Профориентационная работа с детьми «группы риска» в современном образовательном пространстве. Программа тренинга по психологии для детей группы риска "путь доверия и сплочения"

Актуальность.

В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Специфический способ преобразования социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним получил название девиантного поведения, которое характеризуется использованием собственных приемов самовыражения.

Часто подростки, с которыми мы работаем, напоминают слепых котят, живущих на ощупь. Основная задача при работе с подростками, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения, -- это содействие их адаптации в окружающем мире, подведение к осознанию зеркальности мира и выбора безопасных моделей взаимодействия с ним.

  • Гармонизация эмоциональной сферы подростков;
  • Реабилитация "Я": идентификация с положительными образами, формирование адекватной самооценки;
  • Переориентация поведения.

При проведении тренинговых занятий на педагога-психолога возлагаются следующие функции:

  • Создание безопасной среды.
  • Структурирование хода занятий.
  • Сбор и интерпретация информации.
  • Развертывание групповой дискуссии.
  • Убеждение и переубеждение.
  • Побуждение к активности.

Тема занятия

1 Игры с историями. Содействие переориентации поведения. Содействие формированию адаптивного поведения.

Развитие навыков рефлексии.

1
2 Мое состояние. Актуализация, проживание и трансформация различных эмоциональных состояний. Актуализация и проживание упрямства. 1
3 Эмоциональная тропинка. Демонстрация значимости эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение. 1
4 Пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что. Актуализация и осознание личностных ресурсов. Позитивизация образа "Я".

Развитие навыков рефлексии.

1

При составлении программы использовалась литература:

"Я - подросток" психологический тренинг, А.В. Микляева;

"Игры в тигры" сборник игр с агрессивными детьми и подростками, Н.А. Сакович.

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 1.

"Игры с историями".

"Недобрые" зачины.

Цель : содействие переориентации поведения. Содействие формированию адаптивного поведения.

Материалы: карточки с "недобрыми" зачинами, "добрые" и "злые" истории.

Ход работы

Правила работы в группе.

Ведущий предлагает подросткам карточки, на которых написаны "недобрые" зачины. Зачин - это начало истории или сказки. "Недобрый" зачин - это не очень хорошее начало, начало, в котором есть зло, обида, агрессия и другие недобрые чувства. Продолжение может быть разным.

Каждый берет себе произвольно одну карточку (при необходимости - работа в парах или подгруппах). Задача подростков придумать два варианта продолжения "недоброго" зачина. Один с плохим концом, другой -- с хорошим.

Подростки в паре по очереди зачитывают свой зачин и продолжение к нему.

По согласованию с подростками выбирается один из "недобрых" зачинов. Зачин зачитывается для всей подгруппы. Эта группа делится на две подгруппы, и одна из них получает негативное продолжение, а другая - позитивное. Задача - проиграть свой вариант зачина в любом театральном жанре. 10-15 минут подготовки. Подгруппы по очереди показывают свои варианты.

Обсуждение:

  1. В чем суть "недоброго" зачина?
  2. Менялась ли она в зависимости от хорошего или плохого окончания истории?
  3. Какой вариант продолжения зачина придумывать легче - хороший или плохой?
  4. А может быть "средний" вариант? Приведи пример.
  5. Если рассматривать зачин как начало жизни человека, начало его жизненной истории, как вам кажется, что нужно делать, чтобы получилось позитивное продолжение?

Ведущий рассказывает о том, что мир имеет двойственный характер, есть день и ночь, темное и белое, тепло и холод, жизнь и смерть, добро и зло и т.д. Истории, которые отражают наш мир, так же бывают "добрые" и "злые". У каждого из нас есть возможность переписать любую историю, потому что через человека отражается двойственность мира.

Каждый подросток произвольно получает "добрую" или "злую" историю, которую необходимо полярно заменить. Все добрые герои должны стать злыми, все хорошие поступки должны стать плохими, и наоборот.

Группа делится на пары, и внутри пар каждый по очереди рассказывает переписанную историю.

Обсуждение:

  1. Может ли мир быть только добрым или только злым?
  2. Что нам дает двойственность мира?
  3. Что происходит с историей (сказкой, мифом), если она теряет двойственность и становиться только злой или только доброй?
  4. Если рассматривать сюжет как историю жизни человека, она может быть только злой или только доброй?
  5. Что необходимо сделать, чтобы изменить свою историю, если она приобретает злой характер?
  6. Есть ли люди, обладающие только добрыми чертами характера или только злыми?
  7. Как вам кажется, что такое внутренняя двойственность? Может ли внешне добрый человек переживать сильную агрессию и злость внутри и наоборот?

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 2.

"Мое состояние".

ЦЕЛЬ: актуализация, проживание и трансформация различных эмоциональных состояний; актуализация и проживание упрямства.

Материалы: магнитофон, музыкальные композиции, музыкальные инструменты.

Ход работы

Эксперимент.

Ведущий предлагает провести эксперимент.

Сейчас мы все вместе вспомним какое-нибудь состояние. Кто хочет еще раз прожить свое состояние?

Один из подростков рассказывает о своем состоянии. Желающие его показывают. Затем ведущий предлагает подростку-зрителю принять участие в пластикодраме своего состояния.:

Сейчас ты можешь сделать что-то, чтобы изменить свое состояние. Ты можешь взаимодействовать с ним, менять музыку, вводить новых персонажей, делать что-то еще.

Эксперимент при наличии небольшого количества участников проводится со всеми. После окончания, состояние изменено или дополнено, проводится обсуждение:

Как изменилось состояние?

Что вы делали, чтобы его изменить?

Если ваши действия по изменению состояния перевести на реальную жизнь, что это за шаги? Что необходимо сделать, чтобы изменить состояние постоянной тревоги (злости, агрессии, страха и т.д.).

Ведущий говорит: "Еще Насредин говорил: "Можно подвести осла к ручью, но не один Шайтан не заставит его напиться!". Иногда мы становимся упрямыми, упираемся, нас сложно сдвинуть с выбранной позиции. Иногда мы сталкиваемся с "ослиной" позицией других и не знаем, что же сделать, чтобы сдвинуть человека с мертвой точки. Предлагаю поиграть с этим состоянием".

Группа делится на пары. По очереди каждый в группе будет то Ослом, то Насреддином. Задача Осла - упираться и не двигаться с места. Задача Насреддина - сдвинуть Осла. Подростки становится друг против друга. Осел, расставив ноги, упирается, заняв удобную позицию. Насреддин всеми возможными способами должен его сдвинуть. По сигналу роли меняются.

Монологи. Подростки в паре договариваются, кто Осел, кто Насреддин. Затем каждый, исходя из своей роли, должен произнести монолог. Содержание монолога каждый определяет сам. Что хотелось бы сказать Ослу, которого пытаются сдвинуть с места? Что хотелось бы сказать Насреддину, затратившему столько сил на упрямого Осла?

Диалоги (на этом этапе ролями можно поменяться).

Между Ослом и Насреддином должен состояться диалог. В процессе этого диалога Осел и Насреддин должны договориться: что может помочь или заставить осла сделать шаг, то есть, что должэен сделать Насреддин, чтобы справиться с упрямством?

Обсуждение.

  1. В каких ситуациях вы проявляете упрямство?
  2. Что чувствует Осел по отношению к Насреддину?
  3. А Насреддин по отношению к Ослу?
  4. Какие шаги необходимо сделать, чтобы сдвинуться с мертвой точки, уйти с "ослиной" позиции?
  5. В каких случаях и в какой ситуации человек ни за что не изменит позиции?

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 3.

"Эмоциональная тропинка"

Цель: создание условий для развития у учащихся способности анализировать свое эмоциональное состояние на различных этапах развития конфликта; демонстрация значимости эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение.

Материалы: картинки для упражнения "Сюжет".

Ход занятия

Мини-лекция "Эмоции".

Упражнение "Алфавит эмоций". Работа в тетради. Нужно написать названия эмоций и чувств в алфавитном порядке:

А - агрессия

Б - безразличие

Г - горе и т.д.

Упражнение "Сюжет". Ребятам показываются набор мимических изображений (два человека в разных эмоциональных состояниях). Учащиеся делятся на пары. Каждая пара придумывает сюжет о неком конфликте между этими людьми, в котором удалось бы связать как минимум шесть картинок. Рассказ иллюстрируется соответствующими картинками. В итоге получается, что в конфликте мы всегда испытываем не одну, а несколько эмоций.

Упражнение "Эмоциональная тропинка".

Ребята работают индивидуально в тетрадях. Им предлагается начертить "эмоциональную тропинку". Первая точка этой тропинки обозначает момент до начала конфликта (все хорошо), последняя - разрешение конфликта (все снова хорошо). Промежуточные точки обозначают различные этапы конфликта.

Нужно проанализировать какой-либо недавно произошедший конфликт. Для описания конфликта подростку необходимо выделить в нем различные этапы, на которых изменялось их эмоциональное состояние. На "Тропинке" изменение эмоциональных состояний обозначается значками и краткими высказываниями, выражающими их суть.

все хорошо

меня все бесит

я обиделся

я пожалел

все опять хорошо

Индивидуальная работа в тетради:

Как изменение эмоций в конфликте повлияло на его завершение?

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 4.

"Пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что"

Цель: актуализация и осознание личностных ресурсов. Позитивизация образа "Я".

Материал: бумага, ручки, карандаши.

Ход работы

Ведущий говорит: "Многие герои отправлялись в путешествие, не зная цели (Федот-стрелец). Так случалось в их жизни, что они попадали во власть других людей и под страхом смерти отправлялись "туда, не знаю куда, принести то, не знаю что". Сегодня мы с вами отправимся в такое путешествие. Каждый из вас представит, что ему необходимо пойти "туда, не знаю куда, принести то, не знаю что". Наше путешествие будет проходить по школе. Задача каждого из вас - вернуться из путешествия с тремя вещами. Это могут быть надписи, которые вы увидели где-то и запомнили или переписали, реальные предметы или что-то, что вы увидели и запомнили. Главное, эти три вещи должны иметь для вас какое-то значение. Время путешествия 10 минут".

Возвращение с путешествия. Подростки садятся в круг. Ведущий предлагает по очереди рассказать о своем путешествии и о том, с чем они пришли.

  1. Что значит "пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что"?
  2. Были ли у вас такие ситуации?
  3. Что вы принесли из своего путешествия? Какое значение имеет для вас каждая вещь?
  4. В чем смысл путешествия без цели?

Придумывание истории (сказки). Психолог предлагает подросткам придумать историю, используя три найденные в путешествии вещи.

Обсуждение:

  1. О чем твоя история?
  2. Какое значение имел каждый предмет в твоей истории?
  3. Какие моменты из твоей реальной жизни отражает придуманная история?

« Все в твоих руках!»

Психопрофилактика в тренинге с детьми «группы риска»

(5-9кл.)

Алферова И.И. , педагог-психолог,

ГКС(К)ОУ «Специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №7 VIII вида»

Пусть жизнь сегодня нелегка,

Невзгод нам нечего бояться.

Поможет ВАМ наверняка,

Дружный коллектив – твое богатство!

Цель: профилактика ПАВ, коррекция чувства одиночества и негативных эмоциональных состояний

Задачи:

    Коррекция поведения через анализ чувств и поступков;

    Работа с телесными « зажимами» (ощущение, напряжение, мышечный зажим);

    Регуляция эмоциональных состояний;

    Формирование социального доверия.

I .Разогрев группы (5 мин.)

Упражнение «Снежный ком»

Цель: эмоциональная стабилизация группы, подготовка к дальнейшей работе.

По кругу каждый называет свое имя и все имена, уже названные перед ним. Можно к имени добавить что-нибудь о себе, например: мое увлечение, хобби, ассоциация с моим настроением.

Упражнение «Хлопки по кругу»

Цель: построение отношений между участниками тренинга.

Пояснение психолога: «Сейчас мы будем хлопать в ладоши один раз, двигаясь по часовой стрелке. Как только я внезапно хлопну в ладоши два раза, то движение после хлопка начинается в противоположную сторону».

По ходу игры ее участники будут ошибаться, за каждой ошибкой должен последовать вопрос: «Почему ты ошибся?», «Почему пропустил?», «Кто тебе помешал?»

II . Основная часть (30 мин.)

Вступительное слово психолога

Наркомания – что это? Это путь к преступлению и тюрьме, к смерти и отчаянию. Наркомания ползет по всему миру и молодеет с каждым годом. Часто подростки становятся жертвами из-за любопытства и чувства одиночества. Ребята, ответьте, на следующие вопросы:

    Сталкивались ли вы или ваши близкие с проблемой наркоманией? Насколько это явление опасно?

    Если эта проблема не решится в ближайшее время, как она повлияет на ваше поколение?

    Есть ли среди ваших сверстников, подростки чувствующие одиночество? Чем можно им помочь?

    Что нужно подросткам, чтобы было меньше желающих пробовать наркотики?

Вывод: подростки сами делают выбор, употреблять наркотики или нет; но тот, кто это делает, выбирает и последствия(короткую жизнь, горе близким, разрушение планов, перспектив на будущее и т.д.)

Упражнение «Орехи»

Цель: коррекция ощущения одиночества и ценности собственной личности.

Количество орехов должно соответствовать числу участников. Каждый берет себе один орех. Задание: в течение 1 минуты рассмотреть один орех и запомнить его особенности. Затем все орехи перемешиваются. После этого каждый пытается найти свой.

Обсуждение. Что помогло найти свой орех.

Психолог : В толпе все люди одинаковые, как и орехи, когда лежат вместе. Чтобы увидеть особенности человека, нужно потратить время, присмотреться к нему. О ценности ореха судят по тому, что у него внутри. Он может быть зрелым, зеленым, пустым, гнилым, хорошим. Поэтому нельзя судить о человеке только по его внешнему виду. У ореха очень жесткая скорлупа, она нужна, чтобы защитить нежное ядро. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Они не могут сразу открыться, для этого должно пройти время. Одиночество пройдет если рядом верный друг!

Упражнение «Тест на доверие»

Цель: формирование доверия.

Положите в середину круга какой-либо предмет, например вазу или книгу. Объясните группе, что сейчас начнется игра, которая делает невидимое зримым.

Каждый должен встать на определенное расстояние от предмета. Кто встает вплотную к нему, тот тем самым говорит о высокой, по его мнению, степени доверия в группе. Чем слабее у игрока ощущения безопасности и доверия группе, тем больше будет выбранное расстояние.

Попросите участников поэкспериментировать с разными расстояниями, пока они не ощутят, что выбрали место правильно. Каждый поясняет, почему выбор сделал именно так.

Психолог

Никто не может принудить себя испытать чувство доверия. Никто не может призвать другого, проникнуться доверием. Доверие очень легко разрушить, если мы чувствуем себя задетыми. Каждый стремиться избежать травмы. Старайтесь бережно относится к другим людям.

Упражнение «Огонь – лед»

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов.

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде психолога «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбирают каждый произвольно. По команде «Лед» застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Упражнение «Тень»

Цель: развитие внутренней свободы и раскованности.

Звучит спокойная музыка, дети разбиваются на пары. Один –путник, другой- его тень. Последний старается точь -в- точь скопировать движение путника, который ходит по помещению и делает разные движения: неожиданные повороты, нагибается сорвать цветок, скачет на одной ножке и т.д.

Психолог

Уважаемые ребята! Я хочу рассказать вам притчу «Все в твоих руках!»

« Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё.

Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?»

А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – выпущу»

Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках!»

В ваших руках возможность стать НАСТОЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ, создать семью, посадить дерево, вырастить детей и дожить до глубокой старости. Не пускайте в свою жизнь наркотики, и вы будете СЧАТЛИВЫ!!!

III . Рефлексия (5 мин.)

    Что понравилось?

    Какие были ощущения?

    Какие были затруднения?

Через анализ своих чувств, поступков вы сможете в повседневной жизни распознать правду и ложь, избавиться от чувства одиночества, ваш опыт удержит от жизненных ошибок.

IV . Итог .(5 мин.)

Подошел к концу наш психотренинг. Я предлагаю на плакате написать пожелание каждому участнику тренинга и нарисовать общий позитивный рисунок.

Желаю всем здоровья и долгих лет жизни!

Литература:

1.Зарипова Юлия Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам. Серия «Школьный психолог», Москва 2007

2.Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: Тренинги, упражнения, ролевые игры. Изд.2. , Ростов- на-Дону Феникс 2008

Техники, используемые в системе психолого-педагогического сопровождения

ребенка группы социального риска:

  1. Техника указаний (директив)

Прямые и четкие указания. Должны касаться определенных действий.

Три вида директив:

  • указание делать что-то (выслушать говорящего до конца )
  • указание делать нечто иначе, чем до сих пор (комментировать не соседа, а действия соседа)
  • указание не делать того, что делалось до сих пор (не приходить в группу пьяным)

Бывают полезны в ситуациях, угрожающих безопасности; подчеркивающих ведущую роль специалиста; ссор между подростками.

  1. Техника «Дискуссия»

Обсуждение в группе широкого круга проблем, касающихся их жизни и задач. Дискуссия может преследовать разные цели:

  • коррекция ложных представлений о ценностях, о эффективных методах влияния, о распределении обязанностей, планировании времени;
  • обучение приемлемым формам межличностной коммуникации, где специалист регламентирует ход дискуссии и использует ситуацию для коррекции неэффективного поведения;
  • формирование адекватных представлений о том ли ином аспекте семейной жизни, учебной жизни, быта и др.
  1. Техника «Обусловленное общение».

Группа терапевтических методов, общим для которых является то, что в привычные отношения вводится новый, необычный для группы элемент (определенные правила взаимодействия).

Пример: техника, предложенная С. Кратохвилом,: «конструктивный спор» или «честная борьба». Техника применяется в конфликтных ситуациях. Перед тем, как ее ввести, подростков обучают навыкам эффективной коммуникации («я-высказывания», активное слушание).

Правила «честной борьбы»:

  • нельзя откладывать прояснение конфликта, приступать сразу же;
  • начинающий спор должен ясно представлять себе цель;
  • обе стороны должны принимать активное участие в споре;
  • спор касается только того предмета, с которого он начался (без отсылок к прошлому, обобщений и др.)
  • не допускается применение «болезненных» аргументов (указание на физические недостатки; неудачи).
  1. Техники, формирующие умения и навыки

Ставятся задачи формирования определенных умений и сообщаются критерии, с помощью которых можно судить о том, в какой мере навык удался. Тренинги.

Примеры навыков: терпимость к другому; навык задавания вопроса, просьбы; навык распознавания своих эмоций и контроля...

  1. Техники саморегуляции
  1. Техники обмена ролями

Проигрывать роли тех, с кем находишься в конфликте. Используются методы проигрывания альтернативного сценария (отвернуться и продолжать говорить спиной; реплики в сторону )

Предварительный просмотр:

«Работа с детьми «группы риска»

  1. Ананьева Т. Комната друзей: Психологическая коррекция общения детей с

Повышенным уровнем школьной тревожности // Школьный психолог. 2009. № 10.

2. Безрукова А., Палкина Т. В погоне за идеалом: Коррекционно-развивающая про-

Грамма // Школьный психолог. 2009. № 22.

  1. Бесчастная Е. Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения

Социально неблагополучных детей // Воспитание школьников. 2009. № 9.

  1. Битянова М. Трудности подросткового возраста // Воспитательная работа в школе.

2008. № 7.

5. Воробьёва К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного вос-

Питания // Воспитание школьников. 2008. № 7.

  1. Воробьёва К. Профилактика агрессивности в подростковой среде // Воспитание

школьников. 2008. № 6.

  1. Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб, 2008.
  2. Дубинина Т. Как вести себя с «трудным» ребёнком? // Классный руководитель.

2008. № 3.

9. Каменная В. Программа воспитания «Подросток» // Классный руководитель. 2008.

№ 4.

  1. Кошербаев Р. Трудные подростки: страны разные – проблемы общие // Методист.

2008. № 1.

11. Литвяк С. Как победить детские страхи?: Материалы для педагогов и родителей //

Классный руководитель. 2008. № 4.

  1. Мерзлякова Ж. Общение без агрессии // Воспитание школьников. 2009. № 7.
  2. Молодцова Т. Дезадаптация подростков: анализ и диагностика // Воспитательная

работа в школе. 2009. № 1.

  1. Морева Е. Детская агрессивность и способы её преодоления // Воспитание школь-

ников. 2008. № 5.

  1. Орлова Л. Арт-терапия в коррекции детских внушенных страхов // Школьный пси-

холог. 2010. № 5.

  1. Печникова Л. Психологические и социальные проблемы детей в России // Народ-

ное образование. 2009. № 9.

  1. Подростковый возраст – всё ли в норме?: Комплект диагностических методик для

комплексного обследования учащихся средней школы. М., 2008.

  1. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические

методы, коррекционная работа. Волгоград, 2009.

  1. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, техно-

логии, консультирование, занятия, тренинги. Волгоград, 2009.

  1. Пятаков Е. Агрессия. Лечение через осмысление // Школьный психолог.2010. №13.
  2. Пятаков Е. «Трудный» подросток. Искусство откровенного разговора: Основы пра-

ктической работы по психологической коррекции криминальных установок подро-

стков средствами индивидуальной консультации //Школьный психолог.2009. №13.

  1. Разгоняева Е. Вулкан: Сказкотерапевтическое занятие с элементами арт-терапии //

Школьный психолог. 2010. № 10.

  1. Савина Н. Анализ причин деликвентного поведения подростков // Воспитание шко-

льников. 2008. № 10.

  1. Сакович Н. Голосуем за жизнь вместе: О профилактике подросткового суицида //

Школьный психолог. 2008. № 8.

  1. Сорокина А. Круг друзей: Коррекционно-развивающее занятие в работе с тревож-

ными детьми // Школьный психолог. 2009. № 14.

  1. Способы преодоления детской агрессии // Директор школы. 2008. № 7.
  2. Степанов С. Жестокость виртуальная и реальная – трудные поиски взаимосвязи //

Школьный психолог. 2008. № 17.

  1. Стишенок И. «Трудный» ребёнок: Практическое пособие для психологов и родите-

лей. М., 2010. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог».

Вып. 32).

  1. Тагирова Г. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подрост-

ками. М., 2008.

  1. Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отк-

лоняющегося поведения. М., 2007.

  1. Черникова Т. Трудный подросток: как вести беседу? // Народное образование.2009.

№ 6.

  1. Шнейдер Л. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы шко-

льного психолога: Курс лекций // Школьный психолог. 2009. №№ 17-24.

  1. Шульга Т. Подросток в кризисной ситуации. М.,2009. (Библиотечка «Первого сен-

тября», серия «Школьный психолог». Вып. 25).

  1. Щепетов В. Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления //

Классный руководитель. 2008. № 3.

  1. Щербакова Т. История одной сказки // Школьный психолог. 2010. № 12.

(Сказкотерапия в снижении тревожности и страхов детей)

  1. Юдина И. Когда не знаешь, как себя вести… Тренинг устойчивости подростков к

коммуникативному стрессу: Практическое пособие. М., 2007.

Составитель: Дятлова В.Я., заведующая библиотекой ТОГОУ ДОД «Центр

Развития творчества детей и юношества»


Тренинг для школьников «группы риска» «Познай себя».

Цель: формирование положительного отношения к себе и другим,

осознания себя.

Расширить знания учащихся о специфике межличностных отношений;

Формировать позитивное отношение к себе;

Развить чувство толерантности;

Формировать адекватную самооценку.

Упражнение «Бинго»

Цель: продолжить знакомство подростков, создать позитивную атмосферу.

Ведущий предлагает детям взять фигурки человека,разрисовать фломастерами и на обратной стороне написать:

На голове - твоя заветная мечта;

На правой руке - твоя черта характера;

На левой руке - черта характера, которую ты хочешь сформировать;

На правой ноге - любимое место отдыха;

На левой ноге - любимое блюдо;

На туловище - как ты хочешь, чтобы тебя называли сверстники.

После того, как дети выполнили задание, ведущий просит всех встать, двигаясь по комнате, подойти друг к другу, найти и записать на соответствующих частях «Бинго» имена тех, с кем у них совпала одна или несколько позиций. После этого участники возвращаются в круг. Обсуждение.

Упражнение «Ожидание»

Цель: узнать, что ожидают участники от сегодняшнего занятия.

Подростки по очереди высказывают ожидания от занятия.

Упражнение «Грамота»

Цель: повышать самооценку ребенка. Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать похвальную грамоту себе, указать, за что он ее получает. Каждый участник зачитывает свои наработки.

Обсуждение:

Трудно было писать грамоту себе?

Если так, то почему?

Понравилось ли вам это упражнение?

Упражнение «Все мы - разные»

Цель: осознание своей индивидуальности, неповторимости.

Ведущий зачитывает записанный на доске эпиграф: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то теплая» (Л. Толстой). Ведущий. Действительно, все мы разные. Но что-то особенное выделяет нас среди других. Что?

Назовите и напишите на лепестке цветочка свою особую неповторимую черту, прикрепив ее к серединке цветка. А теперь посмотрите, какой у нас прекрасный цветок. Он один, а нас много.

Упражнение «Мои советы»

Цель: понять, что нужно изменить в себе, увидеть себя глазами других.

Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать свое имя и отрицательную черту характера. Затем все по часовой стрелке передают свои листы, на которых каждый по очереди пишет рекомендацию относительно недостатков характера.

Обсуждение:

Довольны ли вы тем, что написали друзья?

Упражнение «Все равно ты молодец»

Цель: поднять самооценку подростка, снять психоэмоциональное напряжение.

Ведущий предлагает школьникам объединиться в группы по двое, по признаку «день» и «ночь». Один человек говорит о своем недостатке, а другой отвечает: «Ну и что, все равно ты молодец, потому что...».

Обсуждение:

Какие ощущения вызвало упражнение?

Притча о мастере

Как-то вечером собрались вместе музыкальные инструменты: скрипка, саксофон, труба, флейта и контрабас. И возник между ними спор: кто лучше играет. Каждый инструмент начал выводить свою мелодию, показывать свое мастерство. Но получалась не музыка, а ужасные звуки. И чем больше каждый старался, то непонятной и уродливой становилась мелодия. Вот появился человек и взмахом руки остановил эти звуки, сказав: «Друзья, мелодия-это одно целое. Пусть каждый прислушивается к другому, и вы увидите, что получится». Человек снова взмахнул рукой, и сначала робко, а потом все лучше зазвучала мелодия, в которой было слышно печаль скрипки, лиричность саксофона, оптимизм трубы, уникальность свирели, величество контрабаса. Инструменты играли, с восхищением следили за волшебными взмахами рук человека. А мелодия все звучала и звучала, сочетая исполнителей и слушателей в одно целое. Как важно, чтобы оркестром кто-то дирижировал!

Достижение гармонии возможно только тогда, когда все объединены одной целью и направлены единой волей в едином порыве...

Упражнение «Закончите фразу»

Цель: повышение самооценки участников. Участники по очереди говорят следующее:

Сегодня я узнал о том, что я...

Мне было приятно, когда...

Упражнение «Цветок пожеланий»

Цель: релаксация.

Для этого упражнения используют цветущий вазон, кустик фиалки, которые поочередно передают каждому участнику тренинга. Передав цветок, говорят пожелания: «Я тебе желаю...». Психолог благодарит участников за искренность и сотрудничество.