которую в самом начале мероприятия произнесет учитель.

Основной идеей классного часа можно избрать тему современного освоения космоса. Для большей наглядности стоит сделать видео-презентацию и включить в нее фрагменты запуска ракет и выдержки из интервью знаменитых современных конструкторов, исследователей, космонавтов и научных сотрудников, работающих в отрасли. Ребятам будет интересно услышать, как государство планирует развивать освоение космоса и когда, наконец, звездные полеты станут обыденным и привычным атрибутом жизни человека.

Во время классного часа уместно вспомнить рассказы, повести, романы и фильмы на фантастическую тему. Пусть ученики назовут свои самые любимые произведения, расскажут, почему они им нравятся, и сравнят происходящее на страницах книг или киноэкранов с современной жизнью. Такой вариант сопоставления позволит ученикам продемонстрировать не только свои знания, но способность к анализу ситуации и умение выделять из общей массы наиболее полезную и важную информацию.

Завершающую часть мероприятия можно сделать более легкой и включить в нее несколько популярных песен о космосе. Пусть ученики исполнят их хором под живое музыкальное сопровождение или под аудио-запись, подготовленную заранее. Концовка такого плана красиво завершит классный час и сделает его более ярким и запоминающимся.

Классный час «День КОСМОНАВТИКИ»

Цели:

1. Познакомить учащихся с историей освоения космоса, с первым

космонавтом.

2. Развивать кругозор учащихся, познавательную деятельность учащихся.

3. Воспитывать чувство патриотизма, прививать интерес к истории

космонавтики.

Ход классного часа.

1.Сообщение темы классного часа.

Тему нашего классного часа вы определите, разгадав кроссворд. Отгадкой для кроссворда послужат загадки.

В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект. Хвост его - полоска света, А зовут объект… (Комета)

Желтая тарелка на небе висит. Желтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите … (спутник)

Чудо – птица, алый хвост,

Прилетаю в стаю звёзд.

(ракета)

Над планетой красной кружат
Каменюки, Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете.

(Марс)

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звёзд калейдоскоп,

Астрономы… (телескоп).

Так, о чём пойдёт речь сегодня? (О космосе)

Что такое космос ?

Космос – это Вселенная, весь мир.

Сегодня мы поговорим о значительном событии 20 века – первом полёте человека в космос. Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом? Также сегодня речь пойдёт о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.

2.Беседа об истории покорения космоса.

Учитель. – Прежде, чем в космос полетел первый человек, учёные сначала отправляли в космическую неизвестность различных животных. Это были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. Потом наступила очередь собак. Но не каждая собака подходит для полёта. Надо найти такую, чтобы она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух – трёх лет и чтобы у неё была светлая шерсть – её лучше видно в кинокамеру. Собак заранее учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и ещё многому другому.

Лучше других была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. 3 ноября 1959 года собака Лайка в специальном скафандре отправилась в космос. Лайка из космоса не вернулась.

Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка. Все они возвратились на Землю.

Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

А 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур поднялся в небо космический корабль «Восток» с человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. (Показ портрета Ю.А. Гагарина) Именно он открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут (1час и 68 минут) и совершил посадку в заданном районе. А за каждой минутой его полёта – поиск, упорная работа конструкторов, инженеров, рабочих всех специальностей. Осуществилась давняя мечта человека – обрести крылья и взлететь над Землёй.

Хорошая практическая и физическая подготовка позволили Юрию Гагарину войти в отряд космонавтов. Он был выбран из всех самых лучших, здоровых и подготовленных. Полёт Ю.А. Гагарина начался с его знаменитого: «Поехали!» Самое первое впечатление при виде Земли из космоса: «Красота!». От итогов первого полёта зависела дальнейшая программа. Волновались учёные, конструкторы, инженеры, механики, связисты.

Юрий Гагарин был достоин быть первым. Своим мужеством, трудолюбием, целеустремлённостью он доказал, что возможности человека неисчерпаемы.

Именно поэтому 12 апреля ежегодно, начиная с 1969 года, отмечается как Всемирный день авиации и космонавтики. Люди всей планеты знают и помнят имена отважных людей, которые испытали на себе все тяжести неземной жизни и сделали космонавтику профессией.

Какими качествами должен обладать юноша, который решил стать космонавтом?

А как вы думаете, космонавт – это мужская профессия? (выслушиваются ответы детей)

Оказывается, космос покоряется и женщинам. Имя одной женщины – космонавта известно всему миру. Это Валентина Николаевна Терешкова (портрет).

3. Дети приготовили небольшие проекты.

4. Итог классного часа:

- Что нового для себя вы открыли?