Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимушка-зима.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе

Тема занятия: «Север - царство снега и льда»

Цель: Расширять представления детей об условиях жизни на Севере.

Задачи: продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере;

подвести знания детей к тому, что природа, животный мир, образ жизни людей зависит от климатических условий данной полосы России;

расширять кругозор детей, развивать мышление, сообразительность, воображение, речь;

воспитывать у детей любовь к Родине, ее народу, интерес к познанию.

Демонстрационный материал: интерактивная доска, презентация, глобус.

Раздаточный материал: лист на каждого ребенка со следами животных (белого медведя, северного оленя, белого волка); кусочек теста, карандаш, зубочистка; разрезные картинки с изображением животных севера (белый медведь, северный олень, полярный волк, морж).

Предварительная работа:

Рассматривание картинок из альбома «Животные Севера»;

Чтение: В. Катаев «Цветик - Семицветик», Г.Снегирев «Как Алёшка жил на севере»;

Просмотр мультфильмов «Умка»;

Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний» «Угадай животное», «Назови правильно»;

Посещение виртуального зоопарка.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла вам в группу. Что изображает глобус? Какого цвета на глобусе больше всего? - Как вы думаете, что обозначено этим цветом?

Чем темнее цвет; тем глубже в этом месте море или океан.

Какие ещё цвета есть на глобусе? Зелёный - это равнины.

Что обозначают коричневым цветом? (обозначаются горы). Чем темнее цвет, тем горы выше.

Что обозначено жёлтым цветом?

Вспомните сказку "Цветик-семицветик". Куда отправилась девочка Женя, оторвав первый лепесток?

Покажите, где расположен Север на глобусе. А почему вы так решили?

Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Царство вечного холода, снега и льда)

Хотите побывать на Севере, как Женя?

Раз, два, три, четыре - Север нам откройся шире. Раз, два, три, четыре, пять - вот и северная гладь.

Слайд №1

Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покров держится почти весь год. Зимой температура опускается до -60 градусов. Что происходит с водой при такой температуре воздуха? Какие бывают осадки? (Ответы детей) А еще там дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Летом в Арктике наступает полярный день. Это когда солнце светит круглые сутки. Оно здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом, и его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. Зимой на Севере темно: нет ни утра, ни дня, ни вечера - круглые сутки ночь. Это полярная ночь. Она длится полгода. Часто в период полярной ночи, на небе можно увидеть Северное сияние. Северное сияние - это завораживающее, прекрасное зрелище. Темное синее небо часами переливается разноцветными огнями.

Слайд №2

Если зимой - полярная ночь, то летом - полярный день: сплошной день, белые ночи. Несмотря на суровый климат, на Севере бывает лето, но оно очень короткое, нежаркое. Как вы думаете, живут ли люди на крайнем на Севере?

Они живут в очень тяжелых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Север - это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. Живут они в специальных домах, похожих на палатки. Кто знает, как называется такой дом? Называется такое жилище - чум. Как вы думаете, из чего их делают?

Слайд №3

Такие дома хорошо защищают от ветра и холода.

Физкультминутка

Дуют ветры ледяные

(Дети машут руками вверху)

Горы снежные, крутые.

(руки поднять вверх, встать на носочки)

Там о лете не слыхали

(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

Там согреешься едва ли

(обнять себя руками)

Он не мал и не велик

(Руки свести и развести в стороны)

Этот снежный материк.

(хлопнуть в ладоши на уровне груди) .

Для всего живого условия здесь очень суровые. Обживать арктические пустыни дерзают немногие виды животных. Какие животные обитают в Арктике?

Как вы думаете, почему у большинства животных белая окраска?

Слайд №4

Правильно молодцы. Белый медведь - самый большой медведь, он является самым крупным млекопитающим отряда хищных в мире. Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу». Длина тела взрослого медведя может быть до 3 метров, а вес может достигать тонны. Белые медведи могут достаточно быстро бегать, да еще и отлично плавать. У белого медведя есть подкожный слой жира, который зимой может быть до 10 см толщиной. Поэтому медведь легко может плавать в ледяной воде и переносить сильные холода. Какие у белого медведя лапы. Лапы у него очень широкие, поэтому он не проваливается на снегу, может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут. Основная пища белого медведя - тюлени.

Слайд №5

Северный олень - житель Крайнего Севера. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Для чего оленю такие копыта?

Чтобы выяснить это, проведем опыт.

У вас на столе кусочек теста, сделайте из него лепешку, толщиной 1-1,5 см. А теперь возьмите зубочистку и проткните лепешку. Коснулась она подноса?

А сейчас возьмите карандаш и нажмите на кусок теста не поточенной стороной. Рассмотрите следы, оставленные от зубочистки и карандаша. Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Чем шире ступня копыта, тем меньше ноги животного проваливаются в снег.

Края копыт оленя ещё крепкие и острые. Это очень важно! Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха (ягеля). Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. Каждый год олени меняют старые рога на новые. У малышей - оленят тоже есть рожки, только маленькие. Олени дают вкусное молоко. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень.

Слайд №6

Моржи очень крупные животные, в длину достигают от3 до 5 м. Тело его очень гибкое. У моржей пара длинных клыков, торчащих из верхней челюсти по направлению вниз. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь. Моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга. Питаются рыбой.

Слайд №7

Полярный волк - Обитает на всей территории Арктики и в тундре, за исключением льдин и больших территорий, покрытых льдом. Чтобы выжить, волк приспособился, есть любой корм, который только попадается. Он хорошо приспособлен к жизни в Арктике: может годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи. В поисках пищи волчья стая может обходить большие районы. Едят других животных, птиц. Полярные волки живут стаями по 7—10 волков. Стаю, как правило, возглавляет вожак. Во время кормления и воспитания детёнышей все взрослые животные оказывают друг другу помощь. Часто один или два молодых волка присматривают за детёнышами, когда их мать уходит на охоту. Живут в логове.

Итак, что же помогает выжить животным в Арктике?

Толстый слой жира.

Густая тёплая шерсть.

Широкие лапы.

Окраска меха.

А сейчас давайте поиграем в игру "Узнай чей след". У вас на столе карточки со следами животных и животные: белый медведь, олень и полярный волк. Вам нужно подумать и расположить каждого животного напротив своего следа.

У меня еще есть для вас интересное задание. Сейчас вы разделитесь на 4 команды, подойдете к столикам и из разрезных картинок соберете животное севера, а потом мы посмотрим все вместе у кого какое животное получилось.

Ну, вот и закончилось сегодня наше путешествие по Северу. С какими животными вы сегодня встречались? Что вам понравилось?

Залия Нуруллина
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимушка-зима»

Цель : обобщить и систематизировать знания детей о живой и неживой природы зимой.

Задачи :

1. Образовательные :

Расширять представления о зимних природных явлениях (образование снега) ;

Закрепить явления неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели.) ;

Уточнять знания об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка) . Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.

2. Развивающие :

Развивать познавательные способности детей ;

Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире ;

3. Воспитательные :

Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.

Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Методические приемы :

1. Наглядные (слайд-презентация) .

2. Словесные (объяснение, вопрос) .

3. Практические (игровые упражнения)

Виды деятельности :

1. Игровая;

2. Коммуникативная;

3. Двигательная;

Предварительная работа : беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций о зиме, зимних явлениях, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.

Материалы и оборудование : экран, компьютер, презентация, магнитофон.

Ход занятия:

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам

Пусть каждый становиться добрым, доверчивым

Пусть доброе утро продлиться до вечера!

Воспитатель : Ребята, кто из вас любит путешествовать? Ответы детей. Воспитатель : Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Для того чтобы узнать маршрут нашего путешествия, нам с вами нужно выполнить задания. Для начала нам надо закрыть глаза и произнести слова.

Раз, два, три, четыре, пять.

Все, кто хочет погулять,

Оглянитесь, повернитесь,

В зимнем царстве очутитесь! (Слайд 1зимний пейзаж)

Воспитатель : Ребята, в каком времени года мы с вами очутились? Воспитатель : Молодцы! Мы с вами очутились в гостях у Зимушки-зимы . Воспитатель : Какие признаки зимы вы знаете? (Слайд 2 метель, снегопад, мороз и т. д.)

Воспитатель : Совершенно верно.

Воспитатель : Но чтобы оказаться в ее снежных владениях, надо вспомнить зимние месяцы. Ребята, давайте вместе вспомним, как называются зимние месяцы? Я буду называть месяцы всех времен года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите зимний месяц.

Игровое упражнение «Угадай месяц» .

Воспитатель : Молодцы, что вы вспомнили названия зимних месяцев, каких? Дети : Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель : Ребята, для того чтобы отправиться дальше в путешествие, нам нужно выполнить следующее задание. Надо отгадать загадки.

1. Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне… (мороз) . Слайд 3

2. В белом бархате деревья –

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет … (иней) . Слайд 4

3. Бел, да не сахар.

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится… (снег) . Слайд 5

4. Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? (Зима) . Слайд 6

Воспитатель : Молодцы! Совершенно верно. Вы справились с заданием.

Физкультминутка «Зимняя прогулка» .

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте,

Там снеговика лепили (махи руками,

А потом с горы катились (волнообразные движения руками,

Веселились и резвились (прыжки) .

В Таню кинули снежком (произвольные движения,

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком –

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой) -

Побежим скорей домой (возвращаемся на места!

Воспитатель : А вот и сама красавица зима! Она приглашает нас отправиться в путешествие по чудесному зимнему лесу. Посмотрите, какая красота! (Слайд 7)

Воспитатель : Кажется, непогода разыгралась.

Воспитатель : Какие звуки вы слышите в зимнем лесу?

Дети : Вой ветра, хруст снега.

Воспитатель : Ребята, а откуда же берется снег?

Дети : Он подает из тучи.

Воспитатель : Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. (Слайд 8)

Воспитатель : Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок (Слайд 9)

Воспитатель : Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.

Воспитатель : ребята, скажите мне еще раз почему мы слышим хруст снега?

В поле, в лесу расстелила зима по земле белый ковер и спрятала от морозов зверей. Вспомните, как зимуют лесные жители , как живут звери зимой? (Слайд 10)

Дети : Некоторые животные зимой спят. Это медведь, еж, барсук, бурундук. Другие животные заняты зимой добычей корма ? (заяц, лиса, волк, кабан) Воспитатель : У нас зимуют не только звери , но и птицы. Каких зимующих птиц вы знаете ? Как вы думаете, о чем могут думать, вести беседы зимой птицы. (Слайд 11)

Дети : Холодно, голодно.

Воспитатель : Ребята, так как зимой кругом лежит снег птицам очень сложно найти себе корм. Как можно помощь птицам? Вот папа Антонины сделал нам кормушку. Когда мы выйдем на прогулку мы его повесим и положим корм для птиц. Зимушка - зима осталась довольной. А еще больше птички. Скажите, дети, что вам понравилось на занятии ? (ответы детей) А что нового для себя вы услышали? (Ответы детей) . Но вот и закончилось наше путешествие.

Ребята кому было понятно и интересно занятие поднимите перед собой лежащую снежинку, а у кого были затруднения не поднимают снежинку.

Публикации по теме:

Тема «Космос» Цель: Расширить представления детей о космосе. Образовательные задачи: Расширять знания детей о космосе, о планете Земля.

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Книга о нашей планете» Итоговое занятие по окружающему миру в подготовительной группе "Книга о нашей планете " Цель: закрепить знания детей полученные в течении.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы» Интеграция образовательных падают областей: «Познавательное белая.

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с миром природы «Зимушка-Зима» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: - Углубить, закрепить, упорядочить знания.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел!» Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Как хлеб на стол пришел!» Цель: формирование представления.

  1. Обобщить и дополнить представление детей о времени года зима.
  2. Поддерживать познавательный интерес к окружающему миру.

Образовательные:

  1. закрепить и дополнить знания детей о зимних явлениях в природе;
  2. формировать понятие здорового образа жизни в холодное время года;
  3. развивать языковое чутьё путём образования родственных слов.

Развивающие: совершенствовать навыки связной речи; развивать воображение, память чувство эмпатии.

Воспитательные: воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

Тип занятия: познавательный.

Мотивация: проблемно – игровая.

Методы и приемы.

Словесные: загадки, стихи, беседа, вопросы к детям, пояснение.

Наглядные: презентация слайдов; иллюстрации с изображением зимующих птиц.

Практические: индивидуальные ответы детей.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, бумажные снежинки по количеству детей, шестигранники для рисования снежинок, краски, кисти, банки с водой.

Прогнозируемый результат: развитие интереса к познанию окружающего мира.

Предварительная работа: целевые наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, загадывание загадок, опыты со снегом, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.

Минутки вхождения в день: воспитатель приглашает детей в круг.

Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.

На ладони появилось ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло: будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой,

И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.

Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.

Доброе утро, мои дорогие! Желаю вам дружно и весело провести этот день.

Садитесь, скорей на свои места.

(Нашли письмо.)

Воспитатель: Посмотрите, вот письмо, очень странное оно.

Вместо марок – три снежинки, на конверте есть хвоинки.

Вместо адресата – загадка. Давайте отгадаем её, и узнаем кто же отправитель этого загадочного письма.

«Дел у меня не мало

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю

В лед реки убираю

Белю поля, леса, дома

А зовут меня…. (зима).

Воспитатель: Давайте, скорей прочитаем это письмо!

Здравствуйте, дорогие ребятки!

Я – волшебница Зима

Много снега намела

С вами я в снежки играю

И на санках всех катаю

Бабу снежную леплю

Долго я у вас гощу

Чтоб у вас в гостях остаться,

Мне нужно очень постараться

Помогите мне скорей.

Вместе будет веселей

Вы письмо моё читайте

Все заданья выполняйте!

Ну, что ребята, хотите, чтобы Зимушка погостила у нас и порадовала нас своими забавами? Для этого нужно выполнить её задания. Готовы?!

Тогда, садитесь правильно и слушайте первое задание:

1. А, ну-ка, ребятки, отгадайте мои загадки.

Тройка, тройка прилетела скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица: белокоса, белолица.

Как махнула рукавом всё покрыло серебром.

Воспитатель: О какой царице говорится в загадке?

Дети: Это зима.

Воспитатель: Что это за тройка скакунов прилетела?

Дети: Это зимние месяцы.

Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев?

Дети: Три месяца.

Воспитатель: А чтобы их назвать, нужно быстро загадки отгадать.

Назовите-ка ребятки,

Месяц в этой вот загадке

Дни его всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдёт

Наступает новый год!

Воспитатель: О каком месяце шла речь?

Дети: О месяце декабре.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Декабрь заканчивается и наступает новый год.

(Презентация слайд.)

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длимые ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще, декабрь это последний месяц года.

Воспитатель: А сейчас послушаем о другом месяце.

Загадка о январе.

Щиплет уши, щиплет нос. Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду, упадёт. Не вода, а уже лёд

Даже птице не летится, от мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это?

Воспитатель: О каком месяце в этой загадке?

Дети: О месяце январе

Воспитатель: Какой по счёту зимний месяц январь?

Дети: Январь – второй месяц зимы

Воспитатель: Объясните такие строчки

«Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз».

Дети: Значит на улице холодно, морозно, надо тепло одеваться

(Презентация слайд.)

Январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.

Воспитатель: Правильно, а сейчас ещё загадка

«Снег мешками валит с неба, с дом сугробы снега

То бураны, то метели на деревья налетели

По ночам мороз силён, днём капели слышен звон

День прибавился заметно ну, так что за месяц это»?

Дети: Это месяц февраль.

Воспитатель: Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?

Дети: Это падает снег, снегопад.

Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?

Дети: В феврале бывают вьюги и метели.

(Презентация слайд.)

Февраль - последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, молодцы, все загадки отгадали, я думаю, с первым заданием мы справились. Давайте, читать письмо дальше?!

2. Игра «Доскажи словечко».

Зима: «Ребята, зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».

Зима: «Ребята, я высылаю вам своё любимое стихотворение, вы его читайте и слова добавляйте».

Воспитатель: Кажется, я поняла! А, Вы, поняли?! … В этом стихотворении пропущены какие-то слова, и нам их надо отгадать. Давайте, попробуем?! Слушайте, внимательно:

«Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки - серебристые. (Снежинки.)

На дорожки, на лужок всё снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят - всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в (Снежки.)

Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка - эта девочка - (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри - с красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (Снег.)

Воспитатель: Какое интересное стихотворение. Давайте, ещё раз вспомним, какие слова были пропущены в стихотворении: снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири. Посмотрите, как интересно, слово снег сначала превратилось – в снежок, затем в снегопад, потом – в снежки, потом – в снеговика, потом – в снегурку и в снегирей.

Воспитатель: Оказывается, что у любого слова, есть слова родственники, родственные слова. Как это понять родственники, родственные слова? Конечно, это значит, что в родственных словах, есть, что-то общее, одинаковое. Как у людей из одной семьи, одного рода. Что - же одинакового в этих словах…? Они звучать почти одинаково, все они начинаются со слова снег и изменяются только в конце. Послушайте, я ещё раз произнесу эти слова: Снег, Снежок, Снегопад, Снежки, Снеговик, Снегурка, Снегири.

Да, как много родственников у слова «снег». Вот, оказывается, как интересно, если взять любое слово, и каждый раз произносить его, меняя, только окончание. То мы познакомимся с его родственниками.

Воспитатель: Ну, что, кажется, с этим заданием мы тоже справились! Читаем письмо дальше?! Интересно, что же нас ждёт впереди?! Сядьте, правильно, слушайте, внимательно.

3. Логоритмическая игра «Снеговик»

Воспитатель читает: «Ребята, мой друг, снеговик загрустил, помогите, его развеселить! Ну, что поможем? Давайте, подумаем, как мы это сделаем…Ребята, а мы с вами знаем игру, которая, так и называется «Снеговик». Давайте, поиграем, Зима увидит и научит такой игре Снеговика.

Раз – рука, два – рука,

Лепим мы снеговика.

Дети протягивают руки вперед поочередно,

а потом лепят снежный ком.

Три – четыре, три – четыре –

Нарисуем нос пошире.

Опять протягивают руки вперед поочередно,

Указательными пальцами рисуют улыбку.

Пять – найдем морковь для носа,

Соединяют кулачки обеих рук, выполняют полуобороты вправо- влево, колени пружинят.

Угольки найдем для глаз.

Изображают «бинокль»

Шесть – наденем шляпу косо,

Руками изображают шляпу

Пусть смеется он у нас.

Кружатся вокруг себя и произносят: «Ха – ха – ха!»

Воспитатель: Поиграли, отдохнули, садитесь и скажите мне: «в какую погоду можно лепить снежные комочки (снежки)?»

Дети: В тёплую погоду.

Воспитатель: Почему в тёплую? Каким бывает снег в тёплую погоду?

Дети: Снег бывает липкий, мокрый, тяжёлый, обманчивый.

Воспитатель: А в морозную погоду, каким бывает снег?

Дети: В морозную погоду снег бывает пушистый, сыпучий, скрипит под ногами, искрится на солнце. Можно из такого снега слепить что-нибудь? Почему? (Ответы детей.)

Воспитатель: А когда вы шли в детский сад, обратили внимание, какая сегодня погода, значит, снег сегодня какой и из него можно лепить?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Вот здорово, когда пойдём сегодня гулять обязательно слепим снеговика, пусть он станет другом Зимы и вдвоём им никогда не будет скучно. Правда, ребята?!

(Или ничего страшного в пушистый снежок тоже можно поиграть, на него можно подуть и он разлетится. А когда снег будет липкий, то мы обязательно слепим снеговика, пусть он станет другом Снеговику Зимы и вдвоём им никогда не будет скучно.)

Молодцы, ещё с одним заданием справились. Ну, что читаем письмо дальше?

4.Работа с деформированными предложениями:

Воспитатель читает: Ребята, Мой друг, снеговик, в знак благодарности прислал вам рассказ о Новогоднем празднике, который, написал сам.

Воспитатель: Вот, здорово, правда, ребята, мы с вами очень любим, послушать разные интересные истории! ДА?! Садитесь скорей правильно, и слушайте внимательно.

«Встреча детского садика в новогоднем празднике»

Новогодний праздник готовиться к ребятам

Дети нарядили игрушки елками.

Маска надела Машу.

Елка зажглась на лампочках.

Хоровод водит ребят

Елка пляшет возле Снегурочки и Снеговика

Дед Мороз принес мешок в подарок.

Воспитатель: По-моему, что-то здесь не так? Что случилось?... Наверное, все слова в предложениях поменялись местами, стало ничего не понятно, потерялся смысл, и вообще это не предложения, а просто набор слов. Давайте, скорей вернём слова на свои места и прочитаем рассказ правильно, чтобы было понятно, о чём он. А то наш друг Снеговик опять расстроиться.

Итак, давайте вспомним, как называется наш рассказ, кто запомнил?…

Дети: «Встреча детского садика в новогоднем празднике» Правильно? Нет, а как построить предложение правильно – «Встреча новогоднего праздника в детском саду».

Воспитатель: Послушайте, внимательно следующее предложение… Давайте его исправим и т.д.

Встреча новогоднего праздника в детском саду.

Ребята готовятся к встрече Нового года

Дети нарядили ёлку игрушками

Маша надела маску

На ёлке зажглись лампочки

Снеговик и Снегурочка пляшут возле ёлки

Дед Мороз принёс мешок подарков.

Воспитатель: Ну, молодцы, и с этим заданием мы справились. Ну, что ж давайте прочитаем, что же ещё приготовила нам Зимушка-зима.

5. Психогимнастика.

Зима: «Ребята, все вызнаете, что зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. Помогите, мне подуть на снежинки, чтобы они разлетелись далеко-далеко, и вся земля покрылась белым снегом. Поможем?! Только как нам это сделать, ведь мы с вами в группе?»

Воспитатель: Кажется, я придумала. Я знаю одну игру, хотите, научу в неё играть? (Да!)

У меня есть снежинки, берите по одной и выходите ко мне.

(Раздаёт снежинки.)

Все взяли, молодцы. Сейчас, я вас заколдую, превращу в холодный ветерок, и мы сможем помочь Зимушке-зиме. Только, давайте вспомним, как правильно нужно дуть? Вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста.

Дети рассказывают : Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем и дуем долго-долго. Молодцы вспомнили.

А, теперь, закрывайте, глаза, я вас превращу в ветерок.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Воспитатель: А ну-ка, чтобы снег вас не засыпал, подуйте скорей на него, ещё и ещё!!! Молодцы. У нас получилась метель, давайте мне снежинки и садитесь скорей на места. Мы возьмём их с собой на улицу и ещё поиграем со снежинками.

Воспитатель: Ребята, зима – холодное время года. Как же мы должны следит за своим здоровьем зимой?

Дети: Тепло одеваться, не есть снег, не брать в рот сосульки, долго не гулять, не сидеть на снегу и т. п.

Воспитатель: Хорошо. Давайте представим, что на улице сильный мороз и холодный ветер.

Как нужно дышать в морозную погоду, через нос или рот, почему?

Дети: Через нос, чтобы не простудить горло холодным воздухом.

Воспитатель: правильно, а если вы всё- таки долго находились на улице и замёрзли, как быстро согреться, чтобы не заболеть?! (Ответы детей.)

Воспитатель: А я знаю ещё способ, хотите, научу?! Можно сделать самомассаж. Он поможет согреться и спасёт от простуды. Вставайте возле стульчиков и повторяйте за мной:

Массаж биологически активных зон «наступили холода» для профилактики простудных заболеваний:

Да-да-да - наступили холода (потереть ладошки друг о друга)

Да-да-да-да - превратилась в лед вода (мягко провести пальчиками рук по шее сверху вниз)

Ду -ду-ду - я на лыжах иду. (Растереть ладонями уши)

Ды-ды-ды - на снегу есть следы (приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)

Воспитатель: Ну, что согрелись? Садитесь на свои места.

Воспитатель: Зима приносит холод не только людям, но ещё и животным. Давайте вспомним про лес. В лесу много деревьев. Все они зимой без чего?

Дети: Без листьев.

Воспитатель: Но есть деревья, которые и летом и зимой бывают зелёными? Какие это деревья?

Дети: Это ели и сосны.

Воспитатель: Почему они зелёные?

Дети: Потому что у них не листья, а хвоя. А хвою деревья не сбрасывают на зиму.

Воспитатель: А, что вы знаете про диких животных, как они готовятся к зиме?

Воспитатель: Правильно. А что происходит с птицами? Почему? Каких вы знаете зимующих птиц?

Дети: перечисляют…

(Воспитатель вывешивает иллюстрации птиц на мольберте.)

Воспитатель: Вот, посмотрите, на иллюстрации, всех птиц мы назвали?

Давайте, поиграем. До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот превращается в зимующую птичку, и рассказывает нам о ней: какая она, как выглядит, какого цвета у неё пёрышки, но не говорит, как она называется, а ребята должны будут отгадать, в какую птичку вы превратились? Понятно?

(2-3 ребёнка.)

Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием мы с вами справились. Давайте. Почитаем, что там ещё в письме написано?

Письмо: «Спасибо, Вам, дорогие ребята, вы помогли мне справиться со всеми заданиями. Надеюсь, вам было интересно. Ну, что, ж вот вам в подарок мои весёлые загадки:

Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки.)

Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи.)

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки.)

Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик.)

Воспитатель: И, правда, весёлые загадки! О, чём, они?

Дети: О зимних забавах. Хоть зима и холодное время года, но она нам приносит радость и много интересного! Правда, ребята?

Вот и всё! Мы с вами справились со всеми заданиями и помогли Зимушке. Я думаю. Что она обязательно погостит у нас и порадует нас своей красотой, хорошей погодой и, конечно же, зимними забавами.

Итог: Ребята вам понравились задания, которые приготовила вам

Зимушка-Зима? Что вам, понравилось или запомнилось больше всего? А как вы думаете, можно ли прожить без Зимы и снега? Почему?!

Дети: Зимой природа отдыхает, чтобы дать хороший урожай осенью и радовать нас весной и летом. А ещё зимой много интересных развлечений, которых не бывает в другие времена года.

Рефлексия: Ну, что ж раз вам сегодня всё понравилось, и было и интересно, нарисуйте снежинку, я подарю ее другим детям и расскажу о нашем сегодняшнем необычном дне, и о том, какие вы умные и добрые дети.

Звучит спокойная музыка, дети рисуют.


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.

Тема занятия: «Зимние забавы
Ход занятия: - Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме». И о «Зимних забавах» В декабре, в декабре все деревья в серебре Нашу речку, словно в сказке За ночь вымостил мороз. Открываем календарь, начинается январь. В январе, январе много снега на дворе. Дуют ветры в феврале, воют в трубы звонко Змейкой мчится по земле легкая поземка. На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.) - А какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)
2. Игра «Придумай слово».
Образование родственных слов.1. подобрать родственные слова к слову снег: снежок, снежочек, снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник. 2. подобрать родственные слова к слову зима: зимний, зимушка, зимуют, зимовать, зимовье, перезимовать.
3. Рассказ воспитателя «Гостья зима» «Пришла зима
. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Одним словом:«Зимние забавы»Мы очень любим зиму». Первичное восприятие рассказанного воспитателем: - Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы? 4.
Физкультминутка «Зимой»
. Импровизация движений. Давай дружок, смелей дружок (дети идут по кругу друг за другом, изображая Кати по снегу свой снежок. Что катит перед собой снежок) Он превратился в толстый ком (останавливаются, рисуют двумя руками ком) И станет ком снеговиком. (рисуют снеговика) Его улыбка так светла! (показывают) Два глаза, шляпа, нос, метла Но солнце припечет слегка (медленно приседают) Увы! – И нет снеговика. (Пожимают плечами, разводят руками)
5 Дидактическая игра «Подбери слова»
Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) - трещит, щиплет, кусает… Метель (что делает?) - вьется, бушует, воет, метет… . Снег (что делает?) - идет, летит, падает, кружится… . Ветер (что делает?) – дует, воет, завывает… Дети (что делают?) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
6. Игра с мячом: «Какая?»
Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д. Например: Зима (какая) холодная
7
.
«Снежок - загадка» отгадывание загадок:
Меня хлопали лопатой, Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили! Ледяной водой облили, И скатились все потом С моего горба гуртом.(Горка) Есть, ребята, у меня Два серебряных коня, Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня?(Коньки) Бегут по дорожке Доски да ножки. (Лыжи) Под гору - лечу, В гору - тащу. (Санки) Вот серебряный лужок. Не видать барашка, Не мычит на нем бычок, Не цветет ромашка. Наш лужок зимой хорош, А весною не найдешь. (Каток) Ой, насыпало снежка, Вывожу коня-дружка, За веревочку-узду Через двор коня веду, С горки вниз на нем лечу, А назад его тащу. {Санки) Что за нелепый человек Пробрался в двадцать первый век? Морковка - нос, в руке - метла, Боится солнца и тепла. (Снеговик) 8. Я снежная, я белая, Меня ребята сделали, Днём они всегда со мной, Вечером идут домой. Ну, а ночью под луной Очень грустно мне одной. (Снежная баба) Итог занятия: - Вспомните ребята, о чём мы говорили на занятии? А чем, вам нравится зима?
8.

Игра с мячом “Назови ласково”
- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково. Снег - снежок Сосулька – сосулечка Мороз - морозец Дерево - деревце Ветер - ветерок Горка – горочка Лёд - ледок Холод - холодок Зима - зимушка Санки – саночки

Победитель всероссийского конкурса « Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018

МКУ «Управления образования» Исполнительного комитета Заинского муниципального района

Воспитатель: Миннибаева Эльвира Рашитовна МБДОУ «Радуга» г.Заинск. 2013
Тема: «Идет волшебница-зима».
Виды детской деятельности:

Коммуникативная.
-познавательно-исследовательская.
-изобразительная.
-восприятие художественной литературы.
-двигательная.

Программа:
1.Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Вербовой, Т.С.Комаровой.
2.Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального сада. Т.С.Филичева, Г.В.Чиркина.
3. «Балалар бакчасында тэрбия hэм белем бирю программасы» Р.А.Барханова, К.В.Закирова.

Предварительная работа.
-наблюдение за природой на прогулке;игры в снежки.
-рассматривание иллюстраций и картин о зиме.
-разучивание стихотворений,песен,поговорок,примет.
-рисование в свободное от занятий время.
-прослушивание музыки П.И.Чайковского «Зима» из цикла «Времена года».

Цели: -Продолжать знакомить с основными приметами зимы, названия зимних месяцев; изменения, которые происходят зимой в животном и растительном мире;
-Учить передавать различные эмоциональные состояния, слушать и понимать музыкальное произведение.
-Формировать умения выражать свои чувства,впечатления через цвет, рисунок.
-Продолжать развивать точность движений и жестов.
-Развивать познавательный интерес,любознательность, наблюдательность.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
-Подбор однокоренных слов.
-Активизировать словарь по данной теме.
-Продолжать учить детей выражать свои мысли полными ответами.

Оборудование:
воспитателю: магнитофон, аудиозапись «Зима» из цикла «Времена года», колокольчик, многогранные стеклышки, снег;
Детям: карточки с изображением различных настроений,цветные краски, палитра, салфетки,ваза;листочки, тонированные голубым цветом.

Планируемые результаты: ребенок проявляет любознательность; способен рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения; проявляет умение поддерживать беседу; владеет в соответствии с возрастом основными движениями; бережно относиться к природе.
Ход занятия.

Приветствие:
Доброе утро, и всем улыбнись,
Справа и слева друзьям поклонись.
Будем дружить, помогать всем всегда-
Вы согласны? Ответьте мне: «ДА!»

Воспитатель(в.д. В-ль):
Садитесь правильно, поудобнее. Послушайте загадку:
Тройка,тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица:
Белокоса,белолица,
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром.
-Кто знает отгадку?

Воспитанники(в.д.В-ки):

1-ый ребенок: -Это время года зима.
2-ой ребенок: -Зимние месяцы.
3-ий ребенок: -Кыш.

В-ль: -Аделина даже сказала по-татарски. У всех ответы правильные. Молодцы! Как вы думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить?

В-ки:
Паша:-О зиме.
Ариша:-Кыш турында.

В-ль:-Правильно, о зиме. Ребята, почему в загадке говориться о «тройке»?Что за «тройка», что за скакуны?

Олег:-Скакуны -это лошади.
Настя Е:-Это зимние месяцы. Их ровно три.

В-ль: -Да, правильно. Скакуны- Это лошади,зимние месяцы, их ровно три. Значит зима длится три месяца. Вспомним и назовем зимние месяцы по порядку.

В-ки:
1-ый ребенок: -Январь,февраль,декабрь.

В-ль:-А если точнее,самый первый месяц?

В-ки:
1-ый ребенок: -первый месяц –это декабрь,начало зимы.
2-ой ребенок: -второй месяц –это январь, середина зимы.
3-ий ребенок: -Это февраль- конец зимы.

В-ль: - У всех ответы правильные!Молодцы!

1-ый ребенок. Назови. (называет).
2-ой ребенок. Назови. (повтори).
- Молодцы! Ребята, мы с вами очень ждали прихода красавицы-зимы. Наблюдали за тем, как выпал первый снег. Рассматривали изящные, нарядные снежинки.А в какой цвет окрашивает зима землю, деревья?

В-ки:
1-ый ребенок:-Зима окрашивает землю, деревья в белый цвет.
2-ой ребенок:-Снег как белый ковер на земле.
3-ий ребенок:-Мин кышны яратам. Агачлар ак туннарын кигэч, бик матур була.

В-ль: -Нинди матур жавап эйтеп бирде. Молодец! Откуда у нее белая краска?

В-ки:
1-ый ребенок: Потому что снег белый.
2-ой ребенок: -Снег еще иногда бывает темный и даже разноцветный.

В-ль: -Верно. Ты правильно заметил. Сейчас я объясню: При уличном освещение снег кажется совсем другим. Рядом с фонарем он искрится, переливается всеми цветами радуги, а там, куда свет от фонаря не доходит,он кажется темным. На свету лучики снежинок отражают свет, поэтому снег переливается.

(Провести опыт по отражению света от многогранного стеклышка).

Ребята. Давайте пойдем к столику, для проведения опыта. Нам для этого понадобиться снег и многогранные стеклышки, рассматривать будете по 4 человека.
(Дети рассматривают).
-Таким образом, снег может искриться, переливаться всеми цветами радуги, и может быть даже темным, то есть бывает разноцветный. А теперь садитесь на свои места. Вот мы и дождались морозных дней. Мы заметили, что когда очень холодно, снег какой?

Воспитанники: -
1-ый ребенок: -Снег сыпучий.
2-ой ребенок: -Снег такой легкий.
3-ий ребенок: -Снег пушистый.
4-ый ребенок: -Он сверкает, искрится на солнышке, хрустит под ногами.

В-ль: -Все ответы правильные. Молодцы! Снег даже пахнет. Помните, чем?

Воспитанники: -
1-ый ребенок: -Снег пахнет морозом.
2-ой ребенок: - Необыкновенной свежестью и чистотой.

В-ль: - Правильно! Умницы! Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. А давайте поиграем с этим словом.

Игра «Доскажи словечко»

(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
- Слушайте внимательно:

Тихо-тихо, как во сне,
Падает на землю…(снег).

С неба всё скользят пушинки-
Серебристые…(снежинки).

На поселки, на лужок
Все спускается…(снежок).

Вот веселье для ребят-
Все сильнее…(снегопад).

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в…(снежки).

Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик).

Рядом снежная фигурка,
Эта девочка - …(снегурка).

На снегу-то, посмотри,
С красной грудкой…(снегири).

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…(снег).

В-ль: - Ребята, какие вы слова добавляли?

Воспитанники:
1-ый ребенок: - Снег, снежинки, снежок, снегопад.
2-ой ребенок: - Снежки, снеговик.
3-ий ребенок: - Снегурка, снегири.

В-ль: -На какое слово они все похожи?

Воспитанники:
1-ый ребенок: - Снег.

В-ль: - У всех ответы правильные. Умницы! Это однокоренные слова.У них один корень. Художники, поэты, композиторы и писатели любовались этим временем года. А сейчас послушаем композицию «Зима» П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Закройте глаза и слушайте внимательно.
Звучит музыка.

В-ль: - Какое настроение передает эта музыка?

Воспитанники: -
1-ый ребенок: - Веселое.
2-ой ребенок: - Эта музыка грустная.

В-ль: - Что хочется делать под такую музыку?

Воспитанники:
1-ый ребенок: - Мне хочется играть.

В-ль: - А что вы представляете, когда слушаете это произведение?

Воспитанники:
1-ый ребенок: - На улице идёт снег.
2-ой ребенок: - Все рады зиме, вышли на прогулку.

В-ль: - А давайте мы с вами тоже поиграем в «Игру в снежки». У вас бывает веселое настроение, когда вы играете в снежки?

Воспитанники:
- Да!

В-ль: - Покажите, как вы играете. Нагнулись, взяли руками снег, выпрямились, сделали снежок и бросили его далеко. Ещё раз… И кинули друг другу. Молодцы! Как весело мы поиграли. Садитесь. За что мы еще любим зиму?

Воспитанники:
Булат Б.: - Можно кататься на коньках, лыжах.
Аделина: - А еще можно кататься на санках.
Настя Е.: - Можно слепить снеговика, играть в снежки.
Олег: - Можно строить снежную крепость, играть в хоккей.
В-ль: - Это зимние забавы. У всех ответы правильные. Умницы! Ребята, как вы думаете, животные и растения тоже рады зиме?

Воспитанники:
Булат Ш.: - Перелетные птицы улетают в теплые края.
Дима: - Растения и животные приспособились к зиме, деревья сбрасывают листву.
Даша: - Одни животные ложатся в спячку, другие запасают корм.
Аделина: - Насекомые прячутся под кору деревьев.

В-ль: - Все живое готовится к зиме. Голод и холод страшны и опасны всем. Тяжело животным переносить сильные морозы.

Этюд «Стрекоза замерзла»

В-ль: - Не всем весело зимой. Вот послушайте, что случилось со стрекозой. Пришла зима, а стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:

Холодно, холодно, ой-ой-ой!
Голодно, голодно, жутко зимой!
Мне некуда деться,
Сугробов не счесть.
Пустите погреться и дайте поесть.

В-ль: - Какое настроение было у стрекозы?
(Работа с карточками).
- Найдите и покажите карточку, на которой изображена грусть, печаль.-
(Дети находят нужные карточки) – Представьте себя этой грустной, несчастной стрекозой.
(Воспитанники выполняют задание, изображая грусть, печаль.
Мимика: приподнять и сдвинуть брови, стучать зубами).

В-ль: - Как хорошо у вас получается. Молодцы! О зиме есть много загадок, пословиц, примет, поговорок. Какие вы знаете?

Воспитанники:
Настя Е.: - «Мороз невелик, да стоять не велит».
Аделина: - «Береги нос в большой мороз».

В-ль: - Спасибо, молодцы. Паша знает поговорку.

Паша: - Гусь стоит на одной ноге – к морозу.

В-ль: - Поговорок, примет о зиме очень много. Постепенно мы их будем заучивать. А сейчас мы будем загадывать загадки, а другие ребята их отгадывать. Загадывать вы будете тогда, когда услышите звон вот такого колокольчика:
-Колокольчик ледяной,
Он всегда со мной.
Динь-дон, динь-дон,
Раздает загадки он.

Воспитанники:
Олег: - Летит – молчит, летит – молчит, когда умрет, тогда заревет. Что это такое?
Эмилия: - Это снег.
Булат Б.: - Кар.

В-ль: - Молодцы, отгадали загадку.

Воспитанники:
Настя К.: - В огне не горит, в воде не тонет. Что это такое?
Паша: - Лед.
Дамир: - Боз.

В-ль: - Правильно, молодцы!

Воспитанники:
Давид: - Без клина, без топора мост строет. Что это такое?
Роберт: - Мороз.
Дима: - Суык, салкын.

В-ль: - Молодцы, отгадали все загадки. Понравилась вам моя игра?

Воспитанники:
Да!

В-ль: - В следующий раз еще поиграем. Ребята, во время занятия вы прослушали композицию «Зима». А теперь нарисуйте в своих альбомах то, что представили, слушая музыку. Давайте вспомним, вы уже об этом говорили.

(Воспитатель предлагает детям занять свои места за столами нарисовать «Зимний пейзаж» или «Зимние забавы». Воспитанники приступают к работе. Созданную картину воспитанники рассматривают вместе с воспитателем. Все рисунки вывешиваются на доске).

В-ль: - Расскажи, что ты нарисовал?

Воспитанники:
1-ый ребенок: - Я нарисовал(а) зиму в белом платье. Вот это ее белоснежный замок, там она живет.

В-ль: - Ребята, как же ее еще красиво называют?

Воспитанники:
1-ый ребенок: - Зимушка-зима.
2-ой ребенок: - Королева, царица.
3-ий ребенок: - Гостья-зима.
4-ый ребенок: - Матушка-зима.
5-ый ребенок: - Русская молодка.
6-ой ребенок: - Волшебница-зима.

В-ль: - Как нежно, ласково и радостно обращаются к ней.

Итог:
В-ль: - Ребята, о каком времени года мы говорили на занятии?

Воспитанники:
1-ый ребенок: - О Зимушке-зиме.
2-ой ребенок: - Зима приходит после осени.
3-ий ребенок: - Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

В-ль: - Что вам больше всего понравилось?

Воспитанники:
1-ый ребенок: - Опыт по отражению света от многогранного стекла. Было очень интересно.
2-ой ребенок: - А как здорово было играть в снежки!
3-ий ребенок: - Мне понравилось рисовать.
4-ый ребенок: - А мне понравилось слушать музыку.

В-ль: - Каждому из вас что-то понравилось. Ребята, мы о зиме будем еще много говорить, читать книги, играть в зимние игры, заучивать стихи, загадки. Всем спасибо, молодцы!
Вот пришла пора прощаться,
Но, надеюсь я, друзья,
С вами снова повстречаться,
Ведь жить без дружбы нам нельзя.
Структура занятия: длительность вводной части – 5минут.

Начало и конец занятия – ритуальные, сохраняют у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.

Основная часть (длительность 25 минут).

Цель: реализация задач программного содержания.

Методические приемы:
1. Вопросы детям.
2. Рассматривание предмета. Экспериментирование.
3. Слушание музыки.
4. Использование карточек-символов.
5. Упражнение на передачу разных эмоциональных состояний.
6. Рисование.
7. Рассказывание поговорок, пословиц, примет.

Заключительная часть (длительность 5-6 минут). Цель – подвести итог занятия.

Используемая литература:
1.Занятия для детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст) Т.В.Карцева.
2. «Окружающий мир». М.П.Костюченко. Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет.
3. «Хрестоматия». «На поляне детства» К.В.Закирова.
4. Организация деятельности детей на прогулке (подготовительная группа). Т.Г.Кобзева.

Источники иллюстраций
1.Картина «Саша и снеговик»,автор Г.А.Тумакова,художник А.В. Кондратьев,
художественный редактор Б.В.Богаченков.
2.Наглядно-дидактическое пособие «Зима», художник Е.Белозерцева,
художественный редактор Т.Чижкова.