Правление дария первого. Дарий I – царь царей

Царь Персии из династии Ахеменидов, известный своими войнами.


Сын персидского правителя Гистаспа (Висштасцы), принадлежал к младшей ветви правящей династии Ахеменидов. О начале его жизни не известно почти ничего. Но, вне всякого сомнения, это был выдающийся человек.

Можно считать исторически достоверным, что Дараявуш до того, как вошел в историю Древнего Востока под именем царя Дария I, уже имел немалый военный опыт, поскольку война в то далекое время была нормальным состоянием всех государств, народов и племен.

Став царем Персии, Дарий силой оружия подавил крупные восстания против правящей династии Ахеменидов в Вавилонии, Персии, Мидии, Маргиане, Эламе, Египте, Парфии, Саттагидии и мятежи кочевых племен в Средней Азии.

Каждое такое подавление антиперсидского восстания являлось большим военным походом, сопряженным со сбором большого войска, привлечением войск союзников из числа кочевых племен прежде всего, взятием приступами мятежных городов и крепостей, сбором военной добычи и наказанием государственных преступников. Персидскому царю приходилось быть не только полководцем, но и искусным дипломатом, поскольку с местной знатью выгоднее было ладить, чем воевать.

Персидская держава стремилась распространить свою экспансию прежде всего на богатые земли, которые могли бы постоянно пополнять царскую казну. Именно поэтому царь Дарий I обратил внимание на соседние индийские государства. Поскольку среди них не было согласия, они оказались добычей воинственных персов.

Около 518 года до н. э. Дарий завоевал северо-западную часть Индии - западный берег реки Инд. Затем - северо-западную часть Пенджаба, расположенного восточнее этой реки. Персидские завоевания в Индии продолжались до 509 года. Дарий I посылал греческого моряка и географа Скилака исследовать реку Инд до Аравийского моря.

После успешного индийского похода персидской армии Дарий I решил подчинить себе скифов северного Причерноморья. Однако новый поход 511 года оказался для него неудачным. По пути в далекую и неведомую Скифию персидские мореходы навели два наплавных моста - один через пролив Босфор, другой через Дунай. Для защиты последнего Дарию I пришлось оставить большой отряд. Войну в бескрайней степи персы проиграли, и скифы сохранили свою независимость. Чужеземцам пришлось уйти из Причерноморья с огромными потерями.

При царе Дарии I началась серия греко-персидских войн (500-449 годы до н. э.), которые шли с переменным успехом. (Всего их было три.) Главными противниками Персидской державы в этих войнах были Афины и некоторые греческие города-государства на полуострове Пелопоннес.

Поводом для первой греко-персидской войны 492 года до н. э. стало восстание малоазиатских греческих городов, которые находились под гнетом сатрапа - наместника царя Персии. Восстание начал город Милет. Тогда Афины послали на помощь восставшим грекам Малой Азии 20 боевых кораблей с войском на борту. Сильная Спарта отказала в помощи восставшим.

Чтобы пресечь связи восставших городов на восточном берегу Эгейского моря, Дарий I собрал большой флот, который нанес поражение грекам в сражении близ острова Леде, неподалеку от Милета. Восстание греческих городов в Малой Азии было жестоко подавлено. Помощь Афин явилась поводом для объявления Дарием I войны эллинскому миру по ту сторону Эгейского моря.

Против греческих государств Дарий I совершил два больших военных похода. Первый состоялся в 492 году, когда царь послал в Грецию войско под командованием своего зятя Мардония. Сухопутная армия шла по южной части Фракии, а флот двигался вдоль морского побережья. Однако во время сильного шторма у Афонского мыса большая часть флота персов погибла, а их сухопутные войска, лишившись поддержки с моря, стали нести большие потери в частых столкновениях с местным населением. В конце концов Мардоний решил вернуться назад.

В 491 году Дарий I направил в Грецию послов, которые должны были привести к покорности свободолюбивых греков. Ряд небольших греческих городов-государств не устоял и признал власть персов над собой. Но в Афинах и Спарте царские послы были убиты.

В 490 году состоялся второй поход. Царь отправил против Греции большую армию под командованием опытных полководцев Датиса и Артаферна. Персидское войско на европейскую территорию доставил огромный флот. Персы разрушили город Эритрею на острове Эвбее и высадились около Марафона, всего в 28 километрах от Афин.

Именно здесь греки нанесли персам наиболее тяжелое поражение в ходе трех греко-персидских войн - в знаменитой Марафонской битве. Произошла она 13 сентября 490 года до н. э. близ небольшого греческого селения Марафон, которому суждено было войти не только в военную историю, но и в историю международного Олимпийского движения.

Греческое войско, которым командовал опытный полководец Мильтиад (один из десяти афинских стратегов), состояло из 10 тысяч воинов-гоплитов из Афин и одной тысячи их союзников из Платей (Беотия). Примерно столько же было плохо вооруженных рабов. Спартанцы обещали прислать значительную военную помощь, но опоздали к началу битвы.

60-тысячную персидскую армию возглавил один из лучших царских военачальников Датиса. Царский флот после высадки войска стоял на якорях неподалеку от Марафона. Малые суда персидские мореходы, по традиции Древнего мира, вытащили на берег, чтобы обезопасить их на случай большого волнения моря и сильного ветра. Команды многих кораблей сошли на берег, чтобы после победного окончания битвы с греками принять участие в сборе военной добычи на поле брани.

Сражение персы начали как обычно - основу их построения составлял «победоносный» центр, которому предстояло расколоть на две части неприятельский строй. Мильтиад был хорошо знаком с военным искусством персов и рискнул изменить построение греческих боевых порядков, традиционных для того времени. Он стремился длинной фалангой тяжеловооруженной греческой пехоты охватить всю ширину Марафонской долины. Благодаря этому можно было избежать окружения, ведь персидский полководец имел легкую конницу, а Мильтиад нет. Фланги фаланги упирались в каменистые взгорья, через которые конница персов не могла пройти, особенно под обстрелом греческих лучников и пращников. На флангах были устроены засеки из срубленных деревьев.

Удлинив таким образом фалангу пеших воинов, Мильтиад сознательно ослабил ее центр, усилив одновременно ее фланги. Там встали отборные отряды афинских пеших воинов и немногочисленная конница греков.

Войско персидского царя и объединенное войско афинян и платейцев трое суток стояли на боевых позициях друг против друга. Мильтиад не начинал битву, потому что ждал обещанной помощи из Спарты. Персы тоже выжидали, они надеялись, что их хорошо видимое численное превосходство устрашит противника.

Персы первыми начали битву. Их огромное войско, плохо соблюдая строй, стало накатываться на греческую фалангу, которая в ожидании подхода врага замерла, перегородив по ширине всю Марафонскую долину. Уже само начало сражения обещало царскому полководцу скорую, на его взгляд, победу. «Победоносный» центр персидской армии таранным ударом отбросил назад центр греческой фаланги, которая по приказу Мильтиада нанесла контрудар по атакующему врагу. Под натиском людской массы та все же устояла и не разорвалась на части.

После этой атаки персов произошло то, чего Датис никак не ожидал. Крылья греческой фаланги удлинились, и оба фланга греков нанесли сильные удары по атакующим и отбросили их назад. В результате обнажились фланги «победоносного» центра, который оказался в полукольце и был наголову разгромлен. Датис, как ни пытался, не смог восстановить порядок в своих войсках. Да и к тому же он не имел большого резерва, чтобы направить его на помощь избиваемым греками царским воинам в самом центре Марафонской долины.

Персидское войско охватила паника, и оно устремилось к морскому берегу, к своим кораблям. По приказу Мильтиада греки, восстановив монолитность своей фаланги, начали преследовать бегущего противника.

Персам удалось добежать до близкого берега и спустить на воду суда. Они на всех парусах и веслах пустились прочь от берега, спасаясь от греческих лучников.

В Марафонской битве персидское войско подверглось полному разгрому и потеряло только убитыми 6400 человек, не считая пленных и раненых, которых на ушедших на восток кораблях царского флота насчитывалась не одна тысяча. В день 13 сентября 490 года афиняне потеряли всего 192 своих воина.

Эта победа вдохновила другие греческие города-государства на сопротивление господству Персии.

Царь Дарий I прославился как крупный государственный деятель, политик и военный реформатор. При нем огромное Персидское государство было разделено на сатрапии - административно-податные округа. Во главе их стояли царские наместники - сатрапы, которые одновременно являлись военачальниками тех военных сил, которые находились на территории сатрапий. Среди прочего, в их обязанности входила охрана государственных границ от разбойных нападений соседей, прежде всего кочевых племен, ведение военной разведки и обеспечение безопасности на путях сообщений.

Владения наместников стали наследственными.

При Дарии I была упорядочена налоговая система, что значительно упрочило экономическое благополучие Персидской державы, а царская казна стала стабильно пополняться за счет снижения финансовых злоупотреблений в сатрапиях. Поэтому и внутренних возмущений, и мятежей против царской власти становилось гораздо меньше.

Чтобы упрочить могущество Персии, царь Дарий I провел серьезную военную реформу. Реорганизации подверглась в первую очередь царская армия. Ее ядро составляли пехота и конница, набранные из персов. Это было не случайно - персидские владыки не доверяли войскам, состоявшим не из персов, поскольку те были склонны к измене и избегали рисковать жизнью во время военных походов и битв.

Царские войска возглавляли военачальники, которые были независимы от сатрапов и подчинялись только лично Дарию I. Это позволяло ему избегать опасности возникновения крупных мятежей в стране, в которых могли бы принимать участие войска, расквартированные в сатрапиях. Военачальники имели право в критических ситуациях действовать самостоятельно, руководствуясь только интересами Персидской державы.

Образцово содержались старые торговые пути и строились новые. Царь прекрасно понимал, что от процветания внешней и внутренней торговли, безопасности дорог Персии для торговцев во многом зависит благополучие государства, равно как и доходы казны и персидской знати - главной опоры династии Ахеменидов. Торговля в Персии при Дарии I процветала еще и потому, что через ее территорию проходили многие оживленные торговые пути от Средиземноморья в Индию и Китай.

Был восстановлен судоходный канал от Нила до Суэца, который соединил богатый Египет с Персией. Царь Дарий I заботился о развитии флота и безопасности морской торговли, благополучии приморских портовых городов, приносивших в его казну немалые доходы. По свидетельству историков Древнего мира, персидского властелина египтяне почитали наравне со своими фараонами-законодателями. Даже жители далекого Карфагена признавали, хотя и номинально, власть Дария.

Чеканка золотых монет, которые по имени царя получили название «дариков», заметно укрепила финансовую систему Персидского государства, в которой имели хождение золотые и серебряные монеты соседних стран, в первую очередь греческих. Введение в обращение золотой монеты свидетельствовало прежде всего о финансовом благополучии Персии при царе Дарии I. Золотые рудники на ее территории были особой заботой царской администрации.

Большие доходы позволяли воинственному царю содержать огромную наемную армию и крепости, стоявшие не только на границах Персии, но и внутри ее.

Дарий I, по традиции того времени, задолго стал готовиться к своей смерти. По его повелению в скалах Накши-Рустама, близ города Персеполя, была сооружена царская гробница, которую украшали великолепные скульптуры. Она и стала последним прибежищем самого могущественного правителя Древней Персии. Его прямые наследники не проявили ни полководческих и дипломатических дарований, ни последовательности во внешней политике.

Достигнув наивысшего расцвета в правление Дария I, государство Ахеменидов после его смерти стало неуклонно приходить в упадок, прежде всего из-за военных поражений, и терять свои владения.

Легендарный персидский царь Дарий I был талантливым полководцем, завоевателем, преемником Кира и Камбиза, главным основателем Персидской империи. Он подчинил себе соседние народы и страны, его империя достигала миллиона квадратных миль. Он был прекрасным солдатом и организатором, но если бы не хитрость, Дарий никогда бы не взошел на трон и не стал бы одним из величайших царей Древнего Востока.

Дарий происходил из царствующей династии Ахеменидов, но не был близок к трону после смерти царя Камбиза. Шансов взойти на престол у него было мало, если бы не хитрость Дария, о которой повествует древняя легенда. Царь Камбиз убил своего брата Бардию. Вскоре и сам правитель скончался около 522 года до н. э. Однако сразу после смерти правителя появился самозванец, на деле оказавшийся магом Гауматой, который утверждал, что он чудом спасшийся Бардия. Армия встала на сторону Гауматы и лже-Бардии удалось снискать немалую любовь народа. Однако персидские правители, которые были равными царю и отличались от него только званием, заподозрили неладное и решили избавиться от обманщика. Новому царю по наследству переходил гарем предшественника. Одной из жен в нем была дочь знатного персидского вождя, которая и помогла раскрыть обман. Ходили слухи, что Гаумате отрезали уши за какое-то преступление. Жена подтвердила, что у ее нового супруга не было ушей, так правители утвердились в своей правоте.



Дарий I побеждает мага Гаумату

Вожди семи древних арийских племен пользовались также привилегией входить к царю без предупреждения в любое время. Дарий собрал местных правителей, ночью они ворвались в покои самозванца и убили его. Решающий удар нанес Дарий. Перед убийством заговорщики договорились, что трон достанется тому, чей конь первым заржет, когда они выедут из ворот дворца. Тогда Дарий решил схитрить. Он приказал своим конюхам спрятать за воротами кобылу, которая только недавно родила жеребенка от его коня. Едва правители выехали за ворота, конь Дария почуял кобылу, рванул вперед и заржал. Дария единогласно признали новым правителем Персии, однако, чтобы подкрепить свое положение, Дарий женился на дочери Кира Великого.

Дарию досталась обширная империя, простирающаяся от Египта до Индии. Однако завоеванные народы не хотели жить под властью персов, тут и там вспыхивали восстания. Дарий собрал армию и пошел на Вавилон, полагая, что если сумеет утихомирить его, то другие народы тоже успокоятся. Вавилон был покорен, навел порядок Дарий и в Мидии. Затем царь пошел в Финикию, Египет и вторгся в ряд греческих городов. Стремясь укрепить свое влияние на восточных границах и захватить индийское золото, он отправил отряды в Индию. Персы не встретили там ожесточенного сопротивления и образовали самую восточную свою провинцию. Персидская империя восстановила размеры, которые были при Кире Великом.


Дарий I

Дарий проявлял себя не только как талантливый полководец и завоеватель, но и как умелый организатор. Он понимал, что управлять такими обширными владениями сложно, и разделил территорию на сатрапии. Во главе каждой такой административной единицы стоял сатрап, который назначался царем, имел административный, судебный, военный и финансовый контроль над вверенными ему землями. Однако царь понимал, что такая большая власть — большой соблазн, и установил сатрапам заместителей, которые следили бы за их работой и докладывали обо всем лично царю. Также в сатрапиях находились постоянные царские гарнизоны, которые представляли собой силу в противовес власти сатрапа.



Персидские воины

Решил Дарий и проблему с доставкой сообщений. Одной из главных проблем столь гигантской империи было то, что иногда новости и царские приказы доходили с опозданием в полгода. Тогда Дарий поручил создать систему «всепогодных» дорог и курьерскую службу. На пути располагались промежуточные станции, где находились лошади и наездники, готовые продолжить путь. Таким образом, расстояние, которое раньше приходилось преодолевать одному человеку за 3 месяца, покрывалось за неделю. Кроме того, царь урегулировал вопрос морских коммуникаций. Он решил теснее связать Египет с Месопотамией и Ираном и приказал достроить прямой морской путь. Работы по прорытию канала от Нила к Красному морю были начаты еще при фараоне Нехо, и при персидском царе их наконец завершили. Дарий установил у Суэцкого канала гранитные стелы, надпись на которых гласит: «Я перс из Персии… Египет завоевал, постановил этот канал прорыть из реки по названию Нил, которая в Египте течет, до моря, которое из Персии идет». Также при Дарии был налажен сбор дани с сатрапий и установлена первая официальная персидская чеканка.



Дворец Дария в Персеполе

Персов объединял единые язык и религия, особенно культ верховного бога Ахурамазды. Считалось, что именно он даровал царю власть, поэтому персы клялись верно служить своему царю, как наместнику бога. Дарий часто писал: «По воле Ахурамазды этим царством владею я». По мере того, как росли масштабы империи, менялось и отношение к религии. Власть опиралась на древнеперсидскую религию, которая между тем впитала в себя много обычаев покоренных народов. Однако верховным божеством продолжал оставаться Ахурамазда. Дария стали называть «царем царей» или «царем стран», чтобы оправдать его завоевательные походы. При этом делал царь все это по воле главного божества.

С благословения своего покровителя Дарий решил организовать походы в Европу. Первая кампания пришлась на 513 год до н. э., когда персы решили завоевать земли вокруг Черного моря и присоединить владения скифов. Но кочевники не стремились воевать с хорошо вооруженной персидской армией. Они угнали скот в дальние степи, сожгли за собой все земли и засыпали колодцы с водой. Персы очень скоро стали голодать и умирать от жажды, в армии росло недовольство и Дарий увел свои войска домой ни с чем.



Битва при Марафоне

Но Дарий не думал успокаиваться и стал готовить новый поход, теперь уже на греков. Вспыхнувшее Ионийское восстание, хоть и было подавлено персами, спровоцировало череду греко-персидских войн. Долгое время греки терпели поражение от войска империи Ахеменидов, однако битва при Марафоне все изменила. Дарий велел построить корабли, и осенью 490 года до н. э. многотысячное персидское войско высадилось у деревушки Марафон. Персов встретило хоть и малочисленное, но хорошо организованное афинское войско под руководством Мильтиада. Греки ожесточенно сражались и смогли победить многократно превосходившее их персидское войско. По легенде, греки послали гонца Фидиппида в Афины, чтобы тот сообщил жителям радостную весть о победе. Гонец пробежал без остановки 42 км между Марафоном и Афинами и, выкрикнув: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!», упал от усталости и умер. Для греков эта победа стала первой над персами, поэтому имела огромное значение. Дарий же, впервые потерпевший такое сокрушительное поражение, воспринял его просто как неудачу. Персия находилась на пике могущества и обладала огромными ресурсами. Дарий стал собирать войско для покорения всей Греции, но его отвлекло восстание в Египте в 486 году до н. э. Вскоре персидский царь умер, а его трон занял Ксеркс, который, подавив египетское восстание, продолжил подготовку к греческому походу.

Дарий — сын персидского и мидийского царя Гистаспа (перс. Wischtâspa; 550 г. до н.э.), внук персидского царя Аршама (перс. Aršāma — «Героическая мощь»), правившего в Парсе с 590 по 550 год до н. э., принадлежал к младшей ветви правящей династии Ахеменидов. Дараявуаш (Dārayava(h)uš — «Держащий добро», «Добронравный») до того, как вошёл в историю Древнего Востока под именем царя Дария I, был выдающимся человеком, и уже имел немалый военный опыт, поскольку война в те далекие времена была нормальным состоянием всех государств, народов и племён.

В надписи из царского дворца в Сузах (Иран):
Царь Дарий говорит : Ахура-Мазда, величайший из богов, создал меня, сделал меня царём, даровал мне это царство большое, обладающее хорошими лошадьми , обладающее хорошими людьми. По милости Ахура-Мазды мой отец Гистасп и мой дед Аршама оба жили, когда Ахура-Мазда поставил меня царём на этой земле.

Став царем Персии, Дарий I Великий, правивший в 522-486 годах до н. э., силой оружия подавил крупные восстания против правящей династии Ахеменидов в Вавилонии, Персии, Мидии, Маргиане, Эламе, Египте, Парфии, Саттагидии и мятежи кочевых племён в Средней Азии.

Подавление антиперсидских восстаний на подвластных территориях велось большим военным походом, сопряженным со сбором большого войска, привлечением войск союзников из числа кочевых племён прежде всего, взятием приступами мятежных городов и крепостей, сбором военной добычи и наказанием государственных преступников, поднявших мятеж. У Дария было два брата - военачальники Артабан и Артан, имевшие свои сотрпии. Персидскому царю приходилось быть не только полководцем, но и искусным дипломатом, поскольку с местной знатью ему выгоднее было ладить, чем воевать.

Персидская держава стремилась распространить свою экспансию на богатые земли, налоги и поборы с завоёванных земель постоянно пополняли царскую казну. Царь Дарий I обратил внимание на соседние индийские государства, в которых не было согласия, но было много богатств, ставших лёгкой добычей воинственных персов.

Около 518 года до н. э. царь Дарий I Великий завоевал северо-западную часть Индии – западный берег реки Инд. Затем – северо-западную часть Пенджаба, расположенного восточнее этой реки. Персидские завоевания в Индии продолжались до 509 года до н. э. Дарий I посылал греческого моряка и географа Скилака исследовать реку Инд до Аравийского моря.

На золотых и на серебряных табличках Дарий I сообщал лаконично, но выразительно об огромных размерах своего государства:

«Дарий, Великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид. Царь Дарий говорит: «Это царство, которым я владею от Скифии, которая позади Согдианы, до Куша (Эфиопии), от Индии до Сард, дал мне Ахурамазда, величайший из богов. Да защитит Ахурамазда меня и мой дом».

После успешного индийского похода персидской армии Дарий I решил подчинить себе скифов Северного Причерноморья. Видно, не все скифы знали о том, что персидский царь Дарий Великий, владеет Скифией, и новый поход 511 года до н. э. оказался для Дария неудачным. По пути в далекую и неведомую Скифию Дарий собрал большое войско , объединив его с силами подвластных народов, и двинул через Дунай, персидские мореходы навели два наплавных моста – один через пролив Босфор, другой через Дунай. Для защиты моста через Дунай царю пришлось оставить большой военный отряд персов.

Геродот восхищался воинской доблестью скифов, и собирал сведения о войне скифов с врагами его родины, он хотел понять, из чего складывается сила скифских племён. Скифы воевали по-своему , их конница считалась непобедимой. Скифы уклонялись от прямого боя с персибской армией Дария, заманивая персов вглубь страны, они совершали быстрые и неожиданные партизанские налёты на растянувшиеся по степи отряды персов.

Скиф в скифской одежде и «фракийской» шапке, вооружён коротким мечом (акинак). Так же одеты персы

Войну в бескрайней Причерноморской скифской степи персы проиграли, и всемирно известный завоеватель поспешно отступил, Дарий бежал из Скифии с остатками разбитых войск, а скифы сохранили свою независимость. Так неожиданно для Дария закончился с огромными потерями его бесславный поход в Северное Причерноморье. Тем не менее, Дарий Великий сохранил контроль над Фракией и Македонией (государство Одрисов) и Черноморскими проливами.

При царе Дарии I началась серия Греко-персидских войн (499 –449 годы до н. э.), которые шли с переменным успехом. Военные конфликты между Ахеменидской Персией и греческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость растянулись 50 лет. Главными противниками Персидской державы в этих войнах были Афины и некоторые греческие города-полисы на полуострове Пелопоннес.

Поводом для первой Греко-персидской войны 492 года до н. э. стало восстание малоазиатских греческих городов, которые находились под гнётом сатрапа – наместника царя Персии. Восстание начал город Милет. Тогда Афины послали на помощь восставшим грекам Малой Азии 20 боевых кораблей с войском на борту. Сильная Спарта отказала в помощи восставшим в Милете.

Чтобы пресечь связи восставших городов на восточном берегу Эгейского моря, Дарий I собрал большой флот, который нанёс поражение грекам в сражении близ острова Леде, неподалеку от Милета. Восстание греческих городов в Малой Азии было жестоко подавлено. Помощь Афин явилась поводом для объявления Дарием войны эллинскому миру на Пелопонесском полуострове по ту сторону Эгейского моря.

Против греческих государств Дарий I совершил два больших военных похода. Первый состоялся в 492 году до н. э., когда царь послал в Грецию войско под командованием своего зятя Мардония. Сухопутная армия шла по южной части Фракии, а флот двигался вдоль морского побережья. Однако во время сильного шторма у Афонского мыса большая часть флота персов погибла, а их сухопутные войска, лишившись поддержки с моря, стали нести большие потери в частых столкновениях с местным населением. В конце концов Мардоний решил вернуться назад.

В 491 году до н. э. Дарий I отправил в Грецию послов, которые должны были привести к покорности свободолюбивых греков. Ряд небольших греческих городов-государств не устоял и признал власть персов над собой, но в Афинах и Спарте царские послы Персии были убиты.

В 490 году до н. э. состоялся второй поход Дария I в Грецию. Царь отправил против Греции большую армию под начальством опытных полководцев Датиса и Артаферна . Персидское войско на европейскую территорию доставил огромный персидский флот. Персы разрушили город Эритрию на острове Эвбее и высадились около Марафона, всего в 28 километрах от Афин.

Именно в знаменитой Марафонской битве греки нанесли персам самое тяжелое поражение в ходе трёх Греко-персидских войн. Битва при Марафоне произошла 13 сентября 490 года до н. э. Небольшому греческому селению Марафон суждено было войти не только в военную историю, но и в историю международного Олимпийского движения.

Греческое войско, под командованием опытного полководца Мильтиад, одного из десяти афинских стратегов, состояло из 10 тысяч воинов-гоплитов из Афин и одной тысячи их союзников из Платей (Беотия) . Примерно столько же было плохо вооруженных рабов. Спартанцы обещали прислать значительную военную помощь, но опоздали к началу битвы.

Шестидесятитысячную персидскую амию возглавил один из лучших царских военачальников Датис . Персидский царский флот после высадки войска Датиса стоял на якорях неподалеку от Марафона. Малые суда персидские мореходы, по традиции Древнего мира, вытащили на берег, чтобы обезопасить их на случай большого волнения моря и сильного ветра. Команды многих кораблей сошли на берег, чтобы после победного окончания битвы с греками принять участие в сборе военной добычи на поле брани.

Сражение персы начали применив свою обычную тактику – в основе их боевого построения стоял «победоносный» центр, которому предстояло расколоть на две части неприятельский строй . Мильтиад был хорошо знаком с военным искусством персов и рискнул изменить построение греческих боевых порядков, традиционных для того времени. Он стремился длинной фалангой тяжеловооруженной греческой пехоты охватить всю ширину Марафонской долины. Благодаря этому можно было избежать окружения, ведь персидский полководец имел легкую конницу, а Мильтиад – нет.

Фланги тяжеловооруженной греческой пехоты упирались в каменистые взгорья, через которые конница персов не могла пройти, находясь под обстрелом греческих лучников и пращников. В качестве препятствия персидской коннице, на флангах были устроены засеки из срубленных деревьев.

Укрепив позиции флангов тяжеловооруженной греческой пеших воинов, Мильтиад сознательно ослабил её центр, в котором поставил отборные отряды пеших афинских воинов и немногочисленную конницу греков.

Войско персидского царя и объединенное войско афинян и платейцев трое суток стояли на боевых позициях друг против друга. Мильтиад не начинал битву, потому что ждал обещанной помощи от Спарты. Персы тоже выжидали, они надеялись, что их хорошо видимое численное превосходство устрашит противника.

Персы первыми начали битву. Их огромное войско, плохо соблюдая строй, стало накатываться на греческую фалангу, которая в ожидании подхода врага замерла, перегородив по ширине всю Марафонскую долину. Уже само начало сражения обещало царскому полководцу скорую, на его взгляд, победу. «Победоносный» центр персидской армии таранным ударом отбросил назад центр греческой фаланги, которая по приказу Мильтиада нанесла контрудар по атакующему врагу. Под натиском огромной людской массы греческая фаланга всё же устояла и не разорвалась на части.

После первой атаки персов произошло то, чего Датис никак не ожидал. Греки нанесли сильные удары по атакующим одновременно с двух флангов, и отбросили персов назад. «Победоносный» центр персов оказался окружённым полукольцом греческих пехотинцев, и был наголову разгромлен. У персов не было большого резерва, чтобы направить его в центр сражения на помощь окружённым воинам в самом центре Марафонской долины.

Персидское войско охватила паника, и оно устремилось к морскому берегу, к своим кораблям. Датис, как ни пытался, не смог восстановить порядок в своём войске. По приказу Мильтиада греки, восстановив монолитность своей фаланги, начали преследовать бегущего врага.

Персам удалось добежать до близкого берега и спустить на воду суда. Они на всех парусах и веслах пустились прочь от берега, спасаясь от стрел греческих лучников.

В Марафонской битве персидское войско было полностью разгромлено и потеряло 6400 человек убитыми, не считая пленных, и не одна тысяча раненых осталась на ушедших на восток кораблях персидского царского флота. В день Марафонской битвы 13 сентября 490 года до н. э. афиняне потеряли всего 192 своих воина.

Победа греков в войнах с персами вдохновила другие греческие города-государства на сопротивление господству Персии.

После выхода из войны Спарты, которая как сухопутная держава не была заинтересована в заморских операциях, руководство военными действиями перешло к Афинам, возглавившим в 478/477 г. до н.э. новое военно-политическое объединение Делосский союз, или Первый афинский морской союз, куда вошли островные и приморские ионийские, полисы. Союз повёл активное наступление на персов с целью окончательного их вытеснения из Эгейского моря, и освобождения от их власти малоазийских греческих городов. В 470-е годы персов изгнали с фракийского побережья и из зоны Черноморских проливов и освободили малоазийские гресеские полисы на побережие.

В 469 году персы вновь были разгромлены афинским полководцем Кимоном в морском и сухопутном сражениях при устье реки Эвримедонт, у южного побережья Малой Азии. Попытка афинян добиться большего, поддержав новое восстание египтян, окончилась неудачей: персы уничтожили греческий флот в дельте Нила и подавили восстание в Египте. Однако в 450/449 афинский полководец Кимон ещё раз нанёс поражение персам в морском сражении у г. Саламин на Кипре, после Саламинского сражения афинский представитель Каллий и персы начали мирные переговоры.

По Каллиеву миру, заключённому в 449 году, персы признали своё поражение в войне с греками. Отныне персидским кораблям было запрещено заплывать в Эгейское море, и ничьи войска не могли находиться в пределах трёх дней пути от малоазийского побережья. Эгейское море окончательно стало внутренним морем греков, а греческие города Малой Азии обретали свободу и независимость, получили торговые пути и доступ к источникам сырья и рынкам сбыта в в Эгеиде и Причерноморье. Победа греков над персами обеспечила античному обществу Греции возможность дальнейшего развития.

Персидская держава Дария Великого.

Основу Персидского государства составляли западно-иранские племена, объединённые в административном и в военном отношении в одно сильное и сплочённое государство под властью царя. В Персидском государстве персы занимали привилегированное положение в качестве правящей народности. Персы были освобождены от всех налогов, так что все налоговые тяготы, и подати взимались с покорённых персами народов. Персидские цари всегда подчёркивали свои «заслуги и достоинства», и господствующее положение персов в государстве.

Персов объединяли единый язык и единая религия — почитался культ верховного бога АхураМазды (авест.ahura- mazdā — «Господь Мудрый»). В Авесте Ахура Мазда — безначальный Творец, пребывающий в бесконечном свете, создатель всех вещей и податель всего благого, всеведущий устроитель и властитель мира.

Ахура (ahura-) соответствует санскритскому असुर asura, эпитету многих , прежде всего Варуны. Асуры - это род индоиранских божеств, связанных с основами бытия и моралью человеческого общества, «старшие боги» в противоположность дэвам, «молодым богам». В индийской традиции в дальнейшем асуры подвергаются демонизации как «завистники богам (дэвам)». В зороастризме наоборот проклинаются дэвы и почитаются ахуры, по преимуществу - Ахура Мазда.
Мазда (имен. пад. mazdå) - из праиндоевропейского *mn̥s-dʰeH «устанавливающий мысль», «осмысливающий», отсюда «мудрый».

Древнеримский историк Аммиан Марцеллин считал отца Дария Великого, царя Гистаспа начальником магов (членом жреческой касты Персии), и рассказывал о его учёбе в Индии у браминов — брахманов высшей варны индуистского общества. Персидский царь считался правителем страны, ставшим по воле верховного бога Ахурамазды, поэтому все персы должны приносить клятву верности своему царю, наместнику бога на земле.

Царь Дарий I писал : «По воле Ахурамазды эти провинции следовали моим законам, что я им приказывал, они исполняли. Ахурамазда дал мне это царство. Ахурамазда помог мне, чтобы я овладел этим царством. По воле Ахурамазды, этим царством я владею».

Персидский царь Дарий I Великий прославился как крупный государственный деятель, политик и военный реформатор. При нём огромное Персидское государство было разделено на 24 сатрапии – административно-податные округа. Во главе их стояли царские наместники – сатрапы, которые одновременно были начальниками военных сил, находящихся на территории сатрапий. В их обязанности входила охрана государственных границ от разбойных нападений соседей, прежде всего кочевых племён, ведение военной разведки и обеспечение безопасности на путях сообщений.

При Дарии I владения наместников (сатрапов) постепенно стали наследственными, что способствовало усилению государства.

Дарий I упорядочил налоговую систему, что значительно упрочило благополучие Персидской державы, а царская казна стала стабильно пополняться за счёт снижения финансовых злоупотреблений в сатрапиях, и внутренних народных восстаний против царской власти становилось гораздо меньше.

Для упрочения могущества Персии, царь Дарий I провёл серьезную военную реформу. Реорганизации подверглась царская армия. Ядром персидской армии была пехота и конница, набранные из персов. Это было не случайно – персидские владыки не доверяли войскам, состоявшим не из персов, поскольку те были склонны к измене и избегали рисковать жизнью во время военных походов и битв.

Царские войска возглавляли военачальники независимые от сатрапов и подчинявшиеся только лично царю Дарию. Это позволило Дарью избежать опасности возникновения крупных мятежей в стране с участием войск, расквартированных в сатрапиях. В критических ситуациях военачальники могли действовать самостоятельно , руководствуясь только интересами Персидской державы.

Образцово содержались старые торговые пути и строились новые дороги . Царь прекрасно понимал, что от процветания внешней и внутренней торговли, безопасности дорог Персии для торговцев во многом зависит благополучие государства, равно как и доходы казны и персидской знати – главной опоры династии Ахеменидов. Торговля в Персии при Дарии I процветала ещё и потому, что через её территорию проходили многие оживленные торговые пути от Средиземноморья в Индию и Китай — «Великий шёлковый путь».

В годы правления царя Дария был восстановлен судоходный канал от Нила до Суэца, который соединил богатый Египет с Персией . Царь Дарий I заботился о развитии флота и безопасности морской торговли , благополучии приморских портовых городов, приносивших в его казну немалые доходы. По свидетельству историков Древнего мира, персидского властелина египтяне почитали наравне со своими фараонами-законодателями. Даже жители далекого Карфагена признавали, хотя и номинально, власть Дария, но в Египте писали и говорили на древнеегипетском языке, в Вавилонии - на вавилонском, в Эламе - на эламском и т. д.

Чеканка золотых монет заметно укрепила финансовую систему Персидского государства. По имени царя Дария получили название золотые и серебряные монеты «дарики» , имеющие хождение в соседних странах, в первую очередь греческих городах-государствах, занимающихся торговлей. Введение в оборот золотой монеты свидетельствовало прежде всего о финансовом благополучии Персии при царе Дарии I. Золотые рудники Персии были особой заботой царской администрации.

Большие доходы позволяли воинственному царю Дарию содержать военные крепости и огромную наёмную армию, стоявшую не только на границах Персии, но и внутри её.

Царь Дарий I , по традиции того времени, задолго стал готовиться к своей смерти. По его повелению в скалах Накши-Рустама, близ города Персополя («города персов»), была построена царская гробница, украшенная великолепными скульптурами, ставшая последним прибежищем самого могущественного правителя Древней Персии.

На своей могильной надписи Дарий I писал: «Если ты подумаешь: «Как многочисленны были страны, подвластные царю Дарию», то посмотри на изображения, которые поддерживают трон; тогда ты узнаешь и будешь знать, (как) далеко проникло копьё персидского мужа; тогда ты будешь знать, (что) персидский муж далеко от Персии поражал врага».

В дворцовой надписи в Персеполе царь Дарий I молит Ахурамазду о благополучии своей страны и народа; он гордится своим происхождением из персидского царского рода. Как видно из персидских надписей, персидский царь торжественно обещал отражать всякое нападение на Персию.

Прямые наследники Дария не проявили ни полководческих и дипломатических дарований, ни последовательности во внешней политике Персии.

Достигнув наивысшего расцвета в правление венценосного полководца Дария I (Дарая-вауша), государство Ахеменидов после смерти царя стало неуклонно приходить в упадок, прежде всего из-за военных поражений, и терять одно за другим территории своих владений.

ДАРИЙ - имя 3 персидского царей из династии Ахеменидов, а также Мидянина, упоминаемого в Книге пророка Даниила.

Дарий I Великий.
(550-486 годы до Р.Х.; Езд 4. 5, 24; 5. 5-7; 6. 1, 12-15; Агг 1. 1, 15; 2. 10; Зах 1. 1, 7; 7. 1), потомок не по прямой линии персидской династии Ахеменидов, сын Гистаспа. В 522 году до Р.Х. Дарий вступил на престол после Камбиса, сына Кира, подавив крупный политический мятеж против официальной власти. Он нанес поражение узурпатору магу Гаумате, который, провозгласив себя Бардией (2-м сыном Кира), организовал восстание, поддержанное всеми центральными персидскими провинциями. Подавив многочисленные восстания, в течение года Дарий смог вернуть контроль над основной территорией империи (кроме Малой Азии и Египта). К 517 году он расширил границы империи, которая стала включать территории от Ливии до Индии. Таким образом, в результате правления Дария границы Ахеменидской державы простирались от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до 1-го порога Нила на юге. В 519 году Дарий приступил к осуществлению административно-финансовых реформ. Он разделил империю на сатрапии . На должность сатрапов при Дарии, как правило, назначались персы, чьи функции были разграничены с обязанностями военачальников. При Дарии был создан центральный аппарат управления империей с единой канцелярией. Дарий кодифицировал и привел к единообразию местные законы, установил новую систему государственных податей с фиксированными суммами, упорядочил сбор налогов и увеличил воинский контингент. Дарий ввел в обращение единую золотую монетную единицу, составившую основу ахеменидской денежной системы. При Дарии арамейский язык приобрел статус официального не только в западных, но и в восточных сатрапиях.

Сообщения о восшествии Дария на престол и его деяниях запечатлены в Бехистунской надписи, которая так же, как и надпись на могиле Дария в Накши-Рустеме (близ Персеполя, Иран), дает сведения о персидских религиозных воззрениях этого периода. Почитание Ахуры Мазды в эпоху Дария приобретает черты основного культа, а зороастризм становится официальной религией, но допускалось почитание и других богов. Попытка Дария завоевать Грецию в ходе так называемых греко-персидских войн окончилась поражением в битве при долине Марафон в 490 году. В 486 году в Египте вспыхнуло восстание против персидского господства. Дарий умер, так и не успев его подавить.

Сопровождавшая приход Дария к власти политическая катастрофа возродила мессианские ожидания у вернувшихся в Иерусалим из плена иудеев и привела к подъему пророческого движения. Пророки Аггей и Захария призывали к ускорению работ по восстановлению храма после отказа иудеев на предложение самарян принять участие в этом деле. Работы возглавляли потомок династии Давида Зоровавель, которого персидские власти назначили царским наместником в Иудее, и первосвященник Иисус (Агг 1. 1; 2. 4). Пророки видели в возведении храма первый шаг к восстановлению Иудейского царства и предвещали полное избавление от чужеземного ига: особые надежды возлагались на «отрасль» из дома Давидова, которой был в их понимании Зоровавель (Агг 2. 23; Зах 3. 8; 6. 12). На 2-м году царствования Дария в государственном архиве в Экбатанах (ныне Хамадан, Западный Иран) была найдена копия декрета персидского царя Кира от 538 года до Р.Х., в котором он разрешал иудейским пленникам вернуться в Иерусалим и восстановить разрушенный храм (Езд 6. 1-5). На этом основании Дарий разрешил возобновить постройку, пресекая попытки противодействия со стороны самарян, и на 6-м году его царствования (около 516 года до Р.Х.) строительство храма завершилось - примерно через 70 лет после его разрушения (Езд 6. 15). Вероятно, в период правления Дария между Зоровавелем и первосвященником Иисусом произошли разногласия относительно разделения властных полномочий. В результате Зоровавель больше не упоминался в мессианских текстах.

В царствование Дария получает окончательное оформление административная структура Иудеи, которая сохранялась на протяжении последующих 200 лет персидского владычества. Иудея при Дарии называлась по-арамейски Яхуд и была одной из независимых провинций в сатрапии Заречье с административным центром в Иерусалиме, которая управлялась наместником. На севере она граничила с провинцией Самарией, на юго-западе - с филистимской провинцией Ашдод. Входило ли в ее состав Заиорданье, точно неизвестно. Иудее при Дарии была предоставлена широкая внутренняя автономия. В основе ее управления стояла гражданско-храмовая община Иерусалима, которой руководили первосвященник и главы влиятельных семей. Согласно указу Дария, местные власти выделяли средства для строительства храма, а также скот и все необходимое для совершения регулярных жертвоприношений в храме по закону Моисееву. При этом в указе упоминается пожелание царя, чтобы священники «молились о жизни царя и сыновей его» (Езд 6. 8-10), что свидетельствовало об обычае того времени молиться о верховной власти. Этот обычай соблюдался и впоследствии (исключая Хасмонейский период) и символизировал зависимость Иудеи от персидидских, а впоследствии от греческих и римских властителей. Царствование Дария было для Иудеи спокойным периодом, благоприятным для экономики. Иудеи принимали участие в международной торговле, поддерживаемой персидскими властями. В переписи населения Яхуда времен Дария упоминаются не только города в наделах Иуды и Вениамина, но и Бет-Эль (Вефиль) Ефрема и селения на севере приморской полосы. В общей сложности в переписи указано около 40 тысяч подданных.

Дарий II.
изначально носивший имя Ох, известный также под прозвищем Нот (греч. νόθος - внебрачный ребенок; около 442-404 годов до Р.Х.), сын Артаксеркса I от вавилонской наложницы. Правил западной частью империи с 423 по 404 год до Р.Х. Его правление не отличалось стабильностью и характеризовалось дальнейшим ослаблением государства, восстаниями в Мидии, Лидии, Сирии и Египте. Многие папирусы из Элефантины датируются временем его правления. Один из папирусов - 5-го года правления (419 год до Р.Х.), предписывающий иудеям Элефантины соблюдать Пасху, был издан от его имени (так называемое Письмо о Пасхе - ANET, N 491). Храм в Элефантине был разрушен в 14-й год его правления. Предполагают, что Дарий упоминается в Неем 12. 22 как «Дарий Персидский», что позволяет датировать приведенный там список левитов. Во время правления Дария иудейским первосвященником был Иаддуй II.

Дарий III Кодоман.
(около 380-330 годов до Р.Х.), сын Арсама, брата Артаксеркса II, последний царь из династии Ахеменидов. Был возведен на престол Багоем, отравившим в 338 году Артаксеркса III, а в 336 году и его сына Арсеса. Потерпел поражение от Александра Македонского в битвах при Иссе (333) и Гавгамелах (331), бежал в Бактрию, где был убит своим родственником Бессом. О его поражении говорится в 1 Макк 1. 1.

Дарий Мидянин.
Персидский царь, упоминаемый только в Книге пророка Даниила (Дан 5. 31; 6. 1, 6, 9, 25, 28; 9. 1; 11. 1), для которого нет прямых параллелей во внебиблейских источниках. По этой причине некоторые исследователи ставят под сомнение историческую достоверность библейских свидетельств (Koch). Согласно Дан 5. 28 - 6. 2, в возрасте 62 лет Дарий захватил Вавилонское царство (после смерти Валтасара) и провел административные реформы, разделив страну на 120 сатрапий. Пророк Даниил, будучи оклеветан сатрапами и князьями, был брошен во львиный ров по приказу царя (Дан 6. 14-17). После освобождения Даниил «преуспевал и в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского» (Дан 6. 28). В 1-й год царствования «Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским» (Дан 9. 1) Даниилу было дано откровение о «70 седминах» (Дан 9). Таким образом, Книга пророка Даниила говорит о царствовании Дария между царствованием Валтасара и Кира I Персидского. Как греческие, так и вавилонские источники ясно показывают, что именно Кир I Персидский, а не Дарий был завоевателем Вавилона и стал реальным преемником вавилонских царей (ср.: 2 Пар 36. 20). Нет исторических свидетельств о мидийском вторжении в Вавилон или мидийском доминировании в этом ареале. Попытки решения проблемы исторической идентификации Дария восходят к I веку до Р.Х., когда в греческом переводе Прото-Феодотиона имя Дария в Книге пророка Даниила было заменено именем Артаксеркса (что соответствует современному отождествлению с Киром I). В I веке по Р.Х. Иосиф Флавий утверждал (Ios. Flav. Antiq. X 11. 4), что Дарий носил у греков другое имя, и это позволяет отождествить его с кем-либо из известных в истории персоналий. Существует маловероятный вариант его идентификации с Набонидом, которому приписывается создание независимой династии в городе Харране, правившей в период между последними законными царями Вавилона и царями Элама. Однако Харран находился на севере и принадлежал не Вавилону, а Ассирии; возможно, он был в подчинении мидийцев нек-рое время после 612 года до Р.Х. Идентификация с Дарием I также проблематична: везде, где Дарий I упоминается в Священном Писании, подчеркивается его персидское, а не мидийское происхождение (Езд 4. 5, 24; 6. 14), что подтверждается и в Бехистунской надписи (1. 1-11). В исторических книгах ВЗ прослеживается четкая последовательность персидских царей: Кир, затем Дарий (Езд 4. 5; 6. 14); маловероятно, чтобы в Книге пророка Даниила последовательность событий была описана неверно или искажена (ср.: Дан 6. 28). Также маловероятна идентификация Дария с Киаксаром, царем мидийским, основанная на рассказе Ксенофонта в «Киропедии». Согласно ему, Астиаг, предпоследний мидийский царь, имел 2 детей - Киаксара и Мандану. Киаксар наследовал отцу, а Мандана вышла замуж за персидского царя Камбиса и родила будущего персидского царя Кира. После взятия Вавилона Кир поставил над Вавилоном в качестве вассального царя своего дядю Киаксара, получив взамен руку его дочери. После смерти Киаксара Кир воцарился над всем востоком (смотри: Рождественский). Эта гипотеза не согласуется с внебиблейскими источниками. Наиболее вероятна идентификация Дария с персидским правителем Губару (Гобрием) (аккадское Gubaru / Ugbaru; греческое Γωβρύας), упоминающимся как в вавилонских источниках, так и у греческих историков. В 535 году Кир создал единую провинцию из Месопотамии и Заречья. Губару был правителем Гутиума (вавилонское название Мидии), когда, будучи уже в преклонном возрасте (Xen. Cyrop. IV 6. 1-7), от имени Кира захватил Вавилон, был поставлен вице-регентом Месопотамии и назначал местных правителей в стране вплоть до своей смерти, последовавшей 6 месяцами позже («Летопись Набонида» - ANET, N 306-307). Его правление носило характер почти полной самостоятельности. Примечательно, что Берос (около 350-280 годов до Р.Х.) в своем списке вавилонских царей старую династию Гутиума назвал «мидийскими тиранами», что соответствует титулатуре Книги пророка Даниила. Староперсидоеск имя Дария могло быть использовано при восшествии на престол как особое тронное имя (что соответствовало обычаям того времени), которое не было зафиксировано в древних источниках из-за непродолжительного времени его правления.

Дарявахуш принадлежал к младшей ветви царского рода Ахеменидов и вплоть до 522 г. до Р. Х. не имел никаких надежд когда-либо занять персидский трон. Его жизнь резко переменилась после того как он принял участие в заговоре Отана и пятерых других знатных персов против правившего тогда в Персии царя . Согласно официальной версии (изложенной в Бехистунской надписи и у греческих историков, в частности у Геродота), Отан заподозрил, что под именем скрывается самозванец - мидийский маг Гаумата (настоящий Бардия был тайно умерщвлен за несколько лет до этого по приказу его брата ). Сговорившись между собой, Отан и шесть его сподвижников проникли во дворец и убили царя (был ли это настоящий или в самом деле самозванец, теперь уже установить невозможно). Затем заговорщики стали совещаться о том, кто из них должен занять престол. Наконец они решили поручить выбор воле богов, а именно: чей конь первым заржет при восходе солнца, когда они выедут за городские ворота, тот и будет царем. Дарявахуш оказался в этом опыте удачливее других - его жеребец первым подал голос, и таким образом, согласно уговору, он стал персидским царем. (Геродот пишет, что своим успехом Дарявахуш был обязан хитрости его конюха - ночью тот свел у городских ворот жеребца хозяина с одной из кобылиц, которую тот очень любил, когда же на другой день жеребец проходил мимо этого места, он бросился вперед и громко заржал.)

Едва утвердившись у власти, Дарявахуш должен был подавлять восстания, охватившие многие персидские провинции. Особенно опасным был мятеж в Вавилонии - самом сердце Персидской державы. По свидетельству Бехистунской надписи, там произошло следующее: некий Нидинту-Бел объявил себя сыном последнего вавилонского царя Набунаида и стал править под именем Набукудурриуцура III. Дарявахуш лично возглавил поход против восставших. Первая битва произошла в середине декабря 522 г. до Р. Х. у реки Тигр и закончилась победой персов. Через пять дней они одержали новую победу в местности Зазана у Евфрата. Нидинту-Бел бежал в Вавилон, но вскоре был захвачен в плен и казнен (посажен на кол). Умиротворяя страну, Дарявахуш около трех месяцев прожил в Вавилоне. В феврале 521 г. до Р. Х. до него дошла весть о новом восстании в восточных сатрапиях: Персии, Мидии, Эламе, Маргиане, Парфии и Саттагидии. Наиболее массовым было выступление в Маргиане. Подавляя его, сатрап Бактрии Дадаршиш перебил более 50 тысяч человек, а саму страну превратил в пустыню. В то же время в Персии некто Вахьяздата объявил себя царем Бардией и нашел среди народа широкую поддержку. Дарявахуш должен был рассылать войска во все концы своей державы. В конце февраля 521 г. до Р. Х. царская армия под командованием Вивана разбила Вахьяздату в области Гандутава в Арахосии. Но и тогда мятежники не сложили оружия. Потребовалось еще две битвы (одна произошла в мае у города Раха в Персии, другая - в июле у горы Парга), чтобы окончательно сломить их сопротивление. Вахьяздата попал в плен и был казнен вместе с 52 своими ближайшими сподвижниками.

В то же время почти вся Мидия оказалась в руках некоего Фравартиша, выступавшего под именем Хшатрату из рода мидийских царей. Этому самозванцу удалось установить свой контроль также над Ассирией, Арменией, Парфией и Гирканией. Дарявахуш отправил против него своего полководца Видарну. В мае произошла ожесточенная битва в местности Кундуруш. В ней пало 35 тысяч мидийцев, и еще 18 тысяч оказались в плену. В июне персы схватили и казнили самого Фравартиша. Против мятежников в Парфии и Гиркании вел борьбу отец царя Виштаспа. Окончательно эти сатрапии были умиротворены только в июне после разгрома основных сил восставших в местности Патиграбана. Много хлопот доставило Дарявахушу восстание в Армении. Местные жители дали персам пять больших сражений, но только в июне 521 г. до Р. Х. они были окончательно разбиты у горы Уяма и в местности Аутиара.

Между тем воспользовавшись, что главные силы персов оказались отвлечены на окраины империи, в августе 521 г. до Р. Х. вновь поднялись вавилоняне. Некто Арахта (по одним свидетельствам, армянин, по другим - урарт) выдал себя за царевича Набукудурриуцура, сына Набунаида. Он захватил Вавилон, Сиппар, Борсиппу, Урук и провозгласил себя царем. Дарявахуш послал против него армию во главе с персом Виндафарной. В ноябре 521 г. до Р. Х. мятежники были разбиты. Артахта оказался в плену и кончил свою жизнь, как и все другие предводители мятежников - был посажен на кол. Город Вавилон лишился своих внешних стен, которые были разрушены по приказу царя.

Поразив всех своих врагов и упрочив свою власть, Дарявахуш приступил к новым завоеваниям. В 519 г. до Р. Х. он совершил поход на саков Тиграхауда, обитавших вблизи Аральского моря. В 517 г. до Р. Х. персы покорили северо-западную часть Индии, где в это время существовало много небольших государств. Из этих земель была образована сатрапия Индия, включавшая в себя нижнее и среднее течения реки Инд. Она стала самой крайней восточной провинцией державы Ахеменидов. Продвигаться дальше на восток персы не пытались. Зато на западе они делали одно приобретение за другим. В том же 517 г. до Р. Х. персидская армия во главе с Отаной захватила остров Самос. Жители Лемноса и Хиоса признали власть персов добровольно. Около 516 г. до Р. Х. Дарявахуш предпринял большой завоевательный поход в Северное Причерноморье. Покорив без боя греческие города по обоим берегам Геллеспонта, он переправился через Боспор во Фракию. Отсюда персидская армия вышла к низовьям Дуная и, перейдя на восточный берег реки, оказалась во владениях скифов. Те не решились вступить с персами в открытый бой и стали отступать в глубь степей, угоняя скот, сжигая за собой траву и засыпая колодцы. Гоняясь за их стремительной и постоянно ускользающей конницей, Дарявахуш довел своих воинов до полного изнеможения. Наконец он понял тщетность своих усилий и отступил обратно за Дунай.

Сам он вернулся в Персию, а европейскую войну поручил своему полководцу Багабухше. Тот покорил греческие города на северном берегу Эгейского моря и подчинил персидскому царю племена фракийцев. Когда персидская армия подошла к границам Македонии, ее царь Александр I поспешил заявить о своей покорности и выдал сестру замуж за персидского вельможу. В Македонии и Фракии остались персидские гарнизоны. Около 512 г. до Р. Х. обе эти страны образовали самую западную из персидских сатрапий под названием Скудра. То было время наивысшего могущества державы Ахеменидов: в конце жизни Дарявахуша она простиралась от реки Инд на востоке до Ионического моря на западе, от Аральского моря на севере до границ Эфиопии на юге.

Следующей жертвой персидских завоеваний должна была стать материковая Греция. Прелюдией к грандиозной войне с греками послужило мощное ионийское восстание, начавшееся осенью 499 г. до Р. Х. и охватившее в короткий срок все западное побережье Малой Азии от Геллеспонта на севере до Карии на юге, а также многие острова Эгейского моря. Оно оказалось полной неожиданностью для персов. Восставшие, во главе которых стоял тиран Милета Аристагор, совершили поход в глубь страны, взяли и сожгли царскую столицу Сарды. Однако уже летом 498 г. до Р. Х. они были наголову разбиты под Эфесом. Остатки их войска разбрелись по своим городам. В конце 497 г. до Р. Х. военные действия переместились на Кипр. В большой морской битве ионийцы одержали победу, но тогда же в сражении на суше киприоты потерпели поражение. Возглавлявший их царь Саламина Онесил погиб в бою. Впрочем, персам потребовался еще целый год на то, чтоб окончательно замирить остров. В 496 г. до Р. Х. персидские военачальники одержали важную победу над примкнувшими к грекам карийцами и начали осаду ионийских городов. Один за другим они были взяты. Наконец, весной 494 г. до Р. Х. персы с суши осадили Милет, являвшийся главным оплотом восстания. Большой ионийский флот мешал осаде города с моря. Но после того как персы выиграли морскую битву при Ладе, кольцо блокады сомкнулось. Осенью персы подтянули к городу осадные орудия, а затем штурмом взяли его. Большая часть милетян погибла, оставшиеся в живых были обращены в рабство и угнаны в Персию. Сам город оказался сильно разрушен и уже никогда не смог восстановить своего прежнего могущества. В 493 г. до Р. Х. капитулировали Хиос и Лесбос. После чего вся Иония вновь оказалась под властью Ахеменидов. Но Дарявахуш понимал, что персидское господство в Малой Азии и во Фракии будет непрочным до тех пор, пока греки Балканского полуострова сохраняют свою независимость. Казалось, что покорение этой сравнительно небольшой страны, распадавшейся к тому же на множество враждовавших между собой государств, не составит для персов большого труда, но дальнейшие события показали, что война с греками может быть очень тяжелой.

Первый же поход против Эллады в 492 г. до Р. Х., возглавляемый зятем Дария Мардонием, окончился неудачей - во время бури около Афонского мыса на Халкидском полуострове утонуло 300 персидских кораблей и погибли около 20 тысяч человек. Сухопутная армия, которой пришлось вести тяжелые бои с восставшими фракийцами, также понесла большие потери.

Персы учли сложность обходного движения вдоль северного побережья Эгейского моря и приняли смелое решение - переправить армию на кораблях прямым путем из Малой Азии сразу в Аттику. Военным приготовлениям сопутствовала и дипломатическая подготовка, Дарий рассчитывал на раскол в стане врага. При персидской армии состоял изгнанный из Афин Гиппий.

В 491 г. до н. э. во все полисы Балканской Греции были направлены персидские послы с требованием полной покорности или, по крайней мере, нейтралитета в грядущей войне. Многие города островов, Фессалии и Беотии подчинились, но наиболее сильные полисы, Спарта и Афины, категорически отвергли требования. Спартанцы сбросили послов в колодец, а афиняне низвергли их со скалы.

В 490 г. до н. э. персы под командованием Датиса и племянника царя Артаферна совершили очередную попытку захвата. Персидская армия сосредоточилась на острове Самос, затем была перевезена на Эвбею. Через некоторое время на Марафонской равнине, всего в 40 км от Афин, высадился многочисленный персидский десант. Из Марафона можно было совершать нападения на главный город Аттики по суше, а флоту лишь нужно было обогнуть мыс Сунний, чтобы атаковать Афины с моря. На Марафонской равнине 13 сентября 490 г. до н. э. состоялось одно из самых известных сражений античности. Поле боя представляло собой ровную, окруженную горами долину на берегу моря, удобную для действий иррегулярной персидской конницы. Ее у персов было 10 тысяч, а, кроме того, в армии находилось большое количество пеших лучников.

Афинскими войсками командовало десять стратегов, и большинство из них сомневались в возможности противостоять столь многочисленному персидскому войску и предлагали ограничиться обороной города. Однако иного мнения придерживался стратег Мильтиад, чья точка зрения в итоге и победила. Мильтиад еще недавно был правителем афинской колонии Херсонес Фракийский и имел возможность познакомиться с персами, их военной организацией и манерой вести ближний бой. Он убедил коллег-стратегов не отсиживаться в слабо укрепленных Афинах, а быстро идти навстречу врагу и у Марафона дать решающее сражение. К будущему месту битвы из Афин подошло десятитысячное пешее войско, большинство которого составляло афинское ополчение. Надо сказать, что взрослый афинянин зачастую был уже довольно опытным воином. Для этого была создана система военно-патриотического воспитания. С 18 лет юноши два года проходили обязательную военную службу и оставались военнообязанными до 60 лет. Много внимания уделялось вопросам тактики, боевых построений. Основу войска составляли гоплиты, тяжеловооруженные пехотинцы, действующие в плотном строю - фаланге. В армии была установлена строгая дисциплина.

Спарта заняла выжидательную позицию и не прислала свои отряды, сославшись на религиозный праздник. Воины Лакодемона прибыли на место событий, когда дело уже было сделано. Тысячу человек прислал небольшой союзный Афинам городок Платеи из Беотии. Количественно, таким образом, афинская армия сильно уступала персидской, но качественно превосходила ее. Обученным и сплоченным гоплитам, защищавшим свои полисы, противостояла разноплеменная необученная персидская армия, многие солдаты которой сами были уроженцами мест, захваченных персидскими оккупантами.

Мильтиад, зная, что преимущество персов состоит в более многочисленной коннице, которая, как правило, стремится наносить удары с флангов, расположил своих гоплитов на ширине в 1 км, уперев их фланги в горы, для чего даже пришлось растянуть строй. С этой же целью - выдержать напор всадников - правое и левое крылья греческой армии имели большее количество шеренг в глубину, чем центр. Справа сосредоточились лучшие гоплиты Афин, левый фланг был отдан платеянам.

По всем правилам греческой военной науки при приближении персов фаланга гоплитов перешла на беглый марш навстречу неприятелю, чтобы самим нанести более сильный удар, а кроме того, побыстрее преодолеть пространство, простреливаемое лучниками. Персам, однако, удалось прорвать эллинский центр. Зато на флангах персидская конница никак не могла справиться со стойкими гоплитами, ей пришлось отступить с большими потерями. Сразу же Мильтиад приказал крыльям сомкнуться и повернуться лицом к частям противника, прорвавшим центр. Для персов новая сильная атака не потерявшей строя фаланги обернулась катастрофой. Они беспорядочно бежали, погрузились на корабли и ретировались. Общие потери греков составили лишь 192 человека, противник недосчитался шести с половиной тысяч воинов. В Афины тут же был послан гонец - воин Фитипид. Он в полном вооружении преодолел несколько десятков километров бегом, на Афинской агоре прокричал «Мы победили!» и упал замертво. В память об этом легендарном эпизоде на Олимпийских играх современности разыгрываются медали в марафонском беге - на 42 км 192 м.

Персы еще надеялись опередить Мильтиада и напасть на оставленные без защитников Афины с моря, их флот двигался вдоль берега, но и греческий полководец вел свою армию форсированным маршем и прибыл в город раньше кораблей врага. Постояв на афинском рейде, персы, понимая бесперспективность дальнейших действий, отплыли в Малую Азию. Победа афинян имела важные политические последствия. Греки впервые дали мощный отпор персам, был нанесен косвенный удар по реакционным кругам Эллады, доказано превосходство демократической организации и на войне. Пример Афин воодушевил и обнадежил отчаявшихся было жителей покоренных городов-государств Малой Азии, да и другие народы Востока.

В последующие годы Дарявахуш не оставлял мысли о новом походе против Греции и тщательно готовился к нему, но он умер раньше, чем успел осуществить свои планы. Погребен Дарий в сооруженной им и украшенной произведениями скульптуры гробнице в скалах Накши Рустами близ Персеполя.