Арнольд тойнби биография кратко. Краткая биография арнолда тойнби

Наибольшую известность ему принёс его 12-томный труд «Постижение истории ». Автор многих работ, статей, выступлений и презентаций, а также 67 книг, переведённых на многие языки мира.

Биография

Арнольд Джозеф Тойнби родился в Лондоне 14 апреля 1889 года. Был сыном Гарри Валпи Тойнби (1861-1941), секретаря общественной благотворительной организации и его жены Сары Эдик Маршал (1859-1939). Его сестра Жаклин Тойнби была археологом и искусствоведом. Арнольд Тойнби был внуком Джозефа Тойнби, племянником известного экономиста Арнольда Тойнби en (1852-1883). Арнольд Джозеф Тойнби был потомком известных британских интеллектуалов в течение нескольких поколений.

22 октября 1975 года, в возрасте 86 лет, Арнольд Джозеф Тойнби умер. В честь историка назван астероид 7401 Тойнби.

Научное и культурное наследие

Майкл Лэнг говорил, что для большей части XX века «Тойнби был, пожалуй, самым читаемым, переводимым и обсуждаемым учёным современности. Его вклад был огромен - сотни книг, памфлеты и статьи. Многие из них были переведены на 30 разных языков… критическая реакция на работы Тойнбии представляет из себя целую научную историю середины века: мы обнаруживаем длинный список самых важных в истории периодов, Бирд , Бродель , Коллингвуд и так далее» . В его самом известном труде «Постижение истории », опубликованном в период с 1934 по 1961 годы, Тойнби «…рассмотрел рассвет и закат 26 цивилизаций в рамках курса истории человечества, и сделал вывод: что они расцветали по причине успешной реакции обществ на вызовы под руководством мудрых меньшинств, состоящих из лидеров элиты».

«Постижение истории» является одновременно и коммерческим, и научным феноменом. Только в США более семи тысяч комплектов десятитомного издания было продано уже к 1955 году. Большинство людей, включая учёных, поначалу полагались только на сокращённое издание первых шести глав подготовленных британским историком Дэвидом Черчилем Самервелом и изданное в 1947 году. 300 000 экземпляров данного сокращения было продано на территории США . Многочисленные издания пестрели статьями на тему популярной работы Тойнби, повсюду проводились лекции и семинары на тему книги «Постижение истории». Арнольд Тойнби порой лично принимал участие в таких обсуждениях. В том же самом году он даже появился на обложке журнала «Тайм ». Заголовок гласил: «Самая дерзкая историческая теория написанная в Англии со времён „Капитала “ Карла Маркса » . Так же Тойнби был постоянным обозревателем на Би-би-си (выступал, принимая во внимание то, как не западные цивилизации смотрят на западный мир, рассматривал историю и причины современной вражды между Востоком и Западом .

Канадский историк экономики Гарольд Адамс Иннис был ярким примером сторонников теории Тойнби среди канадских исследователей. Вслед за Тойнби и другими авторами (Шпенглер , Сорокин , Крёбер и Кочрэйн), Иннис исследовал расцвет цивилизаций с точки зрения правительства империй и средств массовых коммуникаций . Цивилизационная теория Тойнби была принята многими учёными, например, Эрнст Роберт Курциус в качестве варианта парадигмы в послевоенном пространстве. Курциус был последователем Тойнби и считал, что автор «Постижения истории » создал огромную базу для нового изучения латинской литературы. «Как культуры, так и исторические объекты, которые являются культурным информационных источником, появляются, расцветают и распадаются? Только сравнительная морфология с особыми подходами способна, возможно, дать ответ на эти вопросы. Именно Арнольд Джозеф Тойнби поставил такой вопрос перед миром» .

Уже в 1960-х годах теория Тойнби теряет свою популярность в науке и средствах массовой информации, однако многие историки продолжают ссылаться на «Постижение истории» вплоть до наших дней .

Теория локальных цивилизаций Тойнби

Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация , по Тойнби, - замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев : религия и форма её организации; территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло .

Тойнби выделяет 21 цивилизацию :

В основе теории развития цивилизаций идея возникновения и развития цивилизаций в виде ответа на глобальные вызовы своего времени. Механизм рождения и развития цивилизации связан с ответом на вызовы, которые постоянно бросает народам природное и социальное окружение (суровый климат, частые землетрясения или наводнения, войны, культурная экспансия и т. д.). Творческое меньшинство должно успешно ответить на вызов, решив проблему. Тойнби выделяет 21 цивилизацию, из которых в XX веке осталось существовать только 10 цивилизаций, и 8 из них находятся под угрозой ассимиляции с западной культурой. Несмотря на своеобразие каждой цивилизации существует единая логика их развития - прогресс духовности и религии.

Учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве, в ситуациях Вызова и взаимодействия с другими народами. Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы (монады) истории проходят сходные этапы развития. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного мира и человеческой среды. Тойнби отмечает следующие типы вызовов: вызов сурового климата (египетская, шумерская, китайская, майяская, андская цивилизации), вызов новых земель (минойская цивилизация), вызов внезапных ударов от соседних обществ (эллинская цивилизация), вызов постоянного внешнего давления (русская православная, западная цивилизация) и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств, возмещающих потерю . Каждая цивилизация даёт сформулированный её «творческим меньшинством» ответ на вызов , бросаемый ей природой, социальными противоречиями и в особенности другими цивилизациями. На стадиях возникновения и роста творческое меньшинство находит ответ на вызовы окружения, авторитет его растёт и происходит рост цивилизации. На стадиях надлома и разложения творческое меньшинство утрачивает способность находить ответы на вызовы окружения и превращается в элиту , стоящую над обществом и управляющую уже не силой авторитета, а силой оружия. Большинство населения цивилизации превращается во внутренний пролетариат . Правящая элита создаёт универсальное государство , внутренний пролетариат - Вселенскую церковь , внешний пролетариат создаёт мобильные военные отряды .

В центре историософских построений Тойнби лежит концепция эллинской цивилизации . Учёный принципиально отвергал категорию общественно-экономической формации .

Тойнби о России

Основным вызовом, определившим развитие русской православной цивилизации, Тойнби считает непрерывное внешнее давление. Впервые оно началось со стороны кочевых народов в 1237 г. походом хана Батыя . Ответ заключался в изменении образа жизни и обновлении социальной организации. Это позволило впервые за всю историю цивилизаций оседлому обществу не только победить евразийских кочевников, но и завоевать их земли, изменить лицо ландшафта и в конечном итоге изменить ландшафт, преобразовав кочевые пастбища в крестьянские поля, а стойбища - в оседлые деревни. В следующий раз страшное давление на Россию последовало в XVII веке со стороны западного мира. Польская армия в течение двух лет оккупировала Москву. Ответом на этот раз было основание Петербурга Петром Первым и создание русского флота на Балтийском море .

Критика Тойнби

Теоретические построения А. Тойнби вызвали неоднозначную реакцию у профессиональных историков и философов.

Универсалистское видение культурно-исторического развития, предложенное им, опирается на идею единства человеческого рода, способного к обогащению опытом традиции, транслирующей общегуманистические ценности. Построения британского теоретика резюмируют богатейший эмпирический материал, содержат обобщения, побуждающие с серъезным размышлениям. Особый интерес представляет его взгляд на судьбы истории XX столетия, отмеченного единением всего планетарного сообщества, ищущего ответ на вызов глобальных проблем современности. Наследие Тойнби интересно в плане воплощения общегуманистических ценностных установок в разработку стратегии нового мышления, устремленной на анализ сложных коллизий ядерного века. Оно призывает задуматься над взаимосвязью минувшего и современности, единством и многообразием культурно-исторического процесса, прогрессом и поливариантностью путей развития человечества, перспективами его будущего.

Известный французский историк, один из основателей школы «Анналов» Люсьен Февр оставил следующие комментарии :

Сравнительная история глазами Тойнби… Что это такое, как не воскрешение в XX веке старого литературного жанра, бывшего в своё время популярным, давшим столько шедевров? От Лукреция до Фонтенеля жанр этот именовался «Диалогами мёртвых». Подытожим в двух словах. То, что в «A Study of History» достойно похвалы, не представляет для нас ничего особенно нового. А то, что есть в нем нового, не представляет особенной ценности… Нам не преподнесли никакого нового ключа. Никакой отмычки, с помощью которой мы бы могли открыть двадцать одну дверь, ведущую в двадцать одну цивилизацию. Но мы никогда и не стремились завладеть такой чудодейственной отмычкой. Мы лишены гордыни, зато у нас есть вера. Пусть до поры до времени история остается Золушкой, сидящей с краю стола в обществе других гуманитарных дисциплин. Мы отлично знаем, почему ей досталось это место. Мы сознаем также, что и её коснулся глубокий и всеобщий кризис научных идей и концепций, вызванный внезапным расцветом некоторых наук, в частности физики… И в этом нет ничего страшного, ничего такого, что могло бы заставить нас отречься от нашего кропотливого и нелегкого труда и броситься в объятия к шарлатанам, к наивным и в то же время лукавым чудотворцам, к сочинителям дешевых (но зато двадцатитомных) опусов по философии истории

См. также

Библиография

Переведённые на русский язык работы:

  • Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. - М.: Рольф, 2001-640 с., ISBN 5-7836-0413-5 , тир. 5000 экз.
  • Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. - М.: Рольф, 2002-592 с., ISBN 5-7836-0465-8 , тир. 5000 экз.
  • Тойнби А. Дж. Пережитое. Мои встречи. / Пер. с англ. - М.: Айрис-пресс, 2003-672 с., ISBN 5-8112-0076-5 , тир. 5000 экз.
  • Тойнби А. Дж. Исследование истории: В 3 т. / Пер. с англ., вступ. статья и комментарии К. Я. Кожурина . - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та: «Издательство Олега Абышко», 2006-1333 с., ISBN 5-288-03610-1 , тир. 1000 экз.
  • Тойнби А. Дж., Икеда Д. Избери жизнь. Диалог Арнольда Дж. Тойнби и Дайсаку Икеды - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007-448 с. - ISBN 978-5-211-05343-4
  • Тойнби А. Дж. Роль личности в истории. / Пер. с англ. - М.: Астрель, 2012-222 с. - ISBN 978-5-271-41624-8
  • Тойнби А. Дж., Хантингтон С. Ф. Вызовы и ответы. Как гибнут цивилизации - М.: Алгоритм, 2016-288 с. - ISBN 978-5-906817-86-0
Остальные
  1. «Зверства в Армении: Убийство нации» (The Armenian Atrocities: The Murder of a Nation, 1915).
  2. «Национальность и война» (Nationality and the War, 1915).
  3. «Новая Европа: Эссе о восстановлении» (The New Europe: Some Essays in Reconstruction, 1915).
  4. «Балканы: История Болгарии, Сербии, Румынии и Турции» (A History of Bulgaria, Serbia, Greece, Rumania, Turkey, 1915).
  5. «Депортации в Бельгии» (The Belgian Deportations, 1917).
  6. «Немецкий террор в Бельгии» (The German Terror in Belgium: An Historical Record, 1917).
  7. «Немецкий террор во Франции» (The German Terror in France: An Historical Record, 1917).
  8. «Турция: Прошлое и будущее» (Turkey: A Past and a Future,1917).
  9. «Западный вопрос в Греции и Турции: исследование контактов цивилизаций» (The Western Question in Greece and Turkey: A Study in the Contact of Civilizations, 1922).
  10. «Греческая цивилизация и характер» (Greek Civilization and Character: The Self-Revelation of Ancient Greek Society, 1924).
  11. «Греческая историческая мысль от Гомера до времени Гераклита» (Greek Historical Thought from Homer to the Age of Heraclius, 1924).
  12. «Неарабские владения Османской империи после перемирия 30 октября 1918» (Non-Arab Territories of the Ottoman Empire since the Armistice of the 30th October 1918, 1924).
  13. «Турция» (Turkey, в соавторстве, 1926).
  14. «Введение во внешнюю политику Британской империи в послевоенное время» (The Conduct of British Empire Foreign Relations since the Peace Settlement, 1928).
  15. «Путешествие в Китай, или Заметные детали» (A Journey to China, or Things Which Are Seen, 1931)
  16. «Постижение истории» (Сокращенная версия Д. С. Сомервелла, 1946, 1957, окончательная сокращенная версия 10 томов 1960).
  17. «Цивилизация на суде истории» (Civilization on Trial, 1948).
  18. «Перспективы западной цивилизации» (The Prospects of Western Civilization, 1949).
  19. «Война и цивилизация» (War and Civilization, 1950).
  20. «Двенадцать действующих лиц греко-римской истории» (по Фукидиду, Ксенофону, Плутарху и Полибию) (Twelve Men of Action in Greco-Roman History, 1952).
  21. «Мир и Запад» (The World and the West, 1953).
  22. «Историческое исследование религии» (An Historian’s Approach to Religion, 1956).
  23. «Христианство в среде мировых религий» (Christianity among the Religions of the World, 1957).
  24. «Демократия атомного века» (Democracy in the Atomic Age, 1957).
  25. «От Востока до Запада: Кругосветное путешествие» (East to West: A Journey round the World, 1958).
  26. «Эллинизм: История цивилизации» (Hellenism: The History of a Civilization, 1959).
  27. «Между Оксом и Джумной» (Between Oxus and Jumna, 1961).
  28. «Америка и мировая революция» (America and the World Revolution, 1962).
  29. «Современный эксперимент западной цивилизации» (The Present-Day Experiment in Western Civilization, 1962).
  30. «Между Нигером и Нилом» (Between Niger and Nile, 1965).
  31. «Наследие Ганнибала: Влияние Пунических войн на жизнь Рима» (Hannibal’s Legacy: The Hannibalic War’s Effects on Roman Life, 1965): Т. I. «Рим и его соседи накануне вторжения Ганнибала» (Rome and Her Neighbours before Hannibal’s Entry). Т. II. «Рим и его соседи после ухода Ганнибала» (Rome and Her Neighbours after Hannibal’s Exit).
  32. «Изменения и традиция: Вызовы нашего времени» (Change and Habit: The Challenge of Our Time, 19660).
  33. «Мои встречи» (Acquaintances, 1967).
  34. «Города и судьбы» (Cities of Destiny, 1967).
  35. «Между Мауле и Амазонкой» (Between Maule and Amazon, 1967).
  36. «Испытания Христианства: Иудаизм, эллинизм и исторический фон испытаний» (The Crucible of Christianity: Judaism, Hellenism and the Historical Background to the Experiences, 1969).
  37. «Христианская вера» (Christian Faith, 1969).
  38. «Некоторые проблемы греческой истории» (Some Problems of Greek History, 1969).
  39. «Города в развитии» (Cities on the Move, 1970).
  40. «Спасая будущее» (Surviving the Future, диалог между А. Тойнби и проф. Кей Вакайзуми, 1971).
  41. «Постижение истории» (Иллюстрированный однотомник в соавторстве с Джейн Каплан)
  42. «Половина мира: История и культура Китая и Японии» (Half the World: The History and Culture of China and Japan, 1973).
  43. «Константин Багрянородный и его мир» (Constantine Porphyrogenitus and His World, 1973)
  44. «Человечество и Мать-Земля: Очерки по истории мира» (Mankind and Mother Earth: A Narrative History of the World, 1976, посмертно).
  45. «Греки и их наследие» (The Greeks and Their Heritages, 1981, посмертно).

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. Комитет исторических и научных работ - 1834.
  3. SNAC - 2010.
  4. Orry, Louise. Arnold Toynbee, Brief Lives. - Oxford: Oxford University Press, 1997. - P. 537. - ISBN 0198600879 .
  5. Toynbee, Arnold J.

Принадлежащий к самым выдающимся представителям цивилизационного подхода, творец концепции «вызова-и-ответа».

Понятие цивилизации

Тойнби решительно отвергает идею единой цивилизации. Цивилизация для него это группа стран и народов, связанных общей судьбой и мировоззрением. Цивилизация противопоставляется примитивным обществам и характеризуется иерархической структурой, универсальным государством и универсальной религией . В своем развитии цивилизации проходят три этапа: расцвет , надлом и упадок . Причинами смерти цивилизации является внутренний (революция) и внешний пролетариат (война) или коснение структуры. Причиной роста и развития цивилизации является вызов и наличие творческого меньшинства.

Список цивилизаций по Тойнби

  • Сирийская
  • (иранская)
  • Арабская
  • Западная
  • Древнекитайская
  • Дальневосточная китайская
  • Дальневосточная японско-корейская
  • Индская
  • Юкатанская

"Постижение истории"

(A Study of History ) Фундаметальный труд А. Дж. Тойнби, состоящий из 12 частей:

  • Т. I: Введение (Introduction); Сравнительное исследование цивилизаций
  • Т. II: Генезис цивилизаций (The Geneses of Civilizations)
  • Т. III: рост цивилизаций (The Growths of Civilizations)

Первые три тома изданы издательством Оксфордского университета в 1934

  • Т. IV: Надломы цивилизаций (The Breakdowns of Civilizations)
  • Т. V: Распады цивилизаций (The Disintegrations of Civilizations)
  • Т. VI: Вселенские державы (Universal States)

Эти три тома изданы издательством Оксфордского университета в 1939

  • Т. VII: Универсальные церкви (Universal Churches)
  • Т. VIII: Героические времена (Heroic Ages); Контакты между цивилизациями в простанстве (Contacts between Civilizations in Space)
  • Т. IX: Контакты между цивилизациями во времени (Contacts between Civilizations in Time); Закон и свобода в истории (Law and Freedom in History); Перспективы западной цивилизации (The Prospects of the Western Civilization)
  • Т. X: Вдохновение историков (The Inspirations of Historians); Заметки по хронологии (A Note on Chronology)

Четыре тома изданы в 1954

  • Т. XI: Исторический атлас (Historical Atlas and Gazetteer)
  • Т. XII: Мои воспоминания

Последняя часть труда вышла в 1961

Другие труды

  • «Зверства в Армении: Убийство нации» (Тhe Armenian Atrocities: The Murder of a Nation, 1915).
  • «Национальность и война» (Nationality and the War, 1915).
  • «Новая Европа: Эссе о восстановлении» (The New Europe: Some Essays in Reconstruction, 1915).
  • «Балканы: История Болгарии, Сербии, Румынии и Турции» (A History of Bulgaria, Serbia, Greece, Rumania, Turkeу, 1915).
  • «Депортации в Бельгии» (The Belgian Deportations, 1917).
  • «Немецкий террор в Бельгии» (The German Terror in Belgium: An Historical Record, 1917).
  • «Немецкий террор в Бельгии» (The German Terror in France: An Historical Record, 1917).
  • «Турция: Прошлое и будущее» (Turkey: A Past and a Future,1917).
  • «Западный вопрос в Греции и Турции: исследование контактов цивилизаций» (The Western Question in Greece and Turkey: A Study in the Contact of Civilizations, 1922).
  • «Греческая цивилизация и характер» (Greek Civilization and Character: The Self-Revelation of Ancient Greek Society, 1924).
  • «Греческая историческая мысль от Гомера до времени Гераклита» (Greek Historical Thought from Homer to the Age of Heraclius, 1924).
  • «Неарабские владения Османской империи после перемирия 30 октября 1918» (Non-Arab Territories of the Ottoman Empire since the Armistice of the 30th October 1918, 1924).
  • «турция» (Turkey, в соавторстве, 1926).
  • «Введение во внешнюю политку Британской империи в послевоенное время» (The Conduct of British Empire Foreign Relations since the Peace Settlement, 1928).
  • «Путешествие в Китай, или Заметные детали» (A Journey to China, or Things Which Are Seen, 1931)
  • «Постижение истории» (Сокращенная версия Д. С. Сомервелла, 1946, 1957, окончательная сокращенная версия 10 томов 1960).
  • «Цивилизация на суде истории» (Civilization on Trial, 1948).
  • «Перспективы западной цивилизации» (The Prospects of Western Civilization, 1949).
  • «Война и цивилизация» (War and Civilization, 1950).
  • «Двенадцать действующих лиц греко-римской истории» (по Фукидиду, Ксенофону, Плутарху и Полибию) (Twelve Men of Action in Greco-Roman History, 1952).
  • «Мир и Запад» (The World and the West, 1953).
  • «Историческое исследование религии» (An Historian’s Approach to Religion, 1956).
  • «Христианство в среде мировых религий» (Christianity among the Religions of the World, 1957).
  • «Демократия атомного века» (Democracy in the Atomic Age, 1957).
  • «От Востока до Запада: Кругосветное путешествие» (East to West: A Journey round the World, 1958).
  • «Эллинизм: История цивилизации» (Hellenism: The History of a Civilization, 1959).
  • «Между Оксом и Джумной» (Between Oxus and Jumna, 1961).
  • «Америка и мировая революция» (America and the World Revolution, 1962).
  • «Современный эксперимент западной цивилизации» (The Present-Day Experiment in Western Civilization, 1962).
  • «Между Нигером и Нилом» (Between Niger and Nile, 1965).
  • «Наследие Ганнибала: Вляние Пунических войн на жизнь Рима» (Hannibal’s Legacy: The Hannibalic War’s Effects on Roman Life, 1965):

Т. I. «Рим и его соседи накануне вторжения Ганнибала» (Rome and Her Neighbours before Hannibal’s Entry). Т. II. «Рим и его соседи после ухода Ганнибала» (Rome and Her Neighbours after Hannibal’s Exit).

  • «Изменения и традиция: Вызовы нашего времени» (Change and Habit: The Challenge of Our Time, 1966).
  • «Мои встречи» (Acquaintances, 1967).
  • «Города и судьбы» (Cities of Destiny, 1967).
  • «Между Амазонкой» (Between Maule and Amazon, 1967).
  • «Испытания Христианства: Иудаизм, эллинизм и исторический фон испытаний» (The Crucible of Christianity: Judaism, Hellenism and the Historical Background to the Experiences, 1969).
  • «Христианская вера» (Christian Faith, 1969).
  • «Некоторые проблемы греческой истории» (Some Problems of Greek Historу, 1969).
  • «Города в развитии» (Cities on the Move, 1970).
  • «Спасая будущее» (Surviving the Future, диалог между А. Тойнби и проф. Кей Вакайзуми, 1971).
  • «Постижение истории.» Иллюстрированный однотомник (в соавторстве с Джейн Каплан)
  • «Половина мира: История и культура Китая и Япониии» (Half the World: The History and Culture of China and Japan, 1973).
  • «Константин Багрянородный и его мир» (Constantine Porphyrogenitus and His World, 1973)
  • «Человечество и Мать-Земля: Очерки по истории мира» (ankind and Mother Earth: A Narrative History of the World, 1976, посмертно).
  • «Греки и их наследие» (The Greeks and Their Heritages, 1981, посмертно).

Арнольд Джозеф Тойнби представитель британской школы культурологии, социологии и философии. Он стал известным в научных кругах благодаря научным трудам, посвященным цивилизационной теории, основателем которой он и является. Его фундаментальная работа «Постижение истории» стала причиной повышенного научного интереса исследователей к проблематике глобализационных процессов, а также исторической концепции развития общества.

Биографическая справка

А. Тойнби с самого рождения был погружен в мир научных исследований – его дядя Арнольда Тойнби-старший был знаменитым ученым в отрасли экономической истории и запомнился четкой позицией по определению социальных реформ как важного аспекта развития рабочего класса. Происхождение Арнольда Тойнби позволило ему закончить колледж в Винчестере, а далее продолжить обучение в оксфордском Бейлиол-колледже. После этого он занялся преподаванием истории – больше всего его интересовал период Средних веков и история Византии.

Во время прохождения службы в Британском Форин-офисе, он занялся исследованием ближневосточных конфликтов, а в период Первой мировой войны собирал научную базу для исследования проблемы германской агрессии в Бельгии. Преподавательская деятельность Тойнби продолжалась в Лондонском университете с 1919 по 1924 год, также он читал лекции Королевском институте международных отношений, а также был почетным лектором Лондонской школе экономики.

В жизни ученного было несколько знаковых событие, которые предопределили его мировоззрение и подходы к рассмотрению научных проблем. Так, он брал участие в работе Парижских мирных конференциях 1919 и 1946 годов, что позволило ему войти в мир большой политики международного уровня. Это во многом определило исторических подход в осмыслению социальных и культурологических проблем. Отдельное влияние на становление мировоззрения имели труды Анри Бергсон, последователя этической религиозной концепции.

Научные работы Тойнби

Исследования Тойнби были посвящены проблематики ключевых направлений культурологии, социологии, политологии, истории. Самый первый научный труд был посвящен истории древней Спарты.

Самая известная работа, с которой началось его становление как популярного автора - «Постижение истории». После этого было внимание со стороны ученных к его дальнейшим трудам, среди которых, наиболее известные – «Демократия атомного века», «Изменения и привычки», «Цивилизация перед судом истории». Основательной исторической работой считается «Немецкий террор в Бельгии», написанная с учетом личного опыта и наблюдений Тойнби.

Научные теории Тойнби

Фундаментальная теория Тойнби посвящена теории цивилизаций. Ее смысл заключается в трактовке всемирной истории как системы условно обозначенных цивилизаций. Все они, по мнению ученых, проходят похожие стадии развития. В периоде их развития можно выделить несколько фаз от рождения до полной гибели. Цивилизацию он трактует как локализованное общество, обладающее базовыми характеристиками – религия и территориальный признак.

Исследователь также выделяет неродившиеся цивилизации, к которым относит Скандинавскую, Дальневосточную христианскую и Дальнезападную христианскую.

Тойнби подчеркивал, что на развитие каждой цивилизации влияет творческое меньшинство и его способность дать ответ на вызовы истории. К таким вызовам он относит внешнее давление, агрессию соседних цивилизаций, способность адаптироваться к климатическим изменениям.

Арно́льд Джо́зеф То́йнби (англ. Arnold Joseph Toynbee ; 14 апреля 1889 года , Лондон - 22 октября 1975 года) - британский историк, философ истории , культуролог и социолог, профессор, исследовавший международную историю в Лондонской школе экономики и в Лондонском университете . Так же является автором многочисленных книг. Исследователь процессов глобализации , критик концепции европоцентризма . В 1943 году глава исследовательского отдела МИД в Лондоне, который занимался вопросами послевоенного устройства мира.

Наибольшую известность ему принёс его 12-томный труд «Постижение истории ». Автор многих работ, статей, выступлений и презентаций, а также 67-ми книг, переведённых на многие языки мира.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Хогг Чарльз. На пороге новой цивилизации: будущее без страха

Субтитры

Биография

Арнольд Джозеф Тойнби родился в Лондоне 14 апреля 1889 года. Был сыном Гарри Валпи Тойнби (1861-1941), секретаря общественной благотворительной организации и его жены Сары Эдик Маршал (1859-1939). Его сестра Жаклин Тойнби была археологом и искусствоведом. Арнольд Тойнби был внуком Джозефа Тойнби, племянником известного экономиста Арнольда Тойнби (1852-1883). Арнольд Джозеф Тойнби был потомком известных британских интеллектуалов в течении нескольких поколений. Он выиграл стипендию в Винчестерском Колледже и в Бейлиол-колледже , а так же в Оксфорде на Гуманитарном направлении (1907-1911 гг.) . Прошёл обучение в Британской Школе в Афинах. В дальнейшем это обучение сильно повлияло на его труд «Постижение Истории». В 1912 году Арнольд Тойнби начал преподавать античную историю в Бейлиол-колледже . А в 1915 году он начал работу в разведовательном департаменте Министерства иностранных дел Британии. Арнольд Джозеф Тойнби был делегатом на Парижской мирной конференции в 1919 году, после чего был назначен профессором византийских и современных греческих исследований в Лондонском университете. С 1921 по 1922 год он был корреспондентом Гардиан . Опыт, приобретённый за время греко-турецкой войны, способствовал появлению на свет публикации «Западный вопрос в Греции и Турции» . В 1925 году он стал профессором в области исследований международной истории в Лондонской школе экономики и директором в Лондоне.

Первой его женой в 1913 году стала Розалина Мюррей (1890-1967 гг.), дочь Гилберта Мюррея, известного британского учёного, специалиста по Древней Греции. У Арнольда и Розы родилось 4 сына, один из которых стал известным британским писателем - Филипп Тойнби. Арнольд Тойнби развёлся с Розой Мюррей в 1946 году и женился на своей научной ассистентке Веронике М. Болтер (1893-1980 гг.) . 22 октября 1975 года, в возрасте 86 лет, Арнольд Джозеф Тойнби умер.

В честь историка назван астероид 7401 Тойнби.

Научное и культурное наследие

Майкл Лэнг говорил, что для большей части XX века «Тойнби был, пожалуй, самым читаемым, переводимым и обсуждаемым учёным современности. Его вклад был огромен - сотни книг, памфлеты и статьи. Многие из них были переведены на 30 разных языков… критическая реакция на работы Тойнбии представляет из себя целую научную историю середины века: мы обнаруживаем длинный список самых важных в истории периодов, Биард, Браудель, Коллингвуд и так далее» . В его самом известном труде «Постижение истории », опубликованном в период с 1934 по 1961 годы, Тойнби «…рассмотрел рассвет и закат 26-ти цивилизаций в рамках курса истории человечества, и сделал вывод: что они расцветали по причине успешной реакции обществ на вызовы под руководством мудрых меньшинств, состоящих из лидеров элиты».

«Постижение истории» является одновременно и коммерческим, и научным феноменом. Только в США более семи тысяч комплектов десятитомного издания было продано уже к 1955 году. Большинство людей, включая учёных, поначалу полагались только на сокращённое издание первых шести глав подготовленных британским историком Дэвидом Черчилем Самервелом и изданное в 1947 году. 300 000 экземпляров данного сокращения было продано на территории США . Многочисленные издания пестрели статьями на тему популярной работы Тойнби, повсюду проводились лекции и семинары на тему книги «Постижение истории». Арнольд Тойнби порой лично принимал участие в таких обсуждениях. В том же самом году он даже появился на обложке журнала Тайм . Заголовок гласил: «Самая дерзкая историческая теория написанная в Англии со времён „Капитала “ Карла Маркса » . Так же Тойнби был постоянным обозревателем на Би-би-си (выступал, принимая во внимание то, как не западные цивилизации смотрят на западный мир, рассматривал историю и причины современной вражды между Востоком и Западом .

Канадский историк экономики Гарольд Адамс Иннис был ярким примером сторонников теории Тойнби среди канадских исследователей. В след за Тойнби и другими авторами (Шпенглер , Сорокин , Крёбек и Кочрэйн), Иннис исследовал расцвет цивилизаций с точки зрения правительства империй и средств массовых коммуникаций . Цивилизационная теория Тойнби была принята многими учёными, например, Эрнст Роберт Курциус в качестве варианта парадигмы в послевоенном пространстве. Курциус был последователем Тойнби и считал, что автор «Постижения истории » создал огромную базу для нового изучения латинской литературы. «Как культуры, так и исторические объекты, которые являются культурным информационных источником, появляются, расцветают и распадаются? Только сравнительная морфология с особыми подходами способна, возможно, дать ответ на эти вопросы. Именно Арнольд Джозеф Тойнби поставил такой вопрос перед миром» .

Уже в 1960-х годах теория Тойнби теряет свою популярность в науке и средствах массовой информации, однако многие историки продолжают ссылаться на «Постижение истории» вплоть до наших дней .

Теория локальных цивилизаций Тойнби

Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация , по Тойнби - замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: религия и форма её организации; территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло .

Тойнби выделяет 21 цивилизацию :

В основе теории развития цивилизаций идея возникновения и развития цивилизаций в виде ответа на глобальные вызовы своего времени. Механизм рождения и развития цивилизации связан с ответом на вызовы, которые постоянно бросает народам природное и социальное окружение (суровый климат, частые землетрясения или наводнения, войны, культурная экспансия и т. д.). Творческое меньшинство должно успешно ответить на вызов, решив проблему. Тойнби выделяет 21 цивилизаций, из которых в XX в. осталось существовать только 10 цивилизаций и 8 из них находятся под угрозой ассимиляции с западной культурой. Несмотря на своеобразие каждой цивилизации существует единая логика их развития - прогресс духовности и религии.

Учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве, в ситуациях Вызова и взаимодействия с другими народами. Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы (монады) истории проходят сходные этапы развития. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного мира и человеческой среды. Тойнби отмечает следующие типы вызовов: вызов сурового климата (египетская, шумерская, китайская, майянская, андская цивилизации), вызов новых земель (минойская цивилизация), вызов внезапных ударов от соседних обществ (эллинская цивилизация), вызов постоянного внешнего давления (русская православная, западная цивилизация) и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств, возмещающих потерю . Каждая цивилизация даёт сформулированный её «творческим меньшинством» Ответ на Вызов , бросаемый ей природой, социальными противоречиями и в особенности другими цивилизациями. На стадиях возникновения и роста творческое меньшинство находит ответ на вызовы окружения, авторитет его растёт и происходит рост цивилизации. На стадиях надлома и разложения творческое меньшинство утрачивает способность находить ответы на вызовы окружения и превращается в элиту , стоящую над обществом и управляющую уже не силой авторитета, а силой оружия. Большинство населения цивилизации превращается во внутренний пролетариат . Правящая элита создаёт универсальное государство , внутренний пролетариат - Вселенскую церковь , внешний пролетариат создаёт мобильные военные отряды .

В центре историософских построений Тойнби лежит концепция эллинской цивилизации . Учёный принципиально отвергал категорию общественно-экономической формации .

Тойнби о России

Основным вызовом, определившим развитие русской православной цивилизации, Тойнби считает непрерывное внешнее давление. Впервые оно началось со стороны кочевых народов в 1237 г. походом хана Батыя . Ответ заключался в изменении образа жизни и обновлении социальной организации. Это позволило впервые за всю историю цивилизаций оседлому обществу не только победить евразийских кочевников, но и завоевать их земли, изменить лицо ландшафта и в конечном итоге изменить ландшафт, преобразовав кочевые пастбища в крестьянские поля, а стойбища - в оседлые деревни. В следующий раз страшное давление на Россию последовало в XVII веке со стороны западного мира. Польская армия в течение двух лет оккупировала Москву. Ответом на этот раз было основание Петербурга Петром Первым и создание русского флота на Балтийском море .

Критика Тойнби

Теоретические построения А. Тойнби вызвали неоднозначную реакцию у профессиональных историков. В частности, известный французский историк, один из основателей школы «Анналов» Люсьен Февр оставил следующие комментарии :

Сравнительная история глазами Тойнби… Что это такое, как не воскрешение в XX веке старого литературного жанра, бывшего в своё время популярным, давшим столько шедевров? От Лукреция до Фонтенеля жанр этот именовался «Диалогами мёртвых». Подытожим в двух словах. То, что в «A Study of History» достойно похвалы, не представляет для нас ничего особенно нового. А то, что есть в нем нового, не представляет особенной ценности… Нам не преподнесли никакого нового ключа. Никакой отмычки, с помощью которой мы бы могли открыть двадцать одну дверь, ведущую в двадцать одну цивилизацию. Но мы никогда и не стремились завладеть такой чудодейственной отмычкой. Мы лишены гордыни, зато у нас есть вера. Пусть до поры до времени история остается Золушкой, сидящей с краю стола в обществе других гуманитарных дисциплин. Мы отлично знаем, почему ей досталось это место. Мы сознаем также, что и её коснулся глубокий и всеобщий кризис научных идей и концепций, вызванный внезапным расцветом некоторых наук, в частности физики… И в этом нет ничего страшного, ничего такого, что могло бы заставить нас отречься от нашего кропотливого и нелегкого труда и броситься в объятия к шарлатанам, к наивным и в то же время лукавым чудотворцам, к сочинителям дешевых (но зато двадцатитомных) опусов по философии истории

См. также

Литература

  • Емельянов-Лукьянчиков М. А. Иерархия радуги. Русская цивилизация в наследии К.Леонтьева, Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. М., Русский мир, 2008, 700 с.
  • Рашковский Е. Б. Востоковедная проблематика в культурно-исторической концепции А.Дж. Тойнби. М.: Наука, 1976

Библиография

Переведённые на русский язык

  • Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. - М.: Рольф, 2001-640 с., ISBN 5-7836-0413-5 , тир. 5000 экз.
  • Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. - М.: Рольф, 2002-592 с., ISBN 5-7836-0465-8 , тир. 5000 экз.
  • Тойнби А. Дж. Пережитое. Мои встречи. / Пер. с англ. - М.: Айрис-пресс, 2003-672 с., ISBN 5-8112-0076-5 , тир. 5000 экз.
  • Тойнби А. Дж. Исследование истории: В 3 т. / Пер. с англ., вступ. статья и комментарии К. Я. Кожурина . - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та: «Издательство Олега Абышко», 2006-1333 с., ISBN 5-288-03610-1 , тир. 1000 экз.
  • Тойнби А. Дж., Икеда Д. Избери жизнь. Диалог Арнольда Дж. Тойнби и Дайсаку Икеды - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007-448 с. - ISBN 978-5-211-05343-4
  • Тойнби А. Дж. Промышленный переворот в Англии в XVIII столетии - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011-352 с. - ISBN 978-5-397-01962-0
  • Тойнби А. Дж. Роль личности в истории. / Пер. с англ. - М.: Астрель, 2012-222 с. - ISBN 978-5-271-41624-8
  • Тойнби А. Дж., Хантингтон С. Ф. Вызовы и ответы. Как гибнут цивилизации - М.: Алгоритм, 2016-288 с. - ISBN 978-5-906817-86-0
Остальные
  1. «Зверства в Армении: Убийство нации» (The Armenian Atrocities: The Murder of a Nation, 1915).
  2. «Национальность и война» (Nationality and the War, 1915).
  3. «Новая Европа: Эссе о восстановлении» (The New Europe: Some Essays in Reconstruction, 1915).
  4. «Балканы: История Болгарии, Сербии, Румынии и Турции» (A History of Bulgaria, Serbia, Greece, Rumania, Turkey, 1915).
  5. «Депортации в Бельгии» (The Belgian Deportations, 1917).
  6. «Немецкий террор в Бельгии» (The German Terror in Belgium: An Historical Record, 1917).
  7. «Немецкий террор во Франции» (The German Terror in France: An Historical Record, 1917).
  8. «Турция: Прошлое и будущее» (Turkey: A Past and a Future,1917).
  9. «Западный вопрос в Греции и Турции: исследование контактов цивилизаций» (The Western Question in Greece and Turkey: A Study in the Contact of Civilizations, 1922).
  10. «Греческая цивилизация и характер» (Greek Civilization and Character: The Self-Revelation of Ancient Greek Society, 1924).
  11. «Греческая историческая мысль от Гомера до времени Гераклита» (Greek Historical Thought from Homer to the Age of Heraclius, 1924).
  12. «Неарабские владения Османской империи после перемирия 30 октября 1918» (Non-Arab Territories of the Ottoman Empire since the Armistice of the 30th October 1918, 1924).
  13. «Турция» (Turkey, в соавторстве, 1926).
  14. «Введение во внешнюю политику Британской империи в послевоенное время» (The Conduct of British Empire Foreign Relations since the Peace Settlement, 1928).
  15. «Путешествие в Китай, или Заметные детали» (A Journey to China, or Things Which Are Seen, 1931)
  16. «Постижение истории» (Сокращенная версия Д. С. Сомервелла, 1946, 1957, окончательная сокращенная версия 10 томов 1960).
  17. «Цивилизация на суде истории» (Civilization on Trial, 1948).
  18. «Перспективы западной цивилизации» (The Prospects of Western Civilization, 1949).
  19. «Война и цивилизация» (War and Civilization, 1950).
  20. «Двенадцать действующих лиц греко-римской истории» (по Фукидиду, Ксенофону, Плутарху и Полибию) (Twelve Men of Action in Greco-Roman History, 1952).
  21. «Мир и Запад» (The World and the West, 1953).
  22. «Историческое исследование религии» (An Historian’s Approach to Religion, 1956).
  23. «Христианство в среде мировых религий» (Christianity among the Religions of the World, 1957).
  24. «Демократия атомного века» (Democracy in the Atomic Age, 1957).
  25. «От Востока до Запада: Кругосветное путешествие» (East to West: A Journey round the World, 1958).
  26. «Эллинизм: История цивилизации» (Hellenism: The History of a Civilization, 1959).
  27. «Между Оксом и Джумной» (Between Oxus and Jumna, 1961).
  28. «Америка и мировая революция» (America and the World Revolution, 1962).
  29. «Современный эксперимент западной цивилизации» (The Present-Day Experiment in Western Civilization, 1962).
  30. «Между Нигером и Нилом» (Between Niger and Nile, 1965).
  31. «Наследие Ганнибала: Влияние Пунических войн на жизнь Рима» (Hannibal’s Legacy: The Hannibalic War’s Effects on Roman Life, 1965): Т. I. «Рим и его соседи накануне вторжения Ганнибала» (Rome and Her Neighbours before Hannibal’s Entry). Т. II. «Рим и его соседи после ухода Ганнибала» (Rome and Her Neighbours after Hannibal’s Exit).
  32. «Изменения и традиция: Вызовы нашего времени» (Change and Habit: The Challenge of Our Time, 19660).
  33. «Мои встречи» (Acquaintances, 1967).
  34. «Города и судьбы» (Cities of Destiny, 1967).
  35. «Между Мауле и Амазонкой» (Between Maule and Amazon, 1967).
  36. «Испытания Христианства: Иудаизм, эллинизм и исторический фон испытаний» (The Crucible of Christianity: Judaism, Hellenism and the Historical Background to the Experiences, 1969).
  37. «Христианская вера» (Christian Faith, 1969).
  38. «Некоторые проблемы греческой истории» (Some Problems of Greek History, 1969).
  39. «Города в развитии» (Cities on the Move, 1970).
  40. «Спасая будущее» (Surviving the Future, диалог между А. Тойнби и проф. Кей Вакайзуми, 1971).
  41. «Постижение истории» (Иллюстрированный однотомник в соавторстве с Джейн Каплан)
  42. «Половина мира: История и культура Китая и Японии» (Half the World: The History and Culture of China and Japan, 1973).
  43. «Константин Багрянородный и его мир» (Constantine Porphyrogenitus and His World, 1973)
  44. «Человечество и Мать-Земля: Очерки по истории мира» (Mankind and Mother Earth: A Narrative History of the World, 1976, посмертно).
  45. «Греки и их наследие» (The Greeks and Their Heritages, 1981, посмертно).

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.

Британский историк и культуролог Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) является последним среди известных представителей теории локальных культур, наряду с Н. Я. Данилевским и О. Шпенглером, однако, при всей внешней схожести его концепции с идеями этих учёных, она всё же существенно отличается от них. Свою концепцию Тойнби изложил в фундаментальном труде «Исследование истории», 12 томов которого вышли в период с 1933 по 1961 год. Его труд является весомым достижением в мировой науке хотя бы потому, что Тойнби написал обобщающую работу в эпоху моды на узкоспециальные труды в гуманитарной сфере и уже этим резко контрастирует со своими коллегами «по цеху».

Основу концепции Тойнби составляет принцип существования в мировой истории отдельных цивилизаций. И уже здесь Тойнби отличается от Шпенглера тем, что он не разделяет культуру и цивилизацию. Если у Шпенглера эти понятия были антонимами, то у Тойнби они - синонимы. Более того, понятию цивилизации Тойнби отдаёт предпочтение перед понятием культуры. Если Шпенглера не интересовали никакие другие культуры, кроме выделенных им восьми, то Тойнби стремится охватить все ему известные цивилизации. В начале своего труда он насчитывает 21 цивилизацию, затем в процессе исследования доводит их число до 37, однако к концу своего труда говорит лишь о семи доживших до нашего времени цивилизаций. Это западная; православная; индуистская; китайская; дальневосточная; иранская и арабская цивилизации. Остальные признаны Тойнби «мёртвыми» обществами.

Цивилизации отличаются друг от друга не только своей обособленностью, но и способностью передать своё наследие последующим культурным образованиям. Одни цивилизации никак не связаны ни с предшествующими, ни с последующими им во времени (египетская, китайская), другие образуют цепочки родственных цивилизаций (критская (минойская) - эллинская - западная). Однако в таких цепочках может быть не более трёх звеньев. Географические области, занимаемые какой-либо цивилизацией, подвержены изменениям, но нет ни одной цивилизации, которая бы охватила всё человечество и распространилась на всю обитаемую землю. По Тойнби, всемирная история и есть история различных цивилизаций, сосуществующих друг с другом. «Длительность существования отдельной цивилизации больше, чем срок жизни любой отдельной нации, но в тоже время меньше срока, отпущенного человечеству в целом» .

Однако сам Тойнби не претендует на новый подход в исследовании цивилизации, он лишь оставляет за собой новизну в исследовании зарождения цивилизации и смены одной цивилизации другой.


Согласно его концепции перед любым социумом стоит ряд жизненных трудностей: природных, социальных, политических, военных, совокупность которых составляет так называемый «Вызов». Если общество избегает вызова и ищет выгодных для себя условий проживания, то оно остаётся на примитивном, первобытном уровне, и цивилизация не возникает. Если же общество принимает «Вызов» и пытается на него реагировать, то внутри этого общества возникает разделение на две неравные части: творческого меньшинства и большинства. Творческое меньшинство генерирует идеи по наиболее эффективной реакции на «Вызов» и предлагает их большинству, которое в свою очередь подражает меньшинству и принимает эти идеи. Из совокупности идей и подражания возникает адекватный «Вызову» «Ответ» и зарождается высокий культурный организм - цивилизация. Она проходит фазу «Возникновения» и вступает в период «Роста», который питается «Жизненным порывом», возникающим из-за существования «Вызова».

Но каким образом одна цивилизация сменяет другую? Тойнби считает, что на границах цивилизации живут примитивные общества, которые являются частью «Вызова». Тойнби называет их Внешним пролетариатом. Он отличается от обычных примитивных обществ длительностью жизни на границах цивилизации и, как следствие, желанием жить и быть её частью. Пока цивилизация сильна и в состоянии давать «Ответ» на «Вызов», эти народы остаются на её границах. После ослабления цивилизации Внешний пролетариат вторгается в её организм и соединяется с внутренним пролетариатом. Вместе они ликвидируют господствующее меньшинство. Из этого соединения возникает новое творческое меньшинство, которое начинает разрабатывать и генерировать новые идеи, а вновь образованное большинство начинает их воспринимать и подражать. Это приводит к возникновению нового адекватного «Ответа» на «Вызов» и возникает новая цивилизация.