Религия и политика. Религия в современном мире и в современном обществе Что такое религиозная политика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

РЕФЕРАТ по курсуполитологии

на тему: "ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ"

подготовила

студентка Факультета экономики

Проверила:


Введение

3. Государство и церковь: основные модели взаимодействия

Заключение

Список литературы


Введение

Проблема взаимодействия политики и религии - одна из самыхдавних в истории человечества. На протяжении всей истории взаимодействиеразличных сфер общественной жизни вносило существенные коррективы в бытиеобщества. Поскольку и политика, и религия являются одними из самых древних формпроявления общественной активности человека, то и их взаимодействие ивзаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человечества. Так какэти сферы общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку,они неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга.

Научный подход к объяснению особенностей их сосуществованияначался только во второй половине XIX в., когдаполитология и религиоведение сформировались как самостоятельные отрасли наукисо своими предметами и методами. В работах некоторых политологов рольрелигиозных представлений на политическое бытие либо приуменьшается, либосовсем игнорируется, в связи с чем хотелось бы отметить, что игнорированиезначения религиозных представлений, равно как и его абсолютизирование, приводитк довольно радикальным выводам, которые, конечно же, не подтверждаютсяобщественной практикой. Современное общественно-политическое развитиечеловечества фиксирует возрастание влияния религиозного фактора на политическуюжизнь государств и человеческой цивилизации. Поэтому выяснение закономерностейвзаимовлияния и поиска способов урегулирования возможных конфликтов междуполитическими и религиозными факторами - одно из самых важныхзаданий политической науки. Целью данного реферата является показатьвзаимодействие политики и религии, выяснить, что общего между этими сферамидеятельности общества, какие существуют модели взаимодействия церкви игосударства, а также выяснить, каким является влияние религии на политику иобщество в целом.


1. Религия как фактор политической жизни общества

Как формы общественного сознания, религия и политикапостоянно взаимодействуют, так как их носители практически одни и те же. Поэтомувзаимовлияние их будет существовать до тех пор, пока они будут фигурировать вобщественной жизни. Взаимовлияние политики и религии происходит на двух уровнях- структурном и функциональном.

Структура политики охватывает политическое сознание,политическую деятельность, политические организации и политические отношения. Аструктура религии - религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозныеорганизации и религиозные отношения. Следовательно, составные религии иполитики взаимосвязаны. Самое тесное взаимодействие существует между первымитремя составляющими обеих систем.

Религиозное сознание . Имеет теоретический (концептуальный)и будничный (бытовой) уровни. Наибольшее влияние на формирование и развитиеполитики имеет теоретический уровень религии, который формируется в первуюочередь на основе текстов Священных Книг: Веды, Трипитака, Авеста, Библия,Коран и тому подобное; Святого Перевода (произведения отцов христианскойцеркви, Сунна и др.), других книг веропоучительного характера. Теоретическаярелигиозность является основой не только богословских, а почти всех развернутыхфилософских, этических и социально-политических учений. Она оказываетнепосредственное влияние на формирование или обоснование определенногополитического строя, общественных отношений, связанных с проблемой публичнойвласти. Со своей стороны институты публичной власти вместе с религиознымиинституциями утверждают сформированные стереотипы сознания и поведения верующих.

Религиозная деятельность индивидов . Разделяется нанекультовую и культовую. Верующий человек в своей некультовой религиознойдеятельности на теоретическом и практическом уровнях может влиять наполитическую жизнь общества выполнением политических заказов власти или еекритики, прибегая к религиозным доктринам.

Религиозные организации . Теснее всего взаимодействуютс политической жизнью общества, являются институциализованной формойрелигиозных культовых систем. Как важные социальные институции, призваныупорядочивать сосуществование и деятельность людей, налагаясь на функцииинституций публичной власти.

Отношения институтов публичной власти с религиознымиорганизациями могут изменяться от доминирования определенных светских общественныхинститутов и определения ими особенностей развития религиозного фактора вплотьдо полного подчинения светских институций религиозным. Зависит это отконкретного времени и места деятельности религиозных, светских институций, типарелигиозных организаций. Церковь, которая имеет большое количествопоследователей в определенной стране, может диктовать благодаря своим многочисленнымадептам выгодные ей условия, влиять на деятельность политических институций,партий. В более сложном положении находятся секты и харизматичные культы,функционирование которых всегда утруждалось именно на политическом уровне. Притеснения,репрессии против сторонников отдельных церквей, сект, культов нередко влеклисьэкономической, политической нестабильностью общества.

Тесная связь религии и политики обусловлена и основнымифункциями, которые выполняет религия в обществе. У религии есть множестворазличных социальных функций и большинство из них опосредовано через социум всеже оказывают влияние на политику, но непосредственное отношение к ней имеютследующие:

Мировоззренческая функция . Сформированные с помощьюрелигии миропонимание, мироощущение и тому подобное могут побуждать верующегочеловека к конфликту с носителями или субъектами политики (государством,партией, движением, лицом), если их принципы, конкретные действия противоречатвзглядам, оценкам и нормам религиозного индивида или институции.

Регулятивная функция сориентирована на управлениедеятельностью, поведением верующих, благоустройство отношений между ними. Доновейшего времени истории человечества религия единолично занималась выработкойопределенных норм сожительства (мораль, религиозное право), стандартовповедения (воспитание) индивидов, устанавливала систему контроля над ихдеятельностью, поощрение и наказание, производила и внедряла в сознаниежелаемые мотивы деятельности членов общества. Это давало возможность соотноситьконкретные ситуации, поступки с привитыми верующим системами ценностей.

Легитимная функция выполняется религией тогда, когдарелигиозная позиция поддерживает или наоборот осуждает власть, ее идеи илидействия. Политики часто обращаются к религии, как к структуре, поддерживающейобщечеловеческие ценности, обращая престиж религии в свою пользу.

Интегрирующая функция проявляется в реализации огромногоинтегрирующего потенциала религии. Известный французский социолог Э. Дюркгеймвидел в религии средство укрепления общества за счет единения индивидуума исоциума. Не связанная государственными границами, религия, космополитическая иобщепланетарная по своему характеру, в состоянии сближать разнородныесоциальные слои, силы, народы и страны. Под начало единой веры собираются люди,совершенно различные по многим критериям (в том числе и политическим).

Дифференцирующая функция обуславливает наличие разделасфер влияния различных религий. Любое единое общественное образование можетбыть разбито на несколько разноконфессиональных частей, будь то территориальноцелое государство, или однородная по составу социальная группа.

Таким образом, политика и религия тесно взаимосвязаны как наструктурном, так и на функциональном уровнях

2. Взаимовлияние политики и религии

Выясним, какое влияние могут оказывать и оказывают друг надруга религия и политика. Рассмотрим сначала не столь важное с точки зренияполитологии, влияние политики на религию.

Влияние политики на религию могут проявляться так же внекоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которыемогут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретныхлюдей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идеюбогоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцветаэтого национального государства. В политике всегда находились люди, склонныерассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы. В самомпроцессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие средиверующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатываютрелигиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическимдействиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы. Другие,противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должнапревращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основыобщества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений междурелигией и политикой с целью преодолеть его.

Не меньшее влияние оказывает и политика на религию. Укреплениерелигиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно,правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие,моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человекоми у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннююкультуру, частью которой является и политическая культура, влияющая наполитическое сознание. Политически социализированный индивид может либонепосредственно принимать участие в политических событиях, либо простореагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляяокружающих, таким образом, считаться с ними. Пропаганда самой религии, с еесистемой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться наавторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространениерелигиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либоидеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитиеобщественного сознания. В силу того, что религия предопределяет внимание ктаким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особоопасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в ролинекоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован вразрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблемпо роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитетрелигии для поддержания своего престижа.

Религия может влиять на политику и в направленииполитической интеграции. Это интеграция немного другого рода, представляющаясобой объединение различных политических образований и государств с учетомрелигиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, всостав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизмпредставлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в рядыОрганизации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманскихгосударств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития идаже нередко прибегают к политическому противоборству между собой. Религиозныйфактор учитывается и во внешней политике всех крупных держав при разработкесоответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене.

Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальныхполитических действий, осуществляемых различными религиозно-политическимиобразованиями. Так, например, из-за арабо-израильских конфликтов произошласильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, чтообусловило распространение идеологии “исламского порядка". Другим примеромможет послужить раскрытый в Тунисе в октябре 1991 года заговор исламскоготеррористического движения “Ан-Нахда" с целью свержения тунисскогоправительства и установления теократического государства.

Религия, кроме непосредственного влияния на политику,оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные иправовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя ивнутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политическихи экономических интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основеряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются надеятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политическойжизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизмтак же формируются под влиянием религиозных концепций посредствомвоспитательной системы и культуры.

Это были основные направления влияния религии на политику инаоборот. Любопытно, что на основе многовекового исторического опытавзаимодействия и в политике, и в религии сложились соответствующие нормы изаконы, регулирующие и описывающее их взаимное существование. Более того,получилось так, что религия позаимствовала из общественно-политической системыконцепцию многоуровневой иерархии, а политика, в свою очередь, может почерпнутьпринципы государственного отношения к поликонфессиональной нации. К такимпринципам можно отнести религиозную свободу, веротерпимость, справедливость иравенство возможностей. Именно на таких основах может быть построена разумнаяполитика.

3. Государство и церковь: основные моделивзаимодействия

На современном этапе характер государственно-церковныхотношений - один из главных показателей уровня развития и государства, ирелигиозного направления, поскольку он характеризует уровень реализациипринципа свободы совести как одной из главных составляющих фундаментальных прави свобод человека. На протяжении веков сложилось несколько моделейгосударственно-церковных отношений, которые часто взаимно переплетаются:

1. Теократия . Проявляется как форма правления, прикоторой вся полнота власти в государстве принадлежит главе церкви и духовенству.Предусматривает отождествление светской и духовной властей, регламентациюфункционирования государства и ее институций, всей общественной жизнигосподствующей церковью и ее органами. Классическое теократическое правлениесуществовало в V-І ст.д.о н.э. в Иудеи, где вся власть была сосредоточена вруках жрецов; в 756-1870-х годах - в Папской области, а с 1929 г. - в Ватикане,где Папа римский является абсолютным монархом.

2. Цезаропапизм . Показывает себя как политикасветской власти, направленная на подчинение себе всей церковной жизни; сочетаниев лице государственного правителя высшей светской духовной власти. Предусматриваетполную зависимость церкви от государства, огосударствления и подчинениясветской власти церковных структур. Классическими примерами такого правленияявляется Византия, где императоры собирали церковные соборы, назначали иснимали митрополитов и тому подобное.

3. Законодательная поддержка, которая обеспечиваетпривилегированное состояние определенной церкви в государстве . Статусгосударственной церкви предусматривает государственное финансированиедеятельности церковных институций, возлагает на них определенныегосударственнические функции. Государственные церкви в разных формах существуютв Англии, Швеции, Дании, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии, Таиланде и другихстранах.

4. Отделение церкви от государства . На практике это означаетневозможность вмешательства церкви в дела государства при активномвмешательстве государственных институций в дела церкви. Такая модель былахарактерна для прежних стран социалистичного лагеря, где законодательствотеоретически гарантировало свободу совести, а реально верующие испытывалидискриминацию.

5. Невмешательство государства и церкви в дела друг друга .Гарантирует максимальное обеспечение свободы религии и толерантности вгосударстве. Законодательно закрепленную свободу веры и неверия имеют гражданеСША, Франции, Турции, Украины.

В зависимости от традиций, модели государственно-церковныхотношений существует несколько схем финансовой поддержки государством церковныхинституций:

1. Прямое финансирование государством религиозных организацийи государственный контроль по использованию средств (Ватикан, Греция, Бельгия,Люксембург, Норвегия и др.).

2. Сбор специального «церковного» налога, которыйтратится согласно с пожеланиями плательщиков налога (Италия, Испания и др.)

3. Использование средств «церковного» налогарелигиозными организациями на собственное усмотрение с минимальным контролемгосударства (ФРГ, Австрия, Швейцария, Швеция и др.)

4. Отсутствие финансовой помощи государства конфессиям,которые существуют за счет добровольных пожертвований верующих, выручки отцерковной атрибутики и тому подобное. Это характерно для стран, где церковь игосударство отделены одна от другой (США, Франция, Украина, Нидерланды).

Таковыми являются основные модели взаимодействия церкви игосударства.


Заключение

Современная политика представляет собой сложное общественноеявление, влияние которого на различные стороны общественной жизни сложнооценить однозначно. Тем не менее, это влияние существует, и представления о немявляются частичкой знания об обществе. Чем больше человек знает об обществе, вкотором он живет, о взаимодействии его составных частей и явлений, тем прощеему в этом обществе жить.

Ранее религия понималась слишком примитивно, и это мешалоправильному осмыслению некоторых вопросов. Тем не менее, роль религии вобщественной жизни возрастает, и ее нельзя недооценивать. Религия заметноактивизировалась, и начинает играть все более значительную роль и в формесоциального института, и как субъект политики, и как кладезь национальнойкультуры и истории, и как колыбель философско-этического учения, и в своемреальном облике. Межрелигиозные отношения ныне переходят в разрядстратегических глобальных проблем, решение которых должно стать предметомтщательного и глубокого изучения и международного урегулирования наравне спроблемами разоружения, безопасности, прав человека, экологии и других вопросов.

Самым существенным моментом в отношениях религии и политикидолжен стать вопрос о наиболее эффективном, с точки зрения общества, ихсосуществовании, о наиболее разумных методах государственного управлениянаселением, исповедующем различные религии. По результатам этой работы, самойразумной является политика доброго сожительства и равноправного развитияразличных конфессий и государства.

Религия в наши дни выступает в качестве своеобразного

морально-нравственного регулятора, гуманистической системывоспитания, ориентированной на

традиционные ценности. Таким образом, в религии можноувидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так инациональное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами.


Список литературы

1. Политология. Основные понятия и логические схемы: Пособие / В.А. Мельник.- Мн.: Вышэйшаяшкола, 2003.

2. Політологія. За ред. Бабкіної О.В., Горбатенка В.П.- К: Академія, 2001.

3. Политология. Под ред. Радугина А.А. - Москва: Центр, 2004.

4. Религиоведение. Под ред. Радугина А.А. - Москва: Центр, 2005.

После Февральской революции постановлениями от 20 марта 1917 г. «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» и от 17 июля 1917 г. «О свободе совести» были отменены все ограничения, связанные с вероисповеданием. Сюда входили отмены ограничений на жительство, передвижение, приобретение права собственности, занятия ремеслами, торговлей, промышленностью, поступление на государственную службу, на учебу, участие в выборах и т.д. Под свободой совести по- прежнему понималась свобода выбора вероисповедания. При этом постановления Временного правительства оставляли неизменным господствующее положение Русской Православной Церкви по отношению к другим религиозным организациям. Это обосновывалось тем, что православие являлось религией большинства населения России.

После Октябрьской революции и установления советской власти был принят ряд декретов, кардинально изменивших положение православной церкви и других религиозных организаций. Например, декретом «О земле» от 26 октября 1917 г. (по старому стилю) все монастырские и церковные земли были национализированы. «Декларация прав народов России», опубликованная 2 ноября 1917 г., отменяла все национально-религиозные привилегии и ограничения. Постановлением «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по народному просвещению» из-под контроля церкви изымались все учебные заведения. Другими декретами советской власти регистрация рождения, смерти, браков передавалась государственным органам. В этом случае церковный брак утрачивал юридическую силу. В январе 1918 г. были уничтожены ведомства придворного духовенства, управления духовного ведомства армии, прекращена выдача государственных средств на содержание церквей и духовенства. Обобщающим документом в области свободы совести стал декрет Совета народных комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церквей», изданный 23 января 1918 г., в котором раскрывалась сущность свободы совести и обосновывались ее правовые гарантии. Декрет предоставлял возможность каждому гражданину исповедовать любую религию или быть атеистом. На территории страны запрещалось издавать местные законы, постановления, ограничивающие свободу совести, а также предоставляющие какие-либо преимущества той или иной религиозной организации.

В официальных государственных документах, а также документах граждан устранялись указания на религиозную принадлежность. Религиозные убеждения не являлись причиной уклонения от исполнения гражданских обязанностей. Религиозные обряды разрешались, если они не нарушали общественного порядка и не ограничивали прав граждан. Здания церквей и монастырские постройки передавались в бесплатное пользование религиозных обществ для удовлетворения религиозных потребностей верующих. Церковь отделялась от государства, упразднялись все прежние формы связи церкви и государства. Государственные и общественные мероприятия не должны были сопровождаться религиозными обрядами и церемониями. Религиозные общества объявлялись частными, не пользующимися какими-либо преимуществами и субсидиями от государства. Они не имели права владеть собственностью, лишались права юридического лица. Все их имущество объявлялось народным достоянием.

На основании декрета об отделении школы от церкви была введена система светского образования. В учебных заведениях запрещалось преподавать религиозные вероучения. Обучать и обучаться религии гражданам разрешалось частным образом. Декрет закрепил также право граждан на свободу атеистических убеждений. В этих условиях значительная часть церковных иерархов и верующих оказалась не готова к радикальным переменам и отнеслась к ним с открытой или молчаливой враждебностью.

В 1918 г. была принята Конституция РСФСР. В статье 13 Конституции провозглашалось: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». Впервые в истории России свобода совести была введена в положение конституционного принципа, гарантировала гражданам Советской России права и свободы в отношении религии.

В конце 1920-х годов в стране обострилась борьба в коммунистической партии и в правительстве между разными подходами к дальнейшему экономическому и социально-политическому развитию страны. В этой борьбе одержали верх представители жесткой административно-командной системы. Это отразилось и на отношении к церкви. Религиозные организации объявлялись силой, враждебной советской власти. Началась широкомасштабная кампания по закрытию храмов и монастырей, ограничивалась деятельность духовенства. Необходимость этих жестких мер обосновывалась «обострением классовой борьбы». Подобная политика в отношении к церкви проявилась в ряде правовых документов.

Советское государство стало создавать систему всеохватывающего контроля за деятельностью религиозных организаций, что в определенной мере следовало прежней российской традиции. В этом смысле важным было постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1929 г. «О религиозных объединениях». В нем закреплялось право религиозных объединений на осуществление единственной функции - удовлетворение религиозных потребностей верующих в молитвенном здании. Однако и это обставлялось рядом ограничений и запретов. Например, в статьях 17 и 18 религиозным организациям запрещалось создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения и вообще пользоваться находящимся в их распоряжении имуществом для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения религиозных потребностей, допускать преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений в учебных заведениях. Массовые репрессии во второй половине 1930-х годов не обошли стороной и священнослужителей. В принятой в декабре 1936 г. Конституции СССР в статье 124 говорилось: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».

На всех этапах развития человеческой цивилизации религия была и остается одним из важнейших факторов, влияющих на мировоззрение и способ жизни каждого верующего, а также на отношения в обществе в целом. Каждая религия основывается на вере в сверхъестественные силы, организованном поклонении Богу или богам и на необходимости соблюдать определенный свод норм и правил, предписанных верующим. в современном мире играет почти такую же важную роль, как и тысячелетия назад, так как согласно опросам, проведенным американским институтом Гэллапа, в начале XXI века более 90% людей верили в наличие Бога или высших сил, причем количество верующих людей примерно одинаково и в высокоразвитых государствах, и в странах "третьего мира".

Тот факт, что роль религии в современном мире по-прежнему велика, опровергает популярную в ХХ веке секуляризационную теорию, согласно которой роль религии обратно пропорциональна развитию прогресса. Сторонники этой теории были уверены, что научно-технический прогресс уже к началу двадцать первого века станет причиной того, что веру в высшие силы сохранят только люди, живущие в слабо развитых странах. Во второй половине ХХ века секуляризационная гипотеза отчасти подтверждалась, так как именно в этот период бурно развивались и находили миллионы приверженцев теории атеизма и агностицизма, однако конец ХХ - начало XXI века ознаменовались быстрым приростом количества верующих людей и развитием ряда религий.

Религии современного общества

Процесс глобализации затронул и религиозную сферу, поэтому в современном мире все больший вес приобретают , и остается все меньше адептов этнорелигий. Ярким примером этому факту может послужить религиозная ситуация на Африканском континенте - если еще чуть больше 100 лет назад среди населения африканских государств преобладали адепты местных этнорелигий, то сейчас всю Африку можно условно поделить на две зоны - мусульманскую (северная часть материка) и христианскую (южная часть материка). Наиболее распространенными религиями в современном мире являются так называемые мировые религии - буддизм, христианство и ислам; каждое из этих религиозных течений имеет свыше миллиарда адептов. Также широко распространены индуизм, иудаизм, даосизм, сикхизм и другие верования.

ХХ век и современное время можно назвать не только временем расцвета мировых религий, но и периодом зарождения и бурного развития многочисленных религиозных течений и Неошаманизм, неоязычество, учение Дона Хуана (Карлос Кастанеда), учение Ошо, саентология, Агни-йога, PL-Кёдан - это только малая часть религиозных течений, возникших менее 100 лет назад и имеющих на данный момент сотни тысяч адептов. Перед современным человеком открывается очень большой выбор религиозных учений, и современное общество граждан в большинстве стран мира уже нельзя назвать одноконфессиональным.

Роль религии в современном мире

Очевидно, что расцвет мировых религий и появление многочисленных новых религиозных течений напрямую зависит от духовных и психологических потребностей людей. Роль религии в современном мире практически не изменилась по сравнению с той ролью, которую играли религиозные верования в прошлые века, если не учитывать того факта, что в большинстве государств религия и политика разделены, и священнослужители не обладают властью оказывать существенное влияние на политические и гражданский процессы в стране.

Тем не менее, во многих государствах религиозные организации оказывают значительное влияние на политические и социальные процессы. Также не следует забывать, что религия формирует мировоззрение верующих, поэтому даже в светских государствах религиозные организации опосредствованно влияют на жизнь общества, так как они формируют взгляды на жизнь, убеждения, а зачастую - и гражданскую позицию граждан, являющихся членами религиозной общины. Роль религии в современном мире выражается в том, что она выполняет следующие функции:

Отношение современного общества к религии

Бурное развитие мировых религий и появление многих новых религиозных течений в начале ХХI века вызвало неоднозначную реакцию в обществе, так как часть людей стала приветствовать возрождение религии, но другая часть общества высказывается решительно против увеличения влияния религиозных конфессий на общество в целом. Если характеризовать отношение современного общества к религии, то можно заметить некоторые тенденции, применимые практически ко всем странам:

Более лояльное отношение граждан к религиям, которые считаются традиционными для их государства, и более враждебное - к новым течениям и мировым религиям, "конкурирующим" с традиционным верованием;

Увеличение заинтересованности религиозными культами, которые были распространены в далеком прошлом, но уже почти забылись до недавнего времени (попытки возродить веру предков);

Возникновение и развитие религиозных течений, которые являют собой симбиоз определенного направления философии и догм из одной или сразу нескольких религий;

Быстрое увеличение мусульманской части общества в странах, где еще несколько десятилетий данная религия была не очень распространена;

Попытки религиозных общин лоббировать свои права и интересы на законодательном уровне;

Появление течений, противодействующих увеличению роли религии в жизни государства.

Несмотря на то, что большинство людей положительно либо лояльно относятся к различным религиозным течениям и к их поклонникам, попытки верующих диктовать остальной части общества свои правила зачастую вызывают протест в атеистов и агностиков. Одним из ярких примеров, демонстрирующих недовольство неверующей части общества тем, что государственные власти в угоду религиозным общинам переписывают законы и наделяют членов религиозных общин исключительными правами, является появление пастафарианства, культа "невидимого розового единорога" и других пародийных религий.

На данный момент Россия является светским государством, в котором законодательно закреплено право каждого человека на свободу вероисповедания. Сейчас религия в современной России переживает этап бурного развития, так как в посткоммунистическом обществе спрос на духовные и мистические учения достаточно высок. Согласно данным опросов компании "Левада-Центр", если в 1991 году верующими себя называли немногим более 30% людей, в 2000 году - примерно 50% граждан, то в 2012 религиозными считали себя более 75% жителей РФ. Также немаловажно, что примерно 20% россиян верят в наличие высших сил, но при этом не причисляют себя ни к одной конфессии, поэтому на данный момент только 1 из 20 граждан РФ является атеистом.

Наиболее распространенной религией в современной России является православная традиция христианства - ее исповедуют 41% граждан. На втором месте после православия идет ислам - около 7%, на третьем - адепты различных течений христианства, которые не являются ответвлениями православной традиции (4%), далее - приверженцы тюрко-монгольских шаманских религий, неоязычества, буддизма, старообрядчества и др.

Религия в современной России играет все большую роль, и нельзя сказать, что эта роль однозначно положительная: , попытки привнести в школьный учебный процесс ту или иную религиозную традицию и возникающие на религиозной почве конфликты в обществе - это отрицательные последствия, причиной которых является стремительное увеличение количества религиозных организаций в стране и быстрый прирост числа верующих.

Тема 24. Религия и политика

1. Роль и место религии в политике

Роль религии в современном мире:

v Религия по-прежнему в значительной мере влияет на политическую жизнь в большинстве стран мира, включая страны, где большая часть населения нерелигиозна.

v Религия решающим образом влияет на политическую культуру большинства стран и народов мира.

v Религиозная символика присутствует в качестве составной части символики государств, политических партий, общественных организаций.

v Религиозные праздники являются также и государственными в большинстве стран мира.

v Религиозные деятели входят в состав политической элиты многих стран.

v Присяга высших должностных лиц при вступлении в должность часто сопровождается религиозным обрядом.

Французские просветители XYIII века говорили о том, что религия является исключительно следствием невежества народных масс, и что по мере развития образования и технического прогресса религия исчезнет.

Однако, начиная с 1970-х гг., по мере подъема исламского движения и исламской революции в Иране, политологи заговорили о религиозном ренессансе во многих регионах мира.

Появились такие термины, как «политизация религии» и «религизация политики».

Религия (от латинского слова religare - соединять, связывать) - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя:

v свод моральных норм;

v типов поведения, обрядов, культовых действий;

v объединение людей в организации.

Религия может быть использована политическими деятелями для достижения собственных целей.

Явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, называется цезаро-папизмом (был характерен для Византии, России и фашистской Италии).

Обратное явление, когда патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства, называют папо-цезаризмом (в Средневековье католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в Европе).

Основные функции религии:

v Мировоззренческая - религия наполняет жизнь верующих неким особым значением и смыслом;

v Компенсаторная , или утешительная, психотерапевтическая - возможности религии компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью;

v Коммуникативная - общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами, духами (общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности);

v Регулятивная - осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей;

v Интегративная - позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями;

v Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях;

v Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.);

v Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

Религия моделирует будущее общество, к которому призывает стремиться своих сторонников. Религия, как правило, идеальное общество переносит на небо, но, тем не менее, каждая религиозная идеологическая система всегда имеет свой проект идеального общественно-политического порядка и на земле.

2. Общая характеристика религии

Для религии наиболее употребляемым понятием является «вера» (не случайно религиозные люди себя называют «верующими»). Однако вера и религия - это не одно и то же.

Вера - признание чего-либо истинным без доказательств, в силу внутреннего субъективного предположения. Религиозная вера - вера в некое сверхъестественное, абсолютное и вечное первоначало, сотворившее наш мир, невосприимчивое нашими органами чувств и непостигаемое нашим разумом.

Религия включает в себя не только веру в сверхъестественное, а подразумевает также веру в возможность непосредственного общения с этим сверхъестественным путем молитв, проведения особых обрядов и пр.

По мнению американского футуролога Курцвейла Рэймона (1948) «основная роль религии - это рационализация смерти, т. е. осознание трагедии смерти как хорошего явления».

Религия - это и образ мысли, чувства, действия, обусловленные верой в сверхъестественное и предусматривающее возможность общения с ним.

Религия - это целый комплекс, включающий в себя многие компоненты, к которым относятся:

v религиозные представления,

v религиозные чувства ,

v религиозные действия .

Религиозные представления - это совокупность идей и образов, воспринимаемых верующими как данные свыше, полученные от Бога,

Исследователи различают различные уровни религиозного представления:

v низшее (обыденное) религиозное представление;

v высшее (религиозная теория).

Обыденное религиозное сознание - самое общее, порой очень поверхностное, представление о Боге и религии, сводящееся нередко лишь к механическому повторению молитв и выполнению обрядов.

Религиозную теорию называют вероучением . Разрабатывают его профессиональные ученые-богословы (теологи). Вероучение отличается обстоятельностью, полнотой, охватывая почти все стороны жизни человека, и строгой последовательностью. Вероучение четко систематизировано и зафиксировано в священных текстах - книге или своде книг. В христианстве подобные тексты называются Священным Писанием.

Для верующих священные тексты считаются боговдохновенными, ниспосланными свыше и содержащими божественное откровение.

В каждой религии существуют догмы - мнения, учения, положения, принимаемые на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.

Люди, не соглашающиеся с учением Церкви, и высказывающие собственное мнение - ересь , называется - еретиками. Не случайно говориться - где догма, там и ересь .

Господствующая Церковь в прошлом подвергала еретиков преследованиям (средневековая инквизиция). Но нередко ересь побеждает и сама превращается в господствующую религию.

Религиозные чувства - эмоциональное состояние, вызванное размышлениями на религиозные темы, чтением священных текстов, молитвой или участием в религиозной церемонии. Религиозные чувства являются одними из самых сильных чувств, которые способен переживать человек.

Религиозные действия - совокупность строго регламентированных действий, продиктованных религиозной верой. Чаще всего религиозные действия называют культом .

К важнейшим элементам культа относятся:

v ритуальные поклоны и жесты,

v молитвы и песнопения,

v жертвоприношения,

v ограничения в пище (посты),

v поклонения святым местам.

Культовые акции обычно совершаются в специальных сооружениях - храмах .

Совокупность верующих одной религиозной системы составляют конфессию (от латинского confession - признание, исповедание).

Наряду с большими конфессиями, как правило, в одной стране также существуют и более мелкие религиозные организации - секты (от латинского sekta - учение, направление).

В последнее время в ряде западных стран секты стали именовать деноминациями (от латинского denomination - наделение особым именем).

Институционализированая конфессия составляет Церковь .

В обществе и государстве Церковь выполняет две функции:

1. Религиозную -

v сохраняет и развивает вероучение,

v проводит богослужение,

v осуществляет подготовку кадров священнослужителей.

2. Социально-политическую:

v ведет государственно-политическую деятельность,

v культурно-просветительскую работу среди населения страны,

v занимается благотворительностью,

v занимается экономической деятельностью.

Представители Церкви и активные верующие становятся, даже сами того не желая, политическими деятелями.

Политическая деятельность приводит к тому, что деятелям Церкви и светским сторонникам усиления роли религии в жизни страны приходится создавать политические партии, массовые организации, профсоюзы, прессу и электронные СМИ, вести политическую деятельность, в своих формах практически не отличающуюся от деятельности всех остальных политических организаций.

Политическая идеология, вдохновляющаяся религиозными учениями, называется клерикальной, или клерикализмом (от латинского clericalis - церковный).

Соответственно, политические партии, отстаивающие подобными взгляды, называются клерикальными. Партии, ставящие целью устранение влияния Церкви на политику и создание светского государства, называются антиклерикальными.

В основе каждого политического движения, основанного на религиозных учениях, положено осмысление священных текстов.

В зависимости от истолкования религиозных учений, религиозно-политические идеологии делятся на фундаменталистские, модернистские и традиционалистские.

Фундаментализм призывает вернуться к фундаменту, основам веры, отрицая новшества в вероучении и богослужении.

Модернисты напротив, стараются осовременить вероучение, по-новому истолковывая священные тексты.

Традиционалисты воспринимают Церковь такой, какая она есть на сегодняшний момент, не одобряя ни новшеств, ни фундаментализма.

В политических движениях, основанных на религиозных учениях, преобладает фундаментализм . Это объясняется тем, политически активные верующие критически оценивают традиционную церковь, считая, что она не способна отстаивать их права.

Модернизм чаще всего используются правящими режимами для обоснования своей власти.

Фундаменталисты, осуждающие официальную церковь и резко оппозиционно настроенные к власти, с большей вероятностью способны увлечь за собой массы активных верующих.

По данным на 2005 год более 54 % верующих людей на Земле являются приверженцами одной из авраамических религий (Авраам, согласно Пятикнижию, считается основателем традиции, отраженной в иудаизме, христианстве и исламе).

Из числа верующих:

v христиан - 33 %;

v мусульман - 21 %;

v иудеев - 0,2 % ;

v индуистов - 14 %;

v буддистов - 6 %;

v представителей традиционных китайских религий - 6 %;

v сикхов - 0,37 %;

v приверженцев других верований - остальные.

  1. Политические доктрины христианства

Католицизм.

Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 году и на несколько веков каких-либо крупных государств в этой части христианского мира не было. Но все эти мелкие государства объединялись христианством.

Со времен Римской империи сохранилась жесткое централизованное иерархичное устройство Церкви и латинский язык в качестве главного языка. При этом на Западе был только один город - Рим, архиепископ которого считался одним из самых влиятельных в христианском мире и носил титул папы.

В результате в средневековой Европе сложился папоцезаризм - идея превосходства церковной власти, представленной папой Римским, над светской властью.

Начиная с IХ - Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей , согласно которой для защиты христианства Богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от Бога. При наиболее могущественных папах, теория «двух мечей» означала, что светские правители должны всего лишь выполнять повеления пап. Короля, не подчиняющему папе, можно сместить, заменить, даже убить. Его «меч» также принадлежит церкви.

Священническое служение рассматривается как высшее, а императорское - как низшее и ему подчиненное. С такой точки зрения, император возводится на престол «по воле (nutu) Бога и святого ключника Петра».

По мере формирования и укрепления национальных государств папство все больше само попадалось под контроль светских властей.

Теорию «двух мечей» стали использовать для оправдания полной самостоятельности светских королей. В дальнейшем эта теория перестала использоваться как светскими, так и церковными теоретиками.

Чисто католическим является догмат о непогрешимости папы Римского, сделавший римского архиепископа высшим авторитетом в вопросах веры для католиков.

С целью сохранения единства владений и богатств церкви в Х I в. был введении целибат - безбрачие белого (приходского) духовенства. Это приводило к тому, что даже самые богатые и влиятельные иерархи церкви оставались лишь пожизненными пользователями ее богатств, будучи не в состоянии передать их по наследству.

Одновременно в католичестве были созданы монашеские ордена - объединения монастырей с общим уставом. Ордена напрямую подчинялись папе и были поэтому независимы от местных церковных властей.

Таким образом, даже в случае неповиновения какого-нибудь короля, которого могло поддержать местное духовенство, ордена оставались верны папе.

Наконец, на страже интересов церкви всегда была инквизиция .

В конце XIX в., убедившись в поражении жесткого противостояния светским властям, Папство сменило тактику. В 1891 г. папа Лев ХШ издал энциклику (послание по вопросам веры и политики) «Рерум новарум», в которой призвал католиков признавать светские законы, уважать конституционный строй, но вместе с тем, создавать свои партии, профсоюзы, общественные организации, и активно участвовать в политической жизни.

В католических странах стали возникать партии, обычно называвшие себя народными, или, несколько позднее, христианско-демократическими. В ХХ веке христианская демократия стала одной из влиятельнейших политических сил во многих странах Европы.

В наши дни христианско-демократические партии уже нельзя назвать клерикальными. Для их идеологии характерно отношение к христианству не столько как к религии, сколько к великой исторической традиции. В этом смысле христианско-демократические партии могут считаться не религиозными, а консервативными партиями.

Православие.

В конце римской эпохи сложились два противоположных христианских религиозно-политических учения. В восточной части римской империи, впоследствии названной Византией , сложилось явление цезарепапизма , то есть превосходства императорской власти над властью церковной.

На Востоке существовали сразу несколько крупных городов - метрополий, архиепископ которых носил титул патриарха или папы (Иерусалим, Антиохия, Александрия, Константинополь), а император был один. В результате патриархи уравновешивали друг друга, не выступая с самостоятельными требованиями.

В эпоху императора Юстиниана (527-565 гг) появилось понятие «симфонии », то есть «созвучия» светской и духовной власти. В соответствии с «симфонией», Церковь спасает бессмертные души христиан, защищая незыблемость обрядов и догматов, а грешными бренными телами ведает светская императорская власть.

Благодаря теории «симфонии» восточная церковь не выдвигала никогда политических требований, но при этом малейшие расхождения с обрядностью и догматами, принятыми на Вселенских Соборах, вызывала серьезнейшие политические потрясения.

Идеальным политическим устройством православие считает царскую власть. Царь, являясь Помазанником Божиим, должен только перед ним держать ответ, а не перед народом. Самодержавие создается не только волей Божьей, но и по образцу Царства Божия. Поэтому в православном царстве не может быть конституционных ограничений, парламентов и т. д. Православие, таким образом, неразрывно связанна с определенной формой правления - самодержавной монархией .

В России, в полном соответствии с цезарепапизмом, светская власть распоряжалась церковным имуществом. Со времен Петра Великого церковь была превращена в незначительное министерство. Сама церковь никогда не претендовала на участие в политических делах. Даже в годы потрясений большевистской революции церковь заняла позицию неучастия в Гражданской войне.

В 1927 г. местоблюститель патриаршего престола Сергий, крупный философ, многократно подвергавшийся арестам, но никогда не отрекавшийся от своих взглядов, тем не менее, поместил декларацию, в которой объявил о поддержке советской власти.

Государство пошло на примирение с Русской православной Церковью в годы Великой Отечественной войны, закрыв антирелигиозные газеты, распустив «Союз воинствующих безбожников». Сталин встретился в сентябре 1943 г. с высшими церковными иерархами и фактически согласился с их пожеланиями, выпустив находящихся в заключении священников, разрешив избрать патриарха на вакантную с 1925 г. должность, и разрешив церкви приобретать здания, открывать храмы и религиозные учебные заведения.

При Н.С.Хрущеве возобновилось гонение на церковь. За 1959-64 гг. были закрыты 5 из 8 духовных семинарий, более 50 из 89 монастырей, количество приходов сократилось с 22 тыс. до 8 тыс. Тем не менее, Русская Православная церковь продолжала в полном соответствии с цезарепапизмом, сосуществовать с властью, у которой атеизм был частью официальной идеологии.

После перестройки и распада СССР РПЦ по-прежнему занимает позицию принципиального невмешательства в политическую жизнь.

Несмотря на стремление всех политических партий привлечь Церковь на свою строну, духовенство и миряне остаются в стороне от политических страстей.

Протестантизм.

Протестантизм родился в Х VI в. и связан своим происхождением с Реформацией - социально-идеологическим движением, направленным против католической церкви и феодальных порядков.

С самого начала протестантизм был разнородным движением, никогда не имевшим единой организации.

В наши дни существуют несколько десятков самостоятельных протестантских конфессий и деноминаций.

Характерной особенностью протестантизма является отрицание необходимости церковной иерархии, считая, что не должно быть посредников между Богом и человеком в виде церковной организации. Это приводит к тому, что протестанты редко выдвигают собственные политические требования.

Протестантский религиозный идеал представлял собой общину равных единоверцев, в которой каждый мог проповедовать. Поэтому не удивительно, что протестанты в политике тяготели к демократии.

Именно протестантские страны стали первыми в истории конституционными монархиями или республиками.

Однако именно уважение прав меньшинства и отсутствие религиозной инстанции, дающее общее для всех решение в вопросах веры, приводит к отсутствию чисто протестантских политических партий.

Даже христианско-демократические партии в протестантских странах являются светскими консервативными партиями.

В настоящее время протестантизм является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии.

В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом).

  1. Политическая доктрина ислама

Ислам - самая молодая из мировых религий.

Слово «ислам» имеет несколько значений:

v буквально переводится как мир;

v другое значение этого слова - «предание себя Богу» («покорность Богу»).

Людей, которые покорились Богу, в исламе называют мусульманами .

С точки зрения Корана (священная книга ислама), ислам - единственная верная религия человечества, её последователями были пророки - Авраам, Моисей, Иисус.

В окончательном виде ислам был представлен в проповедях пророка Мухаммада, получившего сведения о новой религии в виде Божественного Откровения.

Является на сегодняшний день самой политизированной религией. Это объясняется тем, что мусульманские страны переживают всеохватывающий кризис, а светские идеологии не могут дать ответа на мучающие мусульман вопросы.

В самом деле, за последние полвека страны традиционного ислама предпринимали попытки введения демократии западного образца, пытались строить социалистическое общество самого различного направления, пережили период националистических диктатур.

Однако все это оказалось не в состоянии решить стоящие перед странами проблемы. В этих условиях и произошло «возрождение» ислама.

Во многом это возрождение было связано с особенностями исламской религии.

В основе политической системы ислама лежат три основных принципа:

v Таухид (единобожие),

v Рисалят (пророческая миссия Мухаммеда),

v Хиляфа (наместничество).

Таухид - принцип единства Аллаха - всецело опровергает концепцию юридической и политической независимости человеческих существ, коллективно или индивидуально.

Ни один индивидуум, семья, класс общества или раса не имеют права ставить себя превыше Аллаха. Только Аллах один является Правителем и Его предписания - закон.

Таким образом, никакая конституция не может ничего предписывать религии и ее служителям.

Хиляфа - по исламу человек является представителем Аллаха на земле, Его наместником.

Поэтому он призван, используя добродетели и способности, данные ему Аллахом, выполнять предписания Аллаха в этом мире в пределах, определяемых Аллахом.

В действительности это означает, что управлять мусульманской общиной после пророка Мухаммеда могут наиболее благочестивые мусульмане.

Борьба за власть между преемниками пророка в VII в. породила раскол ислама на суннизм (ортодоксальный ислам) и шиизм.

Первыми шиитами были сторонники халифа Али и его сына Хусейна, погибших в борьбе против захватившего власть грубой силой халифа Моавии. С тех пор шииты считают, что управлять мусульманами могут только потомки Али. Все остальные правители, даже мусульмане, не могут считаться истинными правителями.

Шииты неоднократно поднимали восстания и создавали недолговечные государства, которыми правили имамы - духовные лидеры.

В силу исторических обстоятельств шиизм утвердился только в одной мусульманской стране - Иране.

В 1979 г. иранское духовенство под руководством аятоллы (духовный титул шиитов) Хомейни возглавило народную революции, свернув прозападный режим шаха и установив своеобразный политический режим - исламскую республику.

В Иране существует парламент, президент, партии, периодически проводятся выборы, однако все решения правительства может отменить духовный законоучитель - факих, или рахбар.

Большинство мусульман являются суннитами (от Сунны - сборника рассказов о жизни и изречениях пророка Мухаммеда).

У них отсутствует единое духовное руководство после ликвидации халифата в 1924 году.

Это приводит к раздробленности мусульманских политических идеологий и способствует популярности воинственных экстремистов фундаменталистского толка.

Религиозные идеи в целом, без привязки к конфессиям, играют заметную роль в повседневной жизни бразильцев, зачастую определяя их политическое и электоральное поведение.

Бразилия – религиозная страна, в которой долгое время, до 1891 года, католицизм был государственной религией, и даже после провозглашения секулярного сосуществования церкви и государства католическая церковь продолжала оказывать существенное влияние на политическую жизнь. В настоящий момент в Бразилии порядка 8–14% населения не определили себя как религиозных людей, а оставшиеся более 80% относят себя к той или иной конфессии.

Согласно результатам недавнего опроса Datafolha , среди верующих порядка 19% учитывают мнение лидера своей церкви в ходе голосования на выборах разных уровней. Этот показатель выше среди протестантов – 26%, и особенно среди пятидесятников – 31%. Конечно, полученные данные совершенно не означают, что верующие голосуют «по указке» приходов, однако они дают представление о логике религиозного влияния в Бразилии. Этот же опрос, кстати, продемонстрировал, что религиозный кандидат в президенты – неважно, католик или протестант – имеет значительно больше шансов на успех, чем убежденный атеист (за последнего никогда бы не проголосовало 52% опрошенных).

Религия проникает в бразильскую политику также через партии, определяющие свою идеологическую базу как христианскую или, в более широком смысле, гуманистическую. Для России это явление не характерно, а вот в Бразилии насчитывается как минимум пять партийных образований, которые включили христианские ценности в основу своих идейных платформ: Христианская рабочая партия, Социал-христианская партия, Социал-демократическая христианская партия, Гуманистическая партия солидарности и Республиканская партия Бразилии. Надо заметить, что список приверженцев религиозных идей, разумеется, не ограничивается этими партиями, политики и чиновники могут принадлежать к любой партии, но иметь вполне определенные религиозные убеждения, транслируемые на публике.

В последние годы в политическом пространстве все заметнее становится тенденция, уже очевидная в пространстве религиозном: католики медленно, но верно уступают место другим религиям, в особенности, протестантам, среди которых уверенно лидируют пятидесятники. Евангелисты умело перехватывают консервативную, а иногда и ультраконсервативную повестку, и, что важнее, довольно успешно кооперируются для работы по этой повестке. Несколько лет назад они даже создали «Евангелистский парламентский фронт» , действующий в обеих палатах Конгресса и объединяющий представителей различных партий по принципу религиозной принадлежности. По разным подсчетам, он объединяет до 198 депутатов нижней палаты Конгресса, причем некоторые даже не являются прихожанами протестантских церквей. Интересно, кстати, что среди депутатов есть и пастыри. Большинство депутатов «Евангелистского парламентского фронта» принадлежат к таким церквям, как «Ассамблеи Бога», «Христианские конгрегации Бразилии», «Всемирная Церковь «Царство Божие»», а также к баптистской церкви. В топе обсуждаемых тем – аборты, эвтаназия, однополые браки, гендерные проблемы, институт семьи.

Другая сторона религиозной составляющей политической жизни Бразилии – это дискриминация. Хотя в целом Бразилия считается страной толерантной, в том числе в расово-религиозном смысле, показатели терпимости в отношении миноритарных религий все же далеки от идеальных. По данным Госдепартамента США , каждый год выпускающего обзор уровня религиозной свободы в странах мира, Бразилия в целом соблюдает права граждан на выбор вероисповедания и прикладывает усилия к минимизации случаев дискриминации. Однако наблюдается устойчивая линия на негативное и зачастую агрессивное отношение к исповедующим афро-бразильские религии, в частности, кандобмле и умбанда.

Подавляющее большинство зарегистрированных случаев дискриминации по религиозному признаку касались именно афро-бразильских религий, порядка 70%. Вокруг этих культов немало слухов и предубеждений, а священников и прихожан нередко ассоциируют с колдунами, шаманами и черной магией. Известны случаи нападений на верующих, поджогов церквей, актов вандализма. Не всегда, но относительно часто агрессия сопровождается и расовой нетерпимостью.

Проблематика конфессиональной дискриминации имеет прямое отношение к политике, и это хорошо понимают на государственном уровне в Бразилии. За последние годы был предложен целый ряд инициатив, направленных на искоренение религиозной и расовой нетерпимости, включая создание горячей линии, организаций по защите прав жертв религиозного притеснения, структур для продвижения идей мультикультурализма и уважения ко всем религиям и др. Среди предпринимаемых мер надо особо отметить создание платформ для межконфессионального диалога при участии самых разных религиозных групп и представителей государственных институтов.

Как ни странно, но в XXI веке можно констатировать, что религиозная повестка возвращается в Бразилию. Экспансия новых тяжеловесов религиозно-политического пространства – протестантов и в особенности пятидесятников – станет определяющим трендом в религиозной сфере Бразилии в ближайшие годы. Обладающие ресурсами и влиянием протестанты, вероятнее всего, серьезно потеснят традиционного игрока – католическую церковь. Неизвестной переменной пока остается реакция католического сообщества: станет ли оно сопротивляться смещению с пьедестала или попробует использовать конкурентов в своих интересах?