Правила написания безударных личных окончаний глаголов. Личные окончания глаголов: запоминаем правило

Правописание личных окончаний глаголов - правило, проверяемое в ходе государственной итоговой аттестации в девятом и одиннадцатом классе. Несмотря на большое количество часов, отводимых школьной программой на изучение данной темы, многие обучающиеся продолжают делать досадные ошибки в написании. Объяснить это явление трудно, поскольку тема едва ли может считаться сложной.

Немного теории о глаголах

Слова данной части речи принято делить на две большие группы: спрягаемые и неспрягаемые. Первую группу образуют глаголы, изменяющиеся по временам, лицам и наклонениям. У них есть ещё одно название - личные. Во вторую группу входят инфинитив, причастие, деепричастие, поскольку они не обладают грамматической категорией лица, наклонения.

Личные окончания глаголов, входящих в первую группу, могут быть безударными и ударными. Выбор гласных в окончаниях, которые находятся под ударением, не вызывает затруднений. Правило гласит, что следует писать ту букву, которая слышится. Например, кричат, плетут, говорят, жгут. Безударные личные окончания глаголов следует писать на основании инфинитива.

Чтобы не ошибаться в написании, нужно знать, что такое спряжение глаголов. Личные окончания глаголов зависят именно от этого постоянного морфологического признака.

Алгоритм правильного написания

Чтобы не допустить ошибки, следует действовать по следующему плану:

  1. Поставить слово в начальную форму. Обязательно нужно следить, чтобы слово и его словарная форма принадлежали к одному и тому же виду: совершенному или несовершенному.
  2. Определить спряжение по окончанию инфинитива.
  3. Выбрать окончание в зависимости от лица и числа.

Образец рассуждения

1. В предложении «Человек скрыва..тся за портьерой у дальнего окна» пропущена гласная в окончании сказуемого. Ударным является второй слог -ва-, поэтому выбор пропущенной буквы нужно делать на основании спряжения.

2. Человек (что делает?) скрыва..тся. Это глагол несовершенного вида, который в неопределённой форме будет отвечать на вопрос "что делать?". Начальная форма - скрываться.

3. Слово заканчивается на -ать и не входит в число исключений, следовательно "скрываться" - это глагол первого спряжения.

4. Личные окончания глаголов данной группы пишутся с гласной e . В форме 3 лица единственного числа это слово будет иметь окончание -ет: Человек скрывается за портьерой у дальнего окна.

Спряжение

В русском языке выделяют два спряжения.

К первому спряжению относятся слова, заканчивающиеся на -ать, -еть, -ять, -оть, -уть. Например, тонуть, торговаться, темнеть, колоть, бороться, ковырять, щекотать, виснуть, кинуться, стрелять, полоть, чернеть.

Ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить. Например, морить, сносить, ранить, красить, спорить, портить, кроить.

Однако как это часто бывает в русском языке, из правила есть исключения. Таких слов тринадцать, и их нужно запомнить.

На заметку

Важно помнить, что слова, которые образованы приставочным способом от исключений, будут иметь тот же постоянный морфологический признак, что и их бесприставочные формы. Например, побриться, выбрить, настелить, застелить будут принадлежать к первому спряжению, а вытерпеть, рассмотреть, придержать, загнать - ко второму.

Очень часто обучающиеся неправильно определяют спряжение у глаголов с приставкой вы-, что приводит к ошибочному написанию окончания. Причиной такого явления может служить перетягивание приставкой ударения на себя, что автоматически делает окончание безударным. Чтобы верно написать личные окончания глаголов, определять спряжение надлежит по их бесприставочной форме.

Глаголы с постфиксом -ся имеют тот же постоянный морфологический признак, что и их производящие. Например, брить−бриться, стричь−стричься, копать−копаться, гнать−гнаться, смотреть−смотреться, выбрасывать−выбрасываться.

Некоторые слова могут иметь формы обоих спряжений. Слово "чтить", например, имеет 2 формы в 3 лице множественном числе: чтят и чтут.

Сравнительная таблица спряжения глаголов с приставкой вы- и без неё
лицо I II
ковырять выковырять растить вырастить
1 ковыряю, ковыряем выковыряю, выковыряем расту, растим выращу, вырастим
2 ковыряешь, ковыряете выковыряешь, выковыряете растишь, растите вырастишь, вырастите
3 ковыряет, ковыряют выковыряет, выковыряют растит, растят вырастит, вырастят

Написание гласных

Гласные в личных окончаниях глаголов, находящиеся в безударном положении, зависят от спряжения. Слова первого спряжения имеют окончания с гласной е , слова второго спряжения - с гласной и .

Сложности могут возникнуть с разноспрягаемыми глаголами. Безударные личные окончания глаголов данной категории могут иметь окончания обоих спряжений. Эту группу образуют слова хотеть, бежать, чтить . Глаголы дать , есть и их производные не принадлежат к данной группе, но также имеют отличные окончания при изменении по лицам и числам.

Правописание личных окончаний глаголов не требует от обучающихся запоминания больших объёмов теоретической информации. Следует правильно расставить акценты, запомнив несколько нюансов (спряжение, явление разноспрягаемости, алгоритм выбора гласной), и руководствоваться ими при написании.

М.Ю. ОХЛОПКОВА,
Международный университет природы,
общества и человека «Дубна», г. Дубна, Московская обл.

Правописание глагола и глагольных форм

Правописание личных окончаний глагола

Примечания:

1. У глаголов с приставкой вы- спряжение определяется по бесприставочному глаголу:

они выспятся – спят (2-е спряжение)
он вырастит сына – растит (2-е спряжение)
у него вырастет сын – растет (1-е спряжение)

2. Запомните разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, чтить (чтут, чтят), брезжить (рассвет брезжит, зори брезжут).

3. Глаголы на -ять относятся к 1-му спряжению: баять, блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не путать: таить – «скрывать»), хаять .

4. Глаголы выздороветь, заиндеветь, опротиветь, плесневеть в литературном языке изменяются по 1-му спряжению (выздоровеешь, заиндевеешь, опротивеешь, плесневеешь) .

5. Различаются литературные и просторечные формы: мучить (литер.) – мучать (простореч.); мерить (литер.) – мерять (простореч.).

Упражнения

№ 1 . Определите спряжение глаголов: взять (1), вильнуть (1), вить (1), владеть (1), слышать (2), стричь (1), висеть (2), мочь (1), обидеть (2), хотеть (разноспр.), свистеть (2), тереть (1).

№ 2 . Заполните таблицу данными глаголами по образцу: клеить, ненавидеть, строить, брить, молоть, надеяться, колыхать, таять, вертеть, хотеть, таить .

№ 3 . Спишите, вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение.

1. Капли в лужах плещ_тся размерней и бормоч_т свой псалом. 2. Трепещ_т витязь поневоле: он вид_т старой битвы поле. (А.Пушкин) 3. Он засмеется – все хохоч_т, нахмурит брови – все молчат. (А.Пушкин) 4. Небо бледно-голубое дыш_т светом и теплом и приветству_т Петрополь небывалым сентябрем. 5. Люди расчист_т дорожки, натопч_т, наследят, а снег опять пойдет и все завал_т почти невесомыми пуховыми подушками.

Правописание суффиксов глагола

-ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)

-и-, -е- в глаголах с приставкой обез(с)-

гласная перед -л-

-ова-(ева-) в форме ед. ч. чередуется с -у- , -ю- ; -ыва-(-ива-) сохраняются

Перед -ва- сохраняется гласная корня (не путайте -ва- с -ева- , (-ива- )

В переходном глаголе пишется -и- , в непереходном пишется -е-

Перед -л- сохраняется гласная инфинитива

Беседоват ь – беседу ю

Обви ть – обви -ва-ть

Спортсмена обессили ли (тяжелые тренировки),

Зависе л – зависе ть

Разглядыва ть – разглядыва ю

Запе ть – запе -ва-ть

спортсмен обессиле л (после выступления)

Послыша лся – послыша ться

Примечания:

1. При подборе формы 1-го лица ед. ч. для проверки правописания глаголов с суффиксами -ова-/-ева-, -ыва-/-ива- необходимо учитывать вид глагола.
Развеивать (несов. в.) – развеиваю (несов. в.) (неправильно развею , т.к. глагол сов. в., от развеять ).
Разведывать (несов. в.) – разведываю (несов. в.) (неправильно разведаю , т.к. глагол сов. в., от разведать ).

2. Обратите внимание на правописание глаголов с корнем -вед- :
исповедовать – исповедую; проповедовать – проповедую; заведовать – заведую ; отведывать – отведываю; наведываться – наведываюсь; выведывать – выведываю .

3. Запомните написание глаголов: застре вать (хотя застря ть ); затме вать (хотя затми ть ); разе вать (хотя рази нуть ); продле вать (хотя продли ть ); растле вать (хотя растли ть ); намере ваться (нет пары сов. вида).

4. Различайте глаголы увеще вать – «уговаривать, советуя» и усовещи вать – «совестить, стыдить».

5. Различайте глаголы потче вать – «угощать» и почи вать – «спать».

Упражнения

№ 1 . Поставьте в форму повелительного и изъявительного наклонений глаголы: повторить, выждать, выгнать, вытрясти, выползти, сказать, увидеть .

№ 2

Флаг ре_т. Буревестник ре_л. Никого не увид_л. Ничего не вид_т. Успех завис_т от старания. Завис_л от родителей. Туча рассе_лась. Коробка плохо кле_тся. Разговор не кле_лся. Все опостыл_ло.

№ 3 . Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Совет_вать отдохнуть, исслед_вать карту, не огранич_ваться уговорами, проповед_вать милосердие, затм_вать солнце; гора обезлес_ла, певица обезголос_ла, крестьян обезземел_ли, поселок обезлюд_л.

Образование и правописание причастий

Действительные причастия
(обозначают признак предмета, который сам производит действие)

Страдательные причастия
(обозначают признак предмета, на который направлено действие)

Настоящее время

(от несов. в.)

Прошедшее время

(от сов. вида и несов. вида)

При образовании страдательных причастий прошедшего времени важно правильно выбирать форму инфинитива (только сов. вид) и учитывать лексическое значение слова (см. таблицу).

Инфинитив, сов.вид

Причастие

Контекстная проверка

Завесить
Навесить
Обвесить
Развесить
Вывалить
Замесить
Выкатить
Пристрелить

Завешенное окно
Навешенная дверь
Обвешенный продавцом покупатель
Развешенный по порциям чай
Вываленный из контейнера мусор
Замешенное тесто
Выкаченная из сарая бочка
Пристреленный кабан

Окно завеси ли
Дверь навеси ли
Покупателя обвеси ли
Чай развеси ли
Мусор вывали ли
Тесто замеси ли
Бочку выкати ли
Кабана пристрели ли

Завешать
Навешать
Обвешать
Развешать
Вывалять
Замешать
Выкачать
Пристрелять

Стены, завешанные пучками трав
Навешанные на стенах плакаты
Обвешанные флажками корабли
Развешанное всюду белье
Вывалянный в снегу полушубок
Замешанный в неприятную историю Выкачанная из бочки вода
Пристрелянное ружье

Стены завеша ли
На стенах навеша ли
Корабли обвеша ли
Белье развеша ли
Полушубок вываля ли в снегу
Замеша ли в неприятную историю
Воду выкача ли
Пристреля ли ружье

Упражнения

№ 1 . От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий: любить, лежать, составить, засмеяться, создать, одеть, клеить .

№ 2 . Укажите глаголы, от которых нельзя образовать страдательные причастия прошедшего времени: купить, объявить, удивиться, построиться, открыть, настоять : 1) на чем-либо, 2) наливку .

Ответ : это глаголы построиться, удивиться, настоять 1.

№ 3 . Среди форм на -мый укажите причастия: зависимый, слышимый, сгораемый, читаемый, неутомимый, различимый, преодолимый .

Примечание . Причастия на -мый – это страдательные причастия настоящего времени. Они образуются от переходных глаголов несовершенного вида. Следовательно, формы, образованные от непереходных глаголов или от глаголов совершенного вида, не будут причастиями.

Ответ : слышимый, читаемый.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Тест № 1

Укажите номера слов, которые пишутся с буквой у(ю) .

1. они бормоч_т
2. они трепещ_т
3. они вид_т
4. они ма_тся
5. они высп_тся
6. они наде_тся
7. они леле_т
8. они брезж_т
9. снега та_т
10. травы колыш_тся
11. они мерещ_тся
12. собаки ла_т
13. овцы бле_т
14. они бор_тся

Тест № 2

допущена ошибка .

1. он клеет
2. он бреет
3. он растает
4. он зыблется
5. он гонет
6. он мелет
7. он стелет
8. он лелеет
9. он колышется
10. он грохочет
11. он пышет
12. он вертется
13. он услышет
14. он надеется

Тест № 3

Укажите номера слов, в которых допущена ошибка .

1. проповедывать
2. заведывать
3. продлевать
4. затмивать
5. усовещивать
6. расклеял
7. выздоровел
8. зиждился
9. разевать
10. потчевать

Тест № 4

Укажите номера предложений, в которых пропущена буква и .

1. Когда вы его увид_те, передайте это письмо.
2. Если не вынес_те мусор, буд_те наказаны.
3. Он никого не увид_л.
4. Разговор не кле_тся.
5. Если крепко держ_те ручку, рука быстро устает.
6. Он выраст_т сына.
7. Ты скоро выздорове_шь.
8. Тучи затм_вают солнце.
9. Он долго не продерж_тся.
10. Поход обессил_л туристов.

Укажите номера слов, в которых допущены ошибки .

1. они брезжут
2. они маются
3. они держут
4. они гонют
5. они лелеют
6. они стелют
7. они клеют
8. они клокочут
9. они бормочут
10. они колышутся
11. они лают
12. они надеются
13. они блеют
14. они тешутся

Укажите номера словосочетаний и предложений, в которых допущены ошибки .

1. Они надеятся не ошибиться.
2. Ребята заклеили книгу.
3. Ему советывали лечиться.
4. Разведовать тайны земли.
5. Никто уже не надеялся на успех.
6. Лошади еле тащутся.
7. Турнир обессилил спортсмена.
8. Рассвет чуть брезжит.
9. Если скажите лишнее, пожалеете.
10. Постоянно вертится.
11. Трава колышется на ветру.
12. Долго маются.
13. Сладко потчевать.
14. Увещевать друга.
15. Воды клокочут.
16. Они бормочут.
17. Не зависили от родителей.
18. Продливать каникулы.
19. Что-то мерещится впереди.
20. Если его увидите, скажите.

Правописание причастий

Тест № 1

Запишите пропущенные причастия (если причастия нельзя образовать, поставьте прочерк) .

Инфинитив

Действит. прич.

Страдат. прич.

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

решенный

решающий

решавший

клеивший

4. надеяться

надеявшийся

Тест № 2

Из данных причастий выберите страдательное причастие прошедшего времени. Укажите номера.

1. отброшенный
2. учившийся
3. обижающий
4. гонимый
5. клеящий
6. таявший
7. настоянный
8. выметенный

Тест № 3

Укажите номера слов, в которых пропущены буквы а или я .

1. колыш_щий
2. кле_щий
3. бор_щийся
4. бре_щий
5. гон_щий
6. мел_щий
7. дыш_щий
8. трепещ_щий
9. наде_щийся
10. ма_щийся
11. стел_щий
12. мысл_щий
13. ка_щийся
14. скач_щий

Тест № 4

е .

1. свеш_нная с крыши веревка
2. вывал_нный в грязи мяч
3. пристрел_нный зверь
4. смеш_нные ингредиенты
5. корабли обвеш_ны флажками
6. обвеш_нный продавцом
7. пристрел_нное ружье
8. развеш_нная в шкафу одежда
9. навеш_нная дверь
10. развеш_нная крупа
11. стрел_ный воробей
12. выкач_нная из сарая бочка
13. замеш_нный в преступлении
14. стены увеш_ны картинами
15. вывал_нный мусор
16. замеш_нный раствор
17. насто_нный на травах
18. обещ_нная помощь
19. ове_нные славой
20. услыш_нный разговор

Тест № 5

Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква а(я) .

1. кле_щий карандаш
2. перемеш_нные карты
3. подкле_нная тетрадь
4. раста_вший снег
5. та_щий снег
6. замеш_нное тесто
7. развеш_нный товар

Тест № 6

Какой частью речи являются выделенные слова? Выберите правильный ответ :

А) причастием, Б) прилагательным, В) существительным.

1. часть провожающих
2. думать о прошлом
3. закрытый слог
4. опустошенный человек
5. опустошенный город
6. облетевший тополь
7. отцветший куст
8. комната для ожидающих

ОТВЕТЫ К ТРЕНИРОВАЧНЫМ ТЕСТАМ

Правописание окончаний и суффиксов глагола

Тест № 1: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14.
Тест № 2: 1, 5, 7 (от молоть), 12, 13.
Тест № 3: 1, 2, 4, 6, 11, 13, 17.
Тест № 4: 1, 4, 5, 6, 9, 10.
Тест № 5: 3, 4, 7, 14.
Тест № 6: 1, 3, 4, 6, 9, 17, 18.

Правописание причастий

Тест № 1: 1. решивший; 2. решаемый; 3. клеящий; 4. надеющийся.
Примечание : причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида, а страдательные причастия – только от переходных глаголов.
Тест № 2: 1, 7, 8, 11, 12, 13, 15.
Тест № 3: 2, 5, 12.
Тест № 4: 1, 3, 6, 9, 10, 12, 15, 16.
Тест № 5: 2, 4, 10, 14. (В № 7 возможно двоякое написание: развешенный товар , т.е. тот, который развесили, разделили по весу; развешанный товар , т.е тот, который развешали, разместили на каком-то пространстве.)
Тест № 6: А: 5, 6, 7; Б: 3, 4; В: 1, 2, 8.

Литература

1. Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах / Багрянцева В.А и др . М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 58–84.

2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. М.: Неолит, 2000. С. 107–122.

3. Царенкова Т.А. Сборник тестов по русскому языку. Дубна: Междунар. ун-т природы, об-ва и человека «Дубна», 2002.

4. Штейнберг Л.Я. 1000 вопросов и ответов. Русский язык: Учебное пособие для поступающих в вузы. М.: Книжный дом «Университет», 1999. С. 57–70.

Написание безударных окончаний глаголов зависит от того, к какому спряжению (первому или второму) принадлежит слово.

Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на –ИТЬ (например: ЛЕПИТЬ, ЧИСТИТЬ, МАСТЕРИТЬ), а также 11 глаголов-исключений, из которых четыре оканчиваются на –АТЬ (ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ) и 7 оканчиваются на –ЕТЬ (ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ).
Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов II спряжения пишутся буквы И, А, Я (-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят). Например: зависИшь, зависИт, зависИте, зависЯт.

К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, то есть те, неопределенная форма которых оканчивается не на –ИТЬ (а на –ОТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ, -АТЬ, -ТИ и т. д.), а также три глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.

Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов I спряжения пишутся буквы Е, У, Ю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют). Например: лепечЕшь, лепечЕт, лепечЕте, лепечУт.

Обратите внимание: в русском языке есть небольшая группа глаголов, которые имеют окончания и первого, и второго спряжения вперемешку. Например, глагол ХОТЕТЬ в ед. числе имеет окончания первого спряжения (хочЕшь, хочЕт), а во множ. числе – второго (хотИм, хотИте, хотЯт). Такие глаголы называются разноспрягаемыми, и написание окончаний в них нужно проверять по словарю или запоминать. К этой группе относятся слова: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ, БРЕЗЖИТЬ.

Упражнение

1. Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдерж_ т испытания года… (Л. Толстой)

2. Так гений радостно трепещ_ т,
Свое величье познаёт,
Когда пред ним гремит и блещ_ т
Иного гения полёт. (Н. Языков)

3. Страшно стан_ т, а тут, – точно как будто заслыш_ шь кого-то, – чей-то голос, как будто кто-то шепч_ т… (Ф. Достоевский)

4. Вникн_ м во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. (А. Пушкин)

5. Одича_ шь, зна_ те, буд_ шь все время жить взаперти. (Н. Гоголь)

6. Они скоро знакомятся, и не успе_ шь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». (Н. Гоголь)

7. Ах, я часто бываю неосторожна, но не думала, что вы слова мои прим_ те за колкую шутку. (Ф. Достоевский)

8. Ты вид_ шь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. (Л. Толстой)

9. Золовки – колотовки, ну а уж эта мухи не обид_ т. (Л. Толстой)

10. Пусть безумствует море и хлещ_ т,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещ_ т,
Ни один не свернет паруса. (Н. Гумилев)

11. Посылаю тебе, Постум, эти книги.
Что в столице? Мягко стел_ т? Спать не жестко?
Как там Цезарь… (И. Бродский)

12. И пышный пир как будто дремл_ т,
Безмолвны гости, хор молчит. (А. Пушкин)

13. Трата и труд, вечные приспешники доблести,
Бор_ тся за скрытый в опасностях подвиг.
За кем успех – тот и мудр в мнении людском... (Пиндар)

14. Он чувствовал, что его занятия происход_ т независимо от дела, что они не цепляют за дело и не заставляют его двигаться. (Л. Толстой)

15. – С Безуховой водиться я не люблю и не посоветую; ну, да уж если обещала, поезжай, рассе_ шься, – прибавила она, обращаясь к Наташе. (Л. Толстой)

16. Исполнив таким образом высший закон, ты обрящ_ шь следы древнего, утраченного тобой величества. (Л. Толстой)

17. Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерп_ шь, и хорошо, что ед_ шь. Чистое дело марш! (Л. Толстой)

18. И все они борются и страда_ т, и мучают, и порт_ т свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. (Л. Толстой)

19. У нас растворили окошко; солнышко свет_ т, птички чирикают, воздух дыш_ т весенними ароматами, и вся природа оживля_ тся – ну, и остальное там все было тоже соответственное… (Ф. Достоевский)

20. Человек оскорбил вас, и вы убили его, и вы говорите, что вы не зна_ те Бога, и что вы ненавид_ те свою жизнь. (Л. Толстой)

Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Правописание окончаний глаголов

1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.

Ко II спряжению относятся:

· глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться , которые относятся к I спряжению),

· 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть ),

· 4 глагола на -ать (гнать, дышать, держать, слышать ).

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:


2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов , не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать .

ед.ч.

1 лицо читаю, беру

2 лицо читаешь, берешь

З лицо читает, берет

мн.ч.

1 лицо читаем, берем

2 лицо читаете, берете

3 лицо читают, берут

хочу

хочешь

хочет

хотим

хотите

хотят

Бегу

бежишь

бежит

бежим

бежите

бегут

едим

едите

едят

создам

создашь

создаст

создадим создадим создадут

дашь

даст

дадим

дадите

дадут

3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например , сравните спряжение глаголов обессилить (кого-нибудь ) и обессилеть (самому ).

4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -ете , а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.)

Ь (мягкий знак) в глагольных формах.

1. Ь (мягкий знак) пишется:

· в инфинитиве (писать, печь, хотеться, мыться ),

· в окончаниях 2 лица единственного числа выберешь, помоешь, делаешь, умываешься ),

· в повелительном наклонении (исправь, спрячься ), НО ляг, лягте,

· в возвратной частице , которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь );

2. Ь (мягкий знак) не пишется:

· в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (умывается, делается ).

Правописание суффиксов глаголов

1. В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: -а - (слышать, делать) ; -я - (сеять, лаять) ; -е - (видеть, обидеть) ; -и - (нянчить, пилить) .

Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е - . В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я - или -и - (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и - - в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить ;

2) после мягких согласных (кроме ч ) в безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- - в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь ;

3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Например: выздоров е ть - выздоров е л, ла я ть - ла я л, кле и ть - кле и л.

2. Суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

В глаголах с суффиксом -ыва- (-ива- ) (всегда безударным), имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и , например: свёртывать, размазывать, видывать; заваливать, переговариваться, подскакивать, слыхивать, закручивать, упрашивать, настаивать .

Глаголы с суффиксом -ыва - (- ива - ) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом - ова - (- ева- ). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать ) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю ) (при отсутствии -ов-, -ев - ), например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, завидую – завидовать, исповедую – исповедовать, проповедую – проповедовать, бичую – бичевать, горюю – горевать ; у глаголов же на - ывать (-ивать ) форма 1-го лица оканчивается на -ываю (-иваю ) (с сохранением -ыв -, -ив - ), например: осматриваю – осматривать, развёртываю – развёртывать, разведываю – разведывать, проведываю – проведывать .

3. Гласные перед -ва- . В глаголах несовершенного вида с суффиксом -ва- , имеющих форму 1-го лица на -ва-ю , безударные гласные перед в проверяются по общему правилу, например: одолева-ть (одоле-ть ), устарева-ть (устаре-ть ), запива-ть (запи-ть ), запева-ть (запе-ть ), засева-ть (засе-ять ), затева-ть (зате-ять ), застыва-ть (засты-ть ), застава-ть (заста-ть ).

Однако в следующих глаголах на - ва-т ь (в 1-м лице -ва-ю ) пишется особый суффикс -ева- с буквой е на месте непроверяемого безударного гласного: затмева-ть, продлева-ть, растлева-ть (затми-ть, продли-ть, растли-ть ), застрева-ть, встрева-ть (застря-ть, встря-ть ); обурева-ть, увещева-ть, намерева-ться, сомнева-ться .

4. -е(ть), -и(ть). Различаются глаголы на -еть и -ит ь . Глаголы на -еть (в 1-м лице -ею ) – непереходные I спряжения – имеют значение ‘стать каким-нибудь, приобрести признак’, например: обессилеть, обессилею ‘стать бессильным, лишиться силы’, обездушеть, посуроветь ‘стать суровым’. Глаголы на - ить (в 1-м лице и отсутствует) – переходные II спряжения – имеют значение ‘сделать каким?нибудь, наделить признаком’, напр.: обессилить, обессилю ‘сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы’, обезболить, обезвредить, обездушить, ослабить . Сравните те же суффиксы под ударением в глаголах типа (по )беле-ть и (по )бели-ть , (о )слабе-ть , (раз )весели-ть .

5. -ене(ть), – ени(ть). Приобретение какого-нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на -ене-ть , в которых безударный гласный перед н передается буквой е : леденеть, костенеть, деревенеть, коченеть, травенеть, торфенеть, окровенеть, остекленеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть . Соотносительные переходные глаголы II спряжения на -ени-ть , обозначающие наделение признаком, тоже пишутся с буквой е : леденить, коченить, окостенить, окровенить, остервенить, оцепенить и т. п.

Написание глаголов на - енеть и -енить не согласуется с написанием соответствующих относительных прилагательных, в которых (если они имеются) пишется в суффиксе перед н буква я : ледяной, костяной, кровяной, травяной, деревянный и т. п.

Исключение: в глаголах багряне-ть и багряни-ть (вариант: багря-нить ) пишется буква я , как в прилагательном багряный .

Инструкция

Переходные глаголы способны образовывать словосочетания глагола в связке с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога:
- «купить («кого?», «что?») книгу»;
- «взять («кого?», «что?») ее с собой»;
- «получить («кого?», «что?») пять».

Категория переходности/непереходности глагола хоть и относится к признакам, однако тесно связана с его лексическим значением в конкретном высказывании. Один и тот же глагол в может быть одновременно непереходным и переходным в зависимости от контекстного значения. Список таких глаголов имеет тенденцию к расширению. Сравните: «гулять по улице - гулять собаку».

Окончание - важная морфема в русском языке, в отличие от большинства иностранных языков. Именно она связывает слова между собой, превращая их в словосочетания и предложения. Умение поставить окончание правильно, важно для письма и правильной речи.

Инструкция

Окончание в русском языке имеется у всех частей речи, кроме наречий и деепричастий (именно поэтому они не изменяются). С помощью правильно поставленного вопроса можно с легкостью определить, как должно писаться безударное окончание у конкретного слова.

Если вы хотите определить, имеет прилагательное, то вам поможет вспомогательное слово-вопрос «какой?». По его ударному окончанию видно, какая буква должна писаться в проверяемом слове. Например: «Доброго человека трудно не заметить» - задайте вопрос: «человека (какого?) доброго». Правильное окончание «ого».

То же самое относится к причастиям и порядковым числительным, отвечающим на вопросы «какой?/который?». Например: «С уходящей платформы» - «платформы (какой?) уходящей».

Окончания бывают мягкими и твердыми. Поэтому иногда вопрос и проверяемое слово могут немного не совпадать в . В таких случаях, смотрите по смыслу. Часто взаимозаменяемы, например, «ой-ый-ий», «ого-его», «ому-ему», «ым-им», «ом-ем».

В притяжательных прилагательных (кроме и. п. и в. п.) и тех, что от названий календарных месяцев, перед окончанием присутствует мягкий знак. Например, «лисьего», «октябрьский».

Также правильно заданный вопрос помогает определить окончание у существительных и глаголов. Отвечая на вопросы «кто?, что?» (у существительных) и « ?, что сделать?» (у глаголов), вы получаете начальную форму слова, по которой и нужно определять, как окончание в слове.

Видео по теме

Полезный совет

Будьте внимательны, вопрос задается от главного слова (чаще это существительное) к зависимому. Если не сохранить эту логику, то можно получить неправильный результат.

Термин «глагол» пришел в нашу речь из Древней Руси. В те далекие времена славяне называли свою азбуку «глаголицей». В современном языке эта часть речи занимает важное место. Глагольные слова часто встречаются в предложениях, вместе с подлежащим составляют грамматическую основу. Глагол обладает рядом грамматических признаков, может быть главным и второстепенным членом предложения.

Инструкция

Действие и состояние предмета передаются с помощью , имеющих неизменяемые признаки совершенного или несовершенного вида, переходности - непереходности, возвратности – невозвратности и спряжения.

Несовершенный более употребителен в нашей речи. Обычно морфемы помогают образовать от него совершенный: «смотреть – посмотреть», «кричать – крикнуть». Но бывает и наоборот: « – сшивать», «решить – решать». Такие глагольные варианты представляют видовые пары.

Если глаголы могут управлять существительными, которые стоят при них в форме винительного падежа, и связь между ними выражена без помощи предлога, значит, они будут считаться : «показать», «варить», « ». Непереходным несвойственна подобная подчинительная связь: «отсутствовать», «приглядеться», «посидеть».

Находящийся на суффикс –ся (-сь) говорит о том, что глагол возвратный. У невозвратных такой суффикс отсутствует. Следует запомнить, что возвратность свидетельствует о непереходности.

На спряжение указывает набор окончаний при изменении по лицам и числам. Просто узнать этот признак, если личное окончание глагола ударное. В случае если спряжение не устанавливается , необходимо обратить внимание на инфинитив. Все, исключая «брить» и «стелить», глаголы, оканчивающиеся на –ить, и несколько исключенных из этого списка (на -еть, -ать) - составляют II спряжение. Остальные представляют I спряжение. Среди глаголов выделяются несколько разноспрягаемых: «хотеть», «бежать», «чтить».

Существующая категория наклонения глагола помогает установить, как соотносятся производимые действия с реальностью. Глагольные слова в каждом из наклонений обладают определенным набором признаков. Глаголами изъявительного наклонения передаются действия, происходящие в действительности. К ним применяется понятие категории времени. Настоящему и будущему времени свойственно изменяться по лицам и числам, а прошедшему, вместо лица, по родам. Повелительное содержит побуждение к действию. Подобная форма глагола может составлять единство со словами «да», «давай(те)», «пусть». На возможность, определенные условия действий указывает условное наклонение, в котором глагол обязательно стоит в прошедшем времени и имеет при себе частицу «бы (б)».

При могут отсутствовать производящие действия лицо или предмет. Назначение подобных глагольных слов – передать различные состояния природы или человека. У них соответствующее название - «безличные». Примеры употребления таких глаголов в безличных предложениях: «За окном темнело», «Меня знобит».

Обычное назначение глагола в составе предложений – выполнять роль сказуемого. Синтаксические функции расширяются при употреблении его в : здесь он может быть подлежащим, выполнять функцию предложения. Рассмотрите разные варианты: « Свистать (сказ.) всех наверх!», «Туристы стали осторожно продвигаться (часть сказуемого) вперед», «Учиться (подлеж.) всегда пригодится», «Гости просили включить (дополн.) музыку погромче», «Мальчик изъявил желание серьезно заняться (опред.) волейболом», «Я приехал повидать (обст.) тебя».

Обратите внимание

Ученые-лингвисты имеют две точки зрения по поводу образованных от глаголов причастий и деепричастий: выделяют как самостоятельные части речи или глагольные формы.

Источники:

  • Общая характеристика глагола как части речи

Глагол является одной из знаменательных частей речей, которая обозначает процессуальный признак предмета, то есть действие, состояние или отношение. Глагол характеризуется грамматическими категориями вида, залога, наклонения, времени и лица.

Правописание окончаний

Все глаголы принято разделять на две группы: глаголы, которые относятся к первому спряжению, и глаголы, которые отностся ко второму спряжению. Ко второму спряжению можно отнести все глаголы на –ить (исключениями являются «брить», «стелить», « »), а также глаголы-исключения на –еть и –ать («гнать», «дышать», «смотреть», «видеть», «слышать», «вертеть», «обидеть», «терпеть», «зависеть», «ненавидеть», «держать»). Все остальные глаголы принято относить к первому спряжению.

Примечание: существует несколько разноспрягаемых глаголов, которые нельзя отнести ни к первому, ни ко второму спряжению: «дать», «создать», «есть», «бежать», «хотеть».

В случае, если у глалога присутствует приставка обез-, обес- переходные, он по второму спряжению, в противном случае – по первому спряжению.

Если глагол первого спряжения стоит в будущем времени, то окончание –ете. Если поставить такой глагол в , окончание меняется на –ите. Например: «Вы вышлете на этой неделе письмо», но «Вышлите срочно документы».

Мягкий знак (ь) в глаголах

Мягкий в нескольких случаях. Первый - начальная форма глагола. Второй - когда глагол ставится в повелительное наклонение. Третий - глаголов второго лица единственного числа в настоящем и простом будущем временах. Четвертый - в возвратных глаголах.

Например: «писать», «исправь», « », «погнулись».

Мягкий знак не пишется в форме третьего лица единственного числа настоящего или простого будущего времен.

Например: «умывается».

Правописание суффиксов

Глаголы с суффиксами –ыва- и –ива-, которые имеют значение несовершенного вида, пишутся с гласными –ы- и –и-.

Например: «размазывать», «упрашивать», «настаивать», «свертывать», «заваливать», «выкидывать».

Глаголы несовершенного вида с суффиксами –ва-, которые имеют форму первого лица, можно проверить по написанию гласной перед буквой «в».

Например: «заст-а-ва-ть - заст-а-ть».

Примечание: в некоторых глаголах-исключениях на –вать пишется суффикс –ева- на месте непроверяемого безударного гласного: «затм-ева-ть - затмить»; «продл-ева-ть - продлить»; «встр-ева-ть - встрять»; «обур-ева-ть - уборить» и т.д.

Также различают глаголы, заканчивающиеся на –еть и на –ить. Глаголы, оканчивающиеся на –еть, - это неперходные глаголы 1-го спряжения. Они имеют значение «приобрести чей-то признак, стать каким-нибудь».

Например: «посуроветь», т.е. «стать суровым»; «обессилить», т.е. «стать бессильным»; «обездушить», т.е. «стать бездушным» и т.д.

Глаголы, которые оканчиваются на –ить, – это переходные глаголы . Они имеют значение «наделить каким-либо признаком, сделать объект каким-нибудь».

Например: «обезболить», т.е. «прекратить боль»; «обессилить», т.е. «лишить сил»; «обезвредить, т.е. прекратить вред» и т.д.

Глаголы, которые оканчиваются на –енеть и –енить, в своем написании не согласуются с соответствующими относительными прилагательными, в которых пишется в буква «я», например: «кровяной», «травяной», «деревянный» и т.д. Исключение составляют глаголы «багрянеть» и «багрянить», в которых пишется буква «я» так же, как в «багряный».

Видео по теме