Фиксированные формы поведения как проблема психологического консультирования, терапии и супервизии. Фиксированные формы поведения как проблема психологического консультирования, терапии и супервизии Залевский генрих владиславович супервизия

(родился 01.01.1938 г.) - российский психолог, специалист по проблемам психологии личности и охраны психического здоровья учащихся. Доктор психологических наук (1990 г.), профессор (1991 г.), заслуженный деятель науки РФ (1997 г.), член-корреспондент РАО (1992 г.). Окончил факультет иностранных языков Иркутского государственного педагогического института (1966 г.). Учился в аспирантуре при кафедре психологии МГПИ им. В.И. Ленина, которую окончил, защитив кандидатскую диссертацию (1971 г.) на тему «Психологические особенности ригидности». Работал в качестве старшего преподавателя, доцента, заведующего кафедрой психологии в Иркутском и Тернопольском государственных педагогических институтах (1971 - 1982 гг.), руководил лабораторией патопсихологии в Институте психического здоровья Томского научного центра Сибирского отделения РАМН (1983-1993 гг.). Директор Института образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО (1993-1999 гг.), заведующий кафедрой Томского государственного университета (с 1993 г.). Является главным редактором «Сибирского психологического журнала». Сфера научных интересов и практической деятельности 3алевского касается исследований личности в норме и патологии, фиксированных форм поведения и психической ригидности, современной бихевиорально-когнитивной психотерапии, ее теории и практики. 3алевским разработан опросник ригидности и психофизиологический аппаратурный компьютерный комплекс. Исследования направлены на создание моделей медико-психологической службы в традиционных и новых общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. Данной проблематике исследований посвящены основные труды: Фиксированные формы поведения, Иркутск, 1976; Генетические и эволюционные проблемы психиатрии, Ярославль, 1985, в соавт.; Теоретические основы психологического и психопатологического исследования, Томск, 1988; Психическая ригидность в норме и патологии, Томск, 1993.

С. В. Ильина

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - с.180-181.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу

Публикации в электронном виде:

  1. Залевский Г. В. Супервизия: практика в поисках теории // Сибирский психологический журнал. 2008. № 30. С. 7-13.
  2. Залевский Г. В. Мотивационные особенности личностно-профессионального становления студентов / Залевский Г. В. , Козлова Н. В. // Сибирский психологический журнал. 2008. № 27. С. 89-95.
  3. Залевский Г. В. К проблеме предмета и рамочных моделей современной клинической психологии // Сибирский психологический журнал. 2006. № 23. С. 6-13.
  4. Залевский Г. В. Психологическая супервизия: современное состояние и перспективы развития. - Томск: [ТМЛ-Пресс], 2008.
  5. Суховершин А. В. Курортная психотерапия: история, проблемы и перспективы развития (на материале курорта Белокуриха) / Суховершин А. В. , Залевский Г. В. // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 161-165.
  6. Залевский Г. В. Введение в клиническую психологию: [учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии] . - Томск: ТМЛ-Пресс, 2010.
  7. Залевский Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии. - Томск: Издательство Томского университета, 1993.
  8. Смирнова С. В. Профилактика дезадаптации первокурсников ВУЗа посредством развития их психической флексибильности / Смирнова С. В. , Залевский Г. В. // Сибирский психологический журнал. 2005. № 22. С. 54-58.
  9. Залевский Г. В. Индивидуально-психологические особенности беременных в прогнозе формирования девиантных форм материнского поведения / Залевский Г. В. , Мамышева Н. Л. , Шелехов И. Л. // Сибирский психологический журнал. 2005. № 22. С. 7-12.
  10. Залевский Г. В. Фиксированные формы экономического поведения в контексте теории избыточной устойчивости индивидуальных и групповых систем / Залевский Г. В. , Залевский В. Г. // Вестник Томского государственного университета. 2005. № 286 (март) : Серия "Психология". С. 64-68.
  11. Залевский Г. В. Гендерные особенности этнических стереотипов студенческой молодежи / Залевский Г. В. , Кузьмина Ю. В. , Разгоняева Е. В. // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 65-70.
  12. Залевский Г. В. Объяснение и понимание как методы наук о психике // Вестник Томского государственного университета. 2005. № 286 (март) : Серия "Психология". С. 3-14.
  13. Залевский Г. В. Психическая ригидность - флексибильность как акмеологический инвариант профессионализма / Залевский Г. В. , Козлова Н. В. // Сибирский психологический журнал. 2005. № 22. С. 146-149.
  14. Бохан Т. Г. Гендерные и возрастные различия в копинг-стратегиях юношей народов Сибири / Бохан Т. Г. , Залевский Г. В. , Мещерякова Э. И. // Вестник Томского государственного университета. 2005. № 286 (март) : Серия “Психология”. С. 50-55.
  15. Козлова Н. В. Современное профессиональное образование: психолого-акмеологический подход: [монография] / Козлова Н. В. , Залевский Г. В. - Томск: Изд-во политехн. ун-та, 2007.
  16. Залевский Г. В. Фанатизм как проблема духовного здоровья личности и общества. Сообщение 1. Психоисторическая характеристика // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 66-69.
  17. Залевский Г. В. Личность и фиксированные формы поведения. - М. : Ин-т психологии РАН, 2007.
  18. Кожевников В. Н. Психологические и психофизиологические особенности больных остеохондрозом позвоночника с латерализацией болевого синдрома / Кожевников В. Н. , Залевский Г. В. , Карташова К. С. // Сибирский психологический журнал. 2008. № 28. С. 64-68.

Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, действительный член Академии социологических и педагогических наук. Опыт педагогической деятельности: на факультете психологии ТГУ читает курсы: история психологии, клиническая психология: история и теория, психологическое исследование: теория, методология, практика; современная бихевиорально-когнитивная психотерапия и консультирование; супервизия, фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем. В БПГУ имени В.М. Шукшина читает курсы "Клиническая психология" и "Психотерапия". Биографические сведения: В 1966 г. окончил с отличием Иркутский педагогический институт иностранных языков (ИГПИИЯ). С 1966 г. по 1982 г. прошел путь от ассистента кафедры педагогики и психологии Иркутского педагогического института до заведующего кафедрой Тернопольского педагогического института. С 1974 г. по 1976 г. Г.В. Залевский преподавал в университетах и гимназиях Западной Германии, где имел возможность познакомиться с достижениями мировой психологии «из первых рук». В декабре 1982 года Г.В. Залевский переехал в Томск, где организовал и возглавил единственную за Уралом лабораторию медицинской психологии НИИ психического здоровья СО ТНЦ АМН СССР. Докторскую диссертацию защитил в мае 1988 (1989 г.) в НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева (г. Ленинград). Ученое звание профессора присвоено в 1991. С февраля 1993 г. Г.В. Залевский возглавил Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО. В этот же период Генрих Владиславович инициирует открытие первого в Томске факультета психологии в ТГПУ, а также создает первый в Томске специализированный совет по защитам кандидатских диссертаций по педагогике и психологии. В 1995 году основывает первый за Уралом «Сибирский психологический журнал», бессменным редактором которого он является по сей день. В 1999 году Г.В. Залевский создает и возглавляет кафедру генетической и клинической психологии на факультете психологии ТГУ. Сфера научных интересов: Основные научные интересы Генриха Владиславовича Залевского находятся в области психологии личности в норме и патологии, клинической психологии и ее истории, этнопсихологии, бихевиорально-когнитивной терапии, фиксированных форм поведения индивидуальных и групповых систем (это понятие было введено им в научный обиход в 1970 году), супервизии. Томская психологическая школа, в формировании которой ведущую роль сыграл Г.В. Залевский признана и известна в России и за ее пределами. Автор более 300 печатных работ, в том числе 10 монографий и учебных пособий, переводчик и редактор двуязычных немецко-русского, французско-русского и многоязычного русско-англо-немецкого психологических словарей.

Выставка "Человек науки" приуроченная к 75-летию автора работ Залевского Генриха Владиславовича! December 12th, 2012

10 декабря 2012 г. В 14.00 в читальном зале по социально-философским наукам № 5 Научной библиотеки Национального исследовательского Томского государственного университета состоялось открытие выставки научных работ доктора психологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, члена-корреспондента РАО, почетного работника высшего профессионального образования РФ и по совместительству моего научного руководителя и просто хорошего человека отца троих детей (двое из которых малолетние) Залевского Генриха Владиславовича. Выставка приурочена к 75-летию автора работ. Были приглашены коллеги, студенты и аспиранты!





Генрих Владиславович скромно приветствует гостей.


Ученик Генриха Владиславовича и по совместительству декан Факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета.


Первая публикация Генриха Владиславовича.


Богомаз Сергей Александрович и креативность - это синонимы!


Языков Константин Геннадьевич - профессор лабораторий Факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета.


Учитель, наставник, мастер и признанный авторитет.
Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой генетической и клинической психологии факультета психологии Томского государственного университета; почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный деятель науки РФ; член-корреспондент РАО; действительный член Академии социологических и педагогических наук.
В 1966 г. окончил с отличием Иркутский педагогический институт иностранных языков. С 1966 г. по 1982 г. прошел путь от ассистента кафедры педагогики и психологии Иркутского педагогического института до заведующего кафедрой Тернопольского педагогического института. С 1974 г. по 1976 г. преподавал в университетах и гимназиях Западной Германии, где имел возможность познакомиться с достижениями мировой психологии «из первых рук». Сегодня сотрудничество с зарубежными специалистами, зародившееся в эти годы, развивается, обогащая образовательное пространство факультета психологии ТГУ.
В декабре 1982 переехал в Томск, где на базе НИИ психического здоровья СО ТНЦ АМН СССР организовал и возглавил первую за Уралом лабораторию медицинской психологии. Докторскую диссертацию защитил в мае 1988 в НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева (г. Ленинград). Ученое звание профессора присвоено в 1991. В 1993 г. возглавил Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО. В этот же период Генрих Владиславович инициирует открытие факультета психологии на базе ТГПУ, а также создает первый за Уралом специализированный совет по защитам кандидатских диссертаций по педагогике и психологии. В 1995 году Генрих Владиславович основывает «Сибирский психологический журнал», вошедший в 2009-м году в список научных изданий, рекомендуемых ВАК. Бессменным редактором СПЖ он является по сей день.
Генрих Владиславович - автор более 300 печатных работ (в их ряду 18 монографий и учебных пособий), переводчик и редактор двуязычных немецко-русского, французско-русского и многоязычного русско-англо-немецкого психологических словарей.


Студенты, без 5 минут квалифицированные клинические психологи под руководством Залевского Г.В.


Стоянова Ирина Яковлевна, доктор психологических наук, добрейшей души, отзывчивый человек и специалист.


Сынтин Евгений Николаевич, директор Научной библиотеки Национального исследовательского Томского государственного университета.


Козлова Наталья Викторовна, доктор психологических наук, профессор. Всегда активная, целеустремленная и улыбчивая и Залевский Г.В.


Фотогеничный Сергей Александрович.


Стоянова Ирина Яковлевна и Козлова Наталья Викторовна.


Ниже представлена малая часть работ, к которым Генрих Владиславович имеет отношение. Генрих Владиславович рассказал, что его старший сын Владислав Залевский стал практиком, а не пошел по стопам отца в академическую психологию, поскольку в детстве он видел своего отца часто сидящим по ночам за работой. Генрих Владиславович много писал и пишет по сегодняшний день!

Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный деятель науки РФ. Член-корреспондент РАО.Заведующий кафедрой генетической и клинической психологии факультета психологии Томского государственного университета. Председатель Совета по защите докторских диссертаций.Главный редактор «Сибирского психологического журнала».Действительный член Академии социологических и педагогических наук.

Дата рождения: 01.01.1938 г.

В 1966 г. окончил с отличием Иркутский педагогический институт иностранных языков (ИГПИИЯ). В 1988 г. защитил докторскую диссертацию.С 1966 г. по 1982 г. прошел путь от ассистента кафедры педагогики и психологии Иркутского педагогического института до заведующего кафедрой Тернопольского педагогического института.

С 1974 по 1976 г. Г.В. Залевский преподавал в университетах и гимназиях Западной Германии, где имел возможность познакомиться с достижениями мировой психологии «из первых рук».В декабре 1982 года Г.В. Залевский переехал в Томск, где организовал и возглавил единственную за Уралом лабораторию медицинской психологии НИИ психического здоровья СО ТНЦ АМН СССР.В 1993 г. возглавил Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО. В этот же период Генрих Владиславович инициирует открытие первого в Томске факультета психологии в ТГПУ, а также создает первый за Уралом специализированный совет по защитам кандидатских диссертаций по педагогике и психологии.

В 1995 году Генрих Владиславович основывает «Сибирский психологический журнал», вошедший в 2009-м году в список научных изданий, рекомендуемых ВАК. В 1999 году Г.В. Залевский и возглавляемый им научно-педагогический коллектив вошли в состав факультета психологии Томского государственного университета, составив ядро кафедры генетической и клинической психологии. Это позволило открыть диссертационный совет по защите докторских диссертаций по специальностям «Медицинская психология» и «Психология развития».

Сыграл ведущую роль в формировании томской психологической школы. Наиболее значимые направления развития отечественной медицинской психологии, заданные и развиваемые Г.В. Залевским и его учениками: – структурно-уровневый подход к изучению личности (в сотрудничестве с М.С. Роговиным); – концепция фиксированных форм поведения личности и социальных групп в контексте здоровья, эффективности и безопасности личности и общества; – биопсихосоционоэтическая модель здоровья, болезни и онтогенеза; – возможности супервизии в оптимизации и повышении эффективности профессиональной и образовательной деятельности специалистов помогающих профессий.

Область научных интересов: возможности и ограничения современной бихевиорально-когнитивной психологии и психотерапии; супервизионное сопровождение образовательной и самообразовательной деятельности в системе высшего профессионального образования; психология здоровья и безопасности человека в обществе нестабильности; супервизия психологических практик.

Автор более 300 печатных работ, в том числе 10 монографий и учебных пособий, переводчик и редактор двуязычных немецко-русского, французско-русского и многоязычного русско-англо-немецкого психологических словарей.

Томск, Калининград

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный деятель науки РФ.

Заведующий кафедрой генетической и клинической психологии факультета психологии Томского государственного университета. Председатель Совета по защите докторских диссертаций. Профессор кафедры психологии и социальной работы Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. И. Канта.

Главный редактор «Сибирского психологического журнала».

Действительный член Академии социологических и педагогических наук.

В 1966 г. окончил с отличием Иркутский педагогический институт иностранных языков (ИГПИИЯ). В 1988 г. защитил докторскую диссертацию.

С 1966 г. по 1982 г. прошел путь от ассистента кафедры педагогики и психологии Иркутского педагогического института до заведующего кафедрой Тернопольского педагогического института. С 1974 по 1976 г. Г.В. Залевский преподавал в университетах и гимназиях Западной Германии, где имел возможность познакомиться с достижениями мировой психологии «из первых рук».

В декабре 1982 года Г.В. Залевский переехал в Томск, где организовал и возглавил единственную за Уралом лабораторию медицинской психологии НИИ психического здоровья СО ТНЦ АМН СССР.

В 1993 г. возглавил Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО. В этот же период Генрих Владиславович инициирует открытие первого в Томске факультета психологии в ТГПУ, а также создает первый за Уралом специализированный совет по защитам кандидатских диссертаций по педагогике и психологии. В 1995 году Генрих Владиславович основывает «Сибирский психологический журнал», вошедший в 2009-м году в список научных изданий, рекомендуемых ВАК. В 1999 году Г.В. Залевский и возглавляемый им научно-педагогический коллектив вошли в состав факультета психологии Томского государственного университета, составив ядро кафедры генетической и клинической психологии. Это позволило открыть диссертационный совет по защите докторских диссертаций по специальностям «Медицинская психология» и «Психология развития».

Сыграл ведущую роль в формировании томской психологической школы. Наиболее значимые направления развития отечественной медицинской психологии, заданные и развиваемые Г.В. Залевским и его учениками: структурно-уровневый подход к изучению личности (в сотрудничестве с М.С. Роговиным); концепция фиксированных форм поведения личности и социальных групп в контексте здоровья, эффективности и безопасности личности и общества; биопсихосоционоэтическая модель здоровья, болезни и онтогенеза; возможности супервизии в оптимизации и повышении эффективности профессиональной и образовательной деятельности специалистов помогающих профессий

Область научных интересов: возможности и ограничения современной бихевиорально-когнитивной психологии и психотерапии; супервизионное сопровождение образовательной и самообразовательной деятельности в системе высшего профессионального образования; психология здоровья и безопасности человека в обществе нестабильности; супервизия психологических практик.