Заброшеный железнодорожный туннель (Дидинский туннель). Дидинский тоннель

Дидино-поселок недалеко от Ревды. Славен тем, что в его округе обретается чудный тоннель. Собственно, отправная точка для вылазки не сама станция Дидино, от коей до тоннеля порядка трех километров, а следующая за ней-1590 километр.

Статьи по теме

Тоннель примечателен тем, что являет собой дивный реликт еще царской эпохи — строительство началось в 1910 году, а первый паровоз прошел через него в 1913. Довольно любопытна его архитектура — он представляет собой усеченный снизу овал. С обеих сторон тоннеля возле входа располагаются ниши на высоте порядка пяти метров, в их раньше могли располагаться небольшие статуэтки — исходя из того, что нутри ниш можно найти осколки белого мрамора. Высота тоннеля составляет ориентировочно шесть метров, высота по фронтону — девять.

Можно отметить то, что непосредственно в самом тоннеле лед не стаивает даже в августе
целиком — остаются достаточно крупные участки наледей. Весной можно созерцать сталактиты и сталагмиты — что, впрочем, не вполне верно-просто ледяные наросты, сверху прикрытые небольшим количеством натекшей селитры.

В тоннеле находится разветвленная сеть дренажа — верхний дренаж имеет протяженность порядка двухсот метров и заполнен небольшими штольнями, грубо говоря, которые использовали для сброса скального давления — это можно видеть по многочисленным дырам, наверченным в породе. Нижний дренаж значительно больше — его протяженность в сторону
о.п. 1590 Километр порядка пятисот метров, в сторону Дидино пройдено около двухсот. В нижней части дренажа есть ряд мест, заложенных во время, вероятно, ремонта-судя по всему, порода обвалилась и воизбежание продолжения разрушения такие ходы были завалены.

Внутри так же встречаются участки, которые ремонтировали с помощью синего бетона —
да-да, того самого, что был изобретен для постройки (так, впрочем, и не сложившейся) Дворца Советов. Есть так же и две достаточно любопытные шахты, в кои можно подняться из нижней части системы — вверх около четырех метров. Есть в таком предприятии два минуса: первый-это ненадежность и шаткость лесенок, второй-это некоторое количество рудного газа, который скапливается в шахте, тоже видимо сделанной для уменьшения давления на тоннель.

Тоннель был закрыт в девяносто… м… первом, вроде -в связи с высокой опасностью эксплуатации — водой вымыты уже довольно приличные куски кладки, а из потолка выпадают кирпичи. Наверху раньше располагалась воинская часть, что до сих пор можно видеть по большому количеству окопов и траншей, а так же по некоторым артефактам, как-то лампы, алюминиевые чашки-плошки, угольные элементы питания и прочее.

Примечательно, что сохранились так же и многие доты, в которых можно полазить и
повыковыривать оттель кости крупного рогатого скота. Оборонительная система любопытна тем, что прикрывает не тоннель, а шахту, которая расположена на территории оной части -ее глубина составляет около 46 метров, она проходит через верхнюю и нижнюю дренажную системы. В целом, место можно использовать с чувством-толком-с расстановкой для того, чтобы научиться спускаться по невысоким и несложным, но все-таки индустриальным, гы-гы, стенкам-высоту фронтона можно выбирать: от двух до восьми метров, а так же для того, чтобы спуститься пару раз в дренаж-попробовать себя в сием нелегком деле.

Самому тоннелю осталось уже, вероятно, недолго: пару лет он еще простоит. Из ветхого состояния потолка настоятельно рекомендую брать с собой каски т.к. по пути было обнаружено много отколовшихся камней.

Согласно публикациям, здесь есть небольшой участок леса с сильно искривлёнными стволами деревьев, аномально высокой травой. Птицы сюда не залетают, животные не заходят. А у человека, забредшего на этот участок, резко ухудшается самочувствие и возникает чувство непреодолимого, беспричинного страха. Хотя на практике были обнаружены лишь деревья с
искривленными стволами.

Примерно в 60 километрах к западу от Екатеринбурга есть довольно уникальное место - огромный заброшенный железнодорожный туннель. Он располагается в районе перегона Дидино, названного в честь деревни, которая на данный момент тоже почти покинута жителями. Но когда-то в этих местах кипела жизнь.

По данным, полученным в Управлении Свердловской железной дороги, туннель был открыт в далёком 1918 году. Тогда, в разгар гражданской войны, он нёс высокое стратегическое значение, через него проходили эшелоны Колчака, отступающие в Сибирь, что породило легенды о спрятанных в этих местах несметных богатствах, которые Белое командование пыталось уберечь от разграбления большевиками.

Длина туннеля, по данным СЖД, составляет 1123,7 м, ширина 4,65 м а высота 6,1 м. Дренажные туннели (их два – верхний и нижний) идут вдоль всего туннеля и, по неподтверждённым данным, строились одновременно с туннелем. Также в центре туннеля имеется вентиляционная шахта, выходящая на поверхность. Её глубина более 50 м.

Любой туннель, является стратегическим объектом и наш не исключение. Для его охраны некоторое время была оборудована целая военная часть. В районе туннеля по сей день остались брошенные пулемётные доты и подобные укрепления, кое-где можно найти остатки колючей проволоки. Для чего же нужна была такая сильная охрана - остаётся загадкой, ни один другой туннель в нашей области не имел своей воинской части…

Интересен туннель и с архитектурной точки зрения. Въездные порталы оформлены в виде крепостных башен с бойницами и зубцами. Когда смотришь на него, даже не верится, что всё это построено вручную, практически без какой-либо техники. Тяжёлые каменные своды, прорытые через толщу земли и скалу, вызывают огромное уважение к людям, которые это строили.

Последний поезд прошёл по этому туннелю в декабре 1995 года, к тому времени туннель уже сильно обветшал. Его размывали грунтовые воды, путевым обходчикам постоянно приходилось счищать лёд с путей, а скоростной режим в туннеле был ограничен 10 км/ч. Сразу после закрытия рельсы были разобраны. На данный момент кое-где сохранились лишь столбы электрификации.

Сейчас лёд чистить некому, и он в центре туннеля не тает до октября. Летом в туннеле на порядок холоднее, чем на поверхности. Даже в 30-градусную жару температура в тоннеле не поднимается выше + 10 градусов.

Лед в тоннеле

Несмотря на царящий в тоннеле холод, его облюбовали летучие мыши. Если повезет, их здесь можно увидеть.

Дальнейшая судьба этого монументального объекта железнодорожной инфраструктуры неизвестна. Сейчас он стал уникальным объектом для большого количества любителей урбантрипа и экстремального туризма. Ему посвящено множество статей в блогах, даже снят небольшой репортаж для областного телевидения. Советуем и вам побывать там, ведь это живая история нашего края.

Съёмки в Дидинском тоннеле

Видео из поездки ураловедов в Дидинский тоннель

Ещё больше видеороликов из путешествий по Уралу смотрите на нашем канале на YouTube https://www.youtube.com/user/uraloved . Подписывайтесь!

Как добраться до Дидинского тоннеля?

Проще всего доехать до Дидинского тоннеля на электричке сообщением Екатеринбург – Дружинино. При этом ехать следует не до остановки Дидино, отраженной в его названии, а до следующей – до платформы 1590 километр. Она находится между городом Ревда и поселком Дружинино.

Сойдя с электрички, пройдите вниз по поселку (на север) до насыпи бывшей железной дороги. Затем поверните направо и вскоре увидите вход в тоннель. От остановки электрички до входа в тоннель примерно 300 метров.

Можно доехать и на автомобиле – сначала по Московскому тракту, затем свернуть на грунтовую дорогу (между Ревдой и поселком Первомайским, вблизи 304-го км). От Московского тракта до тоннеля около 5 километров.

GPS-координаты Дидинского тоннеля : 56°49.118 с.ш.; 59°41.807 в.д.

Тоннель был построен в 1913 г. (ветка Екатеринбург - Дружинино). Его длина 1126 м. Выведен из эксплуатации в начале 90-х годов, всвязи с аварийным состоянием, (хотя по нему не скажешь). Видимо, основная проблема - в наличии воды в туннеле, особенно в восточной части, с которой не справляется существующая дренажная система. Сам тоннель представляет собой систему из трех тоннелей: основного, по которому ходили поезда, вентиляционного, расположенного над основным, и имеющего выход наружу - шахту, глубиной метров 40-50, и дренажного, выкопанного под основным, и немного левее, если смотреть в сторону ст. Дидино. Для охраны тоннеля в 60-х годах над ним были сооружены ДОТы и сопутствующая инфраструктура. ДОТы сохранились в прекрасном состоянии. Впрочем все сейчас увидите сами.

ДОТ. Прекрасно сохранился, внутри имеются бойницы на все стороны для обстрела прилегающей территории. Мы обнаружили по крайней мере два сохранившихся ДОТа. На одном из них на бетоне дата: 25-07-61.


Выход вентиляционной шахты на поверхность. Мы сейчас находимся прямо над тоннелем. Раньше, видимо, как и положено, выход был закрыт от атмосферных осадков, сейчас сохранился лишь каркас из бревен.


А вот и сама шахта. Смотреть вниз, честно скажу, жутковато. Глубину точно определить невозможно, дно едва просматривается, но думаю, от 40 до 50 метров есть. Некоторые горячие головы спускаются в шахту по веревке, и попадают в вентиляционную систему, из которой можно попасть в основной тоннель.


Вход в тоннель со стороны о. п. 1590 км, западный. Буквально в 100 м находится поселок дачников одноименного названия. Если добираться на электричке, лучше всего как раз ехать до "километра", потому, что от Дидино до туннеля, говорят, идти пару километров.


Своды поражают монументальностью и хорошей сохранностью. Примерно до середины тоннеля - может больше, может меньше, сухо. Под ногами мелкий щебень. (Если идти от 1590 км.) Никаких следов шпал или рельсов. Прямо к тоннелю можно подъехать на машине практически любой проходимости и проехать его насквозь!


Справа и слева архитектурные элементы в виде полукруглых контрфорсов.


Зубцы на верху напоминают средневековый замок.


Справа и слева в стенах имеются ниши, видимо, чтобы укрыться от поезда.


На потолках ниш карстовые натеки.


Свод тоннеля


Дренажный канал.


Здесь дренажный канал "уходит" в дренажный тоннель, который ниже основного тоннеля на 3 - 4 метра.


Спустившись, как раз и попадаем в дренажную систему. Это тоже тоннель, только маленький. Также выложен камнем. Строить его было, наверное, не очень удобно - в полный рост не выпрямишься. Идти по нему можно только пригнувшись. По дну течет вода - не замерзает! Раздолье для любителей лазать по всяким подземным каналам. Причем, выходы из дренажной системы находятся уже за пределами тоннеля рядом с западным и восточным входами.


Примерно с середины тоннеля начинается лед, толщина которого увеличивается. Светлое пятно - это противоположный выход. Его, кстати, видно с самого начала. Но, поскольку тоннель слегка изгибается, светлое пятно имеет форму серпика.


Остатки электроосветительной арматуры на стенах.


Ледовые натеки. Многие из них сломаны, а жаль.


Вот эта ниша дает представление о толщине льда, если помнить, что в ней может стоять взрослый человек.


Квадратная дыра на потолке - это выход (или вход?) вентиляционной шахты, помните, там, на поверхности? Выключив фонари, можно заметить в ней легкий отсвет с улицы.


Еще один интересный объект: квадратный вход, через который попадаешь в небольшое помещение, из которого вверх, по ступеням, можно подняться в вентиляционную систему.


Правда ступени залиты льдом, так, что мы подниматься по ним не рискнули.


Интересный артефакт - элемент электрической цепи, то ли разъединитель, то ли система предохранителей.

Тоннель между о.п. Дидино и о.п. 1590 км, перегон Ревда-Дружинино. Длина (по ГШ) − 1126 м.
Тоннель был открыт в 1913 г. До войны стояли по всей длине ветки демидовские рельсы, которые почти не изнашивались, а после появления тяжелых составов стали лопаться. Тоннель имеет небольшой зигзаг. Говорят, что его про-бивали с двух сторон и не сошлись. В последние годы его жизни скорость по нему была ограничена 25 км/ч.
В инете приводится выдержка из статьи в какой-то старой газете:
«Первый поезд в Красноуфимск пришел в 1919 г. Пришел он со стороны Екатерин-бурга. Горожане встретили его с ликованием, однако на этом движение прекратилось: шла гражданская война, в районе железной дороги развернулись ожесточённые бои.
Красноуфимск был захвачен Колчаком. Затем освобожден частями Красной армии, однако при отступлении белые сильно повредили железную дорогу. Участок от Дружини-но до Екатеринбурга белыми был разобран, деревянные мосты через реки Танып, Стреж, Пут были сожжены. Камский мост взорван так, что один пролет упал в реку.
Все разрушенное белыми и неумело ими построенное необходимо было привести в соответствующее состояние. Этому вопросу посвящалось специальное заседание Совета рабочей и крестьянской обороны. На нем поставили задачу: сквозное движение Москва – Екатеринбург открыть с первого июля 1920 г. Но для этого предстояло еще и достроить участок от Красноуфимска в сторону Казани.
Первого июля 1920 г. первый поезд пришел на станцию Екатеринбург. Линия Казань – Екатеринбург была единственной, введенной в строй в годы гражданской войны».
Участок дороги Казань-Агрыз-Дружинино-Свердловск введен в эксплуатацию в 1924 г.
Видимо, уже значительно позже 1913 г. в тоннеле прорыта система из двух парал-лельных мелких тоннелей − один выше основного, другой ниже − для вентиляции и отво-да воды соответственно. Вентиляционную шахту (верхний тоннель) и дренажную систему (нижний тоннель) соединяет вертикальная шахта-колодец, выходящая на поверхность. Глубина шахты очень большая. К дренажной системе относятся и два колодца, располо-женные у концов тоннеля глубиной около 5 м. Обводнение тоннеля устраняли в 1959-60 гг. (данные опять же не проверены). Но даже эти технологические системы не спасли тоннель от размывания водой и медленного разрушения. Причем, если сам туннель простоит еще долго, то технологические ходы в гораздо худшем состоянии.
Железнодорожные пути в тоннеле и на соответствующей ветке разобраны. Убраны даже шпалы. Опоры электрификации вне тоннеля на соответствующей ветке оставлены (где-то стоят, где-то лежат на земле).
В тоннеле темно и прохладно. С потолка местами капает вода, которая стекает в проложенную с края тоннеля дренажную канаву. Со стороны о.п. Дидино по поверхности насыпи внутри тоннеля течет вода. В остальном в тоннеле вода только в дренажной канаве. Через каждые метров 50 в стенах тоннеля есть ниши, расположенные в шахматном по-рядке на противоположных стенах тоннеля. В некоторых нишах есть водостоки из дре-нажной канавы вниз в дренажный тоннель. Одна из ниш в середине тоннеля особая. В ней есть дверь, за ней небольшое помещение, из которого есть входы в дренажный тоннель и по лестнице вверх в вентиляционный тоннель. В дренажном тоннеле стекает вода, идти можно свободно, немного пригнувшись. Если залезть по лестнице вверх, то там идет ход в вентиляционный тоннель по полуразрушенным ступеням. Отовсюду стекает вода.
В одном месте обвалилась часть стены тоннеля. Ближе к западному входу с потолка падали куски свода. Лед двухметровой толщины летом, о котором упоминается в некоторых источниках, видимо растаял. Надо идти в начале лета, чтобы его увидеть.
Как и любой стратегический объект, тоннель хорошо охранялся. Укрепления по-строены в начале 60-х гг. Есть остатки одного дота и три почти целых дота. Во все стороны сделаны амбразуры с секторами обстрела. Под амбразурами остатки откидывающихся на петлях подставок под оружие или для чего-то такого. Над тоннелем были прорыты траншеи полного профиля, ходы сообщения. Сейчас они уже не такие глубокие и широкие как когда-то были. Сохранились также и часть бетонных столбов с остатками проволочного забора. Примерно посередине бункера выход вентиляционной шахты тоннеля, оттуда почему-то идет тепло. Очень глубокий. Вокруг деревянный каркас, затянутый колючкой, на каменном основании.
Тоннель закрыт в 1993-94 гг. из-за аварийного состояния. Также эксплуатация тоннеля значительно дороже, чем проложенная в 100 м южнее обычная железная дорога.
Еще по некоторым данным в районе тоннеля располагается сильная геопатогенная зона. Деревья в лесу стоят с сильно искривленными стволами, а кустарник и трава гигантского размера. Самочувствие на этом относительно небольшом пяточке земли резко ухудшается − возникает сильная тяжесть в голове, сердце колотится как бешенное, повышается давление. Птицы это место облетают стороной, животные также избегают.