План прохода к кольцевой станции курская. Станция метро

Дата открытия станции "Курской" кольцевой линии: 01.01.1950.

Открыта в составе участка "Парк культуры" - "Курская".

Конструкция станции - колонная трехсводчатая глубокого заложения.
Сооружена из сборной чугунной отделки. Свод центрального тоннеля и своды опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. Каждая пара стоящих рядом колонн архитектурно оформлена как одна колонна.

Архитекторы: Г.А.Захаров, З.С.Чернышева.
Инженеры-конструкторы: Л.И.Горелик, П.С.Сметанкин.

Название станция получила по одноименному вокзалу.
Центральный свод и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. В середине, где находится переход на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии, свод опирается на пилоны, образующие вместе с началом перехода своего рода «беседку». В оформлении использованы оригинальные светильники, размещенные в нишах пилонов, обрамляющих гранитную лестницу перехода. Пилоны и колонны центрального зала покрыты светлым мрамором «коелга». Рельефные детали выполнены из золоченого металла. Сочный и выразительный орнамент декоративных элементов развивает тему рассвета нашей страны. Пол выложен красным и серым гранитом.
Наземный вестибюль находится в здании, примыкающем к Курскому вокзалу. В нем находилась скульптура И.В.Сталина (автор Н.В.Томский, не сохранилась). На уровень ниже вестибюля находится подземный круглый аванзал, отделанный тёмно-красным, золотисто-розовым, светло-серым и чёрным мрамором. Центр аванзала украшает оригинальная колонна-цветок, в которой скрыты светильники. Из него имеется вход в цокольный этаж здания Курского вокзала и в подземный переход к посадочным платформам. К этому помещению также примыкает аванзал станции «Курская» Арбатско-Покровской линии.
В 1950 году архитекторы станции удостоены Сталинской премии.
Из южного торца станции в 1995 году был сооружен второй выход в общий вестибюль со станцией «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

На фасаде вестибюля укреплены две даты «1945» и «1949», но по легенде сам И. В. Сталин передвинул дату на 1 января 1950 года, чтобы первый отрезок Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя. Павильон строился на открытом и со всех сторон обозримом месте. Теперь же он прислонён к новому зданию Курского вокзала. Вестибюль станции интересен тем, что он имеет очень много схожих черт с храмовыми постройками. Ориентированный входом на запад и внутренней алтарной частью на восток, он открывает смысл здания - Храма Победы. За входом после прямоугольного аванзала расположено центральное двусветное помещение под сложным восьмигранным ребристым куполом. Вход в зал условно обозначен двумя прямоугольными пилонами высотой до основания купола. На их внутренних сторонах чеканка по бронзе: огромные двуручные мечи, увитые гирляндами. Купол опирается на мощные балки, уложенные на высокие круглые колонны. На этих балках есть надпись с текстом второго куплета гимна СССР:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил.

Нас вырастил Сталин - на верность народу

На труд и на подвиги нас вдохновил.

После XXII съезда КПСС в 1961 году последние две строчки были сняты, образовав асимметрию на балках. Также был демонтирован памятник Сталину в апсиде (работа скульптора Николая Томского), а чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города. При капитальном ремонте вестибюля в 2008-2009 годах было решено восстановить утраченные детали вместе с реставрацией здания (кроме восстановления памятника). Однако вместо восстановления полной цитаты второго куплета из гимна была восстановлена утраченная часть взамен первых двух строчек, и симметрично распределена надпись. А ночью 24 октября 2009 года полный текст был воссоздан на прежнем месте, что почти окончательно восстановило архитектурный смысл зала как «Солнца Победы».

Имеется северный подземный вестибюль, совмещённый со станцией Арбатско-Покровской линии. Выход из северного вестибюля находится в здании , примыкающем к Курскому вокзалу, кроме того, есть выходы в цокольный этаж Курского вокзала и к его платформам. Из южного подземного вестибюля, общего со станцией «Чкаловская», можно выйти на Садовое кольцо (ул. Земляной вал) и 1-й Сыромятнический пер.

Станция имеет пересадки на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии (осуществляется по лестницам в центре зала) и станцию «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии (через совмещённый вестибюль, выход к которому в южном торце станции).

Конструкция станции - колонная трёхсводчатая глубокого (40 м) заложения. В конструкции использована сборная чугунная обделка. Центральный свод и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. В центральной части станции, вблизи лестничного перехода на Арбатско-Покровскую линию, колонны заменены пилонами. Станция Курская является одной из двух крупнейших станций Московского метрополитена (вместе с «Комсомольской» Кольцевой линии).
Архитекторы Г.А. Захаров и З.С. Чернышёва.
Инженеры-конструкторы Л.И. Горелик и П.С. Сметанкин.

Архитектурный декор станции глубоко символичен. Все три части - Центральный зал, Переходный круглый аванзал «Возрождения» с гигантской колонной-капителью и павильон - имеют идею солнца и славы победы и божественности её достижения. Центральный зал напоминает древнеримской зал базиликального типа. Пилоны и колонны дорического ордера покрыты светлым мрамором «коелга». Люстры напоминают древнеримские люстры-светильники, которые снизу напоминают солнца. В полную символическую концепцию входят и золочённые солнца-лучи, исходящие от храмообразного полузала (в центре зала) из которого идёт переход на курскую Арбатско-покровской линии. Покрытие пола - красный «возрождение» и серый гранит. Подземный аванзал отделан красным, розовым, черным и серым мрамором. Авторы проекта станции архитекторы Г.А. Захаров и З.С. Чернышёва были удостоены Сталинской премии. Средний зал-аванзал «возрождение» имеет глубокий смысл. Сам зал имеет круглую форму, в центре, как бы выходящая из земли колонна-капитель.

Выявленный объект культурного наследия.

За станцией между главными путями расположен пункт технического обслуживания составов, от которого отходит соединительная ветвь на Люблинско-Дмитровскую линию. Эта ветвь используется для служебных перевозок и для перегонки составов с одной линии на другую.

Предыдущая станция на линии «Комсомольская» .
Следующая станция на линии «Таганская» .

Информация о станции.

Метро «Курская» расположена между станциями «Площадь Революции» и «Бауманская» Арбатско-Покровской линии. Она входит в состав пересадочного узла, состоящего из трех станций.

История станции

История названия

Свое названия станция получила благодаря Курскому вокзалу, расположенному рядом.

Описание станции

Дизайн станции посвящен сельскому хозяйству. Путевые стены облицованы керамической белой плиткой и черным мрамором. Пол выстлан гранитом серого, черного и красного цветов. Пилоны отделаны белым мрамором с серыми прожилками. Свод станции украшает рельефный орнамент. Два вида светильников освещают станцию. На потолке расположены плоские круглые люстры. В центральном зале светильники помещены в декоративные решетки, изображающие колосья и расположенные на пилонах.

Технические характеристики

Станция «Курская» построена по типовому проекту. Это пилонная, трехсводчатая станция глубокого заложения, расположенная на глубине 40 метров. Размеры сводов тоже стандартные: центральный зал имеет диаметр 9,5 метров, боковые залы - 8,5 метров. Поскольку до 1944 года станция «Курская» была конечной, за ее пределами сохранился пошерстный съезд, используемый сегодня для служебных перевозок и при возникновении внештатных ситуаций.

Вестибюли и пересадки

Станция имеет пересадки на станцию «Чкаловская» Люблинской линии и на одноименную станцию Кольцевой линии. Метро «Курская» имеет общий с Кольцевой станцией вестибюль, из которого есть два выхода. Один из них ведет на платформы Курского вокзала, второй - на ул. Земляной Вал и к Нижнему Сусальному переулку. Перейти на станцию Кольцевой линии можно по лестницам, расположенным в центре зала. Этот переход был открыт в 1950 году. Переход на Люблинскую линию был открыт в 1996 году. Его построили в западном торце станции. Чтобы попасть на Люблинскую линию, нужно воспользоваться эскалаторами.

Наземная инфраструктура

Самой известной частью инфраструктуры станции является Курский вокзал. Направления следования поездов: Курское, Горьковское, Смоленское и Таллиннское. Рядом со станцией располагается торгово-развлекательный комплекс «Атриум», в котором есть салон красоты, боулинг, кинотеатр, магазины, пиццерия, рестораны и кафе. В непосредственной близости от станции есть банки и банкоматы, аптеки, госпиталь и центр духовного возрождения по методам восточной медицины.