Три пальмы тема. М.Ю

Восточное сказание

Н песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался водою холодной,
Хранимый под сенью зелёных листов
От знойных лучей и сыпучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студёной
Ещё не склонялся под кущей зелёной,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на Бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли - в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шёл, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твёрдых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И чёрные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклона,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, поражённый стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копьё на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван;
В тени их весёлый раскинулся стан.
Кувшины, звуча, налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студёный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь продолжал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный.
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне всё дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом;
Напрасно Пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскалённый заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

О стихотворении М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»

«Три пальмы» - одна из лучших баллад Лермонтова, проникнутых глубоким философским смыслом. Поэт нарисовал в стихотворении необычную эпическую картину: кругом пески, палит жаркое солнце, в воздухе стоит зной, нигде нет никакой растительности, кроме одиноко стоящих среди пустыни трёх пальм у сохранившегося оазиса. Однако пальмам в пустыне одиноко. Их красота никому не видна и никому не нужна. Они, как им кажется, бесполезно живут в голой пустыне, давно и напрасно ждут путников, которых им хочется напоить студёными струями и ласково обвеять листами, дав прохладу и отдых после долгого и изнурительного пути. Пальмы, недовольные своей судьбой, стали роптать на Бога. И Бог внял их мольбам и их ропоту. Неожиданно к пальмам подошёл богатый караван, который живописно изображён Лермонтовым. Казалось бы, сбылась мечта трёх пальм: к ним пришли люди, утолили жажду, отдохнули в тени под сенью их листьев. Но путники повели себя как злые и неблагодарные существа. Они срубили пальмы и сожгли. С гибелью пальм исчез и «гремучий ключ», засыпанный раскалённым песком. Теперь уже никто не напоит путников, и им негде будет отдохнуть после трудной дороги по пустыне. Вот и весь сюжет.

В эту картину Лермонтов внёс пронзительную личную мысль, соединив эпическое изображение с лирическим его выражением. Люди не пощадили красоты природы и с презрением отнеслись даже к той пользе, какую она им принесла и могла бы принести в будущем. Оказывается, никто не требовал от пальм участия, никто не надеялся на их сочувствие. Люди часто несут гибель природе даже вопреки собственным интересам. Между людьми и природой, которая открывает им красоту и богатства, разорваны глубокие внутренние связи.

«Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение зрелого периода «Три пальмы» было написано М. Лермонтовым в 1838 году. Впервые оно было опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.

В стихотворении, являющемся по жанру балладой , поэт использовал ряд пушкинских образов из «Подражания Корану», такой же стихотворный размер и строфику. Однако в смысловом отношении лермонтовская баллада полемична по отношению к пушкинскому стихотворению. Автор наполняет ее философским содержанием, поставив во главу угла вопрос о смысле человеческой жизни .

Философский смысл стихотворения имеет явный религиозный оттенок, а вся поэтическая притча насыщена библейской символикой . Число пальм символизирует три составляющих человеческой души: разум, чувства и волю. Родник выступает как символ духа, связывающего человека с источником жизни – Богом. Оазис символизирует собой рай; неслучайно поэт помещает действие баллады в «степи аравийской земли» : именно там, по преданиям, находился Эдемский сад. Эпитет «гордые» по отношению к пальмам символизирует человеческую гордыню и присутствие первородного греха. «Смуглые ручки» и «черные очи» арабов, хаос и беспорядок («нестройные звуки» , «с криком и свистом» , «взрывая песок» ) указывают на нечистую силу. Полный разрыв человеческой души с Богом и завладение ею нечистой силой выражает строка: «Кувшины звуча налилися водою» . Душа человека гибнет от «топора» мавров, а караван следует за следующей жертвой на запад, направление, противоположное месту пребывания Бога. Раскрывая смысл жизни человека, Лермонтов призывает внимательнее относиться к своей душе. Гордыня и отказ от смирения, принятия предопределенного Богом могут привести к трагическим последствиям – разрушению как души, так и тела.

В стихотворении Лермонтов поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы : люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.

Стихотворение имеет кольцевую композицию , основанную на приеме антитезы жизни и смерти в первой и последней строфах. Первая строфа ярко рисует идиллическую картину волшебного оазиса среди безбрежной пустыни. В последней строфе оазис превращается в «седой и холодный» пепел, ручей заносит раскаленный песок, и пустыня вновь становится безжизненной, суля путникам неминуемую гибель. С помощью такой организации стихотворения Лермонтов подчеркивает всю трагедию человека в катастрофической ситуации.

Повествовательное по характеру произведение имеет четкую сюжетную линию . Главными героями стихотворения являются «три гордые пальмы» . Не желающие жить «без пользы» и недовольные своей судьбой, они начинают роптать на Создателя: «Не прав твой, о небо, святой приговор!» . Бог услышал их недовольство, и чудесным образом возле пальм появился богатый караван. Его обитатели утолили жажду «студеной водой» из ручья, отдохнули в благодатной тени приветливых пальм, а вечером без сожаления срубили деревья: «По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!» . Гордые пальмы были наказаны за то, что не довольствовались своим уделом, а посмели «на Бога роптать» .

Баллада состоит из 10 строф-шестистиший, написанных четырехстопным амфибрахием , трехсложной стопой с ударением на втором слоге. Стихотворение отличают острая конфликтность сюжета, четкая композиция, ритмичность организации стиха, лирическая насыщенность и яркая образность. Лермонтов необычайно широко использует разнообразные выразительные средства : эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой ), метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь ), сравнения (люди – «малые дети» , караван «шел, колыхаясь, как в море челнок» ), олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей ). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью. При описании рубки пальм использована аллитерация звука «р».

В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов сумел объединить яркую передачу красоты восточной природы во всех ее красках и важнейшие философские вопросы, волнующие не одно поколение.

Ответы на вопросы по стихотворению Три пальмы Лермонотова

1. Почему произведение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» обозначено как восточное сказание и что в тексте подтверждает этот жанр? Какие слова и выражения передают восточный колорит сказания?

Произведение Лермонтова «Три пальмы» названо восточным сказанием, так как, во-1-х, его сюжет вправду припоминает классические восточные сказания, а во-2-х, на восточную тему показывает спектр повествования и отдельные слова: песочные степи, аравийская земля, пальмы, сыпучие пески, пустыня, ковры, вьюки, верблюд, походные шатры, смуглые руки, чёрные глаза, араб, фарис, караван, Пророк.

2. Как вы думаете, почему погибли три пальмы? Чем были они недовольны? На кого роптали?
3. Как вели себя люди из пришедшего каравана? Чем заканчивается сказание? Что хотел сказать поэт своим произведением?

2, 3. Я думаю, обстоятельств смерти пальм две: 1) то, что они возроптали на Бога; 2) разорванность внутренних связей меж природой и людьми.

Человек совсем не задумывается о том, какой вред он наносит своими действиями природе.

Исследователи определяют жанр стихотворения «Три пальмы» как балладу. Согласны ли вы с таким определением жанра ? Какие признаки баллады вы в нем обнаруживаете?

В стихотворении «Три пальмы», на­званном Лермонтовым в подзаголовке «Восточное сказание», проявляются чер­ты балладного жанра. Это суровая муже­ственность сюжета, его острая конфликт­ность, лаконизм и емкость повествования, лирическая насыщенность, четкость ком­позиционных форм, ритмическая органи­зация стиха. Лермонтов в позднем своем творчестве создает балладу-аллегорию, позволяющую поставить значимые фило­софские и общественно-исторические про­блемы. Все эти признаки имеются в сти­хотворении «Три пальмы».

 Какова основная мысль этого произведения? В каких еще поэтических текстах Лермонтова она звучит?

Для внутреннего мира Лермонтова характерно ощущение грядущей человеческой катастрофы. В балладе «Три пальмы» мы находим подобные ситуации.

Стихотворение «Три пальмы».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Три пальмы» было написано М.Ю. Лермон­товым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в жур­нале «Отечественные записки». Тематически произведение свя­зано с такими стихотворениями, как «Песнь араба над моги­лою коня» В.А. Жуковского, «Подражания Корану» А.С. Пуш­кина. Однако произведение Лермонтова в определенной степени полемично по отношению к творениям его предше­ственников.

Мы можем отнести стихотворение к философской лирике, с элементами пейзажа. Стиль его — романтический, жанр обо­значен самим автором в подзаголовке — «восточное сказание». Исследователи отмечали также черты жанра баллады в этом про­изведении — драматизм сюжета при общем лаконизме стиля, небольшой объем стихотворения, наличие пейзажа в зачине и в концовке, лиризм и музыкальность произведения, наличие тра­гически неразрешимого.

Композиционно мы можем выделить в стихотворении три части. Первая часть — это зачин, описание чудного оазиса в пустыне: «три гордые пальмы» с роскошными, сочными листь­ями, студеный ручей. Вторая часть включает в себя завязку, раз­витие сюжета, кульминацию и развязку. «Гордые пальмы» не­довольны своей участью, они стали роптать на Бога и собствен­ную судьбу:

«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!»

Однако роптать на судьбу, по мысли поэта, нельзя. Пальмы получили то, чего так жаждала их душа: к ним пришел «веселый» караван. Природа предстает здесь доброй и гостеприимной по отношению к людям:

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студеный ручей.

Люди же оказываются жестоки и бессердечны по отношению к «питомцам столетий». Не замечая красоты мощных, сильных деревьев, они демонстрируют свое утилитарное, прагматичное отношение к природе:

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

Поэт здесь воспринимает природу как живое существо. Кар­тина гибели пальм страшна, ужасна. Мир природы и мир циви­лизации трагически противопоставлены у Лермонтова. Третья часть стихотворения резко контрастирует с первой:

И ныне все дико и пусто кругом —

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит — Его лишь песок раскаленный заносит Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним.

В финале стихотворения мы вновь возвращаемся в то место, где росли «три гордые пальмы», где бьет тот же студеный родник. Таким образом, мы имеем кольцевую композицию, первая и тре­тья части в которой антитетичны.

Стихотворение имеет разнообразные трактовки в литерату­роведении. Общепринятым является анализ произведения как аллегорической философской притчи, смыслом которой явля­ется расплата человека за ропот на Бога, на собственную судьбу. Цена этой гордыни, по мысли Лермонтова, — собственная душа.

Другая трактовка связывает образ трех прекрасных пальм с мотивом загубленной красоты. Та же тематика присутствует у М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Спор», в балладе «Морская царевна». По мысли поэта, красота в «Трех пальмах» погублена именно потому, что стремилась соединиться с пользой. Однако это в принципе невозможно, недостижимо.

Также исследователи отмечали религиозно-христианскую символику данного стихотворения. Так, безмятежный, идилли­ческий пейзаж в начале стихотворения напоминает нам о рай­ском саде Эдеме (согласно легенде, он находился на месте ара­вийской пустыни). Ропот пальм на собственную участь — не что иное, как грех. Расплата за грех — хаос, внесенный в мир покоя и гармонии. Соприкосновение трех прекрасных пальм с людьми — это проникновение нечистой силы, бесов во внут­ренний мир человека, который заканчивается гибелью его души.

Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной вырази­тельности: эпитеты («три гордые пальмы», «роскошные лис­тья», «звучный ручей»), олицетворение («Приветствуют паль­мы нежданных гостей»), анафору и сравнение («И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой,

«Три пальмы» Михаил Лермонтов

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы»

Стихотворение Михаила Лермонтова «Три пальмы» было создано в 1838 году и представляет собой поэтическую притчу, в которой заложен глубокий философский смысл. Главными героинями повествования выступают три пальмы в аравийской пустыне, где еще не ступала нога человека. Холодный ручей, протекающий среди песков, превратил безжизненный мир в волшебный оазис, «хранимый, под сенью зеленых листов, от знойных лучей и летучих песков».

Идиллическая картина, нарисованная поэтом, имеет один существенный изъян, который заключается в том, что этот райский уголок недоступен живым существам . Поэтому гордые пальмы обращаются к Создателю с просьбой о том, чтобы он помог им выполнить свое предназначение – стать убежищем для одинокого путника, затерявшегося в мрачной пустыне. Из слова услышаны, и вскоре на горизонте появляется караван торговцев, которые равнодушны к красотам зеленого оазиса. Их не волнуют надежды и мечты гордых пальм, которым вскоре суждено будет погибнуть под ударами топоров и стать топливом для костров жестоких гостей. В итоге цветущий оазис превращается в груду «седого пепла», ручей, лишившись защиты зеленых пальмовых листьев, пересыхает, и пустыня принимает свой первозданный вид, мрачный, безжизненный и сулящий любому путнику неминуемую гибель.

В стихотворении «Три пальмы» Михаил Лермонтов затрагивает сразу несколько актуальных вопросов. Первый из них касается взаимоотношений человека и природы. Поэт отмечает, что люди жестоки по своей натуре и редко ценят то, что дарит им окружающий мир. Более того, они склонный уничтожить эту хрупкую планету во имя собственной выгоды либо сиюминутной прихоти, не думая о том, что природа, не наделенная способностью защищаться, все же умеет мстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и безжалостна, чем поступки людей, которые считают, что весь мир принадлежит только им.

Философский смысл стихотворения «Три пальмы» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейском представлении о процессах мироздания. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно выпросить все, что угодно. Однако будет ли счастлив проситель тому, что получит? Ведь если жизнь идет своим чередом так, как ей предначертано свыше, то для этого есть свои основания. Попытка отказаться от смирения и принятия того, что определено судьбой, может привести к фатальным последствиям. И тема гордыни, которую поднимает поэт, близка не только ему, но и его поколению – безрассудному, жестокому и не отдающему себе отчета в том, что человек является всего лишь марионеткой в чьих-то руках, а не кукловодом.

Параллель, которую Михаил Лермонтов проводит между жизнью пальм и людей, очевидна. Пытаясь осуществить свои мечты и желания, каждый из нас стремится ускорить события и как можно скорее достичь намеченной цели. Однако мало кто задумывается над тем, что конечный результат может принести не удовлетворение, а глубокое разочарование , так как цель нередко оказывается мифической и совершенно не оправдывает ожиданий. В свою очередь, разочарование, которое в библейской трактовке именуется унынием, является одним из самых больших человеческих грехов, так как приводит к саморазрушению как души, так и тела. Это – дорогая плата за гордыню и самоуверенность, которой страдает большинство людей. Осознавая это, Михаил Лермонтов пытается с помощью стихотворения-притчи не только разобраться в мотивах собственных поступков, но и защитить других от стремления получить то, что им не предназначено. Ведь мечты имеют свойство сбываться, что нередко оборачивается самой настоящей катастрофой для тех, кто свои желания ставит гораздо выше возможностей.

Стихотворение о трех пальмах было написано в 1838 году. Основной темой произведения является отношение человека к природе. Человек не ценит всех благ природы, он равнодушно к ним относится и не задумывается о последствиях. Лермонтов не понимал такого отношения и пытался изменить отношение людей к природе посредством своих стихотворений. Он призывал ценить природу и беречь ее.

Стихотворение начинается с рассказа о том, что в пустыне стоят три пальмы. Возле них течет ручей, они представляют собой оазис посреди пустыни. Они находятся в том месте, где не ступала нога человека. Поэтому они обращаются к Богу и жалуются на свою судьбу. Они считают, что стоят в пустыне без какого-либо предназначения, а ведь могли бы своей тенью спасти заблудившегося путника.

Их просьба была услышана, и к трем пальмам вышел караван. Люди сначала отдохнули под тенью пальм и выпили студеной воды, но вечером безжалостно срубили деревья, чтобы разжечь костер. Остался от пальм лишь пепел, а ручей остался без защиты от палящего солнца. В итоге ручей пересох, и пустыня стала безжизненной. Не стоило пальмам жаловаться на свою судьбу.

По жанру «Три пальмы» относятся к балладе, которая написана четырехстопным амфибрахием. В стихотворении прослеживается четкая сюжетная линия. Лермонтов использовал такие художественные средства как метафоры (пылающая грудь), эпитеты (роскошные листья, гордые пальмы), олицетворения (листья шепчутся, пальмы приветствуют). С помощью олицетворения поэт сравнивает пальмы с людьми. Люди все время недовольны своей жизнью и просят у Бога что-то изменить. Лермонтов дает понять, что не все то, о чем мы просим, может принести благо.

  1. Исследователи определяют жанр стихотворе-ния «Три пальмы» как балладу. Согласны ли вы с та-ким определением жанра? Какие признаки баллады вы в нем обнаруживаете?
  2. В стихотворении «Три пальмы», на-званном Лермонтовым в подзаголовке «Восточное сказание», проявляются чер-ты балладного жанра. Это суровая муже-ственность сюжета, его острая конфликт-ность, лаконизм и емкость повествования, лирическая насыщенность, четкость ком-позиционных форм, ритмическая органи-зация стиха. Лермонтов в позднем своем творчестве создает балладу-аллегорию, позволяющую поставить значимые фило-софские и общественно-исторические про-блемы. Все эти признаки имеются в сти-хотворении «Три пальмы».

  3. Какова основная мысль этого произведения? В каких еще поэтических текстах Лермонтова она звучит?
  4. Для внутреннего мира Лермонтова ха-рактерно ощущение грядущей человече-ской катастрофы. В балладе «Три паль-
    мы» мы находим ситуации, сходные с те-ми, что возникают в «Демоне», <<Мцыри» и «Герое нашего времени». Душа, откры-тая миру, встречает на своем пути озлоб-ление, обман, неблагодарность. Так и три пальмы, казалось бы, дождавшиеся осу-ществления своей мечты, гибнут жерт-вой человеческой жестокости. Основную мысль баллады можно определить так: пальмы — символ юных существ, полных жизненных сил и благих порывов, жаж-дущих послужить людям, принести поль-зу человечеству. Кажущееся осуществле-ние мечты делает конечный исход еще бо-лее трагичным — неожиданная гибель, смерть вместо благодарности за содеянное добро, за бескорыстную самоотдачу. Так в аллегорической форме выражено близкое поэту ощущение социально-нравственной катастрофы. Текстуальная близость этого стихотворения обнаруживается с «И скуч-но и грустно…».

    Образ пустыни у Лермонтова возникает в стихотворениях «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», в поэме «Демон» и име-ет символический социально-философс-кий смысл. Материал с сайта

  5. Обратите внимание на такую особенность произведения, как кольцевая композиция. В чем со-циально-философский смысл такого композицион-ного приема?
  6. С помощью кольцевой композиции, в основе которой лежит прием антитезы, Лермонтов показывает трагизм человека в катастрофической ситуации. Радую-щий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе (три гордые пальмы, родник с хо-лодной водой, зеленые листы — и эта роскошь в аравийской пустыне!), резко контрастирует с удручающей картиной опустошения. Резко на спад идет на-строение поэта, удрученное чувство оста-ется у читателя. Социально-философский смысл такого композиционного обрамле-ния — скорбь о том, что человек стал ви-новником катастрофы, которая опреде-ленно может погубить и его.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какие три темы можно определить воде лермонтова
  • стихотворение три пальмы ответ на вопросы
  • нравственная проблема в балладе три пальмы
  • идея стихотворения лермонтова пальмы
  • мое любимое стих лермонтова три пальмы анализ