О справках для причащении в Российской империи - sergsmir. Исповедная роспись как источник генеалогической информации для составления родословной и семейного дерева (Древа)

О справках для причащении в Российской империи June 5th, 2017

Из чего состоит метрическая книга

Первое, что стоит уяснить читателям, – в метрические книги заносились записи не о фактах рождения, брака или смерти, а о регистрации церковных обрядов. Изначально приходским священникам вручались незаполненные тетради (сшитые листы бумаги) с графическим распределением блоков, и только после их заполнения тетради становились метрическими книгами.

Законами тогдашнего времени было установлено, что ведение метрик должно происходить в двух экземплярах. Подлинная версия, как правило, хранилась в церкви, дубликат (копия, заверенная церковным причтом) перенаправлялся в архив консистории – в те времена это было учреждение с судебными, а также церковно-административными функциями. В связи с тем что в 1918 году был принят «Кодекс законов об актах гражданского состояния», метрические тетради заменили на реестровые (также встречается название «актовые»), которые можно найти в местных органах ЗАГС. Однако, видимо по инерции, в некоторых районах России церковные метрические книги велись до 1921 года.

Исповедальные росписи

Государственный документ периода XVIII – начала XX века, содержащий в себе информацию об исповедях православного населения, делился на три основополагающие части:

1. «Кто были у Исповеди и Святого Причастия».

В этой части росписи указывался перечень членов семей с отметкой о присутствии или отсутствии во время Великого поста (с 23 марта по 3 апреля). В исповедальную ведомость записывалось «был» или «не был» прихожанин участником обряда. Благодаря таким сведениям из ведомостей сегодня исследователи родословных могут добывать дополнительную информацию, делать определенные выводы о духовности предка из династии и соединять родственные цепочки.

2. «Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием».

Вторая графа присутствовала в исповедной росписи крайне редко. По усмотрению священника в нее вносились те, кто не присутствовал на причащении более года. Если время пропуска составляло более трех лет и прихожанином не представлялись документы, объясняющие его отсутствие, то священнослужитель отмечал это в исповедальной ведомости и сообщал о таком человеке своему епархиальному начальству, которое в свою очередь могло причислить поданного к раскольникам (старообрядцам или иным людям, придерживавшимся нетрадиционного вероисповедания).

3. «Которые у исповеди не были».

Исповедная роспись (духовная ведомость) в третьей части обычно содержала перечисление раскольников и причин, почему жители не могли явиться на обряды в православную церковь. Причинами пропусков чаще всего указывались «по отлучке» или «по нерадению», однако исследователями сайта livemem.ru в редких случаях выявляются записи «за леностью» и аналогичные им, характеризующие личность человека соответствующим образом. На православных, попавших в этот список, светскими властями мог налагаться штраф «против доходу с него втрое», причем уплата штрафа не освобождала человека от обращения к исповеди.

Первые версии духовных росписей оформлялись в виде тетрадок с вручную расчерченными таблицами для ввода данных. Печатные же версии исповедальных ведомостей начали появляться лишь к середине XIX века, при этом содержание практически не менялось за все время существования документа. Строгий контроль вышестоящего духовного правления дисциплинировал священнослужителей, которые старались относиться к заполнению книг ответственно, ведь в противном случае им грозили наказания, вплоть до лишения сана. Официальный отказ государства от ведения исповедных росписей произошел после революции 1917 года , но отдельные священники продолжали вести списки и несколько последующих лет.

Пример (образец) исповедальной ведомости:

«Исповедальные росписи Саратовской епархии города Саблы церкви Рождества Богородицы, 1863 года.

О обретающихся в приходе оной церкви нижеявленных всякого чина людей, с изъяснением противу каждого имени, кто в Четыредесятницу был у Исповеди и Святого Причастия, кто исповедовался только, а не причастился, и кто и не исповедовался и не причастился и почему.

В отсутствие метрических книг исповедные росписи обладали юридической силой и использовались при разрешении брачных и земельных конфликтов. Переселенцам настоятель церкви выдавал справку об исповедовании, без которой невозможно было совершить обряд бракосочетания на новом месте. Что касается описания, то исповедальная книга схожа с прочими церковными документами. Первым указывался порядковый номер семьи или двора, далее шел непосредственно перечень прихожан, где первоначально вписывали представителей мужского пола, и только после этого могла быть записана жена или другая родственница отца семейства. В следующие столбцы исповедной росписи вносился возраст, сословная или владельческая принадлежность. Иногда прямо в этом списке указывался населенный пункт, в случае если к приходу относились несколько селений. Тут же отмечалось присутствие либо отсутствие на исповеди. Все листы должны были подписываться каждым звеном причта, но, так как это указание носило рекомендательный характер, на практике заверение происходило только на заключительных страницах блоков.

Исповедные росписи принадлежат к фондам духовных консисторий и правлений, а также епархиальных управлений. В настоящее время исповедальные ведомости хранятся в государственных архивах определенного региона. Нелишним будет отметить, что в редких случаях росписи по исповеди и причастии можно найти в архивах отдельных церквей.
...Необходимо иметь в виду, что священники были обязаны вести исповедальные ведомости в двух одинаковых экземплярах, один из которых направлялся на ответственное хранение в духовную консисторию, зачастую объединяясь с делом соседних приходов, а соседство определялось в зависимости от территориального деления того или иного региона. Второй экземпляр исповедной росписи оставался в фондах самой церкви.

Так как в XIX веке наблюдался особый контроль духовности населения Российской империи, обычным делом был дополнительный не церковный учет причащения и исповедования жителей (в основном крестьян). Проводя поиски, мы встречаем разного рода приказы и распоряжения светских начальников, где говорится, что их подчиненные обязаны представить справку от настоятеля храма о пребывании на исповеди и Святом причастии.

» Исповедные росписи (ведомости)

Здесь я привожу статью из справочного пособия «Генеалогическая информация в государственных архивах России», выпущенного Федеральным Архивным агентством и ВНИИДАД в 2004-м году.

Исповедная роспись (ведомость) - документы . Первая инструкция о ведении исповедных росписей (ведомостей) относится к 1697 году. Форма их была первоначально самой простой: каждый причт обязан был вести у себя три именных списка: в первый вносились все прихожане, бывшие на исповеди, во второй - не присутствовавшие, в третий - расколь- ники. Форму исповедных ведомостей, сохранившуюся до конца их существования (20-е годы ХХ в.) практически неизменной, определил указ 1737 г. Временем составления росписей был Великий пост. Тем, кто не успевал исповедоваться во время Великого поста, разрешалось сделать это в любое другое время. Как правило, это были посты Петра и Павла, Успенский и Рождественский.

Формуляр исповедных росписей был следующим: в первой графе обозначался порядковый номер домов или дворов, во второй - число в них людей, раздельно мужчин и женщин. Если семья была полной, то фамилия чаще всего записывалась один раз для всех членов, для супругов указывались имя и отчество, а для их детей - только имя. Если один из супругов уже умер, то в отношении оставшегося в живых указывалось вдовство (это позволяло проверять факт смерти при отсутствии записи в метрической книге), далее указывалось, отдельно для мужчин и женщин, количество лет каждого члена семьи на данный год. В росписи вносили имена всех детей старше одного года, но при этом в графе об исповеди священник ставил прочерк.

Исповедную роспись подписывал не только настоятель храма, но и весь его причт.

Официально прекратили свое существование в 1917 году, но в отдельных храмах священники продолжали их вести, поэтому в фондах церквей, духовных правлений, епархиальных управлений и духовных консисторий сохранились исповедные росписи за более поздний период.

Существуют и другие генеалогические источники. Ниже перечисляю некоторые из них:

- брачные обыски;

- рекрутские списки и списки ратников;

- клировые ведомости;

- посемейные списки;

- писцовые и переписные книги;

- отдаточные книги;

- переписные листы 1-й Всеобщей переписи населения 1897 г.;

- переписные листы сельскохозяйственной переписи 1917 г. и 1916 г.;

- списки домовладельцев и городских обывателей;

- документы о переселенцах (вопросные листы, карточки, списки);

- послужные (формулярные) списки;

- личные дела чиновников.

Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!

Государственный документ периода XVIII-начала XX веков, содержащий в себе информацию об исповедях православного населения, делился на 3 основополагающие части:

1) "Кто были у Исповеди и Святого Причастия".

В этой части росписи указывался перечень членов семей с отметкой о присутствии или отсутствии во время Великого поста (с 23 марта по 3 апреля). В исповедальную ведомость записывалось "был" или "не был" прихожанин участником обряда. Благодаря таким сведениям из ведомостей, сегодня исследователи родословных могут добывать дополнительную информацию, делать определённые выводы о духовности предка из династии и соединять родственные цепочки.

2) "Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием".

Вторая графа присутствовала в исповедной росписи крайне редко. По усмотрению священника в неё вносились те, кто не присутствовал на причащении более года. Если время пропуска составляло более трёх лет и прихожанином не представлялись документы, объясняющие его отсутствие, то священнослужитель отмечал это в исповедальной ведомости и сообщал о таком человеке своему епархиальному начальству, которое в свою очередь могло причислить поданного к раскольникам (старообрядцам или иным людям, придерживавшихся нетрадиционного вероисповедания).

3) "Которые у исповеди не были".

Исповедная роспись (духовная ведомость) в третьей части обычно содержала перечисление раскольников и причин, почему жители не могли явиться на обряды в православную церковь. Причинами пропусков чаще всего указывались "по отлучке" или "по нерадению", однако исследователями сайта сайт в редких случаях выявляются записи "за леностью" и аналогичные им, характеризующие личность человека соответствующим образом. На православных, попавших в этот список, светскими властями мог налагаться штраф "против доходу с него втрое", причем уплата штрафа не освобождала человека от обращения к Исповеди.

Содержание исповедной росписи, примеры записей

Мы досконально изучаем, из чего состоят документы, пополняем новыми пунктами, чтобы максимально компетентно подходить к работе с исповедными ведомостями и другими материалами. Также мы расширяем собственный кругозор и знания исторических фактов, наподобие тех, что описаны в этой части статьи "Содержание исповедной росписи". Принципиальная личная позиция позволяет нам безвозмездно делиться накопленным опытом с посетителями сайта и подготавливать на коммерческой основе действительно интересные Родословные (судя по отзывам обратившихся за консультациями), написанные на основе тщательных документальных исследований. Подробнее про содержание исповедальных росписей мы расскажем ниже, перед этим предлагаем ознакомиться с примерами документов для лучшего представления сути статьи, окунувшись в историю.

Пример (образец) исповедной росписи:

"Исповедальные росписи Стародубской епархии города Стародуба церкви Вознесения Господня, 1829 года.

Священник Тихон Проценко,

Дьякон Илья Диаковский,

Дьячок Андрей Диаковский.

Мещане и их домашние

№ 77. Алексей Андреев Карпов, 27 лет, жена его Екатерина Тимофеевна, 25 лет, сыновья их Семен, 3 года, Антон, 2 года, Петр, 1 год.

№ 394. Иоанн Дружников, 67 лет, жена его Екатерина, 59 лет, дети их Любовия, 20 лет, Степан, 22 года, Андрей, 36 лет, женат, жена его Иулиания, 32 года, дети София, 6 лет, Дарья, 4 года, Мария, 2 года."

Вам будет интересно узнать, что первые инструкции по составлению и ведению исповедных ведомостей появились с указом Московского Патриархата от 1697 года. Однако, массовое распространение и внедрение практики подачи отчетных списков о добросовестности прихожан относительно церковных обрядов пришло немного позднее, ближе к началу 20-х годов XVIII века. В 1722 году в свет вышел указ Синода об исповедных росписях , обязывающий жителей, начиная с 7-летнего возраста, каждый год исповедоваться если не во время Великого поста, то хотя бы в Петров (15 июня - 12 июля), Успенский (14 августа - 27 августа) или Рождественский (28 ноября - 6 января) посты.

Первые версии духовных росписей оформлялись в виде тетрадок с вручную расчерченными таблицами для ввода данных. Печатные же версии исповедальных ведомостей начали появляться лишь к середине XIX века, при этом содержание практически не менялось за всё время существования документа. Строгий контроль вышестоящего духовного правления дисциплинировал священнослужителей, которые старались относиться к заполнению книг ответственно, ведь в противном случае им грозили наказания, вплоть до лишения сана. Официальный отказ Государства от ведения исповедных росписей произошел после Революции 1917 года, но отдельные священники продолжали вести списки и несколько последующих лет.

Пример (образец) исповедальной ведомости:

"Исповедальные росписи Саратовской епархии города Саблы церкви Рождества Богородицы, 1863 года.

О обретающихся в приходе оной церкви нижеявленных всякого чина людям, с изъяснением противу каждого имени, кто в Четыредесятницу был у Исповеди и Святого Причастия, кто исповедовался только, а не причастился, и кто и не исповедовался и не причастился и почему.

Священник Иоанн Преображенский,

Дьякон Василий Лыков,

Дьячок Андрей Лыков.

Мещане и их домашние

№ 5. Параскева Марковна Карпиха, 57 лет, дочери ее Екатерина, 16 лет.

№ 17. Мария Ивановна Карпова, 41 год, сын ее Кирилл, 20 лет.

№ 58. Василий Михайлович Карпин, 44 года, жена его Евдокия Корнильевна, 38 лет, дети их Лаврентий, 18 лет, Евдокия, 11 лет.

№ 149. Иван Тимофеевич Карпин, 51 год, жена его Матрона Онисьевна, 37 лет, дети их Семен, 12 лет, Петр, 3 года, Тимофей, 2 года, Мария, 6 лет."

В отсутствии метрических книг, исповедные росписи обладали юридической силой и использовались при разрешении брачных и земельных конфликтов. Переселенцам Настоятель церкви выдавал справку об исповедовании, без которой невозможно было совершить обряд бракосочетания на новом месте. Что касается описания, то исповедальная книга схожа с прочими церковными документами. Первым указывался порядковый номер семьи или двора, далее шёл непосредственно перечень прихожан, где первоначально вписывали представителей мужского пола, и только после этого могла быть записана жена или другая родственница отца семейства. В следующие столбцы исповедной росписи вносился возраст, сословная или владельческая принадлежность. Иногда прямо в этом списке указывался населенный пункт, в случае если к приходу относились несколько селений. Тут же отмечалось присутствие либо отсутствие на Исповеди. Все листы должны были подписываться каждым звеном причта, но так как это указание носило рекомендательный характер, на практике заверение происходило только на заключительных страницах блоков. В конце исповедальной ведомости приводились статистические общие сведения о приходе в виде таблицы, разделенной на сословия.

Форма написания была относительно свободная, а исповедные росписи даже соседних уездов могли сильно отличаться по оформлению и чередованию записей, к чему исследователь должен быть заранее морально подготовлен. Для того, кто ищет, первостепенным значением является расположение фамилий, которые, как правило, шли в начале, что даёт возможность более-менее оперативно разыскать нужного прихожанина (насколько это возможно, исследуя огромные фолианты, пример которых показан на первой фотографии статьи). Однако, поисковик-генеалог должен иметь в виду, что в конце 20-х годов XX столетия, во времена существования РСФСР, исповедальные ведомости начиная от 1865 года и двигаясь к нашему времени, были признаны не имеющими исторической ценности, в связи с чем большая часть фондов была уничтожена.

Где искать исповедные ведомости прихожан церквей

Определение нахождения исповедальных ведомостей не простое занятие, не удивительно, что многие, кто интересуются своей родословной, заказывают услуги по генеалогии , в рамках которых изучаются архивные материалы за несколько лет, а иногда и за десятки лет. Информация, содержащаяся в исповедных росписях населения Российской Империи, обладает особенной ценностью ещё и потому, что в этих документах фиксировались принадлежность жителей к определенному владению, их социальное положение, возраст, место проживания, составы семей, за редкостью род занятий.

Исповедные росписи принадлежат к фондам духовных консисторий и правлений, а также епархиальных управлений. В настоящее время исповедальные ведомости хранятся в Государственных архивах определенного региона. Не лишним будет отметить, что в редких случаях росписи по Исповеди и Причастии можно найти в архивах отдельных церквей. Чтобы отыскать конкретное дело, где закреплена духовная роспись, исследователю необходимо знать примерное место и время проживания искомого человека. Обладая такими исходными данными уже можно проводить тотальный или "точечный" поиск родственника по датам за его период жизни. Необходимо иметь в виду, что священники были обязаны вести исповедальные ведомости в двух одинаковых экземплярах, один их которых направлялся на ответственное хранение в духовную консисторию, зачастую объединяясь с делом соседних приходов, а соседство определялось в зависимости от территориального деления того или иного региона. Второй экземпляр исповедной росписи оставался в фондах самой церкви.

Генеалогические исследователи по неопытности могут завершить поиски, узнав в Государственном учреждении о том, что оригинал книги не сохранился до наших дней. Компетентный же специалист должен обязательно проверить наличие исповедной росписи ещё и в конкретной церкви, прихожанами которой были искомые личности. Так как в XIX веке наблюдался особый контроль духовности населения Российской Империи, обычным делом был дополнительный не церковный учёт причащения и исповедования жителей (в основном крестьян). Проводя поиски, мы встречаем разного рода приказы и распоряжения светских начальников, где говорится, что их подчиненные обязаны представить справку от Настоятеля храма о пребывании на Исповеди и Святом Причастии. На основе подобных документов тоже может быть добыта ценная информация о родственниках, наряду с исповедальными ведомостями, метрическими книгами, ревизскими сказками и другими основными генеалогическими источниками. Многие энтузиасты публикуют найденные материалы в интернете, можно провести поверхностный поиск и посмотреть, что есть в сети.

Если у Вас есть дополнения - сообщите об этом в комментарии, сделаем полезный ресурс вместе!

Все права защищены, копирование текста допустимо только с размещением ссылки на сайт

Остановимся теперь на самых ранних документах, сохранность которых определяет возможности поиска. Все эти документы дают информацию о податных сословиях. О поиске по дворянским родословным и о документах, которые могут дать сведения о дворянах, я расскажу в будущем.

1. Метрические книги. Отдельные метрические книги в областных архивах встречаются с 1700 – 1710 гг., их повсеместное систематическое ведение начинается с 1722 г. Однако в большинстве архивов метрики XVIII в. сохранились очень плохо. Даже там, где они представлены за многие годы, полнота сведений, которые включались в документы этого периода, не позволяет использовать их в качестве основного источника. Метрические книги XVIII в. привлекаются в основном для уточнений, при этом основными источниками являются ревизские сказки и исповедные ведомости.

2. Исповедные ведомости. Эти документы начали вести с рубежа XVII – XVIII вв., но систематическая сохранность исповедных ведомостей в областных архивах (если они вообще сохранились: в некоторых архивах этот вид источников уничтожен практические полностью) начинается с 40 – 60-х гг. XVIII в. Поскольку они зачастую содержат сведения, отличные от ревизских сказок, исповедные ведомости – один из основных источников исследований в ранний период. Их основной недостаток связан с тем, что они не содержат информации о перемещениях крестьянских семей, тогда как XVIII в. – время активного освоения земель, когда помещики переводят своих крестьян очень и очень активно.

3. Ревизские сказки – пожалуй, самый главный источник исследований в этот период. В XVIII в. ревизские сказки проводились: в 1719 – 1727 гг. (I ревизия), 1744 – 1747 (II ревизия), 1762 – 1765 (III ревизия), 1782 – 1788 (IV ревизия), 1794 – 1808 (V ревизия). В ревизских сказках I и II (а также VI) ревизий не учитывались женщины, зато в материалах III – V ревизий указывалось даже, из какой деревни женщину взяли замуж. В ревизиях содержится список всех членов той или иной семьи с указанием возраста, а также отметками о том, жила ли эта семья здесь или была перемещена из другого населённого пункта. Материалы I – III ревизий дополняются также книгами убылого населения, в которых фиксируются все перемещения в период между переписями. Материалы I – III ревизий хранятся в Российском государственном архиве древних актов, IV и более поздних – в областных архивах. Глубина изучения родословной определяется обычно сохранностью ревизий (иногда – также исповедных ведомостей), поскольку именно эти документы дают наиболее полную картину податного населения России XVIII в.

4. Материалы переписей начала XVIII в. В это время проводилось две переписи податного населения. Первая была проведена в 1710 г., вторая (ландратская перепись) – в 1715 – 1718 гг. Документы ландратской переписи особенно интересны, поскольку фиксируют женщин, а также отмечают причины отсутствия крестьян, наглядно демонстрируя всю тяжесть Северной войны для населения России. Материалы всех переписей хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве. К сожалению, сохранность этих документов позволяет использовать их для изучения родословных лишь в редких случаях.

5. Писцовые и переписные книги. Составление писцовых книг началось с конца XV в., изначально по пятинам Новгородской земли, а затем и по всем землям Российского государства. В XVII в. было проведено два подворных описания, которые должны были охватить всё население, обязанное платить налоги: в 1646 – 1647 и 1676 – 1678 гг. Эти переписи содержат имена и, во многих случаях, возраст жителей деревень и городов. Найти предков по писцовым книгам – большая удача. К сожалению, сохранность архивных документов не всегда позволяет дойти до писцовых книг, они сами также сохранились весьма неполно. В настоящее время писцовые книги хранятся в нескольких фондах Российского государственного архива древних актов.

Помимо названных документов, по некоторым регионам в XVII – XVIII вв. проводились дополнительные переписи (например, по землям Витебской губернии – в 1772 г., по Новгороду – в 1707 г.). Кроме того, существуют некоторые массивы документов, касающихся одного сословия в каком-либо регионе, например, крестьянские книги Енисейской губернии конца XVII – начала XVIII в.

Факт сохранности тех или иных документов не означает, что искомая семья будет там найдена, поскольку далеко не всегда удаётся отследить все перемещения, кроме того, в силу разных обстоятельств учёт мог быть неполон. Однако, несмотря на это, большая часть изучаемых нами крестьянских родословных имеет глубину по документам – начало – середина XVIII в., а по сведениям обычно уходит в XVII в. В некоторых случаях удаётся также найти писцовые книги. На моей практике был даже один случай, когда крестьянскую родословную по территории нынешней Вологодской области удалось довести до последней четверти XVI в.

Исповедные ведомости или росписи, являясь некоторым подобием диптихов или списков кающихся древней христианской церкви, по своему историческому началу в церкви русской восходят к 1718 г., когда именным указом Петра I (февр. 17) приказано было священникам ежегодно подавать «ведомость о неисповедавшихся» для взыскания с таковых штрафа (Полн. Собр. Зак. № 3169); то же распоряжение было подтверждено и в указе от 28 февр. 1722 г., которым предписывалось: «во всех епархиях, во всяких градских и уездных приходах священником учинить прихожанам своим всякая звания мужеска и женска полу книги, записав в них именно православных и раскольников, означа ясно по домам, в которых книгах под написанием всякого дому оставлять место впредь, на приписку прибылых в тот дом, а убылых подписывать кто куда отбыл в тех книгах именно». Первоначальная форма этих ведомостей была самая простая; каждый причт церковный обязан был вести у себя три именных списка: в 1-й вносились все прихожане, бывшие у исповеди, во 2-й - не бывшие, в 3-й - раскольники. Списки эти представлялись приходскими священниками поповским старостам, заказчикам или десятильникам, а этими последними в архиерейские дома, откуда посылались в Св. Синод только общие извлечения из списков, с показанием общего количества бывших и не бывших у исповеди по каждой епархии. Но в 1737 г., на конференции Сената с Синодом, была установлена более сложная форма этих списков из 49 граф с 22 заголовками, а указом 16 апр. того же года повелено: «во всех епархиях градским и уездным всех приходских церквей священникам, каждому со своим причтом, сочинить прихожанам своим всякая чина мужеска и женска пола, от престарелых до сущаго младенца, именныя, по чинам и домам, верныя с показанием комуждо лет от рождения, росписи». Нынешняя форма исповедных ведомостей или росписей утверждена Св. Синодом 15 окт. 1846 г. и тогда же введена в употребление по церквам. По действующему Уставу духовной консистории (ст. 16) исповедные росписи должны вестись во всех приходских церквах в двух экземплярах, из которых один чрез благочинного ежегодно к 1-му октября представляется в консисторию, где составляется особая перечневая ведомость, представляемая в Синод при отчёте архиерея о состоянии епархии. Исповедные росписи имеют весьма важное значение как в церковном, так и в гражданском отношении. Так событие брака, в случае сомнений, удостоверяется, между прочим, справкою с исповедными росписями (Уст. дух. конс. ст. 260, 266 и Зак. гражд. ст. 35 Свод. зак. т. X, ч. 1-я, изд. 1900 г.); за невозможностью получить метрическое свидетельство, по неимению метр. книг, или при сомнительности обстоятельств, которые в них записаны, могут быть в доказательство рождения от законного брака принимаемы и исповедные росписи (Уст. дух. конс. ст. 265; Уст. гражд. суд. ст. 1356); при сомнении в законном возрасте брачующихся справки делаются и с исповедными росписями (Инстр. благоч. ст. 18, примеч. 2-е). Вследствие такого значения испов. росписей на благочинного возлагается обязанность наблюдать за своевременным и верным составлением их приходскими священниками (там же, ст. 40) и, в частности, за тем, чтобы последние с особенною осторожностью показывали супругами таких лиц, которые хотя и поступают на всегдашнее жительство в их приходы, но не ими венчаны, и в подтверждение супружества своего не представляют никаких доказательств (там же, ст. 42). За неисправное ведение росписей священнослужители и причетники наказываются выговором или денежною пенею, а за явное нерадение или неблагонамеренность в ведении этого дела священники могут быть подвергнуты отрешению от места с низведением в причетники (Уст. дух. конс. ст. 192 и 193).

* Николай Федорович Марков,
кандидат кан. права Спб. университета,
помощник управляющего канцелярией Св. Синода.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 1119. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.