Пиктограммы в детском саду. Использование пиктограмм в речевом развитии в работе с детьми дошкольного возраста

Методика «Пиктограмма» - метод экспериментально-психологического исследования опосредованного запоминания и мышления.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    С.Мюллер. Развитие памяти. №8. МЕТОД ПИКТОГРАММ

    3D автоматизация дорожного строительства

    Обследование ребенка 2х лет

    Еще раз о методике Самооценка по Дембо-Рубинштейну

    Ed Ulbrich: How Benjamin Button got his face

    Субтитры

История

Для экспериментально-психологического исследования метод пиктограмм был предложен в начале 1930-х годов. Целью методики было изучение опосредованного запоминания в рамках культурно-исторической теории психического развития человека (Л. С. Выготский , А. Р. Лурия , А. Н. Леонтьев) об опосредованном характере психических актов человека . Согласно этой концепции, высшие психические функции человека носят опосредованный характер, они развиваются исторически, с помощью выработанных в истории человеческого общества средств - орудий труда, знаков-символов. Высшим и универсальным орудием модифицирующим психические функции, является слово.

Что касается авторства метода, то его приписывают А. Р. Лурии . Сам же Лурия (1964 г.) пишет, что метод пиктограмм был предложен Л. С. Выготским и разработан рядом его сотрудников. Вероятнее всего, Л. С. Выготскому принадлежала общая идея исследования опосредованного запоминания посредством выбора зрительного образа .

Описание метода

Методика заключается в том, что испытуемые должны запомнить слова и словосочетания. Для того чтобы лучше запомнить материал, он должен изобразить на бумаге что-либо такое, что могло бы ему помочь в дальнейшем воспроизвести слова, которые были предложены. Испытуемого нужно предупредить, что качество изображения в данном задании роли не играет,также роли не играет время выполнения задания. При этом испытуемому не разрешается делать записи в виде букв и цифр.

Трудность методики, с которой сталкиваются испытуемые, является то, что круг значений слова шире, чем то одно, которым можно обозначить рисунок, а значение рисунка шире, чем смысл слова - это значит, что слово и рисунок должны совпадать лишь в определенность степени. В норме человек способен уловить общее и в рисунке и слове, что является основным механизмом образования условного значения. В патологии мышление изменяется и у человека затрудняется процесс создания условных связей.

На протяжении многих лет было собрано большое количество эмпирических данных. Многие исследователи в области патопсихологии систематизировали данные целого ряда своих собственных исследований и исследований своих коллег. Результатом их работы явилось представление об общей картине выполнения методики пиктограмм испытуемыми с различными психическими заболеваниями .

Выполнение метода пиктограмм здоровыми испытуемыми

Здоровые испытуемые, которые имеют неполное среднее образование, легко справляются с методикой. Приведение примера, образца для выполнения помогает им, если они сталкиваются с трудностью. Такие испытуемые всегда следуют инструкции и подбирают образы для большинства понятий. Здоровые испытуемые зачастую демонстрируют свои способности рисовать и оригинально мыслить, при этом могут употреблять буквы и надписи. Если говорить об образах, то у таких испытуемых они адекватны, конкретные, лишенные эмоциональной значимости и всегда присутствуют стандартные образы. Если же проявляется стереотипия проявляется за счет частого изображения человеческих фигур. Рисунки упорядочены, графические характеристики устойчивы, размер рисунков часто уменьшается у одной стороны листа. У таких испытуемых хорошая способность запоминать. Их комментарий по поводу выбранного образа короткий и лаконичный.

Конкретные образы, отсутствие геометрической и грамматической символики, а также снижение числа метафорических символов и атрибутивных образов, стереотипизация, банальное мышление - это все может присутствовать у человека с низким уровнем образования. А для лиц с высоким уровнем интеллекта характерны следующие особенности- это своеобразная установка на оригинальность, стремление выразить смысл предложенного понятия абстрактно, чисто графическими средствами.

Пример 1. Пиктограмма здорового испытуемого

№ п/п Понятие Рисунок, объяснение Воспро-изведение
1. Веселый праздник Улыбающееся лицо, флажок. - «Праздник - это флажки, улыбки» Веселый праздник
2. Тяжелая работа Лопата, капли пота. -«Работать лопатой тяжело» Тяжелая работа
3. Вкусный ужин Цыпленок «табака», - «Мне нравятся жареные цыплята» Вкусный ужин
4. Болезнь Шприц, - «Все это говорит о болезни» Болезнь
5. Печаль Печальное лицо Печаль
6. Счастье Улыбка. - «Она говорит о счастье» Счастье
7. Любовь Сердце пронзенное стрелой. - «Это банально… Как рисуют на Любовь
8. Развитие Ступени. - „Лестница, ведущая вверх - символ развития“ Прогресс
9. Разлука „Двое разошлись“ Разлука
10. Обман „Дама пик“. - Это символ обмана» Обман
11. Победа «Богиня Ника - символ Победы» Победа
12. Подвиг Несколько детей. - «Воспитывать детей - это подвиг» Подвиг
13. Вражда Скрещенные мечи. - «Это символ вражды» Вражда
14. Справед-ливость Уравновешенные весы. -"Продавщица честно Честность
15. Сомнение «х». - Эта буква обозначает «неизвестное» Сомнение
16. Дружба Рукопожатие. - «Это символ дружбы» Дружба

Пиктограммы больных с органическим поражением головного мозга

При органическом поражении мозга в пиктограмме наблюдается следующий симптомокомплекс:

  • Недостаточное понимание смысла задания, что связано со снижением интеллекта и проявляется либо в полном непонимании инструкции, либо в искаженном понимании, когда понимается лишь один элемент. К примеру, больные понимают, что надо что-то нарисовать, но не связывают свои рисунки со словом. Рисунки плохо дифференцируются, больные рисуют то, что умеют.
  • Невозможность выбора образа на абстрактные. Испытуемые после полного обдумывания отказываются рисовать, либо указывают на сюжет, который они хотели бы нарисовать
  • Отсутствие геометрических и грамматических символов, удачных оригинальных образов. Наблюдается даже при самых легких вариантах органических поражений, однако, этот признак не специфичен и встречается у здоровых испытуемых с низких уровнем образования
  • Снижение числа атрибутивных и метафорических образов
  • В структуре конкретных образов- преобладание фотографических часто фрагментарных.
  • Чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые персеверации. Персеверации являются главным отличительным признаком органического расстройства от низкого уровня интеллекта и недостаточного образования
  • Недостаточная дифференциация изображений
  • Снижение продуктивности опосредованного запоминания

Данные изменения характерны для интеллектуальных и мнестических нарушений. Они зависят от степени интеллектуального снижения. Для больных с органическими поражениями головного мозга характерна тревожно-депрессивная установка на исследование.

Особое место среди органических заболеваний головного мозга занимает эпилепсия . Методика пиктограмм обладает высокой чувствительностью в диагностике высших психических функций при данном заболевании. Л. В. Петренко изучала опосредованное запоминание у больных эпилепсией. В своих исследованиях она выявила, что у больных симптоматической эпилепсией нарушения опосредования были связаны с колебаниями их работоспособности, а у больных эпилептической болезнью они объяснялись повышенной инертностью, гипертрофированным желанием отобразить все детали.

Так Б. В. Зейгарник описывает своего случай из своей практики : «У группы больных эпилепсией выполнение этого задания вызывает значительные трудности. При необходимости найти рисунок для запоминания слова „развитие“ больной К. говорит: „Какое развитие? Оно бывает разное: и развитие мускулов, и умственное развитие. Какое же вы хотите?“ Этот больной затрудняется придумать рисунок для запоминания слова „разлука“. „По-разному, можно разлучаться: можно с любимой; или сын уходит из дома, или просто друзья расстаются. Не понимаю, что нарисовать?“ Другой больной затрудняется найти рисунок для запоминания словосочетания „больная женщина“. Он пытается нарисовать кровать, но тут же заявляет, что этот рисунок не подходит, так как больная женщина не обязательно должна лежать: „У неё может быть грипп, и она его на ногах переносит“. Тогда больной решает нарисовать столик с лекарствами, но и это его не удовлетворяет: „Ведь не обязательно больная женщина лекарства принимает“. Некоторые больные пытаются почти фотографически отобразить в рисунке жизненную ситуацию. Так, при необходимости запомнить выражение „веселый праздник“ больной рисует пляшущих людей, накрытый стол, цветы, рядом рисует флаг».

Пример 2. Пиктограмма больного с органическим поражением головного мозга

№ п/п Понятие Рисунок, объяснение Воспроизведение
1. Веселый праздник Флажок. - «Это как на параде. Нужно еще человека нарисовать, или демонстрацию… что-то такое…» Веселый праздник
2. Тяжелая работа Человек с лопатой. - «Это тяжело, когда копаешь» Тяжелый труд
3. Вкусный ужин Яблоко. - «Яблоки вкусные, они полезны для здоровья. Особенно, если есть их на ночь. Тяжелую пишу на ночь есть нельзя» Вкусный ужин
4. Болезнь Человек в постели. - «Это лежит больной. Болезнь тяжелая, если бы легкая, он мог бы ходить в поликлинику» Тяжелая болезнь
5. Печаль Плачущий человек. -«Он стоит и плачет» Печаль

Пиктограмма при алкоголизме

При алкоголизме имеют место быть мелкие и неявные органические изменения, которые могут проявиться уже на ранних стадиях.

Выполнение методики этими испытуемыми похоже на выполнение испытуемых с органическим поражением головного мозга, отличие состоит лишь в том, что в образах часто фигурируют спиртные напитки.

Пример: Так, испытуемый Р. рисует два стакана водки на понятие «справедливость» (объяснение: «справедливый человек разливает поровну»). Испытуемый С. рисует стакан на понятие «печаль» (объяснение: «когда человек печален, он пьет водку»). Испытуемый П. рисует бутылку на понятие «болезнь» (объяснение: «все мои болезни от выпивки»).

Пиктограммы больных психопатией на органической основе

У больных с психопатическими чертами характера либо психопатиями на фоне резидуально-органических изменений наряду с признаками типичными для органических поражений наблюдаются такие признаки как: эмоциональное нарушение в форме нарушений планирования поведения, эмоциональной возбудимости или демонстративности.

Индивидуально-значимые образы могут подчеркивать делинквентный опыт испытуемого, к примеру опыт употребления наркотиков.

Пиктограммы при шизофрении

Роль пиктограммы при исследовании шизофрениии очень большая – это ценный диагностический инструмент. Так как пиктограммы при данном заболевании многообразны, то проявляются как конкретные, так и сверхабстрактные образы. Если у больного есть бредовый компонент, то он так же будет проявляться в пиктограмме.

В целом, в этой методике при шизофрении наблюдается следующий симптомокомплекс:

  • Недостаточное или искаженное понимание смысла задания, особенно в остром состоянии. Больные могут осмыслить лишь один элемент инструкции. Больные с параноидным и галлюцинаторно-параноидным синдромом могут трактовать исследование в соответствии с содержанием бредовых идей
  • Снижение числа атрибутивных образов
  • Снижение числа адекватных образов
  • Снижение числа стандартных образов
  • Смещение стереотипизирующей установки, персеверативные тенденции. У больных шизофренией проявляется атипичная стереотипия, не выражающейся в повторении человеческих фигур. Персеверации также не типичные, они выражаются в переносе одного элемента во рисунки
  • Употребление букв, часто вычурное. Больной деформирует буквы пытаясь им придать форму конкретного изображения. Однако они не помогают воспроизведению слов
  • Расположение рисунков и графические характеристики значительно варьируют, встречаются различные формы атипического расположения рисунков
  • Значительная диспропорция между данными пиктограммы и других методик экспериментально-психологического исследования.

Это изменения у отдельных больных могут выражаться по-разному, но наиболее ярко они проявляются в остром состоянии, при выраженной аффективной патологии, за исключением депрессии.

Неадекватные образы больных шизофренией нуждаются в отдельном описании, так как они являются важным звеном при дифференциальной диагностике шизофрении и имеют широкие и наименее определённые критерии. Образы можно отнести к неадекватным, если они не служат запоминанию понятия и очень далеки от содержания. С. В. Лонгинова приводит следующий образец неадекватных образов: при запоминании слова «тяжелая работа» больной рисует Иисуса Христа, объясняя так: «вокруг головы сияние, он сияет от счастья… не делай зла ближнему. Одухотворенное лицо. Иисус Христос выполняет свою функцию». К слову «справедливость» рисует курицу: «Если я в жизни украл курицу, то меня спрашивают и я говорю: да, я украл курицу».

С. В. Лонгинова (1972), а также С. Я. Рубинштейн (1972) разработали классификацию неадекватных образов у больных шизофренией, в зависимости от того, какой вид патологии они отражают. В ней они обозначили образы, которые неадекватны по содержанию и образы, которые отражают патологию мотивационного компонента мышления и потерю целенаправленности.

Неадекватные по содержанию образы:

  • отдаленные связи
  • пустая символика
  • выбор на основе чувственного впечатления
  • ассоциация по созвучию
  • фрагментарный тип выбора

Образы, отражающие патологию мотивационного компонента мышления множественный выбор:

  • конкретный выбор с расплывчатостью и символическим объяснением
  • стереотипные пиктограммы

Пример 3. Пиктограмма больного шизофренией

№ п/п Понятие Рисунок, объяснение Воспроизведение Формализованная оценка
1. Веселый праздник Флажок. - «Флаги развеваются, все идут на парад» Праздник AT + Ст 0.5
2. Тяжелая работа Женщина с клубком шерсти в руке - «Это я сижу и вяжу. Это тяжело, скучно» Тяжелая работа Инд-Пс+1.0
3. Вкусный ужин Тарелка на столе. - «Вот тарелка, на тарелке все вкусное» Вкусная Ат ф + Ст 0,5
4. Болезнь Человек па кровати. - «Это я лежу после укола. Все время хочется спать» Болезнь КИнд-Пс+ КО
5. Печаль Плачущие глаза. - «Плачут черные глаза» Плач Ат Ф + 0.5
6. Счастье Глаза. - «Белые, веселые глаза» Глаза АтФОриг-
7. Любовь Большие и маленькие глаза. -«Глаза матери и ребенка» - Ориг-0 Частичная
8. Развитие Четыре глаза. - «Знания переходят из глаза в глаз, а оттуда в воздух» - Ат Ф Ориг - 0,0
9. Разлука Зачеркнутые глаза. - «Глаза не смотрят друг на друга» - Ат Ф Ориг - 0,0 Частичная персеверация
10. Обман Фигура женщины. - «Она стоит обманутая. Отчаянные глаза. А мысли бегают, бегают» (дорисовы¬вает точки вокруг головы) - К Ф - 0,0
11. Победа Ребенок в матросской шапке. - «Это мой сын. Если муж вернет мне его, то это будет моя победа. Я заставлю» Идет морячок К Инд Пс - 0,0
12. Подвиг Плывущий человек с кругом на голо¬ве - «Он плывет по океану мыслей. В голове источник гипноза. Ему не страшно» - К Инд Ориг-0.0 Проявления
13. Вражда Неясные значки. Зачеркивания, за¬тем рисует две отвернувшиеся друг от друга головы. - «Они враги» Двое К Ф + 0,0
14. Справедливость Накрытый стол. - «Когда в отделении дают обед, всем делят поровну. Это справедливо» - К Иид+0,0
15. Сомнение Зачеркнутые глаза (объяснения не дает) - Ат Ф Ориг-0,0 Персеверация
16. Дружба Рукопожатие. - «Рукопожатие - символ дружбы, между людьми, между народами» Дружба МФ + Ст 1,0

Целью использования нами (воспитателями) пиктограмм является обеспечение дополнительной возможности развития связной речи ребёнка.
Благодаря использованию пиктограмм можно решить следующие задачи:

расширить словарный запас;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование пиктограмм в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Пиктогра́мма (от лат . Pictus - рисовать и греч . Γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пиктограммы – это средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций: символизации, формирование элементарных представлений и понятий.

В современном мире пиктограммы применяются в знаках регулирования уличного движения, указателях, вывесках. Даже не зная, о чем идет речь, можно догадаться по рисункам.

Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов и использовалась в психологических исследованиях. В 60-70 годы применение данной методики расширилось.

Пиктограммы для развития ребенка используются довольно давно. Впервые метод пиктограммы был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова.

Существуют пиктограммы – рисунки и петроглифы - это рисунки с дополнительные элементы, например, геометрические фигуры. Особенность пиктограмм в том, что они знакомят нас с одним определённым событием, где каждый рисунок соответствует одному предложению.

Целью использования нами (воспитателями) пиктограмм является обеспечение дополнительной возможности развития связной речи ребёнка.
Благодаря использованию пиктограмм можно решить следующие задачи:

развить интерес к составлению творческих рассказов;
создать мотивацию к рассказыванию своих историй;
расширить словарный запас;
научить преодолевать робость, застенчивость;
воспитать умение свободно держаться перед аудиторией.
Одно из правил запоминания гласит: « Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Наверное, каждый, готовясь к выступлению, делаете себе заметки.

В настоящее время перед нами – педагогами стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей. Анализируя опыт педагогов, я пришла к выводу, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. Новые ФГОС ДО подразумевают широкое применение интеграции в разнообразных образовательных областях и инклюзии (т.е. включение в педагогический процесс детей с отклонениями в развитии).

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Поэтому, применение пиктограмм или мнемотехники, то есть различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является очень важным средством для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

В современном обществе возрастает количество детей с ОНР (общим недоразвитием речи). Дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и, являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе, тем самым будет способствовать интеграции детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в широкий социум. Поэтому использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи, т.к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать (зрительный, слуховой, тактильный, двигательный), тем больший эффект может получить: дети быстрее смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей информации.

В любой деятельности с детьми, будь то игровая, художественно-продуктивная, возможно применение пиктограммы «схемы слова» ,которые помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), пиктограммы «схемы предложения» – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

Мне нравится метод пиктограмм при заучивании стихотворений. Так как ребенок в современных условиях должен быть успешным и активным лично, а не только в группе, то этот метод позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка не только в группе детского сада, но и дома.

Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Если нужно передать настроение героя используются пиктограммы. Они поочередно демонстрируются при рассмотрении каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определенном признаке и действии героя.

Пиктограммы являются нашими лучшими помощниками при пересказе сказок , использовании в играх:

«Не зевай, нужную пиктограмму поднимай ». Воспитатель читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.

«Продолжи рассказ». Педагог раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает его, опираясь на пиктограмму.

«Расставь правильно». Взрослый расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ, затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы детям.

«Составь свой рассказ». Ребенку предлагают пиктограммы, он самостоятельно должен составить рассказ.

Таким образом, метод наглядного моделирования или метод пиктограмм необходимо использовать как в системе индивидуальной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, так и в групповой работе с детьми детского сада.

Список использованной литературы:

  1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.
  3. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4.
  4. Лингвистический энциклопедический словарь (1990).
  5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.// М., Владос, 2003.

Цель : исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления. Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.

Материал : чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.

Инструкция (вариант для детей): "Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово.

Инструкция (вариант для взрослых): "Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы Можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве "узелка на память" любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявляемых слов и словосочетаний."

После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, во избежание повторения. В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.

Пока испытуемый рисует, ему можно задавать вопросы типа: "Что ты рисуешь?", "Как это поможет тебе вспомнить слово?" и т.п. Все высказывания испытуемого заносятся в протокол. Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется через 40-60 минут или более. По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе.

Примерный набор слов и словосочетаний:

1 вариант

  1. Веселый праздник
  2. Тяжелая работа
  3. Развитие
  4. Вкусный ужин
  5. Смелый поступок
  6. Болезнь
  7. Счастье
  8. Разлука
  9. Дружба
  10. Темная ночь
  11. Печаль

2 вариант

  1. Глухая старушка
  2. Война
  3. Строгая учительница
  4. Голодный человек
  5. Слепой мальчик
  6. Богатство
  7. Девочке холодно
  8. Власть
  9. Больная женщина
  10. Обман
  11. Веселая компания

Интерпретация . При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами заучивания 10 слов (смотри методику "10 слов").

Все изображения можно классифицировать на пять основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические.

Абстрактные изображения (А) - в виде линий, не оформленных в какой- либо узнаваемый образ.

3наково-символические (3) - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т. п.);

Конкретные (К) - конкретные предметы.

Сюжетные (С) - изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.

Метафорические (М) - изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово "радость" изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. 3атем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения.

Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу "мыслителя". Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логическоrо мышления.

Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.

В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо о так называемом практическом мышлении, направленном на разрешение частных, конкретных задач в практической деятельности. Первое чаще всего свойственно детям до 10-11 лет, второе - руководящим работникам, учителям.

Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам. Кроме того, следует обратить внимание на проективное значение методики для диагностики особенностей личности испытуемого.

Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки, и воспроизведение при этом словесного материала проходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.

Можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого истощаемости. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания.

Примеры

В этой пиктограмме абстрактные символы чередуются с эмоционально-насыщенными, живыми, образными:

В данной пиктограмме могли бы насторожить очень абстрактные ассоциации к словам "разлука" и "справедливость". Однако общая ее живость и разнообразие, легкость и простота оформления, наконец, полное воспроизведение всех заданных слов убеждают в том, что и эти две ассоциации были не выхолощенными, а подлинно абстрактными символами.

Совершенно иначе выглядят пиктограммы, составленные больными шизофренией с выхолощенностью и бессодержательностью ассоциации:

Этой больной были предложены те же слова, но их нет надобности здесь расшифровывать. Ни в момент составления пиктограммы, ни при воспроизведении (которое оказалось совершенно невозможным, несмотря на то, что при заучивании 10 слов больная обнаружила хорошие возможности удержания) она не могла объяснить, почему "веселый праздник" она сможет вспомнить по крестику, а "развитие" - по галочке, "болезнь" - по двум точкам, а "дружбу" по одной. Некоторые испытуемые (в большинстве случаев это свойственно больным шизофренией, но в нескольких случаях за десятки лет такие пиктограммы составляли и перенесшие энцефалит и страдавшие эпилептическими припадками) пытаются ассоциировать понятие с различными очертаниями линии. Так, например, больной символизирует "веселый праздник" округлыми очертаниями извилистой линии (вверху) и разлуку- угловатой зигзагообразной линией (внизу). Он никак не объясняет, почему обозначает "счастье" прямой линией, упирающейся в бесформенный комок над "разлукой", а "сомнение" - прямой линией, упирающейся в зигзаг.

Геометрическая символизация понятий вообще очень часто встречается в пиктограммах больных шизофренией. Так, например, больной шизофренией, составивший пиктограмму из одних геометрических форм, символизирует "сомнение" как круг, но затем начинает сомневаться, правильно ли он избрал диаметр круга. Он говорит, что "круг - это неуверенность", и совершенно серьезно спрашивает экспериментатора: "Как по-вашему, будет ли "неуверенность" уже или шире "сомнения" по площади?".

Приведем примеры еще двух выхолощенных пиктограмм, составленных больными шизофренией. Символические зигзаги (больного шизофренией):

Пиктограмма больного шизофренией:

Их нет смысла расшифровывать, так как лишь отдельные штрихи-символы (на рис. 2.6 в центре спираль, поднимающаяся кверху, обозначает "счастье", а спускающаяся вниз рядом - "болезнь"). В основном же стрелки, галочки, линии, крестики и кружочки лишены объективного содержания и даже для самих больных не служат средством связи и запоминания; попытки прочитать свою пиктограмму, т. е. припомнить заданные слова оказываются безуспешными. Следует также привести некоторые пиктограммы, которые по внешнему виду производят впечатление простых и конкретных, но при более тщательном психологическом анализе обнаруживают признаки глубокой патологии мышления. На рис.2.7 изображена пиктограмма больной шизофренией с вербальным галлюцинозом. Ассоциации больной носят конкретный, содержательный характер, но они поражают своей стереотипией как в содержании, так и в исполнении рисунков.

Последняя пиктограмма носит также конкретный характер. Расстройства мышления обнаруживаются здесь не в рисунках, а в объяснениях больной (шизофрения, дефектное состояние)

Некоторые слова больная воспроизводит приблизительно, другие не может вспомнить. Объяснения ее свидетельствуют о причудливом расплывчатом характере ассоциаций и одновременно о значительной инертности их, так как на выбор некоторых новых образов влияют предшествующие образы и мысли больной (болезнь - труд, пьяница-забор).

Стереотипные рисунки:


В целом методика "пиктограммы" очень многогранна, она позволяет делать многие наблюдения относительно существенных особенностей психики больных.

«Альманах психологических тестов» М., 1995.

Цель: изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению.

Материал: 1) несколько листов чистой бумаги (нелинованной); 2) карандаши (простой и цветные); 3) набор стимульных слов и словосочетаний, в которых простые понятия могут чередоваться с более сложными, отвлеченными, например: “вкусный ужин”, “тяжелая работа”, “счастье”, “развитие”, “печаль” и т.п.

Инструкция: “Запомните названные слова. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Но писать слово или обозначать его буквой нельзя. Можно рисовать все, что угодно, лишь бы рисунок помог Вам вспомнить названное слово. Качество рисунка никакой роли не играет”.

Процедура: если эксперимент проводится с детьми, то, объяснив ребенку, что будет проверяться его память, можно выбрать из легких первые выражения для более подробного разъяснения, уточнения инструкции, даже показа, если ребенок испытывает затруднения в ее понимании. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Лишь тогда, когда рисунки слишком многопредметны, а сам ребенок больше увлекается процессом рисования, чем выбором связи для запоминания, его можно несколько ограничить во времени.

Какие бы связи и рисунки испытуемый ни создавал, не следует высказывать неодобрения.

После окончания работы рисунки у испытуемого забираются. А через час ему предлагают вспомнить заданные слова вразбивку. Можно назвать слова по рисункам или сделать подписи к ним.

В протоколе опыта записываются рассуждения испытуемого, объясняющие связь между словом и рисунком.

Слова для запоминания психолог подбирает заранее, учитывая возраст обследуемого, уровень его культурного развития. Всего предъявляется 10-15 слов. В список обязательно нужно включать слова, имеющие значительный эмоциональный подтекст.

Стимульный материал для запоминания:

Для более младших :

Для более старших :

1. Веселый праздник

1. Тяжелая работа

2. Глухая старушка

2. Ядовитый вопрос

3. Сердитая учительница

3. Мальчик-трус

4. Девочке холодно

4. Теплый вечер

5. Болезнь

5. Печаль

6. Разлука

7. Развитие

7. Подвиг

8. Вражда

9. Надежда

10. Зависть

10. Власть

11. Сожаление

11. Отчаяние

12. Счастье

Для проведения повторных обследований по методике пиктограмм необходимо иметь параллельные наборы понятий, используемых для опосредствованного запоминания.

Обработка данных: подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами непосредственного запоминания (по методике “Заучивание 10 слов”).

Кроме того, получаемые при использовании метода пиктограмм данные условно можно разделить на 4 группы:

1) пиктограммы-образы, построенные для запоминания предъявляемых понятий, их содержания;

2) словесные объяснения рисунков, даваемые испытуемым;

3) данные наблюдения за поведением обследуемого в целом, во время эксперимента (сюда входят также вопросы испытуемого, его спонтанные высказывания, отношение к опыту, ответы на вопросы экспериментатора и др.);

4) данные, касающиеся формальных рисуночных особенностей выполнения пиктограмм (нажим, способ расположения материала, размер рисунков и пр.).

Анализ результатов: предполагает сопоставление этих 4 групп результатов и заключение относительно индивидуальных особенностей познавательной деятельности испытуемого. По результатам выполнения задания судят об уровне процессов обобщения и отвлечения: может ли обследуемый обозначить слово символом, насколько возрастают его затруднения, когда опосредуются слова абстрактного характера. Не менее важно установить характер ассоциаций, которыми руководствуется обследуемый в подборе пиктограмм - соответствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная конкретность ассоциаций или, наоборот, их чрезвычайно абстрактный, условно-символический характер, наличие ассоциаций по “слабому” признаку. По результатам исследования можно судить о логической памяти испытуемого - насколько опосредование слов в зрительных образах помогает запомнить их. Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние испытуемого.

Главная > Документ

Использование пиктограмм в коррекции нарушений развития учащихся.

Поль Л.А. - учитель-логопед,

Рыскалина Т.Е. - социальный педагог

Логическая память взрослого человека и есть

«вращенная внутрь мнемотехническая память»

Л.С. Выготский

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский. Мнемотехнические приемы - это такие специальные приемы, которые призваны облегчить процесс запоминания. Вот только некоторые из них: Первый прием - приём образования смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Второй - ритмизация, то есть перевод информации в стихи, песни, рифмованные или ритмизованные строки.В современной педагогике этот приём успешно используется для запоминания правил правописания, таблицы умножения и другого учебного материала. Современные учителя охотно используют этот приём и на различных профессиональных конкурсах демонстрируют свои произведения.(Например: п сихиа тр и педиа тр пошли в теа тр .) Третий - запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов. Четвертый -нахождение ярких, необычных образов, картинок, сюжетов, которые по «методу связки» соединяют с запоминаемой информацией. Этот метод используется например, для запоминания ряда слов.: Так, например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова. Этот приём может быть как помощником, так и «вредителем». Иногда созвучные слова запоминаются, а значение оригинала при этом восстановить не удаётся. Пятый - метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где Вам все хорошо знакомо. Информацию, которую необходимо запомнить, расставляете мысленно по ходу движения. Вспомнить её Вы сможете вновь, представив ту же комнату, - где всё будет на тех же местах, пройдёте по маршруту и соберёте всё, что «оставили» в прошлый раз. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п. Современная мнемотехника позволяет накапливать в памяти большое количество точной информации, экономить времени при запоминании, сохранять запомненные сведения в памяти. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался. В своей статье мы более подробно остановимся на одном из видов мнемотехники, а именно запоминание информации с помощью символов и пиктограмм. Применение которой, как показывает наша практика работы со школьниками с ЗПР и умственной отсталостью позволяет добиться наибольшей эффективности. За последнее время в коррекционных школах увеличилось количество детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В основном это безречевые дети. Поэтому острой проблемой для педагогов стала социализация детей данной категории. Зачастую даже родители не знают как помочь своим детям, и даже, просто как с ними общаться и понимать. С самых ранних этапов развития, общение предполагает тесное взаимодействие ребенка и взрослого. Потребность в общении не является врожденной, она формируется в процессе контакта ребенка с окружающей средой. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью зачастую испытывают дефицит общения, (особенно это относится к аутистам), что отрицательно влияет на их дальнейшее развитие. Из-за повреждений центральной нервной системы им трудно овладеть разговорной речью, поэтому вспомогательные средства коммуникации часто выступают более успешным способом общения данной категории детей с окружающими. Здесь на помощь приходят пиктограммы - простые рисунки-символы, которые понятны и детям и взрослым.

Н
аша работа показывает, что использование пиктограмм в работе с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, у которых речь значительно недоразвита или полностью отсутствует, способствует более успешному формированию социально-бытовых навыков, лучшему усвоению правил поведения и превращению навыков в устойчивые привычки. Это обуславливается тем, что дети недостаточно владеют их значением, плохо знают свойства определенных предметов или свойство, которое обозначает слово, ассоциируется у них только с одной характеристикой. Использование алгоритмов одевания, умывания и др. действий по самообслуживанию, записанных в виде простых картинок, пиктограмм способствует у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, при проведении коррекционно-развивающей работы, более успешному формированию социально-бытовых навыков и переводу их в устойчивые привычки Кроме того, систематическое познание пиктограмм позволяет упорядочить и дополнить имеющиеся знания детей, развивать речевую сферу, облегчить адаптацию ребенка к окружающей среде. Изучение пиктограмм всеми детьми группы, а не только теми, у которых значительно недоразвита или полностью отсутствует речь, способствует развитию понимания и взаимопомощи в коллективе воспитанников Кроме того, использование карточек пиктограмм - это средство альтернативного общения для людей с ограниченными возможностями, (ДЦП, проблемы с речью, умственная отсталость). Пиктограммы наклеиваются на плотную бумагу или другой плотный материал квадратной формы размером 10х10 см. Эти карточки могут размещаться везде, где быват ребенок: в столовой,около умывальника и т.д. И в дальнейшем, научившись узнавать значение символов и, имея под рукой набор данных пиктограмм, человек сможет объясниться в магазине, на улице, в семье и в других ситуациях, когда обычным способом общаться трудно либо невозможно.С этой целью мы знакомим учащихся с известными пиктограммами, которые они могут встретить в жизни: на вокзале, в автобусе, в магазине и в других общественных местах.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей школьного возраста – явление очень редкое. В речи детей- учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида существуют множество проблем:

    Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить даже краткий ответ. Неспособность построить монолог. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина, использование наглядности помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Как любая работа, использование мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. М
немотаблицы на логопедических занятиях используются для:
    обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Опираясь на опыт педагогов, нами были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для учащихся младших классов с ЗПР и умственной отсталостью лучше давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов нами мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества логопеда к совместному творчеству ребенка с педагогом. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем – это уже совместное коллективное творчество детей со взрослым, на третьем этапе учащиеся самостоятельно пробуют свои силы. Надо отметить, что школьники данной категории испытывают некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто рассказы по моделям получаются очень схематичными. Но, тем не менее, постепенно такая работа с литературными текстами дает положительный результат. Это очень важно для учащихся школы 8 вида, т.к. даже в старших классах многие из них не могут пересказать текст и лишь односложно отвечают на вопросы учителя.