Национальные движения в годы войны. Народы советского союза в борьбе с фашизмом

План: 1. Многонациональный советский народ на фронтах войны. 2. Экономика СССР в годы войны. 3. Национальные движения в годы войны. 4. Национальная политика.

1. Война не оставила в стороне и другие народы СССР в их борьбе против фашизма. Были созданы десятки национальных дивизий и батальонов. Представители 33 национальностей были удостоены звания Герой Советского Союза. За мужество и героизм этим званием удостоено: 8160 русских 2069 украинцев 309 белорусов 161 татарин 108 евреев 96 казахов 90 грузин 69 узбеков 61 мордвин 44 чуваша 43 азербайджанца 39 башкир 32 осетина 18 марийцев.

Феликс Балтушис-Жемайтис, генералмайор, командующий 16 -й литовской стрелковой дивизии. Гвардии генерал-майор, Герой Советского Союза Сабир Рахимов, командующий армией Белорусского фронта.

Унан Аветися н помощник командира взвода 1 -й роты 390 -го стрелкового полка 89 -й стрелковой дивизии 18 -й армии Северо. Кавказского фронта, Герой Советского Союза старший сержант. Маме това Маншук пулемётчица 21 -й гвардейской стрелковой дивизии 3 -й ударной армии Калининского фронта, гвардии старший сержант. Первая казахская женщина, которой было присвоено звание Герой Советского Союза.

Ким Ир Сен, майор, командир батальона 88 -ой отдельной стрелковой бригады. В будущем президент Северной Кореи.

Главным лозунгом тыла в те годы стал лозунг «Всё для фронта, всё для Победы» , который неуклонно исполнялся. Сотни заводов и фабрик было эвакуировано в Среднюю Азию, вместе с инженерами, рабочими. На средства народов страны было создано 2, 5 тыс. боевых самолетов, тысячи танков, 8 подлодок, 16 военных катеров, орудия, минометы.

В тех районах, которые были присоединены к СССР позже других, и тех, в которых репрессии, коллективизация ударили больнее всего с приходом фашистов росли националистические настроения, в которых Гитлер и Рейх представлялись как освободители. Особенно активно это было в Западной Украине и Белоруссии, Прибалтике, Крыму, Чечено-Ингушетии и др.

Особой жестокостью и зверствами отличалась Украинская повстанческая армия (УПА), созданная националистами на оккупированных территориях. Из них выделялись старосты и полицаи подчас бывшие более жестокими, чем немецкие оккупанты. Жертвы УПА

Из пленных советских воинов на добровольных началах была сформирована Русская освободительная армия, которую возглавил генерал- предатель Власов. К фашистам перешли и многие белые геренералы- эмигранты.

Активизация национальных движений привела к ужесточению национальной политики. Летом 1941 г. «диверсантами и шпионами» объявили немцев Поволжья. (1, 5 млн. чел.) и выслали в Сибирь и Казахстан. Тогда же по тому же обвинению депортировали в Сибирь 50 тыс. литовцев, латышей, эстонцев. В октябре 1943 г. в Казахстан и Киргизию выселили 70 тыс. карачаевцев, а в Сибирь 93 тыс. калмыков, 40 тыс. балкарцев. Многих снимали прямо с фронта несмотря на посты и звания и также депортировали. 23 февраля 1944 г. на Восток отправили 650 тыс. чеченцев и ингушей, а в мае 1944 г. в Узбекистан отправили 180 тыс. крымских татар. В результате депортации десятки тысяч погибли в пути. Ожидание депортации. Немцы Поволжья на станции.

Слайд 2

1.Советский народ на фронтах войны. 2.Экономика республик в годы войны. 3.Национальные движения. 4.Национальная политика. План урока.

Слайд 4

Начиная войну Гитлер рас считывал,что СССР раз валится как «карточный домик»,но советский на-родов наоборот только сплотился. В рядах Красной армии сра жались посланцы всех народов СССР.Были со-зданы десятки национа-льных дивизий и бригад. Среди защитников Брестс-кой крепости, первыми принявшими удар врага, были представители 30 национальностей. 1.Советский народ на фронтах войны. Бой за Моздок. Сентябрь 1942 г.

Слайд 5

Дружба людей разных национальностей помогла при защите Москвы,Ленинграда,Севастополя и т.д.Сре ди 11 тысяч героев СССР(в годы войны),были пре- дставители почти всех народов нашей страны. На территории Украины и Белоруссии в партизанс-ких отрядах воевали люди 70-и национальностей. Дружба народов стала одним из источников нашей Победы. 1.Советский народ на фронтах войны. Партизанский отряд в Приднестровье. Апрель 1943 г.

Слайд 6

С началом войны тяжесть экономического развития легла на Восточные районы страны. Сюда были эвакуированы 1000 предприятий и несколько млн. человек. Дети русских,украинцев,белоруссов разме щались в семьях казахов,узбеков,туркмен,кирги-зов,азербайджанцев и др.Предприятия эвакуиро-ванные на Восток часто оставались там и после во-йны. 2.Экономика республик в годы войны. Узбекистан. Сбор хлопка. 1942 г.

Слайд 7

Огромную роль в экономической жизни страны сыг-рало социалистическое соревнование инициатора-ми которого становились русские и грузины, укра-инцы и татары и т.д.Во всех республиках с нача-лом войны развернулся сбор средств в Фонд Оборо ны.на эти деньги были построены 2500 самолетов, 5400 танко,8 подводных лодок и др.С 1943 г.союз-ные республики начали брать шефство над осво-божденными районами,помогая в их восстановле-нии. 2.Экономика республик в годы войны. Производство проката в Мариуполе. 1944 г.

Слайд 8

3.Национальные движения. Жители Западной Украины встречают немецких солдат. Война оживила национальные движения в тех регио-нах, где особенно сильно ощущался гнет центра. На Украине активно действовала созданная еще в 20-е гг.Организация украинских националистов, добивавшаяся национальной независимости.Ана-логичные, но немногочисленные организации поя-вились в З.Белоруссии,Прибалтике,Крыму,Чечено-Ингушетии.

Слайд 9

Генерал Власов на учениях вермахта. 1943 г. Вооруженную борьбу против Советской власти вели Украинская повстанческая армия,Крымский мусу-льманский комитет и Особая партия кавказских братьев. В 1943 г. возникла Русская освободитель-ная армия ген. Власова,сформированная из военно пленных.Немцы стремились поставить националь-ные движения под свой контроль и ставили во гла-ве их бывших белых генералов.Но население эти организации не поддержало. 3.Национальные движения.

Слайд 10

Активизация националистических движений приве-ла к ответным мерам со стороны властей.в преда-тельстве были обвинены не конкретные представи тели того, или иного народа,а весь народ целиком. Летом 1941 г.«шпионами» было объявлено все немец- кое население страны.Немцев депортировали в Си-бирь и Казахстан. Вслед за ними туда отправили 50000 литовцев, латышей и эстонцев. 4.Национальная политика. Развалины лагеря немцев Поволжья в Читинской области.

Слайд 11

В 1943 г.депортации подверглись 70000 карачаевцев, 93000 калмыков,40000 балкарцев. 23 февраля 1944 г.началась самая массовая депорта-ция-516000 чеченцев и ингушей были отправлены на Восток.Чечено-Ингушская АССР была упраз-днена.Весной 1944 г. Из Крыма в Узбекистан было отправлено 194 тыс.крымских татар.Только в ре-зультате депортации погибло 144000человек. 4.Национальная политика. Экспедиция НКВД в Карачаево.1944 г.

Посмотреть все слайды

Государственное общеобразовательное учреждение

Тульской области

«Первомайская кадетская школа»

КОНСПЕКТ УРОКА

по теме: «Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом»

Голиков Александр Александрович

учитель истории

9 класс

2015

Аттестуемый педагог (ФИО): Голиков Александр Александрович.

Город, район: Тульская область, Щекинский район, поселок Первомайский.

Образовательное учреждение: ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа».

Предмет (или должность): история.

Класс: 9 (общеобразовательный).

Тема урока: Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом.

Тип урока: комбинированный.

Характеристика класса: В классе учатся 14 человек (все мальчики). 9 класс – общеобразовательный с изучением истории на базовом уровне. Все ученики класса работоспособны, однако уровень обученности, обучаемости и степень развития учебных навыков различаются. Троих учеников можно назвать лидерами в учебном процессе, у них хорошо сформированы учебные навыки, развито аналитическое мышление, имеются прочные знания по истории. Результативность других 4 учеников можно охарактеризовать выше среднего. У одного из них ярко выражен интерес к изучению истории, имеются прочные знания, но учебные навыки развиты несколько хуже. Остальные ученики класса показывают средние результаты. На уроках практически все ученики класса проявляют активность, высказывают свои точки зрения на различные спорные вопросы.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке:

  • учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, XX – XXI века. 9 класс. М., Просвещение, 2012;
  • раздаточный материал;
  • компьютер,
  • проектор,
  • интерактивная доска,
  • презентация.

Цель урока:

  • образовательная: сформировать у учащихся представление о многонациональном подвиге советского народа, раскрыть конкретные примеры самопожертвования во имя Родины, охарактеризовать явление коллаборационизма;
  • воспитательная: продолжить формирование патриотизма у учащихся;
  • развивающая продолжить формирование навыков работы с историческим источником и статистической информацией.

Задачи:

  1. Выявить какое место занимал национальный вопрос в планах Гитлера.
  2. Охарактеризовать подвиг многонационального советского народа.
  3. Определить, что такое коллаборационизм и каковы его конкретные проявления.
  4. Проанализировать национальную политику советских властей в годы войны.

Основные понятия: коллаборационизм, депортация.

Ход урока.

I. Организационный момент. (2 минуты)

Цель организационного этапа урока: психологически настроить учащихся на изучение предмета, осуществить переход от отдыха к началу работы.

Задачи организационного этапа урока:

  1. проверить посещаемость;
  2. проверить степень готовности учащихся к занятию;
  3. установить психологический контакт с классом.

II. Проверка домашнего задания. (10 минут)

Цель проверки домашнего задания: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.

Задачи проверки домашнего задания:

  1. выяснить степень усвоения заданного на дом материала;
  2. определить типичные недостатки в знаниях и их причины;
  3. ликвидировать обнаруженные недочёты (в силу выбранной формы проверки домашнего задания эта задача до конца будет выполнена лишь на следующем уроке).

Методы, используемые для проверки домашнего задания:

  1. тестовая работа с заданиями разного уровня сложности. (Приложение 1)

III. Переход к изучению нового материала. (4 минуты)

Цель перехода к изучению нового материала: мотивация учащихся на изучение новой темы, создать связь между изученным материалом и новой темой.

Задачи перехода к изучению нового материала:

  1. привлечь внимание учащихся путем активизации непосредственно побуждающих мотивов (показать учащимся, что имеющиеся знания об истории Великой Отечественной войны недостаточны);
  2. актуализация знаний;
  3. постановка перед учащимися цели и задач работы на уроке.

Методы, используемые для перехода к изучению нового материала:

  1. рассказ учителя.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: Ребята, в течение нескольких занятий мы с Вами изучаем одну из наиболее трагических и вместе с тем героических страниц в истории нашей Родины - Великую Отечественную войну. Вам уже известно о горьких тяжелых месяцах первого года войны, когда Красная Армия под ударами превосходящих сил противника откатывалась на восток. Мы с Вами видели как в 1942-1943 гг. ценой огромных усилий советскому народу удалось переломить ход войны, а в 1944 г. практически полностью освободить родную землю.

Учитель ставит перед учащимися учебную цель: Однако на наших уроках мы в основном говорили о фронтах, армиях, крупных военачальниках, практически не уделяли внимания простым людям с их достоинствами и слабостями. Сегодня на уроке нам предстоит взглянуть на эту сокровенную сторону Великой Отечественной войны. Итак, запишите тему нашего урока: «НАРОДЫ СССР В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКИМ ФАШИЗМОМ» . (Слайд 1)

Учитель формулирует учебные задачи:

Запишите в свои тетради план нашего урока. Его пункты отражают те задачи, которые нам сегодня предстоит решить (Слайд 2) :

1. Многонациональный советский народ на фронтах войны.

2. Национальные движения в годы войны.

3. Национальная политика.

Ученики слушают учителя. Записывают в тетради тему и план урока.

IV. Изучение нового материала. (23 минуты)

Цель изучения нового материала: сформировать целостное представление учащихся о том, что сплочение народов СССР перед лицом общего врага стало одним из важнейших факторов Великой Победы.

Задачи изучения нового материала:

  1. подвести учеников к правильной оценке планов Гитлера по национальному разобщению советского народа;
  2. доказать на конкретных примерах, что героизм не зависит от национальной принадлежности;
  3. раскрыть смысл понятия «коллаборационизм»;
  4. организовать работу учеников по характеристике и оценке коллаборационизма;
  5. охарактеризовать сущность советской национальной политики в годы войны.

Формы и методы работы, используемые для изучения нового материала:

  1. рассказ учителя;
  2. беседа (сообщающая и эвристическая);
  3. работа с историческим источником;
  4. демонстрация презентации;
  5. просмотр учебного видеоролика.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вопрос 1 (10 минут)

Учитель: Давайте с Вами вспомним по своему составу СССР, каким был государством?

Учитель: Хорошо. Перед Вами лежат материалы необходимые нам сегодня на уроке.

Пожалуйста, обратитесь к тексту приложения 2 и ответьте на вопрос:

Как Гитлер хотел использовать эту особенность советского народа?

Учитель: Корректирует ответ учащихся. В результате совместного обсуждения формулируется вывод: Гитлер надеялся, что после первых же неудач Красной Армии Советский Союз начнет распадаться из-за обострения национальных противоречий . (Слайд 3)

Учитель: Теперь Вы поработаете со статистической информацией в приложениях 3-4 и попробуете ответить на вопрос:

Оправдался ли этот прогноз Гитлера?

Учитель: Корректирует ответ учащихся. (Слайды 3-4)

Учитель: Однако не только эта сухая статистическая информация, но и реальные подвиги советских людей подтверждают, что перед лицом общей опасности произошло сплочение народа:

  1. Среди защитников Брестской крепости были представители 30 национальностей. (Слайд 5)
  2. Среди защитников легендарного «дома Павлова» были представители 11 национальностей. (Слайд 6)
  3. Подвиги в годы войны совершали люди разных национальностей (украинец Михаил Паникаха, русский Александр Матросов, татарин Амет-Хан Султан, белорус Марат Казей). (Слайды 7-8)

Таким образом, мы можем сделать вывод, что планы Гитлера по национальному разобщению советского народа не оправдались.

Вопрос 2 (12 минут)

Учитель: Несмотря на общее сплочение сил всего многонационального советского народа, на окраинах в годы войны активизировались национальные движения, которые стремились реализовать свои амбиции через сотрудничество с врагом. Мы с Вами вплотную подошли к понятию коллаборационизм – осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству (под запись). (Слайд 9)

(Слайд 10)

Учитель: Характеризует бендеровцев. (Слайд 12)

Просмотр ролика про Хатынь.

Учитель: Символом предательства в годы войны стал генерал А. Власов. Производное от его имени стало нарицательным – власовцы. Генерал Власов в 1942 г. попал в плен и согласился сотрудничать с врагом, с согласия нацистов им была создана РОА. Обратитесь к приложениям 5 - 6 и дайте оценку его действиям.

Учитель: Корректирует ответ учащихся. (Слайд 13)

Учитель: Власов А. был не единственным советским генералом, попавшим в плен. История сохранила для нас имена настоящих героев, которые в похожих ситуациях повели себя по-другому: Д.М. Карбышев, М.Г. Ефремов, М.Ф. Лукин. (Слайд 14)

Не менее интересен пример белогвардейца-эмигранта А.И. Деникина, который отказался от сотрудничества с нацистами.

Учитель: Однако, несмотря на существование всех этих движений, врагу так и не удалось создать из них серьезную силу.

Вопрос 3 (3 минуты)

Учитель: Сотрудничество с врагом не прошло бесследно. После освобождения оккупированных территорий многие народ подверглись жестокому наказанию – депортации. В разное время в годы войны были проведены массовые депортации немцев Поволжья, калмыков , ингушей , чеченцев , карачаевцев , балкарцев , крымских татар , ногайцев , турок-месхетинцев , понтийских греков , болгар , крымских цыган , курдов . (Слайды 15-16)

Учитель: Итак, пришло время подвести итоги. Какие выводы мы можем сделать? (Слайд 17)

Вопрос 1 (10 минут)

Ученики: Многонациональным.

Ученики:

Ученики: Работают индивидуально с документом. По требованию учителя один ученик дает ответ, другие в случае необходимости дополняют.

Вопрос 2 (12 минут)

Ученики: Заносят записи в тетради. Рисуют схему.

Ученики: Просматривают учебный видеоролик.

Ученики: Работают индивидуально с документом. По требованию учителя один ученик дает ответ, другие в случае необходимости дополняют.

Вопрос 3 (3 минуты)

Ученики: Заносят записи в тетради (депортация).

Ученики: Предлагают свои варианты.

V. Закрепление.(4 минуты)

Цель этапа закрепления: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по изученному материалу.

Задачи этапа закрепления:

  1. выявить степень усвоения учебного материала;
  2. обобщить изученный материал;
  3. сконцентрировать внимание учащихся на основных моментах изученного материала.

Методы, используемые для закрепления: беседа (обобщающая и воспроизводящая).

VI. Домашнее задание.(2 минуты)

Цель этапа информирования о домашнем задании: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

Задачи этапа информирования о домашнем задании:

  1. информирование учащихся о домашнем задании;
  2. инструктаж по выполнению домашнего задания.

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Из «Зеленой папки» Геринга (план Ольденбург)

«Обращение с населением по отдельным областям

1.Прибалтийские страны, Ленинградская и Северная области.

В Прибалтийских странах германским органам наиболее целесообразно опираться на оставшихся там немцев, а также на литовцев, латышей и эстонцев. Напряженные отношения между этими национальными группами и оставшимися русскими следует использовать в интересах Германии.

3. Юг.

Возможное наличие противоречий между украинцами и великороссами необходимо использовать в наших интересах.

4. Кавказ.

С населением следует поддерживать хорошие отношения, в особенности с рабочими нефтяной промышленности. Противоречия между туземцами (грузины, армяне, татары и т. д.) и русскими следует использовать в наших интересах. При этом следует считаться с тем, что грузины и татары в противоположность армянам дружественно настроены к немцам».

Приложение 3

Потери Красной Армии

Национальность погибших
военнослужащих

Число потерь
(тыс. чел.)

% к общему числу
безвозвратных потерь
(8668400 чел.)

Национальность погибших
военнослужащих

Число потерь
(тыс. чел.)

% к общему числу
безвозвратных потерь
(8668400 чел.)

Русские

5756,0

66,402

Буряты

13,0

0,150

Украинцы

1377,4

15,890

Коми

11,6

0,134

Белорусы

252,9

2,917

Латыши

11,6

0,134

Татары

187,7

2,165

Литовцы

11,6

0,134

Евреи

142,5

1,644

Народности Дагестана

11,1

0,128

Казахи

125,5

1,448

Осетины

10,7

0,123

Узбеки

117,9

1,360

Поляки

10,1

0,117

Армяне

83,7

0,966

Карелы

0,110

Грузины

79,5

0,917

Калмыки

0,046

Мордовцы

63,3

0,730

Кабардинцы и балкарцы

0,039

Чуваши

63,3

0,730

Греки

0,028

Азербайджанцы

58,4

0,673

Чеченцы и ингуши

0,026

Молдаване

53,9

0,621

Финны

0,018

Башкиры

31,7

0,366

Болгары

0,013

Киргизы

26,6

0,307

Чехи, словаки

0,005

Удмурты

23,2

0,268

Китайцы

0,005

Таджики

22,9

0.264

Югославы

0,001

Туркмены

21,3

0,246

Другие национальности

33,7

0,389

Эстонцы

21,2

0,245

Всего

Белорусы

Татары

Евреи

Казахи

Грузины

Узбеки

Мордвины

Чуваши

Азербайджанцы

Башкиры

Осетины

Марийцы

Приложение 5

Докладная записка Хильгера, бывшего советника германского посольства в Москве, министру иностранных дел Германии о беседе с пленными советскими офицерами, среди которых был А.А. Власов (август 1942 года).

«Я ясно сказал советским офицерам, что не разделяю их убеждений. Россия в течение ста лет является постоянной угрозой Германии, вне зависимости от того, было ли это при царском или при большевистском режиме. Германия вовсе не заинтересована в возрождении русского государства на великорусской базе».

Приложение 6

Из статьи Власова А. «Почему я встал на путь борьбы против большевизма?»

«Призывая всех русских людей подниматься на борьбу против Сталина и его клики, за построение Новой России без большевиков и капиталистов, я считаю своим долгом объяснить свои действия… Я зову его на путь братства и единения с народами Европы и в первую очередь на путь сотрудничества и вечной дружбы с Великим Германским народом… В этой борьбе за наше будущее я открыто и честно становлюсь на путь союза с Германией. Этот союз, одинаково выгодный для обоих великих народов, приведёт нас к победе над тёмными силами большевизма, избавит нас от кабалы англо-американского капитала».


План урока.
1.Советский народ на фронтах
войны.
2.Экономика республик в годы
войны.
3.Национальные движения.
4.Национальная политика.

Задание на урок.
Оцените позицию
людей воевавших на
стороне фашистской
Германии и
боровшихся против
Советской власти?


Бой за Моздок.
Сентябрь 1942 г.
Начиная войну Гитлер рас
считывал,что СССР раз
валится как «карточный
домик»,но советский народов наоборот только
сплотился.
В рядах Красной армии сра
жались посланцы всех
народов СССР.Были созданы десятки национальных дивизий и бригад.
Среди защитников Брестской крепости, первыми
принявшими удар врага,
были представители 30
национальностей.

1.Советский народ на фронтах войны.
Партизанский отряд
в Приднестровье.
Апрель 1943 г.
Дружба людей разных национальностей помогла при
защите Москвы,Ленинграда,Севастополя и т.д.Сре
ди 11 тысяч героев СССР(в годы войны),были представители почти всех народов нашей страны.
На территории Украины и Белоруссии в партизанских отрядах воевали люди 70-и национальностей.
Дружба народов стала одним из источников нашей
Победы.


Узбекистан. Сбор
хлопка. 1942 г.
С началом войны тяжесть экономического развития
легла на Восточные районы страны. Сюда были
эвакуированы 1000 предприятий и несколько млн.
человек. Дети русских,украинцев,белоруссов разме
щались в семьях казахов,узбеков,туркмен,киргизов,азербайджанцев и др.Предприятия эвакуированные на Восток часто оставались там и после войны.

2.Экономика республик в годы войны.
Производство проката
в Мариуполе. 1944 г.
Огромную роль в экономической жизни страны сыграло социалистическое соревнование инициаторами которого становились русские и грузины, украинцы и татары и т.д.Во всех республиках с началом войны развернулся сбор средств в Фонд Оборо
ны.на эти деньги были построены 2500 самолетов,
5400 танко,8 подводных лодок и др.С 1943 г.союзные республики начали брать шефство над освобожденными районами,помогая в их восстановлении.

3.Национальные движения.
Жители Западной
Украины встречают
немецких солдат.
Война оживила национальные движения в тех регионах, где особенно сильно ощущался гнет центра. На
Украине активно действовала созданная еще в 20-е
гг.Организация украинских националистов,
добивавшаяся национальной независимости.Аналогичные, но немногочисленные организации появились в З.Белоруссии,Прибалтике,Крыму,ЧеченоИнгушетии.

3.Национальные движения.
Генерал Власов
на учениях вермахта.
1943 г.
Вооруженную борьбу против Советской власти вели
Украинская повстанческая армия,Крымский мусульманский комитет и Особая партия кавказских
братьев. В 1943 г. возникла Русская освободительная армия ген. Власова,сформированная из военно
пленных.Немцы стремились поставить национальные движения под свой контроль и ставили во главе их бывших белых генералов.Но население эти
организации не поддержало.

4.Национальная политика.
Развалины лагеря
немцев Поволжья
в Читинской
области.
Активизация националистических движений привела к ответным мерам со стороны властей.в предательстве были обвинены не конкретные представи
тели того, или иного народа,а весь народ целиком.
Летом 1941 г.«шпионами» было объявлено все немецкое население страны.Немцев депортировали в Сибирь и Казахстан. Вслед за ними туда отправили
50000 литовцев, латышей и эстонцев.

4.Национальная политика.
Экспедиция НКВД
в Карачаево.1944 г.
В 1943 г.депортации подверглись 70000 карачаевцев,
93000 калмыков,40000 балкарцев.
23 февраля 1944 г.началась самая массовая депортация-516000 чеченцев и ингушей были отправлены
на Восток.Чечено-Ингушская АССР была упразднена.Весной 1944 г. Из Крыма в Узбекистан было
отправлено 194 тыс.крымских татар.Только в результате депортации погибло 144000человек. Государственное общеобразовательное учреждение

Тульской области

«Первомайская кадетская школа»

КОНСПЕКТ УРОКА

по теме: «Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом»

Голиков Александр Александрович

учитель истории

2015
Аттестуемый педагог (ФИО): Голиков Александр Александрович.

Город, район: Тульская область, Щекинский район, поселок Первомайский.

Образовательное учреждение: ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа».

Предмет (или должность): история.

Класс: 9 (общеобразовательный).

Тема урока: Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом.

Тип урока: комбинированный.

Характеристика класса: В классе учатся 14 человек (все мальчики). 9 класс – общеобразовательный с изучением истории на базовом уровне. Все ученики класса работоспособны, однако уровень обученности, обучаемости и степень развития учебных навыков различаются. Троих учеников можно назвать лидерами в учебном процессе, у них хорошо сформированы учебные навыки, развито аналитическое мышление, имеются прочные знания по истории. Результативность других 4 учеников можно охарактеризовать выше среднего. У одного из них ярко выражен интерес к изучению истории, имеются прочные знания, но учебные навыки развиты несколько хуже. Остальные ученики класса показывают средние результаты. На уроках практически все ученики класса проявляют активность, высказывают свои точки зрения на различные спорные вопросы.
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке:


  • учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, XX – XXI века. 9 класс. М., Просвещение, 2012;

  • раздаточный материал;

  • компьютер,

  • проектор,

  • интерактивная доска,

  • презентация.

Цель урока:


  • образовательная: сформировать у учащихся представление о многонациональном подвиге советского народа, раскрыть конкретные примеры самопожертвования во имя Родины, охарактеризовать явление коллаборационизма;

  • воспитательная: продолжить формирование патриотизма у учащихся;

  • развивающая продолжить формирование навыков работы с историческим источником и статистической информацией.

Задачи:


  1. Выявить какое место занимал национальный вопрос в планах Гитлера.

  2. Охарактеризовать подвиг многонационального советского народа.

  3. Определить, что такое коллаборационизм и каковы его конкретные проявления.

  4. Проанализировать национальную политику советских властей в годы войны.

Основные понятия: коллаборационизм, депортация.

Ход урока.

I . Организационный момент. (2 минуты)

Цель организационного этапа урока: психологически настроить учащихся на изучение предмета, осуществить переход от отдыха к началу работы.

Задачи организационного этапа урока:


  1. проверить посещаемость;

  2. проверить степень готовности учащихся к занятию;

  3. установить психологический контакт с классом.

II . Проверка домашнего задания. (10 минут)

Цель проверки домашнего задания: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.

Задачи проверки домашнего задания:


  1. выяснить степень усвоения заданного на дом материала;

  2. определить типичные недостатки в знаниях и их причины;

  3. ликвидировать обнаруженные недочёты (в силу выбранной формы проверки домашнего задания эта задача до конца будет выполнена лишь на следующем уроке).
Методы, используемые для проверки домашнего задания:

  1. тестовая работа с заданиями разного уровня сложности. (Приложение 1)

III . Переход к изучению нового материала. (4 минуты)

Цель перехода к изучению нового материала: мотивация учащихся на изучение новой темы, создать связь между изученным материалом и новой темой.

Задачи перехода к изучению нового материала:


  1. привлечь внимание учащихся путем активизации непосредственно побуждающих мотивов (показать учащимся, что имеющиеся знания об истории Великой Отечественной войны недостаточны);

  2. актуализация знаний;

  3. постановка перед учащимися цели и задач работы на уроке.
Методы, используемые для перехода к изучению нового материала:

  1. рассказ учителя.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: Ребята, в течение нескольких занятий мы с Вами изучаем одну из наиболее трагических и вместе с тем героических страниц в истории нашей Родины - Великую Отечественную войну. Вам уже известно о горьких тяжелых месяцах первого года войны, когда Красная Армия под ударами превосходящих сил противника откатывалась на восток. Мы с Вами видели как в 1942-1943 гг. ценой огромных усилий советскому народу удалось переломить ход войны, а в 1944 г. практически полностью освободить родную землю.

Учитель ставит перед учащимися учебную цель: Однако на наших уроках мы в основном говорили о фронтах, армиях, крупных военачальниках, практически не уделяли внимания простым людям с их достоинствами и слабостями. Сегодня на уроке нам предстоит взглянуть на эту сокровенную сторону Великой Отечественной войны. Итак, запишите тему нашего урока: «НАРОДЫ СССР В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКИМ ФАШИЗМОМ» . (Слайд 1)

Учитель формулирует учебные задачи:

Запишите в свои тетради план нашего урока. Его пункты отражают те задачи, которые нам сегодня предстоит решить (Слайд 2) :

1. Многонациональный советский народ на фронтах войны.

2. Национальные движения в годы войны.

3. Национальная политика.


Ученики слушают учителя. Записывают в тетради тему и план урока.

IV . Изучение нового материала. (23 минуты)

Цель изучения нового материала: сформировать целостное представление учащихся о том, что сплочение народов СССР перед лицом общего врага стало одним из важнейших факторов Великой Победы.

Задачи изучения нового материала:


  1. подвести учеников к правильной оценке планов Гитлера по национальному разобщению советского народа;

  2. доказать на конкретных примерах, что героизм не зависит от национальной принадлежности;

  3. раскрыть смысл понятия «коллаборационизм»;

  4. организовать работу учеников по характеристике и оценке коллаборационизма;

  5. охарактеризовать сущность советской национальной политики в годы войны.
Формы и методы работы, используемые для изучения нового материала:

  1. рассказ учителя;

  2. беседа (сообщающая и эвристическая);

  3. работа с историческим источником;

  4. демонстрация презентации;

  5. просмотр учебного видеоролика.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вопрос 1 (10 минут)

Учитель: Давайте с Вами вспомним по своему составу СССР, каким был государством?

Учитель: Хорошо. Перед Вами лежат материалы необходимые нам сегодня на уроке.

Пожалуйста, обратитесь к тексту приложения 2 и ответьте на вопрос:

Как Гитлер хотел использовать эту особенность советского народа?

Учитель: Корректирует ответ учащихся. В результате совместного обсуждения формулируется вывод: Гитлер надеялся, что после первых же неудач Красной Армии Советский Союз начнет распадаться из-за обострения национальных противоречий . (Слайд 3)

Учитель: Теперь Вы поработаете со статистической информацией в приложениях 3-4 и попробуете ответить на вопрос:

Оправдался ли этот прогноз Гитлера?

Учитель: Корректирует ответ учащихся. (Слайды 3-4)

Учитель: Однако не только эта сухая статистическая информация, но и реальные подвиги советских людей подтверждают, что перед лицом общей опасности произошло сплочение народа:


  1. Среди защитников Брестской крепости были представители 30 национальностей. (Слайд 5)

  2. Среди защитников легендарного «дома Павлова» были представители 11 национальностей. (Слайд 6)

  3. Подвиги в годы войны совершали люди разных национальностей (украинец Михаил Паникаха, русский Александр Матросов, татарин Амет-Хан Султан, белорус Марат Казей). (Слайды 7-8)
Таким образом, мы можем сделать вывод, что планы Гитлера по национальному разобщению советского народа не оправдались.
Вопрос 2 (12 минут)

Учитель: Несмотря на общее сплочение сил всего многонационального советского народа, на окраинах в годы войны активизировались национальные движения, которые стремились реализовать свои амбиции через сотрудничество с врагом. Мы с Вами вплотную подошли к понятию коллаборационизм – осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству (под запись). (Слайд 9)
коллаборационизм

Восточные

вермахта

(А. Власов)

(С. Бандера,

Р. Шухевич)

(Слайд 10)
Учитель: Характеризует бендеровцев. (Слайд 12)

Просмотр ролика про Хатынь.
Учитель: Символом предательства в годы войны стал генерал А. Власов. Производное от его имени стало нарицательным – власовцы. Генерал Власов в 1942 г. попал в плен и согласился сотрудничать с врагом, с согласия нацистов им была создана РОА. Обратитесь к приложениям 5 - 6 и дайте оценку его действиям.

Учитель: Корректирует ответ учащихся. (Слайд 13)
Учитель: Власов А. был не единственным советским генералом, попавшим в плен. История сохранила для нас имена настоящих героев, которые в похожих ситуациях повели себя по-другому: Д.М. Карбышев, М.Г. Ефремов, М.Ф. Лукин. (Слайд 14)

Не менее интересен пример белогвардейца-эмигранта А.И. Деникина, который отказался от сотрудничества с нацистами.
Учитель: Однако, несмотря на существование всех этих движений, врагу так и не удалось создать из них серьезную силу.
Вопрос 3 (3 минуты)

Учитель: Сотрудничество с врагом не прошло бесследно. После освобождения оккупированных территорий многие народ подверглись жестокому наказанию – депортации. В разное время в годы войны были проведены массовые депортации немцев Поволжья, калмыков , ингушей , чеченцев , карачаевцев , балкарцев , крымских татар , ногайцев , турок-месхетинцев , понтийских греков , болгар , крымских цыган , курдов . (Слайды 15-16)
Учитель: Итак, пришло время подвести итоги. Какие выводы мы можем сделать? (Слайд 17)


Вопрос 1 (10 минут)

Ученики: Многонациональным.

Ученики:

Ученики: Работают индивидуально с документом. По требованию учителя один ученик дает ответ, другие в случае необходимости дополняют.

Вопрос 2 (12 минут)

Ученики: Заносят записи в тетради. Рисуют схему.

Ученики: Просматривают учебный видеоролик.

Ученики: Работают индивидуально с документом. По требованию учителя один ученик дает ответ, другие в случае необходимости дополняют.

Вопрос 3 (3 минуты)

Ученики: Заносят записи в тетради (депортация).

Ученики: Предлагают свои варианты.


V . Закрепление.(4 минуты)

Цель этапа закрепления: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по изученному материалу.

Задачи этапа закрепления:


  1. выявить степень усвоения учебного материала;

  2. обобщить изученный материал;

  3. сконцентрировать внимание учащихся на основных моментах изученного материала.
Методы, используемые для закрепления: беседа (обобщающая и воспроизводящая).

VI . Домашнее задание.(2 минуты)

Цель этапа информирования о домашнем задании: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

Задачи этапа информирования о домашнем задании:


  1. информирование учащихся о домашнем задании;

  2. инструктаж по выполнению домашнего задания.