Царь феодор. Царь Фёдор I Иоаннович

18 марта 1584 г. после смерти царя Ивана Грозного на русский престол взошел его 27-летний сын святой Федор. Это был человек глубокой веры и искреннего благочестия. Но в силу своего характера он был мало приспособлен к делам правления государством. Царь Федор более молился о благе государства, чем занимался государственными делами. «Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов, на сестре которого был женат Федор» История России… С. 87..

Сразу же после воцарения Федора «…боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Грозного, начало Смуту борьбой за власть в государстве» Некрасова М. История России: Учебное пособие. - М.: Юрайт-Изддат, 2005. С. 89. . Бояре считали, что кроткий Федор станет игрушкой в их руках, и решили восстановить боярское правление, упраздненное Иваном Грозным. В первую же ночь после его смерти они выслали из столицы «..многих государственных людей, известных верностью Грозному царю» Высокопреосвященнейший Иоанн. Указ. соч. С. 173. , а некоторых заключили в темницы. Как только в Москве узнали об очередной боярской интриге, народ почувствовал новую опасность для самодержавия. «Во мгновение ока составилось ополчение: двадцать тысяч вооруженных людей всех чинов и сословий устремились к Кремлю… захватив царь-пушку, они подкатили ее к Флоровским воротам и начали приготовления к штурму» Высокопреосвященнейший Иоанн. Указ. соч. С. 174. . Лишь только после того, как царь Федор по требованию народа выслал боярина Бельского из Москвы, народ разошелся.

Борис правил страной от имени царя. «…Царствование Феодора казалось современникам милостью Божией, золотым веком, в течение которого Россия наслаждалась неведомыми дотоле величием и миром» Там же. С. 176.. «На страже ее государственных интересов -- внутренних и внешних -- стояло правительство Бориса Годунова, повелевавшего в делах мирских именем царским разумно и смело, восполняя смиренную "неотмирность" царя своей энергией, волей и преданностью делу» Там же..

Успехи во внутренней и внешней политике усиливали власть царя и Бориса, а бояре еще более теряли влияние на государственные дела. Поэтому Борис стал предметом ненависти. В 1587 г. был раскрыт заговор против царицы Ирины, который на самом деле был направлен против ее брата Бориса. Шуйские были высланы из столицы.

В 1588 г. официальным решением Думы (высшего органа власти) Борису было дано право самостоятельно сноситься с иностранными государями Там же. С. 184. . В 1589 г. благодаря усилиями Бориса в Русской Церкви было учреждено патриаршество. Но даже это событие, имевшее огромное значение для России, историки объясняют не заботой Годунова о государстве и о народе, а его тщеславием, желанием придать новый блеск своему господству.

В 1590 г. Борис объявил войну Швеции, чтобы вернуть России новгородские земли, утраченные в результате Ливонской войны 1558-1583 гг. С главными силами он выступил к Нарве.

15 (25) мая 1591 г. в Угличе был убит наследник российского престола младший сын Ивана Грозного 9-летний Дмитрий. После воцарения Федора решением регентского совета он с матерью был удален из Москвы, потому что стал бы орудием боярских интриг. Святитель Иов, Патриарх Московский, сказал, что Дмитрий был убит «от рук изменников своих» Там же. С. 177. . Его смерть была «…выгодна только тому, кто стремился уничтожить саму Россию,… провоцируя гражданскую войну и распад страны» Там же. .

Убийцы царевича сразу же совершили еще одно преступление. Они заявили, что главным виновником его смерти был Борис Годунов. Несмотря на то, что рана в горле убиенного царевича была очевидным свидетельством о покушении, комиссия во главе с боярином В. Шуйским заявила, что «…страдавший эпилепсией ребенок во время припадка нечаянно "сам себе поколол ножом" Кириллов В. Указ. соч. С. 126. . Это было сделано для того, чтобы в результате следствия не были раскрыты настоящие виновники убийства.

После убийства царевича, как наказание за это преступление и веру лжи, в Москве накануне дня Святой Троицы случился пожар. Сгорели весь Белый город, Посольский двор, Стрелецкая слобода и все Занеглинье. Погибло множество людей, многие остались без крова. Годунов принял участие в беле людей. Он выстроил целые улицы, раздавал деньги с такой щедростью, что москвичи снова ревностно стали его славить. Это был «первый известный нам случай оказания погорельцам государственной помощи…». Но и такая забота Бориса не вразумила народ. Стали ходить слухи, что это он поджег город.

В 1591 г. разрешилось неплодство царицы Ирины, и она родила дочь - Феодосию. Но в народе стали распространяться подозрения, не подменил ли Борис младенца, если царица родила сына. На следующий год Феодосия умерла.

26 июня этого же года в Москве узнали о вторжении крымского хана Казы-Гирея. Хан с войском не менее 150 тыс. шел к Москве. Он рассчитывал на то, что главное российское войско тогда стояло в Новгороде и Пскове, сдерживая шведов, и надеялся, что российская столица была слабо защищена. Годунов организовал оборону Москвы, а когда 4 июля произошло сражение, он лично возглавил русское войско. Татары потерпели поражение и бежали. На том месте, где войско стояло в укреплении против хана, заложили церковь и Донской монастырь. Но в народе стала распространяться молва, будто это Борис привел хана к Москве, «желая унять вопль России о жалостном убиении Димитрия». Некоторые за эту клевету были казнены, многим отрезали языки. Но клевета на благодетеля и защитника Отечества распространялась. Борис мог сказать словами царя Давида: «А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно; и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру» (Пс.37:20,21). Вера народа клевете и лжи и неверие правде и стали причиной Гражданской войны Смутного времени.

Борис продолжил реформы, необходимые для государства. В 1592 г. (или в 1593) он отменил свободный переход крестьян из волости в волость, из села в село и закрепил их за господами. Это было сделано потому, что переходы крестьян подрывали хозяйство страны. Переход часто обманывал надежду крестьян найти лучшего господина. Они не обживались, не привыкали к месту и к людям, увеличивалось количество бродяг и бедных, пустели села и деревни. И это при том, что необходимо было преодолевать хозяйственную разруху, вызванную экономическим кризисом - порухой 70-80-х годов XVI века, и в связи с войнами возрастали военные расходы. «В 1597 г. впервые был принят указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после составления писцовых книг 1592 г. (срок сыска -- 5 лет), должны были возвращаться прежнему владельцу» История России… С. 86..

В народе стало нарастать недовольство на Годунова. «Неоднократно вспыхивали городские восстания и волнения среди крестьян» Кириллов В. Указ. соч. С. 128. . Люди были готовы поверить любому слуху против него. После Смуты меры Бориса были признаны правильными и еще более ужесточены. Соборным уложением 1649 г. был введен бессрочный сыск беглых крестьян и окончательно отменен переход крестьян в Юрьев день Некрасова М. Указ. соч. С. 85. . Но в Смутное время народу пришлось дорого заплатить за недоверие к правительству и недовольство мерами, необходимыми для государства.

Царь Фёдор Иванович (также известен по прозвищу «Блаженный») был сыном Ивана Грозного и Анастасии Романовной.

После трагической кончины в 1581 году наследника престола Иоанна царём становится двадцатилетний юноша Фёдор Блаженный, который совершенно не был готов для царствования (даже его отец говорил о нём, что место его не у власти, но в келье).

По утверждениям исследователей, Фёдор Иванович был очень слаб здоровьем (как физически, так и психологически). Кроме того, он совсем не принимал участия в государственном управлении, опираясь в этом сложном деле на мнения шурина Годунова Бориса и вельмож. Именно Годунов, как утверждают историки, и правил государством через слова Блаженного (он и стал преемником после кончины Фёдора Ивановича).

Царь Фёдор Блаженный взял в жёны Ирину Годунову от которой у них родилась дочь, умершая в годовалом возрасте. Наследника Фёдор так и не дождался.

Литературные памятники того времени так описывают Фёдора Ивановича: толстоват, небольшого роста, неказист с тяжёлой неуверенной походкой. Однако всегда улыбающийся (за это его и прозвали Блаженным). Царь никогда не повышал тон, не грубил, был суеверным и не любил проявления агрессии. Большинство своего времени он проводил в ближайшем монастыре в молитвах. Также Фёдор очень рано вставал и начинал день с беседы с духовником и умывания святой водой. Любил он и забавы: шутовские кривляния, песни и сказы после вечерни.

Царь Фёдор Иванович очень любил звон церковных колоколов и даже сам одно время был звонарём. Он ходил пешком по монастырям, однако и отцовский нрав был в его натуре – царю нравились битвы с силачами медведей, а также кулачные бои.

Всё вышеописанное было известно и дипломатам из других стран, посещающих Фёдора, но, просивших аудиенции у Бориса Годунова.

В 1598 году Царь Фёдор Иванович умер от смертельной болезни. Вместе с этим был окончен и московский род Рюриковичей. Во время царствования царя Фёдора были возведены башни и стены Белого Города, авторство которого приписывают талантливому зодчему Фёдору Савельевичу Коню. Кроме того, в этот же период знаменитый литейщик А. Чохов отлил Царь-пушку.

При царе Фёдоре Блаженном немного улучшилось и международное положение. В итоге русско-шведской войны были возвращены некоторые Новгородские земли.


Федор Иванович Блаженный

Федор (в крещении Феодор) I Иоаннович.

Годы правления: 1584-1598

2-й Царь России (18 марта 1584 - 7 января 1598). Великий князь московский с 18 марта 1584 года.
Из династии Рюриковичей. Из рода Московских великих князей.

Третий сын Ивана IV Грозного и Анастасии Романовны Юрьевой-Захаровой.

Федор Иоаннович - последний Рюрикович на троне по праву наследования.

Федор любил колокола и церковную службу, забирался на колокольню, за что и получил от отца прозвище "звонарь".

Слабый умом и здоровьем Федор не принимал участия в управлении государством. Незадолго до смерти его отец Иван Грозный назначил опекунский совет, который должен было управлять Россией в царствование его неполноценного сына. В него вошли: дядя царя Никита Романович Захарьин-Юрьев, князь Иван Федорович Мстиславский, князь Иван Петрович Шуйский, Богдан Яковлевич Бельский и Борис Федорович Годунов. Вскоре началась борьба за власть, победу в которой одержал царский шурин Б. Ф. Годунов, который устранил соперников и стал реальным правителем России с 1587 года, а после смерти Фёдора Блаженного стал его преемником.

Даже исполнение ритуальных обязанностей для Федора Иоанновича было непосильным. Во время коронации 31 мая 1584 года в Успенском соборе Московского Кремля Федор, не дождавшись окончания церемонии, отдал шапку Мономаха боярину князю Мстиславскому, а тяжелую золотую "державу" - Борису Федоровичу Годунову. Это событие потрясло всех присутствующих. В 1584 г. Донские казаки дали присягу верности царю Федору Иоанновичу.

При правлении Федора Блаженного Москва украшалась новыми постройками. Обновился Китай-город. В 1586-1593 гг. в Москве была сооружена из кирпича и белого камня еще мощная оборонительная линия - Белый город.

Но зато в царствование Федора резко изменилось к худшему положение крестьян. Около 1592 года они были лишены права переходить от одного господина к другому, а в 1597 году вышел царский указ о 5-летнем сыске беглых крепостных. Также был издан указ, по которому запрещалось закабаленным людям выкупаться на свободу.

Царь Федор Иоаннович часто ходил и ездил в разные обители, приглашая греческих высших священнослужителей в Москву, много молился. Летописцы писали, что Федор был “прекроток и незлоблив”, многих миловал, богато “одарял” города, монастыри, села.

В конце 1597 года Федор Иоаннович тяжело заболел. Он постепенно лишился слуха и зрения. Народ любил царя Федора как последнего царя крови Рюрика и Владимира Мономаха. Перед смертью Федор Блаженный написал духовную грамоту, в которой указал, что держава должна перейти в руки Ирины. Главными советниками трона назначены двое - патриарх Иов и шурин царя Борис Годунов.

7 января 1598 г. в час дня Федор умер, незаметно, как бы заснул. Некоторые источники говорят о том, что царь был отравлен Борисом Годуновым, который желал стать царем в России. При исследовании скелета Федора Иоанновича в его костях был найден мышьяк.

С его смертью правящая династия Рюриковичей прекратила свое существование.

В народном сознании он оставил по себе добрую память как милостивый и боголюбивый государь.

Женат с 1580 года на Ирине Федоровне Годуновой (+ 26 сент. 1603 г.), сестре Бориса Годунова. После смерти мужа она отказалась от предложения патриарха Иова занять престол и ушла в монастырь. С Федором Блаженным у них была дочь: Феодосия (1592-1594+)

Царь Федор Иванович. Реконструкция по черепу Герасимова Фото Shakko

Федор Иванович родился 11 мая 1557 г. и был младшим сыном Ивана Грозного от Анастасии Романовны. Незадолго до смерти Грозного, 19 ноября 1582 г., старший брат Федора, Иоанн, был убит своим отцом , и с этого времени Федор стал считаться наследником царского престола. По смерти Грозного (18 марта 1581 г.) Федор Иоаннович сделался царем, после смуты, затеянной приверженцами самого младшего сына Грозного (от Марии Нагой), Димитрия . Смута эта была укрощена благодаря энергии Бориса Годунова , на сестре которого, Ирине Федоровне, в 1580 г. женился Федор, по воле отца. Федор Иоаннович был человек недеятельный и слабоумный, больше любил церковную службу и разные развлечения, чем занятия государственными делами . Все управление государством перешло в руки царского шурина Бориса Федоровича Годунова, который и был, в сущности, настоящим царем русским. Все события царствования Федора Иоанновича связаны непосредственно с именем Бориса Годунова . Умер Федор 7 января 1598 г., не оставив потомства. С его смертью прекратилась династия Рюриковичей на царском престоле в Москве.

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон

Константин Рыжов - Федор I Иванович (1584-1598)

Из рода Московских вел. кн. Сын царя Ивана IV Васильевича Грозного и Анастасии Романовны Юрьевой-Захаровой. Род. 11 мая 1557 г. Царь всея Руси в 1584 - 1598 гг. Жена: с 1580 г. Ирина Федоровна Годунова (ум. 26 сент. 1603 г.). Умер 7 янв. 1598 г.

Из всех преступлений Грозного убийство сына Ивана и последующее пресечение рода великих князей Московских, пожалуй, тяжелее всего сказались на русской истории. Второй сын Федор от рождения отличался ярко выраженным слабоумием, но по несчастному стечению обстоятельств именно он должен был наследовать Грозному после его смерти. Младший брат Федора Дмитрий тоже имел сторонников среди московских бояр. Федор утвердился на престоле не без смут. Князь Богдан Бельский много интриговал в пользу Дмитрия, но враждебные ему бояре с народом осадили Бельского в Кремле, принудили к сдаче и сослали в Нижний Новгород.

Сохранилось также известие, что из всех городов в Москву пришли именитые люди и молили со слезами царевича Федора, чтобы он был на Московском государстве царем и венчался царским венцом. 31 мая Федор венчался на царство. Ни для кого не было секретом, что он не способен править. После смерти Грозного среди бояр шла упорная борьба за влияние на царя . В конце концов всех пересилил царский шурин боярин Борис Федорович Годунов, который и был истинным вершителем судеб государства во все время Федорова царствования.

Федор был небольшого роста, приземист, одутловат, походку имел нетвердую, по характеру был тяжел и недеятелен. С лица его никогда не сходила блаженная улыбка, и вообще, хотя он и отличался крайней простотой и слабоумием, но был очень ласков, тих, милостив и набожен. Большую часть дня он проводил в церкви , а в качестве развлечения любил смотреть, кулачные бои, забавы шутов и потехи с медведями. Если кто 6ил царю челом, он отсылал его к Годунову. Сын у Федора так и не родился, а дочь умерла в младенчестве. В конце 1597 года он сам занемог смертельной болезнью и 7 января 1598 в час утра скончался. С его смертью пресеклась княжеская династия Рюриковичей, непрерывно правившая Русью с 862 года.

Константин Рыжов. Все монархи мира. Россия

В. О. Ключевский - Царь Федор Иванович

Поучительное явление в истории старой московской династии представляет этот последний ее царь Федор. Калитино племя, построившее Московское государство, всегда отличалось удивительным умением обрабатывать свои житейские дела, страдало фамильным избытком заботливости о земном, и это самое племя, погасая, блеснуло полным отрешением от всего земного, вымерло царем Федором Ивановичем, который, по выражению современников, всю жизнь избывал мирской суеты и докуки, помышляя только о небесном. Польский посол Сапега так описывает Федора: царь мал ростом, довольно худощав, с тихим даже подобострастным голосом, с простодушным лицом, ум имеет скудный или, как я слышал от других и заметил сам, не имеет никакого, ибо, сидя на престоле во время посольского приема, он не переставал улыбаться, любуясь то на свой скипетр, то на державу.

Фёдор Иванович миниатюра из Царского титулярника

Другой современник, швед Петрей, в своем описании Московского государства (1608 - 1611) также замечает, что царь Федор от природы был почти лишен рассудка, находил удовольствие только в духовных предметах, часто бегал по церквам трезвонить в колокола и слушать обедню. Отец горько упрекал его за это, говоря, что он больше похож на пономарского, чем на царского, сына. В этих отзывах, несомненно, есть некоторое преувеличение, чувствуется доля карикатуры. Набожная и почтительная к престолу мысль русских современников пыталась сделать из царя Федора знакомый ей и любимый ею образ подвижничества особого рода. Нам известно, какое значение имело и каким почетом пользовалось в древней Руси юродство Христа ради. Юродивый, блаженный, отрешался от всех благ житейских, не только от телесных, но и от духовных удобств и приманок, от почестей, славы, уважения и привязанности со стороны ближних. Мало того, он делал боевой вызов этим благам и приманкам: нищий и бесприютный, ходя по улицам босиком, в лохмотьях, поступая не по-людски, по-уродски, говоря неподобные речи, презирая общепринятые приличия, он старался стать посмешищем для неразумных и как бы издевался над благами, которые люди любят и ценят, и над самими людьми, которые их любят и ценят. В таком смирении до самоуничижения древняя Русь видела практическую разработку высокой заповеди о блаженстве нищих духом, которым принадлежит царствие Божие.

Эта духовная нищета в лице юродивого являлась ходячей мирской совестью, "лицевым" в живом образе обличением людских страстей и пороков, и пользовалась в обществе большими правами, полной свободой слова: сильные мира сего, вельможи и цари, сам Грозный, терпеливо выслушивали смелые, насмешливые или бранчивые речи блаженного уличного бродяги, не смея дотронуться до него пальцем. И царю Федору придан был русскими современниками этот привычный и любимый облик: это был в их глазах блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает царство небесное, а не земное, которых церковь так любила заносить в свои святцы, в укор грязным помыслам и греховным поползновениям русского человека. "Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении" - так отзывается о Федоре близкий ко двору современник князь И. М. Катырев-Ростовский. По выражению другого современника, в царе Федоре мнишество было с царствием соплетено без раздвоения и одно служило украшением другому. Его называли "освятованным царем", свыше предназначенным к святости, к венцу небесному. Словом, в келье или пещере, пользуясь выражением Карамзина, царь Федор был бы больше на месте, чем на престоле.

И в наше время царь Федор становился предметом поэтической обработки: так, ему посвящена вторая трагедия драматической трилогии графа Ал. Толстого. И здесь изображение царя Федора очень близко к его древнерусскому образу; поэт, очевидно, рисовал портрет блаженного царя с древнерусской летописной его иконы. Тонкой чертой проведена по этому портрету и наклонность к благодушной шутке, какою древнерусский блаженный смягчал свои суровые обличения. Но сквозь внешнюю набожность, какой умилялись современники в царе Федоре, у Ал. Толстого ярко проступает нравственная чуткость: это вещий простачок, который бессознательным, таинственно озаренным чутьем умел понимать вещи, каких никогда не понять самым большим умникам. Ему грустно слышать о партийных раздорах, о вражде сторонников Бориса Годунова и князя Шуйского; ему хочется дожить до того, когда все будут сторонниками лишь одной Руси, хочется помирить всех врагов, и на сомнения Годунова в возможности такой общегосударственной мировой горячо возражает:

Ни, ни!
Ты этого, Борис, не разумеешь!
Ты ведай там, как знаешь, государство,
Ты в том горазд, а здесь я больше смыслю,
Здесь надо ведать сердце человека.

В другом месте он говорит тому же Годунову:

Какой я царь? Меня во всех делах
И с толку сбить, и обмануть не трудно,
В одном лишь только я не обманусь:
Когда меж тем, что бело иль черно,
Избрать я должен - я не обманусь.

Не следует выпускать из виду исторической подкладки назидательных или поэтических изображений исторического лица современниками или позднейшими писателями. Царевич Федор вырос в Александровской слободе, среди безобразия и ужасов опричнины . Рано по утрам отец, игумен шутовского слободского монастыря, посылал его на колокольню звонить к заутрене. Родившись слабосильным от начавшей прихварывать матери Анастасии Романовны, он рос безматерним сиротой в отвратительной опричной обстановке и вырос малорослым и бледнолицым недоростком, расположенным к водянке, с неровной, старчески медленной походкой от преждевременной слабости в ногах. Так описывает царя, когда ему шел 32-й год, видевший его в 1588 - 1589 гг. английский посол Флетчер. В лице царя Федора династия вымирала воочию. Он вечно улыбался, но безжизненной улыбкой. Этой грустной улыбкой, как бы молившей о жалости и пощаде, царевич оборонялся от капризного отцовского гнева. Рассчитанное жалостное выражение лица со временем, особенно после страшной смерти старшего брата, в силу привычки превратилось в невольную автоматическую гримасу, с которой Федор и вступил на престол. Под гнетом отца он потерял свою волю, но сохранил навсегда заученное выражение забитой покорности. На престоле он искал человека, который стал бы хозяином его воли: умный шурин Годунов осторожно встал на место бешеного отца.

В. О. Ключевский. Русская история. Полный курс лекций. Лекция 41

Государя Федора Иоанновича называли на Руси «Блаженным». Казалось, он не жаждал власти и устранился от управления страной.

Последний из рода

19 марта 1584 года третий сын Ивана Грозного вступил на престол. По мнению большинства историков, Федор Иоаннович в силу своих умственных способностей и слабого здоровья не был готов решать насущные проблемы страны. Своим обликом и деяниями царь, казалось, олицетворял «предсмертные конвульсии» старейшей московской династии Ивана Калиты. По мнению Ключевского, Калитино племя «страдало избытком заботливости о земном»; Федор Иоаннович же, напротив, «избегал мирской суеты и докуки, помышляя о небесном». Отсюда его отрешенность и неизменная блуждающая улыбка, которую многие списывали на слабоумие; отсюда и ревностные ежедневные молитвы. На первых этапах царю будет «помогать» совет вельмож, но с 1587 года фактическим правителем страны станет Борис Годунов. Подобное положение дел будет устраивать и царствующего, и правящего.

Загадочная улыбка

По описаниям многих современников с лица царя не сходила странная улыбка. Федор Иоаннович имел обыкновение скучать во время посольских приемов и «любоваться своим скипетром и державой». Но была ли та улыбка проявлением слабости его ума? Возможно, это была маска, за которой царю было удобно прятаться и наносить удары тогда, когда этого меньше всего ждут. Существует версия, что неизменной улыбкой царь «обзавелся» еще в раннем детстве. Выросший в Александровской слободе царевич Федор изо дня в день наблюдал перед собой ужасы опричнины и лютовавшего отца. Своей грустной, заискивающей улыбкой Федор молил о пощаде и жалости к себе, «оборонялся от капризного отцовского гнева». «Автоматическая гримаса» со временем стала привычкой, с которой царь и вступил на престол.

Пономарство

Современники обращали внимание, что царь находил удовольствие в жизни духовной, «часто бегал по церквам трезвонить в колокола и слушать обедню». Ему больше подходило, как замечал позднее Карамзин, келья или пещера, нежели престол. Да и сам Иван Васильевич нередко журил отрыска, говоря, что тот больше походит на сына пономарского, нежели царского. В «пономарстве» царя Федора со временем, несомненно, появилась немалая доля преувеличения, карикатуризма. Однако его «монашество» было тесно сплетено с царствием, «одно служило украшением другому». Федора Иоанновича называли «освятованным царем» - святость и небесный венец были предначертаны ему свыше. Во «Временнике» Ивана Тимофеева Федор Иоаннович показан как молитвенник за русскую землю, которому суждено отмаливать грехи русского народа.

Юродство ради Христа

Образ лишенного рассудка, которым царя иногда «награждали» иностранные подданные, был, как известно, одним из самых почитаемых на Руси. Юродивые, божьи люди, являли собой совесть мирскую, им дозволялось то, что было недоступно остальным: смело, без оглядки говорить «неподобные речи», презирать общепринятые нормы и приличия, бранить любого. Юродивый часто становился образцом отречения от земных благ и грязных помыслов. Им прощалось всё, и были гарантированы безграничная любовь и почитание простых смертных. Царь не пытался разрушить созданный образ, напротив, усердно «подыгрывал». Придумать более удобную позицию вряд ли возможно, а в случае чего всегда можно сказать: что с него взять, с юродивого?!

Яблоко от яблоньки

Царь, казалось, ничем не напоминал своего грозного родителя: простодушное лицо, тихий, почти подобострастный голос. Он с внешним равнодушием взирал на горячую битву, разгоревшуюся под стенами Москвы, и ожидал: кто же выйдет из нее победителем – Борис Годунов или крымский хан Казы-Гирей? А по случаю победы повелел построить на месте сражения Донской монастырь. «Бездеятельный» царь между тем «подружился» с персидским шахом Аббасом и принял присягу от грузинского царя Александра, который подвел его во время похода в Дагестан, заложил каменный Смоленск и Белый город. В его царствование было начато строительство Архангельска, а Сибирь получила столицу – новый город Тобольск. Считается, что «сесть на боевого коня» в войне со шведами безынициативного царя заставил Годунов – одним своим видом Федор Иоаннович, якобы, помогал справиться с упрямством знатных князей, возглавлявших русские полки. Мог ли «помешанный» вдохновлять на победы и одержать хоть и частичный, но реванш – вернуть Копорье, Ям, Ивангород и Корелу? Сын не сумел победить в себе отцовскую страсть к кровавым «забавам»: он мог часами наблюдать за кулачными боями или следить за поединками охотников с медведями, зачастую заканчивающихся трагически для двуногих «гладиаторов».

Welcome!

В то время как крестьяне ненадолго получили возможность в Юрьев день сменить хозяина, а страна – первого патриарха Московского и всея Руси святителя Иова, англичанам в 1587 году было даровано право повсеместной торговли без уплаты сборов и пошлин, что стало продолжением политики, начатой Иваном Грозным. Интересно, что русские «завернули» «пожелание» королевы Елисаветы предоставить лондонским купцам монополию. Были установлены определенные правила: не привозить чужих товаров, осуществлять торговлю только лично и продавать товары только оптом, не отправлять своих людей сухим путем в Англию без ведома Государя и в тяжбах с россиянами «зависеть от царских казначеев и Дьяка Посольского». В результате введения беспошлинной торговли русская казна лишилась существенного ежегодного «вливания».

Последняя помощь

17 января 1598 года блаженный царь тихо скончался, «как бы заснул». В последние годы еще не старый сорокалетний царь постепенно, якобы, начал терять слух и зрение. Перед смертью он написал духовную грамоту, в которой передавал державу в руки своей жены Ирины, назначая советниками трона патриарха Иова и своего шурина Бориса Годунова. В житие царя, которое было написано Иовом, передана искренняя атмосфера всеобщей скорби по ушедшему правителю. Во время царствования Федора Иоанновича страна получила небольшую передышку между буйством Грозного и новой смутой. Существует версия, что Борис Годунов стал «помощником» и в последнем «деле» царя: много позднее в костях Федора Иоанновича был обнаружен мышьяк, которым, вполне вероятно, его могли методично травить. Увлеченные собственными заботами бояре не потрудились исправить досадную допущенную ошибку: на саркофаге царя вместо «благочестивый» мастер вырезал «глагочестивый».