Сахаров андрей николаевич краткая биография. А

Родился в 1930 г. Окончил МГУ им. М.В.Ломоносова.

С 1962 г. – зав. Отделом отечественной истории журнала «Вопросы истории». В 1968-1971 гг. – инструктор Отдела пропаганды ЦК КПСС. В 1971-1974 гг. – главный редактор издательства «Наука». С 1974 г. - член коллегии, начальник главка Государственного комитета по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. С 1984 г. – заместитель директора, 1993-2010 гг. – директор ИРИ РАН.

ДОЛЖНОСТЬ:

Советник РАН

СЛУЖЕБНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ:

Руководитель Центра «Историческая наука России»

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ И ЗВАНИЕ:

Доктор исторических наук (1983), профессор (1988), член-корреспондент РАН (1992)

ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИЙ:

Кандидатская: «Русская деревня в XVII веке. (По материалам патриаршего хозяйства)» (1965).

Докторская: «Зарождение дипломатии Древней Руси. IX– первая половина X в.» (1981).

ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ:

Цивилизационные основы развития России; история внешней политики и дипломатии Древней Руси; история внешней политики России XV в. – 1945; социально-экономическая история России XVII в.; история российского реформизма XVIII – начала XX вв.; отечественная и зарубежная историография истории России; проблемы становления тоталитарной системы в России в 20-е – 30-е гг. XX в.

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

  • Председатель Научного совета РАН «История международных отношений и внешней политики России»
  • Председатель Диссертационного совета ИРИ РАН «История Росси до XX века»
  • Член Ученого совета ИРИ РАН
  • Заместитель председателя Экспертной комиссии РАН по анализу и оценке научного содержания государственных образовательных стандартов и учебной литературы для средней и высшей школы
  • Научный руководитель с российской стороны международного семинара «От Рима к третьему Риму»
  • Член редколлегий и редсоветов журналов: «Российская история», Военно-исторический журнал», «Российская нация», «Исторические записки», «Исторический архив»
  • Член редсовета: «Православной энциклопедии», 10-томного собрания сочинений М.В. Ломоносова (к 300-летию)
  • Член бюро НИСО РАН

ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Преподавал историю в течение 5 лет в средней школе, в течение 15 лет преподавал на исторических факультетах МГПУ и МГУ. Читал курс лекций по ключевым проблемам истории России и по истории реформ в России в 80-х – начале 90-х гг. XX в. на английском языке в Университете Макгилла (McGill University, Монреаль, Канада), Альберта (University of Alberta, Эдмонтон, Канада), Хельсинском университете (Ренволл-институт, Хельсинки, Финляндия), Университете г. Пизы (Пиза, Италия; на русском языке).

НАГРАДЫ И ПРЕМИИ:

Ордена:

«Знак почета», «Дружбы народов», «За заслуги перед отечеством» IV степени, «За заслуги перед Польской республикой».

Медали и научные отличия:

  • Почетная грамота Президента РФ (2010)
  • Заслуженный деятель культуры РФ
  • Золотая медаль «За научные достижения НАН Украины» (2010)
  • Звание «Socius Honoris Causa» Центра русистики Будапештского университета (2010)
  • Премия и медаль «Pro kultura Hungarika» за значительный личный вклад за развитие и популяризацию венгерской культуры за рубежом (2005)
  • медаль Н.И. Вавилова «За выдающийся вклад в научно-просветительскую деятельность и подготовку научных кадров», фонд «Знания» им. н.И. Вавилова (2008)
  • Наградной знак ЮНЕСКО «За диалог культур» (2005)
  • Лауреат Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» (2009)
  • Почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Мордовия» (25.05.2010)
  • Диплом почетного профессора НИИ Гуманитарных наук при правительстве Республики Мордовия (5.05.2010)
  • Премия Правительства Российской Федерации в области образования за 2012 год.

Владение языком: английский язык (свободно).

Контактная информация : [email protected]

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:

Монографии:

  • Русская деревня XVII в. (По материалам патриаршего хозяйства). М., 1966.
  • Живые голоса истории. М., 1971. (в соавторстве с С.М. Троицким).
  • Живые голоса истории М., 1978. (в соавторстве с С.М. Троицким).
  • Степан Разин. М., 1973; 1982; 2010. (Переведена в Японии, Чехословакии, Венгрии, Болгарии).
  • Дипломатия Древней Руси IX–первая половина X в. М., 1980. (Переведена в Болгарии).
  • Дипломатия Святослава. М., 1982; М., 1991.
  • «Мы от рода русского…». М., 1986.
  • Владимир Мономах. М., 1986; 1991.
  • Дипломатия Древней Руси. М., 1989.
  • Человек на троне. М., 1992. (брошюра)
  • Александр I. М., 1998.
  • Подвижники России. М., 1999. (в соавторстве с А.Н. Бохановым, В.Д. Назаровым).
  • Война и дипломатия. 1939–1945. (брошюра).
  • Россия: Народ. Правители. Цивилизация. М., 2004.
  • Александр Невский. М., 2009.
  • Россия как часть мирового цивилизационного процесса. М., 2009 (брошюра).
  • Русь на пути к «Третьему Риму». М., 2010.
  • Исторические обретения на рубеже XXI века. М., 2011.

Учебники, учебные пособия:

  • История России с древнейших времен до конца XVII века. Для 10 класса. М.: Просвещение, 1995 и сл. (в соавторстве с В.И. Бугановым)
  • История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. М.: Просвещение, 2003–2010.
  • История России. XVII–XVIII века. 7 класс. М.: Просвещение, 2003–2010.
  • История России с древнейших времен до конца XV века. 10 класс. М.: Русское слово, 2003–2010.
  • История России. XVII–XIX века. 10 класс (в соавторстве с А.Н. Бохановым)
  • История России с древнейших времен до конца XVI века. Книга для чтения. М.: Россмэн, 2003.
  • История России. XVII–XVIII века. Книга для чтения. М.: Россмэн, 2003.
  • История России с древнейших времен до начала XXI века. В 2-х томах. Учебник для ВУЗов. М.: Астрель, 2006–2011. (в соавторстве)
  • История религий. М.: Русское слово, 2007–2010. (в соавторстве)
  • История России. XIX век. 8 класс. М.: Русское слово, 2008–2010. (в соавторстве с А.Н. Бохановым)
  • История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. Учебник для ВУЗов. М.: Проспект, 2008. (в соавторстве с А.Н. Бохановым, В.А. Шестаковым);
  • История России с древнейших времен до наших дней. Учебник для ВУЗов. М.: Проспект, 2009. (в соавторстве с А.Н. Бохановым, В.А. Шестаковым)
  • Основы религиозных культур народов России. 4 класс. М.: Русское слово, 2011. (в соавторстве с К.А. Кочегаровым)

Главы и разделы в книгах:

  • Александр I (к истории жизни и смерти) // Российские самодержцы. М., 1993. С. 14–90;
  • Тяжкий путь российского реформаторства // Российские реформаторы. XIX– начало XX в. М. 1995. С. 7–33;
  • Дискуссии в советской историографии: Убитая душа науки // Советская историография. М., 1996. С. 124–161;
  • Основные этапы внешней политики России с древнейших времен до XV века; Гл. 1 «История внешней политики России (конец XV в. – 1917 г.). // История внешней политики России. XV–XVII век. От свержения ордынского ига до Северной войны. М., 1999. С. 13–105;
  • Конституционные проекты и цивилизационные судьбы России // Конституционные проекты в России. XVIII– начало XX в. М., 2000. С. 10–78;
  • Россия в начале XX века: Народ, власть и общество // Россия в начале XX века. М., 2002. С. 5–71;
  • История Росси – органическая часть истории человечества; Предисловие к восьмому тому; I «Древняя Русь»; II «Средневековая Русь»; III «Россия в Новое время»; IV «Россия в первой четверти XIX века» // История человечества. Т. VIII. Россия. М., 2003. С. 1–396;
  • Глава I. «Дипломатия Древней Руси» // Очерки истории Министерства иностранных дел. Т. I. М., 2003. (в соавторстве с Д.Н. Александровым, Е.И. Малето);
  • Народ и власть в 1930 году // «Совершенно секретно»: Лубянка – Сталину о положении в стране (1922–1934 гг.). Т. 8. 1930. Часть 1. М., 2008. С. 23–66;
  • «Другая война» (о советско-финляндской войне 1939–1940 гг.) // Зимняя война. Исследования, документы, комментарии. М., 2009. С. 32–34;
  • Империя как мировой цивилизационный фактор // Российская империя от истоков до начала XIX века. М., 2011. С. 11–26.

Статьи:

  • Антикрепостнические тенденции в русской деревне XVII века // ВИ. 1964. № 3. С. 69–96;
  • О диалектике исторического развития русского крестьянства (Проблемы историографии последних лет) // ВИ. 1970. № 1. С. 17–41;
  • Исторические факторы образования русского абсолютизма // История СССР. 1971. № 1. С. 110–126;
  • Дипломатическое признание Древней Руси (860 г.) // ВИ. 1976. № 6. С. 33–64;
  • «Восточный фактор» и зарождение древнерусской дипломатии (IX– первая половина X в.) // История СССР. 1980. № 1. С. 24–44;
  • Международные аспекты крещения Руси // Вестник АН СССР. 1988. № 10. С. 122–133;
  • Уроки «бессмертного историографа» // Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. Т. 1. М., 1989. С. 415–460;
  • Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси // История СССР. 1990. № 3. С. 71–83;
  • И.Е. Забелин: Новая оценка творчества // ВИ. 1990. №. 7. С. 71–83;
  • Отечественная историография: западные оценки и наша реальность // Россия в XX веке: историки мира спорят. М., 1994. С. 727–747;
  • Историческая наука на перепутье // Россия в XX веке: Судьбы исторической науки. М., 1996. С. 5–10;
  • Династия Романовых как исторический феномен // Независимая газета. 31.12.1997. С. 14–15;
  • Этапы и особенности русского национализма // Россия и современный мир. М., 1997. С. 56–71;
  • Исторические факторы развития России // Место России в Европе – Place of Russia in Europe. Budapest, 1999. С. 9–17;
  • Серия статей: «Революционный тоталитаризм в нашей истории»; «Средневековье на пороге XXI века»; «Смуты и авторитаризм в России» и др. // Свободная мысль. 1990-е гг.
  • Становление российской геополитики // Место России в Евразии. Budapest. 2001;
  • Размышления о русско-японской войне 1904–1905 гг. // ВИ. 2007. № 4. С. 3–15;
  • 1809 г. в истории России и Финляндии // Мир и политика. 2009. № 12;
  • 860 год: начало Руси // Варяго-русский вопрос в историографии. М., 2010. С. 555–565;
  • Soviet Historiography. Modern Trends // Western and Russian Historiography. Recent Views. New York. Martin Press. 1993. p. 191–206;
  • Russische Reformen im 19 und zu Beginn des 20 Jahrhunderts. M.M. Speranskiy und die Staatordnung Finnland // Reformen in Russland des 19 und 20 Jahrhunderts. Frankfurt am Main, 1996, s. 25–36;
  • New Politicized History or Intellectual Pluralism? Regarding Some Tendencies in International Historiography of Russia Twentieth Century History // History–Making. The Intellectual and Social Formation of a Discipline. Stockholm, 1996. p. 141–151.
  • Main Phases and Distinctive Features of Russian Nationalism // Russian Nationalism. Past and Present. London, 1998. p. 7–19.
  • General and Specific in the Genesis of the Old Russian Town // Medieval Towns in Northeastern Europe. Töning, 2007.

Историк А.Н.Сахаров – доктор? Чего?
/памфлет/

Вы, конечно, помните "Суды времени" на 5-канале петербургского ТВ, проводимые двумя либерал-поборниками Н.Сванидзе и Л.Млечиным при участии со стороны защиты С.Кургиняна. В определенном месте и назначенный час на Суде появился мягкий интеллигентный профессор, доктор исторических наук Андрей Николаевич Сахаров /не путайте с ядерщиком и гуманистом академиком А.Сахаровым/. Он источал глубочайшее человеколюбие, доброту и просвещенность независимо от "социально-классовой" принадлежности ко всем присутствующим на судилище.
Суд – это подобие хирургической операции в обществе. Хотя бы от воров, убийц, педофилов. Но доктор по истории выступил с претензией публичного приговора "большевистскому перевороту и его диктатуре". Либеральная пресса тут же подхватила болезненную заботу Андрея Николаевича о нашем изломанном коммунистами обществе. И газета "АИФ" предоставила профессору (в № 7, 2011) в рубрике «ГЛАВНОЕ» целую страницу для "непредвзятой" диагностики исторической линии: «Разин, Пугачев, Сталин – бандиты или герои?».
Бойтесь этих мягких, вкрадчивых докторов, сделавших свои карьеры именно во времена "тотального преследования инакомыслия" и быстренько сориентировавшихся при "почти бескровном", по их словам, либеральном перевороте Ельцина. Бойтесь, потому что глубинный вопрос о справедливости исторической борьбы они подменяют производным вопросом о путях и способах ее ведения.
Да, крестьяне в те далекие времена – не колхозники со знамёнами и не нынешние фермеры-единоличники. Настрадавшись от крепостнического гнета и помещичьих притеснений, тяжкого труда и бедственного положения, они поднимались и бунтовали, мстили и убивали, грабили и жгли, словом, вели себя, как бандиты /вспомните «Дубровского», «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина/. Ну, а как им надлежало вести себя, дражайший товарищ, вскормленный трудовым народом, но либеральный доктор? Где им было набраться человечности, если с ними обходились не по-человечески?
Исторические битвы – это не соревнование принципов /диктатура или демократия/, а схватка за справедливость, за избавление от несправедливости одних против других. Но велико-нравственный доктор хочет наставлять народные массы правилам хорошего тона в борьбе за свои интересы и играет роль судьи их методов. "Крестьянские войны" он обзывает теперь "казацки-крестьянскими восстаниями". О! Велико-мудрое уточнение!
История разобралась и в том, кем были Керенский и Корнилов. Но доктор на фоне происходивших в гражданскую войну расстрелов, повешений и массовых порок вещает нам о демократических взглядах и упованиях царского генерала. То есть, он обеляет и без того белого предводителя Белого движения. «Оказалось, к примеру, - пишет он в "АИФ", - что политическая программа Корнилова: землю - трудовому крестьянству, соблюдение прав и свобод людей, свобода различных конфессий, свобода собраний и политических партий – соответствовала идеалам Февральской революции и не противоречит сегодняшним взглядам на демократическое общество». Это умилительно!
Но ведь давно известно, что когда свободу и землю дают сверху, то это оказывается совсем не та свобода и не та земля, о которых думает народ, что, кстати, подтверждается и сегодня. Но Сахаров уполномочил себя выступать от имени "демократических" сил и советует пересмотреть непонятую "трагическую фигуру" Корнилова.
Затем поднят вопрос и о так называемом "Большом терроре" и его границах. И опять привязки – то к коллективизации, то к убийству Кирова. Уже 1937-1938 г.г. недостаточно. Надо показать, что большевики вообще насильники и террористы. В усилиях доктора явно чувствуется навязчивая идея представить большевизм как непрерывный механизм насилия. Все ситуации, по его понятиям, свидетельствуют о тотальной злобности и кровожадности большевиков вне зависимости от условий, времени, событий? Скоро, видимо, и вооруженное восстание в Октябре 17-го будет представлено всего-навсего отправлением зоологического инстинкта большевиков, а не следствием исторической или ситуативной необходимости. Вот такой он доктор в своем стремлении к объективности. Надо сказать, что вся либеральная пресса заражена пародированием большевизма, во всю мощь используя произведенный захват средств массовой информации.
Но пойдем дальше. Не пора ли нам, товарищи, как говорил один персонаж, замахнуться на Иосифа, понимаете, нашего Сталина? Историкам здесь море для глубинных исследовательских открытий... Так "бандит или герой" товарищ Сталин?
Как историк, либеральный доктор Сахаров должен был бы задаться вопросом, почему так много, несколько миллионов, было репрессированных, все ли они были врагами советского строя, почему среди пострадавших больше было не врагов даже, а сторонников, работников, строителей нового общества, арестованных по сфабрикованным, фальшивым, выдуманным обвинениям, с выбиванием самооговора и стиранием личности? Шло ли это от жестокости, злой воли, маниакального помрачения или предумышленного расчета? Верховного правителя или исполнителей? Или репрессии – действительно неотъемлемый признак большевизма, и он подлежит ампутации вместе с захоронением исторической цели трудящихся?
Вопросов уйма, но научного подхода в диагностике нет. Доктор есть, а науки нет. Стремления, особенно, тенденциозного - через край, а профессионализма - ни на грош.
А между тем для понимания великой трагедии достаточно внимательного прочтения марксистской теории классов. И знания, кем и когда она была извращена. И здесь вовсе не надо копаться в документах, секретных или открытых, партийных или ОГПУ, которые не дают покоя нашим историкам, любящим копаться в архивах и скрытых хранилищах ради извлечения сенсаций. Здесь все открыто, все на поверхности. Почитайте доклад И.В.Сталина на 8-м Чрезвычайном съезде Советов 25 ноября 1936 г., когда принималась Конституция победившего социализма. Почитайте и сопоставьте. И вам откроется…
Классики постоянно говорили, что классы прекращают свое существование в переходный к социализму период, что социализм - бесклассовое общество. Это подтверждал и сам Сталин. В 1934 г. на XVII партсъезде он говорил: "Взять, например, вопрос о построении БЕСКЛАССОВОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА /выделено Сталиным/. XVII конференция партии сказала, что мы идем к созданию бесклассового, социалистического общества» /И.В.С.Соч.Т.13.С.350/. А в 1936-м он уже заявил, что устранены только эксплуататорские, а трудящиеся остаются, видоизменяясь. Почему? Во имя чего?
И здесь нет никакого секрета. Этого не скрывал и сам Сталин. Чтобы сохранить диктатуру пролетариата! На вершине которой, с приводным ремнем в лице КПСС, он пребывал в положении бога. Так, под бурные аплодисменты состоялся скрытый государственный переворот.
Постоянные нарушения принципа партийности, о которых предупреждал еще Ленин, привели к измене марксизму и на этой основе к измене делу освобождения всех трудящихся.
Чем это обернулось? Отнюдь не задуманными репрессиями, как это пытаются представить воинствующие либералы, а естественными. Раз вы сохранили диктатуру пролетариата, а классового врага уже не было, то естественно она обратила взоры на свою собственную почву, трудящийся народ. Ведь остановить сама себя она не могла.
Думается, что Сталин не ожидал такого разворота, ведь его целью была власть, но признаться в содеянной фальсификации марксизма и узурпации власти он уже не мог. События покатились по логике искажения всех общественных отношений, которые докатились и до нашего времени.
Доктору Сахарову после этого подобало бы застрелиться, как дорожным инженерам при нестыковке тоннелей, или уйти на покой. Но он, видимо, идет в академики. Путину следовало бы при передаче власти сразу арестовать и судить Ельцина, но он принял власть и скоро вернется в президентство. Сейчас все общество, издеваясь над коммунистами и коммунизмом, захлебываясь в воровском и потребительском ажиотаже, уверенно катится к пропасти, увлекая за собой и "спасенное" от большевиков человечество. И есть только одна сила, которая действительно может спасти человечество (кричу о ней с 1962 года). Это – новаторы общественного производства, продолжатели древних пращуров, подаривших нам каменный топор, копье, лук со стрелами, колесо, парус, применение огня и пр. и пр..

В.Д. Вот удивительно, да? Когда вы рассказывали о себе : тела страдали, было холодно, голодно, а дух воспрял, дух мечтал, удивительный феномен! Как вы думаете, этого мы можем ждать в будущем в России? Что новое поколение будет мечтать, будет идти дальше?

А.Н . Вы знаете, это неизбежно, это природа человека, это природа человеческой души.

Человеческая душа ординарности долгое время не терпит, она нуждается во всплесках, она нуждается во взлетах, в обновлении и рано или поздно это придет.

Это закон природы, закон человеческой жизни.

Я должен учиться на историческом

В.Д . Я оптимист. Андрей Николаевич, вот вы сказали, что поехали в Москву учиться из провинции, все-таки и голодно, и холодно и материальное положение тяжелое. Вот опишите этот период, что вами двигало, как вы себя чувствовали, что стало хорошим материальным трамплином?

А.Н . Я чувствовал себя историком, в это время я уже четко понимал, что должен учиться на историческом факультете, либо в МГУ, если удастся, либо в Нижегородском университете, либо если в армию пойду, то в армии отслужу и опять пойду на исторический факультет куда-то.

Я ехал на третьей полке, потому что денег не было, а третья полка — это где идет труба обогревающая, значит вагон зимой. Но это была не зима, это было конец лета, экзамены, я привязал себя ремнем к этой трубе, чтобы не свалиться и так приехал в Москву. Вот с этого все и началось.

Учеба в Москве

В.Д . А голодно было или все-таки материальный достаток был?

А.Н . Нет, не было материального достатка. Отец у меня был репрессирован, в это время он фактически потерял работу, болел. Мать была учительницей: пенсия отца, работа и небольшая работа матери — это практически все, что было у нас.

И, конечно, стипендия, которую я получал, как отличник. Жили мы с братом у дяди на окраине Москвы, комнатка была метров 6, постель была только одна, поэтому спали мы вместе. Брат у меня поступил в Центральную музыкальную школу при консерватории, он впоследствии, Дмитрий Сахаров , профессор консерватории, лауреат конкурса Шопена в Варшаве, известный музыкант.

Он, к сожалению, недавно умер, профессор консерватории, вот вместе мы приехали в Москву. Два мальчишки, мне было 17 лет, ему было 10 лет и с этого мы начали нашу жизнь, я шел в университет, вез его, в Центральную музыкальную школу завозил, после этого брал его из школы, кормил, привозил обратно. Ужинали мы с ним у дяди, дядя нам помогал, естественно. Он был инженером на одном из Тушинских заводов, вот так вот жили. Потом дяде стало тяжело, и мы ушли в общежитие, он в консерватории, я в университете, вот так вот жили.

Мечтали выспаться

В.Д . А вот в маленькой этой комнатке, на одной кровати, о чем мечтали?

А.Н . Спать хотелось, за день так умаивались, на лекциях, в библиотеке, потом с братом туда-сюда, приезжали домой вечером, только поесть и спать. Утром в 7 часов вставать, опять эта умывалка, ведро, воды нету, того нету, водопровода нету, канализации нету, вот такие условия были, понимаете?

В.Д . То есть было желание выспаться по человечески?

А.Н . Выспаться, да.

В.Д . А вот когда выходной? Были же такие моменты все равно, когда вы выспались? Какие мечты были? Какие желания были? Там карьеру сделать, заработать денег, написать книгу…

Учиться, учиться и еще раз учиться

А.Н . Была мечта только одна: учиться, учиться и еще раз учиться. Как говорил наш незабвенный Ленин. И субботы и воскресенья сидели над книгами, брат по 6 часов занимался на инструменте, рояль был, пианино было у дяди. Он по 6 часов сидит и долбит свои этюды, потом балладу Шопена, я сижу — работаю, иногда в библиотеку выезжал…

В это время особых каких-то таких мечтаний, планов каких-то не было, сдать сессию хорошо, отлично. Потому что отличная сессия — это повышенная зарплата и у него и у меня, понимаете, это очень важно было.

Но потом, позднее уже, когда я стал принимать участие в конкурсах университетских, когда одна работа получила премию, вторая работа получила премию, я круглый отличник, уже стал думать об аспирантуре, о том, чтобы заняться научной работой , вот это мечта была.

А особенно после того, как я сделал доклад о декабристах «Суд и следствие над декабристами» и показал, значит, что декабристы, которые целыми списками Николаю I выдавали все тайное общество, я пытался доказать и показать, что дворяне пытались внушить первому дворянину праведность и правильность своих идей. Показать, что они были не одни, их было много и все это было высшее, разумное интеллигентное дворянство.

Они пытались Николаю внушить, чтобы Николай использовал это дело для следствия. И вот все это я в той работе доказал и показал, и эта работа получила первую премию. У меня впервые появились честолюбивые мысли о науке, о научной работе, о профессуре.

Если вы хотите посмотреть беседу В. Довганя и А.Н. Сахарова полностью в видео формате, то перейдите на страницу .

Что вас больше всего впечатлило из этого отрывка биографии Сахарова А.Н?

А. Н. Боханов, Л. Е. Морозова, М. А. Рахматуллин, А. Н. Сахаров, В. А. Шестаков

История России с древнейших времен до наших дней

© А. Н. Боханов, Л. Е. Морозова, М. А. Рахматуллин (наследники), А. Н. Сахаров, В. А. Шестаков, текст

© ООО «Издательство АСТ», 2016

Раздел I. Древняя Русь

Глава 1. Предыстория народов России

§ 1. Появление человека на территории Восточной Европы

Мы начинаем повествование о русской истории с того времени, когда на территории нашей страны появились первые люди. Но почему наш интерес уходит так далеко в глубь тысячелетий? И какое отношение это древнейшее население имеет к последующей истории России? Ответ на эти вопросы весьма прост. Все разноплеменные поколения постепенно, шаг за шагом, становились строителями истории той части Европы и Азии, которые впоследствии образовали Россию. Они первыми ступали по этой земле, плыли по ее рекам и озерам, впоследствии распахивали землю, пасли стада и построили здесь первые хижины, а уходя в небытие, давали жизнь последующим поколениям. История может исчезнуть лишь вместе с человечеством, но и возникла она лишь вместе с людьми, которые обитали в этих краях. Это еще не была история человечества в полном смысле этого слова. Не было еще человеческих обществ, народов, государств, которые составляют смысл истории, не было письменности, освоив которую люди и положили начало письменной истории человеческого рода. Но начало всему этому было положено вместе с появлением человека. Поэтому этот период мы называем «предысторией».

К какому времени относится появление человека и что означает само понятие «человек»? Ученые считают, что выделение людей из животного мира произошло около 2,5 млн лет назад. Связано это прежде всего с тем, что древнейшие люди стали осознавать себя в этом мире и научились создавать орудия труда, что и было ярким проявлением этого высшего по сравнению с животными сознания. Это были различные предметы из камня: режущие орудия – рубила, разного рода скребки, подобие каменных ножей; их изготовление достигалось путем удара камня о камень. При помощи этих заостренных каменных орудий первые люди раскапывали землю в поисках съедобных корней, оборонялись от хищников и охотились. Климат большей части Земли в то время был теплым, поверхность суши была покрыта густыми вечнозелеными деревьями. В то время на Земле обитали огромные животные – мамонты, саблезубые тигры, пещерные медведи, гигантские олени. Люди не нуждались в жилищах и одежде. Среди этих лесов, подстерегаемые повсюду опасностью, небольшими группами – первобытными стадами – бродили люди, устраивали стоянки на открытых местах, чтобы можно было заранее обезопасить себя от приближающейся, но вовремя замеченной опасности. Здесь же, на месте этих стоянок, ученые и обнаружили первые каменные орудия и останки самого человека. Люди, еще слабые, почти беззащитные, лишь недавно вставшие на ноги, нуждались друг в друге в борьбе с могучими животными. Поэтому они собирались в первобытные коллективы. Люди учились общаться друг с другом при помощи отдельных звуков, восклицаний. Они все крепче стояли на ногах, руки их освободились для работы. Следы стоянок этих людей (ок. 500 тыс. лет назад) обнаружены на огромных и отдаленных друг от друга пространствах – в Африке, Азии, Европе, на стыке Европы и Азии, в районе Закавказья.

Этих древнейших людей ученые назвали питекантропами, т. е. обезьяночеловеками (от греч . «питекос» – обезьяна и «антропос» – человек). Он стоял на кривых ногах, его длинные руки доходили почти до колен. Торс был покрыт густыми волосами, а голова наклонена вниз, словно это существо еще боялось оторваться от земли. Лоб такого обезьяночеловека был низким, подбородок срезанным. И все лицо было угрожающе грубым. Но это был уже человек: он мыслил, он придумывал себе орудия труда и первое оружие. Он начал свой путь в истории. Естественно, что в ту пору не было ни наций, ни различных языков, но уже определялись районы обитания древнейших человеческих коллективов.

От этих получеловеков до людей современного облика был еще долгий путь. Но начало человеческой истории уже было положено. Кстати, ученые отмечают, что проникновение предков человека на территорию Восточной Европы, в том числе в Россию, началось с юга – из регионов Африки, Средиземноморья, Южной Азии. Не случайно здесь впоследствии появились первые мировые цивилизации – в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Оттуда люди постепенно распространились на север.

Решительный сдвиг в истории человечества произошел в период между 100–30 тыс. лет до н. э., когда под влиянием геологических, климатических, а возможно, и космических изменений на Земле началось оледенение значительных территорий и в первую очередь в северных широтах Земли. Резко изменился климат, исчезли гигантские животные – часть их вымерла, другие ушли в теплые края. Иной стала растительность: районы тундры, арктической растительности продвинулись далеко на юг. Граница ледника доходила до среднего Днепра и Дона, пересекала Волгу у устья реки Ветлуги и Камы, там, где в нее впадает река Чусовая.

В этих условиях перед человеком встал трудный, поистине исторический выбор – как выжить, уцелеть, сохранить потомство?

В течение всех этих многих и суровых тысячелетий человек отчаянно боролся за жизнь. Часть людей подалась на юг, другие же в изменившихся условиях стали осваивать земные пространства на границах ледниковой зоны. Человека спас разум и умение создавать. К этому времени люди научились пользоваться огнем и получили искусственное тепло. Видимо, вначале человек получал огонь от лесных возгораний, а потом тщательно берег его и хранил. В ту пору лишиться огня значило погибнуть от холода. Позднее люди научились получать огонь при помощи трения сухого дерева о дерево. Такой способ требовал большой сноровки и терпения, а главное, подбора соответствующих пород дерева. Огонь дал человеку возможность жарить на углях мясо. Новый вид пищи существенно менял саму физиологию человека, делал ее более совершенной; люди со временем научились использовать в качестве жилищ пещеры и укрываться в них, согреваясь теплом костра от стужи и непогоды. Но большинство пещер уже было обжито хищниками: пещерными львами, медведями. Человек бросил им вызов: за свои первые жилища он вступил в борьбу с животными и выиграл ее. Сколько страшных схваток произошло в тех темных пещерах, где сегодня найдены останки древних людей у старых кострищ! В это же время появляются и первые построенные человеком жилища из дерева, камня, камыша, зарождается и такой вид жилья, как землянка, которой довелось дожить до конца XX в. В эти суровые тысячелетия человек научился из шкур животных делать себе одежду, что дало ему дополнительный шанс на защиту от холода и выживание. Одновременно люди совершенствовали орудия труда и оружие. Они по-прежнему были сделаны в основном из камня, поэтому весь этот древнейший период в истории человечества назван палеолитом (от греч . «палайос» – древний и «литос» – камень). Появились копья с кремневыми наконечниками, тонкие каменные ножи, более совершенные скребки, скобели. Их использовали для обработки шкур убитых животных, для строгания.

Наконец, и это очень важно, человек того времени стал хоронить своих умерших соплеменников. От этого времени доходят первые человеческие захоронения. Появился культ умерших. А это значит, что люди осознали себя смертными и одновременно утвердили в своем сознании надежду на потустороннюю жизнь. Попытки познать сокровенные тайны мироздания, тайны рождения и смерти, которые с тех пор люди стали связывать с проявлением высших сил, божества или божеств. Зарождение религиозных представлений окончательно выделило человека из животного мира. В это же время зарождается искусство, развивается речь. Именно с этого времени человек окончательно стал на путь превращения в существо, которое ученые определили латинскими словами «гомо сапиенс» (в переводе с лат. – «человек разумный»).