Что означает пиноккио. Кто написал Буратино? Детская сказка или талантливая мистификация

Золотой орёл

Пиноккио

Главный герой книги «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» (итал. Le avventure di Pinocchio. Storia d"un burattino) - Пиноккио (итал. Pinocchio от итал. pino - сосна, "Пиноккио" на тосканском диалекте означает "кедровый орешек"), сделанный из дерева мальчик, нос которого увеличивается каждый раз, когда он говорит неправду.

На протяжении действия книги Пиноккио попадает в самые разнообразные ситуации, переживает множество приключений, которые вовсе не являются цепью случайностей. Глупый, самонадеянный, легкомысленный Пиноккио получает уроки поведения, воспитания от самой жизни. Все те поучения, которые он выслушивает от отца, говорящего сверчка, феи не имеют значения, пока Пиноккио не убеждается в правильности, справедливости на практике. Главные «воспитатели» деревянного мальчика – лишения, голод, столкновения с нечестными людьми. Благотворные уроки он получает и из поведения добрых и сердечных людей, умных и благородных животных – тунца, собаки, сокола и других. Подлинным наказанием за проступки служат не выговоры, а ослиные уши, длиннющий нос, которые растут, если Пиноккио врет. Трудясь, учась, помогая другим, Пиноккио превращается в благовоспитанного мальчика, живого человека.

История создания произведений

Карло Лоренцини, известный всему миру под литературным именем Коллоди (по названию пригорода, где прошли его детские годы), начал сочинять свою знаменитую сказку в том возрасте, когда редко совершают открытия - ему было тогда пятьдесят пять лет. Он прожил жизнь профессионального литератора, наполненную каждодневным лихорадочным трудом и дарящую мало радостей. Первые успехи пришли к Коллоди, когда он стал писать для детей. Сначала это были переводы волшебных сказок Шарля Перро, затем - серия очень удачных книг, написанных под влиянием известного педагога и писателя Дж. Парравачини... Эти книги и сами полюбились читателям, но что особенно важно - они подготовили появление "Пиноккио" Благодаря писателю и его герою прославился и городок Коллоди. Там был поставлен памятник деревянному человечку, а на памятнике была высечена надпись: "Бессмертному Пиноккио - благодарные читатели в возрасте от четырех до семидесяти лет". Влияние этой книги на итальянских читателей и писателей огромно - ведь все писатели были некогда детьми, и книга о Пиноккио вошла в их жизнь в числе «первых впечатлений».

Публикация сказки - под названием "История одной марионетки" - началась в первом номере нового еженедельника "Детская газета", вышедшего в Риме 7 июля 1881 года под редакцией Фернандо Мартини. Редактор заплатил мало, и, видимо, поэтому Коллоди не захотелось продолжить сказку: после 15-й главы в ней стояло слово «конец». Но не тут-то было! Дети завалили редакцию просьбами продолжать сказку. Наверное, гонорар был повышен, и в газете появилось объявление: «Радостная весть! Вы, конечно, помните марионетку, которую синьор Коллоди оставил болтаться на дереве? Казалось, что Пиноккио погиб. Так вот, этот же синьор написал нам, что Пиноккио вовсе не умер. Наоборот, он жив-живехонек, и с ним произошли такие вещи, что поверить трудно…»

В газете была опубликована еще двадцать одна глава, а в 1883 году сказка вышла отдельной книжкой под названием «Приключения Пиноккио, история марионетки» с шестьюдесятью двумя рисунками Энрико Мандзанти. Ей суждено было стать любимой книгой детворы всего мира. «Она вышла во всех тех странах, где есть дети», - любят говорить итальянцы. К началу XX века сказка, по некоторым сведениям, выдержала около пятисот (500!) изданий.

В России сказка «Приключения Пиноккио» была впервые опубликована в 1906 году издательством М.О. Вольфа, причем было указано, что перевод сделан с 480-го итальянского издания! Полный перевод на русский язык был осуществлён Э.Г. Казакевичем (опубликован в 1959 году).

Экранизации

Первый получасовой фильм о приключениях «соснового орешка» в 1912 г. снял итальянец Джулио Антомаро. Роль Пиноккио исполнял известный клоун.

«Пиноккио » - второй полнометражный мультфильм Уолта Диснея. Экранизация произведения Карло Коллоди. Фильм удостоен двух премий «Оскар». Американская Киноассоциация присудила рейтинг G, означающий отсутствие возрастных ограничений. В России был распространён на видеокассетах в авторском переводе Андрея Гаврилова.

«Пиноккио» - совместный франко-германо-итальянский фильм Роберто Бениньи по книге Карло Коллоди, вышедший на экраны 11 октября 2002 года (премьера в Италии). 25 декабря изменённая версия вышла в прокат в США (оригинальная версия - 7 февраля 2003 года). В Европе в прокат фильм вышел в марте 2003 года. Рекомендуется для семейного просмотра.

«Волшебная история Пиноккио» (англ. Pinocchio) - телевизионный фильм, новая экранизация сказки Карло Коллоди Альберто Сирони. Вышел в 2008 году. В главных ролях: Боб Хоскинс, Томас Сангстер, Робби Кай. Фильм состоит из двух частей.

Прототипы героя

Пиноккио, оказывается, не только жил себе да поживал в своей Италии, но и на самом деле ходил на деревянных ножках, кушал деревянными ручками и имел самый настоящий деревянный носик.

Как-то британские учёные совместно с итальянскими коллегами из Антропологического общества Академии Наук исследовали старые кладбища близ Флоренции и Пизы. И каково же было их удивление, когда неподалеку от могилы великого итальянского сказочника Карло Коллоди они натолкнулись на едва уцелевший надгробный камень с надписью: «Пиноккио Санчес».

Посмеявшись и подивившись невероятному совпадению, господа ученые все-таки решили провести экспертизу, дабы окончательно подтвердить или опровергнуть существование прототипа сказочного персонажа. Для этого было получено разрешение на эксгумацию тела и приглашен самый авторитетный хирург-эксгумолог Джефри Фикшн. Вскрытие и архивные записи оживили давно забытую историю, которая произошла незадолго до рождения автора сказки о Пиноккио.

На дворе стоял 1760 год, когда в самой обычной и небогатой семье Санчесов на свет появился младший ребенок. Младенца нарекли Пиноккио – «кедровый орешек» в переводе с итальянского. Мальчик жил, как и все его сверстники, резвился и бегал по узким улочкам Флоренции. А когда садился за обеденный стол, мать, подвигая ему полную тарелку, заботливо напоминала: «Не будешь есть кашу – никогда не вырастешь».

Но сколько бы ни ел Пиноккио, он по-прежнему смотрел на друзей снизу вверх и походил больше на маленького ребенка, чем на взрослеющего отрока. Если бы Пиноккио был нашим современником, то врачи бы давно поставили пациенту диагноз – нанизм (патологическое состояние, характеризующееся аномальной низкорослостью. У мужчин – ниже 130 сантиметров). Вот уж действительно метр с кепкой в прыжке с табуретки!

Тем не менее, Пиноккио отправился вместе с отцом на войну – Италия в то время боролась за свою независимость. В солдаты парнишку-недомерка не взяли, зато должность полкового барабанщика пришлась ему впору.

Военная карьера Пиноккио длилась 15 лет, после чего он вернулся на родину абсолютным калекой. В бою он потерял руки и ноги, а тело было жестоко изувечено. Но судьба оказалась благосклонной к карлику-ивалиду: случай свел Пиноккио с медиком-чудотворцем Карло Бестульджи, который и стал для него сказочным папой Карло.

О Бестульджи говорили, что он-де продал душу дьяволу, но малыша Санчеса это не испугало. Врач изготовил для диковинного пациента деревянные протезы рук и ног, а также специальную деревянную вставку на место ампутированного носа, подарив Пиноккио вторую жизнь. Вот так, будучи по существу «поленом» без рук и ног, человечек ожил и отправился покорять театральные подмостки.

Карлик с деревянными конечностями напоминал больше живую куклу-марионетку и пользовался бешеным успехом на ярмарочных представлениях. Балаганный театр стал для Пиноккио и домом, и могилой: исполняя один из трюков, Санчес размозжил себе голову, и тут был бессилен даже маг и кудесник Бестульджи...

А в один прекрасный день, уже значительно позже, малоизвестный писатель Карло Коллоди, оставшись без наличных в карманах, вынужден был воскресить в своей памяти рассказ бабушки о «деревянном карлике» и написать сказку о Пиноккио, начав повествование словами: «Жил-был не король, а кусок дерева, обыкновенное полено».

Памятники

В итальянском городе Коллоди, родине матери писателя Карло Коллоди, стоит памятник Пиноккио - один из немногих на свете памятников литературным героям.


Откуда берутся самые необыкновенные истории, которые ложатся на бумагу и становятся бестселлерами? Конечно, из жизни! Всем известно, что любой литературный персонаж является либо собирательным образом, либо идентичный ему человек существовал на самом деле. Все просто! Однако кто бы мог подумать, что даже герои сказок родом из реальной жизни? А ведь это действительно так…

16 лет назад, в 2001 году группа ученых занималась раскопками во Флоренции, неподалеку от кладбища аббатства Сан Миниато аль Монте. Именно там покоилось (и покоится по сей день) тело знаменитого писателя Карло Лоренцини, прославившегося под фамилией Коллоди. Да-да, того самого , автора всеми любимого произведения «Приключения Пиноккио». Так вот один из ученых, прогуливаясь во время перерыва среди старинных могил, увидел надгробие с надписью «Здесь покоится Пиноккио Санчес. Родился в 1790 году, умер в 1834 году». Видимо, ученые, так же, как и сыщики, обладают неким чутьем, которое и помогает им находить ответы на самые сложные загадки истории. Нашего исследователя заинтересовало столь тесное соседство писателя и человека по имени Пиноккио, и вскоре он заразил любопытством и своих коллег. Тело Пиноккио Санчеса было эксгумировано. То, что предстало перед глазами ученых, повергло их в шок. Оказалось, что Санчес, как и герой Карло Коллоди, был деревянным!


По крупицам историкам удалось воссоздать трагическую историю жизни этого отважного человека. Пиноккио Санчес родился в 1790 году во Флоренции. Его родители были небогаты, однако этот факт нисколько не смущал озорного мальчишку. Ну, много ли нужно ребенку? В детстве, по-моему, все счастливы. Правда, Пиноккио радовался недолго. В какой-то момент он перестал расти. К восемнадцати годам его рост не превышал 130 сантиметров.

Тем не менее, Санчес был призван на военную службу. Его назначили барабанщиком, потому как в силу своего маленького роста ни на что другое он оказался не годен. Пиноккио не раз попадал во всяческие переделки, но всегда возвращался в строй. Однако через 15 лет службы низкорослого барабанщика все же отправили домой. Только вот приехал он во Флоренцию уже калекой. Дело в том, что во время похода Санчес сорвался с горного обрыва. И без того несчастный Пиноккио лишился обеих ног, одной руки и повредил нос. И, наверное, барабанщик Санчес сгинул бы в нищете, если бы не повстречал краснодеревщика Карло Бестульджи. И вот в нашей истории на сцену выходит добрый папа Карло!

Бестульджи увлекался не только столярным делом, но и алхимией, благодаря чему среди современников прослыл слугой дьявола. Однако обезображенному Пиноккио выбирать было не из чего. Карло Бестульджи сконструировал и изготовил специально для Санчеса деревянные протезы для ног, руки и даже для носа. На полусгнивших остатках деревянных частей тела, извлеченных из могилы Пиноккио Санчеса, сохранились фирменные знаки Бестульджи.

С тех пор калека смог сам зарабатывать себе на жизнь. Для подобных людей в те времена открывалась только одна дорога – в цирк. Но Санчес не унывал. Однако и выступать только в качестве экзотического экспоната он тоже не желал. Он настолько овладел своим новым телом, что даже научился некоторым отчаянным трюкам. В основном Пиноккио ходил по натянутому на большой высоте канату.

Так Пиноккио Санчес прожил еще 10 лет. И прожил бы еще столько же, а, может, и больше, если бы не несчастный случай. В 1834 году деревянный человечек во время исполнения очередного трюка совершил роковую ошибку и сорвался вниз. Он повредил голову и, конечно, теперь Карло Бестульджи ничем не мог ему помочь. Так закончилась жизнь бесстрашного и неунывающего Пиноккио.

Даже после обнаружения могилы наполовину деревянного Пиноккио Санчеса неподалеку от могилы Карло Коллоди скептики в один голос утверждали, что это всего лишь совпадение. Они говорили, что нет никаких доказательств того, что именно Санчес стал прототипом литературного Пиноккио. Однако большинство исследователей не верили в подобное совпадение и отчаянно искали факты, которые могли бы утереть носы всем сомневающимся. И нашли!

У одного из родственников Карло Коллоди чудом сохранилось письмо, которое писатель прислал своей кузине в период работы над «Приключениями Пиноккио». Вот, что он написал: «Дорогая моя кузина, ты интересуешься моими ближайшими планами. В предыдущем письме я упоминал о том несчастном, но очень храбром человеке – Пиноккио Санчесе. Я хотел бы написать о нем. Думал, что это будет серьезный роман, но почему-то с самого начала получалась сказка. В связи с чем, сам не пойму, ведь на самом деле судьба Пиноккио была очень трагичной, а не сказочной. К чему это в итоге приведет, не знаю». Так что, судя по всему, свое произведение Коллоди изначально задумывал, как биографический роман. Однако неизвестно под воздействием каких сил роман вдруг обернулся сказкой.

Но, думается мне, Карло Коллоди ничуть не пожалел бы об этом. Потому что Пиноккио стал одним из самых любимых героев детворы со всего мира.

ПИНОККИО

ПИНОККИО (итал. Pinocchio) герой сказки К.Лоренцини (псевдоним - Коллоди) «Приключения Пиноккио» (1880). Есть у этой книги и второе название - «История деревянного человечка». И действительно, ее героем является деревянная озорная марионетка, ставшая прообразом нашего Буратино.

Еще до появления на свет, будучи обыкновенным с виду поленом, П. умудрился доставить немало неприятностей тем, кто пытался иметь с ним дело. Он настолько напугал столяра мастера Антонио, что обычно красный кончик его носа стал темно-синим, а лицо перекосило. Затем он поссорил Антонио с его коллегой и другом Джеппетто. Дальше еще хуже. Джеппетто еще не успел вырезать из полученного в подарок от Антонио полена голову, а П. уже начал корчить насмешливые рожи и показывать язык. Едва закончив делать человечку ноги, Джеппетто тут же получил пинок по носу, а деревянный озорник выскочил на улицу и побежал от своего создателя, делая прыжки не хуже зайца. Потом П. затеял спор со старым сверчком, пытавшимся вразумить самоуверенного, несносного человечка, но спор окончился весьма плачевно - П. простонапросто убил беднягу, запустив в него деревянным молотком.

П. устроен так, что все его благие намерения оканчиваются совершенно противоположным результатом. Вот он, растроганный тем, что Джеппетто продал свою единственную куртку, чтобы купить букварь, мечтает о том, как будет учиться, потом найдет работу, заработает много денег и купит своему отцу куртку, новую, «целиком из золота и серебра», но, едва лишь услышав о представлении кукольного театра, забывает о своих планах и меняет букварь на билет.

Получив от хозяина кукольного театра пять золотых, П., правда, вновь вспоминает о своем отце (он вообще бывает иногда и добрым, и смелым - например, когда вступается за Арлекина, которого хочет бросить в огонь хозяин театра), но тут же попадает в сети Лисы и Кота, поверив их сказкам о Волшебном Поле, где пять золотых мгновенно превратятся в две тысячи пятьсот. Всякий раз, когда П. проявляет глупость, упрямство или самонадеянность, с ним случается какая-нибудь неприятность. Так жизнь пытается научить несносного мальчишку, но он очень плохо поддается учению и с трудом извлекает уроки из происходящего. Попав в очередную переделку, П. неизменно вспоминает о своем бедняге-отце и о том, какие блага сулит пребывание под его кровом. Но с таким же постоянством П. забывает о своем раскаянии и пускается в новые приключения.

Добрая фея обещала П., что он станет человеком, если заслужит этого. А заслужить можно, лишь став «хорошим мальчиком»: прилежно учиться, перестать говорить неправду. Но легко понять, что до превращения в человека ему еще очень далеко. Его чуть было не посадили в тюрьму, едва не поджарили на сковородке вместе с рыбой. Самое же ужасное с ним произошло, когда он поддался на уговоры своего друга Фитиля и отправился с ним в Страну Развлечений. Попав туда, П. превратился в осла.

У П. множество недостатков, но сердце у него доброе, да и предприимчивости не занимать. Попав в брюхо огромной акулы, он находит там своего обожаемого отца и спасает его из заточения в акульем брюхе. Чтобы добыть для отца стакан молока, он соглашается даже крутить ворот у огородника. А доброй фее, узнав, что она больна, без малейшего сожаления отдает сэкономленные на новый костюм деньги. Конечно, это уже были поступки настоящего человека. П. превратился в «умного, красивого мальчика с каштановыми волосами и голубыми глазами, с веселым, радостным лицом».

В итальянском городе Коллоди, родине матери писателя Карло Коллоди, стоит памятник Пиноккио - один из немногих на свете памятников литературным героям.

О.Г.Петрова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ПИНОККИО" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Пиноккио (значения). Пиноккио Первая иллюстрация 1883 года Официальное название … Википедия

    Pinocchio 3000 Тип мультфильма … Википедия

    Пиноккио Pinocchio … Википедия

    Пиноккио (фильм, 2002) Возможно вы имели ввиду Пиноккио (фильм 2008) Пиноккио Pinocchio Жанр комедия, сказка Режиссёр Роберто Бениньи Продю … Википедия

    Пиноккио, итал. Pinocchio: Пиноккио герой сказки К. Коллоди Приключения Пиноккио. История деревянной куклы Пиноккио (мультфильм) Фильмы Пиноккио (фильм, 2002) совместный франко германо итальянский фильм Роберто Бениньи по книге Карло… … Википедия

    964 Pinocchio Жанр фантастика Режиссёр Сёдзин Фукуи В главных ролях Хадзи Судзуки Онн тян Кёко Хара Кодзи К … Википедия

    Пиноккио Pinocchio Тип мультфильма Режиссёр Уолт Дисней Автор сценария Роли озвучивали … Википедия

    - «Пиноккио и царь тьмы» (англ. «Pinocchio And The Emperor Of The Night») мультфильм. Экранизация произведения, автор которого Карло Коллоди. Производство: США, 1987 год. Продолжительность 91 мин. Сюжет … Википедия

    Пиннокио Pinocchio Жанр комедия Режиссёр Роберто Бениньи В главных ролях Джеймс Белуши (голос) … Википедия

Примечания

Отрывок, характеризующий Пиноккио

Генерал нахмурился, отвернулся и пошел дальше.
– Gott, wie naiv! [Боже мой, как он прост!] – сказал он сердито, отойдя несколько шагов.
Несвицкий с хохотом обнял князя Андрея, но Болконский, еще более побледнев, с злобным выражением в лице, оттолкнул его и обратился к Жеркову. То нервное раздражение, в которое его привели вид Мака, известие об его поражении и мысли о том, что ожидает русскую армию, нашло себе исход в озлоблении на неуместную шутку Жеркова.
– Если вы, милостивый государь, – заговорил он пронзительно с легким дрожанием нижней челюсти, – хотите быть шутом, то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя.
Несвицкий и Жерков так были удивлены этой выходкой, что молча, раскрыв глаза, смотрели на Болконского.
– Что ж, я поздравил только, – сказал Жерков.
– Я не шучу с вами, извольте молчать! – крикнул Болконский и, взяв за руку Несвицкого, пошел прочь от Жеркова, не находившего, что ответить.
– Ну, что ты, братец, – успокоивая сказал Несвицкий.
– Как что? – заговорил князь Андрей, останавливаясь от волнения. – Да ты пойми, что мы, или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Quarante milles hommes massacres et l"ario mee de nos allies detruite, et vous trouvez la le mot pour rire, – сказал он, как будто этою французскою фразой закрепляя свое мнение. – C"est bien pour un garcon de rien, comme cet individu, dont vous avez fait un ami, mais pas pour vous, pas pour vous. [Сорок тысяч человек погибло и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить. Это простительно ничтожному мальчишке, как вот этот господин, которого вы сделали себе другом, но не вам, не вам.] Мальчишкам только можно так забавляться, – сказал князь Андрей по русски, выговаривая это слово с французским акцентом, заметив, что Жерков мог еще слышать его.
Он подождал, не ответит ли что корнет. Но корнет повернулся и вышел из коридора.

Гусарский Павлоградский полк стоял в двух милях от Браунау. Эскадрон, в котором юнкером служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек. Эскадронному командиру, ротмистру Денисову, известному всей кавалерийской дивизии под именем Васьки Денисова, была отведена лучшая квартира в деревне. Юнкер Ростов с тех самых пор, как он догнал полк в Польше, жил вместе с эскадронным командиром.
11 октября, в тот самый день, когда в главной квартире всё было поднято на ноги известием о поражении Мака, в штабе эскадрона походная жизнь спокойно шла по старому. Денисов, проигравший всю ночь в карты, еще не приходил домой, когда Ростов, рано утром, верхом, вернулся с фуражировки. Ростов в юнкерском мундире подъехал к крыльцу, толконув лошадь, гибким, молодым жестом скинул ногу, постоял на стремени, как будто не желая расстаться с лошадью, наконец, спрыгнул и крикнул вестового.
– А, Бондаренко, друг сердечный, – проговорил он бросившемуся стремглав к его лошади гусару. – Выводи, дружок, – сказал он с тою братскою, веселою нежностию, с которою обращаются со всеми хорошие молодые люди, когда они счастливы.
– Слушаю, ваше сиятельство, – отвечал хохол, встряхивая весело головой.
– Смотри же, выводи хорошенько!
Другой гусар бросился тоже к лошади, но Бондаренко уже перекинул поводья трензеля. Видно было, что юнкер давал хорошо на водку, и что услужить ему было выгодно. Ростов погладил лошадь по шее, потом по крупу и остановился на крыльце.
«Славно! Такая будет лошадь!» сказал он сам себе и, улыбаясь и придерживая саблю, взбежал на крыльцо, погромыхивая шпорами. Хозяин немец, в фуфайке и колпаке, с вилами, которыми он вычищал навоз, выглянул из коровника. Лицо немца вдруг просветлело, как только он увидал Ростова. Он весело улыбнулся и подмигнул: «Schon, gut Morgen! Schon, gut Morgen!» [Прекрасно, доброго утра!] повторял он, видимо, находя удовольствие в приветствии молодого человека.
– Schon fleissig! [Уже за работой!] – сказал Ростов всё с тою же радостною, братскою улыбкой, какая не сходила с его оживленного лица. – Hoch Oestreicher! Hoch Russen! Kaiser Alexander hoch! [Ура Австрийцы! Ура Русские! Император Александр ура!] – обратился он к немцу, повторяя слова, говоренные часто немцем хозяином.

Читателям и зрителям не приходит в голову мысль, что у деревянного человечка мог быть реальный прототип, а произошедшие события не только вымысел автора

Кто из нас не зачитывался в детстве сказкой Карло Коллоди «Приключения Пиноккио »! Ну уж мультфильм по этой детской книжке точно видели все, в крайнем случае - смотрели советский трехсерийный фильм-сказку про Буратино - «наследника» Пиноккио, так сказать, русский вариант итальянской сказки. Однако оба симпатичных героя – отнюдь не только плод воображения авторов.

Однажды на итальянском кладбище

Один из ученых, производивших раскопки неподалеку от Флоренции, забрел в минуты отдыха на старое кладбище. Медленно идя между могил, любопытный ученый вдруг увидел надпись: «Пиноккио Санчес , 1790-1834».

Заинтересовавшись таким странным именем - прямиком из детской сказки - ученый добился разрешения на эксгумацию. И выяснились потрясающие вещи! Тело извлеченного из могилы Пиноккио Санчеса оказалось... деревянным.

Так и не вырос

Потрясенные необычным видом трупа, историки принялись кропотливо воссоздавать историю «деревянного человечка». После долгих исследований было установлено, что во Флоренции, в бедной семье Санчес, в 1790 году действительно родился мальчик. Поначалу все было хорошо - мальчик рос здоровым и веселым. Однако позже выяснилось, что в какой-то момент он перестал расти, и в восемнадцать лет рост Пиноккио достигал всего лишь 130 сантиметров.

Впрочем, этот недостаток не помешал властям призвать парня на военную службу. Поскольку такие маленькие солдаты не особенно полезны в бою, командование сделало его барабанщиком. Не раз приходилось ему бывать в разных переделках, но он всегда возвращался в строй - вместе со своим барабаном.

Так он служил 15 лет. А потом произошла беда - маленький солдат упал с горного обрыва и покалечился, причем очень сильно: он вернулся домой без одной руки и обеих ног, кроме того, он повредил нос.

Появление папы Карло

И вот здесь-то на сцену выходит «папа Карло» - его действительно звали Карло, это был краснодеревщик - видимо, гениальный, потому что он совершил невозможное. Деревянных дел мастер Карло Бестульджи смастерил для несчастного Пиноккио деревянные протезы. Теперь он мог двигать руками, худо-бедно ходить на своих новых ногах, и даже новый нос почти не портил лица солдата. Ученые, доставшие из могилы останки Пиноккио, смогли увидеть отчетливые фирменные знаки Карло Бестульджи на деревянных протезах, которые частично уцелели, а частично сгнили.

У Пиноккио началась новая жизнь. Он научился так хорошо владеть своим наполовину деревянным телом, что начал выступать в цирке - ходить по канату, и на это чудо съезжались посмотреть тысячи восхищенных зрителей.

Деревянных голов не бывает...

В статусе циркового артиста Пиноккио провел 10 лет. Не исключено, что он и дальше продолжал бы заниматься акробатикой и дожил бы до старости, но его настиг злой рок - во время одного из выступлений Пиноккио сорвался и упал с высоты. На этот раз никакой краснодеревщик, даже самый гениальный, не смог бы помочь, - «деревянный человечек» разбил голову.

Отважный Пиноккио, любимец публики, вызывающий уважение и восхищение своим упорством и неунывающим характером, погиб.

Но как же этот удивительный человек перекочевал в итальянскую сказку?

Письмо Карло Коллоди

Ученые упрямо продолжали копать историю дальше - всем было интересно узнать, как пересеклись судьбы деревянного человечка и писателя Коллоди. И обнаружили письмо, написанное Коллоди своей сестре. Он рассказывал ей историю маленького барабанщика, пострадавшего на службе и возвращенного к жизни талантливыми руками мастера-краснодеревщика.

«Хочу написать об этом человеке», - поделился Коллоди своими планами.

Поначалу он собирался создать серьезный роман, полный лишений и надежд, несчастий и отваги. Но почему-то с первых страниц начала получаться сказка. Может быть, натура писателя так откликнулась на трагическую судьбу Пиноккио Санчеса, решив придать его жизни сказочную окраску? Словом, вместо трагического романа-биографии на свет появилась искрометная, полная тонкого юмора и очарования, всемирно известная и любимая сказка «Приключения Пиноккио».

Остается только добавить, что писатель Карло Лоренцини (настоящая фамилия Карло Коллоди) похоронен на том же кладбище, что и его герой, неподалеку от могилы Пиноккио Санчеса - деревянного человечка, несчастного и отважного, ставшего прототипом сказочного Пиноккио, а за ним - и Буратино.

wikimedia