1569 год уния. Люблинская уния (1569 г.)

Новый этап союзных отношений ВКЛ и Польши начался с избрания в 1447 г. великим князем Андрея Казимира (сына Ягайлы и Софьи Гольшанской) на польский престол, вследствие чего он стал государем двух самостоятельных государств. Установившаяся персональная уния на протяжении многих десятилетий служила крепкой основой союза двух равноправных государств, каждое из которых имело обособленный государственный аппарат, самостоятельную судебную систему, отдельные финансы, законодательство и др. Персональная уния была прервана смертью Казимира в 1492., но затем она была возобновлена в 1501г., когда новый великий князь Александр был избран королем Польши. В последующем персональная уния была продолжена в ХVI в. при великих князьях Жигимонте (Сигизмунде) I и Жигимонте II Августе. При этом неоднократно велись переговоры о более тесном союзе обоих государств, но при условии сохранения равноправия и «братской любви». Расхождение представителей ВКЛ с польскими феодалами заключалось только в условиях унии. Так, в грамоте 1568 г. говорилось, что союз обоих государств должен быть основан на «милости, згоды братское, который бы был, однако и заровно во всем пожиточный обеюм тым панствам» (Любавский М.К. Литовско-русскийсейм. М., 1900. Приложение №70. С.208). Для решения этого вопроса предполагалось созвать общий сойм. Укрепление союза способствовало бы оказанию помощи ВКЛ со стороны Польши в Ливонской войне.

Жигимонт Август в инструкциях, разосланных в поветы ВКЛ с целью сбора шляхты на сойм, уверял, что результатом новой унии и будет помощь Польши в Ливонской войне. Стремясь рассеять опасения шляхты, в декабре 1568 г. Жигимонт Август выдал новую грамоту, в которой клятвенно обещался соблюдать права, интересы, территорию ВКЛ и не выдавать никаких грамот без согласия панов-рады. Заседания Люблинского сойма начались 10 января 1569 г. Польские феодалы, поддерживаемые Жигимонтом Августом, католическим духовенством, послами римской курии и германского императора Максимилиана, сразу же потребовали включения ВКЛ в состав Польши и подписания соответственно подготовленного ими документа безо всякого обсуждения. Представители ВКЛ, не добившись обсуждения вопроса и сохранения суверенитета Княжества, 1 марта 1569 г. покинули Люблин. Воспользовавшись тем, что феодалы ВКЛ не могли оказать сопротивления, т.к. в это время продолжалась тяжелая Ливонская война, Жигимонт Август 5 марта 1569 г. издал незаконный акт об отторжении от ВКЛ Подляшской земли (с городами Дрогичином, Мельником, Бельском и другими) и присоединении ее к Польше. Феодалам и должностным лицам Подляшья было приказано под страхом конфискации имущества принести присягу на верность Польше. Одновременно король обещал снять с них все тяготы и притеснения, если окажется, что они их терпят «по торговым сборам и платежам или от евреев, или как-нибудь иначе». Убедившись, что этот захватнический акт не получил надлежащего отпора ни со стороны феодалов ВКЛ, ни со стороны населения Подляшской земли, в значительной степени распропагандированного католическим духовенством, Жигимонт Август в таком же незаконном порядке постепенно присоединил к Польше Волынь, Подолье, Киевщину.

Отторжение от ВКЛ огромной территории привело к тому, что государство оказалось не в состоянии самостоятельно вести Ливонскую войну и вынуждено было в целях получения помощи от Польши 1 июля 1569 г. подписать акт унии на условиях, продиктованных польскими феодалами. Люблинская уния была оформлена в виде привилея-договора, скрепленного постановлением Люблинского сойма. Текст акта был изготовлен в двух экземплярах, один из них был скреплен печатями польских феодалов, а другой - печатями феодалов ВКЛ, после чего стороны обменялись этими актами. Эта процедура должна была скрыть насильственный, агрессивный и неравноправный характер унии, придав ей видимость добровольного соглашения сторон. В акте Люблинской унии говорилось, что «королевство Польское и Великое Княжество Литовское представляют собою уже одно нераздельное и неотделимое тело, а также не отдельную, а одну общую республику, которая соединилась и слилась в один народ из двух государств и народов» (Зельварович Л.М. Литовская метрика. Т.I СПб, 1883. С.55-57). Отмечалось, что в дальнейшем должны собираться только общие соймы и единая рада, существовать единая армия, единообразная монета и др., хотя говорилось, что международные договоры должны заключаться только с общего ведома и совета обоих государств и др. Однако дальнейший ход событий показал, что жизненные силы ВКЛ хотя и были подорваны, но не были уничтожены окончательно. Опасаясь народных восстаний в ВКЛ, и особенно массового перехода населения на сторону России, польские феодалы и руководство католической церкви вынуждены были согласиться на сохранение ВКЛ как самостоятельного государства. Юридическое закрепление самостоятельности и обособленности ВКЛ (без присоединенных к Польше территорий) было оформлено в Статуте 1588 г. и других законах. В XVII-XVIII вв. государственно-правовые связи ВКЛ с Польшей свидетельствуют, что их правовой характер на протяжении этого времени не претерпел коренных изменений. Вместе с тем насильственный процесс окатоличивания и ополячивания белорусов и украинцев постепенно охватывал все большие слои населения, что способствовало все большей зависимости ВКЛ от Польши.

В середине XVI в. межконфессионные отношения в государстве значительно обострились. В 1573 г. в Речи Посполитой был принят закон «О сохранении в мире всех граждан со стороны разного понимания и употребления службы христианской». Однако он не мог сдержать внутренних междоусобиц после усиления католической контрреформации и активизации влияния московского духовенства на внутренние дела Речи Посполитой, особенно после провозглашения в Москве собственного патриархата в 1589 г., который стремился распространить свое влияние на православную церковь в ВКЛ. Снова появилась идея объединения греко-православной и римско-католической церквей под властью Папы Римского, которую в декабре 1595 г. благословил Папа Римский Климент VII. В январе 1596 г. он подписал проект создания церковной унии, состоящий из 33 статей, в котором предусматривалось пользование униатским духовенством такими же правами, как и католическое, хотя униатские попы могли иметь свои семьи, а не хранить безбрачие, сохранение обрядов службы греко-православной церкви и др.

Митрополит Киевский с согласия короля Речи Посполитой объявил о созыве 6 октября 1596 г. в Бресте церковного собора для утверждения унии. В первый же день собора делегаты разделились на сторонников и противников унии, которые не могли прийти к какими-либо совместным решениям и параллельно создали два отдельных собора. 8 октября 1596 г. униатский собор торжественно объявил заключение Брестской церковной унии. Второй собор противников унии отказался от заключения унии. Униатский собор принял решение, в соответствии с которым священники, не принявшие унию, лишались своих церковных санов. Противники унии на своем соборе также символично лишили сана униатского митрополита и епископов. Оба собора обратились к верховной светской власти Речи Посполитой признать законность своих решений. Акт Брестской унии был утвержден универсалом короля Речи Посполитой и великого князь Жигимонт III Ваза.


  • Введение
    • Заключение
    • Библиография

Введение

Касаясь темы о западной части Украины в истории, следует понимать своеобразность развития этой части. Так как развитие этого края происходило немного под другим углом, в отличии от восточной (так как Украина большую часть времени была разделена и находилась в составе других держав). То отблески развития или нахождения Украины в составе разных княжеств дали о себе знать.

В том числе пребывание Украины в составе Польско-Литовского княжества, ознаменовало положение её в тот период.

1. Польско-Литовский период и Украина

Польско-Литовский период или эпоха начинается с двух разных стран таких как Литва и Польша. Это древняя история, которая включает непосредственно и историю Украины. Так как она имеет собой границу Польшу, то и история Украины была очень связана с этим государством. Но в истории существует разделение на эпохи и поэтому пребывание Украины под властью других княжеств знаменует и период в истории Украины.

После нападения кочевников в XIII-XIV, на Севере над Балтикой образовалась новая государственная организация - Литва. Которая объединяла не только свои земли, но и делала наступления на белорусские, а также на украинские земли.

В середине XIII, после того как образовалось Литовское государство, князь литовский Мендовг (1230г) занял Новгородок, что привело к столкновению с Даниилом Романовичем, но в 1254 году был заключён мир и они даже породнились: Мендовг отдал свою дочь за сына Даниила. Но междоусобная война привела Литву к распаду. И во второй раз объединил её в 1316 году Гедимин, получивши белорусские и украинские земли. Так начинался новый период в истории, который ознаменовал дальнейшее Украины, а также определял её положение на тот момент. Гедимин старался наладить отношения с князьями тех земель, которые взял, то есть для улучшения прочности своего государства. Он делал это через женитьбу своих детей с детьми князей. Также содействовал укреплению украинской культуры в Литве.

Так началась длительная история, которая через определённый период имела воздействие на Украину и которая направила ход украинской истории в тот период.

1.1 Заключение Люблинской унии в 1569 году

Соединение Литвы с Польшей в одно государство, состоявшееся на сейме в г. Люблине было вызвано из-за опасения польско-католической партии, что Литва, с прекращением в лице Сигизмунда-Августа литовско-польской династии Ягеллонов, отделится от Польши. Вопрос об унии обсуждался еще на варшавском сейме 1563-64 гг., на котором король отрекся от своих наследственных прав на Литовское государство в пользу польской короны; здесь же был издан "варшавский рецесс", послуживший основой последующих переговоров. Литовские магнаты были против унии, не желая утратить наследственных прав заседания в королевском совете и в то же время допустить распространение на земян и бояр прав польской шляхты; боялись они, кроме того, наплыва поляков. В 1565 г. глава литовской партии Николай Черный Радзивилл умер и литовская оппозиция ослабела. На 23 декабря 1568 г., после разных мелких сеймов, был созван большой, или вальный, сейм в Люблине, но литвины съезжались очень неохотно и медленно, и открытие сейма состоялось лишь 10 января 1569 г. Представители Литвы поставили свои условия: общий сейм для выбора короля на границе Литвы и Польши, коронование короля в Вильно литовской короной, созыв сеймов попеременно в Литве и Польше, назначение на должности в Литве лишь ее уроженцев. Эти условия вызвали сильные возражения с польской стороны, и ни одно из них не было принято. Польский проект унии был составлен еп. краковским Падневским. Его условия были: избрание и коронование в одной Польше, один вальный сейм, сенат, также монета. Это разногласие заставило литовских послов сначала заседать отдельно, а в конце февраля без всякого оповещения внезапно уехать из Люблина. Удаление их не имело желанного воздействия на короля и польских послов, которые прибегли теперь к мерам резким и незаконным: сейм (почти исключительно из поляков) решил отделить от Литвы Волынь и Полесье и "воссоединить" их с Польшей.

Несмотря на протесты литовских сенаторов и неудовольствие части населения, эта мера была приведена в исполнение и королевские универсалы угрозой отнятия поместий заставили сенаторов и послов этих земель вернуться в Люблин.5 апр. на сейм явилось литовское посольство, прося отмены универсалов, "отрезывавших у Литвы крылья", и снова указывая на ранее дарованные Литве привилегии; эти просьбы были отклонены, причем особенно усердно против них выступали послы вновь присоединенного Полесского воеводства, радовавшиеся приобретению "польских вольностей". В течение мая присягнули королю представители Волыни. Литовские послы тем временем снова вернулись на сейм, отвечали на требования польской стороны лишь мольбами и наконец 27 июня выразили согласие на все пункты предложенной с польской стороны унии, прося лишь о смягчении некоторых выражений.1 июля 1569 г. совершилась торжественная присяга обеих сторон; некоторые частные вопросы заняли еще около месяца, при чем много споров было из-за распределения. 12 августа сейм закончился. На нем в последний раз были городские представители (2 от Кракова); здесь же совершилось окончательное распадение сейма на две палаты - сенаторскую и посольскую; посольская или шляхетская демократия, с этого времени выступает с явными претензиями на преобладающее значение в государстве. "1 июля 1569 года в городе Люблине Актом Объединительного Сейма всех сословий Польской Короны и Великого княжества Литовского было провозглашено образование Речи Посполитой - федеративного государства "двух народов", которые сливались в "единое неразрывное тело".

1.2 Положение Украины в период унии

С утверждением Люблинской унии заканчивается литовско-русский период в истории Украины. Это немного иной период (как и все) дающий понимание тому что Украине необходимо иметь своё независимое существование и процветание государства, но к сожалению она не имела своего суверенного положения на тот момент.

Люблинская уния 1569 года стала для украинцев событием большого значения. Украинские земли в составе Польской короны имели такие административные единицы: воеводства Русское, Белжское, Подольское, Волынское, Братславское, Киевское, также Черниговское. В них действовал "Литовский статут" и был русский язык господствующим, но его вытесняли польская и латинская. В социальной структуре панов-магнатов было уровнено со шляхтой. Украинскую шляхту уровняли в правах с польской. Также с приходом польской шляхты происходят значительные перемены в религии, население старались направить принять католичество.

Но всё-таки с новыми польскими порядками улучшилось положение городского населения. А больше всего потерпело сельское население. Оно утратило право на землю, была увеличена панщина (в XVI веке на Волыни достигала трёх дней в неделю). Был ограничен переход от одного владельца к другому.

Наступление польского правительства и шляхты на украинские земли для окатоличевания, с одной стороны и социального порабощения, с другой, вызвало отпор украинского народа. А также против этого начало контрнаступление казачество. Но мало магнатов защищало свою веру, национальность и культуру. Все это дало свой толчок к тому чтобы бороться за независимость на протяжении многих лет. Эта борьба длилась очень длительное время и восходит ко временам Богдана Хмельницкого. Что говорит о том, как долго длилось управление княжества Литовского, и как долго народ хотел независимости своего государства.

Заключение

Итак, коснувшись темы о Люблинской Унии, сразу думаешь о том, что Украина была лишь только полем управления двух государств, которые вместе создали большое княжество. Ведь по большому счёту уния созданная между Польшей и Литвой была решением своих политических проблем, но никак Украина не входила в поле этих интересов.

То есть украинская жизнь строилась на польском образце и была ополячена. Это как бы полная перестройка сверху донизу, не оставлявшая камня на камне личной культуры и независимости. Полностью были отброшены все элементы украинские. Находясь в составе княжества, в Украине была изменена вся структура, как политическое, социальное так и религиозное положение. Украина была под властью, и она желала своего независимого положения, а также боролась за него очень длительное время, но никак не имела его до настоящего времени.

Библиография

1. Грушевский Михаил. Иллюстрированная история Украины. - К: МП "Левада", 1995. - 696с.: ил

2. Жуковский А., Субтельный О. Нарис истории Украины. -Л, 1992. - 230с.

Подобные документы

    Основные этапы экспансии литовцев на украинские земли. Процесс объединения литовских и польских феодалов в конце XIV века. Заключение Люблинской унии после разгрома Литвы Москвой. Украина под властью Речи Посполитой. Возникновение и эволюция казачества.

    контрольная работа , добавлен 06.03.2011

    Исторические и политические предпосылки обоснования и осуществления идеи церковной унии. Этапы ее заключения и распространения униатства на землях Речи Посполитой. Политические и идеологические позиции, которых придерживались противники Брестской унии.

    дипломная работа , добавлен 23.05.2014

    Усиление политико-социального и культурного влияния Польши на Беларусь в результате Люблинской унии 1569 г. Проблема противостояния католицизма и православия на территории государства. Идеологическое воздействие иезуитов на жизнь белорусского народа.

    реферат , добавлен 28.08.2011

    Изучение хода Северной Войны - длительной борьбы России со Швецией за побережье Балтийского моря. Подписание Брестской церковной унии как основного идеологического оружия экспансионистских устремлений польских феодалов в пределы Белоруссии и Украины.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2011

    Рассмотрение негативных последствий заключения Флорентийской унии 1493 года: раскол общества на два лагеря, запрет построения новых православных церковь в Вильно и Витебске, закрытие всех храмов в Польше, отбирание имений и лишение мест духовных лиц.

    реферат , добавлен 17.05.2010

    Захват западных и южных руских земель Литвой и Польшей. Люблинская уния, возникновение нового государства - Речи Посполитой. Предпосылки формирования белорусского и украинского народов. Этногенез восточных славян, особенности древнеславянских племен.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2010

    Изучение истории создания Речи Посполитой, правового и политического положения белорусских земель в ее составе. Внешняя политика государства, войны XVI-XVIII вв. Берестейская церковная уния 1596 г. Политический кризис Речи Посполитой и раздел территории.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2015

    Заключение мира между Юрием и Василием. Нападение Витовта, отпор населения псковского города. Объявление Василия великим князем. Захват власти Шемякой. Конец правления Василия Темного. Начало переговоров о мире под контролем советского правительства.

    контрольная работа , добавлен 18.08.2014

    Кодекс феодального права, действовавшего в Великом Княжестве Литовском. Свод законов, подготовленный комиссией под руководством канцлера Остафия Воловича и подканцлера Льва Сапеги. III Статут Великого Княжества Литовского и акт Люблинской унии.

    реферат , добавлен 26.04.2012

    Предпосылки освободительной войны украинского народа. Развитие казачества. Запорожские казаки как движущая сила освободительного движения. Положение казачьей республики, ее отношения с Польшей. Освободительная война украинского народа и ее результаты.

Причины унии

Великое княжество. Литовское постепенно приходило в упадок результате. Ливонской войны с. Московией (1558-1583 гг) оно оказалось на грани военной катастрофы и вынуждено было пойти на уступки. Польше, назойливых во добивалась присоединения. Литвыви.

Польша и. Литва объединились в одно государство, получившую название"Республика"(на польском языке -. Речь. Посполитая) с единым королем, сеймом, денежной системой, законами, католицизмом как государственной религией. Ли итовське княжество получило статус автономии. Все украинские земли, ранее принадлежавшие. Литве, переходили под власть непосредственно. Польшаедньо. Польщі.

Последствия. Люблинской унии

Украинские земли, в отличие от литовских, не обеспечили себе отдельный статус в политической, социально-правовой системе нового государства

o. На украинскую территорию распространялись через. Польшу новые формы социальной и правовой жизни, в том числе принципы корпоративной организации общества, шляхетской демократии, городского самоврядува. Ання тощ.

o. Общественная верхушка понесла ощутимый влияния католицизма и польской духовной культуры, следствием чего стала стремительная полонизация украинской шляхты

Вовлечение Украины в международную систему экономической жизни привело к окончательного закрепощения крестьян, постоянного роста эксплуатации подневольного населения, сосредоточения торговли в руках шляхт т.

Стремясь интенсифицировать сельское хозяйство и сориентировать его на потребности внешнего рынка, поляки образовывали собственные хозяйства, назывались фольварками (в переводе с немецкого - хутор, фер. РМА). Во поместья отводились лучшие земли, а их развитие обеспечивался за счет барщины - принудительной подневольного труда крестьян. Развертывание фильварковой системы уменьшило крестьянские наделы, привело д в увеличение барщины, примусов и потере крестьянами права переходду.

Православным украинских запрещалось занимать высшие государственные должности; в городах православные украинские отстранялись от участия в самоуправлении, украинский ремесленники и купцы оказались в менее выгодных условиях чем польские (большие налоги, запрет заниматься определенными ремеслами, ограничения торговли и тд.).

В учреждениях царила только польский язык и латынь (как язык образования, судопроизводства, делопроизводства)

Брестская церковная уния

В 1596 г в. Бресте была провозглашена церковная уния - объединение православной церкви с католической, в результате чего образовалась новая - униатская церковь (греко-католическая). Униатская церковь сохраняла славян. НСК язык и православные обряды, но признавала догматы католической церкви и переходила под власть. Папы римськогго.

Существование православной церкви в. Речи. Посполитой было запрещено

Против церковной унии выступили народные массы, часть знати во главе с князем. Василием. Константином. Острожским (1527-1608 гг), братства (общественные организации мещан, созданные для защиты православной пас ствия). Это заставило. Польшу в 1632 г вновь разрешить легальное существование православной церквейкви.

Братства

Значительный вклад в национально-культурную жизнь кон XVI - нач XVII в сделали братства. По структуре они напоминали городские цехи, имели уставы, в которых предусматривалось регулярное проведение собраний, выборность во старшины и принятия присяги. Существовали на членские взносы братьев и пожертвования. Братства основывали типографии, братские школы. Особенно известны. Успенское братство во. Львове (1585 г),. Киевское бого вленське братство (1615 г),. Луцкое. Чеснохрестский братство (1617 р (1617 р.).

Таким образом, с приходом. Польше было поставлено под сомнение формирования украинской как отдельной этнической общности. В Украине разворачивается освободительное движение против польской колониальной политики украинского зн нать теряет роль выразителя национальных интересов, роль ведущего слоя освободительного движения. Эти функции берет на себя казачество, уже в XVI в заявило о себе как о заметную социальную силсилу.

Люблинская уния 1569 г. и Украина

К середине XVI в. уния Польского королевства и Великого княжества Литовского так и оставалась персональной. Оба государства объединялись по существу только личностью совместного монарха. Великодержавные амбиции польской шляхты, добивавшейся более тесной унии с ВКЛ, формировались как идеологический вызов России. Демагогически утверждалось, что Киев должен принадлежать Короне, поскольку он является дозорной башней будто бы извечно польских земель – Волыни и Подолья.

Польша, превратившаяся благодаря выгодной внешнеторговой конъюнктуре в крупнейшего экспортера сельскохозяйственного сырья на европейский рынок, переживала экономический подъем. При помощи реальной унии с ВКЛ польская шляхта надеялась колонизовать новые земли, пригодные для сельскохозяйственного производства. Этим планам идеально отвечала Центральная Украина.

Одновременно набирали силу полонофильские настроения среди украинской шляхты. С середины XVI в. в международную торговлю, важной артерией которой была Висла, все более активно втягивалась Волынь. Поэтому и интересы Короны во всем, что касалось балтийской торговли, были близки и понятны волынским феодалам. Кроме того, население Волыни и Подляшья (1) надеялось, что полная уния положит конец постоянным приграничным конфликтам.

Домогательства польских феодалов становились все более реальными по мере углубления внутреннего кризиса в Литовско-Русском государстве. Литовские, белорусские и украинские шляхтичи с завистью смотрели на превращение Польши в шляхетскую республику с выборным королем, мечтали об избавлении от «наездов» магнатов, распространении подобного «шляхетского равенства» на себя и поэтому были потенциальными сторонниками реальной унии двух государств. Если шляхта ВКЛ должна была платить подати на содержание войска и отбывать военную службу в общешляхетском ополчении («посполитом рушении»), то в Польше преобладало наемное («квартяное») войско, содержание которого оплачивал король за счет четверти («кварты») доходов от королевских имений.

Позиции сторонников объединения с Польшей усилились в результате ряда неудач в Ливонской войне (1558–1583). С началом Ливонской войны обнажилась внутренняя слабость В.К.Л., его неспособность к борьбе даже за собственное существование. Реформы 1564–1566 гг. в интересах литовско-русской шляхты уже ничего не могли изменить. В Московском государстве в это время установилась деспотическая власть Ивана IV Грозного и белорусско-литовская знать оказалась «между молотом и наковальней». Присоединение к Москве грозило ей потерей политического влияния, а инкорпорация Польшей – утратой религиозной и национальной идентичности. Компромисса в подобной ситуации не существовало, потому что и Польша, и Москва оказывали серьезное давление на В.К.Л. В феврале 1563 г. московские войска взяли Полоцк, а польский король Сигизмунд II Август (2) настаивал на унии с Польшей. На протест властей Литовско-Русского государства Польша отвечала угрозой оставить их один на один с Грозным царём.

В оппозиции к реальной унии с Польшей находились литовско-русские магнаты. Большинство из них имело княжеское достоинство, а польское законодательство, начиная с Кошицкого привилея 1374 г. (3), запрещало раздавать лицам княжеского происхождения города и замки не только в собственность, но и во временное владение. Были и еще некоторые особенности польского государственного права, неприемлемые для литовско-русских, в частности украинских, магнатов. Сеймовая организация Великого княжества Литовского давала им двойное право участия в сеймах: во-первых, через земских послов, которых они выбирали совместно со шляхтой на поветовых сеймиках; во-вторых, на основе именных приглашений на сейм от великого князя. Объединение с Польшей могло лишить их личного участия в сеймах, т. к. в состав польского сейма входили только выборные земские послы. Наконец, объединение с Польшей разрушало политическую роль магнатов как советников великого князя, т. к. польский сенат складывался только из лиц, занимавших служебные должности. Таким образом, магнаты ВКЛ выступали против реальной унии с Польшей постольку, поскольку боялись ограничения своих прав, привилегий и земельных владений.

Впрочем, их оппозиционность оказалась не настолько мощной, чтобы не допустить осуществления унии. Ряд совместных польско-литовских сеймов 60-х гг. XVI в., созванных для обсуждения формы новой унии закончился безрезультатно. Наконец, в январе 1569 г. открылся сейм в Люблине. Магнаты ВКЛ несогласные с позицией польских послов, стали саботировать переговоры, а вскоре и вообще тайно покинули Люблин в надежде собрать шляхетское ополчение для борьбы со сторонниками унии. Однако такие крупнейшие западнорусские вельможи как, например князь Острожский, поддержали унию. Не проявила солидарность со своими князьями и литовско-русская шляхта.

В марте 1569 г. Сигизмунд II Август издал универсал о присоединении непосредственно к Короне Подляшья и Волыни, а в мае - Киевщины и Брацлавщины. Очень долго не являлись на сейм сенаторы и депутаты Волыни. Тогда король Сигизмунд II Август приступил к конфискации имений противников присоединения, и эта мера «вразумила» представителей Волыни. Чтобы задобрить шляхту этих земель ей были дарованы некоторые привилегии: продолжало действовать местное право (вторая редакция Литовского статута), сохранен в делопроизводстве местный язык (выработанная делопроизводственной практикой В.К.Л. макароническая белорусско-украинско-польская смесь). Шляхте «греческой веры», предоставлены одинаковые права с католиками, дано обещание назначать православных на все должности.

Характерно, что в сеймовых дебатах шляхта Волыни поддержала включение в состав Польши не только собственной земли, но и Киевщины, не желая, видимо, порывать извечных связей. В этих условиях перепуганные украинские магнаты вынуждены были вернуться на сейм. Киевский воевода князь Василий-Константин Острожский, волынский воевода князь Александр Чарторыйский, винницкий староста Богуш Корецкий присягнули на верность Короне, но в специальном заявлении оговорили лояльность королевской власти сохранением своих прав, земельных владений и защитой православной церкви.

1 июля 1569 г. была подписана Люблинская уния, которая юридически закрепила появление одной из крупнейших европейских держав – Речи Посполитой – с одним выборным правителем, который короновался в Кракове как польский король и великий князь литовский. Едиными для новообразованного государства были сейм и финансы. Предусматривалось, что договоры с другими странами должны заключаться от имени Речи Посполитой. Польская и литовская шляхта получили возможность владеть землями в любой части государства.

После Люблинской унии в составе Короны оказалась большая часть украинских земель. Они образовывали Русское (с центром во Львове), Волынское (с центром в Луцке), Подольское (с центром в Каменце-Подольском), Брацлавское и Киевское воеводства. Земли по среднему Бугу и верхней Припяти, составившие Брестское воеводство, остались в составе В.К.Л. (украинское Полесье). Часть украинских земель входила в состав Белзского воеводства. Вне границ Речи Посполитой оставались: Закарпатская Украина – в составе Венгрии, Северная Буковина – под властью Молдавии, Чернигово-Северщина – в составе России. Последнюю, тем не менее, коронная власть также считала исконно польской. Позже, в 1618 г., Чернигово-Северская земля перешла к Речи Посполитой.

Позитивные и негативные итоги Люблинской унии нельзя считать абсолютными. На первых порах в них объединялись элементы созидания и разрушения. Положительным моментом было воссоединение большей части украинских земель. Позитивным результатом унии стал и выход Украины на орбиту западноевропейской культуры, в частности, в сфере просвещения. Моделью практического компромисса между латинской школой и греко-славянскими образовательными канонами стала Острожская коллегия, основанная в 1576 г. Именно здесь впервые в учебную практику украинской школы были введены семь вольных искусств (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия).

Реализация минимальных узко-сословных требований украинской шляхты на Люблинском сейме фактически исчерпала ее политический потенциал. По мере того, как новый польский режим проникал вглубь украинских земель, усиливалось разрушительное наступление католической церкви, происходили ощутимые национальные и религиозные изменения. Высшие слои общества стремительно полонизировались. Одновременно усиливалось социальное, национальное, религиозное и культурное угнетение народных масс. По словам В.О. Ключевского «с этого момента в этих областях стала водворяться польская администрация на место туземной русской, действовавшей при литовских князьях. Польская шляхта начала приобретать земли в Юго-Западной Руси в водворяла здесь польское крепостное право. Дворянство Юго-Западной Руси, по примеру польских землевладельцев, поработив русское крестьянское население своих земель, постепенно отчуждалось от своего народа и ополячивалось, сближаясь с польской шляхтой и вместе с ее привилегиями усваивая ее нравы, язык и веру».

Присоединение Волынского, Брацлавского и Киевского воеводств к Польше ликвидировало таможенные заставы на всей длинной пограничной линии, которая отделяла до сих пор эти территории. В земледелии утверждалась трехпольная система. На вновь присоединенные земли начала распространяться фольварочно-барщинная система ведения хозяйства. Одновременное увеличение спроса на товарное сырье приводило к хищнической эксплуатации природных богатств. Еще ранее леса были в значительной степени уничтожены в Галичине и на Волыни. Теперь шляхта собиралась до лесных массивов Приднепровья.

Люблинский акт ликвидировал запрет на получение жителями Коронной Польши земель в Центральной Украине. Это вызвало колонизационную волну активного крестьянского элемента, а также мелкой польской и «заграничной» до этого галицкой шляхты. Плодороднейшие, но малонаселенные земли Киевщины и Брацлавщины, к тому же предоставленные вольному захвату («займанщине»), который совершенно игнорировал государственное тягло, поставили коронную власть перед необходимостью их раздачи магнатам, располагающим достаточными средствами, чтобы организовать здесь оборону и возродить хозяйство. В Киевском воеводстве обосновывались в первую очередь волынские князья, которые проникали сюда и до унии, - Острожские, Збаражские, Корецкие, Чарторыйские. Так, князья Вишневецкие, например, принудив наследников князей Глинских продать им свои права на земли по р. Суле, выпросили у короля подтверждение на «пустыню», которая тянулась от московской границы до Днепра. В Брацлавское воеводство устремились польские магнаты Потоцкие, Конецпольские и др. С начала XVII в. собственниками «пустыни Умань» стали магнаты Калиновские.

Таким образом, беглые крестьяне, хуторяне, вольные владельцы пасек, рыбных и звериных уходов вдруг оказывались на господской земле. Правда, магнаты, захватывая новые земли, не стремились сразу же начинать наступление на права местного населения. Наоборот, первоначально с целью привлечения в свои владения потенциальной рабочей силы они приступали к организации слобод – поселений, – жители которых на десятки лет освобождались от повинностей.

Превращение династической связи, заложенной Кревским актом 1385 г., в реальную федерацию имело огромное значение для судеб польского, литовского, белорусского и украинского народов. С заключением Люблинской унии 1569 г. закончилась литовско-русская эпоха в истории Украины.

После Люблинской унии 1569 г. польские феодалы стали добиваться пересмотра Литовского Статута 1566 г., чтобы согласовать его с польским законодательством. Но комиссия во главе со Львом Сапегой подготовила новую редакцию Статута вопреки Люблинской унии. Так, в нее были внесены статьи, обязывавшие великого князя не нарушать территориального единства ВКЛ и снова присоединить к нему отрезанные земли. Поэтому новая редакция Статута не рассматривалась единым польско-литовским сеймом, а была утверждена в 1588 г. польским королем Сигизмундом III, который таким образом стремился обеспечить себе поддержку феодалов ВКЛ. Статут 1588 г. был опубликован в Вильно в типографии Мамоничей на русском (старобелорусском) языке. Этот акт стал действующим правом не только на землях Великого княжества Литовского, но и в украинских провинциях, отошедших к Польше. Он, в частности, гарантировал украинскому народу возможность судиться по обычному праву в копных судах, требовал, чтобы судьи владели русским письмом.

"Лю́блинская у́́ния (польск. Unia lubelska) - государственный союз между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положивший начало единому федеративному государству, известному как Речь Посполитая. Акт унии был заключён 28 июня 1569 года и 1 июля этого года утверждён раздельно депутатами польского и литовского сеймов на общем сейме, созванном в Люблине. 4 июля уния была ратифицирована королём польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом.

Сейм начался в январе и продолжался с перерывами до августа из-за борьбы польской шляхты за доминирование, литовских вельмож - за сохранение самостоятельности. Королевству Польскому были переданы Волынь, Подолье, Подляшье и украинские земли, ранее принадлежавшие Великому княжеству Литовскому. Заключение унии объясняется необходимостью укрепления позиций Великого княжества Литовского в Ливонской войне."

От меня лично: Нам она важна, как одно из ключевых событий Украины.

Для тех, кому лень читать, поясняю. В результате Люблинской Унии Украина перешла под власть поляков из-под власти литвинов/беларусов. Это обусловило прекращение слияния предков украинцев и беларусов в один народ, полонизацию населения Украины, притеснение православной церкви (в остатке ВКЛ с этим боролись введением и расширением протестантства и униятства, которое является православием в подчинении Римского Папы), резкое ухудшение уровня жизни и свобод украинцев. На выходе резкий рост запорожского казачества и восстания. Также Украина потеряла остатки национальной знати, вошедшей в состав польской шляхты полностью, а не частично как в ВКЛ.
И еще: территория, отжатая поляками у литвинов/беларусов это Украина без Галиции и Новороссии.