Бои в небе над кубанью. Воздушные бои на кубани

Воздушный бой существует в течение чуть более чем 100 лет, и за это время было много эпических сражений в небе. Мы постарались собрать в одном материале 7 самых знаменитых боёв:

  1. Битва при Марианских островах

Японский флот был в трудном положении, охраняя Марианские острова в 1944 году. Если бы флот отдал больше земли, Америка бы имела основания атаковать Японию и оккупированные Японией Филиппины. Так что, когда Пятый флот США был замечен на пути к Сайпан, японцы атаковали его.

430 японских самолетов были замечены морскими операторами и американские самолеты были отправлены а перехват в Тихом океане. В результате американский флот потерял 29 самолетов, но сбил 365 самолетов японцев и потопил два японских авианосца.

  1. Турецкая битва в долине Бекаа.

96 израильских истребителей и эскадрилья беспилотников решили уничтожать сирийские базы зенитных ракет 9 июня 1982, успешно разрушив 17 из 19 ракетных батарей в течение первых двух часов. Сирийцы запустили до ста своих самолетов, чтобы дать отпор. Воздушный бой длился в течение двух дней, и израильтяне уничтожили 29 самолетов в первый день и 35 на следующий, не потеряв при этом не одного своего самолёта.

  1. Битва за Британию

В сентябре 1940 года, Великобритания переживала месяцы атак Люфтваффе. Более 1000 бомбардировщиков принимали участие в налётах на Великобританию. Но 15 сентября британцы начали контратаку в ответ Люфтваффе. В конце боя, 40 самолетов ВВС и многие экипажи погибли, но 56 немецких самолётов были уничтожены и тем самым вынудив Германию приостановить бомбардировки.

  1. Черный вторник над Аллеей МиГов

23 октября 1951 г., девять американских бомбардировщиков с сопровождением в 89 самолетов наткнулись на группу 150-ти МиГ-15 над аллеей МиГов в Корее. 20-ти минутная битва принесла шесть сбитых бомбардировщиков и потерю сопровождения. Американцы смогли сбить только четыре российских МиГов атакующих их.

  1. Воздушный бой над Офирой

В одном из первых сражений войны Судного дня, самолеты Сирии и Египта отправились бомбить израильскую авиацию на базе Офира. 2 самолёта F-4 Phantom II Армии обороны Израиля разгромили превосходящие их в численности самолеты Египта, состоящее из 28 самолётов МиГ-17 и МиГ-21. В результате шестиминутного боя 7 МиГов были сбиты.

  1. Первые атаки самолетов союзников над Берлином

В начале реактивного боя, группа немецких истребителей Ме-262 атаковали формирование союзников, что составляло 1329 бомбардировщиков и 700 истребителей. Достоверное число немецких самолетов неизвестно, но по большинству оценок — около 35 и 60. Небольшие немецкие силы использовали ракеты воздух-воздух и реактивные двигатели, одни из новейших технологий в то время, сбив 13 бомбардировщиков и 6 истребителей. Только 2 немецких самолета были сбиты.

  1. Воздушный бой в Сен-Миельской операции

В одной из крупнейших и самых ранних в истории воздушных боев, участвовало почти 1500 самолетов союзников под командованием. Первой авиации ВВС США. Несмотря на ограниченное число истребителей и тяжелые потери на земли, немецкие силы боролись за контроль воздуха в течение первых двух дней сражения и сбили 62 вражеских самолетов, потеряв собственных 63. Немцы потеряли 30 аэростатов по сравнению с потерей союзников в 4.

БИТВА ЗА КУБАНЬ И «ГОЛУБУЮ ЛИНИЮ» (ВЕСНА-ЛЕТО 1943 г.)

Весной 1943 года на северо-кавказском участке фронта части вермахта перешли к обороне. Поддерживали их соединения 4-го Воздушного флота. На аэродромах Крыма и Таманского полуострова сосредоточилось до 1000 самолетов, в том числе 250 истребителей.

Противостояла им авиация Северо-Кавказского фронта, в состав которой в начале апреля входили 4-я воздушная армия, располагавшая 250 самолетами (командующий - генерал-майор Н.Ф. Науменко), 5-я воздушная армия, насчитывавшая 200 самолетов (командующий - генерал-лейтенант С.К. Горюнов), 70 самолетов авиагруппы ВВС Черноморского флота (командующий - генерал В.В. Ермаченков), а также 60 самолетов группы авиации дальнего действия. Всего около 600 самолетов.

В целях обеспечения надежного и централизованного управления боевыми действиями двух воздушных армий в начале апреля был создан штаб ВВС Северо-Кавказского фронта во главе с генералом К.А. Вершининым. Общее руководство и координацию действий авиации Северо-Кавказского и соседних Южного и Юго-Западного фронтов осуществлял представитель Ставки, командующий ВВС Красной Армии маршал авиации А.А. Новиков.

Особенно ожесточенные воздушные сражения развернулись за укрепленный район, названный «Голубая линия». Напряженность боев с каждым днем возрастала, особенно после высадки морских десантов в районе Новороссийска. Причем противнику удалось создать превосходство в силах и захватить господство в воздухе.

В связи с этим Ставка ВГК приняла решение сначала усилить авиационную группировку на Кубани.

По указанию Верховного Главнокомандования из резерва Ставки ВГК на Северо-Кавказский фронт срочно были перебазированы три авиационных корпуса РГК (2-й бомбардировочный, 2-й смешанный и 3-й истребительный) и одна отдельная истребительная авиационная дивизия. К 20 апреля из состава этих корпусов прибыли 300 самолетов, еще около 200 несколько позже. Таким образом, численность ВВС фронта вместе с авиационной группой Черноморского флота, группой авиации дальнего действия и прибывшими основными силами авиакорпусов РГК составила 900 боевых самолетов. Из них во фронтовой авиации - до 800 самолетов, из них 270 истребителей.

Прибывшие на Северо-Кавказский фронт представитель Ставки ВГК Маршал Советского Союза Г.К. Жуков и командующий ВВС маршал авиации А.А. Новиков утвердили план авиационного наступления военно-воздушных сил фронта с приданными авиационными корпусами РГК. Планом предусматривались завоевание оперативного господства в воздухе и оказание максимальной поддержки сухопутным войскам. Решительные цели сторон в операциях на суше и связанное с ними сосредоточение больших масс авиации для действий в ограниченном районе, по существу, и определили характер развернувшейся борьбы в воздухе, которая вылилась в крупные воздушные сражения.

В течение трех дней - с 17 по 19 апреля - в районе Мысхако воздушные бои проходили с переменным успехом. Советские летчики наносили вражеской авиации значительные потери, снижая эффективность ее ударов, но воспретить эти удары при ощущавшемся недостатке сил не могли. Боевые действия авиации в районе Мысхако достигли наивысшего напряжения 20 апреля. Тогда, подтянув резервы, противник изготовился для генеральной атаки, чтобы рассечь плацдарм на две изолированные части, а затем уничтожить высадившийся десант.

В этот день впервые была введена в бой часть сил прибывших авиакорпусов РГК, что позволило нанести два массированных удара по боевым порядкам пехоты и артиллерии противника перед фронтом десантной группы. После этих ударов противник приостановил свое наступление. Важнейшая задача, поставленная перед авиацией, - воспретить организованные удары бомбардировщиков по боевым порядкам десантных войск, была выполнена. Это отмечал в своем приказе Военный совет Северо-Кавказского фронта: «День 20 апреля был кульминационным моментом боев на фронте десантной группы… В течение трех дней над участком десантной группы происходили непрерывные воздушные бои, в результате которых авиация противника, понеся исключительные потери, вынуждена была уйти с поля боя. Этим определилась и дальнейшая наземная обстановка».

В последующие дни, 21-23 апреля, мощь ударов советской авиации еще более возросла. Ввод в действие сил трех авиакорпусов РГК позволил изменить общее соотношение сил авиации в районе Мысхако в нашу пользу. Боевые действия нашей авиации по поддержке десантной группы интересны тем, что здесь, в ограниченном районе, действовали силы двух воздушных армий и ВВС Черноморского флота. В связи с этим большое внимание уделялось организации взаимодействия между армиями, видами и родами авиации, появилась необходимость организации управления истребительными авиационными частями обеих воздушных армий с одного командного пункта. В базировании авиации у противника имелись преимущества. В Крыму и южных районах Украины он располагал достаточным количеством хороших полосных аэродромов. В то же время наша авиация на Кубани испытывала недостаток в таких аэродромах, грунтовые же аэродромы из-за весенней распутицы были недоступны.

На вооружении советских авиационных частей в то время находилось уже значительное количество современных самолетов. Так, все прибывшие из резерва Ставки авиационные соединения были вооружены истребителями Як-1, Як-7, Ла-5, штурмовиками Ил-2 и бомбардировщиками Пе-2. Кроме того, стоит отметить появление на Кубани в массовом количестве американских Р-39 «Аэрокобра».

После успешного выполнения задачи по срыву немецкого наступления в районе Мысхако авиация Северо-Кавказского фронта стала усиленно готовиться к боям в районе станицы Крымская. Экономя силы, истребители небольшими группами прикрывали войска 56-й армии, а бомбардировщики наносили удары по вражеским аэродромам. Управление 5-й воздушной армии, передав 4-й воздушной армии подчиненные боевые части (265 самолетов) с 24 по 30 апреля, согласно директиве командующего ВВС Красной Армии, убыло в район Курской дуги на Степной фронт. Необходимость в дальнейшем существовании штаба ВВС фронта, предназначенного для обеспечения управления двумя воздушными армиями, отпала, и он был расформирован, а К.А. Вершинин вступил в командование 4-й армией.

Активность авиации противника в районе станицы Крымская резко возросла накануне перехода 56-й армии в наступление. С утра 28 апреля немецкие бомбардировщики группами по 10-15 самолетов пытались сбросить бомбы на боевые порядки наших войск. За день противник совершил 850 налетов. Советские истребители для отражения воздушного противника произвели 310 вылетов и сбили в воздушных боях 25 вражеских самолетов, потеряв 18 своих. С этого дня над станицей Крымская началось воздушное сражение, которое с небольшими перерывами продолжалось несколько недель.

29 апреля 1943 года потери противника составили 74 самолета, сбитых в воздушных боях, и 7 самолетов - от огня зенитной артиллерии. В последующие дни напряжение борьбы еще более возросло: над относительно узким участком фронта в 25-30 км в день происходило до 40 воздушных боев, в каждом из которых с обеих сторон участвовало по 50-80 самолетов.

Так, за 12 дней, с 29 апреля по 10 мая, только в результате воздушных боев противник, по советским данным (по всей видимости, завышенным), потерял 368 самолетов. В итоге советская авиация полностью захватила инициативу в воздухе. Тесно взаимодействуя с сухопутными войсками, она надежно прикрыла их с воздуха и оказала эффективную поддержку в прорыве сильно укрепленного вражеского оборонительного рубежа.

В борьбе с немецкой авиацией советские истребители действовали наступательно и с большим мастерством, их успеху способствовало также четко организованное управление по радио с земли. Для наведения истребителей и управления ими в воздушных боях у линии фронта были развернуты пять радиостанций в районе станицы Абинская. Одна из них - главная радиостанция наведения - находилась в 4 км от линии фронта и, по сути, являлась командным пунктом управления всей истребительной авиацией 4-й воздушной армии.

С первого дня операции 56-й армии и затем в наиболее ответственные ее дни советская авиация совершала вылетов в два раза больше, чем авиация противника. Всего с 29 апреля по 10 мая 4-я воздушная армия, ВВС Черноморского флота и авиации дальнего действия произвели около 10 тысяч вылетов, уничтожив 368 самолетов врага, то есть более трети его первоначальной авиационной группировки. В среднем противник каждые сутки терял 9 бомбардировщиков и 17 истребителей.

Около двух месяцев продолжалось на Кубани одно из крупнейших воздушных сражений Второй мировой войны. За период с 17 апреля по 7 июня 1943 года фронтовой авиацией и авиацией Черноморского флота было произведено около 35 тысяч вылетов.

В июне наступил перелом - к 7 июня советское наступление фактически захлебнулось. Противник, удержав оборону на «Голубой линии», перестал тратить усилия на враз ставший второстепенным участок фронта. И как результат, наиболее боеспособные части люфтваффе стали перебрасываться на направление «главного удара» - под Курск. С этого момента изменился и характер противостояния на Кубани - немногочисленные немецкие истребители перешли к тактике «свободной охоты».

В целом результаты действий советских истребительных полков на Кубани за март - июль 1943 года выглядят следующим образом:

* Одна победа 02.08.43.

** Данные, возможно, неполные.

Из книги Волки белые автора Валецкий Олег Витальевич

Глава 10. Весна-лето 1994 года - смерть Шкрабова и распад отряда Во время моего отсутствия в нашем отряде произошли большие изменения. Саша Шкрабов стал на Гырбовице важной фигурой, о которой знали не только на Гырбовице, но и во всем Сербском Сараево. Саша смог установить

Из книги Линейный корабль "Андрей Первозванный" (1906-1925) автора Мельников Рафаил Михайлович

16. Весна и лето 1912 г В нетерпении ожидая ухода льдов и держа свой флаг на стоящем в Ревеле крейсере "Баян", Н.О. Эссен после проверки "Ермаком" 7 апреля состояния льдов в ближайшей бухте Папонвик, уже 15 апреля приказал крейсерам начать кампанию, 18–19 апреля они провели

Из книги Истребители - на взлет! автора Жирохов Михаил Александрович

ВОЛХОВ, ВЕСНА-ЛЕТО 1942 г. 26 февраля 1942 года советская Ставка Верховного Главнокомандования издала директиву, согласно которой 2-я ударная и 54-я армии Волховского фронта должны были начать встречное наступление в рамках фронтовой операции и соединиться в Любани до 5 марта,

Из книги Они сражались за Родину: евреи Советского Союза в Великой Отечественной войне автора Арад Ицхак

Изгнание немецкой армии с территории Советского Союза и выход к Висле (лето 1943 г. – лето 1944 г.) Переправа через Днепр и освобождение западных территорий Советского СоюзаПосле победы на Курской дуге Красная армия продолжила наступление на значительной части

Из книги 891 день в пехоте автора Анцелиович Лев Самсонович

Весна и лето 1943 г. (по материалам 61-й гвардейской стрелковой дивизии) Весна 1943 г. В памяти участников боев на Волге, Дону, Северском Донце она – как предвестник нашей Победы, как первая весна, когда части Красной Армии начали свой победный путь от берегов Волги к городам и

Из книги Волкодав Сталина [Правдивая история Павла Судоплатова] автора Север Александр

Холодная весна и лето 1953 года В январе 1953 года положение Павла Анатольевича Судоплатова в органах госбезопасности было стабильным. Об этом, в частности, свидетельствует характеристика, подписанная секретарем парткома № 1 МГБ СССР Аставиным. Из нее мы можем узнать, что

Из книги Кавказская война. В очерках, эпизодах, легендах и биографиях автора Потто Василий Александрович

II. БЗИЮКСКАЯ БИТВА (Первый поход черноморцев на Кубань) Переселившись на привольные кубанские берега, Черноморское войско нашло в отведенных ему местах ничтожные остатки когда-то сильных черкесских племен, воевавших с ногайцами, а иногда вместе с ними вносивших

Из книги Казак на самоходке. «Заживо не сгорели» автора Дронов Александр

Рвем «голубую линию» Немцы понимали, что потеря Тамани неизбежно приведет к потере Крыма, поставит под угрозу войска на Украине. От Черного до Азовского моря они создали мощный оборонительный рубеж из двух полос, покрытых минными полями, противотанковыми заграждениями,

Из книги Территория войны. Кругосветный репортаж из горячих точек автора Бабаян Роман Георгиевич

Весна и лето 1999-го. Начало трагедии Слово президента Слобо В предыдущих главах я рассказал о ситуации рубежа XX и XXI веков в разных частях разорванной Югославии - Боснии и Герцеговине, Косово. А теперь хочу вспомнить, как всё начиналось. Вернуться в Белград 1999 года, где я в

Из книги Участие Российской империи в Первой мировой войне (1914–1917). 1916 год. Сверхнапряжение автора Айрапетов Олег Рудольфович

Кавказский фронт, Персия и Месопотамия. Весна – лето 1916 г. Весной 1916 г. активизировали действия войска Баратова. 6(19) марта после двухчасового боя они взяли важный узел дорог и центр германской пропаганды – Исфаган. Занимавшие его бахтияры (местные кочевые племена) спешно

Из книги Участие Российской империи в Первой мировой войне (1914–1917). 1915 год. Апогей автора Айрапетов Олег Рудольфович

Планы Ставки в отношении Турции. Весна – лето 1916 г. Даже после капитуляции Таунсхенда Ставка была готова продолжать сотрудничество с англичанами в Малой Азии. Алексеев считал, что оно значительно способствовало бы победе над Турцией. «Наши общие союзнические

Из книги автора

Балканы. Весна – лето 1916 г Летом планы в отношении возможного переворота в Болгарии продолжали обсуждаться в Ставке. Сазонов был настроен весьма критически относительно перспектив получить русофильское правительство в Болгарии. Судя по всему, министр иностранных дел

Из книги автора

Кавказский фронт, Персия и Месопотамия Весна – лето 1916 г. 1 Русский инвалид. 11 марта 1916 г. № 68. С. 4.2 Емельянов А. Г. Персидский фронт (1915–1918). Берлин, 1923. С. 33.3 Пеньков Л. На передовом опорном пункте (Из воспоминаний старого пластуна) // ВИВ. Париж, 1958. № 12. С. 27.4 Аустрин Г. От

Из книги автора

Планы Ставки в отношении Турции Весна – лето 1916 г. 1 Наступление Юго-Западного фронта… С. 48.2 Алексеев М. В. Война 1877–1878 гг. на Азиатском театре. Действия Отдельного Кавказского корпуса с 12 апреля по 28 июня 1877 г. СПб., 1892. С. 13.3 Константинополь и Проливы. М., 1925. Т. 1. С. 213.4 Там же.

Из книги автора

Балканы. Весна – лето 1916 г. 1 Hindenburg P. Op. cit. NY., 1921. Vol. 2. P. 109–110.2 Константинополь и Проливы. Т. 1. С. 219.3 РГА ВМФ. Ф. 716. Оп. 1. Д. 186. Л. 83.4 Волков Е. Год борьбы за выступление Румынии // ВЕ. 1917. № 1. С. 303.5 Фалькенгайн Э. Указ. соч. С. 254.6 Price G. W. Op. cit. P. 90.7 Багров Л. Очерки Мировой войны на море //

Из книги автора

Кавказский фронт: весна и лето 1915 г. Геноцид армян, ассирийцев и греков 1 Корсун Н. Г. Алашкертская и Хамаданская операции на Кавказском фронте мировой войны в 1915 году. М., 1940. С. 21.2 Лудшувейт Е. Ф. Указ. соч. С. 67.3 Корсун Н. Г. Указ. соч. С. 35.4 Русский инвалид. 31 марта 1915 г. № 71. С. 1.5

Весной 1943 г. на самом южном фланге огромного советско-германского фронта, на Кубани, развернулись ожесточенные воздушные сражения, закончившиеся блестящей победой советских Военно-воздушных сил над отборными эскадрами гитлеровской авиации. Победа советской авиации на Кубани являлась важнейшим этапом борьбы за завоевание ею господства в воздухе. В ожесточенных воздушных боях на Таманском полуострове и в битве на Курской дуге было окончательно опрокинуто былое мнение о превосходстве немецкой авиации в воздухе.

Воздушные бои на Кубани развернулись в то время, когда гитлеровцы, потерпев поражение под Сталинградом и потеряв десятки дивизий и огромное количество боевой техники, откатились далеко на запад. Успешно наступавшие советские войска продвинулись вперед и отрезали фашистские войска, находившиеся на Тамани. Перед этой вражеской группировкой, укрытой за сетью оборонительных сооружений, названных фашистами «Голубой линией», была поставлена задача удержать Таманский полуостров. Гитлеровское командование намеревалось использовать полуостров как плацдарм для развертывания новых операций на Северном Кавказе.

Группировка гитлеровских войск, занявшая оборону на Таманском полуострове, должна была, по замыслам фашистов, отвлечь на себя большие силы Советской Армии и обеспечить тем самым успешное развертывание наступления своих войск на других участках советско-германского фронта и, в частности, на орловско-курском и белгородско-курском направлениях.

Благодаря ранней весне аэродромы Крыма и юга Украины быстро подсохли и на них можно было сосредоточить крупные авиационные соединения. Гитлеровцы решили воспользоваться создавшейся обстановкой и перебазировали с центральных участков на юг большое количество самолетов. На аэродромах Крыма, Таманского полуострова и Южной Украины были сосредоточены отборные истребительные эскадры и крупные силы бомбардировочной авиации.

Делая основную ставку в обороне Таманского полуострова на авиацию, гитлеровцы рассчитывали завоевать господство в воздухе.

Намерения немецко-фашистского командования были своевременно раскрыты.

Таким образом, гитлеровцам не удалось скрытно совершить маневр своих авиационных частей и соединений и внезапно ввести их в бой в районе Кубани.

Учитывая создавшуюся обстановку, Верховное Главнокомандование Советских Вооруженных Сил своевременно перебросило на Кубань истребительную, бомбардировочную и штурмовую авиацию. Наши авиационные части были вооружены замечательными самолетами конструкции А. С. Яковлева, С. А. Лавочкина, В. М. Петлякова, А. Н. Туполева и С. В. Ильюшина, построенными героическими тружениками социалистической промышленности.

К этому времени благодаря самоотверженному труду рабочих, работниц, инженеров и техников авиационной промышленности фронт стал получать самолеты во все возрастающем количестве. Героически защищая свою Родину от немецко-фашистских захватчиков, советские летчики только за три зимних месяца 1942/43 г. уничтожили 4000 фашистских самолетов. Все это позволило ликвидировать былое количественное превосходство гитлеровской авиации. Что же касается качества наших самолетов, то в этом преимущество было на нашей стороне с первых дней войны.

K моменту воздушных сражений на Кубани советские Военно-воздушные силы обогатились опытом ведения войны и противопоставили гитлеровцам свою более совершенную тактику и оперативное искусство. Передовые советские авиационные командиры к этому времени творчески разработали ряд новых тактических способов борьбы в воздухе и наиболее эффективного поражения наземных целей. Штабы частей и соединений Военно-воздушных сил значительно усовершенствовали систему управления ^действиями всех родов авиации как над полем боя, так и в войсковом и оперативном тылу противника. Эти и многие другие обстоятельства сыграли большую роль в достижении советскими летчиками решающих успехов в боевых действиях на Кубани.

Задолго до начала воздушных сражений наша авиация нанесла ряд мощных ударов по аэродромам врага. Штурмовики, бомбардировщики и истребители, действуя по аэродромам противника, нанесли ему большие потери, в результате чего авиационная группировка врага к началу сражений была значительно ослаблена.

Воздушные сражения на Кубани начались в марте 1943 г. с ожесточенных воздушных схваток наших истребителей с крупными группами вражеских самолетов, пытавшихся подвергнуть массированным ударам районы Ростова и Краснодара. Умело используя превосходные летно-тактические качества своих самолетов, проявляя высокое мастерство, смелость и отвагу, советские летчики самоотверженно сражались с врагом. Наши истребители встречали вражеские самолеты еще на дальних подступах к охраняемым объектам и, вступая в бой, наносили им большой урон. Под Ростовом и Краснодаром советские истребители и зенитчики уничтожили сотни вражеских самолетов.

Однако враг продолжал стягивать в район Таманского полуострова новые авиационные силы. Гитлеровцы рассчитывали вытеснить с поля боя советские истребители и, захватив инициативу, создать благоприятную обстановку для ударов с воздуха по нашим наземным войскам. Но инициатива попрежнему как на земле, так и в воздухе находилась в руках советских войск. События на фронте развертывались в соответствии с планами советского командования. Наши наземные войска и авиация диктовали свою волю гитлеровцам.

В апреле 1943 г. развернулись наземные и воздушные бои в районе Новороссийска. Враг пытался нанести поражение нашим войскам и вытеснить их с плацдарма в районе мыса Хако. Примерно в течение недели шли весьма ожесточенные бои на земле и в воздухе. Для авиационного обеспечения контрудара, к которому подготовились три общевойсковых соединения, немецко-фашистское командование привлекло крупные силы авиации. Следует отметить также, что на этом участке враг имел преимущество в базировании авиации, так как его передовые аэродромы истребителей были расположены к линии боевого соприкосновения ближе, чем наши. Объясняется это тем, что с нашей стороны к Новороссийску подходили отроги Главного Кавказского хребта. Наши истребители могли находиться над полем боя намного меньше, чем истребители противника.

Делая по 1000 и более самолето-вылетов в сутки, враг не только стремился воздействовать на наши позиции на самом плацдарме, но и пытался вывести из строя нашу дальнобойную артиллерию, расположенную на другом берегу Цемесской бухты.

Но замысел врага и на этот раз был сорван. По указанию советского командования, внимательно следившего за развертывавшимися на Кубани боевыми действиями, на этом участке фронта были сконцентрированы сотни самолетов. Мощными ударами с воздуха крупная группировка врага была обескровлена. В воздушных боях он вновь понес большие потери, и интенсивность полетов его авиации намного снизилась. Таким образом, советская авиация выиграла воздушное сражение. Наземные войска в эти дни вели ожесточенные бои, отражая от 5 до 13 атак противника в сутки. В результате трехдневных яростных атак гитлеровцы вклинились в нашу оборону всего на 1 километр. На 20 апреля враг, подтянув свежие резервы, наметил решающую атаку. Но его замысел был сорван нашей авиацией: за полчаса до начала наступления гитлеровцев советские бомбардировщики под прикрытием истребителей нанесли мощный удар по боевым порядкам противника, подготовившегося к атаке; через несколько часов они совершили повторный налет. Это предрешило провал наступления гитлеровцев.

Советские истребители к этому времени нанесли тяжелое поражение гитлеровской авиации. В воздушной обстановке произошел резкий перелом. Если 20 апреля на этом участке фронта было отмечено 1400 самолето-пролетов противника, то уже на следующий день это число уменьшилось вдвое, а в последующие дни снизилось еще больше. Господство в воздухе окончательно и бесповоротно перешло в наши руки.

В последние дни апреля и начале мая в районе станицы Крымской сложилась напряженная обстановка как на земле, так и в воздухе. Здесь вели наступление наши наземные войска. Гитлеровское командование, пытаясь остановить наступление, бросило сюда крупные силы бомбардировщиков. Одновременно истребители противника стремились вытеснить наши самолеты с поля боя. Развернулось новое воздушное сражение. Советская бомбардировочная и штурмовая авиация, поддерживающая наступление наземных войск, действовала крупными группами, непрерывно уничтожая живую силу и технику врага. В воздухе шли ожесточенные бои с авиацией противника, в которых участвовали сотни самолетов. И в этих боях враг нес большие потери.

Для пополнения своих уже значительно потрепанных авиачастей гитлеровское командование спешно перебрасывало в район Кубани свежие эскадры. Но и они подвергались сокрушительным ударам советских летчиков, уничтожавших вражеские самолеты и в воздушных боях, и на аэродромах. Надо отметить, что здесь успешно применялся такой способ действия: многие аэродромы противника блокировались небольшими подразделениями советских истребителей, в результате чего враг был лишен возможности бросить в бой одновременно все свои силы и вводил их в бой по частям, что было выгодно нашим истребителям.

Действуя искусно и решительно, советские летчики выиграли воздушное сражение и в районе станицы Крымской. Господство в воздухе и здесь осталось за нашей авиацией. Войска Советской Армии благодаря непрерывной и эффективной поддержке с воздуха успешно решили поставленную перед ними задачу: в первых числах мая они взяли крупный опорный пункт вражеской обороны на Таманском полуострове - станицу Крымскую. Враг вынужден был отойти на новые оборонительные позиции.

Однако воздушные бои на Кубани на этом не закончились. В конце мая с новой силой разгорелось воздушное сражение в районе станиц Киевская и Молдаванская. Здесь наши наземные войска перешли в наступление и прорвали вражескую оборону. Немецко-фашистское командование, стремясь спасти положение, бросило в бой крупные силы авиации. Кроме частей, базировавшихся в Крыму, были привлечены авиационные соединения, находившиеся на аэродромах юга Украины. Начавшиеся ожесточенные воздушные бои с новой силой продемонстрировали мощь советской авиации: наши истребители опять нанесли противнику сокрушительное поражение.

Фашистская авиация стремилась прорваться к нашим войскам группами по 25 - 50 самолетов. При этом количество групп все время возрастало, и на исходе дня 26 мая в течение короткого времени гитлеровцы пытались нанести удар по нашим войскам 12 группами. Но советские истребители, встречая группы бомбардировщиков на дальних подступах, разбивали их боевой порядок и наносили сокрушительные удары, заставляя их сбрасывать бомбы на свои же войска.

Шестерка истребителей, возглавляемая офицером Горбуновым, прикрывала боевые порядки наших наземных войск. Появившиеся в воздухе 8 вражеских истребителей стремились вытеснить советские самолеты и обеспечить своим летчикам возможность бомбардировать наши войска. Офицер Шевченко в паре с Канкошевым на вертикальном маневре сковал истребителей противника и оттянул их в сторону. В это время была обнаружена большая группа фашистских бомбардировщиков. Четверка истребителей под командой Горбунова врезалась в боевой порядок вражеских самолетов и рассеяла их. Сбив два «юнкерса», четверка Горбунова заставила гитлеровцев ретироваться с поля боя. Фашистские летчики вынуждены были сбросить бомбы на свои войска.

Пара самолетов, возглавляемая летчиком Шевченко, сковала восьмерку вражеских истребителей и не дала им возможности помочь их бомбардировщикам. Один вражеский истребитель был сбит. Из этого примера видно, что советские летчики, умело действуя, выходили победителями из боя даже при большом численном превосходстве врага.

Потерпев поражение в многочисленных воздушных боях, противник в первых числах июня отказался от мысли нанести массированные удары по нашим войскам на поле боя. Советская авиация выиграла и это воздушное сражение.

Таким образом, завоевав господство в воздухе, советская авиация оказала помощь наземным войскам в боях у мыса Хако, в прорыве вражеской обороны под станицей Крымская и в боях за узловые пункты пресловутой «Голубой линии» гитлеровской обороны. В ходе ожесточенных воздушных боев вражеская авиация понесла огромный урон, потеряв в общей сложности около 1000 самолетов.

В единоборстве с сильным и коварным врагом наши летчики показали высокое мастерство как в индивидуальных, так и в групповых воздушных боях. Несмотря на большую интенсивность боевых действий, советские летчики настойчиво искали и успешно находили новые приемы борьбы. Быстро развивая эти приемы, они получали преимущество над врагом, шли к новым успехам.

Советские летчики в дни сражения на Кубани разработали весьма эффективные приемы боевых действий, в частности, полностью претворили в жизнь основную формулу сокрушительного наступательного воздушного боя: высота - скорость - маневр - -огонь. Советские мастера воздушного боя, во-первых, старались завоевать высоту. Это позволяло им свободно маневрировать, совершать поиск противника и вести наступательный бой. Во-вторых, они добивались превосходства в скорости. Это давало им большое преимущество при нагоне противника и позволяло достичь внезапности атаки. Завоевав высоту и скорость, советские летчики могли, в-третьих, с наибольшим эффектом использовать маневр. Искусно маневрируя в вертикальной и горизонтальной плоскостях, они уверенно занимали исходное положение и устремлялись в атаку. Большая высота и скорость давали возможность стремительно выполнять любой маневр. Наконец вступал в действие четвертый, заключительный и решающий элемент формулы - огонь. Точным прицельным огнем, открываемым только с короткой дистанции, истребители поражали врага наверняка.

Воздушные бои на Кубани показали, что одной из основных форм борьбы в воздухе стал групповой бой. В ряде случаев из скоротечной встречи он перерастал в длительную схватку.

Бои на Кубани изобилуют множеством примеров боевого мастерства советских летчиков, которые в любом боевом вылете добивались успехов. Обучаясь у передовых мастеров воздушного боя, по десятку побед одержали молодые летчики А. Клубов, Г. Голубев, М. Мудров и В. Базанов.

Героические подвиги советских летчиков и успех наших Военно-воздушных сил на Кубани в целом явились прямым следствием того, что наша авиация в своей боевой деятельности опиралась на самый прочный в мире советский тыл. Такого тыла не имели и не могли иметь воздушные силы врага. Советские люди, вдохновляемые Коммунистической партией, вели гигантскую работу, чтобы снабдить Советскую Армию и ее авиацию всем необходимым для успешной борьбы с врагом. Еще в дни исторической Сталинградской битвы на наши прифронтовые аэродромы поступили самолеты новых образцов, которые по своим тактико-техническим данным значительно превосходили вражескую авиационную технику. К весне 1943 г. советская авиация пополнилась самолетами новейших марок. Советский тыл давал своей фронтовой авиации отличные машины и в том количестве, которое было нужно для победы над врагом. В частности, на вооружении истребительных соединений, действовавших на Кубани, находились лучшие по тому времени самолеты - Як-7 и Ла-5.

Воспитанные Коммунистической партией, советские летчики глубоко понимали справедливые цели Великой Отечественной войны, твердо верили в правоту своего дела. Беспредельно любя свое социалистическое Отечество, советские авиаторы свято выполняли военную присягу, самоотверженно сражались с врагом.

В воздушных боях на Кубани развернулось исключительное летное мастерство таких смелых и отважных летчиков, как А. Клубов, Т. Речкалов, В. Семенишин, В. Фадеев и др.

Среди летчиков - участников воздушных боев на Кубани было много опытных воинов, успешно сражавшихся с врагом под Москвой, Сталинградом и на других фронтах. Они не только совершенствовали свое боевое мастерство, но и обучали искусству воздушного боя и нанесения точных бомбардировочных и штурмовых ударов молодые авиационные кадры. Высокая воинская выучка наших летчиков была ясно видна на всех этапах Кубанского воздушного сражения.

На превосходных советских самолетах устанавливались авиационные пушки и пулеметы, обладавшие большой скорострельностью. На аэродромах было достаточно средств технического обслуживания самолетов и различной аппаратуры, необходимой для управления действиями летчиков в воздухе. Летчики и авиационные командиры умело использовали отличное вооружение, которым советский народ полностью обеспечивал свою авиацию.

Авиация на Кубани действовала в тесном взаимодействии с наземными войсками Советской Армии.

В ходе воздушного сражения на Кубани начальствующий состав наших авиационных частей и соединений показал высокие организаторские способности. В кубанских сражениях ярко проявилось превосходство нашей авиационной оперативно-тактической мысли над вражеской.

Все эти факторы обеспечили блестящую победу советским Военно-воздушным силам над фашистской авиацией. Советская авиация вышла из Кубанского сражения еще более сильной и закаленной.

Источник : Трижды Герой Советского Союза гвардии генерал-майор авиации А. ПОКРЫШКИН. Воздушные бои на Кубани — «Вестник воздушного флота» № 5, 1953 г.


Георгий ЛИТВИН


Кубань, весна 1943 г, механик помагает пилоту вынуть из ноги осколок снаряда


Стабилизировав фронт после сокрушительного поражения под Сталинградом, немецкое командование с весны 1943 года начало подготовку к летнему наступлению. В осуществлении намеченного плана важное значение придавалось укреплению группировки в Крыму с целью сохранения плацдарма для наступления на Кавказ, а также отвлечения на второстепенные направления как можно большего числа советских войск.

К середине апреля 1943 г противник сосредоточил на аэродромах Крыма и Кубани основные силы 4-го воздушного флота, имевшего 820 самолетов. Кроме того, он мог привлекать более 200 бомбардировщиков с аэродромов юга Украины. Сосредоточение с обеих сторон большого количества самолетов для действий в ограниченном районе предопределило упорную и напряженную борьбу в воздухе.

На Тамани оборонялась 17-я немецкая армия и румынские войска. Поддерживала их авиация 4-го воздушного флота под командованием генерала Отто Деслоха, насчитывающая в марте 1943 года свыше 1000 боевых самолетов: 580 бомбардировщиков, 250 истребителей и 220 разведчиков. Штаб 4-го воздушного флота находился в Днепропетровске. Штаб VII 1-го воздушного корпуса - в Полтаве, IV-ro воздушного корпуса -в Донецке, а штаб 1-го воздушного корпуса - в Симферополе. На Кубань и в Крым прибыли лучшие истребительные эскадры люфтваффе: 3-я "Удет", 51-я "Мельдерс", и 52-я, а также пикирующие бомбардировщики, которыми командовал полковник Эрнст Купфер, 1-м воздушным корпусом командовал генерал Гюнтер Кортен, который первым делом разместил истребительные эскадры как можно ближе к линии фронта. Там же действовало по одной эскадрилье словаков, хорватов и румын, которые находились в оперативном подчинении у немцев. Летали они на "мессершмиттах". Собрав такой мощный авиационный кулак на относительно узком участке фронта, немцы начали авиационнное наступление. Так, с апреля 1943 года силы люфтваффе совершили здесь 750 вылетов, а советские авиачасти - всего 307. 12 апреля - соответственно 862 и 300, 15 апреля - 1560 и 447.

17 апреля немецкие войска силами 5-го армейского корпуса начали операцию "Нептун" по уничтожению советского плацдарма на Мысхако. С утра до вечера волнами по 25 самолетов пикирующие бомбардировщики атаковали позиции десантников. 17 апреля пикировщики сделали 511 самолето-вылетов. Всего же немецкая авиация 17 апреля совершила 1560 самолето-вылетов а советская - всего 538, но немцы не смогли уничтожить советских десантников. 18 апреля на Северо-Кавказский фронт по приказу Ставки прибыли маршал Г.К.Жуков и командующий ВВС генерал А.А.Новиков. Новиков приказал из резерва немедленно перебросить на Кубань 2-й бомбардировочный, 3-й истребительный, 2-й смешанный авиационные корпуса и 282-ю истребительную дивизию. Силы советской авиации увеличились на 900 самолетов. Из них: 370 истребителей, 170 штурмовиков, 165 бомбардировщиков, 195 ночных бомбардировщиков. Советские ВВС здесь уже имели до 65% новых самолетов типа Як-1, Як-7б и Ла-5, а также английские и американские А-20 "Бостон", Р-39 "Эйр-кобра" и "Спитфайр".


Эпизод воздушного боя, Кубань, весна 1943 г.


Всего над Кубанью произошло три воздушных сражения. По количеству воздушных боев и участвовавших в них самолетов на узком участке фронта они были первыми такими крупными за всю войну.

Первое воздушное сражение началось 17 апреля, когда противник попытался ликвидировать десантные части на плацдарме в районе Мысха-ко. На войска 18-й армии противник бросил 450 бомбардировщиков и около 200 истребителей. С советской стороны для противодействия немецкому наступлению в районе Мысхако привлекалось 500 самолетов, в том числе 100 бомбардировщиков. В этот день немецкие бомбардировщики совершили более 1000 самолето-вылетов в район Мысхако.

20 апреля противник вновь предпринял мощное наступление, но за 30 минут до начала наступления советская авиация силами 60 бомбардировщиков и 30 истребителей нанесла по противнику упреждающий удар, а через несколько минут - снова удар группой в 100 самолетов,что сорвало наступление противника. Затем, с 29 апреля по 10 мая, развернулись бои в районе станицы Крымской. Об их интенсивности говорит то, что за три часа наступления немецкая авиация произвела более 1500 самолёто-вылетов.

Советская авиация с 26 мая по 7 июня произвела 845 самолёто-вылетов по аэродромам противника Саки, Сарабуз, Керчь, Тамань, Анапа. Немецкая бомбардировочная авиация действовала и с аэродромов Крыма и Украины. Воздушные бои над Кубанским плацдармом были ожесточенными. На сравнительно узком, 25-30 километров, участке фронта, в день происходило до 40 групповых воздушных боев, в каждом из которых с обеих сторон участвовало 50-80 самолётов.

В ходе воздушных сражений советская авиация произвела около 35 тысяч самолёто-вылетов, из них 77% -фронтовая, 9% - авиация дальнего действия и 14%- авиация Черноморского флота. По советским данным, противник потерял 1100 самолетов, в том числе более 800 - в воздушных боях.

И снова о точности учётных данных. По данным советских архивов получилось, что ВВС РККА уничтожили все самолёты 4-го воздушного флота (всего их было 1050). Немцы же, со своей стороны, сообщили, что уничтожили в воздушных боях свыше 1000 советских самолётов и 300 самолётов сбили зенитным огнем, то есть больше, чем их было на этом участке фронта… Обе воюющие стороны относительно потерь противника действовали по старому правилу: "Пиши поболее, что их жалеть-то, басурманов!" Так что истину можно понять только из сопоставления многих данных. Однако то, что на Кубани происходили грандиозные воздушные сражения, в которые обе противоборствующие стороны бросили лучшее из имеющегося у них, и что потери с обеих сторон были огромны, сомнению не подлежит.

Архивными данными, публикациями, самими участниками подтверждено, что на Кубани действовали самые лучшие, хорошо подготовленные, имевшие большой боевой опыт немецкие лётчики, зачастую летавшие парами с 1939 года, умело использовавшие в бою радиосвязь и эшелонирование по высоте. Даже молодые лётчики из пополнения имели не менее 200 часов налёта, а прибыв во фронтовые части, они должны были налетать еше не менее 100 часов в прифронтовой полосе, прикрывая свои аэродромы, изучая местность, и только потом вводились в бой под прикрытием опытных лётчиков. Немцы, исходя из того, что у русских больше самолетов и лётчиков, своих берегли. В люфтваффе считалось: если в бою был сбит один советский самолёт и при этом потерян один немецкий, то это не победа, а поражение. На основании изучения немецких документов, литературы, изданной в ФРГ, и моих личных бесед с бывшими летчиками люфтваффе я уяснил формулу боя, которой руководствовались немецкие летчики: "Увидеть противника, оценить обстановку, принять решение, ударить, уйти".

С советской стороны, наряду с летчиками, имевшими уже солидный боевой опыт, такими, как А.И.Покрыш-кин, Г.Г.Голубев, А.Ф.Клубов, Н.Ф.Смирнов, В.Г.Семенишин, В.И.Фадеев, Б.Б.Глинка, Д.Б.Глинка, Г.А.-Речкалов и многими другими асами, были молодые пилоты, имевшие после окончания лётных школ мизерный налёт, а также лётчики, прибывшие из внутренних округов и с Дальнего Востока, и не имевшие боевого опыта.

На командном пункте командира немецкой авиагруппы всегда находились два радиста: один прослушивал переговоры своих самолётов, и с его помощью командир руководил боем, а второй, знающий русский язык, прослушивал переговоры советских самолетов. А послушать было что. Противник составлял списки фамилий наших лётчиков, определял среди них командиров и ведущих групп.

У пленных лётчиков немцы отбирали групповые фотокарточки, уточняли личности и делали фотоальбомы. Вот откуда предупреждающие команды: "Покрышкин в воздухе!" и другие. Много потерь среди опытнейших советских летчиков было и в результате неумения распознать радиоигру противника. Услышав сообщение: "Фадеев! Я Петров! Нахожусь там-то, веду бой, помоги!", советские асы, не задумываясь, бросались на помощь, а там их уже поджидали особые "охотники", такие, как "кубанский лев" Иоганн Визе…

Немцы же своим известным асам позывные часто меняли. Например, будущий ас №1 люфтваффе Эрих Хартман в боях на Кубани участвовал под своей фамилией, а уже став известным, фамилии менял. В частности, под Курском он уже летал под псевдонимом "Рабутски".

Попробуем все-таки оценить потери в воздушных боях. О наших потерях на Кубани даже спустя 50 лет после окончания войны полностью достоверных данных нет, хотя публикации имеются. Нужно отделить боевые потери самолётов, сбитых в воздушных боях или сбитых зенитной артиллерией противника, и не включать в это число те, которые разбились при перелётах и учебных полётах на фронтовых аэродромах. Немцы, например, различают такие потери: "погиб под воздействием противника" и "погиб без воздействия противника". Вот данные из немецких архивов о потерях лётчиков 52-й истребительной эскадры на Кубани с 17.04 по 17.06 1943 года.


"За нашу Кубань!"


Всего потеряно 35 лётчиков (убиты, ранены, пропали без вести). Указаны имена, фамилии и воинские звания. Учитывая, что здесь сражались три истребительные эскадры такого же уровня подготовки, то потери истребителей по аналогии можно будет оценить: 35x3=105 человек. В румынской, словацкой и хорватской эскадрильях было 60 летчиков. Так как их подготовка была гораздо хуже, можно ожидать, что они потеряли до 50% лётного состава, то есть 30 летчиков. Получается: потери летчиков-истребителей на Кубани за этот период составили около 135 человек, что составляет почти 50% первоначального состава. Кстати, 30 апреля 1943 года в воздушном бою на Кубани был тяжело ранен лейтенант Ешоннек, сын начальника генерального штаба люфтваффе генерал-полковника Ешонне-ка, также учившегося в Липецкой авиашколе в период тесного сотрудничества рейхсвера и Красной Армии. Рассказ сына о возросшей мощи советской авиации удручающе подействовал на начальника генерального штаба, отвечающего за подготовку и ведение боевых действий люфтваффе.

На Кубани действовала и особая эскадрилья ночных истребителей под командованием обер-лейтенанта Пет-цольда. Эта эскадрилья, умело используя радиосвязь, четко взаимодействовала с зенитчиками и прожектористами, нанося большие потери советским ночным бомбардировщикам. Сама же она потерь практически не понесла. Точных данных о потерях немецкой бомбардировочной и разведывательной авиации за данный период у меня пока нет, но нужно отметить, что на Кубани действовали опытные летчики и в том числе самый известный - полковник Рудель. Самолеты имели надежное прикрытие истребителями по пути следования к цели и обратно, а также над полем боя. Однако советские командиры уже научились хорошо пользоваться радиостанциями и наводили истребителей по радио. Истребители имели самую главную задачу: сбивать в первую очередь немецкие бомбардировщики, не допуская их к цели, поэтому потери немецких бомбардировщиков были значительными, особенно среди пикирующих бомбардировщиков Ju 87. Воздушные бои и сражения, проведенные на Кубани, показали возросшее мастерство лётного состава и авиационных командиров. Четко была организована система оповещения и наведения истребителей на противника, широко применялось наращивание авиационных сил в ходе воздушного сражения. Широко применялись вертикальный маневр, эшелонирование по высоте боевых порядков, своевременный ввод в сражение резервов, управление групповым воздушным боем с наземных пунктов управления. Истребители часто применяли способ "свободной охоты" и блокирование аэродромов противника. Перехват бомбардировщиков осуществлялся сильными маневренными группами истребителей на дальних подступах к линии фронта.

На Кубани немцы встретились уже с более организованным противником, который за прошедший период войны многому научился и стал представлять собой все более грозную силу. Ас №1 Германии Эрих Хартман, который с октября 1942 года сражался на восточном фронте, приводя список потерь своей 52-й истребительной эскадры, самой лучшей по результативности в истребительной авиации, говорил об этом периоде войны: "Этот список потерь помогает разрушить легенду о том, что с русскими было гораздо легче воевать. Особенно с 1943 года об этом не могло быть и речи. Интересно, что известные немецкие асы, сражавшиеся на западном фронте, а затем переброшенные на восточный, вскоре погибали или попадали в плен. Вспомните, например, таких асов, как Аси Ган, Зигфрид Шнель, Герхард Хомут, Эрих Лейе. Причины различны: психологические, технические, материальные и даже погодные. Многое зависело от тылового снабжения и организации аэродромной службы. Восточный и западный фронты нельзя сравнивать.. ."

Особо хотел бы остановиться на действиях на Кубани немецкой зенитной артиллерии. Зенитных средств было немало: здесь действовали все штатные дивизионы пехотных дивизий 5-го армейского корпуса и приданных ему частей. Там же действовала особая 9-я зенитная дивизия люфтваффе. В моей библиотеке есть изданная в ФРГ книга "От Кубанского плацдарма до Севастополя". Автор книги - командир этой дивизии генерал-лейтенант Пиккерт, сильный и умный противник. Ранее дивизия входила в состав армии Паулюса, была в "котле". К концу сражения под Сталинградом остатки личного состава и артиллерии дивизии были приданы другим частям, а ее штаб на самолётах был переброшен на Кубань, где дивизия была воссоздана под тем же номером за счет пополнения из Германии.

Имея на вооружении крупно-, средне- и малокалиберные пушки, артиллеристы могли вести прицельный и заградительный огонь по целям, летящим на разных высотах. Спаренные 20-миллиметровые пушки были установлены на самодвижущихся лафетах. Хорошо организованное с командных пунктов взаимодействие по радио между истребителями и зенитчиками давало возможность встречать советские самолеты заградительным огнем.

Согласно немецким документам, в этой моторизованной зенитной дивизии было 779 стволов и 196 прожекторных установок. Командир дивизии был одновременно и командующим всей зенитной артиллерией Крыма. На Кубанском полуострове находился полк этой дивизии, который одновременно координировал здесь действия всей зенитной артиллерии. От огня зенитной артиллерии было много потерь среди советских штурмовиков Ил-2, которые атаковали с бреющего полета. С того времени, как на Ил-2 появились стрелки, их больше сбивали зенитки, чем истребители противника.

Противника сложилась благоприятная обстановка для проведения успешного наступления советских войск на Северном Кавказе . Замысел операции заключался в том, чтобы согласованными ударами войск Южного и Закавказского фронтов с северо-востока, юга и юго-запада окружить и разгромить главные силы группы армий «А» , не допустив её отхода с Северного Кавказа .

Немецкое командование, стремясь избежать охвата, начало отвод своих частей: 1-я танковая армия отступала к Ростову , а 17-я армия на Кубань, где к февралю 1943 года заняла прочную оборону на хорошо оборудованных позициях. Противник создал мощную оборону с использованием выгодной местности - плавней рек Кубань , Адагум и Вторая . Особенно сильно был укреплен участок фронта, проходивший по местности от побережья Чёрного моря в районе Новороссийска до станицы Крымская . Почти все высоты и населённые пункты превращались в опорные пункты и узлы сопротивления, наиболее мощным из которых являлась станица Крымская. В советской и российской историографии и литературе этот рубеж широко известен под наименованием «Голубая линия», а в немецкой - Линия «Голова гота» (нем. Gotenkopf ). Кубанский плацдарм рассматривался Гитлером , как трамплин для будущих операций на Кавказе . Численность группировки немецко-румынских войск, оставленных в Кубани, составляла более 400 тысяч человек .

Снабжение плацдарма осуществлялось из Крыма через Керченский пролив . Ежесуточная потребность составляла 1270 тонн грузов. Морские перевозки осуществлялась силами быстроходных десантных барж , паромов «Зибель» и десантных катеров . Также был организован «воздушный мост» при помощи военно-транспортной авиации . Помимо этого, через пролив была построена подвесная канатная дорога и начато строительство железнодорожного моста и нефтепровода .

В течение февраля - марта 1943 года советские войска предпринимали неоднократные попытки ликвидировать кубанскую группировку противника. Войска Северо-Кавказского фронта (командующий генерал-полковник И. И. Масленников) в 1,5 раза превосходили врага по пехоте, танкам и несколько меньше по артиллерии.
4 февраля 1943 в районе Новороссийска был высажен морской десант , которому удалось захватить небольшой плацдарм на мысе Мысхако , получивший известность как Малая земля .
12 февраля войсками Северо-Кавказского фронта был освобождён Краснодар . Затем, в течение месяца, сумели продвинуться на 50-60 километров западнее Краснодара, прорвав первую линию обороны противника . 16 марта 1943 года советские войска перешли к обороне.

Действия авиации противоборствующих сторон были тесно увязаны с ходом войсковых операций, так как основной задачей была поддержка наземных войск.

С целью высвободить задействованные на данном участке советские войска, Ставка Верховного Главнокомандования требовала очистить таманский плацдарм до начала летней кампании. Советское командование решало в этих сражениях задачи завоевания господства в воздухе на южном крыле советско-германского фронта и создания наиболее благоприятных условий для проведения наступательных операций сухопутных войск на Таманском полуострове . В конце марта Генеральным Штабом и штабом Северо-Кавказского фронта был разработан план наступления с целью прорыва немецкой обороны и ликвидации плацдарма. В соответствии с ним, главный удар наносился силами 56-й армии в районе станицы Крымская , где был сосредоточен узел коммуникаций на Кубани. Через неё проходили основные железнодорожные и грунтовые магистрали на Новороссийск , Анапу , Тамань и Темрюк . Наступательные задачи были поставлены и остальным пяти армиям фронта (18-й , 9-й , 47-й , 37-й и 58-й). Действия советских войск в первой половине апреля успеха не имели, более того противник проводил частные контрудары, создававшие угрозу дальнейшему проведению операции . Поэтому, с 18 апреля 1943 года контроль за проводимой операцией начал осуществлять заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г. К. Жуков . Оперативное руководство соединениями авиации и флота осуществляли главнокомандующий ВВС маршал авиации А. А. Новиков и нарком ВМФ СССР адмирал Н. Г. Кузнецов .

Перед советской авиацией были поставлены следующие задачи: завоевать господство в воздухе , обеспечить прикрытие сухопутных войск, поддержать с воздуха наступление Северо-Кавказского фронта. Штабом ВВС фронта, впервые в Великой Отечественной войне , был разработан план авиационного наступления, которым предусматривалось: завоевав господство в воздухе, бомбардировочно-штурмовыми ударами уничтожить живую силу, артиллерию и узлы обороны противника, способствуя продвижению советских войск. Данный план был утверждён представителями Ставки - Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым и маршалом авиации А. А. Новиковым . В ходе сражения советское командование в ответ на действия противника стало срочно наращивать численность своей авиационной группировки. Таким образом, очень быстро масштабы и задачи воздушного сражения далеко превзошли первоначальные локальные цели обеих сторон и приняли характер битвы на уничтожение наиболее хорошо подготовленных авиационных группировок противника в преддверии решающих сражений летней кампании 1943 года.

Поскольку превосходство в сухопутных войсках оставалось за советской стороной, недостаток своих войск немецкое командование рассчитывало компенсировать за счёт авиации. По окончании боевых действий в районе Харькова на аэродромы Крыма и Тамани были переброшены основные ударные силы 4-го воздушного флота : эскадры пикирующих и тактических (фронтовых) бомбардировщиков . В качестве основной задачи была поставлена поддержка немецко-румынской группировки в оборонительных и наступательных боях. Так, сроки штурма «Малой земли » дважды переносились из-за невозможности использования авиации в нелётную погоду . Большое значение имела также организация воздушного снабжения плацдарма. Оставшиеся после неудачной попытки снабжения окружённой группировки под Сталинградом транспортные эскадры были пополнены техникой и личным составом и перебазированы на аэродромы Крыма, а также в Херсон . Командование транспортной группировкой в составе 180 самолётов было возложено на штаб 8-го воздушного корпуса .

В разделе приведена расстановка сил советской авиации, участвовавших в боевых действиях на Кубани с 1 апреля по 10 июня 1943 года.

К весне 1943 года советская авиация практически оправилась от разгрома, понесённого в начальный период войны. В ходе зимней кампании 1942-43 гг. ей удалось завоевать оперативное господство в воздухе на сталинградском направлении. Произошло это как за счёт количественного превосходства, так и качественного уравнивания в вооружении. Удельный вес новых типов самолётов постоянно повышался: в истребительной авиации он был полностью обновлён, в бомбардировочной составлял более 65 % . В боях над Кубанью массово применялись уже последние разработки ведущих советских конструкторов. Также необходимо учесть, что мощь советской авиационной группировки значительно ослаблялась различной подчиненностью и несогласованностью действий входящих в её состав сил.

Истребительные авиационные части ВВС Северо-Кавказского фронта были укомплектованы истребителями как советского производства, так и поступающими по ленд-лизу . Советские самолёты, составлявшие свыше 80 % от списочной численности, были представлены следующими типами: ЛаГГ-3 , Ла-5 , Як-1 Б, Як-7 , иностранного производства - P-39 Аэрокобра , Спитфайр Mk. V и Кёртис P-40Е Киттихоук .

Участвующие в кубанских боях ЛаГГ-3 значительно уступали основным истребителям противника в манёвренности и вооружении . Созданный путём глубокой модернизации ЛаГГ-3, истребитель Ла-5 незначительно уступал противнику в скорости и вооружении, имея небольшое преимущество на виражах . Як-1Б - являлся усовершенствованным вариантом истребителя Як-1, лучшего советского истребителя начального периода войны. Як-7 - боевой истребитель, разработанный на основе учебно-тренировочного самолёта. По лётным характеристикам и вооружению не уступал Як-1, а по пилотажным качествам превосходил его. Эксплуатация истребителей «Як» в боевых условиях показала, что они способны практически на равных противостоять истребителям противника, слегка уступая им в манёвренности . Общими недостатками было отсутствие качественной радиосвязи (как правило приёмопередатчиками комплектовались только командирские самолёты, а приёмные станции на строевые машины начали массово устанавливаться с весны 1943 года ) и низкая культура изготовления, приводившая к многочисленным дефектам и авариям .

Самым массовым истребителем иностранного производства, принимавшем участие в кубанских воздушных боях, была американская «Аэрокобра». От советских истребителей отличались более мощным оружием, живучестью, манёвренностью и хорошей управляемостью, уступая последним в способности выдерживать большие перегрузки и выполнять резкие манёвры. Несомненным достоинством стало наличие качественных приёмопередающих радиостанций . Р-40 «Киттихоук» к весне 1943 года уже не устраивал советских лётчиков, так как существенно уступал «кобрам», «Якам» или «Ла». Поэтому во фронтовых авиачастях ВВС Северо-Кавказского фронта происходила постепенная замена этих истребителей на более современные . Британские «Спитфайр» Мк. VB, поступившие на Кубань после годичной эксплуатации в рядах Королевских ВВС на Ближнем Востоке , по лётным характеристикам уступали новым немецким истребителям. К тому же их часто путали в воздухе с «Мессершмиттами», что приводило к потерям по причине «дружественного огня », как со стороны наземных войск, так и авиации .

Во фронтовых бомбардировочных и штурмовых частях, действующих над Кубанью, применялись Пе-2 , Ил-2 и DB-7 Boston . К весне 1943 года Пе-2 являлся самым массовым советским бомбардировщиком, отличался удобством в пилотировании, маневренностью, мощным вооружением и живучестью . Наравне с Пе-2 использовались американские «Бостоны», стоявшие на вооружении авиационных частей ВВС Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота, действующие в качестве многоцелевого самолёта, выполнявшего разнообразные функции - дневного и ночного бомбардировщика, разведчика , торпедоносца и минного заградителя. Выделялся хорошей маневренностью, повышенной бомбовой нагрузкой, простотой в управлении, был послушен и устойчив на виражах, к недостаткам относилось слабое оборонительное вооружение .

Для непосредственной поддержки наземных сил применялся Ил-2, сочетавший хорошее бронирование с мощным вооружением . Начиная с конца 1942 года происходила массовая замена одноместной модели самолёта на двухместную, обеспечивающую защиту от атак истребителей противника с задней полусферы. В результате дополнительной нагрузки манёвренность и прочие лётные характеристики Ил-2 значительно ухудшились .

Помимо фронтовых (тактических) бомбардировщиков, на Кубани оперировали бомбардировщики советской дальней авиации - Ил-4 и Ли2ВВ, применявшиеся для ночных авиаударов. Ночью действовали и лёгкие бипланы По-2 и Р-5, совершавшие «беспокоящие налёты» в прифронтовой зоне. Бомбардировщики данных типов практически не использовались в дневное время, избегая противодействия со стороны истребителей противника .

Зима 1942/43 гг. стала началом кризиса немецкой авиации, люфтваффе были вынуждены вести боевые действия на нескольких удалённых театрах военных действий , что в условиях крайне ограниченных ресурсов приводило к распылению сил и средств. Нередкой была ситуация, когда авиагруппы одной воздушной эскадры одновременно воевали за тысячу километров друг от друга . Более того, постоянно усиливающиеся налёты союзной авиации на рейх вынуждали выделять на противовоздушную оборону значительные силы истребительной авиации. Так, на 31 марта 1943 года , около 60 % численности дневных истребителей было сосредоточено на Западном фронте .

Подразделения истребителей люфтваффе, оперирующих над Кубанью, были вооружены истребителями Мессершмитт Bf.109 новейших модификаций G-2 и G-4. К его достоинствам относились мощное вооружение, повышенная живучесть и оснащённость приёмопередающими радиостанциями (впрочем, для немецких самолётов это было обычной практикой). Однако дополнительное оборудование и вооружение увеличили вес и ухудшили маневренность самолёта, а увеличение скорости (достигнутое установкой более мощного двигателя) обернулось ухудшением общей управляемости машины. Тем не менее, Ме-109G являлся высшей точкой в технологическом развитии модели и в целом превосходил истребители противников . Двухмоторные самолёты Мессершмитт Bf-110 G в качестве истребителя практически не использовались, и применялись для ведения разведки, ударов по наземным целям и перехватов ночных бомбардировщиков.

Уже через месяц боёв на Кубани, ввиду потери превосходства в воздухе, пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ju 87 D начали отводиться с линии фронта

В советской исторической литературе и мемуарах часто упоминается группа асов, которая использовала истребители Фокке-Вульф Fw 190 . Однако, согласно немецким данным, II./SchG1, вооружённая Fw 190 А-5, предназначалась для оказания непосредственной поддержки наземных войск и использовала штурмовую модификацию данного самолёта . Она отличалась усиленным бронированием, заметно утяжелившим машину, в результате чего Fw 190 А-5 значительно уступал новым советским истребителям в манёвренности. Однако мощное вооружение обеспечивало высокую вероятность поражения противника с первого захода, что делало его опасным противником.

Основной ударной силой 4-го воздушного флота являлись подразделения пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ju 87 D. Несмотря на низкую скорость, недостаточную манёвренность и посредственную аэродинамику, самолёт был одним из самых эффективных видов оружия люфтваффе против наземных объектов, благодаря способности к точному бомбометанию с пикирования . Однако, ввиду данных характеристик, а также слабого оборонительного вооружения, не мог противостоять современным истребителям .

Всего над Кубанью произошло три крупных воздушных сражения. По количеству воздушных боев и участвовавших в них самолётов на узком участке фронта они были первыми с начала боевых действий на советско-германском фронте . В советской историографии первым днём воздушного сражения принято считать 17 апреля 1943 года , однако в действительности ожесточённые воздушные бои начались с 15 апреля , в ходе которых люфтваффе совершало свыше 1500 вылетов в день, сорвав запланированное наступление Северо-Кавказского фронта . Лишь после этого советскому командованию стало очевидным, что без завоевания господства в воздухе рассчитывать на успех дальнейшего наступления войск фронта невозможно. Было принято решение усилить авиационную группировку и добившись перелома в борьбе с вражеской авиацией продолжить наступление с целью ликвидации кубанского плацдарма .

Первое крупное воздушное сражение произошло в период с по 24 апреля в ходе ожесточённых боёв на плацдарме в районе Мысхако, на «Малой земле», где немецкие войска пытались уничтожить десантную группу войск 18-й армии. Инициатива начала сражения оказалась за немецким командованием. Немецкие войска, неожиданно для советского командования - опередив его в развёртывании, перешли в наступление против советского плацдарма у Новороссийска . Действия наступающих войск активно поддерживались силами пикирующих и горизонтальных бомбардировщиков, действующих волнами по 25-30 самолётов. Ввиду того, что боевые позиции противников находились слишком близко друг от друга, атаки с воздуха наносились по позициям тяжелой артиллерии на берегу Цемесской бухты . В крайне жестоких непрерывных боях наземные советские войска выдержали натиск врага: его продвижение за двое суток сражения составило всего 1 километр, а затем полностью прекратилось .

Однако в воздухе характер боя оказался иным: воздушная разведка не установила сосредоточение вражеской авиации и направление её главного удара. В то время, как с воздуха немецкое наступление поддерживали, по советским данным, около 450 бомбардировщиков и 200 истребителей, в этом районе советское командование могло им противопоставить не более 300 самолётов. Теоретически здесь могли действовать до 500 советских самолётов, в том числе до 100 бомбардировщиков, но основные аэродромы их базирования находились западнее и северо-восточнее Краснодара в 150-200 километрах от района сражения . Немецкие пикирующие бомбардировщики совершили в этот день свыше 500 вылетов, общее же число вылетов люфтваффе за этот день - 1560. Тогда, как противостоявшая им советская авиация только 538. Используя этот фактор и численное превосходство, немецкая авиация захватила на этом участке фронта инициативу в воздухе. В качестве ответных мер командование Северо-Кавказского фронта перенаправляет основные силы 4-й и 5-й воздушных армий на помощь войскам, действующим в районе Новороссийска .

После 23 апреля немецкие сухопутные войска вынуждены были прекратить наступление и отойти в исходное положение, а их истребители перешли к оборонительным действиям. В первом сражении советское командование оценило потери противника в 182 самолёта, а потери своей авиации - менее 100 самолётов.

Первое воздушное сражение показало, что несмотря на общее превосходство в силах, советская авиация не владела инициативой в воздухе. Наличие четырёх командных структур лишало возможности быстрого манёвра силами и средствами, препятствовало переброске самолётов на «чужие» аэродромы, мешало взаимодействию, ослабляло мощь находящихся в воздухе группировок. Поэтому все части 5-й воздушной армии 24 апреля были переданы в состав 4-й воздушной армии, а штаб 5-й воздушной армии убыл в резерв Ставки .

Для решения третьей проблемы - скорейшего освоения молодыми лётчиками тактических приёмов и опыта боев, советское командование организовало широкий комплекс мер: непрерывное обобщение опыта боев, принятие новых тактических рекомендаций за подписью Вершинина и их немедленная рассылка в части, популяризация опыта лучших авиационных частей, проведение лётных конференций и показных занятий лучшими лётчиками. Лётчики постоянно нацеливались на введение эшелонированного боевого порядка, преобладание действий на больших высотах, действия парами, максимальное использование в воздушных боях вертикального манёвра . Однако на практике, такая работа проводилась не всегда. Так, по свидетельству пилотов 57-го гвардейского истребительного полка, лётчики прибывшего из резерва Ставки 3-го истребительного корпуса генерала Е. Я. Савицкого отказались от помощи ветеранов кубанских воздушных боёв, в результате чего понесли в первых же боях значительные потери . Более того, довольно часто внедряемые принципы построений и ведения воздушного боя вступали в противоречие с применяемой советской истребительной авиацией пассивной тактикой, нацеленной на патрулирование определённых районов с целью прикрытия советских наземных войск .

С 28 апреля развернулись крупные воздушные сражения в районе станицы Крымская , которые продолжались с небольшими перерывами вплоть до 10 мая . Немецкое командование попыталось действиями авиации сорвать советское наступление в районе Крымской, запланированное на 29 апреля.

В течение первой половины апреля <1943> немцы сосредоточили в Крыму мощные ударные силы - 550-600 самолётов.
<…>
Однако советская разведка, судя по всему, обнаружила сосредоточение немецкой авиации на крымских аэродромах, и советскому командованию удалось стянуть необходимые силы для отражения немецкой угрозы. Как следствие, немцы не смогли установить тактическое превосходство в воздухе. Советская же авиация ударами по немецким судам снабжения в Чёрном море и в Керченском проливе вынудила противника держать в Крыму значительные оборонительные силы, которые в условиях советского воздушного превосходства несли большие потери.

За период с 17 апреля по 7 июня советская авиация произвела около 35 000 самолёто-вылетов, из них: 77 % - фронтовая авиация, 9 % - авиация дальнего действия и 14 % - авиация Черноморского флота. В результате в начале июня 1943 года советская авиация вновь вернула себе инициативу в воздухе. Накал воздушных сражений стал затихать. Обе стороны стали постепенно сокращать свои авиационные группировки на Кубани и перебрасывать авиацию к местам будущих главных сражений на центральном участке фронта. Задача уничтожения 17-й немецкой армии была отложена до осени.

В целом в результате сражений советская авиация достигла поставленной перед ней цели, что имело важное значение для завоевания стратегического господства в воздухе на всём советско-германском фронте летом 1943 года. Воздушные сражения на Кубани оцениваются в советской исторической науке положительно ввиду значительного подрыва воздушной мощи люфтваффе на всём советско-германском фронте.

Масштабы боевых действий в небе над Кубанью не следует недооценивать. <…> Советское давление на этом участке в течение мая вынуждало люфтваффе совершать в сутки в среднем около 400 вылетов . Поэтому немецкая авиация, несмотря на потребность в отдыхе, не могла себе позволить пренебречь боями над Кубанью. Эти усилия были настолько активны, что становилось невозможно осуществлять крупные операции где-либо ещё, и неудача попытки немцев ослабить давление противника на Новороссийск вынудила отложить реализацию других планов.

«В результате воздушных сражений победа, бесспорно, осталась на нашей стороне. Противник не добился своей цели. Наша авиация не только успешно противодействовала врагу, но одновременно вынудила немцев прекратить воздушные бои и убрать свою авиацию»