Албания и сербия конфликт. Война в Косово: причины

Истоки косовской проблемы уходят в глубь истории Балкан на несколько столетий. И с каждым поворотом колеса истории косовский вопрос получал новое содержание.

Окончательно этническое равновесие в Косово и Метохии нарушилось в период с 1878 по 1912 год, когда край покинуло около полумиллиона сербов. Интересно, что в то время Албании как государства не существовало. Она была образована на основе решения Лондонской конференции 28 ноября 1912 года, а в 1913 официально приобрела независимость. Уже в то время Албания предъявляла претензии к Сербии на часть территорий, преимущественно населенных албанцами.

После окончания балканских войн 1912 - 1913 гг. Косово так и осталось в составе Сербии, а после первой мировой войны - в составе Югославии. В это же время появились нелегальный ирредентистский «Косовский комитет», позже «Революционное движение за объединение албанцев» и другие албанские организации, находившиеся не только в Косово, но и по всему миру: («Союз косоваров» (Рим, позже - Турция), «Призренская лига» (Нью-Йорк, филиалы в Турции, Австралии, Канаде, Франции, Бельгии, ФРГ). Эти организации ставили своей задачей подготовку условий для воссоединения с Албанией.

Во время Второй мировой войны почти вся территория Косово вошла в оккупационную зону Италии, позже Германия заявила о создании «Великой Албании». Это привело к тому, что на территории края антифашистское движение было слабее, чем в других районах Югославии. Зато созданные албанские военные формирования (Косовский полк, дивизия СС «Скандер бей») активно терроризировали неалбанское население. И если практически вся территория Югославии была освобождена партизанскими отрядами и собственными вооруженными силами, то в Косово албанские формирования оказывали сопротивление, воюя на стороне фашисткой Германии.

После второй мировой войны Косово получило статус национальной области в составе Сербии, но уже в 1963 г. становится автономным краем. Конституция 1974 г. наделила край такими широкими полномочиями, что он фактически стал самостоятельным субъектом федерации (конституционные изменения означали бюрократическую децентрализацию, проведенную в пользу новых лояльных политических руководств, с восстановлением однопартийной системы на уровне республик и краев и лишением союзных органов властных полномочий Югославия превратилась в своеобразную конфедерацию из восьми государств). Представители Косово были членами Президиума СФРЮ, в который входили представители всех республик. Среди прав и обязанностей этого государственного образования были и такие, которые позволяли блокировать решения органов власти республиканского уровня. Руководство Косово со своей стороны могло не считаться с мнением Сербии, подчиняясь республиканским органам только, когда считало выгодным для себя. Автономный край обладал равными правами с республиками кроме одного, самого важного, - невозможностью отделения от Сербии.

По Конституции социалистической Югославии 1974 г. Косово, формально оставаясь автономией в составе Сербии, фактически получило статус федеральной единицы и неограниченную самостоятельность во внутренних делах. Была принята программа ускоренного социально-экономического развития края и создан федеральный фонд для ее финансирования, открыта Косовская Академия наук и искусств, университет в Приштине. По доле студентов к общему числу населения Косово превосходило остальные регионы страны, албанский язык был уравнен с языками других югославских народов. Этому способствовало и тесная связь с албанской школьной системой, между краем и Албанией шел интенсивный обмен учителями и профессорами. По уровню доходов и ВВП на душу населения Косово, сильно отставая от среднеюгославских показателей, значительно превосходило Албанию. Однако большой прирост населения (первое место в Югославии) «съедал» все капиталовложения Сербии, поэтому по экономическому развитию в стране край занимал последнее место. Занимая небольшую площадь, Косово обладает солидными запасами полезных ископаемых, наиболее ценные из которых: висмут, свинцово-цинковые руды и уголь.

Численность албанцев в крае до сих пор установить тяжело, так как они отказываются в переписи населения, но в любом случае большую часть населения составляют албанцы (по последним данным около 917 тыс. (66%)), сербов и черногорцев менее 250 тыс., около 100 тыс. цыган, остальные турки и румыны.

В СФРЮ националистическая деятельность в Косово началась сразу после войны и не прекращалась ни на день. В 1956 г. Служба безопасности вскрыла несколько диверсионных групп, заброшенных из Албании для создания нелегальных националистических организаций. Конечной целью была подготовка восстания, отделение от Сербии и присоединение к Албании.

Поставленные задачи осуществлялись сепаратистами поэтапно на протяжении 60-х - 70-х гг., все выступления тщательно планировались и не менее тщательно готовились. А в 1981 г. в Косово вспыхнуло восстание, на целое десятилетие определив развитие ситуации в крае. Требование у восставших было одно - предоставление Косово статуса союзной республики. Все, что предполагал такой статус, край фактически уже имел, поэтому истинная цель акции - очередной шаг к полной независимости. «Уличная» борьба сопровождалось саботажем на предприятиях, распространением листовок, активизацией деятельности по превращению Косово в «этнически чистый» край. Националисты использовали любые методы, вплоть до угроз физического истребления в адрес сербов, черногорцев и миролюбивых албанцев, оскверняли православные кладбища, церкви, насиловали и убивали детей, поджигали дома, уничтожали скот, занимали чужую землю, ограничивали свободу передвижения. На протяжении 10 лет здесь царил албанский террор. Албанский национализм практически неограниченно использовал все краевые структуры власти - милицию, суды, систему школьного и университетского образования, Академию наук, писательскую организацию. Рупором идеи национального обособления края стал Союз писателей Косово, возглавлявшийся с 1988 г. И. Руговой. Непрекращающийся процесс выселения из края жителей сербской и черногорской национальностей стал важнейшим индикатором кризиса.

Руководство Сербии в 80-е гг. использовало разные методы урегулирования ситуации. Введения военного положения и комендантского часа сменялись периодами разработки новых программ решения «проблем Косово», которые включали экономические (преодоление замкнутости края, изменение экономической структуры, укрепление материальной основы самоуправления) и политические (попытки формирования единства на классовых, а не на национальных основах) меры. Однако достичь хоть каких-то результатов так и не удалось.

Безрезультатный поиск выхода из кризиса привел руководство, Сербии к убеждению, что только централизация власти и упразднение ряда полномочий краевой власти сможет нормализовать ситуацию. Поэтому в Сербии развернулась кампания за правовое территориальное и административное единство республики, за сокращение прав автономных краев.

Угроза распрощаться с мечтами о республике вывела на улицы Приштины в январе 1990 г. 40 тыс. албанцев. Они представляли реальную угрозу стабильности Сербии и СФРЮ как раз в то время, когда безрезультатные споры о будущем федерации позволили Словении и Хорватии, а затем Боснии и Герцеговине открыто говорить о независимости. Введенные в военные подразделения и полиция силой пытались удержать порядок в городах Косово. Это повлекло за собой столкновения и жертвы. Албанские делегаты Скупщины провозгласили Косово республикой. В ответ Скупщина Сербии распустила Скупщину Косово, обосновывая это решение царящими в крае беззаконием и нарушением порядка, но последующие события показали, что эти меры лишь усугубили ситуацию.

В условиях растущего национализма и стремления к отделению во всех республиках, Сербия боялась потерять и Косово, поэтому пошла на ограничение (но не ликвидацию) автономии края. Принятая в Сербии в октябре 1990 г. Конституция свела правовой статус края к территориальной и культурной автономии, лишив его всех элементов государственности. В знак протеста албанцы начали кампанию гражданского неповиновения. Распущенный парламент на тайном заседании решил создать «параллельные структуры власти» - подпольные парламент и правительство. Албанские учителя отказались следовать новой школьной программе и начали учить детей по албанским программам. В результате край разделился на два параллельных общества - албанское и сербское. Каждое имело свою власть, свою экономику, свое просвещение и культуру. В официальной экономике доминировали албанцы, используя частные фирмы и частный капитал. В политической структуре были представлены исключительно сербы, поскольку албанцы бойкотировали выборы.

В 1989 г. у Косово были отобраны полномочия федеральной единицы, а в 1990 г. распущены органы власти автономии. Албанское население постоянно отказывалось участвовать в выборах республиканских, но принимало участие в нелегальных референдумах, которые неизменно заканчивались одобрением независимость края или устанавливали местные структуры власти, а 24 мая 1992 г. в Косово состоялись выборы президента и парламента, на которых победил И. Ругова и его партия - Демократическая лига Косово. Руководство Сербии объявило их незаконными.

Албанские сепаратисты за годы сопротивления сумели построить целую организационную систему, состоящую из военного и политического руководства; специальных мобильных террористических отрядов; резервистов, которых планируется активизировать в случае вооруженного восстания; службы разведки; пропагандистского аппарата; медицинских служб; системы банков; складов с боеприпасами и амуницией. У финансирования сепаратистского движения два источника: ежемесячные 3-процентные отчисления в специальный фонд всех работающих этнических албанцев и поступления от албанской диаспоры за рубежом, насчитывающей более 400 тысяч человек. Дополнительным источником финансирования сепаратистов явились как это ни странно помощь других государств. Албанцы заказывали предметы «двойного» назначения (палатки, продукты питания, медикаменты и др.): с одной стороны они предназначались для беженцев края, но чаще попадали в лагеря сепаратистов. Есть данные о том, что к созданию так называемой Освободительной армии Косова приложили руку спецслужбы США И ФРГ.

ОАК чрезвычайно активно использовала возможности мировой компьютерной сети для решения своих задач. Многочисленные, хорошо скоординированные и организованные акции протеста, проводимые албанской диаспорой во многих странах мира (особенно в Западной Европе), координировались по Сети. Она была источником директивных указаний, воззваний, конкретных лозунгов и тактики действий, которые в зависимости от обстановки менялись в считанные часы. Это сыграло немаловажную роль для формирования отношения мирового сообщества к албанцам Косова.

Ситуация в крае резко обострилась весной 1996 года, когда албанские боевики начали нападать на полицейских, а власти ответили массовыми арестами. Запад объявил сербские власти в нарушении прав человека, в насилии и даже пытках арестованных. Однако побывавшая в Косово в ноябре 1996 года комиссия ООН, не смогла подтвердить эту информацию.

В сепаратистском движении в Косово, радикализация которого началась в 1998 г., можно отметить три течения.

Первое - политическое, действующее через Демократическую лигу Косово во главе с Ибрагимом Руговой (он выступает за получение независимости Косово политическими средствами).

Второе связано с деятельностью «правительства в подполье» и именем Буяра Букоши. Штаб-квартира правительства - г. Ульм (Германия). Букоши имеет большое влияние на албанцев, находящихся на работе или в эмиграции за пределами Косово. Через его руки проходят деньги, которые попадают в Косово из-за границы. Известно, что албанцы занимают огромные сектора в сфере обслуживания во многих странах Европы, выполняя вроде бы и незаметную, но большую работу, и зарабатывают на этом огромные деньги.

Третье - экстремистское, действующее террористическими методами в рамках Освободительной армии Косова. Цели экстремистского крыла сепаратистов заключались в том, чтобы: вызвать путем террористических, актов и провокаций войну в крае, расширить «свободную территорию», где действует ОАК, добиться признания своей борьбы как национально-освободительной и, наконец, отделившись от Югославии, объединить территории Косово, Черногории, Македонии, Санджака и другие земли, населенные албанцами. Политическое крыло ОАК представляет бывший председатель Комитета защиты прав косовских албанцев А. Демачи.

Осенью 1998 г. среди косовского руководства стал заметен раскол, обозначивший тенденцию усиления радикалов, готовых к военным действиям. Постепенно все более заметную роль начал играть премьер-министр непризнанной республики Букоши, обладающий влиянием на широкие массы косоваров. Он откровенно заявил, что выступает «за войну, а не за переговоры, которые означают капитуляцию».

ОАК, прошедшая подготовку в албанских лагерях, спровоцировала начало новой фазы конфликта в начале 1998 г. - вооруженные столкновения с сербской полицией, взрывы в македонских городах Гостивар, Куманово и Прилеп, убийства мирных жителей. Среди использовавшихся террористами методов - убийства и выселение сербов; убийства и угрозы лояльным албанцам, которые не хотят воевать; блокада сербских сел; захват мирных жителей в заложники; нападение на посты милиции и армейские патрули. Большинство дорог в крае контролировали албанские военизированные патрули. Население края, не поддерживающее экстремистов, запугивалось и подвергалось насилию. Албанцы-католики уезжали из родных мест, чтобы избежать насильственного включения в отряды террористов.

Ответные меры полиции и армии были суровыми и вызвали новую волну сопротивления. Столкновения вооруженных албанцев с полицией весной 1998 г. напоминали боевые действия. ОАК пыталась расширить зону влияния, а правительственные армейские полразделения и полиция не только пытались помешать им в этом, но и активно разрушали опорные базы, склады оружия, продвигаясь к границе с Албанией. К октябрю 1998 г. Косово практически было свободно от формирований ОАК, оттесненных к албанской границе, но здесь вмешался Запад.

В сентябре 1998 года СБ ООН принял резолюцию, обязывающую сербов прекратить огонь и начать переговоры с албанской стороной. В резолюции упоминалось и необходимости принятия всех мер для прекращения конфликта, но жесткая позиция России в то время сдерживала НАТО. В ответ правительство и Скупщина Сербии заявили о готовности к сотрудничеству с международными организациями и с албанцами, а также выдвинули ряд инициатив по политическому урегулированию. На переговоры не шли албанцы, выдвигавшие новые условия.

Проблема прав человека привлекала всегда повышенное внимание общественности, а их нарушение являлось поводом и для «демократических назиданий», и даже внешнего вмешательства. Однако никто на Западе не замечал, что нарушение прав албанцев начались только после их неконституционных действий и провокаций.

Упорно не замечая проблемы сербов в Хорватии, Боснии и Герцеговине, международные организации (ООН, ОБСЕ, Контактная группа) проявляли интерес к проблеме прав человека в Косово. Самую активную позицию заняло НАТО. Получив в предшествующие годы в Боснии и Герцеговине карт-бланш на самостоятельную деятельность, закрепившись на Балканах как на военном плацдарме, НАТО стремилось в Косово продемонстрировать свою решимость в новой роли миротворца. Участие НАТО в урегулировании конфликта на Балканах было связано с необходимостью адаптации альянса к новому мировому порядку.

Активизация НАТО в Европе была связана с еще одним моментом. Вашингтон доказывал своим европейским партнерам, что они не смогут решать сложные международные вопросы без США. После исчезновения двухполюсного мира США просто необходимо доказать всем, что роль мирового жандарма и защитника она никому не отдаст. Причем неважно, чьи права США защищает, свои или опять же свои, потому что в мире нет и не может быть, по их мнению, сфер, где не было бы интересов США. Эта же цель преследовалась Америкой и при создании Контактной группы, которое не было санкционировано ни одной международной организацией. Первоначально задуманная как рабочий орган подготовки документов для министров иностранных дел, она стала органом управления урегулированием кризиса на Балканах, начала принимать обязательные для исполнения решения, диктовать условия и выдвигать ультиматумы. Но главное - и об этом нельзя забывать - США нужно было закрепить свое присутствие, в том числе и военное, на Европейском континенте, которое после развала СССР уже нельзя было обосновывать привычной логикой вооруженного противостояния с «империей зла». Так возникла необходимость найти нового, пусть не столь опасного, но не менее хищного и кровожадного врага, которым и стал Милошевич.

Ситуацию накаляли средства массовой информации, которые всячески принижали роль Сербии как суверенного государства и показывали только бедственное положение албанцев, но никак не краевого меньшинства - сербов.

Международные организации не смущало то, что речь шла о суверенном государстве - Югославии, - которое противится внешнему вмешательству во внутренние дела. Арсенал средств, которыми они располагали, был опробован в Боснии и Герцеговине. Неизменными оставались и тезис о виновности лишь Белграда возникшей ситуации, и убежденность, что только военная сила может заставить руководство Сербии пойти на уступки.

Контактная группа стала угрожать Югославии бомбардировками, если она не прекратит боевые действия. Угрозы ударов с воздуха по Сербии выполнили роль ""дамоклова меча"", спасаясь от которого Милошевич подписал документ, предполагавший отвод сербских сил из края, размещение в крае наблюдателей ОБСЕ, установление режима воздушного контроля самолетов НАТО над территорией Косово, размещение «сил альянса в соседних странах в случае возникновения проблем». Примечательно, что обсуждение косовской проблемы в ОБСЕ происходило без представителей Югославии, которая была временно исключена из этой организации в период боснийской войны.

Россия решительно выступила против планов НАТО, заявив, что применение силы требует решения СБ ООН. Как известно правомерным применение вооруженной силы является только в двух случаях: при осуществлении права на самооборону и по решению СБ ООН против нарушителя мира и агрессора.

Понять истинные цели Запада, умело закамуфлированные под мирные инициативы, нетрудно. Ни одна международная организация не обратила внимания на тот факт, что албанцы более двадцати раз отказывались сесть за стол переговоров. В западных СМИ не делалось различий между албанцами-сепаратистами и лояльными гражданами. Запад грозил наказанием только одной стороне - Белграду. Размешенный на границе с Косово контингент НАТО в январе 1999 г. был значительно увеличен. К этому следует добавить, что сербские военные были выведены с территории края, а Запад не воспрепятствовал ОАК вновь занять большую часть территории. Боевики продолжали получать оружие и боеприпасы из Албании, считая американцев и НАТО если не явными, то, по крайней мере, тайными союзниками. Участились нападения на сербских полицейских, убийства мирных жителей, захват заложников, открытые провокации.

Готовя мирную конференцию в Рамбуйе, Контактная группа использовала сценарий Дейтона: изоляция делегации, жесткие ультимативные требования, угрозы Белграду в случае отказа подписать подготовленный проект, но что-то не сработало в продуманном плане. Может, сказалось то, что единство в Контактной группе впервые было нарушено, когда Россия не поддержала идею отправить «миссию НАТО» в Косово. Несмотря на то, что США опекали албанскую делегацию, та не пошла ни на какие уступки, требуя ввода войск НАТО и гарантий независимости по окончании трехлетнего периода. Югославская делегация объявила о готовности подписать политический договор, но была категорически против ввода войск НАТО на территорию края, ссылаясь на свои права суверенного государства.

НАТИО никак не могло придать законную форму «вооруженной операции». «Военное приложение» к договору было засекречено и появилось неожиданно уже в Рамбуйе. В частности в этом приложении под пунктами №2 и 7 говорилось вводе войск НАТО на территорию Косово после подписания договора. И сербская дипломатия искусно использовала этот факт, отказываясь рассматривать документ, который не обсуждался Контактной группой. В письме представителя МИД РФ на этих переговорах подчеркивалось, что «Россия не присоединяется к Приложениям 2 и 7». Позднее свою позицию Россия подтвердила отказавшись заверять своей подписью документ о характере международного присутствия в Косово, поскольку в Контактной группе военно-полицейские приложения не обсуждались.

События в Косово приняли неожиданный оборот, когда 15 января 1999 г. в селе Рачак на юге Косово было обнаружено 40 трупов ""мирных албанцев"", что стало формальным поводом для натовской агрессии, т.к. дало основание говорить о том, что «политический диалог в Косово достиг мертвой точки». Виновными оказались сербские полицейские. Хотя эксперты Белоруссии и Финляндии, осмотревшие убитых заявили, что тела были привезены из других мест, а наличие пороха на пальцах свидетельствовало о том, что они скорее всего держали оружие в руках. Это было доказано только 24 марта 2000 г. в Берлине. Но НАТО как раз и ждало такого момента и заявила о начале бомбардировок. Отсутствие жесткой позиции российской дипломатии не позволило предотвратить их начало. Тем не менее, у Запада вызвал шок знаменитый разворот самолета Председателя Правительства РФ Е. М. Примакова над Атлантикой 24 марта 1999 года в ответ на начавшиеся бомбардировки НАТО. Бомбардировки вызвали в России массовые протесты населения страны. Осуждение действий НАТО с российской стороны оказалось неожиданным для Альянса, и это предотвратило развитие событий вокруг Югославии по более жесткому сценарию.

На заседании СБ ОНН Россия, Китай и Намибия осудили бомбардировки НАТО, их поддержали Белоруссия и Индия (не члены СБ).

Соседние страны с Югославией дали согласие на использование своих воздушных пространств и взлетных полос. Кроме того, блокаду Югославии организовали не только с суши и воздуха, но и с моря. Вдоль береговой линии СФРЮ постоянно курсировали корабли ВМС различных стран. Россия сначала хотела отправить в Средиземное море группу кораблей Черноморского флота, что имело бы огромное политическое и практическое значение, но в итоге ограничилась только посылкой разведывательного корабля «Лиман». С 1 мая 1999г. было введено торговое эмбарго против СРЮ с целью прекратить поставку нефти в республику из соседних стран.

9 мая югославское руководство приняло решение о начале вывода из Косово частей и подразделений вооруженных сил и полиции СРЮ. Несмотря на это, НАТО продолжала бомбардировки. Это привело к тому, что Косово покинули сотни тысяч сербов. И эта гуманитарная катастрофа была более серьезной, чем в Хорватии.

Авиации НАТО так и не удалось достичь поставленных задач. В Косово американские пилоты столкнулись с неуловимым врагом. Сербы научились хорошо укрывать свое вооружение, и натовские бомбардировщики били по тем объектам, которые были им доступны, а не по тем, которые нужно было уничтожить. Как считают независимые американские эксперты, несмотря на пять недель бомбардировок, Белграду удалось сохранить 80 - 90 % танков, 75 % наиболее совершенных зенитных ракет и 60 % истребителей МиГ, а численность сербских сухопутных сил, составлявшая в Косово на начало операции НАТО 40 тыс. человек, не только не уменьшилась, но, возможно, возросла. Самолеты НАТО, оснащенные ВТО, не смогли уничтожить 80 % складов боеприпасов и армейских казарм в Югославии.

Только 10 июня 1999 года руководство НАТО приняло решение о прекращении воздушных операций против СРЮ. СБ ООН постановил разместить в Косово миротворческий контингент с целью решения конфликта мирным путем. В ходе 78-дневной агрессии против Югославии НАТО потеряла 61 самолет, 7 вертолетов, 30 БЛА и 238 ракет.

Решение проблем Косово и Метохии было возложено на ООН. В соответствии с резолюцией СБ ООН в крае разместился международный контингент безопасности, включая представителей России и нейтральных государств.

Продолжавшаяся 78 дней воздушная операция НАТО явилась беспрецедентной по своей сути агрессией группы стран против суверенного государства. Со времен окончания Второй мировой войны Европа еще не знала столь продолжительных и напряженных боевых действий, ведущихся на континенте.

С момента развертывания международных сил безопасности (КФОР) и миссии ООН число террористических актов в Косово не уменьшилось, а наоборот увеличилось. И в основном направлены они были в первую очередь против сербов. Были разрушены или сожжены тысячи домов, церкви и монастыри, большое число исторических памятников сербской культуры и истории.

Многие районы подверглись и до сих пор подвергаются «этнической чистке». Города Печ, Призрен, Приштина и Джаковица из многонациональных превратились в мононациональные, в Косовска-Митровица соотношение албанского и сербского населения в настоящее время 100/1. Теперь миротворцам приходиться защищать не албанцев, а сербское меньшинство, которое постоянно подвергается гонениям с албанской стороны.

Кстати Освободительная армия Косово так и не прекратила своего существования. Хотя она и была официально распущена, но в созданный «Корпус охраны Косово» - местную полицию попали в основном бойцы ОАК. И понятное дело, что они не могли, да и не хотели предотвращать террористические акты против сербов. Боевики ОАК свирепствуют уже не так, как сразу после «освобождения» края по данным ООН, тогда убивали 30-40 сербов в неделю. Тем не менее албанская пресса по-прежнему зовет к топору.

Цели у различных сторон, участвовавших в конфликте, были различны, но вот достигли ли их? Начнем с Сербии. Экономика страны разрушена, надо восстанавливать хозяйство. Однако вместо того, чтобы компенсировать разрушения, западные страны пытаются использовать экономическое восстановление страны политическим орудием. Выделение средств на восстановительные работы связывалось с уходом С. Милошевича с поста президента. Когда Милошевич ушел в отставку, его пост занял Коштуница, но даже это не помогло Сербии. За 120 миллионов долларов сербы сдали американцам Милошевича, но и этих денег так и не увидели. И все же экономика страны развивается хоть не быстро, но уверенно. Ущерб, нанесенный бомбардировками военным объектам, ничтожен, поэтому стране практически не надо тратиться на восстановление армии. Средства же на весьма выгодные с пропагандистской точки зрения работы по восстановлению народного хозяйства нашлись: власти ввели специальные налоги, а также смогли принудить ряд компаний вести по льготным расценкам, а то и вовсе предоставлять рабочую силу бесплатно. Речь, конечно же, не идет о том, что Сербия процветает, там все плохо, но не так как ожидалось. Югославия как страна перестала существовать - Черногория заявила о выходе из ее состава. Так что теперь политическая карта Южной Европы поменялась полностью.

США практически не получили того, что хотели: Милошевич до недавнего времени оставался главой Сербии, Косово так и не получило статуса республики, а введенные на ее территорию миротворческие силы с натугой справляются со своими обязанностями. Единственное, кого победили США, так это Западную Европу. Втянув НАТО в конфликт на Балканах, США тем самым втянули все страны, в него входящие. Многие из эти стран, возможно, никогда бы и не пошли на такое. Европейцы очень успешно помогли США в очередной раз закабалить себя. Но американцы не были бы американцами. Если бы не смогли извлечь из кризиса экономическую выгоду. За время войны вырос курс американских компаний, а доллар обошел евро. Война в Югославии - реклама американского оружия. И военные заводы страны уже получают миллиардные заказы, что опять ведет к колоссальной прибыли. Тем не менее, США не смогло перетянуть весь мир на свою сторону, многие государства от самых маленьких до больших осудили агрессию.

В интересное положение попала Россия. Распад Советского Союза привел к распаду всей социалистической системы. И заставил искать новое положение в политическом мире, а это сделать очень нелегко. Многие страны просто игнорировали Россию при решении любых мировых вопросов. Авторитет страны стал подниматься, когда Россия чуть ли не единственная выступила против бомбардировок сначала Ирака, а за тем и Югославии. И своей активностью практически всегда сажала стороны за стол переговоров. Но гораздо чаще России приходилось поддерживать западные страны вопреки своих международных интересов.

Вступление в должность министра иностранных дел И. Иванова совпало с обострением ситуации в крае. Продолжив курс на отстаивание территориальной целостности Югославии, он выступил категорически против применения силы в урегулировании проблемы края. Решительная позиция, занятая Россией в вопросе Косово, смогла предотвратить в октябре 1998 г. военное вмешательство НАТО и осуществление «боснийского варианта» для косовской автономии. Помешав нанесению воздушных ударов, Россия неожиданно для Запада в условиях тяжелейшего экономического кризиса нарушила естественный ритм систематического и беспрепятственного наступления НАТО на Балканы и далее на восток. Однако слабость и политическая нестабильность России - угроза безопасности и стабильности в Европе.

Оценивать однозначно позицию России в переговорном процессе по проблемам Косово трудно. Она была скорее противоречивой и непоследовательной. Россия долго поддерживала применение «мер воздействия» на Югославию, полагая, что Белград «не может противостоять международным стандартам», отклонила просьбу Югославии рассмотреть в СБ угрозы НАТО нанести воздушные удары, долгое время не ставила вопрос о разоружении ОАК, не возражала против максимально широкого статуса автономии в рамках Югославии, а не, Сербии, что приближало Косово к созданию республики, но это закончилось, когда угроза бомбардировок Югославии стала реальностью. Россия осудила решение бомбардировать Сербию, и этот вопрос неоднократно поднимался в СБ российскими представителями.

Балканская война не только вскрыла все симптомы и проявления серьезного кризиса отношений между Западом и Россией, но во всей полноте показала комплекс растущих для нее угроз в политической, военной, экономической и социальной сферах. События в Югославии наоборот привлекли еще больше внимания к России, имевшей на протяжении всего конфликта свою точку зрения. Она иногда вопреки всем занимала противоположную сторону и завоевала на этом немалый авторитет. Поэтому урегулирование конфликта без России просто невозможно. С ней просто необходимо считаться, даже если это не нравится другим державам. Поэтому Югославия хотела видеть обязательно в числе 30 тысячного контингента миротворцев российских солдат, и бросок русский десантников в аэропорт Слатина на всегда войдет в мировую историю, как пример готовности любым способом отстаивать свои международные интересы. Именно военные поддержали и даже приподняли авторитет России, сделав то, чего не могли сотворить политики. Сербы понимают, что позиция России постоянно сдерживала натиск натовских сил и не позволила просто уничтожить это государство. Югославия понимала, на что шла, когда призывала Россию принять ее в союз России и Белоруссии. Конечно, этого не могло случиться, но одно это заявление стоило многого, заставив страны Североатлантического альянса пересмотреть многие вопросы, касающиеся позиции России в разрешении многочисленных мировых конфликтов. Ведь как бы то ни было, сербы больше бы желали видеть у себя русских, чем натовских солдат. Отношение к нашим миротворцам куда более благожелательно, нежели к американцам, англичанам, немцам и др. Разве такое может быть, если страну эту не уважают. Наверное, нет, а значит, силу свою Россия не потеряла. Мировое сообщество (читай - организаторы интервенции) все более желало суда над руководством Югославии.

В январе 2002 года начал работу Международный Трибунал по Югославии, обвиняемый - С. Милошевич. Ему вменяются многие преступления, и предъявляются различные обвинения вплоть до преступления против человечества. Но неожиданно Милошевич (юрист по образованию) отказался от адвокатов и взял защиту в свои руки. Факты, приведенные им в своей речи, заставили многих по-иному взглянуть на балканский кризис. Многие страны были против защитного слова Милошевича, и им было чего опасаться. Приведенные экс-президентом примеры ярко свидетельствуют обо всех несчастьях, которые обрушились на его государство. Документы свидетельствуют, что применения силы на Балканах можно было избежать, но Запад не захотел этого делать, а использование различных запрещенных видов оружия и боеприпасов на территории бывшей Югославии идет в разрез со всеми известными мировыми конвенциями. Бесспорно, политика Милошевича также явилась поводом к развалу Югославии и тем драматическим событиям, происходившим там в течение девяностых годов, но не меньшая вина лежит на всех участниках этого огромного по своим масштабам конфликта.

История конфликта в Косово.

Конфликт в Косово берет свое начало после окончания Второй Мировой войны. По итогам Косово вошло в состав Югославии, что не устраивало албанцев. Они были обязаны жить в одной стране со своими давними врагами сербами. Конфликт строился на различиях в вероисповедании, так как албанцы исповедуют ислам, а сербы – православие.

В 1974 году Косово становится автономным. В 1980 году умирает президент Югославии Иосип Броз Тито, и албанцы требуют отделения от Югославии и признания их независимыми, в регионе начинаются беспорядки. По решению властей, требование не удовлетворяют и лишают Косово статуса автономии. В июле 1989 года органы власти Косово отзываются, и назначается дирекция для управления краем. Сербия присылает собственные войска и заменяет полностью органы местного правопорядка. В свою очередь, албанцы намеренно выбирают нового президента и формируют новое правительство и парламент, выдвигают требования получения полной независимости Косово. 1996 год – дата создания Армии освобождения Косово (АОК), неотъемлемого элемента косовского конфликта.

Считается, что война в этом регионе началась 28 февраля 1998 года. Именно тогда, АОК объявляет о начале военных действий за освобождение родного края. Первыми жертвами были югославские полицейские, на них нападения происходили чаще всего. Сербские власти принимают решение ввода войск на территорию Косово, вследствие чего было убито примерно 80 мирных жителей. Эта ситуация была жестко раскритикована мировым сообществом, и осенью того же года ООН издает призыв к властям Белграда о прекращении военных действий на территории края. К концу 1998 года жители Косово покидают свои дома, для спасения собственных жизней, страна сталкивается с огромным потоком беженцев.

НАТО принимает решение о бомбардировках территории Югославии, чтобы таким образом пригрозить правительству Белграда.15 октября 1998 г. заключается мирный договор между Белградом и АОК о прекращении огня. С 1999 г. соглашение не исполняется и военные действия против мирного населения возобновляются.

Международные представители решают вмешаться в конфликт после инцидента в Рачаке, где было убито 45 человек из местных жителей. В феврале проходит встреча двух сторон при участии представителей США и России. В ходе переговоров, американское правительство требует немедленного прекращения огня, и просят Сербию вывести свою армию с территории Косово. Россия встает на сторону Белграда и говорит о необходимости сохранения целостности страны. Сербские власти отказываются выводить свои войска из Косово, и в марте 1999 г. НАТО начинает бомбардировку Югославии. Совершается примерно 3500 авианалетов. От этих нападений погибает 2000 жителей, еще большая часть тяжело ранены, многие становятся инвалидами. Войска НАТО разрушают инфраструктуру Сербии. До сегодняшнего дня многие промышленные производства Сербии так и не были восстановлены. Слободан Милошевич в июне 1999 г. соглашается отступить с территории региона, чтобы прекратить нападения на страну со стороны западных властей.
11 июня 1999 года в Косово входят миротворческие войска НАТО и России, для того чтобы договориться с албанцами о прекращении боевых действий. С этого момента крупные бои в Косово не проводились, но мелкие конфликты время от времени возгорались.

Через два года в Косово избирается новый президент, который заявляет о независимости региона. Власти Югославии не признают суверенитет края и решают продолжить борьбу за территорию, унося жизни мирных людей. После предложения ООН продолжить переговоры, противники решают обсудить ситуацию в октябре 2003 года. Никаких изменений эта встреча не принесла. Борьба продолжалась до 2008 г., до того момента как власти Сербии признали независимость территории Косово и Метохии. На тот момент уже не существовало Югославии. До сих пор ситуация в Косово считается нестабильной, время от времени в этом регионе возникают конфликты на почве этнической и религиозной нетерпимости. Вопрос о том, кто виноват в такой кровопролитной войне, открыт и по сей день.

Косово - согласно юрисдикции властей, фактически контролирующих большую часть региона - Республика Косово, согласно юрисдикции Сербии - Автономный край Косово и Метохия в составе Сербии.

В настоящее время край населен преимущественно албанцами (свыше 90 %). Из двухмиллионного населения Косово сербы составляют около 100 тыс. (6%) с национальным центром в Косовской Митровице.

В средневековый период на территории Косово и Метохии сложилось ядро средневекового сербского государства, а начиная с XIV века и вплоть до 1767 года здесь же располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ). Поэтому притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права.

Исторически албанцы давно проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала XX века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово. Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило свою собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах.

Однако в конце 1980-х годов итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного статуса Косово. Был принят новый основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена лишь территориальная и культурная автономия.

Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную "Республику Косово", избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана "Освободительная армия Косово" (ОАК).

В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. 9 сентября 1998 года Совет НАТО утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт. 24 марта 1999 года без санкции ООН началась военная операция НАТО под названием "Союзническая сила". Массированным бомбардировкам были подвергнуты югославские города и военные объекты.

Начиная с 1999 года на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами край покинуло более 200 тысяч этнических сербов.

В результате сербское правительство было вынуждено согласиться на ввод в Косово военного контингента НАТО KFOR и переход края под управление ООН. В соответствии с резолюцией №1244 СБ ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе была закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тыс. военнослужащих.

24 октября 2005 года Совет Безопасности ООН в форме заявления его председателя дал «зеленый свет» процессу определения будущего статуса Косово. Спецпосланником Генерального секретаря ООН по статусному процессу стал Мартти Ахтисаари (Финляндия). На состоявшемся в Вашингтоне 2 ноября 2005 года заседании Контактной группы (КГ) на уровне заместителей министров иностранных дел были утверждены «Руководящие принципы» по выработке будущего статуса Косово. В документе зафиксированы приоритет переговорного решения, руководящая роль Совета Безопасности ООН на всех этапах статусного процесса, рассмотрение всех статусных опций за исключением раздела Косово, а также возвращения ситуации в крае к периоду до 1999 года и объединения с другими территориями.

Одним из факторов, оказавшим влияние на выработку решения о статусе края, стала конституция Сербии, принятая в результате общенародного референдума 28-29 октября 2006 года. В ее преамбуле содержится положение о том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.

Россия поддерживала международные усилия, нацеленные на построение в Косово демократического мультиэтнического общества на основе резолюции №1244 СБ ООН. Россия активно участвовала в решении косовской проблемы в рамках Совета Безопасности ООН и Контактной группы (Россия, Великобритания, Германия, Италия, США, Франция). При этом российская сторона отстаивала приоритетность переговорного урегулирования, принципы универсальности и многовариантности решения вопроса о статусе Косово, отводя тезис о безальтернативности независимости края. Россия предложила выработать «дорожную карту», в рамках которой могли бы быть учтены обоснованные интересы сторон и приоритеты ведущих международных факторов косовского урегулирования, обозначены вехи движения сторон к согласию, в том числе на путях их евроинтеграционной перспективы. США считали, что единственный выход из тупика - «план Ахтисаари», предполагающий независимый статус края под международным контролем. Представители США и Европейского Союза заявляли, что переговоры исчерпали себя, и статус края будет определен в рамках ЕС и НАТО.

17 февраля 2008 года парламент Косово проголосовал за принятие декларации о независимости края.

Международный суд определил 17 апреля 2009 года в качестве крайнего срока представления любыми заинтересованными государствами письменных заявлений, содержащих информацию, имеющую отношение к одностороннему провозглашению независимости Косово.

Письменные заявления по данному вопросу представили в Международный суд тридцать пять государств : Чехия, Франция, Кипр, Китай, Швейцария, Румыния, Албания, Австрия, Египет, Германия, Словакия, Россия, Финляндия, Польша, Люксембург, Ливия, Великобритания, США, Сербия, Испания, Иран, Эстония, Норвегия, Нидерланды, Словения, Латвия, Япония, Бразилия, Ирландия, Дания, Аргентина, Азербайджан, Мальдивские Острова, Сьерра-Леоне и Боливия.

Россия представила суду свое мнение о том, что односторонний шаг косовских албанцев является нелегитимным и грубейшим образом нарушает нормы международного права .

Решение Международного суда не будет иметь обязывающего характера, но в Белграде полагают, что возможное вынесенное отрицательное заключение поможет санкционировать новые переговоры вокруг статуса косовской автономии .

В настоящее время ситуацию в крае формально контролируют два международных органа: Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Миссия Евросоюза. Первая передала часть своих функций второй, на что было согласие властей Сербии и соответствующая санкция СБ ООН от 27 ноября 2008 года. После этого представители Евросоюза приступили к работе в албанских районах Косово, осуществляя там управление в сфере законности, правопорядка и соблюдения прав человека. В то же время в сербских анклавах верховенство останется за МООНК.

Не намерены признавать Косово Россия, Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Иран. Не признают Косово Ватикан, Ливия, Аргентина, Израиль, Египет, Грузия, Молдавия, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Украина, ЮАР. В общей сложности - 44 государства твердо «против» Косово.

15 июня 1389 года сербское войско во главе скнязем Лазарем Хребеляновичем приняло сражение с армией османского султана Мурада I на Косовом поле. В той кровавой битве погибли лучшие сербские воины, которые даже ценой своей жизни не смогли предотвратить наступление османского ига, растянувшегося на пять веков.

Косово — не географическое, но историческое сердце Сербии, духовный центр сербского православия. Сегодня это сердце вырвали из груди сербов.

«Великое переселение»: как все начиналось

Трагедия, которую ныне переживает сербский народ, была предопределена целой цепью исторических событий.

В конце XVII — начале XVIII веков сербы, пытаясь сбросить себя цепи османского владычества, решили опереться на Габсбургскую монархию. Поражение в борьбе с Османской империей заставило сербов уходить с родных земель под страхом массового истребления.

Этот процесс, известный в истории как «Великое переселение сербов», привел к тому, что такие исторические области как Рашка, Косово и Метохия лишились большинства своего исторического населения. Дабы закрепить эту ситуацию, власти Османской империи переселяли в южные районы Сербии албанцев-мусульман, действуя согласно древнему принципу «разделяй и властвуй».

К моменту обретения Сербией независимости в XIX веке проблема взаимоотношений сербов и албанцев стояла уже во весь рост. Мирного сосуществования не получалось — Сербия, получившая в начале XX века контроль над землями Косова, поощряла переселение в регион сербских крестьян, стараясь изменить демографическую ситуацию в свою пользу. Эти попытки встречали ожесточенное сопротивление албанцев, которые не брезговали методами террора в отношении сербского населения.

Автономный край Косово

Внешний фактор тоже играл большую роль. Например, в годы Второй Мировой войны Италия включила большую часть территорию Косова в свой протекторат под названием «Албанское королевство». Албанские вооруженные группировки с полного одобрения Италии развернули в регионе кампанию террора против сербского населения, конечной целью которой было полное изгнание сербов. Жертвами геноцида времен Второй Мировой войны в Косове стали от 10 до 40 тысяч сербов, около 100 тысяч стали беженцами. Одновременно продолжалось переселение в регион албанцев.

После окончания войны, согласно Конституции Югославии 1946 года, был образован автономный край Косово и Метохия в составе Социалистической республики Сербия. В ноябре 1968 года он был преобразован в Социалистический автономный край Косово.

Югославия к 1970-м годам превратилась в одну из наиболее успешных европейских стран, которая, несмотря на свою социалистическую ориентацию, поддерживала взаимовыгодные отношения с Западом.

Но Косово оставалось для Белграда большой головной болью. Во второй половине 1970-х регион получал больше дотаций из центра, чем, к примеру, союзные республики Босния и Герцеговина, Македония, Черногория. Албанское население Косова продолжало увеличиваться за счет притока из самой Албании, где условия жизни были на порядок хуже. Но прибывающие албанцы ориентировались не на Белград, а на лидера Албании Энвера Ходжу, и мечтали о создании «Великой Албании».

Все держалось на Тито

Мощная фигура югославского лидера Иосипа Броз Тито, цементировавшая страну в целом, не давала разгораться и этническому конфликту в Косове.

Но ситуация продолжала осложняться. Если по данным 1948 года в Косове проживало около 500 тысяч албанцев против 172 тысяч сербов, то к 1981 году албанцев стало более 1, 225 млн, в то время как сербов — 0,209 млн.

Пролетарский интернационализм сдерживал межнациональный конфликт как мог, но усилия радикалов даром не пропадали.

4 мая 1980 года умер Тито — пожалуй, единственный человек, который и сегодня пользуется одинаковым уважением у людей на всей территории бывшей Югославии. Заменить Тито не мог никто. Вспышка в Косове стала вопросом времени.

Фадиль Ходжа, один из лидеров косовских албанцев, в годы Второй Мировой войны был не просто соратником Тито. Он возглавлял штаб Народно-освободительной армии Югославии в Косово и Метохии. В послевоенные годы Ходжа был главой правительства региона, входил в Президиум СФРЮ в качестве представителя автономного края Косово, и даже занимал пост вице-президента Югославии. Все это не мешало ему открыто рассуждать о необходимости объединения албанцев в Косове и Албании в одном государстве.

В обстановке, когда даже албанская элита Косова проводила националистическую и сепаратистскую линию, радикалы готовы были взяться за оружие.

Кровавая весна 1981-го

11 марта 1981 года в столице Косова Приштине прошли стихийные выступления студентов, недовольных бытовыми условиями в общежитии и столовой.

Несанкционированную манифестацию пресекли милиционеры, что, в свою очередь, вызвало возмущение граждан.

Поначалу, как водится, лозунги были безобидные — «За свободу и равноправие», «За лучшую жизнь», «Да здравствует марксизм-ленинизм, долой ревизионизм». Но вскоре стали звучать призывы к соединению с Албанией, к изгнанию сербов из края.

Вслед за этим начались погромы сербских домов по всему Косову. 16 марта 1981 года албанцы подожгли православный монастырь, что сделало конфликт уже не только национальным, но и религиозным.

Остановить погромы не удавалось три недели. Тысячи сербов в страхе бежали из региона. На стол руководству Югославии лег рапорт спецслужб: обстановка критическая, милиция не может остановить волнения, возможна полная потеря контроля над Косово.

В начале апреля 1981 года для пресечения беспорядков были задействованы силы Югославской народной армии. Только благодаря этому волнения удалось подавить.

Количество жертв противостояния 1981 года до сих пор точно неизвестно. По официальным данным, погибло 5 сотрудников сил правопорядка и около десятка протестующих. По мнению ряда историков, общее число погибших может измеряться десятками и даже сотнями.

Тлеющий костер

Конфликт удалось погасить, но не удалось решить. Более того, общеюгославский кризис еще усугубил проблему.

В 1987 году новый глава Центрального комитета Союза коммунистов Сербии Слободан Милошевич выступил с лозунгами в защиту прав сербского населения Косова. В марте 1989 года, стремясь укрепить центральную власть, Милошевич добился резкого ограничения прав, которые были предоставлены автономии Косово при Тито. Это вызвало новые волнения, переросшие в уличные столкновения, унесшие жизни более чем двух десятков человек.

Кровавый распад Югославии на какое-то время оставил проблему Косова в тени. Но ситуация там продолжала ухудшаться. В среде албанцев-мусульман стали активно работать эмиссары радикальных террористических группировок. Новоявленные боевики проходили первоначальную подготовку и приобретали боевой опыт в соседних республиках, где кипела война. Оружие поступало в Косово как из соседней Албании, где в нем никогда не было недостатка, так и из других стран.

Югославская «Чечня»

С начала 1990-х годов в Косове началось создание бандформирований, действовавших как против югославских силовиков, так и против мирного сербского населения.

К середине 1990 годов югославские силовики были вынуждены де-факто вести войну с албанскими террористами. Полностью разгромить террористическое подполье не удавалось, так как это требовало привлечения очень серьезных военных сил. Власти Югославии, и без того находившиеся под западными санкциями, не хотели обострять обстановку, прекрасно понимая, какой будет реакция мирового сообщества.

В итоге к началу 1998 года была сформировано объединение вооруженных террористических группировок, которое получило название «Армия освобождения Косова» (АОК). 28 февраля 1998 года АОК официально объявила о начале вооруженной борьбы за независимость Косова. Боевики атаковали полицейские участки и помещения государственных органов.

5 марта 1998 года Специальной антитеррористической группе Югославии в местечке Преказ удалось уничтожить более 30 боевиков АОК, включая братьев Адема и Хамеза Яшари , основателей террористической группировки. Международное сообщество, однако, обвинило власти Югославии в репрессиях против гражданских лиц.

Косовская война — яркий пример политики «двойных стандартов». Не замечая терактов и преступлений со стороны АОК, представители США и стран Евросоюза во всем обвиняли официальный Белград. Чем эффективнее были удары югославских военных по террористической инфраструктуре, тем жестче звучали угрозы в адрес сербов.

Бомбы НАТО решают все

К началу 1999 года стало ясно, что, несмотря на поставки вооружений и помощь иностранных инструкторов, АОК не может успешно противостоять действиям силовиков Югославии. Тогда страны НАТО предъявили Белграду ультиматум — обвинив сербов в проведении этнических чисток, они потребовали полного вывода армии с территории Косова под угрозой военной интервенции.

Фактически речь шла об отделении Косова от Югославии. Президент Слободан Милошевич отказался пойти на этот шаг.

К концу марта 1999 года подразделения армии Югославии загнали террористов в горные и лесистые районы края. 24 марта 1999 года, генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана , спасая боевиков от разгрома, отдал приказ командующему силами НАТО в Европе американскому генералу Уэсли Кларку начать военную операцию против Югославии.

Впервые со времен Второй Мировой войны на европейские города посыпались авиабомбы.

Почти три месяца бомбардировок, направленных на уничтожение инфраструктуры страны, дали свой результат — 9 июня 1999 года было заключено соглашение о выводе войск Югославии с территории Косова и передаче его под контроль сил KFOR.

Конец Сербского Косова

Окончание войны стало фактическим окончанием истории Сербского Косова. Вместе с югославскими военными регион покинули около 200 тысяч сербов и представителей других этнических меньшинств.

Нынешняя сербская диаспора, которая составляет около 5-6 процентов от населения Косова, сосредоточена в северных районах края, непосредственно граничащих с территорией Сербии.

В Косове, с момента перехода его под международный контроль, происходит планомерное уничтожение всего, что напоминает о сербском прошлом региона. Счет уничтоженных православных храмов идет на десятки, бывшие сербские села заселяются албанцами или приходят в полное запустение.

В 2008 году Республика Косово в одностороннем порядке провозгласила независимость. Ее нынешний президент Хашим Тачи — один из полевых командиров АОК, которого бывший прокурор Международного трибунала ООН Карла дель Понте обвиняла в торговле органами, изъятыми у живых людей. Нынешний премьер Косова Рамуш Харадинай обвинялся Гаагским трибуналом в массовых убийствах сербов, однако был оправдан после того, как свидетели его преступлений стали гибнуть либо отказываться от дачи показаний.

Процесс, некогда начатый карателями османского султана, был успешно завершен под лозунгами сохранения демократических ценностей.

В феврале 1998 года албанскими сепаратистами, проживавшими в Косово и Метохии, были начаты вооружённые выступления, направленные на отделение данных территорий от Югославии. Возникший в связи с этим конфликт, получивший название «косовская война», продлился десять лет и завершился официальным провозглашением независимости этих земель и созданием самостоятельной республики.

Исторические корни проблемы

Данный конфликт, как это нередко бывало на протяжении всей истории человечества, начался на религиозной почве. Состав населения Косова и Метохии ещё до Второй мировой войны был смешанным, состоящим из албанцев-мусульман и сербов-христиан. Несмотря на длительное совместное проживание, отношения между ними были крайне враждебными.

Как свидетельствуют исторические материалы, ещё в период Средневековья на территории современных Косова и Метохии сформировалось ядро сербского государства. Начиная с середины XIV века и на протяжении последующих четырёх столетий там, недалеко от города Печ, находилась резиденция сербского патриарха, что придавало краю значение центра духовной жизни народа. Исходя из этого, в конфликте, ставшем причиной начала Косовской ссылались на свои исторические права, а их оппоненты-албанцы - лишь на этнические.

Ущемление прав христиан края

О том, когда именно албанскими сепаратистами были созданы их вооружённые силы, имеются несколько противоречивые сведения. Некоторые исследователи склонны считать моментом их рождения произошедшее в 1994 году объединение нескольких ранее действовавших вооружённых группировок, но Гаагский трибунал счёл началом деятельности армии 1990 год, когда были зарегистрированы первые вооружённые нападения на полицейские участки. Однако ряд авторитетных источников относит данное событие к 1992 году и связывает его с принятием сепаратистами решения о создании подпольных боевых групп.

Имеются многочисленные свидетельства участников событий тех лет о том, что до 1998 года подготовка боевиков проводилась с соблюдением требований конспирации в многочисленных спортивных клубах Косова. Когда же югославская война стала очевидной реальностью, занятия были продолжены на территории Албании и открыто проводились инструкторами американских и британских спецслужб.

Начало кровопролития

Активные боевые действия начались 28 февраля 1998 года, после официального заявления АОК о начале войны за независимость Косова. Вслед за этим сепаратисты совершили ряд нападений на полицейские участки. В ответ на это югославские войска атаковали несколько населённых пунктов в Косово и Метохии. Жертвами их действий стали восемьдесят человек, в большинстве своём женщины и дети. Этот акт насилия в отношении мирного населения вызвал широкий резонанс во всём мире.

Эскалация войны

В последующие месяцы война в Косово разгорелась с новой силой, и к осени того же года более тысячи мирных жителей стали её жертвами. С охваченной войной территории начался массовый отток населения всех вероисповеданий и национальностей. В отношении же тех, кто по тем или иным причинам не смог или не захотел покинуть родину, югославскими военными были совершены многочисленные преступления, неоднократно освещавшиеся в средствах массовой информации. Мировая общественность пыталась воздействовать на правительство Белграда, и принял по этому поводу соответствующую резолюцию.

Документ предусматривал в качестве крайней меры начало бомбардировок Югославии в случае продолжения насилия. Эта мера устрашения возымела определённое действие, и в октябре 1998 года было подписано перемирие, но, несмотря на это, косовцы продолжали гибнуть от рук югославских солдат, а с начала следующего года военные действия возобновились в полном объёме.

Попытки мирного решения конфликта

Ещё в большей степени внимание мировой общественности косовская война привлекла после того, как в конце января 1999 года в городе Рачаке югославскими военными были расстреляны сорок пять мирных жителей, обвинённых в связях с сепаратистами. Это преступление вызвало волну возмущений во всём мире. В следующем месяце во Франции состоялись переговоры представителей враждующих сторон, но, несмотря на все усилия присутствовавших представителей ООН, положительных результатов они не принесли.

В ходе переговоров представители стран Запада поддерживали косовских сепаратистов, выступавших за независимость Косова, тогда как российские дипломаты приняли сторону Югославии, лоббируя её требования, направленные на целостность государства. Белград счёл для себя неприемлемым ультиматум, выдвинутый странами НАТО, и в результате этого в марте начались бомбардировки Сербии. Продолжались они в течение трёх месяцев, пока в июне глава Югославии С. Милошевич не отдал приказ о выводе войск из Косова. Однако косовская война была ещё далека от своего завершения.

Миротворцы на косовской земле

Впоследствии, когда события в Косово стали предметом рассмотрения заседавшего в Гааге, представители НАТО объяснили начало бомбардировок желанием положить конец этническим чисткам, проводимым югославскими спецслужбами в отношении албанской части населения края.

Однако из материалов дела следовало, что подобные преступления против человечности хотя и имели место, но совершались уже после начала авиаударов, и являлись, хотя и противозаконной, но спровоцированной ими реакцией. Статистика тех лет свидетельствует, что косовская война и бомбардировки югославской территории силами НАТО вынудили более ста тысяч сербов и черногорцев покинуть свои дома и искать спасения за пределами зоны боевых действий.

Массовый исход мирных жителей

В июне того же года, согласно декларации ООН, на территории Косова и Метохии был введён контингент миротворческих сил, состоящий из подразделений войск НАТО и России. Вскоре удалось достигнуть соглашения с представителями албанских боевиков о прекращении огня, но, несмотря ни на что, локальные столкновения продолжались, и в них гибли десятки мирных жителей. Общее же число жертв продолжало неуклонно расти.

Это стало причиной массового оттока из Косово двухсот пятидесяти тысяч проживавших там христиан - сербов и черногорцев, и вынужденного переселения их в Сербию и Черногорию. Часть их вернулась обратно уже после того, как в 2008 году была провозглашена Республика Косово, но их число было весьма незначительным. Так, по данным ООН, в 2009 году оно составило всего семьсот человек, через год увеличилось до восьмисот, но затем с каждым годом стало сокращаться.

Провозглашение независимости Косова и Метохии

В ноябре 2001 года албанские сепаратисты провели на своей территории выборы, по результатам которых ими было сформировано правительство во главе с И. Ругова. Следующим их шагом стало заявление о независимости края и создания на территории Косова и Метохии независимого государства. Вполне понятно, что югославское правительство не сочло их действия легитимными, и война в Косово продолжалась, хотя и приняла форму затяжного, едва тлеющего конфликта, уносящего, тем не менее, сотни жизней.

В 2003 году в Вене была вновь предпринята попытка, сев за стол переговоров, найти путь к решению конфликта, однако она была столь же безрезультатной, что и четыре года назад. Окончанием войны принято считать заявление косовских властей от 18 февраля 2008 года, в котором ими, в одностороннем порядке, была задекларирована независимость Косова и Метохии.

Проблема, оставшаяся нерешённой

К этому времени от Югославии отделилась Черногория, и некогда единое государство перестало существовать в том виде, какой оно имело в начале конфликта. Косовская война, причины которой носили межнациональный и религиозный характер, завершилась, но взаимная ненависть представителей ранее противоборствовавших сторон осталась. Это и по сей день создаёт в регионе обстановку напряжённости и нестабильности.

Тот факт, что югославская война вышла за рамки локального конфликта и вовлекла в решение связанных с ней проблем широкие круги мировой общественности, стало лишним поводом для Запада и России прибегнуть к демонстрации силы в рамках эскалации скрытой «холодной войны». К счастью, она не имела последствий. Провозглашённая же после окончания военных действий до сих пор является причиной дискуссий между дипломатами различных стран.