Прогресс в начале 20 века. Самозванцы в России в начале XVII века

Технический прогресс 20 века и новый этап индустриального развития. Технический прогресс это процесс, который неразрывно связан с использованием и внедрением научно- технических разработок в жизнь человечества. Еще в начале 20 века огромным толчком к началу технического прогресса стало распространение качественно новых транспортных средств, это стало стимулом для развития торговли и военного дела.

Развитие транспорта

К началу 1908 года в мире насчитывалась более 200 компаний, которые специализировались на производстве легковых автомобилей. В этот же период в США был впервые выпущен трактор такое новшество в несколько раз облегчало процесс обработки земли и значительно повышало объемы изготавливаемой продукции.

В 1909 году на предприятии крупного промышленника Г. Форда была запущена серия автомобилей массового потребления. Именно автомобиль стал предметом, символизирующим 20 век.

Наряду с популяризацией автомобильного транспорта, значительно утратила свою популярность железная дорога предшественник начала мирового индустриального развития.

Но все же новаторства коснулись и сферы железнодорожного транспорта: в 1912 году был впервые создан дизельный локомотив, который в отличие от же существующих ранее моделей осуществлял движение за счет электроэнергии.

В начале века произошла настоящая революция в судоходном деле: на смену неэффективным парусникам пришли новые суда с паровыми турбинами. Благодаря двигателю внутреннего сгорания, такие корабли могли за две недели преодолеть Атлантический океан.

Новым транспортным средством в 20 веке стала авиация, ранее имевшая исключительно развлекательное назначение. Самолеты с бензиновым двигателем исполняли функции пассажирских перевозок и военных стратегических объектов.

Так уже в 1914 году был успешно прошел испытание первый в мире бомбардировщик «Илья Муромец» - самолет, который имел возможность перевозить коло тонны боевых припасов и подниматься на высоту 4 км. Огромным стимулом для развития авиации стала Первая Мировая война. К концу 30-х годов авиалинии связывали практически все уголки земного шара.

Новые материалы

Совершенствование транспорта требовало новых конструктивных материалов. Еще в конце 19 века английский изобретатель С.Дж. Томас придумал новый способ переплавки чугуна в сталь, без добавления серы и фосфора, что делало металл более прочным.

Такое нововведение начало широко применяться в авиа - и машиностроении. Однако, уже в 20 х годах, сталь потеряла свою актуальность, для создания легковых автомобилей требовался более легкий, но не менее прочный металл. Сталь в легковом машиностроении начал вытеснять усовершенствованный алюминий.

С развитием химической промышленность, мир увидели такие искусственно созданные материалы как перлон, нейлон, капрон и синтетические смолы. Массовое производство и народное употребление этих материалов увеличилось только после окончания Второй Мировой войны.

В начале 20 века был впервые изобретен железобетон человечество начало возводить невиданные до тех пор сооружения небоскребы. Первым небоскребом стал Вулворт в Нью-Йорке высота здания достигала 242м.

Развитие индустрии

В начале 20 века в мировой промышленности появляются первые гиганты индустрии предприятия монополисты, которым зачастую принадлежали разработки и новшества, которые внедрялись в определенном векторе производства. На таких предприятиях было задействовано около 15 тыс.служащих.

Очень часто крупные предприниматели объединяли свои концерны и банковские капиталы, что послужило причиной возникновения первых акционерных обществ. Состоянием на 1914 года в мире существовало пять крупнейших акционерных предприятий, большинство из которых принадлежало американцам.

Индустриальные гиганты выбирали своеобразный путь повышения объемов производства зачастую они продлевали рабочий день наемных служащих и снижали им заработную плату.

Такая модель развития дала трещину уже в начале 30-х годов. В дальнейшем рентабельность предприятий повышалась за счет анализа рынка спроса, а также внедрение НТП в производство.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Истоки ускорения развития науки: революция в естествознании XX века
Следующая тема:   Страны Западной Европы, Россия и Япония: опыт модернизации и развития

Если посмотреть на карту мира начала XX в. и попытаться сравнить её с современной картой, нетрудно убедиться, что этот век не зря называют переломным. Очертания материков и океанов, пустынь и гор остались как будто прежними (хотя географы скажут, что они тоже меняются). Зато совсем иной стала политическая карта. На ней вместо одних стран появились другие. Изменились не только границы многих государств, но и их политическое устройство: монархии превратились в республики, колонии - в независимые государства и т. д.

Мир империй

Как же выглядел мир на карте в начале XX в.? Часть Европы и Америки занимали национальные государства, которые мы привыкли видеть на современной карте. Некоторые из них возникли несколько веков назад, иные - значительно позже (например, единые государства в Италии и Германии сложились во второй половине XIX в.). В то же время на обширных пространствах располагались империи.

В начале XX в. империй существовало немало и были они разные. Одну группу составляли государства, которые на протяжении столетий присоединяли к себе путём завоевания, союзов, колонизации территории, населённые разными по этнической принадлежности, религии, традициям народами. Такими многонациональными империями являлись Россия, Австро-Венгрия, Османская держава.

Другую группу можно назвать традиционными империями. Такими, например, были Великая Небесная империя в Китае, находившаяся с XVII в. под властью династии Цин, Японская империя. Стремясь сохранить свою целостность и традиционное устройство, эти государства до середины XIX в. придерживались политики самоизоляции, «закрытых дверей» для иностранцев. Но со второй половины XIX в. европейцы стали проникать в эти страны не только со своими товарами и капиталами, но и с общественными идеями, образом жизни, модой и т. д.

Ещё одна разновидность империй сложилась на протяжении Нового времени. Это были колониальные империи европейских стран, «открывавших» и подчинявших своему владычеству обширные территории Африки, Америки, Азии.

Крупнейшими колониальными державами были сначала Португалия, Испания, Голландия, а в XIX в. - Великобритания, Франция и др. Территории колониальных владений этих стран во много раз превосходили их собственную. Так, о владениях британской короны с полным основанием говорили, что «в них никогда не заходит солнце».

Последними крупными объектами колониальных захватов стали Центральная Африка и Юго-Восточная Азия. В Африке в 80-90-е годы XIX в. шла жёсткая борьба за территории между Великобританией, Францией, Германией, Италией. Если до этого колонии европейских стран занимали 10,8% территории Африки, то к 1900 г. - уже 90,4%. К концу XIX в. колониальный раздел мира между ведущими европейскими державами был практически завершён.

Жизнь народов и отдельных людей в империях определялась не только исторически сложившимися условиями и традициями, но в немалой степени и местом в имперской пирамиде. На её вершине - в метрополиях сосредоточивались высшая власть и богатства империи.

Метрополия (от греческих слов «мать» и «город») - обозначение государства по отношению к основанным или завоёванным им колониям.

Олицетворением этой власти во многих европейских столицах (Лондоне, Париже, Амстердаме, Вене, Берлине) были не только королевские дворцы, но и деловые центры с банками, конторами крупных промышленных компаний, биржи, размещавшиеся в монументальных многоэтажных домах. Определённая доля накапливавшихся здесь капиталов выделялась и тем, кто составлял часть машины управления империями, - чиновникам, военным и техническим специалистам и др. У подножия имперских пирамид находились миллионы крестьян, городских и сельских рабочих. Оплата их труда была крайне низкой. Так, в Англии в начале XX в. доход рабочего был почти в 10 раз меньше, чем у высшего чиновника государственного аппарата. Особенно тяжело приходилось подавляющему большинству населения колоний, которое испытывало двойной гнёт - со стороны собственных правителей и колониальных властей.

Научный и технический прогресс. Успехи и проблемы индустриализации

Конец XIX - начало XX в. - это время важнейших открытий в науке, которые расширили представления о природе и человеке, изменили сложившуюся до этого научную картину мира. Особенно значительными были открытия в физике, современники назвали их переворотом, революцией в науке. Вспомним важнейшие из них. В конце XIX в. немецкий физик Г. Герц открыл электромагнитные волны, В. К. Рентген - икс-лучи, проникающие в материальные предметы (на основе этого был создан аппарат, позволявший видеть внутреннее строение предметов и получивший название рентгеновского). Голландец Г. А. Лоренц разработал электронную теорию строения вещества. В 1896-1898 гг. французские учёные А. Беккерель, М. Склодовская-Кюри и П. Кюри положили начало изучению радиоактивности. Эти исследования опровергли утвердившиеся в XVIII в. каноны механистической физики, традиционные представления об энергии, о неделимости атома.

В начале XX в. английский физик Э. Резерфорд обосновал новую модель строения атома и теорию радиоактивности. Немецкий физик М. Планк и датчанин Н. Бор развили квантовую теорию, которая объясняла природу передачи энергии в излучениях. Немецкий физик А. Эйнштейн разработал теорию относительности. В ней, в отличие от закона всемирного тяготения И. Ньютона, механизмы взаимного притяжения материальных объектов связывались с изменением свойств пространства и времени. Эти открытия означали настоящий переворот в физике. Считавшийся неделимым атом «распался». Это вызывало неоднозначную оценку в научном мире. Одни считали, что открытия свидетельствовали о несостоятельности материалистической картины мира, другие увидели в них новые возможности научного познания природы и человека.


Мария Склодовская-Кюри (1867-1934). Полька по происхождению, высшее образование получила в Варшаве. Затем переехала в Париж, где вместе с мужем Пьером Кюри занялась исследованием радиоактивности. В 1903 г. и 1911 г. удостоена Нобелевских премий в области физики и химии. Умерла от болезни крови, вызванной радиоактивным излучением.

Значительные успехи были достигнуты в конце XIX - начале XX в. и в других отраслях науки. В биологии на основе дарвиновской теории эволюции получили дальнейшее развитие науки о строении и развитии клеток (цитология) и тканей (гистология). В особое научное направление выделилось изучение проблем наследственности - генетика, в которой наибольшую известность в этот период приобрели работы немецкого биолога А. Вейсмана и американского учёного Т. Моргана. Всемирное признание получили исследования И. П. Павлова в области физиологии человека, особенно его теория условных рефлексов. В конце XIX в. большие успехи были достигнуты в бактериологии. Одним из её центров стал основанный в 1888 г. в Париже Пастеровский институт (средства на его учреждение собирались по международной подписке). Бактериологи разработали препараты для предотвращения заболеваний и лечения сибирской язвы, холеры, туберкулёза, дифтерита и других неизлечимых прежде болезней.

Открытия в разных сферах естествознания ознаменовали новый этап научного прогресса. Особенно важным оказалось то, что они очень быстро находили практическое применение, воплощались в технические изобретения и устройства. Так, радиоволны были открыты в конце 80-х годов XIX в., а уже в 1895 г. русский учёный А. С. Попов продемонстрировал свой первый радиоприёмник, а итальянец Г. Маркони запатентовал в Англии «способ передачи электрических импульсов без проводов». В следующем году было создано акционерное общество по внедрению и эксплуатации изобретения Маркони. Он получил значительные средства для дальнейшей работы и в начале XX в. смог осуществить радиопередачу через Атлантический океан. Вслед за А. С. Поповым немецкий инженер X. Хюльсмайер наметил подходы к радиолокации.


В технике особое внимание уделялось изобретению и совершенствованию технических устройств, в частности двигателей внутреннего сгорания. Широко известны имена Г. Даймлера, К. Бенца, Р. Дизеля, увековеченные в названиях созданной ими техники, применение которой вывело производство автомобилей и самолётов на качественно новый уровень. В первые десятилетия XX в. появились дизельные тепловозы и теплоходы. Разработки учёных-химиков позволили начать производство искусственных материалов: пластмасс, каучука, шёлка и др.

Широкое внедрение научных и технических достижений способствовало индустриализации всё большего числа европейских стран. Так, в Италии стало развиваться автомобилестроение. К 1914 г. в стране действовали 44 автомобилестроительные компании, крупнейшей из которых была фирма «Фиат». В Германии, Нидерландах и ряде других стран получила развитие электротехническая промышленность. В Бельгии наряду с традиционной угледобычей и металлургией было развёрнуто производство железнодорожных экспрессов и вагонов.

Своего рода «кровеносными сосудами» индустриализации стали сотни тысяч километров строившихся железных дорог, новые пароходные линии, мосты и тоннели.

В 1900-1913 гг. длина железных дорог в мире увеличилась с 710 тыс. км до 1014 тыс. км, мировая добыча угля выросла с 700 млн т до 1,2 млрд т, добыча нефти - с 20 млн до 52 млн т. В США к началу XX в. действовали четыре железнодорожные линии, связывавшие восточные штаты с тихоокеанским побережьем. В России в 1904 г. завершилось строительство Транссибирской магистрали длиной 7 тыс. км. В конце XIX - начале XX в. сооружены крупнейшие тоннели в Альпах (например, знаменитый Симплонский тоннель протянулся на 20 км), что позволило значительно сократить путь от западноевропейских столиц до Стамбула. В 1914 г. было закончено строительство Панамского канала (длиной свыше 81 км), соединившего Тихий и Атлантический океаны.

Если XIX столетие считалось веком угля и стали, то XX в. с полным основанием назван веком электричества. В начале этого столетия электроэнергия стала широко использоваться в промышленности и на транспорте. В крупных городах на смену конке пришли трамваи, переводились на электрическую энергию линии метро (например, в Лондоне).

В промышленности одновременно с применением более совершенных машин и технологий разрабатывались новые принципы организации производства. Американский предприниматель Ф. Тейлор предложил разделить заводской производственный процесс на отдельные стадии и операции. Специализация рабочего только на одной операции позволяла существенно повысить производительность труда. Эти идеи были подхвачены и развиты на автомобильных предприятиях Г. Форда в США. Здесь производство основывалось на стандартизации и автоматизации работ. Важнейшим технологическим новшеством стало применение «сборочного пути», как называл его сам Форд, или конвейера (впервые это произошло в 1913 г.). Идея «доставлять работу к рабочим», организация труда по методу Тейлора позволяли значительно экономить силы работников, каждый из которых должен был чётко, почти автоматически выполнять закреплённую за ним операцию. Так, сборка автомобильного двигателя, которая раньше выполнялась одним рабочим, была разбита на 48 отдельных движений. К рабочему месту подвозили все необходимые детали и материалы. В результате производительность труда работников увеличилась в 3-4 раза.


Введение конвейера имело, однако, не только положительные стороны. Сам Г. Форд отмечал: «...результатом следования этим основным правилам является сокращение требований, предъявляемых к мыслительной способности рабочего, и сокращение его движений до минимального предела. По возможности ему приходится выполнять одно и то же одним и тем же движением».

А вот что думали сами рабочие (из рассказа рабочего автомобильного завода Ш Г. Форда в Дедженхэме):

«Это самая нудная работа в мире. Это одно и то же дело снова и снова. В нём нет никакого изменения, оно изнашивает вас. Оно вызывает у вас ужасную усталость. Оно замедляет ваши мысли. Здесь не нужно думать... Вы просто делаете это и делаете. Вы выносите это ради денег. Вот за что нам платят - за то, чтобы мы выносили нудность этого... Форд видит в вас скорее механизм, чем человека. Они стоят над вами всё время. Они ждут от вас работы в каждую минуту дня».

Быстрое индустриальное развитие стран Европы и Северной Америки сказывалось не только на условиях труда людей, но и на среде их обитания. Вокруг промышленных городов уже не оставалось лесов, загрязнялись реки. Воздух в крупных городах, особенно в фабричных районах, был отравлен дымом заводских труб и машин. В Лондоне с конца XIX в. стали систематически проверять состав воздуха, выявляя в нём содержание углекислого газа и других вредных веществ. В выходные дни горожане устремлялись за город «подышать свежим воздухом». Становилось всё очевиднее, что технический прогресс имеет и отрицательные последствия.

Изменения в условиях и образе жизни людей

Научные и технические достижения всё заметнее отражались на повседневной жизни сотен тысяч людей - их занятиях, бытовых условиях, образовании, досуге и т. д.

Нараставшая индустриализация повлекла за собой значительный приток населения в города. Это стало всеобщим явлением, хотя доля городских жителей в общей численности населения в отдельных странах Европы и мира существенно различалась. Например, в 1901 г. она составляла в Англии 78 %, Швеции - 21,5 %, а в России в 1897 г. - 13 %. Массовый характер приобрела миграция (перемещение) населения из одних стран в другие в поисках средств к существованию. Это стало возможным в немалой степени благодаря развитию железнодорожного и морского транспорта. Основной поток эмигрантов устремился из стран Восточной и Южной Европы в Новый Свет - США и Латинскую Америку. Так, в США в 1900-1915 гг. приехали 14,5 млн человек. Эмигранты из Великобритании и других европейских стран направлялись также в британские владения - Австралию, Канаду и др.

В любом месте первому поколению переселенцев приходилось преодолевать большие трудности. Им доставалась самая тяжёлая работа, худшее жильё. Путеводной звездой этих людей была надежда «пробиться», обеспечить лучшую жизнь себе и своим детям. Именно из таких стремлений в США, куда прибывало особенно много переселенцев, родилось понятие «американская мечта», а в мире появился образ «страны неограниченных возможностей». На самом деле осуществить свою мечту многим на протяжении всей жизни так и не удавалось.

Труд людей, работавших в промышленности и на транспорте, по мере появления более совершенных, производительных машин становился не столь тяжёлым, как раньше. Расширилось применение механизмов в сельском хозяйстве. Объём ручного труда стал сокращаться. Но одновременно работник оказывался всё более привязанным к машине, она нередко задавала темп его работе. В конце XIX - начале XX в. на промышленных предприятиях западноевропейских стран преобладал 10-часовой рабочий день с укороченной рабочей субботой. В первые десятилетия XX в. одним из основных требований трудящихся стало установление 8-часового рабочего дня.

XX век внёс заметные изменения в облик городов, условия жизни их обитателей. В столицах и крупных городах обычным видом транспорта становились автомобили, метро, трамваи. Керосиновые и газовые лампы в домах и на улицах заменялись электрическими. В богатых домах и учреждениях появились лифты, телефоны. Улучшалось городское водоснабжение. Применение антисептических средств и вакцин помогало в борьбе против эпидемий, которые некогда были бичом больших городов. Рос поток так называемых колониальных товаров. Чай, кофе и другие продукты, ранее доступные немногим, теперь входили в повседневный рацион.

В городах расширялись возможности проведения досуга. Изобретённый в 1895 г. кинематограф привлекал всё большее число зрителей. В первое десятилетие XX в. появились фильмы в жанрах фантастики, вестерна (так называли фильмы о приключениях на Диком Западе). «Великий немой» вызывал интерес не только движущимися картинками, но и тем, о чём он рассказывал. Для мужчин центром притяжения служили разного рода спортивные состязания, среди которых всё большую популярность приобретали футбольные матчи.

Быстрое индустриальное развитие предъявляло повышенные требования к системе образования. В промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве нужны были специалисты, способные управлять новой техникой. К началу XX в. в большинстве европейских стран на смену всеобщему начальному образованию пришло неполное среднее образование (шестилетнее, а в некоторых странах - восьмилетнее). Оно было обязательным. В Австро-Венгрии, например, предусматривались штрафы для родителей, чьи дети не посещали школу без уважительных причин. Особенно быстро развивались профессиональные учебные заведения - технические и коммерческие училища, сельскохозяйственные школы, в которых ученики, окончившие неполную среднюю школу, могли приобрести ту или иную профессию. Правда, возможность дальнейшего получения высшего образования в этом случае чаще всего не предусматривалась, такие училища называли тупиковыми. Всё же они играли большую роль в подготовке специалистов среднего звена для различных сфер хозяйства. Большое внимание стало уделяться подготовке учителей. В отдельных странах помимо прежних двухлетних учительских курсов появились педагогические училища с четырёхгодичным сроком обучения.

Динамичное промышленное развитие, рост прибылей от эксплуатации колоний способствовали тому, что увеличилось число технических специалистов, служащих, а также представителей так называемых свободных профессий - юристов, врачей и других специалистов, которым доставалась некоторая доля от доходов крупного предпринимательства. Вместе с мелкими собственниками, торговцами, ремесленниками они составляли нижний слой среднего класса. В рабочей среде в особую группу выделялись высококвалифицированные работники, которых называли рабочей аристократией. Однако и при росте среднего класса в развитых индустриальных странах сохранялся огромный разрыв между верхушкой общества и его низами.


Материальные блага распределялись среди людей крайне неравномерно. Одни ездили в дорогих автомобилях на увеселительные прогулки, а другие экономили каждый цент (пенс, сантим и т. д.), считали роскошью поездку в «подземке» (так называли метро).

Одной из острых проблем того времени была гражданская и профессиональная дискриминация (ограничение в правах) женщин. Традиционно уделом работающей женщины признавался изнурительный труд прислуги, в лучшем случае - продавщицы. В XX в. труд женщин стал всё в большем объёме использоваться в промышленности, но им поручалась малоквалифицированная работа, да ещё за оплату вдвое меньшую, чем у мужчин. Правда, для женщин расширялись возможности работать в сфере обслуживания, в конторах, в образовании и здравоохранении. Однако, по мере того как профессии стали «феминизироваться» (т. е. осваиваться женщинами), снижалась оплата труда. Всё это вело к подъёму возникшего ещё в XIX в. феминистского движения, участницы которого выступали за равноправие женщин с мужчинами во всех сферах жизни.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Вопрос 01. В чём состояли причины ускорения научно-технического развития в начале XX в.?

Ответ. Причины:

1) в основе научных достижений ХХ века лежат все предыдущие века развития науки, накопленные знания и выработанные методы позволившие сделать рывок;

2) к началу ХХ века существовал (как и в Средневековье) единый научный мир, внутри которого курсировали одни и те же идеи, чему не так сильно мешали национальные границы – наука в некоторой степени (хотя и не полностью) стала интернациональной;

3) много открытий было сделано на стыке наук, возникли новые научные дисциплина (биохимия, геохимия, нефтехимия, химическая физика и т.д.);

4) благодаря воспеванию прогресса карьера учёного стала престижной, её избирало гораздо больше молодых людей;

5) фундаментальная наука сблизилась с техническим прогрессом, стала приносить улучшения производства, оружия и т.д., потому стала финансироваться бизнесом и правительствами, заинтересованными в дальнейшем прогрессе.

Вопрос 02. Как связаны между собой переход к крупномасштабному индустриальному производству и научно-технический прогресс?

Ответ. Научно-технический прогресс позволял разработать станки нового поколения, благодаря которым открывались качественно новые производства. Особенно большой шаг помогли сделать новые типы двигателей – электрические и внутреннего сгорания. Примечательно, что первые двигатели внутреннего сгорания разрабатывались не для движущихся механизмов, а именно для стационарных станков, так как работали на природном газе, потому должны были быть подсоединены к трубам, которые этот газ подводили.

Вопрос 03. Раскройте истоки повышения производительности труда в промышленности начала XX в. Сравните их с путями повышения производительности труда в прежние исторические периоды.

Ответ. Значительно увеличивалась производительность труда за счёт улучшения его организации (например, внедрения конвейера). Таким образом увеличивали производительность труда и раньше, самый известный пример – переход к мануфактуре. Но научно-технический прогресс открыл ещё одну возможность: за счёт роста КПД двигателей. Более мощные моторы позволяли производить больше продукции, используя при этом труд меньшего числа рабочих и с меньшими затратами (за счёт чего быстро окупались вложения на покупку новой техники).

Вопрос 04. Какое воздействие на общественную жизнь в первой половине XX в. оказало развитие транспорта?

Ответ. Развитие транспорта сделало мир «теснее», за счёт того, что сократило время перемещения даже между дальними точками. Не даром один из романов Ж. Верна о торжестве прогресса называется «Вокруг света за 80 дней». Это сделало рабочую силу более мобильной. Кроме того, это улучшило связь метрополий с колониями, позволило использовать последние шире и эффективнее.

Вопрос 05. В чём проявилась роль россиян в научно-техническом прогрессе начала XX в.?

Ответ. Россияне в науке:

1) П.Н. Лебедев открыл закономерности волновых процессов;

2) Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин делали открытия в теории и практике самолётостроения;

3) К.Э. Циолковский сделал теоретические расчёты достижения и освоения космоса;

4) А.С. Попова многие считают изобретателем радио (хотя другие присваивают эту честь Г. Маркони или Н. Тесле);

5) И.П. Павлов получил Нобелевскую премию за исследования физиологии пищеварения;

6) И.И. Мечников получил Нобелевскую премию за исследования в области иммунологии и инфекционных заболеваний

НАУЧНО –ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОГРЕСС ИНДУСТРИИ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ИСТОРИИ.11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.


ВОПРОСЫ ТЕМЫ ПРИЧИНЫ УСКОРЕНИЯ НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ 20 ВЕКА. ПЕРЕХОД К СОВРЕМЕННОМУ ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ПРОИЗВОДСТВУПЕРЕХОД К СОВРЕМЕННОМУ ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К УРОКУ.


ПРОБЛЕМА КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ УРОКА ЯВЛЯЮТСЯ ТРИ ТЕРМИНА: КАКИЕ? НАУКАТЕХНИКАПРОГРЕСС ПОЧЕМУ.. НАУКА ТЕХНИКАПРОГРЕСС ПОПРОБУЕМ ВЫДЕЛИТЬ ТЕМУ УРОКА:…………….. ЦЕЛИ.. ЗАДАЧИ..


ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ: 1. ВЫДЕЛЕНИЕ ПРИЧИН УСКОРЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. 2. РАБОТА НАД ТАБЛИЦЕЙ «Достижения НТП в начале 20 века…стр Организация индустриального производства. Выделение новых форм. РАБОТА В ГРУППАХ И В ПАРАХ ПО ВЫБОРУ


ПРИЧИНЫ УСКОРЕНИЯ НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА. ПРИЧИНЫ СОДЕРЖАНИЕ ВО -ПЕРВЫХНАКОПЛЕНИЕ ОГРОМНОГО ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, ПОДГОТОВЛЕНИЕ ПОЧВЫ ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОГО РЫВКАВ ПОЗНАНИИ ПРИРОДЫ ВО - ВТОРЫХНАУКА СТАНОВИТСЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ. УЧЕНЫЕ РАЗНЫХ СТРАН ПОЛУЧАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ДРУГ ДРУГА. В - ТРЕТЬИХНАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА СТЫКАХ НАУК, ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В - ЧЕТВЕРТЫХСБЛИЖЕНИЕ НАУЧНОГО ПРОГРЕССА С ТЕХНИЧЕСКИМ. ВНЕДРЕНИЕ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЛАБОРАТОРИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ КАКИЕ ВЫВОДЫ МОЖНО СДЕЛАТЬ … 1. 2.


ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ 20 ВЕКА. Сферы деятельности Достижения Итоги их внедрения Производство Транспорт Энергетика. Связь Конструкционные материалы КАКИЕ ВЫВОДЫ МОЖНО СДЕЛАТЬ … 1. 2.


ПЕРЕХОД К СОВРЕМЕННОМУ ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ. ЧЕРТЫ ИПСОДЕРЖАНИЕ 1. НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА. СИСТЕМА ТЕЙЛОРА 2. НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК. РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА И ЭНЕРГЕТИКИ ПОЗВОЛИЛО РАСПОЛАГАТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ГДЕ ВЫГОДНЕЕ.. 3. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА МЕЖДУ ЦЕХАМИ. ЭТО БЫЛО СВЯЗАНО С СОЗДАНИЕМ ГИГАНТСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ 4. СВЯЗЬ ИП С НТП.НОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ИП СБОСОБСТВОВАЛИ УСКРЕНИЮ НТП. 5. НОВЫЕ СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ. ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОВ О ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ И РАБОЧЕМ ДНЕ; ПРИМЕНЕНИЕ СОВЕРШЕННЫХ МАШИН И ОРУДИЙ 6. УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ТОЛЬКО ЗА ПЕРИОД 1900 – 1913 ГОДЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА УВЕЛИЧИЛАСЬ НА 40%

§ 22. Научно-технический прогресс

Развитие транспорта

В XX столетие человечество вошло уже с пароходами, поездами, трамваями, автомобилями. В 1903 г. в США братья У. и О. Райт совершили первый полёт на самолёте. Новые виды транспорта завоевали мир и связали его в единую сеть путей сообщения. В течение XX – начале XXI в. происходило совершенствование транспортных средств. На железной дороге паровозы были вытеснены тепловозами, которые, в свою очередь, уступили место электровозам. Первая в СССР электрифицированная железнодорожная линия Баку – Сабунчи была введена в эксплуатацию в 1924 г. Во второй половине века появились скоростные железные дороги. В Японии они связывают Токио с югом острова Хоккайдо, во Франции – Париж с Марселем. Во многих крупных городах мира действуют линии метро, которые часто выходят в пригородные зоны. Это позволяет миллионам людей быстро перемещаться в пределах мегаполисов. Рост городов в процессе урбанизации требует постоянного совершенствования транспортных связей.

Уже в начале XX в. пароходы стали вытесняться теплоходами. Увеличивалась грузоподъёмность судов. К концу столетия комфортабельные океанские лайнеры, гигантские нефтеналивные танкеры, технически оснащённые рыболовные флотилии освоили морские просторы.

Японский скоростной поезд Токио – Киото

Густая сеть автомобильных дорог общей протяжённостью в несколько десятков миллионов километров покрыла планету. После Первой мировой войны автомобиль стал одним из основных транспортных средств. В 1924 г. в СССР на заводе АМО (сейчас – ЗИЛ) были произведены первые полуторатонные грузовики. После Второй мировой войны автомобиль завоевал весь мир, превратился в один из символов XX в.

Авиастроение, как и автомобилестроение, начало бурно развиваться после Первой мировой войны. Создание новых типов самолётов связано с именами талантливых конструкторов: В. Мессершмитта и Э. Хейнкеля в Германии, И. И. Сикорского в США, А. Гриффита в Великобритании, С. В. Ильюшина, А. Н. Туполева и А. С. Яковлева в СССР. Вторая половина столетия характеризовалась быстрым развитием реактивной авиации. В 1947 г. американский самолёт впервые преодолел сверхзвуковой барьер. В 1950-х гг. в небе появились реактивные пассажирские авиалайнеры (американский «Боинг» и советский Ту-104). В 1968 г. состоялся первый демонстрационный полёт сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. На дальних магистралях на смену турбовинтовым пришли реактивные самолёты. Наряду с самолётами, во второй половине XX в. широкое применение получили вертолёты. Первый успешный полёт в 1939 г. совершил вертолёт, созданный американским конструктором русского происхождения И. И. Сикорским.

В 1927 г. американский лётчик Ч. Линдберг за 33,5 ч совершил беспосадочный перелёт из Нью-Йорка в Париж, в конце века сверхзвуковой «Конкорд» доставлял пассажиров из Америки в Европу за 3,5 ч.

Музей науки и техники. Валенсия, Испания

К началу XXI в. мир оказался охвачен системой доступных для каждого жителя планеты пассажирских путей. Местные авиарейсы доставляют туда, где горы, пески, пустыни или озёра и болота создают труднопреодолимые преграды для передвижения по суше. Трансконтинентальные и трансокеанские авиарейсы могут не более чем за полсуток доставить человека с одного края Земли на другой.

Ядерное оружие и атомная энергетика

К концу 1930-х гг. развитие физики микрочастиц привело к созданию технических предпосылок для использования атомной энергии. За год до начала Второй мировой войны немецкие физики О. Ган и Ф. Штрасман произвели расщепление атома урана. Но первой страной, где появились ядерные реакторы и была создана атомная бомба, стали США. В разной степени к её созданию были причастны крупнейшие физики из многих стран, эмигрировавшие в Америку: итальянец Э. Ферми, построивший первый ядерный реактор в Чикаго, венгры Э. Теллер и Л. Сцилард, датчанин Н. Бор. Лабораторию в Лос-Аламосе, где работали эти учёные, возглавил американский физик Р. Оппенгеймер. 16 июля 1945 г. в пустыне штата Нью-Мексико был произведён взрыв первой атомной бомбы.

СССР стал второй ядерной державой. Первый советский ядерный реактор был запущен в 1946 г., а спустя три года проведены испытания атомной бомбы. Это стало результатом работы коллектива учёных, в который входили И. В. Курчатов, Я. Б. Зельдович и Ю. Б. Харитон, совместно рассчитавшие цепную реакцию урана.

В 1953 г. были осуществлены испытания атомной бомбы в Англии, первых водородных бомб – американской, созданной группой учёных под руководством Теллера и советской. В СССР теоретические основы создания бомбы, а также управляемой термоядерной реакции разработали И. Е. Тамм и А. Д. Сахаров. Позже к числу ядерных держав присоединилась Франция, а затем – Китай. В самом конце XX в. ядерным оружием обзавелись Индия и Пакистан. В настоящее время остро встал вопрос о введении ограничений на дальнейшее распространение ядерного оружия.

Первая атомная подводная лодка «Наутилус». США 1954 г.

Использование атомной энергии в военных целях привело к созданию подводных лодок с атомным реактором. Первая из них, «Наутилус», в 1954 г. была спущена на воду в США, а в 1960 г. американская атомная подводная лодка, не поднимаясь на поверхность, за 84 дня совершила кругосветное плавание. Подобные многодневные плавания, в том числе и подо льдом Северного Ледовитого океана, совершали советские подводные лодки.

Первая в Великобритании атомная электростанция. Колдер-холл

Благодаря разработке управляемой термоядерной реакции стало возможным применение атомной энергии в мирных целях. В 1954 г. в СССР, в городе Обнинске, начала работать первая в мире экспериментальная атомная электростанция, а в 1956 г. в Англии вступила в действие первая промышленная атомная электростанция. Сейчас в мире работают сотни атомных электростанций.

Ракетостроение и космонавтика

К первым десятилетиям XX в. относится теоретическое (физическое, математическое и техническое) обоснование возможности космических полётов. Основоположником научной космонавтики в России стал учитель физики из Калуги К. Э. Циолковский, разработавший инженерные решения конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя. К основоположникам ракетостроения и космонавтики можно отнести также работавшего в Германии, Италии и США Г. Оберта, который написал первый в Западной Европе фундаментальный труд, посвященный космическим полётам.

Самые значительные достижения в ракетостроении связаны с именами С. П. Королёва и В. фон Брауна. Оба проводили успешные испытания ракет ещё в 1930-х гг. Королёв с 1945 г. стал ведущим конструктором и организатором ракетостроения в СССР. Под руководством Королёва, а затем его сподвижников и преемников В. Н. Челомея и М. К. Янгеля создавались ракеты разных типов, выводившие на орбиту Земли искусственные спутники и космические корабли. Браун являлся одним из руководителей германского военно-исследовательского ракетного центра, главным конструктором баллистической управляемой ракеты «Фау-2», которая запускалась с материка и нанесла немалый урон английским городам. В дальнейшем, с 1945 г. Браун работал в США ведущим конструктором ракет-носителей.

4 октября 1957 г. в Советском Союзе был запущен первый искусственный спутник Земли, а спустя месяц – второй, с собакой Лайкой на борту. Осенью 1959 г. «Лунник-3» сфотографировал обратную сторону Луны и передал эти снимки на Землю. Вслед за советскими спутниками на околоземных орбитах появились и американские. Но следующий решающий прорыв в космос также принадлежал советским учёным и конструкторам. 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин за 108 мин облетел Землю на космическом корабле «Восток». Вскоре, 5 мая, в США был выведен на околоземную орбиту корабль с астронавтом А. Шепардом. В августе пилотируемый Г. С. Титовым «Восток-2» совершил 17 витков вокруг нашей планеты.

В 1960-х гг. на орбите произошла первая стыковка двух космических кораблей, запускались автоматические межпланетные станции: советская – к Марсу и американская – к Венере. Советский космонавт А. А. Леонов, а затем и американский астронавт Э. Уайт выходили в открытый космос. Космические аппараты сверхдержав совершали посадку на поверхность Луны, брали пробы грунта и сообщали информацию о его составе на Землю. Советский аппарат опускался на поверхность Венеры; американский пилотируемый корабль «Аполлон-8» облетел Луну. Летопись космических достижений 1960-х гг. завершила высадка в 1969 г. американцев Н. Армстронга и Э. Олдрина с корабля «Аполлон-11» на Луну и посадка на неё в 1970 г. советского самодвижущегося аппарата «Луноход-1».

Последняя треть XX столетия ознаменовалась осуществлением международных проектов по освоению космоса, созданием американских кораблей многоразового использования и советских долговременных космических станций. Наибольший срок в околоземном пространстве отработал российский орбитальный научно-исследовательский комплекс «Мир» (1986–2001), на котором были установлены все рекорды длительности пребывания человека в космосе.

Информационные и компьютерные технологии

Ещё в последние десятилетия XIX в. в жизнь стали входить такие способы передачи информации, как телеграф и телефон. Новым революционным шагом в развитии средств связи стало использование радио. Его изобретателями были русский учёный А. С. Попов и итальянец Г. Маркони. С появлением беспроволочных комнатных радиоприёмников неизмеримо расширилось индивидуальное информационное поле. Теперь можно было, используя различные диапазоны радиоволн, слушать десятки передач, как своих, так и иностранных. В науке, технике, медицине начали возникать новые области применения радиоволн и других электромагнитных колебаний: радиофизика, радиоастрономия, радиобиология, радиология, радиолокация, радионавигация. Возникла радиотелемеханика – область знания, связанная с разработкой управления машинами и механизмами на расстоянии (беспилотные самолёты, дистанционно управляемые исследовательские аппараты, роботы и др.).

В первые десятилетия XX в. широкое распространение получили звуковоспроизводящие устройства – граммофоны и патефоны. Благодаря совершенствованию звукозаписи в 1930-х гг. наступила новая эра в кинематографе: на смену «немым» фильмам пришли звуковые.

Ещё одним информационным переворотом стало возникновение телевидения. Существенный вклад в разработку визуальных средств передачи информации внёс учёный и изобретатель В. К. Зворыкин, эмигрировавший из России в США. Практическое освоение телевидения началось в 1930-х гг. В СССР регулярное телевещание стало осуществляться после Великой Отечественной войны.

Один из первых радиоприёмников. 1923 г.

Вторая половина XX в. – время рождения и расцвета кибернетики – науки об общих законах получения, хранения, передачи и переработки информации, лежащей в основе создания автоматических регуляторов в технике, систем автоматизации интеллектуального труда (компьютеров), систем управления. Отцом науки об информации является американский учёный Н. Винер, разработавший её основы и давший название «Кибернетика» своей книге, изданной в 1948 г. На рубеже 1940-1950-х гг. в США и СССР почти одновременно были изобретены транзисторы. Тем самым создавались теоретические и практические условия для рождения компьютерной техники.

Первые электронно-вычислительные машины (ЭВМ) появились в послевоенное десятилетие, и с тех пор одно поколение компьютеров периодически сменяет другое. Совершенствование техники привело к созданию в 1970-х гг. персональных компьютеров. Их широкое распространение, а также внедрение роботов и автоматизация производства ознаменовали технологический переворот на основе микроэлектроники, переход сообщества стран Запада в постиндустриальную стадию. Появление на исходе XX в. глобальной компьютерной сети Интернет даёт возможность накапливать, хранить и распространять любую информацию (научную, техническую, экономическую, политическую, художественную и др.) по всему миру. Мобильная спутниковая телефонная связь позволяет вести разговор, находясь в любой точке земного шара. В то же время важную роль в человеческом общении продолжает играть более дешёвая кабельная связь. Не случайно в 1990-х гг. был проложен трансокеанский подводный кабель из Англии в Японию протяжённостью в 25 тыс. миль. В 2000 г. Нобелевскую премию по физике получили американские учёные Г. Кремер и Дж. Килби, а также российский академик Ж. И. Алфёров за исследования, проводившиеся в 1960-1970-х гг. и приведшие к созданию интегральных транзисторных схем, солнечных батарей на космических станциях, развитию лазерной техники.

Развитие медицины

За сто с лишним лет медицина претерпела огромные изменения. Ушёл в прошлое образ врача, прослушивающего пациента с помощью приставляемой к его груди трубки. В какой бы специализированный медицинский кабинет сегодня вы ни зашли, везде работают компьютеры и имеется сложное медицинское оборудование. А начиналось всё в самом конце XIX в., когда появились рентгенография лёгких, желудка, костных нарушений. С середины XX в. внедрялись ультразвуковые методы диагностики (снимки внутренних органов, выявление нарушений в мозге – эхоэнцефалография). В 1960-х гг. появился компьютерный рентгеновский сканирующий томограф, позволяющий выводить на экран послойные изображения внутренних органов человека. В настоящее время исследования состава крови, результаты изучения внутренних органов с помощью медицинской техники, проведение сложных биохимических анализов дают довольно точную картину состояния здоровья человека.

Не менее значительны, чем в диагностике, достижения и в области хирургии. В годы Великой Отечественной войны благодаря хирургам в строй возвращалось более 72 % раненых красноармейцев. Во второй половине XX в. развивалось такое перспективное направление, как трансплантация, т. е. пересадка внутренних органов (почек, печени, сердца, костного мозга) одного человека другому. Особенно сложной операцией стала пересадка сердца, впервые осуществлённая южноафриканским хирургом К. Барнардом в 1967 г. Позже ему удалось трансплантировать пациенту второе сердце и соединить сердца так, что они стали работать вместе. Последние достижения в области трансплантации связаны с выращиванием новых, предназначенных для пересадки органов человека из клеточного материала. В кардиологии стало широко применяться шунтирование сердца.

Кардиохирурги научились заменять повреждённые участки сердца здоровой мышечной тканью пациента. В сосудистой хирургии проводится замена закупоренных кровеносных сосудов искусственными. Разработана методика проведения операций по удалению ткани с роговицы глаза с помощью лазера. С помощью металлопластиковых конструкций инвалидам возвращают подвижность конечностей.

К концу XX в. местная анестезия и технические усовершенствования в стоматологии избавили пациентов от острой боли при лечении зубов.

Большие успехи достигнуты в лечении многих болезней. Например, жизнь людей, больных диабетом, сохраняет медицинский препарат – инсулин. Излечиваются такие опасные болезни, как проказа и туберкулёз. Здоровье поддерживается благодаря вакцинации от ряда болезней, иммунная защита обеспечивается применением искусственно изготовленных витаминов, гормонов, противовирусных препаратов.

Никогда раньше научные достижения так быстро, так часто и так существенно не вторгались в жизнь людей, как в XX в. На протяжении столетия благодаря непрерывным революционным по своему значению открытиям и изобретениям научно-технический прогресс резко изменял облик мира и жизнь людей.

Вопросы и задания

1. Какие новые направления научно-технического прогресса характерны для XX – начала XXI в.? Какие факторы способствовали внедрению в жизнь достижений учёных?

2. Каким образом развитие науки в XX в. было связано с проблемами мировой политики?

3. Почему показателями государственной мощи в конце XX – начале XXI в. являлись не объёмы добываемых природных ресурсов и производства стали, алюминия, различных сплавов, металлообрабатывающих станков и т. д., а развитие и массовое использование новых высоких технологий, в первую очередь информационных?

4. Как только не называли XX век: и «ядерным», поскольку человек овладел энергией атома, и «нейлоновым», имея в виду создание синтетических материалов, и «обществом новых кочевников», учитывая невиданную мобильность человека. Какое их этих названий представляется вам наиболее точным? Попробуйте придумать своё определение. Составьте список десяти наиболее значительных, на ваш взгляд, научно-технических достижений XX столетия.

5. Охарактеризуйте достижения НТР, которые позволяют человеку осознавать себя гражданином мира в социокультурном смысле. Несёт ли каждый из нас ответственность за судьбу человечества?