Методические разработки занятий по подготовке к школе (письмо). V
Конспект занятия по подготовке детей к школе.
Данное занятие предназначено для подготовки детей 5-6 лет к школе. Для педагогов дополнительного образования, воспитателей подготовительных групп дошкольных учреждений.
Тема:
Изучение согласного звука «М».
Цель
: всесторонне развитие личности ребёнка.
Задачи:
- формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, моделирования;
- знакомить детей с буквой и звуком «М», осваивать способы слогового чтения;
- развитие памяти, внимания, вариативности мышления, воображения;
- воспитывать желание получать знания, готовиться к обучению в школе.
Возраст детей
: 5-6 лет.
Раздаточный материал:карточки красного, синего и зелёного цвета, тетрадь в клетку, цветные карандаши для каждого обучающегося.
Оборудование: Плакат со слоговой таблицей, картинки с изображениями на букву «М».
Методы и приёмы: художественное слово, игра, объяснение, показ, закрепление, напоминание.
Ход занятия.
1. Приветствие.Педагог:
- Привет всем, у кого есть косички! Привет тем, кто сегодня слушался маму! Привет тем, у кого имя начинается на букву «М»! Привет тем, кто сегодня ел конфеты! Привет тем, у кого имя начинается на букву «А»! (Дети отвечают на приветствие).
2. Игра на внимание «Пол-нос-потолок».
Педагог: Сейчас мы с вами поиграем. Будьте очень внимательны! Я стану произносить «пол», «нос», «потолок» и указывать на них. И вы- указывать вместе со мной. Сначала я буду делать это правильно, а потом буду вас путать. Вы же должны показывать на то, что я говорю, а не то, что я показываю. Попробуем? Итак, начали!
3. Изучение буквы и звука «М».
Педагог: Ребята, давайте вспомним с вами 10 гласных звуков. (Ответы детей). Теперь вспомним согласные, которые мы с вами уже знаем. (Ответы детей).
А сегодня мы с вами познакомимся с буквой «М», посмотрите, как она пишется. (Педагог обращает внимание детей на доску).
Педагог: Сейчас давайте откроем тетради и нарисуем букву «М».
Скажите, а как вы думаете, это гласная или согласная буква? (Ответ детей).
- Правильно, молодцы! Буква «М» - согласная и поэтому мы можем ей нарисовать синие сапожки.
- А теперь давайте произнесём, какой звук у этой буквы: «М…». Скажите, какие вы знаете слова, которые начинаются со звука «М»? (Ответы детей).
- Какое самое дорогое для нас слово? Конечно, же «мама».
4. Игра: «Звуковые прятки».
Педагог: Я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши, если услышите звук «М» в слове. Если же нет звука «М» в слове, то топаем ножками. Приготовились? Начали: медведь, мыло, мороженое, мёд, мандарин, метро, аптека, кино, картина, малина и.д.
Скажите, а в слове «медведь» – звук «М» - в начале, в конце или в середине слова? А в слове «мама» – звук «М» в начале, в конце или в середине слова? (ответы детей).
А как вы думаете, ребята, что бы случилось бы, если бы не было звука «М», если бы он потерялся? В слове «мама»- «а-а», в слове «мороженое» «ороженое».
Педагог приводит детей к выводу, что все звуки важны и нужны.
5. Звуковой анализ слова.
Педагог:
Приготовили карточки. Сейчас мы с вами сделаем звуковой анализ слова «МАМА».
Давайте вспомним, какого цвета у нас гласные звуки? (красного).
Согласные твёрдые звуки – синего цвета, согласные мягкие – зелёного.
Приступаем выкладывать из карточек:
- Сколько звуков в слове «мама»?
- Какого цвета первая карточка?
- Какой звук она обозначает?
- Какого цвета вторая карточка? И т.д.
- Теперь проверим, у кого карточки выложены в следующем порядке: синий, красный, синий, красный. Молодцы!
6. Физкультминутка.
Девочки и мальчики прыгают, как мячики.
Мяч подскакивает вверх
Кто подпрыгнет выше всех?
Тише, тише мяч устал,
Прыгать мячик перестал
И под парту закатился,
Ну а мы за стол засидимся.
7. Геометрический диктант.
Педагог
: Ребята, приготовьте цветные карандаши, мы с вами будем рисовать геометрические фигуры. Не забудьте, что начинать надо с начала строки и продолжать в строку, за поля не выходить. Приступим: красный треугольник, синий квадрат, два жёлтых круга, зелёный прямоугольник, два красных квадрата, три синих треугольника, коричневый круг и зелёный круг.
Теперь проверим: педагог повторяет.
8 Пальчиковая гимнастика.
У девочек и мальчиков
На руке 5 пальчиков.
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний – тоже не последний,
Палец безымянный с колечком ходит, чванный
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.
9. Игра на внимание.
Педагог: прошу выйти к доске 4 человека. Остальные должны запомнить, в каком порядке стоят ребята у доски. По команде дети отворачиваются, а у доски меняются местами. Затем команда: «повернулись». Необходимо отгадать, кто из детей у доски поменялся местами. Игру повторить несколько раз.
10. Подведение итогов.
Педагог: ребята, сегодня мы с вами узнали много нового на уроке, познакомились с очень «важной и вкусной» буквой «м». Мы узнали, что самое важное и дорогое слово «мама» начинается с буквы «м» и сладкое - мороженое, мёд. У вас у всех хорошее настроение, понравилось занятие? А давайте поделимся хорошим настроением друг с другом и передадим улыбку по кругу. До встречи!
Здравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители! В этой рубрике я буду публиковать свои занятия с детьми по подготовке к обучению в школе.
Сегодня, 1 июня, моя «Домашняя школа» открылась! Почему домашняя? Я провожу занятия у себя дома. У меня частный дом, в котором самая большая и просторная комната в день занятий превращается в учебную комнату.
Ещё у меня есть достаточно большой двор для детских игр и приусадебный участок, который тоже сыграет свою роль в обучении и развитии моих маленьких учеников. Ну и главное, есть большой опыт педагогической работы с учащимися начальной школы и опыт просто мамы троих детей.
Вас удивило, что моя школа открылась 1 июня, в первый день летних каникул? Этому есть своё объяснение. Во-первых, летние каникулы — это отдых для учеников школы, а мои маленькие ученики ещё дошколята. Во-вторых, лето — это пора учительских отпусков. А именно в это время заботливые родители обращаются за помощью к учителям начальных классов. А просьба о помощи у них простая: «Пожалуйста, подготовьте ребенка к школе».
Мои маленькие ученики в этом году ещё не идут в школу. Поэтому я намерена заниматься с ними до 31 мая 2015 года, т. е. ровно год. В моей маленькой группе пока 4 ребенка. Это два моих сына: шестилетний Павлуша и четырехлетний Андрюша и дочери моих близких знакомых, две пятилетние девочки Ладушка и Сашенька. Команда небольшая, но объединенная одним духом и общей целью. Самое главное, у меня есть помощницы, две замечательные мамы девочек-учениц. Одна мама художница, а другая преподаватель музыкальной школы.
Своей личной методики по подготовке детей к обучению в школе у меня нет. Но есть 17-летний опыт работы в школе учителем начальных классов и опыт многодетной мамы. Со своей старшей дочерью, а ей 24 года, мы прошли и подготовку к школе, и начальные классы, и ЕГЭ в 11 классе, и 5 лет университета.
В основу проведения занятий по подготовке к школе положены 5 главных целей, которые мы все вместе постараемся достичь.
1. Развитие памяти и внимания.
2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
4. Обучение счету в пределах первого десятка и азбуке.
5. Эстетическое развитие (музыка, рисование).
А теперь я опишу подробно ход 1 занятия.
Занятие № 1
В день проведения занятия мои дошколята будут находиться со мной 2 часа. Каждое занятие комплексное и одним махом такой большой объем информации дошкольникам выдать невозможно. Каждый этап занятия должен продолжаться не более 15-20 минут. Между каждым этапом будут проводиться игры на свежем воздухе, игры в комнате на ковре, музыкальные паузы и конечно, работа на приусадебном участке. Каждому ребенку я выделила грядочку — маленький огородик, на котором дети посадят различные растения. В течении лета мы будем ухаживать за саженцами, наблюдать за их ростом и развитием. Ну и в итоге, надеюсь, соберем урожай.
А теперь идём по пунктам:
1. Развитие памяти и внимания.
Картинки для «фотографирования» вы можете подобрать сами, но если хотите, я поделюсь с вами своей презентацией с подборкой картинок.
Скачать презентацию можно с сайта:
2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.
На первом занятии я ограничилась карточками по методике Глена Домана (домашние и дикие животные).
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Здесь я использую пропись Олеси Жуковой. Вот странички прописи, которые я выбрала для первого занятия. Их можно скачать со страницы сайта (щелкаем на картинку и она увеличится, дальше щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем «Сохранить картинку как…»)
4. Обучение счету в пределах первого десятка и Азбуке.
Обучение счёту:
Первое с чего начала, это озвученная презентация по методике Глена Домана «Математика с пелёнок». Меня совершенно не смущает слово «с пелёнок». Мне нравится эта методика и для меня не важно, что мои маленькие ученики уже давно вылезли из этих самых пелёнок.
Цифры я сделала в программе Microsoft Word в формате А4, распечатала на принтере и разрезала.
Для этого этапа урока у меня есть в запасе ещё одна презентация «Учимся считать от 1 до 5. Сборник для малышей». Здесь сначала наглядно ввожу понятие «число», а уже потом «цифра». Все картинки на слайдах появляются по щелчку. Переход на следующий слайд тоже по щелчку. Качество презентации отличное. Вы можете забрать эту презентацию прямо с сайта.
Скачать презентацию:
На первом занятии я выдала блоком «Счет от 1 до 5», потому что мои ученики уже знакомы с цифрами. Здесь, на сайте «Началочка» вы можете посмотреть дополнительные материалы по этой теме в рубрике «Математика».
Азбука. Звук [а] и буквы Аа.
Для работы с азбукой я использую задания из следующих источников:
Рабочая тетрадь «Обучение грамоте малышей»
Букварь Н. С. Жуковой
Страницу из прописи Олеси Жуковой с буквой А (см. на этой странице выше).
Я не расписываю своё занятие в детальных подробностях, потому что эта статья предназначена прежде всего для моих коллег — учителей начальных классов. А они-то знают, что и где говорить, какие задавать вопросы и т. п.
5. Эстетическое воспитание.
На первом занятии я использовала моё любимое «рисование пальчиками». Подробно об этом виде рисования можно прочитать всё на том же сайте «Тараторки». В боковом меню выбираем рубрику «Рисование» и дальше «рисование пальчиками». На странице сайта можно скачать картинки для раскрашивания. На этом сайте у меня тоже есть детские картинки для раскрашивания, которые подойдут для рисования пальчиками. Смотрите здесь: (ссылка на скачивание под флеш-роликом).
Все этапы занятия прошли успешно. Более того, ребята не могли расстаться. Когда за детьми пришли их мамы, то им пришлось провести у меня ещё пару часов.
Следующее занятие я назначила на среду, 4 июня. Ход занятия № 2 и все последующие будут опубликованы на сайте. Если Вам интересна тема «Подготовка ребенка к школе» — ждите мою новую статью. Подписывайтесь на рассылку и будьте в курсе последних новостей моего сайта.
Доброе время суток ! Подготовка к школе это весьма трудоемкое занятие , к которому нужно подходить непосредственно за долго до того как ребенка отправить в первый класс . И заниматься с ребенком нужно и самим родителям , а не так как некоторые спихнули малыша в детский садик и все на этом . Как говорится : — «На других надейся , а сам не оплошай» . Ведь не факт , что Ваш ребенок попадет к хорошему воспитателю . Ну да ладно сейчас не об этом ... А да , к стати для тех , кто еще не знаком с моей статьей , о том как выбрать детский сад — читаем тут !
Исследуем память ребенка
Память на слух
Произносим ребенку набор из десяти разных слов , которые не похожи по смыслу . Потому что, мамочки частенько ошибаются и начинают ребенку задавать слова , предметы , которые ее окружают . Вы спросите почему ? Да ответ простой ! Ребенок же тоже видит , то что Вы ему говорите , а следовательно зачем ему их запоминать .
Лучше для этого подготовьте готовый список на листочки со словами , которые бы по Вашему мнению ребенок смог бы запомнить . После того как проговорите Вашему ребенку набор из десяти слов , он должен произнести , не зависимо в какой последовательности , пять — шесть слов . На второй раз , можно слова малышу повторять до пяти раз , и сказать ему , чтобы он повторил все слова , включая те, что он уже проговаривал в первый раз , так как буд — то он их услышал в первые .
На третий раз , не медля , скажите «Еще раз» ! Тем самым Вы построите для себя график и прикинете как малыш запоминает слова . Предположим , что малыш с третьей попытки произнес все десять слов , но встречается и такое , что всего допустим — четыре слова , а на четвертом разе вообще одно . Не следует огорчаться на ребенка , это означает , что он переутомляется и этот факт нужно взять на заметку.
К огда ребенок уже будет учиться в школе . То Вы, уже будите знать для себя , что при большом повторе повторений , Ваш ребенок сильно устает и это не как не на пользу , а наоборот хуже для него . Если Вы видите на графике зигзагообразную линию , это означает , что внимание у малыша не устойчивое и может следовать одному из признаков гиперреактивности .
Зрительная память
Подберите десять разных картинок с изображениям , которые знает Ваш ребенок . Покажите их малышу . Если ребенок запомнил шесть картинок , то это отличный результат . Картинки следует подбирать не сложные и с одним предметом , так как если к примеру : Вы показываете картинку на которой изображен зайчик , а на заднем фоне дерево . И ребенок может обратить внимание именно на него , а не на зайчика .
Обязательно нужно ребенку показывать по одной картинке и чтобы он проговаривал изображенный предмет вслух . Так как , допустим Вы показываете малышу изображение с креслом , а он говорит , что – стул . Не в коем случаи не исправляйте его , а просто наблюдайте дальше . Спустя некоторое время , Вы можете исправить его , а сейчас Ваша задача проверить память .
Можете помечать на картинках , как он называет их . Откроете все картинки , и спросите его – сколько ему нужно времени , чтобы их запомнить . Если молчит , то закройте картинки и попросите его назвать , те которые он запомнил . Для быстрого запоминания всех картинок малышом , свяжите их по смыслу , т .е придумайте рассказ .
Проверка смысловой памяти
Придумываем пять пар слов со смыслом , допустим : мостик – речка , лес – белка и тому подобное . Проговаривайте будущему школьнику первое слово из пары , а он должен сказать Вам второе . Если же малыш не в силах понять , что от него требуется . Попытайтесь объяснить ребенку как связаны слова друг с другом . К примеру : лес – белка — Белка живет в лесу .
Нормой будет , если малыш назовёт три пары из пяти . Когда ребенок это усвоит , то можете задавать ему целые предложения , лучше всего это действия . К примеру : мальчик проснулся , сделал зарядку , умылся и почистил зубы . Если ребенок справился , то увеличиваете действия .
Прочитайте ребенку следующие фразы :
- Летом на улице жарко
- Дети купаются в речке
- Утром на листьях росса
- Бабушка вяжет кофту
- Курица снесла яйцо
Спросите , что он запомнил , не обязательно , чтобы ребенок запоминал все слово в слово , достаточно , чтобы он уловил смысл . Если малыш не в силах запомнить с 1 — го раза , повторите ему их еще несколько раз . С таким заданием справляются дети в возрасте – пять , шесть лет , обычно со второй – третьей попытки .
Проверяем логику ребенка
Четвертый лишний
Подберите игрушки или какие -нибудь предметы , затем выберете три предмета которых что -то объединяет между собой , а четвертый будет лишним . К примеру : три животных , а четвертым будет птица . И попросите ребенка убрать лишнею вещь , при чем не просто сказал , что она лишняя , а объяснил почему именно этот предмет лишний , а не другой .
По началу старайтесь давать ребенку не сложные задания , если видите , что он справляется , то постепенно усложняйте задания . К примеру : три вещи – круглые , четвертая квадратная , три красного цвета , а четвертая синяя . Но не перегибайте палку , так как некоторые мамочки усложняют так задания , что ребенок просто на просто запутывается . Например : три животных – два черного цвета , а одно серого , и лишний предмет птица черного цвета . Как видите , лишним будет либо то , что не соответствует по цвету , либо то , что три животных , а четвертая птица .
Следующее
задания
, нужно
найти
закономерность
.
К
примеру
: стакан
–чай
, сок
, компот
и
т
.п
Разложить
картинки
по
категориям
Например
: звери
к
зверям
, птицы
к
птицам
, куклы
к
куклам
и
так
далее
Выбираем
нужное
слово
Например
: курица
– цыплёнок
, яйцо
Дом
– окно
, двери
, крыша
и
так
далее
Сказка по картинкам
Вырежьте из книг , журнала картинки . Разложите их возле ребенка и скажите ему , чтобы он расположил картинки по порядочку , словно составляет сказку . Если он не понимает , что Вы от него добиваетесь , то помогите ему . Возьмите нужную , как Вы считаете картинку и положите отдельно , это и будет начало сказки . Далее предложите малышу , чтобы он закончил сказку . Если у него все получилось , но не так как Вы планировали , но у него получился рассказ , то примите его таким каким он есть . А можете и исправить его и показать Вашу историю .
Фонематический слух
Определяем картинки с конкретным звуком
Расположите возле ребенка картинки в названиях , которых присутствуют звуки — «Ш » или «Ч ». Звуки могут быть и другими , главное чтобы были мягкими . Попросите ребенка , чтобы он не просто указал на картинку , в которой присутствует звук , а произнес слово в слух . Ведь вероятнее всего он назовет слово по другому , не так как Вы хотели бы ожидать .
Ребенок должен уметь различать , где мягкая , а где твердая буква . Где согласная , а где гласная .
Описываем картинку
Детям порой бывает трудно описать картинку . Они в основном смотря на изображение , проговаривают набор слов . Если Вы начнете ему описывать , то в дальнейшем он без труда будет сам составлять рассказы .
Немного математики
Учить считать ребенка до ста совсем не обязательно , а вот чтобы , ребенок умел считать до двадцати и обратно , требуют многие школы . Понятие больше , меньше .
Комбинирование
Допустим берем две желтые пуговицы и две красные , нужно взять три пуговицы . И начинайте перебирать все варианты . Далее берите по три пуговицы и так же делайте перебор возможных вариантов . А потом посчитайте и сравните , количество вариантов с первым случаем и вторым .
И на последок!
Смотрим 21 полезное видео для подготовки детей к школе!
Ну вот в принципе и все ! Спасибо за внимание , надеюсь , что статья для Вас была полезной ! Оставляйте
Цель : дать общее понятие о речи человека, формирование положительной мотивации к познавательной деятельности. Формирование графических навыков. Повторение и письмо букв А, О, У, Ы, И.
Материал : ежик, кошка, собачка, рабочий лист. Карточки с буквами А, О, У. Карандаши.
- Тут-тук-тук! Ой, ребята, кто это к нам идет? (показываем детям ежика)
- Ежик, а зачем ты к нам пришел?
- Шу-шу-шу, фыр-фыр-фыр!!!
- Ребята, вы что-нибудь поняли, что ежик сказал?
- Ежик, повтори еще раз.
- Шу-шу-шу, фыр-фыр-фыр!!!
- Ничего не ясно.
- Мяу,мяу,мяу.
Ой, кто это к нам пришел? (педагог достает из-под стола кошку)
- Гав, гав, гав.
Ой, кто это к нам еще идет? (педагог достает из-под стола собачку)
- Ребята, вы поняли, что сказали нам звери? (нет) И я не поняла.
- А меня вы понимаете? (да). Пойдемте, поиграем на ковре.
- Давайте попрыгаем, потопаем, похлопаем. Вы меня понимаете, потому что у нас с вами есть человеческая речь, с помощью нее мы с вами общаемся.
Педагог просит детей по очереди назвать какое-либо действие. Дети называют и выполняют его вместе с педагогом (потанцуем, покрутимся и т.д.).
- Вы говорите и все вас тоже понимают. А зачем нам нужна речь? Чтобы общаться. А как быть, если люди далеко друг от друга? Можно написать письмо. Письмо это тоже речь, которую мы записываем с помощью букв. Мы с вами научимся грамотно владеть своей речью: правильно говорить, писать слова и предложения, а также читать!
- Послушайте слова, которые я вам сейчас скажу: АИСТ, АЗБУКА, АРКА. С какого звука начинаются все эти слова? Правильно, со звука А.
- А это буква, которая обозначает звук А. (Педагог показывает карточку с буквой А). Обведите букву пальчиком. Нарисуйте пальчиком на столе. Нарисуйте вместе со мной в воздухе.
- Теперь послушайте следующие слова и назовите первый звук: ОБЛАКО, ОСЛИК, ОСЫ.
- Какой звук услышали? Звук О. А это буква О, которая обозначает звук О на письме. (Педагог показывает карточку с буквой О). На что похожа эта буква?
- Сегодня вспомним еще один звук и букву. Послушайте слова и выделите первый звук: УМ, УТКА, УСЫ.
- Какой звук услышали? Это звук У. А это буква У, которая обозначает звук У на письме. (Педагог показывает карточку с буквой У).
- Обведите букву У пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.
- А теперь мы все эти буквы напишем!
Дети в рабочих листах обводят буквы А О У. Педагог следим, чтобы дети двигались слева направо и сверху вниз, не пропуская букв в строчках.
- Послушайте слова, которые я вам сейчас скажу: ИГОЛКА, ИНДЮК. С какого звука начинаются все эти слова? Правильно, со звука И.
- А это буква, которая обозначает звук И. (Педагог показывает карточку с буквой И). Обведите букву пальчиком. Нарисуйте пальчиком на столе. Нарисуйте вместе со мной в воздухе.
- Теперь послушайте следующие слова и назовите одинаковый звук, который встречается в каждом слове: МЫЛО, БЫК, РЫСЬ, ЛЫЖИ.
- Какой звук услышали? Звук Ы. А это буква Ы, которая обозначает звук Ы на письме. (Педагог показывает карточку с буквой Ы). На что похожа эта буква?
- Обведите букву пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.
- Обведите буквы Ы, И на рабочих листах.
Дети в рабочих листах обводят буквы Ы, И. Педагог следит, чтобы рука ребенка двигалась слева направо и сверху вниз, не пропуская букв в строчках.
Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Звук И
Материал
Педагог предлагает детям назвать, что нарисовано на картинках.
- Раскрасьте предметы, названия которых начинаются на звук И.
- Какие картинки будете раскрашивать? Почему?
- Произнесите слова так, чтобы звук И хорошо был слышен.
Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Место звука Ы в словах
Материал : рабочий лист, цветные карандаши.
- Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук Ы.
- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слова.
- Придумайте самостоятельно слова со звуком Ы, и скажите, где звук стоит, в середине или в конце.
- Если звук Ы стоит в середине слова – поставьте красным карандашом точку в середине линии, если в конце слова – в конце линии.
- Спасибо, ребята, что познакомили Машу со звуками и буквами Ы, И.
Обращаем внимание детей, что в слове лыжи звук Ы находится в середине и конце слова.
Числовой ряд. Счет до 20
Давайте с вами посчитаем до 20. Приготовьте ручки. Будем с вами хлопать в ладоши и все вместе хором считать на каждый хлопок.
Педагог считаем вместе с детьми.
Подвижная игра. Дни недели
Дети становятся в круг.
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)
Математика "Равенство и неравенство"
Цель : формировать умение понимать количественные отношения между числами в пределах 10, записывать их при помощи знаков "равно" и "неравно".
Материалы : миска с 5 яблоками и 5 морковками на каждого ребенка (либо деревянными, либо вырезанными из картона), знаки = и, по 2 тарелки на каждого ребенка. Зайчик - игрушка.
1. Урожай.
- Давайте поможем зайчику собрать урожай.
- Положите на одну тарелку 1 яблоко, а на другую 1 морковку. Сколько яблок? Сколько морковок? (По одному). Значит яблок и морковок поровну.
- Для того, чтобы показать, что количество предметов одинаково, используется знак "равно".
Педагог показывает знак детям.
Положите этот знак между тарелочками.
- Получилось один равно одному.
- Положите на тарелочку к яблоку еще одно яблоко. Можно ли оставить знак равно? (Нет)
- Почему? (Два неравно одному).
- Правильно. Для того, чтобы показать, что количество предметов не равно друг другу, используется знак "неравно".
Педагог показывает соответствующий знак.
- Чем отличаются знаки "равно" и "неравно" друг от друга?
- Давайте между тарелочками сейчас положим знак неравенства.
- Получилось два неравно одному.
- Положите на тарелку еще одну морковку. Какой знак нужно поставить? (Равенства)
Дети самостоятельно читают запись.
- А теперь сами положите морковки и яблоки на тарелки и поставьте нужный знак между ними, прочитайте запись.
2. Педагог выдает рабочий лист.
Посмотрите на задание с морковками. Поставьте между морковками знак равенства или неравенства.
Окружающий мир. Овощи и фрукты
Цель : развитие умственных действий анализа-синтеза, обобщения.
Материал : муляжи овощей и фруктов,которые лежат в мешке, две миски.
Педагог организует игру на ковре.
Маша решила загадать нам загадки, послушайте их ответьте на вопросы.
- Чего в лесу больше: елок или деревьев?
- Чего в огороде больше: овощей или картошки?
- Кого в детском саду больше: девочек или детей?
- Маша принесла нам мешок, давайте посмотрим, что в нем лежит.
Дети по очереди достают предмет из мешка и называют его.
- Ох, как много овощей и фруктов лежало в мешке.
- Давайте сложим овощи сложим в одну миску, а фрукты в другую.
Дети называют и сортируют овощи и фрукты.
- Молодцы, все мы с вами разложили.
Массажная пауза. Мой мизинчик, где ты был?
Одеваем и снимаем пружинное колечко на все пальчики по очереди.
Мой мизинчик, где ты был?
С безымянным – щи варил,
А со средним – кашу ел,
С указательным запел.
А большой меня встречал
И конфетой угощал,
Правый же большой плясал
И на танец приглашал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так.
А мизинец стал играть,
Братьев слушать приглашать. (Хлопаем в ладоши под ритм стихотворения)
Раз – два – три – четыре - пять!
Развитие мышления. Комбинаторика. Домики у зайчика
Цель : развитие комбинаторного мышления.
Материал : рабочий лист, карандаши.
- У зайчика есть два домика. Посмотрите, как зайчик решил раскрасить стены домиков.
- Посмотрим сначала на домик с геометрическими фигурами: кругом, квадратом и треугольником.
- Мы поможем зайчику раскрасить стены домика, а для этого надо дорисовать фигуры так, чтобы они в строчках не повторялись. (Если дети не имеют представления о понятии "строчка", то педагог объясняет).
Педагог вместе с детьми делает первую строчку, чтобы им стала ясна суть задания.
Дети самостоятельно "раскрашивают" стены второго домика.
Развитие речи. Незаконченный рассказ "Кнопка"
Цель : развитие воображения, развитие речи.
Материалы : текст, который читаем детям вслух.
"Жила-была канцелярская Кнопка. Как-то раз попала она в руки к злобному мальчишке, который стал подкладывать ее ребятам на стул. Когда они, присев на стул, вскакивали как ужаленные, мальчишка противно хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот..."
Придумайте, что сделали бы вы, если бы были Кнопкой. Рассказ надо начинать так: "Я, Кнопка, придумала вот что..."
Подвижная игра. Зарядка – разминка
Дети встают в круг.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Медленные вращения головой)
Корпусом вращаем тоже. (повороты вправо – влево)
Это мы, конечно, можем.
А теперь мы приседаем. (Приседаем)
Мы прекрасно понимаем –
Нужно ножки укреплять,
Раз, два, три, четыре, пять!
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. (Потягивания)
Прогнулись. (Наклоняемся вперед)
Формирование знаний об окружающем мире. Дни недели
Цель : формирование знаний о днях недели, формирование временных представлений.
Педагог с детьми хором повторяют дни недели, загибая при этом пальчики.
- Сколько всего дней недели? Как вы думаете, зачем нам надо знать названия дней недели?
Затем педагог спрашивает у каждого ребенка название дней недели и при необходимости помогает.
- А теперь, давайте, поиграем немного с днями недели! Если вчера была пятница, то сегодня...
- Перед четвергом была...
- Каждое воскресенье мы ходим в парк и вчера тоже ходили. Какой день недели сегодня?
- Утром я пришла на работу, а вернусь домой...
Математика. Равенство и неравенство
Цель : продолжать учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10, записывать их при помощи знаков.
Материалы : миска с 5 кружочками и 5 квадратиками на каждого ребенка, знаки "равно" и "не равно", по 2 тарелки на каждого ребенка, кукла.
Давайте поможем кукле Маше разложить фигуры.
Положите на одну тарелку 2 круга, а на другую 3 квадрата. Какой знак надо поставить равно или неравно? (неравно) Почему? (Потому что 3 больше 2). Прочитайте запись. (Два неравно трем).
Таким же образом составляем еще 5 равенств или неравенств.
Пальчиковая гимнастика. Зверята
Дружат добрые зверята (пальцы рук соединяются в "замок").
Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).
Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).
Дружат в небе комары,(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).
Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).
Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).
Вот как разыгрались,
По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)
Подготовка руки к письму. Волнистые линии. Грядки
Цель : развитие графо-моторных функций.
Материал: рабочий лист (см. выше), карандаши.
Обведите волнистые линии.
Педагог задает домашнее задание детям.
Прощание
До свидания, до свидания приходите к нам еще,
До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.
До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
До свидания, до свидания – будем весело играть!
Республика Крым
Симферопольский р-н
МБОУ «НОВОАНДРЕЕВСКАЯ ШКОЛА»
РАЗРАБОТКА
ЗАНЯТИЙ КУРСА
«ШКОЛЫ РАЗВИТИЯ»
ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ
6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
К ШКОЛЕ
ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНІХ КЛАССОВ
ПИДРОНОВА Е.И.
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ КУРСА «ШКОЛЫ РАЗВИТИЯ» ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ
6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
Ребенок, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени,
становится другим, чем ребенок,
подражающий актам других.
Б. Асафьев
Объяснительная записка
Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало; развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать); прививать навыки культуры речевого общения; развивать интерес к языку, речи и литературе; совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.
Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы, по возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. Это возможно, если помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе.
Цели курса:
Вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач; воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;
Дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
Целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий. Строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу;
Научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;
Развивать речь: умение описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, четко излагать свои мысли;
Развивать творческие способности: умение самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;
Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;
Развивать способность к обобщению и абстракции: развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);
Научить ориентироваться в тетради;
Научить слушать и выполнять работу самостоятельно;
Взаимосвязано изучать родной язык с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
Интенсивно развивать виды речевой деятельности: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
Работать над развитием речи учащихся, формировать у детей сознательные, в меру их возраста, возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию;
Развивать интерес к учебным занятиям;
Развивать фонематический слух;
Обогащать словарь учащихся, развивать их речь.
Что мы знаем о способностях своих будущих учеников, приходящих на курсы подготовки к школе?
Как и чему мы должны их обучить, зная о предстоящих в школе трудностях?
Какой из предметов будет самым сложным? Как помочь уже сейчас преодолеть трудности?
Эти вопросы мы, учителя, задаем себе, задумываясь о своих будущих учениках. Им предстоит пройти сложный путь познания, где мы должны будем стать не просто учителями, а еще и помощниками, друзьями, к которым можно обратиться за помощью.
Исходя из педагогического опыта многих учителей, мы приходим к выводу, что одним из самых сложных предметов, вызывающим наибольшие трудности, является русский язык, а на первом году обучения в школе - еще и чтение.
Данная программа поможет педагогу подготовить дошкольников к изучению вышеуказанных предметов и смягчит грядущие трудности и проблемы.
Кроме того, используя данную программу, учитель сможет активизировать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их словарный запас, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноценной личности.
Продолжительность занятий с ребенком 6 лет не должна превышать 25 минут, поэтому занятия будут проводиться 1 раз в неделю по 25 минут на каждый из 2 блоков с 10 минутным перерывом.
План работы школы развитияПримечание
Математика
Счёт от 1-10. Ряд чисел
Обучение грамоте
Звуки и буквы. Гласные звуки (без употребления терминологии)
Математика
Ряд чисел. Соседи числа
Обучение грамоте
Звуки и буквы. Согласные звуки (без употребления терминологии)
Математика
Соседи числа. Состав числа 2
Обучение грамоте
Твёрдые и мягкие звуки
Математика
Соседи числа. Состав числа 3
Обучение грамоте
Слог. Деление слов на слоги
Математика
Состав числа 3. Сравнение чисел по наглядности
Обучение грамоте
Ударение
Математика
Сравнение числа по наглядности. Состав числа 4
Обучение грамоте
Предложение. Члены предложения. Схема предложения
Математика
Состав числа 4.
Знакомство со знаком «–»
Обучение грамоте
Слова - названия предметов
Математика
Состав числа 5.
Знакомство со знаком «+»
Обучение грамоте
Слова, обозначающие действие предмета
Математика
Состав числа 5. Знаки «+» и «–»
Обучение грамоте
Слова, обозначающие признак предмета
Математика
Повторение состава изученных чисел
Обучение грамоте
Повторение и закрепление изученного материала
Начальный курс математики и логика
Основой данного курса является формирование и развитие у дошкольников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования, аналогии, обобщения в процессе усвоения математического содержания. Эти приемы можно рассматривать как:
Способы организации деятельности дошкольников;
Способы познания, которые становятся достоянием ребенка, характеризуют его интеллектуальный потенциал и познавательные способности;
Способы включения в процесс познания различных психических функций: эмоций, воли, внимания; в результате интеллектуальная деятельность ребенка входит в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с ее направленностью, мотивацией, интересами, уровнем притязаний, т. е. характеризуется возрастающей активностью личности в различных сферах ее деятельности. Это обеспечивается:
1. Логикой построения содержания курса начальной математики, которая, с одной стороны, учитывает опыт ребенка и его психическое развитие. С другой - позволяет ребенку сопоставлять и соотносить изучаемые понятия в самых разных отношениях и аспектах, обобщать и дифференцировать их, включать в различные цепочки причинно-следственных связей. Устанавливать как можно больше связей между новыми и изученными понятиями.
2. Интересными методиками изучения математических понятий, свойств и способов действий, в основе которых лежат идеи изменения предметных, образных, графических и математических свойств моделей; установление соответствия между ними; выявление закономерностей и различных зависимостей, а также свойств, способствующих формированию таких качеств мышления, как самостоятельность, глубина, критичность, гибкость.
Начальный курс математики и логика состоят из нескольких разделов: арифметического, геометрического, а также раздела содержательно-логических задач и заданий.
Первые два раздела - арифметический и геометрический - являются основными носителями математического содержания курса, т. к. именно они определяют номенклатуру и объем изучаемых вопросов и тем.
Третий раздел в содержательном плане выстраивается на базе двух первых разделов и представляет собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов, среди которых в дошкольном возрасте и в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.
Ведущую роль играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.
В связи с актуальностью проблемы развития пространственного мышления дошкольников возникла необходимость разработки системы геометрических упражнений, выполнение которых способствовало бы адекватному восприятию пространства, формированию пространственных представлений, развитию воображения.
Восприятие пространства осуществляется в результате субъективного опыта ребенка на эмпирической основе. Однако для дошкольника восприятие пространства осложнено тем, что пространственные признаки слиты с воспринимаемым содержанием, они не выделяются как отдельные объекты познания.
Слово как ориентир позволяет из совокупности признаков объекта выделить единичный: либо форму, либо размер. Однако ребенок затрудняется охарактеризовать тот или иной признак. Поэтому целесообразно включать упражнения не на характеристику пространственных признаков предмета, а на вычленение единичного признака из совокупности общих на основе выявления закономерности признаков с использованием приемом умственных действий: сравнения, классификации, аналогии, анализа, синтеза, обобщения…. Это задания с формулировками: «Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду», «Найди лишнюю фигуру», «Что изменилось? Что не изменилось?», «В чем схожесть? Отличие?», «Что одинаково? Что не одинаково?», «Назови признаки, по которым изменяются фигуры в каждом ряду», «Выбери фигуру, которую нужно дорисовать», «По какому признаку можно разбить фигуры на группы?», «Разгадай закономерность и нарисуй следующую фигуру» и т. д. Так в задании «Что изменилось? Что не изменилось?» выстраиваются в ряд различные по цвету прямоугольники, которые меняют положение в пространстве в вертикальном направлении, что описывается отношениями «вверху - внизу», «между».
Начальный курс обучения грамоте
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны, и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования,- это умное руководство. Разнообразные
игры не только помогут приобрести основные навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и творческого мышления, логичного рассуждения, учат делать логические умозаключения. Они учат думать.
Смена видов деятельности детей внутри каждого занятия позволяет несколько увеличить длительность привычного занятия.
Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно ребенку, не умеющему читать, осваивать ее курс. Уже умеющие читать дети легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на первой ступени образования.
В основу данной программы заложен принцип развивающего обучения. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.
Программа предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью.
Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.
Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка. Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее.
Дети очень любят загадки, поэтому необходимо включать в программу множество загадок, сопровождающихся иллюстративным или игровым материалом.
Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами и т. д.
Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как можно раньше начинать работу по развитию их орфографической зоркости. Целенаправленное обучение обнаружению орфограмм начинается, главным образом, в процессе звукобуквенного анализа слов.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Занятие № 1
Тема. Звуки и буквы. Гласные звуки
Цель: дать понятие о звуках и буквах как строительном материале слов; учить слышать звучащее слово; устанавливать последовательность звуков в слове; способствовать развитию фонематического слуха; учить писать элементы букв; развивать фонематический слух, речь, внимание; воспитывать любознательность, трудолюбие.
Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, фишки, иллюстрации.
ХОД УРОКА
I . Организация детей
II. Основная часть
1. Мотивация обучения учащихся.
Беседа.
Пушок и Чича столкнулись с проблемой. Они считают, что всё из чего-то состоит: книга - из бумаги; дом - из кирпича; салат - из овощей. А из чего состоит наша речь?
Сегодня на занятии мы и познакомимся с тем, что же является строительным материалом для слов.
3. Первичное восприятие и осознание нового материала.
Беседа.
Как вы думаете, из чего же состоят слова? Они состоят из букв, которые мы видим в книгах, газетах.
А из чего «сделаны» слова, которые мы произносим, слышим? Это мы сейчас узнаем, сыграв в игру «Молчанка».
4. Игра «Молчанка».
(В тишине учитель незаметно скрипит стулом, звенит колокольчиком, топает ногой и т. д.)
Что вы слышали?
Какие звуки вы можете услышать на улице?
5 . Сообщение учителя с элементами беседы.
Нас окружает много звуков: шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание шин по асфальту. Это неречевые звуки. С их помощью невозможно построить слово. Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определённом порядке, получится слово.
Что я произношу: [с], [м], [о]? (Звуки)
- А сейчас я эти звуки построю в определённом порядке: [с] [о] [м].
Что получилось? Что значит это слово?
Условно мы будем обозначать звуки схемами.
Согласные: –, =
Гласные: ○.
Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели - встали, сели - встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
III. Обобщение и систематизация знаний.
1. - Звуки речи бывают разные. Одни свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Эти звуки называются гласными. При произнесении других
Звуков воздуху приходится прорываться через препятствия, которые ставят ему губы, небо, зубы, язык.
Звук получается гласный.
2. Письмо элементов букв.
3. Игра «Не ошибись».
Я называю звук, а вы - слова, которые с него начинаются: [л], [б], [а].
Я называю слова, а вы хлопками должны поймать последний звук. Но хлопать будете только тогда, когда последним будет звук [к]. Что нужно делать, чтобы не ошибиться? (Произнести слово)
Молоток, дом, игрушка, восток, капуста, пятак, цветок, луна.
III . Итог урока
С чем познакомились на уроке?
Чему научились?
Занятие № 2
Тема. Звуки и буквы.
Согласные звуки
(без употребления терминологии)
Цель: дать понятие о согласных звуках; учить различать гласные и согласные звуки; продолжить знакомство с условными обозначениями гласных и согласных звуков; развивать фонематический слух; работать над артикуляцией звуков; прививать любовь к обучению.
Оборудование: иллюстрации, сюжетные картинки.
ХОД УРОКА
I . Организация детей
II . Основная часть
1. Актуализация опорных знаний.
Беседа.
Из чего состоит наша речь? Предложения?
Кого вы видите на картинке? {Рыбу)
Составьте предложение с этим словом.
О ком вы составили предложение?
Что обозначает это слово?
Из чего состоит слово?
Повернитесь друг к другу и по очереди произнесите это слово, наблюдая, при помощи чего вы его произносите. Поделитесь своими наблюдениями.
Все слова мы произносим при помощи органов речи: губ, языка, зубов, нёба.
2. Сообщение темы и задач занятия.
Мы узнаем, что звуки речи бывают разные, разделим их на группы, дадим названия, будем учиться их различать. Продолжим работу со звуковыми моделями.
3. Восприятие и осознание нового материала.
1) Практическая работа.
О ком мы составили предложение? А теперь предлагаю составить звуковую схему этого слова. Что для этого нужно?
При помощи чего вы его произнесли? Что заметили? {Кончик языка дрожит.)
Продолжаем произносить слово. Что вы заметили? Что служило препятствием на пути прохождения воздуха?
Продолжаем проговаривать сло- во рыба. Какой следующий звук? Что вы о нём скажете? Сколько звуков в словерыба? При произнесении каких звуков воздух свободно проходит через рот? ([а], [ы])
А какие препятствия встретили зву- 1 ки? ([р] и [б])
2) Рассказ учителя.
Звуки речи бывают разные. Одни свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких препятствий. Эти звуки называются ГЛАСНЫМИ. При произнесении других звуков воздуху приходится прорывать через препятствия, которые ставят ему губы, небо, зубы, язык. Но эти звуки не «огорчаются», они согласны преодолевать преграды, поэтому получили название СОГЛАСНЫХ.
4. Заучивание стихотворения.
Воздух свободно идёт через рот,
Звук получается гласный.
А согласные... согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
5. Физкультминутка.
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
6. Повторение изученного ранее материала.
Давайте вспомним, как мы обозначаем гласные и согласные звуки.
Игра «Учитель»
Каждый из вас выступит в роли учителя. Вы получите карточку, на которой изображены предметы, а рядом условным значком обозначен первый звук. Ваша задача - проверить правильность выполнения этого задания. Как вы это будете делать?
(Выполнение работы.)
8. Письмо элементов букв.
/ / /
/ / /
9. Обобщение и систематизация знаний.
Игра «Рыболов»
Я рыболов, а вы - быстрые рыбки. Удочкой будет вопрос. Если вы правильно покажите звуковую схему первого звука слова, значит, я осталась без рыбки, а если ошибётесь - вы у меня на крючке.
Слова: кот, лес, слон, мышка, лиса, школа.
III . Итого урока
Что нового узнали о звуках?
Почему гласные и согласные звуки так называется?
Чему научились на уроке?
Занятие № 3
Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Цель: дать понятие о мягких и твёрдых согласных; учить различать их на слух и по артикуляции; познакомить с условными обозначениями мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знания детей о значении слова; прививать любовь к школе, обучению.
Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, карточки для индивидуальной работы, мячик.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I . Организация детей
П. Основная часть
1. Беседа.
На какие группы делятся звуки?
Какие звуки мы называем гласными?
Чем согласные звуки отличаются от гласных?
Какие это звуки: [с], [р], [в], [д]? Докажите, что они согласные.
2. Работа с наглядностью.
Рассмотрите рисунки. Соедините картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.
3. Проверка выполнения задания.
Чича и Пушок тоже выполнили это задание. Они соединили солнце и самолёт. Согласны? Почему?
Потом они соединили зайца и звезду, радугу и ракету, мышку и мишку. Вы согласны, что слова мышка и мишка начинаются с одного и того же звука?
Произнесите первый звук в слове мышка ([м]). Понаблюдайте за вашими губами.
Теперь произнесите первый звук в слове мишка ([м"]). Что вы заметили?
4. Сообщение темы и задач урока.
На занятии мы научимся определять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначениями звуков.
■ - согл. зв., мягкий
□ - согл. зв., твердый
○ - гласи, зв.
5. Сообщение учителя.
В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости-мягкости. Это помогает нам различать слова. Представьте себе, если бы не существовало звука [м"], как бы звучало слово мишка? А как бы звучало слово мяч? Мач? Совсем не русское слово.
Игра «Озорники»
Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные, мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы находить звук - «озорник».
Корабль сел на мел.
В каком слове спрятался звук-озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?
(Мель - неглубокое место в реке, озере, море.)
Девочка поставила веник в уголь.
Исправьте ошибку. Хорь пел весело и звонко.
Кто такой хорь?
(Хорь - хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.)
6. Физкультминутка «Ванька-встанька».
7. Работа в тетрадях.
8. Игра «Ремонт слов».
Очень вредный вирус пробрался в наши слова и все запутал, испортил. Попробуйте «починить» слова: рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, бук-вар, утуг, футболь.
III . Итог занятия
Что нового было на занятии?
Чему научились?
Занятие № 4
Тема. Слог. Деление слов на слоги
Цель: дать понятие о слоге; учить делить слова на слоги; различать одно-, двух-
и трёхсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся; развивать мышление, речь; прививать любовь к учению.
Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, иллюстрации.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I . Организация детей
II . Основная часть 1.
Беседа.
Чича и Пушок решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас «поболеть» за них. А что значит «болеть» за спортсменов?
Кто из вас был на соревнованиях?
Где они проходят?
Как называют тех, кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?
Вы будете болельщиками. Девочки будут «болеть» за Чичу, а мальчики - за Пушка. Помните, что болельщики громко скандируют имя бегуна.
Итак, на старт вышла Чича. (Чи-ча! Чи-ча!)
Пушок, на старт! Внимание! Марш! (Пу-шок! Пу-шок!)
Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (По частям)
Мы поздравляем Чичу и Пушка. У них одинаковый результат. Мы награждаем их медалями.
2. Практическая работа.
А теперь представьте, что вы «болеете» за друга. Шёпотом постарайтесь скандировать его имя. А теперь - по очереди вслух. Что вы заметили?
3. Сообщение темы и задач занятия.
На занятии мы узнаем, как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части.
4. Первичное восприятие и осознание нового материала. Практическая работа.
Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?
5. Сообщение учителя с элементами беседы.
Значит, в слове рыба две части. Назовите первую часть. Назовите вторую.
Эти части называются слогами. Сколько же слогов в слове рыба?
А сколько слогов в словах Чича, Пушок? А в ваших именах: Аня, Наташа, Алина, Коля, Ярослав, Витя?
Физкультминутка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам всё
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
7. Игра «Помогай-ка».
Рыдают слоги не понарошку:
«От наших слов -
одни лишь крошки.
Но если вы хотите,
Тогда нам помогите».
Я называю первый слог. Ваша задача - дополнить его недостающим слогом или слогами.
Например: пи-ла; пи-а-ни-но; пи-он.
Слоги: ба-, ри-, ко-.
8. Игра «Слоговички-попрыгунчики».
Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.
Слова: рябина, стол, балкон, малина, земля, барабан, блины, ученики, самолёт.
9. Работа в тетрадях.
Игра «Рассади пассажиров»
(На доске - паровоз с вагончиками и картинки зверей.)
Животные торопятся разъехаться по своим сказкам. Но строгий контролёр велел им занять места в вагонах по количеству слогов в названии животного. Животным это сделать сложно. Помогите им.
III . Итог занятия
Что нового узнали на занятии?
Каким способом мы делили слова на слоги?
Сколько слогов может быть в слове?
Может ли быть два гласных звука в слоге?
Занятие № 5
Тема. Ударение
Цель: дать понятие об ударение; вырабатывать умение выделять ударение в словах; на примерах показать
роль ударения; познакомить с условными обозначениями; прививать любовь к школе, обучению.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, иллюстрации.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I . Организация детей
II : Основная, часть
1. Беседа.
С чем мы познакомились на прошлом уроке?
Расскажите Чиче и Пушку, как вы делите слова на слоги.
Что вы можете рассказать о гласных в слоге?
2. Игра «Магазин».
На столе выставлены игрушки. Правильно выполнив задание, вы сможете «купить» игрушку у Пушка - он продавец.
Пушок. Продаю игрушки, названия которых состоят из одного слога. (Мяч, слон, волк, тигр)
Пушок. Названия этих игрушек состоят из двух слогов. (Кукла, зайчик, лиса, ёжик, ослик)
Пушок. Продаются игрушки, в названии которых три слога. (Собака, машина, автобус, самолёт)
Пушок. Магазин закрыт. Почему вы не купили черепаху?
3. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложили назад.
4. Сообщение темы и задач занятия.
Сегодня на занятии мы узнаем, что такое ударение и как определить ударный слог. Для этого мы с вами отправимся в лес и понаблюдаем за жизнью некоторых животных.
5. Первичное восприятие и осознание нового материала.
Работа над загадкой.
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова)
- Почему вы решили, что это сова?
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель... (ёжик).
- Как вы догадались, что это ёжик?
6. Практическая работа.
И сова, и ёжик - животные леса. Оба охотятся за мышами, ведут ночной образ жизни. А днём отсыпаются. Поэтому мы их сейчас не видим. А давайте их позовём. Сначала сову. Сколько слогов в этом слове? Ещё позовём сову, а вы обратите внимание на то, какой слог мы проговариваем громче, как бы ударяем громче голосом.
Сверху наклонной чертой отмечается слог, который произносится с большей
Чтобы появился ёжик, нужно и его позвать. Делим слово на слоги. Зовём ёжика. Какой слог произносится сильнее?
- Ёжик и сова помогли нам, познакомится с ударением. Ударение - это выделение слога силой голоса. Наклонная чёрточка сверху-это значок ударения. А слог, на который падает ударение, называется ударным.
7. Заучивание стихотворения.
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит.
8. Физкультминутка.
9. Работа в тетрадях.
10. Обобщение и систематизация знаний.
Игра «Посели в домик»
У вас на столах находятся карточки со слоговыми схемами. Это домики для слов - названий животных.
(Силуэтные рисунки животных выдаются детям.)
Расселите этих животных в домики соответственно схемам.
(Работа выполняется коллективно.)
Картинки: заяц, павлин, корова, мышка, олень, собака.
III . Итог занятия
Что нового вы выучили на уроке?
Как найти ударный слог в слове?
Для чего нужно уметь ставить ударение в словах?
Занятие № 6
Тема. Предложение. Члены предложения. Схема предложения
Цель: дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложение из текста и слово из предложения; познакомить с разделительным знаком - точкой в конце предложения и условными обозначениями слов в предложении; учить
писать элементы букв; развивать фонематический слух, речь внимание; воспитывать любознательность, трудолюбие, старательность.
Оборудование: сюжетные иллюстрации, предметные картинки.
ХОД УРОКА
I . Организация детей
II . Основная часть
1. Актуализация опорных знаний. Беседа.
Чича и Пушок приготовили для вас сюрприз. Послушайте: дом, небо, стоит, на, в, круглый, яркое, лужайка, озеро, светит, плавать, книга.
Вы поняли, что хотели рассказать Чича и Пушок? Почему? А сейчас - сюрприз!
В чистом поле - теремок,
Он не низок, не высок.
Шла Лягушка из болота,
Видит: заперты ворота.
Эй, замочек, отвались, отвались!
Теремочек, отворись, отворись!
О чём я рассказала?
Почему вы меня поняли? Верно. Мы всё умеем говорить по-русски, владеем русской речью, умеем слушать и понимать нашу речь.
А из чего состоит наша речь?
Выдумаете, что из слов. Но вот Чича и Пушок говорили слова, а вы не поняли их. Почему?
2. Сообщение темы и задач занятия.
На уроке мы узнаем, как строится наша речь. Познакомимся с новыми условными обозначениями.
3. Первичное восприятие и осознание нового материала.
Нам пришло два письма от Сороки и дятла. Послушайте первое: «Здравствуйте дорогие! дети! шлём вам привет мы живём! хорошо сушит грибы! белочка наедается мёда! медведь летает по ночам! сова до свидания».
Странное письмо. Вы поняли, о чём оно?
Я прочту письмо Дятла:
«Здравствуйте, дорогие дети. Шлём вам привет.
Мы живём хорошо. Сушит грибы белочка.
Наедается мёда медведь.
Летает по ночам сова. До свидания».
Теперь вы поняли, о чём письмо? Почему письмо Сороки было таким запутанным? А каким было письмо Дятла? Почему вы поняли его смысл?
Какую мысль мы будем называть предложением?
На доске висит иллюстрация зайца.
Что делает заяц? (Заяц прыгает.) Вам понятна эта мысль? Мы построили предложение о зайце.
Как вы думаете, из чего состоит предложение?
Сколько слов в этом предложении?
(Дети считают количество слов в предложении с помощью хлопков.)
Схематически мы будем обозначать предложение так: ׀ _________ _________.
Первое слово в предложении будет писаться с большой буквы. А схематически мы будем показывать первое слово с дополнительной вертикальной чертой.
4. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,-
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька - горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
5. Закрепление и осмысление знаний учащимися.
Игра «Не ошибись»
Я буду рассказывать вам историю, а вы делите мою речь на предложения. После каждого предложения хлопайте.
(Учитель читает первый раз - дети слушают, второй раз - делят текст на предложения.)
Сорока и Дятел живут в лесу.
Сорока целый день стрекочет.
Она первой узнаёт лесные новости.
Дятла называют санитаром леса.
6. Письмо элементов букв.
7. Обобщение и систематизация знаний.
Игра «Ещё одно словечко»
Чича предлагает вам игру. Он называет предложение. Ваша задача - добавить одно слово.
Ира читает....
Белка грызёт....
Маша идёт....
III . Итог занятия
Что нового выучили на уроке?
Чему научились?
Занятие № 7
Тема. Слова - названия предметов
Цель: закрепить знания изученных тем путём тренировочных упражнений; развивать речь учащихся; воспитывать самостоятельность; прививать любовь к родному краю, обучению, школе.
Оборудование: иллюстрации с видами родного края, предметные картинки, карточки-схемы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I . Организация детей
II . Основная часть
1. Сообщение темы и задач занятия.
- Как вы думаете, где самое лучшее место на Земле?
Сегодня на уроке мы сможем ответить на этот вопрос. Будем составлять предложения, делить слова на слоги, ставить ударения.
2. Восприятие и осознание нового материала.
Рассмотрите иллюстрации нашего города. Чем вам дорог родной край?
Наши сёла, города прекрасны в любое время года. Но леса, поля, сады наши богаты и волшебны. Я предлагаю вам отправиться в путь и посмотреть, чем же одарила нас наша Родина.
(Дети рассматривают иллюстрации и называют предметы, выделяя ударения в словах, составляют коллективно предложения.)
Работа с загадками
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост - снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь),
Летом в огороде - Свежие, зелёные,
А зимою в бочке - Жёлтые, солёные. (Огурцы)
Он большой, как мяч футбольный.
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что за шар это? (Арбуз).
Сидит дед, в сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)
Раскололся тесный домик на две половинки,
И посыпались в ладони Бусинки-дробинки. (Горох)
Сто одёжек,
И все - без застёжек. (Капуста)
(Картинки-отгадки выставляются на доске. Дети делят слова на слоги, выделяют голосом ударный слог).
Можно ли предметы назвать одним словом? Какой предмет лишний?
Арбуз - это самая большая ягода.
Скажите, а все эти предметы могут двигаться, дышать, издавать звуки? (Нет)
Все эти предметы - неживые и отвечают на вопрос что? А есть предметы, которые двигаются, дышат, говорят. Например, человек, собака, белка и т. д. и отвечают на вопрос кто?
4. Игра «Съедобное - несъедобное».
Ребёнку бросается мячик и задаётся вопрос кто"? или что? А ученик придумывает слово на данный вопрос.
5. Физкультминутка.
Представим с вами, что сейчас мы - не мальчики и девочки, а сказочные цветы.
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Наши милые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
6. Работа в тетрадях.
7. Закрепление и осмысление знаний учащимися.
Что нового вы узнали о словах?
На какие вопросы отвечают слова-названия предметов?
Игра «Бывает - «е бывает»
- Я буду говорить, а вы внимательно слушайте. Если такое бывает, кивайте головой. Если не бывает такого - приседаете.
Мама моет посуду.
Кролик ест траву.
У курицы пять ног.
Слон очень маленький.
Собака грызёт кость.
Коровы летают в небе.
Котлеты жарят на сковороде.
Школа стоит на облаке.
Учитель старше первоклассников.
Бабушка моложе внука.
III . Итог занятия
В какие игры можете поиграть с родными?
Занятие № 8
Тема. Слова, обозначающие действие предмета
Цель: дать понятие о словах-названиях действий; формировать умение ставить к ним вопросы; развивать речь учащихся; расширять словарный запас; воспитывать любовь к обучению.
Оборудование: иллюстрации, предметные картинки, карточки-схемы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I . Организация детей
II . Основная часть
1. Беседа.
Посмотрите на рисунок. Назовите слова, обозначающие предметы. Отвечайте: кто?- девочка; что?- краски.
2. Актуализация опорных знаний.
Работа над загадками
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
Время считает. (Петух)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)
Мохнатенький, усатенький,
Лапки мягоньки, а коготки
остры. (Кот)
Какие слова вам помогли отгадать загадки?
На какие вопросы отвечают слова-отгадки?
Что они обозначают? (Названия животных)
3. Сообщение темы и задач урока.
Чтобы рассказать сказку, нам недостаточно было слов-названий предметов. Нужны и другие слова: уходит, прощается, несёт, выручает. Сегодня на уроке мы узнаем, что обозначают эти слова, на какие вопросы отвечают. Познакомимся со сказкой «Колосок».
4. Физкультминутка.
Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем.
В ладоши мы похлопаем,
Похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем.
5. Беседа.
Что мы с вами делали? (Прыгали, дрыгали, хлопали, топали)
На какой вопрос отвечают эти слова?
Что они обозначают, называют?
- Что делать? Что делаю? Что делали? другие вопросы,- это названия действий. Слова-названия действий рассказывают, что делает предмет.
6. Работа парами.
Вы будете работать парами. Один ученик называет предмет, а другой подбирает к нему слово-название действия. А затем - наоборот. Посмотрите, как это сделают Чича и Пушок.
Ч и ч а. Цветок - что?
Пушок. Что делает?- Растёт.
Пушок. Кто?- Мама.
Чича. Что делает?- Убирает.
7. Работа в тетрадях.
8. Закрепление и систематизация знаний.
Игра «Ещё одно словечко»
Я буду бросать вам мячик и говорить слово, а вы будете добавлять слово, которое обозначает действие.
Ира... (читает). Белка... (грызёт). Маша... (идёт) и т. д.
9. Беседа по содержанию сказки «Колосок».
Кто герои сказки?
Что делали Круть и Верть?
Что делал Петушок?
Почему Петушок не удерживал за столом мышат?
III . Итог занятия
Что нового вы узнали на занятии?
Что вам понравилось?