В мире все относительно как понять. Всё в мире относительно: играем в наблюдателя

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

«У людей все не так уж плохо, потому что все относительно»

Гласит одна из знаменитых цитат А.Эйнштейна

Действительно в этом мире !

И добро и зло…

И справедливость…

И красота…

И расстояние…

И размер…

И возраст…

И время…

И наша проблема! И в других условиях и в сравнении с другими обстоятельствами она может стать совсем не проблемой, а может даже выигрышем, !

Оценивая ситуацию, мы всегда , соотносим полученную информацию с другими источниками, возможностями, мнениями... Как говорится: «Всё познается в сравнении!»

Давайте попробуем!

Если я вам скажу, что сейчас на улице 18ºС. И спрошу: «Тепло это или холодно!» Каждый из вас ответит по-своему. И ответ будет зависеть от времени года, про которое вы подумали, от местонахождения на определённой широте Земного шара (тропики или северный полюс) и т.д., даже от вашего самочувствия и настроения.

А если спрошу: «Сорок лет – это много или мало?». Пятнадцатилетний ответит, что это ужасно. А восьмидесятилетний, что вы ещё совсем дитя.

Тут мне вспоминается одна история: Мой пятилетний сын как-то спросил: «Мам, а когда вы с папой маленькие были - динозавры еще жили?» Мы с мужем не могли остановиться от хохота и рассказывали эту историю всем знакомым, интерпретирую, конечно, по-своему, что мы такие уже древние как динозавры!

А добро и зло? – вот где великая относительность! Эти два качества ходят всегда рядом. Например: одна из мам очень хорошо заботится о ребенке, она всегда рядом: подскажет, придержит, оградит от неприятностей, даже сделает за ребенка сложные задания – везде «подстелет ему мягкую подушечку». Что она делает? Добро или зло ребенку? А в жизни, то он как будет самостоятельно выживать, учиться преодолевать трудности, получать собственные навыки труда и общения?

Посмотрите на картинку сначала с близкого расстояния, а затем отойдите

А количество денег всегда зависит от ваших запросов. Растут потребности – растет и требуемая сумма. Для кого-то и 10 тысяч много, а кому и миллиона недостаточно

Всё относительно!

В подтверждении этого существует много метафор и притч. Вот одна из них:

Как сделать линию короче

Однажды великий индийский император Акбар пришёл в суд, нарисовал на стене линию и затем спросил у членов суда: «Как сделать эту линию короче, не притрагиваясь к ней?»
Все молчали. Но один человек засмеялся. Эго был известный шутник Бирбал. Он поднялся, подошёл к стене и нарисовал над той линией, что начертил Акбар, свою линию, большую, чем первая, и сказал: «Вот я и сделал твою линию короче, не касаясь её, ведь величина и длина - вещи относительные».

И ещё интересная басня

В очень морозный зимний день, сидел на замерзшей дороге маленький воробей. Он уже не в силах был бороться с холодом и медленно замерзал. Ни прыгать, ни летать уже не мог. Ещё чуть чуть и воробушка бы не стало. Вдруг, появилась на дороге корова, которую перегонял хозяин в теплое укрытие. Проходя мимо, она уронила огромную кучу навоза. Воробья скрыло полностью. Навоз был теплым, и маленькая птичка потихоньку отогрелась! Воробью стало так тепло и хорошо, что он от счастья весело зачирикал. Мимо пробегала кошка. Услышала она птичий щебет, подкралась, вытащила птицу из кучи навоза и «Ам!» - съела воробья.

Мораль сей басни такова: не всяк тот враг кто творит зло, кто тебя в говно запихивает. И не всяк тот друг кто творит добро, кто из этого говна тебя вытаскивает! Сказано очень грубо, но в точку.

Народный фолклор так же подтверждает факт относительности этих понятий с точки зрения разных культур и менталитета. Например: "Что русскому хорошо, то немцу смерть"

А красота? Вспомните сказку дюймовочка, когда жук нашел себе прекрасную невесту и решил жениться на ней, но его желания быстро улетучились, так как остальные насекомые сочли дюймовочку просто уродливой!

"Там, где все горбаты, прекрасная фигура становится уродством."Оноре де Бальзак

Эта относительность подтверждается и взглядами разных народностей на данное понятие.

Посмотрите эти фотографии и ответьте себе на вопрос: "Как плохо вы живете?


А теперь о наших жалобах и проблемах стихами Э. Асадова:

Ах, как все относительно в мире этом!
Вот студент огорченно глядит в окно,
На душе у студента темным-темно:
"Запорол" на экзаменах два предмета...

Ну а кто-то сказал бы ему сейчас:
- Эх, чудила, вот мне бы твои печали?
Я "хвосты" ликвидировал сотни раз,
Вот столкнись ты с предательством милых глаз -
Ты б от двоек сегодня вздыхал едва ли!

Только третий какой-нибудь человек
Улыбнулся бы: - Молодость... Люди, люди!..
Мне бы ваши печали! Любовь навек...
Все проходит на свете. Растает снег,
И весна на душе еще снова будет!

Ну а если все радости за спиной,
Если возраст подует тоскливой стужей
И сидишь ты беспомощный и седой -
Ничего-то уже не бывает хуже!

А в палате больной, посмотрев вокруг,
Усмехнулся бы горестно: - Ну сказали!
Возраст, возраст... Простите, мой милый друг.
Мне бы все ваши тяготы и печали!

Вот стоять, опираясь на костыли,
Иль валяться годами (уж вы поверьте),
От веселья и радостей всех вдали,
Это хуже, наверное, даже смерти!

Только те, кого в мире уж больше нет,
Если б дали им слово сейчас, сказали:
- От каких вы там стонете ваших бед?
Вы же дышите, видите белый свет,
Нам бы все ваши горести и печали!

Есть один только вечный пустой предел...
Вы ж привыкли и попросту позабыли,
Что, какой ни достался бы вам удел,
Если каждый ценил бы все то, что имел,
Как бы вы превосходно на свете жили!

В заключении только позитив:

Как прекрасен мир и какое ощущение великого всемогущества в детстве, и как медленно там течет время. Давайте ! Ведь это так просто! Потому что !

И шутка :

Характеристики сотрудников и их истинное значение :

  • Динамичный работник - вечно где-то шляется
  • Обладает представительскими навыками - классно врет
  • Коммуникабелен - много трепется по телефону
  • Относится к работе как к главному приоритету в жизни - такой зануда, что даже жену найти не может
  • Душа компании - поддерживает каждую корпоративную вечеринку, пьянку
  • Самостоятельный работник - никто вообще не знает что он делает
  • Быстро думает - всегда наготове отмазки
  • Обладает взвешенными суждениями – только рассуждает, но не принимает решений
  • Рационально подходит к сложным задачам - умеет спихнуть сложную работу на других
  • Проявляет внимание к деталям - копуша
  • Имеет навыки лидера - на совещаниях орет громче всех
  • Обладает чувством юмора - знает много похабных анекдотов
  • Ориентирован на служебный рост - ради карьеры готов на любую подлянку
  • Верен интересам компании - такой осел, что работу больше нигде найти не может
  • Стремится к повышению - угощает сотрудников шоколадками и пивом, часто делает комплементы
  • Спокойный характер - спит на рабочем месте
  • Представляет большую ценность для компании - как правило является на работу вовремя

Приветствуется и разрешается перепечатывать и распространять материалы сайта при условии указания их авторства и неизменности текста, при наличии ссылки на наш сайт . Причем ссылка обязательно должна быть рабочей!


На мой взгляд, это одно из самых значительных высказываний в Мире. Мало кто задумывается над смыслом этой гениальной фразы. Максимум, как видит её человек, в большинстве своём, это связанную с физикой. Но она глубочайшим образом связана со всей жизнью.
Движение, время, восприятие… Все рассматривается относительно чего то. И выводы делаются на основании этого рассматривания. Но правильные ли выводы? Я давно заметил, что здесь кроется, что то гораздо большее, на первый взгляд все кажется таким сложным, но когда осознаешь суть, все становиться до смешного простым. И почему этого люди не замечают? Это же так просто! Такие мысли приходят ко мне все чаще и чаще.
Я не претендую на Истину в конечной инстанции, я приведу лишь свои размышления и выводы сделанный на основе этих размышлений. Может где то я и допускаю ошибку, в прочем как и любой другой человек. Каждый приносит в этот Мир частичку Своего понимания.

Время и движение

Начну с самого простого - движения . Все свои знания о движении мы получаем ещё в школе. Формулы, расчёты… Движение (перемещение) одного объекта возможно только относительно другого. Я стою на тротуаре, мимо движется автомобиль. Он движется относительно меня. Два автомобиля движутся параллельно друг другу с одинаковой скоростью, относительно друг друга они не перемещаются, они недвижимы. Это все понятно и просто. Но если рассмотреть движение вместе с таким понятием как время? Очень внимательно и осознанно рассмотреть?
Что такое время? Существует ли оно? Вот, что говорит нам энциклопедия, кратко:
«Время - одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел.
В философии - это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении - из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами.
»
Условная сравнительная мера движения материи, то есть мера условная, и сравнительная, значит определяется путём отношения.
Человек создал периоды, относительно наблюдения за «восходом» и «закатом» Солнца, «появлением» и «убыванием» Луны, то есть «движению» данных объектов относительно Земли. Эти периоды – день, ночь, неделя, месяц, год… Сутки были поделены на равное количество единиц - часов, те, в свою очередь, на равное количество - минут, и так далее. То есть время это порождение ума человека и является иллюзией.
Рассмотрим на примере, как человек воспринимает время. Я нахожусь в точке «А», в городе «А», мне надо попасть в другую точку, город «Б». Для меня «Б» является будущим, как бы ещё не существующим. Я начинаю своё движение. По мере удаления от «А», «А» перемещается в прошлое, во временном и пространственном понятии «А» удаляется от меня. «Б», по мере приближения, как бы становится ближе к моему настоящему. Я прибыл в «Б», оно стало настоящим, «А» стало прошлым. Теперь рассмотрим это движение в пространстве и времени относительно большего, например, с такой высоты, чтобы обе точки нам были видны одновременно.
«А» и «Б» существуют одновременно, ничто не исчезает, ничто не появляется. Все происходит в это самое мгновение - здесь и сейчас. Происходит только моё перемещение, относительно этих точек и относительно тех объектов, которые я прохожу по мере перемещения. Течение времени я наблюдаю только с помощью хронометра и замечая смену дня и ночи - движение Земли вокруг своей оси. Поднимемся выше, на такой уровень, где наша планета видна как шар в бесконечности космоса. Я, «А», «Б» и все, что находится на планете, с этого ракурса, воспринимается как существующее одновременно, здесь и сейчас!
И так далее, как поётся в песне: «Все выше и выше, и выше…». Так существует ли время? Или оно существует только в наших умах? Выводы предлагаю делать самим.

Не впадайте в крайности.

С помощью понятия относительности можно очень многое постигнуть.
Но какое отношение к Духовному Поиску имеет все описанное выше, спросите Вы? Я отвечу - прямое! И не только к Духовной стороне жизни, но и ко всей, целостной жизни. Люди, в основном, идут двумя путями:
Первый - жизнь «по привычке», согласно «инструкциям», обусловленности, концепциям, полученным с момента рождения. При таком подходе человек склонен винить во всех своих проблемах кого угодно, только не себя! Я думаю, вот это то и подразумевал Будда, говоря, что жизнь это страдание.
Второй - путь духовного развития, когда отвергается все мирское. Отсюда и уход от жизни в монастыри, пещеры и так далее. Ценится только Бог, Душа, Сущее… остальное все вообще не считается значительным, подавляется. В том числе и тело.
Но существует ещё и третий путь - Путь гармоничного развития. Где человек видит себя не разделённым, гармоничным целым - тело, ум, дух. И пользуется всеми этими составляющими правильно, понимая что есть что.
Я рассматривал подробно первые два пути, первым я шёл долго, не задумываясь о том, что может быть что то ещё. Этот путь приносил не много хорошего, вернее хорошее подразумевалось, как само собой разумеющееся, а плохое отвергалось, не принималось, не виделось, почему оно происходит.
Ко второму пути многие приходят от невыносимых страданий, которые «преподносит» жизнь. Люди начинают искать утешение в религиях, искать ответы там. А там их уже ждут! Клиент созрел, так сказать, можно его использовать. При этом человеку напрочь обрубают возможность мыслить самостоятельно. Все уже готово, все ответы уже есть писаниях. В общем то это лучше, чем первый путь, но тут вы впадаете в другую крайность. От накопительства, до отвержения самой жизни. Вы бежите от мирских концепций к «духовным».
Меня эта чаша миновала. Может потому, что в жизни не было ничего сверх «плохого», я не был загнан в безысходность существования. Во мне таился интерес к познанию жизни. Как я писал раньше, катализатором стала одна из книг Мастера Ошо. Она дала тот толчок, который начал моё движение в поисках Истины.
Вот теперь можно говорить и о теории относительности в Духовном, Целостном, Гармоничном развитии.
Как я уже говорил, мы приходим в этот Мир целостным Существом. Дух приходит через тело, дальше формируется Личность. Проследив весь путь формирования человека как личности, можно понять, что сама Личность это вещь наживная, она изменчива, можно даже сказать - непостоянна. Её можно назвать иллюзорной.
Человек рождается чистым листом. Окружение «делает» ему личность. Имя, привычки, знания… То есть, будь ты представителем Негроидной расы, Монголоидной, или ещё какой либо, то есть Дух проявленный в одном из данных тел, рождённый, пусть на территории Украины, получивший все знания, концепции и обусловленности этой страны, ты будешь отличаться от коренных жителей только внешне. Говорить ты будешь на языке этой страны, мыслить ты будешь так же как и другие жители этой страны. Точно так же и Украинец, рождённый в Японии, выросший там, будет отличаться от Японцев только внешне.
Возьмем больше. Если человек прожил какое то время в Украине, а, скажем лет в 20 попал в Японию, и отбросив своё прошлое, изучил язык, традиции, получил другое имя… То есть полностью отождествил себя с представителями данной страны, то по прошествии какого то времени, он, можно сказать, обрел другую личность.
Осознавая все вышесказанное можно разбираться дальше. Есть такое понимание, Истинно только То, что проявляется в этом мире через тело, остальное иллюзия. То есть все что меняется и непостоянно есть иллюзия. Я пока беру во внимание только человека, не затрагивая весь остальной мир. Я с этим не до конца согласен. Сущее проявляется через тело, тело изменяется постоянно, и исчезает со своей смертью - да. Личность формируется, является изменчивой - да. Сущее (дух) постоянно - да. Но не следует выделять Сущее, отбрасывая тело и личность. Нужно только понимать где, у чего своё место.
«Тело - храм Божий» – золотые слова! Зачем же пренебрегать телом? Зачем же издеваться над этим храмом, разрушать его, не поддерживать его в порядке? К чему все эти аскезы, умерщвления плоти… Точно так же и неприемлемо повышенное внимание к «зданию», и запустение «внутреннего убранства». Фасад красив, но внутри… заглянешь и противно становиться! Человек как здание, должен быть красив и внутри и снаружи.
И для поддержания порядка должен быть «управляющий», «наблюдатель». Это и есть дух, Сущее, То… Управлять и наблюдать надо не только за телом, но и за эмоциями, мыслями.
Ум - должен быть инструментом в руках духа, блуждающие мысли должны быть развеяны. Это можно сделать, но не усилиями, а пониманием. Проявление наблюдателя, управляющего возможно только при помощи медитации. Когда наблюдаешь за умом, течением мыслей, возникновением эмоций, не вовлекаясь, то приходит осознание присутствия наблюдателя. И понимаешь все вышесказанное. И если действовать относительно наблюдателя, то все становится в жизни на свои места. Ты понимаешь, что эмоции могут быть, в них нет ничего плохого, их не надо подавлять, загонять в «глубь». Ты понимаешь как они формируются, от чего и по каким причинам, прослеживаешь весь путь от начала и до полного растворения. Так же и с мыслями - постоянным «базаром», диалогами с самим собой. При отслеживании и понимании «базар» прекращается сам собой. Ум становится инструментом, помощником.

Мир иллюзорен?

Существует такое мнение авторитетных, уважаемых мною Мастеров. Я с ними не согласен, если понимать это выражение прямо. Я не знаю как видят Мир просветлённые, я не могу судить на сколько я прав, относительно их видения. Я говорю за себя.
Если кратко, то я понимаю это так - Мир иллюзорен относительно нашего восприятия. Он никуда не исчезает когда мы засыпаем глубоким сном, все то, что нас окружает существует, оно не появляется с нашим пробуждением. Мы проявляемся с пробуждением, вернее проявляется осознание, тело то на месте, оно мирно лежит на кроватке.
Осознание начинает воспринимать окружающее, мир. А вот то как оно воспринимает - и есть иллюзия . Восприятие происходит через органы чувств, обрабатывается умом и преподносится воспринимающему. Чистота восприятия зависти от чистоты ума. Ум отражает как зеркало, загрязнённое зеркало отражает искажёно, неполноценно, иллюзорно. Мастера Дзен говорят: «Держите своё «зеркало» чистым». Это все касается и видимых (материальных) объектов, и объектов чувств. Рассмотрим два примера:
1. Материальные объекты. Тут чистота восприятия зависит от «настройки, качества» органов восприятия. То есть, для одного объект может казаться синего цвета, для другого - зелёного. Цвет воспринимаемого объекта зависит от органа зрения. При нарушенном цветовосприятии человек будет видеть по другому. То есть, один и тот же объект разными людьми воспринимается по разному. Объект присутствует, но видим не одинаково. А если сравнить то как его воспринимает человек и другие существа… У паука, саламандры, собаки… совсем другое восприятие. Мы можем только догадываться как они видят тот же объект.
Точно так же и с обонянием, осязанием и так далее. Что для одного вонь, для другого божественный аромат. Что для одного холод, для другого жара.
Вывод - восприятие непостоянно, не одинаково. Значит можно отнести его к иллюзорному.
2. Объекты чувств. Эмоции, мысли… Чтобы долго не рассуждать приведу такой пример - Встречаются два знакомых человека, один из них проходит мимо, с угрюмым видом, не замечая и не здороваясь со вторым. Первый, не зная истинных причин такого поведения своего знакомого, начинает делать надуманные выводы: «Он обижен на меня за что то, он не захотел здороваться, что я ему сделал?» Этот мысленный процесс может растянуться на часы. Человек будет все больше и больше себя накручивать, задавая себе вопросы и сам же отвечая на них. В итоге он может прийти к выводу, что его знакомый стал его злейшим врагом и готовит против него какую то пакость, и так им проникнуться, что кроме ненависти, неприятия он уже ничего не будет чувствовать к этому своему знакомому. А истинное положение вещей таково, что у его знакомого просто было плохое самочувствие, да ещё он, пробил колесо на своём автомобиле и ему пришлось ехать в сервис, опоздать на встречу… Да мало ли что ещё. Вот вам в итоге и настоящее иллюзорное видение ситуации.
Вот так все время человек и живет в этих иллюзиях, с замутнённым, спящим сознанием. Ведет постоянные диалоги сам с собой в голове, полностью подчиняясь их выводам, следуя их указаниям, погружаясь в поднятые эмоции, действуя из такого состояния. А состояние это ни коем образом не отражает истинное положение вещей.
Отсюда и непонимание того, что и как происходит, почему происходит, психозы, недовольства собой и другими, страдания.

Мир есть таков каков есть

Мир есть таков какой есть, не больше и не меньше. Он не дуалистический. Дуальность создаётся умом.

Добро и зло.

Добро, зло… Зла не существует, как не существует и темноты. Есть только отсутствие добра и света. Халиль Джебран устами своего Пророка говорил:
«И один старейший города сказал: Скажи нам о Добре и Зле.
И он ответил: О хорошем в вас я могу говорить, а не о зле. Ведь что есть зло, если не добро, измученное собственным голодом и жаждой? Поистине, когда добро голодно, оно ищет пищу даже в тёмных пещерах, и когда оно жаждет оно пьет даже мертвенные воды.»

Если очень глубоко задуматься над этим вопросом, то можно понять, что человек приходит в этот мир с добром. По мере взросления, он может его терять, в зависимости от окружения, отношения и так далее. При полной потере добра вырастает монстр. Так кто же виноват в его появлении? Кто виноват в том, что Гитлер уничтожил такое количество людей? Я не пытаюсь его оправдать, я пытаюсь показать суть вещей. Изначально Гитлер хотел стать художником, его отвергли, не приняли в академию художеств, сказали, что у него нет таланта. Пусть он и не смог бы рисовать такие картины как Ван Гог, Леонардо да Винчи, Микеланджело… Но это была его страсть, его желание. Он мог бы рисовать посредственные картины, но вкладывать в них душу. Я думаю, они были бы намного прекрасней, чем некоторые картины современных, модных художников, выставляющихся в арт галереях современного искусства. Потом он решил попробовать себя в архитектуре, свою энергию он хотел повернуть в созидательное русло. Ему и там отказали… И он вынужден был пойти в политику. А политика ничего не имеет общего с созиданием. Это самое лживое и грязное занятие созданное человечеством. Как итог - одна из самых кровавых войн за всю историю человечества. Миллионы убитых, искалеченных…
Что же делать со всем этим? Выход есть, он прост в описании, но сложен в понимании и исполнении. Описание? Пожалуйста, очистите свой ум, сделайте его слугой. Когда ум станет полностью спокоен, придёт чистое, не иллюзорное видение. Для достижения этого станьте наблюдателем и действуйте как хозяин, то есть живите от Истинного Я. От Я Есмь. Станьте Светом самому себе, как говорил Кришнамурти.

***
«Будьте тем, кто вы есть. Нечему снисходить или проявляться. Необходимо только потерять эго. То, которое ЕСТЬ, всегда здесь присутствует. Даже сейчас вы – ТО и не отделены от Него. Пустота видима вами, и вы находитесь тут, чтобы видеть её. Зачем ждать? Мысль “Я ещё не увидел”, надежда увидеть и жажда обрести что-нибудь – всё это работа эго. Вы попались в силки эго. Эго говорит всё это, а не вы. Будьте собой – и только!»

“Реальность – просто утрата эго. Уничтожьте эго поиском его подлинности. Так как эго не имеет действительного бытия, то оно непроизвольно исчезнет, а Реальность затем будет сиять Сама по Себе. Это – прямой метод, тогда как все остальные методы выполняются только при помощи эго”.

“Не существует большего таинства, чем это: бытием Реальности мы стремимся добиться Реальности. Мы думаем, что есть нечто, скрывающее нашу Реальность, и что оно должно быть уничтожено перед завоеванием Реальности. Это смехотворное заблуждение. Рассвет наступит, когда вы сами будете смеяться над вашими прошлыми усилиями. То, которое возникнет в тот день вашего смеха, уже присутствует здесь и теперь”.

Алексей Чуличков

Мне вспоминается старый анекдот о человеке, ползающем ночью под фонарем в поисках потерянного кошелька, и на вопрос о том, где он его обронил, машущего рукой в темноту. Cмех вызывает объяснение потерпевшего: «Я ищу его здесь потому, что здесь светлее!»

Несмотря на такое многократно осмеянное поведение мы по-прежнему очень редко осмеливаемся искать там, где темно, хотя и очевидно, что «на свету» нужного нам нет. Шагнуть в темноту из освещенного круга понятных идей осмеливается не каждый, но без этого не будет никаких открытий...

Среди тех, кто пересек этот рубеж – Альберт Эйнштейн. Кому-то он представляется в виде чудаковатого «Альберта Германовича», который только благодаря подсказке известного любителя пива догадывается, что «E=mc2». Более просвещенные знают его как великого физика, связавшего два привычных понятия в единое пространство-время и увидевшего его кривизну. Но большинство всерьез убеждено, что фраза «все в мире относительно» принадлежит именно ему. И успокоенно объявляют: «Ну, раз сам Эйнштейн так считает – то значит, точно. Нет в мире ничего абсолютного. А значит, нет ни идеалов, ни моральных ценностей, а все зависит от того, с какой точки зрения смотреть».

А между тем, теория его ничуть не менее заслуживает названия «Теория абсолютностей»...

До своей всемирной известности А. Эйнштейн слыл, мягко говоря, чудаком и неудачником. Его выгнали из гимназии за год до ее окончания. Блестяще выдержав вступительные экзамены в Цюрихский политехникум, знаменитый в те времена европейский центр научных знаний, он был принят туда лишь через год из-за отсутствия аттестата зрелости. После его окончания два года не мог найти постоянной работы, да и потом несколько лет служил в бюро патентов в должности «эксперта 3-го разряда». Его нежелание «искать там, где светло», раздражало его коллег, сослуживцев, членов его семьи. Но темнота неизвестности манила его, несмотря на нужду и даже голод, преследовавшие его в период после окончания Политехникума.

Первая статья, содержащая результаты исследований, которые позднее были названы теорией относительности, вышла из печати в 1905 г. в ведущем физическом журнале того времени «Анналы физики». Ее автору было 26 лет. Теория относительности родилась из рассмотрения парадокса, с которым столкнулась физика на рубеже XIX–XX вв., и связана была с анализом распространения света в среде.

На первый взгляд, проблема движения не кажется нам очень уж интересной, и даже странно, что многие серьезные ученые потратили на ее изучение свои силы и время. Действительно, все мы видим вокруг себя некоторое пространство, в котором движутся или покоятся тела. Но вот беда – для различных наблюдателей, движущихся один относительно другого, неподвижными будут разные предметы. Например, если мы едем в поезде, то для нас неподвижны предметы, лежащие в купе, в то время как они движутся для человека, стоящего на платформе, мимо которой проносится поезд. Для большинства людей в житейском смысле неподвижно то, что не движется относительно Земли. Но как быть с гипотетическим наблюдателем, находящимся на Солнце? И вообще, можно ли найти во вселенной нечто «абсолютно неподвижное», с чем можно было бы соотносить движение любого предмета?

Одно время казалось, что ответ на этот вопрос положителен. На основании ряда экспериментов (в частности, основанных на наблюдении смещения видимого положения звезд при движении Земли) была сформулирована гипотеза о том, что свет представляет собой волны, распространяющиеся в «абсолютно неподвижной» среде, названной эфиром. Чтобы понять, с какой скоростью мы несемся в неподвижном пространстве, занятым эфиром, американским физиком Альбертом Майкельсоном, а позже и его соотечественником Эдвардом Морли были поставлены весьма точные опыты, которые, к величайшему удивлению ученых, эфира не обнаружили!

Ученые выдвинули ряд остроумнейших объяснений результатам опытов Майкельсона и Морли. Стало ясно, что наши представления о многих привычных вещах, мягко говоря, неточны. Чтобы понять, в каком положении оказались физики, можно сказать, что самое простое и в то же время абсурдное для рубежа XIX–XX вв. объяснение опытов Майкельсона и Морли состояло в том, что Земля абсолютно неподвижна! Попытка спасти «эфирную гипотезу» предположением о том, что Земля увлекает за собой часть эфира, «прилипшего» к ее поверхности, оказалась несостоятельной, так как предположение это противоречило другой серии опытов. Ирландский ученый Джордж Фитцджеральд предложил считать, что эфир «давит» на тела, движущиеся сквозь него, заставляя их сжиматься, причем расчеты для тел, движущихся со скоростью света, приводили к тому, что их длина в направлении движения должна равняться нулю. Это же объяснение даже в более общем виде предложил голландец Хендрик Лоренц; в частности, по его мысли, при движении через «эфирный ветер» часы замедляют свой ход.

Эти объяснения напоминают нам сейчас попытки «искать там, где светло»: они не могли оторваться от представлений об эфире и являлись подпорками под эту гипотезу. Эйнштейн же осмелился «шагнуть в темноту» и сделать то, что потом стало чуть ли не нормой для всей физики XX в.: отбросить то, что противоречит наблюдениям, и оставшееся считать физической реальностью, несмотря на всю кажущуюся абсурдность.

Эйнштейн отказался от существования эфира, отказался от понятия абсолютного покоя, от единого времени, текущего везде и для всех с одинаковым темпом, от понятия абсолютного размера, который одинаково характеризует протяженность предмета для всех наблюдателей. Отказался от столь очевидного правила сложения скоростей: для всех, что плавал на лодке по реке, стрелял на ходу из лука или ходил по мчащемуся вагону поезда совершенно ясно, что скорость лодки складывается из скорости течения воды и скорости лодки относительно воды и т.п. Однако это оказалось не так для больших скоростей, близких к скорости света. Итак, рухнули все привычные свойства движения и покоя. А что взамен?

Во-первых, Эйнштейн ввел два основных постулата. Первый из них звучит, скорее, как философский, а не физический закон: «Не существует способа, чтобы установить, находится ли тело в состоянии покоя или равномерного движения». Этот постулат, по сути, утверждает, что абсолютного покоя не существует. Второй постулат – более физический: «Независимо от движения своего источника свет движется через пустое пространство с одинаковой скоростью». Его следствием является то, что скорость света одинакова для любого наблюдателя во вселенной.

А во-вторых, взамен прежних появились новые абсолюты, не столь очевидные в повседневности, но единственные, которые могли создать непротиворечивую картину мира. Об одном из них речь шла в предыдущем абзаце – скорость света абсолютна! Второй абсолют связывает воедино пространство и время: если каждое событие описывать четырьмя числами – тремя пространственными координатами (x, y, z) и четвертой – временем t события, то для любого наблюдателя одинаковым является пространственно-временной интервал между двумя событиями, величина которого дается формулой

s=(x2+y2+z2–c2t2)1/2, где c – скорость света.

Множество следствий из приведенных постулатов весьма экзотичны, их трудно принять обыденным сознанием (подтверждением этому служат множество дискуссий, которые ведутся в том числе и в Интернете теми, кто не дал себе труд достаточно глубоко изучить теорию относительности). Тем не менее, в верности этой теории убеждают не только экспериментальные подтверждения, но и удивительной красоты принципы симметрии природы, которые встают за ней. Например, теория относительности утверждает, что в физической системе все законы действуют вне зависимости от того, движется она или покоится. Теория утверждает равноправие всех точек пространства и времени, всех направлений в пространстве, утверждает новую физическую реальность – пространство-время со своей симметрией, устанавливает связи между гравитацией и инерцией, между массой и энергией.

Многие понятия, прежде считавшиеся самостоятельными и никак между собой не связанными, в теории относительности представляются как разные грани единой реальности. Благодаря ей мир сейчас видится нами значительно более «единым», чем в классической физике, тем самым на новом уровне возрождаются представления древних культур о всеобщей взаимосвязи всего сущего.

Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru

на журнал "Человек без границ"

«Все относительно» – фраза, которая вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, никто не рискнет оспаривать знаменитую теорию относительности, с другой – мы воспринимаем эти слова как способ отмахнуться от реальных сложностей. Но понять относительность ситуации вовсе не значит игнорировать ее или поставить на один уровень с другими проблемами. Слово «относительный» означает «устанавливаемый по сравнению, сопоставлению с другим»*. Это значит, что надо перестать рассматривать ситуацию саму по себе и путем сравнения разобраться, какова она на самом деле.

Это – сознательное действие, особенно важное в тот момент, когда нас или окружающих охватывает страх. «Если посмотреть на свои страхи со стороны, то можно научиться их контролировать, – утверждает философ и психоаналитик Эльза Годар (Elsa Godart). – Мы более объективно увидим ситуацию, которая нас беспокоит, и она перестанет вызывать у нас эмоциональное потрясение». Ощущение неминуемого краха, о котором говорят сейчас некоторые из нас, вовсе не обязательно является прямым следствием внешних событий. «Есть реалистичные страхи, они помогают нам выжить, предупреждая об опасности, – подчеркивает экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова, – но важно отделять их от страхов, которые связаны не с конкретной ситуацией, а с нашей склонностью драматизировать».

Мы часто слишком много от себя требуем, чувствуем, что не в состоянии изменить все и сразу, поэтому не делаем того, что нам вполне по силам»

До какой степени мой страх оправдан? Что я могу сделать, чтобы успокоиться? – вот полезные вопросы. Задаваясь ими, мы можем сохранить здравый смысл в ситуации, когда, поддавшись эмоциям, рискуем стать объектами психологических и идеологических манипуляций.

Экономика, политика, общественная жизнь – словом, все то, что становится информационным поводом, порождает у нас тревогу. Следует признать, что в этих областях довольно трудно сохранить ясность взгляда, особенно когда нельзя положиться на мнение специалистов: наблюдая экономические катаклизмы, они высказывают слишком противоречивые суждения. Неустойчивость подрывает не только экономику, но и нашу веру в будущее, потому что пессимизм – это, в сущности, страх перед неизвестным: в ситуациях неуверенности активизируются те же нейроны, что и в тех случаях, когда мы ожидаем увидеть что-то неприятное**.

Когда мы пытаемся посмотреть на обстоятельства нашей жизни со стороны, влияние на нас новостей ослабевает. Например, услышав фразу «Россия в ужасном положении», каждый подумает о себе в той степени, в какой считает себя частью этой «России». И наоборот, во время Олимпиады в Сочи многие из нас чувствовали радость и гордость за страну... Так и следует поступать: вспоминать события истории и эпизоды из личного прошлого, сравнивать их с настоящим, чтобы видеть относительность происходящего сейчас и так преодолевать свои тревожные ожидания. «Наша личность гораздо больше, чем наши страхи, – подчеркивает Светлана Кривцова. – В прошлом у нас есть и удачи, и опыт преодоления трудностей». Напоминая себе об этом, мы освобождаемся от власти тревоги страхов, видим реальность более отчетливо и не путаем ее со слухами и домыслами.

Отказ влиять на ситуацию – наш бессознательный выбор?

Сегодня в интернете, в социальных сетях, в разговорах с друзьями мы узнаем множество мрачных новостей и еще более мрачных прогнозов... Может быть, этим объясняется и наша собственная мрачность? «Главная проблема в том, что большинство людей пассивны по отношению к своей жизни, – не соглашается Эльза Годар. – Они не берут ее в свои руки, а подчиняются ей».

Мы чувствуем себя бессильными перед лицом будущего потому, что сами выбираем бессилие. Даже если это происходит бессознательно. «Мы требуем от себя слишком многого, чувствуем, что неспособны на то, чтобы изменить все и сразу, и из-за этого не делаем того, что нам вполне по силам», – замечает Светлана Кривцова. Ни цены, ни курсы валют от нас не зависят, нам остается только отпустить ситуацию и честно признаться: «Здесь я ничего не могу сделать». А если мы хотим действовать, то в первую очередь должны перестать предъявлять к себе нереалистичные требования. «Нам следует соотносить свою ответственность со своими возможностями, – продолжает Светлана Кривцова. – Мы не отвечаем за то, чтобы все наши планы с гарантией были выполнены, это не в нашей власти. Но если мы хотим развиваться, заботиться о близких, жить лучше, то в наших силах каждый раз искать для этого новые средства. Наша ответственность состоит в том, чтобы встречать новые ситуации с той мерой вовлеченности, которая соответствует нашим возможностям на данный момент».

У катастрофического восприятия действительности есть неожиданный побочный эффект – скорее положительный. Он заставляет нас посмотреть по-новому на самих себя, понять, что для нас по-настоящему важно, отчетливей определить смысл своей жизни. Психолог Виктор Франкл писал о том, что именно экстремальные испытания выводят на первый план наше отношение к заданным внешним обстоятельствам, делают главной нашу внутреннюю, духовную свободу***. Трудно найти смысл жизни в ситуации абсолютного комфорта, тогда как во время войны люди вынуждены иначе воспринимать реальность. Обнаружив, что горизонт закрыт, мы переоцениваем то, что у нас есть.

Все плохо? Возможно, это значит, что нам пора пересмотреть свою жизнь – бездумное потребление, развлечения, пассивность, безразличие к другим. Ничто не мешает изменить свое поведение. «Во времена кризиса мы вспоминаем о том, что жизнь многомерна, и это хорошо для нас, – считает Эльза Годар. – Потому что если мы не умеем анализировать опыт несчастья, болезни, неудобств, то теряем свою человеческую сущность. В былые времена человек должен был сражаться за еду, территорию и так далее. Сегодня, когда, что ни говори, наша жизнь по преимуществу удобна и безопасна, стоит сражаться против пораженчества, неверия в свои силы, которое охватывает нас все больше с каждым днем, и отвоевать свою жизнь, чтобы вновь придать ей смысл». Философ напоминает, что слово «кризис» происходит от греческого kairos и означает «своевременность, уместность, самый подходящий момент». То есть «сейчас или никогда»...

* Толковый словарь русского языка под ред. С. Ожегова, Н. Шведовой (Азбуковник, 2000).

** Исследование проводилось специалистами в области клинической психологии Университета Цюриха (Швейцария), опубликовано в журнале NeuroImages в 2007 году.

*** В. Франкл «Сказать жизни Да! Психолог в концлагере» (Смысл, Альпина нон-фикшн, 2009).

«Знак вопроса» 5/91

Как устроена машина времени?

ЗИГУНЕНКО Станислав Николаевич

Спираль или прямая?

Все в мире относительно

"Счастливый Ньютон, счастливое детство науки... Природа была для него открытой книгой, которую он читал без усилий. Концепции, которыми он пользовался для упорядочения данных опыта, кажутся вытекающими самопроизвольно из самого опыта, из замечательных экспериментов... В одном лице он сочетал экспериментатора, теоретика, мастера... Он предстал перед нами сильным, уверенным и одиноким; его радость созидания и ювелирная точность проявляются в каждом слове и каждом рисунке".

Отдав этими словами должное своему предшественнику, "этому блестящему гению", А. Эйнштейн тем не менее принялся перекраивать Вселенную по своему разумению. Говорят, он удивил своих собеседников, признавшись однажды, что никогда не понимал понятия "абсолютное время". Конечно, это была шутка в стиле Эйнштейна - он знал и об абсолютном времени, и об абсолютном пространстве классической физики достаточно много. Столько," чтобы понять несовершенство механики Ньютона - Галилея.

Почему время везде и всюду течет одинаково? Чем этот темп задается и что (или кто) его контролирует? Эти "проклятые" вопросы не давали ему покоя. И он в конце концов разрешил их, создав теорию относительности.

За этой теорией, законченной автором в 1916 году, с самого начала утвердилась слава непостижимой. Сначала говорили, что ее во всем мире понимают всего три человека, включая самого автора. Потом число посвященных увеличилось до двенадцати, но сам автор из этой дюжины, как ни странно, выпал. Эйнштейн по этому поводу шутил: "С тех пор, как на теорию относительности навалились математики, я сам перестал ее понимать".

Действительно, математическая сторона теории весьма непроста. Но можно ведь и о самых сложных вещах рассуждать просто, объясняясь, как говорится, на пальцах. Сам Эйнштейн, кстати, владел таким способом изложения своих мыслей достаточно хорошо.

"Представим себе двух физиков, - говорил он. - У обоих есть по физической лаборатории, снабженной всеми мыслимыми физическими приборами. Лаборатория одного из физиков находится в открытом поле, а лаборатория другого - в вагоне поезда, быстро несущегося в некотором направлении. Принцип относительности утверждает: два физика, применив все приборы для изучения существующих в природе законов - один в неподвижной лаборатории, другой в вагоне, - .найдут, что эти законы одни и те же, если вагон движется равномерно и без тряски. Если сказать в более абстрактной форме, то это выглядит так: согласно принципу относительности законы природы не зависят от поступательного (равномерного) движения систем отсчета". Таким образом Эйнштейн своими словами пересказал притчу о путешественнике в запертой каюте, соглашаясь тем самым с правильностью в определенных случаях теории Галилея - Ньютона. И действительно, эта теория около двухсот лет служила верой и правдой человечеству, и никто на нее не жаловался. Так что же заставило Альберта Эйнштейна пересмотреть устоявшиеся позиции? Все та же практическая необходимость.

За два столетия многое переменилось в окружающем мире. Скорости, в нем существующие, заметно возросли. Появились новые, отрасли знания - физики, в частности, вплотную занялись явлениями ллектромагнетизма. И потому на смену принципу относительности длился должен был прийти принцип относительности Эйнштейна. Он добавил в теорию одну важную аксиому: скорость распространения света (в пустоте) одинакова во всех инерциальных системах отсчета.

Долгое время считали, что скорость света вообще равна бесконечности. Например, Герон Александрийский рассуждал так: "Поднимите ночью голову к небу. Вы увидите звезды. Закройте глаза - звезды исчезнут. Откройте их снова - звезды тотчас появятся. Поскольку между мигом открытия глаз и видением звезд нет никакого промежутка, то свет распространяется мгновенно".

А вот уже известный нам Галилей был по этому поводу другого мнения. Он предложил проделать эксперимент по измерению скорости света. Пусть два человека, снабженных сигнальными фонарями, станут подальше друг от друга, рассуждал он. Один из них открывает свой фонарь. Второй делает то же самое, как только видит свет фонаря первого. А наблюдатель, стоящий рядом с первым фонарщиком, пусть замерит промежуток времени, который пройдет между тем мгновением, когда первый фонарщик откроет свет своего фонаря, и тем мигом, когда наблюдатель увидит свет второго фонаря.

Галилей даже попытался провести такой эксперимент на практике, но вскоре убедился - скорость света чересчур велика, чтобы ее можно было было замерить вручную.

Опыты по схеме Галилея удалось провести в XVII и XIX веках. Сначала в 1675 году датский астроном Олаф Кристенсен Ремер про1 вел наблюдения во время затмения открытых Галилеем спутников Юпитера. При этом впервые было подтверждено, что скорость света имеет конечную величину. А потом опыт Галилея был проведен в лабораторных условиях французским экспериментатором Ипполитом Физо в 1849 году с помощью сконструированного им простейшего механического устройства.

Пучок света, пройдя через промежуток между зубцами шестеренки, распространялся на некоторое расстояние (в своих экспериментах Физо доходил и до дистанции в 9 км). На этом расстоянии стоит зеркало, отразившись.от которого световой луч идет обратно. Если зубчатое колесо неподвижно, этот луч попадет в глаз наблюдателя через тот же промежуток между зубцами. А вот если колесо вращается, то в зависимости от скорости вращения световой луч попадет либо на зубец, либо - при дальнейшем повышении скорости - в следующий промежуток

Зная расстояние до зеркала и скорость вращения колеса, можно вычислить скорость распространения света. Физо получил в своих опытах значение скорости света, равное 313 тыс. км/с. (Для сравнения заметим, что в современных опытах, проведенных с помощью атомных часов, это значение равно 299 799 456 м/с с погрешность* + 0,2 м/с.)

Так вот, разрабатывая свою теорию относительности, Эйнштейн пришел к выводу, что скорость света в пустоте, вакууме абсолютна. Она равна примерно 300 тыс. км/с, и быстрее света не может двигаться ничто.

К этому выводу Эйнштейн пришел на основании логических рассуждений,4 основанных на известных ему экспериментах, связанных с изучением электромагнитных процессов. Особенно высоко ценил великий теоретик эксперимент голландского астронома де Сит-тера, основанный на наблюдениях двойных звезд. Проведенные им исследования показали, что скорость света не зависит от скорости перемещения звезды, испускающей этот свет. Затем этот же факт неоднократно подтверждался и в других опытах.

Итак, скорость света постоянна. Так что же тогда меняется в этом изменчивом мире? Очень многое, в том числе и скорость... течения времени!

Чтобы понять, как это может быть, давайте вслед за Эйнштейном проведем мысленный эксперимент. Снова обратимся к двум лабораториям? одна из которых расположена в чистом поле, а другая в вагоне движущегося поезда.

Пусть на передней и задней стенках вагона имеется по лампочке. Физик-наблюдатель движущейся лаборатории находится посредине вагона, как раз между лампочками, на равном расстоянии от каждого источника света.

Эксперимент построен так, что вспышки света от этих лампочек достигают "поездного" и "полевого" физиков строго одновременно, а именно в тот момент, когда они поравняются друг с другом. Какие выводы должен сделать из этого наблюдения каждый из экспериментаторов?

Физик в вагоне может рассуждать так: ""Поскольку сигналы были посланы источниками, находящимися от меня на равных расстояниях и пришли одновременно, значит, и испущены они были строго одновременно".

Физик в полевой лаборатории имеет полное право прокомментировать описываемое событие несколько иным образом: "Когда середина вагона поравнялась со мной, обе лампочки были от меня на одинаковом расстоянии. Но свет был испущен несколько ранее момента, когда меня достиг - ведь

«икак световые лучи имеют пусть и огромную, но конеч-скорость. Отсюда логично предположить, что в момент кания света передняя стенка вагона была ко мне ближе, задняя. А так как свет от обоих источников распространяется с одинаковой скоростью, получается, что лампочка на задней стенке вспыхнула раньше, чем на передней..."

В итоге вслед за нашими физиками мы должны будем прийти к выводу: одновременно или неодновременно случилось некое событие, зависит от того, с какой точки зрения мы будем их рассматривать. Если с точки зрения двигавшегося физика, то лампочки вспыхнули одновременно; если с точки зрения физика, находившегося неподвижно, то нет.

А это, в свою очередь, неумолимо приводит нас к некому логическому парадоксу (по крайней мере таковым он кажется на первый взгляд): время в разных"системах отсчета течет неодинаково. Время оказывается зависящим от скорости! Оно не абсолютно, а относительно... С точки зрения теории относительности нельзя сказать просто "сейчас столько-то времени". Надо обязательно добавлять, в какой именно системе координат.