Оренбургское высшее военное авиационное краснознаменное училище. Оренбургское вваул

Если говорить о героях, то всех, окончивших Оренбургское ВВАУЛ, кого можно причислить к героям, я не знаю, но одного - моего друга Виктора Кубракова я знаю! Мы дружили с ним в ещё в училище, после училища, будучи в части (авиагарнизон Гвардейское, Крым) мы дружили семьями: моя жена и его жена обе Татяны - дружили, наши дети ходили в одну группу дет.сада. Он 11 мая 1979 года взлетел на самолёте ТУ-22М2, вскоре на одном из двигателей произошёл очень опасный отказ, в результате которого на высоте 3900 метров практически над селом Янтарное (Крым) двигатель взорвался и самолёт стал падать и разрушаться... Перегрузки достигали 11 крат (это означает, что тело становилось более тяжёлым в 11 раз, чем обычно)... У него в распоряжении было всего 25 секунд и он использовал их именно, как герой, - он сумел включить тумблер принудительного покидания экипажа (сам экипаж на поминках признался, что никто не мог привести в действие катапульту из-за сильных и знакопеременных (то прижимает к креслу, то отрывает от него) перегрузок), т.е. именно он спас весь экипаж... Сам командир в эту систему не включён (конструкторы считали, что командир сможет что-то ещё сделать в последние секунды и потом катапультироваться самостоятельно)... Виктор и "сделал ещё" - он сумел отвести самолёт от школы, на которую падал, и включив форсаж одному работающему двигателю, увёл самолёт от школы... Сам воспользоваться катапультой не успел и погиб... Сейчас школа посёлка Янтарное носит его имя, рядом стоит памятник Виктору Кубракову... Посмертно он был награждён Орденом Красного Знамени!
Привожу фотографию из газеты "Красная звезда" со статьёй о нём:

А ровно через 10 лет меня почему-то "пробило" сочинить стих о нём... Ниже привожу этот стих:

Памяти моего друга Виктора Кубракова

Идёт на взлёт крылатая машина,
«Бетонка» проплывает под крылом
И в унисон работают турбины..,
Дождётся ли тебя аэродром..?

«Игла» стальная тянет нить по небу
В сверхзвуковом движении своём
И как бы «враг» силён, коварен не был,
Он убедится в мужестве твоём...

Сошла с пилона мощная ракета,
Сноп пламени с собою унесла.
Жизнь скоротечна, как атака эта,
Но подвигу в ней место есть всегда..!

И вот назад летит ракетоносец,
У Виктора спокойно на душе,
Вход в зону он сейчас запросит
И эшелон получит у РП...

Но вдруг приборы словно «ошалели»,
А стрелки заметались, как в бреду
И двигатель как-будто еле, еле
«Ворочает» турбину на беду...

Доклад на землю ёмок, скоротечен:
«Упали обороты одного..,
Прошу посадку срочно обеспечить
И дать свободный эшелон»..!

Но времени, как видно, не осталось,
Судьба уж прочертила Рубикон,
Машина в воздухе... взорвалась,
Вращаясь, стала падать кувырком...

И в эти страшные мгновенья,
Когда, казалось, - экипаж погиб..,
Единственное принял ты решенье, -
Спасти товарищей своих!

А перегрузки давят многократно
И тело словно налито свинцом..,
Мгновения уходят безвозвратно,
Их нет в распоряжении твоём...

С большим трудом ты тумблер нажимаешь..,
Ценней подарка нету на земле..!
Своих друзей тем самым ты спасаешь,
Великодушно «забывая» о себе..!

И «вспыхнули» три купола на небе,
Рождённых под счастливою звездой,
А ты в горящей взрывчатой «торпеде»
Летишь на встречу с грешною землёй..!

Стоят все трое в скорбном карауле
У изголовья командира своего,
Их память в «те мгновения» вернула,
Спасти пытаясь в мыслях и его...

Но всё свершилось так уж, как свершилось,
Другого, как известно, не дано...
И я хочу, чтоб Имя не забылось
И светлый образ друга моего..!

Легендарное Оренбургское летное училище за годы работы выпустило выдающихся Героев Советского союза, космонавтов, будущих генералов, ученых и прославленных пилотов. Более двадцати лет назад оно прекратило свою деятельность, но память об училище по-прежнему хранится ее бывшими курсантами и любителями авиации. На сайте учебного заведения можно найти множество информации о деятельности училища с фотографиями и свидетельствами очевидцев того времени.

Первые годы

Оренбургское летное военное училище, официальный сайт которого звучит как www.оввакул.рф , было основано в 1921 году. Несмотря на то что тогдашняя школа воздушной стрельбы и бомбометания была основана в Москве, а шесть лет спустя перемещена в Оренбург, именно эта дата считается открытием Оренбургского летного училища.

В 1928 году в Оренбург переносится высшая школа военных летчиков из Ленинграда. В 1939 году школа делится на две самостоятельные части, в первой из которых производится подготовка летчиков, а во второй - штурманов. Такое разделение позволило более углубленно и качественно обучать курсантов по обоим профессиям.

Годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война стала огромным испытанием для всей страны. Коснулись они и Оренбургской летной школы. Училище справилось с ответственностью: за два года здесь прошли подготовку летчики, которые сформировали фронтовые полки. Всего за период войны школа обучила более 2700 летчиков-бомбардировщиков, многие из которых отличились на фронте. Не обошлось и без потерь: большое количество пилотов героически погибли, выполняя свой долг.

Послевоенные преобразования

После войны училище вплотную занялось подготовкой кадров для военно-воздушных сил СССР. В 1960-е годы происходит глобальная перемена в деятельности школы. Теперь учебному заведению присваивается звание высшего военного авиационного училища. Чтобы новое учреждение образования соответствовало всем стандартам, к нему прикрепляется школа штурманов и училище летчиков из Кировабада вместе со своим учено-материальным оснащением.

Теперь военное летное училище Оренбурга стало крупнейшим в стране. На базе учебного заведения с подачи администрации училища и района создается первая школа космонавтов. Училище в этот период готовит летчиков дальней и морской авиации.

Окончание деятельности училища

В 1993 году Оренбургское летное училище гражданской авиации прекратило свою работу. На его территории какое-то время базировался авиационный полк, который перенесли из стран Прибалтики в связи с распадом Советского Союза. На базе бывшего военного училища создали кадетский корпус, который со временем стал самостоятельным многопрофильным учебным заведением.

В год, когда бывшее училище отмечало свой восьмидесятилетний юбилей, поздравить «летку» прибыли бывшие выпускники со всех концов страны. Здание училища и его аэродромы были частично разграблены, несмотря на то, что помещения причислены к культурно-историческому наследию государства. В 2013 году по этому поводу заводилось уголовное дело, однако оно не принесло результатов. Сегодня корпуса училища делят между собой кадетский корпус, музей космоса и духовная семинария. Последняя получила часть территории из-за того, что после революции Советская власть отобрала здание у православной епархии.

В 2016 году училище отметило девяностопятилетний юбилей. По этому поводу в городе проводились торжественные мероприятия с участием чиновников и бывших курсантов колледжа. В этот день был поднят важный вопрос о восстановлении былой гордости страны - легендарного военного летного училища. Здания учебных корпусов, аэродромы, диспетчерские пункты давно обветшали и находятся практически в аварийном состоянии.

Авиаторы и небезразличные люди отзывались о закрытии училища как о большой ошибке властей. Активисты во главе с некоторыми депутатами написали коллективное обращение в администрацию с просьбой снова открыть училище. Однако, в связи с отсутствием необходимости в кадрах, трудоемкости и затратности подобного процесса положительного решения вынесено не было.

Знаменитые учащиеся Оренбургского военно-воздушного авиационного училища

Среди огромного количества бывших курсантов училища есть немало прославленных героев, космонавтов и летчиков-испытателей, известных научных деятелей, музыкантов и поэтов. Все они с теплом и гордостью отзывались о временах учебы в Оренбургском летном училище. Многие выпускники ОВВАКУЛ заслуживают отдельного упоминания.

Полбин Иван Семенович

Имя этого человека в конце шестидесятых было присвоено Оренбургскому летному училищу. Это был храбрый и отчаянный герой, который более сотни раз рисковал жизнью в борьбе с врагами в период Великой Отечественной войны.

Будущий герой родился в тюрьме, куда его мать, будучи крестьянкой, попала за бунтарские настроения. Мальчика ожидало тяжелое детство, где ему приходилось с ранних лет заниматься тяжелым физическим трудом. Однако однажды он увидел в газете заметку о самолетах и с тех пор «заболел» авиацией. После окончания школы юноша попал в армию, где имел все шансы сделать хорошую карьеру на земле, однако его одержимость самолетами по-прежнему не давала ему покоя. По просьбе Ивана партия посодействовала его зачислению в Оренбургскую летную школу.

В летной школе Полбин выделялся среди сверстников способностями к усвоению материала, дисциплинированностью и энтузиазмом. По окончании школы он остался здесь работать инструктором. После нескольких лет работы Ивана отправляют изучать новые виды техники, в частности, бомбардировщики. Первые боевые вылеты Полбина прошли на Халхин-Голе, где он разработал эффективную тактику ведения боя, при которой бомбардировщики не только успешно оборонялись от противника, но и наносили ему большие потери. За свои заслуги Полбин получил первый орден.

Во время Великой Отечественной войны Иван Семенович руководил опасной операцией по подрыву вражеского склада ГСМ. Всего два самолета потребовалось для того, чтобы разбомбить склад и посеять панику среди противников. Уже за первый год войны Полбин метко уничтожил более 3500 противников, среди которых были и офицеры, а также большое количество техники врага.

За годы войны Полбин многократно участвовал в боевых вылетах по подрыву мостов, складов и уничтожении техники противника. Очевидцы вспоминали его как исключительно одаренного, смелого и уравновешенного человека. Иван Семенович получил много ценных наград за свою деятельность и внес весомый вклад в обучение летчиков, используя инновационные методики преподавания и ведения боя. Во время очередного вылета герой погиб, не дожив до победы полгода. Имя Полбина носит не только училище, но и другие учебные заведения и его место рождения.

Полбин Иван Семенович в годы Великой Отечественной войны

Гагарин Юрий Алексеевич

Имя Гагарина известно любому школьнику. Многие мечтали, как он, отправиться в космос. Жизнь этого великого человека оборвалась слишком рано, однако он успел многое сделать для страны за это время. Мальчик родился в многодетной семье в Смоленской области. Годы войны Гагарин с семейством провели в оккупации. Однажды он увидел в небе самолет. Зрелище глубоко поразило Юрия: он искренне восхищался летчиками и мощными машинами.

До освоения авиационной профессии юноша с отличием окончил ремесленное училище. Крепкий парень не имел проблем со здоровьем и занимался спортом. До поступления в авиационную школу Гагарин отучился в аэроклубе, где совершил несколько прыжков с парашютом.

Летную профессию Гагарин получил в Оренбурге, в Ворошиловской школе летчиков. Он всегда с теплом вспоминал это время, говоря, что именно здесь нашел друзей, встретил будущую жену и научился управлять самолетом.

До знаменитого полета Гагарин успел построить хорошую карьеру в своей области. Благодаря ему, Оренбургское училище часто называли «гагаринским» в память об именитом курсанте. В 1963 году здесь была открыта школа космонавтов, которая носила имя первого отечественного космонавта.

Гагарин Юрий Алексеевич

Самолеты в Оренбургском летном училище

Авиация страны переживала изменения в различные периоды ее жизни. Создавались новые образцы техники, иногда самолеты закупались в Германии и других странах. В Оренбургском училище производилось обучение по большинству ходовых моделей воздушных судов. Всю историю самолетов ОВВАКУЛ можно поделить на три крупных этапа:

  • довоенные годы (1920-30-ее гг.);
  • военный период;
  • послевоенные годы до закрытия училища.

До 1930 года страна не только производила собственную технику (самолеты М, Лебедь, И, СБ, Р, У, УТ, МИГ, Як разных моделей), но и закупала из-за рубежа популярные модели. С развитием собственного строительства самолетов СССР и Оренбургское училище перешли на технику отечественного производства.

МиГ-15, вид спереди

Начиная с 1939 года в связи с началом Второй Мировой войны и нестабильной международной обстановкой в стране экстренно выпустили новые модели: ЛаГГ, МиГ, Як, Пе и многие другие. В Оренбургском училище в период войны ускоренно обучали летчиков для боевых действий на фронте.

После войны активно идет разработка новых самолетов. Нельзя отставать от стран Запада: напряжение между крупными государствами растет. Тогда разрабатываются реактивные и сверхзвуковые модели истребителей и бомбардировщиков. ОВВАКУЛ начинает обучать курсантов и для морской авиации. Такая деятельность ведется до распада СССР и закрытия училища. Основными самолетами, на которых летали курсанты ОВВАКУЛ, были Ил-10, Як-18, МиГ-15, Ил-28, Як-28, Л-29, Ту-134УБЛ. Вылеты производились на нескольких аэродромах и полигонах, которые теперь пустуют.

Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С. Полбина (ОВВАКУЛ) - военное лётное училище в городе Оренбург .

Расформировано в 1993 году. На базе училища создан Оренбургский кадетский корпус - многопрофильное учебное заведение, дающее первоначальную подготовку по летному, вертолетному, авиационно-инженерному, ракетному, зенитно-ракетному, пожарному делу. Тогда же на территории бывшего летного училища разместился Берлинский ордена Кутузова III степени военно-транспортный авиационный полк, выведенный из Прибалтики (его самолёты базируются на аэродроме Оренбург-2).

Учебные полёты производились на аэродромах Чебеньки (904-й учебный авиаполк), Соль-Илецк (910-й учебный авиаполк), Орск-Первомайский (750-й учебный авиаполк), Ащебутак , Теренсай .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • ОБД «Подвиг Народа»
  • ОГИИК

Смотреть что такое "Оренбургское ВВАУЛ" в других словарях:

    Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков - Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище лётчиков имени И. С. Полбина (ОВВАКУЛ) Год основания 10 августа 1921 года Год закрытия 12 февраля … Википедия

    Лётная школа - Лётное училище высшее или средне техническое учебное заведение, производящее подготовку лётчиков (пилотов). Лётные училища в СССР делились на: гражданские готовящие пилотов для гражданской авиации средние (лётное училище гражданской авиации ЛУГА) … Википедия

    Бизяев, Дмитрий Иванович - Дмитрий Иванович Бизяев Дата рождения 24 февраля 1919(1919 02 24) Место рождения село Елбань, ныне Маслянинский район Новосибирская область … Википедия

    Суворовское военное училище - (СВУ) специализированное учебное заведение для молодёжи школьного возраста. Знак об окончании СВУ Поступление в российские Суворовские училища до 2009 года было возможно исключительно для лиц мужского пола … Википедия

    Бегельдинов, Талгат Якубекович - (род. 05.08.1922) летчик штурмовик, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), полковник (1975). Участник Великой Отечественной войны с января 1943 г. Был командиром 144 гв. шап. Совершил 305 боевых вылетов, сбил 4 самолета противника. Войну… … Большая биографическая энциклопедия

Координаты : 51°45′37″ с. ш. 55°06′50″ в. д.  /  51.760167° с. ш. 55.113921° в. д.  / 51.760167; 55.113921 (G) (Я) К:Учебные заведения, основанные в 1921 году

Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище лётчиков имени И. С. Полбина (ОВВАКУЛ) - бывшее военное лётное училище , существовавшее в городе Оренбурге .

История

Свою историю училище ведет от Московской школы воздушного боя и бомбометания, формирование которой было начато 10 августа 1921 года . 9 августа 1922 года её перевели в город Серпухов , а 20 июня 1927 года перебазировали в Оренбург. По маршруту Серпухов - Пенза - Оренбург лётчики-инструкторы перегнали самолеты.

Осенью 1928 года из Ленинграда в Оренбург перебазирована Высшая военная школа лётчиков-наблюдателей, которая вошла в состав Третьей военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей. В июне 1938 года 3-я ВАШЛ была преобразована в ВАУЛ им. К. Е. Ворошилова. В феврале 1939 года училище было разделено на два самостоятельных училища: Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова и Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов, что дало возможность улучшить условия подготовки лётчиков и штурманов.

В 2013 году прокуратурой г. Оренбурга инициировано возбуждение уголовного дела за несохранение памятника истории и культуры - здания Оренбургского высшего военного летного училища - по ст. 243.1 УК РФ (нарушение требований сохранения объекта культурного наследия, повлёкшее по неосторожности его повреждение в крупном размере). С 2003 года нежилые помещения бывшего училища были переданы местными властями в федеральную собственность и находились в ведении Министерства обороны РФ. Сейчас в здании находятся , являющийся филиалом Музея истории Оренбурга , ГБОУ «Оренбургская кадетская школа-интернат имени И. И. Неплюева » и Оренбургская духовная семинария (часть здания возвращена РПЦ, поскольку во времена Российской империи в нём размещалось епархиальное училище).

Учебные площадки

Учебные полёты производились на аэродромах :

  • Чебеньки (904-й учебный авиаполк).
  • Оренбург-2 (814-й учебный авиаполк).
  • Оренбург-3.
  • Орск-Первомайский (750-й учебный авиаполк).

Учебные авиаполигоны - Орловский, Акжарский.

Самолеты первоначального обучения в послевоенный период: Як-18 , Ил-28 , Як-28 , Л-29 , Ту-134 УБЛ.

Среди выпускников:

  • более 150 генералов
  • 453 Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда, Героя Российской Федерации
    • в том числе: 352 Героя Советского Союза
    • 10 - дважды Герои Советского Союза
  • 250 человек известных в мире лётчиков-испытателей техники и заслуженных лётчиков. штурманов
  • 4 лётчика-космонавта
  • 30 человек имеют защищённые кандидатские и докторские диссертации
  • 2 лауреата государственных премий

В 1923-1924 гг. в училище, находившемся тогда в Москве и Серпухове, учился В. П. Чкалов .

В 1955-1957 гг. курсантом училища был Ю. А. Гагарин - будущий первый космонавт планеты.

Напишите отзыв о статье "Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков

– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.
Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13 м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права.

Сейчас часто говорят о развале промышленности, который мы получили после того, как Советский Союз прекратил свое существование. Но не менее страшны и печальны последствия закрытия военных училищ. Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С. Полбина - одно из попавших под трагическую раздачу недальновидности, глупости и экономии. Из 7 военных училищ было закрыто 5 - уж больно дорогим удовольствием оказалось готовить классных летчиков, способных вести всю особо сложную летающую технику - от штурвала самолета до ракеты, ведь первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин - выпускник этого училища.

Также можно вспомнить Кузнечика и его друзей в фильме В бой идут одни старики - ускоренный выпуск оренбургской летки.

Мне в жизни очень повезло. Мой папа - военный летчик, и своим существованием на земле я обязана именно ОВВАКУЛ имени Полбина, куда мой папа приехал воплощать мечту о небе из Самарканда и где встретил мою маму. Ему же обязана своим существованием моя сестра - ее папа приехал поступать сюда из Новокузнецка, нашел друга, моего папу, на всю жизнь, на сестре которого и женился! А также много других уже повзрослевших детей, получивших в жизни уникальный шанс - порядочного, отвественного, умного, надежного, любящего отца - выпускника Оренбургского летного училища.

Серьезные вступительные экзамены, 4 года обучения сложнейшему делу - вождению самолетов. Жесточайшая дисциплина, высочайший уровень преподавателей и путевка в опасную порфессию - все это давало Оренбургское летное училище имени Полбина. А еще надежная дружба на всю жизнь. У папы их, особено близких, трое. А кроме них - еще много действительно надежных товарищей-однокурсников. Навскидку, из материальных, но важных примеров - устройство демобилизованного папы на хорошую работу в Оренбурге и помощь в покупке хороших автомобилей в Новосибирске. И все это запросто, потому что 4 года проучились вместе и стали товарищами.

Выпускники летки служили в гарнизонах по всей стране, мы - на Дальнем Востоке. Я неслучайно говорю мы - служила вся семья. Служба и опасна и трудна - эти слова относятся не только к работникам органов. Оренбургская летка выпускала своих курсантов туда, где слова Долг. Честь. Родина не были пустым звуком.

После четырех лет летного училища, где уровень образования был невероятно высок, те, кто попадал на тяжелые самолеты, еще столько же осваивали эту сложную технику. И как доучиваться, и как переучиваться. Причинами одного из разбившихся самолетов стал комплекс недооцененных проблем: мало времени на переучивание у капитана корабля, всего 5 часов полетов и управого летчика и его же недостаточные физические параметры - тяжелый самолет требовал мощного пилота. Помните трагедию ярославльского Локомотива? Неправильные действия хороших пилотов, не успевших переучиться на другой самолет.

Только сейчас начинаю осознавать хрупкость той семьи, той мирной жизни, цену тем шоколадкам и сокам в металлических баночках, которые воспринимались как нечто должное. Стратегическая разведка в Тихом и Индийском океане (дальневосточные гарнизоны) - вот чем занимался мой папа со своими сокурсниками и другими выпускниками Оренбургского летного училища, а также других военных училищ. За 9 лет, которые я прожила на Дальнем востоке, в полку из 24 самолетов потеряли 4. Об этом тогда не говорили. Причины были разными, из 4 три - в Тихом океане - ни звука, ни следа - ничего. В то время советские самолеты "не падали".

Сейчас у России стратегической разведки на тяжелых самолетах типа Ту 95 нет. НЕТ ВООБЩЕ. И только Шойгу первым снова заговорил об этом важном направлении обороноспособности страны - враги-то наши никуда не делись, к сожалению - вместо Летки сейчас Епархия и кадетский корпус. Но из чего будут формировать корпус летчиков-разведчиков, способных водить тяжелые самолеты, непонятно.

Вот уже 21 год как нет оренбургской летки. Нет школы долга, патриотизма, надежности, порядочности, дружбы. Нет школы классных летчиков. Как много мы потеряли!