Жан-Поль Сартр: цитаты и известные высказывания. Жан Поль: афоризмы, цитаты, высказывания


Жан-Поль Шарль Эмар Сартр - родился 21 июня 1905 года, Париж, Франция. Французский философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель, драматург, эссеист, педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года, от которой отказался. Автор произведений - «Тошнота», «Слова», «Грязными руками», «Возраст зрелости», «Отсрочка», «Смерть в душе», «Странная дружба» и др. Умер - 15 апреля 1980 года, Париж, Франция.

Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы - Жан-Поль Сартр

  • Запрещено запрещать!
  • Человек обречен на свободу.
  • Лучше молитва, чем слезы, — шуму меньше.
  • Было вычислено всё, кроме одного — как жить.
  • До чего же я прав, если все вы так громко вопите.
  • Человек всегда достоин того что с ним случается.
  • Женщина — только предлог для того, чтобы грезить.
  • Страх годился в прошлом, когда у нас была надежда.
  • Ты всегда в ответе за то, чему не пытался помешать.
  • Как и все мечтатели, я путаю разочарование с истиной.
  • Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния.
  • Господи, как они дорожат тем, что все думают одно и то же.
  • История любой человеческой жизни есть история поражения.
  • Когда человек ничего не делает, он думает, что отвечает за все.
  • Люди — как игральные кости: мы бросаем себя вперёд по жизни.
  • Если тебе скучно наедине с собой, значит, ты в дурном обществе.
  • Смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его.
  • Умные люди не бывают злыми, злость предполагает ограниченность.
  • Проигранное сражение — это сражение, которое считаешь проигранным.
  • Человек состоит из всех людей. Он равен им всем, и все они равны ему.
  • Просто диву даешься, как можно лгать, прикрываясь здравым смыслом.
  • И вот ведь парадокс: воюют богачи друг с другом, а подыхают бедняки.
  • У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.
  • Читать - значит, ориентируясь по знакам, вступать в контакт с ирреальным миром.
  • Делать что бы то ни было в три часа дня либо слишком поздно, либо слишком рано.
  • Мир прекрасно обошёлся бы без литературы; ещё лучше он обошёлся бы без человека.
  • Понедельник, вторник, среда. Апрель, май, июнь. 1924, 1925, 1926. Это называется жить.
  • Мы выдумываем ценности. Априори жизнь не имеет смысла. Это мы создаем ей смысл.
  • Молчание есть аутентичная форма слова. Молчит лишь тот, кто способен что-то сказать.
  • Одну и ту же глупость не следует совершать дважды; в конце концов выбор достаточно велик.
  • Любовь не имеет ничего общего с обладанием. Её высшее проявление — предоставлять свободу.
  • Мы не можем вырвать ни страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь саму книгу.
  • Отличие человека от животного состоит в том, что человек может покончить жизнь самоубийством.
  • Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо.
  • Мои воспоминания — словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом: откроешь его, а там сухие листья.
  • Любовные шашни куда лучше иметь в прошлом, чем в настоящем, — на расстоянии можно судить, сравнить, обдумать.
  • Постановка «я могу» приводит к положительному результату, постановка «я не могу» не приводит ни к какому результату.
  • Когда живешь один, вообще забываешь, что значит рассказывать: правдоподобные истории исчезают вместе с друзьями.
  • Достаточно, чтобы один человек ненавидел другого, — и ненависть переходя от соседа к соседу, заражает всё человечество.
  • Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю.
  • У каждого настоящего есть своё будущее, которое освещает его и которое исчезает вместе с ним, становясь прошлым-будущим.
  • Одежда играет ту же роль для глаз, что и ложь для ушей; это громогласный, трубный грех, который окутывает и делает невидимым.
  • Мне кажется, что у каждого из нас есть свое отчаяние, тенью следующее за нашей уверенностью в себе, за нашим спокойным настоящим.
  • Предметы не должны нас беспокоить: ведь они не живые существа. Ими пользуются, их кладут на место, среди них живут, они полезны - вот и все.
  • Все сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно....Бессмысленно то, что мы рождаемся, бессмысленно, что умираем.
  • Для того, чтобы сочувствовать чужому страданию, достаточно быть человеком, но для того, чтобы сочувствовать чужой радости, нужно быть ангелом.
  • Сущность человека не предшествует его существованию, он проектирует себя сам и обречен на свободу и ответственность, которую уже не может перекладывать на Бога.
  • Сначала надо оказаться в каких-то исключительных обстоятельствах, а потом ощутить, что вносишь в них порядок. Если все эти условия соблюдены, мгновение становится совершенным.
  • Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь.
  • Империалистический геноцид может привести к более тяжким последствиям, поскольку группа, которую американцы пытаются уничтожить, уничтожая вьетнамский народ, — это все человечество.
  • Понимаешь, начать кого- нибудь любить- это целое дело. Нужна энергия, любопытство, ослепленность. Вначале бывает даже такая минута, когда нужна перепрыгнуть пропасть: стоит задуматься и этого уже не делаешь. Я знаю, что больше никогда не прыгну.

На данной странице вы найдете цитаты Жана Поля Сартра, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

Три часа. Три часа -- это всегда слишком поздно или слишком рано для всего, что ты собираешься делать. Странное время дня. А сегодня просто невыносимое. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Молчание есть аутентичная форма слова. Молчит лишь тот, кто способен что-то сказать. Жан Поль Сартр «Объяснение "Постороннего"»

Все, что я знаю о своей жизни, мне кажется, я вычитал из книг. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Наедине с собой этот человек всегда спит. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

По-моему, мир только потому не меняется до неузнаваемости за одну ночь, что ему лень. Сартр Ж.-П. «Тошнота: роман»

Прошлое в карман не положишь, надо иметь дом, где его разместить. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Когда живешь один, вообще забываешь, что значит рассказывать: правдоподобные истории исчезают вместе с друзьями. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Я чувствовал такое отчаянное одиночество, что хотел было покончить с собой. Удержала меня мысль, что моя смерть не опечалит никого, никого на свете и в смерти я окажусь еще более одиноким, чем в жизни. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Это отражение моего лица. В такие гиблые дни я часто его рассматриваю. Ничего я не понимаю в этом лице. Лица других людей наделены смыслом. Мое -- нет. Я даже не знаю, красивое оно или уродливое. Думаю, что уродливое -- поскольку мне это говорили. Но меня это не волнует. По сути, меня возмущает, что лицу вообще можно приписывать такого рода свойства -- это все равно что назвать красавцем или уродом горсть земли или кусок скалы. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Понедельник, вторник, среда. Апрель, май, июнь. 1924, 1925, 1926. Это называется жить. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Подонки имеют право на существование: «Существую, потому что имею право». Имею право существовать, стало быть, имею право не мыслить. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Я знаю, мне хватит четверти часа, чтобы дойти до крайней степени отвращения к самому себе. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Пока я буду тебя любить, я не буду вынужден быть для себя своим собственным идеалом. Жан-Поль Сартр «Фрейд»

На людей надо смотреть с высоты. Я выключаю свет и становлюсь у окна; они даже не подозревают, что их можно разглядывать сверху; они заботятся об анфасе, иногда о спине, но все их уловки рассчитаны на наблюдателя в метр семьдесят ростом. Жан-Поль Сартр «Герострат»

Если бы в ту минуту мне даже объявили, что меня не убьют, и я могу преспокойно отправиться восвояси, это не нарушило бы моего безразличия: ты утратил надежду на бессмертие, какая разница, сколько тебе осталось ждать – несколько часов или несколько лет. Жан-Поль Сартр «Стена и другие новеллы»

Что-то начинается, чтобы прийти к концу: приключение не терпит длительности, его смысл в его погибели.Каждое мгновение наступает лишь затем,чтобы потянуть за собой те, что следуют за ним. Жан-Поль Сартр «Тошнота»

Только поступки определяют цену наших желаний. Жан Поль Сартр «За закрытыми дверями»

Если б только я мог перестать думать, мне стало бы легче. Мысли - вот от чего особенно муторно... Они ещё хуже, чем плоть. Тянутся, тянутся без конца, оставляя какой-то странный привкус. А внутри мыслей - слова, оборванные слова, намётки фраз, которые возвращаются снова и снова: "Надо прекра... я суще... Смерть... Маркиз де Роль умер... Я не... Я суще..." Крутятся, крутятся, и конца им нет. Это хуже всего - потому что тут я виновник и соучастник. К примеру, эта мучительная жвачка-мысль: "Я существую", ведь пережёвываю её я. Я сам. Тело, однажды начав жить, живёт само по себе. Но мысль - нет; это я продолжаю, развиваю её. Я существую. Я мыслю о том, что я существую! О-о, этот длинный серпантин, ощущение того, что я существую, - это я сам потихоньку его раскручиваю... Если бы я мог... →→→

Это они-то профессионалы опыта? Да они всю жизнь прозябали в отупелом полусне, от нетерпения женились с бухты-барахты, наудачу мастерили детей. В кафе, на свадьбах, на похоронах встречались с другими людьми. Время от времени, попав в какой-нибудь водоворот, барахтались и отбивались, не понимая, что с ними происходит. Всё, что совершалось вокруг, начиналось и кончалось вне поля их зрения: смутные продолговатые формы, события, нагрянувшие издали, мимоходом задели их, а когда они хотели разглядеть, что же это такое, - всё уже было кончено. И вот к сорока годам они нарекают опытом свои мелкие пристрастия и небольшой набор пословиц и начинают действовать, как торговые автоматы: сунешь монетку в левую щёлку - вот тебе два-три примера из жизни в упаковке из серебряной фольги, сунешь монетку в... →→→

На стене зияет белая дыра - зеркало. Это ловушка. И я знаю, что попадусь в неё. Так и есть. В зеркале появилось нечто серое. Подхожу, гляжу и отойти уже не могу.
Это отражение моего лица. В такие гиблые дни я часто его рассматриваю. Ничего я не понимаю в этом лице. Лица других людей наделены смыслом. Моё - нет. Я даже не знаю, красивое оно или уродливое. Думаю, что уродливое - поскольку мне это говорили. Но меня это не волнует. По сути, меня возмущает, что лицу вообще можно приписывать такого рода свойства - это всё равно что назвать красавцем или уродом горсть земли или кусок скалы.

Я в тоске огляделся вокруг: настоящее, ничего, кроме сиюминутного настоящего. Лёгкая или громоздкая мебель, погрязшая в своём настоящем, стол, кровать, зеркальный шкаф - и я сам. Мне приоткрывалась истинная природа настоящего: оно - это то, что существует, а то, чего в настоящем нет, не существует. Прошлое не существует. Его нет. Совсем. Ни в вещах, ни даже в моих мыслях. Конечно, то, что я утратил своё прошлое, я понял давно. Но до сих пор я полагал, что оно просто оказалось вне поля моего зрения. Прошлое казалось мне всего лишь выходом в отставку, это был иной способ существования, каникулы, праздность; каждое событие, сыграв свою роль до конца, по собственному почину послушно укладывалось в некий ящик и становилось почётным членом в кругу собратьев-событий - так мучительно было... →→→

Я свободен: в моей жизни нет больше никакого смысла - всё то, ради чего я пробовал жить, рухнуло, а ничего другого я придумать не могу. Я ещё молод, у меня достаточно сил, чтобы начать сначала. Но что начать? Только теперь я понял, как надеялся в разгар моих страхов, приступов тошноты, что меня спасёт Анни. Моё прошлое умерло, маркиз де Рольбон умер, Анни вернулась только для того, чтобы отнять у меня всякую надежду. Я один на этой белой, окаймлённой садами улице. Один - и свободен. Но эта свобода слегка напоминает смерть.

Я чувствую, как что-то робко касается меня, и боюсь шевельнуться, чтобы это не спугнуть. Что-то, что мне незнакомо уже давно, - что-то похожее на радость.

Они будут спать вместе. Они это знают. Каждый из них знает, что другой это знает. Но поскольку они молоды, целомудренны и благопристойны, поскольку каждый из них хочет сохранить самоуважение и уважение партнёра, поскольку любовь - это нечто великое и поэтическое и её нельзя спугнуть, они несколько раз в неделю ходят на танцы и в рестораны выделывать на глазах у публики свои маленькие ритуальные, механические па...
К тому же надо как-то убивать время. Они молоды, хорошо сложены, им ещё лет на тридцать этого хватит. Вот они и не торопят события, они оттягивают их, и они правы. После того как они переспят друг с другом, им придётся найти что-нибудь другое, чтобы замаскировать чудовищную бессмыслицу своего существования. И однако... так ли уж необходимо себя морочить?

Пока что играет джаз; мелодии нет, просто ноты, мириады крохотных толчков. Они не знают отдыха, неумолимая закономерность вызывает их к жизни и истребляет, не давая им времени оглянуться, пожить для себя. Они бегут, толкутся, мимоходом наносят мне короткий удар и гибнут. Мне хотелось бы их удержать, но я знаю: если мне удастся остановить одну из этих нот, у меня в руках окажется всего лишь вульгарный, немощный звук. Я должен примириться с их смертью - более того, я должен её ЖЕЛАТЬ: я почти не знаю других таких пронзительных и сильных ощущений.

Может, собственное лицо понять невозможно. А может, это оттого, что я один? Люди, общающиеся с другими людьми, привыкают видеть себя в зеркале глазами своих друзей. У меня нет друзей - может быть, поэтому моя плоть так оголена? Ни дать ни взять - ну да, ни дать ни взять, природа без человека.

Дневник, по-моему, тем и опасен: ты всё время начеку, всё преувеличиваешь и непрерывно насилуешь правду.

Она думает о своём горе понемножку, именно понемножку, капельку сегодня, капельку завтра, она извлекает из него барыш. В особенности на людях, потому что её жалеют, да к тому же ей отчасти приятно рассуждать о своей беде благоразумным тоном, словно давая советы.

Она расходует своё горе, как скупец. Должно быть, она так же скупа и в радостях. Интересно, не хочется ли ей порой избавиться от этой однообразной муки, от этого брюзжанья, которое возобновляется, едва она перестаёт напевать, не хочется ли ей однажды испытать страдание полной мерой, с головой уйти в отчаяние. Впрочем, для неё это невозможно - она зажата.

По-моему, мир только потому не меняется до неузнаваемости за одну ночь, что ему лень.

У меня самого никаких неприятностей - я богат как рантье, начальства у меня нет, жены и детей тоже; я существо - вот моя единственная неприятность. Но это неприятность столь расплывчатая, столь метафизически отвлечённая, что я её стыжусь.

Я говорю "я" - но понятие это утратило для меня смысл. Я настолько предан забвению, что мне трудно почувствовать самого себя. Реального во мне осталось только существование, и оно чувствует, что существует. Я долго, беззвучно зеваю. Никого. Антуан Рокантен не существует Ни-для-кого. Забавно. А что такое вообще Антуан Рокантен? Нечто абстрактное. Тусклое воспоминание обо мне мерцает в моём сознании. Антуан Рокантен... И вдруг "я" начинает тускнеть, всё больше и больше - кончено: оно угасло совсем.

Он считает, что не имеет никаких прав на других, а другие на него, и дары, которые ему подносит жизнь, не заслужены им, но зато безвозмездны. Он страстно увлекается всем и так же легко ко всему остывает.

Дождь перестал, тепло, по небу медленно плывут прекрасные чёрные картины - лучшей рамки для совершенного мгновения не придумать; чтобы этим картинам было где отразиться, Анни высекала из наших сердец крохотные тёмные родники. Но я не умею пользоваться подходящим случаем - пустой, безучастный, я бреду куда глаза глядят под пропадающим втуне небом.

Жан-Поль Сартр - известный французский философ, писатель и эссеист. Центральным понятием созданной им философской концепции была свобода, которую Сартр представлял как что-то, данное человеку раз и навсегда еще до окончательного формирования его сущности.

Лучшим литературным произведением Жана-Поля Сартра считается его дебютный роман «Тошнота», вышедший в 1938 году. В этом произведении поднимаются такие темы, как хаос, судьба и абсурд жизни человека. Помимо этого, в романе затрагивается значение свободы.

Цитаты Сартра из «Тошноты», а также философские высказывания из других романов и философских работ стали известными афоризмами. В 1964 году писатель был удостоен Нобелевской премии в области литературы, но отказался от нее по своим убеждениям.

Цитаты Сартра о свободе

Я сам своя свобода.

Французский философ воспринимает это понятие не как свободу, допускающую бездействие, а, скорее, как возможность выбора, которую никто не может отнять. Например, у узника всегда есть свобода в принятии одного из двух решений: смириться со своим заточением или же попытаться освободиться. К чему приведет тот или иной, зависит от дальнейших обстоятельств.

Человек обречен на свободу.

Идеи и цитаты Поля Сартра во многом неоднозначны и часто оспариваются критиками и другими писателями. Однако нельзя отрицать то, что этот философ - один из немногих деятелей, кто детально рассматривал сложную многогранную тему свободы в своем творчестве и старался дать ей четкое научное определение.

Жизнь до того, как мы ее проживем - ничто, но ее смысл зависит от вас.

Эта цитата Сартра показывает его отношение к окружающему миру. Писатель считает, что ценность неодушевленным предметам придает именно человек посредством своей деятельности. Придавая им определенный смысл и значение, люди формируют себя как личности и создают свою собственную индивидуальность.

Жан-Поль Сартр о боге

Сартр известен как представитель атеистического экзистенциализма. Атеизм - полное отрицание существования каких-либо богов, а экзистенциализм - философское направление, главной темой которого является человеческая сущность. Существует лишь один способ понять экзистенциальную истину - нужно жить как индивидуальность, отдельная личность.

Человек проектирует себя сам и обречен на свободу и ответственность, которую уже не может перекладывать на бога.

Эта цитата Сартра объясняет всю суть данного течения: бог или какой-либо другой таинственный «создатель» не может определять человеческую сущность. Ведь люди проживают свою жизнь сами, лишь они ответственны за приобретенный ими опыт.

У человека в душе дыра размером с бога, и каждый заполняет ее, как может.

Жан-Поль Сартр отрицает всякое существование «творца» и его справедливость.

Право на любовь мы завоюем кровью.

Сартр был не только писателем и философом, но и драматургом. Его авторству принадлежат семь пьес. Это высказывание - из произведения «Дьявол и господь бог», созданной в 1951 году. Герои ищут ответ на такие вечные вопросы, как что есть добро и зло, что такое свобода и в чем она состоит.

Об одиночестве

Философ считал, что с темой свободы неразрывно связаны понятия одиночества и отчуждения. Именно эти вопросы рассматриваются в его самом известном романе «Тошнота». Название произведение было выбрано не просто так: тошнота - это то, что вызывают материальные предметы у отчужденного человека.

Таким человеком является главный герой романа Жан-Поля Сартра - Антуан Рокантен.

Люди. Людей надо любить. Люди достойны восхищения. Сейчас меня вырвет наизнанку.

Персонаж редко общается с окружающими и не может никому высказаться о своих тревогах. Однако Антуан не пытается найти подходящее себе общество, а, напротив, избегает его. В этой цитате Сартра из романа выражено все отношение главного героя к людям.

Когда живешь один, вообще забываешь, что значит рассказывать: правдоподобные истории исчезают вместе с друзьями.

Свобода становится для Антуана не благом, а тяжким наказанием. Но когда он выходит на городскую площадь и наблюдает за толпой людей, спешащих по своим делам, то глядит на нее, скорее, с жалостью.

Мои воспоминания - словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом: откроешь его, а там сухие листья.

Не только настоящее, но и прошлое не принимает Антуана. Несмотря на память, богатую воспоминаниями о различных путешествиях, прошлое для него умерло и разрушено.

Другие люди о Сартре

Энтузиазм его я всегда объяснял желанием пребывать в первой шеренге. Он ужасно боялся, что история может его выплюнуть, что он может потерять публику, потому что молодые пойдут в другом направлении.

Эта цитата - слова о Сартре, принадлежащие и философу из серии интервью Станислава Береся. Фраза звучит в главе «Страсть повествования».

В вышедшей позже дополненной версии книги, названной «Так говорил… Лем», также можно найти упоминание о Жан-Поле Сартре.

Посмотрите, сегодня от его наследия не осталось ничего, абсолютно.

Русский писатель-постмодернист Виктор Пелевин в своем сатирическом рассказе «Краткая история пэйнтбола в Москве», опубликованном в 1997 году, анализирует высказывание французского философа «Ад - это другие» (на французском цитата Сартра звучит как L"enfer, c"est les autres).