Отчет по социологическому исследованию образец. Отчет о социологическом исследовании

Отчет о социологическом исследовании представляет собой документ, в котором отражены результаты проведенного социологического исследования студента или группы студентов. Проводят социологические исследования и соответственно пишут отчеты не только социологи, но и студенты таких специальностей, как менеджмент, маркетинг, социальная работа и пр.

Структура основной части отчета

Отчет имеет соответствующую структуру. Следует отметить, что отчет делится на две главы, которые подразделяются в свою очередь на подпункты.

Приведем пример.

Итак, с чего начать отчет о социологическом исследовании?

Ответ: с формулировки актуальности проблемы, которая должна занимать не более одного листа.

Приведем пример:

«Активное применение новейших информационных технологий становится актуальным во многих сферах человеческой жизни. Человечество вступило в новое тысячелетие с полным пониманием важности и необходимости применения компьютерной техники в образовании. Однако существует проблема обеспеченности студентов компьютерной техникой и освоения компьютеров студентами, что не позволяет использовать в полной мере возможности новых информационных технологий».

Затем мы переходим к степени разработанности темы, здесь приводим пример социологических исследований по данной проблематике.

Приведем примеры для темы «Роль компьютера в образовании молодежи»

Цель социологического исследования — разработка рекомендаций и предложений по решению проблемы обеспеченности студентов компьютерной техникой и проблемы освоения компьютеров студентами.

Объект социологического исследования – студенты ТГАС

Предмет социологического исследования – содержание и характер мнений и оценок студентов по проблеме внедрения новых информационных технологий в учебный процесс.

Формулировка гипотез исследования

Первая гипотеза – в связи с тем, что новые информационные технологии позволяют получать информацию в более простой и доступной форме, отношение студентов к их применению в целом положительно.

Вторая гипотеза – уровень теоретической и методической готовности студентов к работе на компьютере невысокий.

Задачи социологического исследования:

  • выявить сколько студентов имеют личный ПК;
  • выявить уровень теоретической и методической готовности студентов к работе на компьютере;
  • выявить отношение студентов к компьютеризации учебного процесса;
  • выяснить какие новые информационные технологии студенты применяют в процессе получения образования в ТГАСе.

Методический раздел программы начинается с определения выборки.

Приведем пример:

Выборка

В ходе полевого исследования было опрошено 25 респондентов с 1-го, 2-го, 3-го, 4-го, 5-го курса по 5 человек. Такое же количество человек было протестировано.

Генеральная совокупность составляет 2800 человек, которая включает в себя студентов ТГАС очного отделения.

Выборочная совокупность составляет 280 человек.

Метод серийной (гнездовой) выборки

Ni = , где i – число серий, выделенных в генеральной совокупности

Ni – число единиц в серии

N – величина генеральной совокупности

N — величина выборочной совокупности

N1 == 57; n2 == 55; n3 == 55;

N4 == 56; n5 == 57

Таким образом, с 1-го, 2-го, 3-го, 4-го, 5-го курсов подлежит опросу 57,55,55,56,57 чел. соответственно.

Затем определяемся с методами исследования:

  1. Анкетный опрос студентов (анкета прилагается). Для исследования обозначенной проблемы необходимо проведение анкетного опроса
  2. Тестирование студентов (тест прилагается) с целью выявления уровня теоретической и методической готовности студентов к работе на компьютере, а также для подтверждения/опровержения анкетирования.

Также во второй главе описываем социально-демографическую характеристику объекта.

Приведем пример:

Глава 3 включает анализ полученных данных, которые, как правило, приводятся в табличной форме (на все вопросы), в форме диаграмм.

Приведем примеры:

По результатам исследования были получены следующие данные:

Распределение ответов на вопрос: «У Вас дома есть компьютер?»

Распределение ответов на вопрос: «Для чего вы используете компьютер большую часть времени?»

Распределение ответов на вопрос: «У Вас дома есть доступ к Интернету?»

Завершаем отчет примерным планом подготовки и проведения социологического исследования, а также приложениями, в качестве приложения можно использовать анкету.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Логика построения отчета. Требования к отчету
Отчет о выполненной практической работе должен включать четыре части: программу исследования, анализ результатов исследования, список использованной литературы, приложение. Отчет должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским работам
1.Программа исследования (Приведенные элементы программы являются наиболее общими и меняются в зависимости от специфики используемого метода)
Программа исследования состоит из методологического, методического разделов, рабочего плана исследования.
Методологический раздел:
Актуальность проблемы
Цель и задачи исследования
Объект и предмет исследования
Гипотезы исследования
Теоретическая интерпретация понятий
Эмпирическая и операциональная интерпретация понятий
Методический раздел
Обоснование и описание инструментария исследования
Описание техники построения выборочной совокупности и ее репрезентативности
Логическая схема обработки информации
Рабочий план исследования
План мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных за выполнение
Расчет необходимых ресурсов
2. Анализ результатов исследования
Включает результаты, полученные в ходе обработки первичной социологической информации (таблицы, графики, рисунки и т.д.) И их анализ. Необходимо продемонстрировать знание программ статистической обработки информации и умение интерпретировать полученные результаты. Необходимым условием является ознакомление с результатами аналогичных исследований, проведенных специалистами и использование соответствующих теоретических знаний в рамках изучаемой проблемы.
Анализ должен завершаться соответствующим резюме (выводы, рекомендации, предложения, направления дальнейшего исследования проблемы и т.д.).
3.Список использованной литературы
Приводится список использованной литературы, как по изучаемой проблеме, так и по методике социологических исследований. Список должен быть оформлен в соответствии с библиографическими требованиями.
4. Приложение
Должно включать рабочие материалы исследования (анкеты, бланки, протоколы и т.д.; маршрутные листы, промежуточные расчеты, статистическую информацию).
Структура отчета.
Содержание завершающего этапа зависит от формы организации исследования и вида отчета. Если исследование проводилось по инициативе и на средства самих исследователей, то отчет выполняется в виде: а) диссертации на соискание ученой степени, б) публикации научной монографии или статей, в) доклада на каком-либо собрании социологов (конференции, симпозиума, конгресса и т.п.).
Плановые госбюджетные исследования завершаются написанием полного отчета о проделанной работе, включающего в себя:
исследовательскую программу;
описание всех операций и процедур и каждом этапе исследования;
все выводы и рекомендации;
обширные приложения (образцы всех инструментов, итоговые таблицы, схемы, графики и т.п.).
При этом отчет оформляется в полном соответствии с требованиями ГОСТа к оформлению научных работ. Вид отчетов за заказное исследование определяется договором на его проведение. Заказчик и социологи вправе договориться об отчете:
по полной форме (что бывает крайне редко),
в виде аналитической записки, содержащей выводы и рекомендации (что бывает чаще всего),
в любой иной форме, находящейся между двумя вышеназванными.
Понятно, что в разных случаях подготовка отчета требует разных затрат времени, средств, интеллектуально-творческого и технико-оформительского труда.
Проблемы, которые чаще всего возникают в связи с приемом-сдачей отчетов о социологических исследованиях.
Первая связана с соблюдением конфиденциального характера содержащейся в отчетах информации. Заказчик, как правило, кровно заинтересован в том, чтобы эта информация не попала в чужие руки, особенно конкурентам. Исполнители обязаны уважать этот интерес, ни в коем случае не предоставлять полученную информацию никому, кроме заказчика (даже если кто-то заплатит за нее больше, чем заказчик). Боязнь огласки - одна из весомых причин нежелания руководителей проводить социологические исследования в подведомственных им структурах.
Суть второй проблемы заключается в определении собственника информации, полученной в процессе исследования. Кому она принадлежит - заказчику, оплатившему расходы на ее производство, или социологам, непосредственно ее получившим? Если в договоре нет никаких специальных условий на этот счет, то заказчик и исполнители выступают равноправными собственниками информации, содержащейся в отчете. Это значит, что ни та, ни другая сторона не имеет права распоряжаться ею без согласия другой стороны. В ситуации, когда, скажем, социологи решили опубликовать эту информацию (или ее часть), они обязаны получить на это разрешение заказчика. В противном случае возникает их ответственность перед судом, естественно, если в суд поступит соответствующий иск.
Возможно и иное решение данной проблемы. В договоре может быть специально оговорено то, что исполнители отказываются от своей интеллектуальной собственности, продают ее заказчику за какую-то сумму. В такой ситуации заказчик становится единственным владельцем информации и может распоряжаться ею так, как ему заблагорассудится (вплоть до ее уничтожения). Социологи при этом полностью лишаются возможности использовать полученные ими данные в любых целях.
Проблема собственности на социологическую информацию имеет еще один аспект, который должен быть отражен в отчете.
Эмпирическое социологическое исследование - коллективное дело. В его проведении участвует много людей, выполняющих разнообразные функции: организаторов, сборщиков информации, кодировщиков, операторов ЭВМ аналитиков и др. Каждый из них вносит свою лепту в производство нового знания. Поэтому вклад каждого определяется научным руководителем исследования, утверждается на общем собрании исследовательского коллектива и фиксируется в отчете.
Выводы исследователей призваны:
1. доказать истинность или ложность рабочих гипотез;
2. дать решение (желательно, однозначное и максимально четкое) поставленных в исследовательской программе задач;
3. зафиксировать гипотезы, которые не поддались проверке, и нерешенные в этой связи задачи, естественно, в случаях, когда это имело место (отрицательный результат в науке - тоже научный факт).
Выводы социологов дифференцируются на оценочные и прогнозные. Первые связаны с оценкой состояния изучаемого объекта, его явлений и процессов в период исследования. Вторые - с предвидением дальнейшей судьбы объекта, его будущими переменами.
Приложение к отчету. В приложение к отчету помещают оригинал анкеты со всеми соответствующими документами: карточками, графиками, таблицами, рисунками
Теоретические и практические рекомендации. Рекомендации носят сугубо утвердительный характер, и в них вносится лишь только то, что подлежит внедрению в научную или практическую деятельность. Необходимо довести рекомендации до сведения коллектива работников изучаемого объекта посредством СМИ.
Требования к разработке рекомендаций: соответствие проблеме и результатам исследования; конкретность; выполнимость; материальная и организационная обеспеченность; реалистичность.
Рекомендации, завершающие эмпирические социологические исследования, должны соответствовать минимуму следующих требований:
обоснованность выводами, причем не только практически, но и теоретически значимыми;
конкретность, полная определенность, отсутствие отвлеченных от реальных проблем пожеланий;
результативность, установление параметров изменения объекта под воздействием выполнения рекомендации;
выполнимость, учет наличия необходимых для реализации каждой рекомендации ресурсов (временных, людских, материальных, финансовых и др.);
адресность, определение конкретных инстанций, организаций, людей, способных исполнить рекомендацию;
технологичность, установление последовательности операций, обеспечивающих реализацию рекомендаций;
системность, учет взаимодействий между всеми рекомендациями и итогами их выполнения.

Итоги анализа полученной информации отражаются, как правило, в отчете о проведенном социологическом исследовании, ко­торый содержит в себе информацию, инте­ресующую заказчика (исследователя), научные выводы и реко­мендации. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем индукции, по­степенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформу­лированных в программе исследования. Первоначально дается ответ на главную гипотезу.

Как правило, первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников исследования, сро­ки проведения работы и т.п.). Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демогра­фическим признакам (пол, возраст, образование и др.). После­дующие разделы включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.

Разделы (или главы) отчета при необходимости могут быть разбиты на параграфы. Каждый раздел или даже параграф це­лесообразно завершать выводами. Заключение отчета лучше всего давать в виде практических рекомендаций, бази­рующихся на общих выводах. Отчет может быть изложен на трех-четырех десятках или на двух-трех сотнях страниц. Это за­висит от объема материала, целей и задач исследования.

Приложение к отчету содержит все методологиче­ские и методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т.п. Кроме того, в прило­жение чаще всего выносят таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в от­чет. Это необходимо делать потому, что данные документы, от­веты могут быть использованы при подготовке программы но­вого исследования.

Вопросы для повторения

1. Расскажите о первых этапах анализа эмпирических данных,

2. В чем состоит сущность обработки первичной информации?

3. Какие виды шкал измерения вы знаете?

4. Назовите виды группировок социологической информации

5. Какова структура отчета по итогам социологического иссле­дования?

Литература

1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. - М., 1991.

2. Аитов Н.Я. Отношения по расселению. - Свердловск: УрГУ, 1987.

3. Американская социологическая мысль. - М.: МГУ, 1994.

4. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М. и др. Социальные институты, содержание, функции, контроль. - Свердловск, 1989.

5. Андреева Г.М. К впросу об отношениях между микро- и макро­социологией. - М.: МГУ, 1970.


6. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 1996.

7. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - - М.: МГУ, 1996.

8. Арон Р. Этапы развития социологической мысли: Пер. с франц. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.

9. Байкова В.Г. Свободное время и свободное развитие личности, - М.: Мысль, 1985.

10. Бакунин М.А. Бог и государство // Полн. собр. соч. Т. 1.- СПб., 1907.

11. Бакунин М.А. Коррупция. О Макиавелли - развитие государ­ственности // Вопросы философии. 1990. mq 12.

12. Батыгин Г.С. Обоснование научного метода в прикладной со­циологии. - М.: Наука, 1986.

13. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия: Пер! с нем. - СПб., 1909.

14. Богданов А. Либерализм и демократия. - М., 1905.

15. Борее В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуника­ция. - М.: Наука, 1986.

16. Вебер М. Объективность социально-научного и социально-политического познания //Избр. произв. - М.: Прогресс, 1990.

17. Вебер М. Основные социологические понятия // Избр. произв. -М.: Прогресс, 1990.

18. Вейол П. Искусство менеджмента: новые идеи для мира хаоти­ческих перемен. - М., 1993.

19. Виноградский В.Г. Крестьянское сообщество сегодня // Социс.

Литература

20. Вундт В. Проблемы психологии народов: Пер. с нем. - М, 1912.

21. Вьюгин О.В., Гапоненко Н.В. и др. Россия: экономика и наука на пути реформ. - М., 1993.

22. Вятр Е. Социология политических отношений: Пер. с польск. - М.: Прогресс, 1979.

23. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. -М.: Политиздат, 1991.

24. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социоло­гические исследования. 1991. № 5.

25. Головченко Ф.М. Великий русский революционер-демократ Н.Г. Чернышевский. - М.: Знание, 1953.

26. Голод С.И, Стабильность семьи: социологический и демогра­фический аспект. - Л.: Наука, 1984.

27. Гормонов М.К. Общественное мнение. История и современ­ность. - М., 1988.

28. Городу, горожане. - М.: РАН, 1991.

29. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Как провести социологическое ис­следование. - М.: Политиздат, 1985.

30. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А, Западная теоретиче­ская социология.- СПб.: СПбУ, 1996.

31. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и пробле­мы исследования. - М.: Политиздат, 1987.

32. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1990.

33. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры.- М.: Наука, 1980.

34. Де-Роберти Е. Социология. - СПб., 1880.

35. Дюркгейм Э. Метод социологии. - Киев, 1899.

36. Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры социологических исследований. - М.: Мысль, 1969.

37. Зотов В. Гражданское общество и правовое государство - по­казатели цивилизации //Коммунист. 1990. № 17.

38. Ионин Л.Г. Социология культуты. - М.: Логос, 1996.

39. история теоретической социологии.- М.: Канон, 1997.

40. Ковалевский М.М. Социология. В 2 т. - СПб., 1910.

41. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: Изд. полит, лит., 1984.

42. Конт О. Дух позитивной философии. - СПб., 1910.

43. Конт О. Курс положительной философии. В 6 т. Т. 1. - СПб., 1899.

44. Коробейников B.C. Методологические аспекты оперативного изучения общественного мнения. - М.: Наука, 1983.

45. Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. – М. : Наука, 1991.

46. Кропоткин Л.А. Записки революционера. - М.: Мысль, 1990.

47. Кухаркин А.В. Буржуазная массовая культура. - М.: Политиз­дат, 1985.

48. Лавров П.Л. Исторические письма //Избр. произв. В 2 т. Т. 2. - М.: Политиздат, 1965.

49. Левада Ю.А. Лекции по социологии. - М.: АН СССР, 1969.

50. Ленин В.И. Карл Маркс //Поли. собр. соч. Т. 26.

51. Ленин В.И. Государство и революция //Поли. собр. соч. Т. 33.

52. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Прогресс, 1992.

53. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие //К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 13.

54. Маркузе Г. Одномерный человек: исследования идеологии раз­витого индустриального общества. - М.: Прогресс, 1994.

55. Московский М. С., Ермаков О.В. Методические вопросы разра­ботки социологической информации. - М., 1977.

56. Мискевич Л.Б. Человек и свободное время: мнение социолога. - Минск: Наука и техника, 1989.

57. Михайловский Н.К. Что такое прогресс? Соч. Т. 1. - СПб., 1898.

58. Моисеев Я. Мегаполисы //Свободная мысль. 1997. №3.

59. Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973.

60. Монсон П. Современная западная социология. - СПб.: Нота­бене, 1992.

61. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Измерение в социологии. - М., 1980.

62. Основы прикладной социологии /Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. - М.: МГУ, 1995.

63. Павлов А. Т. От дворянской революционности к революцион­ному демократизму. Идейная эволюция А.И. Герцена. - М.: МГУ, 1977.

64. Патрушев В., Караханова Т., Темницкий А Псков в 1986 и 1995 году //Социологический журнал. 1996. № 1/2.

65. Пригожий А.И. Современная социология организаций. - М.: Интерпракс, 1995.

66. Проблемы семьи и детства в современной России. - М.: МГУ, 1992.

67. Проблемы теоретической социологии. - СПб.: СПбГУ, 1994.

68. Рабочая книга социолога. - М.: Наука, 1989.

69. Радаев В. В. Экономическая социология: Курс лекций. - М.: Аспект-Пресс, 1997.

70. Ренан Э. Что такое нация? //Собр. соч. В 12 т. Т. VI.

71. Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. - СПб.: СПбГУ, 1994.

72. Семья и семейная политика. - М.: Наука, 1991.

73. Сноу Ч. Две культуры. - М.: Прогресс, 1973.

" Социаьно-трудовые исследования. К изучению общественных проблем труда в России первой половины 90-х годов. Вып. 5. - М.: РАН, 1996.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Изд. полит, лит., 1992.

Социология /Осипов Г.В. и др. - М.: Наука, 1990.

Социология Конта в изложении Риголажа. - СПб., 1898.

Социология организаций. Словарь-справочник. - М.: Союз, 1996.

Социология сегодня. Проблемы и перспективы / Под ред.

Р. Мертона, Л. Котрелла; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1965.

Спенсер Г. Система синтетической философии. Основные на­чала. В 2 т. Т. 1. - СПб., 1899.

Староверов В.И. Социальные факторы экономического разви­тия деревни. - М.: Знание, 1987.

Тадевосян Э.В. Социология. - М.: Знание, 1998.

Тернер Дж, Структура социологической теории: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1985.

Тощенко Ж.Т. Социология.- М.: Прометей, 1994. Учебный социологический словарь /Под общ. ред. С.А. Крав­ченко. - М.: Анкил., 1997.

Философия власти /Под ред. В.В. Ильина. - М.: МГУ, 1993. Фомичева П.Н. Современные социологические теории соци­ального времени: Научно-аналитический обзор. - М., 1993. Франчук В.М. Основы современной теории организаций. - М.: ИОС, 1995.

Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 1996.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии: Пер. с польск. - М.: Прогресс, 1969.

Элиаде М. Священное и мирское. - М., 1994.

Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.: Норма-Инфра, 1999.

Энциклопедический социологический словарь /Под. ред. акад. Г.В. Осипова. - М., 1995.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, про­грамма, методы. - Самара; Самарский университет, 1995.

Важнейшие социологические понятия и термины

адаптация социальная (от лат. adaptatio - прилаживание, приноравливание) - приспособительные действия личности и социальных групп в соответствии с существующими социаль­ными обстоятельствами.

аксиология (от греч. axios - ценность и logos - учение) - учение о человеческих ценностях, в том числе духовных, мате­риальных, политических, правовых, религиозных ценностях определенных социальных групп (классов, наций и др.) и от­дельных личностей.

Анархизм (от греч. anarchia - безвластие) - система взгля­дов, обосновывающая решающую роль свободы личности в функционировании общества. Однако понятие «свободы» тол­куется метафизически, в отрыве от реальной жизни человека и общества как отсутствие всяких социальных ограничений. Де­виз анархизма -- «предоставьте вещи их естественному тече­нию». Анархисты выступают за устранение государства как главного института, ограничивающего свободу личности. Наи­более видные анархисты - французы Ш. Фурье и П. Прудон, немец М. Штирнер и русские М. Бакунин и П. Кропоткин.

брак - санкционированная обществом, социально и лично целесообразная, устойчивая форма половых отношений. Се­мейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

государство - ведущее звено политической системы обще­ства. Выступает как некий аппарат законодательной, исполни­тельной и судебной власти в руках господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государствен­ной власти данные силы закрепляют свое политическое господ­ство и влияние не только в сфере политических, но и социаль­но-экономических, идеологических и других общественных от­ношений.

ГРАЖДАНСКОЕ общество (civil society) - взаимодействие имеющихся в обществе социальных групп по поводу удовлетво­рения их социальных потребностей и интересов. Различая по­нятия государства и гражданского общества, Гегель характери­зовал гражданское общество как относительно независимую от государства сферу реализации частных интересов. Гражданское общество рассматривалось им как система общественных от­ношений, опирающихся на частную собственность и всеобщее формальное равенство людей, выраженное в праве. Современ­ная социология также указывает на отношения собственности и право как на основные институты гражданского общества.

демографические группы - группы населения, выделен­ные по признакам пола (мужчины, женщины) и возраста (молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди).

деятельностный подход в изучении личности - социо­логическая теория, которая исходит из того, что изучение ие­рархии видов деятельности, ее структуры и характера является основой для раскрытия феномена «личность».

ИДЕАЛ (фр. ideal) - образец, нечто совершенное, высшая цель) - социально значимая и устойчивая цель, выступающая в определенной эмоциональной окраске, как цель возвышенная и прекрасная, стимулирующая деятельность и поведение людей на протяжении больших периодов их жизни в обществе.

идеальных типов теория - одна из составляющих теории социального действия немецкого социолога М. Вебера. В его понимании идеальный тип предстает как некая идеальная мо­дель того, что наиболее полезно человеку, объективно отвечает его интересам в современную ему эпоху. По Веберу, в качестве идеальных типов могут выступать моральные, религиозные, по­литические ценности, правила и нормы поведения людей, тра­диции их социального общения. Идеальные типы характеризу­ют как бы оптимальные общественные состояния - состояния власти, межличностного общения, индивидуального и группо­вого сознания. В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей.

интерес - внешне предстает как направленность внимания субъекта на то, что имеет отношение к его жизнедеятельности, удовлетворению его потребностей. Таковы материальный, по­знавательный, эстетический, нравственный, религиозный и любой другой интерес. По своей сути интерес выражает объек­тивное отношение субъекта (класса, нации, личности и т.д.) к условиям его существования и развития и выступает как важ­нейшая побудительная сила деятельности людей. Объективно, то есть независимо от того, осознает су&ьект это или нет, в его интересах все то, что способствует удовлетворению его потреб­ностей, его развитию и упрочению его положения в обществе. И напротив, не в его интересах то, что препятствует этому. Осознать данные обстоятельства - значит осознать свои под­линные интересы и интересы других субъектов. Их осознание может быть полным или частичным, верным или ошибочным. Отсюда проблема истинных и ложных (иллюзорных) интересов, которыми люди сознательно руководствуются в своей деятель­ности. Проблема осознания интересов различных субъектов - одна из важнейших в социологии.

классы - большие группы людей, различающихся между собой по их положению в обществе, прежде всего по их отно­шению к средствам производства, месту в системе обществен­ного разделения труда и способам получения создаваемых в обществе материальных и духовных благ. Таковы классы пред­принимателей, крупных земельных собственников (помещиков, латифундистов), рабочих, крестьян. Различия в социальном по­ложении классов обусловливают появление у них разных эко­номических, алогических и нередко духовных интересов, ко­торые определяют их деятельность.

классовые отношения - отношения классов по поводу экономических, политических, правовых и духовных условий их существования в обществе и реализации их классовых инте­ресов.

конкуренция - борьба между социальными субъектами, прежде всего классами за лучшие условия существования, в том числе за более выгодные условия производства и сбыта товаров и получение наивысшей прибыли (экономическая конкурен­ция). Политическая конкуренция проявляется в борьбе за по­литическую власть. Отношения конкуренции могут возникнуть между другими социальными группами (большими и малыми), национальными общностями и отдельными личностями. В ходе конкуренции одни соперники стремятся опередить других в достижении тех или иных целей.

контркультура - комплекс норм и ценностей, противоре­чащих образцам поведения, господствующих в данном общест­ве и в традиционной культуре.

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus) - столкновение сторон, мне­ний, сил, противоположных интересов и целей субъектов соци­ального, взаимодействия,

культура (от лат. cullura - возделывание, воспитание, обра­зование) - уровень развития общества, творческих сил и спо­собностей человека; совокупность норм, ценностей, идеалов, способов поведения, выполняющих функцию социальной ори­ентации в обществе.

ЛАТЕНТНОСТЬ - скрытое, неявное протекание каких-либо процессов.

личность - выражение социальной сущности и содержа­ния человека как субъекта деятельности и общественных отно­шений. Личность выступает как носитель общих и специфиче­ских социальных свойств человека, характеризующих его на­циональную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, инте­ресы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли.

малые группы - группы, образованные на основе более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми. По заключению социологов, количество людей в ма­лых группах колеблется от двух до десяти, редко несколько больше. Оптимальные размеры малых групп - семь человек плюс-минус два. В таких группах лучше сохраняются социаль­но-психологические контакты входящих в них людей, нередко касающиеся существенных моментов их жизни и деятельности. Малую группу могут составлять группа друзей, знакомых либо группа людей, связанных профессиональными интересами. По­добные группы могут играть большую роль в формировании Ценностных ориентации их представителей, в определении на­правленности их поведения и деятельности. Значительную роль в изучении малых групп сыграли работы американских социо­логов Г. Кули, Э. Мейо, Дж. Хоманса, Дж. Морено и др. Выдаю­щийся русский педагог А. С. Макаренко подчеркивал важную роль малых групп подростков и юношей в воспитании сверст­ников.

массовая КУЛЬТУРА - развлекательно-поверхностный вари­ант культуры, функционирующий на основе социального заказа и охватывающий широкую аудиторию.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ - система взглядов, согласно которой общественное бытие людей опреде­ляет их общественное сознание, а в основе развития общества лежит способ общественного производства, прежде всего мате­риального. При этом не отрицается роль сознательных мотивов производственной, политической и других видов деятельности людей. Подчеркивается возрастающая роль науки, искусства, политических и иных идей в развитии общества. Однако указы­вается, что «идеальные побудительные силы» деятельности лю­дей и в целом их общественное сознание определяются объек­тивными факторами их общественного бытия и в целом исто­рического процесса, обобщенным выражением которых являет­ся действие объективных социальных законов.

метакоммуникация - общение, в процессе которого партнеры сравнивают смысл употребляемых ими понятий и вырабатывают общую систему значений.

метод социологии (от греч. methodos - путь исследова­ния) - метод социологического исследования общественных явлений, заключающийся в определенных подходах и способах их изучения, выявления существующих связей и отношений между ними. Большую роль в разработке метода социологии как самостоятельной науки сыграли работы Э. Дюркгейма, пре­жде всего его труд «Метод социологии*. Важные предпосылки разработки данного метода содержатся в трудах О. Конта. Су­ществуют позитивистский (О. Конт, Э. Дюркгейм), неопозитиви­стский (П. Сорокин, Т. Пирсоне и др.), марксистский (К. Маркс и его последователи) и иные методы социологического изуче­ния явлений общественной жизни,

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов и представлений людей об окружающем их объективном мире, его изменении и разви­тии. Важной частью мировоззрения является система взглядов на функционирование и развитие общества. Выделяют такие стороны мировоззрения людей, как их взгляды на развитие природы и общества, формирующиеся на их основе ценности и ценностные ориентации, а также мотивы социальной деятельно­сти тех или иных субъектов. Речь идет о познавательной, цен-ностно-ориентировочной и мотивационно-побудительной сто­ронах мировоззрения.

нации (от лат natio - племя, народ) - исторические общ­ности людей, характеризующиеся общностью их происхожде­ния, языка, территории, экономического уклада, а также пси­хического склада и культуры, проявляющихся в общности их национального сознания и самосознания. Содержание и на­правленность деятельности наций определяются их националь­ными интересами.

национальные отношения - отношения между нациями по поводу экономических, политических и других условий их существования и развития их культур. В многонациональных государствах отношения между нациями касаются также утвер­ждения их положения в системе государства и политической системе общества в целом. Национальные отношения непо­средственно определяются интересами наций в тот или иной период их исторического развития.

неопозитивизм - «естественно-научное» направление в социологии, цель которого - выявление закономерностей со­циальной жизни на основе изучения эмпирических явлений посредством точных и объективных методов социологического исследования.

общественно-экономическая формация - общество на определенном этапе его развития с присущими ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Эта категория марксистской социологии указывает на общество как целостный социальный организм, отражает типичные и вместе с тем сущностные признаки соци­ально однородных обществ. Выделяются такие типы общест­венно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабо­владельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистиче­ская, первой стадией которой выступает социалистическое об­щество. Некоторые марксистские социологи характеризуют со­циалистическое общество как самостоятельную общественно-экономическую формацию. Учение об общественно-эконо­мических формациях и объективных законах развития общества позволило представить развитие человечества как объективный и закономерный естественно-исторический процесс, в котором одна общественно-экономическая формация сменяется другой. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - отношение населения страны или больших социально-демографических групп к различным про­блемам общественной жизни, выраженное в разного рода суж­дениях, оценках, эмоциях, настроениях и т.д. Общественное мне­ние характеризуется той или иной распространенностью, опре­деленной идеологической и психологической направленностью, активностью, устойчивостью.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ прогресс - поступательное развитие обще­ства от низшего состояния к высшему, от простого к сложно­му. В основе общественного прогресса социологи усматривали различные факторы, в том числе: развитие познавательной дея­тельности людей и ее высшего проявления - науки (О. Копт, Г. Спенсер), развитие способа производства материальных благ (К. Маркс), развитие личности (Я Лавров, Я Михайловский}, разви­тие современной науки и техники (представители современного технократического направления в социологии Р. Арон, Д. Белл, О. Тоффлер и др.). Соответственно решается вопрос о критери­ях общественного прогресса - каком-либо одном или же не­скольких. В настоящее время одни социологи принимают за критерий общественного прогресса развитие науки и техники, что, по их мнению, определяет развитие всех сторон жизни общества (представители технократического направления); другие - развитие всех производительных сил общества, вклю­чая человека (марксисты); третьи - создание условий для все­стороннего развития каждой личности; четвертые выдвигают на первый план нравственные критерии общественного прогресса, пятые - религиозные и т.д.

ОБЩЕСТВО совокупность общественных отношений

людей; экономических, политических, правовых, идеологиче­ских, духовных и т.д., опосредующих их социальную деятель­ность. Достоянием общества является вся присущая ему мате­риальная и духовная культура как результат деятельности про­шлых и нынешних поколений людей. Общество предоставляет собой социальный организм, проявляющийся в функционирова­нии социально-однородных общественных отношений, соци­альных институтов и организаций. Различные по своей природе и характеру общественные отношения образуют различные обще­ства - феодальное, капиталистическое, социалистическое и др.

органическая теория общества - рассматривает развитие общества как взаимосвязанную систему биологических и социальных факторов. Любая деятельность людей и социальных ин­ститутов анализируется в рамках общества как целостного со­циально-природного организма. Основоположник теории - английский мыслитель Г. Спенсер, которого считают одним из главных представителей теории социального дарвинизма,

плюралистическая социология - концепция, согласно которой в развитии общества одинаково важную роль могут иг­рать не один какой-либо, а множество факторов, в том числе экономические, демографические, политические, психологиче­ские, нравственные, религиозные и т.д. Утверждается, что в разных обстоятельствах на первый план может выйти любой из названных факторов. Эту концепцию успешно разрабатывали выдающийся русский социолог М. М. Ковалевский и его ученик Я А. Сорокин. При этом они опирались на многие идеи, обос­нованные немецким мыслителем М. Вебером.

поведенческая концепция личности - социологическая теория личности, согласно которой личность формируется как система реакций на задаваемые обществом стимулы.

позитивизм социологический - направление в социо­логии, обосновывающее развитие общества как социальной системы, подчиняющееся определенным законам - биологиче­ским, «астрономическим» (космическим) и социальным. Исхо­дит из того» что в основе общественного развития лежит созна­ние людей, их познавательная деятельность, высшей формой которой является наука. Основоположник направления - О. Конт, идеи которого получили развитие в трудах /. Спенсера, Э. Дюркгейма и других социологов.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА - СОВОКУПНОСТЬ учреж дений и организаций, деятельность которых носит политиче­ский характер, т.е. направлена на осуществление политических интересов определенных классов, других социальных групп, а также национальных общностей, К основным элементам поли­тической системы общества относятся: государство, органы его законодательной и исполнительной властей, армия, правоохра­нительные органы, политические партии и движения, общест­венные организации (профсоюзные, молодежные, творческие), выполняющие в тех или иных обстоятельствах политические функции.

понимающая социология -- система взглядов, согласно которым социология должна изучать только такие действия людей, которые, во-первых, осмыслены ими, т.е. уяснены цели этих действий и средства их достижения, а во-вторых, ориен­тированы на других субъектов, учитывают влияние на них дан­ных действий и их ответную реакцию на это. Ставится задача - разобраться в субъективных мотивах деятельности людей и в тех духовных ценностях, которыми они руководствуются. Это означает - понять содержание духовного мира субъекта соци­ального действия. Основные положения понимающей социо­логии обоснованы Af. Вебером.

ПОТРЕБНОСТЬ - выражение объективной необходимости поддержания и воспроизводства условий существования людей (различных социальных групп, отдельных личностей), их разви­тия. Субъективно потребности переживаются людьми как их нужды в определенных материальных и духовных благах, в по­литической свободе, как побуждения к творческой деятельно­сти и т. д. Потребности людей являются наиболее глубокими побудительными силами их деятельности и выступают как ос­нова возникновения их разнообразных интересов.

«ПРАВДА-ИСТИНА» И «ПРАВДА-СПРАВЕДЛИВОСТЬ» - КОНЦЕПЦИЯ

«двуединой правды» русских народников, глубоко разработан­ная Я К. Михайловским. «Правда-истина» рассматривалась им как объективное научное отражение явлений общественной жизни, а «правда-справедливость* - как их субъективная оценка с точки зрения интересов отдельных людей и социаль­ных групп и выступает больше как категория нравственная. С позиции подобной «двуединой правды» Я. К. Михайловский, а также Я. Л. Лавров и другие народники рассматривали многие проблемы социально-политической жизни общества.

производительные силы - ведущая сторона способа про­изводства материальных благ. Это прежде всего люди как носи­тели определенных знаний, навыков, умений и опыта произ­водственной деятельности, а также применяемые ими средства производства - орудия и предметы труда, производственные здания, сооружения, источники энергии, транспортные средст­ва и т.д. Высшей формой знаний людей, обусловливающей раз­витие умений и навыков их производственной деятельности, а также современных средств производства, является наука, ко­торая все более становится главной производительной силой общества.

производственные отношения - другая наряду с произ­водительными силами сторона способа производства материальных благ. Это отношения, в которые вступают люди в про­цессе их производственной деятельности. Их системообразую­щим началом выступают отношения собственности на средства производства. В зависимости от того, кому они принадлежат, люди занимают различные места в процессе производства - одни выступают как предприниматели и хозяева производства, другие - как наемные работники. Производственные отноше­ния проявляются также в обмене деятельностью между людьми, который реализуется на базе существующего разделения труда и отношений собственности на средства производства. Сле­дующее звено производственных отношений - это отношения людей по поводу распределения создаваемых в обществе матери­альных благ, содержание которых определяется в конечном сче­те отношениями собственности на средства производства.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ - Теория, СО-гласно которой бессознательные импульсы и стремления лич­ности составляют ядро всех ее жизненных, в том числе соци­альных проявлений.

психологическое направление в социологии - представ-лено трудами таких теоретиков, как американец Л. Уорд, фран­цуз Г. Тард, итальянец В. Парето, русские Е.Б. Де-Роберти, Я. Я. Кареев и др. Все они исходили из того, что развитие об­щества и его культуры определяется деятельностью людей, в основе которой лежат разного рода психологические факторы, которые постепенно развиваются и обогащаются. Это; осоз­нанные и неосознанные желания людей и их воля (Уорд), пси­хологические подражания и массовое воспроизведение людьми разного рода открытий и изобретений (Г. Тард), логические и нелогические (неосознанные, спонтанные) реагирования на те или иные явления (В. Парето). Близких к этим позиций при­держивались Е.В, Де-Роберти и Я. И. Кареев, Представители психологического направления в социологии были сторонни­ками эволюционного развития общества, их теории послужили основанием психологического эволюционизма.

РОЛЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ личности - социологическая концеп­ция, согласно которой личность рассматривается как совокуп­ность выполняемых ею социальных ролей и функций.

свободное время - часть внерабочего времени, остающе­гося у человека за вычетом необходимых затрат времени для поездки на транспорте, удовлетворения потребностей в пище и разного рода бытовых потребностей, для получения образования, медицинской помощи и т.д. Свободное время - это время свободного развития личности, расходуемое, например, на за­нятия физкультурой и спортом, посещение музеев, театров, чтение художественной литературы и т.п.

семья - социальный институт и малая группа, в основе ко­торой лежат родственные связи и которая регулирует отноше­ния между супругами, родителями и детьми, а также ближай­шими родственниками. Формы современной семьи: традицион­ная, неотрадиционная, эгалитарная.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ - направление в совре­менной западной социологии, уделяющее основное внимание изучению символически опосредованного взаимодействия от­дельных людей и социальных групп. В качестве символов вы­ступают вербальные (словесные) и невербальные средства об­щения (коммуникации), в том числе мимика, визуальные кон­такты, жесты и другие действия. Основные представители Т. Мид, А. Роуз, Т. Шибутани и др.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis - общественный) - приспо­собление личности или социальных групп к условиям социаль­ного существования, процесс усвоения ими накопленного со­циального опыта, овладение различными видами деятельности и утверждение себя в системе общественных отношений. Со­циализация субъекта предполагает его активность и избира­тельное отношение к условиям общественной жизни.

социальная диалектика - диалектика развития общества и в целом исторического процесса. Выступает как система взгля­дов о взаимодействии различных сторон общественной жизни, развитии общества и присущих ему противоречиях, К основ­ным проблемам социальной диалектики относятся: взаимодей­ствие объективных и субъективных факторов общественного развития; взаимодействие экономических, политических, ду­ховных и других общественных отношений и соответствующих сфер общественной жизни; взаимодействие субъектов истори­ческого процесса; проявление побудительных сил деятельности людей, взаимосвязь их потребностей, интересов, целей и идеа­лов; отрицание и преемственность в общественном развитии. Каждая из перечисленных проблем заключает в себе множество других. Их творческое решение составляет основное содержа­ние социальной диалектики, применение которой является важнейшим условием научного анализа развития общества.

социальная коммуникация - социальное взаимодействие, обмен социальной информацией.

v социальная конвергенция - концепция, согласно которой возможно слияние в одно целое прежде различных обществен­ных устройств. По мнению ее автора Я А. Сорокина, такого ро­да интегральное общество «объединит большинство позитив­ных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа» сливающихся обществ.

социальная мобильность - перемещения людей из одних социальных слоев в другие под влиянием различных объектив­ных и субъективных факторов; отражающая эти процессы тео­рия социальной мобильности указывает на горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность означа­ет переход людей из одних социальных групп в другие, нахо­дящиеся, так сказать, на одном уровне социальной структуры общества. Например, когда сельский житель становится город­ским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность - это социальные пере­мещения людей в иерархическом порядке, например, из низ­шего слоя в более высокий по социальному статусу и оплате труда или же обратно - из высшего слоя в низший. В основе теории социальной мобильности лежат труды Я. А, Сорокина, широко используемые в западной социологии, прежде всего американской.

социальная роль - модель поведения, объективно задан­ная социальным статусом личности, ее положением в системе общественных отношений.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА - СОВОКУПНОСТЬ СЕЯЗСЙ И

отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социаль­ных, политических и духовных условий их жизнедеятельности. К основным элементам социальной структуры относятся: клас­сы, сословия, люди города и деревни, умственного и физиче­ского труда, социально-демографические группы (молодежь, другие возрастные группы населения, женщины, мужчины), национальные общности. Почти все названные выше социаль­ные группы и национальные общности неоднородны по соста­ву и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, пред­стающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаи­модействии с другими субъектами.

(в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 81)

1. Титульный лист

3. Список исполнителей

4. Реферат (Аннотация)

5. Введение

6. Основная содержательная часть

7. Заключение

8. Приложения

Реферат – краткое изложение отчета. Объем текста реферата – 1 страница. Должен содержать сведения об объеме всего отчета, количество использованных источников, перечень основных понятий. В реферате отражена цель и объект ис­следования, методы, использованный инструментарий, краткие результаты работы, их новизну, основ­ные рекомендации. Реферат должен соответствовать содер­жанию отчета и сохранять его последовательность изложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, сте­пень научной разработанности данной проблемы на современном этапе как исходной позиции исследования, новизны темы и ее связь с другими аналогичными или тесно связанными пробле­мами; формулируются цели и задачи исследования, выделяются его этапы.

В основной, содержательной части описывается программа и результаты исследования. Она может состоять из одного или не­скольких разделов, в которых могут быть выделены парагра­фы, пункты.

Первый раздел посвящается изложению программы и мето­дики исследования. Первый параграф включает выделение це­ли, задач, предмета и объекта исследования, постановку про­блем, фомулировку гипотез, их концептуальную разработку. Ос­вещается состояние выделенных проблем и существующие под­ходы к их решению. Во втором параграфе обосновывается ме­тодика исследования, отмечаются особенности процедур, дает­ся характеристика инструментария и технических средств, обос­новывается тип выборки, оценка репрезентативности данных.

Второй раздел содержит анализ результатов исследования.На основе полученных фактических данных проводится доказательство или опровержение гипотез, излагается решение поставленных ис­следовательских задач. Здесь нужно дать оценку полноты ре­шения поставленных задач, обосновать достоверность получен­ных результатов, сравнить их с аналогичными результатами других исследований, указать на обнаруженные недостатки про­граммы, методики, имевшиеся трудности и ошибки; в случае ес­ли это требуется - обосновать необходимость дополнительного исследования. Каждый раздел и параграф заканчивается фор­мулировкой выводов, соответствующих теме раздела, параграфа.

В заключении излагаются краткие выводы по результатам исследования, практические рекомендации по использованию результатов, виды их научного и практического использования.

Приложение. Для разгрузки и большей компактности основной содержательной части текста в порядке приложения помещаются материалы, необходимые для полноты доказательности результатов, полученных в исследовании. К числу таких материалов в социологическом исследовании относятся:

Инструментарий исследования (анкеты, бланки, карточки и т.п.);

Программы обработки данных, формулы выборки, промежуточные математические расчеты;

Первичная социологическая информация, представленная в таблицах, графиках, диаграммах, иллюстрациях;

Список литературы и использованных источников и др.

Вопросы для самоконтроля и повторения:

1. Дайте определение понятия «научный отчет».

2. В чем состоят основные цели и задачи отчета?

3. В чем заключается взаимосвязь отчета и типа социологического исследования?

4. Приведите формальные требования к содержанию отчета.

5. Представление одномерных и двумерных распределений в отчете. Обобщение данных. Понятие, методологические и логические принципы обобщения.

6. Основные понятия процедуры обобщения.

7. Интерпретация социологических данных. Узкий и широкий смысл понятия интерпретации.

8. Основные принципы интерпретации: направленность, дополнительность, осмысленность, верифицируемость.

9. Значение краткой формы отчета – справки по результатам социологического исследования.

10. Особенности процесса внедрения разработанных рекомендаций в практику.

11. В чем состоят основные моменты по подготовке и написанию отчета?

12. В чем состоит значение и технические возможности графической визуализации данных в отчете исследования?

13. Дайте определение основных видов графического представления данных СИ и приведите примеры.

14. В чем заключается назначение отчета по результатам исследования?

15. Опишите структуру отчета.

16. Какие методологические и методические требования предъявляются к отчету?

17. Каким образом данные представляются в публикации?

Список литературы по теме:

1. Гречихин В. Г. Анализ и обобщение результатов социологического исследования. Составление научного отчета. Практическая реализация социологического исследования. /В кн.: Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - С. 215 - 223.

2. Девятко И. Ф.Модели объяснения и логика социологического исследования. - М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 1996.

3. Демидова А. Л. Научный отчет о результатах исследования // Социологические исследования. - 1986. - № 1.

4. Дмитриева К.Б.Система эмпирического анализа результатов бюджетных обследований. - М.: ВЦ РАН, 1993.

5. Интерпретация и анализ данных в социологическом исследовании. - М.: Наука, 1987.

6. Отчет о результатах исследования. /В кн.: Рабочая книга социолога. - М.: Наука, 1983. - С. 448-451. Дополнительная литература

7. Радаев В.В. Какорганизовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. - М.: ГУ ВШЭ, ИНФРА-М, 2001.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ПРИМЕР ПРИКЛАДНОГО ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Оценка возможностей размещения населения Севера Тюменской области в зоне СЭКЮТ (социально-экономический комплекс юга Тюменской) области на основе исследования миграционной подвижности жителей районов Юга Тюменской Области.

Экспертиза проводилась в 1989 году социологами ТюмГУ, под руководством автора книги, по заказу Главтюменьнефтегаза, для оценки перспектив расселения части излишнего (в основном пенсионеров) северного населения на Юге Тюменской области. Обработка результатов осуществлялась специализированной программой «Эксперт». Экспертиза предполагала два этапа. Приводимый пример затрагивает только первый этап, являющийся основой всей экспертизы. Для оценки проблем было отобрано 64 эксперта, среди которых 51 мужчина и 13 женщин, в возрасте от 16 до 60 лет. Наиболее многочисленная группа экспертов в возрасте от 33 до 42 лет; всего около 55%. Временные границы проживания определенные в данной местности колеблются от полутора лет до 21 года (12,5% - 4-х лет, 25% - 5-10 лет, остальные более 10 лет). По уровню образования эксперты выглядят следующим образом:

высшее - 65,6 %

сред. спец. - 18,8%

общее сред. - 11,0%

неполн. сред. - 4,6%

По месту проживания:

районный центр - 23,4%

в деревне (селе) - 61%

рабочем поселке - 15,6%

Как следует из приведенных характеристик отобранных экспертов, их состав достаточно неоднороден, что и требовало второго этапа экспертизы, после получения оценок компетентности экспертов. Отбор первой группы осуществлялся на основании рекомендации местных властей.

C учетом этих данных, требуется проведение классической процедуры оценки относительной компетентности эксперта (все же точнее будет лучше говорить о согласованности оценок экспертов). Поскольку экспертиза была открытой, то в анкете экспертизы фамилия имя и отчество указывались полностью. Хотя исследование и давнее – проведено 20 лет тому назад, мы все же сохраним их анонимность, указав только аббревиатуру имен с указанием должности, под соответствующими номерами.

Анкета экспертных оценок причин миграции зоны СЭКЮТ

ф.и.о. пол возраст время проживания в данной местности образование тип нас. пункта проживаня. Причины миграции из данного района населения по степени приоритетности проблем (ранги 1-14)
отсутствие железных дорог отсутствие автодорог с тв. покр. неразвитие быт. и соц. инфраст. оторванность от бол. городов отсутствие мостов необеспеченность малой механ. недост. пас. сен. трудности сбыта с/х продукции отъезд стариков за детьми недостат. зарплаты необеспеч. мед. помощью неблаг. природ. условия отсутствие благ. жилья отсутствие работ по спец.
Л.А.М. м 1,5 высш гор
А.Б.А. м высш гор
И.П.Ю. м 1,7 высш гор
Ц.А.А. м высш гор
……. …. ….. ….. ……….. …….. …. …. ….
П.Н.М. ж высш гор
В.Г.Б. м ср. спец. гор
Г.А.И. м ср. спец. гор
В.И.К. м высш гор

Подготовка данных к обработке Основой подготовки данных к обработке является подготовка двух файлов данных. Первый файл (VLA1) традиционен и для обработки анкет и представляет собой линейное фиксирование всех переменных экспертизы, начиная с социально-демографических, профессиональных и характеристик проживания экспертов и заканчивая оценками объектов экспертизы. Выглядит это следующим образом (первые четыре анкеты):

1 V 38 15 A M 7 1 3 9 8 4 12 11 12 13 10 14 2 14*

2 V 41 20 A M 7 1 4 10 2 11 12 13 9 9 7 14 3 11*

3 V 37 17 A M 6 1 5 2 3 12 11 14 9 10 7 13 4 8*

4 V 37 37 A M 3 1 7 8 2 9 11 13 10 13 5 14 4 12*

Кодировка признаков осуществлялась следующим образом:

1 номер анкеты (эксперта)

2 пол: V – мужской, М – женский

3 возраст

4 место проживания

5 образрвание:

А – высшее

V – среднее

Т – среднее техническое

8 – незаконченное среднее

6 тип населенного пункта

М – город

D - рабочий поселок

G - поселок

V - деревня

7 отсутствие железных дорог

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

20 отсутствие работы по специальности (признаки 7 – 20 оцениваемые объекты инфраструктуры). Отметим, еще раз, что кодировка большинства номинальных признаков носит формальных характер и не несет никакого содержательного значения. (Но в данном случае использовался литовский алфавит).

После проверки ошибок мы имеем массив из 64-х анкет с 20-ю признаками, где зафиксированы все значения, имеющиеся в листе экспертизы, включая и социально-демографические характеристики.

Второй файл (VLA2 – Vladimir2) готовится по столбцам первого файла, начиная с первого объекта оценки.

09 7 7 6 3 2 2 7 5 5 7 2 9 9 3 8 3 10 5 14 4 13 13 14 14 5 4 4 5 2 8 4 8 1 5 3 9 7 14 8 2 12 6 8 10 10 10 7 11 12 12 4 9 10 14 14 14 10 12 9 5 11 10 11 3*

……………………………………………………………………………………….

22 14 11 8 12 1 1 8 6 8 9 9 8 11 12 12 11 11 13 13 13 10 12 14 14 10 10 8 7 6 7 13 11 3 3 9 7 8 4 13 11 10 12 4 3 13 13 9 5 5 5 1 5 11 10 5 1 6 1 7 2 14 10 12 9*

Для примера здесь зафиксировано два столбца. Знак окончания документа – символ*. Всего мы имеем 14 документов, занесенных в файл, с 65-ю признаками. Теперь объекты – это признаки инфраструктуры: от №9 – отсутствие железной дороги, до №22 – отсутствие работы по специальности, а признак – номера анкеты (экспертов).

Результаты анализа обеих массивов дополняют друг друга и в некотором смысле симметричны.

Начнем с рассмотрения массива VLA2 – представляющего оценки объектов.

ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТОВ

0.01765
0.01675
0.01555
0.01644
0.01394
0.01422
0.01526
0.01567
0.01636
0.01556
0.01519
0.01522
0.01524
0.01636
0.01492
0.01465
0.01553
0.01502
0.01529
0.01584
0.01514
0.01616
0.01690
0.01636
0.01664
0.01663
0.01607
0.01479
0.01453
0.01628
0.01427
0.01491
0.01377
0.01545
0.01535
0.01559
0.01559
0.01388
0.01553
0.01533
0.01561
0.01686
0.01534
0.01534
0.01659
0.01675
0.01440
0.01499
0.01498
0.01659
0.01528
0.01515
0.01536
0.01782
0.01541
0.01563
0.01525
0.01449
0.01497
0.01493
0.01753
0.01662
0.01739
0.01701

Полученные оценки характеризуют согласованность оценок экспертов (передающих оценку компетентности). Так, наибольшую оценку – 0,01782 (условных баллов) получил эксперт №54 КВИ, председатель Лебединского пос. Совета, т.е. выставленные им оценки (ранги) соответствующим объектам инфраструктуры СЭКЮТ, наиболее близки к средним по массиву оценкам. Отметим, что данное дробное число баллов (математическое среднее) всего лишь отражает систему счета программы. В принципе эту оценку можно было бы огрубить, например, до 1,782, но принципиального значения это не имеет.

Наименьшая оценка 0,001377 (т.е. наибольшее отклонение от средней), у эксперта №33 ЯВП, военнослужащего). Эти оценки и являются основой для отсева экспертов в процедуре отбора для повторного оценивания, со знанием уже полученных результатов. Величина отклонения, хотя и представляется значительной, вместе с тем не определяется объективными характеристиками экспертов. Как показал двумерный анализ двух переменных: (пола и средней) средняя оценка мужчин и женщин составляет: мужчин –0,01569, женщин –0,01538. Так же невелико различие в оценках по возрасту, времени проживания и образованию, т.е. статистических отклонений у различных групп экспертов не наблюдается. Различия связаны с субъективными, личностными факторами жизненный опыт, опыт управленческой работы и т.п.

Следующая основная процедура – получение проранжированных и затем усредненных оценок объектов инфраструктуры.

Приведем пример задания на обработку VLA1:

EXPERT: REPLY IS «TASK =EXPANAL»

EXPERT: УКАЖИТЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МЕТОД:

EXPERT: REPLY IS «METHOD = SUDER»

EXPERT: УКАЖИТЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПЕРЕМЕННЫХ:

EXPERT: REPLY IS «VAR # # = 7-L»

EXPERT: THE INPUT NUMBERS ARE: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

EXPERT: УКАЖИТЕ КОЛИЧЕСТВО ЭКСПЕРТОВ:

EXPERT: REPLY IS «# EXPERTS = 14»

EXPERT: 1-ТОЕ СОБСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ = 60348

Таблица подвергнутых экспертизе и оценке объектов инфраструктуры зоны, выглядит следующим образом (в порядке уменьшения степени влияния на миграцию населения из данного района). Таблица 1

Итоговая усредненная ранжированная

экспертная оценка объектов инфраструктуры

№ объекта оценка Наименование объектов инфраструктуры
0,01781 Отсутствие автодорог с твердым покрытием
0,03663 Неразвитость бытовой и социальной инфраструктуры
0,04245 Отсутствие благоустроенного жилья
0,05958 Необеспеченность медицинской помощью
0,06965 Оторванность от больших городов
0,06945 Отсутствие мостов
0,07173 Отсутствие железной дороги
0,07475 Недостаточность заработной платы
0,07685 Необеспеченность малой механизацией
0,07944 Отсутствие работы по специальности
0,08981 Отъезд стариков за детьми
0,09821 Недостаточность пастбищ и сенокосов
0,01031 Неблагоприятность погодных условий
0,1100 Трудности сбыта сельскохозяйственной продукции

Представляется, что полученные результаты говорят сами за себя и не требуют дополнительного комментария. Группировка наиболее приоритетных проблем (с 1 по 7 по степени значимости и составу) позволяет выделить 2 основных фактора: 1-ый фактор – 2,4,5,1 ответы и 2-ой - 3,13,11. Это позволяет определить первый как инфраструктура транспортных сетей, второй, как инфраструктура социально-бытовой сферы. Таким образом, стратегические решения, которые должны приниматься относительно разработки областных программ по формированию в этих географических зонах площадок для массовой жилищной застройки для переселенцев с Севера Тюменской области должны предусматривать, прежде всего, выделение бюджетных инвестиций для создания всего комплекса инженерных сетей и социальной инфраструктуры.

Предложите ваш возможный предмет 2-го этапа экспертного оценивания.

Приложение 2

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА

· Социологические исследования (Социс).

· Вопросы социологии.

· Социология: теория, методы, маркетинг.

· Социологический журнал.

· Социология 4М.

· Вестник МГУ, серия 18 «Социология и политология».

· Вестник СПГУ, серия «Социология».

· Вестник РУДН, серия «Социология».

· Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения.

· «Мир России».

· «Журнал социологии и социальной антропологии».

· «Социология 4М».

· «Общество и право».


Татарова Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. М.:Изд.Дом «Новый учебник», 2004. с.5

Это теоретическое понятие детально разработано Томасом С. Куном в его известной книге «Структура научных революций», выделяя два основных аспекта парадигмы. Первый – эпистемический, представляет парадигму как совокупность преобладающих в науке фундаментальных теорий, методик, ценностей и убеждений как ее актуальных образцов. Второй – социальный, раскрывает границы научного сообщества, разделяющего эти актуальные образцы.

Социология. Основы общей теории:Учеб.пособие/ Г.В. Осипов и др.-М.: Аспект Пресс, 1996. С.89

Parsons Т. The social system. Glencoe, 1951. Р. 19.

(Parsons Т., Shills Е.А. Toward а General Theory of Action. «К общей теории действия» Cambridge, 1951) и «Рабочие материалы по теории социального действия» (Parsons Т., ShiIs ЕА. Working Papers in the Theory of Action. N.Х., 1953).

«Социальная теория и социальная структура» (Merton R.E. Social Theory and Social Srtucture. Glencoe, 1957; Х.У., 1968),

Ельчанинов М.С. Социальная синергетика и катастрофы России в эпоху постмодерна. М.: Ком. Книга, 2005.

(См.: Миллс Р. Властвующая элита. М., 1954).

(Dahrendorf Class and Class Conflict in Industrial Society. Stanford, 1959. p. 135).

Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: Учебник -3-е издание. М.: Издательство «Экзамен», 2007. с.641.

Валидность метода. Здесь понимается как показатель качества метода, его способность давать результаты, адекватно отражающее изучаемое явление, т.е. именно те результаты, для получения которых он предназначен. Социология. Энциклопедия. Минск. Книжный Дом. «2003. с151.

Элизабет Ноэль. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. Пер. с нем. М.:Прогресс. 1978.

А.И. Кравченко. Социология. Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. с.11.

Эмерджентность (Еmergence). Эмерджентность – это проявление свойств или качеств ранее не наблюдаемых в наборе функциональных характеристик системы. (Авт.)

В.А. Ядов в сотр. с В.В. Семеновой. Стратегия социологического исследования.

Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: «Добросвет», 1998. с. 75.

Cultures and organizations. Intercultural Cooperation and its Importance for Survival. HarperCollins. 1994.- 279 p.

Е.М. Бабосов. Социологический практикум. С.25

Результаты социологическогоопроса населения по проблемам единстваТюменской области. Тюмень, 1992. С. 3-4.

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. С. 65

Подробнее о процедурах измерения социальных характеристик см., например, - Толстова Ю. Н. Измерение в социологии. М., 1997

В.А. Ядов. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1988. с. 245.

В.А. Ядов. Стратегия социологического исследования. М.:Добросвет, 1998, с.261

1. Показатели устойчивого развития: структура и методология. Пер. с англ. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2000. 359 с. См. также: Теория управления, М. 1988

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т, 3с. 19.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.:»Добросвет», «Книжный дом Университет», 1998. с. 66

Экономическая социология в России: поколение учителей. Изд. домГУ ВШЭ, 2008. С.15

См. Брюлль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Пер. с нем. СПб.: ООО «ДиаСофеЮП», 2002.-608.с.).

План лекции:

1. Виды отчета о социологическом исследовании.

2. Структура отчета о социологическом исследовании.

Итоги социологического исследования оформляются в виде отчета и приложений к нему.

Если исследование проводилось по инициативе и на средства самих исследователей, то отчет выполняется в виде:

а) квалификационных работ (курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций, диссертаций на соискание ученой степени,

б) публикации научной статьи, монографии,

в) доклада на каком-либо собрании социологов (конференции, симпозиуме, конгрессе и т.п.).

Плановые госбюджетные исследования завершаются написанием полного отчета о проделанной работе, включающего в себя:

Исследовательскую программу;

Описание всех операций и процедур и каждом этапе исследования;

Обширные приложения (образцы всех инструментов, итоговые таблицы, схемы, графики и т.п.).

При этом отчет оформляется в полном соответствии с требованиями ГОСТа к оформлению научных работ (Отчет о научно-исследовательской работе (стандарт ГОСТ 7.32 – 2001)). Стандарт устанавливает общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов, а также правила для тех случаев, когда единая процедура оформления будет содействовать обмену информацией, совершенствуя обработку отчета в информационной системе.

Стандарт распространяется на отчеты о фундаментальных, поисковых, прикладных научно-исследовательских работ (НИР) по всем областям науки и техники, выполняемых научно-исследовательскими, проектными, конструкторскими организациями, высшими учебными заведениями, научно-производственными и производственными объединениями, промышленными предприятиями и другими организациями.

Вид отчетов за заказное исследование определяется договором на его проведение. Заказчик и социологи вправе договориться об отчете:

По полной форме (что бывает крайне редко),

В виде аналитической записки, содержащей выводы и рекомендации (что бывает чаще всего),

В любой иной форме, находящейся между двумя вышеназванными.

Понятно, что в разных случаях подготовка отчета требует разных затрат времени, средств, интеллектуально-творческого и технико-оформительского труда.

Обычно в отчете о социологическом исследовании излагается программа исследования, последовательность ее выполнения, описываются полученные результаты, расчеты, обоснования, выводы и рекомендации.

В приложении представляются анкеты, бланки, карточки наблюдения, тесты, цифровые таблицы, графические показатели и т. п.

Отчет является информационной основой для управленческих решений и научных публикаций.



Характер отчета определяется типом исследования: научное или прикладное. В отчете по научному исследованию тщательно формулируются проблема, концептуальная схема объекта, гипотезы, цели и задачи, анализируется состояние научной разработанности данной проблемы в опубликованных ранее трудах и различные концептуально-методологические подходы к ней.

Большое внимание уделяется характеристике методологии, методики и техники проведенного исследования: типологии выборки и обоснованию ее репрезентативности, способов сбора первичной информации и ее последующей обработки оговариваются недостатки инструментария, обнаруженные в процессе работы с ним. Все это важно для дальнейших исследований по данной проблеме и обеспечивает возможность сравнения с результатами других авторов.

Отдельный (основной) раздел представляет собой содержательный анализ полученных результатов. Даются ответы на вопросы: какие из поставленных задач были решены и в какой степени; какие задачи не решены и почему; какие из гипотез подтверждены или опровергнуты; достигнута ли поставленная цель, в какой мере.

Отчет завершается выводами, практическими рекомендациями и соображениями о перспективных направлениях продолжения исследований по данной проблеме. Такая форма отчета может быть использована и в прикладных исследованиях. Но методическая часть и обзор литературы должны быть существенно сокращены. Можно ограничиваться лишь кратким и популярным обоснованием достоверности и репрезентативности полученных данных. Внимание должно быть сосредоточено на показе основных направлений, перспективных тенденций, противоречий, «болевых точек» функционирования и развития объекта, на выводах, практических рекомендациях, социальных технологиях решения актуальных проблем.



Отчет для заказчика должен быть кратким, доступным по языку изложения. Как правило, целесообразно наряду с полным отчетом представить заказчику реферат, в котором предельно кратко изложены выявленные проблемы и рекомендованы способы их разрешения.

Кроме того, на основе такого отчета полезно составить несколько аналитических (информационных) записок по отдельным вопросам и адресованных различным субъектам управления.

Важнейшими общими требованиями к составлению отчета являются:

1. по возможности полное, последовательное изложение всех ступеней проведенного исследования, логики научного поиска;

2. строго следовать при написании отчета разработанному программой методологическому и методическому аппарату исследования;

3. в отчете важно отразить логическую последовательность выполняемых процедур, показать место и роль каждой из них в накоплении и интерпретации новых знаний;

Непременным компонентом всякого отчета является подготовка рекомендаций, представляющих собой перечень основных предложений, вытекающих из анализа отчетных данных.

Рекомендации носят утвердительный характер, и в них вносится лишь то, что подлежит внедрению в научную или практическую деятельность. При этом следует иметь в виду, что, в случае сомнения в правильности или необходимости выдвинутых рекомендаций, заинтересованные лица должны иметь возможность найти необходимые обоснования в конспекте отчета.

Использованная литература:

1. Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии. М.: Вузовский учебник, 2012. 252 с.

2. Рабочая книга социолога. М., 1983.

3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.