Монголо-татарское нашествие. Государственное устройство монголо-татарского ига

Роль монголо-татарского ига в развитии Руси

1.2 Государственное устройство монголо-татарского ига

История Золотой Орды началась в 1243 году. Ее основатель хан Батый, так же как чингизиды в других улусах, относился к подвластной территории как к родовому владению, не рассматривая ее в роли абсолютно независимого государства. Все монгольские улусы юридически составляли единую империю с центральным правительством в Каракоруме и должны были отчислять в его пользу определенную долю доходов. Все стратегические вопросы решались в столице империи. Сила центральной власти -- учитывая ее отдаленность от западных улусов -- держалась только на авторитете, но этот авторитет Батыем неукоснительно признавался. Однако в 60-е годы XIII века ситуация изменилась. Правивший в Золотой Орде Менгу- Тимур, воспользовавшись внутридинастическими спорами в центре империи, отказался подчиняться ее верховному правителю. Золотая Орда обрела самостоятельность.

Внутригосударственная структура Орды копировала систему, введенную в Монголии еще Чингисханом. Управляемая территория делилась сначала на две большие административные единицы, а с конца XIII века -- на четыре (Сарай, Дешт-и-Кыпчак, Крым, Хорезм). Их возглавляли наместники хана -- улусбеки. Юридической базой внутреннего деления крупных территориальных подразделений являлось право кочевых собственников на получение пастбищных угодий от наместников или самого хана. Эти угодья также носили названия улусов. Улусная система и определяла административно-территориальное деление Орды. Владельцы улусов обязывались выставлять в случае военных действий определенное количество конных воинов, выполнять налоговые и хозяйственные повинности. Улусная система копировала устройство монгольской армии: все государство делилось (как и все войско) в соответствии с рангами -- темник, тысячник, сотник, десятник -- на определенные по величине владения, с которых вы-став-лялось в войско по десять, сто, тысяче или по десять тысяч вооруженных воинов. В XIV веке в войске Орды насчитывалось примерно 70 темников, этому числу соответствовало и количество областей, контролируемых ими. Улусы не были наследственными владениями -- право верховной собст-вен-ности со стороны хана никто не решался оспаривать. Аппарат управления государством формировался при ханах Батые и Берке (40--50-е годы XIII века). Была основана столица как администра-тивный центр, организована ямская связь между столицей и областями, распределены налоги и повинности. Появился аппарат чиновников, строго подчиненный верховной власти, которая была абсолютной. Источники отмечали, что ханы имели «изумительную власть над всеми». Многочислен-ное чиновничество помогало ханам осуществлять эту власть результативно. Верх чиновничьего аппарата замыкали две высшие государственные должности: беклярибек и везир. В руках беклярибека находилось руко-водство армией, дипломатической службой, судебными делами. Везир сосредоточивал высшую исполнительную власть.

Главный исполнительный орган назывался диван, состоявший из нескольких палат, ведающих финансовой, налоговой, торговой, внутриполитической и другими сферами государственной жизни. Курилтаи -- традиционные представительные съезды -- в Орде быстро потеряли ту роль, которую они играли в Монголии. Хан-ская власть в Орде снизу никем не ограничивалась.

Своеобразно развивались политические и дипломатические отношения между Русью и Ордой. Русские князья получали право на княжение в ханской ставке. Имели место карательные походы на Русь и грабительские набеги бесконтрольных кочевых отрядов. Но в то же время и Русь обладала каналами политического и духовно-идеологического влияния на Орду. Особую роль играла русская православная церковь через открывшуюся в 1261 году в Сарае епархию.

Прежде всего, нужно определить, кто же в действительности напал на Русь: монголы или татары, монголо-татары или татаро-монголы? Егоров В.Л. В ходе своих исследований пришел к интересному выводу: на Русь напали монголы...

Борьба за великое княжение в период монголо-татарского ига

В то время как Русь крепла, Золотая Орда все более слабела: она распалась на четыре ханства: Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское. Оценив ситуацию, Иван III стал держать себя по отношению к татарам как независимый государь. В 1476 г...

Влияние монголо-татарского ига на государственность Руси

Возвышение Москвы и создание единого российского государства

Дмитрий Донской Дмитрий Иванович Донской (12.10.1350, Москва, -- 19.5.1389, там же), великий князь владимирский и московский с 1359, сын князя Ивана II Ивановича Красного, внук Ивана I Даниловича Калиты...

Возникновение и этапы развития монгольской империи

империя монгольский завоевание русь Если говорить о значении иго, то хочется прежде всего отметить, угнетающую, порабощающую силу, в буквальном смысле этого слова гнет завоевателей над побежденными. Обычно в этом смысле...

Монголо-татарское иго и его значение в исторической судьбе России

Монголо-татарское иго на Руси

Накануне монгольского нашествия на территории бывшей Киевской Руси насчитывалось около 30 государственных образований, у которых не было политического и военного единства. В 1235 году совет монгольских ханов решил начать поход на Запад...

Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия

Опустошение русских земель татарскими погромами и систематическое ограбление русского народа ордынскими данями имели крайне тяжелые последствия для страны. Городское ремесло было подорвано разрушением городов и уводом в плен ремесленников...

Образование Российского централизованного государства

«Отношения с Ордой, и без того бывшие напряжёнными, к началу 1470-х годов окончательно испортились. Орда продолжала распадаться; на ее территории образовались Астраханская, Казанская, Крымская, Ногайская и Сибирская Орды...

Образование российского централизованного государства

Прежде всего, отметим, что в русской историографии под монгол- татарским игом подразумевается система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов (до начала 60-х годов XIII века монгольских ханов...

Русские земли в борьбе с натиском Запада и Востока

В 1360 г. первый такой набег совершают новгородские ушкуйники на г. Жукотин. В 1370 г. второй набег-вторжение совершает князь Дмитрий Константинович Нижегородский на земли "параллельного" хана Булгарии -- Булат-Темира. В 1374 г...

После присоединения Новгородской земли Московское княжество превратилось в большое и сильное государство. К этому времени Золотая Орда распалась. От нее отделились Казанское, Астраханское, Крымское и Сибирское ханства...

Русь и монголо-татарские завоеватели

Каковы же последствия нашествия монголо-татар для Древнерусского государства? Нашествие кочевников сопровождались массовыми разрушениями русских городов, жители безжалостно уничтожались или уводились в плен...

Русь и орда

Татаро-монгольское иго -- это политическая, экономическая и культурная зависимость Руси от Золотой Орды. Термин «иго» в значении угнетения впервые употреблен в 1275 г. митрополитом Кириллом...

Формирование централизованного государства

Монголо-татарское сыграло огромную роль в истории нашей страны. Владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа...

Ч. 1
Московский экономико-правовой институт

Кафедра государственно-правовых дисциплин
История отечественного государства и права

Тема 4. Государственные и правовые образования

ближайших соседей раннефеодальных

русских государств в ХIII - ХVI вв.

Лекция 7: Монголо-татарские государства на территории

нашей страны (ХIII - ХIV вв.).

План лекции:


1. Империя Чингиз-хана.
2. Улусы Чагатая и Хулагидов.
3. Государство и право Золотой Орды.

Москва 2010

1. Империя Чингиз-хана.
В конце ХII - начале ХIII вв. в Центральной Азии произошли события, которые очень значительно отразились на судьбах народов нашей страны и соседних стран.

В ХI - ХII вв. на огромных просторах Монголии кочевали многочисленные скотоводческие племена и более мелкие родовые и семейно-родовые (аильные) образования. Они не составляли единой народности, не имели своей государственности и говорили на разных наречиях монгольского языка. Среди них в восточной части Монголии выделялось в этот период большое племя татар. Кроме них наиболее многочисленными были степные монголы, занимавшиеся скотоводством и охотой. Были и лесные монголы, занимавшиеся охотой и рыболовством. Кочевали монголы большими политически самостоятельными куренями.

Все они находились еще на довольно примитивной стадии развития. Культ предков, обожествление природы оставались характерной формой их сознания. Монголы вели натуральное хозяйство и производили чрезвычайно мало продуктов. Денежное обращение отсутствовало, а торговля велась в форме обмена.

Вместе с тем углубляющееся разделение труда, развитие ремесленного производства привели к возникновению частной собственности на средства производства, прежде всего на скот. Монгольское общество резко разделилось на феодалов-нойонов или богатуров - очень богатую родоплеменную военную аристократию, содержавшую сильные военные дружины - нукеров , и простой народ - карачу. Этот процесс сопровождался ожесточенной борьбой за обладание наиболее богатыми пастбищами, удобными зимними стойбищами, за подчинение слабых родов и племен более сильным, богатым и воинственным.

На рубеже ХII - ХIII вв. среди наиболее могущественных предводителей-вождей выделился самый непреклонный и жестокий Темучин . В 1206 г. на съезде кочевой монгольской аристократии - курултае - Темучин был избран общемонгольским ханом и получил имя Чингиз-хан . Все монгольские племена были объединены, а вожди-нойоны стали признавать только одного владыку - Чингиз-хана. Таким образом возникло Монгольское государство.

С образованием государства появилась возможность экономических и политических контактов с соседними народами. Однако этот путь не устраивал кочевую аристократию, для которых война ради грабежа уже стала главным источником обогащения. Кроме того, путем постоянного военного грабежа чужих народов правящая верхушка стремилась приглушить внутренние противоречия монгольского общества. Именно поэтому страна была превращена в военный лагерь.

Чингиз-ханом была осуществлена очень важная военно-десятичная реформа. Наряду со старой организацией общества - по племенам, родам и аилам - все способное к военному делу население (а все монголы считались вечно военнообязанными по принципу: “нет монгольского населения, а есть монгольское войско”) было разделено на тьмы по 10 000 конного войска, во главе которых были поставлены ближайшие родственники хана и наиболее верные ему нойоны-темники, во главе 100 воинов - тысячники , во главе 100 воинов - сотники , во главе десяти воинов - десятники . Эта старая и широко известная система создавала благоприятные условия для подавления собственного народа и для агрессивных походов против соседей. Кроме того, она позволяла на основе жесткой военной дисциплины преодолевать сепаратистские амбиции родоплеменных вождей и, в случае успехов, содействовала росту авторитета главного хана.

Для укрепления своей власти и усмирения непокорных Чингиз-ханом был создан десятитысячный корпус охранников - личная гвардия хана, состоявшая из особо доверенных и тщательно подбираемых лиц, как правило из сыновей господствующей военно-феодальной и чиновной аристократии. Одновременно Чингиз-хан стал внедрять новые нормы права, получившие впоследствии наименование Великой Ясы Чингиз-хана , отличавшейся необыкновенной жестокостью наказаний за любой проступок против установленных правил.

Укрепив таким образом военно-политическую организацию власти феодалов в монгольском обществе, Чингиз-хан приступил к осуществлению своих внешнеполитических захватнических целей. Этому в высшей степени благоприятствовала обстановка, сложившаяся в странах Востока и Восточной Европы. Здесь повсеместно царила феодальная раздробленность и отсутствие сильной центральной власти. В то же время у монголов и вовлеченных ими в завоевательные походы народов, при всей их общей отсталости, было одно очень сильное военное преимущество перед оседлыми народами: многочисленное и весьма подвижное конное войско.

В 1215 г. Чингиз-хан начал захват Китая. За 1219 - 1221 гг. его войска разгромили владения Хорезмшаха в Семиречье и Средней Азии, прошли почти весь Казахстан, захватили Афганистан. В 1220 - 1223 гг. монголы прошли через Персию на Кавказ, разгромили половцев и впервые встретились с русским войском в битве при Калке. Но завоевание Руси и ее княжеств монголы сумели осуществить лишь при преемниках Чингиз-хана - Батые и Берке в течение 1237 - 1254 гг. В это же время, в результате длительного и ожесточенного сопротивления русского народа, монголы утратили свою наступательную мощь и не смогли реализовать своих планов по завоеванию Центральной и Западной Европы.

Их завоевания сопровождались безжалостным и варварским разрушением и сожжением городов, крепостей и поселков, истреблением и угоном в рабство огромных масс населения, установлением жестокого гнета и грабительских поборов. Все завоеванные монголами территории с живущими на них народами и племенами рассматривались как подвластную роду Чингиз-хана собственность.

Таким образом была создана огромная империя Чингиз-хана. Управление ею основывалось на двух принципах - родовом и военно-феодальном .

При родовом принципе, ведущем свое начало от исторически сложившейся родовой идеологии, как правило, предпринимаются все меры, способствующие сохранению централизованного управления. Он и проявлялся именно в том, что улусные (т.е. удельные) ханы-вассалы вынуждены были время от времени посылать Великому хану в Монголию (т.е. своему верховному сюзерену) часть награбленной добычи. Более того, в отдельных случаях вассальные правители, как, например, грузинские цари и армянские князья, ездили в далекий Каракорум для получения от Великого хана ярлыков - грамот на владение своими улусами, а многие деспоты-узурпаторы, происходившие не из “золотого рода ”, вынуждены были держать при себе подставных ханов из рода чингисидов. Так поступали эмиры Средней Азии, Мамай в Золотой Орде, даже грозный завоеватель эмир Тимур, основавший собственную империю, и другие.

Но, как ни велико было значение родового принципа, империя Чингиз-хана, в силу географических, социально-экономических, национальных и многих других причин не могла существовать как единое централизованное государство. Оно быстро распалось на отдельные самостоятельные улусы.

Все дело в том, что все-таки главный, решающий военно-феодальный принцип находился в полном противоречии с родовым принципом. Он складывался, развивался и укреплялся постепенно, по мере накопления монголами собственного управленческого опыта и использования ими многовекового опыта завоеванных феодальных государств Китая, Средней Азии, Персии, арабов, народов Закавказья, Руси.

В конце концов военно-феодальный принцип полностью победил. Очень скоро он привел к распаду империи на самостоятельные уделы - улусы, которые тоже, в свою очередь, стали распадаться на более мелкие владения. Сам Чингиз-хан перед своей смертью (1227 г.) вынужден был разделить управление империей между своими четырьмя сыновьями.

Старший сын - Джучи - получил самый дальний улус от реки Иртыш - Кыпчакские степи, Поволжье, Крым. Этот улус вскоре получил название Синей Орды , а у русских - Золотой Орды .

Второй сын - Чагатай - получил Среднюю Азию и целый ряд сопредельных с ней территорий и народов.

Третий сын - Угедей - получил часть Западной Туркмении, Северную Персию и Закавказье.

Младшему сыну, в соответствии со старинным монгольским обычаем, был оставлен коренной улус - Монголия. Владелец коренного улуса считался Великим ханом-сюзереном над владельцами остальных улусов. Столицей его был город Каракорум .

Несмотря на такой раздел, между сыновьями Чингиз-хана и их преемниками почти два века (ХIII-ХIV вв.) шла ожесточенная борьба за расширение своих улусов и даже за престол Великого хана в Каракоруме. Поэтому тесной связи Великого хана с его вассалами не получилось, а после перенесения столицы из Каракорума в Ханбалдын (Пекин) во второй половине ХIII в. всякие связи и вовсе прекратились. Великий князь одновременно стал Хуанди - императором Китая.

Господство монгольских завоевателей опиралось на расселенные среди покоренных народов многочисленные монгольские и другие племена и роды, организованные по десятичной системе. Несмотря на скорый распад империи Чингиз-хана на ряд самостоятельных феодальных государств-улусов, их общими основными целями являлось увековечение господства потомков “золотого рода” чингисидов. Для этого использовались следующие средства и методы.

Во-первых , беспощадный террор в отношении покоренных народов и племен.

Во-вторых, известный принцип “разделяй и властвуй”: установление привилегий не только для монгольской знати, но и для покоренных феодалов, городов, духовенства; применение системы откупов для управления и выжимания налогов, даней и других поборов.

В-третьих, создание большого финансового аппарата для систематического учета (путем подушных переписей) и взимания с покоренных народов огромных денежных и других материальных средств, привлечения их к различным повинностям и службам.

В-четвертых, постоянная военная готовность для подавления непокорности, организации набегов на соседние государства и народы.

В-пятых, при наличии господствующего положения Ясы Чингиз-хана, ярлыков, распоряжений, приказов ханов и их администраций допущение некоторого правового плюрализма: сохранение действия местного адатного (неписанный закон, обычай), мусульманского права, права городов и оседлого населения.

В-шестых, понимая значение религии и духовенства для сохранения своего господства над покоренными народами, монгольские феодалы проявляли относительную веротерпимость, тем более, что сами будучи очень суеверными, они боялись гнева как своих, так и чужих богов.


  1. Улусы Чагатая и Хулагидов.
Одним из крупнейших государств, на которые распалась империя Чингиз-хана, явился улус Чагатая. В него вошли громадные террито­рии Средней Азии и прилежащие районы: Семиречье и часть Северо-Западного Китая - Кажгария. В течение XIII и XIV вв. в результате ожесточенных войн Мавераннахр переходил то под власть потомков Джучи, то Угедея, то Чагатая. Тем не менее, общим политическим на­званием этого региона Средней Азии являлось «улус (государство) Чагатая». Монголы применяли две системы управления улусом Чагатая: в степных и предгорных районах, где кочевали монгольские пле­мена и роды, постепенно смешивающиеся с местным тюркоязычным населением, управление строилось на основе установленной Чингиз-ханом десятичной системы нойонов, темников, тысячников и т. д.; в оседлых земледельческих и городских оазисах монгольские ханы пе­редали общее управление представителю богатейшего купечества и ростовщической знати - Махмуду Яловачу. Впоследствии сыновья и внуки Махмуда Яловача каждый раз назначались монгольскими ха­нами на должность правителей Мавераннахра. Это были настоящие откупщики.

Опираясь на монгольские военные отряды, во главе которых на­ходились баскаки, на многочисленных чиновников-ильчи (посланцев), правители должны были обеспечивать поступление монгольским ханам денежных средств, продуктов земледелия и ремесла. Кроме того, монгольские ханы, их родственники-царевичи и даже отдельные жены ханов раздавали представителям местных господствующих классов - крупным землевладельцам, купцам, мусульманскому духовенству, признавшим власть завоевателей, официальные грамоты (ярлыки) и пайцзы (золотые, серебряные, бронзовые или деревянные специаль­ные знаки), дававшие им право занимать должности и приобретать многочисленные привилегии. Предъявление грамот и пайцз местным властям позволяло получать соответствующее содержание, средства передвижения, пользоваться особым вниманием и почетом у населе­ния. При этом произвол и поборы, злоупотребления были повсемест­ным явлением.

Все это ложилось тяжким бременем на трудовое насе­ление - земледельцев и ремесленников, переживших тяжелейшее разорение и гибель сотен тысяч людей во время монгольских завоева­ний. Неудивительно, что в народе зрело массовое недовольство про­тив завоевателей и их приспешников из господствующих классов. В 1238 г. в Бухаре произошло мощное восстание горожан и земледель­цев под руководством Махмуда Тараби. Восставшие смогли уничто­жить более 10 тыс. монгольских воинов, хотя и потерпели жесточай­шее поражение.

Во время действия откупной системы в Средней Азии стали посте­пенно оживать и восстанавливаться города и земледелие и вместе с тем усиливаться власть крупных местных землевладельцев преиму­щественно тюркского происхождения - бегов или по-арабски - эми­ров. С ними вынуждены были считаться откупщики - правители из рода Яловача и их хозяева - монгольские власти и чиновники. Так, на территории государства Чагатая возникло несколько уделов-улу­сов во главе с эмирами, которые стремились укрепить свою власть и сделать ее как можно менее зависимой от власти ханов и их ставлен­ников - откупщиков.

В первой половине XIV в. при хане Кебеке - потомке Чагатая - была предпринята попытка централизации управления в государстве. Была отменена откупная система управления и введена администра­тивно-территориальная (для оседлой части Средней Азии). Страна была разделена на тумены во главе с туменными начальниками, на­значавшимися ханами из числа царевичей, местной феодальной знати и племенных вождей кочевников.

Одновременно по всей стране была введена единая денежная система: серебряные и медные монеты. Од­нако сопротивление нейтралистским устремлениям чагатайских ханов со стороны улусных эмиров привело реформы хана Кебека к полной неудаче. Более того, в середине XIV в. весь огромный улус Чагатая разделился на два самостоятельных государства - Моголистан, к которому отошли Кашгария и Семиречье, и собственно чагатайское ханство в Мавераннахре. Между этими двумя государствами проис­ходили многолетние постоянные войны. Междоусобицы не прекра­щались и внутри Мавераннахра.

К этому времени монголы из рода чингисидов окончательно потеряли власть в Средней Азии. Лишь глубоко укоренившаяся родовая традиция заставляла среднеазиатских эмиров держать при себе номинальных подставных ханов. Во второй половине XIV в. из числа среднеазиатских эмиров вы­делился предводитель крупной нукерской дружины, глава большого чагатайского племени барласов Тимур - основатель новой империи на Востоке. В процессе завоевательных походов (1370 -1405), сопро­вождавшихся разрушением и разорением городов, истреблением це­лых народов, Тимур сумел подчинить своей власти не только народы Средней Азии, но и Персии, Малой Азии, Закавказья, Золотой Орды.

Это государство сложилось в Закавказье, а также на южном и вос­точном берегах Каспийского моря. Однако до 1256 г. Закавказье вхо­дило в состав Золотой Орды.

В Грузинском царстве и вассальной ему Северной Армении мон­гольские завоеватели установили двойное управление - традицион­ное монгольское и исторически сложившееся управление местных феодалов. Грузинское царство монголы разделили на восемь военно-административных единиц - туменов во главе с темниками, тысячниками и другими и назначаемыми от имени ханов представи­телями фискального ведомства - баскаками и даругами, сборщика­ми даней и налогов.

Грузинские цари, их вассалы - грузинские и ар­мянские князья - сохранили или возвратили себе прежние титулы и власть в бывших владениях. Для этого им приходилось ездить в дале­кий Каракорум к Великому хану с богатыми подарками и подноше­ниями для получения ярлыка. Таким образом, цари Грузии и местные феодалы находились в двойной феодальной зависимости от Велико­го хана империи и от хана Золотой Орды Дэолее того, каждый из вось­ми туменов был закреплен за отдельными грузинскими и армянскими феодалами - мтаварами и ишханами - с возложением на них ответ­ственности за исправное поступление даней и предоставление соот­ветствующего пополнения монгольского войска.

Одновременно с этим монгольские ханы стремились всячески подорвать авторитет и осла­бить власть грузинских царей, разрушали старинные устойчивые вас­сальные связи местных князей и царей. За богатые подношения монгольские ханы выдавали отдельным князьям ярлыки и таким обра­зом выводили их из вассальной зависимости от грузинских царей, де­лали их непосредственными вассалами самого хана. В 1249 г. Великий хан Гуюк утвердил на грузинском престоле сразу двух царей, что явилось одной из причин распада в 1260 г. формально единого Грузин­ского царства на два, подвластных монголам. Только несколько «цар­ских городов», в том числе Тбилиси и Кутаиси, остались под совмес­тным управлением обоих царей.

К 1256 г. после долгих разорительных войн между различными ветвями рода Чингиз-хана золотоордынские ханы потеряли власть над Закавказьем. Оно вошло в состав нового огромного улуса - государ­ства Хулагидов, образованного с согласия Великого хана Мунке. Брат хана Мунке - Хулагу-хан и его потомки-хулагиды с титулом ильха-нов, что значит «повелитель народов», правили улусом почти целое столетие, до 1353 г. Столица государства Хулагидов находилась в Азербайджане: сначала в Мираге, затем в Тебризе. Государственны­ми языками были тюркско-уйгурский и персидский.

При Хулагидах в Закавказье более или менее устойчиво в господ­ствующем классе сложились пять основных групп: многочисленный и самый привилегированный род Хулагидов и других потомков Чин­гиз-хана, военно-кочевая аристократия монголо-тюркского происхож­дения, местные феодалы-мелики, купечество, мусульманское и хрис­тианское духовенство. Конкретные представители этих групп вступали между собой в сложные и противоречивые отношения, военно-адми­нистративные, сеньорально-вассальные и др. Содержание этих взаи­моотношений, экономических и политических, основывалось на раз­личных формах феодальной собственности на землю.

Общим собственником всей земли в государстве Хулагидов счи­тались ильхан и его ближайшие родственники. Весь огромный земель­ный фонд государства распадался на пять видов (форм): земли инджу, принадлежавшие лично ильхану и членам его рода, а также тем феодалам, которые находились под особым покровительством его и ближайших родственников; земли дивана (государственной казны), выделяемые наиболее крупным представителям администрации во вре­менное владение в качестве награды и на содержание; вакуфные зем­ли; земли мюльк, находившиеся в частной собственности отдельных феодалов с правом передачи их по наследству, дарения и даже прода­жи; икта - земли, выделяемые военным предводителям - эмирам туменов и тысяч, которые часто являлись одновременно и вождями племен кочевников, за службу и под условием службы.

Трудящиеся классы находились в различных формах феодальной зависимости. Кочевники-скотоводы были фактически прикреплены к своим родоплеменным и военным подразделениям. Их обязаннос­тями являлись постоянная военная готовность и выделение части скота и животноводческой продукции племенным и родовым вождям и во­еначальникам. Земледельцы-крестьяне в огромном большинстве сво­ем были крепостными и несли множество повинностей в пользу фео­далов и завоевателей.

Государство Хулагидов не было централизованным. Формально хулагидские ильханы являлись вассалами Великого хана Монголии, но эти вассальные отношения были непрочны, часто прерывались. Внутри государства местные эмиры, владетельные феодалы - «мелики стран» или «мелики племен» - обладали большим иммунитетом на основе пожалованных ильханами тарханных ярлыков, освобождав­ших от вмешательства центральных властей и ведомств.

Ильхан обладал высшей военной, судебной и административной властью. При нем были учреждены должности визиров, выполняв­ших его поручения или правивших страной от имени ильхана. В сто­лице были учреждены различные ведомства - диваны, главнейшими из которых являлись финансовый, военный и диван, ведавший уче­том земельных владений. Важнейшие дела в государстве решались на курултае, где присутствовали члены дома хулагидов, царевичи, круп­нейшие представители военно-кочевой аристократии. На курултае воз­водились на престол наследники умерших ильханов, решались вопро­сы, связанные с военными походами, распределялись между царевичами, отличившимися полководцами и военачальниками за­воеванные земли, должности, добыча.

Местное управление в Азербайджане находилось в руках эмиров и нойонов, а также у отдельных князей-ширваншахов. В Грузии и Армении государственная власть была в руках грузинских царей и местных феодалов. При этом многие феодалы и некоторые города стре­мились укрепить свою относительную независимость от центральных властей и их наместников, отдавая себя под покровительство наибо­лее сильных и авторитетных членов дома Хулагидов, царевичей и вое­начальников.

В государстве Хулагидов действовала сложная правовая система, основанная на множестве общегосударственных и региональных пи­саных и устных источников права. К общегосударственным относи­лись Яса Чингиз-хана, ярлыки и законы ильханов; к местным источ­никам права -устные адаты кочевых народов, судебник Смбата Спарапета 1265 г. в Армении, судебник Беки и Акбуги, созданный в XIV в., каноническое право христианской церкви и др.

В конце XIV в. государство Хулагидов подверглось разрушитель­ным завоеваниям сначала золотоордынского хана Тохтамыша, а за­тем эмира Тимура и прекратило свое существование.


  1. Государство и право Золотой Орды.

Говорить о Золотой Орде, как о государстве с такими общепринятыми понятиями, как, например, четкие территориальные границы, нельзя. Ее власть распространялась не столько на территорию, сколько на различные покоренные народы и племена. Столицей этого государства был сначала Сарай-Бату , а затем Сарай-Берке в нижнем течении Волги.

Постепенно монголы смешались с тюркскими народами и племенами, официальным стал тюркский язык. Сами монголы у покоренных народов получили двойное название - монголо-татары (от названия одного из самых многочисленных монгольских племен - татар ). Впоследствии татарами стали называть некоторые не монгольского происхождения народы Сибири, Поволжья, Кавказа, Крыма. Оно стало их национальным наименованием. Со временем монголо-татары приняли ислам.

Не смотря на довольно пестрый социальный и классовый состав этого золотоордынского разбойничьего государства, оно все-таки представляло собой феодальное государство. Ее экономической основой, как бы там ни было, являлись феодальные производственные отношения со все той же феодальной собственностью на землю, пастбища и скот. Вся земля номинально являлась собственностью золотоордынского хана, но каждый землевладелец в пределах пожалованных ему земельных угодий распоряжался кочевьями зависящих от него людей, распределял лучшие пастбища по своему усмотрению.

Наверху социальной лестницы находился хан и царевичи (дети, внуки, правнуки и т.д.) из дома Джучи - старшего сына Чингиз-хана и первого хана Золотой Орды. Надо отметить, что с принятием ислама, допускавшего многоженство, род джучидов сильно разросся и между увеличившимся количеством царевичей усилилась борьба за власть. Впоследствии джучиды и иные потомки Чингиз-хана еще целые столетия сохраняли привилегированное положение в среднеазиатских ханствах и Казахстане, закрепили за собой монопольное право носить звание султанов и занимать ханский престол.

Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали беки (тюркский титул) и найоны (монгольский титоул), которые представляли наиболее крупных феодалов. Не являясь членами рода Джучидов, они тем не менее вели свои родословные от сподвижников Чингиз-хана и их сыновей. Они часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханными грамотами , освобождавшими их от роазличных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы.

Важное место в иерархической системе Золотой Орды занимали многочисленные нукеры - дружинники крупных феодалов. Они входили в ближайшее окружение своего господина и находились на его иждивении. Количество нукеров зависело от богатства и знатности их предводителя. Часто они занимали средние или низшие военно-административные должности - сотников, десятников и т.п., что позволяло им собирать значительные доходы с населения территорий, где были размещены или пребывали воинские подразделения.

Из среды нукеров и других привилегированных людей в Золотой Орде выдвинулся небольшой слой тарханов , получивших от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых им предоставлялись различные привилегии.

Особое место занимало многочисленное духовенство. Хотя с принятием ислама возросла роль мусульманского духовенства, все-таки в Золотой Орде имела место веротерпимость. Духовенство занимало важные должности в государственном и судебном аппарате. Церковные организации располагали большими материальными ресурсами.

К господствующим классам относилось также купечество, богатые ремесленники, местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах.

К трудовым слоям населения относились кочевники-скотоводы, земледельцы, городские ремесленники, слуги. Основную массу трудящихся составляли карачу - кочевники-скотоводы. Они жили аилами, вели индивидуальное хозяйство, владели скотом и пасли его на пастбищах, принадлежавших землевладельцу. Платя хозяйственные повинности, карачу несли также военную службу, содержали чиновников и воинские части, предоставляли им транспорт для передвижения. При дележе военной добычи они получали ее небольшую часть.

В земледельческих районах Орды трудились феодально зависимые крестьяне: собанчи и уртакчи . Собанчи - это крестьяне-общинники, зависимые от землевладельца. Они обрабатывали господскую землю своим инвентарем, несли повинности с виноградников, надворных построек, платили пошлины с арыков. Уртакчи - это обедневшие члены крестьянской общины, лишенные земли и инвентаря. Они работали на господской земле за долю продуктов.

В ХIII - ХIV вв. в Золотой Орде наблюдается оживление градостроительства. Города возникли как административно-политические поселения, обусловливаемые потребностями государства. В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран, которые и создавали эти города и их архитектуру.

Однако во второй половине ХIV в. из числа среднеазиатских эмиров выделился предводитель крупной нукерской дружины, глава большого чагатайского (второго сына Чингиз-хана) племени барласов Тимур - основатель новой империи на Востоке. В процессе завоевательных походов в 1370 - 1405 гг. Тимур сумел подчинить своей власти не только народы Средней Азии, но и Персии, Малой Азии, Закавказья и Золотой Орды. Его походы сопровождались истреблением целых народов, разрушением и разорением их городов. Вот в результате такого нашествия в 1395 - 1396 гг. градостроительная культура Золотой Орды была полностью уничтожена и уже никогда не могла возродиться, впрочем как и ее былое величие.

В самом низу социальной лестницы находились рабы. Их число в Золотой Орде было чрезвычайно велико. Источником рабства был плен. Процветала работорговля. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становились феодально зависимыми или получали свободу.

Четкость работы государственного механизма, обеспечивавшая удержание в беспрекословном повиновении как своего, так и покоренных народов, достигалась установлением террористического режима, при котором подчинение младших старшим было безусловным и даже бездумным. Верховная, деспотическая по существу, власть в государстве принадлежала хану. Как правило, им становился старший сын предшествующего хана или другой ближайший родственник из чингисидов. Нередко борьба за ханский престол приобретала ожесточенный характер, сопровождалась интригами, тайными или открытыми убийствами претендентов. Так, в результате “великой замяни” (феодальных усобиц) за 20 лет с 1360 по 1380 гг. сменилось 20 ханов.

Хан прежде всего являлся верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве, которые раздавал родичам и должностным лицам. Он был главой вооруженных сил, производил назначения и смещения всех высших должностных лиц. Самим ханом или от его имени осуществлялись внешнеполитические акции, в том числе объявление войны и заключение мира. Он был верховным судьей, а его воля считалась законом.

Коллегиальным органом являлся съезд монголо-татарской знати - курултай. Он созывался для решения наиболее важных вопросов - выбор хана, планирование походов и заключение мира, разрешение наиболее важных споров и распрей между представителями феодальной верхушки, пересмотр границ улусов и т.п. Как правило, он приурочивался к религиозным праздникам. На нем присутствовали сыновья хана, его ближайшие родственники, эмиры, нойоны, темники, принимали активное участие и женщины (хатуни) - вдовы ханов и другие представительницы правящей верхушки.

Курултай являлся совещательным органом. Поэтому хотя верхушка кочевой аристократии и пыталась каким-либо образом направлять и контролировать деятельность ханов, воля хана, его решения на курултае являлись окончательными и неоспоримыми. Тем более, что в большинстве случаев хан решал вопросы самостоятельно, в узком кругу придворной знати.

К высшим должностным лицам относился прежде всего визирь , который ведал ханской казной и общим управлением делами государства от имени и по поручению хана. Визирь назначал на должности баскаков, секретарей диванов и других чиновников.

Военное управление в государстве было сосредоточено в руках бекляри-бека , который направлял военную деятельность эмиров, темников и тысячников. Бекляри-бек считался главным эмиром при хане. Кроме того, в столице находились еще два эмира, выполнявших поручения хана и его визиря, и букаул , ведавший снабжением, вооружением, довольствием воинских подразделений и гарнизонов, учетом военной добычи и ее доставкой и распределением по указаниям хана и высших должностных лиц.

Многое в системе центральных органов управления было заимствовано от восточных деспотических государств (Китая, Персии, среднеазиатских ханств). В конце ХIII в. появились диваны (канцелярии) для ведения дел по различным отраслям управления. В них работали многочисленные секретари и переписчики (битакчи). Диваны находились в подчинении высших должностных лиц, назначаемых ханом, выполняли их поручения, давали им различные сведения о положении дел в той или иной отрасли управления или на местах. Четкого разграничения компетенции диванов по отраслям управления не было.

Улусами управляли члены ханской фамилии, джучиды-царевичи, наиболее авторитетные нойоны (часто называвшиеся эмирами). В отдельные области, города, поселения назначались даруги, тысячники и сотники. В подчинении всех этих правителей находилось множество чиновников, занимавшихся переписью населения, сбором податей и налогов, привлечением населения к выполнению различных повинностей. Каждый местный правитель всегда опирался на гарнизоны или мобильные войска.

Основой государственности Золотой Орды была ее военная организация. Не случайно многие государственные чиновники одновременно являлись командирами соответствующих воинских формирований. Многочисленная конница, состоящая из монголо-татар, кыпчаков и других кочевых племен и народов, составляла основу военной мощи Золотой Орды и делилась на легкую и тяжелую. В отдельные периоды Орда могла выставить 150 и более тысяч конников. Подвижная конница, построенная по десятичной системе, могла быстро собираться в указанном ханом или командованием месте в огромную армию для наступательных операций или же мгновенно рассредоточиваться на обширных пространствах, перебрасываться из одной местности в другую, совершать внезапные налеты и набеги, держа в постоянном страхе подвластные народы. В качестве осадной техники применялись тараны, подвижные осадные башни и т.п.

Все командиры были связаны между собой своеобразными сеньорально-вассальными отношениями. Сохранялась родовая спайка. Поэтому строжайше запрещался переход из одной тьмы, тысячи или сотни в другую. Подобный переход рассматривался как измена своему роду, подразделению и его командиру. В войске поддерживалась жесточайшая дисциплина. За любое ослушание, не говоря уж о невыполнении приказа, грозила суровая кара, вплоть до смертной казни.

В войске умело была поставлена разведка. Ханы обязывали своих воинских начальников вести разведку через лазутчиков, изменников, купцов, добывать сведения о численности и вооружении противника, его командирах, настроениях, распрях и т.п. Впоследствии секретная служба была учреждена и для собственного государственного аппарата, охватила значительные слои населения, в том числе и феодальную верхушку. Все секретные сведения доставлялись визирю, бекляри-беку и докладывались хану. Таким образом, железная дисциплина, хорошая организация и большая подвижность конных масс, умело поставленная разведка и внезапность нападения, огромный боевой опыт и гибкая тактика давали степнякам преимущество над малоподвижными феодальными ополчениями оседлых народов и позволяли одерживать победы.

Судебная власть в Золотой Орде мало чем отличалась от подобных органов в других государствах того времени. Она носила ярко выраженный классовый характер и не была отделена от административной. Хан и другие государственные органы и должностные лица сами осуществляли правосудие по всем делам - уголовным, гражданским и пр.

Однако в связи с неуклонной исламизацией суды кадиев во главе с верховным кадием государства. Эти суды рассматривали главным образом дела, связанные с нарушением требований Корана, т.е. религиозные и брачно-семейные. При вынесении решений они руководствовались законами шариата - т.е. нормами мусульманского права. Кроме того, в городах для разбора гражданских дел назначались специальные судьи-яргучи. Кадии и яргучи взимали со спорящих сторон официальные пошлины, а также прибегали к произвольным поборам. У кочевых народов Орды существовали традиционные суды родовых старейшин-биев.

Судебный и административный произвол, внесудебная расправа являлись характерными чертами судебной системы военно-феодального государства Золотой Орды.

Источниками права в Золотой Орде являлось следующее.

Во-первых, грамоты, ярлыки, повеления местным управителям и другие документы - результат законодательной деятельности золотоордынских ханов.

Во-вторых, Великая Яса Чингиз-хана, составленная в 1206 г. в качестве назидания его преемникам, состоявшая из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки.

В-третьих, сокровенное сказание (памятник права более позднего происхождения).

В-четвертых, нормы обычного права кочевых народов.

В-пятых, шариат. По нему рассматривались дела о религиозных преступлениях. Он применялся главным образом в городах и в местностях с оседлым населением.

Правовые нормы не отграничивались от норм нравственных, религиозных. Так, Яса грозила суровой карой всякому, кто прыгал через огонь, стол, чашку, стирал одежду, возвращался по той дороге, по которой выезжал. Запрещалось под страхом смерти проходить по тому месту, где была ставка хана, опускать руку в текущую воду.

Гражданское право составляли нормы наследственного и брачно-семейного права.

Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям - основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. Владельцы поместий, естественно, должны были нести различные вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю.

В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын. По монгольскому праву младший сын вообще имел приоритет в наследовании. При наследовании старший сын получал большую часть имущества, а юрта, утварь и остаток скота наследовались младшим сыном, который и женившись продолжал жить с родителями.

Семейно-брачное право монголо-татар и подвластных им кочевых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, составлявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство.

Жену обычай требовал выкупить у ее родителей. Сумма выкупа была немалой. Чтобы накопить ее, требовалось время. Поэтому девушки выходили замуж в зрелом возрасте. До совершеннолетия сыновей имуществом после смерти мужа управляла старшая (главная) жена.

Количество жен не было ограничено. У мусульман законных жен могло быть не более четырех. Дети жен и наложниц юридически были в равном положении при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и законных жен у мусульман.

Уголовное право отличалось исключительной жестокостью. Неисполнение законов, малейшее нарушение правил грозило смертной казнью. С особой жестокостью карались воинские преступления. Это проистекало из самой природы военно-феодального строя Золотой Орды, деспотической власти Чингиз-хана и его преемников, суровости отношений, низкой общей культуры, присущей кочевому скотоводческому обществу, находящемуся в самой начальной стадии феодализма. Жестокость, организованный террор являлись одним из условий установления и охранения длительного господства над покоренными народами.

По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам и должностным лицам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке, ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника.

Она полагалась также в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел; казнили даже тех, кто в застолье подавился костью.

Смертная казнь, как правило, производилась публично: переламывали спины, резали “как овец”, удавливали веревкой, привязывали к лошадям и волочили по земле или разрывали на части и т.п.

Применялись и другие виды наказаний. Например, за бытовое убийство допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялся социальным положением убитого. За кражу лошадей, баранов требовался выкуп в десятикратном размере. Если виновный был несостоятельным, он обязан был продать своих детей и таким образом уплатить выкуп. При этом вора, как правило, нещадно били плетьми.

В уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, произносились клятвы, применялись жестокие пытки. В военно-феодальной организации розыск необнаруженного или скрывшегося преступника возлагался на десяток или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня.

У покоренных народов монголо-татары сохраняли их собственные правовые системы.
ч. 1

Есть свидетельства, что до эпохи Чингисхана большинство монгольских кочевников обладали европеоидными чертами. Даже у самого Чингисхана, по описаниям, были светлые волосы, глаза и борода. Но в процессе завоевания монголы смешивались с народами покоренных ими земель, что способствовало формированию новых этносов. В первую очередь, это собственно монголы, затем крымские, сибирские и казанские татары, башкиры, казахи, киргизы, частично узбеки, туркмены, осетины, аланы, черкесы. Затем уральские ханты и манси, сибирские коренные народы - буряты, хакасы, якуты. В генотипе всех этих народов присутствуют черты, которые принято называть монголоидными. Не исключено также, что кровь монголо-татар течет в современных японцах, китайцах, корейцах. Впрочем, исследователи считают, что у тувинцев, алтайцев и хакасов, к примеру, тип внешности ближе к европеоидному, чем у восточных народов. И это может служить косвенным подтверждением «европеоидности» предков монголо-татар. Есть также версия, что и многие европейские нации имеют монгольские корни. Это болгары, венгры и даже финны.

На территории России есть народ, представители которого считают себя прямыми потомками Чингисхана, - это калмыки. Они утверждают, что их предки были чингизидами – элитой при дворе Чингисхана. Некоторые калмыцкие роды якобы происходят от самого Чингисхана или же его ближайших родственников. Хотя, по другой версии, калмыцкая конница просто служила чингизидам. Но кто может теперь сказать наверняка?

Таким образом, потомки монголо-татар могут быть рассеяны не только по всей Азии, но и Европе. Национальность – вообще понятие достаточно условное.

Без разрешения сайт использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество» .

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле , История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов , Славянская энциклопедия , Энциклопедия свастических символов , Энциклопедия Организмики.

Электронная славянская энциклопедия

Монголо-татары (этнический состав)

А.А. Тюняев

Для того чтобы проанализировать образование исполнителей монголо-татарского ига, для поиска корней, образовавших этот союз народов, мы проведём небольшое расследование и воспользуемся только одним источником – , – тем более что в профильных статьях, из которых мы почерпнём данные, указано значительное количество специальной литературы, на основании которой они написаны.

Монголы заявлены как «потомки хунну (гуннов), и (дун-и), дун-ху» .

При этом кочевой народ гуннов, сложился во 2 – 4 вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну, прикочевавших во 2 в. из Центральной Азии, и местных угров и сарматов.

К 5-му в. гунны пришли в Паннонию, где в 455 году были разбиты и ушли в Причерноморье. После чего гунны исчезли как народ .

А кочевой народ хунну сложился в Центральной Азии в начале 1-го тыс. до н.э. из монголоидных аборигенов и европеоидных (?!) выходцев из Северного Китая (ди). В 1 в. часть северных хунну смешалась с аборигенами-уграми и положила начало выше указанному народу – гуннам.

Другая часть северных хунну осела в Семиречье и Тарбагатае и стала называться юебань; их держава была разрушена телесскими племенами в конце 5 в.

Южные хунну в 350 году были перебиты Жань Минем.

Степные хунну в 4 в. завоёваны табгачской империей Тоба Вэй.

Остатки хунну на территории Турфана были уничтожены жужанями в 460 .

Народ и к 7 в. совместно ещё с шестью племенами образовал в Южном Китае государство Наньчжао, существовавшее до середины 13 в. .

Дун-ху обитали в древности в Восточной Монголии и Южной Маньчжурии и находились на стадии первобытнообщинных отношений. В конце 3 в. до н.э. дун-ху были разгромлены хунну, спасшиеся от разгрома остатки стали известны в дальнейшем под названием ухуань и сяньби .

Сяньби кочевали преимущественно на территории современного автономного района КНР – Внутренней Монголии. Наибольшего могущества достигли при правителе Таньшихайе (137 – 181). Во 2-й половине 3 в. племенной союз сяньби распался, и в дальнейшем политическую роль играли выделившиеся из него самостоятельные племена муюн, дуань юйвэнь и тоба .

О муюн, дуань, юйвэнь в нет сведений.

Племя тоба подверглось в Китае ассимиляции и с 7 в. в источниках не упоминается .

Ещё одна составляющая гуннов – угры – зауральские манси и хантам, а также дунайские венгры. Причём манси и ханты расселились на севере, а венгры в 8 – 9 вв. – на Дунае .

Сарматы – общее название ираноязычных (говоривших на близком к русскому языке) племён, расселившихся в 3 в. до н.э. – 4 в. н.э. в степях от р. Тобол на востоке до р. Дунай на западе. В 4 в. они были разгромлены гуннами и остались лишь в составе осетинского народа .

Таким образом , все народы, поименованные предками монголов, либо исчезли с лица Земли к 5 – 7 вв., либо крайне малочисленные к этому же времени ушли кто на Север, а кто на юг Китая. Каким образом могла сложиться монгольская часть Орды из несуществующих к тому моменту её монгольских народов-предков?

Этноним «татары» впервые появился среди монгольских племён, кочевавших в 6 – 9 вв. к юго-востоку от Байкала. Начало проникновения в Приуралье и Поволжье татарских тюркоязычных племён относится к 3 – 4 вв. н.э. и связано с временами нашествия гуннов (исчезнувших в 5 в.).

В 5 – 7 вв. экспансия Тюркского каганата.

В 7 – 8 вв. в Поволжье из Приазовья пришли болгарские (тюркоязычные) племена и вместе с тюрками и местными финно-уграми в 10 в. создали государство – Болгарию Волжско-Камскую.

В 13 – 15 вв. большинство тюркоязычных племён входило в состав Золотой Орды .

Однако непонятно, какие такие «местные финно-угры» создавали Болгарию, если угры (манси ушли на Север) Венгры ещё в 9 веке ушли на Дунай, а финны в 3-м тыс. до н.э. ушли в Финляндию ?

Насчёт «местных тюрок» тоже возникают большие сомнения, поскольку, как мы показали выше, их возможные предки были почти полностью истреблены. Остатки, возможно, и были. Однако численность их явно не могла обеспечить размеры Орды.

Остаются болгары. Что же получается: они являются татарами того времени?

Болгары волжско-камские, тюркоязычные племена, составившие основу населения крохотной Волжско-Камской Болгарии, располагавшейся к 12 в. на площади всего 300 на 300 километров и состоящей из шести городов.

Сюда болгары пришли во 2-й половине 7 в. из Приазовья после распада Великой Болгарии (государственное образование, возникшее в 7 в. между Доном и Кубанью) .

Более того, к 10 в. кочевники-болгары почти полностью перешли к оседлому образу жизни. Основой их хозяйства стало плужное земледелие.

И теперь самое интересное: в 20-х гг. 13 в. Болгария Волжско-Камская оказалась первым европейским государством, принявшим на себя удар татаро-монголов. И в 1223 году это крохотное государство успешно отбивало нападения «несметной» орды. Лишь через 13 лет, в 1236 году, монголы смогли взять Биляр и лишь ещё через 5 лет, к 1241 году, полностью покорили болгар. «Несметные» орды монголо-татар 18 лет не могли покорить небольшой болгарский народ…

Таким образом , видим, что и татары для формирования монголо-татарского войска в истории до 13 века не находятся.

Ситуация с монголо-татарский войском очень напоминает армию, состоящую исключительно из мёртвых душ – все народы, составлявшие это войско, исчезли за несколько веков до времени его пропагандируемого существования.

И как разъяснение этого «казуса» добавим сюда высказывание из : «в этнической истории монголов ещё многое неясно».

Отсюда и главный вывод: монголо-татары – мифическая народность, не существовавшая в истории.

Литература:

  1. Большая советская энциклопедия, «Советская энциклопедия», в 30 т., 1969 – 1978.

В началеXIII в. в Центральной Азии на территории от Байкала до Великой Китайской стены образовалось Монгольское государство. По имени одного из племен, кочевавшего вблизи озера Буирнур в Монголии, эти народы называли также татарами. Впоследствии все кочевые народы, с которыми Русь вела борьбу, стали называть монголо-татарами.

Главным занятием монголо-татар было экстенсивное кочевое скотоводство, а на севере и в таежных районах - охота. В XII в. у монголо-татар происходил распад первобытно-общинного строя и начался процесс феодализации. Из среды рядовых общинников-скотоводов, которых называли карачу - черные люди, выделились нойоны (князья) - знать; имея дружины нукеров (воинов), она захватила пастбища под скот и часть молодняка. У нойонов были также рабы. Права нойонов охраняли законы -"Яса" (собрание поучений и наставлений).

Социально-экономические процессы, происходившие у монгольских племен, привели к складыванию единого Монгольского государства. В 1206 г. на реке Онон состоялся съезд монгольской знати - курултай (Хурал), на котором вождем монгольских племен был избран один из нойонов Темучин, получивший имя Чингисхан - "великий хан", "посланный богом" (1206-1227). Победив своих противников, он стал управлять страной через своих родственников и местную знать.

У монголо-татар было хорошо организованное войско, сохранявшее родовые связи. Войско делилось на десятки, сотни, тысячи. Десять тысяч монгольских воинов назывались "тьма" ("тумен"). Тумены были не только военными, но и административными единицами.

Основную ударную силу монголо-татар составляла конница. Каждый воин имел два-три лука, несколько колчанов со стрелами, топор, веревочный аркан, хорошо владел саблей. Лошадь воина покрывалась шкурами, что защищало ее от стрел и оружия противника. Голову, шею и грудь монгольского воина от вражеских стрел и копий закрывали железный или медный шлем, панцирь из кожи. Конница монголо-татар обладала высокой подвижностью. На своих низкорослых с мохнатой гривой выносливых конях они могли проходить в сутки до 80 км, а с обозами, стенобитными и огнеметными орудиями - до 10 км.

Как и в других странах, на ранней стадии развития феодализма государство монголо-татар отличалось силой и монолитностью. Знать была заинтересована в расширении пастбищ и в организации грабительских походов на соседние землевладельческие народы, которые находились на значительно более высоком уровне развития. Большинство из них переживало период феодальной раздробленности, что значительно облегчало осуществление завоевательных планов монголо-татар.


Сильной стороной монголов была хорошо поставленная разведка сил противника, которую они вели через мусульманских купцов, тесно связанных с мировой транзитной торговлей. Способствовал монгольским завоеваниям и принцип веротерпимости к покоренным народам, обеспечивший лояльность большинства духовенства и религиозных организаций на захваченных территориях.

Свои походы монголо-татары начали с завоевания земель соседей - бурят, эвенков, якутов уйгуров, енисейских киргизов. Затем они вторглись в Китай и в 1215 г. взяли Пекин. Спустя три года была завоевана Корея. Разгромив Китай (окончательно завоеван в 1279 г.), монголо-татары значительно усилили свой военный потенциал. На вооружение были взяты огнеметные, стенобитные орудия, средства передвижения.

Летом 1219 г. почти 200-тысячное монголо-татарское войско во главе с Чингисханом начало завоевание Средней Азии. Правитель Хорезма шах Мухаммед не принял генерального сражения, рассредоточив силы по городам. Подавив упорное сопротивление населения, захватчики штурмом овладели Ходжентом, Мерном, Бухарой и другими городами. Правитель Самарканда, несмотря на требование народа обороняться, сдал город.Сам Мухаммед бежал в Иран, где вскоре умер.

Богатые, цветущие земледельческие районы Семиречья (Средняя Азия) превратились в пастбища. Были разрушены создававшиеся веками ирригационные системы. Монголы ввели режим жестоких поборов, варварски уничтожали жителей; ремесленников уводили в плен. В результате завоевания монголо-татарами Средней Азии ее территорию начали заселять многочисленные тюркско-монгольские кочевые племена.

Основная сила монголо-татар с награбленной добычей возвратилась из Средней Азии в Монголию. Значительная армия под командованием лучших монгольских военачальников Джебе и Субедея была направлена на завоевание Ирана и Закавказья. Разбив объединенные армяно-грузинские войска, захватчики, однако, вынуждены были покинуть территорию Закавказья, т. к. встретили сильное сопротивление населения. По берегу Каспийского моря монгольские войска вышли в степи Северного Кавказа. Здесь они нанесли поражения аланам (осетинам) и половцам, после чего разорили город Судак (Сурож) в Крыму. Половцы обратились за помощью к русским князьям.

31 мая 1223 г. монголо-татары союзные силы половецких и русских князей в приазовских степях на реке Калке. Это было последнее крупное совместное военное выступление русских князей накануне нашествия Батыя. Однако в походе не участвовал могущественный русский князь Юрий Всеволодович Владимиро-Суздальский, сын Всеволода Большое Гнездо.

Киевский князь Мстислав Романович, укрепившись со своим войском на холме, не принял участия в битве. Полки русских воинов и половцев, перейдя Калку, нанесли удар по передовым отрядам монголо-татар, которые отступили. Русские и половецкие полки увлеклись преследованием. Подошедшие же основные силы монголо-татар взяли преследовавших русских и половецких воинов в клещи и уничтожили.

Монголо-татары осадили холм, где укрепился киевский князь. На третий день осады Мстислав Романович поверил обещанию противника с честью отпустить русских в случае добровольной сдачи и сложил оружие. Он и его воины были зверски убиты монголо-татарами. Монголо-татары дошли до Днепра, но вступить в пределы Руси не решились. Поражения, равного битве на реке Калке, Русь еще не знала. "И бысть вопль и печаль по всем городам и волостям", - записал летописец. Из приазовских степей на Русь вернулась только десятая часть войска. В честь своей победы монголы устроили "пир на костях". Захваченных в плен князей раздавили досками, на которых сидели и пировали победители. Так отомстили монголы за убийство их послов накануне битвы на Калке.

Возвращаясь в степи, монголо-татары предприняли неудачную попытку захватить Волжскую Болгарию. Разведка боем показала, что вести захватнические походы на Русь и ее соседей можно лишь путем организации общемонгольского похода на страны Европы. Во главе этого похода стал внук Чингисхана - Батый (1227-1255), получивший от своего деда в наследство все территории на западе, "куда ступит нога монгольского коня". Его главным военным советником стал Субедей, хорошо знавший театр будущих военных действий.

В 1235 г. на хурале в столице Монголии Каракоруме было принято решение об общемонгольском походе на Запад. В 1236 г. монголо-татары овладели Волжской Болгарией, а в 1237 г. подчинили кочевые народы степи. Осенью 1237 г. основные силы монголо-татар, перейдя Волгу, сосредоточились на реке Воронеж, нацелившись на русские земли. На Руси знали о нависшей грозной опасности, но феодальная раздробленность помешала объединить силы для отпора сильному и коварному врагу. Отсутствовало единое командование. Укрепления городов возводились для обороны от соседних русских княжеств, а не от степных кочевников. Монголо-татарская армия обладала численным превосходством. Батый выставил 120-140 тыс. воинов, а вся Русь тогда могла собрать не более 100 тыс. Княжеские конные дружины по вооружению и боевым качествам превосходили монголо-татарскую конницу, но по сравнению с ней были немногочисленны. Основную массу русского войска составляло ополчение - городские и сельские ратники. Отсюда оборонительная тактика, рассчитанная на истощение сил противника.

В 1237 г. Рязань первой из русских земель подверглась удару монголо-татар. Владимирский и черниговский князья отказали Рязани в помощи. Монголо-татары осадили Рязань и направили послов, которые потребовали покорности и одну десятую часть "во всем". Последовал мужественный ответ рязанцев: "Если нас всех не будет, то все ваше будет". На шестой день осады город был взят, княжеская семья и оставшиеся в живых жители перебиты. На старом месте Рязань больше не возродилась (современная Рязань - это новый город, находящийся в 60 км от старой Рязани, раньше он назывался Переяславль Рязанский).

В благодарной народной памяти сохранились рассказы о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата, вступившего в неравную битву с захватчиками и заслужившего за доблесть и мужество уважение самого Батыя, а также о благородстве и жертвенности княгини Евпраксии. Она бросилась с высокого терема и разбилась, узнав о гибели своего мужа, чтобы не стать наложницей хана.

В январе 1238 г. по реке Оке монголо-татары двинулись во Владимиро-Суздальскую землю. Сражение владимиро-суздальской рати с монголо-татарами произошло у г. Коломны, на границе Рязанской и Владимиро-Суздальской земель. В этой битве погибло владимирское войско, что фактически предопределило судьбу Северо-Восточной Руси.

Сильное сопротивление врагу в течение 5 дней оказывало население Москвы, руководимое воеводой Филиппом Нянком. После взятия монголо-татарами Москва была сожжена, а ее жители перебиты.

4 февраля 1238 г. Батый осадил Владимир. Расстояние от Коломны до Владимира (300 км) его войска прошли за месяц. Попытки монголо-татар в течение трех дней взять город были безуспешны. На четвертый день захватчики через проломы в крепостной стене рядом с Золотыми воротами ворвались в город. Княжеская семья и остатки войск закрылись в Успенском соборе. Монголо-татары обложили собор деревьями и подожгли.

После взятия Владимира монголо-татары разбились на отдельные отряды и подвергли разгрому города Северо-Восточной Руси. Князь Юрий Всеволодович еще до подхода татар к Владимиру отправился на север своей земли, чтобы собрать военные силы. Спешно собранные полки в 1238 г. были разбиты на реке Сити, в битве погиб и сам князь.

Монголо-татарские орды двинулись на северо-запад Руси. Всюду они встречали упорное сопротивление русских. Две недели, например, оборонялся далекий пригород Новгорода Торжок. В результате этой борьбы Северо-Западная Русь была спасена от разгрома, хотя и платила дань.

Дойдя до каменного Игнач-креста - древнего знака-указателя на Валдайском водоразделе (сто километров от Новгорода), монголо-татары отступили на юг, в степи, чтобы восстановить потери. Отход носил характер "облавы". Разделившись на отдельные отряды, захватчики с севера на юг "прочесывали" русские города. Смоленску удалось отбиться, другие центры были разгромлены. Наибольшее сопротивление монголо-татарам оказал в период "облавы" Козельск, державшийся семь недель. Монголо-татары назвали Козельск "злым городом".

Весной 1239 г. Батый разгромил Южную Русь (Переяславль Южный), осенью - Черниговское княжество. Осенью следующего 1240 г. монгольские войска форсировали Днепр и осадили Киев. После длительной обороны, которую возглавил воевода Дмитр, татары разгромили Киев. В следующем 1241 году разгрому подверглось Галицко-Волынское княжество. На территории Руси установилось монголо-татарское иго, просуществовавшее более двухсот лет (1240-1480).

После разгрома Руси орды монголо-татар двинулись на Европу. Были разорены Польша, Венгрия, Чехия, Балканские страны. Монголо-татары вышли к границам Германской империи, дошли до Адриатического моря. Однако монголам постоянно приходилось считаться с непрекращающимся сопротивлением в тылу своих войск. В конце 1242 г. их постиг ряд неудач в Чехии и Венгрии. Из далекого Каракорума пришло известие о смерти великого хана. Это был удобный предлог, чтобы прекратить трудный поход. Батый повернул свои войска обратно на восток.

Решающую всемирно-историческую роль в спасении европейской цивилизации от монголо-татарских орд сыграла героическая борьба против них русского и других народов нашей страны, принявших на себя первый удар захватчиков. В ожесточенных боях на Руси погибла лучшая часть монголо-татарского войска. Татары утратили наступательную мощь. Они не могли не считаться с освободительной борьбой, развернувшейся в их тылу. А.С. Пушкин справедливо писал: "России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы...".