Введение в экономическую теорию. Введение в экономическую науку Введение в экономическую теорию. Экономические отношения

Элементы экономических знаний накапливались с глубокой древности. В трудах древнекитайских мыслителей: Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.), философ Сюнь Цзы (III в. до н.э.). Древнеиндийские «Законы Ману» (IV - III в. до н.э.). Древнегреческие мыслители Ксенофонт (ок. 430 - 355 гг. до н.э.), Платон (428 - 348 гг. до н.э.), Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.). Термин «экономика» в научный оборот был введен представителями древнегреческой экономической мысли (Ксенофонтом) в IV веке до нашей эры. Дословный перевод термина означает: искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. Под домашним хозяйством понималось частное хозяйство. Экономические знания древних мыслителей содержали представления о хозяйственном устройстве, методах управления хозяйством в условиях частного хозяйства. Но возникновение экономики как науки, т.е. систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономических систем, относят к XVII - XVIII в., периоду становления капитализма, характеризовавшегося:

  • - зарождением мануфактуры, углублением общественного разделения труда и эволюции частной собственности, что привело к динамичному развитию товарно-денежных, т. е. рыночных отношений;
  • - расширением внутренних и внешних рынков при интенсификации денежного обращения;
  • - формированием национальных государств, ставших одним из главных субъектов экономики, приведшим к качественным изменениям в развитии экономической жизни общества;
  • - усложнением хозяйственных процессов и формированием новой социальной структуры общества с характерными для нес экономическими интересами.

Эти процессы вели к становлению рыночной системы хозяйствования, образованию народного хозяйства, что требовало научного исследования и систематизированного описания хозяйственной деятельности людей, вызвало появление первых научных экономических школ, к которым относятся: меркантилизм, школа физиократов, классическая школа, марксизм, маржи- нал изм.

Меркантилизм - первая экономическая школа (представители А. Мон- крстьсн, Т. Мен, Ж.Б. Кольбер, Дж. Локк). Теория возникла в период зарождающегося капитализма, раннего этапа первоначального накопления капитала. Начиная с XIV в. до начала XVII в. в экономике происходило постепенное вытеснение натурального хозяйства товарным. Решающее значение в обществе приобретает торговый капитал. Меркантилисты (XV - XIX вв.) выражали интересы торговцев.

Антуан Монкретьен ввел в научный оборот термин «политическая экономия» с выходом его книги «Трактат политической экономии» в 1615 г. Политическая экономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства (нс в отдельном рабовладельческом или городском хозяйстве, как у Аристотеля, а именно в государстве). Появление данного термина в то время обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и во внешней торговле. Меркантилисты обосновывали необходимость протекционистской роли государства по отношению к отечественному купечеству. Приток денег в страну на основе неэквивалентного обмена, по их мнению, требовал поощрения и поддержки со стороны государства, а их отток из страны - ограничения. Основными объектами исследования меркантилистов были сфера обращения, торговля, а экономика, хозяйство рассматривались как объект государственного управления. Источник богатства у меркантилистов - внешняя торговля, за счет неэквивалентного внешнеторгового обмена, т.е. сфера обращения. Само богатство они отождествляли с золотыми и серебряными деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо меркантильный в переводе означает денежный. Меркантилисты - первооткрыватели категории капитал. Торговый капитал был первой обособленной свободной формой капитала, приносящей и товары и доход. Они отождествляли деньги и капитал.

Поздние меркантилисты уже понимали значение внутреннего производства (обрабатывающей промышленности) для процветания страны: стимулирование национального производства активизирует внешнюю торговлю.

С развитием капитализма торговый капитал перестал быть преобладающим в жизни общества, а торговля перестала считаться главным источником богатства. Ее место заняла сфера производства. С середины XVII века капиталистическая экономика переходит с мануфактурной на машинную основу развития. Не все мыслители-экономисты считали деньги единственной формой богатства, а их источником - сферу обращения, торговлю. Экономическая мысль стала обращаться к анализу производства.

Физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо, П. Буагильбер). «Физиократия» - власть природы. Школа физиократов сформировалась во Франции в середине XVIII в. Основатель этого направления Франсуа Кенэ (1694 - 1774), основная работа «Экономическая таблица» (1758). Источником богатства физиократы считают производство, а не обмен. Но сферу производства они отождествляли лишь с сельским хозяйством и перенесли исследование о происхождении прибыли из сферы обращения в сферу сельскохозяйственного производства. Сила природы и труд свободного крестьянина являются создателями богатства. Истинным богатством являются нс деньги, а сырые продукты, пригодные для пользования человека. Деньги для них выполняли лишь функцию обращения, сами по себе они «бесплодны». Ремесленников и промышленников они считали непроизводительным классом, т.к. тс лишь преобразовывали продукты сельского хозяйства и нс участвовали в создании «чистого продукта», т.с. нового богатства. Взгляды физиократов на капитал отражали эпоху раннего мелкотоварного производства при определяющей роли земли и сельскохозяйственного труда: это средства, вложенные в сельскохозяйственное производство.

Классическая политическая экономия окончательно и всеобъемлюще перенесла исследования в сферу производства, положила начало трудовой теории стоимости. Предметом исследования становится материальное производство и повышение его эффективности. Наиболее яркие представители - Уильям Петти (1623 - 1687), Адам Смит (1723 - 1790), Давид Рикардо (1772 - 1823). Их основные работы - У. Петти «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Кое-что о деньгах», «Политическая арифметика»; А. Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776); Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) - сформировали экономику как науку, заложили основы современной экономической теории.

Учение Уильяма Петти является как бы переходным мостиком от меркантилизма к классической науке. Во второй половине XVII века Уильям Петти высказал мысль, что источником общественного богатства служит труд и земля, что богатство народа может возрасти и без увеличения денег. Он первым выдвинул трудовую теорию стоимости.

Адам Смит вошел в историю как основоположник классической политической экономии. Он превратил эту науку в стройную систему знаний: разработал важнейшие категории трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда, как условия повышения его производительности, создал учения о доходах, принципы построения налоговой системы. Ввел деление общества на классы - наемных рабочих, капиталистов, земельных собственников. А. Смит трактовал прибыль как «вычет из продукта труда рабочих». Капитал А. Смит характеризовал как накопленный труд, как запас вещей или денег. Производственный капитал - это капитал, занятый в материальном производстве вообще, а не только в сельском хозяйстве. Он считал богатством совокупность предметов, удовлетворяющих потребности людей, основным источником богатства - труд человека, а капитал - существенным условием для «применения труда». Основным двигателем экономической жизни А. Смит считал не деньги, не силы природы, а труд человека, приложенный к материалам, доставляемым природой.

Давид Риккардо показал, что в основе доходов различных классов (заработная плата, прибыль, процент, рента) лежит труд рабочего, раскрыл механизм дифференциальной ренты. Им предложены учения о благе, стоимости, издержках производства, ценообразовании, распределении доходов, сравнительных преимуществах международного разделения труда. Д. Рикардо определял капитал следующим образом: «Капитал есть та часть богатства страны, которая потребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин и прочего. Необходимых, чтобы привести в движение труд». С точки зрения классиков английской политической экономии капитал трактуется как категория вечная, присущая всем временам и народам.

В трудах классиков объединены экономические и социальные аспекты общественного развития: исследования производственных отношений проводились в тесной связи с производительными силами - развитием земледелия, мануфактуры, промышленности.

Во второй половине XIX века политическая экономия распалась на два направления: марксистское (пролетарское) и буржуазное.

Пролетарская политическая экономия стала продолжением классической политической экономии. Карл Маркс (1818 - 1883) совместно с Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма или теория научного социализма (коммунизма). Главный труд К.Маркса «Капитал» (т.1 - 1867г.) сделал его одним из величайших экономистов мира, наряду с А. Смитом. К. Маркс сформулировал учение об общественных экономических формациях, причинах их смены, раскрыл законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения (противоречия). Маркс отводил решающую роль экономическим отношениям в формировании общества и государства. Он открыл определяющую роль материального производства в их развитии, исследовал сущность наемного труда. Разработал теорию воспроизводства и экономических кризисов, цены производства, учение о двойственном характере труда, воплощенном в товаре; сущности наемного труда, раскрыл сущность абсолютной ренты.

К. Маркс исследовал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, экономические законы капитализма. Теория прибавочной стоимости - главное в учении Маркса. Ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата. Прибыль - это превращенная форма прибавочной стоимости, рассматриваемая как порождение всего авансированного капитала. Присвоение части неоплаченного труда наемных рабочих - один из важнейших законов функционирования рыночного хозяйства, источник увеличения богатства капиталистов. Марксистская теория трактует стоимость как результат только труда в его абстрактном выражении.

К. Маркс в работе “Капитал” так определяет богатство капиталистической формации: «Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, является огромным скоплением товаров, а отдельный товар - его элементарной формой. Товар есть внешний предмет - вещь, которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу се свойств».

Капитал неотделим от тех общественных отношений, в которых осуществляется предпринимательская деятельность. К. Маркс подошел к трактовке капитала как к категории социального характера. По Марксу капитал является стоимостью, приносящей прибавочную стоимость , т.с. представляет собой самовозрастающую стоимость за счет присвоения неоплаченной части рабочего времени наемных рабочих. Никакая ценность не является сама по себе капиталом. Чтобы стать им, она должна служить средством самовозрастания богатства в той или иной форме. Главным критерием са- мовозрастания богатства является его рост нс на основе личного труда владельца.

Процесс накопления капитала закончится гибелью капитализма в результате обострения классовой борьбы, т.к. противоречия капитализма столь серьезны (между пролетариатом и капиталистами, накоплением и потреблением, организацией труда на отдельном предприятии и анархией в масштабе общества), что рыночный механизм не сможет с ними справиться. Экономическое учение К. Маркса носит классовый характер, отстаивая и защищая интересы трудящихся.

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М.Кейнс, экономическая теория - не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. В условиях становления и развития рыночных отношений возрастает интерес и потребность в познании теоретических основ рыночного механизма, мотивации поведения хозяйствующих субъектов, эффективного и рационального использования ресурсов, результативной деятельности отдельной фирмы, отрасли.

Данное учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс "Экономическая теория". Оно имеет следующую структуру: программа курса; проблемно-тематические и тестовые задания. Для того чтобы изучение курса было осознанным, чтение текста конспекта лекций должно сопровождаться выполнением проблемно-тематических и тестовых заданий. Их основное назначение - функция самоконтроля, что позволит студентам адекватно оценить собственные знания.

Изучение дисциплины «Экономическая теория» способствует формированию системы знаний о явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах и инструментах исследования этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем.

Цель изучения дисциплины «Экономическая теория» - сформировать у студентов научное экономическое мировоззрение, умение анализировать экономические ситуации на разных уровнях поведения хозяйственных субъектов в условиях рыночной экономики.

Учебная задача. Теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей. Приобретение ими практических навыков анализа ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и денежной массы, а также решения проблемных ситуаций на микро- и макроэкономическом уровнях. Ознакомление с текущими экономическими проблемами России.

Введение в экономическую теорию

Эволюция экономической мысли

Зарождение экономических идей относится ко времени возникновения человека. Истоки же экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III вв. до н. э.), "Артхашастра" (II в. до н. э.), вавилонские "Законы царя Хаммурапи" (XVIII до н. э.), древнекитайская "Книга перемен" и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

Вершина доклассического этапа развития экономической мысли связана с деятельностью античных мыслителей. Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др. Считается, что сам термин "экономика", обозначающий учение о ведении хозяйства, был введен в научный оборот Аристотелем. В Древнем Риме особое значение получили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера.

Христианство изменило оценку хозяйственной деятельности. Оно объявило труд необходимым и святым делом. Этические нормы поведения были перенесены схоластами в описание экономики. Поэтому экономическая доктрина средневековья оказалась скорее сводом норм и правил общественной жизни, чем обобщением реальной хозяйственной практики.

Как наука экономическая теория возникает в XVI-XVII вв. Истоками ее классического периода стало развитие меркантилизма (от итальянского «мерканте» - торговец), который, по утверждению Т.Негиши, представляет собой не теоретическую школу, а систематизированную политику, направленную на создание сильных централизованных национальных государств в условиях, сложившихся после развала средневековой системы организации промышленности и торговли. Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Наиболее известными из них стали запрещение вывоза драгоценных металлов из страны и импорта товаров.

Особую популярность среди меркантилистов имели английский экономист Томас Ман , признававший единственным источником богатства торговлю, и французский исследователь Антуан де Монкретьен , который в 1615 г. ввел в употребление термин «политэкономия», что означало «управление государственным имуществом города».

В середине XVIII начинают формироваться собственно экономические школы. Физиократы (от греческого «власть природы») отвергали учение меркантилистов, считая, что источником богатства является превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Виднейшим представителем этой школы был Франсуа Кенэ (1694-1774), который в своих «Экономических таблицах» сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства. Переходным мостиком от меркантилистов и физиократов к классической политэкономии стали работы Вильяма Петти (1623-1686). Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать».

Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии. Ее основная идея - либерализм, минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции, которое А. Смит назвал «невидимой рукой». Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества.

Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм . Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг.

Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914). Маржинализм в отличии от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кейнсианское и институционально-социологическое.

Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М.Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899-1992)).

Основателем кейнсианского направления является Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.

Родоначальником институционально-социологического направления является Торстейн Веблен (1857-1929). Название концепции происходит от латинского «институтиум»- учреждение, организация, установление. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.

Современная экономическая теория, являясь наследницей богатейшего знания, не отбрасывает ничего из того, что внесли в нее экономисты прошлых веков. Она продолжает их идеи, дополняя или уточняя научный анализ, поэтому этот этап развития экономической науки принято связывать с формированием новой парадигмы. Под ней понимается система основополагающих предпосылок, методов исследования, принятых в науке, а также представления ученых о способах решения поставленных проблем. Современная парадигма предусматривает возможность синтеза, а не противопоставления различных экономических школ и направлений анализа.

Многие современные экономисты сделали выдающиеся открытия в теории, которые нашли свое применение на практике и способствовали совершенствованию воздействия на экономическое развитие. Свидетельством тому является ежегодное присуждение Нобелевской премии - высшей научной награды. Нобелевские премии по экономике присуждаются с 1969 г., и в настоящее время их насчитывается свыше 30. Среди лауреатов премии - П.Самуэльсон, В.Леонтьев, М.Фридмен, Л.Канторович, К.Эрроу, Дж.Хикс, Г.Саймон, Р.Соллоу, Дж.Бьюкенен, Я.Тинберген, С.Кузнец и другие видные экономисты современности.

1.1 Экономика как наука: предмет, функции, методы изучения экономических явлений, роль и место в системе знаний.

1.2 Уровни экономики: микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика – сущность и специфические проблемы. Сущность позитивного и нормативного подхода в развитии экономических процессов.

1.3 Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы.

1.1 Экономика как наука: предмет, функции, методы изучения экономических явлений, роль и место в системе знаний

Слово «экономика» греческого происхождения (ойкос – дом, хозяйство, номос – правило, закон), оно означает «законы хозяйствования». В целом под термином «экономика» понимают хозяйство, в широком смысле этого слова, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношения между людьми в процессе хозяйствования. Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения .

Во-первых , экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом путем создания необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых , экономика – это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг.

В-третьих , экономика – это наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

Существуют и другие определения предмета «экономики», но общепризнанным в последние годы считается следующее. Экономика – это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.

Экономика выполняет следующие основные функции:

1. Методологическая функция. Многие ученые – экономисты справедливо утверждают, что экономическая теория является не только учением, но и методом. Экономическая наука в методологическом плане учит не только тому, что надо делать, но и тому, что делать не следует. Экономическая наука помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий.

2. Научно-познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства. Процессы производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общества невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни экономики, научно-познавательная функция выявляет закономерности и принципы экономики, позволяет открыть экономические законы, по которым развивается человеческое общество.


3. Критическая функция состоит в том, чтобы дать объективную критическую или позитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования. В реальной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточные.

4. Практическая (рекомендательная) или прикладная функция состоит в том, что на основании позитивной оценки экономических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту, в своих конкретных делах, руководствоваться ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой государства, она разрабатывает социально-экономические программы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

5. Политическая функция предусматривает использование экономических интересов в политических процессах, особенно при формировании политических целей и обещаний общественных движений.

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика как наука использует определенную совокупность методов познания (методов исследования экономических процессов и явлений) :

1. Общенаучные методы.

1.1. Метод научной абстракцией. Его суть состоит в выделении главного в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результатом научной абстракции являются выработка новых научных категории (понятий) выражающие существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

1.2. Исторический метод – экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими они стали в настоящее время.

1.3. Логический метод – позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и сделать обоснованный вывод. Логический метод позволяет глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.

Метод анализа и синтеза. Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Например, анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Например, определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Метод индукции и дедукции. Индукция – это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов, анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, в которых он фиксирует наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция – это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза – предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами. Рождается гипотеза обычно на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

2. Специальные методы.

2.1. Экономико-математический анализ и моделирование с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. При этом экономико-математические модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.

2.2. Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

2.3. Экономические эксперименты – это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

Между экономикой и правом существует тесная взаимосвязь, особенно при создании ряда моделей, которые должны быть в национальной и мировой экономике. Чтобы решить данную задачу, необходимо законодательно обеспечить данную социально-экономическую систему нормативно-правовыми актами.

Так, для развития рыночной экономики государство должно как минимум законодательно обеспечить:

во-первых, гарантии частной собственности вообще и правами частных предпринимателей конкретно;

во-вторых, проведение государственной налогово-бюджетной, кредитно-денежной и валютной политики;

в-третьих, защиту экономических прав работников и неработающих граждан.

В современных условиях необходимо принятие международных правовых актов и проведение национального законодательства в соответствии с ними.

Уровни экономики: микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика – сущность и специфические проблемы. Сущность позитивного и нормативного подхода в развитии экономических процессов

Экономика как наука изучает процессы и явления на различных уровнях систем и выявляет специфические проблемы, возникающие на них.

1 уровень – Микроэкономика – это особый раздел экономической теории, который изучает экономические отношение между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала, предприятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, которые принимают решения по поводу объёмов производства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли.

Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др. Микроэкономика изучает рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благи услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством. Микроэкономика как метод экономического анализа, базирующийся на оценках и исследованиях поведения индивидуальных единиц хозяйственного процесса – предпринимателей, при том, что всякая индивидуальная единица принимается за свободную и изолированную.

2 уровень – Мезоэкономика – это раздел экономической теории, который изучает экономические процессы и явления, происходящие в регионе или в отдельной отрасли - охватывающие все промежуточные системы (АПК, ВПК, экономика здравоохранения, торговли, то есть экономика отдельных отраслей и сфер народного хозяйства). В рамках экономики региона существуют единые условия на территории субъекта – природно-климатические, финансовые, правовые и т.п. – следовательно, ряд процессов, происходящих внутри региона, имеет схожие характеристики. В рамках одной отрасли используются единые или схожие технологические процессы, следовательно, и экономические процессы и проблемы отдельных предприятий схожи.

3 уровень – Макроэкономика (национальная экономика) – это раздел экономической теории, который изучает экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как единую систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства. Основными проблемами макроэкономики являются: инфляция, безработица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы государственного регулирования и т.д.

Макроэкономика как метод экономического анализа, основанный на оценке макроэкономических показателей (валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход и др.).

4 уровень – Мировая экономика (мегаэкономика) – совокупность всех национальных экономик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.

В экономике можно выделить еще два направления развития экономических процессов в зависимости от области приложения ее результатов .

1. Позитивная (дискриптивная) экономика изучает факты и зависимости между ними. Она призвана исходить из накопленных знаний и опыта отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике? Практические суждения, касающиеся реального состояния экономики, называются позитивными. Основной продукт этой части экономической науки – знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз (сбор фактов, обобщение результатов наблюдения). Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций.

2. Нормативная экономика ставит перед собой более сложную задачу – поведать о том, что должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов. Она оперирует категориями, рецептами, содержащими на первом месте слова: надо, необходимо, следует. Теоретические суждения, рассматривающие желаемые состояния, называются нормативными. Она даёт рекомендации, рецепты действий.

Введение в экономическую теорию 2

Тема 1. Предмет и метод экономической науки 2

Тема 2 Потребности потребителя Рациональное поведение потребителя на рынке 5

Структура потребительских благ 7

Тема 1. Рациональное поведение потребителя 9

Тема 2. Потребности потребителя. рациональное поведение потребителя на рынке 11

Тема 3 Производство Экономические ресурсы производства 12

Тема 4 Ограниченность производственных ресурсов. Проблема выбора. Альтернативные варианты производства 14

Тема 5. Экономические системы и их характеристики 16

Тема 6. Функции государства в смешанной экономике 19

Условные обозначения 22

Введение в экономическую теорию

Тема 1. Предмет и метод экономической науки

Экономическая наука охватывает ряд самостоятельных научных дисциплин - макроэкономику, микроэкономику, политическую экономию, маркетинг, менеджмент, страховое дело, теорию финансов и денег и др. Методологической основой всех экономических наук является экономическая теория.

Экономическая теория - наука об использовании людьми ограниченных производственных ресурсов для производства разнообразных товаров и услуг и распределении их между людьми и различными группами общества с целью потребления.

Предмет экономической науки - изучение способов, при помощи которых можно достичь конкретных экономических целей, поставленных отдельной личностью или обществом в целом.

Для общества

Для человека

Разработка принципов, которые становятся основой экономической политики

Содействие экономической информированности населения и, следовательно, демократизации общества

Прогнозирование развития событий в обществе

Содействие рациональному поведению

в сфере потребления, целесообразному использованию индивидуальных сбережений

Формирование умений ориентироваться в сфере бизнеса

Способствование принятию правильных решений при выборе сферы деятельности

Значение экономической науки

Основные функции экономической теории

Познавательная

Практическая

Психологическая

Изучение процессов экономической жизни общества, объяснение закономерности развития

Применение экономических знаний при решении бытовых и производственных проблем

Подготовленность к изменениям в экономической жизни общества

Тема 1. Предмет и метод экономической науки

Становление экономической науки

Основные направления

Основоположники

Меркантилизм

Антуан де Монкретьен, А. Серра, й.И. Бехер, Т. Манн, А. Ордына-щокин

утверждали, что богатство каждого торговца и страны в целом измеряется количеством золота и серебра; что страна должна как можно больше товаров продавать за границу и как можно меньше их там покупать

Школа физиократов

Ф. кенэ, А. Робер, Ж. Тюрго, П. Буагиль-бер

Считали источником богатства производство, прежде всего сельскохозяйственное. Промышленность называли "бесплодной сферой"

классическое

А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сей, Дж. Стюарт Милль, С. Сисмонди

В основу теории положено понятие национальной экономики как саморегулирующейся системы

Неоклассическое

Г. Госен, к. Менгер,

A. Маршалл, л. Вальрас,

B. Парето, Дж. кейнс

Продолжили традиции и идеи классической школы; создали теорию рыночного хозяйства, основ микроэкономики

Марксизм

к. Маркс, Ф. Энгельс

Считали конкурентную рыночную экономику нестабильной и предрекали гибель капитализма

Историческое

В. Рошер, В. Гильде-брант, к. книс

Считали, что хозяйственная жизнь страны регулируется не механизмами рынка, а исторически сложившимися социальными структурами с решающей ролью государства

"…Экономическая наука не дает готовых рекомендаций, которые непосредственно используют в хозяйственной политике. Скорее она выступает методом, нежели учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, делать правильные выводы…" (Дж Кейнс)

М.А. Балудянский - последователь А. Смита; автор труда "Экономическая система", в котором обосновывает принципы построения национальной экономики на основе свободных рыночных отношений.

М.И. Туган-Барановский - исследователь теории рынка и экономических кризисов, разработал концепцию экономической конъюнктуры.

Е.Е. Слуцкий - первым предложил использовать математические методы в экономической науке.

Наблюдение и сбор фактов

Графический

единство историче-

Абстрагирование

(статистический)

ского и логического

Игнорирование определенных свойств, то есть определенное упрощение действительности

Восприятие экономических процессов в реальном виде и сбор фактов, происходящих в действительности

Отображение хозяйственных процессов и явлений с использованием чертежей, схем, таблиц, диаграмм и т.д.

Изучение социально-экономических процессов в исторической последовательности с логическими обобщениями

Методы экономических исследований

Анализ и синтез

Эксперимент (практика)

Моделирование

Дедукция

Обобщение (индукция)

Изучение социально-экономических явлений по частям (анализ) и в целом (синтез)

Изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели)

Формулирование гипотез и подтверждение их фактами

Проведение и изучение искусственного и научного опыта

Обобщения и выводы на основе фактов и наблюдений

Биология - совокупность наук о живых организмах и их связях друг с другом и с неживой природой

Социология - наука об обществе как целостной системе и об отдельных группах, отношениях личности и общества

Право - наука о совокупности установленных государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе

Математика - наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения

Связь экономики с другими науками

I. ЭКОНОМИКА

1. Введение в экономическую теорию. Экономические отношения

В основе экономики лежат потребности людей и экономические интересы, которые вынуждают их действовать тем или иным образом. В результате между людьми возникают отношения по поводу производства, обмена, распределения, потребления благ (товаров и услуг), которые принято называть экономическими отношениями .

Экономика – наука о рациональном поведении людей в процессе производства, распределения, потребления благ в мире ограниченных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение.

Предметом рассмотрения экономической теории как науки являются:

1. Экономические отношения. Они могут быть двух типов:
– отношения собственности, связанные с тем, кому принадлежат основные факторы производства и результаты производства;
– отношения по организации и управлению хозяйственной деятельности.

Отсюда различают свободную экономическую систему, командную, переходную, смешанную и традиционную экономику.

2. Рациональное, эффективное использование ресурсов при достижении определенных задач.

В настоящее время существует множество определений экономической теории. По мнению П. Самуэльсона: «Экономическая теория – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас и в будущем для потребления различных индивидов и групп общества».

На современном этапе анализ проблем теоретической и прикладной экономики обычно ведется по следующим разделам:

1. Макроэкономика – изучает функционирование экономики страны в целом, агрегированное поведение экономических субъектов с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, государственное регулирование экономики.

2. Микроэкономика – изучает деятельность отдельных самостоятельных экономических субъектов (фирм, домохозяйств) и принятие ими экономических решений; функционирование отдельных рынков; механизм установления цен на конкретные товары и услуги; формирование общего экономического равновесия с микроэкономических позиций.

Подобное разделение носит условный характер, так как многие разделы и темы входят в оба вышеназванных раздела.

Таким образом, предметом экономической теории является поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для максимального удовлетворения безграничных потребностей человека.

Во всякой науке используются определенные методы исследования, которые подразделяются на всеобщие (философские), вооружающие все области познания (например, метафизический и диалектический методы), общенаучные – исторический, логический, математический и др. и специфические – для каждой отрасли наук.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменности. Такой подход к изучению экономики допускается в тех случаях, когда приходится тщательно анализировать какой-то элемент системы в отдельности и выяснять внутреннюю структуру хозяйственных отношений, не принимая в расчет любые их изменения.

Экономическая теория полнее отражает действительность, если берет на вооружение диалектику – учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Диалектический метод отражает не только противоречия, но и неотрывность и единство противоположностей. Это позволяет на практике объединять, казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс.

Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. Исторический метод позволяет рассматривать хозяйственные системы последовательно в их историческом развитии. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития.

Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Это служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использование данного метода помогает глубже понять причинно-следственные связи в экономике.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по составным частям (анализ ), так и в целом (с интез ). Сочетанием анализа и синтеза обеспечивается комплексный подход к изучению сложных экономических явлений.

Методы индукции и дедукции основаны на умозаключениях, соответственно, от частного к общему и от общего к частному.

Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики.

К специфическим методам относятся:
– метод графических изображений;
– метод сравнительного анализа;
– допущение «при прочих равных условиях»;
– экономико-математическое моделирование.

Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу – выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать различия между ними.