Что происходит между индией и пакистаном. Индия и пакистан на пути к войне

С первых лет независимости отношения Пакистана и Индии стали одним из главных аспектов его внешней политики. Данные государства, являясь в прошлом частью Британской Индии, оставались связанными между собой многочисленными аспектами исторического, этно-национального, экономического, территориального, культурного и иного характера. Для успешного преодоления колониального наследия, усугубленного последствиями раздела, были просто необходимы не только добрососедские, а подлинно дружественные отношения. Однако развитие пакистано-индийских отношений пошло по иному руслу напряженности и конфликтности.

В связи с разделом Британской Индии между Пакистаном и Индией возникли многочисленные противоречия по территориальным, финансовым, имущественным и иным вопросам. В двусторонних отношениях возникла негативная атмосфера тревоги, взаимного недоверия, мешавшая и затягивавшая решение спорных проблем. Одним из ключевых моментов в разрешении взаимных территориальных претензий возникших в 1947 году, была проблема Джамму и Кашмира – крупнейшего княжества Северо-Западной Индии.

Уже через несколько месяцев после получения независимости Индией и Пакистаном, в 1947 году с территории последнего началось вооруженное вторжение патанских племен в княжество Кашмир. Правитель Кашмира обратился за военной помощью к Индии и объявил свое княжество ее частью. В 1947 году началась первая индийско-пакистанская война. В ходе вооруженного конфликта, под контролем Пакистана оказались две пятых территории княжества (около 30 тыс. кв.миль) с населением примерно 1200 тыс. человек, включая беженцев. В октябре 1947 г. в Музаффарабаде было провозглашено создание формально независимого от пакистанских властей правительства «Свободного Кашмира», под юрисдикцией которого находится юго-западная часть бывшего княжества Джамму и Кашмир, площадь этой территории составляет 4,5 тыс. кв.миль, население более 1 млн. человек. Расположенные на севере горные районы – Гилгитское агентство, Балтистан, Северный Ладакх, округа Гилгит и Астор, а также в прошлом находившиеся в феодальной зависимости от махараджи Кашмира небольшие княжества Хунза, Нагар, Ясин и некоторые другие управлялись центральным правительством Пакистана через специальных политических агентов, поддерживавших связи с местными правителями.

Благодаря деятельности посреднической комиссии Совета Безопасности ООН летом 1949 г. была установлена линия прекращения огня, подтвержденная пакистано-индийским соглашением от 29 июля 1949 года, одна часть которой признана в качестве международной границы, а другая стала линией фактического контроля (несколько измененной в результате войн 1965 и 1971 гг.). Таким образом, Северо-западный Кашмир оказался под контролем Паистана, две трети Кашмира – под контролем Индии (штат Джамму и Кашмир). Совет Безопасности в том же году принял резолюцию о проведении плебисцита в Кашмире после вывода пакистанских войск из северо-западной части. Пакистан отказался выполнять данное условие. Положение Джамму и Кашмира не удовлетворяло пакистанскую сторону, считавшую, что весь Кашмир должен войти в состав Пакистана, поскольку большинство 4-миллонного населения – мусульмане. В свою очередь Индия считала требования Пакистана необоснованными и исходила из того, что вопрос о судьбе Джамму и Кашмира решен правителем бывшего княжества в пользу вхождения в состав Индии.

В августе-сентябре 1965 г. между Индией и Пакистаном вновь вспыхнул вооруженный конфликт из-за Джамму и Кашмира (Конфликту в Кашмире предшествовало вооруженное столкновение между Пакистаном и Индией в юго-западном секторе индийско-пакистанской границы (апрель-май 1965 г.)). В боях, которые велись не только в Кашмире, но и приграничных районах Пакистана и Индии, с обеих сторон участвовали крупные воинские соединения, авиация и бронетехника.

В 1972 году Индира Ганди и З.А.Бхутто в ходе прямых переговоров в Симле (Индия), заключили всеобъемлющее соглашение, а к концу года зафиксировали временную линию контроля в Кашмире (под едва осуществляемым наблюдением миссии ООН) и начали процесс обмена военнопленными, взятых в ходе войны за Бангладеш. Эта война серьезно потрясла основы в обеих странах. Она побудила И. Ганди отказаться от столь дорогой для ее отца политики неприсоединения и заключить с договор СССР, чтобы уравновесить пристрастие американцев к Пакистану. Пакистан не только потерял престиж и половину своей территории, но и половину внутреннего рынка, большу часть своего сырья и промышленных товаров, зарубежные рынки (куда производились поставки Восточным Пакистаном), а также иностранные поступления.

Пакистано-индийские отношения на современном этапе характеризуются как все же менее острые и напряженные, по сравнению с событиями второй половины ХХ века. Парламентские выборы в Индии, победа на них партии Индийский национальный конгресс в мае 2009 г., избранный на второй срок премьер-министром Манмохан Сингх вселяет уверенность в позитивные настроения Дели по отношению к Пакистану. С.М.Кришна в первый день пребывания в ранге министра иностранных дел в июне 2009 г., заявил, что "Индия приоритетным считает укрепление политических, экономических и культурных связей с соседними государствами", добавив, что "мы можем поменять наших друзей, но не наших соседей".

Со своей стороны еще в начале мая 2009 г. президент Исламской Республики Пакистан Асиф Али Зардари, стремясь нормализовать отношения с Дели, подчеркивал, что "с нетерпением ждет построения лучших взаимоотношений с Индией после проведения выборов в этой стране".

По итогам результатов парламентских выборов в июне 2009 г. министр иностранных дел ИРП Шах Мехсуд Куреши высказал уверенность, что если Пакистан и Индия придут к консенсусу по вопросу о терроризме, то это послужит интересам как Исламабада, так и Дели в деле установления мира и стабильности на континенте, что в свою очередь нацелено на дальнейшее развитие экономики, решение проблем бедности и т.д.

Очередное сближение позиций двух стран началось сразу после парламентских выборов в Пакистане в феврале 2008 года и фактического "отстранения" от управления страной президента Первеза Мушаррафа. Несмотря на попытки периодической нормализации отношений с Исламабадом, охлаждение отношений Дели все же списывал на пакистанских военных, считая, что именно они стоят за громкими террористическими актами 2002, 2006 годов в Индии.

Уступая Индии практически по всем показателям, Пакистан всегда стремился к привлечению внешних сил для создания противовеса Индии. Основная ставка была на США, КНР, исламские государства и другие страны Южной Азии.

Но все же следует сказать, что власти Пакистана заинтересованы в нормализации отношений с Индией, и возлагают большие надежды не только на традиционных внешнеполитичеcких союзников, но и на новые международные организации, в частности на Шанхайскую организацию сотрудничества, через возможности которой рассматривается один из вариантов новых встречных шагов Исламабада и Дели.

Отношения между Индией и Пакистаном уже довольно длительный перирод времени носят напряженный характер из-за ряда серъезных разногласий, возникших фактически сразу же после обретения ими статуса независимых государств.

В 1947 г. произошёл раздел Британской Индии, что привело к созданию напряженности вокруг статуса Кашмира и, в результате, к многочисленным военным конфликтам между этими двумя странами. Даже учитывая, что эти два государства Южной Азии объединяют общие географические, исторические, культурные и экономические связи, их отношения полны враждебности и подозрительности. Протяжённость государственной границы между странами составляет 2,912 км.

После распада Британской Индии в 1947 г. были сформированы новые суверенные государства: Индийский Союз и Доминион Пакистан. Раздел бывшей Британской Индии привел к вынужденному переселению до 12,5 млн человек, от нескольких сотен тысяч до миллиона человек при этом погибли. Индия стала светским государством с большинством индуистского населения, а Пакистан стал исламским государством с большинством мусульманского населения.

Вскоре после обретения независимости Индия и Пакистан установили дипломатические отношения, но насильственный раздел и многочисленные территориальные споры вызвали ухудшение их отношений.

В результате, Индия и Пакистан пережили три крупные войны, одну необъявленную войну и принимали участие в многочисленных вооруженных стычках и противостояниях. Вопрос о принадлежности Кашмира (Кашмирский вопрос) является главной причиной всех этих конфликтов, за исключением индо-пакистанской войны 1971 г., которая привела к отделению Восточного Пакистана (совр. Бангладеш).

Между тем, предпринимались многочисленные попытки улучшить отношения между Индией и Пакистаном (саммит в Шимле, саммит в Агре и саммит в Лахоре).

С начала 1980-х годов отношения между двумя странами испортились ещё сильнее, особенно после конфликта в Сиачене (Сиаченский конфликт), восстания в Джамму и Кашмире, индийских и пакистанских ядерных испытаний, а также Каргильской войны.

В то же время были предприняты некоторые меры по укреплению доверия: подписание соглашения о прекращении огня в 2003 г., запуск автобуса по маршруту Дели-Лахор. Однако эти усилия были перечеркнуты периодическими террористическими атаками. В 2001 г. произошло нападение на индийский парламент, что поставило эти две страны на грань ядерной войны. В 2007 г. произошёл подрыв пассажирского поезда Samjhauta Express, в результате чего погибло несколько десятков гражданских лиц. В 2008 г. произошла атака на Мумбаи, когда мусульманские террористы убили порядка 160 граждан Индии в ходе этого нападения, в результате чего Индия прекратила мирные переговоры с Пакистаном.


Индо-пакистанский конфликт в начале XXI века обострился тем, что оба государства разработали (или получили от своих покровителей) ядерное оружие и активно наращивают свою военную мощь. Сегодня поставки оружия в Пакистан осуществляет США, а поставки оружия в Индию осуществляет Россия.

В хронологическом плане индо-пакистанский конфликт - противостояние между Индией и Пакистаном, продолжающееся с момента получения ими независимости в 1947 г., - разделяется на несколько важнейших этапов:

Первая индо-пакистанская война (Первая кашмирская война, 1947-1949 гг.);

Вторая индо-пакистанская война (Вторая кашмирская война, 1965 г.);

Третья индо-пакистанская война (1971 г.), которая связана с войной за независимость Бангладеш;

Сиаченский конфликт (с 1984 г.) - малоинтенсивный пограничный конфликт на леднике Сиачен, характерной особенностью которого было то, что основную часть потерь обе стороны несли не в результате действий противника, а от тяжёлых климатических условий (с 2003 г. на Сиачене действует прекращение огня);

Каргильская война (1999 г.), которая в отличие от трёх предыдущих вооружённых конфликтов не носила широкомасштабного характера.

Главной причиной индо-пакистанского конфликта является спор вокруг принадлежности региона Кашмир. По итогам войны 1947-1949 гг. Индия получила контроль над примерно 2/3 территории региона, Пакистан получил контроль над примерно 1/3 территории региона. Кашмирский конфликт привёл к возникновению напряжённости в отношениях между двумя странами, в целом сохраняющейся до сих пор.

В отличие от Индии, Пакистан считает Кашмирский конфликт международным спором, и сохраняет за собой право выносить данный вопрос на обсуждение на международных форумах, допуская посредничество других государств. Он требует проведения плебисцита, ссылаясь на соответствующие резолюции ООН. Пакистан говорит о невозможности начала переговоров с Индией по каким-либо прочим вопросам без первоочерёдного решения кашмирской проблемы.

Индия же выступает против признания кашмирской проблемы международным спором и отвергает какую-либо возможность плебисцита. Главным требованием Индии является прекращение «трансграничного терроризма» - прямой поддержки Пакистаном мусульманских боевиков в индийском штате Джамму и Кашмир. Индия выступает за необходимость ведения переговоров по кашмирской проблеме без обязательной увязки её со всеми остальными двусторонними спорными моментами и претензиями (всего их насчитывается семь).

Первая индо-пакистанская война - вооружённый конфликт между Индией и Пакистаном, возникший после раздела Британской Индии.

Причиной конфликта стал спор о принадлежности княжества Джамму и Кашмир, где преобладало мусульманское население (поэтому он должен был отойти Пакистану), но правящая верхушка состояла из индусов и махараджа Кашмира принял решение о присоединении к Индии.

Во время раздела Британской Индии в августе 1947 г. в княжестве Джамму и Кашмир правил махараджа Хари Сингх, индуист, однако 77 % его подданных были мусульманами. В нескольких районах княжества вспыхнуло восстание против махараджи. Затем, 21 октября 1947 г. ополчение пуштунских племён афридиев, юсуфзаев и масудов с территории Пакистана, а потом и «пакистанские добровольцы» вторглись в княжество на помощь восставшим единоверцам-мусульманам.

24 октября 1947 г. на территории, занятой ими, было провозглашено создание суверенного образования Азад Кашмир («Свободный Кашмир») и вхождение всего княжества в состав Пакистана. В ответ на это Хари Сингх заявил о присоединении Кашмира к Индии и обратился к индийскому правительству за военной помощью.

Спешно посланные в Кашмир индийские войска остановили пакистанские войска недалеко от столицы Кашмира - города Сринагар. Затем, 28 октября - 22 декабря 1947 г. состоялись переговоры между Индией и Пакистаном по проблеме принадлежности Кашмира. На этих переговорах стороны в принципе признали необходимость свободного волеизъявления населения Кашмира. Однако военные действия не были приостановлены, в них вскоре оказались задействованы регулярные воинские части Пакистана. Бои приняли затяжной характер и продолжались почти год. Эти события считаются первой индо-пакистанской войной.

К 1 января 1949 г. боевые действия были прекращены, а в августе 1949 г. под контролем ООН была проведена Линия прекращения огня, разделившая Кашмир на две части - подконтрольные, соответственно, Индии (60 %) и Пакистану (40 %). В регион прибыли военные наблюдатели ООН.

Несколько резолюций ООН (21 апреля и 13 августа 1948 г. и 5 января 1949 г.) призывали обе стороны к выводу войск и проведению плебисцита, однако ни Индия, ни Пакистан не пожелали вывести свои части, заявляя об оккупации части Кашмира противоположной стороной. СССР с самого начала считал Азад Кашмир незаконно оккупированной территорией Индии. США заявляли о «нерешённой проблеме», но фактически поддерживали Пакистан. В 1956 г., после принятия закона о новом административном делении страны, Индия предоставила своим кашмирским территориям статус штата Джамму и Кашмир. Летней столицей штата остался Сринагар, зимней стал город Джамму. Линия прекращения огня превратилась де-факто в государственную границу между Индией и Пакистаном.

Из территории Кашмира, находящейся под пакистанским контролем, большая часть земель была выделена в особое Агентство северных территорий в составе Пакистана со столицей в городе Гилгит, а в составе Азад Кашмира осталось лишь 2169 кв. км. в виде узкой полосы вдоль Линии прекращения огня. Резиденцией правительства Азад Кашмира стал Музаффарабад. Азад Кашмир имеет статус государства, ассоциированного с Пакистаном. Это квазигосударственное образование формально имеет даже свои вооружённые силы.

Обладание хотя бы частью Кашмира имеет особую важность для Пакистана, поскольку это отрезает Индию от непосредственного выхода в Центральноазиатский регион и к Афганистану, а Пакистан получает общую границу с Китаем.

После индо-китайской войны 1962 г. пакистанское руководство начало переговоры с КНР о демаркации границы в Кашмире. В 1963 году, после подписания пакистано-китайского пограничного соглашения, у Китая оказалась, как полагают индийцы, часть законной индийской территории, долина Шаксгама (в дополнение к тому, что Китай оккупировал Аксайчин, ещё одну часть Кашмира, с начала 1950-х годов).

После того, как в результате первой индо-пакистанской войны 1947-1949 гг. Индия получила большую часть спорной территории штата Джамму и Кашмир, Пакистан постоянно искал способы отобрать Кашмир себе. Удобная возможность предоставилась после китайско-индийской пограничной войны 1962 г., когда Индия занялась большим перевооружением своей армии. В этот период уступающие в численности войска Пакистана получили качественное преимущество над войсками Индии, и первый решил этим воспользоваться.

В декабре 1963 г. пропажа священной реликвии из мечети Хазратбал в Сринагаре вызвала волнения среди мусульман в Кашмирской долине, и Пакистан это расценил как готовность масс к революции. Командование пакистанских вооружённых сил посчитало, что тайные операции в сочетании с угрозой войны позволят решить Кашмирский конфликт в пользу Пакистана.

План операции, получившей название «Гибралтар», был подготовлен ещё в 1950-х годах, и теперь было решено пустить его в ход.

Операция «Гибралтар» - секретная операция Пакистана, пытавшегося вызвать восстание в контролируемой Индией части штата Джамму и Кашмир. Послужила поводом к второй индо-пакистанской войне 1965 г.

В конце июля - начале августа 1965 г. пакистанские военные, члены групп специального назначения, а также иррегулярных формирований стали пересекать линию контроля и просачиваться на контролируемую индийскими войсками территорию. Там они занимали господствующие высоты и подстрекали население к восстанию, которое должно было быть поддержано пакистанскими войсками. Параллельно с агитацией, проникшие на индийскую территорию подразделения занялись и диверсионной деятельностью: разрушали дороги, мосты и тоннели, атаковали склады, штабы и аэродромы.

Несмотря на старание пакистанцев, восстало лишь четыре округа. В целом кашмирское население оказалось не склонным к сотрудничеству; наоборот, люди стали предупреждать индийские власти о готовящихся акциях и сдавать агитаторов. На охрану границы немедленно выдвинулась индийская армия, которая стала атаковать диверсионные группы; большинство нарушителей границы было взято в плен. Индия обвинила Пакистан в засылке боевиков, а пакистанское правительство отрицало всякую причастность. Тем не менее вскоре выяснилось, что задержанные были пакистанцами, а некоторые из них даже оказались офицерами вооружённых сил Пакистана; войска ООН в Кашмире также подтвердили факт пакистанского вмешательства.

15 августа 1965 г. после артиллерийской подготовки индийская армия вторглась в Азад Кашмир, чтобы уничтожить лагеря боевиков. Успех воодушевил индийские войска, так как пришёлся на День независимости Индии. Бои продолжались до конца месяца, пока под индийский контроль не перешли важные участки, через которые осуществлялось снабжение боевиков.

Чтобы ослабить давление на 12-ю дивизию и защитить Музаффарабад от индийской армии, пакистанское командование начало 1 сентября 1965 г. операцию «Большой шлем». Однако Индия нарушила планы Пакситана, решив не ограничивать конфликт районом Кашмира, а начав боевые действия в Пенджабе. Так началась вторая индо-пакистанская война.

Вторая индо-пакистанская война - вооружённый конфликт между Индией и Пакистаном, произошедший в августе - сентябре 1965 г. Начавшись с попытки Пакистана поднять восстание в индийской части спорного штата Кашмир, конфликт вскоре принял характер пограничной войны между двумя государствами. Боевые действия не выявили победителя. Война завершилась вничью после вмешательства ООН.

Весной 1965 г. между Индией и Пакистаном произошёл пограничный конфликт из-за пустынной территории Большой Качский Ранн. Кто спровоцировал конфликт, остаётся неясным, но в марте - апреле 1965 г. на границе произошли вооружённые столкновения между пограничниками обеих стран, вооружённые силы обеих стран были приведены в полную боевую готовность и стянуты к границе. Конфликт не успел разгореться в полную силу: в него вмешалась Великобритания, при посредничестве которой стороны 30 июня 1965 г. заключили соглашение о прекращении огня. Спор вокруг Качского Ранна был полностью урегулирован 4 июля 1969 г., заключёнными в Исламабаде соглашениями: Пакистан получил 900 км² территории, хотя претендовал на значительно больший участок.

События в Качском Ранне, по всей видимости, убедили пакистанское руководство в превосходстве национальной армии над индийской, и склонили его к силовой попытке решения Кашмирской проблемы. По итогам первой индо-пакистанской войны 1947-1948 гг. штат Кашмир был разделён на две части, отошедшие враждующим сторонам. Пакистан не оставлял надежды установить контроль над индийской частью штата. Пакистанские спецслужбы начали засылку в индийский Кашмир подготовленных диверсантов, которые должны были поднять там восстание в начале августа 1965 г. и развернуть партизанскую войну против индийцев. Эта операция, носившая кодовое название «Гибралтар», полностью провалилась. Индийцам стало известно, что диверсанты прибывают из пакистанской части штата, и 15 августа 1965 г. индийская армия вторглась туда, чтобы уничтожить лагеря подготовки боевиков.

Оборонявшая этот район 12-я пакистанская дивизия не могла сдержать наступления индийского корпуса, и очень скоро угроза захвата нависла над Музаффарабадом, «столицей» пакистанского Кашмира. Чтобы ослабить давление противника на 12-ю дивизию, пакистанское командование 1 сентября 1965 г. развернуло наступление на индийскую часть Кашмира. С этого момента между Индией и Пакистаном шла открытая война. Индия не остановилась перед эскалацией боевых действий, впервые вынеся их за пределы Кашмира 6 сентября 1965 г., когда индийская армия вторглась уже на территорию Пакистана. Удар наносился в направлении крупного города Лахор. Войска дошли почти до самого Лахора, после чего были отброшены назад пакистанской контратакой.

В дальнейшем обе стороны несколько раз проводили наступления и контрнаступления, пытаясь достичь какого-либо крупного успеха. Гордость пакистанской армии, 1-я танковая дивизия, начала продвижение в направлении индийского города Амритсар, имея задачу захватить его, однако попала в засаду возле селения Асал-Уттар и понесла большие потери в ходе, возможно, самого знаменитого сражения индо-пакистанских войн. В свою очередь, индийцы не сумели прорвать пакистанскую оборону на сиалкотском направлении, хотя в упорных боях всё же захватили населённый пункт Филлора.

Боевые действия в Восточном Пакистане особого накала не имели, хотя авиация сторон регулярно бомбила места дислокации войск и базы снабжения.

22 сентября 1965 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию, призывавшую враждующие стороны прекратить боевые действия. 23 сентября 1965 г. война окончилась. При посредничестве СССР в январе 1966 г. президент Пакистана Айюб Хан и премьер-министр Индии Шастри подписали Ташкентскую декларацию, которая подвела итоговую черту под войной.

Ташкентская декларация 1966 г. - дипломатическое соглашение, подписанное 10 января 1966 г. в результате встречи в Ташкенте президента Пакистана М. Айюб Хана с премьер-министром Индии Л. Б. Шастри при участии председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Встреча была предпринята по инициативе СССР для нормализации отношений между Индией и Пакистаном после войны между двумя странами в 1965 г.

Декларация предусматривала меры по ликвидации последствий конфликта, в том числе отвод вооружённых сил обеих стран на позиции, которые они занимали до начала боевых действий, возобновление нормальной деятельности дипломатических представительств, обсуждение мер по восстановлению между Индией и Пакистаном экономических и торговых связей.

На другой день после подписания декларации премьер-министр Индии Лал Бахадур Шастри скончался в Ташкенте.

Индо-пакистанская война 1965 г. завершилась без убедительной победы какой-либо из сторон. И в Индии, и в Пакистане государственная пропаганда сообщала об успешном завершении войны. Продолжавшаяся месяц война унесла более 5 тысяч жизней, были уничтожены сотни танков и десятки самолётов, хотя цифры потерь, приводимые официальными источниками с обеих сторон, полностью расходятся друг с другом.

В декабре 1971 г. произошла третья, самая крупная индо-пакистанская война. Причиной войны стало вмешательство Индии в гражданскую войну, шедшую в Восточном Пакистане.

Война окончилась капитуляцией пакистанских войск в Восточном Пакистане, отторжением от Пакистана этой провинции и провозглашением там независимого государства Бангладеш. Бои шли и в Кашмире, хотя там ни одной из сторон не удалось добиться решающего успеха. Летом 1972 г. в городе Симла в Индии главы обоих государств подписали соглашение, которое закрепило результат войны и согласно которому стороны обязались впредь разрешать все спорные вопросы мирным путём. Согласно соглашению, в Кашмире была установлена Линия контроля, почти совпавшая с Линией прекращения огня 1949 года. Симлское соглашение, однако, по-разному толкуется каждой из сторон.

Война 1971 года стала самой крупной в череде индо-пакистанских конфликтов .

В конце 1980-х годов обстановка в Джамму и Кашмире сильно обострилась на фоне общего социально-экономического кризиса. Там резко активизировалась деятельность сразу нескольких террористических организаций, требовавших «свободы оккупированного Индией Кашмира» под исламскими лозунгами. Пакистанские власти стали снабжать боевиков оружием и предоставили им на своей территории лагеря для подготовки. В действиях террористических групп в Джамму и Кашмире значительное участие принимали и афганские моджахеды.

Кроме того, произошли столкновения регулярных войск Индии и Пакистана на Линии контроля в 1984-1986 гг. на высокогорном леднике Сиачен близ китайской территории. Линия контроля не проходит по этому леднику (по соглашению 1949 года Линия прекращения огня должна была устанавливаться «до ледников»), таким образом он является фактически территорией с неопределённым статусом.

Сиаченский конфликт (13 апреля 1984 г. - 3 января 1987 г.) - вооружённый конфликт между Пакистаном и Индией за спорную территорию ледника Сиачен. Завершился победой Индии над Пакистаном и преходом Сиачена под индийский контроль.

К началу 1984 г. Пакистан готовился к войне с Индией за территорию хребта Салторо и ледника Сиачен. Однако Индия нанесла первый удар, начав операцию Мегхдут в апреле 1984 г. Полк индийских солдат был переброшен по воздуху на Сиачен, они захватили контроль над двумя проходами: Сиа-ла и Билфорд-Ла, которые открывали выход на стратегическое Каракорумское шоссе. Пакистан тщетно пытался вернуть эти проходы в конце 1984 и 1985 гг.

В 1986 г. пакистанская армия вновь потерпела поражение на данном участке фронта. Проявив военную выучку и мастерство скалолазания, Бана Сингх захватил пакистанский блокпост на высоте 6400 м. Данный блокпост был переименован в «Бана», в честь мужества офицера индийской армии.

Чтобы выбить войска Индии из Билфорд-Ла, Пакистан отправил элитные группы коммандос в 1987 г. Генерал Первез Мушарраф лично командовал этим спецподразделением. В сентябре 1987 г. завязался бой, в котором Индия вновь одержала победу над Пакистаном. Хотя Пакистан и потерпел неудачу в своей попытке захвата Билфорд-Ла, Индии так и не удалось захватить стратегически важный город Хаплу, столицу пакистанского округа Гханче.

В настоящее время Пакистан поддерживает три батальона на границе с Сиачен, а Индия имеет семь батальонов на данном участке границы. Огромный отток денежных средств на поддержание войск в этом регионе заставил Индию и Пакистан открыть диалог для мирного размежевания Сиачена без территориального ущерба с обеих сторон. Но эти переговоры так ничем и не кончились, большая часть ледника Сиачен контролируется индийскими властями.

С 1987 по 2001 гг. в Кашмире практически не было дня без обстрела погранзастав той или иной стороны, нередко с применением артиллерии.

В 1990 г. в Джамму и Кашмире в связи с резкой эскалацией деятельности боевиков было введено прямое президентское правление и в штат были введены индийские войска численностью до 20 дивизий.

В 1999 г. начался беспрецедентный рост напряжённости в Кашмире. До тысячи боевиков, проникнувших из Пакистана, преодолели Линию контроля в пяти секторах. Отбросив небольшие гарнизоны индийских погранзастав, они закрепились на индийской стороне Линии контроля на ряде тактически важных высот. Их прикрывала пакистанская артиллерия, ведшая огонь через Линию контроля. Так началась Каргильская война. Этот конфликт окончился победой индийцев, им к концу июля 1999 г. удалось отбить практически все территории, захваченные боевиками в первые дни боёв. Итог: прекращение огня, возврат к довоенным позициям.

Каргильская война - пограничный вооружённый конфликт между Индией и Пакистаном, произошедший 3 мая - 26 июля 1999 г.

В конце 1998 г. и начале 1999 г. в отношениях между Индией и Пакистаном наметилось заметное потепление. Состоялось несколько встреч на высшем уровне, в феврале премьер-министр Индии А. Б. Ваджпаи посетил пакистанский город Лахор, где открыл автобусное сообщение между Лахором и Амритсаром. Была подписана Лахорская декларация, призванная снизить риск случайного или несанкционированного применения этими странами ядерного оружи (в 1998 г. обе страны провели ядерные испытания). В то же время ключевой проблемой двусторонних отношений оставался вопрос о штате Джамму и Кашмир, разделённом линией контроля после войны 1947-1948 гг. В индийской части штата продолжали действовать партизаны, стремящиеся к отделению её от Индии и присоединению к Пакистану. На линии контроля постоянно происходили артиллерийские перестрелки между двумя странами.

Не все представители пакистанской военной элиты поддерживали курс на сближение Пакистана с Индией. В генеральном штабе пакистанской армии был разработан план проникновения в индийскую часть штата и занятия ряда позиций в горах в округе Каргил, вероятно, с целью заставить индийцев покинуть находящийся восточнее ледник Сиачен, место спорадических боевых действий между пограничниками двух стран с 1980-х годов.

Конфликт окончился формально победой индийцев, поскольку им удалось отбить практически все территории, захваченные боевиками в первые дни боёв.

Победу удалось одержать ценой крайне высокого напряжения войск, создавая многократный численный перевес, с применением тяжёлого вооружения - при том, что боевики были оснащены только лёгким и стрелковым оружием (пакистанская артиллерия, хотя и давала о себе знать, применялась всё же довольно узко).

Политические последствия были для Пакистана весьма плачевны. Поражение сказалось на моральном состоянии вооружённых сил страны и в целом нанесло ущерб репутации пакистанских военных и правительства. Напряжённые отношения, сложившиеся после войны между преьмер-министром Н. Шарифом и начальником штаба сухопутных сил П. Мушаррафом, вылились в переворот и смещение Н. Шарифа с поста главы правительства. В Пакистане снова, после 12-летнего перерыва, пришли к власти военные.

Конфликт оставил за собой массу нерешённых вопросов, что привело к очередному противостоянию в 2001-2002 гг.

Противостояние Индии и Пакистана (13 декабря 2001 г. - 10 октября 2002 г.) стало крупнейшим приграничным противостоянием вооруженных сил в истории современных индо-пакистанских отношений. Поводом к началу противостояния стали нерешённые вопросы, которые оставила после себя Каргильская война 1999 г. Итог: вмешательство сторонних государств, урегулирование конфликта.

После Каргильской войны 1999 г., в 2001 г. произошла эскалация конфликта между Индией и Пакистаном.

В мае 2001 г. глава Пакистана П. Мушарраф в ответ на приглашение посетить Индию дал принципиальное согласие нанести такой визит. Эта встреча на высшем уровне завершилась безрезультатно, поскольку ни одна из сторон не пожелала отойти от своей давно известной позиции по кашмирской проблеме. Тем не менее, сам факт проведения встречи был значим, поскольку стороны признали возможность вести диалог друг с другом и проявили желание возобновить прерванный переговорный процесс.

Однако после встречи возобновились, несколько затихшие после окончания Каргильского кризиса перестрелки на Линии Контроля между регулярными частями обеих стран. В октябре в Кашмире произошло несколько терактов, а после нападения 13 декабря 2001 г. группы боевиков на здание индийского парламента в Дели (13 декабря 2001 г. группа из пяти вооруженных человек проникла в здание Индийского парламента, убив семерых человек, что стало причиной нового противостояния на границе) Индия, обвинившая Пакистан в пособничестве террористам, начала перебрасывать войска к границе с Пакистаном и Линии контроля в Кашмире.

Весь декабрь 2001 г. и январь 2002 г. оба государства вновь балансировали на грани войны. Обе стороны подтянули к международной границе многочисленные армейские формирования: в рамках операции «Паракрам» («Мощь») Индия и в рамках операции «Сангхарш» («Борьба») Пакистан, сконцентрировали по 500000 военнослужащих.

Начались военные учения, обе стороны балансировали на грани войны. Пик напряженности возник в мае - июне 2002 г. Три четверти сухопутных сил Индии и практически все сухопутные силы Пакистана были подтянуты к границе. Появилась реальная угроза применения сторонами ядерного оружия. Любая случайность могла спровоцировать начало ядерной войны между странами с большим количеством жертв. Стороны удалось успокоить только после международного вмешательства: США вели переговоры с Пакистаном, а Россия вела переговоры с Индией. Фактически противостояние между Индией и Пакистаном закончилось 10 июня 2002 г.

В октябре 2002 г. войска обеих стран полностью покинули приграничную зону .

В настоящее время длина границы между Индией и Пакистаном составляет 2912 километров. Единственный населённый пункт, через который можно пересечь границу между двумя государствами, - село Вагах (восточная часть села находится в Индии, западная часть села находится в Пакистане).

Вагах расположен на старинном великом колёсном пути между городами Амритсар и Лахор. Через Вагах прошла спорная линия Рэдклиффа в 1947 г. Часть индо-пакистанской границы, расположенную в Вагахе, часто называют «Берлинской стеной Азии». Здесь каждый вечер проходит церемония под названием «спуск флагов», первая из которых была проведена в 1959 г. За соблюдение порядка на границе отвечают пограничные войска Индии и Пакистана.

Существует также «Линия контроля» - демаркационная линия между Индией и Пакистаном, проведённая по бывшему княжеству Джамму и Кашмир - непризнанная юридически, но de facto являющаяся границей. Первоначально называлась «Линия прекращения огня», но была переименована в «Линию контроля» после соглашения в Симле, 3 июля 1972 г. Индийская часть княжества известна как Джамму и Кашмир. Пакистанская часть княжества известна как Гилгит-Балтистан и Азад Кашмир. Северная точка линии называется NJ9842.

Существует также Линия фактического контроля (LAC), учитывающая китайские претензии на Аксай-Чин.

Линия фактического контроля - демаркационная линия между Индией и Китаем, долгое время бывшая непризнанной юридически, но являющаяся границей de facto. Линия имеет протяжённость 4057 км в длину и включает три участка: западный (проходит через район Ладакх, рассматриваемый Индией как часть штата Джамму и Кашмир); центральный (ограничивает с северо-востока индийские штаты Химачал-Прадеш и Уттаракханд); восточный (служит фактической северной границей штатов Сикким и Аруначал-Прадеш).

Термин «линия фактического контроля» получил юридическое признание в китайско-индийских соглашениях, подписанных в 1993 и 1996 гг. В соглашении 1996 года указывалось: «ни одно из государств не может предпринимать действий по пересмотру линии фактического контроля».

Избранное в Рунете

Сергей Каменев

Каменев Сергей Наумович – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, заведующий сектором Пакистана Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока.


В последний год индо-пакистанские отношения достигли такого высокого уровня, который не наблюдался с самого раздела Британской Индии на два независимых государства – Индию и Пакистан. И даже террористические действия боевиков не смогли нарушить поступательный ход диалога между Дели и Исламабадом.

Подготовка аналитического материала по указанной теме в полной мере оправдана в первую очередь тем, что в последний год наметилось устойчивое позитивное поступательное движение вперед в отношениях Пакистана и Индии, которые практически с самого начала возникновения в 1947 г. двух независимых государств (непосредственно Индии и Пакистана) носили крайне напряженный характер. Достаточно назвать ожидаемую обеими сторонами встречу 15 июля с.г. министров иностранных дел двух стран, в ходе которой планируется рассмотреть в совокупности практически все проблемы двусторонних отношений, включая, естественно, и кашмирскую.

Мы не ставим своей целью проанализировать исторический фон, на котором происходило развитие эти двусторонних отношений за более, чем 60-летний период. Достаточно обратиться в этой связи, например, к опубликованной недавно всеобъемлющей работе «История Пакистана», подготовленной ведущими российскими специалистами по Пакистану В.Я.Белокреницким и В.Н.Москаленко . Или к исследованию «Южная Азия в мировой политике», написанному теми же авторами, а также одним из видных российских индологов Т.Л.Шаумян .

Считаем целесообразным проанализировать лишь события, происшедшие в пакистано-индийских отношениях в ХХI в., сосредоточив, естественно, основное внимание на их состоянии в последний год и возможный сценарий развития в ближайшей перспективе. Отметим лишь, что политологам, даже не занимающимся конфликтами в Азии, хорошо известно, что для двух наиболее крупных южноазиатских государств их двусторонние отношения являются приоритетными во внешнеполитической сфере. Особенно после целого ряда вооруженных конфликтов в прошлом веке - кровопролитные столкновения в ходе раздела Британской Индии в 1947-1948 гг., война между этими странами осенью 1965 г., вооруженный конфликт в конце 1971 г. в ходе раздела Пакистана непосредственно на Пакистан и Бангладеш и т.д.

В завершающейся декаде нынешнего столетия наиболее серьезный конфликт в отношениях этих двух государств возник в 2002 г., когда в мае указанного года кашмирские боевики, одетые в форму индийских солдат, устроили буквально кровавую резню в Кашмирской долине, за которую идет спор. Тогда в ходе боев погибли сотни мирных жителей. Индийская сторона обвиняла Пакистан в подготовке и отправке боевиков, в свою очередь Пакистан категорически отвергал такого рода обвинения в свой адрес и сваливал всю вину за случившееся на Дели. Но факт оставался фактом, серьезное вооруженное столкновение имело место и, что самое опасное, обе стороны открыто говорили о возможности локального применения ядерного оружия.

Еще в конце марта 2002 г. директор ЦРУ Джордж Тенет заявил, что существует реальная опасность начала войны. Выступая позднее перед Комиссией по международным делам и вооруженным силам в Сенате он подчеркнул: «Если Индия начнет широкомасштабные наступательные операции в части Кашмира, находящейся под контролем Пакистана, то Исламабад может нанести ответный удар, исходя из расчета, что ядерная угроза ограничит возможности индийского наступления» .

К счастью, подобные потенциальные действия с обеих сторон были довольно быстро предотвращены, начиная с состоявшегося в Алма-Ате в начале июня 2002 г. Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, в ходе которого руководителям России и Китая В.В.Путину и Цзянь Цзэминю удалось, как представляется, довести до лидеров Пакистана (Первез Мушарраф) и Индии (Атал Бихари Ваджпаи) всю опасность перспективы бряцания ядерным оружием.

Посетивший тогда же обе страны министр обороны США Дональд Рамсфелд охарактеризовал ситуацию следующим образом: «Мы сейчас находимся в положении, когда вместо роста напряженности чувствуем настороженность, и надеемся, что со временем и это пройдет». Так или иначе угроза военного столкновения миновала. При этом, как явствует из заявлений индийского премьер-министра Атала Бихари Ваджпаи, Дели одержал «значительную победу без войны». А президент Пакистана Первез Мушарраф подчеркивает, что конфликта удалось избежать потому, что у его страны есть ядерное оружие. То есть обе стороны ставят себе в заслугу ослабление напряженности и обращают внимание на собственный выигрыш .

Мы не случайно уделяем столько внимания событиям 8-летней давности; дело в том, что после 1971 г. это было, пожалуй, наиболее опасное противостояние двух южноазиатских государств. Далее отношения между двумя странами можно скорее охарактеризовать как состояние холодной войны, хотя определенные позитивные всплески и негативные падения имели место быть.

Автору этих строк довелось побывать в 2003 г. в Азад Кашмире (часть Кашмира, находящаяся под контролем Пакистана) непосредственно на т.н. «Линии контроля», разделяющей Кашмир на индийскую и пакистанскую части и наблюдать своими глазами последствия жесткого военного противостояния в виде разрушенных зданий, других жилых помещений, воронки от снарядов, также многочисленные надписи на стенах домов и просто на бетонных блоках, установленных на самой линии контроля – «Enemy is watching» (Враг наблюдает).

Большое значение для снижения напряженности и развития добрососедских отношений имела встреча в Исламабаде в начале 2004 г. руководителей двух государств, в ходе которой было принято решение о проведении т.н. «Комплексного диалога» между двумя странами. В данном случае подразумевалось проведение переговоров на политическом уровне практически по всем межгосударственным вопросам, а именно: Кашмирская проблема, спор по поводу принадлежности ледника Суачин, водораздел вод реки Инда и впадающих в него ряда рек, терроризм и экстремизм, наркотрафик, торгово-экономическое сотрудничество и т.д. Было также решено проводить соответствующие консультации на регулярной основе. Однако последнее решение почти не соблюдалось, что было следствием некоторых террористических акций как в Пакистане, так и в Индии, когда обе стороны обвиняли друг друга в их организации и проведении.

Переговорный процесс только-только начал набирать обороты, как в июле 2006 г. в индийском г.Мумбаи (ранее Бомбей) был совершен террористический акт, в результате которого погибли почти 200 человек. Индийская сторона немедленно обвинила Исламабад в прямом содействии кашмирским сепаратистам в его осуществлении и потребовала принять все меры к устранению трансграничного терроризма. К счастью благоразумие взяло верх, и уже после встречи лидеров двух государств в рамках Саммита неприсоединившихся государств в Гаване в сентябре того же года переговорный процесс возобновился. Среди принятых позднее решений одним из наиболее важных была борьба с терроризмом и экстремизмом путем (в том числе) обмена разведывательной информацией, а также согласования антитеррористических действий и расследований. По замыслу разработчиков такого рода решений их принятие должно способствовать устранению голословных обвинений друг друга в совершении террористических акций.

Увы, едва выдвинутые предложения стали реализовываться, как в том же Мумбаи через 2 с небольшим года (ноябрь 2008 г.) вновь прогремели взрывы в ряде отелей, вооруженные группы открыли стрельбу на улицах по мирным жителям. Были убиты в общей сложности почти 200 человек (в том числе свыше 20 иностранцев, проживавших в гостиницах) и несколько сотен ранены. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх тут же объявил о причастности к этому теракту Пакистана, что, в общем, уже тогда стало традиционной позицией Индии. Такого рода обвинения сводились в первую очередь к тому, что террористы, действующие в индийской части Кашмира, проникают туда с территории Азад Кашмира, находящегося под пакистанским контролем .

Естественно, что официальный Исламабад сразу же отверг эти обвинения. Министр обороны страны Ахмед Мухтар твердо заявил, что Пакистан не имеет ни малейшего отношения к этим терактам. К этому он добавил в своем интервью представителям индийских СМИ, что такие обвинения, не имеющие под собой никакой основы, полностью подрывают все то позитивное, что было создано в двусторонних отношениях за последние годы . Добавим к этому, что в тот же день, 27 ноября 2008 г. президент Пакистана Асиф Али Зардари и премьер-министр Сайед Юсуф Раза Гилани выразили глубокие соболезнования индийскому народу и руководству страны в связи с произошедшей трагедией.

После этого холодная война между двумя странами едва не превратилась в «горячую». В докладе разведывательного управления ЦРУ по Южной Азии отмечалось, что «вооруженные силы Индии практически готовы к проведению военной операции против Пакистана и ждут лишь сигнала от руководства страны к её проведению, а силы безопасности Индии на Линии контроля в Кашмире постоянно находятся в повышенной боевой готовности»; индийские истребители стали открыто и регулярно нарушать воздушное пространство Пакистана вблизи индо-пакистанской границы .

Попытки обвинить именно Пакистан в организации теракта в Мумбаи напрямую связаны с утверждением индийской стороны, что таким путем Исламабад стремится (руками исламистских боевиков) «отомстить» Индии за чудовищный взрыв 20 сентября 2008 г. в лучшей гостинице пакистанской столицы «Марриотт», в результате чего погибли 53 человека (в том числе иностранцы, среди которых был посол Чехии в Пакистане) и свыше 200 ранены. И хотя практически сразу ответственность за совершенный теракт взяла на себя ортодоксальная исламская группа «Федаин-и-Ислам» (которую подозревают в тесных связях с «Аль Каидой») пакистанские спецслужбы полагают, что здесь отнюдь не следует исключать руку индийских экстремистов .

Мы привели здесь наиболее тяжелые террористические акты, осуществленные в обеих странах. Число мелких акций подобного рода исчисляется сотнями (в первую очередь, например, отметить беспрецедентную террористическую атаку на индийский парламент в декабре 2001 г.). И во многих случаях как Пакистан, так и Индия обвиняют друг друга в пособничестве в их проведении на территории той и другой страны. Снятие вопросов и претензий в этой и многих других областях двусторонних отношений были в центре внимания в ходе встреч официальных лиц на самых разных уровнях в 2009 г. и в первые 6 месяцев текущего года. Отметим и проанализируем некоторые, наиболее значимые из них.

После упоминавшегося выше теракта в Мумбаи мирный диалог между двумя странами был прерван по инициативе индийской стороны в декабре 2008 г. Одновременно была заморожена двусторонняя торговля между странами. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх однозначно обвинил Пакистан в том, что он позволил террористам осуществлять подготовку к проведению взрывов в этом индийском городе на пакистанской территории. Справедливости ради отметим здесь же, что, если даже эти обвинения в адрес Исламабада и справедливы, то руководство Пакистана было в значительной степени лишено возможности пресечь такого рода подготовку, поскольку она осуществлялась в районах, расположенных вблизи афганской границы в Хайбер Пахтунхва (ранее провинция СЗПП), где федеральные законы почти не действуют, и возможности для действий федеральных сил там крайне ограничены. Но в данном случае для нас важно то, что пакистано-индийские переговоры по существующим проблемам в двусторонних отношениях были прерваны, причем прерваны на неопределенное время, несмотря на все заверения Исламабада в его полной непричастности к индийской трагедии .

Одновременно Дели прониклось глубокой симпатией к Соединенным Штатам; при этом наблюдалось ответное влечение Вашингтона к Индии в самых разных сферах. Буквально сразу после осуществления теракта в Мумбаи тогдашний посол США в Индии Дэвид Малфорд полностью поддержал Индию в вопросе о «привлечении к судебной ответственности лиц, причастных к атакам в этом мегаполисе, в результате которых были убиты шесть граждан США. Если американцы были убиты, тогда США обязаны провести расследование убийства», заявил посол . США предложили расширить сотрудничество в области использования атомной энергии (соответствующее Соглашение было ранее подписано в июле 2005 г. и позднее ратифицировано Конгрессом США и Индийским парламентом в 2008 г.), на что индийские бизнесмены, заинтересованные в реализации этого проекта, отреагировали почти сразу, вложив от 1 до 5 млн долл. в Фонд Хиллари Клинтон, а МАГАТЭ дало согласие в конце января 2009 г. (правда, под немалым давлением США) на импорт Индией ядерных материалов и технологий .

Заметим, забегая несколько вперед, что Вашингтон всегда подталкивал оба южноазиатских государства к проведению мирных переговоров по всем спорным вопросам двусторонних отношений. В конце июня 2009 г. в ходе внешнеполитических слушаний в Конгрессе США помощник Госсекретаря по Южной и Центральной Азии Роберт Блейк заявил, что «Индия и Пакистан стоят перед лицом общих проблем, и мы будем поддерживать продолжающийся диалог с тем, чтобы найти совместное решение вопроса о борьбе с терроризмом и обеспечении региональной безопасности». Позднее он отверг опасения Индии, что американская финансовая помощь Исламабаду может быть направлена на укрепление военной мощи Пакистана против Индии . (Однако США не смогли устранить полностью настороженность Дели в этом направлении, в результате чего Индия увеличила в июле 2009 г. на 34% свои военные расходы - до 29,4 млрд. долл. по сравнению с объявленными ранее в феврале 2009 г. наметками бюджета на 2009/10 финансовый год) .

Правда, и Россия пыталась вернуть процесс нормализации отношений двух стран в мирное русло. Это, в частности, произошло на саммите государств-участниц ШОС 16 июня прошлого года в Екатеринбурге, где прошла встреча президента Пакистана Асиф Али Зардари и премьер-министра Индии Манмохан Сингха. Но, как и следовало ожидать, усилия двух сверхдержав не привели к какому-либо заметному позитивному результату .

Однако вернемся непосредственно к пакистано-индийским отношениям.

Лишь в феврале 2009 г. наметилось незначительное снижение напряженности в отношениях двух южноазиатских государств, о чем заявил начальник штабов сухопутных войск Индии генерал Дипак Капур в своем интервью газете «Хиндустан Таймс», хотя и заметил одновременно, что силы безопасности полностью готовы к возможной инфильтрации боевиков с территории Пакистана в Индию, особенно с учетом того, что после зимы открылись перевалы в Гималаях . И тем не менее, уже в мае того же года, когда пост министра иностранных дел Индии занял С.М. Кришна (бывший главный министр штата Карнатака), последний заявил на пресс-конференции по случаю его назначения, что Индия готова протянуть руку дружбы Пакистану и подчеркнул при этом, что «мы хотим жить в мире и согласии с нашими соседями и готовы для этого создать свободную от любой напряженности зону, естественно, такое возможно в случае, если Пакистан уничтожит лагеря подготовки террористов на своей территории» . Тогда же Пакистан, со своей стороны, решил поставить перед Индией вопрос о необходимости возобновления переговоров о распределении в рамках постоянно действовавшей двусторонней Комиссии по распределению водных ресурсов, что означало готовность Исламабада к дальнейшим переговорам по целому ряду других спорных вопросов, существующих в двусторонних отношениях.

Дальнейшее развертывание событий подтвердило на практике непримиримую позицию обеих сторон, что произошло в Египте в ходе 15-го саммита Движения неприсоединения 16-17 июля 2009 г. Выступая на словах формально за возобновление «комплексного диалога», оба премьер-министра не отказались от обвинений в адрес друг друга, хотя и преподносилось это в косвенной форме (и одновременно делались реверансы в адрес друг друга – Индия стремится к сотрудничеству с Пакистаном во всех областях, а Пакистан, соответственно, также хочет этого же) – необходимость борьбы с экстремизмом и терроризмом, достижение стабильного мира в регионе, необходимость решения всех спорных вопросов мирным путем, развитие сотрудничества в рамках Юг-Юг и т.п., подразумевая, что та (или другая) сторона не готова к такого рода действиям.

Впрочем, этого и следовало ожидать, поскольку в ходе состоявшейся накануне встречи заместителей министров иностранных дел двух государств последние так и не смогли выработать согласованный подход к возобновлению «Комплексного диалога», а на следующий день встреча двух премьеров лишь подтвердила этот факт, хотя, например, американские СМИ широко цитировали высказывание Хилари Клинтон об успехе двусторонних переговоров. А во время своего 5-ти (!) дневного визита в Индию в июле 2009 г. госсекретарь США всячески призывала Индию отбросить в сторону межгосударственные разногласия и оказать максимальную помощь Пакистану в его борьбе с терроризмом . Любопытно отметить, что бывший президент Пакистана Первез Мушарраф в своем интервью индийскому телевидению во время египетского саммита подчеркнул, что основная угроза Пакистану исходит вовсе не от Индии, а от движения «Талибан» и террористов «Аль-Каиды» .

Серьезным шагом вперед в улучшении двусторонних отношений стало выступление Манмохан Сингха в Сринагаре (наиболее крупном городе индийского штата Джамму и Кашмир) в конце октября 2009 г., в котором он четко обозначил готовность Индии рассматривать в ходе переговоров в том числе и кашмирскую проблему, являющуюся до сих пор краеугольным камнем в отношениях между двумя странами. Эти слова индийского премьера не прошли незамеченными для Исламабада, что официально подтвердил на брифинге пресс-секретарь МИД Пакистана; он же озвучил готовность пакистанского руководства возобновить «комплексный диалог» с Индией .

Не менее значимыми относительно позитивных перспектив двусторонних отношений были высказывания Манмохан Сингха в том же городе в июне 2010 г., когда индийский премьер вновь подчеркнул, что «комплексные переговоры с Пакистаном ведут к решению “застарелых проблем” и полностью соответствую интересам Индии. Это поможет создать такую обстановку, когда народы, проживающие по обе стороны от Линии контроля (в Кашмире – С.К) могут жить в мире, гармонии и трудиться вместе» .

Нельзя не отметить, что в ходе своих зарубежных визитов индийские руководители перестали использовать жесткие (и даже просто негативные) формулировки в отношении Пакистана. В частности, в ходе визита в начале июня 2010 г. министра иностранных дел Индии С.М.Кришны в Вашингтон последний как раз наоборот - отзывался весьма позитивно о проводимой Пакистаном внешней политике, не акцентируя внимание (как это раньше было не раз) на недостаточной борьбе Исламабада с терроризмом. Более того, в процессе переговоров с Бараком Обамой глава индийского внешнеполитического ведомства особо подчеркнул «необходимость улучшения отношений с Пакистаном после более, чем 60 лет войны, напряженности и взаимных подозрений» .

Эти и некоторые другие обоюдные устремления обоих государств к снижению напряженности в очередной раз всячески приветствовал Вашингтон. Ранее, в своем интервью агентству новостей «Фокс Ньюс» советник по вопросам национальной безопасности президента США Джеймс Джонс заявил, что Барак Обама всецело приветствует любые позитивные шаги двух государств, направленные на повышение безопасности в южноазиатском регионе, особенно учитывая наличие у Индии и Пакистана ядерного оружия . Казино лотору игровые автоматы - это сотни ваших люимых слотов А сейчас и американский президент, и госсекретарь Хиллари Клинтон видят, как заявил в своем публичном выступлении помощник госсекретаря по Южной Азии Роберт Блейк по окончании визита С.М.Кришны в США, что процесс позитивного развития индо-пакистанских отношений явно набирает обороты .

Мы не касаемся здесь торгово-экономических отношений двух государств, поскольку это – тема отдельной статьи. Однако стоит заметить, что как бизнесмены двух стран, так и руководители этих государств неоднократно высказывали мнение, что, несмотря на сложности политических взаимоотношений, и торговые связи, и иные экономические контакты ни в коей мере не должны страдать . В подготовленном несколько месяцев назад докладе Плановой комиссии Индии отмечалось, что сейчас как никогда есть все условия для существенного расширения двусторонней торговли, объем которой составляет в настоящее время около 2 млрд долл., но может быть реально увеличен в течение нескольких лет до 3 млрд долл., а в дальнейшей перспективе и до 10 млрд долл. . Правда, с нашей точки зрения последняя цифра выглядит явно нереальной.

Подводя краткий итог сказанному заметим, что сейчас пакистано-индийские отношения достигли такого высокого уровня, который не наблюдался после раздела в 1947 г. колониальной Индии непосредственно на Индию и Пакистан. И даже террористические действия боевиков (в частности, взрывы в Мумбае в ноябре 2008 г.) не смогли нарушить поступательный процесс их развития. Представляется, что нынешнее руководство обоих государств всерьез настроено на то, чтобы попытаться урегулировать отношения между двумя странами, даже несмотря на существующие серьезные разногласия по основной проблеме – кашмирской.

Примечания:

В.Я.Белокреницкий, В.Н.Москаленко. История Пакистана. ХХ век. М., ИВ РАН, «Крафт+», 2008.

В.Я.Белокреницкий, В.Н.Москаленко, Т.Л.Шаумян. Южная Азия в мировой политике. М., «Международные отношения», 2003 .

Цит. по: «Le Monde». 1.06.2002. Краткий анализ как этого конфликта, так и его предыстории дан в статье В.Н.Москаленко «Спор между Индией и Пакистаном изначально носит межцивилизационный характер». «Независимая газета», 14 июня 2002 г.

Цит по: Владимир Москаленко. «Кашмирскую проблему все же придется когда-то решать». - «Независимая газета». 2 июля 2002 г.

Подробнее см.: В.И.Сотников. «Кто стоит за терактом в Мумбаи?». www.iimes.ru. 28 ноября 2008 г. Н.А. Замараева. «Индо-пакистанские отношения после теракта в Мумбае». www.iimes.ru. 4 декабря 2008 г.

The News. 28.11.2008.

The News. 20.12.2008. The News. 13.12.2008.

Dawn. 23.09.2008.

См.: Dawn. 25.01.2009., Dawn. 28.01.2009., The News. 29.01.2009. Pakistan. Times. 31.01.2009. Dawn. 3.02.2009.

Цит. по: Н.А. Замараева. «Пакистано-индийские отношения: конфликт исчерпан или новый виток напряженности?» www.iimes.ru. 9 января 2009 г.

Business Recorder. 23.01.2009. Dawn. 31.01.2009.

Dawn. 29.06.2009. Pakistan Times. 2.07.2009.

Основную их часть планировалось направить на закупки современных видов вооружений – 126 современных истребителей на сумму в 12 млрд долл., авианосца, вертолетов, артиллерийских орудий, стрелкового оружия, модернизацию уже существующих различных систем вооружений. - Dawn. 7.07.2009.

Подробнее см.: Н.А. Замараева. «Пакистан: «перезагрузка» отношений с Индией». www.iimes.ru. 1 августа 2009 г.

Hindustan Times. 31.01.2009.

Dawn. 24.05.2009. Dawn. 28.05.2009.

Dawn. 16.07.2009. Daily Mail. 17.07.2009.Washington Post. 18.07.2009. The News. 18.07.2009. Dawn. 22.07.2009.

Dawn. 17.07.2009.

Pakistan Times. 30.10.2009. Times of India. 30.10.2009.

Цит. по: Business Recorder. 8.06.2010.

Dawn. 6.12.2009.

The News. 9.06.2010.

Shahid Javed Burki. “Pakistan, India and Regional Cooperation”. «South Asian Journal». No. 4, April – June, 2004, p. 57-70. Saad Hasan. «Indian Business Houses want trade with Pakistan: Hashwani». - The News. 27.12.2009. Mohsin S. Jaffri. «Beginning with business». – “Business & Finance Review”. 1.02.2010. «Indo-Pak trade can grow upto $10bn: Indian envoy». - Dawn. 9.06.2010. «Trade between Pakistan, India: businessmen can create win-win situation, says Sabharwal». – Business Recorder. 10.06.2010.

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 сентября 2016 г. произошла перестрелка между пакистанскими и индийскими военными на Линии контроля в Кашмире. Пакистан заявил о гибели двух военнослужащих; с индийской стороны сведений о жертвах не поступало.

Отношения между Индией и Пакистаном носят напряженный характер из-за ряда серьезных разногласий, возникших сразу же после создания этих государств в 1947 г. Одной из самых сложных политических проблем в двусторонних отношениях остается спор о принадлежности региона Кашмир. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории Кашмирского вопроса.

Истоки конфликта

В 1947 г. на территории бывшей Британской Индии были образованы два государства - Индийский Союз и Пакистан - с предоставлением им прав доминионов (26 января 1950 г. была провозглашена Республика Индия, 23 марта 1956 г. - Исламская Республика Пакистан). Раздел территорий произошел по религиозному принципу: провинции с преимущественно мусульманским населением отошли Пакистану, а с индуистским большинством - Индии.

Одним из спорных вопросов стала территориальная принадлежность княжества Джамму и Кашмир, населенного преимущественно мусульманами. В соответствии с планом раздела, предусмотренным в Акте о независимости Индии 1947 г., Кашмир имел право присоединиться либо к Индии, либо к Пакистану.

Правитель княжества махараджа Хари Сингх, будучи индуистом, отказался от проведения плебисцита и присоединил Джамму и Кашмир к Индии. Это решение привело к недовольству руководства Пакистана и вводу войск на территорию княжества. Первая индо-пакистанская война 1947-1948 гг. завершилась разгромом пакистанцев, общее число жертв с обеих сторон конфликта составило 7,5 тыс. К 1 января 1949 г. под эгидой ООН была установлена линия прекращения огня, в соответствии с которой северо-западная часть Кашмира (около трети территории) оказалась под контролем Пакистана, остальные территории остались под юрисдикцией Индии.

Вторая и Третья индо-пакистанские войны

В августе 1965 г. многочисленные пограничные стычки привели ко Второй индо-пакистанской войне. Несмотря на то, что поводом для боевых действий стал другой спорный регион - Большой Качский Ранн в индийском штате Гуджарат - основной целью сторон было получение суверенитета над Кашмиром. За два месяца вооруженного конфликта погибли около 6,8 тыс. человек. Благодаря международным посредническим усилиям, в частности СССР, уже в сентябре стороны начали мирные переговоры.

10 января 1966 г. была подписана Ташкентская декларация, в соответствии с которой войска Индии и Пакистана были отведены в пределы границ, существовавших до начала войны, а руководство стран гарантировало невмешательство во внутренние дела друг друга.

26 марта 1971 г. Бангладеш - бывшая провинция Восточный Пакистан, составлявшая около 16% от общей территории страны, - объявила независимость. Это привело к войне между новым государством и властями Пакистана. Индия первой признала Бангладеш, что было расценено Пакистаном как нарушение Ташкентской декларации. Опасаясь распространения влияния Дели на Бангладеш, 3 декабря 1971 г. власти Пакистана начали третью войну против Индии и вновь потерпели поражение. Несмотря на непродолжительность конфликта, его жертвами стали около 10 тыс. человек.

Уже 17 декабря стороны подписали соглашение о прекращении огня, а 2 июля 1972 г. - Симлское соглашение об установлении контрольной линии (она почти совпадает с линией прекращения огня 1949 г.). Таким образом, 60% территории бывшего княжества Джамму и Кашмир осталось под контролем Индии (штат Джамму и Кашмир), 30% отошло Пакистану (область Гилгит-Балтистан, а также Азад Кашмир - фактически независимое государственное образование). Еще примерно 10% территории бывшего княжества к 1962 г. оккупировал Китай (регион Аксайчин). Это разделение сохраняется по сей день.

После нескольких военных поражений Пакистан временно прекратил попытки оспорить принадлежность Кашмира силовым путем. Однако с конца 1980-хх гг. в регионе активизировалась деятельность исламистских организаций, требующих "свободы оккупированного Индией Кашмира". Власти Индии заявляли о причастности Пакистана к спонсированию сепаратистов, однако Исламабад отвергал эти обвинения.

Каргильская война и обострение 2001-2002 гг.

В мае 1999 г. между Индией и Пакистаном произошел новый вооруженный конфликт, получивший название "Каргильская война". Пакистанские военные в очередной раз попытались отвоевать Кашмир, вторгнувшись в округ Каргил индийского штата, однако в июле того же года им было нанесено поражение. Очередная неудача в конфликте с Индией привела к военному перевороту в стране, в результате которого главнокомандующий вооруженными силами страны генерал Первез Мушарраф сместил с поста премьер-министра Наваза Шарифа.

Очередное серьезное обострение в отношениях двух стран произошло в 2001-2002 гг. Поводом для него стало нападение боевиков одной из сепаратистских группировок, выступавших за передачу Кашмира Пакистану, на здание индийского парламента. В результате этой атаки погибли десять человек. Индийские власти вновь обвинили Пакистан в поддержке сепаратистов.

Обе страны провели мобилизацию, и к январю 2002 г. на границе находились около 500 тыс. индийских и 300 тыс. пакистанских военных. Угрозу войны обостряло наличие у обеих стран ядерного оружия. Несмотря на то что полномасштабного конфликта удалось избежать, в результате приграничных столкновений погибли порядка 3 тыс. военных.

Текущая ситуация

В настоящее время Индию и Пакистан в зоне Кашмира разделяет Линия контроля (с 1949 г. здесь находится Группа военных наблюдателей ООН, контролирующая режим прекращения огня).

В индийской части региона продолжаются нападения боевиков. Эти атаки и ответные действия властей страны, в том числе удары по базам боевиков на пакистанской территории, приводят к жертвам как среди мирных жителей, так и военнослужащих обеих стран. Только в 2015 г. Индия и Пакистан обвинили друг друга в нарушении режима прекращения огня более 200 раз. По разным оценкам, с 1989 г. в Кашмире погибли от 70 до 100 тыс. человек.

Очередная эскалация конфликта началась в июле 2016 г. Индийские военнослужащие ликвидировали трех членов сепаратистской группировки "Хизб-уль-Муджахидин", в том числе одного из ее лидеров Бурхана Вани. Эти события повлекли за собой столкновения между жителями штата Джамму и Кашмир и индийскими силами безопасности, погибли более 75 человек. Премьер-министр Пакистана Наваз Шариф назвал Бурхана Вани мучеником, что вызвало протест индийского руководства.

18 сентября 2016 г. боевики совершили крупнейшее за последние 15 лет нападение на дислоцированный в Джамму и Кашмире индийский пехотный батальон, в результате чего погибли 18 военнослужащих. Власти Индии заявили, что боевики проникли с пакистанской территории, и сообщили о своих планах добиваться международной изоляции Пакистана как страны, поддерживающей террористов.

МОСКВА, 25 фев - РИА Новости. Пакистан и Индия возобновят прерванный более года назад диалог о нормализации двусторонних отношений 25 февраля, когда состоится встреча на уровне заместителей министров иностранных дел двух стран.

Ниже приводится справочная информация об истории отношений Индии и Пакистана.

В течение 200 лет Индия, включавшая тогда и территорию современных Пакистана и Бангладеш, была колонией Великобритании под названием Британская Индия. Очевидный распад Британской империи наступил после Второй мировой войны. В 1947 году Лондон был вынужден предоставить независимость своему самому большому колониальному владению - Индии.

Когда скорый уход колониальной администрации из Британской Индии стал очевиден, остро встал вопрос о будущем сосуществовании приверженцев двух основных религий страны - индуизма и ислама.

План предоставления независимости, выработанный под руководством последнего вице-короля Индии лорда Льюиса Маунтбаттена, предусматривал создание двух государств - доминионов британской короны: Индийского Союза и Пакистана (он включал современные Пакистан и Бангладеш). Через несколько лет оба доминиона отказались от этого статуса: Индия в 1950 году, а Пакистан в 1956 году.

Территории, населённые преимущественно мусульманами, по этому плану отходили к Пакистану, а населенные в основном индусами - остались за Индией. Две провинции, оказавшиеся на границе между новыми государствами - Бенгалия и Пенджаб - были разделены. Население Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба сделало выбор в пользу Пакистана, а жители Западной Бенгалии и Восточного Пенджаба высказались за вхождение в состав Индийского Союза.

Сразу после обретения независимости произошли беспрецедентные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами (еще одна крупная религиозная группа). Происходило массовое переселение мусульман в Пакистан и индусов в Индию.

Наиболее остро встал вопрос о территориальной принадлежности штата Джамму и Кашмир, махараджа которого медлил с определением. Ко дню официального провозглашения независимости Индии глава княжества еще не принял решения о том, к какому государству должен присоединиться Кашмир. Стороны продолжали вести переговоры, однако мирного решения проблемы достичь не удалось. В ночь с 21 на 22 октября 1947 года на территорию княжества вторглись отряды пуштунских племен из северо-западной провинции Пакистана, а затем и так называемые "пакистанские добровольцы". 24 октября на занятой ими территории было объявлено о создании временного правительства "Азад Кашмира" ("Свободного Кашмира").

В итоге махараджа подписал документ о включении княжества в состав Индии. В Кашмир самолетами были доставлены индийские воинские части, в то время как с территории Пакистана прибыли дополнительные вооруженные отряды.

Индия обвинила пакистанскую сторону в агрессии и передала вопрос о Кашмире на обсуждение в Совет безопасности ООН, который установил в качестве демаркационного рубежа линию прекращения огня по состоянию на 1 января 1949 года.

В результате около трети княжества попало под контроль администрации "Азад Кашмира", а остальная территория, в том числе Кашмирская долина, отошла к Индии. 17 ноября 1956 года Учредительным собранием Кашмира была принята конституция, в соответствии с которой штат Джамму и Кашмир объявлялся составной частью Индии. Однако Пакистан продолжал настаивать на том, чтобы статус Джамму и Кашмира был определен после референдума, об условиях проведения которого оба государства так и не смогли договориться.

Кашмир остался расчлененным между двумя государствами без признания ими официальной границы в этом районе.

В апреле 1965 года разразилась вторая индо-пакистанская война в Кашмире. Формально конфликт начался из-за неопределенности пограничной линии на южном участке совместной границы - пустынного и безлюдного Качского Ранна. Однако в скором времени боевые действия между двумя странами развернулись по всей линии прекращения огня и закончились только 23 сентября 1965 года. С 4 по 10 января 1966 года премьер-министр Индии и президент Пакистана провели переговоры в Ташкенте и подписали Ташкентскую декларацию, договорившись отвести войска на исходные позиции.

В марте 1971 года между Индией и Пакистаном разразилась третья, самая крупная война, в результате которой от Пакистана откололась восточная часть (так называемый Восточный Пакистан), образовавшая независимое государство Бангладеш. Летом 1972 года в городе Симла в Индии руководители двух стран подписали соглашение, обязавшись "уважать линию контроля, образовавшуюся в результате прекращения огня 17 декабря 1971 года" (линия прекращения огня была уточнена и в декабре 1972 года переименована в линию контроля). Однако за пределами точной демаркации остались гряда Салторо и ледник Сиачен, что в 1984 году привело к очередному витку конфликта между Пакистаном и Индией.

С середины 1980-х годов и до конца 1998 года индо-пакистанские отношения продолжали оставаться напряженными. В начале 1999 года в них наступила некоторая разрядка. Произошел активный обмен визитами, состоялись несколько встреч на высшем уровне. Кульминацией стала автобусная поездка премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи в пакистанский город Лахор в феврале 1999 года, где стороны подписали Лахорскую декларацию. Однако в результате военного переворота в Пакистане этот прогресс в двусторонних отношениях был сведен на нет.

Второго февраля 2001 года президент Пакистана Первез Мушарраф заявил о своем намерении сесть за стол переговоров. 14-16 июля 2001 года в индийском городе Агра состоялась встреча глав двух государств. Однако она завершилась безрезультатно, мирный процесс был сорван серией терактов.

В 2004 году, после почти 60 лет противостояния, Исламабад и Нью-Дели начали широкоформатный переговорный процесс о нормализации отношений. Однако после масштабной террористической атаки в индийском мегаполисе Мумбаи (бывший Бомбей) в ноябре 2008 года между двумя странами началось очередное похолодание. Тогда группа террористов, которые прибыли, по мнению следствия, из Пакистана, расстреливала людей на улицах, в кафе, на вокзале, а потом засела в пятизвездочных гостиницах и в течение двух дней оказывала сопротивление спецназовцам. Этот теракт стал причиной замораживания переговоров о нормализации отношений между Нью-Дели и Исламабадом, которые ранее шли весьма активно.

Сейчас в Кашмире нет официальных границ, армии двух государств по-прежнему разделяет линия контроля.

Напряженная ситуация сохраняется по сей день. Она сопровождается периодическими терактами внутри Джамму и Кашмира, захватами и убийством заложников, а также вооруженными столкновениями на всем протяжении индо-пакистанской границы.