Падение византийской империи век. Падение Константинополя и Византийской империи: последние дни величайшей империи

29 мая 1453 года столица Византийской империи пала под ударами турков. Вторник 29 мая является одной из важнейших дат мировой истории. В этот день прекратила своё существование Византийская империя, созданная ещё в 395 году вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части.

С её гибелью завершился огромный период человеческой истории. В жизни многих народов Европы, Азии и Северной Африки наступил коренной перелом, обусловленный установлением турецкого владычества и созданием Османской империи.

Понятно, что падение Константинополя не является чёткой гранью между двумя эпохами. Турки ещё за столетие до падения великой столицы утвердились в Европе. Да и Византийская империя к моменту падения уже была обломком былого величия - власть императора распространялась только на Константинополь с предместьями и часть территории Греции с островами. Византию 13-15 веков назвать империей можно лишь условно. В то же время Константинополь был символом древней империи, считался «Вторым Римом».

Предыстория падения

В XIII веке одно из тюркских племён — кайы — во главе с Эртогрул-беем, выдавленное с кочевий в туркменских степях, откочевало в западном направлении и остановилось в Малой Азии. Племя оказало содействие султану крупнейшего из турецких государств (было основано турками-сельджуками) — Румского (Конийского) султаната — Алаэддину Кей-Кубаду в его борьбе с Византийской империей. За это султан отдал Эртогрулу в ленное владение земли в области Вифиния. Сын вождя Эртогрула - Осман I (1281—1326) несмотря постоянно на растущее могущество, признавал свою зависимость от Коньи. Только в 1299 году он принял титул султан и вскоре подчинил себе всю западную часть Малой Азии, одержав ряд побед над византийцами. По имени султана Османа его подданные стали называться османскими турками, или османами (оттоманами). Кроме войн с византийцами, османы вели борьбу за подчинение других мусульманских владений - к 1487 году турки-османы утвердили свою власть над всеми мусульманскими владениями Малоазиатского полуострова.

Большую роль в укреплении власти Османа и его преемников сыграло мусульманское духовенство, в том числе местными орденами дервишей. Духовные лица не только сыграли значительную роль в создании новой великой державы, но обосновывали политику экспансии, как «борьбу за веру». В 1326 году турками-османами был захвачен крупнейший торговый город Бурсу, важнейший пункт транзитной караванной торговли между Западом и Востоком. Затем пали Никея и Никомидия. Захваченные у византийцев земли султаны раздавали знати и отличившимся воинам в качестве тимаров - условных владений, получаемых за несение службы (поместий). Постепенно система тимаров стала основой социально-экономического и военно-административного устройства державы османов. При султане Орхане I (правил с 1326 по 1359 годы) и его сыне Мураде I (правил с 1359 по 1389 годы) были проведены важные военные реформы: иррегулярная конница была реорганизована - созданы созываемое из турков-земледельцев конное и пехотное войска. Воины конного и пехотного войск в мирное время были земледельцами, получая льготы, во время войны были обязаны прийти в армию. Кроме того, армию дополнили ополчением из крестьян христианской веры и корпусом янычар. В янычары первоначально брали пленных юношей-христиан, которых принуждали принять ислам, а с первой половины 15 столетия - из сыновей христианских подданных османского султана (в виде специального налога). Сипахи (своего рода дворяне османской державы, получавшие доход от тимаров) и янычары стали ядром армии османских султанов. Кроме того, в армии были созданы подразделения пушкарей, оружейников и др. частей. В результате на границах Византии возникла мощная держава, которая претендовала на господство в регионе.

Надо сказать, что Византийская империя и балканские государства сами ускорили своё падение. В этот период между Византией, Генуей, Венецией и балканскими государствами шла острая борьба. Часто борющиеся стороны стремились заручиться военной поддержкой османов. Естественно это резко облегчило экспансию османской державы. Османы получали информацию о путях, возможных переправах, укреплениях, сильных и слабых сторонах войск врага, внутренней ситуации и т. д. Христиане сами помогли переправиться через проливы в Европу.

Больших успехов турки-османы достигли при султане Мураде II (правил в 1421—1444 и 1446—1451 годах). При нём турки оправились после тяжёлого поражения, нанесённого Тамерланом в Ангорской битве 1402 года. Во многом именно это поражение и отсрочило гибель Константинополя на полстолетия. Султан подавил все восстания мусульманских владык. В июне 1422 года Мурад осадил Константинополь, но взять не смог. Сказалось отсутствие флота и мощной артиллерии. В 1430 году был захвачен крупный город Фессалоники в северной Греции, он принадлежал венецианцам. Мурад II одержал ряд важных побед на Балканском полуострове, заметно расширив владения своей державы. Так в октябре 1448 года состоялась сражение на Косовом поле. В этой битве османское войско противостояло объединёнными силами Венгрии и Валахии под командованием венгерского генерала Яноша Хуньяди. Ожесточённая трёхдневная битва завершилась полной победой османов, и решило судьбу балканских народов — на несколько веков они оказались под владычеством турок. После этого сражения крестоносцы потерпели окончательное поражение и больше не предпринимали серьёзных попыток отбить Балканский полуостров у Османской империи. Судьба Константинополя была решена, турки получили возможность решить задачу захвата древнего города. Сама Византия уже не представляла большой угрозы для турков, но коалиция христианских стран, опираясь на Константинополь, могла принести значительный вред. Город находился практически в середине османских владений, между Европой и Азией. Задачу по захвату Константинополя решил султан Мехмед II.

Византия. Византийская держава к 15 столетию утратила большую часть своих владений. Весь XIV век был периодом политических неудач. Несколько десятилетий казалось, что Сербия сможет захватить Константинополь. Различные внутренние раздоры были постоянным источником гражданских войн. Так византийский император Иоанн V Палеолог (правивший с 1341 - 1391 годы) свергался с престола трижды: своим свекром, сыном и затем внуком. В 1347 году прокатилась эпидемия «чёрной смерти», которая унесла жизни не менее трети населения Византии. Турки переправились в Европу, и пользуясь неурядицами Византии и балканских стран, к концу столетия вышли к Дунаю. В результате Константинополь оказался окружён почти со всех сторон. В 1357 году турки овладевают Галлиполи, в 1361 году — Адрианополем, который стал центром турецких владений на Балканском полуострове. В 1368 году султану Мураду I подчинилась Нисса (загородное местопребывание византийских императоров), и османы оказались уже под стенами Константинополя.

Кроме того, существовала проблема борьбы сторонников и противников унии с католической церковью. Для многих византийских политиков было очевидно, что без помощи Запада, империи не выжить. Ещё в 1274 году на Лионском соборе византийский император Михаил VIII пообещал папе добиваться примирения церквей из политико-экономических соображений. Правда, его сын император Андроник II созвал собор восточной церкви, который отверг решения Лионского собора. Затем Иоанн Палеолог поехал в Рим, где торжественно принял веру по латинскому обряду, но помощи от Запада не получил. Сторонниками унии с Римом были в основном политики, либо принадлежали интеллектуальной элите. Открытыми врагами унии было низшее духовенство. Иоанн VIII Палеолог (византийский император в 1425—1448 годах) считал, что Константинополь можно спасти только с помощью Запада, поэтому постарался как можно быстрее заключить унию с римской церковью. В 1437 году вместе с патриархом и делегацией православных архиереев византийский император отправляется в Италию и провел там более двух лет безвыездно, сначала в Ферраре, а затем на Вселенском соборе во Флоренции. На этих заседаниях часто обе стороны заходили в тупик и готовы были остановить переговоры. Но, Иоанн запретил своим епископам покидать собор до принятия компромиссного решения. В конце концов, православная делегация была вынуждена уступить католикам почти по всем основным вопросам. 6 июля 1439 года была принята Флорентийская уния, и восточные церкви воссоединились с Латинской. Правда, уния оказалась непрочной, уже через несколько лет многие присутствовавшие на Соборе православные иерархи стали открыто отрицать своё согласие с унией или говорить о том, что решения Собора были вызваны подкупом и угрозами со стороны католиков. В результате, уния была отвергнута большинством восточных церквей. Большинство духовенства и народа не приняло эту унию. В 1444 году римский папа смог организовать крестовый поход против турок (основной силой были венгры), но под Варной крестоносцы потерпели сокрушительное поражение.

Споры об унии происходили на фоне экономического упадка страны. Константинополь конца 14 столетия был печальным городом, городом упадка и разрушения. Потеря Анатолии лишила столицу империи почти всех сельскохозяйственных земель. Население Константинополя, которое в XII веке насчитывало до 1 млн. человек (вместе с предместьями), упало до 100 тыс. и продолжало сокращаться - к моменту падения в городе было примерно 50 тыс. человек. Предместье на азиатском берегу Босфора было захвачено турками. Предместье Пера (Галата) на другом берегу Золотого рога, была колонией Генуи. Сам город окружённый стеной в 14 миль, потерял ряд кварталов. Фактически город превратился в несколько отдельных поселений, разделённых огородами, садами, брошенными парками, руинами зданий. Многие имели свои стены, заборы. Наиболее многолюдные селения располагались по берегам Золотого Рога. Наиболее богатый квартал, примыкавший к заливу, принадлежал венецианцам. Рядом располагались улицы, где жили выходцы с Запада - флорентийцы, анконцы, рагузяне, каталонцы и евреи. Но, причалы и базары были ещё полны торговцами из итальянских городов, славянских и мусульманских земель. Ежегодно в город прибывали паломники, в основном из Руси.

Последние годы до падения Константинополя, подготовка к войне

Последним императором Византии стал Константин XI Палеолог (правивший в 1449—1453 годах). До того как стать императором он деспотом Мореи - греческой провинции Византии. Константин обладал здравым умом, был хорошим воином и администратором. Обладал даром вызывать любовь и уважение своих подданных, его встретили в столице с большой радостью. Недолгие годы своего правления он занимался тем, что готовил Константинополь к осаде, искал помощи и союза на Западе и пытался успокоить смуту, вызванную унией с Римской церковью. Своим первым министром и главнокомандующим флотом он назначил Луку Нотараса.

Султан Мехмед II получил трон в 1451 году. Это был целеустремлённый, энергичный, умный человек. Хотя первоначально считалось, что это не блещущий талантами молодой человек - такое впечатление сложилось по первой попытке правления в 1444—1446 гг., когда его отцу Мураду II (он передал трон сыну, чтобы отдалиться от государственных дел) пришлось вернуться на трон для решения появившихся проблем. Это успокоило европейских правителей, у всех своих проблем хватало. Уже зимой 1451—1452 гг. султан Мехмед повелел начать строительство крепости в самом узком месте пролива Босфор, отрезая тем самым Константинополь от Чёрного моря. Византийцы были в замешательстве - это был первый шаг к осаде. Было отправлено посольство с напоминанием о клятве султана, который обещал сохранить территориальную целостность Византии. Посольство оставили без ответа. Константин направил посланцев с подарками и попросил не трогать греческих деревень, расположенных на Босфоре. Султан проигнорировал и эту миссию. В июне было направлено третье посольство - на этот раз греков арестовали, а затем обезглавили. Фактически это было объявление войны.

К концу августа 1452 года крепость Богаз-Кесен («перерезающая пролив», или «перерезающая горло») была построена. В крепости установили мощные орудия и объявили о запрете проходить Босфор без досмотра. Два венецианских корабля были отогнаны и третий утоплен. Экипаж обезглавили, а капитана посадили на кол - это развеяло все иллюзии на счёт намерений Мехмеда. Действия османов вызвали беспокойство не только в Константинополе. Венецианцам в византийской столице принадлежал целый квартал, они имели значительные привилегии и выгоды от торговли. Было ясно, что после падения Константинополя турки не остановятся, под ударом оказывались владения Венеции в Греции и Эгейском море. Проблема была в том, что венецианцы увязли в дорогостоящей войне в Ломбардии. С Генуей союз был невозможен, с Римом отношения были натянутые. Да и с турками отношения портить не хотелось - венецианцы вели выгодную торговлю и в османских портах. Венеция позволила Константину вербовать солдат и матросов на Крите. В целом Венеция сохранила нейтралитет о время этой войны.

Генуя оказалась в примерно такой же ситуации. Обеспокоенность вызвала судьба Перы и черноморских колоний. Генуэзцы, как и венецианцы, проявили гибкость. Правительство обратилось с призывов к христианскому миру направить помощь Константинополю, но сами такую поддержку не оказали. Частные граждане получили право действовать по своему усмотрению. Администрации Перы и острова Хиос получили указание придерживаться в отношении турок такой политики, какую они сочтут наиболее подходящей в сложившейся ситуации.

Рагузане - жители города Рагуз (Дубровник), также как и венецианцы, недавно получили от византийского императора подтверждение своих привилегий в Константинополе. Но и Дубровницкая республика не хотела подвергать риску свою торговлю в османских портах. Кроме того, у города-государства флот был небольшим и рисковать им не хотели, если нет широкой коалиции христианских государств.

Римский папа Николай V (глава католической церкви с 1447 по 1455 год), получив письмо Константина с согласием принять унию, тщетно обращался за помощью к различным государям. Должного отклика на эти призывы не было. Только в октябре 1452 года папский легат к императору Исидор привёл с собой 200 нанятых в Неаполе лучников. Проблема унии с Римом опять вызвала в Константинополе споры и волнения. 12 декабря 1452 года в храме св. Софии отслужили торжественную литургию в присутствии императора и всего двора. В ней были упомянуты имена папы римского, патриарха и официально провозглашены положения Флорентийской унии. Большинство горожан приняло это известие с угрюмой пассивностью. Многие надеялись, что если город устоит, можно будет отвергнуть унию. Но уплатив эту цену за помощь, византийская элита просчиталась - суда с солдатами западных государств не прибыли на помощь гибнущей империи.

В конце января 1453 года вопрос о войне был окончательно решён. Турецкие войска в Европе получили приказ атаковать византийские города во Фракии. Города на Чёрном море сдались без боя и избежали погрома. Некоторые города на побережье Мраморного моря пытались защищаться, и были разрушены. Часть армии вторглась на Пелопоннес и напала на братьев императора Константина, чтобы они не смогли прийти на помощь столице. Султан учёл тот факт, что ряд предыдущих попыток взять Константинополь (его предшественниками) провалился из-за отсутствия флота. Византийцы имели возможность морем подвозить подкрепления и припасы. В марте в Галлиполи стягивают все имеющиеся в распоряжении турок суда. Часть судов были новыми, построенными в течение нескольких последних месяцев. В турецком флоте было 6 трирем (двухмачтовые парусно-гребные судна, одно весло держали три гребца), 10 бирем (одномачтовое судно, где на одном весле было два гребца), 15 галер, около 75 фуст (легкие, быстроходные суда), 20 парандарий (тяжёлые транспортные баржи) и масса мелких парусных лодок, шлюпок. Во главе турецкого флота был Сулейман Балтоглу. Гребцами и матросами были пленные, преступники, рабы и частью добровольцы. В конце марта турецкий флот прошёл через Дарданеллы в Мраморное море, вызвав ужас у греков и итальянцев. Это был ещё один удар по византийской элите, там не ожидали, что турки подготовят столь значительные морские силы и смогут блокировать город с моря.

Одновременно во Фракии готовили армию. Всю зиму оружейники не покладая рук делали различного рода оружие, инженеры создавали стенобитные и камнемётные машины. Был собран мощный ударный кулак из примерно 100 тыс. человек. Из них 80 тыс. были регулярным войском - кавалерией и пехотой, янычарами (12 тыс.). Примерно 20-25 тыс. насчитывали иррегулярные войска - ополченцы, башибузуки (иррегулярная кавалерия, «безбашенные» не получали жалованья и «награждали» себя мародёрством), тыловые подразделения. Большое внимание султан уделил и артиллерии - венгерский мастер Урбан отлил несколько мощных пушек, способных топить корабли (с помощью одной из них потопили венецианское судно) и разрушать мощные укрепления. Самое большое из них тащили 60 быков, и к ней была приставлена команда в несколько сотен человек. Орудие стреляло ядрами весом примерно 1200 фунтов (около 500 кг). В течение марта огромная армия султана стал постепенно двигаться к Босфору. 5 апреля под стены Константинополя прибыл и сам Мехмед II. Моральный дух у армии был высокий, все верили в успех и надеялись на богатую добычу.

Люди в Константинополе были подавлены. Огромный турецкий флот в Мраморном море и сильная вражеская артиллерия, только усиливали беспокойство. Люди вспоминали предсказания о падении империи и пришествии антихриста. Но нельзя сказать, что угроза лишила всех людей воли к сопротивлению. Всю зиму мужчины и женщины, поощряемые императором, трудились, расчищая рвы и укрепляя стены. Был создан фонд для непредвиденных расходов - в него сделали вложения император, церкви, монастыри и частные лица. Надо отметить, что проблемой было не наличие денег, а отсутствие нужного количества людей, оружия (особенного огнестрельного), проблема продовольствия. Всё оружие собрали в одном месте, чтобы при необходимости распределить по наиболее угрожаемым участкам.

Надежды на внешнюю помощь не было. Поддержку Византии оказали только некоторые частные лица. Так, венецианская колония в Константинополе предложила свою помощь императору. Два капитана венецианских судов возвращавшихся из Чёрного моря - Габриэле Тревизано и Альвизо Диедо, дали клятву участвовать в борьбе. Всего флот, оборонявший Константинополь, состоял из 26 кораблей: 10 из них принадлежали собственно византийцам, 5 — венецианцам, 5 — генуэзцам, 3 — критянам, 1 прибыл из Каталонии, 1 из Анконы и 1 из Прованса. Несколько знатных генуэзцев прибыло сражаться за христианскую веру. К примеру, доброволец из Генуи Джованни Джустиниани Лонго привёл с собой 700 солдат. Джустиниани был известен, как опытный военный, поэтому был назначен императором командующим обороной сухопутных стен. В целом у византийского императора, не включая союзников, было около 5-7 тысяч воинов. Надо отметить, что часть населения города покинула Константинополь до начала осады. Часть генуэзцев - колония Пера и венецианцев сохранили нейтралитет. В ночь на 26 февраля семь кораблей - 1 из Венеции и 6 с Крита ушли из Золотого Рога, увозя 700 итальянцев.

Продолжение следует…

Византия или Византийская империя существовала с 395 по 1453 годы. Образовалась она в результате раздела Римской империи на западную и восточную. Западная Римская империя прекратила своё существование по прошествию 80 лет после раздела. А вот Восточная империя просуществовала ещё 1000 лет. И всё это время она считалась преемницей и культурной наследницей Рима.

Надо сказать, что сами византийцы называли себя ромеями , а свою страну Ромейской империей или Романией . То есть они ассоциировали себя с римлянами (римлянин – ромей по-гречески). И лишь когда случилось падение Византии, европейские историки начали называть её Византийской империей по аналогии со столицей. Вначале это был город Византий, затем в 330 году его переименовали в Новый Рим по повелению императора Константина Великого. А в 395 году город назвали Константинополем.

Славяне иначе интерпретировали эти названия. В Древней Руси Византию называли Греческим царством. А Константинополь величали Царьградом. То есть каждый народ Византийскую империю именовал по-своему. Это отнюдь не умаляло значимости наследницы Рима. Она блистала в своём величии и считалась одной из самых могущественных держав Европы и Азии.

Наибольшего расцвета Ромейская империя достигла в VI веке при императоре Юстиниане Великом . Он стремился реставрировать Римскую империю, и это ему в кокой-то мере удалось. При нём окончательно сформировался византийский стиль правления, а римские традиции ушли в прошлое. Был разработан новый свод законов (свод Юстиниана). По сей день православная церковь почитает этого императора в лике благоверных.

В дальнейшем держава утратила часть завоёванных земель, но вплоть до конца XI века оставалась самым сильным государством в Средиземноморье. Но именно XI век и стал тем пиком, после которого началось медленное и неуклонное падение Византии.

Казалось бы, ничто не предвещало конец для 20-миллионного населения, жившего на благодатных землях Европы и Азии. Столица империи считалась самым богатым городом тогдашнего мира. Константинополь утопал в роскоши. В нём работали лучшие архитекторы и ремесленники. Они создавали совершенные для того времени строения и предметы быта. Рынки ломились от мехов из Руси, шелков из Китая и Багдада, вин из Греции, коней из Болгарии и Венгрии. В школах изучали Гомера, Платона, стихи Романа Сладкопевца, поэму о храбром Дигенисе Акрите.

Константинополь был одним из самых богатых городов мира

Светлые храмы и высокие стены превратили столицу Византии в особый мир, который мало чем напоминал всю остальную империю. А на её необозримых просторах, начиная от стен Константинополя, текла уже совсем иная жизнь. На опалённых солнцем холмах Вифинии и Фракии бродили козы и звенели цикады. Крестьяне обрезали виноград, собирали оливки на арендуемых участках и на полях землевладельцев. Полудикие горцы Тавра и Эпира ковали мечи и наконечники для стрел, чтобы отражать атаки католиков и мусульман. Роскошная жизнь столицы была не для них. Им судьба определила труд и войну.

Вот здесь и кроется разгадка внезапного ослабления Византийской империи во второй половине XI века . Столица и провинция перестали быть единым целым, и это поставило страну на край гибели. Ситуацию усугубила сытая и лишённая какой-либо инициативы бюрократия. Ведь именно отсутствие инициативы способствовало благополучию и карьерному росту.

Определённый вклад в ослабление Византийской империи внёс Михаил Пселл (1018-1078). Это был прекрасно образованный византийский монах и в то же время прирождённый льстивый хитрый интриган. Ему удалось подняться с самых низов и служить девяти императорам. При нём и под его руководством была создана школа юристов.

Пользуясь покровительством императриц Зои и Феодоры, юристы начали фактически управлять страной. Они попытались установить на землях империи законность и порядок, опираясь при этом на сытую и безынициативную бюрократию. Но главное, они приложили максимум усилий, чтобы ограничить права провинциальной аристократии.

Всё это сопровождалось сокращением армии и заменой её наёмниками из англосаксов и русских. Военный бюджет был урезан, а крепости запущены. Под удар также попали талантливые полководцы того времени. Так Георгия Маниака, разгромившего в 1032 году арабов в Месопотамии, оклеветали бездарные помощники. Полководца отозвали в столицу, а тот, зная, что его ждёт, в 1043 году поднял восстание. Но выиграв сражение, был убит случайной стрелой.

Другой видный деятель из каппадокийской знати Роман Диоген тоже являлся талантливым полководцем. Но он был противником бюрократов и в 1067 году возглавил заговор против окружения императрицы Евдокии. Его приговорили к смерти, но Евдокия освободила Романа Диогена и вышла за него замуж. Тот стал императором Романом IV, но в 1071 году его войско разбили сельджуки при Манцикерте. Причиной разгрома стало предательство оппозиции. Сельджуки взяли Романа в плен, но быстро выпустили. Когда тот вернулся домой, то был ослеплен и умер в 1072 году.

Византийская империя на карте при Юстиниане I Великом в VI веке

В результате внутренних конфликтов византийская армия перестала представлять собой единый слаженный механизм. Это тут же сказалось на благополучии страны. На Балканский полуостров вторглись печенеги, сельджуки покорили Малую Азию, сицилийские нормандцы захватили Италию, папа римский порвал отношения с патриархом. Власть императоров оказалась на грани краха, и падение Византии казалось уже неизбежным.

Гибнущую империю спасла провинция . Землевладелец из Фракии Алексей Комнин в законах разбирался не очень хорошо, но что он делал на отлично, так это защищал себя от врагов. В 1081 году его провозгласили императором, и этот человек положил конец бесчинству печенегов, сельджуков и нормандцев. Ему также удалось сломить сопротивление старой византийской элиты.

После этого три поколения Комнинов: Алексей, Иоанн и Мануил, практически, вдохнули новую жизнь в Византийскую империю. Они вернули большую часть потерянных земель. Не удалось только опять закрепиться в Малой Азии, где обосновался Конийский султанат. А вот в Европе византийцы разгромили венгров в 1167 году, и граница империи прошла по Дунаю и Драве.

Умер Мануил Комнин в 1180 году, и один из его современников написал: «Кажется, будто божественной волей было решено, чтобы вместе с императором Мануилом Комнином исчезло всё здоровое в царстве ромеев, и чтобы с заходом этого солнца мы погрузились в непроглядную тьму».

И действительно, уже в 1181 году вспыхнуло народное восстание в столице. А в 1182 году произошла страшная резня католиков опять же в Константинополе. Была вырезана вся католическая община, численность которой составляла 60 тыс. человек. Эта кровавая бойня (резня латинов) вошла в историю как одно из самых масштабных массовых убийств за всё существование человеческой цивилизации.

В 1185 году к власти в стране пришла династия Ангелов, правившая вплоть до 1204 года. Её первый представитель Исаак II Ангел сверг последнего Комнина Андроника I. И с этого момента начался необратимый процесс падения Византии. Закончилось всё в 1204 году, когда крестоносцы с потрясающей лёгкостью захватили Константинополь. Они разграбили богатейший город, население которого позволило себя убивать и грабить.

В результате этого на территории наследницы Рима образовались государства крестоносцев. Это Латинская империя и Ахейское княжество. Выстояли лишь маленькая Никея и гористый Эпир. Они разгромили лучшие войска французских и итальянских рыцарей и отстояли свою независимость.

Никейская империя просуществовала с 1204 по 1261 годы, а затем реставрировала Византийскую империю, разгромив Латинскую империю и захватив Константинополь. 15 августа 1261 года никейский император Михаил Палеолог торжественно въехал на белом коне в Константинополь и провозгласил себя императором Византии Михаилом VIII. Началась эпоха династии Палеологов. Они правили с 1261 по 1453 годы. Эта была последняя и самая долговечная византийская династия, находившаяся у власти почти 200 лет.

Осада турками Константинополя

Патриотический подъём в Никейской империи на время оживил наследницу Рима. Она восстала как Феникс из пепла, но её дни были сочтены из-за внутренних противоречий и неудачной для страны внешней политической ситуации. Падение Византии ускорилось благодаря туркам-османам. Последние создали очень сильную державу, Османскую империю , которая стала претендовать на абсолютное господство и в Азии, и в Европе.

Окончательно и бесповоротно Византийская империя рухнула 29 мая 1453 года . Случилось это после взятия турками Константинополя после почти 2-х месячной осады. Уже 30 мая турецкий султан Мехмед II торжественно въехал в павшую столицу, и первое, что он приказал, это переделать собор Святой Софии в мечеть. Так закончилась тысячелетняя история Ромейской империи. А пальму первенства у неё перехватило Московское княжество , которое стало называть Москву Третьим Римом.

В середине XIV века Византийская империя была совершенно обескровлена гражданскими войнами, междоусобицами, захват Византии турками-османами был лишь вопросом времени. Ничтожным силам Византии противостоял могущественный враг. Ни сократившаяся до ничтожных размеров Византия, ни итальянские республики не могли организовать сопротивления туркам. Завоевательные войны османов проводились под лозунгами борьбы за мусульманскую веру против «неверных». В войсках царила ненависть к христианам. Именно поэтому Византия и была наиболее удобной мишенью для османской знати. Это усугублялось еще и ее военной слабостью.

При преемнике Османа -- Урхане (1326--1362) турки завоевали практически все византийские владения в Малой Азии, которые были самыми богатыми областями Византийской империи.

Султан Мурад I продолжал завоевательную политику и овладел такими крупными центрами, как Адрианополь (который вскоре стал столицей турецкого государства) и Филиппополь и продвинулся на запад, по направлению к Фессалонике. Вскоре после этого турки захватили почти всю Фракию и начали вторжение в болгарские земли. Византийский император Иоанн V приступил к исправлению городских стен и возведению укреплений, но султан приказал ему разрушить все постройки, а в случае отказа обещал ослепить сына императора и наследника Мануила, находившегося в то время при дворе Баязида. Иоанн вынужден был исполнить это требование. Это унижение ускорило кончину престарелого императора. После его смерти Мануил бежал и, достигнув Константинополя, был коронован императором.

Вскоре после этого Византии пришлось пережить блокаду. По свидетельству византийского историка Дуки, посол Баязида предъявил новому императору такие требования: «Если ты хочешь исполнять мои приказания, затвори ворота города и царствуй внутри него; все же, что лежит вне города, принадлежит мне». Мануил отказал султану и с этого момента Константинополь находился в осаде. окрестности Константинополя были опустошены, город изолирован с суши. Блокада длилась в течение семи лет, связь с внешним миром поддерживалась лишь с моря. В городе начался голод, болезни, росло недовольство населения. Избавление пришло от войска Тимура (Тамерлана), который разбил армию Баязида в битве при Анкаре (1402). Это обстоятельство отсрочило гибель Византийской империи еще на половину столетия.

Преемником Баязида I стал его сын Мехмед I (1402--1421), который проводил миролюбивую политику в отношении Византии. После смерти Мехмеда I произошли коренные перемены: новый султан, Мурад II (1421--1451) вернулся к агрессивной политике. И снова удар турок обрушился на Византийскую империю: султан летом 1422 года осадил Константинополь и попытался штурмом взять город. Однако, приступ был отбит героическими усилиями населения. Осада оказалась неудачной, но это была прелюдия событий 1453 года. Еще тридцать лет Константинополь ожидал трагической, неминуемой гибели.

Империя распалась на отдельные мелкие уделы, продолжали расти экономические проблемы: упадок торговли и товарно-денежных отношений, которые возникли вследствие постоянных войн. При Иоанне VIII территория империи была довольно-таки скромной. Незадолго до смерти своего отца он уступил султану некоторые фракийские города. Власть Иоанна простиралась лишь над Константинополем и его ближайшими окрестностями. Прочие же части государства находились в управлении его братьев в виде отдельных независимых уделов. 31 октября 1448 г. в Константинополе скончался Иоанн VIII, подавленный успехами врагов и отчаявшийся спасти свое государство. Его преемником стал Морей Константин. Ему принадлежала территория, которая ограничивалась Константинополем с его ближайшими окрестностями во Фракии. В это время к власти пришел сын Мурада II-- султан Мехмед II (1451--1481).

Причиной того, что Османская империя столь страстно хотела завоевать Византию, нельзя назвать лишь религию или расширение территорий. Интересно мнение Георгия Львовича Курбатова по этому вопросу: «В новых условиях перед Османской империей все более насущной задачей вставало соединение балканских и азиатских областей империи. Константинополь становился главной помехой. Дело заключалось не только в факте его существования. Причины лежали и глубже, в самом развитии Османской империи. Считают, что именно с восприятием византийского и балканского наследия, его феодальной подосновы, складывались более развитые формы Османского феодализма. Только опираясь на балканские владения можно было преодолеть угрожающий разрыв между более отсталой азиатской частью империи и балканской. Поэтому было необходимо более жесткое их «сопряжение». Соединение двух частей империи становилось все более необходимым. Участь Византии была решена.».

На европейском берегу Босфора была построена крепость Румели- Хиссар, а на азиатском, несколько раньше, - Анатоли-Хиссар. Теперь турки прочно обосновались на обоих берегах Босфора и отрезали Константинополь от Черного моря. Борьба вступила в заключительную фазу.

Император Константин начал подготовку к обороне города: чинил стены, вооружал защитников города, запасал продовольствие. В начале апреля началась осада Константинополя. Армия Мехмеда II составляла 150 - 200 тысяч воинов, турки использовали бронзовые пушки, выбрасывающие на далекое расстояние ядра. Турецкая эскадра составляла около 400 судов. Византия могла выставить лишь защитников города да небольшое число латинских наемников. Георгий Сфрандзи рассказывает, что с началом осады города были проверены списки всех жителей Константинополя, способных защищать город. Всего оказалось 4973 человека, способных держать оружие, вдобавок около 2 тысяч иностранных наемников. Флот защитников Константинополя насчитывал около 25 судов.

Сначала турки начали штурмовать стены с суши. Однако, несмотря на огромное превосходство, осажденные успешно отбивали атаки и турецкие войска длительное время терпели неудачи. Очевидец событий Георгий Сфрандзи писал: «Было удивительно, что, не имея военного опыта, они (византийцы) одерживали победы, ибо, встречаясь с неприятелем, они мужественно и благородно делали то, что свыше сил человеческих» . 20 апреля произошло первое морское сражение, окончившееся победой византийцев. В этот день прибыли четыре генуэзских и один византийский корабль, которые везли войска и продовольствие в Константинополь. Перед входом в Золотой Рог они приняли бой с турецким флотом. Победа была одержана благодаря военному опыту и искусству византийских и генуэзских моряков, лучшему вооружению их кораблей, а также «греческому огню». Но эта победа, к сожалению не изменила хода событий.

Мехмед II решил осадить город не только с суши, но и с моря и приказал туркам за одну ночь перетащить около 80 кораблей по суше в Золотой Рог. Это было тяжелым ударом для осажденных, произошел коренной перелом в пользу турок.

Генеральный штурм города был назначен султаном на 29 мая. Последние два дня перед сражением обе стороны провели в приготовлениях: одна -- к последнему штурму, другая -- к последней защите. Об этом пишет Александр Александрович Васильев: «Древняя столица христианского Востока, предчувствуя неизбежность роковой для себя развязки и зная о предстоящем штурме, провела канун одного из величайших исторических дней в молитве и слезах. По распоряжению императора, крестные ходы, в сопровождении громадной толпы народа, певшей «Господи, помилуй», обходили городские стены. Люди ободряли друг друга, чтобы в последний час битвы оказать храброе сопротивление врагу.»

29 мая 1453 года турецкие войска двинулась на Константинополь. Сперва перевес был на стороне осажденных, однако силы были неравны, и, к тому же к стенам Константинополя прибывали все новые и новые отряды турок. Очень скоро турки ворвались в осажденный город. Нестор Искандер пишет об этом: «Когда же подоспел Балтаулий с большими силами, то встретили его стратиги у разрушенного места, но не смогли сдержать его, и пробился он в город со всеми своими полками, и напал на горожан. И завязалась битва еще более ожесточенная, чем прежде, и погибли в ней стратиги, и мегистаны, и вельможи все, так что из многих мало кто смог потом принести весть цесарю, а погибших горожан и турок не счесть.» . Сам император погиб в сражении с турками. Ворвавшись в город, турки перебили остатки византийских войск, а затем стали истреблять всех, кто встречался на их пути, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. Турки захватывали население в плен, стариков и младенцев убивали, уничтожали дворцы и храмы, памятники искусства.

29 мая 1453 года пал знаменитый и некогда богатейший город-- Константинополь, а с его падением прекратила свое существование и Византийская империя.

Падение Византийской империи связывают с падением их легендарной столицы – Константинополем, крепостью, которую было практически невозможно взять штурмом.
Константинополь пал 23 мая 1453 года под натиском огромной армии Мехмеда II – султана османов.
Византийская империя на момент своего падения уже с трудом могла называться империей. Единственным очагом христианства оставался только Константинополь – все остальное уже было захвачено турками.

Предпосылки падения империи

Долгие годы Византийская империя обладала колоссальным могуществом, но в XV веке начался кризис и упадок многовековой империи. На 1453 год Византийская империя потеряла почти все свои владения и представляла собой только последний город с могущественными стенами. В последние свои дни Византийская империя даже не являлась империей, скорее городом-государством, тенью былого могущества.
Константинополь в XV веке – это не цветущий город, после крестовых походов он был сильно разрушен и разграблен, но стены его по-прежнему были крепки. Если в эпоху могущества Византии, в Константинополе проживало 1 млн. человек, то к моменту падения едва можно было насчитать 50 тыс. человек.
Турки всегда мечтали взять Константинополь и теперь он уже находился в их окружении, осталось только взять самую неприступную крепость в мире. В 1451 году султаном османов стал Мехмед II, который поклялся взять город. Новый султан знал, что стены города настолько прочные, что их невозможно пробить ни одним существующим осадным орудием и даже артиллерией. Тогда Мехмед решил сделать такую артиллерию, перед которой не устояли даже стены Константинополя.
Масштабная подготовка к штурму города началась в 1452 году.
Султан Мехмед собрал огромную армию в более чем 100 тыс. человек – точной цифры нет, но некоторые историки говорят о 180 тысячах, а некоторые о 300 тысячах.
Город был отлично защищен, так как располагался на полуострове, а все улицы города были защищены мощными стенами. Город был огромным, но количества солдат было слишком мало, чтобы со всех сторон подготовить прочную защиту. Количество защитников не превышало 10 тыс. человек, включая добровольцев.
Последним императором Византии был Константин XI, и он встал на оборону самого уязвимого места города – канала в стене, через который протекала в город река Ликос.
Перед тем как начать штурмовать город, Мехмед отправил к Константину послов и предложением сдать город без сражения, в таком случае турки бы сохранили всем жизни и позволили бы забрать имущество. Но Константин отказал, он сказал, что готов выплатить туркам любую дань, но город он не сдаст не при каких условиях.

Осада Константинополя

Авангард турок подошел к стенам города 2 апреля 1453 года. Все жители спрятались за стенами города, главные ворота были закрыты, а в Золотом Роге была протянута цепь. 5 апреля уже вся армия подошла к стенам города. На следующий день город уже был в глухой осаде, он был полностью блокирован от внешнего мира.
За стенами города были размещены византийские форты с защитниками. В течении нескольких дней эти форты были разрушены, а все защитники были убиты. Затем турки посадили мертвых на кол перед стенами Константинополя, чтобы жители и защитники города видели то, что совсем скоро ожидает их самих.
До 9 апреля турки не решались действовать масштабно и только в этот день Золотой Рог был атакован турецким флотом, но его постигла неудача, византийцы отбили эту атаку. Зная о уязвимости стены у русла реки Ликос, турки расположили напротив этого участка стены огромное число артиллерии, затем началась первая в истории человечества артиллерийская бомбардировка – она продолжалась целых шесть недель. Однако артиллерия несмотря на большие усилия ничего не могла сделать со стенами города. Но тут Мехмед задействовал бомбарду «Базилика» – самую большую в мире на тот момент, она стреляла полу тонными ядрами и только благодаря ней, турки смогут в дальнейшем пробить брешь в стене.
12 апреля турки попытались штурмовать Золотой Рог еще раз, но и в этот раз они встретили сопротивление греков. Греки смогли выстоять против атаки турецких кораблей и даже перешли в контратаку.
18 апреля началась первая мощная атака на стены города. Под удар попала стена возле русла реки Ликос. В тот день турки не добились ровным счетом ничего, греки отбили атаку практически без потерь.
Через два дня Папа Римский оказал помощь Константину – он прислал несколько судов с продовольствием и оружием. Небольшая группа кораблей умело отбивалась от турецкого флота и смогла добраться до Золотого Рога, где их стал прикрывать весь византийских флот – турки побоялись вступить в бой и дали кораблям Папы войти в город. За этот промах, султан Мехмед велел наказать командующего своим флотом и сместил его с должности.
21 апреля с помощью мощной бомбардировки артиллерией была разрушена первая башня Константинополя, рядом с рекой Ликос. Боевой дух защитников сразу же упал, стены уже не могли их полностью защитить. Однако султан Мехмед пока не давал команды штурмовать город.
22 апреля турки совершили невероятное – они по суше перетащили 70 судов, тем самым обошли непробиваемую цепь Золотого Рога. Это была выдающаяся инженерная операция, которые сильно приблизила время падения города. Греки были ошеломлены подобных ходом и ничего не предприняли, хотя могли атаковать эти суда всем своим флотом, пока враг этого не ожидал. Атаковать турецкий флот было решено 28 апреля, но турки сумели одержать победу, вероятно, кто-то слад план атаки туркам и те были предупреждены об атаке.
В начале мая одному венецианскому кораблю под покровом ночи удалось пробиться с окружения и отправиться на поиски венецианского флота – город отчаянно нуждался в помощи, без нее ему не выстоять. Турки тем временем продолжали обстреливать городские стены. Греки предполагали, что турки будут атаковать сразу с двух сторон: городские стены и Золотой Рог с помощью флота.
7 мая начался штурм – турки атаковали бреши в стене, но греки стояли храбро и не дали туркам пройти за стены своего города – атака была отбита, хоть и с потерями, однако потери турок значительно превышали.
14 мая они предприняли еще одну атаку, но греки отбили и это атаку. Но уже сейчас у греков появились огромные проблем, если раньше людей для защиты просто не хватало, то сейчас их катастрофически не хватало, пришлось даже снять матросов с флота.
18 мая была уничтожена башня Св. Романа – завязался жестокий бой, но греки вновь смогли отбить атаку и частично восстановили башню, им даже удалось поджечь осадную машину.
Под звуки барабанов турки начали делать подкопы под стенами города, но греки заметили это и подрывали их тоннели, затем затапливая их водой. Даже подкопы не помогли сломить оборону города.

Последние дни существования империи

21 мая Мехмед вновь предложил защитникам сдать город, но Константин вновь отказал ему. Он обещал пойти на все возможные уступки, на великую дань, на все что угодно, но он сказал, что никогда не сдаст город. Турки заломили такую цену дани, что Византия никак не могла была позволить себе подобную сумму. Следовательно, греки отказались платить и сказали, что будут оборонять города последнего вздоха.
Через два дня пришло венецианской судно, которое смогло пробиться сквозь осаду. Им не удалось найти флота Венеции. Они предложили Константину тайно покинуть город и возглавить войну против турок где-то за его пределами. Константин отказался от этого, сказав, что город быстро падет без своего императора, он пожелал умереть императором своего города.
Султан тем временем готовился к решительному штурму. 26 и 26 мая снова началась мощная бомбардировка стен города, пушки стреляли почти вплотную. Многие историки писали о том, что только артиллерия помогла туркам взять город, если бы не она, Константинополь не поддался.
29 мая начался решительный штурм, основной удар которого направленный на бреши в районе реки Ликос. Все, кто мог держать оружие стали на защиту стен города. Император Константин также стоял на защите и лично командовал обороной. Несмотря на то, что натиск турок был чудовищным, греки отчаянно защищались – потери турок были ужасными. Такой храброй обороне способствовало присутствие императора, который сражался вместе со своими солдатами. Но падение Константинополя уже было близко, как и падение Византийской империи.
Греки использовали в обороне даже греческий огонь, который словно напалм сжигал турок. Боевой дух турок был сильно подорван, многие начали отступать, но остальные палками гнали отступавших к стенам города.
Первая атака была отбита, и греки начали восстанавливать бреши в стенах. Совсем скоро начала атаковать регулярная армия турок, одновременно по стенам била артиллерия.
Но даже регулярной армии не удавалось пробиться за стены города, греки оборонялись на смерть. Затем бомбарда пробила большую брешь в стене города, но даже и эта атака была отбита. На всех участках укреплений турки терпели поражение. Перед последней атакой турок, Константин произнес последнюю речь защитникам города. В этот раз султан бросил в бой своих янычар.
После того как был ранен один из командиров обороны – Джустиниани Лонго, защитники города начали отступать. Увидев отступление греков турки, наконец, смогли ворваться за стены города. Греки не имели резервов, чтобы их можно было бросить защитить брешь – оборона города рухнула. И только император Константин вместе со своей личной защитой бросился на огромную армию врага. Перед боем он сбросил все знаки отличия и пошел в бой как обычный воин. Турки во много раз превосходили числом, и император со своими сподвижниками были убит.
Греки начали бежать со стен, однако некоторые отряды отчаянно сражались на улицах города до самой смерти. Они понимали, что султан все равно убьет их, и они посчитали, что лучше умрут, защищая город.
Некоторым удалось прорваться к судам и покинуть город (венецианцы, немного греков, итальянцы). Бой за город продолжался до самой ночи – греки не сдавались, сражались на смерть, а поэтому пленных у турок почти не было. Все защитники либо еще оборонялись, либо бежали, а остальные лежали мертвыми.

Итоги

Тело императора нашли среди убитых только по сапогам. Его голова была отрублена и насажена на пику. Уцелевшие христиане похоронили затем тело Константина как подобает императору.
При защите города погибли практически все защитники города – до 10 тыс. человек. А вот потери турок составили около 90 тыс., если не больше.
Падение Константинополя ознаменовало падение одной из величайших империй – Византии. Фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок» поднял вопрос об историческом наследии Византии и его значении для современной России. Правомочность постановки этого вопроса признавали многие участники дискуссии, разгоревшейся в СМИ по поводу фильма, в том числе и его противники. Помимо исторических резонов обратиться к теме византийского наследия есть и духовный, поскольку мы, русские, и единоверные нам народы, проживающие бок о бок с нами, являемся участниками того же духовного Завета с Богом, в котором пребывали византийцы. Приняв от них Православие, мы влились в Церковь и стали народом Нового Завета.

А Завет с Богом, как и любой договор, предполагает определенные условия и ответственность за их нарушение. То и другое описано в книге Завета - Библии. И там, в частности, сказано: «Если… будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли… Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» (Втор. 28: 1, 15).

Фильм указал на причины заката и падения Византийской империи, но, разумеется, ни формат, ни жанр фильма не позволяли о многом говорить подробно. Развивая затронутую в фильме важную тему, обратим внимание на некоторые подробности тех событий.

Раздробление территории Византийской империи

Когда в 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и ряд других городов, образовав Латинскую империю, Византия распалась на несколько самостоятельных государств - Никейскую империю, Трапезундскую империю и Эпирский деспотат. На протяжении XIII века эти государства воевали как с католиками и с турками, так и, к сожалению, между собой. Никейскому императору Михаилу VIII удалось вернуть Константинополь, Фессалоники, а позднее его преемником были присоединены и территории Эпирского деспотата. Но Трапезундская империя продолжала оставаться независимым государством, являя собой печальное свидетельство развала древней Византии. Один народ с одной верой, языком и историей был разделен на два государства, каждое из которых, естественно, было слабее, чем единое, оставшееся в прошлом.

Раздробление продолжалось и дальше. Во второй половине XIV века Константинополь с его ближайшими владениями был окружен землями, принадлежавшими уже туркам, и мог лишь с трудом поддерживать морем сношения с территориями, составлявшими пока еще часть Византии, а именно с Фессалоникой, Фессалией и Морейским деспотатом, которые жили поэтому порою почти независимой от центра жизнью, словно бы самостоятельные государственные образования. Формально единство империи обеспечивало только то обстоятельство, что во главе такого нового государственного образования стоял один из членов императорской семьи. Так, в конце XIV века Фессалоники получили в качестве деспота одного из сыновей Иоанна V. Морейский деспотат также управлялся сыновьями или братьями императора.

Смуты и восстания

В последнее столетие существования Византии поляризация общества на бедных и богатых достигла своего пика. Сельское хозяйство, прежде всегда составлявшее реальную основу экономического благополучия империи, пришло в упадок. Многие плодородные провинции были утрачены под натиском турок, остальные разорились из-за почти непрекращающихся гражданских войн и неразумных действий центра.

Иоанн Кантакузин, писал, что упадок Пелопоннеса объясняется не вторжением турок или латинян, но внутренней борьбой, которая сделала из «Пелопоннеса бо льшую пустыню, чем Скифия». Разоренные крестьяне оказались во власти хозяев. И если сначала этими хозяевами - крупными землевладельцами - были греки, то после каталонских опустошений в начале XIV века и вторжений албанцев крупными земельными собственниками, например в Фессалии, стали албанцы.

Будучи угнетены всемогущими хозяевами, деревенские жители испытывали большие бедствия. Крестьянство было разорено и озлоблено. Народные восстания и ненависть бедных к богатым раздирали не только провинции, но и основные города империи. Во время восстания 1328 года константинопольская толпа разорила прекрасный дворец Феодора Метохита. А в 1341 году поднялась целая революционная волна, сначала в Адрианополе, а потом и в других городах империи.

Самым крупным восстанием было фессалоникийское: тамошние «зилоты»-революционеры в 1342 году учинили кровавое избиение знати, разграбили богатые дома и учредили как бы республиканское управление. Только в 1349 году соединенными усилиями Иоанна V и Иоанна VI Кантакузина удалось восстановить контроль империи над вторым по значимости городом.

Экономическая несамостоятельность

О переходе византийской торговли под контроль западноевропейцев в фильме сказано достаточно. Действительно, в Константинополе, который продолжал оставаться центром торговли, можно было встретить торговцев разных национальностей. Так, Франческо Бальдуччи Пеголотти, писатель начала XIV века, упоминает генуэзцев, венецианцев, пизанцев, флорентинцев, провансальцев, каталонцев, анконцев, сицилийцев и «всех прочих иностранцев».

Собственно империя утратила контроль над своей торговлей. Она полностью перешла в руки западных торговцев, в основном венецианцев и генуэзцев, в чуть меньшей мере пизанцев, флорентинцев и других. Генуэзцы были свободны от налогов, они могли организовывать фактории и колонии не только на островах Эгейского моря и в Малой Азии, но также на берегах Черного моря.

Венецианцы также были свободны от торговых налогов, и постоянное политическое и экономическое соперничество между двумя могущественными республиками - Генуей и Венецией - иногда приводило к ожесточенным военным столкновениям на византийской территории.

Экономическая зависимость династии Палеологов от богатых и сильных западных республик и городов была полной. В экономическом отношении Палеологи империю не контролировали.

Финансовые силы и возможности страны, в корне подорванные латинским хозяйствованием, окончательно истощились в это время. Налоги из опустошенных провинций не поступали. Все денежные запасы были истрачены, императорские драгоценности проданы, солдат кормить было нечем, нищета царила повсюду. Западные путешественники, посещавшие столицу империи, описывали запустение и ветхость многих древних храмов и дворцов. После удара, нанесенного в 1204 году, город уже не смог восстановиться.

Историк XIV века Никифор Григора, описывая свадебные торжества по случаю брака Иоанна V, сообщал: «В те времена дворец был охвачен такою бедностью, что в нем не было ни одной чаши из золота или серебра, некоторые из них были из олова, все же прочие глиняные… я уже оставляю в стороне, что царские венцы и одеяния на том празднестве имели, по большей части, лишь вид золота и драгоценных камней. [На самом деле] они были из кожи и были лишь позолочены, как делают иногда кожевники, частью из стекла, отсвечивавшего различными цветами. Кое-где, лишь изредка, были драгоценные камни, имевшие настоящую прелесть, и блеск жемчугов, который не обманывает глаз. До такой степени упали, совершенно погасли и погибли древнее благоденствие и блеск Ромейской державы, так что я не без стыда могу изложить вам рассказ об этом».

Немногочисленные собственно византийские богачи не спешили делиться своими средствами не только тогда, когда дело касалось нужд империи, но даже и для укрепления оборонительных сооружений их собственных городов. В 1420-х годах император Иоанн VIII вынужден был уговаривать горожан собрать пожертвования на укрепление стен и башен Константинополя: собственных средств у казны не хватало, а обязать сделать сбор уже недоставало власти. Незадолго до падения города в 1453 году ввиду очевидного уже нападения турок император Константин XI снова обращался с той же просьбой о финансировании обороны, однако богачи ответили отказом. Разумеется, после захвата города все они вынуждены были отдать свои «сбереженные» сокровища туркам, причем их глупая жадность вызвала презрение даже у самого султана-завоевателя Мухаммеда II.

Влияние Запада

Об этом в фильме сказано немало, а в последовавшей затем дискуссии - столько, что, если собрать все сказанное, получится весьма увесистый том. Но говорившие в основном сосредотачивались на социально-политических аспектах, тогда как был еще и религиозный.

В XIV столетии в Византии появляется большое количество произведений, переведенных с латыни на греческий. К сожалению, распространение западной переводной литературы не преминуло негативно сказаться на верности Православию многих византийских интеллектуалов. Например, Димитрий Кидонис, служивший высшим чиновником у императоров Иоанна Кантакузина (1347-1354) и Иоанна V Палеолога (1354-1391), переводя и способствуя распространению трудов Фомы Аквинского, в конце концов сам обратился в католичество.

Под влиянием сочинений Фомы Аквинского возникло целое движение «филокатоликов»: кроме братьев Кидонисов, можно назвать Никифора Григору, Мануила Калеку, братьев Андрея и Максима Хрисовергов, митрополита Виссариона Никейского. Некоторые даже писали сочинения в защиту схоластического богословия.

И держалось это увлечение отнюдь не только на переводах. Еще с XIII века в Константинополе обосновался орден доминиканцев, который пропагандировал латинское учение посредством полемических сочинений против православных, таких как, например, Contra errores Graecorum. Иногда их использовали и как вспомогательные тексты для изучения греками латинского языка.

Конечно, знакомство с римо-католическими текстами позволило и православным богословам повысить уровень своей полемики. Среди представителей святоотеческо-богословского течения можно упомянуть святого Каллиста Ангеликуда, Иосифа Вриенния, Нила Кавасилу, святых Эфесского и Георгия Схолария. Но государство их не слишком поддерживало, скорее - наоборот.

Хотя предыдущая попытка византийцев прибегнуть к помощи католиков (при императорах династии Ангелов, когда в 1204 году Константинополь был захвачен и разграблен крестоносцами) имела весьма печальные последствия, в последнее столетие существования Византии многие вновь стали возлагать надежды на союз с латинянами, ради которого были готовы даже предать Православие.

Например, в 1369 году Иоанн V явился в Рим, принял католичество и присягнул на верность папе Римскому, но напрасно: гибнущей империи не слишком помогали и посылаемая помощь была не пропорциональна угрозе.

Наиболее крайним выражением этого движения в сторону Запада стало заключение унии на Ферраро-Флорентийском Соборе 1438-1439 годов.

Хотя император Мануил II на смертном одре завещал своему сыну и наследнику Иоанну VIII не возлагать больших надежд на унию, говоря, что примирение между греками и латинянами невозможно, сын не послушал отца и решил любой ценой добиваться унии с Римом.

Римский папа Евгений IV охотно принял эту идею, пригласив православных провести Собор в Ферраре и пообещав полностью оплатить их расходы. Это было выгодно Римскому папе для упрочнения своих внутренних позиций, ибо в то время в Римской Церкви был раскол: архиереи, не признающие Евгения, собрались на Базельский Собор. Справедливо замечает один латинский историк, говоря: «Насмеялся Восток безумию латинян, которые, будучи во взаимном расхождении, искали объединения других».

Самой яркой фигурой, отстаивавшей Православие на Соборе, стал святитель Марк Эфесский, имевший полномочия представлять патриархов Александрийского и Антиохийского.

24 ноября 1437 года греческая делегация, в которую входили Константинопольский патриарх Иосиф и 22 епископа и которую возглавлял император Иоанн Палеолог, отбыла в Италию. Византийцы искренне верили, что на Соборе удастся заключить единение на основе православного учения. Перед отправлением патриарх сказал, что они ничего не уступят из тех традиций Святой Церкви, которые приняли, и готовы, если надо, и умереть за них, ибо что может быть славнее мученического венца? Заключил он свою речь словами: «Пойдем - и возвратимся. Пойдем с опасностью; возвратимся с победой и трофеями!»

Однако получилось все совсем не так. Обсуждение началось с вопроса о чистилище, по которому, по мнению императора, не составит труда достигнуть согласия. Но разгоревшаяся полемика показала как принципиальное различие учений православных и католиков, так и нежелание католиков хоть в чем-либо поступиться своими взглядами. Это еще яснее стало при обсуждении вопроса о filioque. Вскоре не оставалось сомнений в том, что католики стремятся подчинить себе Православную Церковь. Было понятно, что на это согласен и император, не без внутренних борений решившийся пожертвовать Православием ради интересов империи. Святитель Марк Эфесский остался единственным защитником веры, в конце концов император и вовсе повелел арестовать его.

Уния была подписана всеми, кроме святителя Марка, который так писал о свершившемся: «Мы просили их придти к доброму тому соглашению, которое мы имели раньше в отношении нас самих и наших отцев, когда не было между нами раскола. Говорить это, казалось, петь глухим ушам, или кипятить камень, или сеять на камне, или писать на воде, или другое подобное, что говорится в пословицах в отношении невозможного».

Подписание унии, однако, не принесло большой пользы империи. Зато добавило раздору в византийское общество. Восточные патриархи и Русская митрополия прекратили общение с константинопольскими униатскими патриархами и осудили унию как ересь. Народ отверг унию, и на униатские богослужения в Святой Софии никто не ходил. Императору с трудом удалось найти кандидата на престол константинопольского патриарха, патриарха-униата бойкотировали почти все клирики. Святитель Марк Эфесский был лишен сана, однако народ именно его считал главным выразителем Православия.

В 1440 году папа Евгений провозгласил-таки крестовый поход против турок. Он смог собрать армию, состоявшую главным образом из венгров, которая в 1444 году переправилась через Дунай. Однако султану Мураду удалось разгромить силы крестоносцев под Варной, на берегу Черного моря.

Утверждение унии для Византии не принесло ничего, кроме разделения в обществе, падения авторитета императора в народе и смуты. В Константинополь прибыли военные послы из Италии, которым император доверил возглавлять оборону осажденного города. Но народ не желал служить латинским генералам, и более того, не желал защищать императора - предателя православной веры.

И в 1453 году латинский Запад не оказал существенной помощи погибающему Константинополю, а несколько тысяч генуэзцев и венецианцев сражались здесь не по благословению папы, а по собственному выбору, защищая свои коммерческие интересы и свое имущество.

Упадок нравов, увлечение язычеством, отступничество от Православия

Одной из главных причин постигших Византию бедствий сами греки - те немногие подлинно духовные лица того времени - называли чудовищное падение нравов в обществе.

Вот как описывает его один анонимный автор последнего столетия империи: «Большая часть из нас не знает, что значит быть христианином, а если и знают, не спешат жить сообразно с этим; священники наши, как и прочий народ, еще до брака вступают в связи с их будущими женами; за подарок духовные отцы прощают грехи и допускают до причастия; монахи, хвалящиеся девственностью, без стыда живут вместе с монахинями; имя врага Креста (диавола) не сходит у нас с языка: им мы обзываем друг друга; мы даем какую угодно клятву и ежечасно нарушаем ее; мы оскорбляем, как не делают того и нечестивцы, православную веру, закон, святое; за деньги мы отдаем своих малолетних дочерей на растление; гадаем на иконах, по встречам людей, по крику птиц, по карканью ворон; празднуем календы, носим мартовские амулеты, вопрошаем о будущем, прыгаем через зажженный костер; носим талисманы на шее и ворожим на зернах. Добродетель все больше и больше исчезает, а грех все усиливается. Наши власти несправедливы, чиновники корыстолюбивы, судьи подкупны, все безнравственны, девы хуже блудниц, священники невоздержны».

Это время особенно характеризуется развратом и даже культом разврата в обществе. Тогда «в Византии было множество публичных домов и большой наплыв женщин легкого поведения». Более того, богатые византийцы развешивали по стенам своих жилищ непристойные картины.

Другая черта - массовое пьянство. Патриарх Иоанн Калека (XIV в.), обращая внимание клира на распространение среди константинопольцев различных пороков, навлекающих гнев Божий, особенно упоминает о распространении пьянства в столице.

Наконец, в это время среди православного в прошлом народа как никогда распространяются оккультизм, суеверия, кощунства и религиозное невежество. Византийцы любили гадать, и гадали они на всем. Особенно популярны были гадания на предметах наиболее священных. Ворожеи «сидели у церквей и у святых икон и объявляли, что от них можно узнать будущее, как будто имели они дух Пифона». Кроме того, в Византии было бесчисленное множество гадателей, считавших себя волхвами и магами в строгом смысле этих слов.

Отступничество от Православия и образом жизни, и уклонением в язычество имело место не только в среде простого народа, но и среди ученейших людей того времени.

Нужно сказать, что, несмотря на общий экономический и политический упадок Византии в последнее столетие своего существования, гибнущее государство XIV и XV веков являлось центром живой и высокой культуры - умственной и художественной. Константинопольские школы процветали, и молодые люди приезжали туда учиться не только из далеких греческих областей, но даже из других стран. Энеа Сильвио Пикколомини, будущий папа Пий II, писал впоследствии, что в дни его юности любой итальянец, претендующий на то, чтобы называться ученым, должен был повсюду утверждать, что учился в Константинополе. Последнее столетие Византии было золотым веком для науки, искусства и литературы в Константинополе, Фессалонике и Мистре. Словно бы накануне всеобщего падения вся Эллада собирала умственную энергию, чтобы засветиться последним блеском.

Однако величайшие ученые того времени открыто возвращались к древнегреческому язычеству. Крупнейший ученый начала XV века Гемист Плифон стремился сконструировать новую, универсальную религиозную систему, которая противостояла бы существующим монотеистическим вероисповеданиям (прежде всего христианству) и в своих важнейших чертах совпадала бы с греко-римским язычеством. В его религиозно-политической утопии «Законы» предусматривались богослужения Зевсу и другим божествам греческого пантеона, в своих сочинениях он не упускал случая сделать нападки на христианство, вел борьбу против духовенства и в особенности против монашества, утверждал, что в будущем все христиане обратятся в язычество.

Своими идеями он заражал и учеников. О том, каким духом они были проникнуты, говорит тот факт, что, когда Плифон умер, его почитатель Виссарион, митрополит Никейский, а впоследствии папский кардинал, написал письмо к его детям, в котором говорил: «Дошло до меня, что общий наш отец и учитель, оставив все земное, переселился на небо в светлую страну, чтобы с Олимпийскими богами участвовать в таинственной пляске» (то есть вакханалиях).

Церковь в лице своих лучших представителей пыталась бороться с этим. В частности, было провозглашено суровое предупреждение, возглашавшееся в церквях каждый год: «Изучающим языческие науки, и не ради одной лишь образованности в них упражняющимся, но и мнения их суетные приемлющим, - анафема!»

Однако тогдашняя интеллигенция мало считалась с мнением Церкви. Тот же Плифон пользовался поддержкой и покровительством императора.

Итак, язычество и суеверия весьма распространились в то время как среди простого народа, так и среди образованных людей, еще более усугубляя греховный образ жизни общества.

Никифор Григора так свидетельствует об этом: «С течением времени исчезли добрые обычаи, которые словно погрузились на дно морское; и вот души всего христианского мира блуждают точно по какой-нибудь непроходимой и безводной пустыне. Люди впали в бессмысленное состояние, и не стало человека, который мог бы сам решить, что полезно и какими признаками отличается благочестие от нечестия… Общество перестало бояться Бога и стыдиться людей».

Подвижник и богослов Иосиф Вриенний (1350-1432), ученик святого Григория Паламы, учитель святителя Марка Эфесского и друг святителя Фотия, митрополита Московского, будучи в то время в Константинополе, регулярно проповедовал в дворцовой церкви Христа Спасителя императору, его окружению, советникам и тысячам людей. Его позже спрашивали: «Рады ли вы тому, что тысячи людей слушают ваши проповеди?» Он ответил: «Они могут слушать, но не оставляют свои грехи и не раскаиваются. Они приходят сюда для развлечения. Из-за этого я возвращаюсь в свою келью, чтобы оплакивать мои грехи и грехи народа, ибо город станет турецким».

Великий дука Нотарас тогда сказал: «В Ветхом Завете написано, что, даже если город имеет пять праведников, Бог не будет уничтожать его. Разве мы не нашли бы двадцать или даже десять человек в нашей империи, из всех тысяч монахов, монахинь и духовенства, чтобы сдержать гнев Божий?» На что Иосиф ответил: «К сожалению, нет даже пяти».

Дука возразил, но Иосиф продолжил: «Император виновен в несправедливых законах империи. Патриарх виновен в рукоположении многих недостойных людей. Воины виновны во всех незаконных действиях, насилиях, грабежах, совершаемых армией везде, куда бы они ни пошли. Родители и учителя виновны в дурных примерах, которые они устанавливают для своих детей. Итак, каждый непосредственно или косвенно ответственен за зло, которое существует в империи».

Именно поэтому Иосиф Вриенний предупреждал современников: «Когда увидите карающий перст Божий, не удивляйтесь, за что и почему он приближается. Лучше восхититесь Божиим милосердием, ибо нет зла, которое не нашло бы места среди нас… Большинство из нас не отдают себе отчета в том, что значит быть православными, пренебрежительно относятся ко всему, что Божие. Такое положение вещей, если не изменится к лучшему, приведет нас к заслуженной каре».

«Исламский соблазн»

Главной внешнеполитической угрозой в последний век существования Византии были турки-османы, которые все ближе подбирались к столице, захватывая новые и новые христианские области.

Одним из последних византийских императоров был Мануил II Палеолог (1391-1425).

Его жизнь - яркий пример той политической разобщенности византийского общества, которая все более ослабляла государство, ибо многие влиятельные люди думали не о благе государства, а лишь о том, как пробиться к власти, нередко прибегая при этом к военной помощи мусульман.

В 1373 году отец Мануила император Иоанн V Палеолог объявил его соправителем. В 1376 году старший брат Мануила Андроник IV при поддержке султана Мурада I (1362-1389) устроил переворот и заточил своих отца и брата в темницу Влахернского дворца. Тремя годами спустя Иоанну и Мануилу удалось бежать к Мураду и на унизительных условиях договориться о восстановлении их прав.

В 1390 году, когда Иоанн VII при посредстве султана Баязида I (1389-1402) сверг своего деда Иоанна V, Мануил вернулся в Константинополь, сослал племянника и вернул отца на трон. После этого он был вызван к султану и находился при нем как вассал во время его походов против Сулеймана Паши. Когда Иоанн V умер в феврале 1391 года, Мануил бежал из ставки султана в Константинополь и годом спустя был коронован патриархом Антонием IV.

Под давлением Баязида Мануил согласился выделить в Константинополе квартал для турецких торговцев, которым управлял мусульманский судья (кади). Мануилу удалось восстановить контроль над Фессалониками и частью Македонии, но султан подступил к столице и осадил ее. Это была самая продолжительная в истории Константинополя осада: она продолжалась с 1394 по 1402 годы.

За помощью в борьбе против турок Мануил обращался к Римскому папе, правителям Венгрии, Франции, Венеции, Англии, Арагона, Московского княжества и даже к Тамерлану. Некоторые европейские правители откликнулись и отправили свои войска, но те потерпели сокрушительное поражение в сражении у Никополя 25 сентября 1396 года. Помощь пришла с неожиданной стороны: Баязид разбили в 1402 году монголы. Турки должны были вернуть византийцам Фессалоники, Халкидики, Афон и ряд островов, а сын Баязида Сулейман поклялся стать вассалом императора. Это было последним политическим успехом Византийской империи.

Когда Мануил находился в Анкаре, в лагере Баязида, он познакомился там с известным кади, которого называет мударрисом. С октября по декабрь 1391 года они не раз беседовали о вере. Следствием этих бесед стали «Двадцать шесть диалогов с персом». Треть диалогов - полемические: они содержат критику ислама; две трети - апологетические: они защищают христианское вероучение.

Именно в контексте этих бесед прозвучала знаменитая фраза, которую пять веков спустя повторил папа Римский Бенедикт XVI, вызвав волну мусульманского возмущения и насилия по всему миру.

Кстати, именно в это последнее столетие существования Византии, когда особенно ощущался натиск мусульман и стали частыми поражения от них, возникает большое количество богословских трудов, посвященных опровержению ислама: это и многотомные сочинения Иоанна VI Кантакузина, и письма из турецкого плена святого Григория Паламы, и диалоги Мануила II, а также противомусульманские сочинения Макария Макреса, Иосифа Вриенния, святого Симеона Фессалоникийского и других. Сочинения эти очень высокого уровня. Проигрывая мусульманам в военно-политическом отношении, византийцы побеждали их в богословском.

Однако тут не было полного единства в византийском обществе. Помимо тех, кто готовы были принять католичество, лишь бы заключить союз с Западом против ислама, были и такие, кто, напротив, хотели перейти под власть турок ради противостояния Западу. Таковы были два соблазна того времени, и вред их был в том, что каждый из них ослаблял волю и парализовал желание византийцев отстаивать свою страну, свою веру, свою самобытность.

И если в фигуре святителя Марка Эфесского мы видим того, кто изобличал и противостоял католическому соблазну, то в фигуре святого Симеона Фессалоникийского является нам борец против соблазна исламского.

Святой Симеон написал несколько сочинений против ислама, наиболее важным из которых является «Послание в поддержку благочестия, против агарян». Послание адресовано христианскому населению Анатолии, Кесарии, Анкиры и Гангр - греческих городов, недавно попавших под власть мусульман. Святой Симеон дает конкретные наставления, как вести себя христианам, живущим в мусульманском окружении. На протяжении всего послания по-разному объясняется одна и та же мысль: необходимо исповедовать свою веру перед неверующими, чем бы это ни грозило. Святитель наставляет, что если кто более слаб в вере, тот пусть уезжает и не живет среди мусульман. Тот же, кто силен, тот пусть остается и свидетельствует среди них о Христе.

Кроме того, он написал особое сочинение против вышеупомянутого «исламофильского» соблазна - «Наставление в равной степени о стоящих за Христа и отечество и порицание против думающих о нечестивых». В этом обращении к Фессалоникийской пастве и «ко всем христианам» святой Симеон уговаривает противостоять до смерти туркам, говоря, что турки есть орудия диавола. Всякий намеревающийся или пытающийся передать город туркам с силою предан будет анафеме.

Святитель скончался в архипастырских трудах в сентябре 1429 года, когда город был осажден мусульманами. До самой кончины он укреплял и воодушевлял защитников, и, пока жив был святитель, турки не могли взять город. Спустя же полгода после его смерти, в марте 1430 года, Фессалоники после длительной осады пали и окончательно перешли в руки турок.

В контексте «исламофильского» соблазна примечательная судьба дуки Нотараса, того самого, который беседовал с Иосифом Вриеннием о числе праведников Константинополя. Именно ему приписывают известное изречение по поводу униатской политики императора: «Для нас лучше турецкий тюрбан, чем папская тиара». После захвата города султан Баязид даровал свободу и гарантии неприкосновенности дуке и его семье. Но днем позже он потребовал, чтобы дука отдал ему в гарем своего сына, и когда Нотарас отказался, то перед ним были обезглавлены его дети, а после них и сам он принял смерть.

Падение Константинополя

Итак, население Византии в последнее столетие все более отступало от Православия - предаваясь язычеству, суеверию, порокам, с одной стороны, междоусобным войнам и восстаниям - с другой, желаниям к принятию католицизма - с третьей и желанию перейти под власть турок - с четвертой. Оно не имело в себе духовной и нравственной силы защищаться. Большинство греков предпочитало покинуть Константинополь и уехать на Запад или, оставшись, бездействовать, чем оборонять его.

Перед лицом надвигавшейся угрозы со стороны султана Мухаммеда II последний император, Константин XI, не имел ни финансовых, ни военных ресурсов для того, чтобы достойно подготовиться к обороне. Население в большинстве своем не желало ни жертвовать свои деньги для укрепления стен и наема войск, ни идти в ополчение. На призыв императора Константина XI об ополчении из более чем стотысячного населения города откликнулись лишь 4973 человека. И 150-тысячной армии Мухаммеда должна была противостоять буквально кучка, вооруженная заржавленным оружием, отысканным где-то в арсеналах. Большинство жителей было уверено, что защищать столицу нет необходимости.

Богачи, отвечая на призывы императора, рекомендовали ему «продавать святые чаши и другие богослужебные сосуды и использовать золото Церкви, чтобы защитить империю». Когда же султан захватил город, они сами поднесли ему множество золотых слитков. Увидев это, Мухаммед II рассердился и спросил: «Если у вас было так много золота, почему вы не предлагали его вашему императору, когда он просил о поддержке, чтобы защитить империю?»

Простой народ не желал воевать, объясняя свое нежелание либо ненавистью к унии, либо же распространившимися в народе лжепророчествами о том, что, якобы, когда турки войдут в город и дойдут до храма Святой Софии, то тогда сама Богородица начнет их поражать и совершенно уничтожит. Веря этому ложному предсказанию, при штурме города некоторые не только горожане, но и защитники города бросали свои посты и бежали в собор, где собралось множество народу. Турки же, дойдя до храма, принялись вязать всех собравшихся там, разбирая их, как добычу.

Перед штурмом султан предлагал императору отдать город без боя и взамен этого сохранить жизнь себе и жителям. На это Константин отвечал: «Владей несправедливо похищенными у нас укреплениями и землей - мы признаем это справедливым; отстригай и дани, такие, какие по нашей силе мы можем ежегодно дать тебе, - и уйди в мире. А отдать тебе город не в моей власти, да и не во власти обитающих в нем. Ибо, по общему нашему решению, все мы добровольно умрем и не пощадим жизни нашей».

Сам Константин XI погиб во время штурма, сражаясь с мечом в руках, оставленный в одиночестве бежавшими подданными. Голова его позднее была прибита к вратам Константинополя.

По свидетельству историка Дуки, во время штурма случилось так, что туркам удалось в одном месте прорвать оборону и обойти защищающихся греков с тыла. «Итак, и цель их и забота защитников были направлены против тех, кто (атаковал снизу). Вдруг видят они стрелы, устремляющиеся на них сверху и поражающие их. Посмотрев вверх, видят они и там турок: увидев же, обратились в бегство. И, не будучи в состоянии войти чрез ворота, называемые Харсийскими, теснят они в толпе друг друга; те же, которые имели больше сил, растаптывая слабых, входили.

Тогда войско тирана, увидев бегство ромеев, в один голос завопив, вбежало за наружную стену, топча несчастных и убивая. Ворвавшись туда, они не могли вступить в ворота внутренней стены, потому что те были загорожены телами упавших и испустивших дух. Поэтому весьма многие стали входить в город со стен через их развалины, а выходящих им навстречу убивали.

Царь же, отчаявшись, стоя и держа в руках меч и щит, сказал следующее достойное скорби слово: “Нет ли кого из христиан, чтобы снять с меня голову?” Ибо он был совершенно покинут всеми. Тогда один из турок, дав ему удар по лицу, ранил его; но и он дал турку ответный удар; другой же из турок, оказавшийся позади царя, нанес ему смертельный удар, и он упал на землю. Ибо они не знали, что это царь; но, умертвив его, оставили, как простого воина. Когда же турки вошли, не потеряли они никого, кроме троих».

О причинах падения Византии всего век спустя после этих печальных событий преподобный Максим Грек писал так: «Где высота и беспримерная слава бывших во власти, славных премудростию, всякою добродетелью, благими узаконениями и православною верою христианских царей, царствовавших в славном и благочестивом граде Великого Константина? Где тот всемирный свет благоверия, который, подобно солнцу, просвещал всю вселенную чрез архиерействовавших в нем равноангельных святителей? Не все ли это уже много лет порабощено и подчинено измаильтянам? И нет нам ниоткуда никакого избавления, а напротив, касательно нас все приходит к худшему, а их положение делается все славнее. Поймем же, в какое злосчастное положение пришли дела у нас, бедных греков: как лишились мы всех вообще благ тех, и умалихомся паче всех язык и быхом поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущим окрест нас, говоря словами Божественного Писания. Где ныне те превышающая ум и слово чудеса Пречистой Божией Матери, которые совершались в этом граде, избавляя его, сверх всякой надежды, от частых нападений варварских? Почему все это ныне погасло? Почему ныне не восстает Градохранительница и Владычица его на заступление и избавление? Очевидно, что по причине неисцельных беззаконий, на которые прежде дерзнули в сем граде праотцы наши. Не так ли божественное песнопение говорит о нечествовавших подобно нам иудеях: Обаче за льщения их положил ecu им злая, низложил ecu я , внегда разгордешася. Како быша в запустение; внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое у яко coниe востающаго (Пс. 72: 18-19)?» (Слово второе к благочестивым против богоборца Магомета).

Думается, в этом главный духовный урок, который может преподать судьба Византии русским, а также всем православным народам, состоящим в Завете с Богом, заключенном в крови Христовой.