Развитие познавательно речевой деятельности детей. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста

Пономарёва Людмила Георгиевна,

воспитатель

МАДОУ д/с № 146 города Тюмени

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Именно познавательная активность является одним из основных средств формирования связной речи дошкольника.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, необходимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Актуальность

Работая с детьми несколько лет, наблюдая за ними на протяжении всего дня, я могу сделать вывод, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

Обедненный словарь;

Часто неверная конструкция предложений;

Неспособность связно и последовательно изложить события;

Дефекты произношения;

Сбивчивый темп речи.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными кружками, «школой развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Я всегда стремлюсь к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изо деятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Поняв это, я начала работу по формированию познавательной активности и развитию связной речи у детей.

Цель моей работы:

Всестороннее развитие личности ребенка через познавательную активность и приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи:

Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности.

Способствовать активизации связной речи детей в различных видах деятельности.

Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности, способствующей возникновению познавательной активности.

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы по данному направлению.

Летом, набрав детей в младшую группу, я провела констатирующие опыты, выявляющие умение детей составлять описательные и повествовательные тексты в ситуации совместного рассказывания, а затем самостоятельно.

Результаты обследования не были для меня неожиданными: недостатки звукопроизношения, бедный словарь и однообразие синтаксических конструкций было зафиксировано у большинства детей. Из 25 детей двое составили рассказ с небольшой помощью взрослого, 8 детей - совместно со мной, 8 - не устанавливали логической связи между предложениями, 7 - отказались отвечать.

Так же, наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что познавательная активность детей на начало учебного года не достаточно высока, что может отразиться на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.

Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы по повышению познавательной активности для формирования связной речи детей.

Эти наблюдения позволили мне разработать методику индивидуального обучения и формирования связной речи, учитывающего уровень речевого развития каждого ребенка, специальными речевыми упражнениями, заданиями, ситуациями, развивающими представление младших дошкольников о структуре связного высказывания (начало, середина, конец) и способах связи между предложениями (методом совместного рассказывания).

Уже в младшем возрасте я провожу большую работу, которая способствует развитию навыков связанной речи. Учу детей слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга

Последовательность моей работы по развитию связной речи можно схематично представить так: обучение называнию предмета (игрушки), выделение признаков, действий, составление совместного описания, затем повествования. Одновременно провожу упражнения: лексические (сравнение и противопоставление качеств и действий), грамматические (разные способы словообразования - существительных и глаголов, составление предложений, состоящих из 3 – 4 слов), фонетические (четкое произнесение слов и предложений, интонационная завершенность высказывания).

Решение программных задач я осуществляю в разных формах совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей:

  • организация образовательных ситуаций,
  • рассматривание картин, игрушек, чтение рассказов, сказок, разучивание стихотворений, загадок и ситуация общения,
  • драматизация сказок, театрализованные сюжетно-ролевые игры.

Я стараюсь уловить любое высказывание ребенка из одной, двух фраз и своими вопросами побуждаю детей к диалогу и более полному высказыванию.

В начале своей работы я обогатила предметно-развивающую среду, подобрала альбомы стихотворений, поговорок и пословиц, загадок, потешек. Провожу различные дидактические игры:

  • на описание игрушек: «Что за предмет?»; «Скажи какой?»; «Узнай что за зверь?»;
  • на формирование представлений о последовательности действий персонажей путем раскладывания соответствующих картинок: «Кто, что умеет делать?»; «Скажи, что сначала, что потом?»; «Добавь слово»;
  • тематические игры: "Где что растет", "Когда это бывает", "Кому это нужно" и др.;
  • игры типа мозаики.
  • на формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т.е. строится по определенной схеме: «Кто знает, тот дальше продолжает», «Свари компот».
  • игры, требующие двигательной активности, сноровки и т.д. : "Летающие колпачки", "Попади в цель", "Гусёк" и др.

Все эти игры требуют 2-4 партнёров. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой: в одних играх больше внимания уделяется, например, развитию памяти, в других - внимания, в третьих - мышления.

К этим играм даю схему высказывания, а дети «наполняют» ее различным содержанием. Совместно составленный рассказ закрепляем повторяющимися вопросами, чтобы дети смогли выделить основные связи между его частями, например: «Куда пошла козочка? Почему закричала козочка? Кто ей помог?» Эти игры учат детей: рассказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.

Формирование связной речи дошкольников происходит через познавательную активность. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Моя работа по развитию связной речи дошкольников проходит в течение всего дня. Дети обогащают словарный запас через наблюдения в природе, ознакомление с окружающим. Я учу детей составлять рассказы разных видов, формирую разговорную речь, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Знакомлю детей с художественной литературой, учу слушать и понимать смысл произведения. Используя художественное слово, я учу детей видеть красоту родного слова.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, веду их от знакомства с природой к ее пониманию. Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3 компонентов:

1. Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение,

мышление);

2. Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути

познания мира);

3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы,как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую), ему необходима помощь взрослых.

Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

В нашей группе как минимум один раз в месяц мы проводим экскурсии (по детскому саду); знакомим детей со строением собственного тела, окружающими предметами (игрушки, мебель), животным и растительным миром (птицы, животные, комнатные растения).

Дети любят подарки - это подарки осени, зимы, весны (осень - красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима - снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна - ласковое солнышко, первые листья и цветы и т.д.).

Для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег, я провожу простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видят, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений пока ещё, с моей помощью, делаем выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению я использовала стихотворение З. Александровой «Дождик», русскую народную потешку «Дождик» и др.

Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, я обращаю внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей (мы с детьми наблюдали это не раз). Использовала чтение стихотворения А. Барто «Воробей».

Каждое наблюдение опыта и природных явлений сопровождается речью.

Чтобы дети научились связно и красиво строить свои высказывания, ежедневно я провожу:

  • артикуляционную гимнастику («Веселый язычок», «Любопытный язычок»);
  • дыхательную гимнастику;
  • пальчиковые игры и упражнения;
  • в режимных моментах использовала фольклор, художественное слово, стихи, песни.

Детям предстоит многое узнать и многому научиться. Это тот возраст,

когда ребенок открыт ко всему новому, неизвестному, ему всё интересно, он хочет знать и уметь, познаёт окружающий мир - играя.

Игра – это способ объяснить, научить, организовать непосредственно-образовательную деятельность так, чтобы учесть все желания и интересы ребенка.

Я использую в своей работе игры, способствующие умственному воспитанию дошкольников: «Мозаика», ««Нанизывания бусинок», «Съедобное – несъедобное» и т.д.

Для детей в группе созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Автобус» и др., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнёром – сверстником, партнёром – взрослым.

Основной же формой работы по формированию связной речи являются занятия, построенные на игровых ситуациях и упражнениях:

  • «Я начну, а ты закончи»;
  • «Кто лучше запомнит» (картину перевернуть, дети вспоминают и рассказывают, что изображено на картине);
  • «В гости к нам пришла игрушка» (кто больше о ней расскажет);
  • «Придумай начало или конец к сказке»;
  • «Пересказ по цепочке»;
  • «Составление рассказа по схеме»;
  • сказка «Репка», «Колобок» (один ребенок рассказывает, другой иллюстрирует);
  • пересказ рассказа совместно со взрослым;
  • воспитатель рассказывает, а дети выкладывают картинки-схемы и т.д.

Игры на занятиях проходят очень успешно и доставляют каждому ребенку большую радость и удовлетворение. У детей повышается уверенность в своих силах, обостряется потребность в уважении к себе, появляется смелость и настойчивость в отстаивании своих интересов.

Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. В нашей группе, для того чтобы развивалась речь ребёнка, дети окружены предметами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдений отображать в слове; созданы условия, в которых у них появляется желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь.

Развивающая среда в группе сформирована так, чтобы дети пользовались предметами легко, удобно. Окружающая ребенка действительность – предметы ежедневного обихода, люди, картины, игрушки – доставляет обильный материал, который используется для расширения мира детских восприятий и обогащения языка.

  • Познавательная мини-среда – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность.
  • Коммуникативная мини-среда – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия.
  • Творческая мини-среда – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

В группах созданы познавательные игротеки, куда входят:

  • картотеки по артикуляционной гимнастике, пальчиковых игр, физминуток,
  • дидактические игры,
  • пособия, способствующие развитию речи детей: материалы для рассказывания (сюжетные картины, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры – лото, домино, «Детеныши и их животные» и мн. др.), позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.

При такой организации дети испытывают удовлетворение, ощущение наслаждения, радости, озарения. Этому способствует и комфортная планировка «уголков», дающая возможность детям играть небольшими подгруппами, общаться по душам с педагогом, уединяться.

Проводя работу с родителями по данной проблеме, я сделала следующие выводы: большинство родителей вообще не имеют даже элементарных знаний о понятии связная речь, а свое внимание они заостряют на правильном произношении у ребенка звуков в словах. Для других родителей представляет трудность сама работа с ребенком над связной речью, т.е. они затрудняются в ее организации в домашних условиях.

Привлечение родителей по развитию связной речи у детей я начала с анкетирования. Цель анкетирования – проанализировать и обобщить ответы родителей для дальнейшей работы с семьей по формированию связной речи у детей. Я подготовила ряд консультаций для родителей на темы:

«Самодельный телевизор решает проблемы с развитием речи у детей»

«Развиваем речь ребенка дома»

«Как научить ребенка рассказывать»

В работе с родителям я использовала беседы, в ходе которых отвечала на возникающие у них вопросы, знакомила с художественной литературой и с динамикой развития связной речи детей. Традиционно, приглашаю родителей на дни открытых дверей и открытые занятия. На открытых занятиях родители получают знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например, по формированию составления рассказа по серии сюжетных картин, пересказа рассказа с опорой и без опоры на сюжетные картинки и мн.др.

Развитие, как монологической, так и диалогической речи у детей происходит непосредственно во время подготовки к праздникам и их проведения. Родители вместе с детьми закрепляют текст перекличек, стихотворений, инсценировок.

Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы - заочное консультирование, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит «Игротека» - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях. Родители регулярно получают задания на дом, например, составить рассказ о животном, выучить стихотворение о зиме, придумать загадку, а также задания типа:

  • придумай, что раньше было;
  • придумай сам, потому что на картине это не нарисовано;
  • как художник назвал эту картину;
  • придумаем название;
  • я начну, а ты закончи.

Моя главная идея по написанию опыта была – развитие познавательной активности, как средство формирования связной речи детей путем внедрения различных видов деятельности.

Планируемый результат:

  • Умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.
  • Умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми.
  • Умение связно, последовательно и логично излагать свои мысли.
  • Умение составлять рассказы из личного опыта и сочинять короткие сказки.

На основе анализа результатов работы можно отметить положительную динамику:

  • дети стали свободно высказываться, слушать друг друга, дополнять, обобщать, замечать ошибки и исправлять их;
  • рассказы детей стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение;
  • дети стали употреблять в речи распространенные предложения с однородными членами, сложноподчиненные;
  • в рассказах детей появились союзы, указывающие причинные, временные связи;
  • в рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова.

Проведенная мною работа по формированию познавательной активности и развитию связной речи у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что выявленные и реализованные мною условия являются эффективными.

Работу, по познавательно- речевому направлению, я буду продолжать и совершенствовать в последующие годы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004

2. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М.: Педагогическое общество России, 2003.-80 с.

3. Джеки Силберг «500 пятиминутных развивающих игр», Минск, 2004г.

4.Развитие словесного творчества детей. Дошкольное воспитание; 1972.

5. Связность речи в разных видах рассказывания у детей. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста: Родная речь: Тезисы научной конференции. Шяуляй, 1974.

6. Развитие связной речи. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1976

7. Связная речь. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1976. (в соавторстве с Н.Ф. Виноградовой).

8. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1976.

9. Влияние словарной работы на связность речи. Дошкольное воспитание, 1981, №2.

10. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группы). Дошкольное воспитание, 1984, №10

11. Развитие связной речи. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984.

12. Как развивать речь малыша. Дошкольное воспитание. 1996. №5.

13. Придумай слово (речевые игры, упражнения, ситуации). - М.: Просвещение, 1996.

Материалы Интернет-сайтов.

http://dslivenka6.gvarono.ru/metod/shipilova-vn/doklad.pdf

http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00132841_0.html

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Аннотация: Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит в какую-либо деятельность. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.

Развитие речевой активности детей в процессе разных видов деятельности

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит в какую-либо деятельность.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.

ФГОС ДО определяет следующие образовательные области:

1. Социально-коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие

3. Художественно-эстетическое развитие

4. Физическое развитие

5. Речевое развитие

Образовательная область «Речевое развитие» включает:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря;
  3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  4. развитие речевого творчества;
  5. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  6. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  7. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является:

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Для детей дошкольного возраста ФГОС определяет следующие виды деятельности :

  • Коммуникативная
  • Трудовая
  • Познавательно-исследовательская
  • Продуктивная
  • Музыкально-художественная
  • Чтение
  • Игровая

Развитие речи и коммуникативная деятельность

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения:

  • «Кто к нам пришел?», «Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», «Поздоровайся!», «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу», «Узнай по голосу».

Можно посмотреть картотеку «Развитие навыков общения», где представлены эти и другие игры.

Трудовая деятельность:

Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.

Познавательно-исследовательская:

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

Способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

Обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

Поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

Привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности

Продуктивная (художественная) деятельность:

Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает оречевлять свою деятельность. После занятия, например, по рисованию, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Музыкальная деятельность:

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи:

Культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

Формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

Развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы:

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.

Таким образом, у детей будет формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность.

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Злобина Ирина Григорьевна,
учитель-логопед

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Как часто мы слушаем выступления разных людей, и вот парадокс: одних ораторов слушаешь со всем вниманием, осмысливая каждое выданное слово; на выступлениях же других, с трудом воспринимаешь суть сказанного.

Отчего это зависит? Думаю, не ошибусь, если скажу, что от качества и количества словаря оратора, правильного подбора им слов и организации их в предложении, умения точно, последовательно, содержательно с интонационной выразительностью, эмоциональной окраской передавать содержание своего выступления.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.

Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения.

Достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

Ухудшение состояния здоровья детей

Существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей

Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести целенаправленную, последовательную педагогическую работу, предполагающую использование арсенала специальных методов и собственных речевых упражнений ребенка.

Поэтому, я считаю, что речевое развитие было и остается главной задачей в деятельности педагогов ДО.

В текущем учебном году в ДО продолжается работа по созданию оптимальных условий для развития речевой компетенции воспитанников. Большое внимание уделяется методическому обеспечению педагогического процесса по данному разделу, использованию инновационных технологий, новейших методик.

Одной из годовых задач стала:

Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Поэтому приоритетом своей работы по развитию познавательно-речевой деятельности я выбрала развивающие игры.

Содержание познавательно-речевой деятельности в сочетании с игровой содействует обогащению словаря, раскрытию ретроспективного и перспективного взгляда на предметное окружение, расширению представлений о целесообразности создания человеком различный предметов, т. е. создает необходимые условия для формирования базиса личностной культуры ребенка.

Положительное влияние игр развивающего характера обусловлено их особенностями - в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения представлений и знаний детьми. В играх ребенок, без нажима и нарочитой тренировки, учиться наблюдать, выделять особенности различных предметов. Наличие познавательно-речевой задачи подчеркивает направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Задачи мною построены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Развивается способность аргументировать свои утверждения, дается возможность детям самим найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать собственное умозаключение, используя свой прежний опыт и знания.

Сотрудничество детей во время игр создает благоприятные условия для развития их коммуникативных качеств, умение вести диалог, видеть и понимать позицию партнера, согласовывать свои действия. Дети начинают творчески мыслить, содержательно спорить, становятся инициативными в получении знаний, умений и навыков.

Сегодня к таким играм можно отнести Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича, кубики Никитина, круги Луллия. Играя, ребенок без усилий, познает все сенсорные эталоны. Каждый раз, включаясь в игру, ребенок "открывает" маленькие истины, не получая при этом готовые рецепты.

Развивающая игра влияет на совершенствование разных сторон речи детей, и, прежде всего, словаря. Дети знакомятся с понятиями «низкий - высокий», „узкий - широкий“, „длинной- короткий“ и др. Например, осваивая пространственное расположение предметов (относительно друг друга), дети обязательно усваивают их словесное обозначение (выше всех - ниже всех, медленно –медленнее, быстро–быстрее).

Развивающие игры занимают особенно важное место в моей работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательно - речевое содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Этому виду игры я уделяю большое внимание, т.к. она развивает речевую активность ребенка. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Сущность развивающей игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную, речевую и умственную активность. В развивающей игре формируется познавательная деятельность ребенка, активизируется его речь.

Развивающие игры - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В замысле, содержании развивающих игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания.

Развивающие игры, обыгрываемые сюжеты активизируют речь детей. Дети рассматривают разные предметы, определяют их цвет и размер, местоположение, а затем закрепляют полученную информацию.

Осваивая игровые задачи, дети сопровождают свои действия объяснениями. Это положительно влияет на развитие речи, готовит их к усвоению сложного типа монолога - рассуждения. Можно использовать работу парами, задания, построенные на вопросах воспитателя детям и вопросах детей друг другу. Подобные формы работы способствуют развитию коммуникативной функции речи.

Под моим руководством дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх-вниз, длинный - короткий и т.д.

В группе предоставлены для детей разнообразные игры, большая часть которых сделана своими руками и руками родителей. Это такие игры как планшет «Валентинка», игровой коврограф «Четыре времени года», «Пальчиковый твистер», конструктор «Велькрошка», «Веселый рыболов» и т.д.

Это настольные развивающие игры, которые очень привлекают детей. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Дети-дошкольники хорошо воспринимают ритмичные повторы и созвучия. Эти игры дают возможность уделить внимание каждому ребенку.

В группе оформлен уголок для познавательно-речевого развития детей. Он охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности, предоставляет возможность ребенку действовать индивидуально или вместе со сверстниками. Главный принцип его оформления - доступность. Всё, что в нем представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны содержит в себе: развивающие и настольно-печатные игры разной направленности.

В процессе деятельности я разработала дидактико – методическое обеспечение для работы по познавательно – речевому развитию дошкольников: картотеки развивающих игр, развивающие игры, пособия, способствующие развитию речи детей, материалы позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.

Работа по познавательному речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляет возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Я всегда готова выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Работая по познавательно-речевому направлению, мною, обязательно учитывается возрастной и индивидуальный подход к детям, наблюдается преемственность в развитии речи между возрастными группами.

В результате использования развивающих игр в познавательно – речевом развитии, я добилась положительных моментов:

    Возросла речевая активность во всех видах деятельности.

    В речи детей все чаще стали появляться распространенные, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, более полные и точные ответы на вопросы педагога.

    Дети охотно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.

    У большинства детей возникло желание чаще вместе играть, самостоятельно разворачивать сюжеты игры, активно включаться в игру и уметь договариваться.

    У малоактивных детей стал проявляться интерес к дидактическим играм.

    Повысилась компетентность родителей при выборе развивающей игры.

В заключении, можно сделать вывод о том, что познавательно речевая деятельность в процессе развивающих игр, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

Все выше сказанное способствует возникновению речевой активности у детей.


Именно в дошкольное время ребенок проходит период активного усвоения языка, на котором говорят его близкие. Сначала малыш просто повторяет слова, а чуть позже начнет активно изучать фонетику, грамматику и лексику собственной речи. Научиться максимально грамотно и хорошо говорить ребенку желательно до поступления в первый класс средней школы. Проблемы с понимаем речи, произношением отдельных звуков могут стать серьезной причиной неуспеваемости ребенка в школе. Утверждением о том, что мы пишем так, как слышим, особенно актуально для детей младшего возраста. Поэтому ребенок, не умеющий грамотно произнести слово, никогда не сможет его правильно написать. Однако с решением проблем произношения придут новые задачи. Они заключаются в том, чтобы научить малыша в полной мере пользоваться своим словарным запасом, разговаривать не просто хорошо, но и грамотно излагать свои мысли. Родители должны подготовить своего маленького ребенка к школе, направить все силы и возможности для развития речи. Поможет в этом вопросе познавательно-речевое развитие дошкольников, которое реализуется не только в ДУО, но и дома родителями. Подробнее об этой теме поговорим в нашей статье.

В чем заключается познавательное и речевое развитие

Познавательное развитие ребенка заключается в мотивации его познавательной деятельности, развитии любознательности, воображения. В ходе мероприятий познавательного развития дошкольник получает первичные сведения о себе, представления об окружающих людях, изучает взаимоотношения объектов, различных по форме, цвету, назначению. Ребенок учится различать понятия ритма, темпа, времени, пространства. Особенное место в познавательном развитии занимает изучение информации о родине, происхождении и традициях собственного народа, особенностях края, в котором ребенок живет. Уделяется внимание и самой планете как месте обитания и общем доме всего человечества, многообразии народностей, ее населяющих.
Если говорить о цели речевого развития, как части познавательного процесса, то здесь она имеет достаточно четкое определение. Так, дошкольник должен научиться владеть собственной речью, используя ее в качестве не только инструмента общения с другими людьми, но и культурного обогащения, пополнения собственного словарного запаса. Важно, чтобы малыш научился изъясняться связно, грамматически правильно, мог бы не только говорить монологом, но и корректно поддерживать диалог. Большую роль в этом вопросе играет развитие интонации, фонетики, формирование правильно звуковой аналитической активности. Именно поэтому родителям рекомендуется изучать с ребенком книжки, учить стихи и песни, читать детскую литературу вслух.

Познавательно-речевое развитие дошкольников разных возрастных категорий

Когда вы занимаетесь с ребенком, помните, что мировосприятие малыша отличается от процесса познания какой-либо информации взрослым человеком. Так, мы, взрослые, познаем мир умом, а дети - эмоциями. Зачастую ребенку не важно, что вы говорите, он может вовсе не запомнить информацию, но ее интонационную подачу, экспрессивную окраску, настроение он обязательно уловит. Помните, что подача информации в игровой форме дойдет «до адресата» быстрее, чем просто чтение сухих фактов. В первую очередь, малыш воспринимает отношение, и только потом какую-то информацию с ним связанную. Эта особенность восприятия информации относится ко всем детям дошкольного возраста.
Поговорим подробнее и о других возрастных особенностях:

Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот психический процесс позволяет людям выбирать объект...

  1. Ребенку 3 года. Малыш пока не может постигать скрытие характеристики предмета и выстраивать логические цепочки. Предметы, явления, объекты в понимании ребенка представляют собой конкретные, а главное, отдельные составляющие. С чем в данный момент малыш играет, взаимодействует, то и познает. Постигать скрытые характеристики сам он не может, но это не значит, что ему это не будет интересно. Поэтому ставить вопросы: «для чего это?», «зачем это?», «что внутри?», «как этим пользоваться?» и т.д. должны взрослые. Отвечать на них придется тоже взрослым, но демонстрация наверняка привлечет внимание малыша и заинтересует его.
  2. Ребенку 4 года. Физиология не стоит на месте, ребенок активно растет и развивается, происходят физиологические изменения коры головного мозга. Психические процессы приобретают более предсказуемый характер, они совершенствуются, речь становится лучше, богаче, эмоционально развитее. В возрасте 4х лет малыш по-прежнему лучше всего будет воспринимать информация, поданную в игровой форме. Но вот именно в этом возрасте он уже начинает улавливать смысл слова и может правильно понять его посыл.
  3. Ребенку 5 лет. Ребенок 5 лет уже накопил определенный багаж знаний. Речь малыша становится более развитой, он уже может говорить сложными предложениями, четко формулировать собственные мысли. Уровень интеллектуального развития уже позволяет вводить в лексикон малыша и начинать изучать с ним понятия времени, символов, знаков. Так, в этом возрасте можно изучать с ребенком глобус, климатические зоны, дорожные знаки и т.д.
  4. Ребенку 6 лет. Дошкольник уже накопил много знаний за свою жизнь. Можно попытаться проследить появление определенных интересов и пристрастий к тем или иным занятиям. Шестилетка впитывает что-то новое, «как губка», но вот не всегда умеет упорядочить информацию. Если не помогать малышу с этим, то полученные знания легко им забудутся. Поэтому важно помогать находить причинно-следственные связи между явлениями и объектами нашего мира, формировать вместе с ребенком положительную и отрицательную оценку происходящих событий.

Словарный запас малыша к поступлению в первый класс должен включать в себя около 4000 слов. Нужно стремиться устранить у него речевые нарушения и постоянно обогащать его личный «словарь» синонимами, описаниями, дополнениями. Прежде чем отправлять ребенка в школу, необходимо подготовить дошкольника к мыслительной деятельности, научить пользовать собственными знаниями.

Задачи познавательной деятельности ребенка


Попробуем сформулировать самые важные задачи, которые преследует познавательно-речевая деятельность. О них всегда нужно помнить взрослым, чтобы направить игровой процесс в «нужное русло».
Это:

  • Обогащение эмоционального опыта ребенка в процессе непосредственного взаимодействия с предметами, людьми, явлениями окружающей среды.
  • Обогащение познавательной сферы посредством занятий, экспериментальной деятельности, наблюдений за окружающими явлениями.
  • Помощь взрослых в упорядочении ребенком сведений об окружающей действительности.
  • Формирование представлений целостности мира.
  • Обогащение словарного запаса ребенка.

Все цели направлены на развитие познавательно-речевой деятельности малыша в разных аспектах его жизни.

Мы редко задумываемся, почему наши дети любят играть, и что, собственно, им даёт игра. А игры малышам нужны, и самые разные. Просто потому, что они яв...

Возможно ли развивать речь без познавательного процесса?

Понятие развития речи и познавательного процесса связаны неразрывно и употребляются вместе неспроста. Невозможно развивать речь, не включая ее в познавательный процесс. И, наоборот. Познавательный процесс в идеале должен сопровождаться развитием речи. Насколько грамотной будет речь малыша, какие обороты он будет использовать для изъяснения своих мыслей, зависит от «качества» познавательного процесса.
Так, если дошкольник будет проводить большую часть времени рядом с людьми (семья, воспитатели в ДОУ), которые грамотно говорят, имеют четкое произношение всех звуков, то такая культура речи передастся и ему. Подсознательно малыши воспринимают речь близких за образец и невольно ее копируют. Вы наверняка могли заметить такую особенность со своими детьми.
Именно по этой причине важно, чтобы педагог, который занимается с вашим ребенком имел правильную, точную, логичную речь. Говорил бы выразительно и чисто.
Но не только окружающие люди влияют на развитие речи. Эта функция распространяется и на окружающее пространство. Ребенок не будет разговаривать в «голых» стенах. Поэтому пространство, в котором он «обитает», должно быть насыщенно дидактическими играми, плакатами и иным наглядным материалом. Чем более обогащенной будет окружающая обстановка, тем больше возможностей у ребенка будет для развития речи.

Как грамотно организовать предметную среду

Если говорить о ДОУ, то принципы организации развивающей среды в группах сформулированы четко и активно используются на практике. Родители же могут похожим образом и дома организовать личное пространство малыша.
Что это за принципы:

  1. «Активность». В уголке группы или детской комнаты организуется пространство для проявления ребенком собственной активности. Это спортивные зоны, «домики» и т.п.
  2. «Позиция при взаимодействии». Пространство для общения ребенка со взрослым «тет-а-тет» для оптимального контакта.
  3. «Стабильность-динамичность» . Уголок для спокойных игр, созидательной деятельности. Это может быть столик или доска для рисования, настольных игр.
  4. «Гибкое зонирование» для группы детского сада или семьи, в которой проживают более 2 детей. Для каждой сферы деятельности ребенка должна быть определенная зона, тогда дети смогут заниматься каждый своим делом, не мешая при этом друг другу. Например, уголки «больницы», «домика», «железной дороги», «рисования» и т.д.

Если развивающая среда будет организована согласно вышеописанным принципам, то ребенок будет настроен на обучение. Более того, он будет чувствовать психологическую защищенность.

Что нужно знать о дидактических играх

Дидактические игры занимают особенное место в познавательно-речевом воспитании детей дошкольного возраста. Только посредством игры, многократно в ней участвуя, ребенок запоминает информация, прочно ее усваивает. В зависимости от цели игры, ребенок учится запоминать, анализировать, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, выделять качества предметов. К таким играм относятся «Найди одинаковы предметы», «Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Узнай по описанию», «Запомни и повтори» и т.д.
Кстати, по требованиям СанПиНов в ДОУ занятия подобными играми, то есть ориентированные на познавательно-речевой блок, могут проводиться только со вторника и по четверг, до полудня. Именно эти дни считаются наиболее удачными для обучения и характеризуются высокой работоспособностью детей. А чтобы малышу обучение не наскучило, не было переутомления, занятия на познавательно-речевое развитие рекомендуется чередовать с физкультурой, музыкальными уроками, организовывать для малышей динамические паузы.

3 0

Ляпунова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
Тема: "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 24.06.2017
Раздел: дошкольное образование

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«Развитие речевой активности детей

дошкольного возраста»

Подготовила:

Ляпунова Т.А.

20.06.2017 год

Цель: формировать представления воспитателей о возможностях развития

речевой активности детей дошкольного возраста,

развивать умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы по

познавательно-речевому развитию дошкольников;

создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных

форм и методов работы с детьми.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка,

поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не

только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога,

работающего с детьми дошкольного возраста.

Воспитатели задают детям образцы правильной литературной речи:

Наша речь должна быть четкая, ясная, красочная, полная, грамматически

правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

формула речевого этикета:

кому говоришь,

что говоришь,

где говоришь,

зачем говоришь,

какие из этого будут последствия.

Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому

контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка

убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым

«материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он

слышал не только правильную, но и вежливую речь.

Сегодня проблема развития речевой активности детей стоит перед

педагогами особо остро. Достаточно широко обсуждаются методы и приёмы,

средства и условия для развития речевой активности детей.

Выделяют три группы методов - наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как

непосредственные, так и опосредованные методы.

К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности:

экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти

методы направлены на накопление содержания речи.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной

наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание

картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются

для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова,

обучения связной речи

Словесные методы : это чтение и рассказывание художественных

произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа,

рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах

используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин,

рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких

детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и

их совершенствование. К практическим методам относятся различные

дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры,

инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры. Они

используются для решения всех речевых задач.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания

ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую

среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой

носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог –

образец речевой культуры. При этом для педагога развитие речи детей – одна из

важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не

цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия,

сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и

протекает в различных формах. Перечислим основные.

Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с

правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону.

Учебно-игровые ситуации, в озникающие по инициативе взрослого или

ребенка, где ребенок может проявить речевую активность

Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры.

Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных

играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.

Труд: трудовые и речевые действия.

Досуг. Пение.Праздники и развлечения как эффективная форма обучения

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития

дошкольников является игра.

Почему? (ответы)

Игра – ведущая деятельность, в процессе которой возникают психические

новообразования

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности

Игра – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и

В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит,

воспринимает, думает!

Игры и игровые упражнения активизируют речь детей

Игра – одно из самых действенных средств познавательно-речевого развития

И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок

получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания

единомышленников по интересам.

Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Назовите виды игр. (ответы)

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла

обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире,

способствуют развитию речевого диалога.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе,

поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание

и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает

знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок

научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления

по общим признакам.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности,

расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в

решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для

старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть

проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и

добиваться результата.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и

напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит

на лету».

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше ,

использование моделей, мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи ,

позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную

информацию. Применение моделей, мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение

связного высказывания.

Типичные ошибки в работе педагога:

Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую

практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребенку подумать, торопятся

ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечивать речевую

активность всех детей;

У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая

активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно

приучать детей слушать и понимать речь, обращенную ко всем, слышать педагога с

первого раза. Не следует повторять один и тот же вопрос несколько раз;

Очень часто педагоги требуют от ребенка только "полных" ответов. Ответы детей

могут быть и краткими, и развернутыми. Характер ответа зависит от вопроса:

репродуктивный вопрос, поисковый вопрос или проблемный.

Педагоги запрещают разговаривать во время лепки, рисования, выполнения

любой работы.

А для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи

утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет

важное значение для психического развития ребенка. Речь малыша как бы

становится слепком его деятельности, берет на себя ее самые существенные

моменты. На основании такой речи-сопровождения потом окажется возможным

«составление рассказа» о прошедших событиях, в которых ребенок не

участвовал, сформируется и внутренняя речь (разговор с собой), которая

составляет важную часть умственных операций. Значит, не стоит останавливать

речь малышей, сопровождающую их действия.

Надо прислушаться: вот дети уже не только комментируют свою работу, но и

начали предполагать, описывать результат, планировать будущие действия.

Только став старше, они научатся делать это не вслух, для другого, а внутреннее,

для себя.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность,

невозможно!

Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в

деятельности. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на

свете – так утверждают все исследователи дошкольного детства.

Таким образом, речевая активность - это дидактический принцип, требующий

от педагога таких методов и форм организации занятий по развитию речи,

способствовали

воспит анию

и н и ц и а т и в н о с т и,

самостоятельности, привлечению детей к самостоятельному поиску решения

получении

возможности

ребёнком

обосновывать свои суждения.

Практикум «Проверьте свою грамотность».

Разделение педагогов на две команды.

Задание 1.

Упражнение для педагогов "Подарок"

Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый

по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет или

действие и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю,

цветок, духи, конфета,

показать человека, получившего радостное известие;

когда навстречу несётся громадная собака; как вы надуваете воздушный шар;

как вы вдеваете в иголку нить; как идёт человек, у которого ботинки не его

Задание 2. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков

воспитателей!»

1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать

вопрос, ответить в зависимости от контекста)

3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

(пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта,

творческое рассказывание)

4. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией.

5. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

6.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей

диалогической речи? (2 младшая группа)

7. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей

монологической речи? (старшая группа)

Задание 3. Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард (Африка).

/яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

/шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)

/В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)

/Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

/Язык до Киева доведет/

Задание 4. “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”

1.Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).

2.В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).

3.Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? Ответ: петух

4.Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… мишка? Белка

5.Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный… бегемот? Бабочка

6.Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что... кит? корова

11.Кружевную паутину сплел искусно... Буратино? паук

7.Меж коряг устроил домик шар колючий - добрый… гномик? ёж

8. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить

цапля, если встанет на две ноги? 3 кг

9. Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).

10.Как далеко в лес может забежать заяц? Ответ: до середины. Дальше он уже

выбегает из леса.

11.Куда идет цыпленок, переходя дорогу? Ответ: на другую сторону дороги.

12.Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? Когда дверь открыта.

Задание 5. Говорун

Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях

скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.

Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд.

На подготовку дается 3 минуты.

Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в

вероятность вылавировать.

Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не

партизанили.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто при товарищах товарищу товарищ,

А тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто без товарищей товарищу товарищ.

Задание 6. “Родственные (однокоренные) слова”.

Задние: Игрокам предлагается назвать однокоренные слова

к словам:

Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок,

перелесок, полесье. .

Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки,

снегопад, снежный.

7. «Проверьте свою грамотность».

Необходимо проставить в словах ударение.

ЖалюзИ, договОр,обеспЕчение,

баловАться,газопрОвод,мусоропрОвод.каталОг, завИдно,

красИвее,откУпорить,тОрты, пЕтля.

8.Исправьте ошибки в предложениях:

1.Ложи тетрадь на стол. (клади)

2.Ихняя картина была прекрасна. (их)

3.Я хочу правильно одеть брюки. (надеть)

4.Я сегодня побежду. (сумею победить или одержу победу)

5. Я должна сегодня придти на встречу. (прийти)

6.Извени меня! (извини)