Военачальник привел русскую армию в париж 1814. Русская армия на улицах парижа

Проводили свою жизнь в бесплодных поисках Святого Грааля, который (вместе с копьём, пронзившим тело Христа), якобы сохранил и привёз в Британию Иосиф Аримафейский. В европейских средневековых романах Грааль трактуется не как чаша, а как камень или некая драгоценная реликвия .

Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. В некоторых версиях даже близкое созерцание магического предмета даёт бессмертие, а также различные блага в виде еды, питья и т. п. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.

Поиски Грааля

Хуан де Хуанес. Иисус Христос с причастием

В IX веке в Европе начинают «охотиться» за реликвиями, связанными с земной жизнью Христа. Своего апогея этот процесс достиг в XIII веке, когда Людовик Святой привёз в Париж из Константинополя и поместил в построенной для этой цели Святой Капелле ряд орудий Страстей, чья подлинность мало у кого вызывала сомнение.

Однако среди орудий Страстей, которые выставлялись в различных храмах Европы, отсутствовала чаша, из которой вкушал Иисус на тайной вечере. Это обстоятельство подстегнуло толки и предания о её местонахождении. В противовес Парижу, который «монополизировал» многие святыни христианства, часть современной Франции, принадлежавшая английской короне, выдвинула легенду о чаше, которая скрыта где-то на просторах Британии.

В средневековых романах о Персифале главный герой ищет и находит волшебный замок Мунсальвеш , в котором под охраной тамплиеров хранится Грааль. В некоторых описаниях Грааль весьма напоминает неиссякаемый сосуд из более древних кельтских легенд, который по своей функции сходен с аналогичными предметами в мифологии других индоевропейских народов , в частности, с рогом изобилия (см. ниже).

В средневековой литературе

  • - гг. - «Персеваль, или Легенда о Граале » , Кретьен де Труа
  • - гг. - трилогия «История Святого Грааля » : «Роман об Иосифе Аримафейском » , «Мерлин » (частично сохр.) и «Персеваль» (не сохр.), Робер де Борон (Бургундия)
  • - гг. - «Цикл Вульгаты »: «История Святого Грааля », «История Мерлина », «Книга Ланселота », «Поиски Святого Грааля » и «Смерть Артура » .

В тех же кельтских преданиях есть и другой миф, связанный с камнем Граалем. Это был особый камень, который умел кричать. Криком он признавал истинного короля и был установлен в древнеирландской столице Таре .

Грааль и конспирология

Поиски настоящего значения слова «Грааль» породили множество конспирологических построений. Наибольшую известность получили варианты, озвученные в романе «Код да Винчи » и восходящие к оккультным изысканиям Отто Рана :

  • Грааль - это кровь потомков Иисуса, «sang raal», «sang real», или «sang royal» - «королевская кровь», верными хранителями которой были тамплиеры , прямо происходившие от Сионской Общины .
  • в широком смысле - это грудь Магдалины , затем сама Мария Магдалина, культ которой, зародившийся в начале Средних Веков, по мнению конспирологов, со временем смешался с культом Девы Марии .

Святой Грааль в современной культуре

Артур Хэкер, «Искушение сэра Персиваля »

См. также

Примечания

Литература

  • Блюм Жан. Ренн-ле-Шато. Вестготы, катары, тамплиеры: секрет еретиков. - СПб.: Евразия, 2007. - 252 с. - Серия «Историческая библиотека».
  • Дашкевич Н. П. Сказание о Святом Грале // Из истории средневекового романтизма. - Киев, 1877.
  • Дашкевич Н. П. Романтика Круглого Стола в литературе и жизни Запада. - Киев, 1890.
  • Веселовский А. Н. Где сложилась легенда о Святом Грале? - СПб., 1900.
  • Аверинцев А. Грааль //

Легенда о святом Граале – самая загадочная и красивая легенда, которая со времен Средневековья и до наших дней не перестает волновать умы и души людей своей таинственностью. Чаша Грааля, согласно христианской религии, это таинственный сосуд с кровью Иисуса Христа, но существует множество других трактовок этой истории.

В Святом Граале усматривают и языческий рог изобилия, и чашу для причастий, которой пользовались на Тайной вечере, и мистический, таинственный «блуждающий камень», который может даровать бессмертие и возможность изменять мир по собственному усмотрению. Считается, что найти Святой Грааль может только избранный, а простым людям это сокровище в руки попросту не дастся.

Итак, дорогие друзья, давайте сегодня поговорим о различных версиях на тему существования Святого Грааля и судеб его хранителей. Кстати, ни одно из преданий о Чаше Грааля официально не было признано церковью, хотя, если вчитаться, то косвенные упоминания об этом волшебном предмете можно найти во всех Евангелиях. Например, историю о том, что Иосиф собрал кровь Христа в эту священную чашу и хранил ее в основанном им монастыре в Британии, а потом, уже умирая, забрал ее с собой на небеса, можно встретить во многих официальных церковных источниках. Но это было маленькое лирическое отступление, а теперь представляем вам некоторую любопытную информацию о Святом Граале и его «путешествиях».

Какая она, легендарная Чаша Грааля?

Считается, что Святой Грааль был изготовлен из драгоценного агата, выпавшего из короны самого Люцифера в момент его низвержения. Отсюда его магические и мистические свойства. После распятия Христа его тайный последователь Иосиф Аримафейский собрал в этот сосуд капающую из ран Спасителя кровь. Вследствие этого действия недопонявшие, скажем так, Иосифа евреи бросили его в тюрьму и обрекли на голодную смерть, но не тут-то было. Грааль кормил Иосифа до самого его освобождения, а это ни много ни мало целых 42 года.

Грааль и Король Артур

Есть версия, согласно которой Священная Чаша Грааля осталась на земле и, что называется, «пошла по рукам», вот только всем недостойным рукам, ну, то есть хранителям, реликвия приносила одни несчастья. К примеру, кучу всяких трагедий принесла Святая Чаша легендарному Королю Артуру. Ну, сами посудите, во-первых, самый преданный рыцарь Короля по имени Ланселот Озерный и любимая женщина Королева Джиневра предали Артура, совершили грех прелюбодеяния и сбежали прочь. Артур погнался за ними, и пока он искал предателей, его земли захватил его же племянник. На каком-то этапе на Короля снизошло озарение, и он понял, что причина всех бед – Грааль. Доподлинно неизвестно, что произошло дальше, но считается, что Король увез его от греха подальше на остров Авалон, чем спас британские земли.

Грааль в крепости Монсегюр

В тринадцатом веке Чаша Грааля якобы находилась в неприступной крепости, которая была оплотом сопротивления еретиков города Альби, не подчинявшихся Папе Римскому. Грааль находился в Храме Солнца, который альбигойцы считали символом добра, чести и справедливости. В принципе, как нам кажется, очень удачное место для хранения подобной реликвии, но Римская церковь не смирилась с еретиками, и в течение 60 лет длился великий крестовый поход против них. Предложение крестоносцев, захвативших крепость, было предельно ясным: жизнь в обмен на Чашу и раскаяние в ереси, но еретики выбрали костер. Лишь когда на костер взошли последние защитники крепости, четверо Совершенных, то есть хранителей реликвии, через потайной ход ушли вместе с Граалем.

Грааль и тамплиеры

Есть еще один король наряду с Королем Артуром, с именем которого связывают Святой Грааль – Король-Рыбак, реальным историческим прототипом которого считается Гуго де Пейн – будущий глава Ордена Тамплиеров. Судя по легендам, храмовникам (рыцарей, искавших Грааль, именовали «Рыцарями Храма Соломонова») во главе с Гуго де Пейном удалось отыскать источник вечной святой мудрости – Грааль.

Но то ли храмовники оказались не избранными, то ли король Франции Филипп IV слишком завистливым, но на тамплиеров обрушился град проблем и несчастий. Филипп IV решил покончить с неофициальным двоевластием в стране, и в результате борьбы с тамплиерами орден был уничтожен, а его лидеры Жоффруа де Шарне и Жак де Моле сожжены на костре. Но тайну о том, где находится Священный Грааль и золото Рыцарей Храма, они не выдали даже под жестокими пытками. Таким образом, неуловимый Грааль снова исчез.

Грааль и Третий Рейх

В двадцатом веке активный интерес к Священному Граалю проявлял сам фюрер и рейхсканцлер нацистской Германии. Тогда начались поиски святыни, которые проводились под грифом «Geheime Verschlusssache», что означало высшую степень секретности. В Монсегюр отправилась экспедиция во главе с членом СС, историком Отто Раном. В одной из потайных комнат Храма Солнца якобы было обнаружено сокровище всех веков и народов.

Но нацисты явно не были достойными хранителями реликвии, и обещанные недостойным хранителям беды и несчастия не заставили себя долго ждать. Сам Отто Ран вскоре после передачи Грааля Гиммлеру покончил жизнь самоубийством, Рейх с того момента был обречен на гибель, а Грааль снова исчез, и до сих пор достоверно неизвестно, где находится Чаша. Возможно, она отыскала истинных и избранных хранителей?

Поиски Святого Грааля продолжаются и сегодня. В его образе видят и языческий рог изобилия, и чашу для причастий с Тайной вечери, и таинственный камень, дарующий бессмертие. Найти его может только тот, кто избран для этого.

От Тайной Вечери...

Грааль – таинственный сосуд, дарующий все желаемые блага, вплоть до бессмертия, часто считают первым потиром, то есть чашей для причащения, которая служила Христу и апостолам во время первой литургии – Тайной вечери.

По некоторым версиям, он был сделан из агата, который выпал из короны Люцифера во время его низвержения. Когда Иисуса Христа распяли, один из иудейских старейшин, Иосиф Аримафейский – тайный последователь Христа, собрал в эту чашу Его кровь, капающую из раны, нанесенной копьем Лонгина.

Взбешенные евреи бросили Иосифа в тюрьму, заставив его умирать от голода. Но Грааль давал пропитание несчастному целых сорок два года, пока Иосифа не освободил император Веспасиан, излеченный от проказы плащаницей, на которой был запечатлен лик Христа.

...до Мансальвата

Так начинается длинное странствие Грааля. Христос в видении назначил Иосифа из Аримафеи хранителем чаши, наполненной божественной кровью, после чего тот отправился с ней в Британию. Перед смертью, по одной из версий, он доверил сокровище своему племяннику, по другой, Грааль хранился на небесах до той поры, пока не родились на земле герои, способные охранять его. Прародителем этого племени стал азиатский правитель Перилл, который прибыл в Галлию, где его потомки породнились с семьей бретонского князя. Один из его потомков – благородный Титурель, с юных лет отличавшийся чистотой помыслов, был избран новым хранителем Грааля. Он и его рыцари, известные как «рыцари Святого Грааля» воздвигли для небесной чаши не менее легендарный замок Монсальват, где она, по некоторым версиям, находится до сих пор.

Согласно многочисленным преданиям, Грааль снабжал всех, кто ему поклонялся, кушаньями и напитками, которые они предпочли бы более других. Он даровал исцеление и поддерживал в людях вечную молодость. Но самое главное, что те, кому удалось лицезреть Грааль, всегда ощущали некую радость, близость и предвкушение Рая. Грааль считался самой ценной реликвией, которую только мог получить человек при жизни.

Рождение легенды


Сегодня сложно проследить историю предания о Святом Граале, как и любой другой легенды, получившей статус «народной». Но кое-какие зацепки все же есть.
Поиски стоит начать в средневековой Европе, где в IX веке начинается настоящая охота за христианскими реликвиями. Это связано с требованием римской церкви об обязательном присутствии в храме останков или вещей святого. Так реликвии стали выгодным товаром, который начал массово поступать в Европу с Востока.

Естественно, наиболее ценными считались те, что были связаны со Страстями Христовыми. Части креста, на котором Он был распят, гвозди, которыми тело Христа было прибито к кресту, терновый венец, копье Лонгина, Туринская плащаница и другие святыни, были весьма желанными объектами, как для служителей церкви, так и для крупных феодалов и монархов.

Но среди всех реликвий Страстей, которые выставлялись в многочисленных храмах, отсутствовала чаша, из которой Иисус впервые причастил всех своих учеников на Тайной вечере. Учитывая значимость причащения вином в католических церквях, которое считалось привилегией и долгое время было доступно лишь духовенству, отсутствие столь важного предмета не могло остаться незамеченным. Начали ходить слухи о его необычайных свойствах и возможных местонахождениях. В один прекрасный день Англия, в противовес Франции, где французские короли собрали многие святыни христианства, выдвинула легенду о Граале, который якобы находился на просторах Британии.

Поводом для этого послужили две рукописи. Первая – хроника Уильяма Мальмсберийского, которая повествует, что в 63 году в Британию прибыли ученики апостола Филиппа под предводительством Иосифа из Аримафеи, чтобы проповедовать христианство. Они построили первый храм там, где впоследствии было основано Гластонберийское аббатство, и где в XII веке было якобы найдено тело короля Артура и королевы Гвиневры. Там же до сих пор существует источник, названный «колодцем чаши».

Второй манускрипт XII века – Grand Saint Graal передает уже рассказанную здесь легенду о перевозе Грааля в Британию и хранителях чаши. Впоследствии, эту историю повторили романы Робера де Борона и Кретьена де Труа, в которых легенда связывается с преданиями о короле Артуре. История становится настоящим «средневековым бестселлером», похожие романы создаются во многих странах Европы и обрастают все новыми подробностями.

Прототипы Грааля

Были и другие причины, почему представление о Граале, как о чаше изобилия, дарующей всякие блага, появились именно в Британии. У христианского Грааля были языческие прототипы, связанные с представлениями о роге изобилия. В ирландской мифологии – это котел Дагды, в котором никогда не иссякала еда. В бриттской – чаша, которую привез в Британию Мерлин на хрустальном корабле. Она открывала будущее, сокровища человеческих знаний и тайны мира. В валлийской мифологии – это сосуд богини Серидвен – источник мудрости, упоминающийся в «Истории Талиесина». Там же встречается и другой возможный прототип Грааля – некая чаша, полученная Браном Благословенным от черного великана, ведьмы и карлика из Озера Чаши, способная исцелять любые смертельные болезни, останавливать кровь и воскрешать мертвых. Впоследствии, во время одной из битв Бран бросил в нее голову врага и чаша потеряла свои чудесные свойства. Очевидно, что все это были разные версии одного мифа.

О чаше, блюде и камне

Пока Грааль упоминался только как чаша для причастий, но на самом деле, это было лишь одно из его многочисленных обличий. По другим версиям, Грааль – это серебряное блюдо, иногда с окровавленной головой из валлийских легенд, что удачно связалось с образом Иоанна Крестителя; в «Парцифале» Эшенбаха – это камень, обладающий чудотворными свойствами. Согласно еще одной гипотезе: Грааль, вместилище крови Христовой – это Дева Мария. В общем, какого-то единого представления о нем не было.

«Грааль»

Не вносило ясности и название чаши. Происхождения «Грааля» неизвестно до сих пор. Кто-то предполагает, что имя, как и сама легенда – кельтское, от ирландского cryol – «корзина изобилия». Кто-то считает, что в основе «Грааля» - старофранцузское «Sangreal» - «истинная кровь», а кто-то видит в нем греческое «κρατης» или gratalem – большой сосуд для смешения вина с водой.
Кандидаты в святые чаши
Поиски Грааль продолжаются и по сей день. В последний раз реликвию, претендовавшую на право называться Граалем, нашли в марте 2014 года в базилике города Леон. По словам историков, открывших ее, после распятия Святой Грааль отправился не на Запад, а в Палестину, откуда попал в Египет и затем в арабскую Испанию. После реконкисты, когда испанские земли были освобождены от арабов, чаша оказалась в Леоне и стала именоваться чашей Урраки, от имени королевы Кастильской.

Сегодня несколько городов утверждают, что обладают настоящим Граалем. Один из наиболее известных – Антиохийский потир, серебряный сосуд, обнаруженный антикварами в 1910 году в Антиохии (Антакья). Он представляет собой овоидный кубок на круглой ножке, который покрывают рельефные изображения Иисуса Христа и апостолов, изготовленные, по мнению сторонников подлинности потира, сильно позже его непосредственного создания. Но результаты поздних исследований датируют чашу не позднее VI века. Другой «подлинный» Грааль, якобы признанный самим Ватиканом, находиться в Соборе Святой Марии в Валенсии.

Считается, что религиозный миф о поисках святого Грааля возник на Британских островах и продолжил собой цикл героических легенд о короле Артуре. Грааль - это чаша, из которой на Тайной вечере пил вино Иисус Христос и его ученики и в которую, по сказаниям, праведник Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Иисуса. Эту чашу праведник отвез в Британию. В поход за поиском чаши в Средние века отправлялись многие благородные рыцари.

Титурель, у которого была еще дочь Херценлойде, очень опечалился, ему исполнилось уже четыреста лет, а у него не было наследника. Но однажды к нему снова спустился ангел и возвестил, что скоро к братству святого Грааля прибудет новый рыцарь и от его появления тотчас исцелится Амфортас.

Вскоре Херценлойде, у которой муж погиб в боях, родила сына, которого назвала Парсифаль, и вместе с ним спряталась в лесу: она не хотела, чтобы Парсифаль становился рыцарем. Однажды ее сын повстречал в лесу закованных в доспехи людей и испугался. Это были рыцари святого Грааля. Они рассказали ему о себе и святом братстве. Так Парсифаль решил стать рыцарем и отправился ко двору короля Артура и попросил принять его в рыцари. Король согласился, но сказал, что для этого Парсифалю надо совершить немало благородных поступков.

С таким напутствием Парсифаль отправился странствовать. Ему довелось освобождать пленников, защищать от неприятелей города, помогать бедным. Однажды он оказался в дремучем лесу. Впереди увидел гору, а на ней крепость и храм. Он поднялся, и стражники, впустившие его, сказали, что это рыцарское братство святого Грааля. Он прошел в зал, увидел огромный стол, за которым сидело множество рыцарей. На возвышении лежал раненый рыцарь Амфортас. И тут же над столом повисла ярко сиявшая чаша, и перед рыцарями появились еда и питье, они принялись трапезничать.

Утром покинул Парсифаль крепость, вернулся к королю Артуру и рассказал ему об увиденном. Его сразу же посвятили в рыцари. Как-то вечером, когда все пировали, в зале появилось странное существо, похожее на дикого кабана, но заговорило оно человеческим голосом:
- Если бы Парсифаль спросил, кто тот раненый рыцарь, он бы излечился, а так он страдает до сих пор. Надо ехать, Парсифаль, надо освободить его от страданий.

Парсифаль почувствовал угрызения совести и опять отправился в братство святого Грааля. Он въехал в знакомый дремучий лес, но неожиданно наткнулся на избушку отшельника. В ней проживал старец Треврезент. От него он узнал, что является его племянником и внуком хранителя чаши Титуреля. Ему надо ехать к рыцарям святого братства, спасти своего дядю Амфортаса от раны.

Парсифаль тотчас прибыл в замок. Он вошел в залу, где лежал раненый, произнес молитву, и Амфортас исцелился. Он благодарил Парсифаля, и все рыцари единодушно избрали его новым хранителем святой чаши, новым предводителем рыцарского братства.