Применение технологии проблемного обучения на уроках географии. Проблемные вопросы по географии

Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

Любой учебный курс имеет свои внутри курсовые проблемы. И каждый преподаватель ищет свои пути их разрешения. Определим проблемы курса географии.

1. Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:

    начинает воспринимать себя по-иному; более полно принимает себя и свои чувства; становится более уверен в себе и автономен; ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело; становится более похожим на человека, которым хотел бы быть; начинает принимать и понимать других людей.

Отсюда очевидна главная задача учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика.

2. Снижение интереса к предмету. Обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Карл Роджерс, американский психолог, выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов и значимое учение, которое дает знания, необходимые обучающимся для самоизменения и саморазвития. При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т. к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, это обычная ориентация урока на подготовку исполнителя, что уже не соответствует новому социальному заказу общества.


География как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:

    наблюдения (в том числе и летнее), практических работ , просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков, сообщения учащихся, рефераты, участие в научно-исследовательской работе , использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, биологии, литературы.

Большей эффективности в решении учебных задач с использованием перечисленных методов можно добиться, используя проблемное обучение.

Проблемное обучение на уроках географии.

Почему в северной части Африки климат сухой, чем в южной?

Как видно. Проблемные вопросы (третьи) обсуждают все группы. После отчетов формулируют общий вывод: климатические пояса Африки отличаются между собой значением температур, количеством осадков и их режимом. Названные различия связаны с географической широтой и углом падения солнечных лучей, поясами атмосферного давления. Сменой воздушных масс и господствующих ветров.

Исследовательские элементы на этом уроке составляют:

Соединение информации, взятой из карты и текста учебника; анализ данных климатограмм; поиск ответа на проблемные вопросы.

Не менее важна и групповая работа (исследовательская группа – пятая) – конструирование ответа в определенной последовательности, подбор и анализ данных, полученных из карты. Приведенный пример подтверждает возможности использования разноуровнего обучения в системе урока.

Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.

0 Проблемное обучение на уроках географии

Казахстан, Западно - Казахстанская область, Зеленовский район, с. Переметное
Переметнинская средняя общеобразовательная школа

Учитель географии и экологии

Ипполитова Н.Г.

Проблемное обучение - это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

Сущность проблемного обучения видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы»

Проблемнаяситуация – это начальныймомент мышления, вызывающий познавательнуюпотребностьученияи создающийвнутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Проблемная ситуация может быть различной. Посодержаниюнеизвестного проблемныеситуацииделятся:неизвестнаяцель;неизвестенобъект деятельности; неизвестен способ деятельности; неизвестны условиявыполнения деятельности.

По уровню проблемности:

I. возникающие независимо от приемов;

II. вызываемая и разрешаемая учителем;

III. вызываемая учителем, разрешаемаяучеником;

IV. самостоятельное формированиепроблемы и ее решение.

Повидурассогласованияинформации:неожиданности;конфликта; предположения; опровержения; несоответствия; неопределенности.

Пометодическим особенностям:непреднамеренные;целевые;проблемное изложение;эвристическаябеседа;проблемныедемонстрации;игровые проблемныеситуации;исследовательскаялабораторнаяработа;проблемный фронтальныйэксперимент;мысленныйпроблемныйэксперимент;проблемное решение задач; проблемные задания.

Особенность проблемных методов состоит в том, что методыоснованына созданиипроблемныхситуаций,активнойпознавательнойдеятельности учащихся,состоящих в поискеи решении сложныхвопросов,требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельнымифактами.

Сравнительная характеристика проблемного и традиционного обучения.

На сегодняшний день существуют различные типы обучения. Приведем сравнительные черты сообщающего и проблемного обучения.

Сообщающее

Проблемное

1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание прежде всего на программу.

1. новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач.

2. В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса.

2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня.

3. Темп передачи информации ориентирован на более сильных, средних или слабых учащихся.

3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся.

4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью.

4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике.

5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Проблемное обучение в методике географии.

Согласно положениям дидактики проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов: частично-поискового или эвристического, проблемного изложения и исследовательского.

Необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя эти умения постепенно. В ряде работ дидактоврассмотрены некоторые способы решения познавательных вопросов: нахождение причинно-следственных связей, группировка фактов, сравнение, обобщение – и показаны пути формирования этих приёмов. Однако “познавательный вопрос” много шире, чем понятие “проблемный вопрос”. Как правило, всякий проблемный вопрос является познавательным, но не всякий познавательный вопрос проблемный.

В решении проблемы учащимися можно выделить следующие этапы:

  • осознание проблемы, вскрытие противоречия;
  • формулирование гипотезы исходя из данных условий;
  • доказательство гипотезы;
  • общий вывод.

Для решения проблемы учащиеся пользуются такими приёмами учебной деятельности, как нахождение разрыва в связях, выдвижение гипотезы, переформулировка требований вопроса, применение общего положения гипотезы к отдельным приёмам, установление комплекса причинно-следственных связей. Постепенное овладение учащимися этими приёмами ведёт к формированию умения решать проблемы.

Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:

1. На основе дискуссионной деятельности:

– семинары (индивидуальная работа);
– структурированные дискуссии (групповая работа);
– проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)

2. На основе исследовательской деятельности:

– практические занятия (коллективная работа)
– исследовательские уроки (индивидуальная работа)

3. Традиционные уроки с новыми аспектами :

  • урок-лекция;
  • урок-семинар;
  • урок решения задач;
  • урок-конференция;
  • урок-экскурсия;
  • урок-консультация;
  • урок-зачет и т.д.

4. Нестандартные уроки:

  • урок-аукцион;
  • рок-пресс-конференция;
  • урок-защита диссертации;
  • урок-суд;
  • урок-посвящение;

В своей практике использую следующие элементы проблемного обучения :

1.Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Вопрос является проблемным, если для школьников он новый, интересный, содержащий в себе какие-либо противоречия и может быть разрешен при известном напряжении умственных сил. Различные, иногда противоположные, высказывания учеников усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.

Проблемные вопросы классифицируются на основе дидактической цели, которую ставит перед собой учитель:

Проверяющие направленность внимания;

Направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний;

Помогающие ребенку находить различие и сходство в предметах и явлениях;

Помогающие находить и обобщать факты;

Направленные на подтверждение правила;

Направленные на нахождение причины явления и оценку его значения;

Направленные на проявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии;

Формирующие убежденность, развивающие навык самовоспитания.

География 6 класс:

  • Почему происходит смена дня и ночи на Земле?
  • Почему планеты не падают на Солнце?
  • Для чего необходимо знать точные размеры Земли?
  • Удобно ли пользоваться на уроках глобусом? Почему?
  • Как вы думаете, воздух, окружающий нас, имеет вес?
  • Как происходит обмен веществ между внешними оболочками Земли?

География 7 класс:

  • По какой причине возникают течения в океане?
  • В каких целях используется человеком органический мир морей и океанов?
  • Какие особенности рек зависят от рельефа Земли и климата?
  • Почему все природные зоны располагаются с севера на юг
  • Какие государства наиболее экономически развиты – Западной или Восточной Европы?

География 8 класс:

  • Какие есть плюсы и минусы физико-географического положения Казахстана?
  • Какую роль сыграл Великий Шелковый путь в развитии экономики Государств?
  • Если раньше исследовали Земли для того, чтобы описать их с целью использования в путешествиях и торговли, то с какой целью проводятся исследования в новый период?
  • Какое значение имеют геологическая карта и геохронологическая таблица?
  • Какова роль атмосферной циркуляции в формировании климата Казахстана?

2.Предварительные домашние задания.

Они позволяют поставить на уроке учебные проблемы, к которым учащиеся уже подошли самостоятельно, столкнувшись с реальными познавательными затруднениями в процессе выполнения домашнего задания. Характер таких заданий может быть различен: анализ произведений, выполнение практических действий, наблюдение и др.

3. Использование экспериментов и жизненных наблюдений учащихся (осознание неточности своих представлений вызывает потребность в новых знаниях).

Учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательским

методами обучения. Выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и партнер, нежели какисточник готовых знаний и директив для учащихся. В процессе подготовки учительдолжен приобрести опыт, который позволит ему:

1. Тонко чувствовать проблемность ситуации, с которой сталкиваются

учащиеся, и уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной длядетей форме.

2. Выполнять функцию координатора и партнера. В ходе исследования

различных аспектов проблемы помогать отдельным учащимся и группам, избегаядирективных приемов.

3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого

исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело

поставленных вопросов.

4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими в попытках

найти собственное решение, предлагая им свою помощь или адресуя их к нужнымисточникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствоватьбезнадежность своего поиска.

Таким образом, этап создания на уроке проблемной ситуации требует от учителя большого мастерства. Обучающийся ставится в позицию субъекта обучения и, как результат, у него образуются новые знания.

Проблемные вопросы по географии

Составитель:

учитель географии

МАОУ «СОШ № 000 с углублённым изучением

отдельных предметов» города Перми

Как изменить обучение школьников географии, чтобы оно не подавляло, а опиралось на естественное стремление познавать мир, в котором он живет? Как академическое знание сделать доступным, понятным, полезным каждому ученику? Хороший результат дает самих учеников в процесс построения знания.

Главным условием активизации деятельности учащихся на уроках является постановка перед ними познавательных задач. Эти задачи могут быть в виде проблемных вопросов и заданий, создающих на уроке проблемную ситуацию. Решение проблемных заданий приводит к развитию творческого мышления школьников.

Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнить такое задание, которое он не может выполнить при помощи имеющихся знаний или уже известными, прежними, знакомыми способами. Для этого он должен получить новые знания или использовать новый способ действия.

Выбор и создание проблемной ситуации на уроках географии зависит от конкретных целей урока, уровня знаний и умений учащихся. Но самое трудное создать проблемную ситуацию, что бы она действительно стала актуальной, проблемной для учащихся и у них возникла потребность в ее решении.

Проблемные вопросы и задания в своей работе использую на всех этапах урока: перед изучением новой темы, в процессе изучения нового материала, при обобщении знаний, при закреплении нового материала. Проблемных вопросов и заданий можно составить много по разным темам. Для их составления использую разнообразные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно – популярную литературу, статьи из текущей периодической печати.


На уроках географии использую несколько видов проблемных или творческих заданий.

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры выше, чем в экваториальном. Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?» (вопрос № 19).

Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения наступают в природе после рубки леса?» (вопрос № 14).

Задания, требующие понимания противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются ситуациями противоположных суждений, например: «Всегда ли сохраняется широтное направление изотерм?» Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно», т. е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба (вопрос № 16).

Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например, объяснить черты ясной и ненастной погоды по местным признакам. Учащимся необходимо высказать свои суждения, обосновать ее научно-практическое значение (вопрос № 13).

Задания-парадоксы, например: «Почему высочайшая вершина Африки вулкан Килиманджаро, не смотря на то, что находится на экваторе, покрыта ледником? Как это можно объяснить?» (вопрос № 18).

Таким образом, эффективность обучения в курсе географии может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности, в том числе и с помощью проблемного обучения.

Тема урока

Тип урока

Проблемный вопрос и задание

План местности

(время выполнения


«Уже прошло несколько часов, как ученики отправились в поход. Нужно сделать остановку. Но где? Юра остановился, достал какую-то бумажку и начал ее разглядывать:

– Да, за этим холмом течет река. Если пойдем прямо, то выйдем на заболоченный берег, а если возьмем немного левее, то попадем на луг. Там к реке спускается дубовый лес, да еще и источник бьет неподалеку. Пойдем. Через полчаса сделаем привал».

Чем пользовался Юра, определяя направление движения?

Как мальчик определил, что до места привала еще полчаса ходу?

План местности

(время выполнения

«Испанские моряки, впервые побывавшие на островах Океании 7 18 веке, встретив , попросили их рассказать об окружающем их мире. Те, недолго думая, нарисовали на песке разные по величине кружки, расположенные в ряд. Так они показали расположенные рядом с ними острова».

Можно ли составить план местности на глазок?

Градусная сетка

(время выполнения

Применение знаний, умений и навыков на практике

В повести Марка Твена «Том Сойер за границей» описан спор Тома и его друга Гека Финна во время полета на . Друзья пролетали над Африкой, и Том увидел на земле длинную ленту, которая тянется по песку, но не смог разобрать, что это такое.

– Ведь это наверняка одна из тех линий, которые нарисованы на карте. Те самые, которые называются меридианами. Стоит только нам опуститься вниз и посмотреть, какой у нее номер, и…

– Гек Финн, разумеется, они нарисованы на карте, но это ничего не значит – на земле их нет.

Объясните, почему параллели и меридианы не видно на поверхности Земли?

Сколько же таких линий на земном шаре?

Градусная сетка

(время выполнения


У Герберта Уэлса в его «Машине времени» герой путешествовал в прошлое и будущее. А в действительности, возможно ли вернуться во вчерашний день? Что вы скажете на это?

Географические координаты

(время выполнения

Урок усвоения новых знаний


Если корабль терпит бедствие, то по сигналу SОS его находят другие корабли и оказывают помощь.

Как это удается сделать – найти среди бескрайних просторов океана именно то место, где находится корабль, подавший сигнал бедствия?

Внутренние силы Земли

(время выполнения

Комбинированный

«…Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Бетонные блоки стен с визгом терлись друг о друга и вываливались наружу и внутрь квартир. Земля вспучивалась, высокие деревья падали, как подкошенные… Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной» (, 1989).

Как ты считаешь, о каком геологическом процессе говорится в тексте?

Питание и режим рек

(время выполнения

Урок комплексного применения знаний и умений

Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?

(время выполнения

Урок актуализации знаний и умений

Работая с картой, объясните, почему одна часть озера Балхаш обозначена розовым цветом, а другая – голубым?

Человек и гидросфера

(время выполнения

Урок комплексного применения знаний и умений


Используя краеведческий материал, объясните, к каким изменениям в природе может привести строительство .

Мировой океан

(время выполнения

Урок «открытия» нового знания

В каком море больше воды – в Черном или Балтийском?

Движение вод Мирового океана

(время выполнения

7-10 минут)

Урок актуализации знаний и умений

«В 1989 году один житель Ирландии нашел на берегу капсулу, оставленную экспедицией Уилла Стигера на Северном полюсе в мае 1986 года».

Как капсула могла проделать путь в 4,5 тысячи километров? Почему море редко бывает спокойным? В чем причина волнений?

(время выполнения

10-12 минут)

Урок систематизации и обобщения знаний и умений


«Расследовалось преступление, совершенное днем недалеко от моря. Один из подозреваемых настаивал на своем алиби, утверждая, что в момент преступления гулял по набережной моря и затратил много времени, пытаясь достать из воды унесенную ветром шляпу».

Почему детективы усомнились в алиби подозреваемого?

(время выполнения

Урок закрепления знаний

Объясните черты ясной и ненастной погоды по местным признакам:

На муравейнике бойкое движение. (Ясно) Птицы поют весело. (Ясно) Утром сухая трава. (Ненастная) Одуванчики закрываются. (Ненастная) Стрижи летают низко. (Ненастная)

Природные комплексы

(время выполнения

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Какие изменения наступают в природе после рубки леса? (Назовите не менее 5 следствий).

Рельеф Земли

(время выполнения

Урок комплексного применения знаний и умений

Как изменилась бы площадь Австралии, если бы уровень Мирового океана понизился на 200 м?

Климат Земли

(время выполнения

Практикум контроля знаний и умений


Рассмотрите климатическую карту. Всегда ли сохраняется широтное направление изотерм?

Как изменится климат при увеличении площади мирового океана?

Природные зоны Земли

(время выполнения

Урок рефлексии


На каких материках и в связи с чем природные зоны сменяют друг друга не с севера на юг, а с запада на восток?

Рельеф Африки

(время выполнения

Урок «открытия» нового знания

Почему высочайшая вершина материка вулкан Килиманджаро, не смотря на то, что находится на экваторе, покрыта ледником?

Климат Африки

(время выполнения

Комбинированный

Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?

(время выполнения

Урок комплексного применения знаний и умений

Объясните, почему в Ю. Америке (самом материке) находится пустыня Атакама?

Назовите причины образования пустыни на побережье Тихого океана.

Список литературы:


Андреева обучение в географии // География в школе, 1999, № 7. Кудрявцев обучение. М., 1991 Паншечникова задания и упражнения по географии. – М.: Просвещение,1992 Понурова подход в обучении географии в . – М.: Просвещение, 1991 Примерные программы по учебным предметам. География. 6 - (Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2010 Финаров обучения географии в школе. – М.: АСТ: Астрель, 2007

Использование технологии проблемного обучения на уроках географии Технология проблемного обучения отражается в логике построение учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно- познавательной деятельности учащихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся.


Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию.


Основное различие между проблемным и традиционным обучением мы видим в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса. Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.


Цель традиционного типа обучения - усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.


Проблемное обучение - это обучение, при котором учитель, систематически создавая проблемные ситуации, организует деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.


Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.




Учебная проблема - отражение (форма проявления) логико- психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию (объяснению) сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа. Сущность проблемного обучения состоит в том, что учитель не дает знания в готовом виде, а учащиеся добывают их самостоятельно в процессе познавательной деятельности, организуемой на основе проблемной ситуации.


Этапы деятельности в условиях проблемной ситуации возникновение проблемной ситуации, осознание сущности затруднения и постановка проблемы, нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы, доказательство гипотезы, проверка правильности решения проблем.


Общие функции проблемного обучения: усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности; развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся; формирование диалектико- материалистического мышления школьников (как основы). Специальные функции: воспитание навыков творческого усвоения знаний; воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы; формирование и накопление опыта творческой деятельности


Типы проблемных ситуаций Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации. Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа. Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.






Показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, которые представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока: 1) возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы; 2) выдвижение предположений и обоснования гипотезы; 3) доказательство гипотезы; 4) проверка правильности решения проблемы.


Виды проблемных заданий Задания на установление многозначных причинно- следственных связей. Например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 5 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).


Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?»


Задания, в основе которых лежит научная гипотеза. Например о происхождении Земли, атмосферы, об изменении климатов на Земле. Задания-парадоксы. Например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?»




Проблемные вопросы Тема "ЛИТОСФЕРА" Чем объяснить разнообразие рельефа земли? Тема "ГИДРОСФЕРА" Какое путешествие могла совершить капелька воды, прежде чем попала к нам? Тема" АТМОСФЕРА ". От чего зависит погода? Почему погода бывает разная?

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Не мыслям надо учить, а мыслить.

В последнее время весьма актуальной стала проблема активности учащихся на уроках географии, так как качество знаний учащихся резко ухудшилось. Опыт педагогов за последние десятилетия показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требованиям современного, постоянно развивающегося общества. Ведь ранее преобладали такие методы и типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащегося не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников.

Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придает материалу особую привлекательность, но делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Таким образом, у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечивал бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Поэтому в практике школы все активнее используются методы проблемного обучения .

Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между уже имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация – психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем.

Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:

I. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.

II. Формулирование гипотезы.

III. Поиск решения и доказательство гипотезы.

IV. Решение проблемы.

Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого ученика в данной проблеме. Исходя из результатов, полученных после проведения проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации на уроке:

1) эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи, постоянное стремление вызвать у школьника сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса;

2) опора на опыт и имеющиеся у ученика знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;

3) творческий подход учителя к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях).

4) учет возрастных и психологических особенностей учащихся при моделировании проблемной ситуации.

Проблемное обучение реализуется в проблемном изложении, в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения.

На уроках с проблемным изложением учитель ставит проблему, и сам ее решает, раскрывая цепь логических рассуждений, объясняя новые понятия и термины. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, можно перед объяснением предложить им какое-либо занимательное задание. Например, при изучении темы «Строение земной коры» в VII классе: «На основе имеющихся у вас знаний о земной коре, о литосферных плитах составьте теорию движения литосферных плит. Ваша теория должна быть обоснована и иметь доказательства своей правдивости».

Эвристическая беседа проводится посредством одной или нескольких задач проблемного характера. Для примера возьмем тему «Движения земной коры» в VI классе. Для учащихся она сложна тем, что у них нет возможности самим наблюдать явления, связанные с движением земной коры. Поэтому возникает необходимость совместной работы учителя и учеников.

Исследовательские методы применяются как при изучении нового материала, так и для совершенствования, закрепления и проверки знаний учащихся. Так, при изучении темы «Природа и человек» в VIII классе обобщаются знания о ресурсах России, хозяйственном освоении ее территории, экологических проблемах. Для облегчения задачи учителем даются вопросы и задания проблемного характера:

1. Составить схему «Виды природных ресурсов».

2. Привести примеры воздействия различных видов хозяйственной деятельности человека на природные комплексы.

3. Предложить свой вариант решения экологических проблем.

4. Насколько эффективно и необходимо освоение территорий с экстремальными условиями (Север, БАМ).

Для более эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса, улучшения качества уроков и знаний вместе с проблемным подходом возможно использование других методов обучения.

Так, в ходе решения проблемной ситуации, можно предложить учащимся самостоятельно систематизировать материал и составить опорную схему, рисунок-конспект и т.д. Очень хорошо с проблемным обучением сочетаются игровые формы уроков.

В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32 С) выше, чем в экваториальном (+24 С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»

Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).

Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются ситуациями противоположных суждений, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту гипотезу, учащимся необходимо высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.

Задания-парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Зеравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?»

Таким образом, курс географии – один из самых интересных в школьной программе, эффективность обучения в этом курсе может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности, в том числе и с помощью проблемного обучения. Возможности для проблемного изложения на уроках географии весьма широки. В виду сложности изучаемых географией природных объектов, явлений и процессов рассмотрение каждого из них можно провести проблемно.