Воронежский дворец в стиле барокко. Воронежский дворец

Для молодых пар в Воронеже есть довольно большой выбор, где зарегистрировать свои отношения. Но многие отдают предпочтение самому интересному и красивому — Дворцу Бракосочетания г. Воронеж (отдел ЗАГС Центрального района). И не случайно — это место богато историей и интересно для проведения свадебной фотосессии.

Как только вы войдете в холл, то сразу будете под большим впечатлением от красоты и изящества этого здания. Лестница, которая удивляет своими размерами, ведет в зал регистрации. Это место не зря часто используется для фотосессией, ведь фон в виде лестницы отлично выглядит на получившихся фотографиях.

Но многие фотографы Воронежа не очень любят это здание для проведения фотографий, ведь помещения во Дворце бракосочетания далеко не самые большие. Тем не менее результат всегда получается хороший, т.к. здание хоть и небольшое, но очень красивое.

Молодые должны оценить то, что во время регистрации будет присутствовать музыкальный квартет.

В здании предусмотрена красивая комнатка для гостей. Она создает атмосферу торжественности своим оформлением: разнообразие цветов, красивые шторы и празднично украшенная мебель.

Банкетный зал выглядит очень уютно за счет размещенного в нем камина и свечей.

Преимущества

Воронежский Дворец подкупает своим интерьером. Холл очень просторный и красивый, в нем можно сделать прекрасные свадебные фотоснимки. Комната для жениха и невесты тоже очень красивая, помогает молодым настроиться на нужный лад.

Одной из любимых частей ЗАГСа является лестница, по которой жених и невеста поднимаются в зал для регистрации.

Безусловным преимуществом является и то, что во Дворце есть музыкальный квартет. В целом о нем есть масса положительных отзывов, молодожены довольны как и интерьером здания, так и обслуживающим персоналом.

Недостатки

Как и везде, в воронежском дворце есть и свои недостатки. Молодожены часто жалуются, что после регистрации дают мало времени, чтобы сделать фотографии, иногда нет даже и 5 минут.

Подход к тумбе для росписи не очень удобен, а из-за её расположения сам момент росписи очень тяжело фиксируется фотографами и видеографами.

Нет возможности гостям подойти и поздравить молодожен, непосредственно, в торжественном зале.

История дворца

Памятники архитектуры в Воронеже

Здание управления Юго-Восточной железной дороги было построено в 1928-1932 годах по проекту архитектора Н. В. Троицкого в стиле конструктивизма, но во время войны было сильно разрушено и в начале 50-х годов перестроено в стиле сталинского ампира.


Воронежский дворец можно увидеть во дворе здания управления Юго-Восточной железной дороги. Он был построен в конце XVIII века в стиле барокко для воронежского губернатора генерал-поручика И. А. Потапова, предположительно, по проекту архитектора Н. Н. Иевского. Украшениями фасада стали ионические колонны и лепные барельефы. Сейчас это здание занимает областной художественный музей им. И. Н. Крамского. Адрес: Воронеж, пр. Революции, д. 18.


Гостиница "Бристоль" - великолепный образец стиля модерн в архитектуре с характерными округлыми элементами. Это четырехэтажное здание было построено в 1910 году. Адрес: Воронеж, пр. Революции, д. 43.

Дом Тюриных - одноэтажный дом, построенный в середине XIX столетия. Им владела кузина поэта И. С. Никитина Анна Николаевна Тюрина. Сейчас в этом здании находится Дом литераторов. Адрес: Воронеж, ул. Никитинская, д. 22.

Дом казенной палаты на проспекте Революции (на Большой Дворянской) был построен в 1786-1787 годах по проекту знаменитого архитектора Джакомо Кваренги в стиле классицизм. Изначально предполагалось возвести грандиозный комплекс из четырех зданий, соединенных полукруглыми галереями. Однако из-за начавшейся русско-турецкой войны в стране ввели запрет на казенные здания из камня и успели закончить только одно здание. После Великой Отечественной войны к зданию пристроили два этажа.

Дом Тулиновых , также расположенный на проспекте Революции, являет собой образец стиля ампир со строгими элегантными ионическими колоннами, поддерживающими фронтон. Он был построен в 1811-1813 годах по проекту архитектора Т. С. Кондратьева для воронежского промышленника Василия Тулинова. В этом доме останавливались царственные особы: в 1818 и 1820 годах император всероссийский Александр I, в 1832 году - Николай I, а в 1837 году - будущий властитель России Александр II. Здание сильно пострадало во время Великой Отечественной войны, но в 1951 году было восстановлено. Сейчас в нем располагается Центр научно-технической информации филиал ФГБУ "Российское энергетическое агентство".

Памятники и монументы в Воронеже

Памятник Петру I - самый известный монумент Воронежа, ставший его "визитной карточкой", а после народного голосования в 2009 году признанный неофициальным символом города. Первоначально он был установлен в 1860 году. Авторами проекта были скульптор Антон Шварц и архитектор Давид Гримм. Во время Великой Отечественной войны фашистские оккупанты отправили памятник на переплавку. После войны он был восстановлен и опять установлен в 1956 году в Петровском сквере. Император изображен в полный рост, опирающийся рукой на якорь как напоминание о том, что российский флот родился в Воронеже.


Бронзовая скульптура святителя Митрофана Воронежского установлена у Благовещенского собора в память о сподвижнике Петра І, просветителе, первом епископе Воронежском, ныне причисленном к лику святых. Авторами памятника были скульпторы И. П. Дикунов, Э. Н. Пак и архитектор В. П. Шевелев. Святитель показан благословляющим прихожан.

В Кольцовском сквере - один из старейших памятников Воронежа. Он был установлен благодаря стараниям сестры знаменитого поэта на собранные горожанами средства в 1868 году. Петербургский скульптор Августино Трискорни создал бюст из белого каррарского мрамора и водрузил его на высокий постамент, украшенный символическими венками и гирляндами.

Еще один памятник А. В. Кольцову , но уже в типичном монументальном стиле времен позднего СССР находится на Советской площади. Его в 1976 году создали скульпторы П. И. Бондаренко и И. А. Савичев.


Воздвигнут в сквере рядом с Театром оперы и балета к 200-летию со дня рождения поэта, отмечавшемуся в 1999 году. Скульпторы И. П. Дикунов и Э. Н. Пак создали изящную беседку, в которой находится бюст Пушкина, установленный на высокой колонне.

Бронзовый писатель Иван Бунин, сидящий на поваленном дереве, появился в Воронеже в 1995 году. Автором проекта выступил скульптор Александр Бурганов. Памятник И. А. Бунину можно увидеть в Бунинском сквере на перекрестке улиц Плехановской и Орджоникидзе.

Памятник С. А. Есенину на пересечении улиц Кардашова и Карла Маркса был установлен в 2007 году. Его создатель - народный художник России Анатолий Бичуков. Место установки выбрал известный российский актер Сергей Безруков, сыгравший поэта в фильме и пожертвовавший часть суммы на памятник.


Памятник И. С. Никитину , выполненный из серого гранита, стоит на Никитинской площади. Он был установлен в Воронеже в 1911 году, в год 50-летия со дня смерти литератора. Поэт выглядит задумчивым: он сидит, склонив голову, положив руки на колени, а у его ног лежат книги.

Памятник М. Е. Пятницкому , основателю прославленного хора, вы можете посмотреть на проспекте Революции. Бюст установлен на колонне, окруженной гранитной дугой, на которую как бы "положены" бронзовые гармошка и балалайка. Памятник появился в 1988 году, его авторами были местные скульпторы Эльза Пак и Иван Дикунов. Митрофан Пятницкий окончил Воронежское духовное училище, а затем поехал учиться в Москву.


Вы можете увидеть в сквере перед зданием Воронежского государственного университета на проспекте Революции. Он был установлен в год столетия со дня рождения писателя, отмечавшегося в 1999 году. Авторами проекта были скульпторы И. П. Дикунов и Э. Н. Пак и архитекторы Л. Яновский, Н. Топоев и Е. Соломкин. Писатель в развевающемся пальто как будто идет по улице города. На правом пилоне монумента можно прочитать слова одного из персонажей рассказа Платонова "Жена машиниста": "А без меня народ не полный".

Памятник О. Э. Мандельштаму появился у входа в парк "Орлёнок" к 70-летию со дня смерти поэта в 2008 году. Авторы проекта - скульптор Лазарь Гадаев и архитектор Александр Гагкаев. Бронзовая фигура поэта выполнена в натуральную величину. Мандельштам провел в Воронеже 3 года в ссылке.

Хотя Владимир Высоцкий никогда не был в Воронеже и никак не был с ним связан, в 2009 году в городе установили ему памятник. Его автором стал местный скульптор Максим Дикунов. Поэт представлен с гитарой в руке, сидящий на стуле на сцене. Памятник Высоцкому находится на улице Карла Маркса рядом с Институтом физкультуры.


Памятник Славы на пересечении Московского проспекта и улицы Хользунова - небольшой мемориальный комплекс, созданный скульптором Ф. К. Сушковым и архитектором А. Г. Бузовым в 1967 году. Он сооружен на братской могиле, в которой похоронены бойцы, погибшие в сражениях за Воронеж в годы Великой Отечественной войны.

На проспекте Патриотов вы можете встретить водруженный на монумент танк. Это памятник Т-34 , установленный в память о танкистах 17-го, 18-го, 25-го танковых корпусов, 5-й танковой армии и других бронетанковых соединений, воевавших за город во время Великой Отечественной войны.


Еще один монумент, посвященный событиям войны 1941-1945 годов - . Этот мемориальный комплекс, включающий братскую могилу и "Зал Памяти", на стенах которого увековечены имена защитников города, создавали с 1975 года и закончили к празднованию 40-летия Победы. Он расположен на месте, где с сентября 1942 года до января 1943 года шли кровопролитные бои.

Песчаный Лог - мемориальный комплекс на южной окраине Воронежа по дороге в село Малышево. Он был создан на месте массового расстрела 27 августа 1942 года мирных жителей Воронежа во время Великой Отечественной войны. Авторами проекта памятника были скульптор Б. А. Каткова и архитектор П. П. Даниленко.

Памятник "Воронеж - родина ВДВ" появился в парке Победы в 2010 году, так как именно в этом месте в 1930 году приземлились служащие из первого в Советском Союзе десантного формирования. Проект был создан под руководством воронежского скульптора Владимира Петрихина.


Литературный некрополь раньше был частью Митрофановского кладбища, уничтоженного в 1970-х годах. Так как на этом погосте были похоронены известные литераторы, было решено создать небольшое мемориальное кладбище. В некрополе сохранены могилы поэтов Алексея Кольцова, Ивана Никитина и писательницы Елизаветы Милицыной.

Был установлен в 2008 году в сквере у городской больницы № 3 на Плехановской улице. Его создали - скульптор А. В. Мельниченко и архитектор В. Г. Фролов. По замыслу авторов, этот монумент должен напоминать о нелегком труде врачей.

Памятник Орленку , который изображен как мальчик с горном в руках, сидящий на коне, находится в одноименном парке в центре города. Автор скульптуры - Иван Дикунов - создал ее в середине 1970-х годов. За странную форму музыкального инструмента местные жители прозвали этот памятник "мальчик со жвачкой".


Котенок с улицы Лизюкова появился в Северном микрорайоне Воронежа на "той самой" улице Лизюкова в 2003 году. Этот памятник посвящен герою мультфильма, снятого режиссером Вячеславом Котёночкиным. Идея создания этого памятника пришла в голову главному редактору воронежской газеты "Молодой коммунар" Валерию Мальцеву. На народном конкурсе победил проект ученицы 11-го класса Ирины Поваровой, который был адоптирован местными скульпторами Иваном Дикуновым и Эльзой Пак и их сыновьями Максимом и Алексеем.

Памятник Белому Биму - еще один памятник, посвященный животному и вымышленному персонажу. Пес, герой книги Гавриила Троепольского, сидит на площади перед Воронежским театром кукол "Шут". Скульпторы Эльза Пак и Иван Дикунов изобразили собаку в натуральную величину, она как будто ожидает своего хозяина. Бима отлили из нержавеющей стали, а уши сделали из бронзы.


"Молекула ДНК" на транспортном кольце улицы Мира не всегда стояла на этом месте. Примерно 50 лет назад ее установили в Зеленограде в качестве символа института радиоэлектроники. Однако там этот памятник местным жителям не понравился, его хотели демонтировать, но он попался на глаза директору воронежского НПО, который предложил перевезти его в Воронеж.

Памятник "Профессору и студенту" стоит на площади перед входом в главный корпус Воронежского архитектурно-строительного университета. Он символизирует передачу знаний из поколения в поколение. Памятник выглядит очень реалистично: преподаватель слушает учащегося, а рядом установлен третий стул, на котором как будто кто-то уже "нацарапал" "I love ВГАСУ". Открытие памятника состоялось в 2011 году, его создателями были скульптор Владимир Петрихин и архитектор Сергей Гурьев.


Скульптура "Незнакомка" на Плехановской улице была установлена в 2008 году. Одинокая девушка, сидящая на стуле, как будто ожидает ушедшего кавалера, оставившего на соседнем стуле свой пиджак. Автор скульптуры - Юрий Астапченко.

Координаты : 51°40′25″ с. ш. 39°12′35″ в. д.  /  51.67361° с. ш. 39.20972° в. д.  / 51.67361; 39.20972 (G) (Я)

Воронежский дворец - памятник архитектуры XVIII века в Воронеже (проспект Революции , 18б). Является единственным в городе зданием дворцового типа. Построен в 1777-1779 годах в стиле барокко как жилой дом воронежского губернатора генерал-поручика И. А. Потапова. Существуют легенды о том, что дворец предназначался императрице Екатерине II или последнему крымскому хану Шахин-Гирею , однако эти версии несостоятельны.

Размеры дворца относительно небольшие, но при этом здание величественно по своей архитектуре и отличается точностью пропорций. Это вызывает ассоциации с петербургскими дворцами Б. Ф. Растрелли , на основе чего и было мнение, что дворец построил сам Растрелли. Однако скорее всего здание было построено по проекту первого губернского архитектора Н. Н. Иевского, который проходил обучение архитектуре у Д. В. Ухтомского , для творчества которого был характерен стиль барокко. Первый этаж отделан крупным рустом, завершается карнизом и служит своеобразным основанием для двух верхних этажей, объединённых ионическими колоннами. Колонны поддерживают карниз и вплотную примыкают к стене в центральной части фасада, увенчанной фронтоном. Выделяются высокие окна второго зального этажа. В центральной части над этими окнами помещены лепные барельефы на тему оружия разных эпох. Боковые стены украшены треугольными фронтонами, а стены - лепными гирляндами.

После смерти хозяина дворец несколько раз переходил от одного владельца к другому. В начале XX века дворец переходит к городу для организации музея. В 1912-1914 годах были осуществлены реставрационные работы под руководством В. И. Гайна. Но во время Первой мировой войны здание временно занимали медико-санитарные, военные учреждения, а после революции - губархивбюро, губздравотдел со складами. И только в середине 20-х годов оно было передано краеведческому музею. С 1928-1932 годов дворец заслонило собой здание управления Юго-Восточной железной дороги , а в ходе послевоенного восстановления этого здания в нём были сделаны три высокие арки для раскрытия вида на дворец. С 1959 года здесь располагается областной художественный музей им. И. Н. Крамского . В 1984 году к зданию с тыльной стороны был пристроен выставочный зал, закрывший вид на задний фасад с боковыми ризалитами.

Напишите отзыв о статье "Воронежский дворец"

Литература

  • Чесноков Г. А. Архитектура Воронежа: история и современность. - Воронеж: Воронежская государственная архитектурно-строительная академия, 1999. - 396 с.

Отрывок, характеризующий Воронежский дворец

Странное чувство озлобления и вместе с тем уважения к спокойствию этой фигуры соединялось в это время в душе Ростова.
– Я говорю не про вас, – сказал он, – я вас не знаю и, признаюсь, не желаю знать. Я говорю вообще про штабных.
– А я вам вот что скажу, – с спокойною властию в голосе перебил его князь Андрей. – Вы хотите оскорбить меня, и я готов согласиться с вами, что это очень легко сделать, ежели вы не будете иметь достаточного уважения к самому себе; но согласитесь, что и время и место весьма дурно для этого выбраны. На днях всем нам придется быть на большой, более серьезной дуэли, а кроме того, Друбецкой, который говорит, что он ваш старый приятель, нисколько не виноват в том, что моя физиономия имела несчастие вам не понравиться. Впрочем, – сказал он, вставая, – вы знаете мою фамилию и знаете, где найти меня; но не забудьте, – прибавил он, – что я не считаю нисколько ни себя, ни вас оскорбленным, и мой совет, как человека старше вас, оставить это дело без последствий. Так в пятницу, после смотра, я жду вас, Друбецкой; до свидания, – заключил князь Андрей и вышел, поклонившись обоим.
Ростов вспомнил то, что ему надо было ответить, только тогда, когда он уже вышел. И еще более был он сердит за то, что забыл сказать это. Ростов сейчас же велел подать свою лошадь и, сухо простившись с Борисом, поехал к себе. Ехать ли ему завтра в главную квартиру и вызвать этого ломающегося адъютанта или, в самом деле, оставить это дело так? был вопрос, который мучил его всю дорогу. То он с злобой думал о том, с каким бы удовольствием он увидал испуг этого маленького, слабого и гордого человечка под его пистолетом, то он с удивлением чувствовал, что из всех людей, которых он знал, никого бы он столько не желал иметь своим другом, как этого ненавидимого им адъютантика.

На другой день свидания Бориса с Ростовым был смотр австрийских и русских войск, как свежих, пришедших из России, так и тех, которые вернулись из похода с Кутузовым. Оба императора, русский с наследником цесаревичем и австрийский с эрцгерцогом, делали этот смотр союзной 80 титысячной армии.
С раннего утра начали двигаться щегольски вычищенные и убранные войска, выстраиваясь на поле перед крепостью. То двигались тысячи ног и штыков с развевавшимися знаменами и по команде офицеров останавливались, заворачивались и строились в интервалах, обходя другие такие же массы пехоты в других мундирах; то мерным топотом и бряцанием звучала нарядная кавалерия в синих, красных, зеленых шитых мундирах с расшитыми музыкантами впереди, на вороных, рыжих, серых лошадях; то, растягиваясь с своим медным звуком подрагивающих на лафетах, вычищенных, блестящих пушек и с своим запахом пальников, ползла между пехотой и кавалерией артиллерия и расставлялась на назначенных местах. Не только генералы в полной парадной форме, с перетянутыми донельзя толстыми и тонкими талиями и красневшими, подпертыми воротниками, шеями, в шарфах и всех орденах; не только припомаженные, расфранченные офицеры, но каждый солдат, – с свежим, вымытым и выбритым лицом и до последней возможности блеска вычищенной аммуницией, каждая лошадь, выхоленная так, что, как атлас, светилась на ней шерсть и волосок к волоску лежала примоченная гривка, – все чувствовали, что совершается что то нешуточное, значительное и торжественное. Каждый генерал и солдат чувствовали свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей, и вместе чувствовали свое могущество, сознавая себя частью этого огромного целого.

Годы создания:

кон. XVIII века

Объект культурного наследия «Воронежский дворец», поставленный под государственную охрану одним из первых в городе, входит в число старейший и ценнейших зданий г. Воронежа.

Описание памятника:

Под разными наименованиями он вошел во все списки памятников архитектуры г. Воронежа: 1926 г. («Здание Госмузея»), 1943 г. («Здание, занимаемое Госмузеем»), 1947 г. («Здание краеведческого музея, т.н. Путевой дворец»), 1948 г. («Б. Екатерининский Путевой дворец»). В постановлении Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 от № 1327, которым памятнику был присвоен статус объекта культурного наследия республиканского значения, указано наименование – «Здание Путевого дворца, XVIII в.». В настоящее время произошло уточнение названия объекта – «Воронежский дворец».

Здание построено в 1777–1779 гг. В стиле барокко по проекту губернского архитектора Николая Никитовича Иевского для воронежского губернатора генерал-поручика Ивана Алексеевича Потапова (1722–1791, губернатор в 1775–1791 гг.). Перед главным фасадом был устроен курдонер, фланкированный аркадами и одноэтажными каменными службами. За домом находился обширный двор, дальше парк.

Иван Алексеевич Потапов родился в 1722 г. В 1737 г. он вступил в военную службу, до 1745 г. пребывал в унтер-офицерских чинах. В августе 1745 г. произведен в аудиторы (чиновник военно-судебного ведомства), в 1747 г. – в поручики, в апреле 1755 г. – в капитаны. В ноябре 1756 г. И.А. Потапов был назначен генерал-аудитор-лейтенантом, в сентябре 1758 г. – генерал-провиантмейстер-лейтенантом. В январе 1760 г. Потапов произведен в полковники. В марте 1763 г. Екатериной II Потапов произведен в генерал-майоры. в июле 1775 г. указом императрицы И.А. Потапов был назначен воронежским губернатором, 9 августа он прибыл в Воронеж. 22 сентября 1777 г. Иван Алексеевич был произведен в генерал-поручики и в этом чине оставался до конца жизни.

С домом № 18, получившим за свою выразительную архитектуру название «дворец», связано несколько легенд. Долгое время в краеведческой литературе бытовала версия, что он был построен для отдыха Екатерины II во время ее поездки в Крым, отсюда название памятника, указанное в постановлении Правительства в 1960 году – «Здание Путевого дворца, XVIII в.», а также название «Бывший Екатерининский Путевой дворец». Однако маршрут императрицы не проходил через город Воронеж и здание с Екатериной II никак не связано. По другой версии дворец был построен для последнего крымского хана Шагин-Гирея, который после присоединения Крыма к России жил вместе со своим гаремом и многочисленной челядью в Воронеже с 1784 по 1786 г. Однако обе версии оказались ошибочными. Только в 1980-е годы, благодаря исследованиям воронежского историка А.Н. Акиньшина, удалось точно установить владельца и дату постройки здания, кроме того, А.Н. Акиньшин со значительной долей уверенности определил автора проекта - губернского архитектора Иевского Н.Н.

Иевский Николай Никитович (1740-1797) – архитектор. Из дворян. Учился в архитектурной школе Д.В. Ухтомского в Москве. В 1754–1771 гг. служил в Москве, работал в «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы», Гоф-интендантской конторе, принимал участие под руководством В.И. Баженова в проектировании Кремлевского дворца, создании его модели. В январе 1771 г. ушел в отставку. После пожара в Воронеже в 1773 г. возвратился на службу и выполнил проект генерального плана восстановления сгоревшего города. После доработки петербургским зодчим И.Е. Старовым, генеральный план Воронежа был утвержден Екатериной II. В 1773–1781 гг. занимал должность Воронежского архитектора, в 1781–1797 – асессор губернской палаты уголовного суда. Занимался реализацией генерального плана: проектировал улицы, отводил участки под строительство домов. Работал в стиле барокко. Н.Н. Иевский разработал типовые проекты уездных присутственных мест (канцелярия, казначейство, кладовая и т.п.) для городов Воронежской губернии. По проекту Н.Н. Иевского, помимо дома губернатора И.А.Потапова, в Воронеже был построен особняк наместника Е.А. Щербинина (не сохранился), он руководил строительством крупных городских «хозяйственных» построек – «Круглых рядов» и «Соляного амбара» (утрачены).

В 1803–1810 гг. по проекту архитектора В.Б. Белокопытова проводится капитальный ремонт дома: ремонт конструкций крыши, замена деревянной тесовой кровли нажелезную, на главном фасаде на уровне второго этажа сделан балкон «на железных консолях с чугунной балюстрадой», аттик главного фасада был декорирован гербом с военной символикой, заменены полы, окна, двери.

Одновременно с капитальным ремонтом главного дома в 1803–1810 гг. по проекту архитектора В.Б. Белокопытова производилась перестройка дворовых служб.

На протяжении XIX в. службы постоянно перестраивались, их количество увеличивалось. Перестраивался неоднократно и сам дом. Согласно исследованиям А.Н. Акиньшина, один из таких ремонтов проходил между 1844 и 1859 гг. На чертеже главного фасада 1859 г. имеется ряд отличий от фасада 1844 г. – очертания окон первого этажа вместо прямоугольных стали лучковыми, вместо двух входов остался один, несколько иная форма аттика, фасады здания на высоту первого этажа были оформлены линейным рустом.

В конце 1818 – начале 1819 г. В здесь неоднократно бывал прапорщик конно-артиллерийской роты поэт, декабрист К.Ф. Рылеев (1795–1826), обращавшийся в Комиссариатскую комиссию по служебным делам. В 1820-е гг. Комиссариатскую комиссию возглавлял Д.А. Вольховский, отец декабриста и приятеля Пушкина В.Д. Вольховского, здесь служил Н.О. Ге – отец художника Н.Н. Ге. Позднее Комиссариатскую комиссию возглавляли генералы, участники войны 1812 г. П.К. Арнольди (1788-1855), Д.И. Халютин (ок. 1793-1862).

В ведении Военного министерства здание находилось до 1901 г., а 16 декабря 1901 г. оно было передано ведомству императрицы Марии для организации Ольгинского института. Институт так и не был открыт, и четыре года здание пустовало.

12 октября 1905 г. дом был передан городу и в нем разместились казармы кавалерийских частей. По ходатайству Воронежской ученой архивной комиссии в 1911 г. дворец был передан под помещение губернского музея, открывшегося в Воронеже в 1894 г. и размещавшегося в то время в здании Магистрата (ныне ул. Плехановская, 3). Со дня открытия музея, с 1894 г., им руководил краевед, священник Стефан Егорович Зверев (1861–1920). По легенде, закрепившейся в краеведческой литературе, передаче здания под музей, способствовал дар, преподнесенный воронежскими властями императору Николаю II – скифский серебряный сосуд 4 в. до н.э., обнаруженный в 1911 г. во время археологических раскопок в урочище Частые курганы.

При Воронежской Ученой Архивной Комиссии (ВУАК), стоявшей у истоков воронежского краеведения, в 1910 г. был создан специальный комитет, который выпустил «Вестник постройки Воронежского губернского музея» с целью сбора средств на реставрацию здания. Проект реставрации с приспособлением здания под размещение экспозиций музея выполнил член ВУАК, первый в Воронеже архитектор-реставратор В.И. Гайн.

Гайн Вячеслав Иванович (1876 1943) – воронежский архитектор. Окончил реальное училище в Воронеже (1896), Институт гражданских инженеров (СПб, 1901).Сверхштатный техник (1905–1915 гг.), младший инженер строительного отделения губернского правления (1915–1918 гг.). Одновременно служил техником в Воронежском Михайловском кадетском корпусе (1913–1918 гг.). Коллежский секретарь инженер-архитектор отдела городского и сельского строительства губернского совнархоза. С 1924 по 1928 гг. – губернский архитектор. По проектам В.И. Гайна в Воронеже построены «Казанская церковь» (ул. Суворова, 79), «Здание среднетехнического училища им. Петра I» (пр. Революции, 7), «Училище А.В. Шпольского» (ул. Володарского, 60) и др. В.И. Гайн интересовался историей воронежской архитектуры. В 1918 г. он с золотой медалью закончил Московский археологический институт, защитив выпускную работу «Древнерусское деревянное зодчество».

Проект реставрации был утвержден Императорским Московским археологическим обществом. Реставрация проводилась в 1912-1914 гг., было затрачено 50 тыс. рублей, окончить ее помешала I Мировая война. При разработке проекта В.И. Гайном как оптимальный был выбран первый строительный период – 1777–1779 гг. – 1810 г. В процессе реставрационных работ были демонтированы поздние наслоения: балкон 1810 г. и входной тамбур середины XIX века, восстановлена первоначальная конфигурация окон первого этажа.

За ходом реставрационных работ наблюдал искусствовед Г.К. Лукомский, архитекторы П.П. Покрышкин, И.А. Фомин, приезжавшие в Воронеж из Петербурга. В работах участвовало также Московское Археологическое общество. П.П. Покрышкин считал, что Гайн при ремонте допускает неточности, в результате которых происходит «искоренение старых форм». Петербургский профессор Г.К. Лукомский так оценивал реставрационные работы: «при ближайшем ознакомлении с ремонтом обнаруживалось, правда, некоторые отступления, которые позволил себе сделать архитектор. Конечно, выпрямление и укрепление просто искривившейся тонкой колонки выступающих частей фасада и для ее прочности полезно, и для ее вида не вредно. Но изменение профилей карнизов ничем не оправдано и является плодом вольнодумства, прихоти, личного вкуса и усмотрения автора реставрации… Итак, капители были сорваны – для изготовления новых по образцу старых; некоторые детали (волюты и ионики) сделаны суше; колонки выпрямились, видимо, из конструктивных соображений… карнизы между первым и вторым этажом, а также базы капители протянуты были неправильно; правда, сохранены их формы, откос, свес, измельчены детали профилировки…». Однако, в целом реставрация здания В.И. Гайном оценивалась современниками если не как «идеальная, то во всяком случае в достаточной степени тщательная».

В 1914 г. музей переехал в отреставрированное здание. В годы 1-й Мировой войны два этажа здания были переданы медико-санитарными и хозяйственными военными учреждениями.

После революции 1917 г. здесь находились Губархивбюро, Истпарт и губздравотдел со своими вещевыми складами. Окончательно музей занял помещение лишь в середине 1920-х гг. В 1920–30-х гг. В музее работали известные воронежские краеведы Н.В. Валукинский, С.Н. Введенский, С.Н.Замятнин, В.В. Литвинов, М.К. Паренаго, Ю.И. Успенский, Т.М. Олейников, многие из которых были репрессированы в 1930–1931 гг. по так называемому «воронежскому делу».

В музее издавна накапливались живописные и скульптурные произведения. Много работ поступило в послереволюционные годы из брошенных или реквизированных новой властью помещичьих усадеб. Значительно обогатились фонды музея после слияния с ним Музея древностей и изящных искусств Императорского Юрьевского университета, который оказался эвакуированным в Воронеж в 1918 г. Перешла в музей и часть предметов искусства и мебели из усадьбы Ольденбургских (пгт Рамонь).

В 1920–1930-е гг. был уничтожен дворцовый парк и некоторые служебные постройки. В 1930-х гг. В связи с началом строительства «Здания Управления Юго-Восточной железной дороги» была разрушена ограда, часть дворовых флигелей, уровень двора поднят до одного метра, а само здание, ранее открытое для кругового обзора, от проспекта Революции и Университетской ул. (с 1964 г. – ул. Феоктистова) объемом здания ЮВЖД.
Во время Великой Отечественной войны здание пострадало от пожара: сгорела крыша, обрушились карнизы, частично утрачена лепнина на фасаде. В 1944 г. при ремонте конструкций крыши на 1,4–1,5 м была понижена ее высотная отметка. В центральном зале первого этажа были уничтожены два сводчатых с арками прохода, соединявшие зал с другими помещениями. После освобождения Воронежа от немецкой оккупации, здание заняла Воронежская дистанция связи ЮВЖД. В 1947 г. решением Исполкома областного Совета депутатов трудящихся от 18.10.1947 г. Воронежскому музею изобразительных искусств был «… передан „Путевой дворец“, размером 1200 м2, имеющим девять экспозиционных залов».

В ходе послевоенного восстановления по предложению академика Л.В. Руднева в южной части «Здания Управления Юго-Восточной железной дороги» были прорезаны арки, через которые с проспекта можно увидеть памятник хотя бы частично.

С 1948 по 1959 гг. во дворце находилось два музея: краеведческий музей и музей изобразительных искусств. По решению Исполкома областного Совета депутатов трудящихся № 123 от 03.02.1948 г. первый этаж здания и флигель принадлежал краеведческому музею, второй этаж – музею изобразительных искусств, третий этаж был отведен под фонды обоих музеев с выделением им по две комнаты. До 15 августа 1948 г. три комнаты оставались заняты дистанцией связи ЮВЖД и четыре комнаты отделом Культпросвета.

В 1951 г. была снесена часть сохранившихся служебных построек, окружавших здание дворца. В 1952–1953 гг. под наблюдением архитектора Германа Владимировича Здебчинского был восстановлен архитектурный декор фасадов, восстановлены также паркетные полы на всех этажах, укреплены металлическими скобами некоторые колонки. Здание до войны было покрашено в розовый и желтый цвет. В 1954 г., впервые после 1912 г., его перекрасили в зеленый и белые цвета.

С 1959 г. памятник полностью был отдан музею изобразительных искусств, а краеведческий музей переведен в другое здание – бывшую Школу слепых, где он размещается и в настоящее время (ул. Плехановская, 29).

В 1978-1979 г. согласно проекту реставрации дворца были снесены последние служебные постройки, окружающие дворец с момента его строительства.

В 1982 г. по проекту архитектора реставрационной мастерской Ю.В. Грачева была восстановлена на прежнем уровне кровля. В 1984 г. к тыльной стороне северного ризалита здания был пристроен выставочный зал. В 1983-1985 гг. Воронежской реставрационной мастерской была проведена реставрация фасадов здания.

Памятник на карте

Адрес памятника:

пр. Революции (Большая Дворянская), 18, лит. Е

Дом расположен во дворе управления Ю-В.Ж.Д. Построен в 1777-1779гг. в стиле барокко по проекту губернского архитектора Н.Н.Иевского для воронежского губернатора генерал-поручика И.А.Потапова (1722-1791, губернатор в 1775-1791гг.). Перед главным фасадом был устроен курдонер, окруженный аркадами и одноэтажными каменными службами. За домом находился обширный двор, дальше- парк. Первый дом губернатора в этом районе после пожара 1748 года был построен там, где сейчас располагается старый корпус технологической академии (пр. Революции, 19). С домом 18, получившим за свою красоту название "дворец", связано несколько легенд. Считалось, что он был построен для отдыха Екатерины Второй во время её поездки в Крым (но маршрут императрицы не проходил через Воронеж) По другой версии дворец предназначался для последнего крымского хана, сосланного в Воронеж.
В 1800г, дом был продан комменданту Воронежа, генерал-майору П.А.Сандбергу и губернскому архитектору, коллежскому асессору В.Б.Белокопытову. С 1803 года он находился в ведении военного ведомства- Комиссариатской комиссии, занимавшейся снабжением войск. Комиссия отремонтировала и перестроила здание по проекту архитектора В.Б.Белокопытова. Была заменена кровля, сделаны кафельные печи, фасад украсили балконом на железных консолях с чугунной балюстрадой. Были также расширены службы и сооружена решетчатая ограда.
В конце 1818- начале 1819г. здесь бывал по службе прапорщик конно-артиллерийской роты поэт К.Ф.Рылеев (1795-1826). В 1820-е гг. Комиссариатскую комиссию возглавлял Д.А.Вольховский, отец декабриста и приятеля Пушкина В.Д.Вольховского, здесь служил Н.О.Ге- отец художника Н.Н.Ге. Позднее Комиссариатскую комиссию возглавляли генералы, участники войны 1812г. П.К.Арнольди (1788-1855), Д.И.Халютин (ок.1793-1862).
В 1905г. дом был передан городу и в нём разместились казармы кавалерийских частей. В марте 1911г. здание перешло к Воронежской ученой архивной комиссии для размещения губернского музея. До 1914г под руководством архитектора В.И.Гайна здесь проводились восстановительные работы. За ходом реставрационных работ наблюдал искусствовед Г.К.Лукомский, приезжавший в Воронеж из Петрограда. В работах участвовало также Московское Археологическое общество. Окончанию реставрационных работ помешала первая мировая война. Во время войны два этажа здания были заняты медико-санитарными и хозяйственными военными учреждениями. После революции 1917г. здесь находились губархивбюро, истпарт и губздравотдел со своими складами. Окончательно музей занял помещение лишь в середине 1920-х гг. До 1959г. здесь размещался областной краеведческий музей, а с 1959- музей изобразительных искусств. В 1920-1930-х годах в краеведческом музее работали известные воронежские краеведы Н.В.Валукинский, С.Н.Введенский, С.Н.Замятнин, В.В.Литвинов, М.К.Паренаго, Ю.И.Успенский, Т.М.Олейников,многие из которых были арестованы в 1930-1931гг. В 1930-х годах в связи с началом строительства Управления Ю-В.Ж.Д. флигели и аркада были частично снесены, а само здание отделено от улицы. При послевоенной реконструкции в здании Управления были прорезаны арки, через которые с проспекта можно увидеть уникальное для провинциального города сооружение в стиле барокко с ясной композицией фасадов.. В 1984г. к тыльной стороне дворца был пристроен выставочный зал. В 1983-1985гг. Воронежской реставрационной мастерской проведена реставрация здания.
Трёхэтажный, кирпичный объём дворца со двора имеет небольшие ризалиты. Все углы здания скруглены. Первый этаж, трактованный как цокольный, рустован. Второй и третий, антресольный, этажи композиционно объединены колоннами большого ордера, которые равномерно распределены по периметру, обрамляют скругленные углы и сгущаются в центре главного фасада в виде восьмиколонного портика. Над ним стену завершает живописный фигурный аттик. Общее впечатление ширины и пластичности фасада усиливают двойные раскрепованные мелкопрофильные карнизы. Стены здания равномерно прорезаны оконными проёмами: в первом этаже они невысокие, с лучковыми перемычками в простых наличниках с замковым камнем, во втором- высокие, словно сдавленные с боков массой стены, полуциркульные в центральной части фасада и в ризалитах; в низком третьем этаже- квадратные.
Особую нарядность фасадам придают накладки под окнами третьего этажа с декором в виде гирлянд и аранжировками музейных атрибутов, а также композиции из военных атрибутов, размещенные в тимпанах лучковых фронтонов, завершающих дворовые выступы. Пластичность декора подчеркивают ионические с гирляндами капители колонн, прообразом которых послужили колонны Микеланджело.
Основное место в интерьере здания занимает обращенный к проспекту двусветный главный зал. Он украшен двумя карнизами, верхним, изящно профилированным, и нижним, на консолях. Провалы перекрыты мощными коробовыми сводами с распалубками.
Вход в здание осуществляется через новую пристройку.
Использована статья А.Н.Акиньшина и А.Н.Рылева из книги "Историко-Культурное наследие Воронежа".