Дари 1 царь персии. Результат реформ Дария I

Персидская держава «царя царей» - это одно из обозначений древнейшего государства, которое создала персидская династия Ахеменидов в VI-IV вв. до н. э. Еще ее называли Первой Персидской империей. Находилась она в Передней Азии и на северо-востоке Африки. Ближе к окончанию VI в. до н. э. территория страны была столь обширной, что на ее границах находились:

  • на востоке - река Инд;
  • на западе - Эгейское море;
  • на юге - пороги реки Нил;
  • на севере - Закавказье.

Конец мидийского владычества

До образования Персидской державы «царя царей» положение на было следующим. Основателем находившейся здесь Персии считается легендарный Хахаманиш (700-675 гг. до н. э.), принадлежавший к роду Ахеменидов. Отсюда и название жителей страны - ахемениды, столицей в ней был город Аншан. В VII в до н. э. народ персов попал под власть Мидии.

В 553 г. до н. э. угнетаемые мидийцами персы поднялись на борьбу с владычеством Мидии. Возглавил восстание Кир II, правивший ими. Им было организовано сильное войско, и уже по прошествии трех лет ему удалось победить Мидию. Но останавливаться на этом он не стал. Со своим громадным войском он отправился дальше на запад.

Покорение народов

По пути Кир покорял одну страну за другой. Победив Лидию, он нацелился на Вавилонию. Но взять наскоком большой и очень хорошо укрепленный город Вавилон не представлялось возможным. И тогда Кир пошел на хитрость. В одну из темных ночей местными жителями отмечался большой праздник. По приказу своего предводителя персидские воины отвели воду реки Евфрат в другое русло, ранее подготовленное ими.

Вследствие этого река, протекавшая через город, сильно обмелела, и воины вброд пробрались по ней в город. Они застали праздновавших жителей врасплох во время грандиозного пира. Тем самым Киром II были в одну ночь завоеваны и город, и Вавилонское царство в целом.

После этого власть персов над собой в добровольном порядке признала Палестина, Сирия, Финикия. В результате государство, которым управлял Кир II, дошло на востоке до индийских границ, а на западе - до греческих городов.

Большим плюсом Кира II как правителя было то, что им уважались порядки, законы и религия покоренных народов. Это способствовало тому, что на завоеванных территориях местные жители редко выражали свое недовольство и не поднимали восстаний.

Персидская держава «царя царей»

После того как Кир II погиб в бою против племен масагетив в 70-летнем возрасте, завоевания не прекратились, их продолжил его сын Камбиз. В 525 г. до н. э. он подчинил Египет, но вскоре умер. После него на трон взошел Дарий I, его двоюродный брат (522-486 гг. до н. э.), правивший Персией 36 лет. Подданные величали его титулом «царь царей».

В наследство ему досталась огромнейшая страна, границы которой он все время расширял. Им были совершены удачные походы в такие регионы, как Греция, Индия, Малая Азия, Северное Причерноморье. Царь окружил себя неслыханной роскошью. Он имел отряд охранников, числом доходивший до 10 тыс. В своем государстве Дарий I осуществил ряд коренных реформ, нацеленных на совершенствование управления на подвластных ему территориях.

Реформы Дария

Усовершенствования, проведенные в своей державе царем Дарием I, состояли в следующем.

  • Страна была разделена на 20 обособленных областей, называемых сатрапиями, во главе с наместником - сатрапом. Он контролировал сбор налогов, выполнение воинской и трудовой повинностей, а также повседневные хозяйственные дела.
  • Воинские формирования в сатрапиях были поставлены под начальство отдельных военачальников, подчинявшихся самому царю и независимых от наместников. И военачальники, и сатрапы обязывались следить друг за другом и доносить царю.
  • По всей территории страны Дарий разослал чиновников, называвшихся «уши царя». Наезжая внезапно в ту или иную сатрапию, они докладывали царю о нарушениях. Наказания за преступления были страшными. Воры и разбойники лишались рук и ног, а предатели подвергались ужасным пыткам.
  • В каждой сатрапии существовали свои налоги. Была введена единая денежная единица - золотой дарик. В 515 г. до н. э. была заложена столица Персеполь (или Парсу), ставшая символом царской власти.

Просуществовав около двух веков, Персидская держава «царя царей» пала около 330 г. н. э. под сильным напором войск Александра Македонского, став частью его великой империи.

Символы власти

Помимо обозначения крупного государства, у слова «держава» есть и другое значение. Это символ монаршей власти наряду со скипетром.

Первая представляет собой золотой шар, который венчает корона или крест, что подразумевает власть над землей. Державное яблоко встречается уже на римских монетах, выпущенных при императоре Августе.

Второй - это жезл, прообразом которого является Первоначально он был заимствован архиереями церкви как знак власти пастыря, а затем, в укороченном виде, и европейскими государями. Они существовали уже в Древней Греции.

Имелась держава и скипетр и у русских царей. Первый атрибут пришел к нам из Польши, впервые как символ царской власти был использован в 1557 году при Иване Грозном. Скипетр же стал применяться с 1584 года, когда на царство венчался Федор Иоаннович.

После смерти завоевателя Египта, царя Камбиза , персидский трон захватил самозванец-маг Гаумата . Он выдавал себя Смердиса, брата Камбиза, которого Камбиз ранее велел умертвить. Личность нового повелителя вызвала подозрение в среде аристократии. Знатный перс Отан, тесть покойного Камбиза, поручил своей дочери Федиме, доставшейся в наследство Лжемердису-Гаумате, удостовериться кто именно этот царь: обманщик или действительно брат Камбиза. Для этого он велел ей, во время сна царя на её половине, осмотреть его уши. Исполнив желание отца, Федима объявила ему, что уши у царя отрезаны. Отан знал, что этому позорному наказанию, при покойном основателе персидского могущества, Кире , был подвергнут один из его магов.

Улика была налицо. Тесть Камбиза сообщил о том своим друзьям Аспадину и Габриату, к ним присоединились еще вельможи: Интаферн, Мегабиз, Гидарн и только что прибывший в Сузу член династии Ахеменидов , сын Гистаспа (Виштаспы) – Дарий. Эти семеро заговорщиков решили свергнуть самозванца, в чем им много помог Прексасп, теперь распустивший в народе молву, что царь, не кто иной, как маг , и притом не перс, а мидянин. Заговорщики проникли во дворец, закололи преданных самозванцу евнухов и достигли до чертогов самозванца и его брата. Оба, после отчаянного сопротивления, были убиты, головы их отрублены и выставлены напоказ народу. Независимо от этого справедливого наказания, свергнувшие самозванца умертвили всех магов, которых только могли отыскать во дворце и в городе. Впоследствии, день этот праздновали особым торжеством, называемым: избиением магов (магофония). В этот день ни один из этой касты не осмеливался показываться на улице.

Торжество Дария I над магом Гауматой и мятежными правителями областей. Изображение с Бехистунского рельефа

Уничтожив самозванца и истребив его приверженцев, заговорщики приступили к важному вопросу об установлении нового правительства. Отан предлагал демократическую республику, т. е. правление народное; Мегабиз – олигархию; Дарий стоял за самодержавие. Последнее мнение взяло верх, и Отан тотчас же отступился от всяких притязаний на престол, с единственным условием, чтобы он и все семейство его оставались свободными. Нового царя решили избрать из среды шестерых остальных освободителей Персии – бросив жребий, причем заключили договор, что сотоварищи избранника останутся при нём первейшими вельможами с правом невозбранного, во всякое время, входа в царские чертоги. Жребий состоял в том, что царем будет тот из шестерых претендентов, чей конь первый заржет при восходе солнца. С помощью своего конюшего Эварета (спрятавшего в кустах у сборного места – кобылицу), Дарий заставил заржать своего коня прежде прочих – и с седла пересел на персидский царский престол. При выборе коня, в орудие судьбы, Дарий и его товарищи руководились идеей религиозной, так как конь, у древних персов, был посвящен солнцу и почитался в религии Зороастра священным животным.

Дарий I, сын Гистаспа, воцарился в 521 г. до Р. X. Происходя от царственного семейства Ахеменидов, он, для лучшего упрочения власти, ещё теснее породнился с царским домом, взяв себе в жены двух дочерей Кира, его внучку, дочь настоящего Смердиса, и дочь Отана – главного виновника своего воцарения. Персидское царство Дарий I разделил на двадцать сатрапий ,обложив их правильными денежными податями, которые, в предыдущие царствования, приносились, по мере надобности, деньгами или натурою. Вследствие этой меры, у персов сложилась приводимая Геродотом пословица: Дарий – торгаш, Камбиз – властитель, Кир – отец. Государственный доход Персии при Дарии составлял 14.560 талантов.

Развалины дворца Дария I в Персеполе

Тяготясь опекой бывших своих сообщников, Дарий I под благовидным предлогом казнил одного из них – Интаферна – и с ним нескольких его родственников. Историки сохраняли нам предание о жене несчастного, умолявшей царя пощадить приговоренных к смерти. Тронутый Дарий решил помиловать только одного, по её выбору; выбирать же ей пришлось между мужем, детьми и братом. Она указала на последнего, сказав царю: я могу найти другого мужа, от которого у меня могут быть еще дети, но другого брата мне не найти!» Царь отдал ей вместе с братом и старшего сына, но прочих казнил.

На третий год царствования Дария I – или на второй, по книгам иудейским – враги евреев, самаритяне, донесли ему, что иудеи, невзирая на запрещение Лжесмердиса, продолжают отстраивать разрушенный Навуходоносором Иерусалим, ссылаясь на старинный указ Кира. Дарий подтвердил этот указ, разрешив иудеям достраивать, кроме города, и Храм, обращая на расходы следующие в казну подати.

В 516 г. до Р. X. (пятый год царствования Дария), вспыхнул мятеж в Вавилоне , при котором инсургенты, запершись в городе, приготовились к отчаянной защите. Девятнадцать месяцев безуспешно осаждал персидский царь мятежную столицу, которою однако же овладел, благодаря хитрости и коварству Зопира, сына Мегабиза, сыгравшего с вавилонянами ту же шутку, какую сыграл при Кире – Арасп. Зопир обрил себе голову, обрезал нос и уши и передался вавилонянам, будто бы для отмщения изуродовавшему его Дарию; вкрался к ним в доверенность, водил их против своих, принимал участие в вылазках, при которых сам резал персов немилосердно. Он наконец добился того, что вавилоняне доверили ему защиту всего города, который Зопир и предал из рук в руки царю Персии – ради чего и возвёл на себя напраслину и изуродовался таким ужасным образом. Вторично пал перед персидским оружием буйный Вавилон и на этот раз позорнее первого: Дарий I приказал разрушить его стены, снять городские ворота и казнить три тысячи знатнейших граждан.

Усмирив мятежи, царь Дарий высек на высоких скалах торжественный рассказ о своих свершениях, украшенный великолепными рельефами (см. Бехистунская надпись). После этого он по примеру Камбиза, неудачно ходившего войной в Эфиопию, задумал воевать со скифами , желая наказать их за вторжение в Мидию сто двадцать лет тому назад. Тщетно брат Артабан отклонял Дария от безрассудного намерения – царь упорствовал и деятельно занялся приготовлениями к походу. Выступление свое он ознаменовал одним из тех зверских подвигов, на которые был так изобретателен Камбиз. Эваз, знатный перс, умолял царя не отнимать у него всех троих сыновей для похода в Скифию и оставить ему хоть одного.

– Я тебе оставлю всех! – отвечал Дарий – и действительно оставил, казнив всех трех сыновей.

Многочисленные войска Дария I, согласно составленному царем маршруту, пошли на берега Босфора Фракийского (подробнее - см. в статье Поход Дария I на скифов). Здесь персы соорудили памятник с исчислением своего войска, простиравшегося кроме экипажа 600 кораблей, до 700.000 пехоты и конницы. Перейдя чрез Босфор, посредством понтонного моста, царь Дарий повел персидских воинов чрез Фракию и землю гетов (даков), мимоходом им покоренные. Достигнув берегов Истра (Дуная), Дарий I переправил войска на противоположный берег, приказав союзникам своим, грекам малоазиатской Ионии , разобрать наведенный ими мост и следовать за ним, но передумал, по совету Коэта, предводителя митиленцев, и отложил разводку моста на шестьдесят дней, приказывая грекам возвратиться домой, без него, если он не возвратится на берег из внутренности страны к этому сроку.

Избегая столкновений с завоевателем, скифы, отступая перед ним, заманивали его подальше от берегов, повсюду истребляя запасы и тем делая возвратный путь персов крайне затруднительным. Дарий расположился лагерем, в котором вскоре начался жестокий голод. Тогда скифские вожди прислали к нему послов, которые, вручив царю пять стрел, птицу, мышь и лягушку, без всяких объяснений возвратились к себе. Дарий I истолковал себе эти странные дары скифов выражением их покорности; но один из его спутников, Габриат , объяснил эти символы иначе; по его словам, скифы хотели сказать царю: зарывайся в землю как мышь, улетай как птица, прячься в болото как лягушка, везде и всюду скифские стрелы настигнут тебя!

Предполагаемый маршрут Скифского похода Дария I

Голод и болезни в лагере, наконец, принудили Дария к отступлению. Ночью, бесчеловечно покинув больных и раненых, он постыдно бежал к берегам Истра, куда прежде его прибыли скифские дружины. Последние предлагали ионийцам, разобрать мост на тот берег и тем отрезать царю персидскому дальнейшее отступление. Правитель Херсонеса Фракийского, афинянин Мильтиад ,советовал грекам исполнить желание скифов и погубить Дария... Они, было, согласились – но их отговорил один из вождей, Гистией, тиран милетский. Во избежание споров со скифами, греки разобрали часть моста – но лишь только враги удалились на поиски за персидским царем, Дарий I другой дорогой пришел на берег Истра и переправился с войсками на противоположную сторону реки. Оставив, под начальством Мегабиза 80,000 войска в Херсонесе, Дарий с остальными войсками направился в Сарды, где и перезимовал. Мегабиз, между тем, покорил персидской державе все народы Геллеспонта, в числе прочих стран и Македонию, где посланники Мегабиза, за их наглость и оскорбление жен и девиц, были перерезаны. – Вскоре скифы опустошили Фракию, пользуясь отсутствием Дария, покорявшего этим временем Индию. Геродот, упоминая об этом важном событии (кн. IV гл. 44) умалчивает, однако, о подробностях похода персидского царя в эту великую страну.

Смерть Дария

Город Афины и Марафонское поле расположены на полуострове. Основной порт, ведущий в город, находится на южном побережье полуострова, однако персы высадились на его северной стороне. Естественно, они бежали с поля боя на север. Когда персы оказались вне пределов досягаемости греков, в море, они пребывали в растерянности, не зная, что предпринять. Датис отнюдь не желал возвращаться к Дарию с вестью о таком поражении. Однако он полагал, что повторная высадка на греческое побережье вряд ли дала бы иной результат.

Греческий проводник Гиппий погиб в сражении. Он предчувствовал гибель, поскольку наутро перед битвой находился в чрезвычайно удрученном состоянии, хотя до этого утра был полон оптимизма и уверен в победе персов, но неожиданно его настроение изменилось. Уверенность Гиппию придавал сон, уныние же его проистекало из пустячного повода. Знамением, обещавшим успех предприятию персов, к которому грек присоединился в качестве проводника, он посчитал сон, в котором увидел себя разговаривающим с матерью. Утром, пытаясь истолковать сон, Гиппий посчитал, что мать представляла его родной город – Афины, в котором восстановится его власть. Подтверждение небесными силами реальности надежд Гиппия вернуть власть крайне воодушевило грека. Он пошел бы в бой с полной уверенностью в победе, если бы другое происшествие, случившееся во время высадки персов на берег, не повергло его чаяния в прах. Вся ответственность за высадку лежала на греке. Он расположил корабли вдоль побережья в нужных местах, обеспечил успешную высадку войск и следил за тем, чтобы они построились на берегу в боевом порядке. И вдруг стоя на берегу, он внезапно расчихался. Гиппий был уже стариком, а его оставшиеся зубы сильно расшатаны. Один из них выпал и оказался в песке. Это обстоятельство крайне расстроило Гиппия, он счел его дурным предзнаменованием. Грек долго смотрел на свой бесполезный теперь зуб и затем изрек в отчаянии, что все кончено. Падение зуба в родную землю вынудило Гиппия по-новому истолковать вещий сон, теперь у него не было надежды на благополучный исход экспедиции. После этого он продолжал готовить персов к сражению, но в его душе роились дурные предчувствия. Гиппий действовал вяло и нерешительно. Когда наутро после битвы греки осматривали поле брани, труп Гиппия нашли среди изуродованных останков персов, покрывавших землю.

Теперь персидский флот двигался вдоль побережья Аттики без греческого проводника, однако персам все еще не хотелось покидать страну. Они шли вдоль побережья вплоть до мыса Суниум, расположенного на юго-восточной оконечности полуострова. Корабли обогнули мыс и следовали вдоль южного побережья полуострова до тех пор, пока не вышли на траверз Афин. В это время к Афинам подошли спартанцы, посланные на помощь афинянам, но они опоздали, Марафонская битва уже закончилась. Персы, увидев с палуб галер, что страна приготовилась их встретить во всеоружии, больше не осмелились высадиться на берег. Персидский флот взял курс к берегам Азии.

Естественно, Датис нервничал. Он опасался гнева Дария, ибо восточные деспоты считали военные поражения худшими из преступлений. Однако поход нельзя было рассматривать как полный провал. Датису удалось захватить много греческих островов, на борту галер везли много пленных и значительные трофеи. И все же самое главное поручение Дария выполнено не было, и персидский военачальник не испытывал ни малейших иллюзий относительно приема, который ему окажут в Сузах.

Ночью Датис увидел сон, крайне обеспокоивший его. Он проснулся утром под впечатлением увиденного во сне эпизода, из которого военачальник узнал, что его воины во время похода разграбили греческий храм, а трофеи спрятали на одной из галер. Датис немедленно приказал обыскать каждый корабль. Наконец на одной из них обнаружили золотую статую Аполлона. Датис поинтересовался, как называется город, из которого вывезена статуя. Делий, ответили ему. Делий располагался на побережье Аттики около места высадки персов, откуда они двинулись на Марафонское поле. У персидского военачальника не было возможности тайком пробраться к храму и установить статую Аполлона на прежнем месте. Поэтому он решил поместить статую на время в Делосе, пока не представится случай перевезти ее в Делийский храм.

Делос – небольшой, но весьма знаменитый остров почти в центре Эгейского моря, находящийся недалеко от того места, где Датис обнаружил на галере статую греческого бога. Остров считался священным, на нем совершались религиозные церемонии и ритуалы, на нем не допускались, насколько возможно, ссоры, насилие, страдания и смерть. С острова эвакуировали всех больных, там не производилось захоронение покойников. Военные корабли и воины при приближении к острову прекращали войну. Враждебные флоты становились на якорь возле острова, их экипажи наблюдали чарующие картины мира, спокойствия и счастья на берегу. В центре острова бил из-под земли большой естественный фонтан, точнее, источник диаметром тридцать футов, огороженный частично скалами, частично выстроенной людьми стеной. Эта чудная родниковая вода орошала богатую растительностью плодородную долину, по которой водный поток несколько миль причудливо извивался, пробиваясь к морю. Порт примыкал к большому населенному городу, а весь остров украшали храмы, дворцы, колоннады и другие прекрасные архитектурные сооружения, вызывавшие восхищение у всех его гостей. Эта красота и великолепие, однако, уже давно исчезли с лица земли. Сейчас остров выглядит безмолвным, пустынным и заброшенным, он превратился в унылое пастбище, на котором среди древних развалин пасется домашний скот. На острове ничего не осталось от былого великолепия, разве что фонтан. Он все еще выносит из-под земли чистую прозрачную воду, которая не прекращает беспрерывного вечного течения.

Именно на острове Делос и решил поместить Датис золотую статую. Он привез ее на своей флагманской галере и сам доставил статую на священный остров. Персидский военачальник поместил святыню в большой храм Аполлона, поручив жрецам передать ее при случае в прежний Делийский храм.

После этого персидский флот снова вышел в море и направился к берегам Азии, где войска наконец благополучно сошли на берег.

Различные подразделения армии отправили в провинции, к которым они принадлежали, а Датис с войсками, состоявшими из персов, двинулся в Сузы. Он вез трофеи и пленных, но был весьма не уверен в приеме, который ему окажет Дарий. К счастью для Датиса, во время прибытия персидской армии в Сузы царь находился в благодушном настроении. Он принял военачальника без проявления гнева и даже к пленным отнесся гуманно.

Перед тем как закрыть тему знаменитого похода, который завершился великой битвой на Марафонском поле, стоит рассказать о неординарных обстоятельствах, которые сопутствовали в дальнейшем жизни выдающегося полководца греческих войск в этой битве – Мильтиада. До сражения он не выделялся среди других греческих военачальников, но после победы его верховенство в греческом командовании стало неоспоримым. Другие военачальники приняли ведущую роль Мильтиада и не претендовали на равенство с ним. Ему было позволено вести боевые действия по своему усмотрению. Если бы битва была проиграна, Мильтиад, пусть даже и не погибший на поле брани, потерял бы все. Но поскольку греки победили, он поднялся на вершину славы и известности.

В этом, как и во всех подобных случаях, успех или неудача зависели от обстоятельств, не поддающихся человеческому предвидению или контролю. Военачальник, оказавшийся в таких обстоятельствах, вынужден ставить на кон все, и это столь же опасно, как метание жребия, определяющего жизнь или смерть.

Он посчитал некоторые островные государства Эгейского моря соучастниками персидского вторжения и объявил им войну. И первым привлек его внимание остров Парос. Этот большой и стратегически важный остров располагается в центре южной части Эгейского моря. Он овальной формы и вытянут в длину на 12 миль. Остров имел разнообразную растительность и был весьма живописен, его почва отличалась плодородием, на его западном берегу у моря располагался большой город, тоже называвшийся Парос.

Во время возвышения Мильтиада остров и город Парос представляли собой богатое и могущественное государственное образование. Мильтиад придумал, как наказать население. Он решил потребовать огромную контрибуцию в виде штрафов за то, что греческий военачальник рассматривал как измену, то есть соучастие в агрессии против соотечественников. Чтобы не дать паросцам подготовиться к защите острова, греческий военачальник держал в секрете цель экспедиции на остров афинян. Он предложил афинянам построить флот из 70 кораблей и передать их под его командование. Мильтиад сказал, что не хотел бы раскрывать свои планы, но в случае успеха обещал вернуться в ближайшее время в Афины с богатыми грузами, которые обогатят город и возместят расходы горожан на оснащение флота.

Популярность и влияние Мильтиада после победы в Марафонской битве были столь велики, что все согласились с его несколько странным предложением. Афиняне построили и оснастили флот, сформировали экипажи кораблей и контингент войск вторжения. Все это передали под командование Мильтиада. Воины и экипажи на галерах не знали целей и пункта назначения похода. Мильтиад обещал им щедрое вознаграждение, в остальном, по его словам, они должны во всем положиться на своего полководца. Участники похода удовлетворились этими условиями, и флот отбыл в море.

Жители Пароса были, разумеется, удивлены прибытием флота афинян, но они приготовились, насколько позволяло время, к энергичному сопротивлению непрошеным гостям. Мильтиад осадил город и послал туда гонца с требованием выплатить в качестве выкупа огромную сумму денег. Одновременно он предупредил, что, если паросцы не выплатят этой суммы или, как минимум, не дадут гарантий ее выплаты, он не покинет остров, пока не возьмет город штурмом и не разрушит его до основания. Островитяне отвергли ультиматум и стали активно готовиться к обороне. Вскоре обнаружилось, что паросцы преуспели в строительстве оборонительных укреплений гораздо больше, чем Мильтиад в осаде города. Афинский военачальник понял, что штурм укрепленного острова в Эгейском море – дело гораздо более трудное, чем бой с недисциплинированными ордами персов на Марафонском поле. Мильтиад обнаружил, что храбрость и дисциплина его войск уравновешивались теми же качествами со стороны противника, имевшего вооружение и сноровку не хуже, чем у афинян. Короче говоря, здесь греки сражались против греков, и в конце концов афинский военачальник убедился, что перспективы на победу его войск становятся все более сомнительными и туманными.

Такое состояние дел, конечно, беспокоило и удручало Мильтиада. Ведь после обещаний, данных афинянам, военачальник не мог вернуться ни с чем в Афины. Пока он пребывал в смятенном состоянии, его воины захватили в плен группу островитян, и среди них была женщина. Оказалось, что это жрица одного из паросских храмов, ее звали Тимо. Афинскому военачальнику подумалось: вдруг плененная жрица поможет ему. Поскольку жрица служила в паросском храме, она могла влиять на богов этого храма или, по крайней мере, знала способы добиться их благоволения.

Мильтиад встретился с Тимо и спросил жрицу, что она могла бы сделать для получения от божеств Пароса содействия его планам захвата города. Та ответила, что легко могла бы это сделать, если бы Мильтиад строго следовал ее рекомендациям. Ободренный военачальник с готовностью обещал ей это. Тогда жрица тайком снабдила его наставлениями. Существо этих наставлений неизвестно, разве что они раскрываются в ходе последующих событий.

Близ города имелся храм, посвященный богине Керес, покровительнице Пароса. Храм был огорожен забором, однако в него можно было пройти через ворота, когда они не запирались изнутри. Следуя указаниям Тимо, Мильтиад пошел ночью в этот храм с несколькими слугами. Он попытался войти в храм через ворота, однако они оказались запертыми. Тогда он перелез через забор и в соответствии с наставлениями Тимо направился в храм. Как явствует из предания, какие бы действия ни предпринимал Мильтиад по указаниям Тимо, они на самом деле были не средством получения благоволения божества, а, наоборот, провоцировали его гнев. Когда Мильтиад приблизился к храму, его охватил суеверный ужас. Обезумев от страха, афинский военачальник пустился наутек. Он добежал до забора и, пытаясь в спешке перебраться через него, соскальзывал вниз. Слуги попытались его подсадить. Однако у Мильтиада ничего не получалось, он стонал от боли. Слуги обнаружили у него вывих. Военачальнику оказали помощь, но вместо выздоровления его недуг становился все более серьезным. Словом, великий победитель персов был низвергнут с пьедестала. Он лежал в постели и стонал как ребенок.

Вскоре Мильтиад решил снять осаду Пароса и вернуться в Афины. Он вернулся домой без богатой добычи. Разочарование афинян вскоре сменилось неприязнью, о славе победителя в Марафонской битве все забыли. Враги и соперники, умолкшие после его успехов, воспрянули духом. Они связывали неудачу с неумелым командованием экспедицией.

Один из ораторов даже предложил лишить Мильтиада статуса, обвинив его в том, что его подкупили персы и потому осада Пароса превратилась в фарс. Военачальник не мог опровергнуть эти обвинения, поскольку лежал в это время в постели, корчась от боли. Вывих перешел в открытую рану. Усилия лекарей не принесли выздоровления. Больной быстро терял силы. Его сын Кимон делал все возможное, чтобы спасти отца от обеих опасностей. Он защищал отца в ходе судебных разбирательств и оказывал ему врачебную помощь в тюремной камере. Однако хлопоты сына не дали результатов. Трибунал признал Мильтиада виновным, военачальник умер от раны.

Его приговорили к выплате огромного штрафа. Он составлял сумму расходов города на экспедицию в Парос, и, поскольку сборы на экспедицию проходили через ведомство Мильтиада, того обязали возместить их потерю. Этот приговор, так же как и отношение соотечественников с Мильтиадом, рассматриваются человечеством как несправедливые и жестокие. Когда Мильтиад умер, Кимон узнал, что не сможет получить тело отца для почетного захоронения, пока не выплатит штраф. У него не было собственных средств для этого. В конце концов Кимону удалось собрать необходимую сумму благодаря пожертвованиям родственников своего отца. Он внес сумму штрафа в городскую казну, тело героя было предано наконец земле.

Жители Пароса сначала крайне возмутились поведением жрицы Тимо. Им казалось, что она предала город. Паросцы даже хотели убить ее, но не посмели, поскольку лишение жизни жрицы выглядело кощунством. Тогда паросцы попросили оракула Дельфийского храма высказать свое суждение об обстоятельствах дела, узнать у него, может ли казнь жрицы считаться законной. По их словам, вина жрицы в том, что она указала врагу способ захватить город, более того, она осмелилась допустить врага на торжественные мистерии в храме, наблюдать которые запрещалось любому человеку нежреческого сословия. Оракул вынес суждение, что жрицу не следует наказывать, поскольку она не совершила ничего дурного. Крах Мильтиада был предопределен богами, а Тимо невольно служила инструментом осуществления его судьбы.

Но вернемся к Дарию. Его стремление подчинить греков и присоединить их страну к своим владениям, его решимость осуществить свою цель не только не уменьшились, а усилились после того, как первое вторжение персидской армии на греческую территорию было отбито. Афиняне разгневали царя. Казалось, он рассматривал их мужество и энергию в защите родины как личное оскорбление и преступление. Дарий решил организовать новый поход в Грецию, мобилизовав еще больше сил и средств. На этот раз он решил сам командовать армией и приготовиться к походу так, как подобает великому властителю половины мира. Царь разослал повеления во все провинции и подвластные территории выделить свои квоты войск, лошадей, кораблей и военного снаряжения и сосредоточить их в пунктах сбора, которые он назовет перед выступлением в поход.

Подготовка к походу длилась несколько лет. Но прежде чем реализовать свои завоевательные планы, царь решил урегулировать вопрос о наследовании престола. У него было несколько сыновей, каждый из них мог претендовать на трон, если царь не вернется из похода, а также вовлечь империю в разрушительные гражданские войны для подкрепления своих претензий. Историки утверждают, что в Персии даже существовал закон, не позволяющий монарху покидать страну без назначения наследника. Трудно себе представить, на основе какой власти или авторитета этот закон мог претворяться в жизнь, или поверить в то, что монархи, подобные Дарию, могли считаться в своих действиях с каким-либо законом. Во всех сообществах, диких или цивилизованных, существуют законы, регулирующие отношения между людьми. Они опираются на обычаи или юридические постановления судов. Большинство деспотических правителей и абсолютных монархов считают себя обязанными следовать этим законам в тех случаях, когда они определяют судьбы их подданных. В тех же случаях, когда речь идет об их поступках или решениях, они редко признают какую-либо иную власть, кроме импульсов собственной самодержавной воли.

У Дария было несколько сыновей, включая двух, которые претендовали на наследование трона отца. Старший из них родился еще до того, как Дарий стал царем. Его звали Артобазан. Другой сын родился от Атоссы, дочери Кира, которую Дарий взял в жены после восшествия на престол. Его звали Ксеркс. Артобазан считал, что имеет неоспоримое право быть наследником отца как старший сын. Между тем Ксеркс указывал, что Артобазан родился в то время, когда Дарий еще не был царем. Тогда он был частным лицом, а сыновья могут при рождении наследовать то, чем реально владеют их отцы. Сам же Ксеркс считал себя старшим сыном среди царевичей, рожденных в период, когда отец правил в качестве царя, и потому именно он является подлинным наследником престола. Как сын Атоссы он являлся также внуком Кира и, следовательно, обладателем наследственных прав великого основателя империи.

Дарий решил вопрос о престолонаследии в пользу Ксеркса и затем занялся подготовкой к военному походу. Этим планам, однако, не суждено было осуществиться. Неожиданно царь заболел и умер как раз перед выступлением в поход. Его сын Ксеркс взял в свои руки бразды правления империей.

Новый царь сразу же занялся делом отца и выступил в поход против греков во главе своих войск. Однако этот поход и по численности войск, принимавших в нем участие, и по расстоянию, которое преодолели эти войска, и по огромному значению его результатов заслуживает права считаться одним из величайших военных предприятий, на которое посягнули человеческие амбиции и власть. Тем не менее, рассказ об этом грандиозном предприятии и его конечной судьбе относится уже к истории правления Ксеркса.

Величие Дария, несомненно, в величии его властных полномочий, но не личности. Он был абсолютным властителем почти половины известного тогда мира и в качестве такового привлекает внимание человечества, которое глядит с восхищением и страхом на эти необъятные прерогативы власти, как на горные вершины, просто потому, что они высоки. За время своего правления Дарий не совершил каких-либо великих дел и не достиг великих целей. Он даже не совершил каких-либо ярких поступков эмоционального характера. В памяти людей он остается как иллюстрация величия без достоинства, успеха без заслуг, обширной и долговременной власти без внушительных результатов, целей без их достижения, всемирной известности без уважения и восхищения. Человечество восхищается Цезарем, Ганнибалом, Александром Македонским, королем Альфредом и Наполеоном благодаря их свершениям. Его интересует Дарий лишь благодаря его высокому положению. Его удивляет это высокое положение, так же как и ржущий конь, вознесший Дария на вершину власти.

Из книги Дарий Великий. Владыка половины Древнего мира автора Эббот Джекоб

Глава 4 Восшествие на престол Дария Несколько дней после убийства магов в городе царили возбуждение, суматоха и смятение. Не было наследника династии Кира, которому следовало занять пустующий трон. Ведь ни Камбиз, ни Смердис сыновей не оставили. Правда, были дочь Смердиса

Из книги Дедушкины рассказы. История Шотландии с древнейших времен до Флодденского сражения 1513 года. [с иллюстрациями] автора Скотт Вальтер

Глава XV ЭДУАРД БАЛЬОЛЬ ПОКИДАЕТ ШОТЛАНДИЮ - ВОЗВРАЩЕНИЕ ДАВИДА III - СМЕРТЬ СЭРА АЛЕКСАНДРА РЭМСИ - СМЕРТЬ РЫЦАРЯ ЛИДЗДЕЙЛСКОГО - СРАЖЕНИЕ У НЕВИЛЛ-КРОССА - ПЛЕНЕНИЕ, ОСВОБОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ КОРОЛЯ ДАВИДА (1338-1370) Несмотря на отчаянное сопротивление шотландцев, земля их пришла

Из книги Загадки старой Персии автора

Из книги Закат и падение Римской Империи автора Гиббон Эдвард

Глава XXVII Смерть Грациана. - Уничтожение арианства. -Св. Амвросий. - Первая междоусобная война с Максимом. - Характер, управление и покаяние Феодосия. - Смерть Валентиниана II. - Вторая междоусобная война с Евгением. - Смерть Феодосия. 378-395 г.н.э. Слава, приобретенная

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

5. Отпадение от Генриха IV имперских сословий. - Он слагает с себя королевскую власть. - Он добивается снятия с него церковного отлучения Каносса (1077 г.). - Нравственное величие Григория VII. - Охлаждение ломбардцев к королю. - Он снова сближается с ними. - Смерть Ченчия.

автора Иванов Юрий Григорьевич

Из книги Камикадзе. Пилоты-смертники автора Иванов Юрий Григорьевич

Глава IX. Смерть в небе и смерть с неба Дух Ямато против американского сверхоружия26 апреля 1944 года шестерка японских истребителей, осуществлявшая патрулирование в небе Китая к северу от Гималайских гор, заметила следующий на большой высоте гигантский самолет с

автора Олмстед Альберт

Цитадель Дария В отличие от Персеполя Сузы не были основаны царем. С доисторических времен на этом месте жили люди, красотой расписной керамики которых мы восхищаемся сейчас. На холме, который постепенно образовался из мусора, оставленного ими, последующие поколения

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Восстание в Египте и смерть Дария На похоронах быка Аписа, которые состоялись, видимо, в 488 г. до н. э., генерал Ахмос (Амасис) сопроводил божество в зал бальзамирования, а затем с эскортом из лучников и отобранных солдат - в некрополь. Ахмос ночей не спал, стремясь сделать

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Дворец Дария Самая южная часть ападаны, соответствовавшая по размеру отрытым портикам на трех других сторонах зала, подразделялась на ряд комнат, напоминавших лабиринт. Из этой части был проход во дворец Дария, расположенный на самом высоком уровне террасы. Однако

Из книги Народы моря автора Великовский Иммануил

Из книги Ледяной поход. Воспоминания 1918 г. автора Богаевский Африкан Петрович

Глава XI Решение Корнилова атаковать Екатеринодар. Бои 29, 30 марта. Смерть полковника Неженцева. Последний военный совет в жизни Корнилова. Его смерть утром 31 марта Сравнительная легкость, с какой моей бригаде удалось разбить и отбросить большевиков, наступавших 27 марта от

Из книги Александр Македонский автора Бриан Пьер

III. Смерть Дария и окончательное подчинение Греции (лето 331 - лето 330 г. до н. э.) С этого момента все стремления Александра были сосредоточены на окончательном разгроме войск Дария и захвате в плен его самого. Первую часть этой программы ему удалось осуществить в сражении

автора

Глава 1. Восточный поход до гибели Дария

Из книги Македонского разбили русы [Восточный поход Великого полководца] автора Новгородов Николай Сергеевич

Глава 2. Восточный поход «после Дария» Противоречие между Восточной и Западной традициями в освещении Восточного похода Александра Ученые считают, что «существуют две основные традиции повествования об Александре: западная – историческая и восточная – литературная

Из книги Морские тайны древних славян автора Дмитренко Сергей Георгиевич

Глава V. Флот царя Дария Арабы вышли на морскую арену как наследники многовековой легендарной славы финикийцев, не сумевших пережить завоевания Александра Македонского. Их корабли, строившиеся на верфях города Фарса, наполнили новым смыслом библейские фразы о

Дарявахуш принадлежал к младшей ветви царского рода Ахеменидов и вплоть до 522 г. до Р. Х. не имел никаких надежд когда-либо занять персидский трон. Его жизнь резко переменилась после того как он принял участие в заговоре Отана и пятерых других знатных персов против правившего тогда в Персии царя . Согласно официальной версии (изложенной в Бехистунской надписи и у греческих историков, в частности у Геродота), Отан заподозрил, что под именем скрывается самозванец - мидийский маг Гаумата (настоящий Бардия был тайно умерщвлен за несколько лет до этого по приказу его брата ). Сговорившись между собой, Отан и шесть его сподвижников проникли во дворец и убили царя (был ли это настоящий или в самом деле самозванец, теперь уже установить невозможно). Затем заговорщики стали совещаться о том, кто из них должен занять престол. Наконец они решили поручить выбор воле богов, а именно: чей конь первым заржет при восходе солнца, когда они выедут за городские ворота, тот и будет царем. Дарявахуш оказался в этом опыте удачливее других - его жеребец первым подал голос, и таким образом, согласно уговору, он стал персидским царем. (Геродот пишет, что своим успехом Дарявахуш был обязан хитрости его конюха - ночью тот свел у городских ворот жеребца хозяина с одной из кобылиц, которую тот очень любил, когда же на другой день жеребец проходил мимо этого места, он бросился вперед и громко заржал.)

Едва утвердившись у власти, Дарявахуш должен был подавлять восстания, охватившие многие персидские провинции. Особенно опасным был мятеж в Вавилонии - самом сердце Персидской державы. По свидетельству Бехистунской надписи, там произошло следующее: некий Нидинту-Бел объявил себя сыном последнего вавилонского царя Набунаида и стал править под именем Набукудурриуцура III. Дарявахуш лично возглавил поход против восставших. Первая битва произошла в середине декабря 522 г. до Р. Х. у реки Тигр и закончилась победой персов. Через пять дней они одержали новую победу в местности Зазана у Евфрата. Нидинту-Бел бежал в Вавилон, но вскоре был захвачен в плен и казнен (посажен на кол). Умиротворяя страну, Дарявахуш около трех месяцев прожил в Вавилоне. В феврале 521 г. до Р. Х. до него дошла весть о новом восстании в восточных сатрапиях: Персии, Мидии, Эламе, Маргиане, Парфии и Саттагидии. Наиболее массовым было выступление в Маргиане. Подавляя его, сатрап Бактрии Дадаршиш перебил более 50 тысяч человек, а саму страну превратил в пустыню. В то же время в Персии некто Вахьяздата объявил себя царем Бардией и нашел среди народа широкую поддержку. Дарявахуш должен был рассылать войска во все концы своей державы. В конце февраля 521 г. до Р. Х. царская армия под командованием Вивана разбила Вахьяздату в области Гандутава в Арахосии. Но и тогда мятежники не сложили оружия. Потребовалось еще две битвы (одна произошла в мае у города Раха в Персии, другая - в июле у горы Парга), чтобы окончательно сломить их сопротивление. Вахьяздата попал в плен и был казнен вместе с 52 своими ближайшими сподвижниками.

В то же время почти вся Мидия оказалась в руках некоего Фравартиша, выступавшего под именем Хшатрату из рода мидийских царей. Этому самозванцу удалось установить свой контроль также над Ассирией, Арменией, Парфией и Гирканией. Дарявахуш отправил против него своего полководца Видарну. В мае произошла ожесточенная битва в местности Кундуруш. В ней пало 35 тысяч мидийцев, и еще 18 тысяч оказались в плену. В июне персы схватили и казнили самого Фравартиша. Против мятежников в Парфии и Гиркании вел борьбу отец царя Виштаспа. Окончательно эти сатрапии были умиротворены только в июне после разгрома основных сил восставших в местности Патиграбана. Много хлопот доставило Дарявахушу восстание в Армении. Местные жители дали персам пять больших сражений, но только в июне 521 г. до Р. Х. они были окончательно разбиты у горы Уяма и в местности Аутиара.

Между тем воспользовавшись, что главные силы персов оказались отвлечены на окраины империи, в августе 521 г. до Р. Х. вновь поднялись вавилоняне. Некто Арахта (по одним свидетельствам, армянин, по другим - урарт) выдал себя за царевича Набукудурриуцура, сына Набунаида. Он захватил Вавилон, Сиппар, Борсиппу, Урук и провозгласил себя царем. Дарявахуш послал против него армию во главе с персом Виндафарной. В ноябре 521 г. до Р. Х. мятежники были разбиты. Артахта оказался в плену и кончил свою жизнь, как и все другие предводители мятежников - был посажен на кол. Город Вавилон лишился своих внешних стен, которые были разрушены по приказу царя.

Поразив всех своих врагов и упрочив свою власть, Дарявахуш приступил к новым завоеваниям. В 519 г. до Р. Х. он совершил поход на саков Тиграхауда, обитавших вблизи Аральского моря. В 517 г. до Р. Х. персы покорили северо-западную часть Индии, где в это время существовало много небольших государств. Из этих земель была образована сатрапия Индия, включавшая в себя нижнее и среднее течения реки Инд. Она стала самой крайней восточной провинцией державы Ахеменидов. Продвигаться дальше на восток персы не пытались. Зато на западе они делали одно приобретение за другим. В том же 517 г. до Р. Х. персидская армия во главе с Отаной захватила остров Самос. Жители Лемноса и Хиоса признали власть персов добровольно. Около 516 г. до Р. Х. Дарявахуш предпринял большой завоевательный поход в Северное Причерноморье. Покорив без боя греческие города по обоим берегам Геллеспонта, он переправился через Боспор во Фракию. Отсюда персидская армия вышла к низовьям Дуная и, перейдя на восточный берег реки, оказалась во владениях скифов. Те не решились вступить с персами в открытый бой и стали отступать в глубь степей, угоняя скот, сжигая за собой траву и засыпая колодцы. Гоняясь за их стремительной и постоянно ускользающей конницей, Дарявахуш довел своих воинов до полного изнеможения. Наконец он понял тщетность своих усилий и отступил обратно за Дунай.

Сам он вернулся в Персию, а европейскую войну поручил своему полководцу Багабухше. Тот покорил греческие города на северном берегу Эгейского моря и подчинил персидскому царю племена фракийцев. Когда персидская армия подошла к границам Македонии, ее царь Александр I поспешил заявить о своей покорности и выдал сестру замуж за персидского вельможу. В Македонии и Фракии остались персидские гарнизоны. Около 512 г. до Р. Х. обе эти страны образовали самую западную из персидских сатрапий под названием Скудра. То было время наивысшего могущества державы Ахеменидов: в конце жизни Дарявахуша она простиралась от реки Инд на востоке до Ионического моря на западе, от Аральского моря на севере до границ Эфиопии на юге.

Следующей жертвой персидских завоеваний должна была стать материковая Греция. Прелюдией к грандиозной войне с греками послужило мощное ионийское восстание, начавшееся осенью 499 г. до Р. Х. и охватившее в короткий срок все западное побережье Малой Азии от Геллеспонта на севере до Карии на юге, а также многие острова Эгейского моря. Оно оказалось полной неожиданностью для персов. Восставшие, во главе которых стоял тиран Милета Аристагор, совершили поход в глубь страны, взяли и сожгли царскую столицу Сарды. Однако уже летом 498 г. до Р. Х. они были наголову разбиты под Эфесом. Остатки их войска разбрелись по своим городам. В конце 497 г. до Р. Х. военные действия переместились на Кипр. В большой морской битве ионийцы одержали победу, но тогда же в сражении на суше киприоты потерпели поражение. Возглавлявший их царь Саламина Онесил погиб в бою. Впрочем, персам потребовался еще целый год на то, чтоб окончательно замирить остров. В 496 г. до Р. Х. персидские военачальники одержали важную победу над примкнувшими к грекам карийцами и начали осаду ионийских городов. Один за другим они были взяты. Наконец, весной 494 г. до Р. Х. персы с суши осадили Милет, являвшийся главным оплотом восстания. Большой ионийский флот мешал осаде города с моря. Но после того как персы выиграли морскую битву при Ладе, кольцо блокады сомкнулось. Осенью персы подтянули к городу осадные орудия, а затем штурмом взяли его. Большая часть милетян погибла, оставшиеся в живых были обращены в рабство и угнаны в Персию. Сам город оказался сильно разрушен и уже никогда не смог восстановить своего прежнего могущества. В 493 г. до Р. Х. капитулировали Хиос и Лесбос. После чего вся Иония вновь оказалась под властью Ахеменидов. Но Дарявахуш понимал, что персидское господство в Малой Азии и во Фракии будет непрочным до тех пор, пока греки Балканского полуострова сохраняют свою независимость. Казалось, что покорение этой сравнительно небольшой страны, распадавшейся к тому же на множество враждовавших между собой государств, не составит для персов большого труда, но дальнейшие события показали, что война с греками может быть очень тяжелой.

Первый же поход против Эллады в 492 г. до Р. Х., возглавляемый зятем Дария Мардонием, окончился неудачей - во время бури около Афонского мыса на Халкидском полуострове утонуло 300 персидских кораблей и погибли около 20 тысяч человек. Сухопутная армия, которой пришлось вести тяжелые бои с восставшими фракийцами, также понесла большие потери.

Персы учли сложность обходного движения вдоль северного побережья Эгейского моря и приняли смелое решение - переправить армию на кораблях прямым путем из Малой Азии сразу в Аттику. Военным приготовлениям сопутствовала и дипломатическая подготовка, Дарий рассчитывал на раскол в стане врага. При персидской армии состоял изгнанный из Афин Гиппий.

В 491 г. до н. э. во все полисы Балканской Греции были направлены персидские послы с требованием полной покорности или, по крайней мере, нейтралитета в грядущей войне. Многие города островов, Фессалии и Беотии подчинились, но наиболее сильные полисы, Спарта и Афины, категорически отвергли требования. Спартанцы сбросили послов в колодец, а афиняне низвергли их со скалы.

В 490 г. до н. э. персы под командованием Датиса и племянника царя Артаферна совершили очередную попытку захвата. Персидская армия сосредоточилась на острове Самос, затем была перевезена на Эвбею. Через некоторое время на Марафонской равнине, всего в 40 км от Афин, высадился многочисленный персидский десант. Из Марафона можно было совершать нападения на главный город Аттики по суше, а флоту лишь нужно было обогнуть мыс Сунний, чтобы атаковать Афины с моря. На Марафонской равнине 13 сентября 490 г. до н. э. состоялось одно из самых известных сражений античности. Поле боя представляло собой ровную, окруженную горами долину на берегу моря, удобную для действий иррегулярной персидской конницы. Ее у персов было 10 тысяч, а, кроме того, в армии находилось большое количество пеших лучников.

Афинскими войсками командовало десять стратегов, и большинство из них сомневались в возможности противостоять столь многочисленному персидскому войску и предлагали ограничиться обороной города. Однако иного мнения придерживался стратег Мильтиад, чья точка зрения в итоге и победила. Мильтиад еще недавно был правителем афинской колонии Херсонес Фракийский и имел возможность познакомиться с персами, их военной организацией и манерой вести ближний бой. Он убедил коллег-стратегов не отсиживаться в слабо укрепленных Афинах, а быстро идти навстречу врагу и у Марафона дать решающее сражение. К будущему месту битвы из Афин подошло десятитысячное пешее войско, большинство которого составляло афинское ополчение. Надо сказать, что взрослый афинянин зачастую был уже довольно опытным воином. Для этого была создана система военно-патриотического воспитания. С 18 лет юноши два года проходили обязательную военную службу и оставались военнообязанными до 60 лет. Много внимания уделялось вопросам тактики, боевых построений. Основу войска составляли гоплиты, тяжеловооруженные пехотинцы, действующие в плотном строю - фаланге. В армии была установлена строгая дисциплина.

Спарта заняла выжидательную позицию и не прислала свои отряды, сославшись на религиозный праздник. Воины Лакодемона прибыли на место событий, когда дело уже было сделано. Тысячу человек прислал небольшой союзный Афинам городок Платеи из Беотии. Количественно, таким образом, афинская армия сильно уступала персидской, но качественно превосходила ее. Обученным и сплоченным гоплитам, защищавшим свои полисы, противостояла разноплеменная необученная персидская армия, многие солдаты которой сами были уроженцами мест, захваченных персидскими оккупантами.

Мильтиад, зная, что преимущество персов состоит в более многочисленной коннице, которая, как правило, стремится наносить удары с флангов, расположил своих гоплитов на ширине в 1 км, уперев их фланги в горы, для чего даже пришлось растянуть строй. С этой же целью - выдержать напор всадников - правое и левое крылья греческой армии имели большее количество шеренг в глубину, чем центр. Справа сосредоточились лучшие гоплиты Афин, левый фланг был отдан платеянам.

По всем правилам греческой военной науки при приближении персов фаланга гоплитов перешла на беглый марш навстречу неприятелю, чтобы самим нанести более сильный удар, а кроме того, побыстрее преодолеть пространство, простреливаемое лучниками. Персам, однако, удалось прорвать эллинский центр. Зато на флангах персидская конница никак не могла справиться со стойкими гоплитами, ей пришлось отступить с большими потерями. Сразу же Мильтиад приказал крыльям сомкнуться и повернуться лицом к частям противника, прорвавшим центр. Для персов новая сильная атака не потерявшей строя фаланги обернулась катастрофой. Они беспорядочно бежали, погрузились на корабли и ретировались. Общие потери греков составили лишь 192 человека, противник недосчитался шести с половиной тысяч воинов. В Афины тут же был послан гонец - воин Фитипид. Он в полном вооружении преодолел несколько десятков километров бегом, на Афинской агоре прокричал «Мы победили!» и упал замертво. В память об этом легендарном эпизоде на Олимпийских играх современности разыгрываются медали в марафонском беге - на 42 км 192 м.

Персы еще надеялись опередить Мильтиада и напасть на оставленные без защитников Афины с моря, их флот двигался вдоль берега, но и греческий полководец вел свою армию форсированным маршем и прибыл в город раньше кораблей врага. Постояв на афинском рейде, персы, понимая бесперспективность дальнейших действий, отплыли в Малую Азию. Победа афинян имела важные политические последствия. Греки впервые дали мощный отпор персам, был нанесен косвенный удар по реакционным кругам Эллады, доказано превосходство демократической организации и на войне. Пример Афин воодушевил и обнадежил отчаявшихся было жителей покоренных городов-государств Малой Азии, да и другие народы Востока.

В последующие годы Дарявахуш не оставлял мысли о новом походе против Греции и тщательно готовился к нему, но он умер раньше, чем успел осуществить свои планы. Погребен Дарий в сооруженной им и украшенной произведениями скульптуры гробнице в скалах Накши Рустами близ Персеполя.

Дарий I (550-486 до н.э.) правил в 522-486 гг. дон. э.

Дарий I был представителем младшей линии Ахеменидов, но персидским царем он стал в результате заговора. Когда царь Камбис, старший сын Кира Великого, умер, власть в стране захватил мидийский маг Гаумата, который выдавал себя за младшего сына царя Кира Бардия. Заговорщики — семь самых знатных персов — решили убить самозванца, а потом договорились, что царем Персии станет тот, чей конь первым заржет, когда они выедут из ворот дворца.

Гаумату убили. Смертельный удар ему нанес Дарий. Теперь нужно было определить, кто станет царем. И тогда Дарий решил схитрить. Он договорился со своим конюхом, чтобы тот спрятал за воротами дворца кобылу, у которой недавно родился жеребенок от коня Дария. Едва заговорщики выехали за ворота дворца, как конь Дария, почуяв кобылу, рванулся вперед и заржал… Заговорщики единогласно признали Дария царем Персии, но чтобы в дальнейшем никто не мог оспорить его право на царский трон, Дарий женился на дочери Кира Великого Атоссе.

Дарию I в наследство досталась огромная империя от Египта до Индии. Но завоеванная Киром Великим, она начала разваливаться. Покоренные народы не хотели оставаться под властью персов, восстания вспыхивали то в одном месте, то в другом. Дарию пришлось собирать войско и отправляться в поход. Он двинулся на Вавилон, понимая, что если сумеет подавить восстание там, то и другие народы успокоятся…

Дарий сумел покорить Вавилон Затем направился в Мидию и навел в ней порядок. Далее последовали вторжения в Финикию, Египет, в ряд греческих городов. После этого он пошел в Индию. Персидская держава обрела размеры, которые были при Кире Великом.

Управлять такой гигантской территорией было очень трудно. Гонцы, которые скакали с важными сообщениями в дальние концы державы, были в пути иногда до полугода. Тогда Дарий разделил державу на сатрапии, во главе которых поставил своих наместников — сатрапов. От главных городов сатрапий он велел проложить дороги и через небольшие промежутки установить посты, где можно было менять лошадей. Теперь время в пути сократилось до нескольких недель.

В 517 году до нашей эры Дарий приблизился к границам Индии. Особого сопротивления он не встретил. Из захваченных земель он образовал сатрапию Индию. Это была самая дальняя восточная провинция персов. Двигаться дальше на восток Дарий не стал и вернулся в свои земли. Его называли царем царей, так как он покорил все соседствующие с ним царства.

Теперь Дарий решил завоевать страны, расположенные вдоль нижнего течения Дуная. В 512 году до нашей эры по наведенному деревянному мосту он переправил войска на восточный берег реки и оказался во владениях скифов. Но эти кочующие племена не собирались воевать с хорошо вооруженной армией персов. Они угнали свой скот в дальние степи, сожгли все за собой и засыпали колодцы с водой. Армия Дария страдала от жажды и голода. Воины стали выказывать недовольство. Преследование скифов привело к ощутимым потерям, и Дарий повернул войска назад.

Оказавшись снова в родных землях, царь персов не думал о покое. Он начал готовить свою армию к новому походу. На этот раз против греков, основавшихся на Балканском полуострове. Дарий велел построить корабли, которые могли бы переправить через море многотысячное войско. Корабли построили, и в 490 году до нашей эры отряды высадились на побережье около деревушки Марафон. Там их встретило хорошо организованное, хоть и малочисленное, афинское войско во главе с полководцем Мильтиадом.

Греки отчаянно сражались за родину и несмотря на десятикратный перевес персов победили.Мильтиад послал в Афины гонца с радостной вестью. Гонец пробежал без остановки от Марафона до Афин 42 километра и, крикнув горожанам: «Радуйтесь, мы победили!», умер.

Дарий впервые потерпел сокрушительное поражение. Раздосадованный, он вернулся на родину. Ему хотелось наказать греков, восстановить свое имя непобедимого полководца, но осуществить это не удалось. Вскоре он умер от какой- то болезни. С великими почестями его похоронили в скальной гробнице неподалеку от Персеполя. Трон персидского царя унаследовал его сын Ксеркс, но держава снова начала разваливаться.