Древнейшие обсерватории на земле. Древние святилища и обсерватории

Древние святилища и обсерватории

(организованное пространство земного космоса)

Введение


В истории Древнего Мира много проблем. Но не все они осознаются историками. К тому же не все осознанные проблемы оцениваются как актуальные, то есть не все они, по мнению специалистов, требуют незамедлительных исследовательских усилий. Одна из таких потерянных проблем - это древние святилища. Никто сейчас доподлинно не знает что такое древнее святилище. Определение термина слишком свободно: «святилище - место отправления культов в первобытной религии, обычно считается так же местом пребывания божества. То же, что храм».


Множество известных и, как кажется историкам, понятных памятников давно исследованы и классифицированы, они легко опознаются и называются. Памятники могут быть названы стоянками, поселениями (селищами, городищами), и разного рода могильниками (грунтовые, с надмогильными сооружениями, склепы, поля погребальных урн и прочее).


Однако довольно часто среди понятных сооружений и вещей встречаются объекты, не имеющие понятного смысла. Примеры многочисленны: насыпи без погребений, ямы, канавы, каменные выкладки, менгиры, стелы, ряды, кольца и иные группы камней, и прочее, и иное. Именно эти предметы называются историками ритуальными объектами (без указания ритуала, в котором они используются) или элементами святилищ. Там, где таких объектов много, или где они доминируют над понятными вещами, возникает представление о древнем святилище. Святилище это, образно выражаясь, отходы стандартной работы историков-археологов. Это то, что непонятно. Что с научной точки зрения бессмысленно.


В последнее время лишними объектами на памятниках древней истории стали интересоваться археоастрономы и астроархеологи. Благо, такие астрономы и такие археологи, наконец, появились и в нашей стране. И всюду они находят древние обсерватории. Очень много обсерваторий. Слишком много. Представления о древних святилищах и древних обсерваториях стали сближаться. Непонятые изгои ортодоксальной науки ощутили взаимное влечение.

Вездесущие «обсерватории» и арийские каршвары


Слишком часто археоастрономы в полевых исследованиях обнаруживают обсерваторные азимуты. В большинстве случаев эти азимуты не имеют технологического оборудования (рабочих мест наблюдателей, ближних или (и) дальних визиров) и археологически достоверных следов пользования этими азимутами с целью наблюдения в древние времена. Обычно памятники, содержащие обсерваторные азимуты, имеют небольшие размеры, и это сводит на нет технологические возможности наблюдения - слишком короткая база, то есть слишком короткое расстояние между наблюдателем и ближним визиром. Сплошь и рядом на видимой линии горизонта «обсерваторий» нет объектов, которые могут играть роль дальних визиров. Изредка сам видимый горизонт очень близок к наблюдателю, и это исключает качественную обсервацию. Но азимуты измерены и рассчитаны правильно! Азимуты есть, а обсерваторий нет! Типичная ситуация в отечественной астроархеологии.


Этот загадочный феномен, давно обнаруженный астроархеологами, компрометирует молодую науку в глазах солидной исторической и, вообще, гуманитарной общественности. Такое неприятное явление приходится объяснять техническими ошибками и случайными совпадениями. Но проку от этого тоже мало.


Проблема возникла в самом начале, то есть в момент рождения археоастрономии, и в самом её сердце - в Англии. Тогда, как, впрочем, и сейчас, общая и солидарная оценка гуманитарной общественности по поводу умственных способностей предков была чрезвычайно низкой. Признание возможности наблюдений за восходами и заходами светил представлялись европейским гуманистам и интеллектуалам высочайшим комплементом древним «троглодитам». В такой обстановке бессмысленно выяснять, зачем древним людям нужна пригоризонтная обсерватория. Сама по себе она уже признаётся высшим достижением ума диких предков. Образованная же публика, имеющая нулевое представление о любой астрономии, воображает древние обсерватории, подобные современным научным учреждениям.


Основное заблуждение современных исследователей на этот счёт состоит как раз во мнении, будто бы обсерватории нужны для практических целей. И, прежде всего, для ведения календаря. Теперь, после блестящих исследований Ларичева В.Е., легко понять, что древние люди великолепно владели разнообразным арсеналом календарей, и умели точно рассчитывать значимые для них астрономические события, не прибегая к громоздким и капризным обсерваторным инструментам. Так зачем же древним людям были нужны редкие полноценные обсерватории (есть и такие!), и многочисленные, но неразвитые обсерваторные азимуты? Научное гуманитарное мировоззрение не знает ответа на этот простой вопрос.


Ответ помогает найти новая естественнонаучная дисциплина, которую сейчас можно громоздко и неуклюже назвать «астроархеология духовной культуры». Она оперирует новой исследовательской технологией, которая открывает новые источники исторической информации, и позволяет дешифрировать все известные мифы. Описание результатов таких исследований представляет собой очень сложный текст, который по объёму многократно превосходит сам миф. Результаты удаётся изложить пока только в формате больших монографий. Сейчас же достаточно сообщить лишь короткие выводы, иллюстрирующие тему древних обсерваторий.


Абсолютный хронограф, содержащийся и обнаруживаемый в сюжетах множества (и, даже, большинства!) мифов, указывает на палеолит (от эпохи граветта до мезолита). Удалось восстановить и общие черты космологии людей того времени - она названа «ледяным космосом палеолита». Главным объектом космологии и главной ценностью Вселенной в палеолите признавалось, несомненно, Солнце. Древние «жрецы» постоянно и внимательно следили за поведением дневного светила, им важно было знать его точное местоположение среди звёзд в годовом движении. Наблюдение Солнца возможно практически только вблизи линии горизонта - для этого и создаются пригоризонтные обсерватории. Вспомогательное значение имеет так же наблюдение в утренней и вечерней зоре - наблюдение гелиакических состояний звёзд. Гелиакические восходы Сириуса, хорошо известные историкам, благодаря культуре Древнего Египта, восходят к древним практикам неолита и, вполне возможно, даже палеолита. Но и это - лишь часть богатого наследия эпохи камня в области астрономии и космологии. Так что, пригоризонтные обсерватории были всегда, когда были люди, и пользовались ими люди не только в календарных целях.


Особое отношение древних людей к линии горизонта обусловлено так же и тем, что именно там находились «звёздные врата» - путь человеческой души на небо . Душа, в отличие от тела, была, в представлении людей палеолита, двумерна и довольно тяжела (летать душа не умела), а потому, чтобы попасть на небо, легко и естественно преодолевала линию горизонта. Живое трёхмерное тело сделать этого не может никогда.


Солнце признавалось источником тепла, света, жизни, времени, пространства и порядка в мире. Оно же сотворило и линию горизонта. Древние люди жили в ориентированном мире. Ориентировка - это определение своего местоположения по отношению к востоку (orientalis - восточный), то есть к восходу, а позже - ко всем сторонам света. И эти стороны неслучайно назывались «сторонами света»! Солнечного света! С самого начала, с палеолита, стороны света определялись по обсерваторным азимутам. Описание таких сторон света полностью сохранилось в иранском священном тексте «Бундахишн», а намёки и фрагменты древнего способа ориентации остались в культуре древних греков и индусов.


От того места, откуда Солнце восходит в самый длинный день, до (места, где) оно восходит в самый короткий день, восточный кешвар Саввах. От того места, откуда оно восходит в самый короткий день, до (места, где) оно заходит в самый короткий день, - южная область, кешвары Фрададафш и Видадафш. От того места, где (Солнце) заходит в самый короткий день, до (места, где) оно заходит в самый длинный день, - западный кешвар Арзах. От того места где оно (восходит) в самый длинный день, (до места, где) оно заходит (в самый короткий [ошибка комментатора - нужно: «длинный», БКК] день), - северные кешвары Ворубаршт и Ворузаршт.


Когда Солнце поднимается, (его свет) достигает кешваров Савах, Фрададафш, Видадафш и половину Хванираса, а когда заходит по ту сторону (горы) Тирака, то освещает кешвары Арзах, Ворубаршт, Ворузаршт и половину Хванираса. Когда здесь день, там ночь.


Бундахишн. Перевод О.М. Чунаковой. Стр. 276 - 277. «Зороастрийские тексты». Суждение духа разума (Дадестан - и меног - и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. Издательство подготовлено О.М. Чунаковой. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. - 352 с. (Памятники письменности Востока. СXIV).


В иранской системе сторон света начало отсчёта - точка восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Отсчёт - по часовой стрелке . Особый интерес вызывает последний абзац «Когда Солнце поднимается...».


Дело в том, что предыдущее описание кешваров строго соответствует горизонтальной системе координат, в которой истинный горизонт принят за основной круг системы координат. Полюсами такой системы, как известно, являются надир и зенит. Иранские кешвары расположены в плоскости истинного горизонта. С этой точки зрения последний пассаж не имеет физического смысла.


Два разных смысла могут быть согласованы двояко. Во-первых, можно распространить описание кешваров на весь земной шар, с предположением, что древние иранцы имели адекватное представление о форме и географии Земли. Но и в этом случае формула «Каждый день Солнце освещает три с половиной кешвара» встретится с неразрешимым противоречием, вызванным наклоном земной оси к плоскости эклиптики.


Второе согласование своеобразно. Проще всего оно представляется в сравнении двух схем. Нужно сравнить схемы кешваров (рис.1) и схему «Вечного Зодиака» вместе с крестом сезонов определённой эпохи (рис.2). В последней схеме граница светлой и тёмной половин мира оказывается осью солнцестояний великого небесного креста, а сами половины - дневной и ночной частями Зодиака. На эклиптике эта ось отмечена точками солнцестояний. Существенная разница двух схем состоит в том, что точке лета в горизонтальной системе соответствует точка зимы в «Вечном Зодиаке». Однако замечательно, что конструкция «Бундахишна» содержит абсолютный хронограф. Достаточно знать азимут летнего солнцестояния. В Большекараганской долине (Аркаим) этот азимут, вычисленный для нижнего края диска на математическом горизонте, с поправками на удаление и рефракцию, имеет величину 47° 30 ′ 30 ′′ . Эта величина, в свою очередь, строго точно соответствует величине азимута «золотого сечения» круга . Такое сечение производится двумя разными радиусами: от направления «Запад» (первый радиус - азимут 270°) против часовой стрелки до второго радиуса с азимутом 47,5077636° (270° - 222,4922364°). Естественно допустить, что «золотое сечение» круга вычисляется по простой формуле: φ 360°, где φ = 0,61803399 есть «число Фибоначчи».


(1- 0,61803399) х 360° = 137,5077636°;


137,5077636° - 90° = 47,5077636° = 47° 30 ′ 27,95 ′′


В хронографе «Вечного Зодиака» оси солнцестояний с таким азимутом соответствует эпоха 1403 г. до н.э. Отрыв диска Солнца на видимой линии горизонта Аркаима с учётом всех поправок и на эпоху 2782 г. до н.э. происходил на азимуте 47° 42′ 04,06 ′′. Ось с таким азимутом на прецессионном хронографе датируется 1438 г. до н.э. Предпочтительнее дата 1440 г. до н.э., ибо ценность имеет число 1440, как удвоение великого магического числа 720.


На юге Ирана и в Месопотамии азимут имеет значение около 63° и датировку 25 век до н.э. Среднее значение 55° предполагает 20 век до н.э. и географические параллели юга Средней Азии или севера Ирана. Именно там историки обнаруживают родину пророка Заратуштры. «Астроархеология духовной культуры» даёт интересную возможность выбора места и времени для формирования космологических идей у древних иранцев.


Предыдущее описание кешваров в «Бундахишне» не единственное, но первое по порядку следования. Текст недвусмысленно сообщает, что оно (описание) относится к устройству неба и входит в объяснение движения Солнца и Луны вокруг горы Тирак , которая расположена в середине мира . Гора Албурз , напротив, располагается вокруг мира . Солнце движется над горой Албурз и вокруг горы Тирак. В Албурзе есть 180 окон на востоке и 180 окон - на западе. Солнце каждый день выходит из одного окна и заходит в другое, и все связи и движение Луны и звёзд зависят от этого. Речь, несомненно, идёт о 180 + 180 = 360 градусах окружности эклиптики.



... когда (Солнце) вышло из первой (звезды) дома (Овна), день и ночь были равны, это было во время весны. Когда (Солнце) достигает первой (звезды) дома Рака, время дня наибольшее, (это) начало лета. Когда (Солнце) достигает первой (звезды) дома Весов, день и ночь равны, (это) начало осени. Когда (Солнце) достигает (первой звезды) дома Козерога, ночь больше, (это) начало зимы, а когда оно достигает Овна, ночь и день опять равны. Так что с того времени, когда оно выходит из Овна, до того как оно вернётся в Овен, за триста шестьдесят дней и пять дней дополнительных оно входит и выходит через те же окна.


Классика. Священный календарь Древнего Египта и пресловутый «ноль Овна». В астрологии и астрономии именно этими значками и именно этих знаков Зодиака обозначают точки солнцестояний и равноденствий. При этом считается, что таким образом зафиксирована эпоха изобретения такой системы координат и системы обозначений. Эта эффектная формула в действительности не содержит астрономической определённости. С оговорками и натяжками можно получить крест двух эпох: эпохи 700 г до н.э. и эпохи начала нашей эры. Так что, анализ обнаруживает, по крайней мере, три эпохи редактирования космологических формул. Однако сейчас обсуждаются не формулы фиксации сезонов, а система кешваров. Дальше по тексту как раз и следует уже известное описание кешваров. Первое описание.


Но есть и второе описание. Между ними - битва злого духа с созданиями мира Ормазда. Второе описание кешваров - это описание земных объектов. Первое - устройство небесных конструкций, второе - земных.


В день, когда Тиштар пролил дождь и когда от этого появились моря, вся местность, наполовину залитая водой, разделилась на семь частей. Часть, равная половине (всей местности), - центр, а шесть частей - вокруг. Эти шесть частей равны Хванирасу, их назвали («кешвар») и они расположены бок о бок: так, часть, которая в восточной стороне от (Хванираса), - кешвар Савах, в западной - кешвар Арзах, в южной две части, кешвары Фрададафш и Видадафш, в северной две части, кешвары Варубаршт и Варузаршт, а тот, что центральный, - Хванирас. В Хванирасе есть море, так как его окружает море Фрахвкард. Из Ворубаршта и Ворузаршта выросла высокая гора, так что никто не может пройти из кешвара в кешвар. Из этих семи кешваров больше всего всякого блага сотворено в Хванирасе, и Злой дух наделал больше всего (вреда) для Хванираса из-за опасности, которую он видел в нём, потому что Каяниды и герои были созданы в Хванирасе и добрая вера маздаяснийская была создана в Хванирасе, а потом она была перенесена в другие кешвары. В Хванирасе родился Сошйанс, который ослабит Злого духа и вызовет воскрешение и телесное воплощение.

Бундахишн (Перевод О.М. Чунаковой. Стр. 272 - 273)


Это второе описание содержит в себе элементы исторической геодезии, то есть является земным объектом, и соответствует конструкции Аркаима. Точнее - Аркаим, в общих чертах, моделирует картину мира, соответствующую второму описанию кешваров «Бундахишна». Поскольку Аркаим оснащён ещё и полноформатным обсерваторным комплексом, постольку можно утверждать, что оба описания кешваров Бундахишна, опять таки в общих чертах, соответствует космологии Аркаима. Космология Аркаима, вопреки легкомысленному мнению некоторых историков-археологов, соответствует вовсе не мировоззрению предков индийских ариев, а, напротив, восходит к мировоззрению предков иранских ариев .


Обсерватория Аркаима содержит в себе не только все значимые солнечные азимуты, но и, что труднее объяснить, все значимые азимуты событий Луны. Азимуты крайних событий восходов полной Луны, а не азимуты крайних событий Солнца, формируют контур горизонтальной проекции внешних обводных стен «городища» Аркаим. Комплекс Аркаим включает в себя не только центральный объект, который археологи упорно называют «городищем», но и размеченную линию горизонта, вместе с оборудованием обсерваторных азимутов, найденных как под линией горизонта в долине, так и за горизонтом и за пределами долины. Это очень сложный комплекс. Именно его следует называть организованным пространством и Космосом. В схеме комплекса ясно выделяется центральная часть, середина мира - авестийская Хванирата, и шесть авестийских каршваров - три сектора наблюдений восходов Солнца и Луны и три сектора наблюдений заходов Солнца и Луны. Число частей совпадает с двумя описаниями «Бундахишна», а вот их местоположение различно.

Заключение


Теперь можно утверждать, что Аркаим и Большекараганская долина представляют собой сложный комплекс разномасштабных моделей мира, объединяющих космологию индоевропейцев - солнцепоклонников эпохи неолита и раннего металла. Здесь Небо и Земля соединились в неразрывную единую структуру с взаимодействующими частями. Этот объект представляет собой один из самых сложных вариантов ориентированного и организованного пространства, созданного людьми. С уральским Аркаимом, Синташтой и всей Страной Городов сейчас, в полученных уже исследовательских материалах, могут соперничать только Древний Египет и Древний Китай.


Создать такое организованное и ориентированное пространство с помощью примитивных измерительных приёмов невозможно. Для полного понимания древних творений требуется, чтобы уровень исследовательских технологий был выше, чем уровень технологий создателей. Но этого достичь до сих пор не удаётся. Исследовать почти невозможно - всё время приходится учиться.


Теперь нечего удивляться тому, что на территориях исторической жизни индоевропейцев находятся памятники с не вполне ясным назначением, на которых обнаруживаются обсерваторные азимуты без явных признаков наблюдательной практики. Эти объекты вписывались в организованное пространство и ориентировались в сложной космологической системе координат. Теперь уже недостаточно, по старой привычке, называть эти объекты святилищами и на этом заканчивать исследование. Нужно восстанавливать и систему координат, и замысел древних мастеров - и это тоже уже можно.



Рис. 1а. Схема арийских каршваров в Бундахишне (авестийские названия, «карш» от «кат» - линия) в горизонтальной системе координат (математический горизонт). Седьмой каршвар - Хванирата – середина. В середине Хванираты – Эран Вэйо (арийское семя).


Крупными линиями показаны азимуты восходов и заходов Солнца (середина диска). Мелкие линии - азимуты восходов и заходов полной Луны, в сутки, близкие к равноденствиям и солнцестояниям. Параллель системы (линия запад - восток) совпадает с азимутами восхода и захода Солнца в весеннее и осеннее равноденствия. Схема соответствует азимуту летнего солнцестояния 47,5° для геодезической широте 52° 39 - широте Большекараганской долины (памятник Аркаим, синташтинская археологическая культура, эпоха средней бронзы - 2782 г. до н.э.).


Наблюдательный сектор восхода Солнца в день равноденствия и крайних восходов полной Луны в сутки, близкие к равноденствиям, в древности назывался Савахи (Утро, Восток, в смысле восточный ветер) . Наблюдательный сектор заходов Солнца и Луны в те же дни - Арэзахи (Заход, Запад, в смысле западный ветер). Наблюдательный сектор Солнца в день летнего солнцестояния и крайних положений полной Луны в сутки, близкие к зимнему солнцестоянию (высокая и низкая зимняя Луна) назывались Вооуруджарэшти. Воорубарэшти . Сектор наблюдения восходов Солнца в день зимнего солнцестояния и крайних положений полной Луны в сутки, близкие летнему солнцестоянию (высокая и низкая летняя Луна) назывались Фрададафшу. Сектор наблюдения соответствующих заходов - Видадафшу.


Секторы в окрестности меридиана (северный и южный, в которых никогда не появлялись Солнце и Луна) в древности не имели названия и были пусты. В мировоззрениях солнцепоклонников параллель предпочтительнее меридиана.



Рис.1б Схема арийских каршваров по Генри Корбину


(Spiritual Body, Celestial Earth 01 (Contents & Preface))



Рис.2 Схема системы координат «Вечный Зодиак», совмещённая с проекцией рельефа материка памятника Аркаим



Рис.3 Схема системы координат Вечный Зодиак с крестом сезонов эпохи 1400 г. до н.э. (азимут оси солнцестояний 47,5°)


Материал: http://www.seredinamira.ru/articles/5/

СодержаниеПредисловие
Древние обсерватории разных народов
мира
Средневековые обсерватории
Первые обсерватории и наблюдения за
космосом в России
Бонус

Предисловие

Свет далёких звёзд во все времена манил
людей своей загадочностью. И невероятная
закономерность тех или иных событий на
небе вызывала различные эмоции у людей и
была даже некоторая предначертанность
жизни. Но для выявления этих
закономерностей нужны были регулярные
наблюдения за небом и космосом. С этой
целью ещё в давние времена и были
построены обсерватории.

Обсерватории древних Майя

До нашей эры одни из
наиболее развитых народов
в исследовании космоса
были древние племена
Майя. Именно у этого народа
появились одни из самых
первых обсерваторий. Это
древняя картинка
показывает обсерваторию
Майя тех времён. Она
напоминает по виду
современные сооружения, но
купол у неё не вращается,
так как сделан он из камня

Обсерватории древних Майя

Астрономы Майя
проводили наблюдения
за небесными
светилами из каменных
обсерваторий, которые
были во многих городах.
Астрономические
расчёты жрецов Майя
отличались
невероятной точностью.
На фото изображена
обсерватория Паленке.

Самая большая обсерватория древних Майя

Но среди многих
обсерваторий
выделяется своими
размерами именно
Караколь –
обсерватория в
городе Чичен-Ица.

Астрономия в племенах Майя

Астрономический
комплекс в древнем
городе Уашактун.

Астрономический комплекс в Паленке

Исследования Майя

Вообще жрецы
племён Майя
совершили большой
прорыв в
астрономии,
изучения космоса и
созвездий. Одна из
наиболее изученных
планет племенами
Майя – Венера

Первые обсерватории в Китае

Но Китай тоже сделал
весомый вклад в
астрономию. Первыми
обсерваториями в этой
стране принято считать
обсерваторию
правителя У-Вана из
династии Чжоу,
правившей в
Поднебесной в 12 веке
до н.э. Построена она
была в городе Чжоугун,
который находится в
современной провинции
Хэнань.

Вклад древнего Китая

Благодаря появлению
обсерваторий и наблюдениям
китайских астрологов именно в
этой стране появился первый
звёздный глобус.
Также китайские астрономы
ввели в обиход солнечные и
лунные календари, составлены
звёздные каталоги, небо более
точно разделено на созвездия,
чем у древних Майя.
Именно в Китае изобретено
множество приборов и
приспособлений, которые
используются астрологами и по
сей день.

Астрология средних веков

В средние века люди
были очень
безграмотны (даже
короли и
императоры входили
в это число) и им
свойственно было
доверять звёздам,
верить что всё
происходит по воле
звёзд.

Однако не везде
ситуация была такая
плачевная. Очень
большой вклад в
развитие
астрономии и
астрологии сделали
арабские и
византийские
учёные.

Старая королевская обсерватория

Старая королевская
обсерватория в
Гринвиче была
построена Карлом II,
назначением её
было точное
определение
кораблей по звёздам

Первые исследования космоса в России

Первые исследования космоса и
первые обсерватории появились
лишь в эпоху Петра I. Петр решил
перенять опыт стран Европы, где
астрономия существовала уже
давно. Он встретился со многими
европейскими и арабскими
астрологами и астрономами, многое
от них узнал и отдал приказ создать
и в России обсерватории, где
западные исследователи делились
опытом с нашими. Сначала
появилась обсерватория в Москве, в
Сухаревской башне. Там имелся
двухметровый звёздный глобус,
привезённый из Голландии. Затем
ещё одна обсерватория была
построена в Санкт-Петербурге в
здании первого российского музея –
Кунсткамера.

Не очень старая, но очень красивая обсерватория в г. Лос-Анджелес, США.

Не очень старая, но очень
красивая обсерватория в г. Лос Это знаменитая
Анджелес, США.
обсерватория
Гриффита, открытая
14 мая 1935 года. Не
очень старая, но
очень красивая, с
которой открывается
прекрасный вид на
город

В презентации "Обсерватории мира" отражены обсерватории древних цивилизаций, много фотографий современных обсерваторий России и других стран, указана их высота над уровнем моря. В конце даны вопросы по усвоению знаний, полученных при просмотре презентации.

Этот материал может быть использован на уроках астрономии и природоведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обсерватории мира (от древних до современных)

Обсерватория – специализированное научное учреждение, предназначенное для наблюдения земных и астрономических явлений. Современные астрономические обсерватории содержат один или несколько телескопов, находящихся в строениях с вращающимся либо убирающимся куполом

Обсерватории древних майя

СТОУНХЕНДЖ – каменное мегалитическое сооружение на Солсберийской равнине в 130 км к юго-западу от Лондона. 30 камней (по 25 тонн) образуют круг диаметром 30 м. Внутри круга – пять трилитов по 50 тонн каждый. Постройка III-II тыс. до н.э. Как считают некоторые учёные – это грандиозная обсерватория каменного века. Стоунхендж в летнее солнцестояние.1700 г.

Обсерватория Улугбека - была построена около 1430 г. вблизи Самарканда. Это одна из крупнейших обсерваторий средних веков: круглое здание диаметром 46 м вмещало грандиозный мраморный квадрант (или секстант) радиусом 40,2 м, установленный в плоскости меридиана. Определялись астрономические постоянные, координаты Солнца, Луны и планет, были составлены «Новые астрономические таблицы»(«Зидж-и- -джедид-и-Гурагони») – для 1018 звёзд.

Обсерватория УРАНИБОРГ (Небесный замок) датского астронома Тихо Браге. Большой стенной квадрант и другие инструменты этой обсерватории позволили ему в конце 16 в. проделать беспрецедентно точные наблюдения Солнца, Луны и планет.

Обсерватории РОССИИ Кёнигсбергская (24 м) Астрофизическая обсерватория РАН (Северный Кавказ)- 2100 м Уссурийская (станция Службы Солнца) -2000 м Звенигородская (180 м) /Всего 16/

Пулковская обсерватория Открыта в 1839 г. Первым директором стал В.Я.Струве.Основные инструменты: - радиотелескоп; - солнечный телескоп; - астрограф; - 26-дюймовый рефрактор; - зенит – телескоп. (75 м над уровнем моря)

Зарубежные обсерватории Гринвичская королевская обсерватория (1675 г.) Обсерватория Аресибо (в естественной карстовой воронке) Обсерватория Пурпурная Гора (Китай) Бюраканская астрофи- зическая обсерватория им В.А.Амбарцумяна Крымская обсерватория Лейденская обсерватория В мире около 130 обсерваторий

Спутник – телескоп «Хаббл» Самый крупный из когда-либо запущенных спутников для научных целей. Его длина 13,1 м, масса 11,5 т. С его помощью проводят наблюдение космоса и планетарных объектов в видимом, инфракрасном, ультрафио- летовом диапазонах. Назван в честь Эдвина Хаббла, американского астронома, создавшего в 1929 г. концепцию расширяющейся Вселенной. Был запущен на околоземную орбиту в апреле 1990 г. «Хаббл» - это телескоп – рефлектор; диаметр его зеркала - 2,4 м.

Подумай и ответь: 1. Почему обсерватории обычно строят в горах? 2. Телескоп какой обсерватории находится в естественном углублении (кратере вулкана) ? 3. Для чего предназначен спутник «Хаббл»? 4. Назовите одну из старейших отечественных обсерваторий, находящуюся неподалёку от Санкт-Петербурга.

С п а с и б о з а в н и м а н и е!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Астрономия относится к одной из древнейших наук. Поначалу человеку просто нужно было ориентироваться во времени и пространстве, кроме этого, наблюдение за движением звезд и небесных тел заставляло людей задумываться о смысле своего существования. Созерцание звездного неба во все времена действовало на человека лирически. Ночь, звезды и луна сыпи воспеты многими поэтами и философами, начиная с Гомера.

Первые упоминания об астрономической деятельности наших предков были найдены в письменных источниках, датированных III-I тысячелетиями до н. э. В них говорится о древнейших цивилизациях рек двуречья, Малой Азии, Индии, Китая и Средиземноморья. Но имеются и косвенные доказательства того, что астрономические изыскания проводилась человечеством уже в IV тысячелетии до н. э., а то и раньше. Еще дальше, в глубь веков, уходят «солярные знаки» — наскальные рисунки первобытных художников, в которых ясно просматриваются изображения небесных светил.

В последнее время ученые расшифровали много древнейших археологических памятников, свидетельствующих об астрономической деятельности человека в далекие времена. Это мегалитические сооружения, представляющие собой огромные каменные столбы и глыбы, расставленные в определенном астрономическом порядке, который совладает сточками восхода Солнца, с перемещениями Луны в определенные периоды года. Самым знаменитым из подобных мегалитов считается найденный в Англии Стоунхендж. Таких сооружений много, разбросаны они по всей планете и ждут своего часа и своих исследователей.

Все сведения, которые сохранились в виде археологических памятников, ученые относят к доисторическим. К этому же периоду относится и астрономический фольклор, дошедший до нашего времени от самых истоков культуры. Этот жанр представляет собой астрономические мотивы, встречающиеся в сказках, мифах, песнях и танцах с ритуальным смыслом. Например, славянский обряд масленицы — поклонение Солнцу как божеству. Обрядовые песни и танцы Прибалтики также содержат тексты о небесных явлениях (кометы), метеорологические приметы, связанные с Луной и Солнцем. Космогонические мотивы присущи в большей степени сказкам и мифам народов Китая, Индии и Африки.

В последнее время в науке зародилось несколько новых терминов: археоастрономия и фольклорная астрономия. Первая дает возможность предположить, что именно видели древние астрономы, какие были у них цели и степень развитости науки. Фольклорная астрономия, при всей ее фантастичности, представляет не только образны древнего искусства, но и миропонимание древних людей окружавших явлений.

Осознание людьми своей зависимости от Вселенной, своего в ней места подвигло их на изучение всех происходящих явлений. Человечество пыталось воздействовать на окружавший мир путем поклонений и жертвоприношений. Древние китайцы и индейцы майя были убеждены, что нарушение порядка жертвоприношений может сдвинуть порядок смены времен года.

Но свою связь со Вселенной люди могли ощутить и при помощи увиденных «небесных указаний». Например, восход одних и тех же звезд, предшествующий восходу Солнца, указывал на то, что наступает теплый сезон. У египтян такой звездой был Сириус, а у майя — Венера. Подобные небесные указатели (метки-звезды) человек использовал в своих занятиях скотоводством, охотой, собирательством.

Древние люди уже тогда пытались найти ответ на вопрос: какова же причина всех небесных явлений? В своих изысканиях они могли опираться только на то, что окружало их: наблюдали причинные связи на Земле, в своем племени и переносили на небо познания о социальных взаимоотношениях, силе различных живых существ. Леди одушевляли Солнце, Луну, звезды и другие небесные тела. Постепенно картина мира становилась мифологизированной.

Страх перед необъяснимыми явлениями (гром, молния, метеоры) делал людей суеверными, заставлял преклониться перед ними. Древние считали небо могучим божеством, и это, в свою очередь, вызывало почитание на Земле племенных владык как «сыновей неба». Так астрономия с давних пор формировала религиозное общественное мировоззрение и социальное сознание.

4 сентября 2012, 20:42

Создание первых астрономических обсерваторий теряется в глубине веков или даже тысячелетий. Древнейшие обсерватории были построены в Ассирии, Вавилоне, Китае, Египте, Персии, Индии, Мексике, Перу и некоторых других государствах несколько тысячелетий назад. Древние египетские жрецы, которые были по существу и первыми астрономами, вели наблюдения плоских площадок, специально сделанных на вершинах пирамид.
Древние обсерватории, хаотично разбросанные по странам и континентам, строились, судя по всему, по единому плану. Что за таинственное послание зашифровано в этом странном "астрономическом коде"?
В период с 2000 по 2004 год американский спутник «Иконос-2″ сделал снимки тринадцати древнейших обсерваторий Земли. В их число вошли Ангкор-Ват в Камбодже
Абу-Симбел в Египте мексиканские Чичен-Ица
Пирамида Чичен-Ица ориентирована таким образом в отношении Солнца, что именно 21 марта и 22 сентября (в дни весеннего и осеннего равноденствия) лучи проектируют тени платформ на край главной лестницы в виде чередующихся треугольников света и тени, которые соединяются со змеиной головой. Этот феномен длится примерно три с половиной часа. Дзибилчалтун
Майапан Теотиуакан Уксмаль
североамериканские Касса-Ринконада , расположенные в каньоне Чако в поселении индейцей культуры пуэбло

Пуэбло-Бонито Ховенвип чилийский остров Пасхи В результате раскопок на острове Пасхи была обнаружена более древняя мощеная культовая платформа с метками, указывающими на точку восхода солнца в дни равноденствия и солнцестояния, то есть солнечная обсерватория. Энтузиастами относительно молодой науки археоастрономии были замечены еще некоторые любопытные факты, до того остававшиеся в тени. Так, на возможную связь со знаниями о звездах указывают топонимы, записанные русским путешественником Миклухой-Маклаем. Мата-ки-те-Ранги, что означает "Глаз неба" или Хити-Аи-Ранги, "Край неба" - так тоже называли свой остров местные жители. Было обнаружено, что ориентация некоторых статуй связана с такими явлениями как солнцестояния и равноденствия. Так, по преданиям местных жителей, статуи особым образом освещаются солнечными лучами, становятся как бы осмысленными, в дни июньского солнцестояния и сентябрьского равноденствия (соответственно, середина зимы и начало весны в Южном полушарии). перуанский Мачу-Пикчу
и легендарный Стоунхендж в Великобритании. Ученые Всероссийского астрономического союза исследовали эту съемку и пришли к выводу, что все эти сооружения предназначались для определения дней солнцестояния и равноденствия, то есть для наблюдений за планетами. Ученых поразила геометрическая правильность и схожесть уникальных сооружений. Как правило, древние обсерватории, либо части храмовых комплексов, представляли собой конструкции как минимум из пяти вертикально врытых столбов, расположенных компактно в центре или по краю искусственно насыпанных курганов. При строительстве таких комплексов использовалось от 6 до 14 астрономически ориентированных линий, по которым столбы соединялись, образовывая стороны треугольников. "Организация пространства этих объектов имеет ряд общих черт, - утверждает академик Российской академии естественных наук, доктор физико-математических наук Геннадий Бочкарев. - Если посмотреть на палеоастрономические строения из космоса, то можно четко различить их архитектурное строение: оно либо круговое, либо пирамидальное. Кроме того, монументальные сооружения, несмотря на различное расположение, удивительно точно ориентированы на одни и те же точки". Что же это за точки? Спутниковые и археологические данные показывают, что это точки восходов и заходов Солнца в дни солнцестояний и равноденствий, точки восходов и заходов «низкой» и «высокой» Луны. Этот факт вызвал большой интерес в научном сообществе, и исследователи памятников древности тут же начали выдвигать самые смелые гипотезы. При этом они пытались найти ответы на два главных вопроса. Во-первых, случайно ли общие характерные признаки повторяются в сооружениях, удаленных друг от друга в пространстве и времени? И во-вторых, кто был архитектором палеообсерват Этот перечень палеообсерваторий далеко не полный и сюда можно включить ещё множество других подобных объектов. Вот лишь некоторые из них. Каменный Круг Каслриг в Великобритании Если Стоунхендж – самый известный каменный круг в Великобритании, то Каменный Круг Каслриг, около города Кесвик в Озерном крае, можно назвать самым прекрасным. Так же как и у Стоунхенджа, у этого места есть качества, которые делают его подходящим для использования в качестве астрономической обсерватории. Ньюгрейндж в Ирландии В северо-восточной Ирландии в настоящее время обнаружено более 300 курганов, однако Ньюгрейндж считается самым загадочным. Дело в том, что в дни зимнего солнцестояния в Ньюгрейндже происходит поистине удивительное событие: его внутренний чертог на 17 минут освещается лучами солнца. В крыше строения искусными мастерами сделана ниша, через которую лучи солнца преодолевают путь длиной в 62 фута через камни и попадают в чертог, освещая его ровно на 17 минут.
Очевидно, что чудо происходящее в Ньюгрейндже, является результатом строительного гения древних мастеров, сумевших с ювелирной точностью высчитать путь солнца. «Солнечное шоу» заставляет некоторых ученых предполагать, что Ньюгрейндж - это обсерватория, из которой 5000 лет назад астрономы наблюдали за древними светилами. Гозекский круг в Германии Величественный неолитический Гозекский круг образован несколькими круговыми рвами, с воротами в определенных местах. Через эти ворота в определенные дни проникали солнечные лучи. Это доказывает, что Гозекский круг - одна из древнейших в мире обсерваторий. Данная конструкция свидетельствует о том, что уже за 5000 лет до рождества Христова люди пытались найти на небосводе точки отсчета, чтобы определять годичные циклы. До сих пор ученые не подозревали, что доисторические земледельцы были на такое способны. Аркаим в России Конструкция Аркаима позволяла фиксировать с поразительной точностью все ключевые моменты в движении Солнца и Луны по небосклону. Для этого древние астрономы вели наблюдения за светилами во время восхода и заката, отмечая точки отрыва нижнего края диска от горизонта или касания его. Такие обсерватории называют сейчас пригоризонтными, а фиксируемые с их помощью моменты восходов и закатов - событиями.