Гадания без карт.

Изначальное свершение; благоприятна стойкость. Хулы не будет.

1. В службе будет перемещение. Стойкость — к счастью. — (Если и), выйдя из ворот, будешь связан (с правильным для тебя, то) будешь иметь успех.
2. Сблизишься с малыми детьми — потеряешь возмужалых людей.
3. Сблизишься с возмужалыми людьми — потеряешь малых детей. — В последовании будешь добиваться и достигнешь. — Благоприятно пребывание в стойкости.
4. (Если) в последовании и захватишь что-нибудь,(то) стойкость — к несчастью. (Если) будешь обладать правдой и будешь на (верном) пути, (то) тем самым будет ясность. — Какая может быть хула?
5. Правдивость по отношению к прекрасному. — Счастье.
6. То, что взято, — сблизься с ним; и то, что следует (за тобою), — свяжись с ним. — Царю надо проникнуть к западной горе.

________________________________________________

Вольность, очерченная в предыдущей гексаграмме, создает те условия общего равенства, в которых господствует настроение радости. Поэтому она подготовляет данную ситуацию свободного и радостного последования за ведущим человеком, ибо здесь имеются в виду, прежде всего те обстоятельства, при которых низшие добровольно подчиняются более развитому человеку и следуют за ним, охваченные его идеями. Так же и в сфере познания, когда наступило не только само познание объекта, но и радость познания, то ничего не остается больше, как только в познании объективно существующего обрести свободу в подчинении объективной истине. Так наступает то развитие познающего, которое коренится в изначальной объективности мира. Однако при таком развитии необходито для благоприятного исхода стойкое владение собой, ибо если сам познающий управляет собою через объективное познание, то, чтобы последовать за истиной, он должен сам подчинить себя ей и стойко соблюдать это подчинение. Только тогда он может избежать надвигающейся порчи, о которой будет речь в следующей гексаграмме. Лишь при соблюдении указанного поведения можно рассчитывать на благополучный исход последования. Поэтому и в тексте читаем: Последование. Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Хулы не будет.
1
В ситуации последования существенна полная согласованность с требованиями времени. Потому самое важное здесь — это неизменно следить за изменениями ведущего и правящего и следовать за ними. Однако это не должно быть доводимо до крайности, до беспринципного подчинения правителю, наоборот, только стойкость дает правильное и счастливое начало процесса последования, суть которого в том, чтобы человек сдвинулся с косно занимаемой им позиции и вне своих владений достиг успеха. Исходя из этих мыслей, мы можем понять текст: В начале сильная черта. В правящем предстоит перемена. Стойкость — к счастью. Выйдешь за ворота, в твоих связях будет успех.
2
Каждая ступень, следующая после предыдущей, представляет собою более развитые и совершенные силы. В данной ситуации особенно приходится подчеркнуть, что все менее развитое должно для своего развития следовать за более развитым. Поэтому конкретно, в условиях, описываемых второй позицией данной гексаграммы, особенно необходимо последование за высшими, более развитыми. Но именно здесь есть опасность отдаться лишь одному импульсу последования, очерченному на предыдущей ступени, ибо это сильный импульс (символизирован сильной чертой, единственной в нижней триграмме, суть которой движение). Поэтому текст предупреждает: Слабая черта на втором месте. Если свяжешься с младенцем, то утратишь возмужалых.
3
Невозможно одновременно движение вперед и назад. Нельзя последовать одновременно и развитым, и за отставшим. На этой позиции кризиса должен быть произведен решительный выбор. Но всякий выбор, по сути своей, связан с утратой отвергнутого. Эта утрата может заслонить собой все переживания и сбить человека с правильного направления. Но оно должно быть в полной стойкости соблюдено тем, кто его выбрал. В пояснении такой ситуации текст говорит: Слабая черта на третьем месте. Если свяжешься с возмужалым, то утратишь младенца. Но впоследствии будешь искать и обретешь! Благоприятно пребывать в стойкости.
4
Если в ситуации последования и обретается что-либо, то суть не в обретении, а в самом последовании. Однако легко может случиться, что обретенное настолько занимает человека, что он стремится лишь стойко сохранить его, забывая о том, что в данной ситуации его задача лишь последование за более развитым. Поступив так, человек попадает в конфликт с требованиями времени, поэтому его ждет несчастье. Если же, наоборот, обладая правдой, он не сойдет со своего правильного пути, то никакая хула не может угрожать ему. В этом смысле говорится в тексте: Сильная черта на четвертом месте. Если в последовании будет захват и пребудешь стойким, то будет несчастье. Если же, владея правдой, пребудешь на пути и от него будет, ясность, то какая может быть хула?
5
Если то, что представлено пятой позицией, и является тем высшим, за чем следует все остальное в данной ситуации, то и во всех предыдущих позициях (по комментаторской литературе, во всех, кроме третьей) есть нечто положительное и прекрасное, что присуще им. Поэтому на данной ведущей позиции необходимо найти совершенно правильное отношение к этому подлинно прекрасному. Тогда данная позиция будет выражать специфическую черту последования — гармоническое включение личного в общественное, т.е. то, что в терминологии «Книги Перемен» называется счастьем. Для этого нужна громадная сила доверия и правдивости, которой не могут поколебать сомнения. Эта сила символизирована сильной чертой, занимаемой по норме пятую, наиболее деятельную позицию. Поэтому в лаконическом тексте мы находим: Сильная черта на пятом месте. Будь правдив по отношению к прекрасному. Счастье.
6
Если на данной позиции и необходимо соединиться с тем, сто добыто на предыдущей, но это уже нельзя считать простым последованием, ибо предыдущая позиция ниже, чем данная. Впрочем, эта именно невозможность последования совершенно понятна, если принять во внимание то, что на этой позиции заканчивается ситуация последования. Однако в пройденных этапах многое достигнуто, и нецелесообразно рвать с ним. Поэтому здесь рекомендуется восстановить связь с ним. Восстанавливаемая связь с прошлым образно выражается в необходимости жертвоприношения у западной горы (т.е. горы Цзи, которая для племени Чжоу, в котором сложилась Книга, была на западе). У этой горы племя Чжоу начало свою жизнь. Поэтому жертвоприношение у западной горы равнозначно восстановлению отношений с предками, т.е. связи с достигнутым развитием в предыдущем. В тексте мы читаем: Наверху слабая черта. Свяжись с тем, что добыто, соединись с тем, за кем следуешь. Царю надо совершить жертвоприношение у западной горы.

Гексаграмма 17. Суй

Суй указывает, что (при обозначенных ею условиях) будут большие достижения и успехи. Но для преуспеяния следует проявить стойкость и справедливость. (Тогда) не будет беды.

1. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на первом месте указывает, что человек меняет цель своих устремлений; но если он будет стоек и справедлив, то обретет счастье. Выйдя за ворота (своего дома) в поисках союзников, он добьется успеха.

2. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на втором месте указывает на того, кто держится за мальчика и отпускает мужа зрелого и опытного.

3. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на третьем месте указывает на того, кто держится за мужа зрелого и опытного и отпускает мальчика. Такой последователь найдет то, что ищет; но для преуспеяния следует соблюдать стойкость и справедливость.

4. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на четвертом месте указывает на того, за кем следуют (другие) и кто обретает (приверженцев). Даже если он сохранит стойкость и справедливость, будет несчастье. (Но) если он будет искренен на своем пути и проявит это открыто, то разве может его постигнуть беда?

5. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на пятом месте указывает на (царя), искреннего в (пестовании всего) превосходного. Будет счастье.

6. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на верхнем месте указывает на то, что (искренность) соблюдается стойко, и ей твердо привержены, и крепко привязаны к ней. (Мы видим) царя, который приносит с нею жертвы на западной горе.

Комментарии Дж. Легга

Суй символизирует идею следования. Сказано, что она следует за Юй - символом гармонии и удовлетворения. Если эти условия будут соблюдены, люди наверняка последуют за вождем; за тем же, кем они не довольны, они не пойдут. Гексаграмма обращена и к тому, кто следует за другими, и к тому, кто ведет других за собой; именно в силу своей гибкости и разносторонней применимости она предвещает большие достижения и успехи. Однако и последователь, и тот, за кем следуют, должны руководствоваться представлениями о долге и справедливости. См. также примечания к комментариям Вэнь-вана и «Великой традиции образов» .

Черта 1 сильна и властвует над нижней триграммой. За ней последуют слабые черты, но она располагается ниже их, на самой нижней позиции всей фигуры. Поэтому возникает образ человека, меняющего цель своих устремлений. Но природная мощь, о которой свидетельствует сила данной черты и ее расположение на правильной позиции , предвещают ее адресату успех. «Выйти за ворота, чтобы обрести союзников» означает, что человек, к которому она обращена, обладает гражданским чувством и способен подняться над эгоистическими соображениями.

Черта 2 слаба. Естественная связь объединяет ее с сильной 5-й чертой ; но она предпочитает держаться за черту, расположенную под нею, вместо того чтобы дождаться 5-й и последовать за ней. Отсюда проистекает символический смысл текста - нет нужды пояснять, что он заключает в себе дурное предзнаменование.

Черта 3 также слаба, но она следует за сильной чертой, расположенной над нею, и расстается с 1-й чертой, устремляясь в противоположную сторону по отношению к той, в которой движется черта 2, - так что исход ее движения оказывается иным. Однако она слаба и не объединена с 4-й чертой естественной связью, чем и объясняется предостережение, изложенное в заключительных фразах.

Черта 4 сильна и занимает место первого министра по соседству с царем на 5-й позиции . Однако наличие приверженцев у первого министра может подорвать верховную и единоличную власть государя, и только искренняя преданность спасет его от беды и несчастья.

Черта 5 сильна, расположена на подобающем ей месте и имеет соответствие со 2-й чертой, поэтому ее значение благоприятно.

Исход событий, описываемых гексаграммой, обозначает черта 6, символизирующая идеал следования в духе искреннейшей приверженности долгу. Эта идея распространяется не только на людей, но и на духовные сущности. «Западная гора» - это гора, у подножия которой было основано первое поселение дома Чжоу в 1325 году до н.э. Употребление слова «царь» переносит нас из эпохи Вэнь-вана по меньшей мере во времена царя У-вана .

Примечания переводчика

Дж. Легг ссылается на два фрагмента и собственные примечания к ним.

Первый отрывок - из комментариев Вэнь-Вана: «1. В (гексаграмме) Суй мы видим, как сильная (триграмма) занимает место ниже слабой; мы видим (в той и другой соответственно) указания на движение и удовольствие - в этом (идея) Суй. 2. “Будут большие достижения и успехи; и стойкая справедливость поможет избегнуть беды”. - В такое время вся поднебесная будет следовать (за предводителем). 3. Воистину, Суй означает великие и важные времена».

Комментарий Дж. Легга: «Триграммы Чжэнь [молния, нижняя триграмма в составе гексаграммы Суй] и Дуй [верхняя триграмма] противопоставлены друг другу как сильная и слабая. Чжэнь по системе Вэнь-вана - это “старший сын”, а Дуй - “младшая дочь”. Впрочем, “сильная” здесь может относиться и к сильной черте, занимающей нижнюю позицию в гексаграмме. Как отмечает комментатор династии Сун, “сильная черта ян не должна находиться под слабой чертой инь, как происходит здесь. Таким образом, в Суй высокий ставит себя ниже низкого, благородный - ниже презренного”; то есть человек ценит других выше, чем самого себя, и отсюда проистекает идея следования. Далее, Чжэнь символизирует силу, производящую или возбуждающую движение, а Дуй обозначает удовольствие; и в соединении того и другого заключена та же идея [следования]».

Второй фрагмент - из «Великой традиции образов» [«Да сян чжуань»], одного из древнейших комментариев к «И Цзин»:

«Суй образована из (триграммы, обозначающей воды) озера и (триграммы) молнии (скрытой) в нем. В соответствии с этим благородный муж, когда начинает темнеть, входит (в дом) и [ложится] отдыхать».


Следование

Так же, как невозможно отыскать на дереве два абсолютно одинаковых листка, невозможно отыскать двух одинаковых людей.
Альфред Адлер

Состав

ГУА ВЕРХНИЙ, ДУЙ. ВОДОЕМ. ПРОВОДИМОСТЬ. МЛАДШАЯ ДОЧЬ. ЗАПАД. РОТ.
ГУА НИЖНИЙ, ЧЖЭНЬ. ГРОМ. ПОДВИЖНОСТЬ. СТАРШИЙ СЫН. ВОСТОК. СТОПА.

Ключевые слова

Последователи. Соподчиненность, общность. Послушание. Сообразность.

Структура обоих гуа

ГУА НИЖНИЙ, ЧЖЭНЬ. ГРОМ. ПОДВИЖНОСТЬ СТАРШИЙ СЫН. ВОСТОК. СТОПА.

НАЧАЛЬНАЯ ДЕВЯТКА, ИЛИ ЯН.

Возможны препоны в служебных делах, неприятности, главное - подчинение законам и нормам.

ВТОРОЙ ИНЬ

На месте. Не связывай себя ничтожными обязательствами, потеряешь Большое, Главное. Не теряй своего "я".

ТРЕТИЙ ИНЬ

Не на своем месте. Следуя принципам, обретешь Высшее, но не увязай в малом. "Коготок увяз, всей птице пропасть".

ГУА ВЕРХНИЙ, ДУЙ. ВОДОЕМ. ПРОВОДИМОСТЬ. МЛАДШАЯ ДОЧЬ. ЗАПАД. РОТ.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЯН.

Не нарушай клятв, договоров и обещаний при следовании к цели, а не то потеряешь все. Будь честен и добр. Не лукавь. Все те же заповеди.

ПЯТЫЙ ЯН.

Доверяй прекрасному, обретешь счастье. Главное - доверяй своему внутреннему голосу.

ПОСЛЕДНИЙ ИНЬ.

Не связывай себя непосильными обещаниями - окажешься в щекотливой ситуации.

Главное в гуа

Гром разражается в Водоеме, и Водоем приходит в движение.

Основной тезис

Чередуй отдых с трудом, регулируй свою жизненную силу. В лунном цикле происходит угасание, то же и в энергетике человека.

Прорицательный аспект

Ценное в человеке может соприкасаться с низшим (подлым), поэтому следует быть начеку.
Не гонись за двумя зайцами. Пока ловишь подростка, убежит мужчина. Не связывай себя невыполнимыми обязательствами.
Следуя мудрости, обретешь желаемое.
Если речь в раскладе идет о тюремном заключении, то прогноз хороший: сначала возьмут под стражу, затем освободят.
Имея блага, умей пользоваться ими, вкушай плоды жизни, но без излишеств.

Соответствие с Таро

Здесь налицо выбор пути, следование законам, уход от излишних соблазнов, лунарности сознания. Это Аркан VI, Возлюбленный, Аркан VIII, Справедливость, перевернутый Аркан XV, Дьявол, Аркан XVIII, Луна, в негативном положении.

Если с удовольствием следуешь за людьми, обязательно будут дела-поступки. Обретается это через знак восемнадцатый. ГУ, БРОЖЕНИЕ.

Резюме. Интерпретация при гадании

1. Общественное положение, политика. 2. Бизнес (все, что связано с материальным миром, Тельцом, Пентаклями).

Препоны, неприятности разного уровня, нестыковка желаний и воплощения этих желаний в жизнь. В политической борьбе - неудачи. Возможен конфликт с законом, судебная тяжба. То же в бизнесе.

3. Взаимоотношения (любовь, отношения полов, жизнь в семье)

Не гоняйтесь за двумя зайцами. Тому, кто гадает, присущ дух Казановы, а женщине - дух Кармен. Легкость, игривость, склонность к увлечениям, случайные связи.

4. Межличностные отношения.

В семье - проблемы, связанные с обилием друзей и подружек на час. Вообще, если не обещать слишком многого, все отношения нормализуются.

5. Здоровье (на физическом и тонком планах).

Возможны проблемы с водно-солевым обменом, почечная недостаточность.

6. Тенденция.

Чередование взлетов и падений, неудачи сменяются удачами, удачи - неудачами. Цикличность перемен. Следуя мудрости, обретешь желаемое. Приводи в движение лучшее, что есть в душе.

АРКАН VI, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ

Выбор позитивной позиции, следование законам, порядку, добропорядочному пути, проявляя милосердие. Это Аркан VI, Возлюбленный.

Доверяй прекрасному - обретешь счастье; ценное в человеке не должно соприкасаться с низменным, пошлым, подлым. Следует быть начеку. Великое блаженство - "рай небесный" - есть состояние души, преисполненное безграничной над дой. Моисей и пророки будут жить вечно потому, что они заняли свое место в созвездии слова "воскресения" и жизни. Духовное должно превалировать в любом вашем шаге, в любом выборе. Несвободен тот, кто судит, повинуясь импульсу, а не по справедливости. Нужно судить только по справедливости.

«И-цзин» также известно под названием «Чжоу И» - означает цикличность перемен. И-цзин принят конфуцианской традицией во II веке до нашей эры. В древнем Китае было распространена практика гадание. Книга Перемен И-Цзин также пользовалась популярностью. Это сложная гадательная система, отражающая не только человека, но и весь мировой процесс в целом. В этом и состоит отличие мировоззрения древних китайцев – человек участвует в течение жизни как равный земле и небу, он сам принимает решения и способен взаимодействуя с окружающим миром подчинять его, влиять на свою судьбу и судьбу окружающих.

Главная идея этой книги – изменчивость. Свет сменяет тьму, времена года сменяют друг друга, меняются люди, судьбы и только книга «И-Цзин» до сих пор помогает страждущим найти свой путь в жизни.

Гадание по книге перемен, толкование, позволяет получить развернутый разбор ситуации с возможными вариантами ее дальнейшего развития. Обращающийся к такому инструменту гадания как И-Цзин, сам принимает решение или не принимает его, но книга перемен указывает не только пути, но и последствия. Книга перемен состоит из 64 гексаграмм, которые выражают какой-либо жизненный аспект. Каждая гексограмма подробно отвечает о развитии ситуации в целом и пути выхода из нее. Рассмотрим одну из них – гексограмма 17.

Эта гексограмма носит название «Суй», что в переводе на русский язык означает – последование. Дополнительные значения гексаграммы – «Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Хулы не будет».

Философский смысл данной гексаграммы - ситуация последования. Это прежде всего полная согласованность. Следовать за изменениями ведущего и правящего, но при этом гексаграмма 17 также говорит о стойкости, которая поможет достичь успеха. Все менее развитое должно следовать за более развитым. Благоприятно пребывать в стойкости. Если в ситуации последования обретается что-то, то суть не в обретении, а в самом последовании. Однако легко может случиться, что обретенное настолько занимает человека, что он стремится лишь стойко сохранить его, забывая о том, что в данной ситуации его задача лишь последование за более развитым.

Но также необходимо найти правильное отношение, а именно гармоничное включение личного в общественное, то есть все сводиться к достижению счастья. Счастье достигается за счет соединения с тем, что дорого. Последование. Перевод этой гексаграммы достаточно сложен поэтому в адаптированном переводе используются следующие значения: «Движение в направлении, последование за кем-то, подчинение кому-то, согласованность общих идей. Последовательность в учении, в религии. Иероглиф изображает три следа идущие один за другим».

Что может сказать данная гексограмма современному человеку? Вступление во времена перемен. Руководящие позиции укреплены, верность принципам и идеалам. Следование за своей цели, какой бы она не была. Малые победы приведут за собой большие. Если вопрос о желании, то желание исполнится с большей долей вероятности, но также повлечет за собой серьезные перемены в жизни. Мощная сила заставляет идти по выбранному пути. Сопротивление бесполезно. События, которые сейчас происходят, тесно связаны между собой, избавление от привычек, очищение сознания.

Для наглядности рассмотрим некоторые примеры, о чем может говорить выпадение данной гексаграммы. В первую очередь это касается карьерных достижений. Человек, которому выпадает эта гексограмма стоит на пути принятия решений, которые могут повлиять на его судьбу в целом. Если же решение принято не будет, то судьба поведет его по своему пути. Выберут за него. Оракул советует – принимайте решение и следуйте ему. Будьте стойкими, идите к своей цели.

Если говорить о личных отношениях, то человеку, которому выпадает гексограмма «Суй» можно посоветовать задуматься, а верен ли путь, по которому сейчас идете? За тем ли следуете? Того ли слушаете? И если ответ на эти вопросы положителен, то можете просто плыть по течению – течение вынесет куда надо.

Если при обращении к оракулу «И-Цзин» был задан конкретный вопрос (вопросы, связанные с приобретением или продажей недвижимости, переездами и прочие подобные вопросы), то для получения более точного ответа необходимо дополнительно воспользоваться данным оракулом в другой день. Ведь по правилам прибегать к оракулу «И-цзин» можно не более одного раза в день. Кроме этого правила существуют еще и другие. Для более точного результата необходимо их соблюдать.

Одно из правил гласит – нельзя спрашивать у книги совета в случая зломыслия. Если мысли направлены против других людей, то лучше выберете какой-нибудь другой способ гадания. Другое правило рекомендует часто не пользоваться этой гадательной системой и если на вопрос книга перемен отвечает уклончиво, то нельзя пытаться второй раз подряд получить более понятный ответ.

Как же именно нужно гадать? Для начала необходимо привести свои чувства и мысли в порядок и настроиться на вопрос. Вопрос должен быть важен, не стоит испытывать оракул по пустякам. Выбрать три монеты и поочередно подбросить их шесть раз. Каждый раз, при попадании большинства монет орлом вверх, рисуете сплошную линию. Если же большинство монет (2 из трех) выпадают вверх решкой, то пунктирную. Линии нужно рисовать снизу вверх, подкинув монеты шесть раз и получив шесть линий, гексаграмму можно считать законченной и нужно искать ее значение под соответствующим номером.

Выбор следовать хорошим влияниям приносит высший успех. Возможно, вы не сможете изменить направление ветра, но, часто настраивая паруса, вы можете добраться до места назначения с радостью, которая вдохновляет других следовать за вами.

В делах человечества перемены постоянны, а старые идеи отбрасываются в пользу новых. Великий лидер может появиться только благодаря тому, что он адаптируется к требованиям времени. Точно так же, только приспосабливаясь к меняющимся обстоятельствам, человек может процветать в мире торговли. Оставайтесь гибкими, и вы обретете уверенность в себе и уважение окружающих.

Толкование линий:

Строка 1 (нижняя строка)

Вы должны быть гибким. Удача ждет вас, если вы будете искренны с окружающими, высказывайте свои убеждения в толпе, но будьте честным как с другими, так и с самим собой.

Выбирайте своих партнеров тщательно. Если есть некомпетентные люди вокруг вас, возможно, настало время отклонить их дружбу или, по крайней мере, дистанцироваться от них. С другой стороны, будьте осторожны, связываясь только с сильными. Луна ярко светит в море маленьких звезд, но исчезает с восходом солнца.

По мере того как вы двигаетесь по жизни, возникают возможности для развития вместе с могущественными, уважаемыми или стоящими людьми. Общение с ними приносит счастье. Но каждая новая связь с кем-то важным требует равного и противоположного уменьшения отношений, которые у вас есть с кем-то менее важным. Сильные сердца оставляют позади то, что уступает или поверхностно, и принимают вызов развивать лучшие отношения.

Установите свой компас на то, что красиво и правдиво, доверяйте своей интуиции и плывите в сверкающее море. Вместе с упорством придет и удача.

Строка 6 (верхняя строка)

Возможно, настало время искать совета у кого-то более мудрого и более опытного, чем вы. Будьте восприимчивы к советам от человека, которого вы уважаете, и внесите необходимые корректировки. Если он или она согласятся активно работать от имени вашего дела или предприятия, это приведет к высшей удаче.