Рыцарь орден крестоносец средневековье ассоциации. Страшные тайны монашеских орденов средневековья

Духовно-рыцарские ордена

Как мы уже говорили, еще до начала Крестовых походов на дорогах Европы и Востока, ведущих в Иерусалим, можно было увидеть приюты для паломников. В середине ХI в. один из жителей итальянского города Амальфи основал в самом конце пути – в Иерусалиме – еще один приют: госпиталь для заболевших паломников, и назвал его в честь Святителя Иоанна Милостивого, александрийского патриарха, жившего в VII столетии. Именно этому госпиталю и суждено было породить феномен, ставший едва ли не визитной карточкой европейского Средневековья, – рыцарские ордена. Самый древний из них, известный нам по неофициальному прозвищу «госпитальеры», в документах так и именовался: «Орден всадников госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского».

Служившим в госпитале монахам не всегда удавалось вести праведную жизнь кротких братьев. Периодически возникавшая потребность защиты больных и имущества госпиталя нередко принуждала монахов браться за оружие. По некоторым данным, они даже ударили в тыл защитникам Иерусалима во время его осады крестоносцами в 1099 г. После взятия Иерусалима число таких приютов возросло, объявивший себя монашеским орденом персонал этих заведений, формируемый почти исключительно из принявших постриг рыцарей-крестоносцев, приобретал все большую воинственность.

При Раймоне дю Пюи, первом Великом магистре, орден становится рыцарским. В 1113 г. папа римский Пасхалий II утвердил устав ордена, обязывавший монахов воевать за Гроб Господень. Госпитальеров, или иоаннитов, как их часто называли по имени госпиталя, отличал красный плащ с белым крестом, который мы сейчас называем «мальтийским». Дело в том, что после вытеснения европейцев из Палестины иоанниты в 1309 г. осели на острове Родос, а с 1522 г. перебрались на Мальту, где прекрасно существуют и по сей день.

Похожая история произошла и с другим рыцарским орденом – «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона», более известным под названием «тамплиеры».

В начале XII в. небогатый французский дворянин Гуго де Пейн в компании восьми своих родственников, так же, как и он, отправившихся в крестовый поход, учредил орден для защиты паломников, который они назвали «Бедные рыцари». Французские крестоносцы были так бедны, что им даже приходилось путешествовать вдвоем на одной лошади (и этот образ стал одним из символов тамплиеров). Скорее всего, об этой религиозной инициативе никто и никогда бы не услышал, но Гуго де Пейн и еще один из «отцов-основателей» ордена, Годфруа де Сент-Омер, оказались великолепными организаторами. Популярность «Бедных рыцарей» все время росла, орден пополнялся все новыми и новыми членами, и в 1128 г. на соборе в Труа был признан официально. Его устав поручили написать знаменитому религиозному деятелю того времени, святому Бернарду Клервоскому, основателю монашеского ордена бернардинцев. Отличием тамплиеров был белый плащ с красным крестом.

Вот что писал о создании ордена тамплиеров архиепископ Тирский Вильгельм, бывший канцлером Иерусалимского королевства и крупным средневековым историком:

«Несколько благородных рыцарей, людей истинно верующих и богобоязненных, выразили желание жить в строгости и послушании, навсегда отказаться от своих владений, и, предав себя в руки верховного владыки церкви, стать членами монашеского ордена. Среди них первыми и наиболее знаменитыми были Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер. Поскольку у братства не было пока ни своего храма, ни жилища, король предоставил им временное убежище у себя во дворце, построенном на южном склоне Храмовой горы. Каноники стоявшего там храма на определенных условиях уступили часть обнесенного стеной двора для нужд нового ордена. Более того, король Иерусалимский Балдуин II, его приближенные и патриарх со своими прелатами сразу обеспечили ордену поддержку, выделив ему некоторые из своих земельных владений – одни пожизненно, другие во временное пользование, – благодаря чему члены ордена могли бы получать средства к существованию. В первую очередь им было предписано во искупление своих грехов и под руководством патриарха “защищать и охранять идущих в Иерусалим паломников от нападений воров и бандитов и всемерно заботиться об их безопасности”» .

Позже, в конце XII в., возник и третий – Тевтонский – орден. Он появился в 1190–1191 гг. и, как видно из названия, пополнялся почти исключительно выходцами из немецких земель. Тевтонский орден вырос из госпитального братства Святой Девы Марии во время Третьего крестового похода, его членов отличали белые плащи с черным крестом.

Принципы, по которым жили ордена, соединили несовместимые, казалось бы, роли – монаха и рыцаря, смирение первых удивительным образом сочеталось с воинственностью вторых. Однако, как ни удивительно, этот странный гибрид не только выжил, но и оказался одним из самых удачных социальных изобретений того времени. Ордена быстро увеличивались количественно, а их влияние и на завоеванных территориях, и в христианском мире как таковом росло взрывообразно.

Дело в том, что основной проблемой крестоносцев всегда была несогласованность действий и отсутствие единого командования. Поэтому рыцарские ордена с их строгой иерархией и безукоризненной дисциплиной быстро стали самыми боеспособными воинскими частями того времени, принимавшими деятельное участие почти во всех битвах эпохи Крестовых походов. По сути, именно они составляли постоянную армию крестоносцев, ряды которой пополнялись за счет прибывающих из Европы рыцарей. Именно им обычно поручали охрану крепостей, содержание и расширение которых являлось слишком тяжелым финансовым бременем как для сеньоров, так и для монархии. С точки зрения поддержания постоянной боевой готовности ордена были важным военным козырем. Но с политической точки зрения увеличение численности их членов являлось катастрофой для новообразованных латинских государств, поскольку ордена представляли собой независимую военную партию, интересы которой не всегда совпадали с интересами королевств и герцогств.

Деятельность орденов, неподотчетных местным властям, контролировалась непосредственно папой. Во главе орденов стояли Великие магистры. Вся система строилась на принципах жесткой иерархии и строгой дисциплины. Уставы орденов были чрезвычайно суровы. Рыцари приносили монашеские обеты целомудрия, бедности и послушания. По уставу тевтонцев, например, написанному на основе уставов госпитальеров и храмовников, братья должны были молиться не менее пяти часов в день, поститься 120 дней в году, рыцарские развлечения (турниры, охота) запрещались. Строгие наказания следовали за нарушения правил поведения (за нанесение удара мирянину, несоблюдение поста, разглашение тайн ордена и тому подобное).

Духовно-рыцарские ордена имели свои крепости, земли, располагали огромными богатствами, что делало их значительной политической силой. Дело в том, что ордена занимались не только войной, но и вели активную экономическую политику.

Тамплиерам, к примеру, специальным указом папы было разрешено заниматься финансовыми операциями, и вскоре банковская деятельность стала одним из основных занятий в ордене. Именно тамплиеры изобрели чеки, и больше не было нужды везти с собой в опасное путешествие вожделенное для всех золото. Достаточно было внести нужную сумму в ближайшем прецептории храмовников, взять взамен тот самый чек – небольшой кусок пергамента с отпечатком пальца, а потом, добравшись до нужного места, получить там свои деньги за очень небольшим вычетом. Благодаря тому, что сеть командорств покрывала почти всю Европу и Ближний Восток (в XIII в. их насчитывалось более пяти тысяч вместе с зависимыми замками и монастырями), желающих воспользоваться этими услугами было предостаточно.

Стоит ли удивляться, что со временем тамплиеры стали крупнейшими кредиторами Европы? По мнению многих историков, именно богатства ордена и непомерные долги французской короны (и не только ее) стали основной причиной разгрома и роспуска ордена Храма в начале XIV в.

Из книги Осень Средневековья автора Хейзинга Йохан

Из книги Грюнвальд. 15 июля 1410 года автора Тарас Анатолий Ефимович

1. Духовно-рыцарские ордены В последней трети XI века турки-сельджуки захватили многие владения Восточной Римской империи (Византии), в том числе «святую землю» - Палестину и «священный город» - Иерусалим.Несмотря на конфликт, произошедший в 1054 году между легатом папы

Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора Морозов Николай Александрович

Глава I. Книга Иоанна Плано Карпини, католического архиепископа в Черногории: «История монголов, именуемых нами татарами» (т. е. впервые отождествляемых с ними авторами), как первая попытка подменять потерявших популярность на Востоке Европы рыцарские ордена IV крестового

Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. автора Демурже Ален

Вступление Военно-монашеские ордены, рыцарские ордены, ордена за заслуги В 1120 г. в Иерусалиме в условиях, которые еще известны плохо, был основан первый средневековый военно-монашеский орден - орден Храма (тамплиеров). Его первые адепты называли себя pauperes commilitones Christi

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов автора Норман А В

Глава 8 Военные (рыцарские) ордена Крестовые походы имели как военный, так и религиозный характер, а в Святой земле эти стороны средневековой жизни нашли свое логическое воплощение в создании братств рыцарей-монахов великих военных орденов.Место, которое считали

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Духовно-рыцарские ордены В 1118 или 1119 г. девять рыцарей-крестоносцев из Бургундии во главе с Гуго де Пэном приняли монашеский обет по уставу цистерцианцев (ветви монашеского ордена бенедиктинцев). Однако к трем привычным монашеским обетам - бедности, целомудрия и

Из книги Монашеские ордена автора Андреев Александр Радьевич

Часть III Духовно-рыцарские ордена XII-XIII века. К концу XII века вся Европа была покрыта замками. Эту эпоху смело можно было назвать эпохой рыцарства, средневекового военного дворянства, самого привилегированного социального слоя в Европе в середине века. Рыцари стали

Из книги Грюнвальдская битва. 15 июля 1410 года. 600 лет славы автора Андреев Александр Радьевич

Духовно-рыцарские ордена: иоанниты, тамплиеры,

Из книги История рыцарства автора Мишо Жозеф-Франсуа

Из книги Орден госпитальеров автора Захаров Владимир Александрович

Глава 5 Орден госпитальеров и другие духовно-рыцарские ордены в Палестине Среди различных духовно-рыцарских орденов, возникших в Палестине после его завоевания крестоносцами, особо выделяются два: госпитальеров и храмовников (тамплиеров). История их взаимоотношений

Из книги Монашество в средние века автора Карсавин Лев Платонович

Из книги Сокровища и реликвии Британской короны автора

Рыцарские ордена Он взял палочку и, слегка ударив Винни-Пуха по плечу, сказал: - Встань, сэр Винни-Пух де Медведь, вернейший из моих рыцарей! Понятно, Пух встал, а потом опять сел и сказал: «Спасибо», как полагается говорить, когда тебя посвятили в Рыцари. Александр Милн.

Из книги Сокровища британской монархии. Скипетры, мечи и перстни в жизни английского двора автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Рыцарские ордена Он взял палочку и, слегка ударив Винни-Пуха по плечу, сказал: – Встань, сэр Винни-Пух де Медведь, вернейший из моих рыцарей! Понятно, Пух встал, а потом опять сел и сказал: «Спасибо», как полагается говорить, когда тебя посвятили в Рыцари. Александр Милн.

Из книги Сравнительное богословие. Книга 4 автора Коллектив авторов

8-04-2017, 13:38 |


Монашеские и рыцарские ордена Западной Европы это, пожалуй, самая привлекательная тема Средневековья. Наверное, по популярности она стоит в одном ряду с . Тема рыцарских орденов привлекательна своим мистическим смыслом, которым его окружили многие современники. Рыцарские и монашеские ордена стали потом прототипом для создания разных тайных организаций в Европе.

Самым известным орденом является орден тамплиеров. Его настолько уже мистифицировали, приписали ему множество проклятий и убийств. Не все так однозначно. Это тема не совсем чисто историческая. Она скорее похожа на тему больше философскую, которая требует глубокого осмысления. Осмысление нужно для того, чтобы понять, что же все-таки такое средневековый орден, присущ ли ему мистицизм, и разгаданы ли все тайны этих организаций.

Возникновение рыцарских орденов


Традиционно временем возникновения орденов рыцарей приписывают периоду - это примерно начало XII века. Если помните в Клермоне в 1096 г. папа Урбан II созвал собор, провозгласил идею совершить крестовый поход. Необходимо было отбить захваченные мусульманами святые земли в Иерусалиме, в которой располагались главные святыни христиан. Участникам похода должны были простить все грехи.

В ходе движения родились рыцарские ордена, которые сохраняли у себя монашеский устав. Само слово «орден» - буквально означает повиноваться. Так в Раннем Средневековье появились полу монахи и одновременно полу воины. Причем это было не очень характерно для того периода. Одновременно участники ордена могли проливать кровь и молиться, при этом они защищали паломников () на пути в Иерусалим.

Если вдаваться в подробности глубже, то у монашеских орденов была своя гуманная предыстория. Ордена складываются, постепенно начиная еще с VII в. в тот период существовал госпиталь для паломников. Это место где паломники могли отдохнуть, подлечиться. Располагался он в Иерусалиме. Там верующие могли сделать передышку, перед тем как отправиться домой. Госпиталь существовал на пожертвования христианских стран и богатых паломников. После междоусобиц в Арабском халифате госпиталь был закрыт, но 1023 г. по указу Египетского халифа его открыли вновь.

Каким же образом простой госпиталь стал иметь отношение к монашеским орденам? Дело в том, что оказание медицинской помощи было связано с деятельностью монастырей. Монахи были обязаны оказывать приют и помощь странникам и паломникам. Так госпиталь имени святого Иоанна Крестителя в Иерусалиме стал в скором времени монашеским. Монахом тех назвали ионитами, либо госпитальерами.

Превращение монашеского ордена в рыцарский


Для того чтобы монашескому ордену стать военным или рыцарским надо было сделать лишь один шаг. Военный в то время были необходимы для охраны паломников на караванных путях на пути в Иерусалим. Изначально эти военные набирались даже из числа местных арабов-мусульман. Особого значения это в принципе не имело. Они были просто людьми, которые сопровождали караваны с паломниками.

В 1096 г. все изменилось, в 1099 г. первых прошел удачно, взяли Иерусалим. В город въехали паломники (крестоносцы) и их охранники военные. Начинается устройство Иерусалимского королевства. Постепенно часть рыцарей, из числа крестоносцев, поступило на службу в госпиталь Иоанна в Иерусалиме.

1099-1113 гг. Это период скрытого развития госпиталя. Тогда не было еще понятно, что же это за организация. Либо это госпиталь с небольшой военной охраной, либо это все-таки рыцарская военная организация. Далее деятельность этого госпиталя пересекается с деятельностью другой рыцарской организацией. Она станет наряду с госпитальерами самой известным рыцарским монашеским орденом. И ее деятельность будет привлекать внимание историков и других ученых.

Возникновение нового рыцарского монашеского ордена

Гуго де Пейен с другими рыцарями и слугами организовали отряд, который должен был охранять паломников, которые следовали в Иерусалим по сухому пути. Прибыв в Иерусалим рыцари обратились к королю с просьбой назначить их официально охранниками паломников и дать помещение для размещения ордена. Так они пообещали защищать христианскую веру и приносить доход в местную казну.

В помещение рыцарям дали бывшие конюшни, которые находились в ранее существовавшем иудейском храме. Позднее свое название они получили от французского языка - тамплиеры. Так появляется следующий рыцарский монашеский орден, который пока не имеет официального статуса. В нем нет еще никаких правил, отсутствует устав. Изначально это просто организация людей, которые решили посвятить себя такой деятельности - то есть вести войну с неверными и охранять Иерусалимское королевство.

Постепенно появляется и еще один новый орден. Там же в Иерусалиме, при храме Гроба Господня, то есть в центре христианской веры. Это охрана Святого Гроба. Сейчас их называют рыцарями Гробы Господня и нередко их путают с орденом Тамплиеров. Прежде всего, у них похожи на первый взгляд эмблемы. В отличие от остальных орденов - эти рыцари не имеют руководителя (магистра). А подчиняются они напрямую королю Иерусалима. Являясь частью личной армии короля, рыцари Гроба Господня получали от него разные привилегии.

Рыцари Гроба Господня получали оплату от Иерусалимского короля. Однако их почет в обществе был несколько меньше, нежели у госпитальеров и тамплиеров. Эти два ордена жили за счет пожертвований от паломников, купцов. Тамплиеры также пользовались уважением и получали пожертвования от церковных общин и других людей, кто не участвовал в походе непосредственно. Однако эти люди хотели получить благословение Папы и чтобы им отпустили их грехи.

Оформление статуса рыцарских орденов


Только через 20 лет после начала деятельности этих орденов монах и очень почитаемы человек, святой Бернард пишет трактат или устав рыцарского монашеского ордена. В нем он четко определил, что рыцарь-монах это совершенно новая, элитная и престижная, святая и грозная социальная страта. Наличие такого статуса у человека резко возвышал его в обществе.

Член ордена - он монах, именно поэтому

  1. Должен быть сдержан;
  2. Соблюдать все посты;
  3. Ежедневно молиться;
  4. Он не имеет права прикасаться к женщинам;
  5. Не может обладать собственным имуществом.

В обмен на такое послушание он получает хорошее питание, одежду, оружие. Они воевали и хи считали военной элитой того времени. Именно для таких рыцарей впоследствии появилось понятие в современном представлении пенсионное обеспечение. Раненый или увеченный воин все равно продолжался оставаться членом ордена, получал пищу и другие блага. Еще важен был аспект духовный - представитель ордена мог рассчитывать на спасение души. Даже если он совершал какие-то проступки, то война с мусульманами все искупала.

Такие рыцарские организации представляли собой микрогосударство. Они подчинялись магистру, подчинялись дисциплине. Это сделало из важной частью военной структуры. Для них не существовало срока службы в году, как это было, например, у простых рыцарей. Они должны быть всегда готовы по первому же призыву вступить в бой.

Устройство и быт рыцарских монашеских орденов


Тамплиеры и другие ордена всегда были наготове. Даже когда не велись военные действия, рыцарь должен был заниматься ежедневно военной подготовкой:

  1. Тренировки;
  2. Обучение;
  3. забота о своем коне;
  4. уход за своим оружием;

Все это главные занятие члена ордена. Если брать рыцаря госпитальера, то он еще и служит в госпитале, то есть получает медицинские навыки. При этом неважно какому роду принадлежит рыцарь и какое у него звание, заниматься он этим должен.

Можно предположить, что таким образом военная элита становилась все более дисциплинированной и смеренной. Каждый в ордене должен понимать, что он служит более высокой цели и должен ей подчиняться. Главная цель она важнее каких-либо унижений и несчастий, она превыше всего.

Рыцарские монашеские ордена становятся со временем новым ополчением, новой элитой военной иерархии. И многие последующие победы связаны как раз таки с действиями орденов. Любые успехи повышали статус орденов, возвышали их среди остальных военных подразделений. Делались попытки основать новые ордена, их было основано несколько десятков потом. Самые крупные ордена изучены историками, некоторые из них сохранились и до наших дней в той или иной форме, в основном как благотворительные организации.

Вступая в ряды ордена, рыцарь отказывался от своего имущества, от всех материальных благ. Он передавал его своим родственникам. Очень часто рыцари жертвовали свои богатства в пользу ордена. Со временем многие рыцарские организации таким образом разбогатели, в основном за счет участков земли. Это были феодальные участки, которые населяли крепостные крестьяне. Они выполняли все феодальные повинности, а доход шел в пользу ордена .

Расцвет духовных орденов

При всех богатствах, которые получали ордена в качестве пожертвований они не останавливались на достигнутом. Имея общее управление своей собственностью, они рационализировали свои хозяйства и делали их более продуктивными. Так их богатство еще более приумножалось. Можно предположить, что духовные ордена стали в Европе первыми капиталистическими организациями.

Со временем хозяйство таких орденов стало играть даже большую роль, чем их военное составляющее. Они продолжали так же охранять паломников и религиозные объекты. При этом делали это небольшими отрядами. Членом ордена мог стать только знатный человек. Обычно это были младшие сыновья феодалов, которые уже не могли претендовать на получение в наследство земельного надела.

Таким образом, рыцарские организации возникли с начала . Со временем они превратились в мощную военную организацию, которая имела свой устав и была очень дисциплинированной. Во времена своего расцвета они имели обширную хозяйственную деятельность, с которой получали доход в пользу ордена.

Рыцарские ордена видео

После неудач крестовых походов, крестоносные военные ордены стали идеализировать и романтизировать, и в результате в позднее Средневековье появилась идея рыцарства. У них были разные цели - борьба с язычниками, разбойниками, врагами того или иного короля или сеньора. Эти ордена, отличавшиеся один от другого не только задачами, но и численностью, возникали, существовали какое-то время, объединялись или подчинялись иному ордену на феодальных основах и распускались, не достигнув и тени могущества и влиятельности таких орденов, как храмовники, тевтоны и госпитальеры. Однако именно от них пошел обычай носить особые знаки отличия, изготовляемые из золота и серебра, отделанные драгоценными камнями и жемчугом. Этим знакам отличия суждено было пережить рыцарские ордена, учредившие их, и в конце концов они сами стали называться орденами.


1. Госпитальеры (иоаниты) Современное официальное название – Суверенный Военный, Странноприимный Орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты. Официальная резиденция находится в Риме (Италия).
Свое название получил от госпиталя и церкви св. Иоанна Крестителя, где располагался созданный в 1113 году монашеский орден со временем превратившийся в военно- духовную организацию. По своим боевым качествам и воинской доблести иоаниты по праву считались лучшими воинами Европы. После изгнания крестоносцев из Палестины госпитальеры переправились на Кипр, где построили флот и в 1309 году захватили о.Родос. В 1522 г. после шестимесячной осады Родоса турками флот рыцарей перебазировался на о.Мальта, где орден правил до 1798 года. В нынешнее время орден занимается благотворительной и милосердной деятельностью.


2. Тамплиеры (храмовники) Официальное название – орден рыцарей Соломонова Храма, также орден рыцарей Христа. Возник в 1119 г. в Иерусалиме из рыцарей ранее состоявших на службе у храма Гроба Господня. Наряду с госпитальерами занимался охраной паломников и защитой христианских владений в Палестине. Занимался также торговлей, ростовщичеством и банковскими операциями, за счет чего накопил огромные богатства. После изгнания из Палестины орден почти полностью переключился на финансовую деятельность. В 1307 году по приказу папы Климента V и французского короля Филиппа IV начались аресты членов ордена по обвинениях в ереси и конфискация имущества. После казни нескольких членов, включая великого магистра, в 1312 году орден был распущен буллой папы.


3. Тевтонский орден Официальное название – Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae. Основан в 1190 году на базе больницы основанной немецкими паломниками в Акре. В 1196 реорганизован в духовно-рыцарский орден во главе с магистром. Цели – защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. В начале XIII века перенес свою деятельность в Пруссию и Прибалтику, где принял участие в крестовых походах против славян и прибалтов. На завоеванных землях сформировалось фактически государство тевтонских рыцарей – Ливония. Закат ордена начался после поражения в Грюнвальдской битве в 1410 г. В настоящее время орден занимается благотворительностью и лечением больных. Штаб-квартира находится в Вене.


4. Орден Калатравы Духовно рыцарский орден Калатравы (Calatrava la Vieja) был основан в Испании 1158 году монахом Раймондом де Фетеро. Папа Римский Александр III в 1164 году утвердил устав ордена. Рыцарский орден получил свое название от завоеванной у арабов крепости Калатрава. Отличительным знаком членов ордена стала белая и черная одежда с красным крестом. Орден принимал активное участие в отвоевании земель захваченных маврами на Пиренейском полуострове (Реконкисте). Прекратил существование в 1873 году.


5. Орден Сантьяго Официальное название – Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского. Основан в Испании около 1160 года. Назван в честь святого - покровителя Испании. Принимал участие в крестовых походах и войнах с мусульманами. Действует по сей день как гражданский рыцарский орден под покровительством короля Испании.


6. Орден Алькантара Духовно рыцарский орден Алькантара был основан в 1156 году в Испании. Первоначально это было военно-религиозное братство рыцарей, носивших название Сан-Хулиана де Перейро. В 1217 году рыцари ордена Калатравы с разрешения короля передали город Алькантара и все владения ордена Калатравы в Леоне ордену Сан-Хулиана де Перейро. После чего орден Сан-Хулиана де Перейро был переименован в рыцарский орден Алькантара. Орден принимал участие в Реконкисте. В 1830-х гг. орден был национализирован и прекратил свое существование.


7. Ависский орден Официальное название – Орден Святого Беннета Авишского. Орден был создан в 1147 г. для защиты недавно отбитого у мавров г.Эворы. В 1223 году
резиденцию ордена перенесли в подаренный королем Португалии и укрепленный рыцарями город Авис. Орден участвовал в португальской части Реконкисты и колонизации побережья Африки. Распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.


8. Орден Меченосцев Орден меченосцев – немецкий католический духовно-рыцарский орден, официально называвшийся «Братья Христова воинства». Был создан в 1202 по инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом. Имел целью захват Восточной Прибалтики, осуществлял крестовые походы против прибалтийских народов, при этом треть захваченных земель закреплялась за орденом. После целого ряда поражений от русских князей и Литвы остатки ордена в 1237 г. присоединились к Тевтонскому ордену.


9. Орден Христа Духовно – рыцарский орден, правопреемник тамплиеров на территории Португалии. Учреждён в 1318 году португальским королём Динишем для продолжения начатой тамплиерами борьбы с мусульманами. Папа Иоанн XXII позволил передать ордену все владения португальских тамплиеров, включая замок Томар, ставший в 1347 г. резиденцией великого магистра. Отсюда второе название ордена - Томарский. Томарские рыцари, подобно своим ависским собратьям, приняли самое активное участие в заморских путешествиях португальских мореплавателей. Васко да Гама и другие странствующие рыцари-томарцы плавали под парусами с эмблемой ордена. Как и Ависский орден распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.


10. Орден Святого Лазаря Официальное название – Военный и Госпитальерский Орден Святого Лазаря Иерусалимского. Основан крестоносцами в Палестине в 1098 году на базе больницы для прокаженных, которая существовала под юрисдикцией Греческой патриархии. Орден принимал в свои ряды рыцарей, заболевших проказой. Символом ордена был зелёный крест на белом плаще. После захвата Салах ад-Дином Иерусалима в октябре 1187 года орден участвовал в боевых действиях, в частности во время Третьего крестового похода. В битве при Форбии 17 октября 1244 года орден потерял весь свой личный состав (как здоровых, так и прокажённых рыцарей вместе с магистром). После изгнания крестоносцев из Палестины орден обосновался во Франции, где продолжил госпитальную деятельность. Современный орден Святого Лазаря имеет отделения в 24 странах по всему миру и продолжает благотворительную деятельность.

Западноевропейские рыцари обычно побеждали мусульман, не только когда действовали смело и решительно – этими-то качества они славились всегда, – но ещё и организованно, причем именно организованности-то им как раз и не хватало. Ведь каждый рыцарь-феодал в условиях ведения натурального хозяйства ни от кого не зависел, а в личной доблести мог запросто превосходить любого герцога, а то и самого короля! Прекрасную картину независимости такого вот феодального сеньора, представил Сюгер, настоятель Сен-Дени в описании «Жизни Людовика VI, прозываемого Толстым», в котором он рассказывает о том, как этот монарх в 1111 году решил наказать некоего Гуго дю Пюизе и осадил его замок в Босе за то, что он откровенно грабил местное население. Несмотря на большие потери, замок Гуго все-таки был взят, а самого его отправили в изгнание. Вернувшись, Гуго так искреннее раскаивался, что Людовик VI его помиловал. Но тот вновь отстроил донжон и опять принялся за старое, и королю пришлось собираться в поход опять. Донжон сожгли. Но наказанный, а затем вновь помилованный Гуго повторил все то же самое и в третий раз! На этот раз чаша королевского терпения переполнилась: донжон его сожгли до основания, а сам Гуго стал монахом-отшельником и умер во время путешествия в Святую землю куда он поехал каяться. И вот только после этого жители Босе вздохнули спокойно.

Подобным же своеволием, если не сказать самоуправством, отличались рыцари-феодалы и на полях сражений, которые сплошь и рядом проигрывались потому, что какой-нибудь рыцарь раньше всех прочих бросался грабить вражеский лагерь, или напротив – обращался в бегство, когда надо было всего лишь стойко стоять на месте и сражаться!


Заставить рыцарей повиноваться дисциплине было заветной мечтой многих военачальников, однако сделать этого долгое время никому не удавалось, вплоть до первых крестовых походов на Восток. Именно там, познакомившись с восточной культурой и узнав ее поближе многие военные и религиозные деятели Запада заметили, что тем самым «камнем» на котором можно построить «здание» рыцарской дисциплины и послушания является сама церковь. А для этого нужно было всего лишь… превратить рыцарей в монахов!

Вот так и возникли первые духовно-рыцарские ордена, объединившие под своими знаменами рыцарей-крестоносцев в их борьбе против мусульман. Причем важно отметить, что такие ордена, созданные крестоносцами в Палестине, также существовали и у тех же мусульман! В конце XI – начале XII века у них были созданы военно-религиозные ордена Раххасийа, Шухайнийа, Халилийа и Нубувийа, большинство из ко-торых в 1182 году халиф ан-Насир объединил в общесульманский духовно-рыцарский орден «Футувва». Обряд посвящения в члены «Футувва» включал опоясывание мечом, затем кандидат пил «священную» соленую воду из чаши, надевал специальные шаровары и получал символический удар по плечу рукой или же плоской стороной меча. Практически те же самые обряды совершались и при посвящении рыцари или при вступлении в один из европейских рыцарских орденов!

«Крестоносцы идут через лес» – миниатюра из «Большой хроники св. Дени». Около 1332 – 1350 гг. (Британская библиотека)

Впрочем, кто у кого первым позаимствовал идею духовно-рыцарского ордена это ещё вопрос! Ведь задолго до всех этих орденов на землях Африки, в Эфиопии, существовал… орден св. Антония который справедливо считается самым старым рыцарским орденом в мире.

По преданию он был основан негусом – правителем Эфиопии, известным на Западе как «Пресвитер Иоанн», в 370 году после смерти св. Антония в 357 или же 358 году. Тогда многие его последователи ушли в пустыню, приняли правила монашеской жизни св. Василия и основали обитель «с именем и наследием св. Антония». Из текстов того времени мы знаем, что орден был основан 370 году от Рождества Христова. Хотя считается более вероятным не столь древнее происхождение этого ордена.

Ордена с этим же именем в более позднее время существовали в Италии, Франции и Испании, являясь ответвлениями ордена находящегося в Константинополе, причем эфиопский орден существует до сих пор. Сюзереном ордена сейчас является его гроссмейстер и генерал-капитан Его Императорское Высочество Эрмиас Сале-Селассие Хайле-Селассие, Президент Королевского Совета Эфиопии. Новых членов принимают крайне редко, а их обеты истинно рыцарские. У ордена-знака есть две степени – Большой рыцарский крест и компаньон. Кавалеры ордена имеют право указать в официальном титуловании инициалы ордена KGCA (Knight Grand Cross – Рыцарь Большого Креста) и CA (Companion of the Order of St. Anthony – Компаньон ордена святого Антония).

1 – герб Добринского ордена, 2 – герб ордена меченосцев, 3 – крест Алькантары, 4 – крест Калатравы, 5 – крест Монтесы, 6 - крест ордена Сантьяго, 7 - Крест ордена Святого Гроба Господня, 8 – крест ордена Христа, 9 – крест тамплиеров, 10 – крест Ависа, 11 – крест госпитальеров, 12 – Тевтонский крест.

Знак ордена изготовлен в виде золотого эфиопского креста, покрыт синей эмалью, а сверху увенчан императорской короной Эфиопии. Нагрудная звезда – крест ордена, но без короны, который наложен на серебряную восьмиконечную звезду. Лента-перевязь ордена из муарового шелка, с бантом у бедра, черного цвета с синими полосками по краям.


Осада Антиохии. Крест на щите только лишь у одного из воинов. Миниатюра из «Хроника Сен-Дени». Около 1332 – 1350 гг. (Британская библиотека)

Рыцарям ордена полагались черные с синим мантии с синим трехконечным крестом на груди. У старших рыцарей были двойные кресты этого же цвета. Штаб-квартира ордена находилась на о-ве Мерое (в Судане), в резиденции аббатов, однако в Эфиопии повсюду орден имел женские и мужские монастыри. Годовой его доход составлял не менее чем два миллиона золотых. Так что впервые родилась эта идея даже не на Востоке, и не в Европе, а в Эфиопии!

Начальная буква «Р» изображающая султана Дамаска Нур-ад-Дина. Интересно, что султан изображен с голыми ногами, но в кольчуге и шлеме. Его преследуют два рыцаря: Годфри Мартел и Хьюг де Луизиньян-Старший в полных кольчужных доспехах и шлемах аналогичных изображениям в «Библии Мациевского». При этом обращает на себя внимание стеганый наколенник, надетый у Годфри поверх его кольчужных шоссов. Миниатюра из « Аутремера». (Британская библиотека)

Ну, а если вести речь о самых известных рыцарских орденах, то здесь пальма первенства принадлежит иоаннитам, или госпитальерам. Традиционно его основание связывают с первым крестовым походом, но почва для его создания была подготовлена значительно раньше, буквально сразу же вслед за признанием христианства официальной религией в Риме. Тогда в Иерусалим приехал император Константин, пожелавший найти здесь (и нашедший!) тот самый крест, на котором римляне распяли Иисуса Христа. Вслед за этим в городе нашли и множество других святых мест, так или иначе упоминавшихся в Евангелии, причем на их месте тут же начали строиться храмы.


Печать тамплиеров.

Именно так Палестина и стала тем местом, с которым любой христианин связывает свои надежды на получение благодати и спасение души. Но для паломников путь в Святую Землю был полон опасностей. Пилигримы добирались до Палестины с большим трудом, а если потом он покидать эту святую землю, то мог остаться, приняв монашеские обеты, и творить добро при монастырских больницах. Все это мало изменилось и после 638 года, когда Иерусалим захватили арабы.

Когда в X веке Святая земля сделалась центром христианского паломничества, Константине ди Пантелеоне – благочестивый купец из итальянской республики Амальфи – в 1048 году попросил у египетского султана разрешение построить в Иерусалиме приют для заболевших христиан. Название ему дали Иерусалимский Госпиталь Святого Иоанна, а его эмблемой стал белый крест Амальфи с восемью концами. С этих пор братство служителей госпиталя и стали называть обществом иоаннитов, а его членов - госпитальерами (от. лат. hospitalis - «гостеприимный»).


Карл Великий в бою. Понятно, что сам Карл Великий никакого сюрко не носил. Не было в его время такой моды. То есть изображение на миниатюре современно написанию манускрипта. Но обращает на себя внимание сюрко одного из воинов. Оно оранжевого цвета с белым крестом госпитальеров. Миниатюра из «Хроника Сен-Дени». Около 1332 – 1350 гг. (Британская библиотека)

Почти 50 лет их жизнь текла вполне мирно – они молились и ухаживали за больными, но тут осада Иерусалима крестоносцами прервала их покой. Согласно легенде, христиане, как и все прочие жители осажденного города должны были помогать армии египетского калифа его защищать. И вот тогда хитроумные иоанниты придумали бросать на головы рыцарей вместо камней свежий хлеб! За это мусульманские власти обвинили их в измене, но тут случилось чудо: прямо на глазах у судей хлеб этот чудесным образом обратился в камень, и иоаннитов пришлось оправдать! 15 июля 1099 года измученный осадой Иерусалим, наконец-то пал. И вот тогда один из вождей похода герцог Готфрид Бульонский щедро наградил иноков, а многие из его рыцарей вступили в их братство, и поклялись защищать паломников во время их путешествий. Статус ордена был утвержден сначала правителем Иерусалимского королевства Бодуэном I в 1104 году, а потом, спустя девять лет, и римским папой Пасхалием II. И хартия Бодуэна I и булла папы Пасхалия II сохранились до сегодняшнего времени и хранятся в Национальной библиотеке острова Мальта в Ла-Валлетте.


Восьмой крестовый поход 1270 г. Крестоносцы Людовика IX высаживаются в Тунисе. Одна из немногих средневековых миниатюр, на которой восточные воины изображены с саблями в руках. Миниатюра из «Хроника Сен-Дени». Около 1332 – 1350 гг. (Британская библиотека)

В статусе ордена о военных братьях не упоминалось вплоть до 1200 года, когда, вероятно, и сложилось их деление на три категории: военных братьев (получивших благословение носить и пользоваться ), братьев-лекарей, занимавшихся врачеванием, и братьев-капелланов, выполнявших в ордене религиозные обряды.

Что касается своего положения, то орденские рыцари приравнивались к монахам и подчинялись только папе римскому и своему гроссмейстеру (главе ордена), имели собственные земли, церкви и кладбища. Они были освобождены от налогов, и даже епископы не имели права отлучить их от церкви!

Первым великим магистром ордена, избранным госпитальерами в сентябре 1120 года, стал Раймон Дюпюи. Именно при нем орден стал называться Иерусалимским орденом рыцарей-госпитальеров Св. Иоанна, и тогда же к обычному монашескому одеянию для рыцарей был добавлен черный плащ с белым восьмиконечным крестом на левом плече. В поход рыцари надевали сюрко алого цвета с большим белым полотняным крестом с расширяющимися концами, который нашивался у него на груди. Толковали этот знак так: четыре креста обозначают, мол, христианские добродетели, а восемь углов на нем – это добрые качества христианина. Одновременно белый крест на красном фоне должен был символизировать безупречную рыцарскую честь на кровавом поле войны. Знамя ордена представляло собой прямоугольное красное полотнище с простым белым крестом.

В 1291 году, рыцари ордена перебрались сначала на Кипр, а 20 лет спустя – на остров Родос, где находились вплоть до нападения турок в 1523 году. Ещё через 42 года орден обосновался на острове Мальта из-за чего крест ордена как раз и стали называть «мальтийским крестом». Больницы же основанные орденом во многих странах Европы, долгое время являлись подлинными центрами врачебного искусства.

В 1798 году Мальту захватили войска Наполеона, и это обстоятельство положило конец пребыванию ордена на острове и началу рассеяния его членов по всему миру. Павел I приютил рыцарей в России, но после его смерти они вынуждены были уехать в Рим. Сейчас орден называется Суверенным Военным орденом Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского. Интересно отметить, что на полях сражений в Палестине госпитальеры постоянно соперничали с рыцарями ордена тамплиеров, поэтому в походе их обычно ставили в арьергард, а тамплиеров в авангард, разделяя их между собой другими войсками.

Рыцарские Ордена в истории довольно интересное явление. С одной стороны истории о них окутаны романтизмом и мистикой, а с другой — различного рода бесчинствами и варварством. Известно, что с 1100 по 1300 годы в Европе образовалось 12 рыцарских духовных орденов, однако наиболее жизнеспособными и известными оказались три ордена. Это орден тамплиеров, госпитальеров и Тевтонский орден. В данной статье рассмотрим их подробнее и постараемся восполнить пробелы в данной тематике.

Орден Тамлиеров

Официально этот орден назывался «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона», но в Европе был более известен как Орден рыцарей Храма. Его резиденция находилась в Иерусалиме, на месте, где, по преданиям, был расположен храм царя Соломона (tample - храм (франц.). Самих же рыцарей называли храмовниками. Создание ордена было провозглашено в 1118-1119 гг. девятью французскими рыцарями во главе с Хуго де Пейнсом из Шампани. Девять лет эти девять рыцарей хранили молчание, о них не упоминает ни один хронист того времени. Но в 1127 г. они возвратились во Францию и заявили о себе. А в 1128 г. церковный Собор в Труа (Шампань) официально признал орден.

На печати тамплиеров были изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади, что должно было говорить о бедности и о братстве. Символом ордена стал белый плащ с красным восьмиконечным крестом.

Целью его членов было «по возможности заботиться о дорогах и путях, а особенно об охране паломников». Устав запрещал любые светские развлечения, смех, пение и т.д. Рыцари должны были дать три обета: целомудрия, бедности и послушания. Дисциплина была жёсткой: «Каждый совершенно не следует собственной воле, но более заботится о том, чтобы повиноваться приказывающему». Орден становится самостоятельной боевой единицей, подчиняющейся только Великому магистру (им сразу был провозглашён де Пейнс) и Папе римскому.

С самого начала своей деятельности тамплиеры приобретают большую популярность в Европе. Во-преки и одновременно благодаря обету бедности орден начинает накапливать большие богатства. Каждый вступающий безвозмездно приносил в дар ордену своё состояние. Крупные владения орден получил в подарок от французского короля, английского короля, знатных сеньоров. В 1130 г. тамплиеры уже располагают владениями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, а к 1140 г. - и в Италии, Австрии, Германии, Венгрии и в Святой земле. К тому же храмовники не только охраняли паломников, но и считали своим прямым долгом нападать на торговые караваны и грабить их.

Тамплиеры к XII в. стали обладателями неслыханных богатств и владели не только землями, но и верфями, портами, имели мощный флот. Они ссужали деньги обедневшим монархам и тем самым могли влиять на государственные дела. Кстати, именно тамплиеры первыми ввели бухгалтерские документы и банковские чеки.
Рыцари Храма поощряли развитие науки, и не мудрено, что многие технические достижения (например, компас) оказывались в первую очередь у них в руках. Искусные рыцари-хирурги врачевали раненых - это была одна из обязанностей ордена.

В XI в. тамплиерам как «храбрейшим и опытнейшим в ратном деле людям» была дарована крепость Газа в Святой земле. Но заносчивость принесла немало вреда «воинам Христовым» и явилась одной из причин поражения христиан в Палестине. В 1191 г. рухнувшие стены последней обороняемой тамплиерами крепости Сен-Жан-д’Акр погребли не только храмовников и их Великого магистра, но и славу ордена как непобедимого воинства. Тамплиеры перебрались из Палестины сначала на Кипр, а затем окончательно в Европу. Огромные земельные владения, мощные финансовые средства и наличие рыцарей ордена среди высоких сановников заставляло правительства Европы считаться с тамплиерами и часто прибегать к их помощи в качестве третейских судей.
В XIII в., когда Папа объявил крестовый поход против еретиков - катаров и альбигойцев, тамп-лиеры, опора католической церкви, чуть ли не открыто выступили на их стороне.

В своей гордыне тамплиеры возомнили себя всемогущими. В 1252 г. английский король Генрих III, возмущённый их поведением, пригрозил храмовникам конфискацией земельных владений. На что Великий магистр ответил: «Пока Вы творите справедливость, Вы будете править. Если же Вы нарушите наши права, то вряд ли останетесь королём». И это была не простая угроза. Орден мог это сделать! Рыцарями-храмовниками были многие влиятельные люди в королевстве, а воля сюзерена оказалась менее священна, чем клятва верности ордену.

В XIV в. король Франции Филипп IV Красивый решил избавиться от строптивого ордена, который за неимением дел на Востоке начал вмешиваться, и очень активно, в государственные дела Европы. Филиппу совсем не хотелось оказаться на месте Генриха Английского. К тому же королю было не-обходимо решить свои финансовые проблемы: он задолжал тамплиерам огромные деньги, а отдавать их совсем не хотелось.

Филипп пошёл на хитрость. Он попросил принять его в орден. Но Великий магистр Жан де Мале вежливо, но твёрдо отказал ему, поняв, что король хочет в будущем занять его место. Тогда Папа римский (которого посадил на престол Филипп) предложил ордену тамплиеров объединиться с вечными соперниками - госпитальерами. В таком случае независимость ордена была бы утрачена. Но магистр опять отказался.

Тогда в 1307 г. Филипп Красивый приказал тайно арестовать всех тамплиеров на территории королевства. Их обвинили в ереси, в служении дьяволу и в колдовстве. (Этому дали повод таинственные обряды посвящения в члены ордена и последующее сохранение тайны его деяний.)

Семь лет длилось следствие. Под пытками храмовники признались во всём, но во время публичного суда отреклись от своих показаний. 18 марта 1314 г. Великого магистра де Мале и приора Нормандии сожгли на медленном огне. Перед смертью великий магистр проклял короля и Папу римского: «Папа Климент! Король Филипп! Не пройдёт и года, как я призову вас на суд Божий!» Проклятие сбылось: Папа умер через две недели, а король - осенью. Скорее всего их отравили хра-мовники, искусные в изготовлении ядов.

Хотя Филиппу Красивому не удалось организовать преследование тамплиеров во всей Европе, бы-лое могущество храмовников было подорвано. Остатки этого ордена так и не смогли объединиться, хотя его символику продолжали использовать. Христофор Колумб открыл Америку под флагом тамплиеров: белым полотнищем с красным восьмиконечным крестом.

Официальное название - «Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского» (gospitalis - гость (лат.); первоначально слово «госпиталь» означало «странноприимный дом»). В 1070 г. в Палестине купцом Мауро из Амальфи был основан госпиталь для паломников к святым местам. Постепенно там образовалось братство для ухода за больными и ранеными. Оно крепло, увеличивалось, начало оказывать достаточно сильное влияние и в 1113 г. было официально признано Папой в качестве духовно-рыцарского ордена.

Рыцари принимали три обета: бедности, целомудрия и послушания. Символом ордена стал вось-миконечный белый крест. Первоначально он находился на левом плече чёрной мантии. У мантии были очень узкие рукава, что символизировало отсутствие свободы у инока. Позднее рыцари стали носить красное одеяние с нашитым на груди крестом. В ордене были три категории: рыцари, капелланы и служащая братия. С 1155 г. во главе ордена становится Великий магистр, которым был провозглашён Раймонд де Пюи. Для принятия важнейших решений собирался генеральный капитул. Члены капитула отдавали Великому магистру кошель с восемью динариями, что должно было сим-волизировать отказ рыцарей от богатства.

Первоначально главной задачей ордена был уход за больными и ранеными. В главном госпитале в Палестине размещалось около 2 тыс. коек. Рыцари раздавали безвозмездную помощь беднякам, устраивали для них три раза в неделю бесплатные обеды. Госпитальеры располагали приютом для подкидышей и грудных младенцев. Для всех больных и раненых были одинаковые условия: одежда и пища одного качества вне зависимости от происхождения. С середины XII в. главной обязанностью рыцарей становится война с неверными и охрана паломников. Орден уже располагает владениями в Палестине и Южной Франции. Иоанниты начинают так же, как и тамплиеры, приобретать большое влияние в Европе.

В конце XII в., когда христиан выбили из Палестины, иоанниты обосновались на Кипре. Но это положение мало устраивало рыцарей. И в 1307 г. Великий магистр Фалькон де Вилларет повёл иоаннитов на штурм острова Родос. Местное население, боясь потерять свою независимость, яростно сопротивлялось. Однако через два года рыцари окончательно укрепились на острове и создали там сильные оборонительные сооружения. Теперь госпитальеры, или, как их стали называть, «родосские рыцари», стали форпостом христиан на Востоке. В 1453 г. пал Константинополь - Малая Азия и Греция полностью оказались в руках турок. Рыцари ожидали нападения на осжров. Оно не замедлило последовать. В 1480 г. турки атаковали остров Родос. Рыцари выстояли и отбили нападение. Иоанниты просто «мозолили султану глаза» своим присутствием у самых его берегов, мешая хозяйничать на Средиземном море. Наконец терпение турок истощилось. В 1522 г. султан Сулейман Великолепный поклялся изгнать христиан из своих владений. Остров Родос осадила 200-тысячная армия на 700 кораблях. Иоанниты держались три месяца, прежде чем Великий магистр Вилье де Лилль Адан сдал свою шпагу султану. Султан, уважая мужество противников, отпустил рыцарей и даже помог им с эвакуацией.

У иоаннитов почти не было земель в Европе. И вот защитники христианства прибыли к берегам Европы, которую они столь долго обороняли. Император Священной Римской империи Карл V предложил госпитальерам для проживания Мальтийский архипелаг. Отныне рыцари-госпитальеры стали называться Орденом мальтийских рыцарей. Мальтийцы продолжили свою борьбу с турками и морскими пиратами, благо орден располагал своим флотом. В 60-х гг. XVI в. Великий магистр Жан де ла Валлетт, имея в своём распоряжении 600 рыцарей и 7 тыс. солдат, отразил нападение 35-тысячной армии отборных янычар. Осада длилась четыре месяца: рыцари потеряли 240 кавалеров и 5 тыс. солдат, однако отбились.

В 1798 г. Бонапарт, отправляясь с армией в Египет, взял штурмом остров Мальта и изгнал оттуда мальтийских рыцарей. В очередной раз иоанниты оказались бездомными. На этот раз они нашли приют в России, императора которой, Павла I, они провозгласили в знак благодарности Великим магистром. В 1800 г. остров Мальта был захвачен англичанами, которые не собирались возвращать его мальтийским рыцарям.

После убийства Павла I заговорщиками у иоаннитов не было Великого магистра и постоянной штаб-квартиры. Наконец, в 1871 г. Великим магистром был провозглашён Жан-Батист Чесчиа-Санта-Кроче.

Уже с 1262 г., чтобы вступить в орден госпитальеров, необходимо было иметь благородное проис-хождение. Впоследствии существовали две категории вступающих в орден - рыцари по праву рож-дения (cavalieri di giustizzia) и по призванию (cavalieri di grazzia). В последнюю категорию попадают люди, которые не должны представлять доказательств благородного происхождения. Им достаточно было доказать, что их отец и дед не были рабами и ремесленниками. Также в орден принимались мо-нархи, доказавшие свою верность христианству. В Мальтийском ордене могли состоять и женщины. Великие магистры выбирались только из рыцарей благородного происхождения. Великий магистр был почти что суверенным государем о. Мальта. Символами его власти являлись корона, «кинжал веры» - меч и печать. От Папы римского Великий магистр получил звание «стража иеруса-лимского двора» и «блюстителя рати Христовой». Сам же орден назывался «Державным орденом св. Иоанна Иерусалимского».

Рыцари имели определённые обязанности перед орденом - они не могли покинуть казармы без разрешения Великого магистра, проводили в общей сложности 5 лет в конвенте (общежитии, точнее - казарме рыцарей) на о. Мальта. Рыцари должны были проплавать на кораблях ордена не менее 2,5 лет - эта обязанность называлась «караван».

К середине XIX в. Мальтийский орден превращается из военной в духовно-благотворительную корпорацию, коей остаётся и поныне. Резиденция мальтийских рыцарей сейчас находится в Риме.

Крест Мальтийского ордена служил с XVIII в. одной из высших наград в Италии, Австрии, Пруссии, Испании и в России. При Павле I он назывался крестом Св. Иоанна Иерусалимского.

В XII в. в Иерусалиме существовал госпиталь (странноприимный дом) немецкоязычных паломников. Он и стал предшественником Тевтонского ордена. Первоначально тевтонцы занимали подчинённое положение по отношению к ордену госпитальеров. Но затем в 1199 г. Папа римский утвердил устав ордена, а Генрих Вальпот был провозглашён Великим магистром. Однако лишь в 1221 г. на тевтонцев распространились все привилегии, которые имели и другие, старшие ордена тамплиеров и иоаннитов.

Рыцари ордена давали обеты целомудрия, послушания и бедности. В отличие от других орденов, рыцари которых были разных «языков» (национальностей), Тевтонский орден в основном состоял из немецких рыцарей.
Символами ордена были белый плащ и простой чёрный крест.

Тевтонцы очень быстро оставили свои обязанности по охране паломников и лечению раненых в Па-лестине. Любые попытки вмешательства тевтонцев в дела мощной Священной Римской империи были пресечены. Раздробленная же Германия не давала возможности развернуться, как это сделали тамплиеры во Франции и Англии. Поэтому Орден стал заниматься «благой деятельностью» - огнём и мечом нести слово Христово в восточные земли, предоставив сражаться за гроб Господень другим. Земли, которые завоёвывали рыцари, становились их владением при верховной власти ордена. В 1198 г. рыцари стали основной ударной силой крестового похода против ливов и покорили Прибалтику, в начале ХШ в. основав г. Ригу. Так образовалось государство Тевтонского ордена. Далее, в 1243 г. рыцари покорили пруссов и отобрали у Польского государства северные земли.

Существовал ещё один немецкий орден - Ливонский. В 1237 г. Тевтонский орден объединился с ним и решил двинуться на завоевание северных русских земель, расширяя свои границы и укрепляя влияние. В 1240 г. союзники ордена - шведы потерпели сокрушительное поражение от князя Александра Ярославича на Неве. А в 1242 г.
та же участь постигла и тевтонцев - погибло около 500 рыцарей, а 50 было взято в плен. План присоединения русской территории к землям Тевтонского ордена потерпел полный крах.

Тевтонские Великие магистры постоянно опасались объединения Руси и любыми способами пы-тались этому помешать. Однако на их пути стал мощный и опасный враг - Польско-Литовское го-сударство. В 1409 г. между ним и Тевтонским орденом вспыхнула война. Объединённые силы в 1410 г. в битве при Грюнвальде разбили тевтонских рыцарей. Но на этом несчастья Ордена не закончились. Великий магистр ордена, как и у мальтийцев, являлся суверенным государем. В 1511 г. им стал Альберт Гогенцоллерн, который, будучи «добрым католиком», не поддержал Реформацию, борющуюся против католической церкви. А в 1525 г. он провозгласил себя светским государем Пруссии и Бранденбурга и лишил орден как владений, так и привилегий. После такого удара тевтонцы уже не оправились, и орден продолжал влачить жалкое существование.

В XX в. германские фашисты превозносили прежние заслуги ордена и его идеологию. Они ис-пользовали и символику тевтонцев. Вспомните, железный крест (чёрный крест на белом фоне) - важная награда «третьего рейха». Однако самих членов ордена преследовали, видимо, как не оправдавших доверия. Тевтонский орден существует в Германии и по сей день.

13 ноября 2011 от Retroman